Сбербанк России

1 инвестиционное право в правовой системе. В. ГущинИнвестиционное право. Учебник

1. Система инвестиционного права включает в себя следующие элементы нормы инвестиционного права
а) институты инвестиционного права
б) нормы и институты инвестиционного права
в) принципы, институты и нормы инвестиционного права
2. Инвестиционное право – это:
а) комплексная отрасль законодательства
б) межотраслевой правовой институт
в) отрасль права
г) комплексная отрасль права

3. Совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу привлечения и использования и контроля за инвестициями и осуществляемой инвестиционной деятельностью, а также отношения, связанные с ответственностью инвесторов за действия,
а) отрасль права
б) система законодательства
в) научная дисциплина
г) учебная дисциплина

4. Право инвестора вкладывать своё имущество в любой сфере предпринимательства, в любой из предусмотренных в законе форме, с использованием любых (не изъятых из оборота) видов имущества – это:

б) принцип законности;

принцип государственного регулирования инвестиционной деятельности.

5. Не является источником инвестиционного права:
а) ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений»;
б) ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
в) ФЗ «Об инвестиционных фондах»;
г) Трудовой кодекс РФ.

6. Инвестиции в основные средства, в том числе затраты на новое строительство, строительно-монтажные работы, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проект – это:
а) портфельные инвестиции;
б) прямые инвестиции;
в) капитальные вложения;
г) смешанные инвестиции.

7. Приобретение акций, векселей и иных ценных бумаг, составляющих менее 10% в общем акционерном капитале конкретных российских предприятий — это:

а) портфельная инвестиция;
б) прямая инвестиция;
в) капитальные вложения;
г) смешанные инвестиции.

8. Материальные или нематериальные блага, по поводу которых возникают отношения в процессе руководства и осуществления инвестиционной деятельности — это:
а) инвестиции;
б) объекты инвестиционной деятельности;
в) инвесторы;
г) объекты гражданских прав.

9. Обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно — сметная документация, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций — это:
а) бизнес-план;
б) инвестиционный проект;
в) приоритетный инвестиционный проект.

10. Государство, юридическое или физическое лицо, осуществляющее вложение собственных заёмных или привлечённых средств в форме инвестиций и обеспечивающее их целевое использование — это:
а) инвестор;
б) заказчик;
в) подрядчик;
г) пользователь.

11. Совокупность имущественных и неимущественных прав инвестора на рынке ценных бумаг закрепляется
а) соглашением;
б) инвестиционным договором;
в) ценной бумагой;
г) указом Президента РФ.

12. Эмиссионные ценные бумаги характеризуются следующими легальными признаками:
а) закрепляют совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных ФЗ «О рынке ценных бумаг» формы и порядка;
б) не имеют номинальной стоимости;
в) размещаются выпусками;
г) имеют равные объём и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

13. Раздел имущества, составляющего инвестиционный фонд, и выдел из него доли в натуре
а) не допускается;
б) допускается;

г) допускается в случаях, предусмотренных ГК РФ.

14. Паевой инвестиционный фонд является:
а) юридическим лицом;
б) имущественным комплексом без создания юридического лица;
в) акционерным обществом;
г) имущественным комплексом с созданием юридического лица.

15. Понятие инвестиционного соглашения или договора в современном российском законодательстве
а) содержится в Законе об инвестиционной деятельности;
б) содержится в ГК РФ;
в) не существует.

16. Передача имущества в доверительное управление к доверительному управляющему
а) не влечёт перехода права собственности на имущество;
б) влечёт переход права собственности на имущество;
в) не влечёт никаких правовых последствий.
17. Отличительной особенностью договора доверительного управления паевым инвестиционным фондом является:
а) отсутствие выгодоприобретателя;
б) безвозмездность договора;
в) отсутствие инвесторов.

18.Вложение и реализация инвестиций с целью получения прибыли и/или достижения социально полезного эффекта – это:
а) инвестиционная деятельность;
б) инвестирование;
в) предпринимательская деятельность;
г) благотворительная деятельность.

19. Инвестиционная деятельность в форме непосредственного вложения денежных средств в производство товаров, работ, услуг:
а) ссудная
б) прямая
в) портфельная

20. Лицо, осуществляющее реализацию инвестиционного проекта:
а) инвестор
б) подрядчик
в)заказчик
г) пользователь

21. Присоединяясь к договору доверительного управления имущественным пулом (паевым инвестиционным фондом, ипотечным покрытием), физические или юридические лица ………. осуществления преимущественного права приобретения доли в праве собственности на имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд
а) не отказываются;
б) отказываются от;
в) извещаются о процедуре;
г) уведомляются о возможности.

22. Обращение взыскания на имущество паевого инвестиционного фонда по долгам владельца инвестиционных паев при его несостоятельности (банкротстве)
а) не допускается;
б) допускается;
в) допускается по решению суда;
г) допускается в случаях, предусмотренных в ГК РФ.

23. Если владелец инвестиционного пая вправе в любой рабочий день требовать от УК погашения всех принадлежащих ему инвестиционных паев и досрочного прекращения договора доверительного управления, паевой инвестиционный фонд является:
а) закрытым
б) интервальным
в) открытым

24. Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается ……….. отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц
а) безвозмездное;
б) возмездное;
в) полное
г) частичное

25. Соглашение между субъектами инвестиционной деятельности о выполнении ряда определённых действий по реализации прав по осуществлению инвестиционного проекта – это:
а) инвестиционный договор;
б) претензия;
в) договор коммерческой концессии;
г) договор о совместной деятельности.

26. Инструментом, посредством которого учредители паевого инвестиционного фонда передают своё имущество в доверительное управление управляющей компании, является
а) инвестиционный пай;
б) договор доверительного управления паевым инвестиционным фондом;
в) ипотечный сертификат участия.

27. Несоблюдение формы договора доверительного управления имущества
а) влечёт запрет в случае спора ссылаться на свидетельские показания;
б) означает, что договор является незаключённым;
в) влечёт его недействительность.

28. Договор доверительного управления паевым инвестиционным фондом – договор:
а) безводмездный
б) присоединения
в) публичный
г) односторонний

29. Акционерный инвестиционный фонд (АИФ) может быть создан:
а) в любой организационно-правовой форме;
б) в форме общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества;
в) только в форме закрытого акционерного общества;
г) только в форме открытого акционерного общества.
30. Согласно действующему законодательству инвестиционная деятельность
а) является предпринимательской деятельностью;
б) не является предпринимательской деятельностью;
в) может быть признана таковой, если подпадает под определение предпринимательства, приведенное в ГК РФ.

31. Согласно действующему законодательству инвестиционный пай
а) не является ценной бумагой;
б) является именной ценной бумагой;
в) является эмиссионной ценной бумагой;
г) не является эмиссионной ценной бумагой.

32. Согласно действующему законодательству инвестором может быть
а) любое физическое или юридическое лицо;
б) только юридическое лицо;
в) только лицо, обладающее специальной лицензией;
г) государство, субъекты федерации, муниципальные образования.

33. Паевый инвестиционный фонд (ПИФ) согласно действующему законодательству — это:
а) организация в форме акционерного общества;
б) организация в любой организационно-правовой форме;
в) имущественный комплекс, находящийся в управлении управляющей компании;
г) юридическое лицо.

34. Согласно действующему законодательству иностранные инвестиции — это:
а) любые денежные средства, ввезённые на территорию Российской Федерации;
б) средства, переданные в уставный капитал коммерческой организации на территории Российской Федерации;
в) любые вложения иностранных физических и юридических лиц в объекты на территории Российской Федерации, признаваемые по закону иностранными инвестициями.

35. Для осуществления инвестиционной деятельности
а) необходимо учредить инвестиционную компанию;
б) необходимо приобрести специальную лицензию;
в) необходимо осуществлять инвестиции и вести инвестиционные проекты;
г) необходимо учредить акционерный или паевый инвестиционный фонд.

36. Мерами поощрения иностранных инвестиций являются:
а) лицензирование;
б) квотирование;
в) предоставление налоговых льгот;
г) предоставление государственных гарантий.

37. Согласно действующему законодательству прямые инвестиции — это:
а) портфельные инвестиции;
б) материальные инвестиции в недвижимость;
в) вложения средств в уставные капиталы хозяйственных обществ в целях управления их делами;
г) инвестиции в приобретение контрольных пакетов акций акционерных обществ.

38. Согласно действующему законодательству субъектами инвестиционной деятельности признаются:
а) инвесторы;
б) заказчики;
в) исполнители работ (подрядчики);
г) пользователи объектов вложений и другие физические и юридические лица;
д) государство, субъекты федерации, муниципальные образования.
39. Самостоятельность, сопряжённость с риском, направленность на получение прибыли – это признаки:
а) инвестиционного права;
б) системы инвестиционного права;
в) метода инвестиционного права;
г) общественных отношений, составляющих предмет инвестиционного права.

40. Взаимосвязанные и взаимообусловленные части и элементы, которые характеризуют внутреннее строение инвестиционного права – это:
а) инвестиционное право;
б) предмет инвестиционного права;
в) система инвестиционного права;
г) принципы инвестиционного права.

41. Право инвестора вкладывать своё имущество в любой сфере предпринимательства, в любой из предусмотренных в законе форме, с использованием любых не изъятых из оборота видов имущества – это:
а) принцип свободы инвестиционной деятельности;
б) принцип законности;
в) принцип свободного использования инвестиций, форм или прав требования на имущество, вложенное в порядке инвестирования;
г) принцип государственного регулирования инвестиционной деятельности.

42. Недвижимость, производственное или иное оборудование, оборотные средства:
а) финансовые объекты инвестирования;
б) материальные объекты инвестирования;
в) нематериальные объекты инвестирования.

43. К существенным условиям договора участия в долевом строительстве относятся:
а) подлежащий передаче конкретный объект долевого строительства;
б) цена договора, сроки и порядок её уплаты;
в) гарантии качества товара;
г) государственная регистрация данного вида договора и уступки прав требований по договору;
д) получение разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного жило дома или иного объекта недвижимости.

44. Субъект, для которого создаётся объект инвестиционной деятельности:
а) инвестор;
б) заказчик;
в) подрядчик;
г) пользователь.

45. Признаки инвестиционного соглашения
а) безвозмездность договора;
б) целевое использование средств инвестора;
в) возможность инвестора влиять на производственную деятельность другой стороны.

46. Договор доверительного управления паевым инвестиционным фондом заключается в
а) нотариальной форме;
б) простой письменной форме;
в)форме правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом

47. Типовые правила доверительного управления паевыми инвестиционными фондами утверждены:
а) постановлениями Правительства РФ;
б) нормативными актами ФСФР;
в) ГК РФ и другими федеральными законами;
г) ГК РФ.

48. Отличие ценных бумаг коллективного инвестирования от эмиссионных ценных бумаг:
а) не имеют эмитента;
б) они закрепляют равные объем и сроки осуществления прав;
в) закрепляют вещное право своих владельцев — право общей собственности на имущество;
г) не обладают индивидуальными признаками;
д) отсутствует номинальная стоимость;
е) допускают возможность замены обязанного лица — доверительного управляющего.

Инвестиционное право как отрасль права имеет свою систему, т.е. внутреннюю структуру и разделение на определенные элементы, институты, каждый из которых отражает характер объективно складывающихся инвестиционных отношений в обществе, является закономерным процессом*(23).

Для понимания инвестиционного права и правового регулирования инвестиционных отношений необходимо в первую очередь отметить, что в современных условиях нормы инвестиционного права представляют собой первоначальный элемент содержания данной отрасли. Потому что в ней выражены прежде всего основные черты содержания инвестиционного права в целом. Содержанием инвестиционного права, т.е. предметом правового регулирования, является обособленная группа инвестиционных отношений, отражающих объективные условия существования и развития инвестиционного процесса и (или) инвестиционной деятельности.

Можно выделить следующие отличительные признаки инвестиционных правовых норм.

1. Поскольку инвестиционное право предназначено для установления и регулирования определенного вида общественных отношений, в которых основными участниками являются собственники, эти отношения объективно требуют юридически своеобразной правовой регламентации, поэтому каждой норме права присуще качество общеобязательного правила: нормы инвестиционного права обязательны для всех, кто является участником инвестиционных отношений.

2. Нормы инвестиционного права устанавливаются, а также охраняются от нарушения государством, осуществляющим контроль за соблюдением норм инвестиционного права.

3. Нормы инвестиционного права отличаются признаком формальной определенности. Они формулируют права субъектов инвестиционной деятельности на конкретные виды дозволенных действий на те или иные объекты, признаваемые инвестициями, а также обязанности, запреты и меры ответственности за их неисполнение или нарушение публичного порядка.

4. Нормы инвестиционного права регулируют сложные общественно необходимые отношения между собственниками.

При этом каждая из норм инвестиционного права является общеобязательным предписанием государства. Все нормы инвестиционного права призваны регулировать общественные отношения в сфере инвестиционной деятельности. При этом регулятивные нормы инвестиционного права устанавливают содержание правил поведения, которое выражается в мере дозволенного и должного поведения сторон регулируемого отношения.

Это достигается путем определения прав и соответствующих обязанностей сторон инвестиционных отношений. В нормах инвестиционного права определены условия осуществления полномочий органов государства, перечни объектов инвестирования, особенности правового статуса отдельных участников инвестиционной деятельности и их признаки, организационно-правовые формы ведения инвестиционной деятельности, специальные требования к отдельным направлениям инвестиционной деятельности; порядок и условия заключения и исполнения договоров; пределы и формы государственного воздействия на инвестиционные процессы.

Разделение инвестиционного права как отрасли на институты, нормы в зависимости от содержания регулируемых качественно однородных общественных отношений, т.е. от объекта регулирования, представляет собой главную юридическую структуру предметной дифференциации.

В инвестиционном праве правовые нормы дифференцированы по институтам.

Для научного изучения системы инвестиционного права как отрасли права предлагается следующая схема 1.

Схема 1. Структура инвестиционного права как правовой отрасли

Критерий, который выявляется в процессе предметной дифференциации и интеграции норм инвестиционного права, связан с тем главным свойством, которым характеризуется система норм инвестиционного права - это стремление упорядочения содержания правовых норм, создания устойчивых связей элементов внутренней структуры, способных выявить и обеспечить действие свойств целостной системы, не присущих ее отдельным элементам.

Поэтому предметный подход и структурный анализ содержания норм инвестиционного права является критерием построения системы институтов инвестиционного права.

На основании изложенного можно предложить следующее определение понятия "институт инвестиционного права".

Институт инвестиционного права - это объективно обусловленная структура, состоящая из норм инвестиционного права, объединенная в единый правоприменительный комплекс, согласованно регулирующий качественно однородный определенный вид общественных отношений в сфере инвестиционной деятельности.

Еще по теме 1.3. Система инвестиционного права:

  1. § 2.1. Понятие финансового права. Предмет и метод финансового права. Финансовое право в системе российского права. Финансовое право как наука и учебная дисциплина
  2. § 5. Международное инвестиционное право как научная дисциплина

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология - Маркетинг -

В настоящее время в юридической науке (А.В. Асосков, А. Г. Богатырёв, П.П. Гончаров, В.В. Гущин, Н.Г. Доронина, А.В. Кирин, М.И. Кулагин, А.В. Майфат, С.П. Мороз, В.В. Силкин и др.) получило всеобщее признание положение о комплексном характере правового регулирования инвестиционных отношений.

Дискуссия ведётся лишь в отношении существования комплексных отраслей права как таковых. Одни учёные рассматривают инвестиционное право как комплексную отрасль права; другие, напротив, отрицают существование комплексных отраслей в российской системе права и потому относят инвестиционное право, точнее инвестиционное законодательство, к комплексной отрасли российского законодательства.

Как известно, идея комплексных отраслей права была выдвинута В.К. Райхером. Они, по его мнению, в отличие от основных отраслей права, формируются в иной плоскости с учётом наличия достаточного числа соответствующих норм права в этой отрасли и большого их политического, хозяйственного или иного значения . С. С. Алексеев в своей известной работе «Структура советского права» (М., 1975) также указывал на наличие в правовой системе специфической, «наслаивающей» структуры - вторичных, комплексных образований, состоящих из специальных, согласованных между собой норм (в том числе комплексных отраслей права) . Однако большинство других учёных выступили против комплексных отраслей права. Такие межотраслевые правовые образования не имеют своего собственного предмета и метода регулирования. Их нормы входят в сферу действия основных (профилирующих) отраслей российского права, и при этом они не меняют своей отраслевой принадлежности вследствие их объединения в определённый нормативный массив.

Отрасль права и отрасль законодательства - это разнопорядковые явления. Первая представляет собой определённую систему норм права и является результатом объективного развития права и его составных частей. Вторая отражает волю законодателя и может включать в себя нормативные акты, содержащие нормы различной отраслевой принадлежности.

Инвестиционное право как совокупность разнообразных и отличающихся по своей природе (происхождению) норм права, регламентирующих инвестиционные отношения, в настоящее время не имеет самостоятельного предмета и метода регулирования и потому не может рассматриваться в качестве самостоятельной отрасли права. Оно формируется как нормативный массив (межотраслевое правовое образование) в результате объединения норм частно- и публичноправового характера, содержащихся в специальных федеральных законах, и отражает процесс более глубокого взаимодействия частно- и публичноправовых начал, особенно в сфере экономического оборота. Именно совокупность таких законодательных актов следует считать комплексной отраслью законодательства. При этом для обозначения указанной совокупности актов в действующем законодательстве применяются разные термины.

Так, Закон об участии в долевом строительстве (часть 3 статьи 1) использует наименование «законодательство Российской Федерации об инвестиционной деятельности». Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46- ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» содержит статью 3 под названием «Законодательство Российской

Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». В Законе о концессионных соглашениях в статье 2 употребляется понятие «законодательство Российской Федерации о концессионных соглашениях», состоящее из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Термины со схожим содержанием (законодательство Российской Федерации об ОЭЗ,

законодательство об инвестировании средств пенсионных накоплений в Российской Федерации») предусмотрены также в статье 1 Закона об ОЭЗ и статье 2 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 111 -ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» .

Вместе с тем Закон об иностранных инвестициях в статье 3 использует иное понятие - правовое регулирование иностранных инвестиций на территории Российской Федерации. Оно осуществляется данным

Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.

С нашей точки зрения, представляется целесообразным использовать одно наименование, причём такое, которое обозначало бы всю совокупность федеральных законов, регулирующих инвестиционные отношения. Термин «инвестиционное законодательство», на наш взгляд, является более удачным, поскольку в большей степени соответствует уже устоявшимся

наименованиям других отраслей российского законодательства:

«гражданское законодательство», «таможенное законодательство»,

«бюджетное законодательство», «трудовое законодательство» и т.д.

Также требуется привести в соответствие друг с другом различные «нормативные блоки» («законодательства»). Это позволит создать единый категориальный аппарат и устранить путаницу в терминологии. При этом законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, законодательство Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательство Российской Федерации об ОЭЗ и т.п. следует признать составными частями инвестиционного законодательства Российской Федерации.

Формирование инвестиционного законодательства как комплексной отрасли законодательства требует проведения работы по упорядочению целого массива разнообразных нормативных актов, регулирующих зачастую одни и те же инвестиционные отношения. В литературе (И.А. Вдовин, П.П. Г ончаров, А.А. Г орягин, Ю. Ершов) неоднократно предлагалось осуществить его кодификацию или систематизацию , т.е. принять отдельный акт (например, инвестиционный кодекс, кодекс об инвестиционной деятельности, основы инвестиционного законодательства), в котором нормы права, регулирующие инвестиционные отношения, были бы приведены в соответствие друг с другом и с основными (профилирующими) отраслями российского права.

Считается, что в отличие от других законов кодекс является сводным нормативным актом, регулирует важную и достаточно обширную область общественных отношений на основе единых принципов, вносит существенную новизну в содержание и методы правового регулирования, обеспечивает полноту такого регулирования, отличается внутренним единством, целостностью и согласованностью нормативных предписаний и тем самым способствует упорядочению и укрупнению

законодательства.

Кодификация инвестиционного законодательства не является чем-то экстраординарным. Инвестиционные кодексы приняты во многих странах (Беларусь, Габон, Гвинея, Джибути, Камерун, Конго, Марокко, Сенегал, Тунис, Филиппины и др.) . К примеру, Инвестиционный кодекс Республики Беларусь вступил в силу 9 октября 2001 г. и действует в отношении как национальных, так и иностранных инвесторов. Он состоит из общей и особенной частей, включает в себя 6 разделов, состоящих из 18 глав. В общей части три главы, в которых раскрываются основные понятия, применяемые в сфере инвестиционной деятельности, рассматривается государственное регулирование инвестиционной деятельности и устанавливаются гарантии прав инвесторов и защита инвестиций. Особенная часть представлена 15 главами. Они содержат правила о государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь (главы 4-10) и предусматривают особенности осуществления инвестиционной деятельности на основе концессий (главы 11-13), деятельности иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями на территории Республики Беларусь (главы 14 и 15), направления инвестиций на территорию иностранных государств (главы 16 и 17), а также заключительные положения (глава 18).

Некоторые авторы, напротив, считают более правильным пересмотреть действующее законодательство, а не разрабатывать всеобъемлющий инвестиционный кодекс . Действительно, в настоящее время в рамках сложившейся системы действующего законодательства Российской Федерации отсутствуют достаточные основания для принятия в Российской Федерации такого всеобъемлющего законодательного акта, как

Инвестиционный кодекс Российской Федерации. Вряд ли он сможет объединить в себе все нормы, необходимые для регулирования любых инвестиционных отношений, и не предусматривать применения общеотраслевых (в частности, ГК РФ и НК РФ) и иных специальных федеральных законов. Однако это не означает, что инвестиционное законодательство не требует какого-либо качественного обновления. Напротив, оно должно представлять собой не простую механическую (разрозненную) совокупность различных актов, а иметь определённую структуру, обеспечивающую гармонизацию норм частного и публичного права, и содержать нормы, соответствующие положениям международных договоров и отвечающие современному развитию инвестиционных отношений. Принять одни лишь поправки в уже существующие законодательные акты недостаточно в силу ряда причин.

Во-первых, в настоящее время, как было показано ранее, действуют сразу несколько разных федеральных законов, регулирующих одни и те же инвестиционные отношения. Особенно показателен в данном случае пример с ОЭЗ. Промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристскорекреационные и портовые ОЭЗ, ОЭЗ в Калининградской и Магаданской областях, зоны территориального развития, инновационный центр «Сколково» - все они преследуют общие цели и предусматривают в целом сходный механизм своего создания и функционирования. Во-вторых, в связи с предоставлением иностранным инвесторам национального режима в Российской Федерации существование специального федерального закона об иностранных инвестициях одновременно с иными федеральными законами в сфере инвестиционной деятельности, действующими в отношении национальных инвесторов, представляется нецелесообразным. В-третьих, в основу многих действующих законодательных актов, предусматривающих различного рода гарантии инвесторам, была положена преимущественно административно-правовая концепция, которая недооценивает ведущую роль гражданского права в регулировании инвестиционных отношений. Как следствие, цели, предмет и сфера регулирования таких актов должны быть пересмотрены, а их положения наполнены новым содержанием.

Наиболее оптимальным способом совершенствования действующего инвестиционного законодательства Российской Федерации в современных условиях следует считать его систематизацию, которая должна предусматривать принятие качественно обновлённых специальных законодательных положений в отдельных сферах инвестиционной деятельности, требующих установления дополнительных мер стимулирующего и ограничительного характера для инвесторов с использованием частно- и публично-правовых средств. В первую очередь, это касается гарантий осуществления инвестиционной деятельности, участия публично-правовых образований в инвестиционных отношениях,

специальных договорных форм осуществления инвестиционной деятельности, а также создания и функционирования ОЭЗ. Такая систематизация позволит: а) создать стройную систему и должное согласование общеотраслевых и специальных нормативных правовых актов, определяющих порядок ведения инвестиционной деятельности; б) исключить излишнее дублирование в регулировании одних и тех же инвестиционных отношений разными специальными федеральными законами; в) последовательно обеспечить предоставление национального режима иностранным инвесторам; г) освободить инвестиционное законодательство от устаревших и не оправдавших себя норм; д) осуществить дальнейшую детальную регламентацию инвестиционных отношений в рамках сложившейся системы действующего законодательства и т.д.

Из вышеизложенного видно, что многие правовые акты и организации в сфере торгового и финансового права в большей или меньшей мере касаются и инвестиций. Вместе с тем количество норм и институтов, непосредственно относящихся к этой области, стало достаточно значительным для того, чтобы говорить о международном инвестиционном праве как о самостоятельной подотрасли международного экономического права, особенно если учесть значение иностранных инвестиций в развитии экономики государства.

Международное инвестиционное право – система принципов и норм, регулирующих отношения между государствами по поводу капиталовложений. Основной принцип сформулирован в Хартии экономических прав и обязанностей государств: каждое государство имеет право “регулировать и контролировать иностранные инвестиции в пределах действия своей национальной юрисдикции согласно своим законам и постановлениям и в соответствии со своими национальными целями и первоочередными задачами. Ни одно государство не должно принуждаться к предоставлению льготного режима иностранным инвестициям”.

Межгосударственные инвестиционные отношения регулируются, главным образом, двусторонними договорами. Они могут называться по-разному: соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений, соглашение о содействии осуществления и взаимной защите капиталовложений и др. К 1996 г. в мире было заключено более 900 таких соглашений с участием 140 государств. Россия является участницей более 40 соглашений, из них 14 были заключены еще от имени СССР. Учитывая столь большое распространение двусторонних инвестиционных договоров, МБРР и МВФ в 1992 г. издали сборник, содержащий примерные общие положения таких договоров (Guidelines on the Treatment of Foreign Direct Investment).

В содержании всех двусторонних инвестиционных договоров можно выделить общий круг вопросов: установление правового режима иностранным инвесторам (как правило, национальный режим); система гарантий, предоставляемых принимающими государствами (от национализации, от запрещения свободного вывоза валюты, от некоммерческих, т.е. политических рисков и др.); порядок рассмотрения споров между иностранным инвестором и принимающим государством (как правило, предусматривается возможность арбитражного рассмотрения).

В рамках СНГ в 1993 г. заключено многостороннее соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности. Режим, созданный соглашением, не распространяется на третьи государства (ст. 24). Стороны предоставляют друг другу национальный режим во всей совокупности инвестиционной деятельности, Стороны обязались сотрудничать в разработке и осуществлении согласованной инвестиционной политики; одним из направлений сотрудничества является сближение законодательства по вопросам инвестиционной деятельности. Предусмотрен довольно высокий уровень защиты инвестиций и не только от национализации. Инвесторы имеют право на возмещение убытков, включая упущенную выгоду, причиненных им в результате незаконных действий государственных органов или должностных лиц.

По инициативе МБРР в 1988 г. было учреждено на основании Сеульской конвенции 1985 г. Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ). Общая цель Агентства – поощрение иностранных капиталовложений на производственные цели, что достигается путем предоставления гарантий, включая страхование и перестрахование иностранных инвестиций от некоммерческих рисков (запрет на вывоз валюты, национализация и иные формы экспроприации, война, революция, внутригосударственные беспорядки и т.д.).

Организационно Агентство связано с МБРР (его президент является председателем Совета управляющих – главного органа МАГИ). Членами МАГИ могут быть только члены МБРР. Число членов МАГИ превышает 120, включая Россию и другие страны СНГ. Так же как и в других экономических организациях, число голосов государства-члена зависит от его доли в уставном фонде МАГИ.

Гарантии предоставляются частным инвесторам, для чего Агентство заключает с частным инвестором соответствующий контракт. При наступлении страхового риска Агентство выплачивает предусмотренное вознаграждение, после чего претензии частного инвестора к принимающему государству переходят Агентству и спор трансформируется в международно-правовой. Заслуживает внимания то обстоятельство, что в этом споре участвуют не два государства, а одно государство и международная организация – Агентство. Такой порядок существенно уменьшает вероятность отрицательного влияния на решение спорных вопросов со стороны заинтересованных государств.

В целом международные договоры, включая Сеульскую конвенцию, регламентирующую деятельность МАГИ, предоставляют существенную международно-правовую гарантию иностранным капиталовложениям. Благодаря им, нарушение принимающим государством инвестиционного соглашения может стать международным правонарушением, влекущим международно-правовую ответственность данного государства.

Одним из важнейших вопросов, решаемых международными инвестиционными договорами, является вопрос о национализации иностранных инвестиций. Право государства национализировать иностранную собственность признано международным правом. Однако его осуществление обусловлено рядом специальных требований: во-первых, национализация не может быть произвольной, она может быть осуществлена в исключительных случаях, в общественных интересах и на основе закона; во-вторых, она должна сопровождаться выплатой “быстрой, эффективной и адекватной” компенсации.

Правда, ни в одном универсальном международно-правовом акте не зафиксирована обязанность государства при национализации выплачивать компенсацию. Тем не менее, можно считать, что такая обязанность существует, и ее юридическая сила вытекает из международно-правового обычая. Подтверждением сложившегося обычая являются практика двусторонних и многосторонних инвестиционных договоров, в которых такая обязанность предусматривается, внутренние законы многих государств, где также предусматривается обязательная выплата компенсации, а также судебная и арбитражная практика разных государств. Причем чаще всего говорится не просто о компенсации, а о быстрой, эффективной, полной (или адекватной) компенсации. Например, в соответствии со ст. 7 Соглашения СНГ иностранные инвестиции в принципе не подлежат национализации; последняя возможна лишь в исключительных, предусмотренных законом случаях; при этом выплачивается “быстрая, адекватная и эффективная компенсация”. В законе Российской Федерации об иностранных инвестициях устанавливается обязательность выплаты компенсации, при этом она должна соответствовать реальной стоимости национализируемого имущества.

1. Понятие, предмет и метод инвестиционного права.

2. Функции и принципы инвестиционного права.

3. Система инвестиционного права.

4. Понятие и система инвестиционного законодательства.

5. Место инвестиционного права в системе права Украины.

Понятие, предмет и метод инвестиционного права

Как известно, правовое регулирование подразделяется на две основные части: частную и публичную. Несмотря на то, что законодатель часто для компактного урегулирования конкретного типа отношений, содержащих и частные, и общественные интересы, объединяет эти компоненты в рамках одного нормативного акта, это разграничение продолжает существовать. Если брать во внимание непосредственно инвестиционные отношения, то частноправовых сторона регулирования отвечает за оптимальность правовых форм реализации частных интересов путем четкой детализации регулирования обеспечения ее соответствия современной практике ведения предпринимательской деятельности. Указанной цели можно достичь путем регламентации специфики элементов инвестиционных правоотношений (понятие и виды инвестиций, форм проведения инвестиционной деятельности и субъектного состава).

Однако необходимо обратить внимание на позицию теоретиков права о том, что с позиций общей теории права, наряду с основными подразделениями, выделяемых по видовым юридическими режимами, существуют образования комплексного характера. К ним относится в том числе и инвестиционное право . Оно, как комплексное образование, по мнению С. С. Алексеева, является не инкорпорированным обобщением разноотраслевых норм, а выступает как целостное юридически содержательное явление .

В то же время учеными высказывается мнение , что инвестиционное право - это подотрасль хозяйственного права, регулирующего инвестиционные хозяйственные отношения с участием инвесторов и других участников инвестирования с применением методов правового регулирования, присущих хозяйственному праву, и базируется на инвестиционном законодательстве как подотрасли хозяйственного законодательства.

Известно, что любое законодательство - это совокупность законов и подзаконных актов, которые являются формой выражения правовых норм. Именно в них как юридических источниках закрепляются нормы права, по предмету и методу правового регулирования объединяются в рамках соответствующих отраслей права. Отличие между отраслями законодательства и отраслями права заключается в том, что первые собой совокупность законов и подзаконных актов, которые являются формой внешнего выражения правовых норм, а вторые - это совокупность правовых норм, регулирующих определенный круг общественных отношений. Объективной основой отраслей права есть обособленные группы однородных общественных отношений, требующих специфических способов правового воздействия и особых форм и методов правового регулирования.

Основным вопросом при определении любой отрасли права является установление круга общественных отношений, которые составляют предмет ее регулирования.

Предмет любой отрасли права всегда предполагает две составляющие части, два основных компонента, которые формируют ядро ​​этого предмета. Им есть, с одной стороны, конкретный вид общественных отношений, который наделен внутренним единством и определенной самостоятельностью, а с другой - система однородных, однопорядковых правовых норм, которые призваны к жизни требованиями указанных общественных отношений.

Предметом правового регулирования инвестиций в широком смысле этого слова выступают конкретные правоотношения, возникающие в отдельных сферах экономики: промышленности, наукоемких технологиях, добыче и переработке полезных ископаемых, сельскохозяйственном производстве и тому подобное. В процессе реализации инвестиционных проектов финансово-кредитные, организационно-управленческие, налоговые, трудовые отношения складываются в единое правовое пространство .

В систему предмета инвестиционного права входят общественные отношения:

Связанные с размещением на территории государства финансовых средств, иного имущества (как движимого, так и недвижимого, не изъятый ​​из гражданского оборота), включая имущественные и личные неимущественные права (например, авторское, патентное право), инвестируемых в экономику. К этой группе отношений и относятся договоры о совместной деятельности, включая отношения по созданию юридических лиц, основанных на основе долевого или 100% -й участия иностранных инвесторов, а также отношения по созданию филиалов и представительств иностранных юридических лиц на территории государства;

По контролю над допуском, созданием и деятельностью на территории государства иностранных инвесторов и образованных ими юридических лиц.

Эта группа отношений включает государственной регистрации предприятий с иностранным участием, лицензирования отдельных видов деятельности совместных предприятий, сертификацию и стандартизацию результатов их предпринимательской деятельности. Это объясняется ограничениями предпринимательской деятельности иностранных инвесторов в некоторых отраслях экономики: связь, средства телекоммуникации, энергетика, транспорт и т. Д. - В целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан государства, обеспечения обороны страны и безопасности государства и необходимости я этой части государственного контроля за надлежащим исполнением законодательства:

Связанные с созданием на территории государства необходимого инвестиционного климата (режима) с целью привлечения иностранных инвестиций в экономику страны, включая предоставление государством гарантий и льгот иностранным инвесторам при осуществлении ими инвестиционной деятельности в рамках действующего законодательства. Эта грума также включает отношения по защите интересов и прав инвесторов от незаконного вмешательства государства или третьих лиц;

Связанные с привлечением к ответственности за инвестиционную (предпринимательскую) деятельность, противоречащую законодательству .

Предметом инвестиционного права является имущественные и организационные правоотношения , которые возникают в процессе инвестиционной деятельности и реализации инвестиций . Необходимо отметить, что такие отношения делят на имущественные и организационные, а также если учесть, что инвестиционное право охватывает и часть публичных правоотношений, то его предметом является и управленческие отношения и их разновидности - финансовые, налоговые, таможенные.

Такие отношения имеют в своем большинстве имущественную природу, то есть выступают как имущественные. Так, если инвестиции имущественные, в том числе денежные взносы, то предметом регулирования инвестиционного права и выступают имущественные отношения. Но необходимо обратить внимание на тот факт, что по действующему законодательству инвестициями могут выступать и имущественные права. Поэтому необходимо отметить, что сфера таких правоотношений выходит за рамки только имущественных и по сути является вещественной .

Кроме указанных выше объектов, предметом инвестиционных правоотношений могут выступать и некоторые личные неимущественные права, вносит соответствующую специфику в изучение предмета инвестиционного права. Согласно ст. 1 Закона Украины "Об инвестиционной деятельности" объектами инвестиционной деятельности могут быть и другие ценности, к которым можно отнести, например, такие, как высокая лиловая репутация инвестора или известная торговая марка (это имеет особое значение при заключении договора коммерческой концессии).

Предметом инвестиционного права являются общественные отношения, возникающие в процессе инвестиционной деятельности, отношения по поводу действий физических лиц, юридических лиц и государства по реализации инвестиций (инвестиционных проектов).

Методы правового регулирования представляют собой формы проявления права, обусловленные содержанием и особенностями соответствующей отрасли права, ее место в отраслевой системе. В основе разграничения отдельных отраслей права лежит предмет. Метод же правового регулирования имеет не определяющее, а вспомогательное значение в решении проблемы самостоятельности отрасли права.

Инвестиционное право как самостоятельная отрасль правовой системы имеет принадлежащий ему метод правового регулирования инвестиционных отношений. Метод инвестиционного права представляет собой соответствующие характеру инвестиционных отношений способы и приемы воздействия на их участников. Он состоит из установленных инвестиционно-правовыми нормами прав и обязанностей участников инвестиционных отношений и применения к ним мер государственного принуждения в случае несоблюдения ими правовых норм. Устанавливая права и обязанности участников отношений в виде предоставления им возможности совершать определенные действия или запрета на их осуществление, инвестиционно-правовые нормы определяют модель поведения участников инвестиционных отношений.

Регулирования инвестиционных отношений осуществляется с помощью методов, присущих хозяйственному праву, что связано с организационно-имущественным характером этих отношений, сочетанием в них публичных и частных интересов, а следовательно - необходимостью комплексного регулирования этих отношений с применением различных методов с целью обеспечения сбалансированного учета различных категорий публичных (общегосударственных, региональных, местных) и частных интересов (инвесторов, исполнителей, посредников, финансовых учреждений и т.д.) . В связи с приведенным можно выделить такие методы регулирования инвестиционных отношений: автономных решений; властных предписаний; координации или согласования; рекомендаций.

Как правило, каждая отрасль (подотрасль) предусматривает только специфические юридические средства воздействия на определенный вид общественных отношений. Однако в ряде случаев отрасли права регулируют не только типичные для них общественные отношения, но и отношения, так или иначе связанные с ними. Тогда и метод правового регулирования включает юридические средства, характерны не только для этой отрасли (подотрасли), но и для других отраслей права. В общетеоретическом плане метод правового регулирования общественных отношений определяется с учетом следующих компонентов:

Порядок установления прав и юридических обязанностей;

Степень определенности предоставленных прав и автономности действий их субъектов;

Подбор юридических фактов, являющихся основаниями возникновения (изменения или прекращения) правоотношений;

Характер правового положения сторон в правоотношениях, в которых реализуются нормы, а также распределение прав и обязанностей между субъектами;

Пути и средства обеспечения субъективных прав.

Исходя из специфики предмета инвестиционного права, законодатель в некоторых случаях предусматривает установление прав и обязанностей с учетом заключен договор, в других - в связи с актом применения права (предписаний антимонопольного органа), в третьем случае права и обязанности есть производными прямо из закона (обязанность государственной регистрации инвестиций). Нормы инвестиционного права могут предоставлять возможность более или менее самостоятельно решать вопрос об объеме прав и обязанностей (диспозитивные нормы), могут носить рекомендательный характер, а могут исчерпывающе определить объем субъективного права или обязанности (императивные нормы). Субъекты инвестиционных правоотношений могут находиться в равном или подчиненном положении (горизонтальные отношения между инвесторами и вертикальные отношения между инвесторами и государством не являются идентичными). Защита установленных прав и применения санкций при невыполнении обязанностей могут осуществляться различными способами - гражданско-правовыми, административными, финансовыми, уголовным и в разном порядке - административном, судебном. Таким образом, взаимосвязь свободы при осуществлении субъективных прав с государственным властным воздействием там, где это диктуется публичными интересами, а также учета рекомендаций компетентных органов - это основные характеристики метода правового регулирования инвестиционного права.

Метод инвестиционного права является производным от методов базовых отраслей права. Так, для гражданского права характерны способы формирования правового положения субъектов инвестиционной деятельности - равенство сторон как выражение экономического равенства участников товарно-денежных отношений; специфика юридических фактов как оснований возникновения инвестиционных правоотношений, основанные на волеизъявлении сторон, диспозитивности выбора и особенности ответственности. А для административного права характерно метод подчиненности.

Методы инвестиционного права определяются как совокупность средств воздействия на юридически значимую деятельность субъектов инвестиционной деятельности (инвесторов, реципиентов и других участников инвестиционной деятельности). Такие средства воздействия характеризуются юридическими фактами, на основании которых возникают инвестиционные правоотношения, определяется правовой статус их субъектов (субъективные права и юридические обязанности), виды санкций за нарушение правовых норм и порядок их применения.

Исходя из того, что предмет инвестиционного права имеет межотраслевой характер и сочетает в себе как «горизонтальные» общественные отношения, регулируемые диспозитивными методами, так и "вертикальные" общественные отношения, регулируемые административно правовыми методами, метод инвестиционного права имеет комплексный характер.

Метод правового регулирования органично связан с тем, на реализацию которых интересов направлено правовое регулирование - частных или публичных. Концептуально методы инвестиционного права строятся на двух принципах: общеразрешительный, по которым действуют предприниматели (разрешено все, что не запрещено законом), и обязательственном, по которому действуют органы государственного управления и местного самоуправления (имеют право совершать действия, возложенные на них законом) . В состав методов инвестиционного права входят:

1) метод автономных решений (право собственной инициативе) позволяет субъектам инвестиционной деятельности принимать самостоятельно (но в пределах своих полномочий) юридически значимые решения, и обязанность всех субъектов - не препятствовать принятию и выполнению этих решений. Метод автономии предоставляет самим участникам отношений, регулируемых определять свои права и обязанности в пределах, установленных нормами права. При этом стороны выступают как равные субъекты, которые добровольно и по взаимному согласию берут на себя обязанности друг относительно друга. Например, наиболее эффективно этот метод работает: а) в процессе выбора путей размещения инвестиций или источников привлечения средств, а также определения системы гарантий для инвесторов; б) нарушение установленных правовых обязанностей влечет наступления негативных последствий (санкций) не по самому факту нарушения, а только по требованию заинтересованной стороны, в исковом порядке;

2) метод властных предписаний предусматривает право принятия юридически значимых решений органом государственного управления (собственником имущества) в отношении подчиненного ему субъекта (решение собственника о создании предприятия или его реорганизации, ликвидации, выдача лицензии, размещение государственного заказа на предприятиях, функционирующих на базе государственного имущества и предприятий-монополистов);

3) метод координации обеспечивает принятие юридически значимых решений по соглашению сторон, каждая из которых не имеет права навязывать свои условия другой стороне; решение принимается путем компромисса (заключение инвестиционного договора);

4) метод рекомендаций предполагает издание компетентными органами адресованных субъектам инвестиционной деятельности предложений (рекомендаций) по определенной (желаемой для общества, эффективной) поведения (порядка действий) в сфере размещения инвестиций (например, типовые формы договоров). При этом императивный механизм отсутствует, а за невыполнение этих рекомендаций не устанавливается никакой ответственности.

Таким образом, имеет место сочетание частноправового и публично-правового регулирования инвестиционных правоотношений. Если методы, регулирующие частноправовые отношения, они обеспечивают защиту интересов инвесторов (например, право на свободный выбор объекта инвестирования, свободное использование инвестиций и т. Д.), То публично-правовые - защита общественных интересов в процессе осуществления инвестиционной деятельности.

Необходимо отметить, что говорить о самостоятельности инвестиционного права как отрасли права пока еще рано. Такой позиции придерживаются ученые-юристы . Этот вывод можно сделать из изложенного - отсутствие самостоятельного предмета и метода правового регулирования. Однако характерно специфическое законодательство, которое включает в себя как нормы частноправового, так и публично правового механизмов обеспечения осуществления инвестиционной деятельности. Как следствие, при рассмотрении механизма правового регулирования инвестиционной деятельности, инвестиционных отношений имеем дело с комплексной отраслью законодательства, а не права.

Инвестиционное право - это система нормативно-правовых актов, комплексно регулирующих отношения, возникающие в процессе инвестиционной деятельности, связанные с реализацией инвестиционных проектов национальных и иностранных инвесторов с целью более полного удовлетворения материальных и духовных потребностей субъектов инвестиционной деятельности.

Инвестиционное право как отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу привлечения, использования и контроля над инвестициями и осуществляемой инвестиционной деятельностью, а также отношения, связанные с ответственностью инвесторов за действия, противоречащие законодательству.

Инвестиционное право как система законодательства - это совокупность правовых норм, содержащихся в источниках права (нормативно-правовых актах, обычаях делового оборота) и регулируют порядок осуществления инвестиционной деятельности. Изучение инвестиционного законодательства предусматривает также анализ судебной практики с целью достижения единого понимания и применения норм, содержащихся в источниках права.

Инвестиционное право как учебная дисциплина, то есть система знаний, совокупность представлений ученых об этой отрасли. Наука инвестиционного права познает источники его зарождения, этапы становления и прогнозирует, опираясь на сумму накопленной информации, направления развития.

Инвестиционное право как учебная дисциплина - система обобщенных сведений о инвестиционное право как отрасль, изучает его законодательство и практику применения, а также как отрасль науки.

  • Фархутдинов И. З. Инвестиционное право: учеб.-практической, работа / И. С. Фархутдинов, В. А. Трапезников. - М.: Волтерс Клувер, 2006. - С. 8.
  • Алексеев С. С. Общая теория права: учебник / С. С. Алексеев. - Второй изд., Перераб, и доп. - М.: ТК Велби; Проспект, 2008. - С. 179-185.