Банки России

Исследовательская работа "демографический портрет обучающихся школы". Исследовательская работа "демографический портрет школы" Демографический портрет населения в 21 веке

Сегодня на Земле проживает 7 миллиардов человек, 80 % которых проживает в развивающихся странах, а в развитых странах Европы и Америки наблюдается сокращение населения. Все эти примеры показывают возможные глобальные проблемы безопасности человечества как вида в 21 веке.

Первая проблема это проблема Севера и Юга. Суть её состоит в том, что в Северном полушарии находятся развитые страны с высокими доходами населения, противостоит им бедный Юг, население которого в в 37 раз беднее населения Северного Полушария.

Север представляет ряд развитых стран Европы(Германия, Франция, Великобритания),

Северной Америки (Канада, США) и несколько стран Тихоокеанской зоны (Япония, Австралия). По оценкам ООН в начале 21 века общее состояние 225 богатейших людей мира составляло около 1 трлн. долларов, что равно ежегодному доходу 2,5 млрд. бедняков со всего мира, которые составляют 47% населения Земли. Население Западных стран имеют высокий доход так как имеют хорошее образование и социальную поддержку государства что позволяет им получать высокий доход. Экономика Запада развивалась долгие столетия засчёт притока ресурсов из колоний. Страны Запада составляют 86% мирового ВВП, на менее развитые страны приходится 13% а беднейшие и вовсе 1%. Совокупность всех этих факторов даёт странам Северного Полушария возможность составлять костяк экономики всего мира и диктовать свою волю более слабым государствам мира.

Юг представляет собой совокупность Африканских и Ближневосточных государств, которые образуют полосу бедности. Для таких стран как например Конго, Сомали, Афганистана и Египта характерны низкие доходы населения, безграмотность, коррумпированность власти и неэффективная и неразвитая экономика. Большую часть стран бедного Юга составляют бывшие колонии Европейцев в Африки и в Азии. Эти страны были завоеваны в 16-19 века и на протяжении всего этого времени поставляли свои ресурсы в метрополию а сами не имели никакого производства в стране. Также стоит учесть что образованием и правами жителей колоний никого не интересовало и поэтому после получения независимости в 20 веке многие эти страны стали зонами региональных конфликтов. Всё это привело к вышеперечисленным проблемам Юга.

Уже сегодня можно заметить массовый поток иммигрантов с Юга в Северные страны. В США из Мексики ежегодно приезжают тысячи иммигрантов, их количество увеличивается и по прогнозам к 2050 году 65% населения США будет говорить на Испанском языке. Во Франции, Англии и Германии проживает множество приезжих из бывших колоний. Их количество увеличивается так быстро, что уже привело к конфликтам в этих странах имеющий межрасовый характер. Похожая проблема и России где сегодня проживает примерно 10 млн. иммигрантов и госторбайтеров из Средней Азии и Кавказа. Конфликты на межрасовой почве стали уже обычным делом в нашей стране.

После всего написанного по этой проблеме можно сказать о взрывном характере этой проблемы. Игнорирование этой проблемы может вызвать социальные взрывы в развитых странах и социальные кризисы в бедных странах Юга. Всё это может привести к серии региональных, а может и глобальных конфликтов.

Следующей глобальной проблемой 21 века является проблема старения населения в развитых странах. Результатом моего изучения данной проблемы является 4 вывода, которые мною были получены при изучении доклада Комиссии Организации объединённых наций по народонаселению. Данные полученные мной заставляют задуматься:

  1. Сегодня происходит полномасштабное старение населения Земли. Старение населения характеризуется увеличением процента старых людей (более 60 лет) и уменьшением числа трудоспособного населения (От 15 до 60 лет). Ожидается, что к 2047 году число пожилых людей превысит число молодого населения. Но уже сегодня в развитых странах Северного полушария пожилое население составляет большую часть населения этих стран.
  2. Демографическое старение является распространенным явлением, так как стареет население во всех странах планеты. Одной из причин старения является уменьшение рождаемости и увеличение срока жизни. Такое сочетание приводит к тому что старых людей в обществе больше и они по большой части влияют на принципы и устои общества
  3. Старение население оказывает влияние на все стороны жизни общества. В Экономике старение населения влияет на занятость, накопления населения, экономический рост. В социальной сфере тоже происходят изменения связанные с оптимизацией медицинской и социальной помощи населению.
  4. Старение население носит долгосрочный характер. Если в 1950 доля старого населения составляла 8% то 2007 эта цифра увеличилась до 11 %.

Две эти проблемы, раскрытые тут, могут лишь в малой степени показать возможные проблемы глобального масштаба которые могут стоять перед человечеством в 21 веке.

Для того чтобы показать какие проблемы и конфликты могут возникнуть в каждом регионе планеты, рассмотрим несколько примеров

: 1) Взрывным регионом планеты является Китай, население которого составляет 1.5 миллиарда человек, большая часть которых проживает на восточном побережье страны. Этот регион уже вызывает опасения в плане загрязнённости окружающей среды, которая не в состоянии прокормить столь огромное население. Результатом может стать социальный взрыв в КНР, который разрушит вторую экономику мира, ввергнет этот регион в гражданскую войну за ресурсы, а население будет страдать от голода.

2) Переместимся на Ближний Восток. Израиль, чьё население не увеличивается и стареет, окружен кольцом арабских стран с бурно развивающимся населением. В последующие десятилетия населения этих стран может поглотить Израиль или что хуже, конфликт между Израилем и этими арабскими странами вызовет сначала региональный, а затем и глобальный конфликт в который будет втянуто всё население Земли.

3) Индия страна цветов и контрастов, но мало кто знает что, большая часть населения этой страны с миллиардом человек проживает в долине реки Инд, который питается из ледников Гималаев. Глобальное потепление приводит к таянию этих ледников и как следствие уменьшение количества воды попадающей в Инд. В будущем Инд может пересохнуть, а значит исчезнет река дающая воду миллиарду человек.

Рассмотрев все эти примеры можно сказать о том что демографическая проблема станет одной из самых острых глобальных проблем, которые станут перед человечеством в 21 веке. Решение этой проблемы станет решением многих региональных и мировых конфликтов, а её игнорирование станет возможной причиной исчезновения человечества или массового вымирания населения.

Районный конкурс исследовательских работ

«Моя родина –Сыктывдин»

Демографический портрет школы

ученица 10 класса

МБОУ «Зеленецкая СОШ»

Сыктывдинского района

Республики Коми

Руководитель:

Будина Дия Васильвна

учитель географии

Зеленец 2012

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………………3

    Источники данных о населении………...………………………………………………4

    Динамика численности обучающихся МБОУ «Зеленецкая СОШ»…………………..4

    Половой состав обучающихся школы……...…………………………………………..5

    Возрастной состав обучающихся школы ……………..…………………….…………6

    Результаты анкетирования обучающихся………….…..………………………………7

    1. Национальный состав……………………………………………………………7

      Место рождения обучающихся …………………………………………………8

      Количество детей в семьях обучающихся ……………………………………..8

      Сфера деятельности родителей обучающихся ………………………………..9

      Профессиональные предпочтения обучающихся……………………………...9

      Увлечения обучающихся ………………………………………………………10

      Участие во внеурочной жизни…………………………………………………10

    Динамика потенциальных первоклассников…………………………………………10

    Заключение ……………………………………………………………………………..11

    Литература………………………………………………………………………………12

Введение.

Данная работа носит исследовательский характер и посвящена выявлению особенностей демографической ситуации Зеленецкой средней общеобразовательной школы.

Материал собран в период с сентября по декабрь 2011 года в форме изучение документов сельского поселения «Зеленец» и МБОУ «Зеленецкая СОШ», материала по демографической ситуации России, Республике Коми, а также анкетирования обучающихся.

Цель исследования : составление демографического портрета нашей школы, а также привлечение внимания обучающихся к демографическим проблемам в России и Республики Коми на примере школьной демографической ситуации.

Задачи:

    Изучить возрастной, национальный, половой состав обучающихся;

    Составить анкеты по проведению анализа демографической ситуации в нашей школе;

    Провести анкетирование обучающихся школы;

    Провести статистическую обработку собранного материала;

    Привлечь внимание обучающихся к изучению своей родословной;

    Выявить отношение подростков к планированию семьи;

    Ознакомить с данной работой обучающихся школы.

Актуальность темы: В настоящее время в России и республике Коми очень сложная демографическая ситуация, которая ведет к уменьшению численности населения, эта проблема коснулась нашего села и школы. В школе уменьшилась численность обучающихся, наполняемость классов и количество классов-комплектов.

Объект исследования : обучающиеся школы.

Предмет исследования: динамика численности обучающихся, состав обучающихся..

Методы:

    Анализ литературных источников.

    Проведение анкетирования.

    Обработка данных анкетирования.

    Составление и анализ таблиц и диаграмм.

1. Источники данных о населении

В Древней Руси государственные переписи начали проводиться со 2-й половине XIII века по инициативе монголов с целью учёта населения для определения размеров дани. После образования централизованного государства в некоторых местах были заведены так называемые «писцовые книги», в которых имелись сведения о населении, описания городов, деревень, поместий, церквей. Объектом обложения первоначально были земельные участки, производительно используемые в хозяйстве - соха. В XVII веке единицей обложения стал двор, а основной формой учёта - подворные переписи. Кроме подворных переписей, на отдельных территориях проходили и общегосударственные. Указом Петра I от 26 ноября 1718 г. было положено начало государственным ревизиям, которых было проведено 10 с 1719 по 1858 годы.

Первая всеобщая перепись населения России была проведена по состоянию на 9 февраля 1897 года. В советское время переписи проводились по состоянию на 28 августа 1920 г., на 15 марта 1923 года, а всеобщие переписи - по состоянию на 17 декабря 1926 года, на 6 января 1937 года, на 17 января 1939 года, на 15 января 1959 года, на 15 января 1970 года, на 17 января 1979 года и на 12 января 1989 года. После распада СССР очередная перепись населения России, запланированная на 1999 год, была отложена из-за финансовой нестабильности после кризиса 1998 года. Она была проведена лишь 9 октября 2002 года. Очередная перепись населения России была проведена в октябре 2010 года.

В октябре 2010 году в нашей школе обучалось 356 обучающихся, в октябре 2012 г.-370 обучающихся.

Для составления демографического портрета был проведен опрос, в котором приняли участие 70 обучающихся 8 – 11 классов, также мы провели анализ ежегодных статистических отчетов школы, изучили архивный материал «Сводная ведомость успеваемости учащихся по годам» с 1985 года по 2012 год. По этим материалам мы выполнили данную работу по изучению демографической ситуации в МБОУ «Зеленецкая СОШ».

    Динамика численности обучающихся в МБОУ «Зеленецкая СОШ»

В 2012 году в школе обучается 370 обучающихся, но анализ архивных документов и статистических отчетов позволяет сделать вывод, что численность обучающихся в период с 1985 по 2012 годы сильно менялась.

Начиная с 1984-85 учебного года, численность обучающихся выросла на 305 человек к 1994-1995 учебному году и составила 785 человек и 36 классов – комплектов, средняя наполняемость классов составила 29 человек. Причиной такого роста численности обучающихся явилось то, что в 1984 году открылась Зеленецкая птицефабрика, и в Зеленец на постоянное жительство переехала в основном молодежь, что сказалось на резком повышении показателей рождаемости. Здание школы, которое было введено в строй в 1976 году, не вмещало такое количество детей, учебный процесс проходил в две смены, для организации обучения использовались старое здание школы, которое находилось в нижней части села, а также танцевальный зал дома культуры. Администрация школы и сельского совета совместно с родителями неоднократно обращались в органы государственного управления с ходатайством о строительстве новой школы. Строительство новой школы началось в 1990 году, и 1 сентября 1992 года новая школа на 1120 мест распахнула свои двери для своих учеников.

С 1995-96 учебного года численность обучающихся постепенно уменьшалась и к 2005-06 учебному году уменьшилась более, чем в 2 раза по сравнению с 1985 г. и составила 350 человек. Уменьшение численности обучающихся связано в первую очередь с уменьшением рождаемости в 90 –е годы, а также миграционными процессами. В 90 – годы из Зеленца стали уезжать люди из-за отсутствия работы, самые главные предприятия на территории поселения находились в тяжелом экономическом положении, происходило сокращение рабочих мест. Также в этот период несколько семей выехало в Германию. Среди них были и обучающиеся школы.

В последние годы численность обучающихся понемногу стала увеличиваться (2009-2010, 2011-2012). С 2009 - 10 учебного года в связи с реорганизацией Слудской и Мандачской СОШ в ООШ, в нашей школе в 10-11 классах обучаются дети с данных поселений, а в 2012 г. с закрытием Мандачской ООШ, в нашей школе обучаются и учащиеся основной школы. В ближайшие годы прогнозируется рост числа обучающихся в связи с вводом нового жилого дома в с. Зеленец.

Таблица 1.

Численность обучающихся в Зеленецкой СОШ

Учебные годы

Кол-во обучающихся

Кол-во классов-комплектов

1984-1985

480

1989-1990

691

1994-1995

785

36

1995-1996

726

1999-2000

552

2004-2005

362

2005-2006

350

2009-2010

362

2010-2011

356

2011-2012

364

2012-2013

370

3. Половой состав обучающихся школы

Мы проанализировали также соотношение девочек и мальчиков среди обучающихся школы за последние 8 лет и увидели, что в школе во все эти годы наблюдается превышение девочек над мальчиками, что отражает в целом половую структуру населения России, республики Коми и Сыктывдинского района. Наибольший перевес девушек над юношами на старшей ступени обучения: в 10 классе 12 девушек и 3 юноши (80%: 20%), в 11 классе 13 девушек (100%).

Таблица 2

Соотношение девочек и мальчиков

Учебный год

Девочки

Мальчики

2004-2005

182

180

2005-2006

180

170

2006-2007

192

158

2007-2008

189

168

2008-2009

186

172

2009-2010

195

167

2010-2011

185

171

2011-2012

190

174

2012-2013

193

177

4. Возрастной состав обучающихся школы

По данным отчета школы на 1 сентября 2012 о возрастном составе населения обучающихся, можно увидеть, что больше всего обучающиеся 2003 и 2004 годов рождения.

Таблица 3.

Возрастной состав обучающихся

Год рождения

Количество

Количество в %

1993

0,8

1994

3.7

1995

3,7

1996

5,4

1997

5,1

1998

9,7

1999

9,4

2000

10,2

2001

9,9

2002

10,7

2003

43

11,6

2004

43

11,6

2005

11,3

2006

0.8

Всего

370

100

Количество обучающихся по ступеням обучения:

1 ступень – 174 чел., 2 ступень – 168 чел., 3 ступень – 28чел.

    Результаты анкетирования

5.1. Национальный состав

Национальный состав мы определяем не у всех обучающихся школы, а только у респондентов, так как данная информация отсутствует в официальных источниках. По результатам анализа опрошенных по национальности в школе преобладает русские –57%.

Таблица 4

Национальный состав респондентов

Национальность

Количество опрошенных

Количество %

Русские

Коми

28,5

Чуваши

Украинцы

Азербайджанцы

Белорус

Часть детей затрудняется определить свою принадлежность к определенной национальности, так как родители имеют разную национальность.

5.2Место рождения обучающихся школы


По диаграмме мы видим, что большинство обучающихся школы родились в с.Зеленец и д. Парчег другие родились в Сыктывкаре и других населенных пунктах РК, лишь трое опрошенных приехали из-за пределов республики. Таким образом, основная часть обучающихся имеет местные корни.

5.3 Количество детей в семьях обучающихся

Таблица 5

Кол-во детей в семье

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

Всего

Один

Два

Три

Четыре

Шесть и более

В основном в семьях обучающихся один или два ребенка, на них приходится 24,2% и 57,1% соответственно. На многодетные семьи из числа опрошенных (три и более детей) приходится всего лишь 18,7%.

В то же время в настоящее время в нашей школе обучаются дети из многодетных семей, которых в поселении - 24.

Таблица 6

Количество многодетных семей и детей в таких семьях

годы

количество многодетных семей

количество детей в многодетных семьях

на 1.01. 2006.г

нет данных

на 1.01. 2007г.

на 1.01. 2008г.

на 1.01. 2009г.

на 1.01. 2010г.

на 1.01. 2011г.

Самые большие семьи: Клименко (родители и 8 детей), семья Колеговых (родители и 7 детей), в остальных многодетных семьях по 3 детей.

На вопрос «Сколько детей хотели иметь обучающиеся?» ответы были следующие: 1-2 ребенка -51обучающихся, 2-3 -8, 3 и более- 2, не знают -6, не хотят – 3.

5.4 Сфера деятельности родителей обучающихся

Сфера обслуживания – 20 родителей;

СЛПК – 18 родителей;

ОАО «Зеленецкая птицефабрика» - 16 родителей;

Образование – 15 родителей;

Домохозяйки – 3 родителя;

Пенсионеры – 4 родителя;

Также работают в медицине, ЖКХ, социальной сфере и управлении.

Для нашего поселения характерно, что большая часть родителей обучающихся имеют постоянное место работы: это учреждения сферы обслуживания Эжвинского района и г. Сыктывкара, а также самые крупные предприятия вблизи поселения – СЛПК и Зеленецкая птицефабрика. Наиболее распространенные профессии родителей – продавцы, водители, работники ЗПФ и СЛПК. Уровень безработицы среди родителей обучающихся невысокий, это объясняется выгодным географическим положением села, развитой инфракструктурой.

5.5 Профессиональные предпочтения обучающихся МБОУ «Зеленецкая СОШ»

Один из вопросов анкеты был «Какую профессию ты бы хотел получить?» Оказалось, что ребята хотят овладеть различными профессиями.

Таблица 7

Профессии

Количество обучающихся

медицина

парикмахер

программист

инженер - строитель

полиция

экономист

учитель

спортсмен

налоговая служба

автомеханник

ветеринар, следователь, электрик

по 1 чел.

журналист, музыкант, артист, слесарь

по 1 чел.

не определились

В школе проводится большая профориентационная работа, обучающиеся ориентируются в мире профессий. Обучающиеся школы задумываются о своем будущем.

Предполагаемый уровень образования: высшее – 60% (6 обучающихся планируют получить не менее 2 высших образований), средне-специальное -40%. Обучающиеся понимают, что в современных условиях стране нужны образованные, высококвалифицированные кадры.

    1. Увлечения обучающихся

В свободное от учебы время обучающиеся занимаются разными дополнительными видами деятельности по своим интересам: спорт, творчество, Интернет. Для занятий во внеурочное время предлагают свои услуги дом культуры, детский юношеский центр, музыкальная школа, библиотека, лыжная база, а также учреждения дополнительного образования Эжвинского района.

Среди опрошенных увлечения распределились следующим образом: спорт – 19 человек, музыкальная школа -3 чел., вокал -2 чел, Лингва- 2 чел, рисование -2 чел., кружки -3 чел, читают – 3 чел., разные увлечения – 12 человек, гуляют -21 чел., нечем -6 чел. Обучающиеся 11 класса занимаются самообразованием и подготовкой к ЕГЭ.

5.7 Участие во внеурочной жизни школы

Постоянно участвуют во внеурочной жизни школы 54,3% опрошенных, иногда-17,1%, вообще не участвуют – 28,6%. Больше всего тех, кто не участвует в общественной жизни школы обучающиеся 8аб классов.

    Динамика потенциальных первоклассников

Сколько первоклассников придет в школу в будущем?

На уроке географии с обучающимися 9 класса мы изучили паспорт сельского поселения, проанализировали данные и сделали вывод: сколько обучающихся придет в первый класс в ближайщие 5 лет.

Таблица 9

Потенциальные первоклассники

2013

2014

2015

2016

2017

Количество детей в возрасте от 0 до 6 лет -339.

Мы видим, что реформа правительства с материнским капиталом оказала заметное влияние на рождаемость в поселении, у людей появилась вера в будущее.

Заключение.

    Глубокий социально-экономический кризис 90-х годов отразился на численности обучающихся нашей школы.

    Демографический портрет нашей школы отражает общую демографическую ситуацию в РК, России в целом.

    В нашей школе женский коллектив преобладает над мужским. Эта тенденция так же прослеживается в России и республике.

    Национальный состав населения разнообразен, но преобладают русские.

    В ближайшие 5 лет численность обучающихся школы не будет сильно изменяться

    По итогам наших исследований примерно через 10-12 лет количество учащихся вновь будет увеличиваться, когда подрастёт поколение 15-летних. К этому времени сегодняшние подростки вступят в детородный возраст.

Литература

    Интернет источники (ru .wikipedia .org /wiki /).

    Паспорт сельского поселения «Зеленец».

    Предварительные итоги переписи населения в Республике Коми

    Алфавитная книга МБОУ «Зеленецкая СОШ».

    Архивные документы МБОУ «Зеленецкая СОШ».

    Статистические отчеты МБОУ «Зеленецкая СОШ».

ПЛАН ПРОЕКТА

«ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ №1185»

Предварительный этап

Перед началом реализации проекта учитель проводит подготовительную работу: осмысливает основной замысел будущего проекта, цель и задачи проектной работы, примерную тематику исследований, организационные вопросы. Оформляются опросные листы, бланки, информация о проектной работе. Происходит формирование проектной группы. Определяются дни проведения интервью с секретарём школы, опроса учащихся школы.

Стартовый этап

Учитель озвучивает идею проекта, представляет информацию о состоянии демографической ситуации в стране, регионе и данных переписи населения, организует обсуждение тем будущих исследований проекта. Учащиеся высказывают свои идеи, гипотезы, записывают вопросы. Учитель мотивирует учащихся на участие в проекте. Учащиеся получают домашнее задание: найти значения слов и зафиксировать их в словаре проекта. Знакомятся с примерами индивидуальных планов работы над проектом. Результатом данного этапа является оценивание ситуации на входе в проект (формирующее оценивание), создание необходимой эмоциональной атмосферы, формирование группы.

Результат деятельности учащихся - словарик основных терминов, создание группового и индивидуальных маршрутов проекта.

Поисковый этап

Проблемное изложение материала учителем, беседа с учащимися на основе выполненного домашнего задания (основные понятия, вопросы), определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез.

Учитель представляет информацию по географии населения России, Санкт-Петербургаи демографической ситуации в регионе. Учащиеся коллективно обсуждают план деятельности. Учитель ориентирует участников проекта на определение результатов работы каждого. Учащиеся создают план работы группы, участвуют в определении целей и задач. Дидактические материалы – раздаточные листы, карточки, аннотированный список ресурсов, требования к плану работы группы, направляющие вопросы, анкеты, методические инструкции по проведению исследований. Назначаются дни проведения интервью и опроса учащихся школы.

Учащиеся изучают различные источники информации, выполняют задания, проводят опрос, берут интервью, фотографируют, обрабатывают статистические данные, выполняют творческие работы, выбирают формы представления результатов. Участники осуществляют систематизацию материала в соответствии с идеей работы. Учитель проводит индивидуальные консультации, знакомится с промежуточными отчетами.

Обобщающий этап

На этом этапе учащиеся работают над созданием презентации. Учитель представляет шаблоны буклета, презентации. Используются статистические и информационные материалы, справочники, словари. Учащиеся систематизируют подобранный материал, оформляют результаты работы в различных формах. На этом этапе осуществляется доработка отчетов о проведенных исследованиях.

Завершение проекта

Проводится конференция, на которой участники проекта представляют результаты работы. Рефлексия работы над проектом осуществляется через обсуждение, что удалось и не удалось сделать в данном проекте, какие вопросы необходимо вынести на обсуждение в будущих работах. Учащиеся высказывают свое мнение об участии в проекте, своих впечатлениях и открытиях. Во время подведения итогов происходит формулировка общего вывода.

1. Что такое демографическая ситуация?

Демографическая ситуация – то комплексная количественная характеристика и качественная оценка демографических процессов (рождаемости, смертности, миграции, брачности, разводимости), протекающих на определенной территории: их тенденций, итогов к определенному периоду и последствий.

Действительно половозрастная структура населения является «запечатленной демографической историей», поскольку в ней отражаются «демографические волны» - подъемы и спады численности населения, которые прослеживаются через поколения. К примеру, в результате войн гибнут не только непосредственные их участники, но и понижается общая численность населения, поскольку умершие не могут дать в дальнейшем потомства. Также перекосы в сторону женского населения свидетельствуют о воинах, на которых умирали в основном мужчины.

3. Выберите верный ответ. Более молодое население проживает: а) в центральных районах России; б) в районах Крайнего Севера.

4. Как вы считаете, для чего необходимы знания о возрастном составе населения страны?

Знания о возрастном составе населения позволяют лучше понять потребности населения, к примеру, если регионе проживает большое молодого населения, то у них возрастает потребность в детских садах, школах, есть потребность в работе, а значит в новых предприятиях; если же преобладает пожилое население, то больше возникает потребностей в социальных службах, поликлиниках. Также знание о возрастном составе населения позволяет делать экономические прогнозы, к примеру, можно заранее предотвратить проблемы стагнации экономики из-за эффекта старения нации.

5. Назовите особенности половозрастной структуры населения России.

В России существует ряд особенностей половозрастной структуры населения. В частности в общей половой структуре преобладают женщины, причем сдвиг в сторону женского населения происходит в возрасте после 32 лет. При увеличении возраста дисбаланс полов увеличивается. В возрастной структуре преобладает трудоспособный возврат. Также в России четко прослеживаются демографические волны – эхо Великой Отечественной войны (спады численности населения: 70-65 лет, 40-45 лет, 10-15 лет).

6. Какие различия по возрастному составу населения наблюдаются в отдельных регионах России? Чем это обусловлено?

Возрастной состав населения регионов России весьма существенно различается. Средний возраст населения в пяти самых «молодых» регионах России (Р.Тыва, Р.Алтай, Чеченская Р., Р. Дагестан, Ямало-Ненецкий АО), по крайней мере, на 8,5 года ниже, чем в пяти самых «старых» (Ярославская обл., Тверская обл., Владимирская обл., Рязанская обл., Калужская обл.).

7. Найдите на половозрастной пирамиде точки, соответствующие вашему возрасту, возрасту ваших родителей, бабушек, дедушек и других родственников.

Численность населения в возрасте 14-15 лет составляет: 700 тыс. (М) и 680 тыс. (Ж); в возрасте от 45-48 лет: 850 тыс. (М), 1000 тыс. (Ж); в возрасте: 70-75 лет: 360 тыс. (М), 750 тыс. (Ж).

8. Можно ли утверждать, что продолжительность жизни в России во многом зависит от образа жизни? Как вы считаете, может ли увеличиться продолжительность жизни в России? Что для этого нужно сделать обществу и самому человеку?

Продолжительность жизни человека зависит от множества различных факторов, и определяется не только лишь его наследственными и биологическими особенностями. Продолжительность жизни человека зависит и от социальных условий жизни (быт, труд, питание, отдых, образ жизни). При этом социальные условия гораздо весомее, чем биологические. Так, продолжительность жизни зависит от усилий общества, направленных на укрепление здоровья и предотвращение смертности населения. Продолжительность жизни намного выше в экономически развитых странах. Продолжительность жизни в России может увеличиться, если будет развиваться социальные институты, в первую очередь доступная, качественная и бесплатная медицина. Так же и сам человек может повлиять на свою продолжительность жизни, необходимо лишь соблюдать правила здорового образа жизни (не употреблять наркотические средства, вести активный образ жизни, следить за питанием и режимом дня).

9. В послании Федеральному собранию в мае 2006 г. Президент России назвал одной из самых острых проблем современности демографическую проблему. В качестве задач, направленных на преодоление демографического кризиса, были названы: 1) снижение смертности; 2) эффективная миграционная политика; 3) повышение рождаемости. Выскажите своё отношение к данной проблеме. Как вы считаете, какие эффективные меры нужно принять, чтобы решить демографическую проблему в нашей стране?

Для разрешения демографических проблем в России необходимо срочное принятие следующих мер: направленные на повешение рождаемости – социальная защита семьи – решение жилищного вопроса, строительство новых детских садов и школ, поддержка матерей и увеличение выплат детских пособий; направленные на уменьшение смертности: развитие бесплатной и доступной медицины, пропаганда и поддержка ЗОЖ; направленные на увеличение продолжительности жизни: уменьшение рабочей недели, увеличение уровня жизни, за счет искоренение бедности, поддержка пожилого населения, увеличение пенсий, уменьшение пенсионного возраста.

Почти в каждой публикации на тему перенаселения, "демографического взрыва" и демографической политики вы можете прочесть, что начинается стабилизация численности населения, так что перенаселение не является больше проблемой. Представьте себе, что мы сидим в поезде, который должен перечечь глубокое ущелье по мосту, и вот мост начинает рушиться как только мы приближаемся к нему. Сначала он трещит, но звук не сильно беспокоит тех, кто сидит в поезде. Потом, когда начнется крушение, уже ничего сделать нельзя. Посмотрим, оправдан ли демографический оптимизм и как будет развиваться народонаселение в 21 веке.
Все демографы на ближающее будущее прогнозируют рост населения, пусть и замедляющийся. Помимо этого, значительная инерция будет увеличивать население уже после достижения "оптимального" уровня рождаемости. Ошибка и в том, что тенденция колебания численности населения никогда не может сводиться к стабильности. Всегда население либо растет, либо сокращается - такое можно наблюдать и в природных популяциях различных животных. Скорее всего, в перспективе нас ждало бы падение - при сохраняющихся тенденциях. Ошибка прогнозирования в данном случае не в том, что демографы чего-то не учитывают, дает сбой сам метод экстраполяции. Так, у того же Араб-Оглы говорится о численности населения СССР в 2000 году. Но через 10 лет десять лет от момента озвучивания прогноза государство СССР исчезло с карт. В масштабах планетарных демографических прогнозов это мелочь, но ведь аналогичная ситуация может сложиться и с миром в целом, прогнозы окажутся слишком предвзятыми. Планета не выдержит десятка миллиардов людей даже сотню лет. И здесь нет мистики, я не оживляю планету - просто нарушится экологическое равновесие, экологическая катастрофа войдет в завершающую фазу. В худшем случае может исчезнуть всё живое на земле (как следствие истончения озонового слоя и усиления космического излучения, например).
Перенаселение не ждет нас в будущем, оно уже давно наступило. Тропические влажные леса почти вырублены, отравлены реки и во многом моря. Обратим или нет процесс разрушения сейчас - никто не знает. Ста лет у нас нет. Да и ждут нас в течение ста лет не сокращения населения, а стабилизация роста. Не стоит забывать и о постояннои сокращении фонда пахотных и вообще плодородных земель. После эррозионного процесса остается пустая земля, на которой даже сорняки не растут. "Предел роста" уже достигнут несколько десятилетий назад. Мы перешли черту. И вот вместо ориентации на быстрое сокращение численности (один ребенок на семью), поощряют многодетность в развитых странах, в том числе в России. Единственный шанс спасти природу - сократить население за сто лет как минимум втрое, плюс глобальная деиндустриализация. Но никто не будет этого делать, а потому - катастрофа неизбежна. В дополнение к общему росту будет повышаться плотность населения в городе, вообще усиливаться урбанизация. Потребление на душу населения возрастет, количество отходов возрастет. Рост давления на землю обгонит снижение количества населения. У человечества нет времени на раздумья, да думать оно не собирается. Демографическая картина в связи с другими факторами позволяет уверенно прогнозировать истощение ресурсов и экологическую катастрофу к концу 21 века, а возможно и раньше.