Страховые

Коммунальная модель муниципального хозяйства в зарубежной практике. Муниципальное управление. Тест для самопроверки. Ресурсное обеспечение муниципального хозяйства

Министерство образования и науки

российской федерации

ГОУ ВПО «Марийский государственный технический университет»

Кафедра Управления и Права

Контрольная работа

по дисциплине

«Экономика муниципального хозяйства»

на тему «Модели муниципального хозяйства»

                    Выполнила:
                    студентка гр. ЗГМУ-31у
                    Арзикеева Е.В.

                    Проверил:
                    кэн.,доц. каф. У. и П.
                    Черкасова Л.А.

Йошкар-Ола

2011г.

Введение

Корни местного самоуправления уходят далеко в глубь веков и связаны с необходимостью объединения людей с целью выживания. Еще в период первобытных общин люди, объединенные суровыми условиями жизни, вынуждены были совместно выполнять ряд функций (охрана жизни, добыча пищи и др.). Объединение диктовалось также необходимостью передачи знаний и навыков от поколения к поколению, и не случайно во главе рода мог стать только один из старейших представителей данного рода, поскольку его опыт и знания могли быть использованы другими.

Особенности положения местного самоуправления в государстве и, прежде всего, его двойственная природа накладывают отпечаток и определяют особенности муниципального хозяйства. Муниципальное хозяйство, с точки зрения ведения хозяйственной деятельности, в значительной степени носит черты частного хозяйства, так как выступает на рынке как самостоятельный и, что особенно важно, равноправный субъект хозяйственной деятельности. То есть оно может самостоятельно распоряжаться находящейся в его распоряжении собственностью, финансовыми ресурсами, землей. Однако использовать все эти ресурсы органы местного самоуправления должны в целях выполнения общественных функций, возложенных на них. В связи с этим и формы распределения результатов хозяйственной деятельности общественно по своей природе. В этом проявляется общественный характер муниципального хозяйства, поскольку жители являются одновременно и заказчиками услуг, оказываемых органами местного самоуправления по их поручению, и коллективным собственником муниципального имущества. С другой стороны, органы управления муниципальным хозяйством выступают в роли подрядчика, исполняющего государственные функции, которые оплачиваются государством. Прежде всего, это касается функций, исполнение которых невозможно централизованными государственными структурами. Это - учет движения населения и собственности, организация повседневных контактов с населением по вопросам, отнесенным к ведению государства (социальное обеспечение и др.).

Муниципальное управление есть деятельность органов местного самоуправления, направленная на удовлетворение интересов, осуществляемая в определенных законом формах посредством муниципального хозяйства.

Существует несколько моделей муниципального хозяйства:

  • Коммунальная модель муниципального хозяйства;
  • Коммунально-рентная модель муниципального хозяйства;
  • Муниципально-рентная модель муниципального хозяйства;

Безусловно, та или иная модель в чистом виде не существует, однако, роль и место того или иного элемента в различных странах значительно отличаются друг от друга.

Существование той или иной модели зависит от большого числа факторов, главными из которых являются: объем компетенции органов местного самоуправления, определенный законодательством; наличие и характер основных ресурсов у данной территории; наличие квалифицированных кадров в органах местного само управления и на муниципальных предприятиях; способность населения платить налоги.

B зависимости от этих факторов формируется конкретный вид муниципального хозяйства.

Цель данной работы - раскрыть теоретические модели муниципального хозяйства.

Задача: рассмотреть все модели муниципального хозяйства.

1. Определение муниципального хозяйства

Для того, чтобы дать научное определение муниципального хозяйства, надо прежде всего установить родовое понятие "хозяйство", чтобы затем на основе отличия данного вида хозяйства дать определение термина "муниципальное хозяйство".

Как правило, под хозяйством понимают некую совокупность хозяйствующих субъектов, ограниченных видом собственности, определенным характером деятельности и территорией, на которой осуществляется эта деятельность.

Так, государственное хозяйство любой современной страны ограничено ее границами, а сами права государства при осуществлении хозяйственной деятельности напрямую зависят от формы собственности хозяйствующих на его территории субъектов. С этой точки зрения государство имеет ряд особенностей при осуществлении хозяйственной деятельности, поскольку оно, с одной стороны, выступает как равноправный субъект хозяйственных отношений (собственник), с другой стороны - как субъект, выполняющий в силу своего особого статуса функцию регулирования хозяйственных отношений на своей территории. Местное самоуправление несет на себе как признаки государства, так и признаки хозяйствующего субъекта.

В этой двойственности природы местного самоуправления и кроется корень долгих дискуссий по вопросу определения понятия муниципального хозяйства. Первая группа исследователей данного вопроса рассматривает муниципальное хозяйство лишь как совокупность предприятий и учреждений, относящихся к муниципальной собственности (коммунальное хозяйство), и подходит к решению вопроса с позиции, кому принадлежит данная собственность. Подобный подход снимает с органов местного самоуправления заботу о создании условий для развития территории муниципального образования и значительно снижает их интерес в создании условий для инвестиционной и иной деятельности, направленной на создание благоприятных условий для хозяйствования на данной территории.

Вторая группа исследователей относит к муниципальному хозяйству всю совокупность хозяйств, расположенных на территории муниципального образования, поскольку властные полномочия органов местного самоуправления распространяются на все хозяйствующие на его территории субъекты. Подобный подход ставит местное самоуправление над другими хозяйствующими субъектами и предполагает известные монопольные права органов местного самоуправления, дает им необоснованные преимущества в конкуренции, прежде всего, с частным сектором на территории муниципального образования.

Кроме того, при подобном походе происходит размывание понятия власти и подрыв ее авторитета, так как происходит подмена ориентиров, что в свою очередь приводит к недобросовестному исполнению местным самоуправлением той части общественных дел, исполнение которых возложено на нее законом.

В связи с этим известный российский исследователь Л. Велихов указывает на особенность муниципального хозяйства, которая лежит прежде всего в его целях. По определению Велихова муниципальное хозяйство - это "деятельность города в лице его городских публичных органов, направленная к удовлетворению известных коллективных потребностей городского населения". (Л. Велихов "Основы городского хозяйства", 1928 г., стр. 217.) В данном определении присутствует тот критерий, по которому мы можем развести две предыдущие точки зрения, определив, что в понятие муниципального хозяйства включаются хозяйствующие субъекты как муниципальной, так и иных форм собственности, но лишь те, деятельность которых служит удовлетворению коллективных потребностей населения муниципального образования.

Таким образом, муниципальное хозяйство - это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей населения.

Система местного самоуправления занимает особое место в государстве в силу своей общественно-государственной природы. С этой точки зрения она выполняет две важнейшие функции:

Связь между государством и населением;

Связь между государством и мелким собственником.

В связи с этим очень важно определить отличия местного самоуправления от государственной власти, и муниципального хозяйства от государственного и частного. Являясь неотъемлемой частью государства, органы местного самоуправления тем не менее имеют особенности, отличающие его от органов государственной власти. Муниципальное хозяйство отличается от государственного достаточно широкими правами в области производственной деятельности и, прежде всего, в области распоряжения собственными ресурсами, а от частного хозяйства - общественным характером использования результатов деятельности.

2. Модели муниципальных хозяйств

Муниципальное образование – городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Рассмотрим подробнее типы муниципальных образований:

  1. сельское поселение – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
  2. городское поселение – город или поселок с прилегающей территорией (в составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями в соответствии с Федеральным законом ―Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
  3. поселение – городское или сельское поселение;
  4. муниципальный район – несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
  5. городской округ – городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
  6. внутригородская территория города федерального значения – часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
  7. межселенная территория – территория, находящаяся вне границ поселений.

Л.А. Велихов выделяет четыре модели муниципального хозяйства:

  • муниципализация;
  • муниципально-подрядная и муниципально-рентная модели;
  • муниципально-концессионная;
  • концессия.

Эти модели различаются по степени вмешательства органа местного самоуправления в хозяйственную деятельность предприятия. Максимальное вмешательство, когда местное самоуправление становится, по существу, собственником предприятия, предполагается при муниципализации, минимальное вмешательство предполагает концессия, когда местное самоуправление на договорных условиях предоставляет частному лицу управлять предприятием.

Следует отметить, что существование того или иного вида муниципального хозяйства зависит от ресурсов территории (материальных, финансовых, кадровых), от собираемости налогов и от компетенции органов местного самоуправления.

С точки зрения того, какую роль в решении вопросов местного значения играют те или иные муниципальные хозяйства, мы можем выделить несколько видов муниципальных хозяйств, прежде всего по признаку возрастания роли собственной хозяйственной деятельности.

1. Коммунальная модель муниципального хозяйства.

Характеризуется тем, что основную тяжесть затрат на реализацию общественных интересов и потребностей несут сами жители муниципального образования (коммуны, общины) и основным ресурсом являются налоги на население. Главным элементом в этой системе выступает орган местного самоуправления, который осуществляет как накопление ресурсов, так и их расходование. Данная модель наиболее приемлема и существует в наиболее "благополучных" странах Европы, где права органов местного самоуправления на ведение хозяйственной деятельности ограничены.

Недостаточность ресурсов для исполнения задач, возложенных на местное самоуправление, восполняется государством.

2. Коммунально-рентная модель муниципального хозяйства.

Данная модель по сравнению с предыдущей отличается тем, что предусматривает участие органов местного самоуправления в сфере использования ресурсов территории и в ее развитии через предоставление ограниченных прав в финансово-кредитной деятельности и права ресурсной ренты. То есть налоги с населения дополняются возможностью обложения производителя продукции и услуг на территории муниципального образования.

Особенности и модели муниципального хозяйства

Должность: Председатель контрольно-счетной палаты г. Волгограда

Должность: Менеджер по продажам

В данной статье раскрываются основные особенности функционирования муниципального хозяйства, кроме того приводятся основополагающие признаки муниципального образования , определяющие его функциональное назна­чение. Проводится анализ основных видов и моделей муниципального хозяйства. Муниципальная экономика рассматривается в виде экономических взаимоотношений . Отмечается, что ведущую роль в управлении муниципальной экономикой занимают органы местного самоуправления . Рассматривается двой­ственная природа органов местного самоуправления: государственные истоки и коммерческие воз­можности частных субъектов в хозяйственной деятельности.

Ключевые слова: муниципальное хозяйство; муниципальное образование; модели муниципально­го хозяйства; муниципальная собственность ; местное самоуправление.

В условиях современных рыночных отноше­ний нельзя изменить ситуацию, сложившуюся в современной России, без развития института местного самоуправления, в котором скрывается потенци­ал, использую который можно устранить множество кризисных явлений в современном обществе, а также дать толчок для его развития.

Местное самоуправление должно опираться на прочную экономическую основу. Для достижения экономической стабильности местного самоуправления необходимы каналы эффективного взаимодействия между органами местного самоуправления и государства, других муниципальных органов, предпринимательской средой и т. д.


Согласно ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. в законах и иных нормативных правовых актах РФ слова "местный" и "муниципальный" и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в одном значении в отношении органов местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности организаций, объектов, в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления . Как отмечает А. Я Поровская: необходимой предпосылкой для формирования муниципального образования является наличие его субъектов, прежде всего, населения, социума, а также форм его организации – муниципального хозяйства (, учреждений, организаций иных форм собственности, их объединений) и органов власти (, территориальных представительств федеральных и региональных органов государственной власти) .Отсюда следует, что муниципальное управление это функция муниципального образования, целью которой ставится достижение определенных целей и поставленных задач, основными элементами которого являются субъект и объект, непрерывно взаимодействующие друг на друга путем самоорганизации и самоуправления, где субъектом выступает население муниципального образования и работающие в этом образовании органы местного самоуправления, а объект это само муниципальное образование с его структурой, связями и ресурсной базой.

Муниципальное управление есть деятельность, основная цель которой обеспечения интересов всех элементов системы (субъектов и объектов), которые образуют собой единое целое - муниципальное образование, соответствующее общими для данных элементов целями и задачами.

Несмотря на все вышесказанное муниципальное управление, является актом управленческого воздействия (субъекта на объект), упорядочивающего систему.

Муниципальное образование как объект и субъект стратегического управления на современном этапе развития экономики России // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 000.

Муниципальная экономика как система экономических отношений //

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 9

Региональное развитие: аналитический обзор // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 7

А Муниципальное хозяйство: особенности, структура и модели// TERRA ECONOMICUS. 2011. №3-2

The features and the model of the municipal economy

Gordin V. I.

Position: Chairman of the Accounts Chamber of the city of Volgograd

Address of the author"s works: 400131 Volgograd,. Soviet, 5;

Penkov P. E.

Workplace website: UAB AD Fund

Position: Sales Manager

Address of the author"s works: 400131 Mira 19a

This article describes the main features of the functioning of the municipal services, in addition provides the basic features of the municipality, determining its functional pur chenie. The analysis of the main types and models of municipal services. Municipal economy is seen as an economic relationship. It is noted that the leading role in the management of municipal economies occupy local governments. We consider the dual governmental nature of local government: government sources and the commercial impact possibilities of private actors in the business.

Keywords: municipal services, municipal, municipal model of the economy, public property, local government.

Тема 20. Муниципальное хозяйство: элементы, основная цель, модели

Введение

1. Понятие и содержание муниципального хозяйства

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Современный этап общественного развития характеризуется уникальными особенностями: с одной стороны, широкий размах приобретает процесс глобализации экономических процессов и межотраслевой интеграции, ведущей к экономическим союзам и интеграционным группировкам, контролирующим огромные территории, а с другой - каждый человек, проживающий в определенном населенном пункте, входит в состав местного сообщества, которое отличается от других сообществ не только территорией, но и сложившимися хозяйственными и экономическими связями, составом населения и способом включения населения в процесс общественного воспроизводства. В границах местного сообщества совместными усилиями проживающего на данной территории населения ведется хозяйство в целях удовлетворения как коллективных, так и личных потребностей жителей. Каждая территория образуется и функционирует в соответствии с административно-территориальным устройством, а ее управление осуществляется на основе принципов местного самоуправления.

Местное самоуправление призвано не только исполнять установленные законодательством полномочия на соответствующей территории, но и обеспечивать устойчивое социально-экономическое развитие муниципальных образований в целях повышения конкурентоспособности территории, повышения качества жизни населения. Переход с одноуровневой на двухуровневую модель местного самоуправления в Российской Федерации предопределил ряд проблем, требующих анализа и изучения, что и подтверждает актуальность темы исследования.

Объектом исследования является муниципальное хозяйство, а предметом - его содержание. Цель работы предполагает структурную характеристику муниципального хозяйства. Этому отвечают задачи работы:

Определение понятия муниципального хозяйства;

Анализ моделей муниципального хозяйства.

1.Понятие и содержание муниципального хозяйства

Муниципальное управление, с одной стороны, предполагает обобщенный характер построения и функционирования, с другой - оно должно быть привязано к конкретному месту и времени. Природа муниципального управления зависит от вида и типа хозяйственных отношений, существующих в данном обществе в настоящий момент.

Муниципальное хозяйство - это совокупность хозяйствующих субъектов, ограниченных видом собственности, определенным характером деятельности и территорией, на которой осуществляется эта деятельность.

Экономисты, обобщая современные литературные источники, выделяют, по крайней мере, две группы основных определений понятия муниципального хозяйства.

Муниципальное хозяйство рассматривается как совокупности предприятий и учреждений, относящихся к муниципальной собственности (коммунальное хозяйство). Подобный подход снимает с органов местного самоуправления ответственность за создание условий для развития территории муниципального образования и значительно снижает их интерес в создании условий для инвестиционной и иной деятельности, направленной на создание благоприятных условий для хозяйствования на данной территории.

Муниципальное хозяйство - это вся совокупность хозяйств, расположенных на территории муниципального образования, так как властные полномочия органов местного самоуправления распространяются на все хозяйствующие на данной территории субъекты. Подобный подход ставит местное самоуправление над другими хозяйствующими субъектами и предполагает известные монопольные права органов местного самоуправления, дает им необоснованные преимущества в конкуренции прежде всего с частным сектором на территории муниципального образования.

Следовательно, муниципальное хозяйство - это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей населения.

Эффективность механизма управления оценивается степенью взаимодействия и соответствия управляемой и управляющей подсистем муниципального образования, а также использованием стратегического и программно-целевого методов управления с опорой на фискальные инструменты управления.

Система местного самоуправления выполняет две важнейшие функции:

) связь между государством и населением;

) связь между государством и мелким собственником.

В связи с этим, экономистами определяются отличия местного самоуправления от государственной власти, и муниципального хозяйства от государственного и частного. Местное самоуправление обладает всеми признаками власти, и прежде всего главной обязанностью ее решений для населения муниципального образования. В статье 3 Конституции РФ говорится: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления».

В целом компетенция органов местного самоуправления закрепляется законом. Иными словами, государство не только позволяет органам местного самоуправления исполнять часть общественных дел самостоятельно, но возлагает на них исполнение ряда собственных функций, исполнение которых, как правило, сопряжено с постоянными контактами с населением.

При этом важно, что государство передает не только функции, но и полномочия по принятию от его имени общеобязательных решении, оставляя за собой право контроля за исполнением по результатам действительности.

Муниципальное хозяйство, с точки зрения ведения хозяйственной деятельности, в значительной степени носит черты частного хозяйства, так как выступает на рынке как самостоятельный и, что oсобенно важно, равноправный субъект хозяйственной деятельности. То есть оно может самостоятельно распоряжаться находящейся в его распоряжении собственностью, финансовыми ресурсами, землей. Однако использовать все эти ресурсы органы местного самоуправления должны в целях выполнения общественных функций, возложенных на них. В связи с этим формы распределения результатов хозяйственной деятельности общественны по своей природе.

В этом смысле муниципальное хозяйство представляет собой акционерное общество, участниками которого являются все жители муниципального образования. Однако выплаты «дивидендов по акциям» производятся в виде общественно значимых товаров и услуг. В этом проявляется общественный характер муниципального хозяйства, поскольку жители являются одновременно и заказчиками услуг, оказываемых органами местного самоуправления по их поручению, и коллективным собственником муниципального имущества.

С другой стороны, органы управления муниципальным хозяйством выступают в роли подрядчика, исполняющего государственные функции, которые оплачиваются государством. Прежде всего, это касается функций, исполнение которых невозможно централизованными государственными структурами. Это учет движения населения, собственности, организация повседневных контактов с населением по вопросам, отнесенным к ведению государства (социальное обеспечение и др.). Организация подобной деятельности требует значительной регламентации со стороны государства и создает базу для эффективной деятельности самих органов государственной власти всех уровней.

Процесс формирования муниципальной собственности находится в центре внимания при обсуждении проблем рычагов развития местного самоуправления.

Процедура передачи объектов в собственность - один из рычагов развития муниципальных районов - зависит от того, кто выступает с инициативой, какая цель при этом преследуется. Поэтому экономисты определяют четыре возможные схемы передачи государственной собственности в муниципальную:

) если передача осуществляется по инициативе федеральных или региональных органов исполнительной власти, соответствующие министерства, комитеты и департаменты, в ведении или оперативном управлении которых находится имущество, вносят предложения в Минимущество РФ или в региональный комитет по управлению имуществом о необходимости передачи объектов в собственность муниципального образования, на территории которого они расположены;

) если инициатором передачи государственной собственности в муниципальную выступает муниципальное образование, то предусматривается несколько иной порядок. Органы местного самоуправления самостоятельно подготавливают, рассматривают и утверждают Перечень объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность. При этом обязательным является требование сохранить технологическую целостность объектов, обеспечить их безопасную эксплуатацию и централизованное управление;

) если объекты государственной собственности передаются в целях комплексного социально-экономического развития муниципального образования, то передача осуществляется Правительством РФ или правительством субъекта Федерации;

) передача федеральных объектов при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями предусматривает особую процедуру.

Таким образом, муниципальное хозяйство отличается от государственного достаточно широкими правами в области производственной деятельности, и прежде всего в области распоряжения собственными ресурсами, а от частного хозяйства - общественным характером использования результатов деятельности.

Методика, предложенная при определении самого понятия "муниципальное хозяйство", предлагает подход, исходящий из того, что:
1. Муниципальное хозяйство - это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования.
. Деятельность, осуществляемая этими предприятиями и учреждениями, направлена на удовлетворение общественных интересов.

Поскольку деятельность осуществляют разнородные по своей природе субъекты этой деятельности, то необходим и субъект, координирующий их деятельность.

Исходя из данного анализа, основным признаком, по которому мы можем классифицировать элементы муниципального хозяйства, является роль и место того или иного элемента в реализации общественных потребностей.

муниципальные предприятия (поскольку их деятельность полностью подчинена интересам населения муниципального образования);

иные предприятия и учреждения, чья деятельность частично связана с реализацией общественных интересов населения муниципальных образований;

органы местного самоуправления.

Роль каждого из названных элементов различна. Муниципальные предприятия, являясь по своей природе явлением общественным, все свои результаты, будь то прибыль или конкретные товары и услуги, направляют на общественные нужды. Иные предприятия и учреждения вынуждены участвовать в реализации общественных интересов в силу нормативного (в виде налагаемых на них в нормативном или законодательном порядке обязанностей) либо общественного (добровольного по форме) принуждения.

Третья группа, обозначенная в нашей классификации, осуществляет особую функцию - функцию регулирования деятельности двух предыдущих групп в интересах населения муниципального образования.

Ценность данной классификации в том, что она позволяет на основе выделения этих трех групп определить не просто роль и место каждой из них в решении вопросов местного значения, но и в зависимости от этого цели деятельности этих элементов в процессе управления муниципальным хозяйством, учитывать их особенности.

Так, из этой классификации явно видно, что при построении отношений между населением муниципального образования и хозяйствующими субъектами по вопросам местного значения наиболее выгодно иметь отношения с муниципальными предприятиями, так как они не только реализуют населению товары и услуги, но и прибыль, полученная в итоге их деятельности, является также собственностью данного местного сообщества. Поэтому хорошо работающее муниципальное предприятие в принципе всегда выгоднее для муниципального хозяйства.

2. Модели муниципального хозяйства

Системный подход к анализу сущности муниципального образования дает возможность трактовать его как сложную социально-экономическую систему, которая локализована на определенной территории и которая является одновременно подсистемой региональной и национальной экономических систем. Анализ элементов, входящих в состав системы, характер их взаимосвязи и взаимодействия позволяют дать трактовку сущности муниципального образования как сложной по своей структуре системе. Это сложившаяся в определенных территориальных границах социально-экономическая система, предстающая как совокупность взаимодействующих и взаимозависимых элементов, локальность которой по отношению к региональной и национальной экономическим системам определяется государственными органами и органами местного самоуправления. Муниципальное образование как социально-экономическую систему характеризуют общесистемные и специфические свойства:

целостность как внутреннее единство и несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов;

интегративность как свойство системы включать системообразущие элементы, утратившие отдельные индивидуальные свойства, изменение которых приводит к изменению условий функционирования системы в целом;

многовариантность как разноплановая организация элементов системы, которая на практике проявляется через многообразие форм использования вещественных и личных факторов производства и определяется динамикой экономического развития;

адаптивность как свойство системы постоянно приспосабливаться к изменениям внешней и внутренней среды;

изоморфизм как соответствие территориальной структуры хозяйства муниципального образования территориальной структуре хозяйства региона и национальной структуре хозяйства в целом;

синергизм - как объединение финансовых, материальных, людских ресурсов территориальной локальной общности в целях эффективного решения межпоселенческих проблем, вопросов местного значения общими усилиями и получения дополнительного дохода.

К специфическим свойствам муниципального образования как экономической системы следует отнести разную степень активности элементов, входящих в состав муниципального образования как социально-экономической системы, что характеризует разную степень их участия в процессе воспроизводства; наличие базовых, опорных элементов в структуре муниципального образования и сопряженных с базовыми промежуточных элементов. Комбинация базовых и небазовых элементов в структуре социально-экономической системы дает возможность выявить локомотивный сектор в составе муниципального образования, создающий основную часть валового муниципального продукта, и отрасли производственной и социальной инфраструктуры, оказывающие содействие предприятиям базовых отраслей, расположенных на данной территории и обеспечивающие население общественными благами и социальными услугами.

Потребность муниципального образования в имуществе и в финансовых средствах взаимозависимы. Это объясняется тем, что объекты муниципальной собственности могут быть бюджетонаполняющими (приносящими доходы в бюджет) и бюджетопоглощающими (не приносящими доходов в бюджет или требующими бюджетных средств на их содержание в размере, превышающем получаемый доход). Так, муниципальное нежилое помещение, сдаваемое в аренду, представляет собой бюджетонаполняющий объект. Бюджетопоглощающими является большинство объектов социальной сферы. Например, плата в детском саду компенсирует лишь часть расходов на содержание ребенка, основная же часть расходов покрывается из средств местного бюджета. Муниципальное предприятие в разных ситуациях может оказаться и бюджетонаполняющим и бюджетопоглощающим. Поскольку муниципалитет, с одной стороны, является некоммерческой организацией, он не имеет целью получение прибыли. С другой стороны, он должен иметь сбалансированный бюджет.

Один из ключевых вопросов в определении путей дальнейшего развития местного самоуправления в России - это вопрос о допустимой мере участия органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности и, как следствие, о необходимом составе муниципального имущества. По этому вопросу выделяются три модели муниципального хозяйства.

Коммунальная модель.

Жители сами оплачивают поставщикам индивидуально потребляемые ими муниципальные услуги, в том числе социально значимые, а затраты на финансирование общественных услуг несут в форме уплаты налогов.

Коммунально-рентная модель отличается от предыдущей тем, что предусматривает участие органов местного самоуправления в оказании жителям ряда бесплатных или частично оплачиваемых услуг, в основном социальных.

Более высокая потребность муниципалитета в финансовых средствах в данной модели обеспечивается тем, что налоговые доходы дополняются рентными платежами. Для этого в муниципальную собственность передаются основные экономические ресурсы территории: земля и объекты недвижимости.

Однако в прямой хозяйственной деятельности муниципалитет не участвует. Муниципальных предприятий, как и при коммунальной модели, быть не должно.

Муниципально-рентная модель характеризуется тем, что органы местного самоуправления несут значительную часть финансового бремени по решению вопросов жизнеобеспечения населения. Для этого они должны иметь в качестве источников доходов не только налоговые доходы и рентные платежи, но и крупные доходы от хозяйственной деятельности муниципальных предприятий и, следовательно, должны быть полноценными хозяйствующими субъектами на своих территориях.

Очевидно, что коммунальная модель муниципального управления возможна лишь в экономически развитых странах с высоким жизненным уровнем населения.

Для России эта модель преждевременна, ибо «низкая платежеспособность и менталитет населения вынуждают муниципальную власть предоставлять жителям большое количество частично оплачиваемых либо вовсе не оплачиваемых ими услуг, что характерно для муниципально-рентной модели.

Однако муниципально-рентная модель противоречит проводимому государством курсу на ограничение хозяйственной деятельности муниципалитетов. Поэтому само собой напрашивается вывод, что для России наиболее приемлемой является промежуточная - коммунально-рентная модель.

Ключевым, наиболее спорным вопросом в формировании российской модели муниципального управления является вопрос о допустимости и целесообразности хозяйственной деятельности.

В условиях рыночной экономики функции муниципального управления существенно видоизменились и расширились. Так, местные органы и прежде выполняли функцию экономического анализа, планирования и прогнозирования развития территории, однако в условиях рыночной экономики и многообразия форм собственности методы анализа, прогнозирования и комплексного планирования социально-экономического развития территории существенно изменились. Инвестиционную деятельность местная власть осуществляла только в рамках утвержденных на вышестоящих уровнях планов и в пределах централизованно выделенных ассигнований. Теперь появилась возможность самостоятельно принимать инвестиционные решения и использовать в этих целях как собственные, так и заемные (кредитные) ресурсы. Появились и новые функции: управление муниципальным имуществом, налоговое, тарифное, ценовое регулирование, экономическое регулирование предпринимательской деятельности (раньше такая деятельность просто отсутствовала), внешнеэкономическая деятельность.

Сводное финансовое планирование развития территории в современных условиях стало на порядок сложнее, так как оно должно учитывать многоканальность формирования и использования финансовых ресурсов территории.

Заключение

По итогам работы сделаны следующие выводы:

Муниципальное хозяйство может рассматриваться как совокупности предприятий и учреждений, относящихся к муниципальной собственности и как вся совокупность хозяйств, расположенных на территории муниципального образования.

Различают три модели функционирования муниципального хозяйства:

Коммунальная модель. Жители сами оплачивают поставщикам индивидуально потребляемые ими муниципальные услуги, и власти достаётся лишь выявление лучших поставщиков по соотношению показателей цены и качества.

Коммунально-рентная модель предусматривает участие органов местного самоуправления не только в распределении муниципальных заказов на общественные услуги, но и в сфере использования экономических ресурсов территории и оказания отдельных бюджетных услуг.

Муниципально-рентная модель характеризуется тем, что основное бремя по решению вопросов жизнеобеспечения населения несут не сами жители, а органы местного самоуправления.

Подход, существующий в современной России, представляет собой нечто среднее между второй и третьей моделями. Низкая платежеспособность и менталитет населения вынуждают муниципальную власть предоставлять жителям большое количество частично оплачиваемых ими услуг. Но муниципальные предприятия являются в большинстве своем не источниками доходов, а потребителями бюджетных средств. Этим дисбалансом обусловлен избыток находящегося в муниципальной собственности имущества, особенно объектов социального назначения, требующих крупных затрат на содержание, а также хронический дефицит финансовых ресурсов для покрытия расходов местных бюджетов.

Список использованной литературы

муниципальное хозяйство собственность

Воронин А. Муниципальное хозяйство и управление: проблемы теории и практики. М.: 2006 - 378 с.

Ресин В.И., Попков Ю.С. Развитие больших городов в условиях рыночной экономики. Системный подход. М.: Эдиториал УРСС, 2007. - 279 с.

Суслова Ю.Ю. Рыночная инфраструктура города: теория, методология, практика: монография - М.: Креативная экономика, 2007. - 176 с.

Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и муниципальное управление - М.: ЭКМОС, 2007 - 304 с.

Черняк В.З. Жилищно-коммунальное хозяйство: развитие, управление и экономика. М. : КНОРУС, 2008. - 280 с.

Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление М.: Инфра-М, 2009 - 400 с.

В зависимости от того, какую роль в решении вопросов местного значения играют те или иные элементы муниципального хозяйства, насколько они обеспечены ресурсами выделяют несколько видов муниципального хозяйства, прежде всего, по признаку возрастания роли собственной хозяйственной деятельности. Следует отметить, что существование того или иного вида муниципального хозяйства зависит от ресурсов территории (материальных, финансовых, кадровых); от собираемости налогов и от компетенции органов МСУ.

В управлении муниципальным хозяйством используются три модели (вида) муниципального хозяйства

1. Коммунальная модель муниципального хозяйства.

Характеризуется тем, что основную тяжесть затрат на реализацию общественных интересов и потребностей несут сами жители муниципального образования (коммуны, общины) и основным ресурсом являются налоги на население. Органы власти осуществляют процесс накопления и распределения ресурсов для нужд территории. Недостатком этого подхода является то, что ресурсы для решения проблем муниципального хозяйства восполняются государством. Организационными формами управления выступают коммуны и общины. В нашей стране этот подход еще не получил своего развития. Главным элементом в этой системе выступает орган местного самоуправления, который осуществляет как накопление ресурсов, так и их расходование. Данная модель наиболее приемлема и существует в наиболее “благополучных” странах Европы, где права органов местного самоуправления на ведение хозяйственной деятельности ограничены, в России же, она практически нигде не применяется, напротив, российские МСУ претендуют, причем часто необоснованно, на реализацию муниципально-рентной модели. Жители сами оплачивают поставщикам индивидуально потребляемые ими муниципальные услуги, в том числе социально значимые, а затраты на финансирование общественных услуг несут в форме уплаты налогов. Орган местного самоуправления осуществляет только накопление финансовых ресурсов на общественные нужды и их расходование через систему муниципального заказа. Муниципалитет не участвует в хозяйственной деятельности и не имеет имущества, приносящего доход, а потребность в объектах собственности, требующих затрат на их содержание, и в финансовых ресурсах является минимальной. Конкурентный рынок муниципальных услуг настолько развит, что задачей муниципальной власти является лишь выявление лучших поставщиков по соотношению показателей цены и качества. Модель характерна для экономически развитых стран с высоким жизненным уровнем населения.
2. Коммунально-рентная модель муниципального хозяйства.

Данная модель по сравнению с предыдущей отличается тем, что предусматривает участие органов местного самоуправления в сфере использования ресурсов территории и в ее развитии через предоставление ограниченных прав в финансово-кредитной деятельности и права ресурсной ренты. То есть налоги с населения дополняются возможностью обложения производителя продукции и услуг на территории муниципального образования. Коммунально-рентная модель отличается от предыдущей тем, что предусматривает участие органов местного самоуправления не только в распределении муниципальных заказов на общественные услуги, но и в сфере использования экономических ресурсов территории (земля и объекты недвижимости) и оказания отдельных бюджетных услуг (в основном социальных) на базе объектов муниципальной собственности. Более высокая потребность муниципалитета в финансовых средствах в данной модели обеспечивается тем, что налоги с населения и производителей продукции, а также платежи за услуги дополняются рентными платежами за использование муниципальной собственности, включая собственность на землю.


3. Муниципально-рентная модель муниципального хозяйства.

Данная модель подразумевает, что основное бремя по обслуживанию интересов населения и по решению вопросов местного значения несут органы местного самоуправления, для чего им предоставляется возможность стать полноценным хозяйствующим субъектом на своей территории. При этой модели ведение муниципального хозяйства (обслуживание населения и решение проблем местного характера) возлагается на органы местной власти, так как они являются полноценным хозяйствующим субъектом МО. Для этого они должны иметь в качестве источников доходов не только налоги и рентные платежи, но и крупные доходы от хозяйственной деятельности муниципальных предприятий, и, следовательно, стать полно­ценным хозяйствующим субъектом на своей территории. Основоположник российской муниципальной науки Л. Велихов называл эту модель муниципальным социализмом . Идея муниципального социализма состоит в том, что органы местного самоуправления должны в основном самостоятельно обеспечивать финансовыми средствами свои общественные нужды за счет эффективной хозяйственной деятельности.
Подход, существующий в современной России, представляет собой нечто среднее между второй и третьей моделями. С одной стороны, низкая платежеспособность и менталитет населения вынуждают муниципальную власть предоставлять жителям большое количество частично оплачиваемых либо вовсе не оплачива­емых ими услуг, что характерно для муниципально-рентной модели. С другой стороны, муниципальные предприятия являются в большинстве своем не источниками доходов, а потребителями бюджетных средств. Этим дисбалансом обусловлен избыток находящегося в муниципальной собственности имущества, особенно объектов социального назначения, требующих крупных затрат на содержание, а также хронический дефицит финансовых ресурсов для покрытия расходов местных бюджетов.
Безусловно, та или иная модель не существует в чистом виде, однако роль и место того или иного элемента в различных странах серьезно отличаются друг от друга. В нашей стране в практической деятельности по управлению муниципальным хозяйством не используется в чистом виде ни одна из моделей, а берется какой-то один из ее элементов. То же происходит и в других странах. Выбор той или иной модели зависит от ряда факторов: объема компетенции органов местной власти, определенного законодательством страны, от наличия и характера основных ресурсов.

Применение существование той или иной модели зависит от огромного количества факторов, главными из которых являются:

1. Объем компетенции органов местного самоуправления, определенный законодательством.

2. Наличие и характер основных ресурсов территории.

3. Наличие квалифицированных кадров в органах местного самоуправления и муниципальных предприятиях.

4. Налогоспособность населения.

В зависимости от этих факторов формируется конкретный вид муниципального хозяйства.

Специалисты выделяют четыре основных метода ведения муниципального хозяйства :

1. Прямое управление.

2. Муниципально-подрядная система.

3. Муниципально-арендная система.

1. При прямом управлении муниципалитеты осуществляют непосредственное руководство муниципальными предприятиями. В мировой практике органы управления муниципальными предпри­ятиями могут быть сформированы различными способами. Наибо­лее распространено назначение руководителей предприятия из числа муниципальных служащих. Если для управления муници­пальными предприятиями требуется высокая квалификация и опыт работы, часто производится наем профессиональных, хоро­шо оплачиваемых специалистов. Практикуется также управление посредством коллегиальных и выборных органов - дирекций предприятий. По российскому законодательству допустим только один вариант создания органа управления унитарного муници­пального предприятия - назначение учредителем руководителя унитарного предприятия, а управление осуществляется согласно уставу, утверждаемому учредителем.

Специалисты отмечают, что у муниципальных предприятий имеется ряд преимуществ перед частными и государственными. Услуги муниципальных предприятий для населения обычно де­шевле, чем частные, качественнее и оперативнее услуг государст­венных предприятий. Доходы, получаемые от услуг населению, идут не в пользу частных лиц или государства, а остаются в рас­поряжении местного сообщества.

Муниципальные предприятия могут использоваться органами местного самоуправления в качестве эффективных инструментов местной экономической и социальной политики. Муниципальная монополия позволяет минимизировать издержки производства за счет эффекта экономии масштаба, уменьшить коммерческие риски, создать условия для стабильного и устойчивого развития.

Однако при этом необходимо учитывать, что большое число муниципальных предприятий при недостаточном уровне оплаты услуг, или при резком росте производственных издержек, напри­мер, из-за повышения цен на электричество, может привести к возникновению задолженности местного бюджета.

Муниципальные предприятия могут финансироваться в смет­ном порядке или на основе хозрасчета. Хозрасчет используется для предприятий, осуществляющих хозяйственно независимую деятельность, приносящую определенный доход. В местном бюд­жете учитывается только определенная доля прибыли, остающаяся в распоряжении учредителя. Сметный порядок применяется для муниципальных учреждений, а также предприятий, не принося­щих доход.

Органы местного самоуправления имеют право создавать экономические предприятия лишь при условии, что предприятие должно преследовать некоммерческую цель, и масштабы деятель­ности предприятия должны находиться в приемлемом соответствии с возможностями местного бюджета.

2. При муниципально-подрядной системе строительство и

выпол­нение определенных функций ведется не службами муниципалите­та, а временно нанимаемыми на конкурсной основе частными под­рядчиками, получающими часть прибыли. Подрядная система иг­рает очень важную роль в современном муниципальном хозяйст­ве, однако ее эффективное применение требует соблюдения опре­деленных принципов и правил, строгой системы учета и контроля.

3. Муниципально-арендная система применяется не с целью

из­бавления органов местного самоуправления от расходов по экс­плуатации имущества, а лишь при условии невозможности распо­рядиться муниципальным имуществом более выгодным образом. Муниципальное имущество на определенный срок сдается в арен­ду частным лицам. При этом муниципалитет на срок аренды пол­ностью отказывается от доходов, получаемых от использования сдаваемого имущества в обмен на фиксированные, регулярно уп­лачиваемые арендатором платежи. Арендатор обычно занимается деятельностью, не связанной с выполнением поручений местных органов власти по решению тех или иных вопросов местного значения, что снижает возможности муниципального регулирования.

4. Муниципальная концессия представляет собой уступку муниципалитетом на определенный срок и на договорных условиях частному хозяйствующему субъекту права устраивать и вести хозяй­ство в определенной сфере деятельности. Фактически, использование подобной системы означает неспособность муниципалитета нести ту или иную часть местного хозяйства. Местные власти оказываются связанными заключенным договором на много лет вперед и не могут отказаться от невыгодных концессионных договоров.

Эксперты отмечают, что при концессиях около 50% прибыли переходит из общественных в частные руки. При этом концесси­онная эксплуатация общеполезных предприятий чаще всего не обеспечивает ни интересы потребителей (высокие тарифы), ни ин­тересы работников таких предприятий (минимальная зарплата).

Реальных же инструментов, позволяющих бороться с крупными внешними, особенно зарубежными, концессионерами у местных органов власти, как правило, нет. Практика показывает, что при концессии частная монополия не стремится вкладывать средства в развитие и техническое совершенствование производст­ва и при окончании договора муниципальному образованию воз­вращается изношенное оборудование и недвижимость.

Сторонниками такой системы являются исключительно пред­ставители частного бизнеса. Концессия муниципального имущест­ва, строительства муниципальных объектов, эксплуатации зданий экономически не эффективна и малопригодна в практике муници­пального хозяйства.

Местные органы власти могут самостоятельно устанавливать принципы формирования цены на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями. Наиболее распространен подход, согласно которому цена услуги равна себестоимости оказания, при этом для отдельных видов услуг в цену может закладываться оп­ределенная норма прибыли.

Также за счет бюджета финансируются такие виды услуг, пла­ту за которые взимать с потребителя невозможно или затрудни­тельно (уличное освещение и т.п.).

Все услуги должны оплачиваться пользователями (хотя бы в минимальной части), за исключением тех, плату за которые взи­мать экономически или технически нерационально. Платность ус­луг позволяет минимизировать случаи бесхозяйственного исполь­зования услуг, стимулирует потребителей к соблюдению режима экономии в их употреблении.

С точки зрения экономической эффективности желательно, чтобы доходы, получаемые от оказываемых услуг позволяли оку­пать переменные, текущие издержки муниципальных предпри­ятий. Постоянные, капитальные издержки допустимо при необхо­димости возмещать из средств местного бюджета.

Страница 6

2. Коммунально-рентная модель муниципального хозяйства. От предыдущей отличается тем, что предусматривает участие органов местного самоуправления в сфере использования ресурсов территории и в ее развитии через предоставление им ограниченных прав в финансово-кредитной деятельности и права ресурсной ренты, т. е. налоги с населения дополняются обложением производителя продукции и услуг на территории муниципального образования.

3. Муниципально-рентная модель муниципального хозяйства подразумевает, что основное бремя по обслуживанию интересов населения и решению вопросов местного значения несут органы местного самоуправления, для чего им предоставляется возможность стать полноценным хозяйствующим субъектом на своей территории.

Та или иная модель не существует в чистом виде, однако роль и место того или иного элемента в различных странах существенно отличаются друг от друга. Наличие той или иной модели зависит от огромного числа факторов, главными из которых являются:

– объем компетенции органов местного самоуправления, опреде-ленный законодательством;

– наличие и характер основных ресурсов территории;

– наличие квалифицированных кадров в органах местного само-управления и муниципальных предприятиях;

– налогоспособность населения.

В условиях становления рыночных отношений идет поиск новых организационных форм муниципального управления, способных реализовать новые задачи. Местные органы управления должны при этом опираться на экономическую основу. Такой основой могут стать долгосрочные нормативные отчисления в местный бюджет от прибыли предприятий независимо от их ведомственной принадлежности за трудовые и природные ресурсы, штрафы за загрязнение окружающей природной среды и пр.

Непременным условием эффективной системы управления муни-ципальным хозяйством является перестройка отношений собственности. Объектами муниципальной собственности могут являться: государственные предприятия и организации промышленности, строительства, сельского хозяйства местного значения; обобществленный жилой фонд; городские и районные предприятия жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, торговли и общественного питания; учебные заведения по подготовке специалистов массовых профессий; учреждения здравоохранения, просвещения; транспорт; объекты производственной и социальной инфраструктуры, обслуживающие потребности населения региона, города, района. Эти объекты муниципальной собственности не могут изыматься высшими органами власти без согласия местной администрации.

Муниципальная собственность формируется за счет собственных средств хозрасчетных предприятий и организаций местного подчинения, местного бюджета, внебюджетных фондов, передачи в ведение местных администраций соответствующих предприятий республиканского и регионального подчинения.

Однако проблема заключается не в формальных масштабах муниципальной собственности в том или ином регионе, а в нынешнем ее экономическом статусе.

Сегодня увеличение масштабов муниципальной собственности приводит не к расширению экономических возможностей органов местного самоуправления, а к возникновению новых трудностей, связанных прежде всего с дополнительной нагрузкой на местные бюджеты.

Дело в том, что муниципальные объекты не дают доходов в местные бюджеты, напротив, они сами постоянно нуждаются в финансовой поддержке. Особенно это касается объектов жилищно-коммунальной сферы. Необходимо уточнить экономико-правовой статус муниципальной собственности, более четко определить ее место и ответственность за ее состояние в вертикали управления имущественным комплексом региона и, главное, делегировать органам местного самоуправления надежные источники бюджетных поступлений, которые можно направить на воспроизводство муниципальной собственности в пределах каждой территории.