Банки

Как заполнять упрощенную форму баланса. Упрощенный бухгалтерский баланс. Порядок заполнения баланса и отчета о финансовых результатах. Как составить баланс малого предприятия

Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) формулирует ответственность за действия лиц (служащих государственных и местных органов власти), которые явным образом выходят за рамки их компетенции. Санкции налагаются в случае возникновения существенного нарушения интересов и прав организаций либо граждан, общества, государства. Рассмотрим далее принятые изменения в ст. 286 УК РФ.

Санкции

Общий состав преступления по ст. 286 УК РФ предполагает наказание в форме:

  1. Штрафа. Его величина - до 80 тыс. руб. или равна сумме дохода/зарплаты виновного за период до 6 мес.
  2. Принудительных работ. Их продолжительность - до 4 лет.
  3. Запрета на осуществление определенной деятельности или пребывания на конкретном посту до 5 лет.
  4. Тюремного заключения до 4 лет.
  5. Ареста на 4-6 мес.

Квалифицирующие признаки

Ст. 286 УК РФ в части 2 устанавливает наказание за приведенные выше деяния, если они совершены лицом, находящимся на государственной должности РФ или субъекта РФ, а также в качестве главы местного органа власти. В этих случаях санкции следующие:

  1. Штраф 100-300 тыс. руб. или в сумме зарплаты (поступлений из иного источника) осужденного за 1-2 года.
  2. 5 лет принудительных работ.
  3. До 7 лет тюрьмы.

В последних двух случаях в дополнение к основному наказанию суд может наложить запрет на выполнение конкретной профессиональной деятельности или пребывание на определенных постах до 3 лет.

части 3

Деяния, которые предусмотрены в ч. 1 и ч. 2 ст. 286 УК РФ, могут быть совершены:

  • С применением спецсредств или оружия.
  • С причинением последствий тяжкого характера.
  • С применением насильственных действий или с угрозой их использования.

В этих случаях виновному грозит тюремное заключение от 3 до 10 лет с запретом на определенную деятельность или пребывание на конкретных должностях.

Комментарии

Обвинение по ст. 286 УК РФ может предъявляться в случае совершения активных действий. При этом они должны явно выходить за рамки его компетенции и повлечь существенное ущемление законных интересов и нарушение прав других лиц. Данное деяние предполагает косвенный или В ст. 286 УК РФ присутствует указание на явный выход за рамки своей компетенции. Он должен быть очевидным, грубым, существенным. Эта категория считается понятием оценочным.

Устанавливается существенность в каждом определенном случае индивидуально. Для определения характера действий следует в первую очередь установить объем прав и обязанностей, возложенных на подозреваемого, а также его компетенцию. Они формулируются в различных нормативных документах. К ним в частности относят трудовой договор, приказ, инструкции, распоряжения, постановления, закон. В случае недоказанности выхода за рамки компетенции выносится Ст. 286 УК РФ применима только в случае бесспорного и очевидного выхода действий субъекта за пределы его компетенции, профессиональных обязанностей и прав.

Объективная часть

С этой стороны превышение полномочий может выражаться в действиях, которые:

  1. Совершаются в случае возникновения особых обстоятельств. Они должны быть, в свою очередь, определены нормативным актом. К примеру, по ст. 286 УК РФ будет квалифицироваться по отношению к несовершеннолетнему лицу, если его поведение не создавало реальной угрозы для других людей.
  2. Не могут совершаться ни при каких обстоятельствах.
  3. Относятся к компетенции другого служащего (равного по статусу либо вышестоящего).
  4. Совершены единолично, но допустимы только коллегиально или согласно порядку, сформулированному в законе, по согласованию с другими лицами или органами.

Что касается запрещенных действий, то они могут быть выражены, например, в нанесении побоев заключенному под стражу или задержанному, причинении их здоровью вреда.

Пояснение Пленума ВС

В постановлении суда отмечалось, что при рассмотрении материалов следует выяснить конкретно, какими документами устанавливаются обязанности и права подозреваемого лица. Они должны быть приведены в приговоре. Кроме этого решение должно содержать указания конкретных обязанностей и прав, за рамки которых вышел подозреваемый, со ссылками на соответствующие нормы (статьи, части, пункты).

Субъективная часть

Мотивы для совершения рассматриваемого преступления могут быть абсолютно разными. К примеру, лицами может двигать корысть, месть, карьеризм. Эти мотивы не имеют значения в процессе квалификации содеянного по ст. 286 УК РФ. Субъект деяния специальный. Им является только

Применение насилия

Это отягчающее обстоятельство для деяния, которое сформулировано в ст. 286 УК РФ. Под применением насильственных действий в данном случае понимают причинение физического вреда потерпевшему. Сюда входит нанесение побоев, умышленный среднетяжелый и легкий вред здоровью, истязания и проч. Убийство или тяжкие повреждения дополнительно квалифицируются ст. 105 и ст. 111 УК соответственно.

Угрозы

Они должны быть реальными. Это значит, что потерпевший должен иметь основания опасаться фактической реализации угроз виновным. Это обстоятельство дополнительно не квалифицируется по ст. 119 УК. Угроза нанесения тяжкого вреда или убийства охватывается составом рассматриваемой статьи.

Применение спецсредств или оружия

Оно должно быть фактическим. Выражаться оно может физически в контакте оружия, спецсредств или их элементов с телом потерпевшего, а также психологически - удар дубинкой рядом с ним или выстрел в близости с объектом преступления, но мимо. В последнем случае угроза должна восприниматься как действительная. Если подозреваемый только показывает оружие либо спецсредства, а реальная опасность для потерпевшего отсутствует, поведение виновного при наличии иных оснований может квалифицироваться как угроза использования насилия в рамках рассматриваемой статьи. Для привлечения к ответственности должно быть установлено, что именно применял подозреваемый в нарушении установленных в законодательстве предписаний, пределов и условий использования этих предметов.

Тяжкие последствия

Они также формулируются в части третьей комментируемой статьи. Определение тяжких последствий считается оценочным. Оно формулируется в соответствии с конкретными обстоятельствами, в которых было совершено деяние. К тяжким можно отнести, например, такие последствия, как крупная авария, продолжительная остановка транспорта, нарушение работы предприятия (сбой производства), причинение по неосторожности смерти, самоубийство или покушение на него потерпевшего и так далее. В эту категорию также входит и вред здоровью. Дополнительная квалификация при этом по ст. 111 УК не осуществляется, если ответственность предусматривалась бы по первой или второй частям этой статьи. В прочих случаях деяние рассматривается в совокупности. Квалификация преступления, которое предусматривается частью 3 ст. 286 УК, квалифицируется с дополнением частью 4 ст. 111 УК тогда, когда доказан умысел виновного на причинение тяжкого ущерба здоровью потерпевшего.

Причинение смерти

Дополнительной квалификации в рамках ст. 109 не требует гибель потерпевшего по неосторожности лица, превысившего должностные полномочия. Если же деяние по комментируемой статье сопровождалось намерением лишить жизни другого человека, то его вменяют в совокупности. В данном случае преступление рассматривается по ч. 3 ст. 286 и ст. 105 УК.

Важный момент

Если должностное лицо причинило среднетяжелый или тяжкий вред состоянию здоровья потерпевшего или неосторожную смерть в условиях выхода за рамки необходимой обороны либо установленных законодательством пределов для мер, применяемых при задержании лица, деяние охватывается ст. 114 либо 108 УК. В этом случае оно не квалифицируется дополнительно по рассматриваемой статье. Данное разъяснение приводится в Постановлении ВС № 19.

Дополнительно

Существенное ущемление интересов или нарушение прав организаций либо граждан считаются оценочными понятиями. Они, как и прочие аналогичные категории, рассматриваются конкретно для каждого случая. Состав преступления материальный по своей конструкции. Деяние считается завершенным с момента возникновения последствий, предусмотренных комментируемой статьей.

Заключение

В современном мире случаи превышения служащими полномочий стали, скорее, редкостью. В определенный период в России такие деяния были весьма распространены. Однако с ужесточением наказания данные случаи имеют место достаточно редко. Наиболее распространены такие деяния были среди сотрудников правоохранительных органов. Срок давности по делу устанавливается согласно ст. 78 Кодекса и зависит от тяжести последствий. Для привлечения к ответственности необходимо доказать наличие умысла. Установление цели и мотива деяния значения не имеет. При квалификации преступления по ч. 3 ст. 286 УК следует руководствоваться ФЗ "Об оружии", а также прочими нормативными актами, в которых приводится список специальных средств. К примеру, это может быть правительственное Постановление № 1436. В нем регламентируется порядок и условия использования спецсредств и огнестрельного оружия работниками вневедомственной охраны.

Наш телефон +7-905-5555-200

Статья 286. Превышение должностных полномочий

1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:

а) с применением насилия или с угрозой его применения;

б) с применением оружия или специальных средств;

в) с причинением тяжких последствий, -

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к статье 286 УК РФ

Наши адвокаты по уголовным делам осуществляют защиту от обвинения по ст.286 УК РФ наилучшим образом, безпрецендентно

Комментарий к статье 286

1. Преступление, ответственность за которое предусмотрена комментируемой статьей, является особым видом злоупотребления должностного лица своим служебным положением. В п. 11 постановления Пленума Верховного Суда от 30 марта 1990 г. сказано, что различие между этими должностными преступлениями состоит в том, что при злоупотреблении должностное лицо незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему полномочия, а при превышении должностных полномочий оно совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции.

Отличие комментируемой статьи от прежнего законодательства в основном касается квалифицирующих признаков этого преступления.

2. Для установления признаков комментируемого преступления необходимо точно установить объем полномочий, предоставленных данному должностному лицу. Эти полномочия определены положением, инструкцией, уставом, приказом или иным нормативным актом.

Превышение должностных полномочий имеет место в том случае, если действия этого лица связаны с осуществлением им своих должностных обязанностей, в противном случае (например, в случае убийства из ревности, угона автомашины, дачи взятки должностному лицу и т. д.) такое должностное лицо отвечает на общих основаниях.

3. Действиями, явно выходящими за пределы полномочий должностного лица, по разъяснению указанного выше постановления Пленума Верховного Суда от 30 марта 1990 г., могут быть: а) действия, относящиеся к полномочиям другого должностного лица, должностного лица другого ведомства или коллективного органа; б) действия, которые могут быть совершены этим должностным лицом, но при наличии определенных обстоятельств, например с согласия вышестоящего начальника; в) действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не может совершить (например, применение насилия к гражданину, пришедшему на прием к данному должностному лицу).

Признак "явного" нарушения означает очевидность, бесспорность выхода совершаемых действий за пределы собственных полномочий.

4. Преступление является оконченным с момента наступления последствий, предусмотренных законом, а именно: существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. На практике эти последствия чаще всего выражаются в причинении насилия гражданам, ущемлении их законных прав, а также в ущемлении авторитета того органа, который представляет виновное должностное лицо. Наступившие последствия должны находиться в причинной связи с действиями должностного лица, явно выходящими за пределы его полномочий.

5. Комментируемое преступление влечет ответственность при наличии умышленной вины, когда должностное лицо осознает, что совершенные им действия явно, т. е. очевидно для него самого, выходят за пределы предоставленных ему полномочий. Мотив преступления для квалификации значения не имеет. Чаще всего практика сталкивается с мотивами, вытекающими из ложно понятых интересов службы, карьеризма, но могут быть также мотивы мести, личной неприязни и др.

6. Субъектом преступления может быть только должностное лицо из числа государственных служащих (см. пп. 3, 4, 13 - 19 комментария к ст. 285).

7. В ч. 2 комментируемой статьи сформулировано новое, не известное ранее квалифицирующее обстоятельство - превышение должностных полномочий лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, или главой органа местного самоуправления (см. пп. 21, 22 комментария к ст. 285).

8. В ч. 3 предусмотрены три особо квалифицирующих обстоятельства. Частично они были известны и прежнему законодательству, но новый УК сформулировал их более точно, с учетом современной практики.

9. Насилие, о котором говорится в законе, может выражаться в нанесении потерпевшему ударов, побоев, легкого или средней тяжести вреда здоровью, истязаниях, а также в лишении его свободы. УК 1996 г. говорит не только о фактическом применении такого насилия, но и об угрозе его применения, т. е. о психическом насилии. В этом отношении новый УК восполнил пробел, имевшийся в прежнем законодательстве.

Если насилие, примененное к потерпевшему, выразилось в умышленном причинении тяжкого вреда его здоровью или умышленном убийстве, то такие действия выходят за рамки рассматриваемого состава и требуют дополнительной квалификации по совокупности со ст.ст. 111 или 105 настоящего Кодекса.

10. Новый УК внес уточнение и в формулировку другого особо отягчающего обстоятельства, указав в ч. 3 ст. 286 не только на применение оружия, но и на применение специальных средств (о понятии оружия см. комментарий к ст. 222).

Понятие "специальные средства" дается в Законе РСФСР "О милиции" от 18 апреля 1991 г. (Ведомости РСФСР, 1991, N 16, ст. 503). Такими средствами являются резиновые палки, наручники, слезоточивые газы, водометы и т. д.

11. Указание на причинение тяжких последствий - новый особо квалифицирующий признак, не известный ранее. Таким последствием может явиться причинение потерпевшему смерти по неосторожности или причинение особо крупного материального ущерба и иной тяжкий вред.

Впервые норма, устанавливающая ответственность за превышение должностным лицом своих полномочий, появилась в Соборном уложении, принятом в 1649 году. С того времени санкции за данное преступление значительно ужесточились. Своего максимума наказание достигло в положениях УК 1922-го и первой редакции Кодекса от 1926 годов. В нормах, в частности, предусматривалась смертная казнь за это преступление.

Особенности законодательства

В прежний исторический период в нормативных актах не предусматривалось существенной разницы между уровнем общественной опасности злоупотребления властью и превышения полномочий, между халатностью и бездействием должностных лиц. Это отражалось в наказаниях по основным и квалифицированным составам. Как показывает практика, излишне абстрактное описание, не содержащее четких критериев, допускает достаточно широкие пределы для рассмотрения дел судом. Фактически это противоречит В связи с этим в процессе последующего реформирования российского уголовного законодательства от таких формулировок было решено отказаться.

Статья 286 УК РФ

Превышение должностных полномочий рассматривается в качестве осуществления субъектом действий, которые выходят за рамки его компетенции. Такое поведение влечет нарушение прав и ущемление интересов организаций, граждан, общества и всего государства. Ст. 286, ч. 1 УК РФ для виновного предусматривает следующее наказание:


Санкции, приведенные в ст. 286 ч. 1 УК РФ, распространяются на основной В норме также предусматривается наказание по квалифицирующим признакам.

Отягчающие признаки

Ч. 2. ст. 286 УК РФ устанавливает наказание для лиц, находящихся на службе в государственных органах. Речь идет о федеральных, региональных и местных структурах власти. В этих случаях предусмотрен более жесткий приговор. Ст. 286 УК РФ для указанных виновных лиц устанавливает следующие санкции:

Ст. 286 ч. 3 УК РФ

Деяния, которые указаны выше, могут быть совершены:

  1. С использованием насилия.
  2. Причинением ущерба здоровью.
  3. С использованием спецсредств либо оружия.

В этих случаях ст. 286 ч. 3 УК РФ устанавливает тюремное заключение на 3-10 лет. При этом виновный будет лишен права заниматься некоторыми видами деятельности и пребывать на ряде постов до 3 л.

Объективная сторона ст. 286 УК РФ (с комментариями)

Она состоит в совершении служащим действий, которые в первую очередь явно выходят за рамки его обязанностей. Во-вторых, его поведение влечет существенный вред, следующий из нарушения прав и ущемления интересов организаций и граждан, государства и общества. Кроме этого, объективную часть преступления формирует причинная связь между неправомерным действием и последствиями. Отграничивая злоупотребление и превышение полномочий, необходимо учесть, что в первом случае лицо вопреки служебным интересам незаконно использует вверенную ему власть. Во втором же субъект совершает действия, явным образом выходящие за рамки его обязанностей. Они относятся к компетенции иного лица или могут реализовываться виновным при особых обстоятельствах. Последние должны быть указаны в законодательном или ином нормативном акте. К примеру, это может быть совершение действий в случае обоснованного риска или для предупреждения более существенного вреда без выхода за пределы крайней необходимости. Неправомерными считаются также деяния, которые ни один субъект ни при каких условиях не вправе совершать. К ним относят, например, выход за рамки установленных мер в ходе противоправное поведение, выражающееся в применении насилия над подчиненным. Именно это подразумевает статья 286 УК РФ. Превышение должностных полномочий должно быть очевидным и бесспорным для виновного. В этом случае преступление квалифицируется по рассматриваемой норме.

Разъяснение понятий

По ст. 286 УК РФ (в новой редакции) в качестве существенного нарушения прав и ущемления интересов государства, общества, организаций либо граждан следует понимать ряд негативных последствий. Они связаны с:

  • Нарушением конституционных прав граждан.
  • Причинением имущественного, физического либо личности.
  • Нарушением нормальной деятельности предприятия, организации, учреждения, приведшее к продолжительному перерыву либо приостановлению работы и так далее.

Вопрос о существенности приведенных выше нарушений решается в соответствии с конкретными обстоятельствами дела.

Дифференциация составов

Устанавливает наказание за деяния, которые могут совершаться не только при выполнении лицом своих обязанностей в качестве представителя власти. Противоправность поведения может проявляться и при реализации им функций административно-хозяйственного или организационно-распорядительного характера. В этом, собственно, состоит отличие состава преступления, который предусматривает 286 статья УК РФ, от прочих преступлений, которые также могут быть связаны с выходом субъекта за пределы своей компетенции в поведении. Примером может служить ст. 302 Кодекса.

Установление факта

Для квалификации преступления по составам, которые предусматривает 286 статья УК РФ, нужно в первую очередь выяснить, какой закон либо нормативный акт регламентирует компетенцию виновного. Кроме этого, следует установить, в чем конкретно выражался выход за ее пределы. При отсутствии в процессуальных документах обоснований ответственность по рассматриваемой статье не наступает.

Мотив

286 для виновных наказания исключительно за действия. При этом они могут совершаться с косвенным либо прямым умыслом. В качестве мотивов совершения преступления могут выступать разнообразные стремления. Это может быть зависть, корысть, карьеризм. Некоторые действия совершаются в целях формирования видимости благополучия либо для создания ложного представления об истинных намерениях виновного. В последнем случае подразумевается поведение в так называемых "служебных интересах".

Служебное положение

Они предусматриваются во второй и третьей частях статьи. В качестве одного из них выступает совершение противоправных деяний лицом, пребывающим на госслужбе в федеральных, местных либо региональных органах власти. Повышенные требования к таким чиновникам предъявляются ввиду непосредственно самого характера их положения и наличия широкого круга полномочий. Выход за установленные рамки чреват существенными нарушениями интересов и прав большого количества граждан и предприятий.

Насильственные действия или угроза

Этот квалифицированный состав предусматривается в части третьей. Под насильственными действиями либо угрозой их применения 286 статья УК РФ подразумевает причинение физического вреда. Он может быть выражен в истязании, побоях, ограничении свободы, прочем повреждении здоровья. Кроме этого, преступление может совершаться и с использованием психического давления на потерпевшего. Оно выражается в угрозах применения насилия для подавления воли субъекта.

Применение спецсредств либо оружия

Использование этих предметов при превышении полномочий предполагает как физическое (удар резиновой дубинкой/рукояткой пистолета, выстрел на поражение и пр.), так и психическое воздействие. В этих случаях возникает реальная угроза здоровью либо жизни потерпевшего. Если неправомерное поведение виновного сопровождалось только демонстрацией оружия либо спецсредств и не представляло действительной опасности для гражданина, то оно может квалифицироваться как превышение полномочий субъектом с угрозой применения к потерпевшему насилия.

Тяжкие последствия

К ним относят, например, последовавшее за преступлением самоубийство потерпевшего, продолжительный простой предприятия, крупную аварию. К тяжким последствиям также относят причинение имущественного вреда в крупном размере. В случае когда превышение полномочий сопровождалось умышленным убийством, то данное деяние квалифицируется по совокупным составам по ч. 3, ст. 286 и ст. 105 УК.

Вред здоровью

При его причинении в результате превышения полномочий в ходе квалификации неправомерного деяния виновного правовая оценка зависит от конкретных обстоятельств дела. Необходимо в этом случае также учесть, что частью третьей установлена ответственность за причинение любого, кроме тяжкого, вреда здоровью. Наказание за него, в свою очередь, предусматривается в ст. 111. В таких случаях преступление квалифицируется по совокупности составов.

Превышение должностными полномочиями представляет собой преступление уголовно-правового характера. Ст. 286 УК РФ с комментариями подробно отражает особенности данного посягательства, состав для возбуждения дела, а также санкционные меры воздействия. Для квалификации превышения должностных полномочий ст. 286 УК РФ определяет обязательные признаки, специальный субъект деяния и особый объект.

Такое понятие, как должность, будь то руководитель или работник конкретно установленной структуры, предполагает наличие у лица прав и обязанностей. Говоря о таких лицах, следует понимать, что компетенция таких субъектов предполагает возможности, приводящие к нарушениям закона, а именно правонарушениям.

Понимание того, кто признаётся должностными лицами, вытекает из функций и положения таких субъектов.

Прежде чем определяться с понятием, следует обозначить функции, возлагаемые на таких субъектов.

Относят сюда следующее:

  • представители власти;
  • деятельность по администрированию и хозяйственному ведению
  • работа организационного и распорядительного характера.

Указанные направления предусматриваются в примечании к нормам уголовного и административного законов.

Само понятие должностного лица также установлено в примечании УК РФ. Таковым признаётся субъект, который на постоянной или временно основе (также по специальному поручению) реализует функции представителя власти, административно-хозяйственную или организационно-распорядительную деятельность. Соответственно, это могут быть сотрудники правоохранительных и иных государственных органов (служащий ГУВД, полицейский МВД, прокурор, пристав). Сюда не будут относиться работники частных компаний (начальник, бухгалтер, охранник, управляющий и так далее).

Границы компетенции

Говоря о компетенции должностных лиц, установить точный перечень возможностей нельзя, поскольку всё будет определяться конкретно занимаемым постом. Однако законодатель предусматривает разделение возможностей лиц по группам, которые подлежат градации согласно основным функциям госслужащих.

Замещение должностей может происходить не только по специальному назначению и на постоянной основе, но и в качестве временной замены ранее трудившегося субъекта. Объём компетенции при этом не изменится.

Итак, говоря о конкретных возможностях и границах применения таковых, следует рассмотреть три основные группы:

  • Представительство. Здесь речь идёт о представление трёх ветвей власти, интересов таковой. Действия в такой ситуации носят распорядительный характер и распространяются на лиц, стоящих ниже по службе. При этом важно отсутствие факта служебной зависимости таких субъектов. Примером реализации данного варианта выступает работа в правоохранительных органах, будь то следствие или суд.
  • Административные и хозяйственные мероприятия. Здесь рассматривается вариант работы, связанной с управлением имуществом государства. Осуществляться такая деятельность может в самих органах власти, учреждениях, принадлежащих таковым, магазинах, складах и так далее.
  • Организация и распоряжение. Данный вариант предполагает организацию и обеспечение деятельности иных сотрудников органов власти. То есть сюда входит работа с кадрами, проверка исполнительной составляющей деятельности, организация труда, определение условий заработной платы, осуществление увольнения и так далее.

Одновременно органы власти предполагают функционирование всех трёх групп, что требуется распределения прав и обязанностей между несколькими субъектами. Должность и определяет границы возможностей, точно прописанных в законах и инструкциях.

Процесс превышения статья уголовного закона определяет, как преступные действия или бездействия, направленные на выход за рамки, установленные для того или иного сотрудника. При этом носит такое деяние материальный характер, предусматривая по ст. 286 ч. 1 УК РФ необходимость наступления негативных последствий.

Объект преступления, это обязательно деятельность аппарата государственного управления и местных органов власти.

Говоря о том, как проявляется рассматриваемое деяние, следует обозначить ряд признаков, которые демонстрируют именно превышение полномочий, а не иные нарушения, связанные с должностной деятельностью:

  • превышать пределы компетенции, значит, выходить за рамки, то есть осуществлять действия, нарушающие интересы лиц, не предусмотренные по должностной инструкции;
  • потерпевшим может быть только лицо, в отношении которого субъект был вправе применять свои полномочия;
  • нарушение должны быть существенными.

Степень и характер самого деяния, последствия такового будут определяться обстоятельствами дела, количеством пострадавших и действиями, совершаемыми в целях реализации преступного умысла.

Важным фактором выступает то, что осуществляется такое преступление с субъективной стороны только умышленно, что предполагают и последние разъяснения закона. Уполномоченное лицо хочет договариваться о чем-то в пользу заинтересованного человека, нарушая при этом права другого субъекта, и так далее.

Кроме того новая редакция кодекса будет предусматривать дополнительные квалифицирующие признаки, а именно применения насилия или опасных предметов, наступление тяжких последствий (смерть, вред здоровью, материальный убыток и так далее). Убийство при использовании положения по службе будет при этом иметь другую квалификацию.

По статье 286 УК РФ превышение должностных полномочий предусматривает меры наказаний, которые будут определяться с учётом тяжести совершаемого поступка. Для квалификации потребуется обратить внимание на способы совершения деяния.

Рассматриваемая статья предполагает сразу два по тяжести состава. По части первой и второй это деяние средней тяжести, по третьей части тяжкое посягательство.

Виды санкций, которые допускаются к применению за подобное посягательство, предполагают широкий перечень:

  • Штраф. Взыскиваемые деньги не могут выходить за пределы трёхсот тысяч рублей. По части третьей штраф не предусмотрен.
  • Лишение лица должности. Этот вид наказания может быть, как основным, так и дополнительным, применяемым вместе с тюремным заключением. Максимальный срок определяется в четыре года.
  • Арест. Предполагается только по простому составу, то есть части первой статьи. Максимальный период ареста полгода.
  • Принудительные работы. На практике не применяется, но допускает подмену лишения свободы. Срок устанавливается до пяти лет.
  • Тюремное заключение. Лишение свободы устанавливает по каждой части статьи. По первой срок до четырёх лет, по второй до семи, а по третьей до десяти лет тюрьмы.

С должностного лица могут потребовать прекращения деятельности, отправить человека в бессрочный отпуск с сохранением должности или применить дополнительные меры, несвязанные с санкцией по уголовному закону. Субъекта могут вернуть на работу, если произойдёт изменение обстоятельств или будет отбыт срок наказания.

Подследственность в вопросах нарушения должными лицами пределов собственных возможностей играет особую роль. Действенным способом, позволяющим добиться разбирательства, выступает обращение в прокуратуру с заявлением, которая в последствие передаст дело следователю и будет координировать ход разбирательства.

Уголовное судопроизводство осуществляется только по факту возбуждения дела. Однако пострадавшие также могут подать иск, если необходимо возмещение ущерба.

Когда оформляется жалоба на государственного служащего, то следует соблюсти порядок подачи заявление, в частности составления документа.

События могут излагаться в свободной форме, но некоторые сведения обязательно должны присутствовать в заявлении:

  • шапка документа должна включать в себя наименование органа, в который направляется заявление, имя главного прокурора, а также информация о самом заявителя вплоть до контактной информации;
  • обязательно должно быть наименование документ, а именно заявление (или жалоба) на действия должностного лица;
  • обстоятельства должны быть изложены подробно, с отсылкой на доказательства, если таковые имеются, обязательно включаются сведения о нарушителе, место работы, должность, полное имя, делается отсылка на нормы закона, которые позволяют осуществлять подобное обращение;
  • завершается заявление датой и подписью заявителя, либо представителя такового.

Также жалоба должна содержать приложение, в котором перечисляются прилагаемые документы. Направлять заявление может не только физическое лицо, но организация.

Преступными посягательствами, связанными с осуществлением полномочий, признаются не только ситуации при превышении пределов компетенции, но и случаи злоупотребления возможностями без выхода за рамки дозволенного. Такой вариант поведения также определяет отдельный состав преступления.

Статистки показывает, что рассматриваемые составы на практике часто путают, затрудняясь в квалификации действий и определении объёма полномочий.

Итак, говоря о различиях, позволяющие отграничить указанные преступления, то выделяется три основных положения:

  • Мотив. При злоупотреблении данный фактор обязателен для установления, то есть госслужащий должен обладать корыстным мотивом. При превышении полномочий подобное не требуется, почему преступник делает то, что запрещено, роли играть не будет.
  • Наличие полномочий. Злоупотребление предполагает действие служащего в пределах компетенции, но с нарушением интересов граждан, то есть потерпевших. Превышение предполагает выход за рамки, реализацию возможностей, который согласно правилам не относятся к конкретному субъекту.
  • Характер ущерба. Практика показывает, что при злоупотреблении затрагиваются материальные интересы, а при превышении нематериальные. Однако данное отличие не стопроцентное и формируется только за счет показателей статистики.

Исходя из указанных признаков, правоохранители будут ориентироваться при определении характера преступления, что важно, поскольку санкции различаются по размерам и тяжести.

Превышение должностных полномочий ст. 286 в УК РФ предполагает избыток примеров судебной практики, а также большое количество апелляционных постановлений, поскольку должные лица чаще всего пытаются изменить ситуацию, боясь потерять положение и статус.

При вынесении приговоров суд не учитывает тот факт, что лицо выступает служащим субъектом. Назначение наказания осуществляется по общим правилам.

Ярким примером вынесения обвинительного вердикта выступает приговор Нижегородского областного суда от 25 мая 2018 года. Сотрудник местной администрации, не имея достаточных полномочий на это, подделал ряд постановлений, позволяющих гражданке Б. получить в собственность земельный участок, который до этого находился во владение муниципалитета. В итоге город претерпел материальный ущерб, лишившись части земли.

Суд вынес обвинительный вердикт, то есть признал человека виновным в превышение должностных полномочий статьёй 286 и назначил санкцию в виде тюремного заключения сроком на три года и шесть месяцев.

Однако исправительный порядок был определён, как условное отбывание, предполагающее:

  • постановку на учёт в контролирующем органе;
  • проживание по прежнему адресу без смены места нахождения;
  • посещение специализированного органа, осуществляющего контроль над условно осуждёнными.

Также лицо было лишено права заниматься конкретным видом деятельности (представительство власти) на два года. При этом следует помнить, что не всегда приговор обвинительный. Встречаются ситуации, способные повлечь оправдание, амнистию, также могут осуждать, но после выпустить по УДО, чему способствует адвокатская помощь.

Методика расследования

Для следствия при расследовании в первую очередь необходимо сформировать состав преступления. Это первая стадия, которая приводит к возбуждению дела. Однако дальнейшие действия также будут иметь значение, чтобы производство сохранило силу и не развалилось.

Следственные действия будут определяться не только общими принципами осуществления расследования, но и способами совершения преступного посягательства.

Говоря о методике расследования, следует обозначить ряд следственных мероприятий, который позволят получить необходимую для раскрытия преступления информацию:

  • Осмотр и описание места происшествия, а также исследование средств и предметов, связанных с преступлением.
  • Допросы. Такие действия следует проводить сразу со всеми, кто имеет отношение к произошедшему, если такие лица установлены (пострадавший, виновный, свидетели).
  • Обыск и выемка. Здесь допускается принудительное истребование документации и предметов.
  • Арест имущества, но только при необходимости проведения такового.

Завершаются первоначальные действия задержанием подозреваемого и допросом такового. Далее принимаются меры, предполагающие либо дополнительное расследование, либо передачу дело в суд с предъявлением обвинения.

Таким образом, рассматриваемое деяние предполагает широкий перечень способов реализации посягательства, специальный объект и субъект, а также несколько видов санкций, варьирующих со штрафа до тюремного срока.