Газпромбанк

Географическое деление. Географическое разделение труда. Экономическое районирование России. Комплексная характеристика западных регионов России

Под географическим разделением труда мы понимаем пространственную форму общественного разделения труда. Необходимое условие географического разделения труда состоит в том, чтобы разные страны (или районы) работали друг для друга, чтобы результат труда перевозился из одного места в другое, чтобы был, таким образом, разрыв между местом производства и местом потребления.

Иногда разнообразие продукции принимают за географическое разделение труда. Скажем, в одной стране производится рожь и лен, а в другой стране – хлопок и рис; факт различия продукции здесь налицо, но отсюда до разделения труда еще далеко. Если одна страна, имеющая в своем распоряжении рожь и лен, потребляет рожь в пищу, а льном одевается, а другая страна, имеющая в своем распоряжении рис и хлопок, питается рисом и одевается хлопком, то получится только различие натуральной продукции, различие тех конкретных потребительных стоимостей, которыми удовлетворяются одни и те же потребности, но не получится никакого географического разделения труда, потому что здесь нет никакого вообще разделения труда, нет работы одной страны для другой.

В географическом разделении труда можно различать два случая: первый, когда страна (или район) ввозит какой-либо продукт из другой страны (или района) потому, что по природным условиям совершенно не может его производить, и второй случай, когда ввозится продукт, который мог бы быть произведен и у себя, но обошелся бы дороже. Первый случай можно было бы назвать абсолютным, второй – относительным.

Движущим моментом в том гигантском развитии географического разделения труда, который мы наблюдаем в процессе истории, являлась экономическая выгода, получаемая от осуществления географического разделения.

В самом простом, элементарном виде можно уяснить себе эту выгоду из такого совершенно гипотетического примера.

Предположим две страны: одну с более благоприятными условиями (скажем, природными – почвы и климат) для земледелия, другую с более благоприятными условиями (скажем, в силу лучшего оборудования и лучших трудовых навыков) для текстильной промышленности. Пусть при одном и том же количестве затраченного труда первая страна даст хлеба 100 млн. ц, а вторая – 80 млн. ц; зато ситца – опять-таки при тех же самых количествах затрачиваемого труда – первая страна дает 3 млрд. м, а вторая – 4 млрд. м. При установлении между этими странами географического разделения труда первая страна могла бы, сосредоточившись на производстве хлеба, дать не 100, а 200 млн. ц хлеба, а вторая страна, занявшись текстильной промышленностью, дала бы вместо 4 млрд. м ситца 8 млрд. м. В результате получилось бы 200 млн. ц хлеба и 8 млрд. м ситца вместо 180 млн. ц хлеба и 7 млрд. м ситца. Добавочные 20 млн. ц хлеба и 1 млрд. м ситца явились натуральным выражением повышенной производительности труда, получившейся в силу того, что каждое производство сосредоточилось там, где для него были более удобные условия, обеспечивающие повышенную производительность труда.

Необходимо учесть то обстоятельство, что после установления разделения труда между странами приходится затрачивать лишний труд на транспортировку хлеба в одну сторону и ситца в другую. Отсюда ясно, что необходимое условие возникновения географического разделения труда состоит в том, чтобы экономия труда от его осуществления была больше затрат труда на дополнительные перевозки. Переходя от трудовых затрат к денежному их выражению в ценах и отвлекаясь от всех привходящих моментов, значительно осложняющих все рассуждения, экономическую предпосылку осуществления географического разделения труда можно формулировать таким образом, что цена товара на месте его производства и цена на месте сбыта должны находиться между собой в таком отношении, чтобы разницы между ними хватило на покрытие издержек по перемещению или, отвлекаясь для упрощения, от прочих издержек – на покрытие транспортных издержек.

Обозначив через С v цену товара на месте продажи, через С p цену товара на месте его производства, а через t транспортные издержки, получим формулу С v >С p +t.

Это то неравенство, которое является необходимой предпосылкой для осуществления географического разделения труда.

Таким образом, географическое разделение труда осуществляется тем удобнее, чем, с одной стороны, больше разница между пунктами в ценах на весовую единицу товара, а с другой стороны, чем меньше транспортные издержки.

Останавливаясь сначала на транспортных издержках, мы видим, что понижение транспортных издержек, получающееся в результате технического усовершенствования транспорта, является одним из основных факторов в процессе развития географического разделения труда.

Выгоды, доставляемые географическим разделением труда и предполагающие дальнейшее развитие транспорта, тем самым толкают на все большее перемещение как капитала, так и трудовых затрат с непосредственного производственного процесса на транспорт. Недаром в народном хозяйстве крупных и высокоразвитых экономически стран пути сообщения и транспорт поглощают весьма значительную долю населения и еще несравнимо более значительную долю основного капитала.

Влияние разницы в природных условиях можно проследить во всех отраслях. Себестоимость продукции для одной и той же сельскохозяйственной культуры варьирует в весьма широких пределах – в зависимости от урожайности, а это последняя, в частности, в зависимости от различий и климатических, и почвенных, и степени механизации, и мелиорации, и удобрения, и других факторов.

При этом надо иметь в виду, что дающиеся в физической географии границы произрастания тех или иных растений далеко еще не достаточны для решения тех вопросов, которые интересуют здесь экономико-географа, ибо границы эти весьма условны, во-первых, и, во-вторых, не учитывают себестоимости производства, так что колебания себестоимости внутри границ могут быть очень велики. Для экономико-географа важны границы не абсолютные, т.е. технически возможные, а границы относительные, определяющиеся степенью экономической выгодности; эти последние границы лежат внутри первых и определяются не только природными условиями, но и всей совокупностью факторов общественно исторического порядка.

Точно так же – и в еще более широких пределах – варьирует и себестоимость добычи полезных ископаемых в зависимости от глубины залегания, мощности суммарной и по отдельным пластам – процентного содержания металла в руде, процентного содержания вредных примесей и т.д.

Менее заметна, но все же имеется и не может быть игнорируема зависимость производительности труда, а значит, и себестоимости производства от природных условий и в области обрабатывающей промышленности, поскольку на эту себестоимость влияет близость сырья (включая сюда и топливо) органического и неорганического, а для ряда производств – также и степень обилия и качество воды (особенно производства текстильные и химические) и климатические условия (например, степень влажности воздуха для предприятий текстильной промышленности).

Таким образом, природный фактор при экономико-географическом изучении географического разделения труда не только не может быть игнорируем, но влияние его должно быть особенно тщательно и детально изучено, и притом отнюдь не только качественно, но и количественно, т.е. со стороны общей калькуляции с учетом технических условий. Научный экономико-географический анализ начинается там, где сравнение условий дается в развернутом виде и с подробным учетом всех статей и по материальным, и по трудовым затратам.

Но при всем этом учете одних только природных различий для объяснения пространственных различий в себестоимости производства далеко еще не достаточно, ибо за тысячелетия человеческой истории на поверхности земли накопилось, и притом во многих случаях прочно с нею срослось, «вкоренилось» в нее, столько различий, столько географических разностей уже не природного, а «человеческого» происхождения, что игнорировать их абсолютно невозможно. Ведь себестоимость производства зависит не только от сырья и топлива, но и от орудий производства, от основного капитала и от рабочей силы. Стоит только представить себе колоссальную величину основного капитала в старо промышленных районах, в том числе капитала, сросшегося с землей в виде дорог – железных и мощеных, мостов, различных зданий, силовых установок и т.д., и сопоставить с этим скудость в этом отношении районов новых, молодых. Не менее резкие различия наблюдаются и в размещении рабочей силы, как со стороны ее количества, так и со стороны ее качества. Действие этих различий в размещении труда и капитала опять-таки должно быть учтено в экономико-географическом анализе совершенно конкретно, вплоть до калькуляции.

Влияние географических разностей, накопленных в процессе исторического развития, не ограничивается, конечно, различиями в «густоте» капитала и труда, выражающимися в уровне техники, в высоте процента на капитал, в высоте заработной платы, в качестве труда и в величине рабочих издержек на единицу продукции.

Весьма интересны для экономической географии те географические разности, которые являются результатом образования крупных промышленных и городских центров, служащих рынками исключительной мощности для сельскохозяйственной продукции, определяющими в условиях капитализма географию цен, а через нее в значительной мере и географию сельского хозяйства.

Из многих и весьма разнообразных процессов и явлений в хозяйстве и его пространственном размещении, связанных с процессом развития географического разделения труда, остановимся только на двух: на влиянии, оказываемом географическим разделением труда на повышение производительности труда, и на влиянии, оказываемом географическим разделением труда на процесс формирования и специализации хозяйственных районов.

Рост производительности труда связывается преимущественно с развитием техники, и, прежде всего, с механизацией, а между тем географическое разделение труда в виде общего правила повышает производительность общественного труда нисколько не хуже, чем развитие техники. Ну, скажем, когда благодаря географическому разделению труда оказывается возможным сосредоточить возделывание каждой из сельскохозяйственных культур в наиболее подходящем для данной культуры ареале и тем самым поднять производительность труда и снизить издержки производства или сосредоточить добычу того или другого ископаемого сырья на лучших его месторождениях, более мощных, более богатых и более близких к поверхности, разве этим не повышается, и притом в сильнейшей степени, производительность труда?

Географическое разделение труда если не создает, то, во всяком случае, усиливает возможности механизации, ибо пространственная концентрация производства (в том или ином районе или центре) является необходимой предпосылкой и его производственной концентрации, а без этой последней нет места и росту техники. Таким образом, связь между географическим разделением труда и развитием техники является двусторонней. Связь эта не только логическая, но и историческая.

Обращаясь теперь к вопросу о роли географического разделения труда в процессе формирования и специализации экономических районов, надо сказать, что если понимать экономический район как специализированную часть своего целого, то процесс географического разделения труда придется считать процессом, идентичным с процессом формирования и дифференциации районов. Установление в пределах известной территории отношений географического разделения труда неизбежно ведет к тому, что каждая из частей этой территории начинает отбирать для себя те отрасли производства, для которых внутри нее имеется более благоприятное сочетание природных и общественно-исторических условий; получается наименьшая себестоимость, а в связи с этим и наибольшая прибыль.

При этом необходимо иметь в виду, что рост производства одной отрасли в одной части территории не может не сопровождаться ростом производства других отраслей в других частях территории, или, иначе говоря, специализация одного района в одном направлении неминуемо сопровождается специализацией ряда других районов в каких-либо иных направлениях. Внешним образом этот процесс дифференциации районов выражается не только в увеличении общей суммы грузооборота между районами, но и в увеличении «избытков» и «недостатков» по каждому из районов – «избытков» по товарам, входящим в специализацию данного района, «недостатков» по товарам, входящим в специализацию не этого, а каких-либо других районов.

Процесс специализации Англии по линии промышленности был в то же время процессом специализации ряда связанных с нею обменом стран – и, прежде всего ее колоний – на разных отраслях сельского хозяйства. Точно так же и у нас промышленная специализация Центрально-Промышленного района была неразрывно связана с аграризацией Центрально Черноземной области и ряда других сельскохозяйственных и вообще «сырьевых» районов. Хлопковая специализация в Средней Азии была бы немыслима без одновременного усиления зерновой специализации Поволжья, питавшего ее в дореволюционное время своим хлебом Словом, специализация районов является процессом не односторонним, а обязательно двухсторонним, причем, однако, одна сторона, более развитая, бывает обыкновенно в этом процессе активной, а другая – пассивной.

Государственная власть вмешивается в условия географического разделения труда не только путем установления таможенных пошлин, но и путем регламентации железнодорожных тарифов. Если таможенные пошлины влияют на географическое разделение труда между разными странами, то регламентация железнодорожных тарифов может оказывать значительное влияние и на географическое разделение труда между районами одной и той же страны.

Географическое разделение труда является процессом, выделяющим из хозяйственной производственной деятельности сельское хозяйство и промышленность, и затем их отдельные виды и разновидности, процессом, обособляющим их территориально и в то же время связывающим их в более или менее единую хозяйственную систему.

Транспорт как деятельность по перемещению хозяйственных благ в пространстве и торговля как деятельность по перемещению хозяйственных благ из хозяйства в хозяйство, использующий транспорт и теснейшим образом с ним связанная, тоже порождаются географическим разделением труда и развиваются неразрывно с ним.

Влияние природных условий на размещение производства при основательной научной постановке вопроса приходится учитывать, как мы уже это видели, через систему отношений географического разделения труда с привлечением сравнительных данных по калькуляции себестоимости производства.

Экономические районы формируются, дифференцируются и поддерживаются в постоянном между собой взаимодействии тем же процессом географического разделения труда.

Наконец, народное хозяйство в качестве понятия экономической географии выделяется как нечто более или менее внутри себя единое и противостоящее остальному миру не только в силу некоторого, хотя бы относительного, однообразия общественно-политических и культурных условий, но и из-за необходимости учета таможенных пошлин как момента, осложняющего географическое разделение труда.

Такое важное в системе экономической географии понятие, как экономико-географическое положение, тоже оказывается теснейшим образом связанным с географическим разделением труда, поскольку вовлечение страны (или района) в систему географического разделения труда в немалой степени зависит от удобства или неудобства экономико-географического положения этой страны или этого района.

С другой же стороны, сложившаяся система географического разделения труда в сильнейшей степени влияет на экономико-географическое положение каждого из членов этой системы.

Таким образом, эти два понятия – экономико-географическое положение и географическое разделение труда – оказываются органически тесно связанными между собой.

Из изложенного видно, что географическое разделение труда является весьма важным понятием, точнее говоря, целой системой понятий, связывающей и отрасли, и экономические районы, т.е. весь «инвентарь» экономической географии. Экономическая география мирового хозяйства в значительной мере сводится к изучению конкретной картины географического разделения труда в мировом масштабе, экономическая география народного хозяйства – к изучению конкретной картины географического разделения труда на территории отдельного государства и, наконец, экономическая география районов – к изучению конкретной картины географического разделения труда в районном масштабе.

Географическое разделение труда - пространственная форма общественного разделения труда.

Географическое разделение труда относится к числу форм общественного разделения труда. Особенности:

его необходимым условием является то что страны должны работать друг на друга в том числе специализироваться, что приводит к усилию связи между ними;

технический прогресс развития производства является основной причиной географического разделения труда;

экономическая прибыль является движущей силой географического разделения труда;

большое влияние оказывает транспорт, а его развитие усовершенствование удешевление стимулирует разделение труда вширь;

подразделяется на:

всемирное - охватывает все мировое хозяйство и страны разных типов;

международное - в рамках ЕС и объединений групп государств;

межрегиональное;

внутрирегиональное;

реализуется главным образом в городах где сосредоточены промышленность, наука и др. сферы жизни общества.

Типы разделения труда:

общее - разделение труда по сферам производства, проявляется в том, что страны принято делить на индустриальные, сырьевые, аграрные.; такое разделение труда определяется природно-климатическими условиями, экономико-географическим положением и природными богатствами;

частичное - проявляется в специализации на определенных отраслях производства и вдов производимой продукции;

единичное - выражается в специализации стран на изготовлении отдельных агрегатов машин узлов или специализация на технологических стадиях; такое разделение труда соответствует высокоразвитым производствам и означает развитие внутриотраслевой специализации.

В современных условиях повышается роль всемирного разделения труда оно превратилось в обязательное условие хозяйственного, социального и общественного прогресса. Объективной причиной включения экономики разных государств во всемирное разделение труда является:

в условиях НТР массовое внедрение достижений НТР требует огромных затрат на разработки;

глобальные проблемы (экология);

в условиях НТР наблюдается перенесение акцента с торгово-экономических отношений на научно-техническую производственную кооперацию;

географическое разделение труда сопровождается интеграцией труда. Интеграция труда - это процесс установления и углубления хозяйственных связей между отдельными странами, при формировании внутрихозяйственной централизации.

Географическое и территориальное разделение - это неразрывная взаимодействующая система процессов, в которой решающее значение принадлежит географическому разделению труда. Регулятором такого взаимодействия является территориальная структура народного хозяйства на разных уровнях. Основным мотивом территориальной интеграции труда является прибыль (экономическая выгода).

Как возникает территориальное разделение труда?

При изучении отраслей хозяйства вы обратили внимание, что для ряда районов характерно развитие того или иного производства. Вспомним, Север европейской части России ассоциировался у нас с одним из главных районов лесной промышленности, продукция которой (лес, бумага, картон) поступает в другие районы страны.

Потоки газа и нефти по трубопроводам устремляются в районы потребления из Западной Сибири - основной топливной базы России; Центральная Россия, Северо-Запад, Поволжье, Урал выступают как районы производства сложной промышленной продукции, Северный Кавказ - один из главных районов зернового хозяйства и технических культур. Таким образом, на территории страны можно выделить главные районы добывающей и обрабатывающей промышленности, развития сельского и рекреационного хозяйства, торгово-финансовой деятельности и другие. Другими словами, районы специализируются на различных отраслях.

Рис. 52. Разнообразие хозяйства районов России

Николай Николаевич Баранский (1881 -1963). Один из основателей отечественной экономической географии, создатель учения о географическом разделении труда и теории экономико-географического положения. Задачей географии считал комплексное изучение территории - «от геологии до идеологии», причем не просто для ее описания, а и для преобразования. География, по Баранскому, должна быть конструктивной наукой.

Очень важно, что районы не только производят определенную продукцию, но и ведут активный, выгодный обмен товарами и услугами, успешно работая друг на друга для создания межрайонного, межрегионального обмена, географического разделения труда.

Географическое, или территориальное, разделение труда выражается в хозяйственной специализации отдельных территорий и в их обмене друг с другом товарами и услугами.

Какие условия позволяют успешно развиваться территориальному разделению труда?

Территориальное разделение труда появилось в то время, когда хозяйство перестало быть натуральным (то есть производящим абсолютно все необходимое для жизни) и стало товарным (производящим что-то сверх своих потребностей, на продажу).

Вначале такое разделение труда происходило на небольших территориях: в городе работают ремесленники, в окрестных селах - крестьяне. Но с развитием экономики, с появлением дешевого транспорта разделение труда стало охватывать большие территории - уже целые районы и регионы специализировались на производстве той или иной продукции.

Разделение труда может «жестко» диктоваться природой - ее условиями и ресурсами. Например, в России единственная разведанная и освоенная группа крупных месторождений алмазов - в Якутии. А на всем огромном протяжении берегов Северного Ледовитого океана единственный незамерзающий участок - северный берег Кольского полуострова. И как бы мы ни хотели добывать алмазы в Центральном районе или построить крупный порт круглогодичного действия в устье Лены - ничего не удастся.

Но гораздо чаще ограничения, накладываемые природой, менее жесткие. А уж для обрабатывающей промышленности или для сферы услуг их практически нет вообще. В этом случае территориальное разделение труда возникает, если одновременно соблюдаются два условия:

  1. в данном районе дешевле произвести конкретную продукцию;
  2. эту продукцию возможно перевезти в другой район (к потребителю) так, чтобы она при этом осталась конкурентоспособной, то есть не слишком подорожала из-за транспортных расходов.

Как меняется территориальное разделение труда?

Появление новых видов производств, новых технологий на транспорте, освоение новых районов, изменение потребностей общества - все это постоянно меняет сложившуюся картину разделения труда.

Например, в 1930-х гг. началась разработка месторождений Подмосковного угольного бассейна (в основном на территории современной Тульской области). Этот уголь был главным топливом для теплоэлектростанций Центрального райо-на и сырьем для химической промышленности. Но с 1960-х гг., когда резко увеличилась добыча нефти, а особенно в 1980-х гг., когда в Центр пришел дешевый газ Западной Сибири, добыча угля стала невыгодна. Добыть газ за несколько тысяч километров и перекачать его по трубам в итоге дешевле, чем добывать под землей уголь низкого качества. Поэтому электростанции Центра в основном переведены на газ и мазут, на газ перешла и химическая промышленность.

Разделение труда между районами меняется по многим причинам: истощение природных ресурсов, удорожание (или удешевление) транспорта, изменение цен мирового рынка и т. д.

Эти изменения могут способствовать как расцвету отдельных районов, так и их деградации, упадку. В относительно благоприятных условиях находятся районы с широким набором отраслей специализации, что, впрочем, является общим правилом: чем разнообразнее система, тем она устойчивее.

Представьте, что будет с городами - центрами алмазной промышленности Якутии, если цена алмазов на мировом рынке резко снизится. Для них это будет катастрофой. А крупный город со множеством предприятий всегда имеет больший спектр возможностей. Не случайно уровень безработицы в нашей стране минимален именно в крупных городах.

Выводы

Географическое разделение труда - одна из закономерностей развития общества. Ранее «замкнутые» страны и районы начинают обмениваться продуктами своего труда, и в результате повышается эффективность всей экономики, жизнь людей становится богаче и разнообразней.

Разделение труда между районами нашей страны осложняется огромными расстояниями. В последнее десятилетие переход к рыночной экономике во многом изменил привычную картину. Как приспособить производство к новым условиям, что производить и потреблять на месте, что вывозить, что ввозить- все эти вопросы должны решаться применительно к каждому конкретному району. Для этого-то (в том числе) и нужна экономическая география!

Вопросы и задания

  1. Выделите на карте главные промышленные и сельскохозяйственные районы страны. Сравните их размещение с расположением Главной полосы расселения.
  2. Раскройте содержание понятия «территориальное (географическое) разделение труда», выделите его составные части.
  3. Какая, на ваш взгляд, специализация для территории более выгодна - узкая или широкая? Почему?
  4. Объясните значение географического разделения труда: а) для отдельных территорий и б) для страны в целом.
  5. Какова хозяйственная специализация вашего края? Какие условия ее определили? Перспективна ли она в современных условиях? Есть ли возможности для ее углубления? Предложите свой проект участия вашего края в районном, региональном географическом разделении труда и на федеральном уровне.
  6. С какими современными производствами ассоциируются названия отдельных городов или районов? Приведите примеры.

Вопросы и задания к обобщению знаний по разделу «Хозяйство России»

  1. Объясните своими словами значение следующих понятий: хозяйство; отрасль хозяйства; структура хозяйства; районирование; Единая энергосистема; специализация и кооперирование; информационная инфраструктура; сфера обслуживания; территориальное (географическое) разделение труда.
  2. Вы знаете, что в хозяйстве страны выделяют первичный, вторичный, третичный сектора экономики. Подумайте, какие другие факторы, кроме степени зависимости от природы, лежат в основе такого деления.
  3. Почему в современный период приоритетное развитие в экономике получают сфера обслуживания, наука, финансы, управление?
  4. Хозяйство России в своем развитии прошло несколько этапов. А каковы особенности этапов развития хозяйства вашего региона?
  5. Какие производства или отдельные предприятия вашего города, региона являются единственными в своем роде (уникальными)? Какова история их возникновения, хозяйственные взаимосвязи?

Географическое разделение труда = ТРТ

Территориальное разделение труда (ТРТ) - процесс производственной специализации, обособления экономических районов, развития межрайонной кооперации, обмена продукцией и услугами. Выражаясь в закреплении отдельных отраслей за определенными территориями, территориальное разделение труда показывает степень экономической освоенности пространства, уровень развития производительных сил и интеграции страны.

ТРТ открывает дополнительные возможности повышения эффективности регионального воспроизводства, как за счет преимуществ отраслевой специализации, так и благодаря использованию природно-ресурсных и социально-экономических возможностей регионов.

Географическое разделение труда представляет собой форму общественного разделения труда и подчиняется законам его развития, определяемым способом производства. Имеется прямая связь ТРТ с территориальным размещением общественного производства в той мере, в какой происходит обмен результатами производственной деятельности между разными местностями.

Сущность территориального разделения труда заключается в специализации производителя на выпуске определенной продукции в размерах, которые превышали бы его личную потребность, при единовременном отказе от изготовления иной продукции. Экономический смысл указанного процесса заключается в том, что суммарные затраты всех производителей на данный объем всех видов продукции снижаются по сравнению с вариантом «универсального» производства отдельного производителя. Снижение производительных издержек каждого производителя на единицу выпускаемой продукции обеспечивается наличием благоприятных условий, к числу которых, помимо чисто индивидуальных свойств (например, физиологические способности человека), можно отнести и те «возможности», которыми располагает та или иная местность для изготовления определенного вида продукции (исторические, экономические и природные предпосылки развития производства).

В силу наличия тех или иных благоприятных условий на какой-либо территории возникает возможность специализации большей части проживающего здесь населения на некоторых видах производственной деятельности. В результате отдельные отрасли (производства) закрепляются за определенными территориями, сосредоточиваются на этих территориях.

В реальной экономической действительности разделение труда проявляется не только в форме разделения труда между странами и районами, но и в форме разделения труда между разнородными отраслями, находящимися на территории данных стран и районов.

Виды территориального разделения труда:

Генеральное (всеобщее) разделение труда, которое возникает и осуществляется между экономически целостными территориями (странами и экономическими районами). При генеральном разделении труда рассматриваются взаимоотношения районов страны в целом, во всей сложности экономических переплетений экономических связей между ними.


Разделение труда между отдельными центрами (промышленными узлами, большими городами), при котором можно не принимать во внимание разделение труда на территориях, расположенных между ними, и эти центры выделяются из целостной "ткани" экономических районов.

Разделение труда, возникающее в том или ином пространственном "поле" вокруг экономического центра (города, комбината, крупного сборочного машиностроительного завода). При этом "поля", на которых разбросаны те или иные тяготеющие к данному центру точки, могут перекрещиваться, не совпадать с экономическими районами.

Постадийное разделение труда, при котором территориально разобщены и находятся в разных пунктах или местностях стадии того или иного единого производственного процесса.

Фазовое территориальное разделение труда, заключающееся в том, что одна и та же продукция поступает в центры поступления в течение года из разных мест.

Эпизодическое разделение труда, когда страны решили обменяться какими-либо товарами по каким-то политическим или экономическим соображениям, хотя это и не соответствует традициям, необходимости и т.д.

Отдельные части территории России различаются природными условиями и ресурсами, давностью и степенью освоения, обеспеченностью и составом и т. д. Эти различия приводят к географическому разделению труда между отдельными районами страны и их специализации на производстве определенного вида продукции. Например. снабжает страну и газом, специализируется на сельском и курортном хозяйстве, - лидер в выпуске наукоемкой продукции, Поволжье называют автомобильным «цехом» страны и т. д. Такое между различными районами называется территориальной специализацией хозяйства.

Условия, которые необходимо учитывать, определяя специализацию района в хозяйстве страны называют, факторами специализации территории.

Основные факторы, влияющие на специализацию хозяйства территории:

  • особенности природных условий и обеспеченность природными ресурсами
  • особенности
  • количество и качество трудовых ресурсов
  • исторические сложившиеся отросли хозяйства
  • возможность выпуска продукции в размерах превышающих собственные потребности
  • себестоимость продукции должна быть ниже, чем в других районах
  • в выпуске данной продукции должно быть заинтересовано государство.

Но, несмотря на экономическую выгоду территориальной специализации, нельзя забывать и о комплексном развитии хозяйства района, нематериальной сферы, и др.

Учитывая наличие факторов специализации, а также природных, экономических и социальных особенностей различных территорий в России проведено экономическое районирование (деление) территории на более мелкие экономические районы

Северный

Центральный
Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская области, г. Москва

Волго-Вятский
Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Чувашская Республика, Кировская, Нижегородская области

Центрально-Черноземный
Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская области

Поволжский
Республика Калмыкия, Республика Татарстан, Астраханская, Волгоградская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области

Северо-Кавказский
Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика, Краснодарский, Ставропольский края, Ростовская область

Уральский
Республика Башкортостан, Удмуртская Республика, Курганская, Оренбургская, Пермская, Свердловская, области, Коми-Пермяцкий автономный округ

Западно-Сибирский
Республика , Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Тюменская области, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа

Восточно-Сибирский
Республика Бурятия, Республика Тува, Республика Хакасия, Красноярский край, Иркутская, Читинская области, Агинский Бурятский, (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Эвенкийский автономные округа

Дальневосточный
Республика Саха (Якутия), Приморский, Хабаровский края, Амурская, Магаданская, области, Еврейская автономная область, Чукотский, Корякский автономные округа

Калининградская область

Экономическое районирование необходимо для эффективного территориального планирования и управления хозяйством огромной и разнообразной территории России.

Комплексная характеристика западных регионов России

Территория западной экономической зоны охватывает Европейскую часть России и Урал, занимая 4,3 млн. км2.,что составляет 25% площади страны. В ее составе выделяют 8 экономических районов: Центральный, Волго-вятский, Центрально-Черноземный (вместе называемые Центральной Россией), а также Северо-Западный, Европейский Север, Урал, Поволжье, .

Природные условия благоприятны для ведения хозяйства (кроме заполярных районов), большую часть занимает Русская с господством . Речная сеть густая, но реки неглубокие, здесь протекает крупнейшая - . Имеется полный набор природных зон от до .

Достаточно богатые природные ресурсы: крупнейшие в Европе железорудные месторождения КМА; нефть, газ, Печорского бассейна и ; руды и бокситы ; , и Севера; Центральной России и ; Северный Кавказ и Поволжья обладают хорошими . Славится своими Урал, но их запасы уже сильно истощены.

В западной зоне исторически сложилась высокая концентрация населения. Здесь проживает 78% населения страны. Центральная - очаг древнерусского расселения, здесь возникли первые русские города, промышленность, наука. Этот район - политический, экономический и культурный центр России. В западной зоне самый высокий уровень (в более 85%), здесь расположены все крупные города (11 городов-миллионеров, большинство на Урале и Поволжье), крупные агломерации (московская, Ленинградская, Нижегородская и др.). Западные региона отличает высокий уровень квалификации трудовых ресурсов, наличие ведущих образовательных учреждений, центров науки и культуры.

Под влиянием выгодного ЭГП районов, старопромышленного характера их освоения, хорошей транспортной обеспеченности, наличие квалифицированных кадров и научно-технических баз в западной зоне сформировалась высокоразвитая обрабатывающая промышленность. Ведущая роль принадлежит трудо- и наукоёмким отраслям , химической и лёгкой промышленности. В западной зоне выпускается 80% всей промышленной продукции страны, 90% товаров народного потребления, хорошо развиты отрасли нематериальной сферы. Крупные центры: Москва, Петербург, Ярославль, Воронеж, столицы автономных республик.

Для западной зоны характерен достаточно развитый , дающий 80% сельскохозяйственной продукции страны. Основные районы: Центрально-Чернозёмный, Поволжье, Северный Кавказ.

Сеть имеет рационально-кольцевую структуру, представлена всеми видами . Крупнейшие транспортные магистрали направлены к Москве.

Высокая хозяйственная освоенность западных регионов обусловила множество проблем:

  • рост крупных городов и высокая концентрация промышленных предприятий;
  • обостряют экологическую ситуацию;
  • наблюдается дефицит сырья, топлива, энергии, воды и многое другое.

Комплексная характеристика восточных регионов России

Восточная экономическая зона расположена в азиатской части России от Уральских гор до , занимая территорию 12,8 млн. км2. (75% площади страны). В её составе 3 экономических района: Западная Сибирь, Они очень удалены от экономически развитых регионов России, что существенно влияет на их . Наиболее выгодное экономико- положение имеет Западная Сибирь, ближе других расположенная к Европейской части и граничащая с промышленным и сырьевой базой Восточной Сибири.

Природные условия на большей территории неблагоприятны. Более 60% занимает зона Севера. 80% Западной Сибири заболочено, в Восточной Сибири господствует резко континентальный климат, землепроходцев и основания городов Тюмени, Тобольска, Томска. В настоящее время заселённость территории по-прежнему невысокая: здесь проживает 22% населения страны. Размещено население крайне неравномерно: основная часть сконцентрирована на юге вдоль железнодорожных магистралей. Степень урбанизации высокая - более 75%. Крупные города: Омск, (миллионеры), Красноярск, Иркутск, и др. Но на основной территории заселение очаговое.

Суровые природные условия, удалённость, отсутствие развитой транспортной сети и инфраструктуры обусловили низкую хозяйственную освоенность восточной зоны. Она имеет ресурсно-сырьевую специализацию и является топливно-энергетической базой страны. Хотя в регионе сформированы крупные территориально-производственные комплексы (нефтегазохимический, угольно-металлургический, лесохимический, гидроэнергетический и др.) обрабатывающая промышленность пока развита плохо.

В перспективе восточные регионы могут быть не только поставщиком сырья, но и производителем разнообразной продукции чёрной и , и . Для развития хозяйства региона необходимо ускоренное формирование транспортной, социальной инфраструктуры, научно–технических баз, а также улучшение экологической ситуации в горнодобывающих районах.