Газпромбанк

1 и более 3 коэффициент. Индивидуальный пенсионный коэффициент — что это такое? Порядок начисления районного коэффициента к заработной плате

Статьи 146, 148 и 316 Трудового Кодекса РФ законодательно устанавливают, что зарплата работников, занятых в регионах с особыми климатическими условиями, должна индексироваться посредством повышающего районного коэффициента.

Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» устанавливает к зарплате.

В этой публикации мы рассмотрим от чего зависит районный коэффициент к заработной плате, как он определяется, к каким выплатам применяется, а каким нет.

Начнем с цитаты статьи 316 Трудового Кодекса Российской Федерации:

Статья 316 ТК РФ. Районный коэффициент к заработной плате

Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

Районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате и при назначении страховых пенсий в соответствии со статьями 15 - 17 Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» применяются те, что были установлены органами государственной власти бывшего СССР или органами государственной власти Российской Федерации.

Что отнести к Крайнему Северу и местностям, приравненным к его районам?

Местности, которые необходимо относить к районам Крайнего Севера и местностям, приравненные к его районам, определены постановлением Совмина СССР от 03.01.1983 N 12 «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029» (вместе с «Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях», утв. Постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 N 1029).

Обратите внимание, что помимо районов Крайнего Севера данное постановление содержит также перечень утративших силу решений Правительства СССР о включении отдельных территорий в перечень местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.

Правильное определение размера районного коэффициента к зарплате

Трудовое законодательство России требует от работодателей применения районных коэффициентов при расчете заработной платы работников в условиях Крайнего Севера и регионов, приравненных к районам Крайнего Севера. Напоминаем, что затраты на выплату заработной платы работникам с учетом районного коэффициента включаются в расходы предприятия, на которые может быть уменьшена база по налогу на прибыль (ст 316 ТК РФ, ст 255 НК РФ).

Чтобы правильно определить размер районного коэффициента для расчета зарплаты работников организация может напрямую обратиться в трудовую инспекцию по месту регистрации, отправив письменный запрос. Трудовая инспекция обязана предоставить консультации по вопросам применения статьи 356-ой Трудового Кодекса РФ. Имейте в виду, что письменный ответ трудовой инспекции поможет избежать в будущем претензий от проверяющих и проблем в трудовых спорах с сотрудниками.

Северные надбавки для совместителей

Если говорить про «северные надбавки» для совместителей (граждане, работающие по совместительству), то третий пункт ст 285 ТК РФ гласит:

Лицам, работающим по совместительству в районах, где установлены районные коэффициенты и надбавки к заработной плате, оплата труда производится с учетом этих коэффициентов и надбавок.

Данные нормы вы встретите также и в тексте «Обзора Верховного Суда Российской Федерации практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.02.2014).

Северный коэффициент для сезонных и временных работников, вахтовиков

В соответствии со статьей 302 ТК РФ, районный северный коэффициент должен учитываться при расчете заработной платы временных и сезонных работников, выезжающих в регионы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других районов страны, для выполнения работы вахтовым методом.

Детали расчета зарплат работников, которые заняты на временных и сезонных работах в районах Крайнего Севера отражены в статья 129, 146 и 315 Трудового Кодекса Российской Федерации.

Северная надбавка для дистанционных работников и надомников

При расчете зарплат дистанционных работников или надомников, необходимо использовать районный коэффициент «северной надбавки», установленный для местности с особыми климатическими условиями, если в качестве места работы в трудовом договоре таких сотрудников указана местность Крайнего Севера или приравненная к ней (согласно Обзора Верховного Суда РФ от 26.02.2014).

Районный коэффициент к зарплате работников с разъездным характером работы

Если работник, имеющий разъездной характер работы, выполняет свои непосредственные трудовые обязанности в районах с особыми климатическими условиями, а не по месту нахождения обособленного подразделения организации или самой организации, то при расчете его заработной платы в обязательном порядке должен быть применен повышающий районный коэффициент.

Порядок начисления районного коэффициента к заработной плате

В соответствии с Обзором Верховного Суда РФ от 26.02.2014 и трудовым законодательством РФ в целом, порядок начисления районного коэффициента к заработной плате заключается в обязательном учете повышающего коэффициента при расчете зарплаты с первого дня работы сотрудника в районе с особыми климатическими условиями до последнего дня работы в районах, в которым применяется «северный коэффициент».

На какие выплаты начисляется районный коэффициент?

В соответствии с главной 50 Трудового Кодекса Российской Федерации (Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) районный коэффициент должен начисляться на следующие выплаты:

  1. вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы;
  2. компенсационные выплаты (выплаты за работу в ночное, сверхурочное время, работу в праздничные дни и др.);
  3. стимулирующие выплаты (премии, стимулирующие надбавки и доплаты, а также другие выплаты поощрительного характера).

То есть районный коэффициент начисляется на все три основные составляющие заработной платы работников, различные по своему содержанию, целям и основаниям начисления.

На какие выплаты не применяется районный коэффициент?

Согласно положениям статей 129, 135, 315 ТК РФ районный коэффициент не начисляется на выплаты, не входящие в систему трудовой оплаты, поэтому работодатель может не применять районный коэффициент при начислении разовой премии например.

Виды выплат, на которые районный коэффициент не начисляется

  • Процентные надбавки
  • К заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
  • К заработной плате за работу в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока
  • Средний заработок
  • Отпускные выплаты
  • За время командировки
  • За время простоя по вине работодателя
  • За время исполнения работником государственных или общественных обязанностей
  • За время обучения работника, направленного на профессиональную подготовку
  • Сохраняемый за дни сдачи крови
  • Выходное пособие при увольнении и т.д.
  • Материальная помощь
  • Выплаты к отпуску
  • В связи с рождением ребенка
  • В связи с вступлением работника в брак
  • В связи со стихийным бедствием
  • При увольнении в связи с выходом на пенсию и т.д.
  • Компенсация затрат, связанных с исполнением трудовых обязанностей
  • Надбавка за вахтовый метод работы в районе Крайнего Севера (выплачивается взамен суточных)
  • Расходов, связанных с переездом на работу в другую местность
  • За использование личного имущества работника в интересах работодателя и т.д.
  • Премия, не предусмотренная системой оплаты труда компании
  • К профессиональному празднику
  • Выплаты к юбилейной дате
  • Связанная с присвоением почетного звания и т.д.

Более высокие размеры районных коэффициентов

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов и государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.

Районные коэффициенты к заработной плате работников в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Перечисленные ниже районные коэффициенты к заработной плате работников в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях касаются непроизводственных отраслей. Данные приведены согласно информационного письма Департамента по вопросам пенсионного обеспечения министерства труда и социального развития российской федерации 9 июня 2003 г. N 1199-16 департамент доходов населения и уровня жизни министерства труда и социального развития российской федерации 19 мая 2003 г. N 670-9 пенсионный фонд российской федерации 9 июня 2003 г. N 25-23/5995

1. Районный коэффициент 2,0:

  • Острова Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря и острова Диксон);
  • Республика Саха (Якутия) - местности, где расположены предприятия и стройки алмазодобывающей промышленности, на месторождениях «Айхал» и «Удачная», прииски «Депутатский» и «Кулар», Нижнеколымский район, поселок Усть-Куйга Усть-Янского района;
  • Сахалинская область - Северо-Курильский, Курильский, Южно-Курильский районы (Курильские острова);
  • Камчатская область - Алеутский район (Командорские острова);
  • Чукотский автономный округ - вся территория автономного округа.

2. Районный коэффициент 1,80:

  • Красноярский край - г. Норильск и подчиненные его администрации населенные пункты;
  • Сахалинская область - Ногликский район, Охинский район, г. Оха.
  • Мурманская область - г. Мурманск-140.

3. Районный коэффициент 1,70:

  • Республика Саха (Якутия) - Ленский район (севернее 61 град. северной широты), г. Мирный и подчиненные его администрации населенные пункты;
  • Магаданская область - вся территория области;
  • Мурманская область - пгт. Туманный.

4. Районный коэффициент 1,60:

  • Республика Коми - г. Воркута и подчиненные его администрации населенные пункты;
  • Республика Саха (Якутия) - Кобяйский, Вилюйский, Верхневилюйский, Нюрбинский (ранее Ленинский), Сунтарский, Мирнинский (за исключением местностей, где расположены предприятия и стройки алмазодобывающей промышленности на месторождениях Айхал, Удачный, г. Мирный и подчиненные ему администрации населенных пунктов), Оленекский, Анабарский, Жиганский, Булунский, Томпонский, Оймяконский, Верхоянский, Верхнеколымский, Среднеколымский, Аллаиховский, Абыйский, Момский, Усть-Янский (за исключением приисков «Депутатский» (пгт Депутатский), «Кулар», поселка Усть-Куйга), Эвено-Бытантайский районы
  • Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ - вся территория автономного округа;
  • Эвенкийский автономный округ - северные части Эвенкийского автономного округа (севернее реки Нижняя Тунгуска);
  • Красноярский край - Туруханский (севернее рек Нижняя Тунгуска и Турухан) район, местности, расположенные севернее Полярного круга (за исключением г. Норильска и подчиненных его администрации населенных пунктов), г. Игарка и подчиненные его администрации населенные пункты;
  • Хабаровский край - Охотский район;
  • Камчатская область - вся территория области (за исключением Алеутского района);
  • Корякский автономный округ - вся территория автономного округа;
  • Сахалинская область - Ногликский, Охинский районы, г. Оха.

5. Районный коэффициент 1,50:

  • Республика Коми - г. Инта и подчиненные его администрации населенные пункты;
  • Республика Саха (Якутия) - пгт. Кангалассы;
  • Республика Тыва - Монгун - Тайгинский, Тоджинский, Кызылский (территория Шынаанской сельской администрации) районы;
  • Ненецкий автономный округ - вся территория автономного округа;
  • Тюменская область - Уватский район;
  • Ханты-Мансийский автономный округ - северная часть автономного округа (севернее 60 град. северной широты);
  • Ямало-Ненецкий автономный округ - вся территория автономного округа;
  • Томская область - Александровский, Верхнекетский, Каргасокский, Колпашевский, Парабельский и Чаинский районы, города Кедровый, Колпашево, Стрежевой.

6. Районный коэффициент 1,40:

  • Республика Алтай - Кош-Агачский, Улаганский районы;
  • Республика Карелия - Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский районы, города Кемь и подчиненные его администрации населенные пункты, Костомукша;
  • Республика Саха (Якутия) - Нерюнгринский, Алданский, Ленский (южнее 61 град. северной широты), Олекминский, Хангаласский, Усть-Майский, Амгинский, Таттинский, Чурапчинский, Усть-Алданский, Мегино-Кангаласский, Намский, Горный районы и г. Якутск.
  • Республика Тыва - вся территория республики, за исключением районов, указанных в п. 5;
  • Приморский край - Кавалеровский район (пос. рудников Таежный и Тернистый);
  • Хабаровский край - Аяно-Майский, Ванинский, Верхнебуреинский (севернее 51 град. северной широты), им. П. Осипенко, Николаевский, Советско-Гаванский, Солнечный (Амгуньская и Дукинская сельские администрации), Тугуро-Чумиканский, Ульчский районы, города Николаевск-на-Амуре, Советская Гавань и подчиненные его администрации населенные пункты;
  • Архангельская область - Лешуконский, Мезенский, Пинежский и Соловецкий (Соловецкие острова) районы, г. Северодвинск и подчиненные его администрации населенные пункты;
  • Мурманская область - вся территория области, за исключением районов, указанных в п. п. 2, 3;
  • Сахалинская область - вся территория области, за исключением районов, указанных в п. п. 1, 4.

7. Районный коэффициент 1,30:

  • Республика Бурятия - Баунтовский, Муйский, Северо-Байкальский районы, г. Северобайкальск и подчиненные его администрации населенные пункты;
  • Республика Карелия - Медвежьегорский, Муезерский, Пудожский и Сегежский районы, г. Сегежа и подчиненные его администрации населенные пункты;
  • Республика Коми - Ижемский, Печорский, Троицко-Печорский, Усть-Цилемский, Удорский районы, города Вуктыл и подчиненные его администрации населенные пункты, Сосногорск и подчиненные его администрации населенные пункты, Ухта и подчиненные его администрации населенные пункты, Усинск и подчиненные его администрации населенные пункты, Печора и подчиненные его администрации населенные пункты;
  • Эвенкийский автономный округ - южные части Эвенкийского автономного округа (южнее реки Нижняя Тунгуска);
  • Красноярский край - Богучанский, Енисейский, Кежемский, Мотыгинский, Северо-Енисейский, Туруханский (южнее рек Нижняя Тунгуска и Турухан) районы, города Енисейск и Лесосибирск и подчиненные его администрации населенные пункты;
  • Амурская область - Зейский, Селемджинский, Тындинский (за исключением Муртыгитского сельсовета) районы, города Зея и Тында и подчиненные их администрациям населенные пункты;
  • Иркутская область - Бодайбинский, Братский, Казачинско-Ленский, Катангский, Киренский, Мамско-Чуйский, Нижнеилимский, Усть-Илимский, Усть-Кутский районы, г. Братск и населенные пункты, подчиненные его администрации, города Бодайбо, Усть-Илимск, Усть-Кут;
  • Читинская область - Каларский, Тунгиро-Олекминский и Тунгокоченский районы;
    Ханты-Мансийский автономный округ - южная часть автономного округа (южнее 60 град. северной широты);
  • Томская область районы - Бакчарский, Кривошеинский, Молчановский, Тегульдетский районы и сам город Томск.
  • Кемеровская область.

8. Районный коэффициент 1,25:

  • Вологодская область - город Череповец
  • Алтайский край - Алейский, Баевский, Благовещенский, Бурлинский, Волчихинский, Егорьевский, Завьяловский, Ключевский, Кулундинский, Мамонтовский, Михайловский, Немецкий, Новочихинский, Поспелихинский, Панкрушихинский, Родинский, Романовский, Рубцовский, Славгородский,Суетский, Табунский, Угловский, Хабарский и Шипуновский районы, г. Алейск, г. Славгород и г. Яровое;

9. Районный коэффициент 1,20:

  • Республика Бурятия - Баргузинский, Курумканский, Окинский районы;
  • Республика Коми - вся территория Республики Коми, за исключением районов, указанных в п. п. 4, 5, 7;
  • Приморский край - Кавалеровский (за исключением пос. рудников Таежный и Тернистый), Красноармейский (пгт. Восток и Богуславецкая, Вострецовская, Дальнекутская, Измайлихинская, Мельничная, Рощинская, Таежненская сельские администрации), Ольгинский, Тернейский районы, г. Дальнегорск и населенные пункты, находившиеся в подчинении его администрации ранее (Ранее Дальнегорский район);
  • Хабаровский край - Амурский (пгт. Эльбан и подчиненные его администрации населенные пункты, Ачанская, Вознесенская, Джуенская, Омминская, Падалинская сельские администрации), Верхнебуреинский (южнее 51 град. северной широты), Комсомольский, Солнечный (за исключением Амгуньской и Дукинской сельских администраций) районы, города Амурск, Комсомольск-на-Амуре;
  • Архангельская область - вся территория области, за исключением районов, указанных в п. 6;
  • Коми-Пермяцкий автономный округ - Гайнский, Косинский, Кочевский районы.
  • Томская область (исключая г. Томск и районы из пункта 7)
  • Свердловская область (Гаринский и Таборинский районы, города Ивдель, Карпинск, Краснотурьинск и Североуральск с территориями, находящимися в их административном подчинении и районы, Александровский, Добринский, Кузнецовский, Носовский, Оверинский, Озерский, Пальминский, Фирулевский и Черновский сельские советы Тавдинского сельского района)

10. Районный коэффициент 1,15:

  • Республика Карелия - вся территория республики, за исключением районов, указанных в пунктах 6 и 7.
  • Алтайский край, Новосибирская, Омская и Тюменская области, г.Томск Томской области.
  • Екатеринбург и вся Свердловская область за исключением районов из пункта 9
  • Республика Башкортостан
  • Город Пермь и Пермский край, за исключением районов из пункта 9

Обращаем ваше внимание, что в некоторых регионах и субъектах федерации могут быть дополнительно установлены местные районные коэффициенты. Для того, чтобы избежать ошибки и проблемы при расчете заработной платы мы настоятельно рекомендуем работодателям отправлять соответствующий запрос в Трудовую инспекцию по месту нахождения организации для получения письменного ответа.

Впервые начислять северные и районные надбавки к зарплате стали еще в 70-х годах прошлого века. Так правительство Советского Союза старалось стимулировать молодых людей, специалистов к работе в крайне тяжелых условиях. Сейчас сохраняется традиция доплачивать за труд на Севере, но вот соотношение зарплаты и процентов надбавки существенно поменялись. Рассмотрим подробнее, что такое районный коэффициент и как с ним работать.

Законодательство

Фактически на сегодняшний день нет единого нормативного документа, который бы объединил все инструкции, положения и руководства на счет доплаты работникам крайнего севера и приравненных к нему районов. Для того чтобы правильно начислить тот или иной процент и знать, когда и кому можно это делать, нужно обратиться к нескольким законодательным актам. В процессе разбора всех вопросов, касающихся северных и районных коэффициентов мы будем ссылаться на тот или иной правительственный документ.

В статьях 129 и 316 Трудового кодекса РФ указано, что лица, работающие в определенных условиях, которые не приравниваются к нормальным, должны получать компенсацию. Одной из таких форм является районный коэффициент. Снова-таки, сколько и какой процент доплачивать, часто неясно. Бухгалтеры на этот счет руководствуются законодательными актами, принятыми еще во времена Советского Союза.

Чем отличаются северные надбавки от районных

Северная надбавка – это некоторая сумма, которая вычисляется в процентном соотношении от заработной платы и полагается работникам Крайнего Севера. Эти районы четко установлены, а также есть особые территории, которые к ним приравниваются. Сама надбавка рассчитывается индивидуально для каждого сотрудника и во многом зависит от стажа и времени, прожитого на Севере.

Районный коэффициент тоже начисляется тем, кто живет на Севере, но, кроме этого, он полагается и тем, кто работает в неблагоприятной климатической зоне. Это регионы, близкие к Северным, высокогорные города и села, пустынные территории и прочее. Также дополнительную надбавку получают работники зоны, попавшей под радиационное облучение. Этот коэффициент не индивидуален, его значение четко регулируется нормативными актами, и он является общим для всех в пределах той или иной местности.

Порядок начисления

Прежде всего следует отметить, что начисление районного коэффициента производится работнику, который трудится в неблагоприятной местности, независимо от того, где находится фактическое место расположения работодателя. Если главный офис имеет юридический адрес в Москве, а подразделение находится в Череповце, то всем, кто числится в Череповце, полагается надбавка. В случае когда служба идет в определенный период времени, то коэффициент рассчитывается пропорционально заработной плате за этот период.

Дополнительно нужно учитывать еще один важный нюанс. Районный коэффициент (расчет в бухгалтерии) должен высчитываться только после того, как к основной заработной плате были приплюсованы все доплаты за звание, непрерывный стаж, должностную позицию, выслугу лет, за ночные и внеурочные часы, совмещение.

При этом не должны учитываться: северная надбавка, все виды выплат по среднему заработку (например, отпускные), материальная компенсация или единовременные премии.

Категории природно-климатических условий

Районный коэффициент к заработной плате начисляется прежде всего в зависимости от места работы. Всего в России выделяется четыре категории природно-климатических условий.

В первую группу относятся все поселки и станции Крайнего Севера с особо сложными условиями для жизни и работы. На данный момент самый большой коэффициент в размере двойной зарплаты положен полярникам на островах Северно-Ледовитого океана и его морей плюс Курильские и Командорские острова.

Во вторую группу входят остальные регионы Крайнего Севера, перечень которых довольно велик.

Третья группа – это местность, которая лишь приравнивается в Северной.

И четвертая группа – это территории сложных климатических условий или с иными, вредными для здоровья, показателями.

Северные регионы с наибольшим коэффициентом

Наибольший районный коэффициент среди всех регионов Крайнего Севера имеет город Мурманск. Это значение равняется 1,8, что на практике означает прибавку к зарплате в размере 80%. Чуть меньше в поселке Туманном – 1,7. В остальной части области сохраняется значение – 1,4.

Следующий регион с высоким показателем – г. Воркута и прилежащие территории. Здесь доплачивают 60% к зарплате. Чуть меньше в г. Инта – 1,5. На остальной территории республики Коми районный коэффициент варьируется от 1,3 до 1,2, в том числе и в столице – г. Сыктывкаре.

Архангельская область – 1,2, за исключением самого Архангельска, здесь – 1,4.

К северному региону также относится республика Карелия. Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухские районы имеют коэффициент 1,4. Некоторые другие – 1,3, город Петрозаводск и прилежащие территории – 1,15.

Территории, приравненные к северным

В Приложении к постановлению Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 20 ноября 1967г. № 512/П-28 указано, что территориями, приравненными к северным, считаются края: Хабаровский, Приморский, Читинская и Амурская область, Бурятия. Самое интересное, что нормы, принятый 50 лет назад, действуют и сейчас. У жителей этих регионов повышенная заработная плата. Районный коэффициент равен 1,2.

В эту же категорию входит территория Алтайского края и горный Алтай. У жителей возвышенности коэффициент довольно на высоком уровне – 1,4. Равнинные территории имеют всего лишь 1,25. Приравнивать эту местность к северной было решено в 1994 году постановлением Правительства РФ от 18.07.1994г. № 856.

Местность с тяжелыми климатическими условиями

В 1987 году районами со сложными климатическими условиями были признаны области Урала: Екатеринбургская, Пермская и некоторые районы, входящие в состав этих и других областей. Коэффициент здесь невысок – 1,2. Дополнительно надбавку в 15% получают жители городов Курган, Пермь, Оренбург, а также работники Челябинской области, Республики Башкортостан и Удмуртии.

Начисление северной надбавки молодежи до 30 лет

Северный и районный коэффициент автоматически начисляется к зарплате в полном размере тем, кто родился и жил все время на привилегированной территории. Но для тех, кто приехал сюда недавно, существуют другие правила. В этом вопросе существует очень много тонкостей, в которых следует разобраться.

Первый нюанс. Раньше было принято так. Если человек жил всю жизнь на Севере, учился и поступил на работу, то ему сразу будут платить 100% положенную надбавку. Этот закон действовал до 2005 года. Теперь нужно обратиться к письму Минздрава России № 697-13 от 17.08.2005, в котором разъясняется статья 11 Закона № 4520-1. Внимание! Сейчас действует указ такой. В том случае, если на работу берется сотрудник возрастом до 30 лет, и он прожил до 1 января 2005 года на территории РКС более 5 лет, то ему полагается надбавка в полном размере.

Например, сотрудник родился в Воркуте в 1990 году. На момент принятия его на работу в 2010 ему было 20 лет. Из своего родного города он не выезжал. Он прожил до 1 января 2005 года 15 лет, а значит, районный коэффициент к заработной плате будет выплачиваться в полном объеме.

Начисление надбавки в случае если сотрудник не прожил 5 лет в РКС до 2005 года

Рассмотрим другой вариант. Допустим, сотрудник прожил в РКС менее 5 лет, но больше 1 года. Например, его год рождения 1997, и первые 5 лет своей жизни он провел где-нибудь в Красноярске, а потом семья переехала на Север. До 2005 года он прожил в РКС всего 3 года. В 2016 принят на работу. В таком случае увеличение его северной надбавки будет производиться в ускоренном режиме:


Начисление северной надбавки тем, кто только приехал в регион КС и начал там трудовую деятельность

Для того чтобы правильно рассчитать северную надбавку вновь прибывшему работнику, стоит обратиться к статье 317 Трудового кодекса и положению 11 Закона № 4520-1, которые в последний раз редактировался федеральным законом № 122-ФЗ от 22.08.2004. В этих документах указаны четкие рекомендации по величине и условиям начисления надбавок.

Согласно этому, сотруднику, который не менее 12 месяцев прожил в регионе Крайнего Севера или приравненной территории и при этом трудился официально на протяжении полугода, полагается первая надбавка в размере 10%. Далее размер заработной платы будет повышаться еще на 10% с истечением второго полугодия. За год размер ее увеличится на 20%. Если сотрудник продолжает трудиться на том же месте, каждые шесть месяцев ему полагается надбавка в 10% до максимально допустимого предела в данном регионе.

Послесловие

На практике все бухгалтера и финансисты руководствуются самой старой инструкцией, принятой еще в СССР. Многие из ее положений уже давно утратили свое юридическое значение. И Верховный Суд России может отменить то или иное правило лишь после обращения граждан. Ввиду пассивности наших сограждан эти статьи так и остаются на бумаге, т. е. формально действительными. Лишь единицы способны добиваться и отстаивать свои права.

Согласно ст. 313 Трудового кодекса, любой работодатель способен проявить собственную инициативу по вознаграждению своих сотрудников за работу в неблагоприятных условиях. Кроме того, такие же условия допускаются или для органов местного самоуправления. Если региональная власть или предприниматель решат выплачивать дополнительные гарантии или компенсации, закон этому противоречить не будет.

В каких случаях прибор не ставится Несмотря на рекомендации водоканала о повсеместной установке приборов учета, далеко не любой владелец квартиры может воспользоваться подобным правом. В каких же случаях придется обходиться без счётчика? 1. Когда здание или строение, где расположено ваше жилье, в официальном порядке признали аварийным либо ветхим. 2. Если установка прибора водоканалом невозможна без капитального ремонта сетей или всего дома. 3. Прибор запрещается ставить с несоблюдением принятых норм. 4. Агрегат не подлежит установке на водопроводные трубы, находящиеся в плохом или аварийном состоянии. 5. Когда условия эксплуатации счетчика не подходят для нормальной его работы. Речь идёт о повышенной влажности, температуре либо наличие электромагнитных волн. В данном случае приборы устанавливать не следует, а имеющиеся требуется вывести из эксплуатации.

Повышающие коэффициенты при отсутствии приборов учета

Путем несложных расчетов (переводим в литры и делим на 30 дней) получаем свыше 380 л в день на каждого. Для сравнения: наполненная ванна содержит около 250 литров.

То есть подразумевается, что все без исключения члены семьи ежедневно принимают ванну (чего на самом деле нет) и пользуются, кроме того, водой для бытовых нужд в объеме не менее 130 литров. Согласно проведенным исследованиям, в среднем люди потребляют около двух кубов горячей и трех — холодной воды.


То есть без счетчика мы переплачиваем примерно за 6 кубов каждый месяц. И сумма в квитанции завышена по сравнению с реальной примерно вдвое.
Экономим со счетчиком Чтобы развеять оставшиеся сомнения на тему целесообразности установки счётчика, следует учесть тот факт, что обязанность платить за воду каждый месяц не исчезает даже в ситуации реального отсутствия людей в квартире (отъезда жильцов).

Post navigation

В вышеупомянутом случае (регистрации всех членов семьи по месту проживания) выгоду оспаривать трудно. Уже через несколько месяцев расход на установку прибора окупится.


А как быть, если прописан один (максимум два человека), а реально проживают четверо или пятеро? В большинстве таких ситуаций владельцы квартир счетчики ставить отказываются. Еще совсем недавно согласно закону любой владелец жилья имел полное право самостоятельно принимать решение по данному вопросу.
Постановлением Правительства РФ утверждалось, что заставить осуществить процедуру постановки прибора учета вас никто не имеет права. В том числе неправомочен был в этом деле и сам водоканал.
То есть вопрос этот решался по усмотрению владельца квартиры.

Повышающий коэффициент при отсутствии прибора учета

С каждым полугодием владельцы квартир, не оборудованных счетчиками, платят всё больше и больше. Такие коэффициенты введены в РФ с 2015 года. По ним рассчитываются тарифы для тех абонентов, кто до сих пор не пользуется агрегатами воды.

Именно для них коммунальные платежи постоянно и неуклонно растут. Динамику повышения цен можно проследить в цифрах: С начала 2015 года повышающий коэффициент на холодную воду (как и на горячую) был равен 1, 1.

Инфо

Второе полугодие этого же года принесло повышение его на 0, 1 (то есть он стал равен 1,2). В течение первого полугодия 2016 года использовался повышенный коэффициент на воду без счетчиков 1,4.


Внимание

С середины и до окончания того же 2016 года он вырос до 1,5. Ну а какой повышающий коэффициент на воду действует сейчас? С начала 2017 года его величина составляет 1,6.

Кому начисляют с повышающими коэффициентами?

Это сделано для стимулирования собственников к установке счетчиков. То есть не хотите ставить — платите больше, причем сумма будет постоянно увеличиваться. Уже со следующего, 2017 года с 1 января повышающий коэффициент вырастет до значения 1,5, то есть плата увеличится на 50%. Повышенный норматив начисляют в тех случаях, когда: · жилое помещение не оборудовано индивидуальными приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии; · прибор учета вышел из строя или утерян, либо истек срок его эксплуатации, при условии, что за 3 месяца работоспособность счетчика не восстановлена; · жилец не пускает исполнителя коммунальной услуги (представителя управляющей или ресурсоснабжающей организации), чтобы тот проверил техническое состояние счетчика и (или) достоверность представленных сведений о показаниях приборов учета (более 3 месяцев подряд).

В россии утвержден коэффициент 1,4 к нормативам потребления коммунальных услуг

Практические советы Как же быть, если вы попадаете в одну из перечисленных выше категорий, но тем не менее получаете квитанции на оплату с повышающим коэффициентом? Ваши действия в таком случае должны быть следующими: 1. Вызываете сотрудника УК, которому предстоит осмотреть то место, где прибор смонтирован, оценить состояние водопроводных труб и всего помещения. 2. Его обязанность — составить соответствующий акт с четким указанием в нём причин невозможности установки учетного оборудования. Документ обязательно должен содержать конкретные данные — номера дома и квартиры, название улицы. 3. Если вы уже пользуетесь прибором, но условия эксплуатации его изменились и перестали соответствовать нормальным, то имеете право сделать запрос на демонтаж агрегата до исправления текущего состояния.

Vi. порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги

Таким образом, потребители коммунальных ресурсов, до сих пор не оборудовавшие жилье счетчиками, увидят новации в платежных поручениях, которые получат в августе (когда будет производиться оплата ресурсов за июль). «Новшество не коснется собственников, в чьих квартирах установка узлов учета технически невозможна. Однако отсутствие техвозможности установки индивидуальных приборов учета обязательно должно быть подтверждено документально.

Соответствующий акт можно получить в управляющей компании либо в ТСЖ. Но важно знать, что он оформляется по определенным правилам.

Акт должен соответствовать форме, которая регламентирована приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 627», – уточняет С. Фомина. В СГРЦ также подчеркивают, что коэффициенты будут применяться не только к нормативам, при расчетах оплаты для «неоприборенных» квартир и частных домов.

Повышающий коэффициент на воду по нормативу

Кроме того, требования об оснащении приборами учета воды, электрической энергии, тепловой энергии не распространяются: · на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года; · объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем 5 киловатт или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем 0,2 гигакалории в час. Применение вышеуказанных исключений не требует от исполнителя проведения технического обследования на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета. Такой критерий используется исполнителем в силу соответствующей информации, содержащейся в технической документации на многоквартирный дом или в соответствующем уведомлении органа местного самоуправления.
Что из этого следует Судя по динамике роста повышающего коэффициента к нормативу на воду, вывод напрашивается один — оплата за коммунальные услуги растет и будет продолжать увеличиваться впредь. Если в январе 2015 года жильцам без счётчика предстояло заплатить всего лишь на 10% больше, чем в декабре 2014 года, то в январе 2017 г. разница составила уже 60%.

Не секрет, что подобный рост цен для карманов рядовых граждан очень и очень ощутим. Целью введения повышенного коэффициента на горячую воду (равно как и на холодную) государством и коммунальными службами было стимулирование гражданами скорейшего перехода на систему учета потребляемых ресурсов при помощи соответствующих приборов.

Но несмотря на все старания властей, повсеместной установки счётчиков так и не произошло.

Коэффициент 1 4 при отсутствии счетчиков

Установив же прибор, вы обязаны будете оплатить лишь реально израсходованный объем. То есть за все периоды своего отсутствия вы имеете возможность сэкономить немаленькую сумму. Главное — не забывать о регулярной обязанности сообщать цифры показаний счетчика в водоканал. Некоторым людям психологически трудно после установки счётчика расходовать сразу много воды.

Они опасаются огромных сумм в квитанции. Но переживать по этому поводу не следует. Как показывает практика, реальный расход чаще всего в пару-тройку раз меньше того, который принят в качестве среднего показателя.

Посчитаем выгоду Все преимущества налицо в случае регистрации полного состава семьи в данной конкретной квартире. С учётом возросших тарифов на оплату в отсутствие счетчика с 1 июля 2015 года расходы эти намного возросли.

Подобный прибор устанавливается за сумму от 20 до 60 у.