Вклады

Эффективность функционирования налоговой системы россии. Эффективность налоговой системы и принципы ее формирования Система налогообложения зависит эффективное функционирование

прямой косвенный налог

Оценка эффективности налоговой системы в России

Проведение серьёзных экономических преобразований обусловило сложность процесса формирования налоговой системы России. Её адаптация к рыночным условиям началась в 1991-1992 гг. и в период коренного преобразования экономических отношений выполняла задачу бесперебойного пополнения государственного бюджета. За время создания налоговой системы Российской Федерации в целях усиления ее позитивного влияния на экономику страны был проведен ряд крупных налоговых мероприятий, затрагивающих как изменение структуры взимаемых налогов, так и методику их исчисления и уплаты. Изменения коснулись правовых норм, регулирующих налогообложение физических и юридических лиц, круга субъектов налоговых правоотношений, статуса налогоплательщиков, их ответственности за налоговые правонарушения, а также структуры налогового права, действующего в Российской Федерации в современных условиях 11 Худолеев В.В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. М.: ФОРУМ; ИНФРА - М, 2014. С. 46..

Разнообразились и выросли численно налоги с населения, увеличились их поступления в государственную казну. Появились новые налоги, взимаемые с граждан, - налоги с различных видов имущества: налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, налоги, исчисляемые в дорожные фонды и другие. Расширена сфера применения сохранившегося подоходного налога с физических лиц, она охватила разнообразные стороны деятельности граждан, в том числе развивающуюся предпринимательскую деятельность. Унифицирована система налогов, установленных для предприятий. Она теперь не зависит от формы собственности, на которой основано предприятие. В связи с появлением в финансовой системе России новых звеньев в виде государственных и муниципальных целевых фондов (внебюджетных и бюджетных) установлены налоговые платежи специально для зачисления в эти фонды - дорожные, экологические и другие. Установлен ряд налогов в качестве общих для физических и юридических лиц (земельный налог, налог с владельцев транспортных средств и другие). Новое законодательство разграничило налоги по трём уровням, выделив налоги федеральные, субъектов Федерации и местные. Они находятся в распоряжении органов власти соответствующего уровня и по принадлежности обеспечивают формирование самостоятельной финансовой базы бюджетов. Все вышеперечисленные нововведения были отражены в Налоговом Кодексе. Введение Налогового Кодекса не позволяет снять с повестки дня вопрос о необходимости дальнейшего реформирования налоговой системы. В налоговой сфере остается много нерешенных проблем. По мнению ряда исследователей, налоговая система России ещё весьма слабо приспособлена к реалиям российской действительности, далека от соответствия критериям эффективности и справедливости, мало способствует развитию и экономическому росту. А ведь именно налоговая система является одним их самых основных факторов стабильного экономического роста 11 Худолеев В.В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. М.: ФОРУМ; ИНФРА - М, 2014. С. 43..

Современная налоговая система слишком сконцентрирована на выполнении фискальной функции. Об этом свидетельствуют показатели налоговых поступлений в бюджетную систему РФ. До 70% всех доходов в бюджет составляют косвенные налоги на прибыль. Уровень налоговой нагрузки на экономику России уже много лет остается на высоком уровне. В период с 2010 по 2012 она колеблется в пределах 35,3-36,3% ВВП. Законодатели постоянно «забывают», что налоги имеют ещё регулирующую функцию, которая реализуется через систему льгот и предпочтений. Реформирование налоговой системы должно проходить на основе принципа приоритета развития производства и экономики над интересами бюджета. Проводимая налоговая политика не должна вытеснять капиталы из производственного сектора.

Наша налоговая система - тормоз развития нашей страны. Большинство экспертов утверждают, что дело не в высоких налоговых ставках, а в нерациональном распределении налогового бремени и в недостатках налогового администрирования. Избыточная налоговая нагрузка подавляет предпринимательскую активность и лишает предприятия тех средств, которые они могли бы вложить в производство. Но рассмотрим уровни налогового изъятия в России и в других странах большой «восьмёрки» (США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия и Канада) (табл. 1)

Таблица 1 - Средний уровень налогов в России и странах «семёрки» (% к ВВП)

Данные, приведенные в таблице, свидетельствуют о том, что налоговая нагрузка в России находится приблизительно на том же уровне, что и в развитых странах. Поэтому проблема неэффективности системы налогообложения кроется не столько в величине налогового бремени, сколько в самой структуре и основополагающих принципах ее формирования. Современная налоговая система слишком сложна, запутана и противоречива. Она позволяет легко уклоняться от налогов и даже провоцирует на это. В десятках изданий можно найти соответствующие инструкции. Многие предприятия в той или иной мере находятся и всегда находились в тени. Доля теневой экономики в России составляет около 25% на сегодняшний день налоговая система не стимулирует повышение прозрачности экономики, а наоборот оказывает негативное влияние. Малому и среднему бизнесу приходится оставаться в тени в связи с отсутствием возможности уплаты всех установленных налогов. Многие руководители повышают белую зарплату до уровня, на котором настаивают налоговики, чтобы не попадать в черные списки. Но далеко не все компании в состоянии привести официальные зарплаты в соответствие со среднеотраслевым уровнем - им тогда попросту придется закрыться.

В связи с кризисом, непринятие срочных мер по устранению этих дефектов может ухудшить и без того тяжелую ситуацию.

С другой стороны использование резервов совершенствования налоговой системы может оказаться одним из самых эффективных и самых дешевых средств преодоления кризиса в нашей стране.

Несостоятельность российской налоговой системы можно увидеть проанализировав поступления основных налогов в федеральный бюджет. Это позволит оценить влияние системы налогообложения на социально-экономическое развитие страны.

Всего за 2013 год в бюджетную систему РФ поступило 10032,8 млрд. рублей, из них 8455,7 млрд. руб. - налоги и сборы в консолидированный бюджет, что на 14,9% выше чем в 2012 году. По данным ФНС России за 2013 год в федеральный бюджет поступило 4078,7 млрд. рублей администрируемых доходов. Это на 8,8% больше, чем в 2012 году. Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями налога на добычу полезных ископаемых (39%), НДС (24%) и налога на прибыль (19%). Анализируя данные показатели, можно говорить о нездоровой ориентации российской налоговой системы на косвенные формы налогообложения.

Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2013 году составили 761,1 млрд. рублей. По сравнению с 2012 годом поступления выросли на 119,8 млрд. рублей или на 18,7%.

Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2013 году составили 998,4 млрд. рублей и по сравнению с 2012 годом снизились на 28,2%. Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2013 году 40,3 млрд. рублей, что на 17,4% больше, чем в 2012 году. Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в 2013 году 125,2 млрд. рублей и выросли относительно 2012 года на 15,1%.

Налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в 2013 году поступило в федеральный бюджет 1 604,7 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти - 1 493,0 млрд. рублей, на добычу газа горючего природного - 90,5 млрд. рублей на добычу газового конденсата из всех видов месторождений - 8,4 млрд. рублей. По сравнению с 2012 годом поступления НДПИ выросли на 42,9%.

Страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской федерации, в 2013 году поступило 1 251,4 млрд. рублей, что на 23,3% больше, чем в 2012 году. В Фонд социального страхования (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования, суммы выплаченных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.) в 2013 году поступило 74,0 млрд. рублей, что на 15,5% больше, чем в 2012 году. В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в 2013 году поступило 89,3 млрд. рублей, что на 24,4% больше, чем в 2012 году. В территориальные фонды обязательного медицинского страхования в 2013 году поступило 162,4 млрд. рублей, или на 22,6% больше, чем в 2012 году.

С первого взгляда наблюдается положительная тенденция в росте доли основных налогов в доходах федерального бюджета. Но если проанализировать структуру доходов федерального бюджета в 2012 и 2013 году, то можно говорить о сокращение доли налоговых поступлений (рис. 3). Налоговые доходы в 2013 году составили 84,3%, а в 2012 году они были на уровне 85,5%. Такие изменения в большей степени связаны с ухудшением внешнеэкономической конъюнктуры и развертыванием в конце 2013 года экономического кризиса.

Среди направлений и ориентиров налогово-бюджетной политики, определенных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в 2013 г., значится продолжение курс на снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен. Стремительное ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры во второй половине 2013 г. создало предпосылки для вынужденной реализации данного тезиса: кризис актуализировал необходимость поиска путей компенсации выпадающих нефтегазовых доходов бюджета. По итогам 2013 г. сокращение поступлений налоговых доходов в бюджет расширенного правительства составило порядка 13% ВВП, причем более существенного выпадения доходов бюджета удалось избежать лишь вследствие сохранения беспрецедентно высоких цен на энергоносители на мировых рынках в первом полугодии 2013г.

На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что российская система налогообложения в целом направлена на текущее увеличение налоговых поступлений, что приводит к образованию фактически завышенного совокупного бремени начисленных налогов, которые не в состоянии нести даже среднестатистический российский налогоплательщик. Это одна из немаловажных причин того, что около половины промышленных предприятий в России убыточны, а еще столько же прибыльных предприятий являются низкорентабельными. При неблагоприятном в целом налоговом режиме разрастаются теневой и льготный секторы экономики, которые практически не участвуют в формировании государственных доходов. Налоговая политика сосредоточена преимущественно на фискальных целях, не выполняя должным образом задачи стимулирования и регулирования экономики.

Особенно недостатки налоговой систем России проявляются в период кризиса. Снижение доли налоговых поступлений в бюджетную систему страны свидетельствует о том, что наша налоговая система не обладает механизмом гибкой адаптации к меняющимся условиям внешней среды. Проводимые в данный момент времени меры по совершенствованию налоговой системы слабы и неэффективны.

Таким образом, можно сделать вывод, что основными недостатками Российской налоговой системы являются:

Излишняя сконцентрированность на выполнение фискальной функции;

Отсутствие стимулов для развития экономики она слишком сложна, запутана и противоречива, позволяет легко уклоняться от налогов и даже провоцирует на это;

Отсутствие стимулов для развития экономики; нестабильной налогового законодательства;

Неэффективное налоговое администрирование.

1

В данной статье рассмотрены особенности налоговой политики России, оказывающие влияние на налоговую политику Российской Федерации. Проблемы бюджетно-налогового регулирования остаются весьма актуальными на современном этапе развития общества. Рассмотрены проблемы налоговой политики России на макроэкономическом и микроэкономическом уровне. Изучаются факторы, оказывающие влияние на налоговую политику Российской Федерации в условиях санкций. Изложены меры, которые должны позволить повысить эффективность функционирования налоговой системы РФ. В современных условиях налоговая политика должна быть адекватной глобальным вызовам, и она должна играть основную роль в развитии импортозамещения, создавая благоприятные условия для подъема отечественной промышленности и повышения ее инвестиционной привлекательности. Финансовая безопасность России сегодня напрямую зависит от стабильности налогообложения и гибкости системы налогового регулирования. Целесообразно применять методы и инструменты налоговой политики, которые не приведут к дальнейшей макроэкономической дестабилизации.

налогообложение

налоговая политика

налоговая система

экономика

1. Алиев Б.Х., Алиев М.Б., Сулейманов М.М. Приоритетные направления развития налогового потенциала территорий в условиях циклического развития экономики // Региональная экономика: теория и практика. – 2011. – № 12. – С. 2.

2. Алиев Б.Х., Сулейманов М.М. Стратегические ориентиры совершенствования налоговой системы России // Финансы и кредит. – 2013. – № 42 (520). – С. 47.

3. Аслаханова С.А., Эскиев М.А., Бексултанова А.И. Налоговая политика России и основные направления ее развития // Молодой ученый. – 2015. – № 23. – С. 463.

4. Влияние бюджетно-налоговой политики на поведение предприятий / О. Дмитриева, Д. Ушаков, П. Швец [Электронный ресурс]. – URL: http://www.dmitrieva.org/id398 (дата обращения: 02.03.2017).

5. Колмогорова Ю.В., Глоба П.К., Исламутдинова Д.Ф. Фискальная политика как способ государственного регулирования экономики // Сборник трудов конференции «Научное и образовательное пространство: перспективы развития». – 2015. – С. 242.

6. Купина В.А. Налоговая политика России в условиях санкций. Повышение эффективности функционирования налоговой политики // Научное сообщество студентов: материалы XI Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 1 авг. 2016 г.). – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 154.

7. Лыкова Л.Н. Налоговая политика России в условиях кризиса // НЭА. – 2016. – № 1. – С. 186.

8. Степанова Я.А. Проблемы и перспективы развития приоритетных направлений налоговой политики Российской Федерации // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4–3. – С. 364.

9. Челышева Э.А. Проблемы и перспективы совершенствования налогового регулирования // Научный вестник ЮИМ. – 2016. – № 1. – С. 36.

10. Шамис М.И. Проблемы развития и совершенствования налоговой политики РФ // Материалы ІІ Междунар. научн. интернет-конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Состояние и перспективы развития бухгалтерского учета и контроля в современных концепциях управления»: 26 мая 2016 г. – Донецк, 2016. – С. 321.

Налоговая политика занимает важное место в экономике государства и в стране в целом. Она является одной из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. Ни одно государство не может существовать без налогов. За счет налоговых взносов, сформированных финансовых ресурсов государства, налоговая политика является одним из главных способов воздействия на экономику государства .

Проблемы эффективности построения налоговой и бюджетной политики как сдерживающие факторы роста эффективности экономики являются весьма актуальными на современном этапе развития общества. Фискальная политика, наряду с кредитно-денежной, является основой всего государственного регулирования экономики.

Налоговая политика непосредственно формирует государственный бюджет, доходы государства и является стержнем государственной экономической политики .

Эффективность налоговой политики зависит от многих факторов, одним из основных факторов является эффективное функционирование всего налогообложения страны.

Актуальность исследования данной статьи обусловлена тем, что налоговая политика является стержнеобразующим элементом бюджетной политики и основной политикой государства, инструментом системообразующего вмешательства государства в экономику страны, которая направлена на сдерживание инфляции, улучшение платежного баланса, регулирование социально-экономического роста, обеспечение занятости.

Целью исследования является изучение путей повышения эффективности функционирования налоговой политики России в условиях санкций.

В конце ХХ века многие государства и его системообразующие институты пришли к выводу о том, что эффективная рыночная система не может существовать без активной регулирующей роли государства.

Через налоговую политику и бюджетное финансирование предоставляется возможность влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускорению обновления производственных фондов, быстрейшему внедрению в производство научно-технического прогресса.

Налоговую политику также можно рассмотреть в трех аспектах:

1. Политика максимальных налогов - это своеобразная экстремальная для организаций политика, при которой отменяются все послабляющие льготы, ставки налогов достигают максимальных размеров, основной целью становится как можно больший сбор денег без оглядки на последствия. Может проводиться во время войны, например. В нашей стране данной политики придерживались в 1990-е гг., что показало несостоятельность таких действий в мирное, в общем-то, время: большая часть доходов была теневой, сбор налогов не достигал и уровня 50 % - налоговая служба показывала несостоятельность своего существования.

2. Политика экономического развития - считает актуальным и максимально учитывает не только свои потребности и интересы, но и интересы плательщика налогов. Такая политика обеспечивает благоприятный экономический климат. Налоговое бремя снижено, но и социальные программы уменьшены из-за снижения поступлений денег в казну.

3. Политика разумных налогов - характерна для современной РФ. Означает, что уровень налогообложения достаточно высок, но при этом имеется значительное число государственных социальных программ, существует реальная финансовая защита граждан .

Интерес к налоговой политике в России возрос в связи со сложившейся неблагоприятной экономической ситуацией, санкциями стран Запада и необходимостью подъема отечественного производства.

В результате экономических санкций, введенных ЕС и США против России, которые оказывают влияние не только на сферу производства, но и на экономику в целом, в том числе в сфере налогообложения, существенно понизились конкурентоспособность и устойчивость государства, в частности их результатом стала девальвация рубля, отток иностранного капитала, сокращение экспортируемых или импортируемых товаров и т.д. .

Под действием санкций налоговая политика остается одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. В таких условиях правительство стремится к переориентации налоговой политики, созданию необходимых условий для привлечения иностранных инвесторов и поддержки развития предпринимательства в России и экспорта продукцию за рубеж.

Какой-либо масштабной реформы налоговой системы в РФ не планируется, а приоритетным направлением, как и ожидалось, станет повышение эффективности налоговой системы в условиях экономических санкций. Кроме того, актуальными остаются вопросы, связанные с корректировкой налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц, акцизов, а также других видов налогов. Также за указанный период не предполагается ощутимого повышения налоговых нагрузок .

Российская налоговая система развивалась в соответствии с целями бюджетно-налоговой политики, но приоритет всегда отдавался денежно-кредитному, а не налоговому регулированию экономики. Это привело к отсутствию на сегодня единой концепции бюджетно-налогового регулирования и прогнозирования последствий принимаемых в данной сфере решений и изменений.

Меры налогового регулирования, предлагаемые Правительством РФ, преследуют обычно благие цели, но носят фрагментарный, а иногда и противоречивый характер, поскольку не имеют системного подхода, а методология оценки их эффективности требует совершенствования. В условиях совершенствования экономической конъюнктуры государства, внедрения новых условий хозяйствования и развития рыночных отношений в РФ особое значение приобретают вопросы выявления имеющихся проблем, их устранение и разработка инструментов по совершенствованию налоговой политики.

В рамках государственного, регионального и местного бюджета формируется налоговая политика .

Налоговая политика должна базироваться на следующих основных принципах:

Разумное сочетание налогов, когда учитывается финансовое положение налогоплательщиков и их доходы;

Определение оптимального размера ставки налогов;

Использование налоговой системы, которая влияет на процессы инвестирования;

Обоснованное и эффективное разделение налогов по уровням государственного управления;

Актуальность, эффективность, ясность налогового законодательства;

Соответствие российской налоговой системы международному налоговому праву .

К основным задачам налоговых органов на современном этапе развития относятся следующие:

Контроль за соблюдением налогового законодательства;

Правильность исчисления, полнота и своевременность внесения в бюджет налогов и других платежей, установленных законодательством РФ;

Повышение качества налогового администрирования;

Повышение количества собираемости налогов;

Сокращение объемов задолженности налогоплательщиков перед государством;

Мобилизация доходов на основе экономического роста и развития налогового потенциала;

Создание новых рабочих мест;

Работа по легализации заработной платы и прибыли;

Добиться, чтобы каждое вновь создаваемое рабочее место в установленном законом порядке было оформлено и приносило доход в виде соответствующих налогов и сборов.

Налоговая политика государства должна быть направлена на создание общих условий хозяйствования для рыночного конкурентного сектора экономики.

Основными задачами налоговой или бюджетно-налоговой политики по отношению к субъектам хозяйствования являются:

Обеспечение стабильности условий хозяйствования, нейтрализация рыночных случайных отклонений;

Стимулирование структурных сдвигов в соответствии с заявленными целями, обеспечение бюджетно-налоговыми инструментами реализации государственной экономической политики;

Обеспечение надежного государственного спроса;

Создание общих условий хозяйствования, фиксация издержек на инфраструктурные услуги на минимальном уровне для обеспечения общей конкурентоспособности экономики.

Налоговая политика может быть одним из инструментов улучшения инвестиционного климата. Проектирование «дорожной карты» как комплекса мер по улучшению процедур ведения бизнеса. Результатами реализации дорожной карты должны быть:

Упрощение процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

Уменьшение стоимости использования ККТ;

Поддержка экспорта промышленной продукции;

Сближение налогового и бухгалтерского учета.

Через налоговую политику государства Министерство финансов в основном пытается решить следующие основные задачи:

Поддержка инвестиций в создании нового производства для борьбы с кризисом и выводом прибыли через офшоры;

Поддержка инвестиций для стимулирования малого бизнеса, индивидуальных предпринимателей и экспортеров по обеспечению сбалансированности бюджетов различных уровней;

Усиление контроля за недобросовестными налогоплательщиками и поддержка добросовестных .

К актуальным проблемам российской налоговой политики на макроэкономическом уровне относятся: неравномерное распределение налогового бремени между честным и уклоняющимся налогоплательщиком, наличие подходящего налогового режима для частных инвестиций в экономику государства, высокая нагрузка на фонд оплаты труда, отсутствие налогоплательщиков среднего класса, что является причиной переложения налогов на производственную сферу.

К основным проблемам российской налоговой политики на микроэкономическом уровне относятся: запутанность и противоречивость многочисленных инструкций и разъяснений Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы, различия между налоговым и бухгалтерским стандартами, которые приводят к трудоемкости исчисления налогооблагаемой прибыли, множественность налогов .

Приоритетными задачами налоговой политики в РФ выступают:

Создание стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость и сбалансированность, финансовую стабилизацию и сокращение темпов инфляции;

Создание налоговых стимулов для модернизации экономики и оживления инвестиционной активности;

Налоговая поддержка и стимулирование инновационной деятельности;

Повышение эффективности налоговой системы;

Обеспечение налоговой конкурентоспособности страны на мировой арене;

Налоговая поддержка отечественного производителя;

Налоговое стимулирование развития малого предпринимательства;

Налоговая поддержка условий ведения бизнеса на территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири;

Налоговая поддержка функционирования созданной с 1 января 2015 г. свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя;

Деофшоризация российской экономики;

Сохранение моратория на увеличение налоговой нагрузки в течение 2017-2018 гг. .

Путем взаимоотношений определяющих интересов государства и налогоплательщика может быть достигнута эффективная работа налогово-бюджетной политики: .

1. Работа над системой специальных «упрощенных» налоговых режимов (будет расширен список возможных видов деятельности для ПСН, рассматривается вопрос о снижении ставок по УСН и ЕНВД).

2. В плане НДС возможно упрощение порядка начисления и вычета налога, уплаченного в составе аванса, также должно упроститься подтверждение обоснованности освобождения от уплаты НДС.

3. Планируются налоговые льготы вновь создаваемым предприятиям промышленности, осуществляющим капитальные вложения.

4. Будет конкретизирован механизм проведения контроля за трансфертным ценообразованием (повышение суммового порога до 2-3 млрд руб. для признания сделки контролируемой).

5. Планируется увеличение акцизов на вина, электронные сигареты, индексация акцизов на табачную продукцию постепенно, равными шагами каждый год в период 2017-2018 гг.

6. Планируется к изменению порядок расчета пеней. Как ожидается, ставка будет зависеть от длительности просрочки и сможет достигнуть до 1/150 от ключевой ставки.

Налоговая политика на 2017 г. - это некий «поход навстречу» бизнесу, при этом она рассчитана как на некоторое послабление налогового администрирования, так и на увеличение нагрузки по некоторым сборам.

В современных условиях налоговая политика должна быть адекватной глобальным вызовам, и она должна играть основную роль в развитии импортозамещения, создавая благоприятные условия для подъема отечественной промышленности и повышения ее инвестиционной привлекательности. Финансовая безопасность России сегодня напрямую зависит от стабильности налогообложения и гибкости системы налогового регулирования. При выборе методов и инструментов налоговой политики целесообразно применять те из них, которые не приведут к дальнейшей макроэкономической дестабилизации и которые не придется отменять на этапе очередных экономических реформ.

Грамотно построенная налоговая политика будет способствовать преодолению кризиса и развитию российской экономики; снижение налоговых ставок, широкое применение льготных режимов и различных налоговых льгот могут привести к сокращению налоговых поступлений в бюджет РФ.

Макроэкономическая стабильность и сбалансированность государственных финансов является результатом хорошо спланированной, последовательной и эффективной налоговой политики, в частности, эффективность же, в свою очередь налоговой политики значительно возрастает, когда она сочетается с соответствующей денежно-кредитной политикой.

Из содержания статьи вытекает ряд выводов и предложений, суть которых состоит в том, что в современных условиях налоговая политика должна быть адекватной глобальным вызовам, и она должна играть основную роль в развитии импортозамещения, создавая благоприятные условия для подъема отечественной промышленности и повышения ее инвестиционной привлекательности. Финансовая безопасность России сегодня напрямую зависит от стабильности налогообложения и гибкости системы налогового регулирования. При выборе методов и инструментов такого регулирования целесообразно применять те из них, которые не приведут к дальнейшей макроэкономической дестабилизации и которые не придется отменять на этапе очередных экономических реформ.

Библиографическая ссылка

Алиев Б.Х., Джафарова З.К., Магомедова А.М. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 6. – С. 91-94;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41554 (дата обращения: 04.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

Пелькова С.В., к.э.н., доцент кафедры

учета и налогообложения

Беспамятных Е.А., студентка ЭФ,

ГАОУ ВПО ТО «Тюменская государственная

академия мировой экономики,

управления и права»

Налоговая система - это совокупность налогов, построенных на основании чётко сформулированных принципов, правил и процедур их установления, введения в действие, контроля за своевременностью и полнотой уплаты, а также ответственностью за их неуплату.

Налоги являются специфической формой экономических отношений государства с субъектами хозяйствования, различными группами населения и, фактически, с каждым членом общества. Такие отношения отличаются тем, что государство является в них определяющим действующим лицом, а налогоплательщик - исполнителем требований государства .

Налоги, как и сам механизм налогообложения, строятся на определённом фундаменте правовых отношений. Сами отношения весьма специфичны, стороны не закрепляют их в форме какого-либо договора, контракта, соглашения. Изъятие налога представляет собой односторонний процесс и носит обязательный и безвозвратный характер для конкретного налогоплательщика, при этом значительная часть уплаченных налогов в той или иной форме косвенно возвращается субъектам хозяйствования и населению в виде субсидий, дотаций, государственных вложений в различные отрасли экономики, либо путём обеспечения функционирования здравоохранения, образования, науки, культуры, выплаты пенсий, стипендий, заработной платы работникам бюджетных организаций, различных форм социальной помощи.

В настоящее время система налогообложения работает недостаточно эффективно, например, не полностью выполняется фискальная функция, почти не выполняется стимулирующая, распределительная и социальная функции. Налоговая система не способствует росту благосостояния и снижению социального расслоения населения. Система налогообложения сложна, запутанна и противоречива. С одной стороны, она позволяет уклоняться от уплаты налогов. С другой стороны, независимо от уплаты или неуплаты налогов налоговая инспекция может привлечь к ответственности любого налогоплательщика, выразив, например, сомнения в действительности счетов-фактур и в законности возмещения НДС или заподозрив его в «недобросовестности» и в получении «необоснованной налоговой выгоды».

Но, система налогообложения в России имеет конкурентное преимущество перед развитыми странами, а заключается оно в наличие резервов совершенствования. Для того чтобы налоговая система эффективно функционировала её основу должен составлять принцип экономической эффективности. Данный принцип заключается в том, что налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы она не мешала развитию предпринимательства и эффективному использованию ресурсов (материальных, трудовых и финансовых). Также должна быть определённость налогообложения, суть данного принципа состоит в том, что налоговые последствия принятия экономических решений предпринимателем (и юридическим, и физическим лицом) были определены заранее и не изменялись в течение длительного периода времени. Таким образом, этот принцип практически смыкается с принципом стабильности налоговой системы. Очень важную роль в построении системы налогообложения составляет принцип справедливости, данный принцип предполагает справедливый подход к различным налогоплательщикам, а также приоритет интересов налогоплательщика в отношениях между ним и налоговой администрацией.

Налоговое законодательство должно содержать простые формулировки, понятные большинству налогоплательщиков, а процедура взимания налогов должна быть относительно дешевой. Для эффективного функционирования налоговой системы необходимо решить ряд задач, которые являются первостепенными, в частности, необходима оптимизация налога на доходы физических лиц, так, как во всех странах, которые добились успеха в экономике, существует прогрессивная шкала подоходного налога. Несмотря на максимальные ставки налога в развитых странах существует равномерное распределение доходов, которое обеспечивается прогрессивной шкалой, что является одним из обязательных условий экономического развития любой страны. Высокое неравенство доходов губительно для экономического роста, а долговременное сохранение такого состояния приводит к существенному обнищанию и деградации большинства населения и российский опыт это подтверждает. Другим существенным резервом может стать повышение налогообложения дивидендов акционеров крупных компаний. К примеру, сумма дивидендов (около 80 млрд. руб. в год), полученных десятком акционеров 15 крупнейших российских металлургических компаний, почти вдвое превысила фонд оплаты труда 160 тыс. работников этих компаний, а так как эти компании зарегистрированы за рубежом (в основном на Кипре), дивиденды ушли туда же и налогами в нашей стране почти не облагались.

В коренном совершенствовании нуждается налог на добавленную стоимость. Во-первых, необходимо упростить методику расчёта НДС хотя бы для российских предприятий, не имеющих льгот по НДС. Более половины дел в арбитражных судах связаны именно с этим налогом, в связи с этим, необходимо совершенствование налоговой базы по НДС следующим образом. За налоговую базу следует принимать не реализацию продукции, а входящую в неё добавленную стоимость, которая включает в себя фонд оплаты труда, прибыль, амортизацию и налоги и легко может быть определена по данным бухгалтерского учёта. При этом счета-фактуры сохраняются, но они теряют свою значительную роль для российских производителей, работающих на внутреннем рынке. Во-вторых, необходимо отменить или существенно снизить ставку возмещения НДС при экспорте сырья, что позволит сохранить в бюджете сотни млрд. руб. Например, данная мера существует в Китае.

Налоговое администрирование тоже нуждается в существенных изменениях, например, полезной мерой могло бы стать упрощение налоговой отчётности. На сегодняшний день общий объём деклараций, сдаваемых в налоговую инспекцию, составляет от 50 до 80 страниц, ведь на каждой из этих страниц возможны ошибки с последствиями вплоть до уголовных. Объём налогового отчёта можно сократить до 1 – 2 страниц, на которых легко поместятся реквизиты предприятия и налоговой инспекции, налоговые базы, ставки налогов, суммы уплаченных и подлежащих уплате налогов. Если информацию о предприятии и налогах поместить на одной странице, сразу будет видно, кто создает добавленную стоимость и даёт людям работу, а кто занимается перепродажей; кого надо проверять, а кого можно и не проверять. На сегодняшний день в отчётах, которые сдаются, содержится очень много информации, которая не представляет ценности. А упрощение налогового учёта – это одно из важнейших направлений совершенствования налоговой системы в части улучшения положения налогоплательщиков. Особенно актуально это для ведения упрощенной системы налогообложения, которую в настоящее время применяют, в основном, предприятия малого и среднего бизнеса, которые должны стать основой развития экономики в посткризисном пространстве.

Ещё одним немаловажным направлением в совершенствовании налоговой системы может стать снижение налогов на производителей товаров широкого потребления и на малые обрабатывающие и инновационные предприятия, которые сегодня неконкурентоспособны на рынке труда внутри страны и не могут выдержать конкуренцию с контрабандной и контрафактной продукцией, заполонившей нашу страну. Для указанных предприятий надо сделать Россию оффшорной зоной, налоговой «гаванью». Тогда несырьевое развитие нашей страны станет реальностью, а на российском рынке будет больше российских товаров (одежды, обуви, мебели, глянцевых журналов, бытовой техники и т.п.). Сегодня налоговые поступления от вышеуказанных предприятий ничтожны. Ещё более ничтожными будут потери бюджета, если снизить на них налоговую нагрузку.

Так же одним из важнейших направлений налоговой политики в долгосрочной перспективе является поддержание такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста и, с другой стороны, - отвечает потребностям в бюджетных доходах для предоставления важнейших государственных услуг. Такой приоритет определен в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., которая была разработана Минэкономразвития и одобрена Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р. В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 25.05.2009 г. «О бюджетной политике в 2010-2012 г.» определено, что налоговая политика должна быть нацелена на решение двух основных задач - модернизацию российской экономики и обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы. В трехлетней перспективе приоритеты Правительства РФ в области налоговой политики составлены с учётом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач и направлены на создание эффективной налоговой системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени .

На данный момент уже опубликован Минфином России окончательный вариант «Основных направлений налоговой политики РФ на 2012-2014 г.». В данном документе «основными направлениями» являются внесение изменений в законодательство о налогах и сборах, что повысит прозрачность и прогнозируемость налоговой политики государства. Данное обстоятельство имеет очень большую роль для инвесторов, которые принимают долгосрочные инвестиционные решения. В трёхлетней перспективе 2012-2014 г. основными целями налоговой политики остаются поддержка инновационной деятельности, а также поддержка инвестиций в области образования и здравоохранения. Внесение изменений в законодательство о налогах и сборах планируется по следующим направлениям:

Налоговое стимулирование инновационной деятельности и развития человеческого капитала;

Акцизное налогообложение;

Налог на прибыль организаций;

Введение налога на недвижимость;

Налоговое администрирование;

Налогообложение природных ресурсов;

Совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов;

Совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок;

Мониторинг эффективности налоговых льгот.

В частности, в рамках налогового стимулирования инновационной деятельности планируется снижение тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, а именно на период 2012-2013 г. будет снижен максимальный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34% до 30%, взимаемый с выплат в пользу физических лиц в размере до установленной предельной величины в 512 тыс. руб. в 2012 г. и до 567 тыс. руб. в 2013 г., а также для данной категории плательщиков будет установлен тариф страховых взносов с сумм превышения предельной величины базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в размере 10%. Совершенствование амортизационной политики, в частности, с целью уточнения порядка применения амортизационной премии, а также исключения манипуляций со стороны недобросовестных налогоплательщиков; расширение льгот и налоговых вычетов при осуществлении социально-значимых расходов и ряд других .

В части акцизного налогообложения предполагается увеличение ставок акцизов на подакцизную табачную и алкогольную продукцию темпами, опережающими инфляцию. В отношении иных категорий подакцизных товаров предусматривается сохранить ранее установленные ставки акцизов на 2012 и 2013 гг. с их индексацией на 10% в 2014 г.

По налогу на прибыль организаций предусматривается упрощение порядка учёта для целей налогообложения доходов от реализации недвижимого имущества.

Предполагается введение налога на недвижимость после планируемого завершения в I квартале 2012 г. работ по массовой оценке объектов капитального строительства.

В налоговом администрировании предусматривается анализ положений законодательства о налогах и сборах с целью выявления и исправления пробелов и неточностей, а также проведение работы по установлению критериев уклонения от налогообложения и оптимизации налогообложения. Последовательная реализация мер налоговой политики направлена на упрощение процедур учёта в налоговых органах организаций и физических лиц, совершенствование порядка проведения и оформления результатов налоговых проверок. Помимо этого вводятся дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков. В частности, в НК РФ закреплено право налогоплательщика знакомится с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля. Создание и внедрение технологии централизованного телефонного и электронного информирования, внедрение электронных методов взаимодействия сторон как при исполнении налоговых обязательств налогоплательщиком, так и при его информационном обслуживании налоговыми органами, способствуют ликвидации очередей, снижают возможность нарушения профессиональной этики при осуществлении процедур налогового администрирования.

В части налогообложения природных ресурсов предполагается совершенствование механизмов налогообложения нефтяной и газовой отрасли с учётом решений о повышении налоговой нагрузки на газовую отрасль в 2012 г. - на 150 млрд. руб., в 2013 г. – на сумму до 168,3 млрд. руб., и в 2014 г. – на сумму до 185,9 млрд. руб. с переходом к установлению ставки НДПИ при добыче газа горючего природного в зависимости от мировой цены на углеводородное сырье по аналогии с налогообложением добычи нефти, а также в зависимости от темпов роста внутренних цен на газ. Кроме того, предусматривается возможность установления ставок налогов в отношении полезных ископаемых в зависимости от их стоимости на мировом рынке, если доля экспорта таких природных ископаемых превышает 50% .

Совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов предусматривает введение патентной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей с 2012 г. и определяет параметры поэтапной отмены системы налогообложения на основе вменённого дохода в 2012-2014 гг.

Совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, финансовыми операциями будет направлено на реализацию комплекса мер по установлению льготного порядка налогообложения операций с еврооблигациями российских эмитентов, депозитарными расписками, и также при получении и выплате дивидендов. Кроме того, предусмотрено предоставление дополнительных льгот по НДС в отношении профильной деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, что, как отмечается, соответствует мировой практике.

Мониторинг эффективности налоговых льгот предполагает проведение инвентаризации и оптимизации установленных на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам, с сохранением на ближайшую перспективу льгот в отношении линейных объектов субъектов естественных монополий, а также анализ действующих механизмов налогового стимулирования (в т.ч. налоговых льгот) с целью выявления неэффективных и невостребованных льгот.

К мерам, которые уже действуют, относятся следующие. Во-первых, освобождение от налогообложения налогом на имущество организаций энергоэффективного оборудования сроком на 3 года с момента ввода в эксплуатацию, а также оборудования, используемого для создания научно-технической продукции. Принят федеральный закон от 7 июня 2011 г. № 132-ФЗ «О внесении изменений в ст. 95 ч. 1, ч. 2 НК РФ в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности и ст. 5 Федерального закона «О внесении изменений в ч. 2 НК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Указанный закон вводит налоговую льготу по налогу на имущество в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности – в течение трех лет со дня постановки на учёт указанного имущества.

Во-вторых, передача полномочий по принятию решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций субъектам РФ. Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ «О внесении изменений в ч. 1 и ч. 2 НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» внесены изменения в порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налога, инвестиционного налогового кредита. Положения НК об отсрочке (рассрочке) по уплате налога распространены и на пени и штрафы.

Отсрочка (рассрочка) может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка (рассрочка). Отсрочка (рассрочка) по уплате налога может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимость её чистых активов, физическому лицу – на сумму, не превышающую стоимость его имущества, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством РФ не может быть обращено взыскание.

Уточнены основания предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налога, а также органы, уполномоченные подтверждать наличие соответствующего основания. Так, наличие угрозы возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога устанавливается по результатам анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта, проведённого ФНС России, в соответствии с методикой, утверждаемой Минэкономразвития России.

На территориальные налоговые органы возложены функции по принятию решений о предоставлении отсрочки (рассрочки) по налогу на доходы физических лиц, подлежащему уплате физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, в части доходов, при получении которых налог не удерживается налоговыми агентами.

Увеличена сумма инвестиционного налогового кредита с 30 до 100% стоимости приобретённого заинтересованной организацией оборудования, используемого для проведения научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства.

Полномочия по принятию решений об изменении сроков уплаты налога на прибыль организаций по налоговой ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов РФ, и региональных налогов в форме инвестиционного налогового кредита, переданы субъектам РФ, которые определяют органы, принимающие указанные решения.

В-третьих, совершенствование налогообложения организаций, осуществляющих деятельность в социально-значимых областях. Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 395-ФЗ «О внесении изменений в ч. 2 НК РФ и отдельные законодательные акты РФ» для организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность, удовлетворяющих предусмотренным НК РФ критериям, ставка налога на прибыль установлена в размере 0%.

Данная мера должна способствовать поддержке организаций, осуществляющих деятельность в областях образования и здравоохранения, за счёт направления средства, сэкономленных в результате применения нулевой налоговой ставки, на развитие собственной деятельности.

Для целей применения налоговой ставки 0 % Правительством РФ должен быть утвержден соответствующий перечень видов образовательной и медицинской деятельности.

В рамках создания благоприятных условий для функционирования некоммерческих организаций, оказания социальных услуг населению, развития благотворительной деятельности добровольцами принят федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 235-ФЗ «О внесении изменений в ч. 2 НК РФ в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности».

Федеральным законом предусмотрен комплекс мер в области совершенствования налогообложения добавленной стоимости, формируемой при оказании услуг в социальной сфере, а также налогообложения доходов физических лиц – благополучателей при осуществлении некоммерческими организациями благотворительной деятельности.

В частности, предусмотрено освобождение от налогообложения НДС услуг по социальному обслуживанию детей; услуг по поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей и иных лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации; физкультурно-оздоровительных услуг, оказываемых населению.

Федеральным законом предоставляется право некоммерческим организациям, кроме созданных в форме государственной корпорации, государственной компании, объединения юридических лиц, создавать резерв предстоящих расходов, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности и учитываемых для целей налогообложения прибыли. Создание указанного резерва обеспечит равномерный учёт доходов и расходов некоммерческих организаций, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Таким образом, приоритеты и направления налоговой политики в настоящее время требуют создания единой и согласованной налоговой системы. Целью совершенствования налоговой системы должны быть достижение её стабильности, развитие налогового федерализма, направленного на обеспечение доходов федерального, региональных и местных бюджетов. При реализации предложенных мер, на наш взгляд, налоговая система будет наиболее рациональной, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов.

Литература

1. О внесении изменений в ст. 95 части 1, часть 2 НК РФ в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности и ст. 5 Федерального закона «О внесении изменений в часть 2 НК РФ и отдельные законодательные акты РФ» [Текст]: Федеральный закон РФ от 7 июня 2011 г. № 132-ФЗ // Собр. Законодательства РФ. – 2011.

2. О внесении изменений в часть 1 и часть 2 НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования [Текст]: Федеральный закон РФ от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ // Собр. Законодательства РФ. – 2010.

3. О внесении изменений в часть 2 НК РФ и отдельные законодательные акты РФ [Текст]: Федеральный закон РФ от 28 декабря 2010 г. № 395- ФЗ // Собр. Законодательства РФ. – 2010.

4. О внесении изменений в часть 2 НК РФ в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности от 18 июля 2011 г. № 235-ФЗ // Собр. Законодательства РФ. – 2011.

5. О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах [Текст]: Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25 мая 2009 г.

6. Брызгалина А.В. Налоги и налоговое право [Текст]: Учебное пособие – 2-е изд., - М.: 2010. – 307с.

Пелькова С.В., Беспамятных Е.А. Пути повышения эффективности функционирования налоговой системы РФ // III Всероссийская заочная электронная научная конференция "Проблемы учета, анализа, аудита и налогообложения".
URL: (дата обращения: 04.01.2020).