Кредиты

Лабораторная работа по истории. Неоконсервативная революция - что думаю, то и говорю Выпишите меры которые получили название неоконсервативной революции

Неоконсервативная революция 1980-х гг. в странах Запада

Его экономической основой выступали идеи Кейнса, Гэлбрейта и других сторонников расширенного вмешательства государства в сферу социально-экономических отношений. Угрозу свободе неолибералы видели в существовании массовых групп, движений, особенно радикальных. Они считали, что их члены противопоставляют узкие, корпоративные интересы общественным. Неолиберализм

Считал, что подобная эволюция неолиберализма способна трансформировать его в идеологию нового тоталитаризма, «фашизма с человеческим лицом», где государство установит тотальный контроль над гражданами, ограничит их свободы, считая, что это нужно во имя их же блага. Б. Гросс

течение, объединившее различные направления. Неоконсерваторы назывались «новыми правыми», радикальными консерваторами. Главный акцент они делали на сохранении традиционных ценностей, т.е. идей классического либерализма XIX века, ставших для развитых стран основой их политической традиции. Неоконсерватизм

Оценивали государство «всеобщего благоденствия» как бюрократического монстра, опекающего граждан и тем самым ограничивающего их свободу, вытесняющего дух предпринимательства и предприимчивости. С точки зрения идеологии неоконсерватизма, слишком высокая степень социальной защищенности развращает человека, порождает у него иждивенческие настроения. И одновременно ставит его в полную зависимость от чиновников и их решений. Неоконсерваторы призывали людей опираться на собственные силы, проявлять инициативу и ответственность, солидарность друг с другом. Неоконсерваторы

М. Фридман Основоположник экономической теории неоконсерватизма

поддерживать не потребителя, а производителя: обеспечивать стабильность курса валюты, сокращать налоги на прибыль, на добавленную стоимость. Государство должно

неоконсерватизм ассоциируется с лидером Консервативной партии, ставшей в 1979 г. премьер-министром Великобритании, М. Тэтчер и сменившим ее на этом посту в 1992 г. Д. Мэйджором. В Великобритании

с республиканцем Р. Рейганом, ставшим президентом США в 1980 г. В ФРГ - с Г. Колем, лидером христианских демократов, канцлером ФРГ в 1982-1998 гг. В США

Неконсервативные правительства приняли меры по повышению эффективности экономики за счет сокращения налогов на производство, более рационального использования бюджетных средств. Важным стимулом к разработке и внедрению передовых технологий стало расширение военных заказов в странах НАТО в 1980-е гг., особенно связанных с проектом стратегической оборонной инициативы. Социально-экономическая политика неоконсерватизма в США и Западной Европе.

Экономия бюджетных средств осуществлялась на различных уровнях государственного управления. Была проведена децентрализация социальных программ, многие из них стали осуществляться за счет бюджетов субъектов федераций, местных органов власти. Часть средств, ранее выплачивавшаяся в виде пособий нуждающимся, стала выдаваться им же, но не как пособие, а как льготный кредит для открытия своего дела в сфере малого бизнеса. Это позволило занять значительную часть бывших безработных преимущественно в сфере обслуживания. Мелкие магазинчики, кафе, ремонтные мастерские, бензоколонки не составляли конкуренции крупным корпорациям, хотя их удельный вес в производстве национального, дохода оказался весомым.

Неоконсервативная революция не разрушила, а укрепила основы «общества благоденствия». Активная социальная политика поддерживала высокий уровень благосостояния населения. Неоконсервативная революция пересмотрела методы государственного вмешательства в экономику, изменила структуру налогов, скорректировала социальные программы.

Неоконсервативные правительства стремились создать социальную базу политики модернизации. В тех странах Западной Европы, где большая часть трудящихся была организована в профсоюзы, их представители включались в административные органы управления предприятий, наблюдательные советы корпораций, им обеспечили доступ к информации о планах реорганизации. Там, где роль профсоюзов была меньшей (в 1990-е гг. в Швеции, Норвегии, Дании в профсоюзах состояло от 70% до 80% наемных работников, в то время как в США - лишь 16%; в среднем же в развитых странах профсоюзы охватывали 26% занятых), использовались иные формы рабочего участия в модернизации.

Увеличился спрос на труд инженеров, техников, программистов. Гораздо большее значение, чем когда-либо в прошлом, начали играть центры производства знаний - лаборатории и университеты. По мере того как трудовая деятельность становилась все более творческой и интеллектуальной, возрастающее значение приобретала заинтересованность работников в труде, его результатах. Информационное общество в развитых странах.

Интеллектуализация трудовой деятельности позволяет преодолеть жесткие барьеры субординации между управляющими и управляемыми, что содействует развитию отношении социального партнерства. Важнейшим капиталом информационного общества становится человек, его творческий, интеллектуальный потенциал. Интересы его развития, в частности за счет переквалификации наемных работников физического труда, в 1980-е гг. оказались в центре внимания и государства, и корпораций, и общественных, благотворительных организаций.

Это определяет особое внимание к развитию сферы образования. В 1960-1990-е гг. численность обучающихся в колледжах и университетах в США и Японии возросла в 3,5 раза, в Германии - в 6 раз, в Великобритании - в 7 раз. Средний уровень образовательной подготовки всех занятых достиг 14 лет.

Спад неоконсервативной волны в развитых странах был связан с тем, что основные задачи в области модернизации экономики нашли свое решение. С завершением « холодной войны » изменилась ситуация на международной арене. Резко упало влияние леворадикальных сил. Спад неоконсервативной волны в 1990-е гг.

В США на президентских выборах 1992 г. победу одержал лидер Демократической партии Б. Клинтон. В Великобритании в 1997 г. премьер-министром стал лидер лейбористов Т, Блэр. В Германии в 1998 г. социал-демократы завоевали большинство мест в бундестаге.

Основные идеи и достижения неоконсерватизма, связанные с модернизацией экономики, поддержкой частного предпринимательства, ограничением бюрократических тенденций центрального аппарата власти государства, не ставились под сомнение.

Спасибо за внимание 

Кризис модели социально ориентированной рыночной экономики, утрата доверия избирателей к государству, обеспечивающему «всеобщее благоденствие», стимулировали поиск новых идей и моделей общественного развития.

Неолиберализм и неоконсерватизм. В рамках неолиберализма, идейно-политического течения, господствовавшего в евроатлантических странах первые послевоенные десятилетия, новые подходы уже не могли зародиться.

«Общество благоденствия», в котором государство гарантировало постоянный рост благосостояния населения, а увеличивающийся потребительский спрос создавал стимулы росту производства, рассматривалось неолибералами как вершина прогресса.

Экономической основой неолиберализма выступали идеи Кейнса, Гэлбрейта и других сторонников расширенного вмешательства государства в сферу социально-экономических отношений. Согласно этим идеям, повышение роли государства «всеобщего благоденствия» не только не угрожает свободе, но, напротив, укрепляет гарантии прав и свобод граждан. Угрозу свободе неолибералы видели в существовании массовых групп, движений, особенно радикальных. Они считали, что их члены противопоставляют узкие, корпоративные интересы общественным.

Как считал американский политолог Б. Гросс, подобная эволюция неолиберализма способна трансформировать его в идеологию нового тоталитаризма, «фашизма с человеческим лицом», где государство установит тотальный контроль над гражданами, ограничит их свободы, считая, что это нужно во имя их же блага.

Противовесом и неолиберализму и радикализму стал неоконсерватизм, течение, объединившее различные направления. Неоконсерваторы назывались «новыми правыми», радикальными консерваторами. Главный акцент они делали на сохранении традиционных ценностей, т.е. идей классического либерализма XIX века, ставших для развитых стран основой их политической традиции.

Неоконсерваторы позаимствовали у «новых левых» оценку государства «всеобщего благоденствия» как бюрократического монстра, опекающего граждан и тем самым ограничивающего их свободу, вытесняющего дух предпринимательства и предприимчивости. С точки зрения идеологии неоконсерватизма, слишком высокая степень социальной защищенности развращает человека, порождает у него иждивенческие настроения. И одновременно ставит его в полную зависимость от чиновников и их решений. Неоконсерваторы призывали людей опираться на собственные силы, проявлять инициативу и ответственность, солидарность друг с другом. Они считали, что человек реализует свою свободу, участвуя в деятельности различных неправительственных организаций (политических, религиозных, этнических, профессиональных и иных), отражающих его интересы.

Основоположником экономической теории неоконсерватизма принято считать М. Фридмана. Государство, согласно этой теории, должно поддерживать не потребителя, а производителя: обеспечивать стабильность курса валюты, сокращать налоги на прибыль, на добавленную стоимость. Рост производства, удешевление его продукции, по мнению неоконсерваторов, ведут к повышению уровня жизни. Иначе говоря, вопрос ставился так: обращать внимание не только на перераспределение произведенного ВНП, а на то, чтобы обеспечивать его постоянный рост.

Неоконсервативные идеи были взяты на вооружение правоцентристскими политическими партиями. В Великобритании неоконсерватизм ассоциируется с лидером Консервативной партии, ставшей в 1979 г. премьер-министром Великобритании, М. Тэтчер и сменившим ее на этом посту в 1992 г. Д. Мэйджором. В США - с республиканцем Р. Рейганом, ставшим президентом США в 1980 г. В ФРГ - с Г. Колем, лидером христианских демократов, канцлером ФРГ в 1982-1998 гг.

Неоконсерваторы выступали за возрождение авторитета таких социальных институтов, как семья, школа, церковь, апеллируя к идее демократического капитализма. Она предполагала уважение закона и порядка, дисциплинированность, сдержанность, патриотизм. Неоконсерваторы получили поддержку самых широких слоев общества. К их аргументам прислушивались предприниматели и представители «среднего класса», заинтересованные в снижении налогового бремени, малоимущие, считающие социальные программы недостаточно эффективными, интеллектуалы, озабоченные вытеснением духовности рационализмом и прагматизмом.

Социально-экономическая политика неоконсерватизма в США и Западной Европе. Неоконсервативные правительства приняли меры по повышению эффективности экономики за счет сокращения налогов на производство, более рационального использования бюджетных средств. Особенно льготный налоговый режим устанавливался для тех корпораций, которые модернизировали производство. Важным стимулом к разработке и внедрению передовых технологий стало расширение военных заказов в странах НАТО в 1980-е гг., особенно связанных с проектом стратегической оборонной инициативы (СОИ). Экономия бюджетных средств осуществлялась на различных уровнях государственного управления. Была проведена децентрализация социальных программ, многие из них стали осуществляться за счет бюджетов субъектов федераций, местных органов власти. Часть средств, ранее выплачивавшаяся в виде пособий нуждающимся, стала выдаваться им же, но не как пособие, а как льготный кредит для открытия своего дела в сфере малого бизнеса. Это позволило занять значительную часть бывших безработных преимущественно в сфере обслуживания. Мелкие магазинчики, кафе, ремонтные мастерские, бензоколонки не составляли конкуренции крупным корпорациям, хотя их удельный вес в производстве национального, дохода оказался весомым.

Экономии на государственных расходах способствовало освобождение государства от лишней собственности. Построенное за счет государства и муниципалитетов жилье для граждан с низким и средним достатком, требующее ремонта и не приносящее дохода, было передано в собственность квартиросъемщиков, т.е. приватизировано. Принадлежавшие государству и выживавшие с помощью субсидий предприятия, которые утратили рентабельность, закрывались или приватизировались. Их модернизация осуществлялась частным капиталом. Сокращение роли государства в экономике несколько уменьшило численность армии чиновников и расходы на содержание государственного аппарата.

Неоконсервативная политика не привела к отказу от государственного регулирования экономики. Напротив, его масштабы даже возросли. В США с 1980 по 1995 г. доля ВВП, перераспределяемая государством, возросла с 19,3% до 19,8% . В Великобритании - с 40,4% до 45,3%, во Франции - с 48,9% до 49,6%. Удельный вес бюджетных средств государства в покрытии расходов на социальные программы (образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т.д.) в США с 1980 по 1995 г. возрос с 54,2% до 55%, в Великобритании - с 48,2% до 54,5%. Небольшое сокращение доли государственных расходов на эти цели произошло во Франции, Швеции, других странах.

Неоконсервативная революция не разрушила, а укрепила основы «общества благоденствия». Активная социальная политика поддерживала высокий уровень благосостояния населения.

Неоконсервативная революция пересмотрела методы государственного вмешательства в экономику, изменила структуру налогов, скорректировала социальные программы.

Интересы модернизации экономики требовали закрытия нерентабельных предприятий, автоматизации и роботизации многих производственных комплексов. Это подразумевало сокращение численности рабочей силы, что вызывало сопротивление профсоюзов. Однако широко распространившееся в обществе осознание необходимости модернизации лишило те профсоюзы, члены которых подлежали сокращению, общественной поддержки. Политика неоконсерваторов не ставила цель разгрома профсоюзного движения. Репрессии использовались лишь в тех случаях, когда профсоюзы пытались проводить забастовочные акции, наносящие ущерб гражданам и экономике в целом. Так, руководство профсоюза авиадиспетчеров в США было привлечено к ответственности за незаконную забастовку, а на место бастующих членов профсоюза встали военные диспетчеры.

Неоконсервативные правительства стремились создать социальную базу политики модернизации. В тех странах Западной Европы, где большая часть трудящихся была организована в профсоюзы, их представители включались в административные органы управления предприятий, наблюдательные советы корпораций, им обеспечили доступ к информации о планах реорганизации. Там, где роль профсоюзов была меньшей (в 1990-е гг. в Швеции, Норвегии, Дании в профсоюзах состояло от 70% до 80% наемных работников, в то время как в США - лишь 16%; в среднем же в развитых странах профсоюзы охватывали 26% занятых), использовались иные формы рабочего участия в модернизации. При модернизации американской корпорации «Дженерал моторе», связанной с переходом к роботизированной, модульной схеме организации производства, 80% высококвалифицированных работников корпорация гарантировала сохранение рабочего места и долю в прибылях. Вводились элементы рабочего самоуправления: каждая бригада сама определяла ритм, порядок и продолжительность работы, отвечая лишь за конечный результат.

Информационное общество в развитых странах. Меры, осуществленные в рамках неоконсервативной революции, связанные с модернизацией производства, были решающим фактором формирования общества, которое все чаще определяется как информационное.

Все предыдущие технические усовершенствования увеличивали, главным образом, физическую силу человека. Массовое, конвейерное производство превратило работников в придатки машины, выполняющие простейшие функции. Автоматизация, компьютеризация и роботизация производства позволили свести до минимума участие человека в производственном процессе, оставив за ним преимущественно контрольные и творческие функции.

Увеличился спрос на труд инженеров, техников, программистов. Гораздо большее значение, чем когда-либо в прошлом, начали играть центры производства знаний - лаборатории и университеты.

По мере того как трудовая деятельность становилась все более творческой и интеллектуальной, возрастающее значение приобретала заинтересованность работников в труде, его результатах. Производительность труда в секторах производства знаний, обработки и обобщения информации не может определяться скоростью движения конвейера, диктоваться работодателем. Практика работы крупных корпораций последних десятилетий показала, что наилучших результатов добиваются те из них, где работники творческого труда непосредственно заинтересованы в результатах своей работы. Это обеспечивается за счет высоких зарплат, расширения круга совладельцев акций, введения индивидуальных графиков труда и отдыха.

Интеллектуализация трудовой деятельности позволяет преодолеть жесткие барьеры субординации между управляющими и управляемыми, что содействует развитию отношении социального партнерства.

Важнейшим капиталом информационного общества становится человек, его творческий, интеллектуальный потенциал. Интересы его развития, в частности за счет переквалификации наемных работников физического труда, в 1980-е гг. оказались в центре внимания и государства, и корпораций, и общественных, благотворительных организаций.

Это определяет особое внимание к развитию сферы образования. В 1960-1990-е гг. численность обучающихся в колледжах и университетах в США и Японии возросла в 3,5 раза, в Германии - в 6 раз, в Великобритании - в 7 раз. Средний уровень образовательной подготовки всех занятых достиг 14 лет.

Качественно новое состояние экономики, достигнутое за счет внедрения высоких технологий, обеспечило длительный период бескризисного развития стран Западной Европы и Северной Америки.

Во-первых, новые технологии позволили перейти к энерго-и ресурсосберегающему производству, обеспечивающему выпуск все больших объемов продукции при сокращении затрат сырья и энергоносителей. Это привело к падению мировых цен на них, создало преимущества на мировом рынке для стран, выпускающих высокотехнологическую продукцию.

Во-вторых, овладение высокими технологиями позволяет постоянно обновлять ассортимент выпускаемой продукции за счет товаров, обладающих качественно новыми потребительскими свойствами. Это исключает затоваривание рынка одним видом продукции.

В-третьих, сами высокие технологии, знания стали важнейшим товаром на мировых рынках. Стоимость их продаж в 1980-е гг. достигла стоимости продажи нефти, газа и иных энергоносителей. Производство высоких технологий стало самым выгодным бизнесом. Знаний не может быть произведено больше, чем нужно. Кроме того, знания могут потребляться многократно разными потребителями. Производство знаний в тех странах, где для этого сложилась соответствующая инфраструктура лабораторий и научных центров, оказывается самой прибыльной и рентабельной сферой вложения капиталов. Важнейшим источником американского мирового лидерства стало завоевание США ведущих позиций в разработке технологических новшеств.

Спад неоконсервативной волны в 1990-е гг.Политические партии и лидеры, придерживающиеся неоконсервативной ориентации, стояли у власти в развитых индустриальных странах более десятилетия (в США - 12 лет, в Великобритании - 18 лет). Поскольку методы политики неоконсерваторов оказались эффективными для решения проблем модернизации общества, их взяли на вооружение в 1980-е гг. почти все политические партии, стоящие у власти в развитых странах. В Испании модернизацию, осуществляемую по неоконсервативным рецептам, проводило правительство, возглавлявшееся лидером социалистов (Социалистической рабочей партии) Ф. Гонсалесом, в Италии - коалиционное правительство, возглавляемое социалистом Б. Кракси, во Франции неоконсервативный курс проводился при президенте-социалисте Ф. Миттеране.

Спад неоконсервативной волны в развитых странах был связан с тем, что основные задачи в области модернизации экономики нашли свое решение. С завершением «холодной войны» изменилась ситуация на международной арене. Резко упало влияние леворадикальных сил. Соответственно, акцент на защите традиционных ценностей демократии, присущий неоконсерватизму, утратил привлекательность в глазах избирателей. На первый план выступили конкретные проблемы социальных, этнических отношений, утверждения нового миропорядка, к решению которых неоконсервативные лидеры оказались не готовы. В США на президентских выборах 1992 г. победу одержал лидер Демократической партии Б. Клинтон. В Великобритании в 1997 г. премьер-министром стал лидер лейбористов Т, Блэр. В Германии в 1998 г. социал-демократы завоевали большинство мест в бундестаге. Наметился рост влияния социалистических и социал-демократических партий и в других развитых странах. Однако система ценностных ориентации и политических ориентиров этих партий за последнее десятилетие существенно изменилась.

Основные идеи и достижения неоконсерватизма, связанные с модернизацией экономики, поддержкой частного предпринимательства, ограничением бюрократических тенденций центрального аппарата власти государства, не ставились под сомнение.

В развитых странах было достигнуто согласие основных политических сил по принципиальным вопросам стратегии общественного развития. Различия в идейно-теоретических и философских взглядах политических лидеров и теоретиков имеют меньшее значение, чем в прошлом. Это дало основание в апреле 1998 г. Т. Блэру предложить распустить Социалистический Интернационал и заменить его союзом нового типа, включающим неолиберальные партии (типа Демократической партии США), разделяющие цели социально ориентированной политики. Эта идея не была поддержана французскими социалистами, но вызвала одобрение у лидера СДПГ Г. Шредера, также выступающего за создание широкого союза партий с общими идеалами.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Почему в 80-е гг. в государствах «всеобщего благоденствия* возникли новые, альтернативные идеи развития общества?

2. Раскройте основные различия взглядов и политики неолиберализма и неоконсерватизма с помощью таблицы.

Сформулируйте выводы о сути установленных различий.

3. Что объединяет имена таких политических и государственных деятелей, как М. Тэтчер, Р. Рейган и Г. Коль? Как вы думаете, почему в 80-е гг. XX века возобладали идеи неоконсерватизма?

4. Назовите меры, которые предприняли неоконсерваторы для модернизации экономики в странах Запада. Как они отразились на роли государства? Почему эту политику называют неоконсервативной революцией?

5. Раскройте основные черты, характеризующие информационное общество в развитых странах. С какими достижениями научно-технического прогресса связано его становление?

6. Что такое высокие технологии, какие изменения в обществе происходят при их применении?

7. Чем объясняется спад неоконсервативной волны в развитых странах в 90-е гг.? Кто и почему сменил неоконсерваторов?

Экономические проблемы, с которыми столкнулись развитые капиталистические страны во второй половине 1970-х гг., происходили на фоне поправения общественно-политических настроений в Западном мире.

Правые и правоцентристские партии в конце 1970-х гг. доминировали в политической жизни Франции, Италии, многих стран Западной Европы и Японии. В 1979 г. Консервативная партия вернулась к власти в Великобритании. В начале 1980-х гг. партии консервативной ориентации также приходят к власти в Соединенных Штатах и Западной Германии. Явное усиление позиций правых и правоцентристских сил подтверждало, что неокейнсианская доктрина, соответствовавшая прежде всего политической философии социал-демократии и левого либерализма, находится в глубоком кризисе.

Кризисы капиталистического общества в середине 1970-х - начале 1980-х гг. способствовали повороту общественного мнения, экономических и политических элит вправо, в сторону неоконсерватизма, чьи идеологи призывали к отказу от прежней кейнсианской модели в пользу либеральной экономики, ограничения роли государства и предоставления максимальной свободы субъектам рынка.

Завершение "Славного Тридцатилетия", переродившегося в середине 1970-х гг. в системный и затяжной кризис, усилило в промышленно развитых капиталистических странах настроения в пользу проведения более "строгой" рыночной экономики, более рациональной и эффективной социальной политики (и реализации обширных социальных программ). Фактически период "просперити" сменялся на этап "неоконсервативной волны".

Поворот в сторону консерватизма в конце 1970-х - начале 1980-х гг. имел и определенное внешнеполитическое измерение. Этот поворот происходил на фоне явного кризиса политики разрядки между Западом и Востоком, резкого усиления новой фазы военно-политического и идеологического противостояния между ними, нового витка гонки вооружений. Для большинства жителей западных стран именно правые, неоконсерваторы рассматривались на рубеже 1970-х и 1980-х гг. как наиболее эффективные защитники безопасности Западного мира и его ценностей.

Неоконсерватизм представлял собой попытку сочетания праволиберальных и рыночных установок с такими традиционно правыми и консервативными ценностями, как бережливость, инициативность, предприимчивость, семейная солидарность и т.д. В экономическом плане доктрина консерватизма покоилась на монетаристской концепции, согласно которой государство должно сосредоточить основное внимание на кредитно- денежном регулировании и использовании рычагов кредитно-денежной политики для достижения амортизации циклических колебаний и устойчивого обеспечения экономического роста. Монетаризм ориентирован прежде всего на рыночное предложение (неокейнсианская политика исходила из курса на расширение спроса, опираясь в первую очередь на налоговые и бюджетные рычаги) - создание условий для эффективного производства через либерализацию кредитной системы и снижение налогов. У истоков этой теории стоял известный американский экономист Артур Лаффер. Он и его последователи считали, что доходы государственного бюджета имеют тенденцию к более быстрому и устойчивому росту при невысоких ставках налогов на физических лиц и предприятий. Эту точку зрения разделял руководитель чикагской школы экономистов Милтон Фридмэн, также являвшийся одним из духовных "гуру" неоконсерватизма. М. Фридмэн полагал, в частности, что политика "экономического ограничения" является важнейшим фактором стабилизации для рыночной экономики. Он в 1970-е гг. получил Нобелевскую премию по экономике, как и его единомышленник, австрийский экономист Фридрих фон Хайек. Этот австрийский ученый открыто признавал, что развитие свободного рынка связано с неравенством и социальной дифференциацией.

Общество, которое равенство ставит выше свободы, не получит ни того, ни другого.

Милтон Фридмэн

В условиях второй половины 1970-х - начала 1980-х гг. оказавшиеся у власти во многих капиталистических государствах неоконсерваторы сделали ставку па усиленное и последовательное сокращение государственного влияния и вмешательства в экономику и социальную сферу и на стимулирование свободной рыночной конкуренции ради возобновления стабильного экономического роста. В качестве рычагов неоконсервативной внутренней политики в различных странах Запада и Японии на рубеже 1970-х и 1980-х гг. можно выделить приватизацию различных отраслей тяжелой промышленности (в частности, в Великобритании в начале 80-х гг. XX столетия под контроль частного бизнеса перешли нефтедобывающая, газовая, телекоммуникационная отрасли экономики; приватизация в Соединенном Королевстве затронула интересы свыше 600 тыс. человек, ранее работавших на государственных предприятиях) и транспорта, либерализацию социального законодательства и рынка труда, "дерегулирование" экономики. Все эти меры нередко вели к снижению уровня социальной защищенности населения и ослаблению влияния профсоюзов в общественной жизни - под лозунгами необходимости достижения рационализации системы оказания социальной помощи. Был взят курс на сокращение "государственных издержек" и общественных расходов, что, естественно, привело к системному изменению государственных макроэкономических приоритетов. Заметно сократился масштаб общественной и государственной помощи, оказывавшейся безработным и уязвимым слоям населения. Неоконсерваторы при реализации собственной реальной социальной и экономической политики активно и энергично прибегали к использованию разнообразных кредитно-денежных рычагов, таких как, в частности, политика процентных ставок, регулирование денежного обращения и т.д.

Правительство - не решение нашей проблемы, правительство и есть наша проблема.

Рональд Рейган , президент США {1981 г.)

В США, Великобритании, Японии и других странах, где у власти оказались неоконсервативные силы, государством стала оказываться прямая поддержка крупным частным и акционерным банкам и корпорациям, была переориентирована налоговая политика в интересах имущих слоев. Неоконсерватизм означал также наступление рыночных форм в финансово- банковской сфере, системе высшего образования и здравоохранения. Еще одним из отличительных элементов неоконсервативной политики стала планомерная борьба за "дебюрократизацию" всей сферы народного хозяйства, системы государственного управления и экономики; данная политика, с точки зрения неоконсерваторов, должна была привести к установлению эффективного баланса в отношениях между государством и бизнесом, а также к достижению большей "прозрачности" рыночной экономики.

Очень важной составной частью экономической политики неоконсерваторов можно считать и их последовательную борьбу с помощью либеральной кредитно-денежной политики против инфляционных процессов. По мнению неоконсервативных экономистов, именно социал-демократическая политика привела к взрыву инфляционных процессов в развитых капиталистических странах, тогда как последовательный монетаристский курс направлен на обуздание инфляции - в интересах широких слоев населения.

Неоконсерваторы исходили из необходимости осуществления "налоговой революции". Они считали, что традиционная политика поддержания прогрессивного налогообложения, характерная для государства "всеобщего благосостояния" зашла в тупик и является помехой для экономического прогресса. Правые выступали против "иждивенческого" характера налогового перераспределения, имевшего место в их странах, в пользу малообеспеченных слоев и безработных. Британские консерваторы и американские республиканцы в начале 1980-х гг. на деле провели радикальные налоговые изменения, которые привели к демонтажу "государства благоденствия", в частности, в налоговой области. Реальную выгоду от этой политики получили в основном предприниматели, чьи отчисления в пользу государства заметно снизились в результате фискальных реформ, осуществленных пришедшими к власти консервативными партиями. Так, если на начало 1980-х гг. некоторые категории бизнесменов в США вынуждены были на налоги тратить около 3/4 доходов, то к концу 1980-х гг. максимальная налоговая ставка в Соединенных Штатах не превышала 28% от ежегодного дохода. В Великобритании в 1970-е гг. максимальная налоговая ставка могла в некоторых случаях составлять 97-98%, при консервативном кабинете в 1980-е гг. этот уровень упал до 40%. Также и в Японии максимальная налоговая ставка с предпринимателей в годы "неоконсервативной революции" сократилась с 60 до 50%. Также были заметно снижены налоги и отчисления, взимаемые государством с частных предприятий.

Нет никаких "общественных денег", есть только деньги налогоплательщиков.

Маргарет Тэтчер, премьер-министр Великобритании (1983 г.)

В годы подъема неоконсерватизма заметным образом меняется система планирования в ведущих странах Запада. Если до конца 1970-х гг., как правило, планирование охватывало трех-пятилетний периоды, с рубежа 1970-х и 1980-х гг. происходит поворот в сторону долгосрочного планирования, рассчитанного на 10-15 лет.

Одновременно консервативные правительства в конце 1970-х - начале 1980-х гг. активно содействовали количественному увеличению числа (и влияния в экономической жизни) акционерных предприятий, многие из которых появились после их денационализации. Данные объекты продавались путем выпуска акций и их последующей продажи на фондовых биржах. В странах Западной и Северной Европы в 1980-е гг. выросло число акционеров (в Великобритании за 1980-е гг. их численность увеличилась в четыре раза - с 2,5 млн до 10 млн человек).

Очевидно, что правые партии, взявшие на вооружение неоконсервативную идеологию, выражали интересы прежде всего буржуазных слоев населения. Именно крупный капитал, крупная и средняя буржуазия прежде всего выиграли от политики неоконсерваторов. В то же время, во второй половине 70-х - начале 80-х гг. социальная и электоральная база правых и правоцентристских партий, вставших под знамена неоконсерватизма, значительно расширилась, сделалась гораздо более "народной", чем прежде. Внутренняя политика неоконсерваторов получила значительную поддержку среди малых предпринимателей, фермеров, лиц свободных профессий, пенсионеров, религиозно настроенных избирателей, а также немалой части рабочих и служащих.

Во многом это произошло потому, что на первом этане нахождения неоконсерваторов у власти развитые капиталистические государства начали выходить из состояния экономического кризиса, удалось обуздать инфляцию и перейти к экономическому росту. В ряде случаев произошло и снижение уровня безработицы. В целом, со временем увеличилась и покупательная способность основной части населения.

Доверие избирателей неоконсерваторы оправдывали (в частности, в США, Великобритании, ФРГ) эффектным осуществлением программы жилищного строительства. Реализация данной программы поначалу привела к уменьшению в несколько раз числа сдаваемых социальных квартир. Но в конечном счете процесс продажи государственного фонда жилья привел к значительному увеличению частного жилищного фонда. В Соединенных Штатах, Великобритании, ФРГ в первой половине 1980-х гг. значительно увеличилась доля лиц (в том числе наемных трудящихся и служащих), получивших доступ к частному жилью.

Многие избиратели, ранее поддерживавшие либеральные и даже левоцентристские силы, на рубеже 1970-х и 1980-х гг. повернулись в сторону неоконсерваторов, поверив в их рыночные установки, в приоритетность - для эволюции общественной жизни - принципов свободы и эффективности. Соответственно, во многих западноевропейских странах произошло сужение левого электората, уменьшилась численность профсоюзов.

Неоконсервативная волна встречала сопротивление части общественных сил - левых партий (особенно коммунистических и левосоциалистических), социальных организаций и профсоюзов, различных антивоенных и молодежных организаций. Однако, на рубеже 1970-х и 1980-х гг. левое движение на Западе пребывало в состоянии кризиса и поэтому в целом не сумело оказать эффективного противодействия наступлению неоконсерватизма. В ряде случаев, находясь в правительствах своих стран (Италия, Франция) социалисты и социал-демократы сами обращались к социал- либеральным рецептам "строгой экономии".

Важное значение в успехе политики неоконсерватизма сыграл на рубеже 1970-х и 1980-х гг. и персональный фактор. Во главе ведущих развитых капиталистических стран оказались сильные и популярные политики, оказавшие мощное личное влияние на реализацию неоконсервативной политики. Это относилось к лидерам Соединенных Штатов Америки (Рональду Рейгану), Соединенного Королевства (Маргарет Тэтчер), Западной Германии (Гельмуту Колю), Японии (Ясукиро Накасонэ). Именно благодаря этим политическим деятелям западный мир, страны "евро-атлантического сообщества" во главе с США одержали к концу 1980-х гг. победу в "холодной войне".

Следует иметь в виду, что неоконсерватизм обладал также достаточно продуманной и атакующей внешнеполитической доктриной. Для лидеров неоконсерватизма СССР и "мировой коммунизм" представляли собой явных геополитических и идеологических врагов и правые правительства США, Великобритании, ФРГ, Японии сыграли очень важную роль в ситуации нового обострения "холодной войны" в конце 1970-х - первой половине 1980-х гг. В то же время неоконсервативные правительства ведущих капиталистических стран содействовали новой гонке вооружения, увеличению трат на военные статьи расходов. Это не могло не сказаться на общей для этих стран тенденции к снижению государственных трат на социальные проекты, что, в значительной мере, в дальнейшем сделало неоконсерватизм более уязвимым.

Вопрос 01. В чём состояли основные особенности неоконсерватизма, отличавшие его от других идейных течений?

Ответ. Особенности:

1) убеждение, что характер внутреннего режима каждой страны влияет на ее внешнюю политику;

2) убеждение, что мощь государства должна использоваться в нравственных целях;

3) недоверие к масштабным проектам социального строительства, боязнь нежелательных последствий программ социального планирования;

4) скептицизм в отношении легитимности и эффективности международных институтов в обеспечении безопасности и справедливости.

Вопрос 02. Перечислите и охарактеризуйте основные мероприятия неоконсерваторов, направленные на модернизацию экономики.

Ответ. Мероприятия:

1) государство отказалось от дотаций убыточных предприятий, таковые из государственного сектора продавались в частный по сниженным ценам;

2) приватизация муниципального жилья;

3) экономия бюджетных расходов, включая сокращение государственного аппарата;

4) денежные средства перенаправлялись на нужды бизнеса, некоторые другие социальные программы передавались в введение местных муниципалитетов;

5) поощрялось внедрение новых технологий – использовавшим их давались налоговые льготы.

Вопрос 03. Назовите государственных деятелей, проводивших неоконсервативную политику в своих странах. Подготовьте сообщение об одном из них, используя материалы СМИ и Интернета.

Ответ. Представители: М. Тэтчер, Р. Рейган, Ф. Миттеран, Б. Кракси, Ф. Гонсалес.

Рональд Рейган. Тезисы сообщения:

2) военная служба и актёрская карьера;

3) начало политической карьеры;

4) эволюция взглядов – путь от демократов к республиканцам;

5) участие в компании против законов о медицинском страховании;

6) губернатор Калифорнии 1967-1975 годы, экономические преобразования;

7) долгий путь к посту президента, выборы 1980 года;

9) внутренняя политика президента Рейгана, экономические реформы;

10) внешняя политика в целом;

11) внешняя политика по отношению к советскому союзу до и после прихода к власти М.С. Горбачёва;

12) передача власти как знак одобрения населением его политики, новым президентом становиться вице-президент Р. Рейгана Джордж Буш-старший.

Вопрос 04. Как вы думаете, почему реформы 1980-х гг. называют термином «неоконсервативная революция»?

Ответ. Термин «революция» в наше время вообще популярен применительно к любым более-менее значительным изменениям. Но приход к власти неконсерваторов действительно привнёс большие изменения во все сферы внутренней (да и внешней) политики развитых государств. Он охарактеризовал поворот к новым идеалам и средствам их достижения.

Вопрос 05. Расскажите об особенностях неоконсервативной модернизации в США и Великобритании, с одной стороны, и странах континентальной Европы, с другой.

Ответ. США и Великобритания были странами, наиболее последовательно проводившими неоконсервативную политику

В 70-80-хгг смена правящих партий: 1979г. – победа консерваторов в Англии (Тетчер); 1980г. - республиканцев в США (Рейган); 1982г. - Колль в ФРГ. С ними связана неоконсервативная волна революций 80-хгг 20в. К нач.80-хгг стало через кризис 70-хгг понятно, что в структурном кризисе западной экономике осуществлена важная перестройка. Идейная база неоконсервативной революции - теории и концепции, оформились в сер. 20в. (Хайек, 1947г. «Дорога к рабству»,Фридман). Хайек - духовный отец неоконсервативной революции, оппонент Кейнса. Отстаивал идею саморегулирующейся экономики - гос-во не должно вмешиваться в экономику, гос-во 1-е должно обеспечивать юридическую базу для свободной и честной конкуренции 2-е обязано помогать безработным и пожилым. Совершенной экономики не существует в природе. Концепция спонтанного порядка, т.е естественное стремление экономики, находящейся в хаосе, к совершенству, для этого нужно: 1). чётко выполнять договорные обязательства, 2). отказ от намерений присвоить чужую собственность. Хайек настаивал - кризисы важны и полезны => обновление рыночной экономики. Фридманглавнаяпричина кризиса - в обороте излишнее кол-во денег => гос-во должно следить за кол-вом денег в обращении (сущностьмонетаризма). Кейнсианцыво главе – стимулирование спроса. Монетаристы стимулирование предложения, снизить налоги на корпорации. Высокие доходы, чтобы инвестировали их в производство. Фридманпредлагал лишить право профсоюзов оказывать влияние на з/п => при увеличении з/п печатаются лишние деньги. Чертынеоконсерваторов: 1). Другая направленность гос.расходов - попытка уменьшить расходы гос-ва на соц.сферу, борьба велась на словах, на радикальные перемены не решились => опасность соц.взрыва, когда существует социализм. 2). Стимулирование предложений за счёт снижения прямых налогов на корпорации. Росли косвенные налоги (риск неоконсервторов). Снижение жизненного уровня не вызвало радикального взрыва. Реформы соц.сферы: в Швеции – плата отдельных мед.услуг; в Англии – против пособий по безработице, за их реформу, кредит на открытие своего дела; во Франции – привлечь безработную молодёжь, курсы, кредиты; в США – налоговая реформа, в основе теория предложений Лаффера: соц.программы – забота штатов; в Англии – приватизация, упорядочение отношений с профсоюзами.

Снижение жизненного уровня, перестройка западной экономики.

19. Этапы европейской интеграции во второй половине XX в. и образование Евросоюза.



2-я пол.20в. идёт тенденция к росту экономич. и полит. интеграции – межгосударственные и неправительственные организации. После 2-й М.В. заложены основы Евросоюза после распада СЭВ и Варшавского договора. Шла успешная полит.интеграция в Европе. В марте 1948г Брюссельский пакт Франции, Англии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга (Западный союз) – договор о сотрудничестве в военной, экономич., полит. и культурной сферах. В мае 1948г Гаагский конгресс за объединение Европы. 1949г образован – Европейский союз – развитие отношений между странами Европы, становление общеевропейского сознания. В последствии Англия на долгое время отдалилась от европейской интеграции, в неё активно включилась ФРГ. Полит. интеграция сменилась приоритетом экономич.связей. Апр.1951г. - Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) Франция+Италия+ и страны Бенилюкса, 1957г на базе ЕОУС - Европейское экономич.сообщество (ЕЭС), цель: интеграция всей экономической системы стран-участниц. Сформированы: Совет - высший орган с правом вето любого, Ассамблея - консультативный орган, в последствии Европарламент, Суд - арбитражный орган. В рамках ЕЭС главное направление интеграции – постепенное снятие таможенные пошлин, унификация финансового законодательства, единая аграрная политика –выполнены в целом к 1968г. С кон.60-хгг 2-й этап интеграции. 1969г –программа завершения, углубления и расширения интеграции. Расширился состав ЕЭС, к 1995г + 9 гос-в. (Дания, Испания, Австрия, Швеция и др.). Экономич. кризис 1974г. стран Запада заставил отказаться от форсирования интеграции. Итог – укреплены основы с/х политики ЕЭС (программа зелёная Европа), введена единая европейская расчётная единица и координация колебаний нац.валют (валютная змея). На рубеже 70-80хгг программа технического сотрудничества стран ЕЭС => Западная Европа ведущий мировой центр инновационного развития экономики. В полит.интеграции - выросла роль Совета ЕЭС. С 1978г – прямые выборы в Европарламент. С 1-й пол.80-хгг разрабатываются планы принципиально нового этапа интеграции – создание Европейского союза, Маастрихтский договор 1992г оформил Европейский союз. Цель – создание единого экономич., социально-правового, информационного и культурного пространства. Сформирован единый рынок капиталов, товаров и услуг. Этот договор определил целевое направление в развитии стран Запад.Европы на будущее.