Автокредиты

Бюджетное устройство и бюджетная классификация. Бюджетное устройство Бюджетное устройство включает в себя

БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО - структурное отображение бюджетной системы в виде правил и форм построения и организации бюджетов, а также межбюджетных отношений.

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру . 2001 .

Смотреть что такое "БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО" в других словарях:

    По бюджетному законодательству РФ организациябюджетной системы, принципы ее построения. Бюджетное устройство в РФ основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и са мостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему … Финансовый словарь

    Юридический словарь

    Бюджетное устройство рф - (англ. organization of budget system of RF) по бюджетному законодательству РФ организация бюджетной системы РФ, а также бюджетная классификация РФ и принципы … Энциклопедия права

    БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО - организационно правовое построение бюджетной системы, позволяющее выделить в ее составе структурные подразделения (виды бюджетов, звенья) и определить формы взаимосвязей между ними; базируется на государственном устройстве, отражая взаимосвязи,… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    Бюджетное устройство - это организация бюджетной системы, принципы ее построения. Бюджетное устройство в РСФСР основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РСФСР. Закон РСФСР от 10.10 … Словарь юридических понятий

    Определяется государственным устройством и включает в себя два составляющих элемента: а) бюджетную систему; б) принципы построения бюджетной системы. Бюджетная система любого государства строится в соответствии с государственным и административно … Энциклопедия юриста

    бюджетное устройство - организация бюджетной системы и принципы ее построения … Большой юридический словарь

    Бюджетное устройство рф - (англ. organization of budget system of RF) по бюджетному законодательству РФ организация бюджетной системы РФ, а также бюджетная классификация РФ и принципы бюджетной системы РФ. Б.у. РФ определяется в соответствии с разд. I ч. 2 БКРФ* … Большой юридический словарь

    Бюджетное устройство - организационные принципы и структура построения бюджетной системы … Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов

    Бюджетное устройство - это регламентируемая нормами права система принципов построения бюджетной системы … Большой юридический словарь

Книги

  • Бюджетное устройство России: Монография , Пешкова Х.В.. В монографии рассматриваются теоретико-правовые вопросы содержания финансово-правовой категории «бюджетное устройство государства», обосновывается ее понимание как юридической конструкции…
  • Бюджетное устройство Российской Федерации Теория и практика Монография , Сабитова Н.. Монография посвящена актуальным проблемам бюджетного устройства Российской Федерации, которое развивается с 1991 года в рамках федеративного государства. Рассмотрена эволюция бюджетного…

Бюджетное устройство определяется Бюджетным кодексом РФ , который устанавлива-ют виды бюджетов, действующих на территории страны, место и роль каждого из них, принципы их функционирования и взаимосвязи.

Бюджетное устройство страны определяется ее государственным устройством, т.к. в унитарном государстве бюджетная система состоит из двух уровней - государственного бюджета и местных бюджетов, а для федеративного государства характерны три уровня - федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты.

Бюджетная система Российской Федерации представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты, в том числе:

Бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

Бюджеты городских и сельских поселений;

Бюджеты муниципальные внебюджетных фондов (Бюджетным кодексом РФ не предусмотрены, но местные органы самоуправления имеют право образовывать и использовать внебюджетные фонды для развития инфраструктуры территории и решения других задач).

Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных и местных органов власти.

Основными принципами бюджетной системы являются :

1. Принцип единства бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств.


3. Принцип самостоятельности бюджетов означает право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, самостоятельно осуществлять бюджетный процесс , за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливать налоги и сборы, подлежащие зачислению в соответствующие бюджеты, определять формы и направления расходования средств бюджетов и др.

4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными настоящим Кодексом.

5. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов , означает, что все доходы и расходы бюджетов, иные обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме.

6. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

7. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

8. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

9. Принцип гласности означает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

10. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

11. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Состав доходной части бюджетной системы: классификация доходов, методы бюджетного регулирования

В соответствии с законодательством государственные и местные бюджетысостоят из доходной и расходной частей. Все доходы и расходы распределяются (или разграничиваются) между бюджетами.

Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Распределение (разграничение) доходов и расходов бюджетов - это определение объемов соответствующих доходов и расходов, подлежащих включению в каждый бюджет.

Различают следующие группы методов бюджетного регулирования:

Установление и распределение регулирующих источников доходов бюд-жета;

Перераспределение самих бюджетных источников;

Безвозмездная помощь, оказываемая нижестоящим бюджетам за счет средств вышестоящего бюджета;

Ссуды, выделяемые одним бюджетам из средств других бюджетов.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств па конец предыдущего года.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законода-тельством Российской Федерации федеральные, региональные и мест-ные налоги и сборы, а также, пени и штрафы, перечень и размер отчислений которых в соответствующие бюджеты определены Бюджетным кодексом РФ.

Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учи-тывается в доходах соответствующего бюджета.

К неналоговым доходам в соответствии с Бюджетным кодексом РФ относятся:

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением доходов от использования имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений;

Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

Средства, вносимые в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг соответственно для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд и не подлежащие возврату лицу, внесшему такие средства, в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

Иные неналоговые доходы;

К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде:

Финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;

- субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций;

Субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней;

Иных безвозмездных и безвозвратных перечислений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

Безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов;

Безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических лиц и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.

Все вышеперечисленные закрепленные доходы бюджетной системы в соответствии с законодательством полностью или твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе поступают в соответствующие бюджеты.

Регулирующие доходы бюджетов - федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год. Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который распре-деляет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.

Для полного сбалансирования бюджета могут применяться дотация и субвенция.

Дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уров-ня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмезд-ной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

Субвенции на два вида:

1) текущие, к которым относятся субвенции, направленные на финанси-рование текущих расходов;

2) инвестиционные - направляемые на финансирование инвестиционной,
инновационной деятельности и других затрат, связанных с расширен--
ным воспроизводством.

В средствах бюджета в зависимости от права собственности на них законо-дательство выделяет собственные источники доходов и заемные средства.

К собственным источникам доходов бюджетов относятся:

Налоговые и неналоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюд-жетами государственных внебюджетных фондов законодательством РФ;

Иные неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления.

Финансовая помощь не является собственным доходом соответствую-щего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда.

При недостаточности собственных источников при необходимости по-крыть расходы,превышающие минимальный бюджет, а также в случа-ях временных финансовых затруднений в процессе исполнения бюдже-та используются заемные средства.

Источниками заемных средств, используемых для пополнения бюдже-та, могут быть:

Получение органами исполнительной власти бюджетных ссуд;

Выпуск государственных или муниципальных займов (передача в соб-ственность РФ, субъекта РФ или муниципального образования денеж-ных средств, которые РФ, субъект Российской Федерации или муниципальное образование обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа);

Банковский кредит.

Состав расходной части бюджета: классификация расходов, формы и принципы распределения расходов

В соответствии с законодательством федеральный, региональные и местные бюдже-ты состоят из доходной и расходной частей. Все доходы и расходы рас-пределяются (или разграничиваются) между бюджетами.

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и органов местного самоуправления.

Расходы распределяются между бюджетами, исходя из следующих ос-новных принципов:

Соответствие состава расходов компетенции органов власти РФ, субъек-тов федерации или органов местного самоуправления (по принадлеж-ности);

Учет подчиненности (подведомственности) предприятий, организаций, учреждений при формировании расходов каждого бюджета;

Учет значения определенных мероприятий, учреждений, масштабов и последствий их влияния на развитие общества;

Самостоятельность субъектов федерации и органов местного самоуправления в определении направлений и состава расходов своих бюджетов.

Все эти принципы действуют в совокупности, характеризуют состав расходов бюджетов всех уровней.

Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ осуществляется в соответствиис расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии с экономической классификацией расходы бюджетов делятся на текущие расходы и капитальные расходы.

Средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов и государственных или муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам и государственным или муниципальным гарантиям, отражаются в составе расходов бюджетов со знаком "минус".

Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития. Порядок и условия формирования бюджета развития определяются федеральным законом.

Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов , обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Классификация расходов бюджетов включает :

1. Код классификации расходов бюджетов, который состоит из кода главного распорядителя бюджетных средств, кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов, кода классификации операций сектора государственного управления. Перечень главных распорядителей устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

2. Едиными для бюджетов разделами и подразделами расходов являются:

а) общегосударственные вопросы, в т.ч. расходы, связанные с функционированием органов государственной власти и органов местного самоуправления, международными отношениями, созданием материальных резервов и фондов, фундаментальными исследованиями и т.д.;

б) национальная оборона;

в) национальная безопасность и правоохранительная деятельность;

г) национальная экономика, жилищно-коммунальное хозяйство и охрана окружающей среды;

д) образование, здравоохранение, физкультура и спорт, социальная политика;

е) межбюджетные трансферты

Данная классификация расходов построена по функциональному признаку.

Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

Ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

Средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

Трансфертов населению;

Ассигнований на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

Ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

Ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

Бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);

Субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

Инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

Межбюджетных трансфертов;

Кредитов и займов внутри страны за счет государственных внешних заимствований;

Кредитов иностранным государствам;

Средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Бюджетная система Российской Федерации - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных социальных фондов.

Структура бюджетной системы представлена на рис.

Бюджеты субъектов Российской Федерации представлены пятью различными видами региональных бюджетов, среди них: 21 бюджет республик в составе РФ, 9 бюджетов краев, 46 бюджетов областей, 1 бюджет автономной области, 4 бюджета автономных округов, 2 бюджета городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга.

Бюджеты муниципальных образований Российской Федерации также представлены разными видами бюджетов. В зависимости от видов муниципальных образований, на территории которых функционируют соответствующие местные бюджеты, своей численностью выделяются муниципальные районы, городские округа, сельские и городские поселения.

Основные принципы бюджетной системы:

Принцип единства бюджетной системы определяет единообразие: правовой базы; денежной системы; организации бюджетного процесса; санкций за нарушение бюджетного законодательства.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы обеспечивает закрепление соответствующих видов доходов и расходов за федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и местным самоуправлением.

Принцип самостоятельности бюджетов обусловливает право законодательных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; иметь собственные источники доходов; не допускать изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов исходит из того, что все доходы и расходы органов государственной власти и местного самоуправления должны полностью отражаться в их бюджетах.

Принцип сбалансированности обеспечивает равенство расходов бюджетов с доходами и поступлениями из источников покрытия бюджетного дефицита.

Принцип эффективности использования бюджетных средств определяет, что при составлении и исполнении бюджетов следует исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема ресурсов.

Принцип гласности означает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении. Секретные статьи могут быть только в составе федерального бюджета.

Принцип достоверности бюджета означает надежность его показателей.

Принцип адресности определяет, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей и на конкретные цели

Бюджетное устройство Российской Федерации – это организационно-правовое построение бюджетной системы Российской Федерации, позволяющее выделить в ее составе структурные подразделения (уровни бюджетной системы, виды бюджетов) и определить формы взаимосвязей между ними.

Три составляющие бюджетного устройства Российской Федерации. Бюджетное устройство Российской Федерации, отражая сложную иерархию бюджетных взаимосвязей внутри страны, включает в себя три составляющие:

– бюджетную систему;

– бюджетные права, которыми наделяются органы публичной власти соответствующего уровня (федеральный, субфедеральный, муниципальный);

– принципы разграничения расходных полномочий и межбюджетное регулирование (межбюджетные отношения).

Бюджетное право – основной раздел финансового права, включающий в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы РФ, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их между различными видами бюджетов, бюджетные права РФ, субъектов РФ, административно-территориальных единиц; регламентирующие бюджетный процесс, а также регулирующие формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества.

Нормы бюджетного права по своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные . Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной системы РФ, перечень доходов и расходов бюджетов, распределение их между различными бюджетами и т. д. К бюджетным процессуальным нормам относятся нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов, а также порядок составления и утверждения отчета об исполнении бюджета.

Нормы бюджетного права содержатся в Конституции РФ, Ст.71 и 72 определяют компетенцию РФ и сферу совместной деятельности РФ и ее субъектов в области бюджета. В Конституции РФ установлен порядок рассмотрения, утверждения бюджета (ст.101, 104, 106, 114 и др.).

Нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, установлены в ст. 3 Бюджетного кодекса РФ.

Совокупность нормативных актов, содержащих нормы бюджетного права, образуют бюджетное законодательство.

Согласно ст. 2 Бюджетного кодекса РФ бюджетное законодательство РФ состоит из Бюджетного кодекса РФ (далее по тексту БК РФ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в соответствующих статьях кодекса.

68. Основные характеристики бюджета: доходы, расходы, дефицит, профицит. Бюджетная классификация.

Бюджет – это конкретный подробный план сбора и использования ресурсов экономическими агентами за определенный период.

Государственный бюджет – документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

Доходы бюджета - безвозмездные и безвозвратные поступления денежных средств в бюджет. Доходы формируют доходную часть бюджета, поступая в распоряжение органов государственной власти. Доходы бюджета делятся на две части: налоговые поступления в бюджет, неналоговые поступления в бюджет. Доходная часть бюджета формируется в основном из налогов. Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.

Расходы бюджета – это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления. Поскольку государству необходимо, прежде всего, обеспечить стабильность в обществе, то основными направлениями расходов являются: правоохранительные органы, государственный аппарат, социальные цели.

Бюджетный дефицит – состояние бюджета, характеризующееся превышением объема предусмотренных в бюджете расходных обязательств над объемом планируемых в нем доходов и ведущее к образованию отрицательного сальдо бюджета.

Профицит бюджета - экономическое понятие, которое означает, что доходная часть бюджета превышает расходную часть бюджета.

Бюджетная классификация – это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как используется:

Для составления, утверждения и исполнения бюджета;

Контроля за выделением и использованием бюджетных средств;

Обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней;

Составления консолидированных бюджетов всех уровней.

Бюджетная классификация включает:

- классификацию доходов бюджетов РФ - представляет собой группировку доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы. Группы доходов состоят из статей доходов. Статьи доходов объединяют конкретные виды доходов по источникам получения;

– функциональную классификацию расходов бюджетов РФ – это группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, которая отражает направление бюджетных средств на выполнение государством основных функций. Первым уровнем классификации являются разделы. Вторым - подразделы, которые конкретизируют направление средств на осуществление деятельности государства в определенной области. Классификация целевых статей расходов образует третий уровень функциональной классификации. Классификация видов расходов бюджета образует четвертый уровень и детализирует направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям;

экономическую классификацию расходов бюджетов РФ – это группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Выделяют текущие расходы - закупки товаров, оплата услуг; капитальные расходы - капитальные вложения, капитальный ремонт и т.д.;

– классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ - это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления на внутреннем рынке для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

– классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета - это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ на внешнем финансовом рынке для финансирования дефицита федерального бюджета;

– классификацию видов государственных внутренних долгов РФ , субъектов РФ, муниципальных образований - это группировка их долговых обязательств (например, государственный внутренний долг РФ, принятый от бывшего СССР);

– классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ - это группировка государственных внешних долговых обязательств, осуществляемых Правительством РФ, например государственный внешний долг РФ, в том числе по кредитам и т. п. -ведомственную классификацию расходов федерального бюджета - это группировка расходов бюджета по главным распорядителям средств федерального бюджета.

Бюджетное устройство - это принципы функционирования бюджетной системы, ее структурные характеристики и взаимосвязь между формами.

Его основа состоит из экономических отношений и юридических норм, которые определяют основную компетенцию органов центральной и местной власти относительно проведения и взаимоотношений между всеми его видами.

Заметим, что системы бюджетного и находятся в непосредственной зависимости. Если рассматривать бюджет здесь может быть двух уровней - государственный и местный. Что касается федеративного, в нем бюджетное устройство подразделяется на три звена: бюджет федеративный, членов федерации и местный. Заметим, что виды местных форм тоже могут быть различными, что обусловлено административно-территориальным делением страны. Бюджет - это форма образования и использования денежных средств, которая призвана обеспечить все функции органов государственной власти. Правильная структура его помогает в реализации успешной финансовой государственной политики.

Бюджетное устройство и существуют в непосредственной зависимости друг от друга. В основе любого бюджетного устройства лежит эта система - совокупность бюджетов отдельных элементов административно-территориального деления, основанная на принципе экономических отношений и правовых норм. Что касается составных частей этой системы, их существует несколько: структура, принципы строения и организация функционирования.

В целом бюджетное устройство основывается на нескольких принципах:

1. которые созданы в определенном государстве, должны разделяться.

2. Страна должна четко регламентировать основные принципы построения системы.

3. Между звеньями бюджетной системы должны явно выделяться разграничения.

4. Между этими частями должен быть определен характер взаимоотношений и выделены их формы.

Если рассматривать подробнее, оно должно базироваться на разделении видов бюджетов, которые находятся на различных уровнях.

Бюджетное устройство РФ состоит из трех основных звеньев:

1. Федерального бюджета.

2. Бюджетов, разработанных национально-государственными и административно-территориальными единицами, которые носят название бюджетов федерации или региональных. Среди них выделяют республиканские, областные, краевые, бюджеты автономных единиц, а также городские (например, Москвы или Санкт-Петербурга).

3. Местных.

Эта система должна быть единой, чего можно добиться путем реализации посредством политики и совокупности правовых норм, а также использования единых классификаций и форм ведения бюджетной документации. В целом, бюджетное устройство - это деятельность, регламентированная законодательством.

Для того чтобы разобраться, на чем оно базируется, необходимо рассмотреть основные особенности его составляющих. Так, организация отношений между бюджетами основывается на их направлениях, видах и формах. Что касается первого признака, согласно ему существует разделение на вертикальные (проводится между разноуровневыми бюджетами) и горизонтальные (одного уровня).

Что касается особенностей взаимоотношений, они подразделяются на регламентированные законодательством и нормативными документами и договорные (разработанные на основе соглашения между органами власти).

По формам выделяют субсидирование (выделение средств из высших уровней низшим), взаимные расчеты, изъятие средств, а также (представляют собой временную передачу средств в связи с возникшей необходимостью).

Организация бюджетной системы, ее структура и принципы построения связаны с понятием бюджетного устройства. Бюджетное устройство включает бюджетную систему и принципы ее построения (схема 6.1). Кроме того, непосредственно связаны с бюджетным устройством и могут изучаться в качестве раздела бюджетного устройства межбюджетные отношения, т. е. отношения по предоставлению финансовой помощи и выравниванию уровня обеспеченности бюджетов достаточным объемом доходов для реализации компетенций.

Согласно легальному определению бюджетная система - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ , местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов.

В целом бюджетная система может пониматься двояко. Во-первых, под ней подразумеваются отношения, связанные с бюджетом, включая доходы, расходы , полномочия участников бюджетного процесса , а также межбюджетные отношения и др. За пределами бюджетной системы в этом случае (не всегда) остается бюджетный процесс, а также правовое регулирование ответственности за нарушения бюджетного законодательства. Такой подход, характерный для экономических исследований, можно назвать макросистемным, так как здесь понятие бюджетной системы расширяется до понятия всех государственных финансов , зачастую включая налоговую систему и децентрализованные финансы.

Отчасти разрешил данную коллизию Конституционный Суд РФ , указав на ключевое значение принципа единства государственной власти и целостности государства. Конституционный Суд РФ неоднократно озвучивал следующую позицию: бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты не существуют изолированно, а являются частью финансовой системы Российской Федерации.

Очевидно, что исключение местных бюджетов из бюджетной системы Российской Федерации привело бы к ситуации, когда в государстве одновременно существовало бы неопределенное количество бюджетных систем, что означало бы разрушение сложившегося и устоявшегося на протяжении десятков лет порядка и угрозу экономической безопасности России (схема 6.4).

Федеративной модели бюджетной системы предшествовала модель государственного бюджета, примером которой может служить бюджетная система Союза ССР. В настоящее время государственный бюджет сохранился в Китайской Народной Республике, Республике Беларусь. В Союзе ССР в течение нескольких десятков лет в рамках единого государственного бюджета объединялись союзный (центральный) бюджет, государственные бюджеты союзных республик в составе СССР и бюджет социального страхования (предшественник современных государственных внебюджетных фондов). Государственные бюджеты республик в составе СССР делились на республиканские (центральные) и областные, районные, поселковые и другие бюджеты в соответствии с административно-территориальным делением. Единый государственный бюджет позволял балансировать доходы и расходы между всеми входящими в его состав бюджетами, что исключало их дефицит и споры, связанные с межбюджетными отношениями (схема 6.5).

После развала Союза ССР были упразднены государственный и союзный бюджеты, а роль балансирующего центра взял на себя федеральный бюджет, будучи изначально по своей природе республиканским (центральным) бюджетом.

Количество уровней бюджетной системы в любой модели, как правило, связано с административно-территориальным устройством государства.

Федеративная Республика Германия является федеративным государством и имеет сходную с Российской Федерацией бюджетную систему, где есть федеральный бюджет, бюджеты регионов (земель), составляющих Федерацию, и местные бюджеты.

Китай при унитарном устройстве имеет бюджеты пяти иерархических уровней: 1) бюджет центрального правительства (государственный); 2) бюджеты провинций, а также бюджеты автономных районов и муниципалитетов, подчиненных непосредственно центральному правительству; 3) бюджеты городов, имеющих административно-территориальное деление на районы и префектуры; 4) бюджеты уездов и городов, не имеющих административно-территориального деления на районы и префектуры; 5) бюджеты поселков, национальных поселков и небольших городов.

В первоначальный период развития бюджетной системы Российской Федерации существовало значительное количество целевых бюджетных фондов, которые были созданы для решения определенных государственных задач. До 2001 г. в Российской Федерации существовали:

  • Федеральный дорожный фонд Российской Федерации;
  • Федеральный экологический фонд Российской Федерации;
  • Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;
  • Фонд управления , изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов;
  • Федеральный фонд Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции;
  • Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов;
  • Государственный фонд борьбы с преступностью ;
  • Фонд контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации;
  • Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
  • Фонд по охране озера Байкал;
  • иные.

Данные фонды определялись как целевые бюджетные фонды, которые образуются в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов и должны использоваться на цели, соответствующие назначению целевых фондов.

Неограниченным было и число целевых бюджетных фондов на уровне субъектов РФ .

На региональном уровне в разное время создавались внебюджетные и бюджетные фонды в целях реализации планов жилищного строительства, дорожного строительства, инвестирования по направлениям социально-экономического развития, поддержки малого и среднего предпринимательства, природоохранных и экономических мероприятий, поддержки и развития социальной инфраструктуры и социальной защиты низкооплачиваемых слоев населения.

Средства региональных внебюджетных фондов формировались за счет:

  • процентов по целевым ссудам;
  • платы за оказание разного рода услуг;
  • установленных законодательством субъекта РФ обязательных отчислений;
  • добровольных имущественных взносов;
  • специальных штрафов за загрязнение окружающей среды;
  • сборов с отдельных категорий участников экономической деятельности, иных сумм.

В одних случаях государственные бюджетные и внебюджетные фонды субъектов РФ являлись частью расходов и доходов регионального бюджета, в других - представляли собой самостоятельную некоммерческую организацию . Например, согласно Закону Республики Ингушетия «О государственных внебюджетных фондах Республики Ингушетия» государственными внебюджетными фондами Республики Ингушетия являются не имеющие членства некоммерческие организации, учреждаемые органами государственной власти .

С 2001 г. вышеперечисленные целевые бюджетные фонды в Российской Федерации были ликвидированы. Однако с 2002 г. они появились вновь. Отличием этих фондов от существующих ранее являлось то, что они были направлены не на развитие отдельных направлений и отраслей народного хозяйства, а на регулирование межбюджетных отношений.

При этом следует заметить, что целевые бюджетные фонды в некоторых областях проявили заметную жизнеспособность. В частности, это дорожные фонды, средства которых направлены на финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования. В настоящее время дорожный фонд - часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов. Расходы на дорожное хозяйство (на федеральном уровне) осуществлялись и через бюджетные ассигнования, предусмотренные Федеральному дорожному агентству. Другой пример касается созданной в 2008 г. государственной корпорации Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, срок существования которой ограничен законом.

С 2002 г. в Российской Федерации появились такие бюджетные фонды, как Фонд финансовой поддержки субъектов РФ (образуется из дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ), Фонд компенсаций, Фонд софинансирования социальных расходов, Фонд регионального развития.

С 2006 г. в составе федерального бюджета были образованы Инвестиционный фонд Российской Федерации и инвестиционные фонды субъектов РФ - как часть средств бюджетов, подлежащая использованию в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства.

С 2003 г. появился бюджетный фонд нового вида - Стабилизационный фонд, который в отличие от резервных фондов Президента Российской Федерации , Правительства Российской Федерации , высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, местных администраций можно назвать резервным фондом всего государства . На базе Стабилизационного фонда были созданы Резервный фонд Российской Федерации и Фонд национального благосостояния (Фонд будущих поколений).

Стабилизационный фонд Российской Федерации представлял собой часть средств федерального бюджета, которые аккумулировались за счет превышения цены на нефть над ее базовой ценой, подлежал обособленному учету , управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета, т. е. вместе с заменившими его Резервным фондом и Фондом будущих поколений, безусловно, может быть отнесен к типу суверенных фондов, которые заслуживают особого рассмотрения.

Суверенные фонды

Термин «суверенный фонд благосостояния» был введен в научный оборот в 2005 г. А. Розановым, который определил такие фонды методом исключения: принадлежащие государствам активы, не являющиеся государственными пенсионными фондами или резервными активами, поддерживающие национальные валюты.

Суверенные фонды не являются также государственными международными золотовалютными резервами и инвестиционными фондами (прямых инвестиций , взаимными фондами, хедж-фондами и др.)575.

Выделяются следующие признаки суверенных фондов: активы фондов находятся в государственной собственности ; они обособлены от иных государственных активов и обязательств (признак «суверенности»); фонды созданы для достижения различных публичных целей (например, страхование от рисков кризисных явлений в экономике , избавление от нежелательной ликвидности, сбережение средств для будущих поколений); деятельность по управлению фондами не связана с осуществлением денежно-кредитной и валютной политики, управлением публичными пенсионными фондами. Кроме того, фонды формируются при помощи определенного набора источников (например, профицит платежного баланса, поступления от экспорта определенных товаров и т. д.).

Считается, что первые суверенные фонды появились в американском штате Техас, где в 1854 г. был основан фонд в целях финансирования государственного начального и среднего образования, который формировался за счет поступлений от аренды земель штата. В 1876 г. был создан резервный фонд для финансирования образования в университетах штата (в особенности в Техасском университете агрокультуры и машиностроения), который существует и по сей день; управление им осуществляет основанная в 1996 г. управляющая компания Университета Техас.

Появлению суверенных фондов способствовали открытия и разработка месторождений нефти, а затем и других полезных ископаемых, и первыми источниками их формирования были доходы от экспорта природных ресурсов: нефти (Кувейт, штат США Аляска, Норвегия, Венесуэла, Оман), меди (Чили), фосфатов (Кирибати)580, алмазов (Ботсвана). Впоследствии суверенные фонды, формируемые посредством таких источников, получили название «сырьевых».

Документом международной рабочей группы по подготовке свода общепринятых принципов и практик деятельности суверенных фондов МВФ, получившим известность как «Принципы Сантьяго», суверенные фонды определены как специализированные инвестиционные фонды или структуры, находящиеся в собственности сектора государственного управления . Создаваемые в целях достижения макроэкономической стабильности и повышения качества управления государственными финансами, такие фонды владеют и управляют активами для выполнения финансовых задач и реализуют инвестиционные стратегии, включающие инвестирование в зарубежные финансовые активы.

Источниками формирования суверенных фондов обычно выступают профицит платежного баланса, государственные операции с иностранной валютой, поступления от приватизации , бюджетный профицит и доходы от товарного экспорта биржевых товаров. Они представляют собой разнородную группу, состоящую из бюджетных стабилизационных фондов, сберегательных фондов, корпораций по инвестированию резервов, фондов развития и пенсионных резервных фондов без прямых пенсионных обязательств.

По источникам образования суверенные фонды делятся на товарные, или сырьевые (commodity-based funds), и нетоварные, или несырьевые (non-commodity-based funds), фонды, получающие активы из валютных резервов государства. В качестве особой разновидности выделяют суверенные фонды, финансируемые за счет прибыли от добычи природных невозобновляемых ресурсов (non-renewable resource funds) 583. Несырьевые суверенные фонды, формируемые за счет профицита государственного бюджета и дополнительных источников (например, приватизации), малочисленны в сравнении с сырьевыми (Сингапур, Малайзия, Китай, Новая Зеландия, Австралия и т. д.) (схема 6.13).

По основным целям деятельности суверенные фонды подразделяются на:

  • стабилизационные фонды, создаваемые государствами, богатыми природными ресурсами;
  • сберегательные фонды, распределяющие накопленные материальные ценности между поколениями;
  • резервные инвестиционные корпорации для снижения издержек от сохранения резервов или реализации инвестиционной политики с высокой доходностью;
  • фонды развития, создаваемые для финансирования приоритетных социально-экономических проектов;
  • резервные пенсионные фонды, имеющие пенсионные или какие-либо неопределенные обязательства на государственном балансе.

Суверенные фонды могут также рассматриваться как субъекты международных инвестиционных отношений. С этой точки зрения особое значение имеет проблема защищенности инвестиций суверенных фондов от претензий, возникающих из государственных заимствований, как ключевое условие их функционирования. В этом смысле их международный статус напоминает статус золотовалютных резервов.

По правовым основаниям деятельности можно выделить суверенные фонды: действующие на основании законов (большинство, например, в Австралии, Норвегии, провинции Альберта (Канада), Сан-Томе и Принсипи, Восточном Тиморе и Российской Федерации); действующие на основании указов глав государств (Азербайджан, Казахстан). Для создания постоянного резервного фонда Аляски были внесены изменения в конституцию .

По организационно-правовой форме суверенные фонды могут быть:

  • независимыми юридическими лицами (Государственный нефтяной фонд Азербайджана, Инвестиционное управление Кувейта, Корейская инвестиционная корпорация, Инвестиционное управление Катара и Инвестиционное управление Абу-Даби в ОАЭ, Инвестиционное агентство Брунея, Национальный пенсионный резервный фонд Ирландии, Фонд будущего Австралии);
  • государственными корпорациями, деятельность которых регламентирована законом (Государственная инвестиционная корпорация и компания Темасек (Temasek) в Сингапуре, Китайская инвестиционная корпорация);
  • отдельными денежными счетами, принадлежащими правительству, без образования юридического лица (Государственный пенсионный фонд «Глобальный» Норвегии, Резервный фонд и Фонд национального благосостояния в Российской Федерации).

Наконец, с точки зрения интеграции в бюджетную систему суверенные фонды могут быть входящими в состав государственного (центрального, национального, федерального) бюджета (Норвегия, Казахстан и Российская Федерация) и внебюджетными (Азербайджан)584.

Отчеты фондов, их достоверность должны подтверждаться независимым внешним аудитором из частного сектора или органом государственного финансового контроля (в Российской Федерации это Счетная палата, в провинции Альберта Канады - Генеральный ревизор).

Существуют и иные дополнительные основания классификации суверенных фондов.

Появление суверенных фондов в Российской Федерации ведет отсчет с Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2001 г., согласно которому «…часть бюджета должна строиться на источниках доходов, связанных с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой. Она может формировать резерв для обеспечения стабильного развития в менее благоприятные годы, а также для решения масштабных стратегических задач. По этой части возможны и должны обсуждаться и поправки, и замечания. Полагаю, что такого рода разделение бюджета позволит предотвратить проедание дополнительных доходов».

В 2004 г. в Бюджетный кодекс РФ была введена новая глава 13.1 «Стабилизационный фонд Российской Федерации» (далее также - Фонд), которая раскрывала понятие Стабилизационного фонда РФ, порядок его формирования и использования средств, порядок управления, учет и отчетность по операциям со средствами Фонда. Стабилизационный фонд РФ являлся частью федерального бюджета, но подлежал уже обособленному учету. Его формирование происходило за счет дополнительных доходов федерального бюджета, образуемых в результате превышения цены на нефть сырую марки «Юралс» над ее базовой ценой и остатков средств федерального бюджета на начало финансового года. Средства Стабилизационного фонда РФ могли использоваться на финансирование дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой, если накопленный объем Фонда превышал 500 млрд руб. Объемы использования средств Фонда определялись федеральным законом о бюджете на соответствующий финансовый год. В 2005 г. часть средств была направлена на погашение внешних долгов Российской Федерации и покрытие дефицита Пенсионного фонда.

В 2008 г. Стабилизационный фонд был преобразован в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (в первой редакции - Фонд будущих поколений)589. Резервный фонд создавался с целью минимизации рисков российской экономики в случае резкого падения цен на энергоносители на мировых рынках , а Фонд национального благосостояния - с целью обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ.

Резервный фонд формируется за счет дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в случае, если накопленный объем средств фонда не достигает его нормативной величины.

Фонд национального благосостояния формируется за счет дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает его нормативной величины. Можно сказать, что Резервный фонд и Фонд национального благосостояния представляют собой сообщающиеся сосуды: при избытке доходов Резервного фонда его часть переходит в Фонд национального благосостояния (схема 6.14).

Средства Резервного фонда могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов, номинированных в разрешенной иностранной валюте (долларах США, евро, фунтах стерлингов, австралийских долларах, канадских долларах, швейцарских франках и иенах):

  • депозиты и остатки на банковских счетах в иностранных банках и кредитных организациях и в Банке России .

Средства Фонда национального благосостояния могут размещаться в разрешенную иностранную валюту и следующие виды финансовых активов:

  • долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков;
  • долговые обязательства международных финансовых организаций;
  • депозиты и остатки на банковских счетах в банках и кредитных организациях, в Банке России, государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»;
  • долговые обязательства и акции юридических лиц, в том числе российские ценные бумаги ;
  • паи (доли участия) инвестиционных фондов;
  • субординированные депозиты в российских кредитных организациях и субординированные облигации российских кредитных организаций, связанные с финансированием проектов, на основании распоряжений Правительства Российской Федерации.

Основные функции, связанные с принятием управленческих решений, осуществляет Минфин России, тогда как Банк России выполняет техническую работу, связанную с обеспечением их реализации. Средства нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах, открытых Казначейству России в Банке России на основании договора банковского счета (схема 6.15).

Одним из инструментов бюджетной политики, связанной с регулированием суверенных фондов в Российской Федерации, является так называемое бюджетное правило. Оно представляет собой закрепленную в БК РФ цену отсечения как ориентир для направления доходов на расходы и сбережения в суверенные фонды или, наоборот, из суверенных фондов - на расходы бюджета.

Бюджетное правило относится к категории инструментов бюджетной политики, именуемых фискальными правилами (numerical fiscal rules), которые можно определить как долгосрочные ограничения на фискальную политику государства, устанавливающие предельные количественные значения для определенных макроэкономических показателей.

Способы регулирования межбюджетных отношений

Первым направлением межбюджетного регулирования является правильное (в соответствии с принципом субсидиарности) распределение источников доходов и компетенции по расходам между центром и регионами.

Второе направление межбюджетного регулирования - предоставление финансовой помощи, которое должно осуществляться по прозрачной и объективной методике в определенных законом случаях и формах.

Финансовая помощь, предоставляемая, как правило, из бюджетов вышестоящего уровня - нижестоящим, осуществляется в форме субсидий, дотаций и субвенций и в зависимости от цели может быть инвестиционной (для реализации инвестиционных проектов), текущей, выравнивающей и стимулирующей (схема 6.16).

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, субсидии и субвенции именуются межбюджетными трансфертами. Они являются средствами, предоставляемыми одним бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Помимо дотаций, субсидий и субвенций допускаются иные формы межбюджетных трансфертов (схема 6.17).

Дотации - это межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.

Субсидии - средства, предоставляемые в целях софинансирования расходов за счет двух и более бюджетов.

Субвенции - целевые средства, выделяемые в случае возложения на бюджеты выполнения расходных обязательств , закрепленных за вышестоящим бюджетом.

В отличие от дотаций субсидии и субвенции имеют целевой характер, но, как и дотации, являются безвозмездными и безвозвратными. Субсидии, предоставляемые для инвестиций , могут сопровождаться передачей имущества или имущественных прав на создаваемую собственность . Как правило, дотации, субсидии и субвенции выступают в качестве текущей финансовой помощи.

Еще одной формой межбюджетных отношений является бюджетный кредит , который предоставляется из одного бюджета другому бюджету бюджетной системы на платной и возмездной основе.

Источники предоставления межбюджетных трансфертов учтены в федеральном бюджете особым образом. Они выделены среди расходов бюджета в Фонд финансовой поддержки регионов (для дотаций), Фонд компенсаций (для субвенций) и Фонд софинансирования расходов (для субсидий) (схема 6.18).

В части регулирования финансовых отношений между центром и регионами интересен опыт Федеративной Республики Германия, конституция которой содержит раздел, посвященный публичным финансам . Федерация может оказывать финансовую помощь из своего бюджета землям и общинам, только если их собственных ресурсов недостаточно для осуществления проекта. Конституция Германии содержит положение о том, что Федерация и земли раздельно несут расходы на решение своих задач, а решение федеральных задач центром должно сопровождаться доведением до земель необходимых финансовых ресурсов. В отличие от российской практики, в Германии финансовая помощь из центра поступает исключительно на инвестиционные цели (ст. 104а Основного закона ФРГ). В то же время во исполнение принципа гармонизации отдельным конституционным законом устанавливается порядок выравнивания финансовых возможностей земель.

В рамках модели государственного бюджета во избежание дисбаланса в бюджетной системе бюджеты нижестоящих публично-правовых образований утверждаются (согласовываются) вышестоящими органами власти . Такая практика сохранилась, например, в Китае, во Франции, во многих унитарных государствах . Следует, однако, подчеркнуть мировую тенденцию перехода к сложным межбюджетным отношениям по образцу федеративных.

В отношении бюджетной системы Российской Федерации следует отметить то обстоятельство, что она постоянно эволюционирует под влиянием международного опыта и в зависимости от изменений в государственно-территориальном устройстве, сохраняя историческое своеобразие (схема 6.19).

Схема 6.1.


Схема 6.2.


Схема 6.3.


Схема 6.18.