ЮниКредит Банк

Главной целью плана дауэса было. Планы Дауэса и Юнга. Смотреть что такое "план дауэса" в других словарях

16 августа 1924 года на конференции в Лондоне, где собрались представитель держав-победительниц в Первой мировой войне, был принят репарационный план для Германии, которая в этой войне проиграла.

Положение Германии непосредственно после окончания Первой мировой войны было тяжелым: от военных действий сильно пострадали производственные мощности. Репарационные поставки и оккупация Рура - основного промышленного района - Францией и Бельгией в 1923 г. также нанесли ущерб хозяйству. Наконец, в течение ряда лет не обновлялся основной капитал в промышленности. Для модернизации производства не хватало средств, а из внешних источников Германия не могла их получить, подобно Англии и Франции, так как была лишена колоний. Казалось, на обозримое будущее Германия была устранена из числа опасных потенциальных экономических противников. В этот роковой период 1923-1924 гг. на помощь вчерашнему врагу пришел американский капитал. Американское руководство в тот период подъема революционного движения в Европе хотело укрепить власть германских капиталистов в их собственной стране и, более того, превратить Германию в некий «бастион антибольшевизма».

В этой обстановке родились и стали проводиться в жизнь планы, касавшиеся германских репарационных платежей, восстановления военно-промышленного потенциала Германии. Среди них наибольшее значение обрели план Дауэса в 1924 г. и затем позднее в 1930 г. план Юнга. Много раньше на Парижской конференции министров союзных держав в январе 1919 г. Германии было предъявлено требование выплатить 226 млрд. золотых марок (Золотая марка (Германия) составляла примерно 0,24 долл.) в течение 42 лет, начиная с 1921 г. Затем на второй Лондонской конференции в апреле - мае 1921 г. общая сумма репараций была уменьшена до 132 млрд. марок (35 млрд долл.), а позднее в ходе этой же конференции снижена до 126,5 млрд. марок с выплатой ежегодно 3,5 млрд. марок. План Дауэса, принятый на Лондонской конференции в июле - августе 1924 г., не устанавливал общей суммы репараций, а ограничивался указанием годовых платежей, которые были снижены до 1 млрд. марок в 1924 г.; 1,2 млрд. - в 1925 г.; 1,2 млрд. - в 1926 г., а дальше - по 2,5 млрд. марок в год. Свое название план получил по имени Чарльза Гейтса Дауэса - банкира и вице-президента США от республиканской партии. Он возглавил комитет экспертов, выработавший план. Этот план предусматривал также предоставление Германии займов и кредитов для восстановления ее военно-промышленного потенциала. План Дауэса был разработан с активным участием известного немецкого финансиста Яльмара Шахта.

Чарльз Гейтс Дауэс

Однако план Дауэса не удовлетворил ни американскую олигархию, ни тем более немецких реваншистов. Поэтому за планом Дауэса вскоре последовал план Юнга. Принятый на конференции в Гааге (август 1929 и январь 1930 г.) план Юнга, названный по имени председателя комитета экспертов - американского банкира О. Юнга, подготовившего проект этого плана, устанавливал общую сумму платежей в 113,9 млрд. рейхсмарок с выплатой в 59 лет. В плане Юнга была прямо отражена связь между выплатой репараций Германией западноевропейским странам и платежами последних в погашение военных долгов. В действительности все эти цифры остались на бумаге. На самом деле Германия заплатила по плану Дауэса 7,5 млрд. марок, а по плану Юнга - 3,7 млрд. марок. Всего же с 1919 по 1931 г. сумма германских платежей составила только 21,8 млрд. марок. Небезынтересно отметить, что за этот же период Германия получила иностранных инвестиций на сумму примерно 35-38 млрд. марок. В соответствии с планом Дауэса в октябре 1924 г. Германии был предоставлен репарационный заем в 200 млн долл., из которого 110 млн долл. было размещено в США. Приток же иностранных инвестиций в Германию составил 10-15 млрд. марок долгосрочных и более 6 млрд. марок краткосрочных вложений. На долю американского капитала приходилось 70% всех иностранных долгосрочных займов. Результатом плана Дауэса было восстановление германского военно-промышленного потенциала. За пятилетие, 1924-1929 гг., действия плана объем промышленной продукции в Германии достиг довоенного, а экспорт составил 13,4 млрд. золотых марок против 10 млрд. в 1913 г. В 1924-1930 гг., Германия разместила за рубежом (в основном в США) займы на сумму в 1,4 млрд долл. Займы для германской химической промышленности предоставлял преимущественно «Чейнз нэшнл бэнк"Моргана, о стальной и угольной промышленности Германии заботились «Дилон, Рид энд компани», развитие электротехнической промышленности финансировалось «В. А. Гарриман энд компани» и т. д. За несколько лет была обновлена и модернизирована германская тяжелая промышленность. До 1929 года преимущественно из США в Германию поступило кредитов на сумму в 21 млрд марок. Поэтому за первый год реализации «плана Дауэса» Германии пришлось самостоятельно выплатить лишь 200 млн золотых марок. Планом также отменялась политика обеспечения «продуктивных залогов», благодаря чему завершилась оккупация Рурского региона. Репарации выплачивались из непосредственно перечисляемых таможенных и налоговых поступлений, а также за счёт процентов и погашения облигаций промышленности в размере 16 млрд золотых марок. Для обеспечения выплат Рейхсбанк и Имперские железные дороги были поставлены под международный контроль.

Дауэса план (Dawes Plan) (1924), план получения ре-параций от Германии после 1-й мировой войны. Учитывая крах нем. марки и неспособность Веймарской республики выплачивать репарации, Союзная комиссия по выплатам под председательством амер. финансиста Чарлза Г. Дауэса предложила план, согласно к-рому Германия должна была платить репарации, исходя из возможностей, по скользящей шкале. Во избежание конфликта с Францией, требовавшей единовременной уплаты крупной суммы репараций и оккупировавшей Рур с целью обеспечить их выплату, эксперты обошли вопрос об определении общей суммы, разработав вместо этого ежегодный график платежей. Неспособность Германии обеспечить эти выплаты привела к провалу Д.п. и замене его планом Юнга.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ДАУЭСА ПЛАН

репарац. план для Германии, разработанный междунар. к-том экспертов под председательством амер. банкира Ч. Дауэса и утвержденный 16 авг. 1924 Лондонской конференцией представителей держав-победительниц в 1-й мировой войне и Германии. Д. п. был направлен прежде всего на восстановление военно-пром. потенциала Германии и возрождение агрессивного герм. империализма, к-рому предназначалась важная роль в борьбе против Сов. Союза и революц. движения в Европе. Авторы Д. п. рассчитывали также, что он укрепит капиталистич. систему во всей Зап. Европе и будет способствовать созданию антисов. коалиции империалистич. держав. Д. п. предусматривал предоставление Германии займа в 200 млн. долл., в т. ч. 110 млн. долл. амер. банками, для стабилизации марки. Д. п. установил размеры платежей Германии на первые 5 лет по 1-1,75 млрд. марок в год, в последующие годы по 2,5 млрд. марок в год. Эта сумма, считавшаяся "нормальным репарационным платежом", могла быть увеличена пропорционально повышению т. н. индекса благосостояния Германии. Были установлены след. осн. источники репарац. платежей: поступления в гос. бюджет от косв. налогов на ряд предметов потребления, таможенные сборы (50% "нормальных платежей"), налог на транспорт и взносы в счет погашения облигаций, специально выпущенных для этой цели акц. об-вом ж. д. и пром. компаниями. Частные капиталистич. компании путем усиления эксплуатации рабочих переложили на них осн. тяжесть репараций. Бремя повышения цен на предметы потребления вследствие увеличения косвенных налогов и пошлин также ложилось на трудящиеся массы страны. В связи с принятием Д. п. между Францией и Бельгией, с одной стороны, и Германией - с другой, было заключено соглашение об эвакуации из Рура франц. и бельг. войск, оккупировавших этот важный воен.-пром. р-н в 1923. Авторы Д. п. рассчитывали, что для уплаты репараций Германии потребуются новые рынки, к-рые она найдет в Сов. Союзе, и что усиленный ввоз герм. пром. товаров в Сов. Союз подорвет социалистич. индустриализацию и ослабит обороноспособность СССР. Урегулирование репарац. вопроса, поддержание стабильности герм. марки и ликвидация рурского кризиса создали благоприятные условия для ввоза в Германию иностр. капитала. К сент. 1930 сумма иностр., гл. обр. амер., капиталовложений в Германии составила 26-27 млрд. марок, а общая сумма герм. репарац. платежей за тот же период - только немногим более 10 млрд. марок. Эти капиталы, хлынувшие в Германию в результате принятия Д. д., способствовали восстановлению герм. воен.-пром. потенциала. Д. п. явился важной вехой на путн подготовки Германии к войне. Однако стабилизация капитализма в Германии и др. зап.-европ. странах оказалась лишь временной. Полный крах потерпели надежды авторов Д. п. на экономич. удушение Сов. Союза. Д. п. не смог также разрешить глубоких противоречий между империалистич. державами и создать предпосылки для их объединения против СССР. В 1929-30 Д. п. был заменен планом Юнга (см. Юнга план). В 20-х гг. 20 в. в период ожесточенной политич. борьбы по вопросам, связанным с Д. п., в бурж. лит-ре разных стран сложились два осн. направления. Одно из них поддерживало и распространяло версию самих авторов Д. п. о том, что эта империалистич. программа будто бы спасла народы "от великих бедствий" и несла им "мир и процветание". Эта версия была сформулирована, в частности, в книге ближайшего сотрудника Ч. Дауэса по к-ту экспертов Дауэса Руфуса (С. Dawes Rufus, The Dawes plan in the making, Indianapolis, 1925) и получила в 20-х гг. широкое распространение в буржуазной литературе США, Англии, Франции, Германии и др. стран (S. Brooks, America and Germany 1918-1925, N. Y., 1925; J. Kayser, Ruhr ou plan Dawes? Histoire des r?parations avec une chronologie, P., 1925, R. Dalberg, Die neue deutsche W?hrung nach dem Dawes-Plan, В., 1924, и др.). Др. направление отражало точку зрения бурж. оппозиции принятию Д. п. В Германии оно представляло крайне реакц. и агрессивные круги крупной буржуазии и юнкерства, не желавших идти даже на врем. компромисс с державами-победительницами (W. D. Preyer, Die Dawes-Gesetze. Deutschlands wirtschaftliche Versklavung, В., 1925). В лагере победителей оно отражало взгляды тех слоев буржуазии, к-рые не считали необходимым допускать значит. усиления позиций герм. и амер. империализма в Европе (G. Furst, De Versailles aux experts, P., 1927). Эти авторы высказывали недовольство уменьшением репарац. платежей и сомнения в том, что Д. п. принесет мир. Общим для бурж. историографии является игнорирование антисов. направленности Д. п. и тенденция к затушевыванию противоречий между осн. империалистич. державами, к-рые обострились в процессе осуществления Д. п. После 2-й мировой войны усилилось стремление бурж. историографии разл. стран выработать общую линию в оценке Д. п. В этом отношении немалое значение имеют спец. конференции историков и офиц. лиц США, Германии и др. стран (по вопросам герм.-амер., герм.-англ. отношений и др.). Рекомендации этих конференций отражают апологетич. точку зрения по вопросу о Д. п. Однако история настолько ярко продемонстрировала роль Д. п. в подготовке герм. агрессии, что трактовать его как "программу мира" стало невозможно. Речь пошла в основном о развитии герм. экономики с помощью амер. капитала, об отказе в результате осуществления Д. п. от "политики силы", проводившейся Францией, о принятии Германии в связи с Д. п. "как равной в семью народов" и т. д. Характерно подчеркивание тесного сотрудничества между амер. и герм. монополиями в процессе осуществления Д. п. и полное замалчивание ожесточ. конкурентной борьбы между ними (Deutschland und die Vereinigten Staaten. Empfehlungen der 2. amerikanisch-deutschen Historikerkonferenz ?ber die Behandlung der amerikanisch-deutschen Beziehungen vom 18. Jahrhundert bis 1941, Braunschwieg, 23 bis 31 August, 1955, S. 18-19, 39-40). В соответствии с этими установками написана, напр., кн. Гешера (D. В. Gescher, Die Vereinigten Staaten von Nordamerika und die Reparationen 1920-1924. Eine Untersuchung der Reparationsfrage auf der Grundlage amerikanischer Akten, Bonn, 1956). В то же время значит. часть бурж. историков уклоняется от рассмотрения политич. вопросов, связанных с Д. п. Они ограничивают свое исследование гл. обр. технич. деталями доклада экспертов и функционирования репарац. схемы (В. М. Джордан, Великобритания, Франция и германская проблема в 1918-39 гг., пер. с англ., М., 1945; Е. Weill-Raynal, Les R?parations allemandes et la France, v. 1-3, 1938-47). Влият. историки внешней политики США, такие, как Томас А. Бейли, Самюэл Флэгг, Бемис и др., также рассматривают Д. п. гл. обр. с точки зрения упорядочения герм. репараций (S. F. Bemis, A diplomatic history of the United States, 4 ed., N. Y., 1955; T. A. Bailey, A diplomatic history of the American people, 6 ed., N. Y., 1958; Ch. С. Tansill, Back door to war, Chi., 1952, и др.) Науч. анализ Д. п. дает сов. и зарубежная марксистская историография. Е. С. Варга в кн. "План Дауэса и мировой кризис 1924 г." (М., 1925), во введении ко 2-й части собр. док-тов "Германские репарации и доклад комитета экспертов" (М.-Л., 1925) и в ряде статей осветил состояние мировой экономики в период принятия Д. п. и разработал вопрос о внутр. противоречиях репарац. плана экспертов. H. H. Любимов во введении к изд. док-тов "План Дауэса. Финансовое восстановление Германии. Доклад комиссии Дауэса" (М., 1925) проанализировал влияние Д. п. на мировую экономику и особенно на рынок капиталов. В 1957 вышла в свет работа В. В. Постникова "США и дауэсизация Германии (1924- 1929 гг.)". За рубежом к числу первых работ прогрессивных авторов, разоблачавших сущность Д. п., относится изд. во Франции книга А. Фридриха (А. Friedrich, Le plan des experts et l´asservissment des masses laborieuses..., P., 1924). Значит. внимание вопросам, связанным с Д. п., уделяют в своих трудах историки ГДР. К числу этих трудов относятся работы: А. Норден, Уроки герм. истории. К вопросу о политич. роли финанс. капитала и юнкерства, пер. с нем., М., 1948; его же, Фальсификаторы. К истории германо-сов. отношений, пер. с нем., 1959; В. Graefrath. Zur Geschichte der Reparationen, В., 1954; К. Obermann, Die Beziehungen des amerikanischen Imperialismus zum deutschen Imperialismus in der Zeit der Weimarer Republik (1918-1925), В., 1952. Труды сов. и прогрессивных зарубежных историков и публицистов помогают правильно понять подлинный смысл и значение Д. п. как программы, имевшей целью подготовку нападения Германии на СССР и способствовавшей укреплению позиций крайней реакции в Германии. Источн. (кроме указ. в статье): План решения репарац. вопроса. Доклады комиссий экспертов под председательством Дауэса и Мак-Кенна, рус. пер., М., 1925; The exprets´ plan tor reparation payments, P., (1926); Die Sachverst?ndigen-Gutachten. Der Dawes und McKenna-Bericht mit Anlagen. Fr./M., 1924; London Konferenz, 1924; Protokolle der Vollsitzungen. Urkunden - Briefwechsel, В., 1924. Лит.: (кроме указ. в статье): Новый этап в репарационном вопросе, М., 1929; Маультон Г. Г. и МакГвайр К. E., Платежеспособность Германии. Репарационный вопрос, пер. с нем., Л.-М., 1925; Dawes Ch. G., A journal of reparations, L., 1939; Sorge I. K., Das Dawes Abkommen und seine Auswirkungen, Hamburg, 1925; Bergmann C., Der Weg der Reparation. Von Versailles ?ber den Dawes plan zum Ziel, Fr./M., 1926; Helfferich K., Freies Deutschland oder internationale Reparations-provinz, В., 1924; Loonen Fr., Die grunds?tzliche Problematik des Dawes-Plans und des Young-Plans, Wertheim am Main, 1934; Sering M., Deutschland unter dem Dawes-Plan. Entstehung, Rechtsgrundlagen, wirtschaftliche Wirkungen der Reparationslasten, B. und Lpz., 1928; Auld G. P., The Dawes plan and the new economics, L., 1928; Seydoux J., De Versailles au plan Young, P., 1932. В. В. Постников. Москва.

Внутренняя противоречивость стабилизации капитализма нашла свое выражение и в области международных отношений. В Европе усилилось влияние Англии и Соединенных Штатов. Франция под натиском этих держав вынуждена была отказаться от попыток установления своей гегемонии на Европейском континенте. Возросла роль Германии, постепенно становившейся полноправным партнером недавних победителей.

Вместе с тем между Англией и Соединенными Штатами Америки развернулась ожесточенная конкурентная борьба во всех районах земного шара. Острые столкновения возникали также между Соединенными Штатами и Японией за преобладание в Китае и в бассейне Тихого океана. Империалистическое соперничество прикрывалось пацифистскими разговорами о «вечном мире», разоружений и т. п.

Продолжали развиваться противоречия между Советским государством и странами капитализма, между империализмом и национально-освободительным движением народов колониальных и зависимых стран. Империалистические державы предпринимали активные, но неудачные попытки сговориться об установлении единого фронта против Советского Союза.

На протяжении нескольких лет после подписания Версальского мирного договора репарационный вопрос был одной изглавных проблем международных отношении капиталистических держав. Позиции держав по этому вопросу определялись не только экономическими, но и весьма важными политическими и военно-стратегическими соображениями.

Оккупация Рура французскими и бельгийскими войсками еще больше осложнила отношения между империалистическими державами, и в особенности между Францией и Англией. В основе англо-французских разногласий лежал даже не репарационный вопрос сам по себе, а вопрос о господствующем влиянии в Германии и всей Европе.

Англия и поддерживавшие ее Соединенные Штаты Америки рассчитывали добиться своих целей преимущественно путем финансово-экономического проникновения, Франция - при посредстве военного нажима. Поэтому, когда осенью 1923 г. английское правительство предложило созвать международную конференцию с участием Соединенных Штатов для урегулирования вопроса о репарациях и Соединенные Штаты ответили согласием, Франция уклонилась от принятия английского предложения.

Более того, правительство Пуанкаре содействовало попыткам рейнских сепаратистов (во главе с банкиром Луисом Хагеном и кельнским бургомистром Конрадом Аденауэром) создать зависимую от Франции «Рейнскую республику» и тем самым обеспечить фактическое установление франко-германской границы по Рейну.

Однако экономическое положение не позволяло Франции игнорировать требования союзников. Оккупация Рура повлекла за собой полное прекращение репарационных платежей. Своими силами Франция за девять месяцев оккупации смогла взять из Рура только 2 375 тыс. т угля, тогда как за соответствующий период 1922 г. в порядке репараций из Германии было получено 11 460 тыс. т. Вследствие сокращения импорта рурского кокса выплавка чугуна во Франции уменьшилась на 35%.

Оккупационные расходы французского правительства стремительно росли. Курс франка падал. Усилия французского правительства поддержать его оказались безрезультатными, ибо английские банки, играя на понижении франка, выбросили на денежный рынок большое количество французской валюты.

В итоге французскому правительству пришлось под нажимом Англии и Соединенных Штатов капитулировать и дать согласие на созыв международного комитета экспертов по вопросу о германских платежах. 30 ноября 1923 г. были созданы два специальных комитета экспертов; первый из них, занимавшийся вопросами стабилизации германской валюты и бюджета, возглавлялся американским банкиром Дауэсом.

Доклад экспертов, вошедший в историю под названием плана Дауэса, был опубликован 9 апреля 1924 года. В июне того же года глава английского правительства Макдональд договорился с Эррио, сменившим Пуанкаре на посту премьер-министра Франции, о созыве в Лондоне конференции союзных держав для рассмотрения доклада.

В этой конференции, открывшейся 16 июля 1924 года, приняли участие представители Англии, Франции, Италии, Японии, Бельгии, Португалии, Греции, Румынии и Югославии. Представители Соединенных Штатов Америки участвовали в конференции формально с ограниченными полномочиями. На деле же роль их была чрезвычайно активной. В связи с конференцией государственный секретарь Соединенных Штатов Юз прибыл в Европу.

Лондонская конференция закончилась 16 августа 1924 года принятием рекомендаций, содержавшихся в плане Дауэса, и некоторых дополнительных решений. План Дауэса исходил из того, что условием выплаты Германией репараций является восстановление ее экономики. С этой целью предусматривалось, что англо-американские финансовые круги окажут Германии помощь в стабилизации валюты и сбалансировании бюджета. Предлагалось создать эмиссионный банк в Германии, деятельность которого будет находиться под контролем стран-победительниц.

В первом году действия плана германские репарационные платежи должны были составить 1 млрд, золотых марок, во втором - 1 220 млн., в третьем - 1 200 млн. и в четвертом - 1 750 млн., а затем - по 2,5 млрд, золотых марок ежегодно. Общая сумма репараций, определенная репарационной комиссией союзников в апреле 1921 г. в 132 млрд, золотых марок, планом Дауэса не изменялась. Источниками покрытия репарационных платежей согласно плану должны были быть государственный бюджет, доходы железных дорог и промышленности Германии.

Лондонская конференция знаменовала собой поражение французской политики. Отныне главная роль в разрешении репарационного вопроса перешла от Франции к Соединенным Штатам Америки. Франция лишилась возможности предпринимать своему усмотрению, без согласия других союзных держав, действия, подобные военной оккупации Рура, и обязалась через год эвакуировать Рур. Принятие плана Дауэса ограничило свободу действий Франции на Европейском континенте и в мировой политике.

Позиция правительства Соединенных Штатов Америки определялась его стремлением создать необходимые условия для усиления своего влияния в Европе. Стабилизация капиталистической экономики, и в первую очередь экономики Германии, создавала более благоприятные условия для выплаты европейскими странами военных долгов Соединенным Штатам и одновременно расширяла возможности проникновения американских капиталов и товаров на европейские рынки.

К выгоде американских капиталистов изменились и методы решения репарационного вопроса. Если ранее прибегали к военной оккупации, в которой Соединенные Штаты не участвовали, то теперь выдвигались средства экономического воздействия, которые могли быть эффективными только при самом активном участии американского капитала.

В соответствии с планом Дауэса доллары и фунты широким потоком потекли в германскую промышленность. Первый заем, намеченный по плану в 800 млн. золотых марок, был реализован фактически на 921 млн. марок, из них- 461 млн. - на нью-йоркской бирже и 227 млн.- на лондонской.

За шесть лет действия плана Дауэса, с 1924 по 1929 г., Германия получила от Соединенных Штатов и Англии в форме займов, кредитов и капиталовложений в промышленность не менее 20 25 млрд, марок. За этот же срок она выплатила по репарационным платежам всего 11 млрд, марок. Таким образом, союзники получили репарации на сумму в два раза меньшую, чем сумма их кредитов Германии.

План Дауэса имел крайне реакционный характер. Преследуя цели укрепления капиталистического хозяйства Европы, он был призван ослабить движение трудящихся масс и облегчить буржуазии Германии и других стран Европы борьбу с революционным движением.

Авторы плана Дауэса также имели в виду направить экономическую экспансию Германии в сторону Советского Союза. Они надеялись, что посредством завоевания советского рынка германскими товарами удастся превратить Советское государство в аграрно-сырьевой придаток империалистических держав. Однако эти расчеты не оправдались. Советский Союз пошел своей собственной дорогой - дорогой строительства социализма.

Лондонская конференция и план Дауэса не разрешили противоречий между победителями и побежденными. Реваншистские круги Германии по-прежнему использовали репарационный вопрос для шовинистической пропаганды. Полученные ею займы Германия обратила на модернизацию своей промышленности, продукция которой в результате этого стала грозным конкурентом на мировых рынках сбыта, и на восстановление своего военно-промышленного потенциала для подготовки новой мировой войны.

Не были смягчены и противоречия в лагере победителей. Соединенные Штаты Америки выступали вместе с Англией с целью ослабления французского влияния в Европе, но вовсе не были заинтересованы в том, чтобы Англия заняла место Франции, и сами претендовали на роль главного арбитра в европейских делах. Это обстоятельство неизбежно влекло за собой в дальнейшем усиление англо-американского антагонизма.

В апреле 1924 г. американский банкир Чарльз Дауэс выдвинул ряд предложений по урегулированию проблемы выплат репарационных платежей Германии.

Эти предложения были вынесены на обсуждение международной конференции в Лондоне в июле-августе 1924 г. Конференция завершилась 16 августа 1924 г. принятием так называемого «Плана Дауэса».

Первым пунктом этого плана было решение о выводе французских войск с территории Германии, который должен был завершиться 31 июля 1925 г. Уже одно это решение означало полное поражение Франции в борьбе за гегемонию в Европе в 1918-1923 гг.

Но основным элементом «Плана Дауэса» было предоставление финансовой помощи Германии от США и Англии в виде кредитов якобы для выплаты репараций Франции.

В 1924-1929 гг. Германия получила по «Плану Дауэса» от США - 2,5 млрд. долл., от Англии - 1,5 млрд. долл. (Примерно 400 млрд. долл. по курсу 1999 г.). Это дало возможность германской промышленности полностью переоснастить свою материальную базу, практически стопроцентно обновить производственное оборудование и создать базу для будущего восстановления военного производства.

Согласно «Плану Дауэса» возрождение германской промышленности было рассчитано на реализацию ее продукции на рынках стран Восточной Европы и СССР, которые должны были стать аграрно-сырьевыми придатками германского промышленного комплекса.

Превращение Восточной Европы и СССР в рынки сбыта германской промышленной продукции, помимо прибылей американским банкам, ставшим фактическими владельцами германских промышленных концернов, решало еще 2 основных для американцев задачи: ликвидация французского влияния в Восточной Европе и недопущение индустриализации СССР. Один из соавторов и исполнителей «Плана Дауэса», германский банкир Шахт, подводя его итоги в 1929 г. с удовлетворением отмечал, что «Германия за 5 лет получила столько же иностранных займов, сколько их получила Америка за 40 лет, предшествовавших Первой Мировой войне». К 1929 г. Германия обогнала Англию по объему промышленного производства (12% общемирового) и заняла второе место в мире после США (44%).

В 1929 г. американские инвестиции в Германии составили 70% всех иностранных капиталовложений и большая часть из них принадлежала американской финансовой группе Моргана. Таким образом, на смену мировой финансовой гегемонии Ротшильдов, длившейся с 1815 по 1917 г., пришла финансовая гегемония Морганов, которые до 1915 г обслуживали интересы Ротшильдов в Северной и Южной Америке.

Вот как оценивает итоги «плана Дауэса» американский исследователь Ральф Эпперсон: «Без капиталов, предоставленных Уолл-Стритом, не существовало бы Гитлера и Второй Мировой войны». В 1929 г. вся германская промышленность принадлежала фактически различным американским финансово-промышленным группам.

Принадлежавшая Рокфеллеру «Стандарт Ойл» контролировала всю германскую нефтеперерабатывающую промышленность и производство синтетического бензина из угля.

Банковскому дому Моргана принадлежала вся химическая промышленность в лице концерна «И.Г. Фарбениндустри». Через принадлежавшую Морганам американскую компанию связи «ИТТ» они контролировали 40% телефонной сети Германии и 30% акций авиастроительной фирмы «Фокке-Вульф». Через «Дженерал электрик» Морган контролировал германскую радио- и электротехническую промышленность в лице германских концернов «АЭГ», «Сименс», «Осрам». Через «Дженерал моторз» Морган контролировал германский автомобилестроительный концерн «Опель». Генри Форд контролировал 100% акций концерна “Фольксваген”.

К моменту прихода Гитлера к власти под полным контролем американского финансового капитала находились такие ключевые отрасли германской промышленности, как: нефтепереработка и производство синтетического горючего, химическая, автомобилестроительная, авиационная, электротехника и радиоприборостроение, значительная часть машиностроения. Всего 278 фирм и концернов, а также ключевые банки, такие как «Дойче банк», «Дрезднер банк», «Донат банк» и ряд других.

Говоря о значении “Плана Дауэса” в отношении СССР с точки зрения американского и английского финансового капитала, министр иностранных дел Англии О. Чемберлен в феврале 1925 г. отмечал, что «Россия нависла, как грозовая туча, над восточным горизонтом Европы - угрожающая, не поддающаяся учету, но, прежде всего, обособленная». Поэтому, по его мнению, необходимо: «определить политику безопасности вопреки России и даже, пожалуй, за счет России». Хотя США никогда не признавали законность связи долговых обязательств стран, относящихся к первой мировой войне, с репарационными претензиями к Германии, такая связь является реальностью.

Хотя Соединенные Штаты никогда не получали репараций от Германии, они, тем не менее, предоставляли кредиты Германии по планам Дауэса и Янга. Согласно оценкам, за период 1924-1930 гг. сумма внешней задолженности Германии возросла с 18 млрд рейхсмарок до 25 млрд рейхсмарок, причем ок. 55% долгосрочных и 37% краткосрочных кредитов предоставили США. За период 1924-1930 гг., в соответствии с планами Дауэса и Янга, выплаты Германии Соединенным Штатам по долгам составили 449 млн рейхсмарок. Финансирование Соединенными Штатами германского долга способствовало репарационным выплатам Германией др. странам-союзникам и, т. о., по крайней мере косвенно, способствовало выплатам по долгам Соединенным Штатам. Это косвенное движение капитала было прекращено в 1930 и 1931 гг., а в июне 1931 г. администрация Гувера объявила одногодичный мораторий на выплаты по В.д. Соединенным Штатам. Лозаннская конференция в июне-июле 1932 г. аннулировала 90% оцениваемой репарационной задолженности Германии, выдвинув взамен план, в рамках к-рого Германия разместила в Банке международных расчетов (БМР) облигации 5-процентного займа на 3 млрд рейхсмарок (ок. 715 млрд дол.) для хранения там в течение трех лет с последующей свободной продажей. Вскоре после этого должники Соединенных Штатов стали уклоняться от выплаты В.д. в связи с экон. трудностями, а в июне 1934 г. Германия объявила мораторий на переводы репараций и приостановила выплаты внешних долгов наличными деньгами. Работа комитета экспертов, начавшаяся в феврале 1929 г., проходила на фоне серьезных расхождений между представителями Германии, Великобритании, Франции, Бельгии и других стран. Все же в июне 1929 г. комитет рекомендовал заменить план Дауэса новым планом Юнга, согласно которому ежегодные репарационные платежи сокращались до 2 млрд. марок на период 1929-1965 гг., с тем, чтобы в 1966-1988 гг. Германия платила суммы, равные ежегодным долговым выплатам стран-получателей германских репараций Соединенным Штатам. Таким образом, после 1966 г. Германия фактически брала бы на себя выплату союзнических долгов европейских стран США. Репарации должны были выплачиваться только за счет прибылей железных дорог и государственного бюджета Германии.

После кризиса 1923 г. англо-саксонские державы твердо решили оттеснить Францию от решения германского вопроса, пользуясь ее финансовой зависимостью от них. Разработка графика выплат была поручена представителю США банкиру Чарльзу Дауэсу, который возглавил комитет независимых экспертов, который должен был оценить реальную платежеспособность Германии и установить реалистичный план получения от нее выплат. 16 июля 1924 г. на Лондонской конференции союзных держав был принят меморандум, утвердивший основные положение "плана Дауэса".

Во-первых, абсолютные размеры выплат были пересмотрены в сторону существенного сокращения. Во-вторых, условия плана жестко ограничили возможности Франции впредь применять против Германии санкции. В-третьих, были установлены ежегодные лимиты платежей, но не оговаривались ни количество лет, отводимое для их полного завершения, ни общая сумма полагающихся выплат. В-четвертых, комитет экспертов рекомендовал предоставить Германии новые займы для преодоления текущих экономических трудностей.

В качестве источников выплаты репарационных платежей план предусматривал использование прибылей промышленных предприятий и железных дорог Германии, а также доходов государственного бюджета. За период действия плана Дауэса, с 1924 по 1929 г. Германия выплатила в счет репараций немногим более 10 млрд. марок, то есть в 2,5 раза меньше, чем получила кредитов за тот же срок. Французская доктрина "экономических репрессий против Германии" была таким образом заменена англо-саксонской концепцией "восстановления германской экономики". Франко-бельгийские войска должны были покинуть Рейнскую зону в течение года после Лондонской конференции.

План Дауэса знаменовал поворот к отказу от дискриминации Германии в европейской политике. Найдя компромиссные решения, он заложил экономическую основу восстановления единства Западной и Центральной Европы. Теперь на повестку дня можно было снова поставить вопрос о европейской безопасности. Так или иначе это сопрягалось с выяснением перспектив отношений европейских стран с Советским Союзом.

Доклад, представленный 9 апреля 1924 г. Репарационной комиссии комитетами экспертов ("План Дауэса")

(Извлечение)

А. Доклад первого комитета экспертов

Часть I настоящего доклада излагает наше понимание порученной нам задачи , наши общие выводы и основные черты нашего проекта.

Часть II содержит те соображения, которые привели нас к нашим выводам, и, в частности, описывает некоторые особенности экономического и финансового положения Германии.

Часть III включает целый ряд предложений, касающихся технических подробностей различных наших предложений.

I. Точка зрения комитета:

а) Принятая комитетом точка зрения была практической, а не политической.

b) Политические соображения приняты во внимание лишь постольку, поскольку они способствуют осуществлению плана.

с) Поставленной целью было взыскание долга, а не применение карательных мер.

d) Уплата Германией означенного долга является необходимым участием этой страны в деле возмещения причиненных войной убытков.

f) Восстановление Германии не является чем-то самодовлеющим; оно не более как часть более широкой проблемы о восстановлении всей Европы.

g) Предусмотренные гарантии суть гарантии порядка экономического, а не политического.

II. Экономическое единство Германии:

Для стабилизации своей валюты и для приведения в равновесие своего бюджета, Германии необходимы ресурсы всей германской территории, в границах, установленных Версальским договором, и необходима свобода экономической деятельности на означенной территории.

III. Военная сторона вопроса. Возможные гарантии и санкции:

  • а) Политические гарантии и санкции не входят в нашу компетенцию.
  • в) То же относится и к военной стороне вопроса.
  • с) В момент введения в действие нашего проекта на объединенной территории Германии, требуется, 1) чтобы никакая военная организация, если таковая существует, не препятствовала свободе экономических сношений и,
  • 2) чтобы не было налицо никакого постороннего контроля или же экономического вмешательства, не предусмотренного настоящим планом.

d) Тем не менее, предусматриваются адекватные и производительные гарантии.

IV. Задача комитета:

  • а) Стабилизация валюты и реализация бюджетного равновесия составляют проблемы, тесно между собою связанные, хотя - в процессе их изучения - и представляется возможным временно их разъединять.
  • с) Оба эти условия необходимы для того, чтобы дать возможность Германии удовлетворять свои внутренние потребности и причитающиеся с нее, в силу договора, платежи.

VI. Валюта и эмиссионный банк:

с) Надо создать новый банк или реорганизовать Рейхсбанк.

d) Главнейшие признаки такого банка:

  • 1) он будет иметь исключительную привилегию на эмиссию билетов, имеющих твердую основу в отношении золота;
  • 2) он будет банком остальных банков и будет устанавливать официальный учетный процент;

германия версальская система европейский

  • 3) он будет банком правительственным, но свободным от какого-либо правительственного контроля;
  • 4) авансы правительству будут строго ограничены;
  • 5) он будет принимать в депозит платежи по репарациям;
  • 6) его капитал будет равен 400 миллионам золотых марок;
  • 7) руководить им будут председатель-немец и состоящее из немцев правление, в помощь которым может быть образован совещательный комитет, равным образом состоящий из немцев;
  • 8) выполнение устава будет находиться под наблюдением генерального совета, половина членов которого, включая комиссара, будет состоять из иностранцев.

VII. Бюджет и временное облегчение репарационных обязательств:

Реализация в Германии бюджетного равновесия требует:

  • а) Полной экономической и финансовой суверенности, при условии предусмотренных в настоящем докладе видов контроля.
  • в) Устойчивой валюты.
  • с) Временного облегчения производимых из бюджетных средств платежей в счет вытекающих из договора обязательств.

d) Такое облегчение не должно приостанавливать признанных необходимыми поставок натурою.

Германия равным образом должна покрывать, до крайнего предела своих возможностей, свои внешние обязательства, вытекающие из договора.

Бюджет не может быть ни приведен в равновесие, ни поддержан в состоянии равновесия без того, чтобы не было установлено обязательство годичных платежей на достаточно продолжительный период и на точных, заранее выясненных основаниях.

Предложения наши, по мере возможности, следуют этому принципу.

VIII. Доля союзников при повышении благосостояния Германии:

  • 1. Кредиторы Германии должны получить свою долю при повышении благосостояния Германии.
  • 2. Результат этот будет достигнут при помощи индекса благосостояния.

IX. Нормальные ресурсы, служащие для производства платежей:

Германия будет расплачиваться по обязательствам, наложенных на нее договором, при помощи трех категорий ресурсов, а именно:

А. Налогов; В. Железных дорог; С. Промышленных облигаций.

XI. Глобальный характер платежей. Поставкинатурою:

  • а) Вышеуказанные суммы покроют весь возможный долг Германии союзным и объединившимся державам.
  • в) Поставки натурою должны продолжаться, но будут оплачиваться посредством кредитного сальдо банкового счета.

XII. Способ производства платежей:

Все платежи в счет репараций. будут вноситься в зол. марках, либо в равноценной германской валюте, в новый банк на кредит "агента по репарационным платежам". Такой взнос будет являться окончательным актом германского правительства по выполнению финансовых обязательств, возложенных на него планом.

XIII. Способ получения платежей:

Употребление и взыскание внесенных таким образом фондов будут происходить под надзором комитета, состоящего из агента по репарационным платежам (являющегося агентом связи, подведомственным Репарационной комиссии). и пяти других компетентных лиц, по одному от каждого из пяти союзных и объед. держав. Комитет этот будет регулировать выполнение программы в отношении поставок натурой и платежей., так, чтобы избежать пертурбаций на валютном рынке.

Он равным образом будет производить непосредственные трансферты денежных сумм союзникам посредством покупки девизов и вообще будет стремиться к осуществлению максимума денежных переводов, не нарушая устойчивости валюты.

Если производимые Германией в счет репараций платежи, в конечном результате, превысят суммы, которые будут переведены посредством поставок натурой и покупки иностранных девизов, то платежи эти будут накопляться в банке. Образованный таким образом вклад может, в нормальных условиях, достигать цифры в 2 млрд. В случае превышения этой цифры, комитет должен будет обращать свои дополнительные ресурсы в облигации и иные помещения капитала в пределах Германии, сообразно условиям, предусмотренным в приложении VI. По экономическим и политическим соображениям нельзя допускать неограниченного накопления фондов, соответственно сумме репарационного долга; поэтому мы предлагаем установить для такого накопления абсолютный предел в 5 миллиардов. Если предел этот будет достигнут, бюджетные поступления должны будут быть сведены ниже предусмотренного в нашем проекте нормального уровня, с тем, чтобы они не превышали использования фондов и чтобы дальнейшее накопление прекратилось.

XIV. Другие гарантии, сверхжелезнодорожных облигаций:

  • а) В виде гарантии бюджетных поступлений и иных платежей назначаются доходы со следующих источников:
    • 1) спирт,
    • 2) табак,
    • 3) пиво,
    • 4) сахар,
    • 5) таможни.

XV. Внешний заем, его условия и цели:

  • а) Обеспечить новый банк золотым запасом.
  • в) Произвести в 1924-25 гг. важнейшие внутренние платежи, вытекающие из договора.

XVII. Характер плана:

  • а) План неделим.
  • в) Проект ставит целью:
    • 1. Установить такую организацию, благодаря которой стало бы возможным получить с Германии максимум платежей.
    • 2. Позволить возможно большее количество трансфертов кредиторам Германии.

После долгих проволочек, Пуанкаре согласился на открытие работ международного комитета экспертов. Оно состоялось в Лондоне 14 января 1924 г. Председателем первого комитета экспертов был избран представитель США Чарльз Дауэс. Бывший адвокат, получивший за участие в мировой войне чин генерала, Дауэс был тесно связан с банковской группой Моргана. К этой группе в поисках выхода из финансового кризиса Пуанкаре обратился за кредитом. Морган обещал Франции ссуду в размере 100 миллионов долларов, но при условии урегулирования вопроса о германских репарациях.

В центре внимания комитета стоял, разумеется, репарационный вопрос. Но при обсуждении этого вопроса возник ряд новых проблем. Главное место заняло обсуждение возможности создания в Германии устойчивой валюты. На этом в особенности настаивали представители США. Они видели в разрешении валютной проблемы панацею от всех зол. "Надо, - заявил Дауэс, - найти воду, которая могла бы двигать германскую бюджетную мельницу. Мы построим мельницу, когда найдём воду для её колёс".

Внимание к валютным вопросам было обусловлено насущными интересами США и Англии. Американский капитал в поисках выгодных сфер для крупных капиталовложений проявлял особый интерес к Германии. Но устойчивая валюта - главное предварительное условие всяких инвестиций. Отсюда большой интерес США к валютной проблеме и их настойчивые требования стабилизации курса марки.

Англия поддерживала требования США к германской валюте. Продолжающаяся инфляция облегчала экспорт германских товаров и обостряла борьбу за рынки сбыта. Требование стабилизации валюты было для Англии одной из форм борьбы против германского экспорта.

На заседании комитета были заслушаны сообщения немецких делегатов - директора германского Рейхсбанка Шахта и германского министра финансов Лютера. Переговоры с ними велись по вопросу о создании так называемого Банкнотного банка и о его взаимоотношениях с Рейхсбанком. Для изучения положения германских финансов комиссия Дауэса выехала на несколько недель в Берлин.

Эксперты пришли к заключению, что платёжеспособность Германии может быть восстановлена только при условии экономического и финансового воссоединения оккупированных и неоккупированных областей. Они наметили также и те статьи национального дохода, которые могли бы стать гарантией международного займа, если он будет предоставлен Германии для погашения репарационных платежей.

9 апреля 1924 г. Дауэс известил репарационную комиссию об окончании работы и представил текст доклада экспертов.

Доклад экспертов, вошедший в историю под названием плана Дауэса, состоял из трёх частей. Первая часть излагала общие выводы экспертов и точку зрения комитета. В ней подчёркивалось, что эксперты ставили своей целью взыскание долга, а не применение карательных мер. Во второй части доклада характеризовалось общее экономическое и финансовое положение Германии. Третья часть заключала ряд приложений к первым двум частям.

План Дауэса ставил своей задачей реальное обеспечение уплаты репараций Германией путём её хозяйственного восстановления. Для осуществления этой задачи решено было оказать Германии надлежащее содействие со стороны англо-американского капитала, прежде всего в вопросах стабилизации валюты и создания бюджетного равновесия. Для стабилизации германской марки комитет экспертов предлагал предоставить Гер-. мании международный заём в сумме 800 миллионов золотых марок. В залог выполнения денежных обязательств Германия должна была передать под контроль "комиссару по налогам" таможенные пошлины, акцизы и наиболее доходные статьи своего государственного бюджета. Все железные дороги должны были на 40 лет перейти к акционерному обществу железных дорог, утверждённому репарационной комиссией. Право эмиссии получал банк, контролируемый союзниками. Всё народное хозяйство Германии ставилось под контроль. Общая сумма репарационных платежей и конечный срок их уплаты не устанавливались и на этот раз. Германия лишь обязывалась уплатить в первый год один миллиард марок репараций. В последующие годы она должна была увеличивать эти взносы и довести их к 1928-1929 гг. до двух с половиной миллиардов марок в год.

План Дауэса решал вопрос и об источниках покрытия репарационных платежей. Первым источником становились доходы тяжёлой индустрии и железных дорог, выплачиваемые в виде процентных сумм на специально выпускаемые облигации. Облигации тяжёлой индустрии исчислялись в сумме 5 миллиардов марок и железных дорог - 11 миллиардов марок. Ежегодный взнос был установлен в 6% с этих сумм, т.е. в 960 миллионов марок.

Другим источником покрытия репарационных платежей становился государственный бюджет. Для мобилизации соответствующих средств были установлены специальные налоги, всей своей тяжестью непосредственно ложившиеся на плечи трудящихся. На этом настояли германские капиталисты. Они утверждали, что в противном случае уплата репараций отразится на состоянии народного хозяйства Германии. На самом же деле немецкие промышленники и финансисты не поступались своими прибылями даже в той части, в какой репарации должны были. выплачиваться за счёт их доходов. И в этой части были найдены пути к возмещению платежей за счёт рабочего класса.

Установление высоких косвенных налогов и связанное с этим повышение цен были использованы германскими империалистами для широкой демагогической, шовинистической пропаганды. Поражение Германии в первой мировой войне выдавалось за причину всех бедствий, переживаемых трудящимися страны. Средством для избавления от этих бедствий должна была явиться новая империалистическая война, которую правящие круги Германии рассчитывали увенчать полной победой над противником.

План Дауэса был, таким образом, внутренне противоречив. Он стремился восстановить в рамках Версальского договора экономически сильную и платёжеспособную Германию; однако посредством контроля над её хозяйственными ресурсами он же ставил задачей не допускать её превращения в опасного для союзников конкурента.

Конкуренция Германии была бы особенно чувствительной для стран-победительниц, если бы товары, производимые немецкими предприятиями, шли на рынки, на которых уже господствовал английский, французский и американский капитал. Возникал вопрос, куда направить поток германских товаров, усиленный сбыт которых немцами должен был явиться одним из главных средств уплаты германских репараций. Авторы плана Дауэса разрешали этот вопрос с чрезвычайной простотой. Они великодушно предоставляли Германии. советские рынки. Их не только привлекала мысль без ущерба для собственной торговли дать Германии возможность широкого сбыта её товаров для уплаты репараций. Отвести экономическое наступление Германии на Восток; подорвать советскую промышленность наводнением рынка СССР немецкими товарами; воспрепятствовать превращению Советской страны в индустриальную державу; превратить Россию в аграрный придаток промышленных стран Европы - таковы были замыслы авторов плана Дауэса. Нельзя было отказать ему в хитроумии. Но в плане имелся один небольшой недостаток. Вопрос о советском рынке и дальнейшем направлении экономического развития Страны Советов решался без хозяина.

"План Дауэса, составленный в Америке, - говорил товарищ Сталин в своём докладе на XIV съезде ВКП (б) 18 декабря 1925 г., - таков: Европа выплачивает государственные долги Америке за счёт Германии, которая обязана Европе выплатить репарации, но так как всю эту сумму Германия не может выкачать из пустого места, то Германия должна получить ряд свободных рынков, не занятых ещё другими капиталистическими странами, откуда она могла бы черпать новые силы и новую кровь для выплачивания репарационных платежей. Кроме ряда незначительных рынков, тут Америка имеет в виду наши российские рынки. Они должны быть, по плану Дауэса, предоставлены Германии для того, чтобы она могла кое-что выжать и иметь из чего платить репарационные платежи Европе, которая, в свою очередь, должна выплачивать Америке по линии государственной задолженности".

Касаясь той части плана Дауэса, которая имела в виду выкачивать из СССР средства, необходимые для платежей, товарищ Сталин указал, что это "есть решение без хозяина". "Почему? Потому, что мы вовсе не хотим превратиться в аграрную страну для какой бы то ни было другой страны, хотя бы для Германии. Мы сами будем производить машины и прочие средства производства. Поэтому рассчитывать на то, что мы согласимся превратить нашу страну в аграрную в отношении Германии, рассчитывать на это - значит рассчитывать без хозяина. В этой части план Дауэса стоит на глиняных ногах".

План Дауэса не мог примирить те противоречия, которые обнаружились в связи с вопросом о германских репарациях. Он создавал лишь видимость соглашения между Германией и её победителями. По существу, план Дауэса был победой англо-американского блока над Францией. Он вынуждал французскую дипломатию воздержаться от методов "прямого действия", едва не приведших Европу к новой войне. Всё же - и это было особенно важно для принявших план Дауэса правительств - он предупреждал наступление в Германии экономической катастрофы, которая неизбежно привела бы к дальнейшему обнищанию масс, усилению их эксплоатации и к взрыву революционного движения в центре Европы. Понятно, что буржуазная дипломатия превозносила план Дауэса как плод своей "политики мира". Разумеется, под прикрытием этого пацифизма, лишь усыплявшего международное общественное мнение, соперничество и борьба империалистических правительств продолжали развиваться неудержимо.