Банки

Экономический рост южной кореи. Южнокорейская модель Модель экономики южной кореи

Южнокорейская модель имеет много общего с японской. Это объясняется прежде всего схожим психологическим складом населения, его трудолюбием и ответственному отношению к своим обязанностям. Государство здесь также активно участвует в перестройке экономики. Но вследствие относительно неразвитых рыночных отношений южнокорейское правительство целенаправленно содействовало созданию рыночной экономики

в лице крупных корпораций, переросших потом в финансово-промышленные конгломераты. Кроме того, государственные органы оказывали всестороннюю поддержку мелкому и среднему предпринимательству. Еще одной характерной чертой южнокорейской модели стало четкое и сбалансированное разделение функций между центром и провинциями, что тоже способствовало формированию рыночных отношений.

Следует заметить, что в смешанной экономике разных стран делается выбор между двумя путями развития - либеральным и социально-ориентированным.

Либеральная смешанная экономика базируется на:

1) безусловном преобладании частной собственности и хозяйственном законодательстве, обеспечивающем максимальную свободу субъектов рынка и ограждающем их от вмешательства государства.

2) сосредоточение государственного регулирования главным образом на макроэкономических процессах.

Здесь преобладает принцип - работающий человек обеспечивает себя сам, свою семью и свою старость. Государственный патернализм распространяется на нищих и обездоленных.

Для социально-ориентированной экономики характерны следующие признаки: AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

1) смешанная система хозяйствования с довольно значительным государственным сектором;

2) государство регламентирует правила игры на рыночном поле как для государственных, так и для частных структур;

3) государственное регулирование осуществляется не только на макроуровне, но и в сфере деятельности хозяйствующих субъектов;

4) государство гарантирует определенное обеспечение потребностей населения в услугах здравоохранения, образования, культуры и жилья;

5) регулирование занятости населения с целью минимизации безработицы.

Таким образом, государство путем своего вмешательства непосредственно в деятельность производственных и коммерческих фирм получает возможность проявлять заботу о своих гражданах. Отсюда и название "социально ориентированной".

Появление такой модели смешанной экономики пришлось на 70-80 годы и на сегодняшний день наибольшего развития достигло в таких странах как Германия и Швеция.

Заключение

Рассмотрим всё изложенное выше применительно к нашей стране. Россия сегодня имеет монетарную экономику с наемным трудом, правда, с некоторыми ограничениями. Она пока не управля­ется рыночным соглашением, то есть еще не является рыночной экономикой. При наличии финансового отношения без финансового рынка и плохо установленных и плохо контроли­руемых прав собственности едва ли можно квалифицировать ее как экономику с капиталисти­ческим началом, даже монополистическим. Напротив, можно отметить, что это экономика с финансовой олигархией, осуществляющая отчасти первичное накопление капитала.

Следовательно, главная проблема для России - развитие рыночной экономики на базе монетарной экономики с наемным трудом и финансовой олигархией, то есть приведение в действие рыночного соглашения. Тенденция к разбросу цен как раз и свидетельствует об от­сутствии единого рынка. Эта трудность установления рыночного соглашения и служит од­ним из проявлений российской специфики или, в более общем плане, тем, что отделяет пост­советский «первый мир» от «второго мира» - Центральной Европы.

Какие альтернативные модели возможны для будущего развития российской экономики?

Первый путь состоит в следовании тра­диционной схеме, согласно которой модернизация российского общества осуществляется «сверху», государством или правящей верхушкой. Это как раз путь, выбранный российскими реформаторами, но «завязший» в олигархических интересах и рентоориентированной логике. Условием реализации такого сценария является усиление центральной государственной вла­сти, которое может быть достигнуто только путем эволюции в сторону авторитарности.

Второй сценарий ведет к формированию слабого государства и победе финансовой оли­гархии. Это катастрофический сценарий с экономическим застоем и огромной социальной дифференциацией за счет перераспределения ренты, что наблюдалось в Латинской Америке, Азии или даже в Африке. Вполне возможно вмешательство армии для обеспечения социаль­ного мира. Способна ли в таком случае финансовая олигархия изменить свое поведение и стать основным субъектом модернизации страны, борясь с установками на получение ренты? Подобное возможно лишь при угрозе наступления политических изменений, опасных для олигархии, которая решит тогда объединить силы реформаторов, чтобы выжить, и револю­ционизировать общество, чтобы предотвратить угрозу.

И, наконец, третий вариант, который уже начал претворятся в жизнь. Это - демо­кратический вариант, требующий прихода к власти новых людей, способных предложить план развития, который найдет отклик у населения. Основным условием является «освобож­дение» бюджета от финансовой олигархии. Сценарий был бы в данном случае близким к польскому: инициатива мелких предпринимателей постепенно изменила бы соглашения и правила игры, действующие в экономике, которые затем распространяется на крупные при­ватизированные предприятия, враждебно относящиеся к изменениям. Можно поручиться, что при таком сценарии впервые в своей истории российское общество может модернизиро­ваться «снизу». Выравнивание доходов в обществе произойдет лишь в результате действия ряда факторов, связанных с долгосрочными тенденциями экономического роста, фискальной политикой го­сударства и перераспределением доходов посредством трансфертных платежей, проведе­нием активной государственной политики доходов. Последняя призвана решать две главные задачи: регулировать рост заработной платы с целью стабилизации цен и поддерживать уровень доходов посредством программ социального страхования и государственной по­мощи. Один из признаков оптимизации распределения доходов в обществе - преобладающее возрастание доли средних доходов и значительное сокращение доли наиболее высоких до­ходов в общем «котле». В рамках политики регулирования доходов перспективно - об этом свидетельствует опыт ФРГ - освоение механизмов добровольного (автономного от государ­ства) регулирования заработной платы, предоставляющих союзам предпринимателей и на­емных работников право на свободные переговоры по заключению тарифных соглашений без вмешательства государства. Роль государства при такой системе - определение законо­дательных рамок, регулирующих трудовые отношения.

Список используемой литературы

Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие под. ред. А.В. Сидоровича - М. ДИС 1997

Нуреев Р.М. основы экономических теорий: Микроэкономика: учеб. для вузов - М. Высш.шк. 1996

Платонова Е.С. Экономические системы и их трансформация – М. ЭММО 1998

Теперь рассмотрим особенности трудовых отношений в южнокорейской модели. В первую очередь необходимо отметить, что данная модель имеет много схожих моментов с японской моделью рыночной экономики. Это, в частности, связано с общими особенностями психологического склада населения стран, их высокому трудолюбию и ответственному отношению к своим обязанностям, которые базируются в Южной Кореи на нравственных нормах конфуцианства. Общим для обеих моделей является и активное участие государственных органов в перестройке экономики. Для того, чтобы ускорить её модернизацию они широко используют налоговую, тарифную и валютную политику. К тому же достаточно длительное время существовал контроль над ценами на ресурсы и широкий круг товаров производственного и потребительского назначения. Повышению конкурентоспособности южнокорейских товаров на мировом рынке способствует сложившаяся в Южной Корее система государственного регулирования экономики.

Так же одной из особенностей страны является наличие такого инструмента экономики как возможность пожизненного найма. Количество постоянных работников на предприятиях составляет практически 30%. Другая особенность - это достаточно большое количество часов в одном рабочем дне, в среднем 57,7 часов в неделю. Плюс ко всему для Южной Кореи, как и для Японии, характерна низкая зарплата, из чего следует высокая конкурентоспособность продукции их производителей. Так же у них существует разница в оплате труда примерно в 2 раза у мужчин и у женщин. Использование рабочей силы в основном базируется на концепции «человеческого потенциала». Но главным итоговым моментом является то, что успех нации стоит превыше чем успех отдельного человека. Ещё одной особенностью этих моделей является протекционистская политика государства, которую вели Япония и Южная Корея продолжительный период времени.

Одним из факторов, который объясняет стремительный рост экономики Южной Кореи, является сильное и эффективное руководство в лице авторитарных правительств, которые пошли по пути экономического развития, а не по пути демократических и политических преобразований. Правительство пересматривало существующие законы и, если это было необходимо, принимало новые законы, к тому же, принимали множество мер по способствованию увеличению количества накоплений, расширения экспорта, содействие вложению как национального, так и иностранного частного капитала, привлечение инвестиций и технологий из-за рубежа. Было положено масса усилий для того, чтобы обеспечить условия для создания социальной инфраструктуры: дороги, дамбы, порты, железные дороги, школы и тому подобное. К правительству часто обращались с просьбами взять на себя риск, связанный с инвестиционной деятельностью частных предпринимателей, предоставляя гарантии по внешним займам, используемым для покрытия расходов на крупномасштабные проекты. Очевидно, что в современных условиях широкого разделения труда в основе любых регулирующих мер лежит денежное обращение. Именно поэтому в Корее достижению финансово-денежной сбалансированности уделялось первоочередное внимание. Из-под контроля государства даже в годы значительных хозяйственных трудностей денежного обращения, не выходили ни уровень инфляции, ни уровень дефицитность государственного бюджета. государственная монополия в кредитно-финансовой системе играла в этом определяющую роль. Другое важное направление в Южной Кореи является государственное регулирование валютной сферы. В Корее с 1949 года действует принуждения, в разных её вариантах к тому, чтобы держать иностранную валюту на специальных счетах в центральном банке. Концентрация финансовых и валютных ресурсов в руках государства способствует формированию основных пропорций общественного производства, при этом основная ставка делалась на всемерное поощрение экспорта. Государство использовало субсидирование национальных экспортеров, которым предоставлялись банковские льготы.

Превышение доходов над расходами в Республике Корея продолжает расти, это связано, в основном, с постоянным ростом экспорта. Многие эксперты полагают, что зависимость южнокорейской экономики от экспорта чрезмерно велика. К примеру, в 2010 году индекс зависимости от экспорта составил 87,9 процента, а профицит торгового баланса в апреле 2011 года составил 3,93 млрд долларов.

По данным ВТО, в первые четыре месяца 2011 год объем экспорта Южной Кореи составил 179,6 млрд долларов, увеличившись на 27,9% в годовом выражении.

Таким образом, как видно из практики экономика Южной Кореи представляет собой наиболее гармоничное сочетание плановых и рыночных способов ведения хозяйств.

Особенности экономико-географического положения Южной Кореи

Южная Корея – это государство на востоке Евразии. Образовалось оно после второй мировой войны. Официальное название страны – Республика Южная Корея. Расположена она в южной части Корейского полуострова. Омывается территория Южной Кореи водами Японского и Желтого морей. На севере страна граничит с Корейской Народно-Демократической Республикой.

Замечание 1

Страна имеет выгодное транспортно-географическое положение. Но граница с КНДР является постоянным источником политической и военной напряженности. В настоящее время правительство КНДР заявило о создании собственного ядерного оружия. Это усиливает политическую напряженность не только в регионе, но и в мире.

Природно-ресурсный потенциал Южной Кореи

Южная Корея расположена на стыке Китайско-Корейской платформы и области альпийской (тихоокеанской) складчатости. Геологическое строение обусловило сложные условия рельефа. В рельефе преобладают горные сооружения. Они занимают восточную половину территории страны. Равнины находятся на западе Южной Кореи.

Минеральные ресурсы представлены месторождениями таких полезных ископаемых, как:

  • железные руды;
  • полиметаллические руды;
  • вольфрамовые руды;
  • графит;
  • каменный уголь;
  • золото.

Собственных энергоносителей стране не хватает. Поэтому она импортирует нефть и газ из других стран. Недостаточно и других полезных ископаемых.

Южная Корея находится в муссонных областях умеренного и субтропического климата. В целом почвенно-климатические условия благоприятны для развития сельского хозяйства. В западной части развивается земледелие на орошаемых землях.

Особенности экономического развития Южной Кореи

В начале ХХ века Корея была одной из наиболее отсталых в экономическом отношении стран мира. В годы второй мировой войны она была оккупирована Японией. Поэтому до самого конца первой половины ХХ века уровень экономического развития Южной Кореи был довольно низким.

В ходе гражданской войны и разделения Кореи на Северную и Южную были разорваны традиционны экономические связи между промышленным Севером и аграрным Югом. Основой формирования нового хозяйственного комплекса страны стали незначительные запасы собственного сырья, импортное сырье (в первую очередь – нефть и газ, металлы) и продукция сельского хозяйства. Еще одной базовой частью формирования современной экономики страны стала дешевая рабочая сила.

Поэтому современный хозяйственный комплекс Южной Кореи представлен высокотехнологическим трудоемким машиностроением и электроникой, химической и нефтеперерабатывающей промышленностью, легкой и пищевой промышленностью. Основной акцент сегодня делается на наукоемкие производства. В структуре сельского хозяйства преобладает растениеводство. Наиболее распространенной культурой является рис. Выращивают также следующие культуры:

  • хлопчатник;
  • коноплю;
  • сахарную свеклу;
  • ячмень;
  • пшеницу.

В последнее время в структуре экономики Южной Кореи резко увеличилась доля непроизводственной сферы. Возросло количество торговых предприятий, банков, страховых компаний. Южная Корея стала одним из мировых центров банковского бизнеса и биржевой активности.

Рост экономики Южной Кореи

Определение 1

Экономическим ростом называется такое развитие хозяйственного комплекса страны, в результате которого происходит увеличение реального национального дохода, улучшение благосостояния населения.

Бурное развитие экономики Южной Кореи наблюдается с начала 60-х годов ХХ века. Примерно за тридцатилетний период объем валового национального продукта увеличивался в среднем на 8% в год. За этот период среднегодовой доход на душу населения вырос почти в 10 раз. Доля промышленности в структуре валового национального продукта увеличилась с 14% до 30,3%. А объем торговли товарами народного потребления вырос почти в 300 раз.

Наиболее ощутимыми изменения в экономическом развитии связывают с экономической политикой президента Пак Чон Хи. В ходе реализации его программы усилия правительства страны были направлены на привлечение иностранных инвестиций, индустриализацию хозяйства страны и увеличение объемов экспорта. Возросла и роль государства в экономической жизни страны. В экономику внедряется элемент административной системы – плановое ведение хозяйства. Правительство Южной Кореи принимало пятилетние планы экономического развития.

Изначально иностранные инвестиции направлялись в легкую промышленность. Они имели вид займов правительству и частному сектору. Основная ставка была сделана на экспортную стратегию. Но это привело к разрыву между промышленным и аграрным секторами национального хозяйства. И к началу 70-х годов это явление привело к серьезным экономическим проблемам.

Если ранее развитие экономики страны основывалось на дешевой рабочей силе, обеспечивавшей конкурентоспособность национальной продукции на мировых рынках, то в дальнейшем правительство увеличило финансирование тяжелой и химической промышленности. Переход к приоритету капиталоемких отраслей осложнялся мировым энергетическим кризисом начала 70-х годов. Он ограничил возможности экспорта национальной продукции. Это привело к спаду производства в 1980 году и к увеличению инфляции.

В начале 80-х годов правительство Южной Кореи развернуло широкомасштабное реформирование экономики. Были введены жесткие фискальные меры и снижены государственные расходы. Было заморожено бюджет т снижено увеличение денежной массы. Благодаря политике центрального банка удалось снизить инфляцию. Либерализация цен и снижение степени вмешательства государства в экономику позволили привлечь иностранных инвесторов. Был сокращен внешний долг.

К началу 90-х годов основой экономического роста стал внутренний рынок. Увеличение благосостояния населения стимулировало рост спроса на многие дорогостоящие товары. Экспортное направление экономической политики правительства сменилось политикой самообеспечения. Это позволило уменьшить импортозависимость Южной Кореи. Снизился уровень безработицы. Усилились интеграционные процессы с мировой экономикой.

Введение 3 1. Теоретические основы южнокорейской модели экономики 6 1.1. Понятие модели рыночной экономики 6 1.2. Характеристика азиатской модели экономики 8 2. Основные черты южно-корейской модели экономики 12 2.1. Южно-корейская модель динамичной рыночной экономики: общая характеристика 12 2.2. Роль государства в экономике в южно-корейской модели, перспективы ее развития 14 Заключение 22 Список литературы 23

Введение

Хотелось бы отметить, что сегодня в любой системе существуют свои определенные национальные модели организации хозяйства. Это объясняется тем, что государства существенно отличаются некоторым уровнем экономического развития, а также социальными, национальными условиями. Современная рыночная экономика состоит из нескольких различных по своему содержанию моделей экономики. Данные модели кардинально отличаются друг от друга в зависимости от определенной степени воздействия государства на всю экономику, от приоритетных задач. Но можно сказать, что современная модель всего рыночного хозяйствования, сложившаяся в государствах странах с высоко-, а также среднеразвитой рыночной экономикой, на сегодняшний день характеризуется некоторыми общими закономерностями. К ним можно отнести открытость рынка, а также достаточно высокий уровень развития экономики государства в целом, высокоразвитая система различных методов регулирования всей национальной экономики, экономический рост. Определенный экономический подъем азиатских странах в начале 21 столетия приобрел некоторый характер особенно мощной, а также устойчивой тенденции. Именно под ее воздействием стремительно изменяется соотношение ключевых сил в современной экономике. Постоянно увеличивающаяся роль азиатских государств в современной мировой экономике уже является общепризнанным фактом. Исторически слово «Азия» в российском сознании ассоциировалось с отсталостью. Для подобного подхода к этой части света у экономистов остается все меньше оснований. Определенный положительный опыт азиатских государств в последнее время становится понятнее, а также намного России по различным причинам. Стоит сказать о том, что определенная южнокорейская модель экономики представляет собой определенный вариант японской модели. Вообще общим для данных государств можно назвать достаточно активное участие государства в определенной перестройке всей экономики и ее постепенной модернизации, увеличения конкурентоспособности экспортной продукции на современном мировом рынке. Из-за недостаточного развития рыночных отношений определенное южнокорейское государство целенаправленно способствовало формированию достаточно мощных плацдармов рыночной экономики в лице крупнейших предприятий, называемых чеболь, которые в дальнейшем переросли в финансово-промышленные группы (ФПГ). Однако события конца 90-х годов прошлого столетия показали, что у южнокорейской и японской моделей с их достаточно сильным вмешательством государства в рыночную экономику возникает пониженная приспособляемость к различным мировым финансовым кризисам. Изучение южно-корейской модели экономики представляет на сегодняшний день большой интерес. Все это обуславливает актуальность темы данной курсовой работы. При написании курсовой работы использовались научные труды таких ученых и исследователей, как Градов А.П., Кнопп А.С., Ломакин В.К., Каледин Н.В., Крупянко И. и многих других. Целью курсовой работы является изучение особенностей южно-корейской модели экономики. Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи: ? определить понятие модели рыночной экономики; ? провести характеристику азиатской модели экономики; ? рассмотреть южно-корейскую модель динамичной рыночной экономики; ? определить роль государства в экономике в южно-корейской модели, изучить перспективы ее развития. Структурно курсовая работа представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы.

Заключение

Определенная модель национальной экономики – является системой обеспечения строго потребностей человека некоторыми ресурсами. Она является формулой способности современных государств производить требуемые товары и услуги, обеспечивать, как свои внутренние, так и внешние расходы без привлечения внешних займов. В данном смысле модель национальной экономики является единственным путем экономического роста, а также экономической независимости государств. На достаточно быстрый рост экономики Южной Кореи в первую очередь оказывают влияние различные определенные факторы, а это определенная стратегия развития, которая ориентирована на экспорт, а также на активное взаимодействие с внешним миром, благоприятный определенных международный экономический климат 60-70-х годов прошлого столетия, низкие затраты на содержание определенного военно-промышленного комплекса и прочее. Определяющим фактором, который объясняет достаточно быстрый рост экономики Южной Кореи, является достаточно сильное, высокоэффективное руководство в лице различных авторитарных правительств, которые отложили демократические, политические преобразования именно в пользу экономического развития. Экономика Южной Кореи представляет собой наиболее гармоничное сочетание планового, а также рыночного способов ведения хозяйства. В данной стране формирование, а также умелое использование данного механизма дало возможность в сжатые сроки преодолеть определенный барьер слаборазвитости, а также занять достойное место во всей мировой цивилизации.

Список литературы

1. Антонов М. Ф. Глава 8. Китай и его «азиатские тигры» // От лжекапитализма к тоталитаризму! Мир в XXI веке и судьбы России. – М.: Альта-Принт, 2008. – 592 с 2. Ведута Е.Н. Стратегия и экономическая политика государства. – М.: Академический Проект, 2009. – 456 с. 3. Градов А.П. Национальная экономика. Курс лекций. – СПб: «Специальная Литература», 2007. – 487 с. 4. Каледин Н.В., Ятманова В.В. Политическая и экономическая география мира. Часть 2. География мирового хозяйства: Учебное пособие. - СПб., 2010. – 510 с. 5. Кнопп А.С. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. – М.:МУПК, 2008. – 397 с. 6. Крупянко И. Геополитика Восточной Азии сегодня и завтра.// Международная экономика. – 2009. – № 07. – С. 52-53 7. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. – М.: Юнити, 2012. – 497 с. 8. О развитии южнокорейской экономики // БИКИ. – 2011. – № 40. – С. 16–18. 9. Райзберг Б.А. Основы экономики: Учеб. пособие. – М.:ИНФРА-М, 2009. – 408 с. – (Серия «Высшее образование») 10. Республика Корея – экономическое развитие продолжается.// БИКИ. – 2009. – № 106. – С. 4-5 11. Шипаева В.И. Южная Корея в системе мирового капиталистического хозяйства. – М., 2009. – 353 с. 12. Азиатская модель социальной экономики. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://econominfo.ru/view-article.php?id=104 13. Азиатские модели рыночной экономики. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.akunb.altlib.ru/2011-08-12-13-34-02/1362.html 14. Николенко Ю.В. Политическая экономия. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://uchebnikionline.com/politekonomia/politichna_ekonomiya_-_nikolenko_yuv/shvedska_model.htm 15. Принципы и тенденции формирования национальной модели экономики. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://yourlib.net/content/view/14364/164/ 16. ПОСЛЕСЛОВИЕ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАН ВОСТОКА. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://oldwww.history.kemsu.ru/PUBLIC/govorov/gov_3-0.htm 17. Республика Корея. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Республика_Корея 18. Южная Корея - ВВП на душу населения PPP. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.tradingeconomics.com/south-korea/gdp-per-capita-ppp 19. Южная Корея - Темпы роста ВВП. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.tradingeconomics.com/south-korea/gdp-growth 20. Южная Корея - Валовой национальный продукт. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.tradingeconomics.com/south-korea/gross-national-product

Япония и Южная Корея являются главными экономиками восточноазиатского центра развитого капитализма - на них приходятся соответственно 5,5% и 2% мирового ВВП по ППС (на все остальные страны этого центра, включая Австралию и Новую Зеландию, падает около 3%).

Японская и южнокорейская экономические модели. Экономическая политика и экономическая динамика

Экономическая модель Японии (названная японской, а впоследствии после ее успешной трансплантации на почву других азиатских стран - восточноазиатской, см. параграф 5.2) сформировалась в ходе модернизации, которую Япония совершила за последние 150 лет своей истории, превратившись из закрытой от остального мира отсталой страны в одну из крупнейших развитых экономик. Впоследствии Южная Корея вместе с остальными «восточноазиатскими тиграми» (Тайванем, Гонконгом, Сингапуром) успешно реализовала эту модель и продемонстрировала миру очередной (после японского) пример ускоренной модернизации, став развитой страной. Однако в Южной Корее в отличие от Японии большее значение имеют госрегулирование и господство бизнес-групп при меньшей роли малого и среднего бизнеса. Из-за этого южнокорейская модель как вариант восточноазиатской модели больше подвержена «вестернизации», т.е. размыванию традиций коллективизма и восточно-иерархической структуры общества. Этому также способствует современная культура страны - в Южной Корее высока и продолжает расти численность местных христиан-протестантов, которых уже больше, чем буддистов и конфуцианцев.

И японская, и южнокорейская модели прошли ряд этапов в своей эволюции. Так, Япония во второй половине 1950-х - начале 1970-х гг. осуществила «японское чудо» (среднегодовые темпы роста ВВП составляли около 10%) за счет самого активного использования собственных трудовых и финансовых ресурсов и импорта иностранных научно-технических достижений (но не капитала), топлива и сырья, создав универсальную структуру промышленности, включающую как базовые (металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность), так и наукоемкие отрасли (станкостроение, автомобилестроение, электротехника и электроника), продукция которых успешно конкурировала на международном рынке.

Для Японии 1970-е гг. стали временем серьезных потрясений, так как обнаружился ряд негативных последствий реализации сложившейся ранее экономической модели (экологический кризис, наращивание региональных диспропорций, перенакопление основного капитала) и уязвимых точек (чрезмерная зависимость от экспорта промышленной продукции и импорта технологий и природных ресурсов), которые делали неэффективной функционирование этой модели в условиях глобализации и роста мировых цен на энергоносители и сырье. Тем не менее, благодаря перестройке экономического механизма, в том числе отраслевой структуры за счет роста наукоемких отраслей и сферы услуг японской экономике удалось адаптироваться к новой ситуации.

К середине 1980-х гг. в Японии сформировался новый вариант экономической модели, характеризующийся более умеренными темпами роста и более эффективным использованием ресурсов; главным фактором роста стал научно-технический прогресс; во внешней торговле начался переход к преимущественно «горизонтальной» модели участия в международном разделении труда, характеризующейся преобладанием готовой продукции не только в экспорте, но и в импорте, а в экономической политике заметной тенденцией стало дерегулирование.

Но в 1980-е гг. завершение этих процессов происходило в Японии на фоне формирования «мыльного пузыря» с его гипертрофированным ростом рынков финансовых активов. Факторами возникновения «мыльного пузыря» в Японии стали перекачивание в финансовый сектор относительного избытка финансовых ресурсов из-за ограниченности выгодных сфер приложения капитала в реальном секторе, приток в страну значительных экспортных доходов при сохранении высокой нормы сбережений на фоне относительно высоких темпов экономического роста (от 3 до 7% в год) и проведения политики либерализации финансовых рынков. Крах финансового рынка в 1990 г. послужил толчком к кризисным явлениям и в других секторах. Правительство было вынуждено использовать активные меры антикризисного регулирования, в том числе предоставление компаниям и банкам налоговых льгот и льготного кредитования, что привело к быстрому росту государственного долга. В результате стране удалось избежать экономического кризиса, однако не удалось добиться подъема и экономика погрузилась в многолетнюю депрессию с ее очень низкими темпами экономического роста, что стало симптомом кризиса японской модели. Японские компании стали утрачивать свою международную конкурентоспособность и в поисках выхода ускорили вывод производственных мощностей за рубеж (он принял значительные масштабы уже во второй половине 1980-х гг.).

Депрессия была преодолена лишь к началу 2000-х гг., и с 2002 г. японская экономика вступила в фазу подъема, но с невысокими даже для развитой страны темпами (1,5-2% в год). Этот умеренный подъем прервался в 2008 г., когда Япония оказалась втянутой в мировой экономический кризис, усугубившийся техногенной катастрофой на АЭС «Фукусима» в 2011 г., продолжающимся старением населения и хронической дефляцией. Можно сказать, что современные и прогнозные темпы экономического роста

Японии отличаются небольшой величиной и неустойчивостью, что связано с сохранением в экономике рудиментов догоняющего развития (прежде всего это относительная закрытость для иностранных товаров, капиталов и рабочей силы и все еще чрезмерное государственное регулирование); сокращением экономически активного населения; снижением эффективности внешней торговли, причем в условиях растущей конкуренции на рынках традиционных товаров со стороны других стран. Прогнозируются невысокие темпы роста - примерно 1%, и хотя в расчете на душу сокращающегося населения это около 1,5% (2014 г.), но ниже американских и европейских темпов (см. табл. 3.10).

Южная Корея во многом переняла опыт послевоенного развития японской экономики, повторив его с определенным временным лагом и под воздействием другой мировой конъюнктуры. На первом этапе (1945-1961 гг.) после освобождения от японского колониализма, проведения общедемократических реформ и гражданской войны (1950-1953 гг.) вначале шло послевоенное восстановление разрушенной экономики, а затем были предприняты первые попытки экономического планирования через создание полюсов роста (вначале это были в основном предприятия легкой промышленности и инфраструктуры, затем капиталоемкие производства обрабатывающей промышленности). В отличие от Японии Южная Корея смогла преуспеть, реализуя преимущественно экспортно ориентированный тип индустриализации, на не импортозамещающий, причем с большим вкладом в экономический рост внешних финансовых ресурсов в виде помощи от США и Японии и притока иностранных низкопроцентных государственных займов (но не прямых иностранных инвестиций).

На втором этапе (1962-1997 гг.) в Южной Корее продолжали реализовываться государственные программы индустриализации и создавалась современная структура промышленности, в которой стали доминировать отрасли обрабатывающей промышленности, многие из которых приобрели международную конкурентоспособность. Южнокорейская экономика приобрела черты жестко регулируемого государственно-частного партнерства. Динамика оставалась очень высокой, и в годы подъема темпы роста ВВП достигали 11%.

Но этот вариант южнокорейской модели не устоял, столкнувшись с вызовами начавшегося в Азии мирового экономического кризиса 1997-1998 гг И поэтому третий этап (с конца 1990-х гг. и по настоящее время) начался с реформирования прежней экономической модели при поддержке МВФ и других международных организаций, нацеленного прежде всего на либерализацию. В ходе этой либерализации укрепился финансовый сектор, приобрел новые черты реальный сектор (переход от традиционных семейно-клановых структур бизнеса к современным акционерным компаниям), уменьшилось присутствие государства в экономической жизни, на смену системе пожизненного найма пришел свободно функционирующий рынок труда, тем более что он численно растет. В 2008-2009 гг. Южная Корея сократила корпоративные налоги, ввела новую систему охраны интеллектуальной собственности, сократила число административных разрешений для создания крупных промышленных предприятий. Во многом благодаря этому начавшийся в 2008 г. мировой экономический кризис хотя и существенно затронул экономику Южной Кореи, не вызвал падения ее экономических темпов развития, подобного кризису 1998 г. Другой причиной была нарастающая неформальная интеграция южно- корейской экономики с китайской, которая смягчила для южнокорейской экономики ее «приземление» с высоких темпов роста. А в результате в этом и следующем десятилетиях для Южной Кореи прогнозируются высокие для развитых стран темпы - 3-4%, что позволит ей со временем обогнать по ВВП на душу населения многие другие развитые страны. Тем не менее современная динамика экономического развития Южной Кореи так же, как и Японии, характеризуется неустойчивостью (табл. 16.1).

Таблица 16.1

Япония и Южная Корея (прогноз ОЭСР среднегодовых темпов роста ВВП), %

  • * Только развитые страны - члены ОЭСР.
  • ** Потенциальные темпы роста, т.е. без учета спадов и бумов.