Помощник

Олег фомичев минэкономразвития. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики

В 1998 г. окончил бакалавриат Нижегородского государственного технического университета (с 2007 г. - им. Р. Е. Алексеева) по специальности "менеджмент", в 2000 г. - Государственный университет "Высшая школа экономики" (ныне – одноименный Национальный исследовательский университет) по специальности "экономическая теория". В том же году окончил магистерскую программу экономического факультета Университета Эразмус (Роттердам, Нидерланды). В 2002 г. прошел курс повышения квалификации в Академии народного хозяйства при правительстве РФ (ныне - Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ).

В 1999-2000 гг. - ведущий специалист сводно-аналитического отдела департамента реформы предприятий Министерства экономики РФ.
В 2000 г. - эксперт некоммерческой организации "Центр стратегических разработок". В этот период ЦСР занимался разработкой стратегии социально-экономического развития РФ на период до 2010 г. Президентом Центра был Дмитрий Мезенцев (ныне - член Совета Федерации РФ), совет ЦСР возглавлял Герман Греф (ныне - глава ПАО "Сбербанк России").
С 2000 по 2004 г. - заместитель начальника, начальник сводного отдела экономического развития, и.о. руководителя департамента программ развития экономики, заместитель руководителя департамента программ развития экономики и сотрудничества с международными финансовыми организациями Министерства экономического развития РФ.
В 2004 - 2006 гг. - научный сотрудник Академии народного хозяйства при правительстве РФ.
С 2004 по 2006 г. - директор по развитию Центр стратегических разработок (президент Центра - Михаил Дмитриев).
С 2006 по 2008 гг. - директор департамента экономической политики и конкурентоспособности Российского союза промышленников и предпринимателей (глава – бывший вице-премьер Александр Шохин).
В 2008 г. - помощник министра экономического развития и торговли РФ Эльвиры Набиуллиной.
В 2008-2012 гг. - директор департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Министерства экономического развития РФ.
С 12 ноября 2010 г. по 7 июля 2012 г. - заместитель министра экономического развития РФ Эльвиры Набиуллиной.
С 7 июля 2012 г. по н.в. - статс-секретарь - заместитель министра экономического развития РФ. Ведомство в этот период возглавляли Андрей Белоусов, затем с июня 2013 г. - Алексей Улюкаев, с ноября 2016 г. - Максим Орешкин. Олег Фомичев курирует в ведомстве работу департаментов стратегического развития и инноваций; социального развития; развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции; развития секторов экономики, а также правового департамента.

Член совета директоров Управляющей компании "Роснано" (с 2014 г.), ОАО "Росспиртпром" (с 2015 г.).

Cумма декларированного дохода за 2016 г. составила 8 млн 670 тыс. руб., у супруги Фомичева, согласно декларации, доходов не было.

Действительный государственный советник РФ I класса (2015).

Награжден орденом Почета (2011).

Женат. Имеет двоих детей.

О проекте
«Конструктор успеха»

Как найти свое место в жизни, заняться тем, что получается легко и приносит счастье? Для этого нужно правильно применить знания, которые дал университет и сама жизнь. В проекте «Конструктор успеха» мы рассказываем о выпускниках Высшей школы экономики, которые реализовали себя в интересном бизнесе или неожиданной профессии. Герои делятся опытом - рассказывают, какие шишки набивали и как использовали предоставленные им шансы.

Выпускник Вышки Олег Фомичев, нынешний заместитель министра экономического развития РФ, попытался сделать деятельность министерства ближе и понятнее людям и позволил своим подчиненным быть креативными в работе с такой консервативной дисциплиной, как экономика. О том, что представляет собой работа госчиновника и чем она может быть привлекательна для выпускника вуза, он рассказал в рубрике «Конструктор успеха».

Вы закончили Вышку и университет Нидерландов. Как вам удалось учиться в двух вузах одновременно?

Это была совместная программа НИУ ВШЭ и роттердамского Университета Эрасмус (Erasmus University), отличная возможность получения зарубежного диплома для магистров Вышки - тогда действовало соглашение между университетами и курсы читали профессора из Нидерландов. Экзамены также сдавались на английском языке - свою дипломную работу нужно было перевести и защититься перед комиссией иностранных профессоров, а также выполнить три экзаменационных задания. Такой опыт оказался крайне полезен - когда защищаешься перед иностранной комиссией, подтверждаешь не только свой профессиональный уровень, но и умение быстро конвертировать знания на уровне языка и ментальности. И те, кто это все выдержал, получили дипломы Erasmus University - нас таких было четверо.

Легко ли попасть выпускнику вуза на работу в государственные органы управления? Есть спрос на молодых сотрудников?

Да, спрос есть всегда. Попасть на работу в министерство относительно легко на начальные позиции. Но захочет ли выпускник вуза работать за ту зарплату, которую платят на этих позициях?

Каждый молодой специалист сам решает, готов ли он ждать. Я в свое время очень долго и мучительно для себя решал этот вопрос. При том, что я не москвич, у меня здесь нет других источников существования, чтобы тянуть лямку ожидания. В итоге меня поддержали родители, и с 1999 года я работаю здесь.

В Вышке отличный блок госуправления с лучшими компетенциями в стране

А если ты, как молодой сотрудник, смирился с маленькой зарплатой, работаешь-работаешь, а тебя не повышают. Так бывает?

Это почти невероятная ситуация. Потому что госслужба, особенно на низких уровнях, тем более в таких подвижных министерствах, как Минэкономразвития, с точки зрения карьерного роста - очень хороший вариант. Способности человека становятся видны достаточно быстро, если он креативен, качественно и быстро работает с большим объемом нагрузки.

Сейчас на моих глазах в департаментах, которые находятся в моем подчинении, целый ряд молодых специалистов за 3-4 года проходят путь от начальных должностей до уровня заместителя начальника отдела или начальника отдела. Структура министерства часто реорганизуется, появляются вакансии, люди двигаются со своих мест, и нужно их кем-то заменять - тогда приходится присматриваться к молодым сотрудникам, которые себя зарекомендовали. Ты уже знаешь, на что они способны - бросаешь их «в реку», и наблюдаешь, как они проявляют новые качества, растут, становятся самостоятельными, ответственными и полезными в новой ипостаси.

Какими особыми качествами нужно обладать, чтобы наверняка продвинуться по службе?

Первейшее качество - работоспособность. У нас, как у руководителей, официально ненормированный рабочий день, и это отражается на работе подчиненных. Приходится готовить срочные материалы, молниеносно реагировать на поручения в режиме, очень близкому к круглосуточному. Еще - проявлять инициативность, креативность, потому что наше министерство нестандартное, здесь не нужно выполнять однообразные рутинные работы, и всегда есть нужда в свежих идеях и предложениях.

Для работы в Министерстве нужна, конечно, профессиональная подготовка: экономическая теория, микро-, макроэкономика, высшая математика и очень мобильный мозг. Например, в экономической теории есть очень красивые модели, но все они исходят из предпосылок, которых в реальности нет. Соответственно, будь ты суперзнатоком экономтеории - на практике министерства ни одну из ее моделей ты применить не можешь. У человека из министерства экономики мозг устроен соответствующим образом, он должен понимать суть экономических процессов, видеть последствия тех или иных предложений в перспективе, а главное - иметь гибкость мышления в связке с реальностью.

Чтобы работать в Минэкономразвития, нужно быть обязательно экономистом? На каких специальностях строится структура министерства?

У нас, например, есть Департамент макроэкономического прогнозирования - это примерно весь комплекс того, что преподаётся в НИУ ВШЭ по макроэкономике. И хоть модели используются с поправками, все это натуральное приложение тех самых теоретических знаний по экономике - конечно, все их нужно знать в совершенстве. У нас есть блок стратегического планирования, где мы разрабатываем стратегию социально-экономического развития и антикризисный план - вот здесь нужна вся экономика в полном объеме.

Министерство большое, и хоть оно про экономику, но занимается разными вещами. В моем подчинении, например, есть блок предоставления государственных услуг, формально там не применяется никакой экономической теории, и даже к экономической практике подразделение никакого отношения не имеет - чистый сервис, так же как проект многофункциональных центров «Мои Документы» , которые тоже вышли из нашего министерства. В ведомстве есть региональный блок и блок территориального планирования, что по сути чистая урбанистика и градостроительство, есть блок инвестклимата - чистое бизнес-направление, очень далекое от экономической теории.

Вступив в должность, вы почувствовали ответственность за то, что реально влияете на судьбу самой большой страны в мире?

Ответственность чувствуется, но притупляется тем, что я далеко не первый в иерархии принятия решений. Надо мною есть министр, заместитель председателя правительства, председатель правительства и еще много промежуточных ступеней, где мои решения могут корректироваться. Я могу предложить для реализации правительству проект, в этом смысле ответственность большая, и работа благодарная - если получается то, что ты предлагал, и то, что ты сам потом реализуешь, это большое удовольствие. Ты не просто для себя и для семьи денег заработал, а сделал определенный вклад в общее дело по развитию страны. Это очень важный фактор, который всегда недооценивается, когда говорят о госслужбе. За деньги мы, конечно, работаем, и платить нам надо, и желательно побольше (смеется), но кроме денег, есть еще и нематериальные факторы.

Какие именно проекты, вышедшие из ваших блоков в реальную жизнь, мы уже можем наблюдать воочию?

Я думаю, вы уже пользовались сервисом «Мои документы» и посещали МФЦ - это самые показательные наши проекты. Они были сделаны непосредственно для граждан, а такая прицельная возможность влиять на каждого у нас в министерстве появляется редко.

Сейчас много делаем для малого бизнеса, вполне себе конкретного, особенно в плане региональных программ поддержки с конкретными предприятиями и рабочими местами. Нами создан проект «Оценка регулирующего воздействия» - своего рода инструмент влияния бизнеса на государство, с помощью него можно любой законопроект подвергнуть экспертизе. Федеральный портал проектов нормативных правовых актов вообще уникальный, такого нет нигде за рубежом, чтобы на одном портале выкладывались все акты, которые разрабатываются в Правительстве. Всегда считалось, что проект акта - это такая служебная информация, которую никому нельзя показывать.

Институты развития и инновационные кластеры, программы инновационного развития госкомпаний, венчурные фонды, целый ряд других вещей, которые реально работают и реально генерируют в стране инновационное развитие, создавались по инициативе и при непосредственном участии Минэкономразвития.

На основании чего реформы приводятся в действие? Это исследования Минэкономразвития, непосредственно запросы от населения?

Есть наша государственная статистика, показатели социально-экономического развития по отраслям, по видам и размерам предприятий. Из этой статистики мы можем получить информацию об основных болевых точках в экономике. Большая работа ведется с экспертным сообществом НИУ ВШЭ и АНХ, на авторитетные исследования которых правительство традиционно опирается. В самом ведомстве есть большое количество академических экспертов по всем направлениям - это, так сказать, теория, а бизнес, с которым мы взаимодействуем, постоянно дает нам представление о реальной жизни предпринимателя и его проблемах. Мы можем принять отличный закон, но от коллег-бизнесменов быстро приходит фидбек: «Не работает».

Помимо сотрудничества с Вышкой как с центром экономических исследований, каким еще образом Минэкономразвития взаимодействует с университетом?

Мы работаем с Вышкой как с поставщиком экспертов для наших исследований и кадров для стажировки. Минэкономразвития интенсивно взаимодействует с блоком НИУ ВШЭ, который занимается всем, что связано с человеческим капиталом в рамках системы стратегического планирования - это [первый проректор Лев Ильич] Якобсон и его команда. В Вышке отличный блок госуправления с лучшими компетенциями в стране - почти вся программа специальности формируется именно здесь, в Минэке, замыкая круговорот практики и теории. Вышка действительно сильна специалистами, которые вносят большой вклад почти в каждое из направлений Министерства. И почти всегда безвозмездно, в качестве добровольной поддержки.

Откуда к вам чаще всего приходят молодые сотрудники?

Много из регионов. Один директор Департамента из Нижнего Новгорода, другой из Екатеринбурга, руководитель подведомственной службы - из Калининграда. Кто всю жизнь живет, не выезжая за МКАД - теоретики жизни. Я сам из региона, и родители там живут, я хорошо себе представляю реальную ситуацию в небольших депрессивных регионах.

6 лет

стажа государственной гражданской службы и высшее профессиональное образование требуются от кандидатов на вакансию в высшей группе должностей Минэкономразвития.

Ключевое слово - «депрессивных». Почему они такие, наши регионы?

Там все непросто, потому что все зависит от личности руководителя. Два соседних региона могут находиться примерно в одной ситуации с точки зрения базовых предпосылок, человеческого капитала, природных ресурсов, но имеют пропасть в экономическом развитии, просто потому что в одном регионе нормальный губернатор, который выстроил команду, следит за работой бизнеса и т. д. А в другом - полный депресняк: работы нет, люди уезжают, инфраструктура рушится. Проблема России в том, что она большая - 85 регионов, и очень сложно установить за каждым контроль, и даже с выборами, как ключом к решению - тоже проблемы. К счастью, руководство страны обратило на это внимание.

Есть мнение, что чиновник - профессия возрастная. Как адаптироваться к этой системе молодым и наладить коммуникацию с коллективом?

С одной стороны, нет общих рецептов, потому что у каждого министерства своя история, корпоративная культура. Наше министерство - одно из самых молодых, здесь есть такая специфика - специалисты лет тридцати часто возглавляют подразделение, где работают люди 50-летнего возраста. Все равно надо адаптироваться, иметь лидерские качества, понимать психологию отношений, уметь выстроить авторитет - и это касается любого коллектива большой компании.

Из чего состоит ваш рабочий день?

Основная деятельность заместителя министра - совещания. Еще большой объем ежедневной почты, которую приходится разбирать часами, цифровой и аналоговой. Основная работа по многочисленным направлениям, которые я веду, это контроль работы по отклонениям. Есть департамент, есть его директор, он отвечает за блок, глубже погружается в специфику направления, а моя задача - выслушать проблему и определить, куда двигаться. Чем выше поднимаешься по карьерной лестнице, тем меньше глубины погружения и времени, но больше пространства для маневров и креатива.

Как вы отвлекаетесь от работы?

Главное - это отдых с семьей, ну, и, конечно, друзьями.

Министерство экономического развития РФ Статс-секретарь – заместитель министра

Образование

В 1998 году окончил бакалавриат Нижегородского государственного технического университета по специальности «менеджмент».
В 2000 году – магистратуру Высшей школы экономики по специальности «экономика».
В 2000 году окончил университет «Эразмус» (Роттердам, Нидерланды). Магистр экономики.
С 2000 по 2003 год обучался в аспирантуре Высшей школы экономики.
В 2002 году прошел курсы повышения квалификации в Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации.

Профессиональный опыт

С 1999 по 2000 год − ведущий специалист сводно-аналитического отдела Департамента реформы предприятий Министерства экономики Российской Федерации.
С 2000 года − эксперт Центра стратегических разработок (ЦСР).
С 2000 по 2002 год − заместитель начальника, начальник сводного отдела экономического развития – исполняющий обязанности руководителя Департамента программ развития экономики Минэкономразвития России.
С 2002 по 2004 год − заместитель руководителя Департамента программ развития экономики и сотрудничества с международными финансовыми организациями, Минэкономразвития России.
С 2004 по 2006 год − научный сотрудник Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации.
С 2004 по 2006 год − директор по развитию фонда «Центр стратегических разработок».
С 2006 по 2008 год− директор департамента экономической политики и конкурентоспособности Российского союза промышленников и предпринимателей.
В 2008 году − помощник министра, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.
С 2008 по 2010 год − директор Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Министерства экономического развития Российской Федерации.
С 2010 по 2012 год − заместитель министра экономического развития Российской Федерации.
С 2012 года по настоящее время − статс-секретарь − заместитель министра экономического развития РФ.

Мой e-mail: [email protected]

Здравствуйте, рад Вас приветствовать!

Давайте знакомиться, меня зовут Олег, я родился 20 октября 1963 года в Северодвинске, городе корабелов на берегу Белого моря. В советское время работал учителем в школе, преподавал математику и физику. Мое хобби связано с альпинизмом, кандидат в мастера спорта по спортивному скалолазанию. Занимаюсь йогой.

В конце девяностых годов стал изучать астрологию, даже не подозревая насколько она изменит мою дальнейшую судьбу. Ураническая судьба астролога

В 2000 году познакомился с Сергеем Васильевичем Шестопаловым ректором Санкт-Петербургской астрологической академии, учеником Вронского С.А. Это знакомство положило начало длительному творческому сотрудничеству с Санкт-Петербургской астрологической академии.

В 2002 году в Архангельске создал школу астрологии , которая впервые открыла свои двери 7 ноября 2002 года. Школа вошла в структуру Санкт-Петербургской астрологической академии, как Архангельский филиал СПбАА. На открытии участвовал Шестопалов С.В. История школы

В 2004 году впервые выступил на астрологическом конгрессе в Санкт-Петербурге с исследовательской работой по астрологии от СПбАА. Далее, по приглашению Шестопалова С.В., выступал от СПбАА со своими исследованиями на конгрессах в Москве в 2005 году, в Санкт-Петербурге в 2008 и в 2010 годах.

В конце 2004 года переехал в Самару. Переезд был связан с коррекцией особых указаний моего натального гороскопа по формулам событий.

Уже в 2005 году школа завоевала лидерские позиции в Поволжье. Далее, в течение десяти лет школа выступала на международных конгрессах, проводила семинары и мастер классы с привлечением сильнейших астрологов России и мира. Но главным приоритетом своей деятельности всегда оставалось обучение практической астрологии.

В 2014 году вновь переехал, уже в Австралию, используя методику локального гороскопа для всей своей семьи. Именно эту методику использовал Сергей Алексеевич Вронский при управлении своей судьбой.

Безусловно, главным приоритетом школы остается обучение астрологии, основанное на практике. Астрология наука о судьбе, и язык ее должен быть живой, поэтому все практические уроки строятся на примерах из реальной жизни.

Рад видеть вас среди своих учеников!

Фомичев Олег Владиславович

Биография

Родился 7 февраля 1977 года в г. Копейске Челябинской области .

Образование

1994-1998 гг. - Нижегородский государственный технический университет. Бакалавр менеджмента (красный диплом).

2002-2004 гг. - Зам. руководителя Департамента программ развития экономики и сотрудничества с международными финансовыми организациями Минэкономразвития России.

2004-2006 гг. - научный сотрудник Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации.

2004-2006 гг. - Директор по развитию фонда «Центр стратегических разработок».

2006-2008 гг. - Директор Департамента экономической политики и конкурентоспособности Российского союза промышленников и предпринимателей.

январь-июль 2008 г. - Помощник Министра, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.

июль 2008-ноябрь 2010 г. - Директор Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Министерства экономического развития Российской Федерации.

ноябрь 2010 г. - Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации

С июля 2012 г. – статс-секретарь – заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.

В конце августа 2018 года освобожден от должности статс-секретаря – заместителя Министра экономического развития РФ по собственному желанию согласно распоряжению Правительства РФ . На этом посту он курировал в министерстве департаменты стратегического развития и инноваций, социального развития, малого и среднего предпринимательства и конкуренции, развития секторов экономики, а также правовой департамент.

По словам Олега Фомичева, он присоединится к команде группы «Ренова» в должности директора по стратегическому развитию.

На февраль 2019 года Олег Фомичев - руководитель рабочей группы «Цифровое государственное управление» при АНО «Цифровая экономика» , директор по стратегическому планированию и развитию ООО «Ренова-Холдинг Рус».

Цитаты

  • 29 марта 2010 года: «Мы понимаем, что в современном мире невозможно выйти на лидирующие позиции без инновационного подхода к экономике. Считаем, что локомотивом этого процесса в России должна стать частная инициатива при поддержке государства в приоритетных отраслях. Конкретным примером такой поддержки может служить «Российская венчурная компания » – государственный фонд фондов и институт развития отрасли венчурного инвестирования в Российской Федерации. Именно через «Российскую венчурную компанию» осуществляется государственное стимулирование венчурных инвестиций и процесса формирования «экосистемы» венчурной отрасли в целом, а также финансовая поддержка высокотехнологического сектора».