Страховые

Методы государственного регулирования валютного курса. Валютное регулирование Меры государственного воздействия на валютный курс

Валютное регулирование и валютный контроль осуществляются государством в целях обеспечения развития экономики и национальной безопасности. Необходимость государственного валютного регулирования обусловлена многогранностью валютных отношений в открытом обществе, противоречивостью и разноплановостью интересов участников валютного рынка. Рыночное регулирование безопасно лишь в узких пределах соответствия спроса и предложения валюты и его достижение тоже невозможно без государственного регулирования.

Государственное регулирование устанавливает и поддерживает определенный валютный режим в стране, правила экспорта и импорта, покупки и продажи иностранной валюты, ее вывоза и ввоза из-за рубежа, хождение внутри страны, влияет на формирование обменного курса национальной валюты на валютном рынке, обеспечивает накопление необходимых золотовалютных резервов.

Бизнесу нужна конвертируемая, стабильно устойчивая валюта, предсказуемая политика валютного режима и обменного курса. Крепкая и устойчивая валюта - благо для всех, кроме спекулянтов.

Валютное регулирование осуществляется как экономическими, и административными методами:

· Экономические методы (ставки финансирования, интервенции на бирже и т.д.) интересы конкретных участников рынка непосредственно не затрагивают добровольный выбор.

· Административные методы предполагают волевое управление рынком с целью удаления с него нежелательных заказов и включают прямые запреты на какие-то операции.

Государство осуществляет также валютный контроль, который призван обеспечивать соблюдение законов о валютном регулировании, т.е. определять соответствие валютных операций нормативным актам государственного регулирования.

Валютные операции подразделяется на текущие и капитальные (связанные с движением капитала). Текущие операции составляют неторговые сделки по товарам и услугам, открытие счетов.

Документом валютного контроля служит паспорт сделки, который заполняется при экспорте и импорте. Контролируется реальное соответствие внешнеторговых сделок договорным условиям.

Основная цель имеющихся ограничений - предотвратить отток, вывоз капитала из страны.

Различают следующие модели курсообразования:

1. Жесткий фиксированный курс , включая модификацию в виде валютного совета (Аргентина, Литва, Эстония).

2. Управляемый фиксированный курс - коридор (Бразилия, Россия до 17 августа 1998 г. и др.).

3. Плавающий, в том числе свободный, управляемый с помощью периодических интервенций курс (США, Россия после 17 августа 1998 г. и др.).

Первая модель предусматривает привязку валюты страны к другой; твердой валюте; вводится для борьбы с инфляцией, контроля за наличностью. Предполагает сбалансированность бюджета, устойчивость платежного баланса, наличие валютных резервов.

Третья модель реализуется как плавающий валютный курс, т.е. рыночное курсообразование, отражающее состояние и изменения платежного баланса, вызываемые в том числе политическими и другими нерыночными факторами и сглаживаемые действиями Центрального банка. При плавающем курсе, управляемом с помощью интервенций и других способов, можно накапливать валютные резервы и тратить их на поддержание курса в минимальных размерах.

В России в начале реформ заработала модель плавающего курса. Коммерческие банки получили право самостоятельно устанавливать курс покупки и продажи валюты при операциях с населением. С 8 июня 1992 г., кроме официального, устанавливаемого ежемесячно ЦБ курса, действовал биржевой курс, определявшийся по итогам торгов на ММВБ. Перед окончательным утверждением плавающего курса валютный рынок России пережил валютный коридор (вторая модель). С 6 июля 1995 г. были введены пределы колебаний обменного курса с возможными отклонениями не более 15%. После 17 августа 1998 г. осуществлен переход к плавающему курсу.

На валютный курс, кроме спроса и предложения, влияют денежная масса, валютные резервы, спекулятивное движение капитала и т.д. Корректировку курса с их учетом осуществляет Центральный банк прямыми и косвенными методами, участвует в торгах на ММВБ и межбанковском рынке. Банк России в условиях функционирующего валютного режима берет на себя обязательств по уровню курса, но решает задачу здания благоприятных для рубля условий на валютном рынке, обеспечения экономически обоснованной динамики курса, сглаживания ее в ту и другую сторону, пресечения угроз дестабилизации национальной валюты.

Рыночный курс, в том числе и с учетом воздействия на него Центрального банка, является номинальным курсом. Существует и реальный курс, отражающий покупательную способность национальной денежной единицы и валюты стран - торговых партнеров, разницу в производительности экономик, конкурентоспособности товаров на рынке. Реальный курс предполагает сравнение темпа девальвации и темпа инфляции (рубль к товарной массе).

При стабилизации рубля инфляция продолжает расти. Поэтому стабильный курс еще не признак того, что в экономике все нормально. Курс должен обеспечивать эффективность экспорта и не быть запретительным для импорта. Нужен предсказуемый обменный курс, чтобы для субъектов хозяйствования были четкие ориентиры при планировании доходов и расходов. Тем не менее, в стране сильны позиции сторонников понижения курса рубля, хотя последствия понижения курса для экономики могут быть как положительными, так и отрицательными.

Но привести в действие рычаги понижения курса рубля не просто, так как положительное сальдо торгового баланса укрепляет рубль.

Удешевление рубля можно обеспечить следующими мерами:

1. Уменьшение притока в страну валюты путем снижения, отмены нормы обязательной продажи валюты экспортерами; одновременно это будет способствовать и снижению инфляции, так как Центральный банк сократит выброс денежной массы в обмен на доллары.

2. Выталкивание валюты за рубеж (бегство от доллара) через гашение внешнего долга, инициирование спроса на валюту для наращивания импорта.

Сильный рубль выгоден населению, так как сдерживает инфляцию, удешевляет импорт, и свои нужные товары не уходят за границу, рубль стимулирует приток иностранных инвестиций, уменьшает отток капитала.

Рубль укрепляют увеличение притока валюты извне, сброс наличной валюты населением. Спрос на рубли увеличивают и активное тор-сальдо, и приток валюты через инвестиционный капитал.

Факторы, противодействующие укреплению рубля.

1. Правительству больше дивидендов приносит слабый рубль, внешний долг перестал быть политической проблемой, являясь вопросом техническим; поэтому ради уплаты внешнего долга нет необходимости укреплять рубль.

2. Падает конкурентоспособность товаров отечественного производства на внутреннем рынке; встает задача защиты рынка таможенными пошлинами (конкретно по каждому товару), что не согласуется с требованиями ВТО.

3. Расчет на модернизацию за счет импорта оборудования по мере укрепления рубля не оправдался, доля оборудования в импорте не выросла.

Сейчас для Правительства РФ и Центрального банка главным критерием экономической и денежно-кредитной политики является не инфляция или процентные ставки, а экономический рост. В этих целях Банк искусственно сдерживает укрепление доллара при ощутимой инфляции рубля - при «валютном дожде». Естественно, что и то, и другое возможно как временная мера и большой пользы не приносит. Среди инструментов политики Центрального банка в отношении регулирования обменного курса первостепенное значение имеют валютные интервенции и валютные резервы; первые осуществляются при наличии в достаточных размерах вторых.

Валютная интервенция - это продажа или скупка Центральным банком иностранной валюты в целях понижения, повышения или стабилизации обменного курса. Для повышения курса рубля Центральный банк выбрасывает на рынок иностранную валюту, она дешевеет, а рубль дорожает. Валютные резервы необходимы для выполнения Банком России конституционных функций. Если они тратятся на повышение курса рубля, то население, покупатели долларов выигрывают, так как можно закупить болоне импортных товаров и дешевле продать, т.е. возможно снижение цен. Сокращение валютных резервов в результате поддержания рубля или погашения внешнего госдолга вызывает необходимость их пополнения. Центральный банк выбрасывает на рынок рубли для покупки валюты, и рубль дешевеет. В этом случае цены на импортные товары повышаются, население теряет, т.е. оплачивает траты валюты на выплату долга и другие нужды. Если сальдо валютных операций на ММВБ равно нулю, это означает, что резервы на поддержание рубля не используются и курс удерживается другими способами.

Валютные резервы нужны также для противодействия давления на валютный рынок, выплаты госдолга, на случай падения цен на экспортные товары и темпов экономического роста.

Сейчас в России самое либеральное валютное регулирование среди стран с переходной экономикой. Однако Президент РФ поручил Центральному банку и Правительству РФ разработать меры, упрощающие экспорт капитала для улучшения инвестиционного климата. В Государственную Думу представлен проект нового порядка валютного регулирования.

Регулирование валютного курса осуществляется министерством финансов, центральным банком или специально созданными органами валютного контроля и представляет собой совокупность мер, включающих:

  • дисконтную политику - изменение учетной ставки центрального банка, что ведет к изменению притока иностранного капитала в страну. Если ставка растет, то улучшается платежный баланс и повышается курс национальной валюты;
  • девизную политику — влияние центрального банка на курс национальной валюты путем купли-продажи на валютном рынке иностранных валют. Покупая иностранные валюты за национальную, центральный банк увеличивает спрос на них и тем самым добивается снижения курса национальной валюты;
  • валютные интервенции;

Официальное изменение курса национальной денежной единицы через:

  • девальвацию - официальное снижение курса денежной единицы, дающее известные преимущества экспортерам страны, которые при обмене валютной выручки получают больше национальных денежных единиц;
  • валютный демпинг - экспорт товаров по ценам ниже мировых нормальных цен, связанный с отставанием при инфляции падения покупательной способности денег от падения курса инфляционной валюты, в результате чего у экспортера появляется добавочная прибыль и за счет нее осуществляется понижение цен на экспортные товары;
  • ревальвация - повышение официального курса национальной денежной единицы к иностранным валютам (сдерживает развитие экспорта: удорожает его и удешевляет импорт).

Рыночное регулирование международных валютных отношений предполагает свободное формирование на валютном рынке спроса и предложения валют и в соответствии с этим установление их курсовых отношений. Однако на практике такого свободного рынка не существует, поскольку государство вмешивается в валютные отношения. Поэтому рыночное и государственное регулирование дополняют друг друга. Среди различных форм государственного регулирования важнейшее место занимают валютные ограничения - системы экономических, организационных, правовых мер, регламентирующих операции с национальной и иностранными валютами.

Теория абсолютного паритета покупательной способности утверждает, что обменный курс между валютами двух стран равен соотношению уровней цен в этих странах.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

С одержание

Введение

Глава I. Валютные отношения и их правовое регулирование

1.1 Правовое регулирование валютных отношений

1.2 Валютный контроль

Глава II. Валютный курс

2.1 Валюта. Валютный курс

2.2 Государственное регулирование валютных курсов

Глава III. Ответственность за нарушения валютного законодательства

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Качественный скачок в интеграции в мировую валютную систему был сделан начавшейся широкомасштабной реформой банковской системы. Появилось большое число независимых от государства коммерческих банков, получивших право открытия и ведения валютных счетов клиентов и проведения международных расчетов. В условиях, когда десятки тысяч предприятий получили возможность открывать валютные счета, устанавливать прямые связи с иностранными партнерами, когда стала быстро формироваться сеть коммерческих банков, сотни которых получили лицензии на право проведения валютных операций, и появилась идея создания внутреннего межбанковского валютного рынка.

Валютные рынки - официальные центры, где совершается купля-продажа иностранных валют на национальную по курсу, складывающемуся на основе спроса и предложения. Институциональная структура валютного рынка включает банки, брокеров, предприятия. На Западе 85 - 95% валютных сделок производится на межбанковском рынке. Инструментами сделок на валютных рынках являются банковские векселя, тратты, чеки, банковские переводы и другие платежные документы.

Валютные операции обеспечивают международные расчеты, страхование валютных и кредитных рисков, проведение валютной политики, получение прибыли участниками, а также используются для валютной спекуляции. В связи с этим валютные операции, как свидетельствует мировой опыт, давно стали объектом государственного и банковского наблюдения и контроля. В настоящий момент, на фоне разразившегося мирового финансового кризиса, данный вопрос, об осуществлении валютного регулирования, принимает одну из актуальных мест наряду с наиболее важнейшими решаемыми вопросами большинства стран рыночной экономики.

Целью нашей работы будет являться рассмотрение государственного регулирования национального валютного курса с целью обеспечения его стабильности и устойчивости.

Реализации цели будут способствовать решение следующих задач: рассмотрение основных нормативно-правовых актов, регулирующих валютные отношения складывающиеся на финансовом рынке страны, органов и агентов осуществляющих контроль и обеспечивающих соблюдение, исполнение соответствующих регулирующих нормативно-правовых документов; рассмотрение важнейших механизмов регулирования валютных курсов и ответственность, несущих физическими, юридическими и должностными лицами, за нарушение валютного законодательства.

Основой валютного законодательства РФ является Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле». В Законе определены принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, права и обязанности юридических и физических лиц в соотношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства.

Однако Закон о валютном регулировании определяет лишь основные положения регламентирования валютной сферы. В связи с этим большое значение имеют нормативные акты в области валютного регулирования, разрабатываемые Банком России.

Органами валютного регулирования в РФ являются Правительство РФ и Банк России.

Согласно действующему на территории РФ законодательству, все валютные операции должны осуществляться только через Банк России или уполномоченные банки - банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии Банка России на проведение валютных операций.

Глава I . Валютные отношения и их правовое регулирование

1.1 Правовое регулирование валютных отношений

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в РФ являются:

1) Приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) Единство внешней и внутренней политики РФ;

4) Единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) Обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Органами валютного регулирования в РФ являются ЦБ РФ и Правительство РФ (ст. 5. Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» 2003 г.).

Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установления требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с указанным Федеральным законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Не допускается установление органами валютного регулирования требования о получения резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений.

Не допускается установление органами валютного регулирования требования о предварительной регистрации, за исключением случаев, установленных ч. 3 ст. 12, ч. 5 ст. 15 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их предоставления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

Центральный банк РФ, Правительство РФ, а также специально уполномоченные на то Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций, регистрируемых Федеральным законом, без ограничений.

Источниками правового регулирования валютных отношений являются: Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ, отдельные положения федеральных законов «О банках и банковской деятельности» (ст. 5, 36), «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 35, 61, 70), «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (ст. 1, 2, 6, 8, 15, 20, 21), Закон РФ № 120-ФЗ от 21 июля 1997 г. «О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте», Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные документы Центрального банка РФ и Министерства финансов РФ. Основу современного валютного законодательства составляет Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», который не предполагает принятия в сове развитие ни одного закона. Данный Закон ориентируется только на активы подзаконного характера. Банковское дело: учебник, под ред. О.И. Лаврушина. - 5-изд., - М.: КНОРУС, 2007.

1.2 Валютный контроль

Уполномоченные банки осуществляют контроль за соответствием валютных операций, осуществляемых клиентами, действующему валютному законодательству и представляют в Центральный банк РФ отчетность о проводимых валютных операциях. Основным органом валютного регулирования в РФ является Центральный банк РФ. Банк России определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Федерации резидентами и нерезидентами; проводит все виды валютных операций; устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в Российской Федерации операций с валютой и ценными бумагами в валюте Федерации; устанавливает порядок обязательного перевоза, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами Федерации. Кроме того, Центральный банк РФ устанавливает общие правила выдачи лицензии банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии; устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления; готовит и публикует статистику валютных операций в Российской Федерации по принятым международным стандартам; выполняет другие функции в соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Под валютным контролем законодатель понимает деятельность государства, направленную на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Валютный рынок и валютное регулирование: Учеб. пособие /Под ред. И.Н. Платоновой. М.: БЕК, 2006.

Основными целями и направлениями валютного контроля являются:

· определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

· проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

· проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

· проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в рублях.

Одно из основных направлений валютного контроля -- контроль за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров, цель которого -- обеспечить поступление валютной выручки в Российскую Федерацию на счета экспортеров в уполномоченных банках. Зачисление валютной выручки на другие счета допускается только с разрешения ЦБ РФ. Для этого существует так называемый «паспорт экспортной сделки», порядок ведения которого определен совместной Инструкцией ЦБ РФ и Государственного таможенного комитета РФ от 12 октября 1993 г.

Другое направление валютного контроля -- защита валюты Российской Федерации, российских валютных ценностей в целом. Отсюда контроль за ввозом (вывозом), переводом и пересылкой за границу и из-за границы российской валюты, иностранной валюты, а также других валютных ценностей.

Система организаций, осуществляющих контроль за правомерностью валютных операций, является двухступенчатой. В нее входят органы валютного контроля и их агенты (рис. 1, приложение № 1).

В соответствии с Федеральным Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» 2003 г. органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк РФ, а также Правительство РФ в соответствии с законами Российской Федерации.

Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля.

Уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному банку РФ (ст. 22. ч. 3).

Органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации.

Органы и агенты валютного контроля осуществляют контроль за Проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений и т.д.; проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в РФ.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:

1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Глава II . Валютный курс

2.1 Валюта. Валютный курс

валютный рынок законодательство иностранный

Валюта - это денежные знаки иностранных государств: 1) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории иностранного государства, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки; 2) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и в международных денежных или расчетных единицах.

К валютным ценностям относятся: иностранная валюта, внешние ценные бумаги номинированные в иностранной валюте, драгоценные металлы (за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий), природные драгоценные камни (за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней, а также лома таких изделий). Федоров М. В. Валюта, валютные системы и валютные курсы. М.: ПАИМС, 2008.

Субъектами валютных отношений являются юридические и физические лица (резиденты, нерезиденты), осуществляющие валютные сделки и расчеты, а также посредники и участники взаимосвязей на валютных рынках и сфере международных расчетов.

Операции с иностранной валютой совершаются согласно Федеральному закону «О валютном регулировании и валютном контроле», указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, нормативным документам Банка России и Минфина России.

Все международные экономические операции связаны с обменом национальных валют. Данный обмен происходит по определенному соотношению -- валютному курсу.

Под валютным курсом понимается соотношение между денежными единицами разных стран, или цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны (либо в международной денежной единице).

На изменение валютного курса оказывает влияние множество факторов. Например, подъем экономики будет способствовать увеличению спроса на все виды товаров и услуг, в том числе и импортные. Рост импорта ведет к увеличению предложения национальной валюты на рынках иностранной валюты. Увеличение прибыльности предприятий повышает интерес к ним иностранных инвесторов. В результате растет спрос на национальную валюту. То же самое происходит и в том случае, когда повышается ставка процента на правительственные ценные бумаги.

Уровень валютного курса существенно влияет на внешнюю торговлю, конкурентоспособность национальной продукции на мировом рынке, движение капиталов, состояние денежного обращения и в целом на весь воспроизводственный процесс.

В связи с этим возникает необходимость государственного регулирования валютного курса. Основными методами такого регулирования являются:

· покупка-продажа иностранной валюты на национальную;

· операции центрального банка на открытом рынке, т.е. покупка-продажа ценных бумаг;

· изменение уровня процентных ставок и (или) норм обязательных резервов.

Установление валютного курса, определение пропорций обмена валют называется валютной котировкой. Существуют следующие варианты валютной котировки -- спот-курсы и форвард-курсы.

Спот-курсы -- это курсы валют, устанавливаемые на момент заключения сделки, т.е. на ближайший день платежа; они включают такие варианты:

прямая котировка -- выражение курса иностранных валют в денежных единица страны, на территории которой проводятся соответствующие операции или сделки;

косвенная котировка -- выражение курса национальной денежной единицы к валюте другой страны (обратная котировка);

кросс-курсы -- выражение соотношения между валютами двух стран посредством их приравнивания к валюте третьей страны;

Форвард-курсы -- это курсы валют, устанавливаемые на определенную дату в будущем.

Процедура котировки обычно заключается в определении и регистрации межбанковского курса путем последовательного сопоставления спроса и предложения по каждой валюте (фиксинг). Затем на этой основе устанавливаются курсы продавца и покупателя.

2.2 Г осударственно е регулировани е валютных курсов

Центральный Банк России является проводником валютной политики, включающей в себя комплекс мероприятий, направленных на укрепление внешнеэкономических позиций страны. В наиболее общем виде валютная политика выражается в регулировании валютного курса: проведении валютного регулирования и валютного контроля, формировании официальных валютных резервов и управлении ими, а также в осуществлении международного валютного сотрудничества России.

Регулирование валютного курса -- важнейшее направление деятельности центрального банка в валютной сфере.

Исходя из роли валютного курса и его влияния на денежное обращение в стране, ЦБ РФ осуществляет валютное регулирование, организует валютный контроль, публикует курс рубля по отношению к иностранным валютам и регламентирует порядок расчетов с иностранными государствами.

Важнейший механизм регулирования валютных курсов -- валютные интервенции, т.е. прямое вмешательство центрального банка в функционирование валютного рынка посредством купли-продажи валюты.

Другой широко используемый способ регулирования валютного курса -- дисконтная политика, реализуемая путем понижения или повышения официальной учетной ставки центрального банка.

Валютное регулирование и валютной контроль -- совокупность мероприятий и нормативных правил, установленных в законодательном или административном порядке и направленных на уравновешивание платежных балансов, поддержание курса национальной валюты и достижение других целей во внешнеэкономической сфере. Федоров М. В. Валюта, валютные системы и валютные курсы. М.: ПАИМС, 2008.

ЦБ РФ предпринимает ряд административных мер, позволяющих регулировать валютный курс в направлении, отвечающем укреплению денежного обращения. К таким мерам, в частности, относятся:

Решение об обязательной продаже части экспортной выручки;

Ограничение операций коммерческих банков по купле-продаже валюты на валютном рынке;

Разработка ЦБ РФ совместно с Таможенным комитетом России системы методов экономического и административного воздействия на клиентов банков, несвоевременно отчитывающихся по приходу грузов, купленных за валюту.

Одна из форм валютного регулирования -- валютные ограничения, которые используются в случаях недостаточности или неэффективности практики валютных интервенций. Жесткость валютных ограничений зависит от конкретной ситуации во внешнеэкономической области той или иной страны.

Еще одной составной частью валютной политики являются формирование официальных валютных резервов и управление ими.

Валютные резервы центрального банка -- это официальные запасы иностранной валюты, находящиеся на его счетах, а также в банках за рубежом, либо вложенные в иностранные ценные бумаги. Они используются для про-ведения международных расчетов и служат обеспечением стабильности национальной валюты. Официальные валютные (или золотовалютные) резервы состоят из золота, иностранных валют, специальных прав заимствований (СДР), нетто-позиций в МВФ.

Глава III . Ответственность за нарушения валютного законодательства

Ответственность за нарушение валютного законодательстварегулируется правовыми нормами, содержащимися в источниках финансового (Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и др.), административного, гражданского, таможенного, уголовного права.

В Кодексе РФ об административных правонарушениях в ст. 15, 25 предусмотрены санкции за нарушение валютного законодательства. Так, осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии), если это обязательно, либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных специальным разрешением (лицензией), а равно с использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами РФ влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных и юридических лиц в размере от 1/10 до одного размера суммы незаконной валютной операции.

Нарушение установленного порядка зачисления на счета в уполномоченных банках выручки, причитающейся за экспортированные работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, влечет наложение административного штрафа на должностных и юридических лиц в размере стоимости работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметом административного правонарушения.

Несоблюдение установленного порядка ведения учета, составления и предоставления отчетности по валютным операциям, а также нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 50 до 100 МРОТ, на юридических лиц -- от 400 до 500 МРОТ. Эриашвили Н.Д. Банковское право: Учебник для студентов вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2006.

В Уголовном кодексе РФ уголовно наказуемыми являются следующие преступления:

легализация (отмывание) денежных средств, приобретенных незаконным путем (ст. 174);

незаконное получение кредита (ст. 176);

злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 177);

злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии) (ст.185);

изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186);

6) изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов (ст. 187);

незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст. 191);

нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 192);

9) невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193).

Кроме того, в ст. 25 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» предусмотрена ответственность за нарушение валютного законодательства.

Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты за отсутствие учета валютных операций, ведение учета валютных операций с нарушением установленного порядка, непредставление или несвоевременное представление органам и агентам валютного контроля документов и информации в соответствии с Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке. Порядок привлечения к ответственности в этих случаях устанавливается Центральным банком РФ в соответствии с российским законодательством.

При повторном нарушении указанных положений, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:

взыскания в доход государства указанных выше сумм, а также штрафов в пределах пятикратного размера этих сумм, осуществляемого Центральным банком РФ в соответствии с законодательством РФ;

приостановления действия или лишения резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений;

3) других санкций, установленных законодательством Российской Федерации.

Взыскание указанных сумм штрафов и иных санкций производится органами валютного контроля, в том числе по представлению агентов валютного контроля, с юридических лиц -- в бесспорном порядке, а с физических лиц -- в судебном.

Должностные лица юридических лиц -- резидентов, в том числе уполномоченных банков, и юридических лиц -- нерезидентов, а также физические лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заключение

Подводя итоги по проделанной работе, можно сделать вывод в следующем: основой валютного законодательства РФ является Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», в Законе определены принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, права и обязанности юридических и физических лиц в соотношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства; органами валютного регулирования в РФ являются ЦБ РФ и Правительство РФ (ст. 5. Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» 2003 г.).

Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.

Центральный банк Российской Федерации, являясь основным проводником и реализатором денежно-кредитной и валютной политики в стране, устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их предоставления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям. Кроме того, является проводником валютной политики, включающей в себя комплекс мероприятий, направленных на укрепление внешнеэкономических позиций страны. В наиболее общем виде валютная политика выражается в регулировании валютного курса: проведении валютного регулирования и валютного контроля, формировании официальных валютных резервов и управлении ими, а также в осуществлении международного валютного сотрудничества России.

Центральный банк самостоятельно определяет формы и методы управления официальными валютными резервами, т.е. определяет такие параметры, как допустимый уровень надежности и ликвидности официальных валютных резервов, пределы их использования для регулирования валютного курса и др.

Исходя из роли валютного курса и его влияния на денежное обращение в стране, ЦБ РФ осуществляет валютное регулирование, организует валютный контроль, публикует курс рубля по отношению к иностранным валютам и регламентирует порядок расчетов с иностранными государствами. Регулирование валютного курса -- важнейшее направление деятельности Центрального банка в валютной сфере.

Большое внимание ЦБ РФ уделяет регулированию обращения наличной валюты. В России запрещается использование иностранной валюты в розничной торговле. В то же время коммерческие банки имеют право открывать обменные пункты по совершению официальных операций с иностранной валютой.

Инструментами валютной политики являются валютные интервенции и другие инструменты денежно-кредитного регулирования (дисконтная политика, операции на открытом рынке, установление резервных требований к банкам и др.).

По мере углубления кризисных явлений наблюдается тенденция расширения сферы валютного регулирования. Валютное регулирование - деятельность государства, направленная на регламентирование расчетов и порядка совершения сделок с валютными ценностями. Необходимость валютного регулирования заключается в стремлении стран и банков минимизировать валютные риски. Страны с помощью валютного регулирования стремятся поставить под контроль государства валютные операции, предоставление иностранным юридическим и физическим лицам кредитов и займов, ввоз, вывоз и перевод валюты за границу и тем самым поддержать равновесие платежного баланса и устойчивости национальной валюты.

После присоединения России к МВФ проводились меры по либерализации порядка получения лицензии вывоза и пересылки из страны и ввоза и пересылки в страну валюты РФ, а также по установлению лимитов открытой валютной позиции и контроля за их соблюдением уполномоченными банками РФ. Был изменен порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов резидентов и нерезидентов в валюте РФ, введена новая отчетность по конверсионным операциям уполномоченных банков, являющихся ведущими операторами межбанковского валютного рынка.

Внесены изменения в порядок оформления паспортов сделок, сделок с наличной иностранной валютой, работы обменных пунктов, сделок между уполномоченными банками, порядок резервирования, обязательной продажи части валютной выручки, усиления валютного контроля.

Произошло существенное ужесточение валютного контроля за открытой валютной позицией. Контроль за открытыми валютными позициями уполномоченных банков РФ осуществляется в рамках надзора за деятельностью кредитных организаций. В случае грубых нарушений Банк России принимает меры вплоть до отзыва лицензии на право совершать операции с иностранной валютой.

Усилился контроль за экспортно-импортными операциями по линии взаимодействия с органами таможенного контроля по составлению паспорта сделки (- это документ валютного контроля, содержащий сведения из контракта между резидентом и нерезидентом, необходимые для проверки) в рамках выполнения надзорной функции уполномоченными банками.

Учет экспортно-импортных операций и контроль за их проведением осуществляет уполномоченный банк (банк паспорта сделки - БПС), в котором по контракту резидентом оформлен или переоформлен паспорт сделки.

Список использованной литературы

1). Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изменениями от 10 января, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 23 декабря 2004 г., 18 июня, 18 июля 2005 г., 3 мая, 12 июня 2006 г.).

2). Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности" (с изменениями от 13 декабря 1991 г., 24 июня 1992 г., 3 февраля 1996 г., 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 30 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2 ноября, 29, 30 декабря 2004 г., 21 июля 2005 г., 2 февраля, 3 мая 2006 г.).

3). Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (с изменениями от 29 июня 2004 г., 18 июля 2005 г.).

4). Инструкция ЦБ РФ №19, ГТК РФ №01-20/10283 от 12 октября 1993 г. «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров».

5). Инструкция ЦБ РФ №30, ГТК РФ №01-20/10538 от 26 июля 1995 г. «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары».

6). Инструкция ЦБР от 14 января 2004 г. N 109-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" (с изменениями от 4 октября 2005 г., 10 мая 2006 г.).

7). Банковское дело: учебник, под ред. О.И. Лаврушина. - 5-изд., - М.: КНОРУС, 2007.

8). Валютный рынок и валютное регулирование: Учеб.пособие /Под ред. И.Н. Платоновой. М.: БЕК, 2006.

9). Деньги. Кредит. Банки: учеб. пособ. / Н.Г. Малахова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.

10). Жарковская Е., Арендс И. Банковское дело: Курс лекций. - М.: ИКФ Омега-Л, 2007.

11). Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник/ Под ред. Л.Н. Красавиной. М.: Финансы и статистика, 2008.

12). Федоров М. В. Валюта, валютные системы и валютные курсы. М.: ПАИМС, 2008.

13). Эриашвили Н.Д. Банковское право: Учебник для студентов вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2006.

Приложение

Рис. 1. «Система органов валютного контроля и их агенты»

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Валютный курс как экономическая категория. Цена валюты. Основы формирования валютных курсов: содержание золота в единице валюты, покупательная способность валют, соотношение спроса и предложения на валюты. Суть понятия "международные валютные расчёты".

    контрольная работа , добавлен 23.04.2015

    Сущность валютного курса как стоимостной категории. Виды валютных курсов и их режимы. Теории валют: паритета покупательной способности; регулируемой валюты; ключевых валют; фиксированных паритетов и плавающих курсов; нормативная теория валютного курса.

    реферат , добавлен 17.04.2008

    Формы и режимы конвертируемости валюты на современном этапе. Факторы, влияющие на величину реального валютного курса, участники валютного рынка и ответственность за нарушение законодательства. Финансовые операции при долгосрочном валютном кредите.

    контрольная работа , добавлен 16.04.2011

    Понятие валютного курса и сферы его использования. Операционный ориентир курсовой политики Банка России. Факторы, определяющие курс валют. Приемы и методы технического анализа тенденции его изменения. Реальный и номинальный эффективный валютный курс.

    презентация , добавлен 23.10.2016

    Методика определения валютных курсов, их регулирование посредством валютной интервенции и дисконтной политики. Установление и использование официального обменного курса в Украине. Роль коммерческих банков и НБУ в осуществлении валютного контроля.

    курсовая работа , добавлен 26.04.2012

    Регламентация государством основных принципов организации национальной валютной системы и механизмов ее функционирования. Сущность валютного регулирования. Воздействие на конвертируемость национальной валюты, валютного курса и платежного баланса.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2017

    реферат , добавлен 19.05.2007

    Изучение понятия валюты и валютных ценностей. Характеристика видов и механизмов формирования валютного курса. Исследование порядка перемещения белорусских рублей и иностранной валюты через таможенную границу Республики Беларусь (ввоз, вывоз, пересылка).

    контрольная работа , добавлен 13.06.2010

    Политика валютного курса как составная часть денежно-кредитной политики. Механизм формирования спроса и предложения на валютном рынке. Сравнение цен мировых и национальных рынков, стоимостных показателей разных стран, выраженных в денежных единицах.

    контрольная работа , добавлен 24.09.2014

    Изучение классификации и сущности валютных курсов, влияние разных видов валют на экономику страны. Исследование видов валютного курса на примере валюты США. Анализ проблемы колебаний реального и номинального курса доллара на мировом валютном рынке.

Валютный курс, его сущность и виды. Режим обменного курса белорусского рубля. Методы и инструменты регулирования валютного курса.

Валютный курс представляет собой цену денежной единицы данной страны, выраженную в денежных единицах другой страны. Он представляет собой соотношение между денежными единицами разных стран, определенное их покупательной способностью, выражающую средние национальные уровни цен на товары, услуги, инвестиции, и рядом других факторов.

Валютный курс необходим для:

Взаимного эквивалентного обмена валютами при торговле товарами, услугами, при учете взаимного движении капиталов и кредитов;

Сравнения цен мировых и национальных рынков, стоимостных показателей разных стран, выраженных в национальных или иностранных валютах;

Количественного соизмерения результатов внешнеэкономических операций;

Периодической переоценки счетов в иностранной валюте.

К факторам, влияющим на валютный курс, относятся:

Состояние экономики: покупательная способность денег, темп инфляции; уровень процентных ставок в разных странах; состояние платежного баланса; деятельность валютных рынков и спекулятивные валютные операции; степень использования национальной валюты в международных расчетах; государственное регулирование валютного курса; достаточность валютных резервов для поддержания обменного курса на рынке;

Степень доверия к валюте на национальном и мировом рынке;

Валютная политика, соотношение рыночного и государственного регулирования.

Различают следующие виды валютных курсов: номинальные, реальные, фиксированные и плавающие (колеблющиеся).

Номинальный валютный курс – это обменный курс валют, действующих в настоящее время на валютном рынке страны. Он применим для измерения текущих сделок, расчетов с клиентами.

Реальный валютный курс – это номинальный курс, определяемый с учетом инфляции, т.е. с учетом изменения цен в своей стране и той страны к валюте которой котируется национальная валюта.

Фиксированные валютные курсы – это система, предполагающая наличие зарегистрированных паритетов, лежащих в основе валютных курсов, установленные договорами или соглашениями между странами и поддерживаемая мерами государственного регулирования. Фиксированный валютный курс может препятствовать воздействию внешних факторов на внутреннюю экономику, но сдерживать развитие производства и обмена в связи с изменившимися международными условиями. Поэтому государства с рыночными экономиками отказываются от фиксирования курсов своих валют и переходят на систему плавающих курсов (обычно с регулированием валютных курсов центральными банками, другими органами государственного управления, системой валютных рынков)



Плавающие валютные курсы подразделяют на:

- свободно плавающие курсы , изменяющиеся в зависимости от спроса и предложения на рынке – (свободно колеблющиеся курсы);

- колеблющиеся курсы , изменяющиеся в зависимости от спроса и предложения на рынке, но корректируемые центральными банками в целях сглаживания временных резких колебаний;

- плавающие по отношению к одной (нескольким) национальной валюте и твердые валютные курсы по отношению к другой (смешанная форма курсов).

Периодическая оценка иностранных валют в валюте данной страны носит название котировки. Исторически сложились два метода котировки иностранной валюты к национальной – прямая и косвенная.

Наиболее распространена прямая котировка, при которой курс единицы иностранной валюты выражается в национальной валюте.

При косвенной котировке за единицу принята национальная валюта, курс которой выражается в определенном количестве иностранных денежных единиц.

Разные методы котировок не имеют экономического различия, так как сущность валютного курса едина.

Политика курсообразования это вид валютной политики, направленной на регулирование обменного курса национальной валюты, а также выбор системы валютных курсов, определение того курса, по которому будут осуществляться валютные операции.

В мировой практике определились различные способы установления валютного курса национальной денежной единицы :

· на основе монетного паритета, соотношения между весовым содержанием золота в двух сравниваемых валютах;

· на базе валютной корзины;

· на основе относительного паритета покупательной способности валют;

· на основе спроса и предложения валют или на рыночной основе;

· на основе кросс-курсов;

Валютный паритет – соотношение между валютами, устанавливаемое в законодательном порядке. При монометаллизме базой валютного курса являлся монетный паритет – соотношение денежных единиц разных стран по их металлическому содержанию (золотому содержанию). Он совпадал с понятием валютного паритета. Валютный курс опирался на золотой паритет и стихийно колебался вокруг него в пределах золотых точек. Однако эти колебания были незначительными ввиду свободной купли-продажи золота и его неограниченного вывоза (ввоза). С отменой золотого стандарта механизм золотых точек перестал действовать.

Валютный курс при неразменных кредитных деньгах постепенно отрывался от золотого паритета, так как золото было вытеснено из обращения. Базой валютного курса на протяжении (1934-1976 гг.) служили официальный масштаб цен золота и золотые паритеты, официальная цена золота в кредитных деньгах. В результате формирования Ямайской валютной системы страны официально отказались от золотого паритета как основы валютного курса. В современных условиях валютный курс базируется на валютном паритете и колеблется вокруг его.

Валютная корзина – это метод соизмерения средневзвешенного курса одной валюты по отношению к определенному набору других валют. Это позволяет более обоснованно учесть покупательную способность валюты и влияние на ее курс общеэкономических и политических условий обмена. Установление курса на базе валютной корзины СДР включает в себя следующие этапы:

· определение состава валютной корзины, т.е. тех валют, по отношению к которым должен исчисляться курс;

· определение удельного веса каждой валюты в данной корзине (в соответствии с удельным весом их в объеме экспорта или импорта);

· определение валютных компонентов в единицах соответствующей валюты (произведение ее удельного веса в валютной корзине и среднерыночного курса к доллару или другой резервной валюте за последние три месяца);

· определение рыночного курса валют к доллару или другой резервной валюте;

· расчет долларового эквивалента (или эквивалента в другой валюте) валютных компонентов. Исчисляется обычно путем деления (или умножения – зависит от валюты) валютного компонента на валютный курс.

Определение валютного курса на основе валютной корзины является сложным методом, поэтому реально могут использоваться другие способы расчетов.

Для определения курса национальной валюты на базе относительного паритета покупательной способности валют необходимо учитывать экспортные цены (цены мирового рынка) и внутренние оптовые цены соответствующих стран.

В частности, определяется объем экспортной продукции (количество отдельных видов экспортной продукции) страны за год в ценах мирового рынка и во внутренних ценах и рассчитывается соотношение между ними. Расчеты обменного курса делаются на основании внешнеторгового баланса страны, курсов основных иностранных валют, используемых во внешних расчетах страны, статистических данных об объемах экспортной продукции, цен мирового рынка и внутренних оптовых цен и других данных.

Фиксирование обменного курса на основе спроса и предложения валют на рыночной основе возможно при условии, если банки и предприятия имеют в своем распоряжении валюту другого государства. Если же обладателем иностранной валюты будет только центральный банк, то валютный курс не будет формироваться на рыночной основе. Как любая рыночная цена, валютный курс формируется под влиянием спроса и предложения. Размер спроса на иностранную валюту определяется потребностями в импорте товаров и услуг, неторговыми операциями, возможностями инвестирования за рубежом и др. Размер предложения иностранной валюты определяется спросом нерезидентов на валюту данной страны и это связано со спросом на национальную валюту с намерениями нерезидентов осуществлять инвестиции в данной стране, спросом на активы, выраженные в национальной валюте, спросом туристов на услуги в данном государстве и т.д.

Курс валют, определяемый как соотношение между двумя валютами, которое рассчитано на основе курса этих валют по отношению к какой-либо третьей валюте, называется кросс-курсом .

Процесс установления валютных курсов в Республике Беларусь может быть определен в несколько этапов:

Первый этап (1991-1993 гг.) – предпочтительно административные методы из-за обращения на территории республики наравне с белорусской денежной единицей советского (российского) рубля. Формируется пакет законодательных и нормативных актов, определяющих принципы валютного режима и механизмов регулирования;

второй этап (1994-1995 гг.) – постепенный переход к принципам рыночного курсообразования;

четвертый этап (2001 г. и настоящее время) – режим колеблющейся (плавающей) фиксации курса, основанный на спросе и предложении валюты (рыночной основе).

Закон "О валютном регулировании и валютном контроле":

Центральный банк Российской Федерации является основным органом валютного регулирования в Российской Федерации.

Валютный курс (обменный курс) означает количество единиц одной валюты, которое можно купить (обменять) на единицу другой валюты. С учетом сказанного, обменный курс является ценой одной валюты в единицах другой валюты. Эта цена определяется рядом факторов, таких как:

1) общий уровень товарных цен в двух странах;

2) ожидаемые темпы инфляции в двух странах;

3) уровень процентных ставок в двух странах;

4) степень торговых ограничений, к которым прибегают правительства двух стран из экономических и политических соображений.

Действия правительства, влияющие на валютный курс, принято делить на меры «косвенного» и «прямого» регулирования.

Косвенное воздействие на валютный курс оказывают все инструменты денежно-кредитной и финансовой политики Центрального банка (ЦБ) страны. Если, например, ЦБ осуществляет мероприятия, направленные на снижение инфляции в национальной экономике, то это непременно скажется на обменном курсе национальной валюты: при снижении инфляции (и прочих равных условиях) обменный курс стабилизируется. Таким образом, снижая инфляцию, ЦБ оказывает косвенное влияние на обменный курс.

Однако более быстрый и ощутимый эффект дают меры прямого регулирования валютного курса. К ним, прежде всего, относятся: политика учетной ставки ЦБ и валютные интервенции на внешних валютных рынках. Повышая учетную ставку, (т.е. процент, который ЦБ взимает с коммерческих банков за предоставление им кредита), ЦБ прямо воздействует на обменный курс национальной валюты в сторону его повышения. Ведь при высоком проценте коммерческие банки берут меньше кредитов и меньше покупают иностранной валюты на внешних валютных рынках. А снижение спроса на валюту ведет к повышению обменного курса национальной валюты.

Проводя валютную интервенцию, ЦБ продает (или покупает) валюту своей страны на внешних валютных рынках: продажа способствует снижению обменного курса, а покупка – повышению.

Еще одним прямым методом регулирования валютного курса является «девальвация» (или ревальвация) национальной валюты. Девальвация направлена на снижение курса своей валюты, а ревальвация – на его повышение (до отмены золотого стандарта, девальвация означала официальное снижение золотого содержания валюты, ревальвация – повышение). В наше время девальвация осуществляется путем снижения курса национальной валюты по отношению к валютам других стран, о котором объявляет законодательный орган страны. Ревальвация также осуществляется как законодательное повышение валютного курса. Влияние этих мер на разные сферы экономики весьма противоречиво. Например, девальвация по своим экономическим последствиям негативна, так как приводит к уменьшению выручки в национальной валюте, но позволяет получить дополнительные выгоды импортерам и кредиторам, предоставляющим капиталы иностранным заемщикам.

Валютный коридор - это пределы колебания валютного курса, устанавливаемые как способ его государственного регулирования и поддерживаемые центральным банком посредством покупки и продажи валюты.

Характерная особенность валютного коридора состоит в том, что изменение курсовых соотношений и установление самого валютного курса могут колебаться исключительно в строго ограниченных и закреплённых нормативно-правовыми документами пределах. Следовательно, валютный коридор позволяет более точно прогнозировать экономическую ситуацию и тем самым значительно снижать риск в процессе осуществления внешнеэкономических операций, что является достаточно стабилизирующим фактором для всей экономики страны. В Российской Федерации валютный коридор впервые введён 8 июля 1995 г. и действовал до 1 октября 1995 г. Затем "коридор" был продлён до конца 1995 г. в пределах от минус 5,7 до плюс 7,5% от уровня курса доллара на 5 июля 1995 г. С 1 января до 1 июля 1996 г. был введён новый валютный коридор, на смену которому пришла так называемая скользящая привязка российского рубля к американскому доллару. Эта политика получила название наклонного валютного коридора, когда изменения валютного курса стали привязываться к прогнозным оценкам изменения уровня инфляции, но с небольшим отставанием. В период кризиса ликвидности, начавшегося в конце 2008 года ЦБ РФ ввёл так называемый бивалютный коридор, состоящий из отношения к рублю 0,55 доллара и 0,45 евро. При этом на бирже курс поддерживался в рамках коридора путём валютных интервенций из резервов ЦБ.

Мировой опыт свидетельствует о том, что валютный коридор вводится, как правило, в условиях отсутствия свободного капитала на финансовом рынке, из-за большого бюджетного дефицита, значительного внутреннего и внешнего долга.

В рамках национальной валютной системы комплекс мероприятий по валютному регулированию включает в себя два самостоятельных, но взаимосвязанных направления:

Денежно-кредитные мероприятия общего характера, направленные на финансовое оздоровление национальной экономики, снижение темпов инфляции, обеспечение устойчивости национальной валюты, повышение доверия к ней;

Мероприятия в собственно валютной сфере