Банки Москвы

День военной финансово экономической службы. Празднование дня финансово-экономической службы вооруженных сил российской федерации. Поздравления с Днем финансово-экономической службы Вооруженных Сил РФ в прозе

Указом Президента Российской Федерации от 24 августа 2015 г. учрежден профессиональный праздник финансово-экономической службы, который ежегодно отмечается 22 октября. Новая памятная дата введена не только как дань заслугам военных финансистов, но и как свидетельство возросшей роли финансово-экономической службы российской армии.

В силу своей специфики военные финансисты никогда не были на виду. Прообраз армейской финансовой службы был создан при Петре I, который учредил должность генерал-комиссара и централизовал денежное обеспечение русского войска. При нем же были введены первые оклады жалованья для военнослужащих регулярной армии, зависящие от должностного положения, звания и даже рода войск.

22 октября 1918 г. приказом Реввоенсовета Республики впервые в истории армии и флота было принято положение о финотделе и введен в действие юридический документ о самостоятельном финансовом органе.

В годы Великой Отечественной войны военные финансисты оперативно организовали кассовое и расчетное обслуживание в действующей армии, сформировали полевые учреждения Госбанка: на фронтах - конторы, в армиях - отделения, в соединениях - кассы. Уже в 1943 г. удельный вес безналичных расчетов составил 75% ко всему объему денежных средств, выплачиваемых на фронте. Всего за годы войны через финансовую систему армии и флота прошло более триллиона рублей (50,8% расходов бюджета).

Сегодня для финансирования войск создана эффективная трехуровневая система. Первый уровень - это руководство Минобороны, являющееся главным распорядителем средств федерального бюджета. Второй уровень - это распорядители федерального бюджета, например, крупные военные госпитали, головные центры военного образования. Третий уровень - непосредственно получатели бюджетных средств.

Финансирование войск осуществляется по территориальному и отраслевому принципу. В первом случае финансовое обеспечение осуществляется через территориальные финансовые органы. По отраслевому принципу финансируются крупные военные учебные заведения и ведущие военно-медицинские учреждения, которые имеют свои финансовые органы.

В условиях, когда на укрепление обороноспособности страны направляются значительные средства, от военных финансистов напрямую зависит эффективность расходования этих денег. И от того, насколько эффективно будет потрачен каждый военный рубль, зависит национальная безопасность.

В результате большой и сложной работы по определению минимально необходимого уровня финансирования военных расходов нам удалось отстоять часть позиций, сокращение которых является наиболее чувствительным для Минобороны России.

В то же время внутри Минобороны проводится постоянный мониторинг эффективности бюджетных расходов и качества управления средствами федерального бюджета. По поручению Президента РФ создана и эффективно работает межведомственная система контроля за расходованием средств гособоронзаказа.

Анализируется финансовое планирование, исполнение бюджета в части расходов, управление государственными закупками, управленческий учет, контроль и аудит, управление активами и другие параметры. Эта работа ведется для повышения качества управленческих решений и повышения эффективности расходов.

Примером такого решения является новый подход к сокращению дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета, при котором авансирование госконтрактов в рамках гособоронзаказа выполняется поквартально, исходя из реальной оценки производственных возможностей предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

Не стоит забывать, что оборонные расходы - это гарантия развития национальной промышленности, причем наиболее высокотехнологичной ее части. Львиная часть военного бюджета направляется на финансирование предприятий ОПК, которые являются локомотивом российской экономики. Эти расходы имеют мультипликативный эффект, поскольку увеличение производства предприятиями ОПК разгоняет спрос на металлы, электроэнергию, услуги транспорта и прочее, что в свою очередь приводит к росту объемов производства в этих секторах.

В 2016 г. впервые за всю историю российской армии проверялась готовность финансово-экономической службы к действиям в условиях военного времени. Для отработки вопросов финансового обеспечения войск в рамках стратегического командно-штабного учения (СКШУ) «Кавказ-2016» были задействованы не только органы финансового обеспечения Минобороны, а также Минфин России и Банк России.

Впервые из запаса были призваны офицеры-финансисты, которые в полевых условиях развернули финслужбы и обеспечили рассчетно-кассовое обслуживание войск во время СКШУ. Учения показали, что финансово-экономические органы готовы выполнять свои задачи не только в кабинетных условиях, но и на полигонах.

Датой празднования 22 октября стало не случайно. В этот день в 1918 году был подписан Приказ Реввоенсовета молодой Советской Республики об учреждении Финансового отдела. Утверждённое Положение о Финансовом отделе при Реввоенсовете Республики определяло структуру и основные задачи, возлагаемые на вновь образованный орган в системе Вооружённых сил.

Как и раньше, в настоящее время к основным задачам Финансово-экономической службы относятся своевременное финансовое обеспечение органов управления вооружёнными силами, а также воинских формирований.

Кадровое пополнение органов финансово-экономической службы осуществляется, благодаря наличию специальных военных учебных заведений, которые готовят офицеров-финансистов. Вопрос пополнения службы профессиональными кадрами был поднят одновременно с выходом Приказа об учреждении Финансового отдела.

Путь становления системы подготовки специалистов для финансово-экономической службы вооружённых сил был довольно трудным. Он начался с формирования специальных курсов и школ военно-хозяйственного профиля, а завершился созданием училищ и академии. Подготовка военных финансистов не прекращалась и в годы Великой Отечественной войны, а бесценный опыт их службы в военное время лёг в основу подготовки специалистов послевоенного периода. Только по общим подсчётам через военную финансовую систему за годы войны прошло более половины государственного бюджета. Многие выпускники военно-финансового училища в годы войны занимали и командные должности.

Традиционными центрами по подготовке кадров для финансово-экономической службы вооружённых сил стали Ярославль и Москва. В трудные для нашей страны 1990-е годы, когда шло массовое сокращение вооружённых сил, упразднение льгот, дотаций для офицеров, расформирование многих военных учебных заведений, речь зашла и о возможном упразднении Ярославского высшего военно-финансового училища. Тогда появились предложения готовить военных финансистов на базе гражданских ВУЗов. Однако, посетивший училище премьер-министр Е.Т. Гайдар отказался от этой идеи, высоко оценив уровень подготовки офицеров училища.

Финансово-экономическая служба ВС России выполняет функции финансового обеспечения всех органов военного управления, военизированных формирований. Организация имеет старую, непростую историю и существует уже почти столетие.

История

Подготовка новых кадров числа военных офицеров-финансистов очень серьезная и принципиальная задача для страны. Служащие данной структуры – выпускники специализированных высших и средних учебных заведений. Но так было не всегда. Сначала подготовка кадров ограничивалась подготовительными курсами или учебой в военно-хозяйственных школах. Во все времена к подготовке этих специалистов государство относилось особенно внимательно.

Обучение военных финансистов не прекращалось даже в военное время, а колоссальный опыт службы финансистов военного времени стал основой для обучения новых кадров в уже мирное время. Выпускники военно-финансовых училищ были очень ценными специалистами, особенно в неспокойное время, ведь только за годы Отечественной войны через военную финансово-экономическую систему прошла значительная часть общего бюджета страны. В военные годы сотрудники этой сферы занимали высокие командные должности.

Основные учебные заведения подготовки специалистов находятся в Москве и Ярославле. В 90-е годы было опубликовано предложение создать основу для подготовки такого рода финансистов и в высших учебных заведениях гражданского профиля, но эта идея так и не нашла воплощения.

Традиции

Сотрудники организации зачастую отмечают праздник в кругу свои коллег. Не редко организуются банкеты или корпоративные мероприятия с официальной частью, где сотрудников поздравляют политические и высшие государственные деятели (Министр обороны РФ, Премьер-Министр страны). Лучшим сотрудникам организации вручаются почетные грамоты, награды, похвальные листы и премии, присваиваются звания, выносятся благодарности за отличную службу Отечеству с занесением в личные дела.

Ветеранов организации поздравляют открытками и цветами, приглашают на банкет и официальную торжественную часть, где в очередной раз им вручаются благодарственные письма и отдается дань уважения за их неоценимый вклад в развитие финансового обеспечения ВС уже современной России. В честь виновников торжества запускаются салюты местного значения, своими песнями, танцами их поздравляют звезды отечественной эстрады, юмористы.

100 лет образования ФЭС МО РФ!

Президент Российской Федерации В.В. Путин 24 августа 2015 года подписал . Эта памятная дата установлена 22 октября, потому что именно в этот день, в далекие годы Гражданской войны издан юридический документ, определяющий финансовый орган Вооруженных Сил Республики, как самостоятельное подразделение.

В 1918 г. . Создание Финансового отдела было обусловлено новыми задачами по формированию Вооруженных Сил.

Первым заведующим финансовым отделом был назначен М.В. Лезгинцев. Эту должность он занял в 26 лет. Он окончил кадетский корпус. По профессии финансист. Имел 9 лет практической работы. Работал в качестве: счетовода, бухгалтера, заведующим товарным отделом и организатором по продовольственным вопросам. Женат, имел 2-х детей.

Финансовый отдел (в последующем название менялось), изменялась с годами и его структура. Финансовый орган в последующем возглавляли: М.Б. Гришин, И.Н. Лукин, А.В. Хрулев, З.Д. Перцовский, В.Д. Вашкевич, А.Г. Лазарев, Я.А. Хотенко, В.Н. Дутов, В.Н. Бабьев, В.В. Воробьев, Г.С. Олейник, Л.К. Куделина, Г.М. Сапронов. На всем протяжении своего существования главный финансовый орган Вооруженных Сил успешно решал поставленные задачи. Приемниками на современном этапе являются:

Департамент финансового обеспечения Министерства обороны,
Департамент финансового планирования Министерства обороны Российской Федерации,
Департамент экономического анализа и прогнозирования Министерства обороны Российской Федерации,
Департамент социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации,
Департамент финансового мониторинга государственного оборонного заказа Минобороны России.

22 октября 2015 года в Центральном Академическом театре Российской армии прошло торжественное мероприятие, посвященное Дню финансово-экономической службы Вооруженных Сил Российской Федерации. В нем приняли участие около 1200 финансовых работников различных поколений. Среди приглашенных присутствовали участники Великой Отечественной войны – М.С. Безвитный, С.Г. Едыкин, С.М. Ермаков, Л.И. Кузнецов, В.Г. Мякинин, А.И. Пожаров, М.И. Полищук, А.А. Сивков, И.Л. Смоляр, А.В. Тишин.

Торжественное мероприятие открыла Заместитель Министра обороны Российской федерации Т. В. Шевцова. Она отметила вклад финансовой службы в укрепление обороноспособности страны.

Учреждение Дня финансово-экономической службы является признанием вклада военных финансистов в дело укрепления обороноспособности Вооруженных Сил страны, а также дань уважения ветеранам, сумевшим построить эффективную систему финансового обеспечения Армии. Современное поколение экономистов способно успешно решать задачи финансового обеспечения армии в непростых условиях строительства и реформирования Вооруженных сил России.

Собравшихся поздравил Министр обороны России генерал-армии С.К. Шойгу, отметивший огромное значение финансовой службы деле развития и укрепления Вооруженных Сил Советского Союза и России.

Министр обороны дал высокую оценку деятельности ветеранов финансовой службы Вооруженных Сил, которые за долгие годы провели большую работу по развитию службы. В тяжелейших условиях они сделали все, что бы Армия и Флот страны ни в чем не нуждались, были всесторонне обеспечены всем необходимым. Перед сегодняшними финансистами стоят важные задачи. Только за последние недели министром обороны рассмотрено множество документов, которые влияют на финансовое обеспечение войск. В их число входят и документы по обеспечению российских летчиков, выполняющих боевые задачи на территории Сирии, поставленные Президентом России - Верховным Главнокомандующим Россиянкой Федерации.

22 октября 1918 года впервые в истории отечественных Вооруженных Сил приказом Реввоенсовета Республики № 135 было объявлено Положение о Финансовом отделе при Реввоенсовете Республики, был введен в действие юридический документ о самостоятельном финансовом органе, который положил начало созданию финансово-экономической службы Вооруженных Сил.

В военное, послевоенное и мирное время финансово-экономическая служба непрерывно развивалась, а ее роль постоянно возрастала (см. приложение).

Финансово - экономическая служба внесла значительный вклад в укрепление оборонной мощи Российского государства, успешное отражение его Вооруженными Силами возникавших внешних и внутренних угроз, социально-экономическое развитие страны и повышение жизненного уровня ее граждан, включая военнослужащих и членов их семей.

По мере преобразований боевого состава, военной и социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации совершенствовалась и система их финансового обеспечения с учетом развития казначейских и информационных технологий.

Реформирование Вооруженных Сил, создание четырех военных округов и оперативных стратегических командований военных округов вызвали необходимость построения новой системы финансового обеспечения Вооруженных Сил.

В настоящее время сформирована система финансового обеспечения Вооруженных Сил, в основу которой положен территориально-отраслевой принцип финансового обеспечения воинских частей и организаций Вооруженных Сил.

Территориальный принцип — это финансовое обеспечение воинских частей и организаций Вооруженных Сил через территориальные финансовые органы.

По территориальному принципу созданы и функционируют 41 управление (отдел) финансового обеспечения по субъектам Российской Федерации.

Отраслевой принцип — это 8 военных учебных заведений, 11 ведущих военно-медицинских учреждений и другие отдельные организации, которые также имеют свои финансовые органы.

В ходе приведения системы финансового обеспечения войск к новому облику Вооруженных Сил были оптимизированы уровни доведения бюджетных средств до получателей и участников бюджетного процесса.

Созданная система финансового обеспечения войск (сил) обеспечивает прозрачность финансовых потоков государственных средств и позволяет решать поставленные задачи по своевременному и полному финансовому обеспечению воинских формирований в различных условиях обстановки, а также при решении внезапно возникающих задач.

В центральном аппарате Министерства обороны Российской Федерации созданы органы военного управления, подчиненные заместителю Министра обороны Российской Федерации Т.В.Шевцовой:

В целях сохранения и приумножения традиций Финансово-экономической службы Вооруженных Сил, по приказу заместителя Министра обороны Российской Федерации Т.В Шевцовой (приказ № 760 от 29 сентября 2014 г.) утверждена .

За большой личный вклад в развитие и совершенствование Финансово-экономического обеспечения Вооруженных Сил, в целях поощрения финансистов и других должностных лиц, приказом Министра обороны Российской Федерации от 7 ноября 2006 г. № 450 утверждена , которая является одной из основных ведомственных наград для финансистов Вооруженных Сил.

24 августа 2015 года указом Президента Российской Федерации был учрежден День финансово-экономической службы.

ПРИКАЗ



от 26 декабря 1932 г. № 250

Положение о финансовых органах РККА

Положение завершило прошедший в течение 1928-1931 г.г. процесс переустройства военно-финансовой службы.

С 1 января 1939 г. было введено новое Положение о финансовом хозяйстве воинских частей и учреждений РККА, которым вносились существенные изменения в принципы организации финансового хозяйства воинских частей.

Проект положения изучался и обсуждался на служебных совещаниях в военных округах

ПРИКАЗ

Революционного Военного Совета
Союза Советских Социалистических Республик
от 22 июля 1933 г. № 130

Введена в действие новая редакция Положения о денежном довольствии личного состава РККА. Регламентированы вопросы начисления денежного довольствия военнослужащим рядового и младшего начальствующего состава срочной и сверхсрочной службы; военнослужащим среднего, старшего и высшего кадрового начальствующего состава РККА, в том числе занимающим должности штабных командиров. Установлены особенности, связанные с добавочными видами вознаграждений, пособий, премиальных выплат военнослужащих РККА, в том числе по военно-воздушным силам РККА, военно-морским силам РККА.

Учтены особенности оплаты труда преподавательского состава, а также заработной платы вольнонаемных рабочих и служащих Народного Комиссариата по Военно-Морским делам (НКВМ). Рассмотрены компенсационные выплаты, связанные с денежными выплатами (льготами) за службу в отдаленных местностях, путевым довольствием (подъемное пособие, суточные, оплата помещений и т.д.)


ПРИКАЗ

НКО СССР № 415 от 1940 г.:

«Положение о финансовом хозяйстве округа,
соединения и воинской части КА»

Основным руководящим документом, определявшим конкретные задачи и функции всех звеньев финансовой службы Красной Армии в общем объеме задач строительства Вооруженных сил накануне войны, был приказ НКО СССР от 14 ноября 1940 г. № 415. Этим приказом впервые были введены Положение о финансовом хозяйстве военного округа и Положение о финансовом хозяйстве военного округа и Положение о финансовом хозяйстве войскового соединения. На основе опыта финансового обеспечения войск в условиях боевых действий на Дальнем Востоке, в войне с белофинскими и по освобождению народов Западной Белоруссии, Западной Украины и Прибалтики был внесен ряд изменений в финансовое хозяйство войск. Положением о финансовом хозяйстве воинской части 1940 г. усиливался строго целевой характер отпускаемых воинской части бюджетных средств. Была сохранена сметная организация финансов воинской части (финансовая смета, смета - расчет на внебюджетные средства), однако вместо годового было введено квартальное планирование потребностей воинских частей в денежных средствах. Утвержденная командиром соединения финансовая смета одновременно являлась и квартальной заявкой воинской части на денежные средства. Все остатки бюджетных средств, кроме остатков на первоначальное обзаведение, в конце года подлежали сдаче на восстановление кредитов или в доход бюджета.

В Положении о финансовом хозяйстве войскового соединения был обобщен годовой опыт деятельности этого нового звена финансовой службы Красной Армии. В нем были четко определены задачи, права и обязанности командира соединения, начальников отделений и служб по финансовому хозяйству, задачи и функции финансового хозяйства, финансовому планированию и финансированию воинских частей и расчетам за поставки и услуги.

ПРИКАЗ

Военного Министра СССР № 80 от 1950 г.

С обновлением «Положения о финансовом хозяйстве воинской части Советской Армии»

В Положении учтены все изменения, произошедшие в финансово-хозяйственной деятельности воинских частей в послевоенное время.

ПРИКАЗ

Министра Обороны СССР № 80 от 1973 г.:

«Положение о финансовом хозяйстве воинской части Советской

Армии и Военно-Морского Флота»

Последнее Положение о финансовом хозяйстве воинской части, которое было издано во время существования Советской Армии и Военно-Морского Флота. Данным положением был обобщен и систематизирован весь опыт финансово-хозяйственной деятельности воинской части в реалиях того времени. Регламентированы задачи финансово-хозяйственной деятельности, требования финансовой дисциплины. Определены обязанности и права должностных лиц воинской части по финансовому хозяйству, источники финансирования воинской части, порядок планирования, истребования и расходования денежных средств, заключения договоров и т.д