Кредиты

Как проверить деньги на подлинность? Защита денег от подделки. Программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность Главные принципы реализации программы

Надежность всеобщего экономического эквивалента, коим являются деньги, волнует человечество со времени их появления. С началом обращения бумажных денег и распространения ценных бумаг проблема фальшивомонетничества надолго, если не навсегда, вошла в нашу жизнь.

Наилучшей собственной защитой является качество денежных знаков. Оригинальные методы печати и первоклассные материалы делают задачу подделки настолько трудной и дорогой, что такие действия теряют смысл. Поэтому, чтобы исключить возможность фальшивомонетничества, большинство государств идут по пути совершенствования защиты бумажных денег.

Как отличить подлинный платежный билет от фальсификации? Для ответа на этот вопрос рассмотрим, какие существуют способы защиты банкнот и какими средствами распознавания подлинности может быть решена эта задача.

Достаточно условно способы защиты банкнот и ценных бумаг можно разбить на две группы:

  • Органолептические - выявляются органами чувств человека (визуальные и полиграфические защитные признаки
  • Машиночитаемые - сугубо индивидуальные физические образы для каждого вида, номинала, года выпуска банкнот, которые могут быть определены исключительно с помощью специальных приборов

Органолептические защитные признаки банкнот

Защитным признакам, относящимся к органолептической группе столько лет, сколько печатаются банкноты, а совершенствование этих видов защиты продолжается и по сей день.

В этой группе признаков ведущее место занимают визуальные, среди которых:

Специальные пигменты придают ей оригинальный цвет, а добавки различных натуральных волокон (льна, хлопка, шелка) специфическую износостойкость, жесткость и звонкость. В отраженных ультрафиолетовых лучах банкнотная бумага не люминесцирует, что отличает ее от обычной бумаги.

Видимое при рассмотрении на просвет изображение, которое создано внутренней структурой бумаги. Существуют несколько видов водяных знаков: светлые, темные, двутоновые, многотоновые; по расположению на банкноте: локальные, общие и бегущие

Цветные волокна и конфетти

На стадии отлива бумаги в нее добавляют тончайшие цветные шелковые волокна, способные люминесцировать в отраженных ультрафиолетовых и инфракрасных лучах, а так же более крупные частицы или конфетти визуально легко контролируемые

Защитная нить (лента)

Введение синтетических либо металлизированных нитей (сплошных или ныряющих) в бумажное полотно еще на стадии его отлива существенно усложняет подделку банкнот.

Kipp-эффекты и голографические изображения

Пространственный характер глубокой печати скрытых изображений, который распознается при изучении банкноты под соответствующим углом падения или отражения света

Печать лицевой и обратной стороны банкноты с обеспечением точного их совмещения или дополнения

Эффект «овиай»

Эффект изменения цвета отдельных элементов или целых изображений в зависимости от угла зрения

«Oрловская» печать

Относится к полиграфическим защитным элементам и выражен в четком и резком изменении одного цвета в другой без разрыва и смещения линий рисунка

«Ирисный» раскат

Полиграфический элемент в виде плавного перехода одного цвета линий защитной сетки в другой

Сетка тонких линии, при копировании или сканировании банкнот создает на копии «муаровый» эффект

«Тактильная» печать

Полиграфический элемент с тактильным ощущение рисунка - высокая и глубокая печать позволяющая создавать печатные элементы, воспринимаемые на ощупь

Микропечать

Печать отдельных элементов (чаще слов или целых фраз) высотой до 0.5 мм, что позволяет рассмотреть их при увеличении не менее чем в 7 раз

Лазерная высечка изображений в виде микроскопических сквозных отверстий

Визуальные защитные признаки предназначены для контроля подлинности банкнот преимущественно в повседневном массовом обращении, когда количество денежных билетов ограничено, имеется достаточно времени для проверки и отсутствуют приборы контроля.

Следует отметить, что фальшивки «среднего уровня», как правило, достаточно хорошо производят в первую очередь именно визуальные защитные признаки банкнот, поэтому органолептический контроль требует специальных знаний и наблюдательности.

Машиночитаемые защитные признаки банкнот

Все большее развитие в последние годы получают машиночитаемые защитные признаки, представляющие собой запрограммированные комбинации красок с разными физическими свойствами, распределенные по банкноте в строго определенном порядке и создающие легко опознаваемые образы в какой-либо области спектра.
Такие методы защиты применяются сейчас в большинстве ведущих валют мира.

Машиночитаемые защитные признаки образуются путем введения в краски специальных добавок и вносятся в банкноты с использованием уникального полиграфического оборудования, существующего в единичных экземплярах и находящегося во всех странах под государственным контролем.

К таким признакам относятся:

Защита банкнот люминофорами - красками, флуоресцирующими при ультрафиолетовом освещении (рисунки и окрашенные волокна). Распознавание таких люминесцентных красок в большей степени рассчитано на визуальное восприятие, т. к. спектр излучения из невидимой ультрафиолетовой области фактически переносится в видимую область соответствующего цвета

Магнитная защита

Защита банкнот красками содержащими магнитные пигменты, которые наносятся в отдельных областях банкноты со строго определенным порядком чередования

Защита банкнот нанесением метамерных красок, имеющих различную отражающую способность в инфракрасном излучении (области банкнот различающиеся по цвету при использовании ИК-излучения и выглядящие одинаково при обычном освещении). Из всех известных средств защиты денежных знаков, пока фальшивомонетчикам ни разу не удалось воспроизвести ИК-защиту банкнот

Выявить наличие подобных физических свойств и их распределение по банкноте можно только с помощью специальных приборов.

Важно отметить, что соответствующие физические образы банкнот носят сугубо индивидуальный характер как для каждого вида валюты и номинала, так и для года выпуска. Краски с другими физическими свойствами могут быть обнаружены только с помощью специально разработанных датчиков и приборов, равно как и особые признаки бумаги и красок, являющиеся принадлежностью исключительно подлинных банкнот.

Таким образом, физические образы машиночитаемых защитных признаков предоставляют мощный инструмент для дополнительного кодирования банкнот, причем инструмент уникальный и практически не воспроизводимый с помощью любого из видов доступного для фальшивомонетчиков копировально-множительного и полиграфического оборудования.

Практикум по финансовой грамотности

учитель начальных классов

ГБОУ Школы № 2075 г. Москвы

aslibekyan 80@ mail . ru

Тема : Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.

(слайд 1)

Форма занятия: практикум

(слайд 2)

Цели: Научить обучающихся отличать настоящие деньги от подделок.

Задачи: Познакомить учащихся с видами денежных единиц; провести эксперимент по определению степени защиты денег.

Методы исследования: эксперимент, наблюдение

Формы работы: фронтальная, групповая, исследовательская.

Материалы и оборудование: компьютер, интерактивная доска, документ-камера, монеты разного достоинства, увеличительное стекло (лупа), ультрафиолетовая лампа, ювелирные весы, предметы для дидактической игры "Обмен".

Перед началом занятия все дети получают условную монетку (желтого, белого или красного цветов)

Ход занятия.

Добрый день, ребята. Мы продолжаем путешествие в увлекательный мир финансов. Для этого нам необходимо вспомнить, что мы уже знаем о деньгах.

Из чего были сделаны первые деньги? Как они назывались?

(слайд 3)

(дети отвечают на вопросы педагога, рассматривая слайд)

Молодцы! А теперь посмотрите на свои монетки, которые вы получили перед началом занятия. У кого монетки желтого цвета? Как вы думаете, какие это деньги?

Золотые!

Хорошо! А красные?

Это медные!

Отлично! Какие остались?

Белые. Это серебро!

Какие вы молодцы. Давайте теперь образуем группы по цветам своих монеток.

(Дети пересаживаются в новые группы.)

Хорошо. Вот в таком составе мы и будем с вами работать дальше. Рассмотрите, что есть у вас на столах? (Дети рассматривают.)

Разные монетки, весы, лупа, бумажные деньги.

Как вы думаете для чего все эти предметы нам нужны. (Ответы детей.)

Скажите, со всеми ли этими деньгами вы можете пойти в магазин?

Нет. На некоторых банкнотах металлической полоски нет. Это подозрительно.

Как вы думаете, какую проблему мы с вами будем рассматривать?

(Постановление проблемы, ответы детей, озвучивание темы практикума.)

Действительно, некоторые несознательные граждане умеют очень точно копировать деньги, выпущенные государством. Это называется мошенничество, подделка, такие деньги ненастоящие, т. е. фальшивые. За пользование такими купюрами в нашей стране предусмотрена уголовная ответственность. Чтобы не попасть в эту ловушку необходимо научиться распознавать поддельные банкноты и монеты. Как это можно сделать? Давайте проведем опыт.

(слайд 4)

Опыт 1: Возьмите лупу и внимательно рассмотрите 2 купюры. Чем они отличаются? (дети отвечают).

Вывод: При рассмотрении купюры с помощью лупы на защитной нити можно увидеть микротекст.

Вывод: У фальшивой монеты может быть меньше или больше вес, не соответствовать размер диаметра или отсутствовать гурт.

Мы с вами рассмотрели способ, которым вы сами можете определить подлинность денег. Но ведь существуют и очень способные мошенники, которые научились подделывать купюры так, что даже с помощью лупы не всегда можно распознать подделку. Что же делать?

(ответы и предположения детей)

Существует ультрафиолетовая лампа. (Уч. демонстрирует лампу.) С ее помощью в банках и магазинах можно выявить поддельные купюры. (Опыт с ультрафиолетовой лампой проводит учитель, демонстрируя с помощью документкамеры все свои действия на интерактивной доске. Рассматривание настоящей и поддельной купюр.)

Вывод 1: При свете ультрафиолета видно, что на настоящих купюрах светятся отдельные элементы орнамента и центрального изображения. Еще на купюрах видны светящиеся красные и светло-зеленые волокна.

Вывод 2: При сравнении настоящей и фальшивой купюр видно, что поддельная купюра имеет голубоватое свечение и не имеет защитных элементов.

Опыт 2: У вас на столах находятся весы. Ваша задача взвесить каждую монетку и записать в сопроводительной карточке ее вес. (дети работают) Соотнесите на основании проведенных измерений вес с внешним видом монеты. (слайд 5).

Опыт 3: -Возьмите две монетки достоинством 10 рублей (одна монетка подлинная другая нет) Одинаковые ли они? Перед этим рассмотрим с вами 5 слайд и узнаем настоящий вес монет разного достоинства. Но кроме веса есть ещё другие показатели подлинности монет - это размер, наличие гурта, аверс, реверс, легенда.

Дети дают определения с помощью 6 слайда:

Легенда- это…..

Аверс- это….

Реверс – это…

Гурт- это….

Признаки

монета 1

монета 2

вес

размер

гурт

Составьте сравнительную таблицу. (Дети составляют таблицу на карточках).

Интересно? А теперь я вам предлагаю сходить в магазин. Все любите ходить в магазин? Тогда немного поиграем.

(Проводится игра "Свободная касса" слайд 7)

Дети в магазине выбирают товар, который им необходим и подходят к кассе, которая свободна).

Чем закончился поход в магазин?

Закончились деньги, набрали продуктов, отдали деньги на кассе.

Как называется процесс отдачи денег и получения товара?

Процесс купли-продажи.

А всегда ли существовали деньги?

Нет! Когда-то просто меняли один товар на другой.

(слайд 8)

Да, такой процесс обмена называется - БАРТЕР.

А кто скажет, как называется процесс обмена товара на деньги?

(Ответы детей)

(слайд 9)

Вы молодцы! Для закрепления полученных знаний давайте вспомним литературные произведения, в которых речь шла о деньгах.

(слайд 10)

Деньги, ребята, присутствуют и на страницах любимых произведений.

1. В каком произведении сын папе говорит:

Если я действительно стою сто тысяч миллионов, то нельзя ли мне получить хоть немного наличными, чтобы я мог купить маленького щенка?

2. Главный герой этой сказки продал свою АЗБУКУ, чтобы купить билет на спектакль.

3. Именинница нашла деньги и купила самовар.

4. Это животное грызёт орешки, но не простые а ….?

Установите соответствие и соедините:

Малыш и Карлсон” рубль

Приключение Буратино” динар

Али-Баба и 40 разбойников” сольдо

Муха-Цокотуха” эре

Понравилось ли вам занятие?

Что нового вы узнали?

Сможете ли вы применить эти знания на практике?

С пользой ли вы провели время?

Спасибо за внимание!

Список литературы:

    Ожегов С. «Толковый орфографический словарь русского языка». - М.: 2009г.

    Энциклопедия «Всё обо всём».

    Деньги мира. Мир энциклопедий Аванта +. 2006 г.

    Прошлое в монетах. Памятные монеты. 1832-1991 гг./ Т.А. Аглинцева, Е.Н. Кукушкина, Г.М. Сухонос и др./под редакцией А.В. Юрова. - М.: Финансы и статистика, 1994 - 288 с.

    Еженедельное издание «Монеты и банкноты» за 2012год

    Ресурсы Интернет:

Муниципальное казенное учреждение «Управление образования»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей «Эрудит»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Лицей «Эрудит»

Н.Т.Иванова

Приказ № 210 от 30.08 2017г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

кружка « Финансовая грамотность » для 3 «Б» класса

начального общего образования по УМК «Школа России»

на 2017-2018 учебный год

Ташкиновой Елены Анатольевны,

учителя первой квалификационной категории

Рассмотрена

на заседании МО учителей начальных классов

протокол № 4

руководитель МО ____________В. Ф. Убогова

Принята

на заседании методического совета

протокол № 4

Председатель МС _______Т.В. Денисенко

Рубцовск, 2017

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по финансовой грамотности для 2,3, классов составлена на основе авторской программы: Юлия Корлюгова. Финансовая грамотность. Учебная программа.2-4 классы. Москва, Вита, 2015.

Изучение курса «Финансовая грамотность» в начальной школе направлено на достижение следующих целей :

Развитие экономического образа мышления;

Воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;

Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса :

Деньги, их история, виды, функции;

Семейный бюджет.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини - исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

2. Место курса в учебном плане.

На изучение курса «Финансовая грамотность» во 2,3, классах начальной школы отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 16 часов (16 учебных недель)

3. Планируемые результаты.

Личностные результаты:

*осознание себя как члена семьи, общества и государства;

*овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

* развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

*развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.

Метапредметные результаты.

Регулятивные.

Обучающийся научится:

*понимать цели своих действий;

*составлять простые планы с помощью учителя

*проявлять познавательную и творческую инициативу;

*оценивать правильность выполнения действий;

*адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.

Познавательные.

Обучающийся научится:

* освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;

*использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

*овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

*овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Коммуникативные.

Обучающийся научится:

*составлять текст в устной и письменной формах;

*слушать собеседника и вести диалог;

*признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

*излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

*договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные.

Обучающийся научится:

*понимать и правильно использовать экономические термины;

*иметь представление о роли денег в семье и обществе;

*уметь характеризовать виды и функции денег;

*знать источники доходов и направлений расходов семьи;

*уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет4

Определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения4

*проводить элементарные финансовые расчеты.

4. Содержание учебного предмета.

2.3 классы.

Курс открывается темой «Что такое деньги и откуда они взялись», при изучении которойребятам впервые предлагается сведения о появлении обмена товарами, о проблемах товарного обмена, о появлении первых денег - товаров с высокой ликвидностью. При этом дети в общих чертах прослеживают, что свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Дети узнают о появлении первых монет и о монетах разных государств.

Изучение курса продолжается в теме «Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок», которая знакомит детей с устройством монет, изобретением бумажных денег, со способами защиты от подделок бумажных денег.

Следующая темапрограммы «Какие деньги были раньше в России» формирует у учащихся представление о древнерусских товарных деньгах, о происхождении слов «деньги», «рубль», «копейка», о первых русских монетах. Далее изучается тема «Современные деньги России и других стран», в которой дети знакомятся с современными деньгами России, современными деньгами мира, появлением безналичных денег, безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных расчетов, с функциями банкоматов.

Следующая тема «Откуда в семье деньги». В ней рассматриваются следующие понятия: деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад, основным источником дохода современного человека является заработная плата, размер заработной платы зависит от профессии. Дети получают элементарные сведения о том, что собственник может получать арендную плату и проценты, государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Дети также знакомятся с тем, что при нехватке денег их можно взять взаймы, существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

Продолжает изучение курса тема «На что тратятся деньги» Люди постоянно тратятденьги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Многие люди тратят деньги на хобби, а иногда и на вредные привычки.

Следующая тема для изучения « Как умно управлять своими деньгами» Здесь даются понятия: бюджет - план доходов и расходов. Люди ведут учет доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

В теме «Как делать сбережения» учащиеся узнают, что если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

5. Календарно - тематическое планирование 2,3 класс

п/п

Дата

прове

дения

Тема, количество

часов

Базовые

понятия

Базовые

знания

Личностные

характеристики

и установки

Умения

Компетенции

Формы учебной

деятельности,

осуществляемые на занятиях.

Обмен и деньги (8 часов)

1-2

Что такое деньги и откуда они взялись

2 часа

Товар. Деньги. Виды денег.Ликвидность Покупка. Монет. Бумажные деньги.

Виды денег: наличные, безналичные.

Различать виды денег

Объяснять выгоды обмена. Различать виды денег.

Общее обсуждение.

Игровая деятельность.

3-4

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.

2 часа

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. Номинал. Банкнота. Купюра.

Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги.

Понимание того, как отличить деньги от фальшивых денег.

Отличать деньги от фальшивых денег.

Сравнивать металлические и бумажные деньги. Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

Общее обсуждение, игровая деятельность, практическая работа.

5-6

Какие деньги были раньше в России.

2 часа

« Меховые деньги». Старинные деньги. Куны. Денга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник.

«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Ассигнация.

Понимание происхождения денег.

Называть старинные деньги.

Называть и описывать старинные деньги.

Общее обсуждение, групповая работа, игровая деятельность.

7-8

Современные деньги России и других стран.

2 часа

Банки. Деньги. Виды денег.

Доллары. Евро.

Виды денег: наличные, безналичные, электронные. Пластиковые карты.

Понимание того, что деньги - средство обмена, а не благо.

Пользоваться пластиковыми картами. Производить безналичный расчет.

Знать современные российские деньги. Объяснять, что такое пластиковая карта и безналичный расчет.

Общее обсуждение, практическая работа, творческая работа, исследование.

Семейный бюджет (8 часов)

9-10

Откуда в семье деньги

2 часа

Доходы. Заработная плата. Пенсия.

Доходы семьи: зарплата, пенсия, пособия, стипендия

Понимание того, от чего зависят доходы семьи.

Рассматривать источники доходов и объяснять, что влияет на размер доходов.

Различать виды доходов семьи.

Общее обсуждение, творческая работая, мини - исследование.

11-12

На что тратятся деньги.

2 часа

Расходы. Сбережения. Долги.

Расходы. Непредвиденные расходы.

Понимание происхождения расходов.

Различать планируемые и непредвиденные расходы.

Общее обсуждение, тестирование, творческая работа, мини - исследование.

13-14

Как умно управлять своими деньгами.

2 часа

Расходы и доходы. Семейный бюджет.

Бюджет: доходы и расходы.

Понимание того, что семейный бюджет планируется заранее, но бывают непредвиденные расходы.

Умение составлять бюджет семьи.

Составлять семейный бюджет на условных примерах.

Общее обсуждение, Творческая работа.

15-16

Как делать сбережения.

2 часа

Банковский вклад. Копилка. Недвижимость.

Виды сбережений.

Понимание того, из чего складываются сбережения.

Сравнивать разные виды сбережений.

Различать виды сбережений.

Общее обсуждение, творческая работа, игровая деятельность.

6. Описание учебно - методического обеспечения образовательного процесса.

Книгопечатная продукция.

Сергей Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 2-3 классы. В 2 ч. Ч. 1 -Москва ВИТА,2015

Сергей Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 2-3 классы. В 2 ч. Ч. 2 -Москва ВИТА,2015

Юлия Корлюгова. Финансовая грамотность. Методические рекомендации для учителя.- Москва ВИТА, 2015

Технические средства обучения

Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления таблиц

Экспозиционный экран

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

Стол учительский с тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Цель: Научиться определять подлинность банкнот Банка России. Защитные признаки: 1 Скрытые радужные полосы2 Микроперфорация3 Ныряющая металлизированная нить4 Цветопеременная краска5 Защитные волокна6 Рельефное изображение7 Скрытое изображение8 Водяной знак9 Микротекст 1.Скрытые радужные полосы 2.Микроперфорация3.Ныряющая металлизированная нить4.Цветопеременная краска5.Защитные волокна6.Рельефное изображение7.Скрытое изображение8.Водяной знак9.Микротекст 4 9 6 2 3 5 7 8 1 Банкноты Банка России 500 руб. 4 1.Скрытые радужные полосы2.Микроперфорация3.Ныряющая металлизированная нить4.Защитные волокна5.Рельефное изображение6.Скрытое изображение7.Водяной знак8.Микротекст 5 8 7 6 1 2 3 Банкноты Банка России100 рублей Скрытые радужные полосы Микроперфорация Ныряющая металлизированная нить Цветопеременная краска Защитные волокна Рельефное изображение Скрытое изображение Водяной знак Микротекст Это новый признак подлинности банкнот, расположенный на всех номиналах (10,50,100,500,1000 рублей). При рассмотрении банкнот под острым углом, на поле возникают многоцветные (радужные) полосы. Новый признак подлинности купюр, расположенный на банкнотах 100,500,1000 рублей. При рассмотрении против источника света на ней видно цифровое обозначение номинала, сформированное микроотверстиями. Бумага в месте расположения микроотверстий не должна быть шероховатой на ощупь. Это новый признак подлинности банкнот, расположенный на всех номиналах. В бумагу банкнот внедрена металлизированная защитная нить, которая видна на оборотной стороне банкнот в виде блестящих прямоугольников. Цветопеременная краска меняет цвет при изменении наклона банкноты. На банкнотах номиналом 500 рублей цветопеременной краской выполнена эмблема Банка России. В бумаге банкнот хоатично расположены цветные защитные волокна. Это ранее существовавший признак подлинности купюр. Если купюру рассматривать под увеличительным стеклом, то впечатление такое, будто видишь кусочки тонких коротких ниточек. Текст "Билет Банка России" в верхней правой части лицевой стороны банкнот и метка для людей с ослабленным зрением в нижней части узора купонного поля имеют рельеф, воспринимаемый на ощупь. На орнаментальной ленте банкнот при горизонтальном их расположении на уровне глаз под острым углом падающего света видны буквы "РР" При рассмотрении банкноты на просвет видны многочисленные водяные знаки. На узком купонном поле изображено цифровое обозначение номинала, на широком - фрагмент сюжета лицевой или оборотной стороны. Микротекст состоит из букв "ЦБР" и цифрового обозначения номинала. Вывод Банкноты Банка России трудно подделать, но легко проверить. Гражданам России необходимо знать и уметь определять подлинность банкнот Банка России. Для надежного определения подлинности банкнот, необходимо проверять не менее 3 защитных признаков.