Страховые

Куда показывает компас «Совкомфлота. Ловить актив в мутной воде

Чиновники вновь сообщили о приватизации «Совкомфлота». На этот раз в Минтрансе заявили, что продажа акций госкомпании пройдет в начале июля, то есть до этого судьбоносного события остались считанные дни. Приватизацию «Совкомфлота» за последние годы и месяцы столько переносили, что порой кажется - она уже не состоится никогда. Правда, власти с маниакальной настойчивостью каждый раз заявляют, что это вот-вот произойдет. И складывается ощущение, что к этой истории причастны тени из прошлого, а также один могущественный олигарх.

А может уже и не надо?

Чиновники, которые регулярно заявляют о продаже пакета акций в «Современном коммерческом флоте» иногда напоминают китайцев, которые выносят очередное «последнее предупреждение». «Совкомфлот» собирались продавать еще в начале десятых годов. Но каждый раз что-то не срасталось. Уже проскакивает шальная мысль: а может ну ее, эту приватизацию, раз ничего не получается? Но идея продать СКФ как одна известная субстанция постоянно остается на плаву.

Вспомним заявление замминистра финансов Алексея Моисеева , которое он сделал полтора года назад:

«Если Земля не налетит на небесную ось, то мы ожидаем в 2016-м приватизацию «Совкомфлота».

Друзья, коллеги, товарищи, господа, земляне! Трудно поверить, но, вероятно, мы уже не существуем на свете, ибо 2016-й давно закончился, а «Совкомфлот» так и не приватизирован. В начале года текущего снова заговорили о продаже этого актива. Приватизацию наметили на весну, потому что в это время года традиционно открывается «окно возможностей», сообщил все тот же Алексей Моисеев. Весной появились сведения, что госкомпанию выставят на продажу в июне. Прошли уже все сроки, но чиновники назначили новые. На этот раз продажу анонсировали в Минтрансе, сообщив, что это случится в начале июля. Свежо предание…

Плохим приватизаторам что-то мешает

Так почему же власти до сих пор не могут продать «Совкомфлот», раз им просто до невозможности этого хочется? Версий несколько. С таким активом стоит действовать осторожно. Без всякого преувеличения, СКФ – гордость страны. Это один из лучших в мире коммерческих флотов, включающий 149 судов с общей грузоподъемностью более 13 миллионов тонн. Это стратегическая компания, чей основной профиль перевозка углеводородов. И в этой сфере «Совкомфлот» является одним из мировых лидеров.

Продать госкомпанию мешали разные причины. Как это обычно бывает: если с экономикой все хорошо, то вроде бы и приватизировать особой надобности нет. А если кризис и российские активы дешевеют, то продать из-за нехватки денег в бюджете очень хочется, но цена будет низкой , поэтому, что называется, «жаба душит». Тем не менее, сейчас в правительстве говорят, что рыночная конъюнктура сопутствует приватизации. Продать намерены 25% и выручить за него 30 миллиардов рублей. Кстати, для бюджета страны это не то что копейки, но сумма . Но, повторимся, раз уж очень хочется, так уже давно бы продали. Однако что-то мешает. И чтобы понять, что именно, возможно, стоит извлечь из шкафа один неприглядный скелет.

По теме

Тень отца скандала

В прошлом году Земля хоть и не налетела на небесную ось, но произошло довольно важное событие в жизни «Совкомфлота». Его бывший партнер Юрий Никитин отсудил у госкомпании в Лондонском суде огромную компенсацию. Точная сумма неизвестна, но, по версии СМИ, она могла составить 80 миллионов долларов. Переведем в рубли по курсу и получим 5 миллиардов, то есть шестую часть от того, что государство хочет выручить за блокпакет. Или около 5% от общей стоимости СКФ. В общем, приличная сумма в масштабах корпорации.

Дело в том, что в начале нулевых Никитин и его сообщники создали интересную и весьма распространенную схему. «Совкомфлот» сдавал свои суда в аренду по низкой ставке офшорным компаниям. А они, в свою очередь, предоставляли корабли в субаренду, но уже на рыночных условиях. Разница оседала в карманах посредников. В итоге эта история доросла до уголовного дела, в рамках которого СКФ добился ареста активов Юрия Никитина , который, как и другие фигуранты, благополучно сбежал в Великобританию (поэтому и судился он в Лондоне). Так вот суд признал, что это была излишняя мера, из-за которой бизнесмен понес потери, и теперь имеет право на компенсацию. Вообще-то решение суда выглядит странным: обманута была компания «Совкомфлот», и она же еще и виновата, что наказала своего обидчика. Но главное, дата, когда суд вынес решение. Это произошло в сентябре 2016-го. А месяцем ранее власти отложили приватизацию «Совкомфлота», словно предчувствуя, что суд вынесет вердикт не в пользу компании и испортит продажу пакета. Возможно, это было просто совпадение. А, может быть, и нет. И раз уж мы открыли шкаф со скелетом, то достанем оттуда еще кое-что, точнее, кое-кого.

Ловить актив в мутной воде

Из материалов Лондонского суда, который, кстати, тянется много лет, известно , что вышеупомянутый Юрий Никитин когда-то был партнером могущественного бизнесмена Геннадия Тимченко , и они вместе вели дела с «Совкомфлотом». Но потом отношения партнеров резко ухудшились, более того, в суде Никитин утверждал, что Тимченко стоял за некими, цитата, «криминальными действиями, направленными против меня». Это с одной стороны. А с другой, у Геннадия Николаевича, как известно, очень хорошие отношения с главой «Совкомфлота» Сергеем Франком . Более того, они породнились – дочь Тимченко замужем за сыном Франка. Как писали СМИ, руководитель госкомпании, хоть и никогда не пойдет против решения властей о приватизации, но сам постоянно заявляет о несвоевременности продажи.

Еще один аспект: ведущий перевозчик углеводородов «Совкомфлот» всегда был в сфере внимания Тимченко, который построил свою империю на торговле нефтью и добыче газа. И никто бы не удивился, если бы именно этот бизнесмен однажды стал совладельцем СКФ. Хотя, справедливости ради, у нас нет оснований утверждать, что предприниматель намерен купить акции госкомпании. При этом известна позиция правительства, которое не хочет продавать акции одному стратегическому инвестору, а желает приватизировать «Совкомфлот» через биржу, чтобы пакет достался множеству миноритариев. Это стремление объясняют тем, что такие акционеры, в отличие от одного крупного, не помешают государству управлять компанией.

Разглядеть истинное положение закулисных дел в этой мутной воде довольно сложно. Но есть факты. Правительство постоянно пытается продать «Совкомфлот», причем рассеять пакет в руках мелких инвесторов. И у правительства постоянно ничего не получается. Из чего можно сделать вывод: либо чиновники сами ударились головой о какую-нибудь ось, либо им кто-то крепко мешает.

Во вторник в Минэкономразвития прошло совещание, посвященное грядущей приватизации «Совкомфлота», рассказали «Газете.Ru» три источника, знакомых с ходом приватизационного процесса. Речь идет о продаже 25% минус 1 акция из расширенного капитала компании («Совкомфлот» сейчас выпускает допэмиссию), после которой под контролем государства должно остаться 75%.

Официальная оценка актива еще не делалась, но организаторы размещения «ВТБ-Капитал» и Сбербанк-CIB оценивают 25% «Совкомфлота» примерно в 30 млрд рублей, говорит источник, знакомый с ходом обсуждения в Минэкономразвития.

Ранее правительство заявляло о намерении получить за этот пакет 24-30 млрд рублей. Но, по словам источника, цену наверняка еще попытаются увеличить.

По словам источника «Газеты.Ru», акциями «Совкомфлота» активно интересуются российские негосударственные пенсионные фонды. Как раз с ними и проводило совещание Министерство экономического развития.

Интерес негосударственных пенсионных фондов здесь очевиден — дивиденды. По словам источника «Газеты.Ru», НПФ имеют в виду, что «Совкомфлот» останется государственной компанией, а Минфин настаивает на том, что госкомпании должны направлять на дивиденды не менее 50% от прибыли по МСФО.

Правда, как раз с прибылью у крупнейшей российской судоходной компании не все хорошо. По итогам 2016 года она упала на 42% и составила $206,8 млн. То есть на 25-процентный пакет приходится $51,7 млн.

Ранее сообщалось, что в приватизации «Совкомфлота» могут принять участие нефтегазовые компании (СКФ занимается как раз транспортировкой нефти и сжиженного газа). В конце февраля о своем интересе к активу заявил итальянский банк Intesa, который представлял кредитное финансирование сырьевому трейдеру Glencore и катарскому суверенному фонду Qatar Investment Authority (QIA) в ходе приватизации «Роснефти».

Для участия негосударственных пенсионных фондов в приватизации «Совкомфлота» есть препятствия. Дело в том, что согласно установленным правилам акции, приобретаемые НПФ, должны соответствовать ряду критериев. В частности, они должны входить в котировальный список 1-го уровня (КС-1) и в основной индекс ММВБ, состоящий из 50 компаний. Если одно из этих условий не соблюдено, то НПФ не могут потратить на приобретение бумаг более 10% своих активов.

«Проблема в том, что почти у всех фондов эти 10% уже исчерпаны, — рассказывает собеседник «Газеты.Ru». — И если ввести «Совкомфлот» в КС-1 при размещении еще реально, то в основной индекс ММВБ попадают бумаги, которые торговались на бирже не менее шести месяцев».

Вопрос о допуске НПФ к приватизации «Совкомфлота» прорабатывается в правительстве, знает федеральный чиновник, сейчас рассматриваются два сценария.

Первый: ММВБ делает исключение и вносит акции «Совкомфлота» в основной индекс без оценки в течение шести месяцев.

«Но подобных прецедентов еще не было, и предварительные консультации с ММВБ говорят о том, что биржа на такой шаг не готова», — рассказывает чиновник.

Второй сценарий более реален. Учитывая, что деятельность НПФ регулируется Центробанком, ЦБ закрывает глаза на то, что пенсионные фонды потратят на покупку бумаг «Совкомфлота» средства, выходящие за пределы 10% их активов. Все это будет сделано в расчете на то, что в будущем акции компании войдут в основной индекс ММВБ.

В ЦБ «Газете.Ru» заявили, что не комментируют сделки по конкретным компаниям.

«Совкомфлот» сам по себе — крайне рискованный актив для инвестиций, полагает гендиректор InfraNews Алексей Безбородов. Связано это в первую очередь с высокой волатильностью котировок акций танкерных компаний. «В этом плане хуже них только разного рода стартапы, — отмечает Безбородов. — Одно дело, когда инвесторы (в том числе те же пенсионные фонды) вкладывают деньги конкретно в корабли, в их строительство, как происходит на протяжении уже нескольких столетий в Германии и Европе. Там короткий цикл, но инвестор имеет стабильный, хоть и небольшой (2-3%) доход».

С инвестициями в акции «Совкомфлота» ситуация, по словам Безбородова, осложняется еще и тем, что весь кэш-флоу (денежный поток) проходит через зарубежные счета, что затрудняет контроль.

Позднее, в среду, Минэкономразвития выступило с опровержением информации, содержащейся в материале «Газеты.Ru» «Правительство готово поменять законодательство ради приватизации «Совкомфлота».В частности, министерство указывает, что нет никаких подтверждений тому, что у негосударственных пенсионных фондов исчерпаны лимиты в 10% активов, зарезервированные на покупку акций не входящих в котировальный список 1-го уровня, либо в основной индекс ММВБ, как об этом говориться в статье. «Более того, использование этого лимита освобождает фонды от соответствия указанным выше критериям», - указывает министерство.
В соответствии с пунктом 1.5.6. Положения Банка России от 25 декабря 2014 г. N 451-П «Об установлении дополнительных ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего обязательное пенсионное страхование, дополнительных требований к кредитным организациям, в которых размещаются средства пенсионных накоплений и накопления для жилищного обеспечения военнослужащих, а также дополнительных требований, которые управляющие компании обязаны соблюдать в период действия договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений» «на момент заключения сделки по приобретению акций российских акционерных обществ, включенных только в список для расчета Индекса ММВБ, или акций российских акционерных обществ, включенных только в котировальный список высшего уровня… совокупная стоимость таких ценных бумаг (с учетом приобретаемых) составляет не более 10% стоимости инвестиционного портфеля».
Таким образом, инструкция Банка России позволяет использовать 10% лимит. Он является достаточным для проведения сделки. Этот вопрос дополнительно прорабатывался на рабочей встрече Минэкономразвития и Банка России. По итогам была выработана позиция о достаточности 10% лимита НПФ для подготовки сделки по приватизации компании с учетом наличия значительного спроса к сделке иных категорий инвесторов.
Также Минэкономразвитие обратило внимание на информацию о том, что официальная оценка «Совкомфлота» еще не проводилась. Как заявляет министерство, в действительности такая оценка есть, на нее получено положительное заключение Росимущества.


Некоторые удивительные вещи происходят, и как-то об этом тихо в ведущих СМИ. Пока остаётся надеятьсяч, что это некий хитрый план.
***
«Совкомфлот» с капитанами и экипажами уплывает в руки геополитического соперника России …


«Приватизация иностранными инвесторами» национального достояния России по бросовым ценам - это излюбленная практика либералов из финансово-экономического блока правительства. Причем на продажу выставляются прибыльные, стратегически важные государственные активы

6 сентября 2017 года в кулуарах Восточного экономического форума первый вице-премьер правительства РФ Игорь Шувалов заявил журналистам:
«Россия предложила китайским партнерам варианты сотрудничества в рамках приватизации “Совкомфлота”» .

«Совкомфлот» - СКФ (Современный коммерческий флот) - крупнейшая судоходная компания России, признанный мировой лидер в области морской транспортировки углеводородов (сырой нефти, продуктов нефтепереработки и сжиженного газа), а также обслуживания нефтегазовых проектов на континентальном шельфе, включая морскую сейсморазведку. Флот компании включает более 150 судов, почти половина из которых имеет высокий ледовый класс!

СКФ оперирует судами в сегментах, наиболее востребованных ведущими российскими и международными нефтяными и газовыми компаниями. Собственные технические разработки и уникальный для судоходной компании набор передовых технологий, прежде всего, для работы в экстремальных климатических условиях, позволяют компании удовлетворять различные требования и пожелания заказчиков, предоставляя им надежное и эффективное транспортное обеспечение.

СКФ имеет представительства, дочерние предприятия и посреднические офисы в Москве, Санкт-Петербурге, Новороссийске, Владивостоке, Одессе, Мадриде, Лондоне, Лимассоле, Сингапуре и Дубае. В настоящее время в холдинг СКФ входят следующие компании: ОАО «Совкомфлот», ОАО «Новошип», «Юником», «Марпетрол», ЗАО «Роснефтефлот» и другие. В 2015 году СКФ возглавил рейтинг лучших подрядчиков в области морских сейсморазведочных работ.

Компания полностью принадлежит государству - 100% акций у Росимущества.

За 2015 год чистая выручка СКФ составила 1,2 миллиарда долларов, чистая прибыль - 354,5 миллиона долларов. На конец 2015 года активы Группы компаний «Совкомфлот» составили 6 701 513 тысяч долларов США, а на конец 2016 - 7 157 247 тысяч долларов.
Отрасль международных морских перевозок сейчас достаточно активно развивается.

И вот чиновники из правительства РФ, чтобы «залатать дыры» в бюджете, решают передать во владение Китаю это успешное предприятие. На первом этапе предлагается продать пакет в размере 25% минус одна акция.
Всего за 24 миллиарда рублей
! По сравнению с истинной стоимостью СКФ - цифра смехотворная...
Именно эта цифра заложена в бюджете РФ на 2017 год как прогнозная сумма поступлений от приватизации СКФ. Ясно, что бюджет это не спасет, а вот народ будет очередной раз ограблен.

Практически чиновники вновь предлагают план, работающий на «иностранных инвесторов», но убыточный для государственного бюджета России.

В долгосрочной перспективе государство теряет весьма немалые деньги, зато покупатели получают возможность заработать на экспорте наших углеводородов.
А будущие поколения российских граждан лишатся серьезной прибыли. «Совкомфлот» создавался и совершенствовался силами всей страны. О том, что он имеет стратегическое значение, говорить не приходится. По сей день значительная часть поступлений в бюджет РФ идет именно от продажи углеводородов. По итогам 2016 года сумма поступлений от нефтегазового сектора составила 4,832 триллионов рублей, сообщается в мониторинге Минэкономразвития «Об итогах социально-экономического развития РФ в 2016 году». Это более трети доходной части бюджета.

Следует также отметить, что многие экономисты утверждают: в условиях международных санкций продавать госсобственность просто не имеет смысла.

Об этом еще в июле 2017 года говорил даже министр финансов РФ Антон Силуанов :
«У государства еще остались компании, которые являются ключевыми игроками на отдельных рынках, однако вместе с их приватизацией есть риск утратить контроль над предприятиями... Решения о продаже могут привести к потере контроля государства. Надо ли сейчас это делать, когда над Россией нависли санкции, когда стоимость компаний в условиях таких режимов явно занижена?.. Поэтому сейчас нет смысла продавать. Если продать еще часть “Роснефти”, то государство потеряет контроль за стратегическим активом. В целом, конечно, Минфин выступает за увеличение доходов от приватизации, но не всегда это совпадает с логикой принятия решений о продаже компаний », - заявил Силуанов.

Похоже логика Шувалова и его либерального окружения не совпадает с логикой ведущих экономистов России и даже с логикой министра финансов.
Если говорить по крупному счету, то продажа прибыльных государственных активов - это преступление. Государственные компании надо не продавать, а развивать!

«Нам нужно совсем другое, даже противоположное - не приватизация, а национализация. Если мы ведём войну - экономическую, информационную, идеологическую, значит - неизбежна мобилизация и соответствующая экономика. А мобилизационная экономика всегда - перевод экономики под контроль собственного государства», - не раз предупреждал профессор Валентин Юрьевич Катасонов.

Приватизация «Совкомфлота» в этом месяце не состоится, сообщил «Известиям» источник на финансовом рынке и подтвердил федеральный чиновник. Сделка перенесена на осень. Это связано с не очень благоприятной конъюнктурой в настоящий момент и сложной геополитической обстановкой в мире.

Правительство планировало продать 25% минус одна акция «Совкомфлота» в июне этого года. Размещение акций должно было состояться на Московской бирже. Однако из-за того, что геополитическая обстановка в мире остается напряженной, биржевые индексы с начала года снижаются и конъюнктура в целом не очень благоприятная для проведения IPO (первичное размещение акций), было решено не проводить сделку в этом месяце, сообщил «Известиям» источник на финансовом рынке.

Рынок сильно «штормит», геополитическая ситуация по-прежнему напряжена, иностранные инвесторы осторожничают. В таких условиях не получится выгодно разместить акции компании, - отметил собеседник «Известий».

Федеральный чиновник подтвердил, что приватизации «Совкомфлота» в этом месяце, скорее всего, не будет. IPO компании перенесено на осень.

В пресс-службе Минэкономразвития на запрос «Известий» ответили, что министр экономического развития Максим Орешкин ранее сообщал о необходимости объявлять о конкретных сделках по мере их готовности, поскольку «информация является чувствительной для рынка».

По данным Московской биржи, индексы с начала года действительно падают. Индекс ММВБ сократился на 18%, индекс РТС - на 13%.

«Совкомфлот» должен был стать единственным крупным госактивом, приватизированным в этом году, хотя ранее правительство планировало продать еще три компании: 10,9% акций ВТБ, 8% акций производителя алмазов «Алроса», 20% акций Новороссийского морского торгового порта (НМТП).

Минфин ожидает получить от приватизации госактивов в этом году всего 42,2 млрд рублей. Из них 5,6 млрд рублей - от «малой приватизации», 36,6 млрд - от реализации пакета «Совкомфлота» и выплаты АФК «Система» по опциону на акции российско-индийского сотового оператора Sistema Shyam Teleservices (SSTL), «Известиям» замминистра финансов Алексей Моисеев.

За SSTL АФК «Система» должна заплатить в этом году $194,25 млн по курсу ЦБ за два дня до сделки. Минэкономразвития в новом макропрогнозе ожидает, что среднегодовой курс в этом году составит 64,2 рубля за доллар. Таким образом, АФК может выплатить порядка 12,4 млрд рублей. Соответственно, оставшиеся 24 млрд рублей приватизационных доходов, заложенных поправками в бюджет этого года, - от продажи акций «Совкомфлота».

Аналитик Райффайзенбанка Константин Юминов также считает, что сейчас не очень благоприятная конъюнктура для размещения акций «Совкомфлота» на бирже.

Сейчас ситуация на рынках действительно не складывается, самый благоприятный момент для приватизации «Совкомфлота» уже давно ушел: он был в конце 2015 года. С тех пор рынки особо не растут, и мой прогноз, что в ближайшее время такая ситуация продолжится, - пояснил Константин Юминов.

Аналитик BCS Global Markets Митч Митчелл уверен, что перенос приватизации «Совкомфлота» на осень является правильным решением.

Сейчас геополитическая ситуация не такая благоприятная, как еще несколько месяцев назад, рынок колеблется. Так что сейчас явно не лучший момент для приватизации компании. Как ситуация сложится осенью - сложно сказать, но вряд ли она будет хуже. Думаю, что правительство правильно сделало, что перенесло сроки IPO компании, - заявил Митч Митчелл.

Максим Орешкин ранее заявлял, что 25% от полученных за приватизацию «Совкомфлота» средств пойдут на его капитализацию, а в бюджет - 75%.

В пресс-службе «Совкомфлота» на запрос «Известий» сообщили, что «решения об условиях и параметрах приватизации, а также ее сроках являются прерогативой акционера компании».

Приватизация «Совкомфлота» может состояться уже в июне на Московской бирже. По данным Reuters, основной акционер компании в лице государства выступает за привлечение нескольких небольших инвесторов, а не одного крупного стратегического, который мог бы оказывать значительное влияние на управление компанией. В результате сделки правительство рассчитывает получить около 30 млрд руб.


Приватизация 25% минус 1 акции «Совкомфлота» (на 100% принадлежит государству в лице Росимущества) может состояться уже в июне, сообщило со ссылкой на источники в банковских и промышленных кругах. По словам одного из собеседников агентства, новый план продажи госдоли предполагает привлечение широкого круга инвесторов, а не стратегического. По его словам, «стратегический инвестор будет рассчитывать в тот или иной момент на право участия в управлении компанией, в чем сейчас у “Совкомфлота” нет необходимости». В числе возможных инвесторов указываются иностранные компании, но пока источники не раскрывают, кто именно мог бы принять участие в приватизации.

Правительство уже не первый год пытается продать 25% минус 1 акцию «Совкомфлота». Предполагается, что сделка будет комбинированная - продажа госпакета плюс допэмиссия. Новые акции составят 12,5% увеличенного уставного капитала. Еще 12,5% продаст Росимущество. Сделка переносится уже несколько лет и планировалась на весну текущего года. К 2019 году госдоля в «Совкомфлоте» может сократиться до 25% плюс 1 акции. Эти намерения зафиксированы в плане приватизации на трехлетку, одобренном в начале февраля правительством. В 2015 году от этой сделки планировалось выручить 24 млрд руб., но первичное размещение акций компании так и не состоялось. Сейчас правительство рассчитывает выручить за пакет 30 млрд руб.

Четверть полученных средств будет направлена на докапитализацию компании, рассказывал в марте газете «Ведомости» министр экономического развития Максим Орешкин. «Направление части денег в компанию позволит снизить ее долговую нагрузку и стоимость заимствований»,- говорил он. «Объем привлеченных средств будет распределен: 75% - в пользу государства, 25% - в пользу компании»,- уточнил господин Орешкин.

В «Совкомфлоте» “Ъ” сообщили, что «решения об условиях и параметрах приватизации, а также ее сроках являются прерогативой акционера компании».

Отдел бизнеса


Как правительство сформулировало список госактивов для продажи