Банки

Что такое нормативное финансирование. «Финансирование системы образования в РФ. Изучили самофинансирование образовательных учреждений

0

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный

экономический университет»

Кафедра государственных и муниципальных финансов

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансы»

«Финансирование системы образования в РФ»

Выполнила: Курбатова М.В.

студентка 3-го курса 2014-2018 срок обучения

направления финансы и кредит

Группа э-1407

Номер зачетной книжки 140502

Научный руководитель: Канкулова М. И.

Оценка научного руководителя

Подпись научного руководителя

Санкт-Петербург

Введение.......................................................................................................................2

Глава 1. Система образования в РФ. Ее социально-экономическая сторона........4

Глава 2. Финансирование образования в России.....................................................7

2.1. Механизм финансирования в общем виде.........................................................7

2.2. Численно-аналитические показатели...............................................................14

Заключение.................................................................................................................27

Список использованной литературы.......................................................................29

ВВЕДЕНИЕ

Я, будучи студенткой 3-го курса СПБГЭУ, очень хотела бы в своей курсовой работе прояснить (в первую очередь для себя) вопрос о финансировании образования в России и его уровне, эта тема касается меня непосредственно. Я обучаюсь на бюджетной основе, соответственно государство РФ полностью оплачивает получение мной высшего образования.

Развитие образования - это государственный потенциал, его будущность.

Повышение качества образования является одним из наиболее приоритетных направлений в социально-экономической сфере развития страны. Наиболее важным аспектом данного направления является финансирование всех ступеней образования.

Невзирая на ежегодное увеличение ассигнований из федерального бюджета на сферу образования, наблюдается недостаток денежных средств для осуществления государственных функций в данной сфере. Дефицит в финансировании способствует появлению и усугублению проблем, связанных с содержанием и качеством образования, доступностью образования для различных слоев населения, полноценным удовлетворением потребностей граждан и другие. Недостаточное финансирование образовательных учреждений также негативно влияет на развитие материальной базы и подготовку высоко квалифицированных специалистов, приводит к эмиграции научно-педагогического персонала заграницу, снижает уровень социально-экономического развития государства, его конкурентоспособность на мировом рынке.

Образование наряду с наукой являются залогом экономического роста, они также отображают уровень благосостояния государства, его граждан.

При условиях рыночных реформ вопрос о финансировании образовательных учреждений остается одной из основных задач государственного бюджета.

ГЛАВА 1.СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РФ.ЕЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТОРОНА

В этой главе я хочу описать, как устроена система образования в нашей стране, из каких элементов она состоит и как они функционируют.

Система образования является одним из самых важных социальных институтов, который затрагивает интересы всего населения РФ. Ее главная задача в развитии государства -сформировать его человеческий потенциал и повысить качество экономических, социальных и духовных отношений в обществе. Право на получение образования согласно ФЗ «Об образовании в РФ» одно из главнейших и неотъемлемых прав гражданина РФ. Значительное внимание уделяется подготовке специалистов и совершенствованию учебного процесса, его модернизации.

Образовательные учреждения, осуществляющие воспитание, обучение и (или) исполняющие образовательную программу представляют собой основной тип института образования. По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных и религиозных организаций). Но действие законодательства в сфере образования, конечно, охватывает все виды образовательных учреждений, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

Не так давно (а именно с 29.12.2012) вступил в силу федеральный закон «Об образовании в РФ». Он пришел на замену двум основным законам: «Об образовании» (1992 год) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 год). Какие же изменения произошли в системе образования, согласно новому закону? Их я указала ниже:

−По новому закону государство обязано обеспечить каждого бесплатным общим образованием в рамках федеральных государственных образованных стандартов (ФГОС). При этом платные образовательные услуги не могут заменять обучение, которое финансируется из бюджета, отмечается в документе. В противном случае образовательная организация обязана вернуть все деньги обучающемуся или его родителям;

−Результаты единого государственного экзамена (ЕГЭ) будут действовать пять лет. Раньше результаты ЕГЭ были действительны до 31 декабря года, следующего за годом выпуска;

−Дошкольное образование становится первым уровнем в системе образования.

−Муниципалитеты обязаны будут предоставить ребенку место в первом классе.

−Изменяется система профессионального образования. Теперь в систему высшего образования входят бакалавриат, специалитет и магистратура, а также послевузовское профессиональное образование. Училища переходят в систему среднего профессионального образования в качестве первой ступени подготовки квалифицированных рабочих и служащих. Согласно закону, среднее профобразование должно быть общедоступным;

−Учителя получают особый статус. Новый закон впервые

законодательно закрепляет особый статус педагогического работника.

Аттестация после девятого класса является обязательной - экзамен сдается в форме ОГЭ.

На данный момент контроль за образованием в Российской Федерации на федеральном уровне выполняют Министерство образования и науки Российской Федерации и подчиненная ему Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.

Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные и дополнительные образовательные программы:

  • дошкольная образовательная организация;
  • общеобразовательная организация;
  • профессиональная образовательная организация;
  • образовательная организация высшего образования;
  • организация дополнительного образования;
  • организация дополнительного профессионального образования.

ГЛАВА 2.ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

В этой главе речь пойдет о финансировании образования в РФ; его источниках, способах и т.д.

2.1 МЕХАНИЗМ ФИНАНСИРОВАНИЯ В ОБЩЕМ ВИДЕ

Вначале мне бы хотелось описать механизм финансирования образования.

Наше государство в лице федеральных, региональных и местных органов управления является собственником государственных и муниципальных образовательных учреждений. Таким образом, государственное либо муниципальное финансирование являет собой основу получения гражданином образования в пределах установленных стандартов. Ничто так не показывает уровень государственного регулирования образования, как объем бюджетных средств, направленный на его финансирование. Государственное и муниципальное финансирование зависит от различных факторов: от государственного устройства и общей системы государственного управления; законодательного распределения ответственности за виды образования.

Средства федерального бюджета РФ представляют собой основной источник финансирования расходов на образование. Эти средства направляются на финансирование образовательных учреждений федерального ведения, а также на реализацию федеральных образовательных программ и в качестве поддержки для нуждающихся в финансировании образования регионов. В соответствии с российским законодательством осуществляется финансирование деятельности образовательных учреждений.

Финансирование федеральных государственных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов финансирования государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации. Эти нормативы должны быть установлены в соответствии с видом, типом и категорией образовательного учреждения в расчете на одного обучающегося либо на другой основе. Для отдельных образовательных учреждений(например, малокомплектных сельских) предусмотрены нормативы финансирования, независящие от количества обучающихся.

Правительство Российской Федерации определяет нормативы финансирования федеральных государственных образовательных учреждений.

Органы местного самоуправления могут установить нормативы по финансированию муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов. Образовательные учреждения могут быть профинансированы юридическими и физическими лицами, также аккумулировать денежные ресурсы путем предоставления платных услуг. Привлечение дополнительных средств вовсе не должно означать снижения объемов финансирования из бюджетов различных уровней. Одним из стабильных источников поступления денежных средств является сдача в аренду помещений, которые принадлежат на праве собственности учебному учреждению, если это не мешает учебному процессу. Дополнительным источником финансирования выступают денежные средства международных организаций, как на безвозмездной основе, так и для осуществления различных международных программ. Также образовательные учреждения могут предоставлять платные услуги. К ним относятся:

  1. Образовательные услуги:

−изучение предметов, которые не предусмотрены в плане;

−услуги психологической помощи;

−курсы по подготовке для дальнейшего поступления в вуз;

  1. Дополнительные услуги по развитию: разные секции, кружки по интересам и т.д.
  2. Спортивно - оздоровительные услуги: организация секций и групп, направленных на укрепление здоровья детей.

Величина ассигнований напрямую зависит от величины доходов

бюджета того или иного уровня. Бюджетный Кодекс РФ определяет порядок финансирования российских образовательных учреждений, а также устанавливает границы применения нормативов финансовых затрат и минимальную бюджетную обеспеченность. Бюджетные расходы в области экономических статей полностью детализированы, это вызвано необходимостью усилить контроль со стороны финансирующих и административных органов за их целевым использованием. Специальный государственный орган в пределах выделенных из бюджета средств определяет объем ассигнований и распределяет расходы на календарный финансовый год.

Такие учреждения как детские дома, детские дома-школы, школы-интернаты для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, коррекционные детские дома и школы для детей с отклонениями в развитии находятся на полно государственном обеспечении.

Существуют два способа финансирования при помощи ассигнований:

−«Нетто-бюджет» - применяется при финансировании денежных средств из бюджета на покрытие четко определенных затрат

−«брутто-бюджет» -способ для обеспечения финансирования организаций, полностью находящихся на бюджетном финансировании. Бюджетные средства предоставляются на все виды расходов.

Способ финансирования образования «брутто-бюджет». Куда же далее перераспределяются бюджетные средства? Выделенные accигнoвания идут на содержание учебных заведений, для оплаты товаров, работ и услуг, которые выполняют физические и юридические лица по государственным и муниципальным кoнтрактам. Расходы на образование являются расходами на социальные нужды, определяющимися на основе принципов сметного планирования и финансирующиеся на конкретные виды затрат. Показатели деятельности учреждений, которые характеризуют обслуживаемые контингенты(количество учащихся, учебных групп, классов, количество воспитанников) представляют собой основу расчетов расходов образовательных учреждений. При этом учитывается время функционирования в течение года. Эти показатели расчетные. Денежный расход насчитывается по норме, которая обеспечивает функционирование и развитие учебного учреждения. Главным условием расходования бюджетных средств является строгое их регламентирование по назначению. Образовательное учреждение не вправе использовать средства на цели, которые не предусмотрены в смете. В состав затрат сметы образовательных учреждений входят:

−оплата труда;

−начисления на оплату труда;

−командировочные и иные компенсационные выплаты работникам; −оплата товаров, работ и услуг;

−капитальный и текущий ремонт;

−приобретение оборудования и предметов длительного пользования.

Также необходима поддержка общества в сторону проводимой образовательной политики, восстановление активного участия и ответственности государства в данной сфере, и, конечно, усовершенствование образования с выделением ресурсов и их рациональным использованием.

Образование - это одно из важнейших социальных благ, финансируя его, государство вкладывает в будущее своего населения. Принципы образования согласно статье 43 Конституции РФ:

−все бесплатно должны обеспечиваться дошкольным воспитанием, общим средним образованием и начальным профессиональным образованием;

−бесплатным средним профессиональным образованием и высшим профессиональным образованием должны обеспечиваться те, кто прошел соответствующий конкурсный отбор на объявленных условиях.

На основе вышеприведенных принципов должно основываться финансирование образования. Основными источниками финансирования образовательных учреждений в условиях рыночной экономики, как я уже упоминала выше, остаются бюджеты бюджетной

системы РФ:

−средства федерального бюджета; −средства бюджетов субъектов РФ;

−средства местных бюджетов.

Вместе с тем, учитывая особенности и значимость образовательных услуг, в рыночной экономике финансирование социальной сферы имеет многоканальный характер (см. Рисунок 2).

Рисунок 2 - Каналы финансирования образовательных услуг

С учетом указанных каналов финансирования, необходимо уточнить две основных модели, базирующиеся на принципах: принцип «бесплатного» государственного образования; принцип «платности» - роль государства ограничена (услугу оплачивают граждане).

Я считаю необходимым уточнить данную точку зрения и представить источники финансирования системы образования на следующей схеме (см.

Рисунок 3).

Рисунок 3 - Источники финансирования образовательных услуг

Изменения в системе образования должны быть нацелены на решение таких вопросов, как:

−доступность образования для различных социальных слоев населения;

−осуществление структурных сдвигов в увязке с требованиями рынка труда;

−повышение качества образовательных услуг;

−финансирование материально-технической базы образования в целях его модернизации.

Финансовый механизм системы образования в общем виде можно представить как систему целевого регулирования процессов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов образовательных учреждений в рамках указанных элементов (см. Таблица 1).

Таблица 1 - Финансовый механизм системы образования

Финансовые методы

Финансовые рычаги

Нормативноправовое обеспечение

Информационнометодическое обеспечение

Финансовый анализ; планирование и прогнозирование; - финансовое обеспечение деятельности; - финансовое регулирование; бюджетирование; - инвестирование;

Кредитование;

Финансовый контроль и учет; введение новых систем оплаты труда; - система расчетов; -

Ассигнования;

Субсидии;

Субвенции; - бюджетные инвестиции;

Амортизация;

Арендная плата; - стипендия процентная ставка; - кредиты и займы;

Налоговые льготы и отсрочки и др.

Конституция РФ;

Кодексы; - Федеральное законодательство; - нормативные акты

Правительства РФ; - нормативные акты федеральных министерств, агентств, служб; - нормативноправовые акты региональных органов власти и управления; - нормативные документы вузов; - прочие.

Финансовый учет и отчетность; - управленческий учет и отчетность; - налоговый учет и отчетность; - внутренняя финансовая документация; - информация о внешней среде; - информация об источниках финансирования.

Таким образом, финансирование образовательных учреждений за счет федерального бюджета осуществляются в соответствии с функциональной классификацией, в которой группа «Образование» включает следующие расходы:

−дошкольное образование детей раннего возраста и содержание ДОУ;

−начальное общее, основное общее, среднее общее образование;

−начальную профессиональную подготовку в ССУЗ, СПТУ, межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских;

−образование в образовательных учреждениях среднего профессионального образования;

−расходы на высшее профессиональное образование;

−профессиональную переподготовку и повышение квалификации,

−молодежную политику и организацию оздоровительной кампании для детей.

2.2. ЧИСЛЕННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Далее я бы хотела от теории перейти к реальным показателям. Приём в государственные и муниципальные профессиональные образовательные организации и образовательные организации и образовательные организации высшего образования в 2015 году представлены на рисунке 4.

Рисунок 4 - Прием в государственные и муниципальные профессиональные образовательные организации в 2015 году.

Число принятых на обучение в образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена, больше всего приходится на бюджеты субъектов РФ и составляет на 2015 год 323,4 тыс. человек.

Рисунок 5 - Прием в государственные и муниципальные образовательные организации высшего образования в 2015 году

Число принятых на обучение в государственные и муниципальные образовательные организации высшего образования большинство осуществляется с полным возмещением затрат на обучение и составляет 569,9 тыс. человек в 2015году.

По результатам анализа показателей в области высшего профессионального образования можно определить ключевые проблемы структуризации высшего экономического образования в России:

1)дефицитное государственное финансирование высших учебных заведений, приводящее к развитию подготовки специалистов в технических вузах по широкому сектору непрофильных специальностей;

2) низкая оплата труда преподавателей;

3) снижение уровня научно-экономической и методической подготовки преподавателей;

4) повышение уровня коррупции и взяточничества в государственных вузах (взимание платы за бюджетные места, приём на ЕГЭ и оценки на экзаменах);

5) усиление конкуренции вузов при приёме студентов на специальности юридического, экономического и управленческого профилей без учёта сокращения потребностей в таких специалистах;

6) резкое снижение качества заочного (дистанционного) обучения специалистов в малых городах и районах, связанное с недостаточностью материально-технической базы, и отсутствие штатного состава преподавателей, имеющих учётную степень;

7) проблемы трудоустройства бакалавров и специалистов на предприятиях, в организациях и учреждениях отраслей экономики по профилю приобретённой в вузе специальности;

Что касается расходов на образование, то, к 2016 году наблюдается значительное сокращение расходов всех уровней бюджетов бюджетной системы РФ (Таблица 3).

Доля социальных расходов государства в ближайшие 3 года будет значительно снижена, и пропорционально данному снижению возрастет финансирование национальной безопасности, правоохранительной

деятельности и обороны.

Таблица 3 - Расходы консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов на образование на 2014-2016 гг.,

млрд. руб.

Наименование

Отклонение

Консолидированный бюджет РФ и бюджет ГВБФ

Федеральный бюджета

Бюджеты ГВБФ

территориальных ГВБФ

Консолидированный бюджет субъектов РФ

Консолидированный бюджет РФ и бюджет государственных внебюджетных фондов в 2016 году по сравнению с 2015 годом сократился на 1378, 17 млрд. руб. Из них расходы федерального бюджета сократились на 22,04 млрд. руб. за анализируемый период. Данное сокращение вызвано завершением софинансирования региональных программ и передачи финансирования по статье «Образование» с федерального уровня на региональный. Также это связано с завершением софинансирования региональных программ по повышению заработной платы учителям.

«По ряду разделов, таких как образование, здравоохранение, физическая культура и спорт, назначается сокращение бюджетных расходов. Наибольший объем расходов по социально важным направлениям политики государства передан на уровень субъектов федерации, именно там происходит концентрация ресурсов на эти цели, именно там происходит увеличение

расходов» - заявил министр финансов Антон Силуанов.

Большая часть федеральных расходов на образование сосредоточена на финансирование высшего и послевузовского профессионального образования, что объясняется передачей в ведение субъектов Российской Федерации образовательных учреждений среднего профессионального образования (см.

Таблица 4)

Таблица 4 - Динамика состава расходов федерального бюджета на 2014 - 2018 годы, млн. руб

Наименование

в % к предыдущему

Образование, в

Дошкольное образование

Общее образование

Начальное профессиональное образование

Среднее професси- ональное образование

Профессиональ ная подготовка, переподготовка

и повышение

квалификации

послевузовское профессиональн ое образование

Молодежная

политика и

оздоровление людей

Прикладные научные исследования в области образования

Другие вопросы в области

образования

Как видно из таблицы, самая большая часть в расходах федерального -это высшее и послевузовское профессиональное образование, 86 % или 507 390, 2 млн. руб. от общего объёма расходов на 2016 год. Самой малой частью в расходах является начальное профессиональное образование всего лишь 0, 8% или 4 469, 2 млн. руб. на 2016 год.

Мировой опыт показывает, что система образования может нормально функционировать и развиваться, а также создавать условия для обеспеченности всего населения общим средним образованием, при условии удельного веса расходов в данной сфере не ниже 5-7 % от ВВП(учитывая при этом особенности конкретного государства). По отношению к ВВП динамика расходов на образование представлено в Таблице 5.

Таблица 5 - Отношение ВВП к динамике расходов на образование в России за 2011-2016 года (в текущих ценах), млрд. руб.

Показатель

Расходы федерального бюджета

в том числе:

на образование

в % к расходам бюджета

Расходы консолидированного бюджета

в том числе:

на образование

в % к расходам

консолидированного бюджета

Из таблицы мы можем сделать вывод о том, что удельный вес(в процентах) расходов на образование к ВВП значительно ниже нормы, заданной мировой практикой. К тому же, данный показатель почти не пересекает границы одной сотой части по отношению в процентах к ВВП Таким образом, напрашивается вывод о том, что сегодняшняя система образования требует финансирования для дальнейшего функционирования и развития. Это и является одной из значительных проблем всей системы образования. Следовательно, необходимо создать программы, нацеленные на повышение бюджетного и внебюджетного финансирования образования, совместно с их рациональным использованием. Недостаточное финансирование образовательных учреждений является следствием снижения материально-технического обеспечения учреждений, низкого уровня оплаты преподавательского труда, в связи с чем сокращается число квалифицированных преподавателей, что выделяет следующую проблему - качество образования.

В общем, наблюдается отрицательная тенденция образовательных учреждений: их количество сокращается, тогда как количество желающих обучаться увеличивается. К тому же, на сегодняшний день происходит сокращение бюджетных расходов. Наибольший объем расходов по социально важным направлениям политики государства передан на уровень субъектов федерации. Непосредственно там происходит концентрация ресурсов на эти цели национальной безопасности и правоохранительной деятельности, именно там осуществляется увеличение расходов.

Объёмы бюджетных ассигнований из федерального бюджета на период

2015-2022 годы на реализацию Федеральной целевой программы отражены на Рисунке 6.

Рисунок 6 - Объёмы бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы на 2015-2022 гг., млн. руб.

До 2018 года объёмы бюджетных ассигнований скачут из года в год. Причиной этому может служить сокращение расходов на образование в связи с увеличением расходов на национальную оборону и национальную безопасность и правоохранительную деятельность. Также сокращение расходов в 2016 и 2018 годах может быть связано с передачей финансирования по разделу «Образование» с федерального уровня на региональный. Несмотря на данные сокращения, наблюдаются позитивные тенденции объёмов бюджетных ассигнований. С 2019 года расходы бюджета на финансирование образования стабильно растут. К 2022 году объём бюджетных ассигнований составляет 225 319, 2 млн. руб. по сравнению с 2016 годом. Можно сделать вывод о том, что к 2022 году все отрасли образования будут на новом, более качественном уровне.

В рамках Федеральной целевой программы «Развитие образования» на 2015-2022 годы заложены 7 основных подпрограмм, целями и задачами которых являются, в основном, модернизация систем образования в целом, улучшение качества образовательных услуг и повышение научно-технического уровня. Объёмы бюджетных ассигнований на реализацию подпрограмм и ФЦП из средств федерального бюджета отражены в Таблице 6.

Таблица 6 - Объёмы бюджетных ассигнований на реализацию

подпрограмм и ФЦП из средств федерального бюджета, млн. руб.

Подпрограммы

Объём бюджетных ассигнований, млн. руб.

Подпрограмма 1. Развитие профессионального образования

Подпрограмма 2. Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей

Подпрограмма 3. Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования

Подпрограмма 4. Вовлечение молодежи в социальную практику

Подпрограмма 5. Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на

2013-2020 годы и прочие мероприятия в области образования государственной программы "Развитие образования" на 2013-

ФЦП 6. "Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы"

ФЦП 7. Федеральная целевая программа "Русский язык" на

2011-2015 годы

Как видно из таблицы, на реализацию всех подпрограмм и ФЦП объёмы бюджетных ассигнований из федерального бюджета составляют 4 134 329, 9 млн. руб. Самые большие расходы приходятся на Подпрограмму 1 «Развитие профессионального образования» и составляют 3 812 771, 0 млн. руб. или 92,2% от общей суммы бюджетных ассигнований. Следом по объёму бюджетный ассигнований приходится на Подпрограмму 2 «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» и составляет 148 950, 0 млн. руб. или 3, 6 % от общей суммы бюджетных ассигнований. А меньше всего на ФЦП 7 «Русский язык» на 2011-2015 годы и составляют 1 606, 2 млн. руб. или 0, 04% от общей суммы соответственно.

Можно систематизировать основные тенденции как положительных, так и отрицательных явлений в системе высшего образования в России, которые представлены в Таблице 7.

Таблица 7 - Основные тенденции в системе высшего образования России

Положительные

Отрицательные

Переход на уровневую подготовку кадров, сопровождающийся повышением конвертируемости высшего образования России

Утрата самобытных черт российского высшего образования, его фундаментальности и

привилегированности

Значительный рост доступности высшего образования для современной молодёжи

Снижение социального статуса и оценки обществом труда работников высшей школы

Массовая разработка и внедрение «инновационных образовательных программ» и образовательных стандартов европейского образца в процесс обучения студентов

Рост «ножниц» между выпуском специалистов и потребностями в них рынке труда из-за неустойчивого характера взаимосвязей образования практики

Усиление контроля за соблюдением образовательных стандартов со стороны Рособрнадзора

Процесс обучения всё слабее учитывает особенности социально-экономического развития страны и всё в меньшей степени направлен на развитие креативной личности

Создание электронной информационнообразовательной среды и на её основе развитие дистанционного образования

Снижение значимости коммуникационного аспекта взаимоотношений преподавателя и студента

Обострение конкурентной борьбы между региональными ВУЗами

Конкурентная борьба в региональных вузах смещается в область снижения требований к качеству исходного «материала»

Рост заинтересованности части молодёжи в получении достойной занятости на базе добротного образования

Переориентация части молодёжи на зарубежные вузы из-за разочарования в отечественном образовании

Массовое внедрение вузами общедоступных сайтов и развитие процесса преобразования традиционных вузовских структур в службы маркетинга и правового обеспечения инноваций

Таким образом, на основе выявленных тенденций в высшем образовании, можно предположить о будущих перспективах в его развитии: Высока вероятность продолжения движения вузов по пути коммерциализации собственных разработок, научных и образовательных проектов, так как в противном случае произойдет полное исчерпание еще имеющихся научных заделов н творчески мыслящих научно-педагогических кадров по целому ряду направлений вузовской деятельности;

  1. В маркетинге вузовских услуг существуют связанные процессы, где один процесс может подавлять другой. Потому возможно продолжение подавления научной деятельности образовательным процессом, если каждому преподавателю независимо от его научной активности как в настоящее время будет планироваться практически одинаковая по объему учебная нагрузка;
  2. Трудно ожидать развития конкуренции между региональными вузами за счет улучшения качества и снижения цены вузовских услуг пока существует формальная оценка результатов их деятельности со стороны Минобрнауки РФ;
  3. В связи с переходом на уровневую подготовку кадров возможна окончательная трансформация рынка продавца в рынок покупателя стандартизированных вузовских услуг, чтоне позволяет надеяться на значительное повышение социального статуса и оценки обществом труда работников высшей школы, обслуживающих наиболее массовый в ближайшем будущем сегмент образовательного рынка — бакалавра.

На сегодняшний день можно выделить следующие позитивные тенденции российского образования:

−гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса, направленные на переход к гуманным, демократическим отношениям между педагогами и учащимися;

−вариативность и разноуровневость содержания образования, введение новых специальностей и специализаций, учебных дисциплин, востребованных изменившимися социально-экономическими условиями (право, основы экономики, основы психологии и педагогики, информатика и др.);

−разработка новых образовательных стандартов, учебных планов и программ, учебно-методических комплексов по предметам;

−дифференциация сети учреждений образования, становление негосударственных образовательных учреждений;

−разработка и внедрение в образовательный процесс систем обеспечения и управления качеством образования; использование учреждениями образования дополнительных источников финансирования, таких как доходы от собственной коммерческой деятельности, средства спонсоров, благотворительные средства.

Таким образом, государственная программа «Развитие образования» на 2015-2022 годы призвана ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. В программе заложены механизмы стимулирования необходимых системных изменений в образовании.

На сегодняшний день необходимо обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики для экономического роста страны и улучшения уровня и качества жизни населения. Повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны.

Заключение

Какие выводы можно сделать по итогу выполненной работы?

В современном мире образование рассматривается как один из краеугольных камней стабильного и высокоэффективного развития общества, удовлетворения современных и будущих потребностей человечества, решения экономических, социальных, экологических и других проблем.

Довольно негативным аспектом в области образования является состояние финансирования образования и науки. Следует кардинально изменить и обновить качество предоставляемых услуг, материальную базу, провести компьютеризацию учебных заведений, внедрить информационные технологии, обеспечить современные подходы к подготовке и повышению квалификации педагогических кадров, ввести новые экономические и управленческие методы развития образования. Все эти проблемы требуют первоочередного решения.

К сожалению, происходит сокращение бюджетных расходов. К 2016 году наблюдается значительное сокращение расходов всех уровней бюджетов бюджетной системы РФ. Наибольший объем расходов по социально важным направлениям политики государства передан на уровень субъектов федерации, именно там происходит концентрация ресурсов на эти цели национальной безопасности и правоохранительной деятельности, именно там происходит увеличение расходов.

Статистический анализ выявил как позитивные, так и негативные тенденции в российском образовании. За последние годы в России число образовательных учебных заведений уменьшилось на 1697, 2 тыс. единиц, общеобразовательных учреждений - на 16, 4 тыс. единиц. Наибольший удельный вес в сокращении занимает число образовательных учреждений начального профессионального образования. Расширение сети негосударственных вузов привело к значительному росту количества высших учебных заведений. Но за последний год число вузов уменьшилось на 34 тыс. единиц, что вызвано изменением законодательства в сфере образования и демографическим провалом, а также сокращением спроса на ряд специальностей, что доказывает общий спад численности обучающихся. В основном, наблюдается увеличение числа негосударственных учреждений и сокращение государственных, что обусловлено недостаточностью средств бюджета, направленного на финансирование образования.

Необходимо найти способы увеличения бюджетного и внебюджетного финансирования образования, которые смогут сочетаться с рациональным их использованием. Дефицит в финансировании образовательных учреждений ведет к снижению материально-технического обеспечения учреждений, низкому уровню оплаты преподавательского труда, что приводит к сокращению числа квалифицированных преподавателей, что выявляет дополнительную проблему - качество образования.

Необходимо принять меры по обеспечению российского населения образованием высокого качества в условиях меняющихся запросов граждан, а также потенциальных изменений в развитии социума и экономики для лучшего уровня жизни и, конечно, экономического роста. Повысить эффективность исполнения молодежной политики в соответствии с инновационным социально ориентированным развитием страны.

В завершение мне бы хотелось процитировать В. В Путина: «Убеждён, у нас единое понимание того, что качественное, современное образование - это залог устойчивого развития нашей с вами страны, основа для самореализации конкретного человека, основа для расширения социальных и экономических возможностей всех граждан страны, стратегический ресурс России, который мы должны укреплять и в полной мере использовать».

Список использованной литературы

Доступен в полной версии работы

Скачать: У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера.

ЛЕКЦИЯ 4

Финансовый механизм

Бюджетное финансирование

1. Финансовый механизм: определение и сущность.

2. Модели бюджетного финансирования.

3. Основные функции участников финансирования образования.

4. Типы государственных (муниципальных) учреждений.

5. Планирование бюджетных средств на реализацию образовательных услуг

6. Организация финансирования расходов на образование.

Введение

Попытаемся связать данную лекцию с предыдущими. Мы вели речь об открытых, сложных, нелинейных системах и об их свойствах. Одним из существенных свойств таких систем является их способность к самоорганизации. Социальные системы, встроенные в государственные структуры, развиваются под влиянием организации (в смысле управления извне) и самоорганизации (в смысле самоуправления). В зависимости от характеристик таких систем, для их успешного функционирования и развития необходим определённый баланс между управлением и самоуправлением, т.е. - организацией и самоорганизацией. Причём далеко не всегда середина в соотношении этих двух факторов является золотой. В ряде случаев должна преобладать организация (управление извне), например, в армии, а ряде случаев – самоорганизация (самоуправление), например, в научных комплексах типа Силиконовой Долины.

Что же должно преобладать в системе образования в целом и в отдельных образовательных учреждениях? Обратимся к их финансовому механизму.

1.Финансовый механизм – это совокупность условий, форм и методов создания, распределения и использования денежных средств учреждениями и органами управления образования в целях обеспечения благоприятного положения для развития системы образования.

Финансирование – это обеспечение необходимыми денежными средствами затрат на осуществление определённой деятельности.В нашем случае на осуществление образовательного процесса.

Финансирование осуществляется на принципах:

Плановости - средства предусматриваются при составлениибюджета (финансового плана);

Целевой направленности - использование средств допускается только на предусмотренные планом объекты и цели;

безвозвратности - у получателей средств не возникает обязательств по их возврату;

Выделения средств по мере их расходования;

Экономии - рационального расходования средств.

Следует отметить, что финансирование не следует смешивать с отношениями”купли-продажи“, где есть встречное движение финансовых ресурсов и их материального или нематериального эквивалента в виде товара или услуги. Для дальнейшегоизучения это важно, поскольку, строго говоря, далеко не каждоепоступление денег или материальных объектов в образовательноеучреждение является финансированием.

Модели бюджетного финансирования образования

Мировая практика предлагает три модели бюджетного финансирования: 1)сметное финансирование, 2) нормативное финансирование и 3) бюджетное финансирование, основанное на дифференциальной грантовой поддержке.

Исторически так сложилось, что для нашей страны типичной моделью является бюджетное сметное финансирование .

Сметное финансирование – предоставление денежных средств из государственного или муниципального бюджета для покрытия расходов учреждений непроизводственной сферы, как правило, не имеющих собственных доходов.

Сметное финансирование осуществляется в точном соответствии с целевым назначением расходов и нормами затрат, устанавливаемые финансирующим органом с учётом профиля и особенностей деятельности бюджетных учреждений.Потребность в средствах обосновывается соответствующим расчётом по каждому виду расходов.

Смета бюджетного учреждения – основной плановый документ, определяющий объём, целевое назначение и поквартальное распределение бюджетных ассигнований на все расходы данного учреждения.

Утверждённая смета является основанием для расходования выделяемых из бюджета средств.

Для практической деятельности образовательных учреждений законодательство об образовании предусматривает наличие баланса, т.е. документа, отражающего не только расходы, но и получаемые им доходы. Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, оно имеет самостоятельный баланс и расчётный счёт.

Для образовательного учреждения составляются три вида смет согласно видам разделов лицевого счёта учреждения:

● на конкретную образовательную программу;

● на получение и расходование средств по нацпроекту «Образование»((Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 года №497);

● на строительство или реконструкцию объектов и др.

Для разработки сметы необходимо определить потребность в средствах для осуществления расходов по каждой статье классификации.

Потребность в бюджетном финансировании системы образования базируется на трёх основных количественных параметрах:

● численность обучающихся (по уровням образования);

● сроки и условия обучения и воспитания (по уровням образования);

● материальная база образовательного учреждения.

Источниками для получения этих данных являются нормативные документы, формы статистического наблюдения, данные бухгалтерской отчётности.

Так, нормативы численности обучающихся (воспитанников) в группе, классе указаны в соответствующих типовых положениях образовательных учреждений.

Государственные образовательные стандарты определяют сроки и условия обучения учащихся на каждом уровне образования. Ежегодно органы управления образования собирают статистические данные о контингенте обучающихся по типам и видам образовательных учреждений и уровням образования.Естественно, что для обучения разного количества учащихся требуется соответственно и разные затраты, как и для обучения одного и того же количества учащихся, но с разным сроком обучения и разным набором дисциплин.

Материальная база образовательного учреждения является элементом относительно постоянным. В определённой мере она зависит от контингента обучающихся. Количество учебных площадей, оборудования в детском саду, школе должно соответствовать численности обучающихся и условиям их обучения. При этом здание образовательного учреждения используется одинаково для учебных целей вне зависимости от количества воспитанников, учащихся.

Технический расчёт потребности в бюджетных средствах может осуществляться двумя способами.

Первый способ строится на том, что расчёт потребности в бюджетных средствах проводится непосредственно образовательным учреждением. Для этого на уровне дошкольного учреждения, школы или другого типа учреждения необходимо, пользуясь общей схемой расчёта потребности в средствах, просчитать общую сумму затрат учреждения на год.Этот процесс достаточно трудоёмкий, требующий большой работы по сбору и обработке экономической информации. Сводная работа часто приводит к большому количеству ошибок.

Второй способ предполагает, что расчёт потребности в средствах проводится органами управления образования соответствующего уровня. Условием проведения такого расчёта является наличие необходимой статистической информации о сети подведомственных образовательных учреждений и необходимой методической базы. Всё это в необходимых объёмах имеется в органах управления образования. Может уточняться в течение подготовительного периода. Данный подход отличается большой оперативностью, возможностью проведения расчётов «в любой момент» при выдаче исходных финансовых показателей Министерством финансов РФ, единым подходом к совокупности образовательных учреждений.

В связи с этим этот способ отличается «усреднённостью», т.е. меньшей индивидуализацией расчётов для каждого образовательного учреждения. В свою очередь, это тоже может потребовать ввода значительного количества поправок.

Такой способ расчёта используется в настоящее время министерством образования и науки РФ.

Оба пути требуют методической основы расчёта потребности в средствах либо на уровне отдельного образовательного учреждения. Либо на уровне министерства.

Таким образом, понятие сметы можно охарактеризовать следующими признаками:

● это финансовый плановый документ;

● она отражает свод затрат на определённый вид деятельности, отдельное производство, мероприятие;

● она составляется на определённый временной период (год, месяц, время производства, время проведения мероприятия и т.п.);

● смета не определяет источники погашения планируемых затрат.

Нормативное (нормативно-подушное) финансирование предполагает финансирование предоставленной услуги, а не учреждения, и зависимость объёма выделяемых бюджетных средств от числа обучающихся, воспитанников в отдельно взятом образовательном учреждении.

В настоящее время нормативное финансирование рассматривается в нашей стране как один из основных финансовых механизмов в модернизации системы образования.

Использование норматива бюджетного финансирования позволяет:

формировать бюджет образовательных учреждений;

определять объективные потребности в финансовых средствах и оптимизировать затраты;

обеспечить прозрачность при формировании и прохождении финансовых потоков.

В Бюджетном кодексе РФ нормативная форма финансирования рассматривается как основа формирования бюджетных затрат.

Таким образом, действующее законодательство устанавливает:

● нормативный подход в области финансирования учреждений общего образования;

● долевой способ финансирования дошкольных образовательных учреждений (муниципалитет финансирует затраты на содержание собственности, субъект РФ – затраты на реализацию общеобразовательных программ в форме субвенции).

Регионы встали перед необходимостью корректировки нормативов с помощью большого числа поправочных коэффициентов, без которых реализация модели нормативного финансирования на муниципальном уровне крайне затруднена.

Муниципальный заказ предполагает проведение конкурса на предоставление услуг определённого вида и объёма и выделение средств учреждению-победителю. Принципиальное отличие данного подхода состоит в том, что задание на поставку социальных услуг размещается на договорной основе, а не принудительно. Договор заключается по результатам конкурса , т.е. в условиях конкуренции за доступ к бюджетным ресурсам.

Под муниципальным заданием понимается следующее:

● комплексный план, определяющий обязательства муниципалитета по предоставлению населению данной территории образовательных услуг за счёт бюджета;

● объём финансовых ресурсов, выделяемых на выполнение гарантий;

● условия и порядок оказания образовательных услуг, а также требования к эффективной деятельности образовательного учреждения.

Для малокомплектных образовательных организаций и образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах и реализующих основные общеобразовательные программы, нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования должны предусматривать в том числе затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации относят к малокомплектным образовательным организациям образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности и (или) численности обучающихся(Глава 13, статья 99, пункт 4 Закона об образовании в РФ).

ЛЕКЦИЯ б. НОВАЯ СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Понятие нормативного подушевого финансирования

В соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 13.09.2006 г. № АФ-213/03 «О подготовке направлении модельных методик» с 2007 года, в рамках приоритетного национального проекта «Образование», в пилотных регионах субъектов Российской Федерации начата реализация комплексных проектов модернизации образования, включающих введение новой системы оплаты труда, направленной на повышение доходов учителей.

На основании «Модельной методики введения нормативного подушевого финансирования реализации государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования», «Модельной методики формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования» и «Некоторых возможных направлений выравнивания условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждений» (приложения к письму Минобрнауки от 13.09.2006 г. № АФ-213/03), финансовые органы и органы управления образованием субъектов федерации разрабатывают свой механизм реализации проекта подушевого финансирования, но не противоречащий федеральному законодательству.

состоит в следующем:

1. Формирование финансового фонда образовательного учреждения осуществляется на основе принципа нормативного подушевого финансирования в расчете на одного обучающегося.

2. Задачу выравнивания финансирования на одного учащегося предполагается решать поэтапно и по мере увеличения финансирования общего образования, а не одномоментно за счёт резкого перераспределения бюджетных средств внутри отрасли в момент введения принципов нормативного подушевого финансирования (условно - в течение трёх лет).

3. Реализация принципа нормативного подушевого финансирования осуществляется на трех следующих уровнях:

На уровне межбюджетных отношений (бюджет субъекта РФ - муниципальный бюджет);

На уровне внутрибюджетных отношений (муниципальный бюджет - образовательное учреждение);

На уровне образовательного учреждения.

4. Методика устанавливает порядок расчёта регионального расчётного подушевого норматива, адаптационной надбавки и поправочного коэффициента на переходный (адаптационный) период, которые позволяют при установлении базового принципа финансирования образовательных учреждений («средства следуют за учеником» и их объем не зависит от числа работников образовательного учреждения).

5. За величину регионального расчетного подушевого норматива первоначально принимается средняя величина расходов (по направлениям, включаемым в норматив) трех процентов от числа образовательных учреждений соответственно в городской и сельской местности (но не менее двух учреждений), имеющих государственную аккредитацию и минимальные затраты на обеспечение государственных гарантий на получение общего образования в расчете на одного обучающегося. Подобный способ расчета, но уже с учётом статуса образовательных учреждений и реализуемых ими образовательных программ, может быть использован по завершении адаптационного периода.

6. В целях предоставления каждому муниципальному образованию субвенции бюджета субъекта РФ в объемах, не ниже фактически сложившихся за предыдущий финансовый год, к объему финансирования, определенного на основе подушевого принципа для каждого муниципалитета, в рамках бюджета отрасли однократно на переходный (адаптационный) период (не более 3-х лет) устанавливается адаптационная надбавка, позволяющая учесть фактически сложившиеся расходы.

7. Органы государственной власти субъектов РФ устанавливают порядок расчета поправочного коэффициента для образовательного учреждения (значение поправочного коэффициента составляет 1,0 и более) по следующей формуле:

К = Фш / Фнш,

где: Фш-фактические расходы на обеспечение государственных гарантий общедоступного бесплатного общего образования в данном образовательном учреждении в предыдущем финансовом году (году, предшествующему введению НПФ);

Фнш - объём ассигнований по нормативу. Органы местного самоуправления могут устанавливать нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых из бюджетов субъектов РФ).

8. Объем средств, выделяемых образовательному учреждению, рассчитывается по следующей формуле:

Ф - Ф(гс) + Ф(б) + Ф(к),

где: Ф - общие расходы образовательного учреждения:

Ф(гс) - объем расходов на реализацию образовательной программы в соответствии с государственным стандартом общего образования.

Определяется по следующей формуле:

Ф(гс) = N х П х У,

где: N - региональный расчетный подушевой норматив:

У - число обучающихся в образовательном учреждении;

П - поправочный коэффициент, установленный для данного образовательного учреждения (значение поправочного коэффициента составляет 1,0 и более);

Ф(б) - объём расходов на образование, не учитываемых при расчете регионального расчетного подушевого норматива с учетом адаптационной надбавки, установленной для данного муниципального образования (транспортные услуги по подвозу учащихся к школе, меры социальной поддержки учащихся и работников, текущий ремонт и т.д.). Объём данных расходов определяется по каждому образовательному учреждению индивидуально исходя из средних расчетных показателей, сложившихся за предыдущие годы, с учетом индексов-дефляторов;

Ф(к) - объем расходов, не учитываемых при расчете регионального расчётного подушевого норматива с учетом адаптационной надбавки, установленной для данного муниципального образования, подлежащих возмещению за счет средств местного бюджета (коммунальные расходы, капитальный ремонт, приобретение оборудования, мебели).

9. Образовательное учреждение самостоятельно определяет в общем объеме средств, рассчитанном на основании регионального подушевого норматива, количества обучающихся и поправочного коэффициента и доведенном до образовательного учреждения, долю:

На материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями;

На заработную плату работников образовательного учреждения, в том числе надбавки и доплаты к должностным окладам.

Образовательное учреждение самостоятельно устанавливает штатное расписание и заработную плату работников; разрабатывает и утверждает компонент образовательного учреждения государственного образовательного стандарта общего образования, образовательную программу и учебный план.

Образовательное учреждение самостоятельно определяет:

Соотношение базовой и стимулирующей части фонда оплаты труда;

Соотношение фонда оплаты труда педагогического и учебно-вспомогательного персонала;

Внутри базовой части фонда оплаты труда соотношение общей и специальной частей;

Порядок распределения стимулирующей части фонда оплаты труда в соответствии с региональными и муниципальными нормативными актами.

10. Формирование фонда оплаты труда образовательного учреждения осуществляется в пределах объема средств образовательного учреждения на текущий финансовый год, определенного в соответствии с региональным расчетным подушевым нормативом, количеством обучающихся и поправочным коэффициентом, и отражается в смете образовательного учреждения. Фонд оплаты труда рассчитывается по следующей формуле:

ФОТ = NхКхДхУ,

где: ФОТ - фонд оплаты труда образовательного учреждения;

N - норматив финансирования на реализацию государственного стандарта;

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

На тему "Финансирование образовательных учреждений"

Содержание

  • Введение
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Основными источниками финансирования государственных образовательных учреждений являются средства федерального и местного бюджетов. Негосударственные образовательные учреждения вправе получать средства из этих источников после получения ими государственной аккредитации.

Государственные образовательные учреждения имеют право использовать другие источники финансирования, в том числе:

Доход, полученный от оказания дополнительных образовательных услуг (программы дополнительного образования, специальные курсы, курсы углубленного изучения и т.д.), не входящих в содержание основных образовательных программ и государственного образовательного стандарта;

Взимаемая со студентов плата за обучение (в образовательных учреждениях разрешается прием определенного количества обучающихся на платной основе), в том числе с иностранных студентов;

Доход, полученный в результате хозяйственной деятельности (сдача в аренду основных средств и имущества, продажа и закупка товаров и оборудования, предоставление посреднических услуг и т.д.).

В развитых странах государство не только предоставляет налоговые льготы коммерческим организациям и гражданам, финансирующим благотворительные фонды, но и само напрямую вносит существенный вклад в них. К примеру, в США в структуре доходов негосударственных некоммерческих организаций поддержка государства составляет 43%, поступления от продажи услуг - 47, добровольные пожертвования частных лиц, фирм и других благотворительных фондов - 10%.

Цель данной работы заключается в рассмотрении задач и политики финансирования образовательных заведений нашей страны.

Исходя из данной цели необходимо решить следующие задачи:

финансирование образовательное учреждение пожертвование

1. Рассмотреть источники финансирования образовательных учреждений;

2. Осветить бюджетное финансирование образовательных учреждений;

3. Ознакомиться с благотворительными пожертвованиями на нужды образования;

4. Изучить самофинансирование образовательных учреждений.

Вопрос финансирования довольно емко освещается как в учебной литературе, так и периодических изданиях.

Данная работа включает в себя введение четыре пункта заключение и список использованной литературы.

1. Источники финансирования образовательных учреждений

Одним из основных законодательным актом, определяющим источники финансирования образовательных учреждений является закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 г. №3266-1 (в ред. от 10.01.2003 г. №11-ФЗ) ЗАКОН РФ от 10. 07.1992 N 3266-1. (ред. от 07. 07.2003) 10 июля 1992 года N 3266-1 - РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ. ЗАКОН. ОБ ОБРАЗОВАНИИ. (в ред. Федеральных законов от 13. 01.1996 N 12-ФЗ. , согласно которому финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждым типу, виду и категории образовательного учреждения.

Исключение составляют малокомплектные сельские школы - норматив их финансирования должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся.

При реализации образовательными учреждениями образовательных программ применяются различные методики образовательного процесса и образовательных технологий, но финансирование таких образовательных учреждений не влечет за собой увеличения норматива финансирования. Данный аспект представляется наследием доперестроечных времен. Современные технологии включают в себя использование компьютерной техники, техническое оборудование кабинетов и т.п., которые требуют дополнительного сверхнормативного финансирования вследствие высокой стоимости Поляк Г.Б. «Финансы бюджетных организаций», М.: Вузовский учебник, 2007 - 208 с. .

Учитывая, что федеральные нормативы финансирования образовательных учреждений, устанавливаемые федеральным законом, являются минимально допустимыми, образовательные учреждения, применяющие современные технологии образовательных программ вынуждены искать дополнительные источники финансирования.

Формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования находится в исключительной компетенции органов местного самоуправления.

Региональные и местные нормативы финансирования должны учитывать специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних по данной территории текущих расходов, связанных с образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования образовательного учреждения.

Схема финансирования государственного и муниципального образовательных учреждений определяется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.

Образовательное учреждение независимо от его организационно - правовой формы вправе привлекать дополнительные финансовые, в том числе валютные, средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и иностранных юридических лиц. При этом привлечение дополнительных средств не влечет за собой снижение нормативов и размеров его финансирования за счет бюджетных средств.

2. Бюджетное финансирование образовательных учреждений

Сегодня в Российской Федерации источники поступления финансовых ресурсов в сферу образования весьма разнообразны. Они складываются из бюджетных и внебюджетных средств, включая собственные средства образовательных учреждений. В свою очередь, внебюджетные средства формируются из средств внебюджетных фондов (занятости, социального страхования и т.п.), организаций, населения, иностранных источников. Бюджетное финансирование осуществляется за счет денежных средств всех уровней бюджетной системы с использованием механизма межбюджетного перераспределения.

За последние десять лет в России значительно увеличились расходы на образование. Так, на высшее и послевузовское образование государство выделило в 2000 году 24,5 миллиарда рублей, а в 2004 году - 77 миллиардов рублей (или 50 миллиардов рублей в ценах 2000 года), в 2009 году - 347 миллиардов рублей (или 142 миллиарда рублей в ценах 2000 года).

Устойчивый рост наблюдался и в общем образовании. Так, в 2000 году финансирование составляло 108 миллиардов рублей, в 2004 году - 298 миллиардов рублей (или 193 миллиарда рублей в ценах 2000 года), в 2009 году - 796 миллиардов рублей (или 325 миллиардов рублей в ценах 2000 года).

Консолидированный бюджет образования в 2000 году составил 215 миллиардов рублей, в 2004 году - 593 миллиарда рублей (или 384 миллиарда рублей в ценах 2000 года), в 2009 году - 1 триллион 778 миллиардов рублей (или 726 миллиардов рублей в ценах 2000 года).

Таким образом, наблюдался устойчивый рост финансирования системы образования по всем направлениям Игонин В.В. Бюджет Российской Федерации на сегодняшний день // Вопросы экономики. - 2009. - №1. - С. 34. .

Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)). С точки зрения источников финансирования, государственные и муниципальные образовательные учреждения могут быть объединены в одну группу, поскольку их финансирование базируется на единстве консолидированного бюджета Российской Федерации, включающего в себя как государственные, так и муниципальные бюджеты.

Дошкольные образовательные учреждения и общеобразовательные школы в подавляющем большинстве находятся в ведении муниципальных образований и субъектов Российской Федерации и соответственно финансируются из местных бюджетов и бюджетов субъектов РФ. При этом доля местных бюджетов снижается, а доля региональных бюджетов возрастает. Роль федерального бюджета как источника денежных средств для данных уровней образования близка к нулю.

Несмотря на некоторое улучшение ситуации, система общего образования в нашей стране все же функционирует в условиях постоянного недофинансирования. Средств, выделяемых школам из бюджета, не хватает даже на то, чтобы обеспечить учителям уровень заработной платы, приближающийся к среднему по стране уровню.

3. Благотворительные пожертвования на нужды образования

Благотворительные пожертвования. Деятельность различных благотворительных и общественных некоммерческих организаций (фондов), которые создаются на базе образовательных учреждений с целью объединения усилий граждан и юридических лиц для поддержки образовательных инициатив является полностью самостоятельной и строится на договорной основе с руководством образовательных учреждений в рамках социального партнерства. Оказание благотворительной помощи регламентируется следующими законодательными актами: Законом РФ "Об образовании", Гражданским кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, Федеральным законом от 11.08.95 № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", а также "Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации" (письмо Центрального банка РФ от 04.10.93 №18), Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации (письмо Центрального банка РФ от 05.01.98№ 14-П). Благотворительная помощь (добровольные пожертвования) со стороны юридических и физических лиц может оказываться в денежной форме (наличной и безналичной), а также в виде предоставления различных товаров, имущества, работ, услуг. Непременным условием добровольных Пожертвований является принцип добровольности, в противном случае данная деятельность будет считаться незаконной. Прием средств может производиться на основании письменного заявления благотворителя на имя руководителя образовательного учреждения, либо договоров дарения (ст.572 ГК РФ) и пожертвования (ст.582 ГК РФ), заключенных в установленном порядке, в которых должны быть отражены: - сумма взноса; - конкретная цель использования средств, связанная исключительно с уставной деятельностью учреждения; - реквизиты благотворителя; - дата внесения средств. На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия (п.2 cт.582 ГK PФ). Расходование благотворительных пожертвований в форме денежных средств допускается только в соответствии с их целевым назначением, определенным в договоре пожертвования. В частности, в качестве такой цели может выступать оплата охранных услуг, оказываемых образовательному учреждению специализированными организациями. Привлечение и расходование добровольных пожертвований на нужды образовательного учреждения должно производиться только в соответствии с требованиями законодательства. Руководителям образовательных учреждений необходимо обеспечить процедуру оформления приходного кассового ордера и выдачу его благотворителю через ЦБ (при отсутствии у образовательного учреждения собственной бухгалтерии) в установленном порядке.

При этом должно быть обеспечено:

поступление денежных средств благотворителей на расчетные счета образовательных учреждений;

оформление в виде акта с подписями руководителя и материально ответственного лица образовательного учреждения, благотворителя;

в договора необходимо включать обязательное условие о предоставлении отчета о расходовании благотворительных средств не позднее чем через 1 месяц после использования средств благотворителю;

оформление постановки на отдельный баланс имущества, полученного от благотворителей и (или) приобретённого за счет внесенных ими средств;

ежегодное представление публичных отчетов о привлечении и расходовании дополнительных финансовых средств;

запрещение иным работникам образовательных учреждений, кроме специально установленного работника бухгалтерии, сбора Наличных денежных средств.

Пожертвования в материальной форме приходуются образовательным учреждением. В соответствии с п.8 ст.41 Закона РФ "Об образовании" и ст.572, 582 Гражданского кодекса РФ не допускается принуждение родителей (законных представителей) учащихся, воспитанников к внесению денежных средств со стороны работников образовательных учреждений, неправомерных действий органов самоуправления образовательных учреждений, в том числе родительских комитетов, попечительских советов и др. в части принудительного привлечения родительских взносов и благотворительных средств. Вмешательство со стороны руководителей образовательных учреждений в деятельность общественных и благотворительных некоммерческих организаций (фондов), является противозаконным Защита интересов школьников и студентов при получении образования: Н.А. Агешкина - Москва, Омега-Л, 2010 г. - 108 с. .

4. Самофинансирование образовательных учреждений

Самофинансирование - экономический термин, характеризующий возможность и необходимость самостоятельно принимать решение относительно источников обеспечения денежными средствами для простого и расширенного воспроизводства предприятия. Часто под самофинансированием понимается финансирование деятельности предприятия с использованием только собственных средств предприятия (амортизации и прибыли).

В связи с реализацией Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. субъекты РФ принимают региональные целевые программы развития образования Постановление Правительства РФ от 23. 12.2005 № 803 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы» .

Одна из главных целей этих программ - поэтапный переход на нормативное подушевое финансирование. Это поможет ликвидировать чрезмерный государственный контроль финансово-хозяйственной деятельности в сфере образования. Для внедрения новой модели финансирования субъекты РФ должны утвердить нормативы затрат. В свою очередь образовательным учреждениям необходимо решить и ряд других вопросов: прохождение аттестации и аккредитации, привлечение дополнительных источников финансирования (оказание платных образовательных услуг, получение добровольных взносов и пожертвований от физических и юридических лиц), организация учета детей в образовательных учреждениях и др.

Одна из целей Федеральной программы развития образования - переход на нормативное финансирование образовательных учреждений. Однако это не следует расценивать как самофинансирование. Несмотря на то что образовательные учреждения начнут работать в условиях финансово-хозяйственной самостоятельности, им по-прежнему будут выделяться необходимые средства из бюджета. Директор образовательного учреждения, как и руководитель любой организации, сможет самостоятельно распоряжаться полученными бюджетными и внебюджетными средствами. Таким образом, основным источником финансирования образовательных учреждений по-прежнему остаются бюджетные ассигнования, рассчитанные на основе установленного норматива - минимальной стоимости обучения (содержания) одного обучающегося (воспитанника) в год по каждому типу, виду образовательного учреждения.

В расчет норматива включаются:

· расходы на оплату труда и начисления на заработную плату;

· компенсационные выплаты на книгоиздательскую продукцию;

· частичное обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным процессом (услуги связи, охрана зданий, питание, стипендии, приобретение наглядных пособий, канцелярских товаров, хозяйственные, транспортные и прочие расходы).

При расчете норматива не учитываются расходы, связанные с приобретением оборудования, проведением текущего и капитального ремонтов, оплатой коммунальных услуг, проведением общезначимых и оздоровительных мероприятий.

Финансирование федеральных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов, образовательных учреждений субъектов - на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта РФ ЗАКОН РФ от 10. 07.1992 N 3266-1. (ред. от 07. 07.2003) 10 июля 1992 года N 3266-1 - РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ. ЗАКОН. ОБ ОБРАЗОВАНИИ. (в ред. Федеральных законов от 13. 01.1996 N 12-ФЗ. .

Например, нормативы в г. Москве устанавливаются ежегодно законом города Москвы и принимаются одновременно с бюджетом столицы на очередной финансовый год.

Правительство г. Москвы утвердило нормативы для общеобразовательных учреждений на 2006 г., для дошкольных образовательных и учреждений среднего профессионального образования на 2007 г Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов. Сборник документов: - Санкт-Петербург, Инфра-М, 2010 г. - 345 с. .

Заключение

Хроническое недофинансирование сферы образования со стороны государства сочетается с неэффективным использованием бюджетных ресурсов.

Это обусловливает медленное обновление основных фондов учебных учреждений и их оборудования, низкую зарплату работников образования и хроническую ее невыплату, нехватку кадров и т.п.

Дефицит государственного бюджета требует полномасштабной реформы финансирования сферы образования, но социально-экономическая ситуация в стране неблагоприятна для ее проведения. Поскольку на нужды образования из бюджета поступают крохи, реформаторские начинания зачастую отходят на второй план.

В процессе написания работы была полностью достигнута ее цель поставленная нами во введении решены поставленные задачи, а именно:

1. Рассмотрели источники финансирования образовательных учреждений;

2. Осветили бюджетное финансирование образовательных учреждений;

3. Ознакомились с благотворительными пожертвованиями на нужды образования;

4. Изучили самофинансирование образовательных учреждений.

Список литературы

1. ЗАКОН РФ от 10.07.1992 N 3266-1. (ред. от 07.07.2003) 10 июля 1992 года N 3266-1 - РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ. ЗАКОН. ОБ ОБРАЗОВАНИИ. (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 N 12-ФЗ.

2. Постановление Правительства РФ от 23.12.2005 № 803 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы"

3. Игонин В.В. Бюджет Российской Федерации на сегодняшний день // Вопросы экономики. - 2009. - №1. - С.33-38.

4. Защита интересов школьников и студентов при получении образования: Н.А. Агешкина - Москва, Омега-Л, 2010 г. - 158 с.

5. Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов. Сборник документов: - Санкт-Петербург, Инфра-М, 2010 г. - 640 с.

6. Поляк Г.Б. "Финансы бюджетных организаций", М.: Вузовский учебник, 2007 - 363 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Порядок и особенности финансирования образовательных учреждений, изучение правил их работы на низшем (школы) и районном (отдел образования) уровнях. Анализ и пути улучшения финансирования образовательных учреждений Колпинского района С-Петербурга.

    дипломная работа , добавлен 12.02.2010

    Экономическое содержание финансов образовательных учреждений. Оценка бюджетных и внебюджетных источников финансирования детского сада № 80 г. Комсомольска-на-Амуре. Пути привлечения дополнительных источников финансирования образовательных учреждений.

    дипломная работа , добавлен 13.11.2014

    Принципы и механизм системы финансирования дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) согласно законодательству Российской Федерации. Составление сметы и расчет расходов для открытия детского сада в арендованном помещении площадью 400-500 кв. м.

    контрольная работа , добавлен 27.07.2010

    Финансирование образовательных учреждений в соответствии с законодательством. Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств. Схема бюджетного финансирования. Основные функции участников процесса. Расчет потребности в бюджетных средствах.

    курсовая работа , добавлен 28.01.2012

    Определение перспектив финансирования учреждений образования в современных условиях. Изучение нормативно-правовой базы и проблем финансовой обеспеченности деятельности бюджетных учреждений. Механизм привлечения дополнительных источников финансирования.

    курсовая работа , добавлен 04.02.2014

    Изучение механизмов финансирования образовательных учреждений. Анализ бюджетных и внебюджетных средств МОУ. Анализ баланса, сметы доходов и расходов, учет финансовых результатов деятельности. Калькулирование себестоимости платных образовательных услуг.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2015

    Правовые основы деятельности учреждений образования. Источники финансирования системы образования. Структура внебюджетных источников финансирования учреждений образования на муниципальном уровне. Подушевое финансирование общеобразовательных учреждений.

    дипломная работа , добавлен 05.05.2010

    Финансирование бюджетных учреждений: источники, проблемы и пути их решения. Общая характеристика ДОУ №29 "Аленушка", особенности его финансирования и анализ сметы расходов на содержание. Организация службы охраны труда и пожарной безопасности в ДОУ.

    дипломная работа , добавлен 12.07.2010

    Совершенствования механизма финансирования платного сектора образовательных услуг. Поиска бюджетных и внебюджетных источников финансирования. Оптимизация налогообложения образовательным учреждением. Финансовый потенциал ВУЗов.

    реферат , добавлен 19.09.2006

    Планирование бюджетных и внебюджетных средств образовательных учреждений. Анализ финансирования общеобразовательного учреждения МОУ "Лицея" в современных условиях. Разработка предложений по улучшению эффективности использования бюджетных средств.

Перевод бюджетного финансирования образования на норма­тивную основу является одним из приоритетных, если не „ самым приоритетным" направлением модернизации образования. В рам­ках формирования эффективных экономических отношений в об­разовании Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. предусмотрены следующие мероприятия:

Введение нормативного бюджетного финансирования общего среднего и начального профессионального образования с учетом обеспечения государственных образовательных стан­дартов и необходимых условий образовательного процесса;

Разработка дифференцированных нормативов бюджетного финансирования учреждений (организаций) высшего и, в перспективе, среднего профессионального образования, от­ражающих характер реализуемых ими образовательных про­грамм.

Следует отметить, что задача перехода к нормативному бюджетному финансированию образования ставилась и раньше. Еще в 1989 г. при введении в практику уже упоминавшихся новых условий хозяйствования предусматривался перевод финансирова­ния образования на долговременные стабильные нормативы . Вопросы разработки нормативов финансирования для плани­рования финансирования постоянно были в центре внимания и ор­ганов управления образованием, и исследователей. Но нормативы не были разработаны и внедрены в практику.

Нормативный подход к организации финансирования образова­ния был заложен в Законе «Об образовании». Финансирова­ние федеральных государственных образовательных учреждений, в соответствии с законодательством, должно было осуществлять­ся на основе федеральных нормативов финансирования государ­ственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образователь­ных учреждений - на основе федеральных нормативов и нормати­вов субъектов Российской Федерации. Данные нормативы должны определяться по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе. Для малокомплектных сельских и рассмат­риваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами управления образованием образовательных учреждений норматив финансирования должен учитывать затраты, не завися­щие от количества обучающихся 3 .

3 В настоящее время нет общепринятого критерия отнесения образователь­ных учреждений к категории малокомплектных.

Переход к нормативному финансированию предусматривался в документах и материалах по реформированию и модернизации экономических отношений в сфере образования:

Проектом „ Реформа образования в Российской Федерации: концепция и основные задачи очередного этапа" предусматривался переход к нормативному финансированию и ресурсному обеспечению образования;



Государственным советом в 2001 г. при формировании эф­фективных экономических отношений в образовании была поставлена задача ввести нормативное бюджетное финанси­рование общего среднего и начального профессионально об­разования с учетом обеспечения государственных образова­тельных стандартов и необходимых условий образовательно­го процесса;

Планом действий Правительства Российской Федерации в об­ласти социальной политики и модернизации экономики на 2000-2010 гг. в рамках поэтапного внедрения механизмов нормативного подушевого финансирования предусматривал­ся переход на прозрачную систему финансирования общего образования на основе федерального, регионального и местного нормативов его финансового обеспечения;

Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 годы в рамках внедрения новых моделей фи­нансирования образовательных организаций всех уровней об­разования предусматривается введение нормативного поду­шевого финансирования;

На заседании Государственного совета 24 марта 2006 г., по­священного проблемам образования, была в очередной раз подчеркнута необходимость формирования новых управлен­ческих технологий и финансовых механизмов, более активно­го внедрения нормативно-подушевого финансирования. Откуда же такое стремление к финансовому инструменту, не получившему широкой практической апробации? Все дело, с моей точки зрения, в оценках нормативного финансирования.

Нормативный метод финансирования образования оценивается как более эффективный по сравнению со сметным финансирова­нием, основным недостатком которого считается неэффективное, неэкономное расходование бюджетных средств. В частности, нор­мативный метод определения объемов финансирования образова­тельных учреждений в сравнении с другими способами расчетов считается обладающим наибольшими потенциальными возможно­стями для определения плановых сумм в максимальном приближении к реальным затратам, связанных с оказанием образователь­ных услуг, нормативное финансирование является спо­собом оптимизации деятельности системы образования.

К преимуществам нормативного финансирования относят и повышение экономической защищенности образовательных учреждений, суще­ственное снижение влияния субъективных факторов при распреде­лении финансовых ресурсов, повышение самостоятельности обра­зовательных учреждений и их заинтересованности в эффективном и законном использовании выделенных средств и др.

Подытоживая оценки преимуществ нормативного финансиро­вания образования, можно представить их в виде некоторого перечня. Нормативное финансирование:

Является средством для выравнивания условий доступа молодежи к обеспеченному государственным финансированием образованию - обучение каждого учащегося обеспечивается из бюджета одинаковой суммой средств;

Повышает обоснованность и планируемость финансирования образовательных учреждений из бюджета - величина норматива обосновывается на стадии ее разработки, а планирова­ние объемов финансирования образовательных учреждений становится в значительной степени технической процедурой;

Рассматривается как гарантия того, что соответствующие денежные средства в образовательное учреждение придут, а их объем будет определяться численностью учащихся и стабильными нормативами, а не административными реше­ниями;

Должно стать также основой бюджетной политики, поскольку нормативы финансирования нужно выполнять не только на стадии исполнения бюджета, но и при его формировании;

Должно повышать активность образовательных учреждений в повышении эффективности использования бюджетных средств;

Является фактором оптимизации сети образовательных учре­ждений, развития элементов конкуренции между ними и т. д.

Несмотря на поставленные еще в 1992 г. задачи и положи­тельные оценки нормативного подушевого финансирования, ши­рокого распространения этот инструмент пока не получил. На ос­нове подушевых нормативов финансируются общеобразовательные учреждения в Чувашской Республике, Самарской и Ярославской областях. Идет работа по переходу на нормативное финансирова­ние в Санкт-Петербурге. Работа в этом направлении осуществля­ется и в других регионах. Нормативы используются в процессе определения сумм, перечисляемых из региональных бюджетов в бюджеты муниципальных образований для финансирования образования.

Не сомневаясь в справедливости положительных сторон нормативного финансирования, следует отметить, что каких-либо оценок его преимуществ перед сметным финансированием, кроме эмпирических (умозрительных, ожидаемых), в литературе, как правило, не приводится. Поэтому затруднительно определить, насколько (именно насколько!) нормативное финансирование лучше критикуемого действующего порядка финансирования.

Кроме того, в ряде случаев положительные оценки норматив­ного подушевого финансирования на практике подтверждения не получают. Например, в Самарской области введение нормативов не привело, как ожидалось, к развитию самостоятельности школ, по­скольку жесткое штатное расписание и не менее жесткие сметы по ремонту помещений оставили руководителям школ совсем немного

места для свободы маневра средствами. Несмотря на сокра­щение численности персонала за период с 1997 по 2003 г., реальная заработная плата учителей снизилась, а общая сумма расходов на образование увеличилась лишь на 6%. За этот же период доля финансовых поступлений из регионального бюджета сократилась и возросла доля муниципального и внебюджетного финансирова­ния. Кроме того, как показали собственные исследования автора, в Самарской области нормативное финансирование в полном смыс­ле этого слова не применялось. Существовало множество нормативов, различающихся по величине не только по районам области, но и по отдельным образовательным учреждениям. В Чувашской Республике не наблюдается признаков улучшения показателей эффективности финансирования образования. Численность персона­ла сокращается, но медленнее, чем численность учащихся. Не появилось признаков решения проблемы привлечения молодых преподавателей, доля учителей старше 50 лет продолжает увеличиваться. Разрыв между заработной платой в системе образования и за ее пределами увеличился. В Ярославской области, несмотря на непродолжительный опыт внедрения нормативного финансиро­вания, уже наметились процессы упразднения классов для отста­ющих учеников из-за высокой стоимости обучения и низкой наполняемости, под вопросом оказалась судьба специальных программ по музыке, театру и искусству.

В качестве последствия нормативного финансирования отмечается также существенное изменение финансового положения об­разовательных учреждений. Результаты такого изменения оцениваются неоднозначно.

Следует учитывать и то обстоятельство, что нормативное фи­нансирование порождает ряд проблем, о которых говорят обычно гораздо менее охотно. Отсутствие ясного понимания этих проблем и их последствий препятствуют широкому применению норматив­ного финансирования в образовании.