Страховые

Иммануил валлерстайн мир системный анализ. Иммануил валлерстайн - один из основателей мир-системного анализа. Участие в редакциях журналов

Иммануил Морис Валлерстайн (англ. Immanuel Maurice Wallerstein; род. 28 сентября 1930, Нью-Йорк, США) - американский социолог, политолог и философ-неомарксист, один из основателей мир-системного анализа, один из ведущих представителей современной левой общественной мысли.

Биография

Родился в семье эмигрантов из Австро-Венгрии в 1930 году в Нью-Йорке.

Учился в Колумбийском университете, занимаясь социологией и африканистикой (1951, бакалавр; 1954, магистр; 1959, доктор). В 1951-1953 годах служил в армии.

С 1959 по 1971 год преподавал на факультете социологии Колумбийского университета, был самым молодым профессором. В начале 1960-х годов был советником в администрации Кеннеди, и даже ходили слухи, что он получит назначение госсекретарем США. С 1971 по 1976 год - профессор социологии в Университете МакГилл (Монреаль, Канада). С 1976 по 1999 год - почётный профессор социологии в Университете Бинхэмтона (штат Нью-Йорк, США). С 2000 года - ведущий исследователь в Йельском университете.

С 1994 по 1998 год занимал пост председателя Международной социологической ассоциации.

В 1964 году женился на Беатрис Фридман, имеет дочь.

Научные интересы, идеи

Начиная с 1960-х годов занимался вопросами общей теории социально-экономического развития. Автор мир-системной теории, созданной под влиянием французского историка Фернана Броделя.

В эссе под названием «Существует ли Индия?» Валлерстайн показывает, что Индия как суверенное государство сформировалась в рамках современной капиталистической мир-системы как её часть, и её история была сконструирована политическими деятелями, учёными и широкими массами в настоящем и недавнем прошлом как способ легитимизации существующего положения вещей:

Давайте на секунду вообразим, что произошло, если бы в период 1750–1850 годов англичане колонизировали преимущественно территорию старой Империи Великих Моголов, назвав её Хиндустаном, а французы одновременно заняли бы южные (преимущественно населенные дравидами) регионы нынешней Республики Индия, дав им наименование Дравидия. Считали бы мы сегодня после этого, что Мадрас являлся исконной «исторической» частью Индии? Использовали бы мы вообще это слово Индия? Я думаю, что нет. Вместо этого ученые со всего мира, вероятно, строчили бы пухлые тома, доказывающие, что с незапамятных времен Хиндустан и Дравидия были двумя принципиально различными культурами, народами, цивилизациями, нациями или как-то иначе отличались каким-нибудь другим образом.

Валлерстайн И. Существует ли в действительности Индия?

По его мнению «Ленин для России неизбежно окажется центральной фигурой ХХ столетия»: «С течением времени в России весьма вероятна политическая реабилитация Ленина. Где-то к 2050 году он вполне может стать главным национальным героем».

Участие в редакциях журналов

Член редакционного совета журналов «Социальная эволюция и история», «Asian Perspective», «Africa today» и др.

Награды

  • 2004 - золотая медаль Кондратьева «за выдающийся вклад в развитие общественных наук».

Библиография

  • Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире/Пер с англ. П. М. Кудюкина под общей ред. Б.Ю. Кагарлицкого. - СПб.: Университетская книга, 2001. - 416 с. - ISBN 5-94483-042-5.
  • Валлерстайн И. После либерализма / Под ред. Б. Ю. Кагарлицкого. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 256 с. - 3 000 экз. - ISBN 5-354-00509-4. (англ. After Liberalism)
  • Валлерстайн И., Балибар Э. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности / Общая ред. Д. Скопина, Б. Кагарлицкого. - М.: Логос-Альтера, Ессе Homo, 2003. - 272 с. (англ. Race, nation, class. Ambiguous identities)
  • Валлерстайн И. Конец знакомого мира: Социология XXI века. - М.: Логос, 2004. - 368 с. - ISBN 5-94010-255-7. (англ. The End of the World as We Know It: Social Science for the Twenty-First Century)
  • Валлерстайн И. Миросистемный анализ: Введение/пер. Н. Тюкиной. М.: Издательский дом «Территирия будущего», 2006. - 248 с.
  • Валлерстайн И. Исторический капитализм. Капиталистическая цивилизация. - М.: Товарищество научных изданий КМК, 2008. - 176 с.
  • Валлерстайн И. Мир-система Модерна. Т. I. Капиталистическое сельское хозяйство и истоки европейского мира-экономики в XVI в. - М.: Университет Дмитрия Пожарского, 2015. - 552 с. - ISBN 978-5-91244-096-0 (англ. The Modern World-System, vol. I: Capitalist Agriculture and the Origins of the European World-Economy in the Sixteenth Century, 1974)
  • Валлерстайн И. Мир-система Модерна. Т. II. Меркантилизм и консолидация европейского мира-экономики, 1600-1750. - М.: Университет Дмитрия Пожарского, 2016. - 528 с. - ISBN 978-5-91244-097-7 (англ. The Modern World-System, vol. II: Mercantilism and the Consolidation of the European World-Economy, 1600-1750, 1980)
  • Валлерстайн И. Мир-система Модерна. Т. III. М.: Издательство Университета Дмитрия Пожарского, 2016.
  • Валлерстайн И. Мир-система Модерна. Т. IV. М.: Издательство Университета Дмитрия Пожарского, 2016.
  • Валлерстайн И. Социальное изменение вечно? Ничто никогда не изменяется?//Социологические исследования. - 1997. - № 1. - С. 8-21.
  • Валлерстайн И. Миросистемный анализ//Время мира. Альманах современных исследований по теоретической истории, макросоциологии, геополитике, анализу мировых систем и цивилизаций / Под ред. Н. С. Розова. Новосибирск, 1998. - Выпуск 1. - С. 105-123.
  • Валлерстайн И. Изобретения реальностей Времени-Пространства: к пониманию наших исторических систем //Время мира. Альманах современных исследований по теоретической истории, макросоциологии, геополитике, анализу мировых систем и цивилизаций/Под ред. Н. С. Розова. - Новосибирск, 2001. - Выпуск 2.
  • Валлерстайн И. Миро-системный анализ
  • Валлерстайн И. Интеллектуалы в эпоху перехода
  • Валлерстайн И. Шок и трепет? // Логос. - 2003. - № 1.
  • Валлерстайн И. Конец начала // Логос. - 2003. - № 1.
  • Валлерстайн И. Орел пошел на аварийную посадку // Логос. - 2003. - № 2.
  • Валлерстайн И. Периферия // Экономическая теория / Под ред. Дж.Итуэлла, М.Милгейта, П.Ньюмена. - М.: ИНФРА-М, 2004. - С.671-679.
  • Валлерстайн И. Ни патриотизм, ни космополитизм (PDF) // Логос. - 2006 - № 2.
  • Валлерстайн И. Новые восстания против системы. // <БЕЗ ТЕМЫ>. - 2007. - № 4
  • Валлерстайн И. Маркс и слаборазвитость // Социология: теория, методы, маркетинг. - 2008. - № 1.
  • Валлерстайн И. Модернизация: мир праху её // Социология: теория, методы, маркетинг. - 2008. - № 2.
  • Валлерстайн И. Европейский универсализм: риторика власти (PDF) // Прогнозис. - 2008. - № 2 (14).
  • Валлерстайн И. Маркс и история: плодотворное и неплодотворное прочтение (из книги Э. Балибара и И. Валлерстайна «Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности»)
  • Валлерстайн И. Капитализм в ближайшем будущем исчерпает свой потенциал
  • Валлерстайн И. Существует ли в действительности Индия? // Логос. - 2006, - № 5. - С. 3-8.
  • Валлерстайн И. Капитализм: противник рынка? // Логос. - 2006. - № 5. - С.9-13.
  • Wallerstein I. The Capitalist World-Economy. Cambridge University Press, 1979.
  • Wallerstein I. The Modern World-System, vol. III: The Second Great Expansion of the Capitalist World-Economy, 1730-1840’s. San Diego: Academic Press, 1989.
  • Wallerstein I. The Modern World-System, vol. IV: Centrist Liberalism Triumphant, 1789–1914. Berkeley/Los Angeles/London: University of California Press, 2011.

Иммануил Морис Валлерста́йн (англ. Immanuel Maurice Wallerstein ; род. 28.09.1930) - американский социолог, получивший известность благодаря своей теории мировых систем.

Теория мировых систем

На концепцию американского социолога оказали влияние работы , и других. Согласно Валлерстайну, на рубеже 15-16 вв. в структуре мира произошли радикальные изменения: на смену самодостаточным цивилизациям прошлого пришла основанная на торговле капиталистическая «мир-экономика». Зародившись в рамках европейской цивилизации, эта «мир-экономика» постепенно включала в себя всё новые регионы, пока наконец в 19 в. не приобрела всемирный характер. В настоящее время капиталистическая «мир-экономика» представляет собой всемирную систему разделения труда, определяемого отношениями «центра», «периферии» и «полупериферии».

  • «Центр» - страны с высоким уровнем технологического развития, производящие сложные продукты (высокоразвитые западные страны).
  • «Периферия» - страны, основная роль которых - обеспечение центра сырьём, сельскохозяйственной продукцией и дешёвой рабочей силой («третий мир»).
  • «Полупериферия» - промежуточная зона между центром и периферией, которая для стран периферии выступает в роли центра и, соответственно, наоборот - является периферией для стран центра. К полупериферии Валлерстайн относил такие государства, как СССР, Канада, Австралия, Индия, Китай, Мексика, Бразилия, Израиль и другие.

Политика стран «центра» направлена на то, чтобы навязать остальным регионам такую экономическую специализацию, которая удерживала бы последние на периферии. Как следствие, капиталистическая «мир-экономика» не является по своей сути рыночной, так как страны «центра» монополизируют своё привилегированное положение.

ВАЛЛЕРСТАЙН, ИММАНУИЛ (Wallerstein, Immanuel) (р. 1930) – американский мыслитель, основоположник мир-системного анализа, один из лидеров современного леворадикального обществоведения.

Родился в Нью-Йорке 28 сентября 1930. Изучал социологию в Колумбийском университете в Нью-Йорке (степень бакалавра – 1951, магистерская степень – 1954, докторская степень – 1959). Работал в Колумбийском университете (1958–1971), Университете Мак-Гила (1971–1976), Бингемтонском (1976–1999) и Йельском (с 2000) университетах. С 1976 руководит организованным им Центром Фернана Броделя по изучению экономик, исторических систем и цивилизаций (при Бингемтонском университете), сотрудники которого активно занимаются развитием и пропагандой мир-системного подхода. В 1994–1998 был президентом Международной социологической ассоциации.

Начав научную карьеру как социолог-африканист, Валлерстайн с 1960-х стал заниматься общей теорией социально-экономического развития. Разработанная им мир-системная теория опирается на предложенные французским историком Фернаном Броделем принципы комплексного исторического анализа. Она синтезирует социологический, исторический и экономический подходы к общественной эволюции.

Валлерстайн отличается огромной научной продуктивностью: им опубликовано более 20 книг и свыше 300 статей.

Главный труд И.Валлерстайна – многотомник Современная мир-система : в первом томе (1974) рассматривается генезис европейской мир-экономики в 16 в., во втором (1980) – ее развитие в период меркантилизма, в третьем томе (1989) он довел ее историю до 1840-х. В других своих работах Валлерстайн анализирует эволюцию капиталистической мир-экономики в 19–20 вв. и даже делает прогнозы на 21 век.

Главным понятием разработанной Валлерстайном концепции является мир-экономика – система международных связей, основанная на торговле. Помимо мир-экономик разные страны могут объединяться в мир-империи, основанные не на экономическом, а на политическом единстве. История рассматривается им как развитие различных региональных мир-систем (мир-экономик и мир-империй), которые долгое время конкурировали друг с другом, пока европейская (капиталистическая) мир-экономика не стала абсолютно доминирующей. Тем самым Валлерстайн оспаривает традиционные формационный и цивилизационный подходы к истории, предлагая новую, третью парадигму общественного развития.

Традиционно считалось, что капитализм как общественная система первоначально зародился в отдельных наиболее развитых странах, и лишь затем стало складываться капиталистическое мировое хозяйство. Согласно же концепции Валлерстайна, напротив, капитализм изначально развивался как целостная система мировых связей, отдельными элементами которой были национальные экономики.

Капитализм родился, по Валлерстайну, в 16 в., когда в силу случайного стечения обстоятельств в Западной Европе мир-империи уступили место мир-экономике, основанной на торговле. Капиталистическая мир-экономика породила колониальную экспансию западноевропейских стран, к 19 в. она подавила все другие мир-экономики и мир-империи, оставшись единственной современной мир-системой.

Согласно теории Валлерстайна, все страны капиталистической мир-экономики живут в одном ритме, диктуемом «длинными волнами» Кондратьева .

Для капиталистической мир-экономики характерно «осевое разделение труда» – деление на ядро (центр) и периферию. Страны европейской цивилизации, образующие ядро мирового хозяйства, играют роль ведущей силы мирохозяйственного развития. Внеевропейские страны (за некоторыми исключениями) образуют периферию, т.е. являются экономически и политически зависимыми. Отсталость стран периферии объясняется, по Валлерстайну, целенаправленной политикой стран ядра – они навязывают подчиненным странам такую экономическую специализацию, которая сохраняет лидерство развитых стран. Хотя развитые страны пропагандируют идеологию «свободной торговли», Валлерстайн считает капитализм глубоко антирыночной системой, поскольку страны ядра монополизируют свое привилегированное положение и силой защищают его. Впрочем, в 20 в. грань между между ядром и периферией стала отчасти стираться из-за активных попыток ранее отсталых стран (например, Японии) ворваться в круг активных участников мирового хозяйства.

Помимо антагонистических взаимоотношений между ядром и периферией другим стержнем эволюции капиталистической мир-экономики является борьба между странами ядра. Роль гегемона в мировой торговле последовательно играли Голландия (17 в.), Великобритания (19 в.) и США (20 в.); промежутки между периодами гегемонии были заполнены экономическим и политическим противоборством сильнейших в экономическом отношении держав (англо-французские войны 18 в., Первая и Вторая мировые войны в 20 в.). По мнению Валлерстайна, в современную эпоху Америка теряет статус абсолютного лидера: «США пока сильнейшая держава в мире, – пишет он – но это увядающая держава».

Возлагая основную вину за отсталость «третьего мира» на развитые страны Запада, Валерстайн продолжает традиции марксистской теории империализма. Предложенный им подход к объяснению истории завоевал огромную популярность среди леворадикальных экономистов развитых и развивающихся стран. Особенно им импонирует ярко выраженный антиамериканизм идей Валлерстайна.

Хотя многие обществоведы не соглашаются с Валлерстайном, мир-системная теория оказала огромное влияние на рост интереса к истории как единому глобальному процессу и способствовала рождению исторической глобалистики.

Труды: The Modern World-System . Vol. I – III. Academic Press, 1974–1989; The Capitalist World-Economy . Cambridge University Press, 1979; Глобализация или переходная эпоха ? Взгляд на долгосрочное развитие мир-системы . – Русский исторический журнал. 1998. Т.1. № 4; Анализ мировых систем: современное системное видение мирового сообщества . – В кн.: Социология на пороге XXI века: основные направления исследования. М., РУСАКИ, 1999; Миро-системный анализ. Социология и история . – Время мира: Альманах современных исследований по теоретической истории, геополитике, макросоциологии, анализу мировых систем и цивилизаций. Вып. 2: Историческая макросоциология в ХХ веке. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2000 (http://www.tuad.nsk.ru/~history/Author/Engl/W/WallersteinI/waller.htm); Анализ мировых систем и ситуация в современном мире . Под общ. ред. Б.Ю.Кагарлицкого. СПб, Издательство «Университетская книга», 2001.

Иммануил Валлерстайн – американский социолог, представитель неомарксистского направления в теории международных отношений, один из создателей мир-системной теории. Закончил Колумбийский университет (Columbia University ) со степенью доктора социологии (1959 г.). Работал в Колумбийском университете (1958–1971), Университете Мак-Гила (1971–1976, McGill University ), Бингемтонском университете (1976–1999, Binghamton University ). С 1976 по 2005 год руководил организованным им Центром Фернана Броделя по изучению экономик, исторических систем и цивилизаций при Бингемтонском университете (Fernand Brodel Center for the Study of Economies, Historical Systems and Civilizations ). В 1994–1998 гг. был президентом Международной социологической ассоциации (International Sociological Association ). С 2000 года И. Валлерстайн – старший научный сотрудник Йельского университета (Yale University ).

На первом этапе своей научной деятельности (1955-1970) Валлерстайн занимался исследованием африканских обществ, но затем переключил свое внимание на общую теорию социально-экономического развития. Разработанная им мир-системная теория опирается на предложенные французским историком Фернаном Броделем принципы комплексного исторического анализа. Она синтезирует социологический, исторический и экономический подходы к общественной эволюции. Главный труд И. Валлерстайна - многотомник «Современная мир-система»: в первом томе (1974) рассматривается генезис европейской мир-экономики в XVI в., во втором (1980) - ее развитие в период меркантилизма, в третьем томе (1989) он довел ее историю до 1840-х. В других своих работах Валлерстайн анализирует эволюцию капиталистической мир-экономики в XIX–XX вв. и даже делает прогнозы на XXI век.

Его главный вклад в развитие социальных наук заключается в разработке оригинальной теории мировых систем. В своей методологической концепции Валлерстайн предельно дедуктивен. Свой анализ он начинает с глобальной экономической системы, или, как он ее называет, мир-системы. По Валлерстайну она может быть трех типов.

  1. Мир-империя, состоящая из нескольких локальных культур, присоединенных путем завоевания. Например, Древний Египет, Древний Рим, Россия эпохи крепостного права.
  2. Мир-экономика, которую составляют независимые государства-нации. Единственным историческим примером здесь служит Европа от Нового времени до наших дней, которая из континентальной выросла до всемирной капиталистической мир-экономики, включающей существовавшие и существующие социалистические страны.
  3. Мир-социализм, который представляет, по Валлерстайну, гипотетическую систему, никогда и нигде не осуществленную.

Мир-экономика имеет трехуровневую структуру. В ее центре, или ядре, находятся высокоразвитые государства, доминирующие в экономических отношениях, извлекающие дополнительные прибыли из всемирового разделения труда, определяющие мировую политику (в современном мире – это высокоразвитые страны). Периферию мир-экономики составляют страны, поставляющие сырье странам ядра и поэтому экономически и политически зависимые от последних. Страны периферии управляются слабыми коррумпированными правительствами (это слаборазвитые страны Азии, Африки, Латинской Америки). Полупериферийные страны мир-экономики (государства Центральной, Восточной Европы, быстроразвивающиеся страны Юго-Восточной Азии) занимают промежуточное положение между государствами ядра и периферии. Они производят менее технологичную продукцию и зависимы от высоких технологий стран ядра, но используют свои преимущества при торговле со странами периферии.

Мир-экономика прошла в своем развитии три этапа. Первый этап (XV-XVI вв.) – этап зарождения мир-экономики из феодальной экономо-политической системы (мир-империи). На этом этапе в результате географических открытий и колониальной экспансии страны, составляющие ядро системы (Португалия, Испания, Нидерланды, Великобритания), и некоторые другие, завоевавшие колонии, получили доступ к сверхдешевой рабочей силе и природным ресурсам периферийных областей, которые таким образом были присоединены к мир-экономике. Это обеспечило первоначальное накопление капитала и развитие мир-экономики на втором этапе (XVI – первая треть XVII в.). Но каждой части этой системы присущ свой характер труда. В странах ядра действует свободный рынок труда, а контроль за качеством труда носит экономический характер. Это ведет к постоянному повышению квалификации работников и качества товаров. В полупериферийной зоне контроль за рабочей силой носит неэкономический, принудительный характер, сами работники менее квалифицированы, а труд существует в таких формах, как барщина, издольщина. В периферийных зонах преобладает рабский труд.

На третьем этапе развития мир-экономики возрастает роль политических процессов. Во-первых, увеличивается роль государств в регулировании экономики. Во-вторых, развивающаяся экономика позволяет укреплять государственные структуры за счет подготовки большого количества чиновников и, в-третьих, формировать постоянные национальные армии, которые, в-четвертых, служат укреплению и внутренней стабильности государств. Укрепление государств и усиление их роли в экономике вызывает рост конкуренции между ними на международной арене, восхождение одних и падение других.

Вопреки распространенному мнению, в частности высказывавшемуся З. Бжезинским, окончание холодной войны не означало победу США, а, наоборот, означало конец эпохи американской гегемонии и лидерства. Окончание холодной войны не стало «концом истории», а привело к обострению старых и появлению новых конфликтов. В отличие от С. Хантингтона причины грядущих конфликтов Валлерстайн видит не в цивилизационных, а в экономических факторах. Так, он полагает, что уже в начале XXI века можно ожидать вызовов или даже прямых нападений государств бедного и отсталого Юга на богатый Север, а также захватнических войн между самими государствами Юга. Но самая главная угроза, которая может исходить от периферии по отношению к ядру мир-системы, - массовая миграция населения с Юга на Север. Современный пролетариат – население стран Юга – хочет не уничтожить капитализм, а жить при капитализме. Поскольку это невозможно на его родине, масса мигрантов из Африки в Азии стремится в благополучные страны Севера. Этот исход уже начался, и он повлечет за собой различные негативные последствия.

Безостановочная миграция будет оказывать отрицательное воздействие на рынок труда развитых стран. Выходцы из стран третьего мира станут быстро растущим резервом дешевой рабочей силы, что повлечет за собой рост безработицы и снизит заработную плату основной массы трудящихся. Все это неизбежно спровоцирует конфликты между коренным населением и мигрантами, имеющими более низкий уровень образования. Наплыв выходцев из стран Юга, неспособных полностью интегрироваться в западное общество, подтолкнет часть вчерашних мигрантов на криминальный путь. Рост уголовной преступности, конфликты национального, социального и религиозного характера повлекут за собой увеличение расходов на обеспечение безопасности. Перераспределение ресурсов из сферы общественного производства и социальных услуг в сферу охраны общественного порядка негативно скажется на уровне жизни основной части населения.

Валлерстайн предполагает, что нестабильными будут отношения внутри ядра мир-системы. Экономическая конкуренция выявляет в ней три основных центра силы – США, Японию и объединенную Европу. Но в дальнейшем неизбежно объединение США и Японии в один блок, имеющий антиевропейскую направленность. Неизбежным считает Валлерстайн и использование этим блоком Китая для расширения своих возможностей в конкурентной борьбе с европейскими странами. В этой ситуации противовесом альянсу США с Японией и Китаем может стать создание российско-европейского блока. Россия снова будет востребована в ее традиционной роли – центра геополитического и военного могущества.

Обозримое будущее, по крайней мере до середины XXI века, Валлерстайн видит в мрачных тонах: конфликты, кризисы на периферии и в центре мир-системы неизбежны, пока существует капиталистическая мир-экономика. Неомарксизм в лице Валлерстайна далек от социального оптимизма, который был характерен для К. Маркса, Ф. Энгельса и В. Ленина. Но у Валлерстайна можно найти суждения и выводы, схожие с классическим марксизмом. Так, он сохраняет веру в возможность революционного переустройства мира, правда, относя ее к неопределенно далекому будущему и считая, что она будет обусловлена появлением новых антисистемных сил, способных бросить вызов господствующей капиталистической мир-экономике.

Книги

  • European Universalism: The Rhetoric of Power (2006)
  • Alternatives: The U.S. Confronts the World (2004)
  • World-Systems Analysis: An Introduction (2004)
  • The Uncertainties of Knowledge (2004)
  • Decline of American Power: The U.S. in a Chaotic World (2003)
  • Анализ мировых систем и ситуация в современном мире (2001)
  • The End of the World As We Know It: Social Science for the Twenty-first Century (1999), рус.пер. – Конец знакомого мира. Социология XXI века (2003)
  • Utopistics: Or, Historical Choices of the Twenty-first Century (1998)
  • Historical Capitalism, with Capitalist Civilization (1995)
  • After Liberalism (1995), рус.пер. – После либерализма (2003)
  • Unthinking Social Science: The Limits of Nineteenth Century Paradigms (1991)
  • Geopolitics and Geoculture: Essays on the Changing World-System (1991)
  • Race, Nation, Class: Ambiguous Identities (1991, with Etienne Balibar), рус.пер. – Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности (2003)
  • Transforming the Revolution: Social Movements and the World-System (1990, with Samir Amin, Giovanni Arrighi and Andre Gunder Frank)
  • Antisystemic Movements (1989, with Giovanni Arrighi and Terence K. Hopkins)
  • The Modern World-System, vol. III: The Second Great Expansion of the Capitalist World-Economy, 1730-1840"s (1989)
  • Africa and the Modern World (1986)
  • The Politics of the World-Economy. The States, the Movements and the Civilizations (1984)
  • Historical Capitalism (1983)
  • Dynamics of Global Crisis (1982, with Samir Amin, Giovanni Arrighi and Andre Gunder Frank)
  • World-Systems Analysis: Theory and Methodology (1982, with Terence K. Hopkins et al.)
  • The Modern World-System, vol. II: Mercantilism and the Consolidation of the European World-Economy, 1600-1750 (1980)
  • The Capitalist World-Economy (1979)
  • The Modern World-System, vol. I: Capitalist Agriculture and the Origins of the European World-Economy in the Sixteenth Century (1974)
  • Africa: Tradition & Change (1972, with Evelyn Jones Rich)
  • University in Turmoil: The Politics of Change (1969)
  • Africa: The Politics of Unity (1967)
  • The Road to Independence: Ghana and the Ivory Coast (1964)
  • Africa, The Politics of Independence (1961)


Мир-системный анализ исследует социальную эволюцию систем обществ, а не отдельных социумов, в отличие от предшествующих социологических подходов, в рамках которых теории социальной эволюции рассматривали развитие прежде всего отдельных обществ, а не их систем. В этом мир-системный подход схож с цивилизационным, но идет несколько дальше, исследуя не только эволюцию социальных систем, охватывающих одну цивилизацию, но и такие системы, которые охватывают более одной цивилизации или даже все цивилизации мира. Этот подход был разработан в 1970-е годы А. Г. Франком, И. Валлерстайном, С. Амином, Дж. Арриги и Т. дус Сантусом.

Наиболее распространенная версия мир-системного анализа разработана И. Валлерстайном. Согласно Валлерстайну, современная мир-система зародилась в т. н. «длинном 16-м веке» (приблизительно 1450-1650 годы) и постепенно охватила собой весь мир. До этого времени в мире одновременно сосуществовало множество мир-систем. Эти мир-системы Валлерстайн подразделяет на три типа: минисистемы, мир-экономики и мир-империи.

Минисистемы были характерны для первобытных обществ. Они основаны на отношениях взаимообмена.

Для сложных аграрных обществ характерны мир-экономики и мир-империи. Мир-экономики представляют собой системы обществ, объединенных тесными экономическими связями, выступающие в качестве определенных эволюционирующих единиц, но не объединенные в единое политическое образование. Мир-империи характеризуются взиманием налогов (дани) с провинций и захваченных колоний.

Согласно Валлерстайну, все докапиталистические мир-экономики рано или поздно превращались в мир-империи через их политическое объединение под властью одного государства. Единственное исключение из этого правила — это средневековая европейская мир-экономика, которая превратились не в мир-империю, а в современную капиталистическую мир-систему. Капиталистическая мир-система состоит из ядра (наиболее высокоразвитые страны Запада), полупериферии (в ХХ веке - социалистические страны) и периферии (Третий мир).

По Валлерштайну, с шестнадцатого века по наши дни шел процесс формирования системы глобальных экономических и политических связей, основанных на экспансии капиталистической мировой экономики. Эта экономика предполагает существование стран ядра, стран полупериферии, периферии и внешней арены. Государства ядра — те, в которых ранее всего возникли современные виды предпринимательства, а затем начался процесс индустриализации: Великобритания, Нидерланды, Франция и присоединившиеся позднее страны Северо-западной Европы, например, Германия. На территории стран ядра зародилось промышленное производство, возникли передовые для того времени формы сельского хозяйства, сформировались централизованные правительства.


Государства, расположенные на юге Европы, вокруг Средиземного моря (такие, как Испания), стали полупериферией стран ядра. Они были связаны с северными странами отношениями торговой зависимости, но их экономика не развивалась. Еще пару веков назад периферия — “внешняя граница” мировой экономики — проходила по восточному краю Европы. Из этих районов, например из тех, где сейчас расположена современная Польша, сельскохозяйственные культуры поступали непосредственно в страны ядра.

Значительная часть Азии и Африки в то время относилась к внешней арене — ее не затрагивали торговые связи, которые формировались в странах ядра. В результате колониальной экспансии и последующей деятельности крупных корпораций страны Азии и Африки были вовлечены в систему мировой экономики. Сегодня страны третьего мира составляют периферию обширной мировой системы, в ядро которой вошли и приобрели доминирующее положение Соединенные Штаты и Япония. Советский Союз и страны Восточной Европы (общества второго мира), с их плановыми централизованными экономическими системами, были единственной большой группой стран, в определенной мере выпадающих из мировой экономики.

Современный мир - целострная система с единым разделением труда, основанная на макроэкономике (транснациональное производство и торговля). Мир разделен не на цивилизационно-культурные ареалы, а на центр (ядро), периферию и полупериферию. Ядро системы приобретает прибыль., а периферия - теряет. Периферия - пассивная и несамостоятельная зона, встраиваемая ядром в глобальные производственные и товарные цепи.

Валлерштайн утверждает, что поскольку страны ядра доминируют в мировой системе, они в состоянии организовать мировую торговлю так, чтобы она отвечала их интересам. Он согласен со сторонниками теории зависимости в том, что страны первого мира приобрели возможность эксплуатировать ресурсы стран третьего мира в своих собственных целях.

Концепция содержит также положение о государственной зависимости, согласно которому разрыв между центром и периферией определяет основное противоречие мировой системы. Роль ядра в разные исторические периоды играли различные страны (начиная с XVI в. - это Голландия, позже Великобритания, а сейчас США).