Газпромбанк

Основные направления валютной политики в России. Валютная политика россии Валютная политика рф на современном этапе

Валютные отношения одновременно регулируются на уровне государства и рынка. На рыночное регулирование влияет востребованность той или иной денежной единицы на валютной бирже. На основе спроса и предложения формируется курс валюты. Однако, если он сильно колеблется, это плохо сказывается на экономике, как конкретного государства, так и глобальной экономике в целом. Чтобы устранить негативные последствия от резких скачков валютного курса существует регулирование на уровне государства.

Валютную политику можно разделить на текущую и долгосрочную (или структурную).

  • Текущая предназначена для нормальной работы денежных механизмов в стране и за ее пределами.
  • Долгосрочная включает целый набор мероприятий, разработанных для изменения последовательности ведения мировых расчетов, режима денежных курсов, международных платежных средств и т. д. Долгосрочная политика реализуется посредством денежных реформ, переговоров и договоренностей между финансистами разных государств.

Способы реализации

Осуществлять такую политику помогает ряд финансовых инструментов:
  • ограничений;
  • резервов;
  • субсидирования;
  • интервенции.
Например, чтобы стабилизировать курс национальной валюты внедряются денежные ограничения и контроль. За нарушения законодательства в экономической сфере предусмотрена административная и уголовная ответственность. Именно поэтому, ограничительные меры, как правило, эффективны.

Кто проводит валютную политику

Валютную политику планируют и осуществляют различные государственные и международные структуры:
  • правительство государства;
  • особые финансовые органы;
  • мировые валютные организации;
  • центробанки.

Задачи

Задачи валютной политики зависят от конкретного государства и экономической ситуации. Если недавно произошел валютный кризис, все силы будут брошены на его преодоление. В случаях, когда у национальной валюты шаткое положение, основные силы будут направлены на ее укрепление.

Важно отметить, что полностью независимой валютной политики нет ни в одной стране мира. Это связано с глобализацией мировой экономики и процессами интеграции.

Формы валютной политики

Можно выделить две формы валютной политики: дисконтную и девизную.
  • Дисконтная используется для воздействия на экономику страны и на межгосударственные экономические связи.
  • Девизная политика необходима для регулирования курса национальной денежной единицы посредством покупок и продаж иностранной валюты, а также для применения валютных ограничений.

Стратегические и тактические цели валютной политики России. Преобразование валютно-кредитных отношений в связи с переходом к рыночной модели хозяйствования. Формы валютного регулирования в Российской Федерации. Совершенствование валютного законодательства, регулирование платежного баланса, управление золотовалютными резервами. Сотрудничество с международными и национальными кредитно-финансовыми организациями.

Валютная политика России осуществляется на основе стратегических и тактических ориентиров.

Валютная политика - относительно самостоятельная составная часть общей макроэкономической, в том числе денежно-кредитной, государственной политики России. В сложных условиях перехода к рыночной экономике она направлена на достижение главных задач страны: преодоление спада производства и обеспечение экономического роста, сдерживание инфляции и безработицы, поддержание равновесия платежного баланса. Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством, которое регулирует порядок совершения операций с валютными ценностями.

Средством реализации валютной политики России является валютное регулирование - государственная регламентация валютных отношений, издание нормативных актов, валютный контроль и оперативное руководство со стороны соответствующих государственных органов, заключение международных валютных соглашений. Валютное регулирование в России, как и в странах с развитой рыночной экономикой, является преимущественно нормативным.

Валютная политика в России, как и в других странах, в зависимости от ее целей и форм, имеет две основные разновидности. Одной из них является осуществление стратегических, структурных, долговременных изменений в национальном валютном механизме, другой -В повседневное, оперативное регулирование текущей валютной конъюнктуры.

Цель стратегической политики России состоит в формировании цельной национальной валютной системы, которая должна соответствовать, с одной стороны, условиям рыночной экономики, а с другой -структурным принципам мировой валютной системы, зафиксированным в уставе Международного Валютного фонда. Это предполагает:

  • образование полномасштабного внутреннего валютного рынка;
  • формирование рынка золота и других драгоценных металлов;
  • введение свободной конвертируемости рубля по текущим международным операциям;
  • интегрирование национального валютного механизма в мировую валютную систему, полноправное участие России в деятельности мировых финансовых организаций.

Текущая валютная политика оказывает воздействие на объем, характер и структуру рыночных операций с иностранной валютой и другими валютными ценностями, на динамику валютного курса. Текущая валютная политика включает в себя:

  • во-первых, регулирование степени конвертируемости рубля, ослабление или ужесточение валютных ограничений;
  • во-вторых, осуществление повседневного валютного контроля за внешнеторговыми и другими текущими операциями с целью противодействия «бегству» капитала за границу;
  • в-третьих, привлечение иностранного капитала в российскую экономику.

В регулировании элементов национальной валютной системы России реализуются задачи структурной и текущей валютной политики. Конечная цель - оздоровление валютно-финансового положения страны, восстановление ее платежеспособности и кредитоспособности, укрепление рубля.

Российский парламент - Государственная Дума в 1990-х гг. приняла необходимые законы, регламентирующие валютные отношения страны. Это законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», О банках и банковской деятельности», «О валютном регулировании и валютном контроле», «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», Указы Президента «Об обязательной продаже части валютной выручки», «О некоторых мерах по либерализации экспорта из Российской Федерации аффинированного золота и серебра» были внесены соответствующие поправки в Гражданский кодекс.

Основой валютной системы страны является национальная денежная единица - российский рубль, введенный в обращение в 1993 г. и заменивший рубль СССР. Было отменено весовое содержание золота в денежной единице, что соответствует ныне действующему уставу МВФ. В 1998 г. старые банкноты и монеты были заменены новыми в связи с деноминацией.

В июне 1996 г. Россия официально приняла на себя обязательства, которые должны выполнять страны - члены МВФ. В соответствии со статьей VIII (разделы 2, 3, 4) устава Фонда необходимо было устранить некоторые валютные ограничения и ввести конвертируемость национальных валют по международным текущим операциям. Если в 1992 г. Россия применяла внутреннюю конвертируемость рубля по текущим операциям платежного баланса. Это означает, что только физические и юридические лица нашей страны - резиденты - могли конвертировать рубль в иностранную валюту, то в 1996 г. сфера конвертируемости рубля стала распространяться и на нерезидентов, т.е. иностранцев.

В Федеральном законе от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» определены принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства.

В России сложился правовой и институциональный механизм регламентации деятельности национальных органов управления валютными отношениями, проведения валютной политики и валютного регулирования.

Валютное регулирование в России осуществляется по трем главным направлениям. Во-первых, формируется и постоянно обновляется законодательная и нормативная база валютно-кредитных и финансовых отношений. Руководство валютной политикой осуществляют Президент, Правительство, Государственная Дума, Совет Федерации, Банк России.

Законодательная база разрабатывается законодательной ветвью власти, а исполнение принятых законов обеспечивается постановлениями Правительства и инструктивными документами Банка России. Банк России - главный исполнительный орган валютного регулирования. Банк России выдает лицензии коммерческим банкам на право проведения валютных операций, контролирует правильное их проведение, разрабатывает нормативную и инструктивную базу валютных отношений в стране, вводит ограничения внешних заимствований.

Институциональная структура и режим валютного рынка России определяются ее валютным законодательством. Как уже говорилось, в России были приняты законы, регламентирующие валютные отношения. Идет процесс становления сети банков, занимающихся валютными операциями, помимо банков на валютном рынке действуют семь валютных бирж, включая ведущую российскую биржу - Московскую межбанковскую валютную биржу.

Во-вторых, функционирует механизм постоянного контроля для соблюдения ограничений на переводы валютных капиталов. Такие структуры, как Федеральная служба по валютному и экспортному контролю, Федеральная таможенная служба добиваются, с одной стороны, полного и своевременного поступления экспортной выручки в Россию, а с другой - обеспечения обоснованности платежей в иностранной валюте за импортируемые товары. Непосредственные исполнители валютного контроля - уполномоченные коммерческие банки, подотчетные Банку России.

Практически валютную политику проводят в жизнь Центральный банк РФ, Министерство финансов, Министерство экономики, Федеральная служба по валютному и экспортному контролю, Федеральная таможенная служба. Главный исполнительный орган валютного регулирования - Банк России - осуществляет валютное регулирование с помощью различных нормативных документов (инструкции, циркулярные письма и т.д.), выдает лицензии коммерческим банкам на право проведения валютных операций, контролирует эти операции, вводит ограничения внешних заимствований.

В-третьих, функционирует механизм повседневного валютного контроля, перед которым поставлена задача обеспечивать соблюдение участниками внешнеэкономической деятельности валютного законодательства. Органы валютного контроля добиваются, с одной стороны, полного и своевременного поступления экспортной выручки в Россию, а с другой - обеспечения обоснованности платежей в иностранной валюте за импортируемые товары.

Непосредственные исполнители валютного контроля - уполномоченные коммерческие банки, подотчетные Центральному банку РФ.

Центральный банк РФ, а также Правительство РФ, руководствуясь поставленными целями макроэкономической политики, осуществляют, каждый в пределах своей компетенции, текущее оперативное воздействие на функционирование валютного механизма. Они определяют режим валютного курса рубля; регулируют динамику рыночного валютного курса; предпринимают меры по обеспечению достаточного уровня и наиболее эффективной структуры официальных золотовалютных резервов; производят погашение государственного внешнего долга; оказывают влияние на основные виды внешнеэкономической деятельности: торговлю товарами, услугами, движение капиталов, на состояние платежного баланса.

В течение последних двадцати лет валютная система России постоянно совершенствовалась, продвигаясь по пути к более глубокому интегрированию в мировую валютную систему.

Валютные операции должны осуществляться через Центральный банк РФ или коммерческие банки, имеющие валютную лицензию. Изначально специфика валютного рынка России состояла в том, что он был представлен преимущественно валютными биржами.

По видам операций различаются: биржевой межбанковский и внебиржевой рынок, рынок срочных валютных операций (форвардный и фьючерсный рынки) и рынок наличной валюты.

Биржевой валютный рынок функционирует по установленным правилам. Валютные биржи выполняют посреднические функции в качестве торговых площадок. Однако биржа не может сама выступать в качестве партнера по совершаемым сделкам.

Первая валютная биржа России - Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ) - была создана 9 января 1992 г.

В настоящее время в России работает семь региональных валютных бирж: Региональный биржевой центр «ММВБ - Дальний Восток» (Азиатско-Тихоокеанская межбанковская валютная биржа) во Владивостоке, Региональный биржевой центр «ММВБ - Поволжье» в Нижнем Новгороде, Региональный биржевой центр «ММВБ - Юг» в Рос тове-на-Дону, «Самарская валютная межбанковская биржа», «Санкт-Петербургская валютная биржа» (СПВБ), «Сибирская межбанковская валютная биржа» (СМВБ) в Новосибирске, Региональный биржевой центр «ММВБ-Урал» (ММВБ-Урал) в Екатеринбурге.

В процессе экономических преобразований режим валютного курса несколько раз изменялся.

С июля 1992 г. был введен единый официальный курс рубля к доллару. Он использовался для статистических целей и для определения таможенных платежей в бюджет. До мая 1996 г. данный курс фиксировался по результатам торгов на Московской межбанковской валютной бирже.

С июля 1995 г. по август 1998 г. режим фиксации определялся пределами «валютного коридора», суть которого заключается в том, что колебания курса рубля по отношению к доллару США ограничивались официально согласованными с МВФ пределами колебаний, которые регулировались с помощью валютных интервенций на ММВБ.

После августовского валютного кризиса 1998 г. валютный коридор был отменен и курс рубля стал плавающим. Это означало, что Банк России отказался от установления собственных курсов покупки и продажи валюты и запланированных интервенций для его под держания.

В то время в России был введен режим регулируемого плавающего валютного курса, который образовался как результат соотношения спроса и предложения на валютных биржах страны, прежде всего на ММВБ при помощи валютных интервенций. В настоящее время Банк России намерен отказаться от валютных интервенций, поскольку в сфере денежно-кредитной политики принят курс на таргетирование инфляции. Строго говоря, таргетирование инфляции не предусматривает проведение валютных интервенций, поскольку они, как правило, ведут к избыточной эмиссии, способной провоцировать инфляцию.

При этом в течение 2014-2016 гг. Банк России будет осуществлять постепенное повышение гибкости курсообразования, путем сокращения объемов интервенций Банка России, направленных на сглаживание колебаний обменного курса рубля. В 2014 г. будет завершена работа по созданию условий для перехода к режиму плавающего валютного курса.

Банк России продолжит проводить операции на внутреннем валютном рынке, связанные с пополнением или расходованием средств суверенных фондов и позволяющие транслировать спрос или предложение иностранной валюты со стороны Федерального казначейства на внутренний валютный рынок. Также Банк России сохранит за собой право проводить валютные интервенции в рамках решения задач по регулированию уровня ликвидности банковского сектора. Подобная практика не противоречит концепции режима плавающего валютного курса и таргетирования инфляции. В настоящее время данная концеп ция регулирования валютного курса успешно применяется развитыми странами, имеющими суверенные фонды. Кроме того, данный режим не исключает возможности проведения точечных операций на валютном рынке в целях поддержания финансовой стабильности в случае шоковых событий.

В условиях повышения гибкости курсообразования обменный курс рубля будет формироваться под влиянием преимущественно реального спроса и предложения на валютном рынке.

Валютная политика - относительно самостоятельная составная часть общей макроэкономической, в том числе денежно-кредитной, государственной политики России. В сложных условиях перехода к рыночной экономике она направлена на достижение главных задач страны: преодоление спада производства и обеспечение эко­номического роста, сдерживание инфляции и безработицы, поддер­жание равновесия платежного баланса. Юридически валютная по­литика оформляется валютным законодательством, которое регу­лирует порядок совершения операций с валютными ценностями.

Средством реализации валютной политики России является ва­лютное регулирование - государственная регламентация валютных отношений, издание нормативных актов, валютный контроль и опе­ративное руководство со стороны соответствующих государствен­ных органов, заключение международных валютных соглашений. Валютное регулирование в России, как и в странах с развитой рыночной экономикой, является преимущественно нормативным.

Валютная политика в России, как и в других странах, в зависи­мости от ее целей и форм имеет две основные разновидности. Одной из них является осуществление стратегических, структур­ных, долговременных изменений в национальном валютном меха­низме, другой - повседневное, оперативное регулирование теку­щей валютной конъюнктуры.

Цель стратегической, структурной политики России состоит в формировании цельной национальной валютной системы, кото­рая должна соответствовать, с одной стороны, условиям рыноч­ной экономики, а с другой - структурным принципам мировой валютной системы, зафиксированным в уставе МВФ. Это пред­полагает: 1) образование полномасштабного внутреннего валют­ного рынка; 2) формирование рынка золота и других драгоценных металлов; 3) введение свободной конвертируемости рубля по теку­щим международным операциям; 4) установление единого курса рубля по отношению к иностранным валютам; 5) преодоление долларизации экономики; 6) интегрирование национального ва­лютного механизма в мировую валютную систему, полноправное участие России в деятельности мировых финансовых организаций.

Текущая валютная политика оказывает воздействие на объем, характер и структуру рыночных операций с иностранной валютой и другими валютными ценностями, на динамику валютного курса. Основными направлениями (формами, видами) этой политики России являются: во-первых, регулирование степени конвертиру­емости рубля, ослабление или ужесточение валютных ограничений; во-вторых, осуществление повседневного валютного контроля за внешнеторговыми и другими текущими операциями с целью проти­водействия «бегству» капитала за границу; в-третьих, привлечение иностранного капитала в российскую экономику; в-четвертых, упра­вление международными ликвидными (золото-валютными) резер­вами; в-пятых, установление и изменение режима валютного курса рубля; в-шестых, регулирование валютного курса.

В регулировании элементов национальной валютной системы России реализуются задачи структурной и текущей валютной по­литики. Конечная цель - оздоровление валютно-финансового положения страны, восстановление ее платежеспособности и кре­дитоспособности, укрепление рубля.

Таблица 10.4

ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(млрд долл. США)

Показатели

1994

1995

1996

1997

1998 (первое полуго­дие)

I. Счет текущих операций

12,0

1. Товары в том числе

17,8

20,8

23,0

17,6

экспорт

67,8

82,6

90,5

89,0

36,5

импорт

50,0

61,8

67,5

71,4

34,4

2. Услуги

3. Оплата труда

4. Доходы от инвестиций

5. Текущие трансферты

II. Счет операций с капита­лом (трансферты капита­ла)

III. Финансовый счет

10,9

1. Прямые инвестиции

2. Портфельные инвестиции

45,4

3. Прочие инвестиции

11,7

15,9

-^2,5

4. Резервные активы

10,4

5. Поправка к резервным ак­тивам*

IV. Чистые ошибки и про­пуски

Общее сальдо

* Данная поправка обусловлена тем, что в России в состав резервных активов включены активы Минфина, что противоречит методологии Руководства МВФ по составлению платежного баланса.

Платежный баланс России состоит из двух основных разделов: текущие операции и операции с капиталом и финансовыми инст­рументами. Поскольку сумма всех кредитовых проводок должна совпадать с суммой дебетовых, а сальдо должно равняться нулю, то показатели этих двух счетов теоретически должны уравновеши­ваться. Однако на практике это недостижимо, и поэтому вводится балансирующая статья «Ошибки и пропуски». В российском пла­тежном балансе этот показатель составляет 7-9% экспорта, что много даже по меркам развивающихся стран. К тому же подлинные масштабы ошибок и пропусков всегда остаются неизвестны, поскольку неучтенные кредитовые и дебетовые операции могут взаимно уравновешиваться.Чем больше размер ошибок и пропу­сков, тем менее адекватно платежный баланс отражает междуна­родные экономические операции страны. Большой показатель ошибок и пропусков в российском платежном балансе обусловлен как несовершенством учета операций по текущим и капитальным статьям, так и скрытыми формами «бегства» капитала. Поэтому статья «Ошибки и пропуски» обычно имеет знак минус, что свиде­тельствует об увеличении активов за рубежом.

В России до 1996 г. включительно баланс текущих операций сводился крупным активным сальдо, которое в 1997 г. значительно уменьшилось, а в 1998 г. оно стало отрицательным. Вопрос о том, какое сальдо наиболее подходит в тот или иной момент для страны, зависит от конкретных обстоятельств. Положительное сальдо игра­ет роль стабилизирующего фактора в отношении валютного рынка. Оно позволяет при прочих равных условиях поддерживать более либеральный режим валютных операций. Именно по этой причине резиденты в России с 1992 г. имеют возможность свободно поку­пать валюту, несмотря на серьезные экономические трудности. Однако развивающиеся страны нередко в течение многих лет и де­сятилетий имели отрицательное сальдо по текущим операциям, выступая в качестве нетто-импортера капитала и тем самым под­держивая высокий уровень капиталовложений.

Для страны, выступающей в качестве нетто-экспортера капита­ла, важно, в каких формах вывозятся ресурсы. Если в результате создается «вторая экономика» за рубежом, компании получают высокие прибыли и переводят их к месту дислокации материнской компании, то такой экспорт капитала можно признать эффектив­ным. Однако подобный экспорт капитала из России незначителен. Осуществляется он в основном нефтяными компаниями и Газпромом, возможности которых из-за падения цен на нефть и газ в конце 90-х годов также ограничены. Зато крупное отрицательное сальдо по статье «Ошибки и пропуски» свидетельствует о громад­ных масштабах «бегства» капитала, которое не дает притока в страну доходов от этих активов. Накопленные населением на­личные доллары (50-80 млрд долл.) являются, по существу, беспроцентным кредитом, предоставленным российским населени­ем федеральной резервной системе США.

Отрицательное сальдо баланса текущих операций в 1998 г. в России было обусловлено следующими обстоятельствами: завы­шенный курс рубля, что сдерживало экспорт и стимулировало импорт товаров; снижение цен на основные экспортные товары, особенно на нефть; возросшие платежи по обслуживанию внеш­него долга. Центральный банк РФ после массированных валют­ных интервенций оказался не в состоянии поддерживать валютный курс в рамках установленного коридора. Был введен режим свобо­дно плавающего валютного курса, в результате курс рубля резко упал. Тем самым экспортные отрасли получили дополнительный стимул, а импортные закупки снизились. Государство провело реструктуризацию внутреннего долга (ГКО-ОФЗ) для нерезиден­тов, переговоры об урегулировании внешнего долга. Однако низ­кий уровень цен на основные товары российского экспорта со­хранялся, дискриминационный режим на западных рынках в от­ношении российских товаров продолжает действовать.

Состояние внешней торговли имеет для покрытия пассивного сальдо по «невидимым операциям» платежного баланса России решающее значение.

Экспорт России упал до минимального уровня в 41 млрд долл. в 1992 г. Но после этого он до 1996 г. включительно увеличивался и достиг 90 млрд долл. В 1997 г. экспорт незначительно сократил­ся, а в первом полугодии 1998 г. снизился на 13% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года, хотя в физичес­ком выражении он вырос. Сокращение экспортной выручки обус­ловлено исключительно снижением цен.

Резкое падение цен сырьевых товаров периодически происхо­дит на мировом рынке. На неэнергетические сырьевые товары оно имело место в начале 80-х годов, на энергетические - в середине того десятилетия. В послевоенный период происходит ухудшение условий торговли сырьем по сравнению с обработанными товара­ми (измеряется соотношением индексов соответствующих цен). Поэтому многие страны стремятся отойти от сырьевой структуры экспорта, увеличивая в его составе промышленные изделия. Одна­ко сырьевая специализация российского экспорта продолжает со­храняться.

В первом полугодии 1998 г. в российском экспорте на мине­ральные продукты приходилось 45,7%, в том числе на топливо-энергетические товары - 44,3%. Хотя в 1991 г. первый показатель был еще выше - 52%. В качестве положительных сдвигов можно отметить увеличение доли вывозимых черных и цветных металлов с 14 до 21%, поскольку эти товары прошли первичную стадию обработки и в них содержится добавленной стоимости больше, чем в сырье. Вывоз химической продукции повысился с 6,6 до 7,8%, древесины и изделий из нее - с 3,9 до 4,9%. Экспорт машин и оборудования остался на уровне 10%. В промежуточные годы он падал до 6%, а своего максимального уровня достиг в 1990 г. - 17,6%.

Импорт товаров имел устойчивую тенденцию к росту вплоть до девальвации рубля в августе 1998 г. Этому способствовали открытие российского рынка, введение конвертируемости рубля по текущим операциям, повышение реального (с поправкой на инфляцию) курса рубля.

Рост импорта позволил наполнить рынок товаров, способст­вовал спаду производства, усилению зависимости от импортных поставок. Импортозависимость в середине 1998 г. составила по мясу 68%, по подсолнечному маслу - 34%, по маслу сливочно­му - 31%. Количество ввезенных в первом полугодии 1998 г. легковых автомобилей было лишь на четверть меньше, чем про­изводство внутри страны. На продовольственные товары прихо­дилось 26% общего объема импорта. На машины и оборудование, несмотря на инвестиционный кризис, - около 33%.

Наиболее крупными импортерами российских товаров в 1998 г. были Украина (9%), Германия (8%), Белоруссия и США (по 7%), Китай, Италия, Индонезия (по 5%). Россия закупала товары глав­ным образом в Германии (12%), Белоруссии (10%), США и Укра­ины (по 8%). Значительная часть (примерно 50%) российского импорта осуществляется в форме неорганизованного («челночно­го») бизнеса. Однако девальвация рубля в августе 1998 г. нанесла существенный удар по этому виду внешней торговли.

Баланс услуг складывается с отрицательным сальдо. Подав­ляющая часть импорта услуг приходится на «путешествия» (около 50%) и транспорт (около 20%). Введение конвертируемости рубля, повышение его реального курса, упрощение процедуры выезда за границу стимулировали развитие зарубежного туризма. Однако прием иностранных туристов в Россию ограничен из-за неразвито­сти инфраструктуры. В отличие от товарного импорта импорт услуг не имеет широкой ниши на российском рынке. На 100 долл. произ­водимых в стране услуг приходится около 8 долл. импортных услуг.

Баланс оплаты труда складывается из доходов, переводимых за рубеж временно занятыми в российской экономике нерезиден­тами, в основном гражданами СНГ, и доходов, переводимых в Россию россиянами, работающими за рубежом. Эта статья в российском платежном балансе традиционно имеет отрицатель­ное сальдо, что нетипично для страны со средним уровнем до­ходов на душу населения и более характерно для развитых стран, привлекающих для выполнения непрестижных видов работ ино­странных рабочих из развивающихся стран.

К текущим трансфертам относятся односторонние операции, когда одна сторона предоставляет другой стороне товар, услуги без оплаты. Эти товарные и другие потоки отражаются в соответ­ствующих статьях платежного баланса. Но поскольку любая сдел­ка должна иметь как кредитовую, так и дебетовую проводку, то все односторонние операции суммируются и находят отражение в данной статье. По ней проходят взносы в международные ор­ганизации, выделение или получение гуманитарной помощи, госу­дарственные субсидии. Получение ресурсов в подобной форме - это удел страны с низким уровнем доходов, а также государств, переживающих кризис. Потоки помощи на односторонней основе в Россию достигали больших размеров в 1992-1993 гг., затем масштабы резко сократились, однако в 1998 г. в связи с обострени­ем кризиса вновь возникла необходимость привлечения гумани­тарной и иных видов помощи.

Одной из основных причин нестабильности платежного баланса являются растущие выплаты доходов на инвестиции, процентов по государственному долгу, расходы по обслуживанию долга частных российских банков и компаний. С 1994 по 1997 г. отрицательное сальдо по статье «Доходы от инвестиций» увеличилось почти в 5 раз. В первом полугодии 1998 г. сумма доходов, подлежащих выплате по данной статье, составила 8 млрд против 6 млрд долл. в соответствующем периоде предыдущего года. В 1994 г. активное сальдо торгового баланса в 10 раз превышало пассивное сальдо операций по обслуживанию внешнего долга. В первом полугодии 1998 г. сложилась противоположная ситуация: отрицательный итог по доходам на инвестиции вдвое превысил положительное сальдо торгового баланса. Этим обстоятельством, наряду с бюджетным кризисам, был обусловлен объявленный правительством 17 августа 1998 г. отказ производить платежи по ГКО/ОФЗ.

Счет операций с капиталом включает в основном трансферты (переводы) и по сути не отличается от рассмотренных текущих трансфертов. Однако трансферты капиталов приводят к изменени­ям активов или обязательств донора и получателя. В российском платежном балансе эти операции обусловлены главным образом миграцией населения. Другой типичный пример трансферта капи­тала - это безвозмездное финансирование правительством Герма­нии строительства жилья для российских военнослужащих. Однако в 1997 г. эти обязательства со стороны Германии были выполнены. С 1995 г. трансферты капитала имеют отрицательное сальдо.

В финансовом счете активы и обязательства классифицируются по функциональному признаку: прямые инвестиции, портфельные инвестиции, прочие инвестиции, резервные активы (централизован­ные золото-валютные резервы). Иногда границы между этими груп­пами достаточно условны. Прежде всего это относится к прямым и портфельным инвестициям. Прямое (стратегическое) инвестиро­вание преследует цель оказания воздействия на процесс управления компанией. Это достигается участием в ее капитале. Все другие операции между инвестором и компанией (предоставление кредита, услуг) также классифицируются как прямые инвестиции. К пор­тфельным инвестициям относят долевые и долговые ценные бума­ги, которые приобретаются для извлечения прибыли. Поскольку намерения инвесторов не всегда очевидны, то в статистике исполь­зуется условный критерий. В России под прямым инвестором име­ется в виду нерезидент, который владеет 10% и более обычных акций. Все другие инвестиции в ценные бумаги рассматриваются как портфельные.

В качестве получателей портфельных инвестиций выступают не только компании, но и государственные институты (центральные и местные органы власти). В России федеральное правительство в 1996 г. - первой половине 1998 г. выступало в качестве активного эмитента ценных бумаг, которые приобретались нерезидентами.

Финансовые потоки, не связанные с прямым и портфельнь1м инвестированием, а также движением централизованных резервов, включаются в статью «Прочие активы». Наиболее важные из них- долгосрочные кредиты, полученные Россией. К прочим инвестициям относится и баланс движения наличной иностранной валюты. В 1997 г. было ввезено наличной валюты на 43,2 млрд долл., вывезено (банками, эмигрантами, туристами, по каналам нерегистрируемой торговли) 29,7 млрд долл. Прирост наличной валюты у резидентов составил 13,5 млрд долл., в банковском секторе - 0,1 млрд долл. Остальная часть пришлась на сектор нефинансовых предприятий и сектор домашних хозяйств (население). Аналогичная картина на­блюдалась и в предыдущие годы, что обусловило накопление у населе­ния крупных сумм в долларах, а также долларизацию экономики.

Несмотря на меры правительства и ЦБ РФ по усилению валют­ного контроля за внешнеторговыми операциями, включая их пас­портизацию, объем задолженности по своевременно не поступи­вшей экспортной выручке и непогашенным импортным авансам остается большим (в 1995 г. - около 5 млрд долл., в 1996 г. - почти 10 млрд, в 1997 г. - 11 млрд долл.).

Статья «Резервные активы (централизованные золото-валютные резервы)» отражает состояние международной валютной ликвид­ности государства. Увеличение резервов обозначается знаком «ми­нус», поскольку связано с увеличением зарубежных активов ЦБ РФ и оттоком ресурсов из страны. Эти резервы не имеют устойчивой тенденции к росту или уменьшению, зависят от конъюнктурных внешних факторов, состояния внутренней экономики, валютного рынка, валютной и кредитно-денежной политики ЦБ РФ. Благодаря росту централизованных резервов укрепляется валютная ликвид­ность страны, но одновременно разбухает денежная база. Считается, что в условиях переходной экономики централизованные резервы должны быть эквивалентны по крайней мере 3-месячному объему импорта. В благоприятные периоды ЦБ РФ удавалось поддержи­вать их на таком и даже более высоком уровне. Однако, как свидетельствует мировой, в том числе российский опыт, в кризисных условиях даже крупные валютные резервы недостаточны для под­держания курса национальной валюты путем валютных интервен­ций. И тогда для выравнивания платежного баланса проводится девальвация, вводятся или усиливаются валютные ограничения.

Таким образом, в России до 1996 г. включительно платежный баланс складывался в целом благоприятно, несмотря на огромное «бегство» капитала из страны. В 1997 г. усилилась напряженность платежного баланса, резко сократилось положительное сальдо по текущим операциям, а в 1998 г. оно стало отрицательным. Как показывает мировой опыт, при структурном неравновесии платеж­ного баланса образуется «валютный разрыв» (острая нехватка валюты). Для его преодоления необходимы подъем национальной экономики России, уменьшение зависимости от импорта товаров, стимулирование экспорта, эффективные меры по сдерживанию «бегства» капитала. При этом важно использовать мировую прак­тику регулирования платежного баланса рыночными и государст­венными методами.

К содержанию книги:

Валютная политика РФ - комплекс мероприятий, проводимых Российским государством и ЦБ в сфере валютных отношений и денежного обращения с целью воздействия на экономику страны и покупательную способность рубля. Валютная политика - не цель, а средство проведения экономических реформ в РФ.

Регулируется от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»

В ближайшие годы российской экономике необходимо преодолеть последствия мирового фин-эк кризиса и выйти на устойчивый рост.

В соответствии с Основными направлениями ДКП ЦБ РФ 2011-2013 целью вал политики в предстоящий 3 летний период является удержание инфляции в границах 5-7% в годовом выражении. Банк России продолжит движение в сторону свободного курсообразования, не препятствуя динамике обменного курса рубля, формир на основе фундаментальных макроэкономических факторов. При этом Банк России сохранит свое присутствие на внутреннем валютном рынке с целью сглаживания чрезмерных колебаний рублевой стоимости бивалютной корзины. (сглаживание существенных колебаний курса рубля к корзине основных мировых валют.)

Сокращение интервенций на внутреннем валютном рынке (в качестве интервенций в 2010 банк скупал ин валюту, т.е. понижал курс) , повышение гибкости обменного курса рубля и постепенное сворачивание антикризисных мер будут способствовать усилению роли % политики Банка России в снижении инфляции и инфляционных ожиданий экономических агентов.

% политика предполагает постепенное сужение коридора % ставок по операциям Банка России для снижения волатильности ставок денежного рынка. На уровень ликвидности и % ставки этого рынка также будут оказывать существенное влияние дефицит гос бюджета, действия Правительства РФ по сокращению этого дефицита, ориентация на внутренние заимствования для его финансирования

27.12.11 ЦБ были реализованы следующие изменения параметров механизма курсовой политики: проведено симметричное расширение с 5 до 6 рублей операционного интервала допустимых значений рублевой стоимости бивалютной корзины (сумма €0,45 и $0,55 ), используемого для сдерживания излишне резких колебаний валютного курса; снижена величина накопленных интервенций, приводящих к сдвигу границ операционного интервала на 5 копеек, с $600 млн до $500 млн .

Политика на основе модели инфляционного таргетирования при постепенном сокращении прямого вмешательства в процесс курсообразования. При таргетировании инфляции ЦБ реагирует на ускорение ценовой динамики повышением краткосрочной ставки процента. Это приводит к притоку в страну иностранного капитала, в основном спекулятивного, и предопределяет рост курса национальной валюты. Соответственно, падает национальный экспорт и увеличивается импорт.


В качестве операционного ориентира при проведении курсовой политики на стадии перехода к режиму плавающего валютного курса ЦБ РФ планирует продолжить использование бивалютной корзины, состоящей из евро и доллара США. Бивалютная корзина – операционный ориентир курсовой политики ЦБ РФ. Корзина рассчитывается на основе курса рубля к доллару и евро. Корзина включает 55% рублевого эквивалента доллара и 45 % рублевого эквивалента евро. Нижняя и верхняя границы данной бивалютной корзины установлены ЦБ России на уровнях 32 – 38 рублей.

Отмечается, что высокая волатильность потоков капитала и их зависимость от состояния внешних финансовых рынков будут обусловливать неопределенность курсовой динамики рубля.

В 2011-2013 годах основными факторами изменения курса рубля будут баланс внешнеторговых операций и динамика трансграничных потоков капитала при растущей роли последних. В настоящее время сохранение положительного сальдо внешнеторговых операций создает условия для укрепления национальной валюты, однако по мере выравнивания торгового баланса значение данного фактора будет снижаться.

В 2011 инфляция стала самой низкой за последние 20 лет - 6,1%. Официальный прогноз по инфляции в РФ на 2012 год составляет 5-6% и пока не менялся.

Также ЦБ в 2012 г. планирует организовать мероприятия по включению российского рубля в число расчетных валют системы CLS, который сделает его более конвертируемым (Включение валюты в эту систему позволяет производить международные расчеты, минуя перерасчёт в другие валюты.)

Формально рубль стал СКВ еще 1.07.2006 года , когда были приняты поправки в закон "О валютном регулировании". С этого момента резиденты и нерезиденты получили возможность без ограничений продавать, покупать и переводить рубли из страны в страну. Однако, на практике иностранцы особо не спешили обзавестись рублями: стоимость рубля по отношению к американскому доллару, евро или йене слишком нестабильна и зависит от цен на сырье на мировом рынке. Идея продавать товар за рубли так и осталась нереализованной.

Конвертируемость рубля почти на 100% зависит от экономики страны, а рубль это валюта которая сильно зависит от цен на сырье. Если ЦБ будет меньше вмешиваться в курсообразование, то российской валюте, которая привязана к нефтяной цене, потенциально грозит большая нестабильность. + у рубля плохая кредитная история (несколько раз он был девальвирован) и является довольно рискованной валютой. За август-сентябрь 2011 года рубль ослаб на 11% и наблюдалось бегство резидентов от рубля, чем обусловливалось снижения рублевых вкладов и рост вкладо в ин валюте.

Валютные отношения — необходимый элемент мировой экономики. Это отношения, посредством которых осуществляются все расчетные, кредитные и денежные сделки между различными странами. Субъектами международных валютных отношений выступают правительства государств, предприятия, физические лица, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность. Валютные отношения разрабатываются специальными межгосударственными органами, согласовываются, должным образом оформляются и принимают обязательный характер для всех участников международных экономических сделок.

На сегодняшний день Россия находится в процессе осуществления глубоких экономических преобразований на пути к формированию полномасштабного валютного рынка, либерализации валютно-финансовых отношений и интеграции в мировую экономическую систему. Именно поэтому проблемы регулирования валютной сферы национальной экономики занимают одну из ключевых позиций в программах стабилизации. Принятие решений по вопросам политики валютного курса и регулирования степени конвертируемости национальной валюты носят стратегический характер и имеют особое значение для перспектив интеграции РФ в мировую экономику и определении ее места и роли в мировом экономическом сообществе. Курсовая политика, важной целью которой является достижение финансовой стабильности, все больше становиться одним из основополагающих элементов Российской экономической политики.

Целью данной работы является анализ валютной политики России и ее направлений, проблем валютного регулирования и путей его совершенствования.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

  • раскрыть сущность валютной политики и валютного регулирования;
  • рассмотреть виды валютной политики и ее направления;
  • выявить основные проблемы валютной политики и пути их решения;

На современном этапе развития международных экономических отношений, в условиях активного развития процессов интернационализации и глобализации формирование валютной политики государства тесно связано с глубинными процессами, происходящими не только в кредитно-финансовой сфере национальной экономики, но и в мировой экономике в целом. Под влиянием этих процессов валютная политика и такой ее элемент, как курсовая политика государства, все в большей степени трансформируется в один из основных инструментов государственного регулирования экономики вследствие усиления ее взаимодействия с проводимой внутриэкономической политикой. Вследствие этого тема работы является очень актуальной на сегодняшний день.

Объектом исследования выступает валютная политика государства.

Для того чтобы лучше разбираться в функционировании действующей валютной политики, ее перспектив и проблем, и была выполнена данная контрольная работа.

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ

1.1 Понятие валютной политики, ее элементы

Валютная политика представляет особой комплекс мер, осуществляемых той или иной страной в сфере международных экономических отношений в соответствии с целями на том или ином историческом этапе развития.

Инструменты валютной политики:

  • Валютная интервенция;
  • Валютные ограничения;
  • Валютный контроль;
  • Валютные резервы;
  • Валютное субсидирование;
  • Режим валютного курса.

При этом необходимо отметить, что мероприятия, осуществляемые в соответствии с общим контекстом государственной экономической политике, могут быть направлены как на решение текущих экономических задач, так и на реализацию стратегических планов страны как субъекта мирового хозяйства. Таким образом, при обсуждении теоретических аспектов государственной валютной политики необходимо отличать стратегическую (структурную) и текущую валютную политику.

Стратегическая валютная политика — совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных валютных и общеэкономических отношений, направленная на достижение основных целей экономической политики: обеспечение устойчивости экономического роста, сдерживание роста безработицы и инфляции, в соответствии с провозглашенной стратегией развития. Их достижение предопределяется эффективностью осуществляемой валютной политики в отношении решения определенных задач по поддержанию:

  • стабильного функционирования национальной денежной системы и покупательной способности национальной валюты внутри страны;
  • стабильности курса национальной валюты на международном рынке;
  • активности (или равновесия) платежного баланса (ПБ) страны.

Стратегическая валютная политика обусловливает формирование тенденции текущей, включающей в себя комплекс краткосрочных мер, регулирующих валютные курсы, валютные ситуации и функционирование рынков драгоценных металлов.

Текущая валютная политика — совокупность мероприятий, направленных на повседневное, оперативное регулирование текущей конъюнктуры в сфере валютных отношений, а также обеспечение упорядоченного функционирования национального валютного рынка.

В число текущих задач валютной политики входит:

  • преодоление валютного кризиса и достижение валютной стабилизации;
  • введение валютных ограничений для активизации сальдо платежного баланса; переход к конвертируемости валюты;
  • стимулирование притока иностранных инвестиций; либерализация валютного режима.

Проводимая той или иной страной валютная политика оказывает воздействие на соотношение цен в национальной валюте на товары, реализуемые на внешних и внутренних рынках страны. В свою очередь, элементы и формы ее возникают на фоне таких факторов, как: эволюция мирового хозяйства, экономическое положение страны и расстановка сил на мировой арене.

В наиболее общем виде валютная политика состоит из следующих элементов:

  • политика валютного курса (механизм установления, поддержки);
  • регулирование степени конвертируемости национальной валюты;
  • валютное регулирование и валютный контроль;
  • управление официальными резервами;
  • международное валютное сотрудничество;
  • участие в международных валютно-финансовых организациях.

Практически неотделим от валютной политики комплекс инструментов денежно-кредитной политики, включающий официальные операции на денежном рынке, манипулирование процентными ставками ЦБ и резервные требования.

Средством реализации валютной политики России является ва­лютное регулирование - государственная регламентация валютных отношений, издание нормативных актов, валютный контроль и оперативное руководство со стороны соответствующих государственных органов, заключение международных валютных соглашений. Валютное регулирование в России, как и в странах с развитой рыночной экономикой, является преимущественно нормативным

Валютное регулирование осуществляется в следующих формах:

  • дисконтная политика;
  • девизная политика (осуществляемая в настоящий момент преимущественно в виде валютных интервенций);
  • диверсификация валютных резервов;
  • валютные ограничения, валютный контроль;
  • регулирование степени конвертируемости валюты;
  • регулирование режима валютного курса;
  • изменения валютного курса (девальвация и ревальвация).

Как правило, в целях регулирования валютного курса, в целях воздействия на перемещение международного капитала, денежную массу, цену, а также внутреннюю динамику кредитов ЦБ страны может осуществлять дисконтную политику. Суть ее заключается в изменении учетной ставки банка. Этим дисконтная политика предотвращает бегство капиталов из страны и повышает платежный курс. Однако если экономика страны пребывает в состоянии застоя, то повышение учетной ставки отрицательно влияет на экономику. При этом нестабильность в экономике не всегда предопределяет движение капитала из страны при оперировании теми или иными процентными ставками. Таким образом, противоречивость внутренних и внешних целей дисконтной политики делают ее не столь привлекательной из-за кратковременности и сравнительно низкой эффективности.

Наиболее действенным методом проведения валютной политики является политика девизов, когда государство оказывает воздействие на курс национальной валюты путем купли и продажи иностранных валют. Она проявляется в различных формах: валютная интервенция, диверсификация валютных резервов, валютные ограничения, регулирование степени конвертируемости валют, а также режима валютного курса, девальвация, ревальвация и др.

Валютная интервенция — процесс вмешательства в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты, для чего центральный банк продает иностранную валюту. Особенностью такой интервенции, как формы девизной политики являются: относительная крупномасштабность, кратковременность применения, осуществление за счет официальных золотовалютных резервов и краткосрочных валютных кредитов. В настоящее время используется наряду с интервенцией валют в одном отдельном государстве и коллективная валютная интервенция центральных банков в ряде стран.

Диверсификация валютных резервов — это разновидность девизной политики и направлена на регулирование структуры валютных резервов путем включения в их состав разных валют. Данная форма позволяет предотвратить потери и обеспечить ритмичность международных расчетов. С этой целью осуществляется продажа нестабильных валют, активизируется покупка более устойчивых валют.

В мире существует около десятка режимов валютных курсов. Многие государства в ходе проводимых экономических реформ использовали и такую форму валютной политики, как двойной валютный рынок. Данная форма обусловливает необходимость деления валютного рынка на две части: официальный валютный курс используется при коммерческих операциях, а рыночный — при финансовых операциях. Круг применения данной политики все более сужался переходом к плавающим валютным курсам. Одними из традиционных методов политики были девальвация — процесс снижения курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам — и ревальвация — процесс повышения курса национальной валюты.

Выбор вариантов режима обменных курсов зависит от двух факторов:

  • экономического потенциала страны, положения ее на мировой арене и причастности к категории развитости;
  • временного промежутка в рамках данной страны.

Варианты режимов обменных курсов ранжируются в зависимости от степени участия правительства данной страны:

  1. курс определяется правительством страны;
  2. имеет место вмешательство правительства в установление режима;
  3. полное отсутствие вмешательства, режим курса определяется рынком.

Первый вариант предусматривает меры в отношении одной иностранной валюты или одновременно нескольких валют. Вмешательство правительства обусловливает так называемую «ползающую зацепку» курса, когда правительство проводит меры по девальвации, сравнивая разницу в темпах инфляции с приоритетными торговыми партнерами страны. Может получить реализацию и «грязное плавание» курса, когда правительство с учетом приоритетов страны произвольно манипулирует плавающим курсом. Третий вариант отражает ситуацию, когда валюта страны свободно определяется рынком с учетом спроса и предложения валют.

1.2 Виды валютной политики и валютные системы

Теоретически можно выделить 5 вариантов валютной политики:

  1. финансирование общего платежного дефицита без изменения валютного курса;
  2. жесткий валютный контроль;
  3. плавающий валютный курс;
  4. постоянно фиксированные валютные курсы;
  5. компромисс валютных курсов.

Каждый вариант представляет способ решения валютных проблем как реакцию на дефицит платежного баланса и падение курса национальной валюты.

Первый вариант предполагает условия, при которых страна имеет возможность финансировать дефицит своего ПБ, оставляя валютный курс неизменным, за счет валютных резервов и денежных обязательств по отношению к другим странам.

Такими условиями являются:

а) дефицит платежного баланса носит временный характер;

б) страна имеет достаточные валютные резервы;

в) устойчивость валютного курса в долгосрочном плане, без существенных корректировок общеэкономической политики для его поддержания.

Если эти условия отсутствуют, то поддержание валютного курса при помощи временных финансовых мер малоэффективно и дорогостояще.

Второй вариант — жесткий валютный контроль — предполагает ограничение импорта товаров и услуг, вывоза капитала заграницу, заграничного туризма и т.п.

При третьем варианте валютная финансовая политика страны формируется в определенной степени самостоятельно в условиях использования свободноплавающего режима. Данный курс позволяет поддерживать конкурентоспособность и быстро адаптируется к внешним импульсам и шокам, а самое главное — правительство страны освобождается от функции определения подходящего курса.

Недостаткам плавающего курса являются:

а) при незначительной емкости валютного рынка несколько крупных сделок могут подорвать существующее состояние;

б) обеспечение эффективности валютной политики при регулировании со стороны государства и при принятии валютно­финансовых фискальных мер.

в) непривлекательность для иностранных инвесторов и торговых партнеров условий неопределенности при данном режиме;

г) существует угроза правительственного манипулирования («грязное плавание»), что подрывает доверие субъектов рынка;

д) при наличии в стране крупных спекулятивных потоков капитала определение обменных курсов ограничивает валютно­финансовую независимость.

Использование данного режима наиболее эффективно в условиях слабой развитости международных коммерческих связей, т.е. когда состояние производства не находится в большой зависимости от внешней торговли.

Четвертый вариант — фиксированные курсы — имеет следующие преимущества:

а) количественная определенность (способствует торговле и стимулированию потока капитала);

б) сдерживание инфляции. Высокое доверие к валютно­финансовой политике смягчает инфляционные ожидания на рынке труда и финансовых рынках.

Однако данный режим не лишен и недостатков: страна не способна противостоять определенным экономическим шокам в результате потери экспортных рынков и недостаточности валютных резервов для поддержки фиксируемого курса. Обычно эти явления сопровождаются резким снижением внутренних цен, которые предопределяют спад производства и рост армии безработных.

При фиксированном курсе возникает проблема в отношении уточнения количества валют. В случае «зацепления за одну валюту» режим характеризуется следующим: удобство для понимания всеми компаниями на всех финансовых рынках страны; значительное сокращение возможности правительственного манипулирования курсами; уменьшение риска обменного курса в торговле; колебание курса одной валюты предопределяет колебание курса внутренней валюты по отношению ко всем функционирующим. Использование политики фиксируемого курса с «зацеплением за корзину валют» иностранные инвесторы воспринимают тяжелее, предполагая, что власти манипулируют валютами, т.к. состав корзины валют широко не известен. В этом случае иностранные партнеры предполагают возможность девальвации; данная, политика устраняет риск повышения стоимости единственной валюты, что наиболее благоприятно в отношении регулирования сделок со всеми торговыми партнерами страны. Однако повышение стоимости валюты ведет к уменьшению экспорта, росту импорта и тем самым ухудшает ПБ страны.

К другим преимуществам данного режима можно отнести то, что колебание курса валют значительно меньше, если все валюты корзины взвешены одинаково относительно своих зацепляемых обменных курсов.

Проблема выбора оптимального варианта валютной политики должна рассматриваться в контексте исторической практики в области валютных отношений, раскрывающей зависимость изменений валютной политики от конкретного состояния мировой экономики и социально-экономической ситуации в данной стране. Исторический опыт раскрывает конкретные условия и предпосылки проведения той или иной валютной политики. Такой подход позволяет понять современные проблемы валютных отношений, конкретно — исторически оценить достоинства и недостатки, целесообразность и возможность проведения той или иной валютной политики, в данной стране при конкретной ситуации.

В истории системы фиксированных валютных курсов (ФВК) можно выделить три периода:

Первая и вторая системы — это системы реально фиксированных курсов. Третья — система договор фиксированных валютных курсов.

«Золотой стандарт» был системой твердых валютных курсов по определению, т.к. базировался на непосредственной связи с золотом. При этой системе:

  • все страны поддерживали жесткое соотношение между своими запасами золота и количеством денег в обращении;
  • все национальные валюты имели фиксированное содержание золота;
  • существовала свободная купля-продажа золота.

Конвертируемость валют в золото и свободное движение золота между странами приводили к установлению фиксированных валютных курсов для любых операций, обеспечивали выравнивание дефицитов.

Основные принципы организации валютных отношений при Бреттон-Вудской системе заключались в следующем:

  • базирование на золотовалютном стандарте, означающее, что некоторые валюты в международных расчетах рассматривались как эквиваленты золота и могли функционировать в качестве валютных резервов;
  • фиксированные паритеты, согласованные в рамках МВФ, на основе которых сравнивались и обменивались валюты;

Чтобы обеспечить соответствие действительного курса своей валюты объявленному паритету каждая страна могла:

а) или гарантировать конвертируемость своей валюты в золото по официальному паритету (в США в 1945 г. установлен паритет 35 долл. за 1 унцию золота);

б) или поддерживать на рынках курс своей валюты по отношению к остальным в пределах колебаний максимум в 1% паритета (выбрали остальные страны).

  • конвертируемость валют, свобода и многосторонность платежей в текущих операциях.

Ямайская валютная система во многом отличается от Бреттон-Вудской:

  • меняется носитель мировых денег. Бреттон-Вудская система использовала в качестве конечного средства расчетов золото и резервные валюты, а новая система опирается на СДР — коллективную валюту МВФ и Евро — коллективную валюту ЕС. Эти виды валюты стали элементом в структуре международной ликвидности;
  • новая валютная система разрешает как фиксированные, так и плавающие валютные курсы или смешанный вариант;
  • наличие замкнутых валютных блоков, которые, с одной стороны, являются участниками мировой валютной системы, с другой — внутри них существуют особые отношения между странами — участниками;
  • в Ямайской системе права МВФ по надзору за валютными курсами расширены. МВФ выработал основные принципы, которых должны придерживаться страны — члены МВФ при проведении курсовой политики, с тем, чтобы международная валютная система в целом функционировала эффективно. Суть этих принципов сводится к следующему:

а) экономически обоснованный валютный курс. Страны должны избегать манипулирования валютным курсом в целях недопущения необходимого регулирования ПБ или получения

несправедливых конкурентных преимуществ;

б) осуществление интервенции в целях сглаживания значительных хаотичных краткосрочных курсовых колебаний;

в) учет интереса других стран при проведении интервенции. Были также разработаны основные критерии для определения выполнения страной этих принципов.

  • Роль валютной политики в экономике государства

На современном этапе развития мирового хозяйства в системах регулирования экономики (главным образом, в системах, где преобладают рыночные методы) все более важное место стала занимать валютная политика. Формирование валютной политики государства тесно связано с глубинными процессами, происходящими не только в кредитно-финансовой сфере, но и в экономике современного мирового сообщества в целом. В числе этих процессов следует выделить интернационализацию производства и глобализацию капитала на качественно новом уровне, стремительное развитие информационных технологий и связанную с этим структурную перестройку, охватившую все промышленно развитые страны, усиление государственного регулирования экономических процессов, позволяющего предотвращать или смягчать наиболее разрушительные последствия действия рыночных сил.

Под влиянием этих процессов валютная политика из метода, ориентированного в основном на применение во внешнеэкономической сфере все в большей степени превращается в один из наиболее значимых методов государственной экономической политики вследствие усиления ее взаимодействия практически со всеми разновидностями внутриэкономической политики.

В российской экономической литературе, посвященной вопросам регулирования валютных отношений, валютная политика государства определяется как совокупность мероприятий в сфере международных экономических отношений, причем ее конкретные направления и формы во многом зависит от положения страны в мировом хозяйстве и задач, стоящих пред национальной экономикой.

Направления и формы валютной политики определяются валютно-экономическим положением стран, эволюцией мировой валютной системы, расстановкой сил на международной арене. Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством — совокупностью правовых норм, регулирующих порядок совершения операций резидентами и нерезидентами с валютными ценностями на территории страны и резидентами за ее пределами, в число которых входят и международно-правовые нормы, закрепленные в межгосударственных двух- или многосторонних валютных соглашениях.

Как свидетельствует мировой опыт, в условиях рыночной экономики одновременно осуществляется рыночное и государственное регулирование международных валютных отношений. На валютном рынке формируются спрос и предложение различных валют, и их курсовое соотношение. Рыночное регулирование подчинено закону стоимости, а также закону спроса и предложения. Действие этих законов в условиях конкуренции на валютных рынках обеспечивает относительную эквивалентность обмена валют, соответствие международных финансовых потоков потребностям мирового хозяйства, связанным с движением товаров, услуг и капиталов. Кроме того, посредством ценового механизма и динамики валютных курсов валютный рынок выступает в роли оперативного источника информации о состоянии валютных операций.

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

2.1 Проблемы реализации валютной политики РФ

Банк России и Правительство РФ вариантах развития российской экономики исходят из единых оценок внешних и внутренних условий ее функционирования. В предстоящие несколько лет основной задачей денежно-кредитной политики является последовательное снижение инфляции.

Банк России намерен завершить переход к режиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по снижению инфляции. Однако в ближайшее время денежно- кредитная политика во многом будет сохранять черты, сформированные в последние годы: продолжится применение режима управляемого плавающего валютного курса рубля, использование денежной программы для контроля над соответствием денежно-кредитных показателей целевому уровню инфляции, использование бивалютной корзины в качестве операционного ориентира политики валютного курса.

Цена на нефть на мировых энергетических рынках является важнейшим фактором, оказывающим влияние на развитие российской экономики. В этой связи Банк России рассмотрел четыре варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2012-2013 гг. . В 2013 году предусматривалось:

  1. снижение среднегодовой цены на российскую нефть до 66 долларов США за баррель. Сальдо счета текущих операций может стать отрицательным.
  2. развитие российской экономики в условиях снижения на мировом рынке цены на нефть сорта «Юралс» до 90 долларов США за баррель. Положительное сальдо счета текущих операций платежного баланса может сократиться более чем в 2 раза. Прирост валютных резервов замедлится.
  3. прогноз, положенный в основу проекта федерального бюджета. Цена на российскую нефть снизится до 95 долларов США за баррель. Экспорт товаров и услуг по этому варианту будет близок к показателю 2009 г., а импорт увеличится значительно. Профицит счета текущих операций платежного баланса будет больше, чем во втором варианте. Прирост валютных резервов замедлится, но в меньшей степени, чем во втором варианте.
  4. цена на нефть составит 115 долларов США за баррель. В этом случае положительное сальдо счета текущих операций и прирост валютных резервов будут больше, чем в третьем варианте.

Политика валютного курса Банка России в среднесрочной перспективе будет направлена на создание условий для реализации модели денежно-кредитной политики на основе таргетирования инфляции, постепенное сокращение прямого вмешательства в процессы курсообразования.

В качестве операционного показателя при проведении курсовой политики на стадии перехода к режиму плавающего валютного курса Банк России продолжит использование бивалютной корзины, состоящей из евро и доллара США, что позволит взвешенно реагировать на взаимные колебания курсов основных мировых валют и, соответственно, осуществлять сглаживание колебаний номинального эффективного курса рубля.

Тенденции изменения курса рубля в среднесрочной перспективе будут определяться движением средств в рамках внешнеэкономической деятельности, формирующимся под воздействием как внешних факторов, так и процессов преобразования структуры российской экономики.

Возможно постепенное сокращение чистого притока средств по внешнеторговым операциям, темпы которого будут определяться ценовой конъюнктурой на мировых рынках энергоносителей. В случае реализации внешне- и внутриэкономических условий, близких к I, II и III вариантам прогноза, профицит торгового баланса в среднесрочном периоде сменится его дефицитом, что приведет к изменению фундаментальных условий формирования обменного курса рубля.

В этих условиях определяющую роль приобретет трансграничное движение капитала, которое будет определять направление изменения курса рубля. Оценка будущей динамики потоков капитала характеризуется значительной неопределенностью и станет в большой мере определяться развитием внешнеэкономической ситуации (прежде всего — последствиями распространения кризисных явлений на мировых финансовых рынках и ценовой конъюнктурой рынков энергоносителей).

В условиях, заданных основными макроэкономическими вариантами развития России, а также параметрами реализации денежно-кредитной политики, темпы повышения реального эффективного курса рубля будут иметь тенденцию к снижению, а волатильность обменного курса — к увеличению, по мере перехода к более гибкому режиму курсообразования.

2.2 Совершенствование валютной политики РФ в условиях кризиса

Накопление валютных резервов государства принято оценивать как положительное явление, свидетельствующее об эффективности проводимой экономической политики. Но оно дает двоякий эффект. Рост валютных резервов — результат операций ЦБ РФ по покупке иностранной валюты на внутреннем валютном рынке (и лишь в небольшой части — следствием их размещения за рубежом), в целях не допустить резких колебаний валютного курса рубля. Практика последних лет показывает тесную прямую связь между накоплением валютных резервов, с одной стороны, и ростом денежной массы и инфляции — с другой.

Русский опыт показывает, что в условиях сравнительно высокой инфляции политика управляемого курса, оборотной стороной которого является рост валютных резервов, не может обеспечивать относительную стабильность национальной валюты и предотвращать ее укрепление. Накопление валютных резервов неизбежно генерирует инфляцию, что провоцирует реальное удорожание рубля. Поэтому наращивание валютных резервов воздействует на экономику скорее неблагоприятно, чем благотворно. Для России необходимо придерживаться политики умеренности накапливании валютных резервов, что должно сопровождаться стимулированием производства товаров и услуг со стороны государства.

В России давно назрела потребность в создании механизмов использования валютных резервов для стимулирования инвестиций. Потери России от фактического омертвления 1/3 ВВП, заключенных в валютных резервах, составляют не менее 1 млрд. долл. в год. Отсюда возникает потребность в разработке специальных схем, обеспечивающих использование валютных резервов для повышения инвестиционного потенциала экономики за счет операций с «остальным миром».

Существуют следующие предложения управления и использования избыточных валютных резервов по некоторым направлениям:

  1. возможность использования для досрочного погашения или выкупа российской внешней задолженности. ЦБ может купить российские долги иностранным государствам по договору цессии. Преимущества способа: 1) не увеличивает рублевую эмиссию; 2) не требует внесения изменений в бюджет; 3) решается проблема сокращения межгосударственных долгов России. Это уменьшает долговую нагрузку на бюджет, что позволит в перспективе снизить уровень налогов и стимулировать инвестиционную активность. Недостатки: слабость инвестиционного эффекта и его существенное растяжение во времени. Увеличение бюджетных доходов и уменьшение нагрузки на ПБ в будущем при этом составит несколько миллиардов долларов в год.
  2. использование резервов в объеме 30 — 40 млрд. долл. для создания эффективной системы рефинансирования кредитования банками российских экспортеров и системообразующих компаний с условием сокращения общей задолженности эмитентов. Преимущества: 1) уменьшение объема внешней задолженности резидентов; 2) ослабление повышательного давления ввоза заемного иностранного капитала на курс рубля.
  3. За счет валютных резервов могут быть расширены границы государственных гарантий, в т.ч. для иностранных инвесторов, что сегодня воспринимается важнейшим условием для реализации крупных проектов в России. Данный вариант возможен через увеличение за счет резервов Инвестиционного фонда РФ.
  4. Использование валютных средств ЦБ РФ для кредитования вложений российских компаний в зарубежные производственные активы. Расширение экспорта российских товаров высокой степени переработки (в т.ч. в страны СНГ) предполагает: 1) формирование инфраструктуры сбыта российской продукции за рубежом; 2) создание каналов проникновения на рынки с высокими конкурентными и административными барьерами.
  5. Это требует масштабного расширения инвестиций за рубежом, в которых (при наличии механизмов минимизации рисков) могут быть задействованы средства резервов ЦБ РФ. Недостатки: сложность создания механизма взаимодействия государства и частных корпораций.Для укрепления международных позиций рубля также необходимо расширить торговлю российскими товарами, платежи за которые будут производиться в рублях. Преимущества внедрения рубля при оплате экспорта из России заключаются в следующем:
    1. перенос курсового риска с экспортеров на импортеров российской продукции и необходимость нести издержки по хеджированию;
    2. постепенное формирование мировой практики расчетов в рублях;
    3. перевод большинства расчетов в «рублевую зону». Для проведения расчетов иностранные покупатели будут вынуждены открывать рублевые счета в российской банковской системе, что в целом повысите её ликвидность;
    4. налаживание масштабных расчетов с использованием рубля будет призвано стимулировать иностранные центральные банки формировать часть своих валютных резервов в рублях. Это обеспечит постепенное вхождение рубля в мировую валютную систему, что будет означать не формальную, а практическую свободную конвертируемость российской валюты.

Кроме того, в принципе изменятся приоритеты валютной политики. Российские экспортеры будут заинтересованы не в ослаблении рубля, а в его укреплении, т.к. им выгоднее получать платежи в более стабильной валюте. Это поспособствует снижению инфляции и упрочит доверие к рублю как к укрепляющемуся денежному активу, сделает его более привлекательным для сбережений и инвестиций.

Для валютной политики остается актуальной проблема оптимизации структур по видам валют, в которых номинированы международные резервы. В портфеле валютных резервов Банка России высока доля долларовых активов (около 65%). Необходимо снизить их долю. Недооценены вложения в йену и швейцарский франк в основном за счет большей, чем необходимо с точки зрения оптимального валютного портфеля, доли вложений в долларовые активы. Сложившаяся высокая доля евро оправдана с точки зрения структуры торговли, хотя могла быть и ниже, учитывая структуру долга.

Для оптимизации диверсификации валютных вложений России нужно снизить доли долларов и евро, превышающие уровни, характерные для оптимального портфеля. Дальнейшая диверсификация, таким образом, возможна за счет доли Йены и швейцарского франка. При оптимизации структуры резервов по странам значительно возрастут доходы от активов Банка России. При реализации такого подхода к управлению валютными резервами прибыль может увеличиваться на десятки миллиардов рублей в год, соответственно, будет повышаться и та её часть, которая перечисляется в федеральный бюджет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На современном этапе развития мирового экономического сообщества экономическая политика государства приобретает все большую значимость для успешного функционирования национальных экономик. Это явление обусловлено определенными изменениями, происходящими в общественной и экономической жизни. Экономические функции современного правительства сложны и многообразны. Государство, осуществляя регулирование социально-экономических процессов, использует систему методов и инструментов, которые изменяются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей страны и накопленного опыта регулирования. Одним из методов государственного регулирования является валютная политика.

Устойчивость и прогрессивное влияние международной системы на развитие мирового хозяйства обусловлено стабильностью национальных валютных систем. Темпы и эффективность экономического роста, совокупный спрос, национальный доход, государственный бюджет и другие экономические показатели оказывают прямое влияние на валютную систему страны: платежный баланс, валютный курс, конвертируемость национальной валюты.

Таким образом, чем более развита экономически страна, тем выше степень ее участия в международном разделении труда, тем больше выгоды, получаемые от международного экономического сотрудничества, тем устойчивее ее валютная система и ее позитивное обратное влияние на национальное хозяйство.

Практика показала несостоятельность валютной политики России: сильная зависимость от внешних факторов (от мировых цен на сырье и от последствий воздействия кризиса, прежде всего, на экономику других стран), слабая связь между политикой, реально проводимой ЦБ РФ, и декларируемыми им целями, низкий уровень качества планирования валютных резервов.

Предполагаемый дефицит торгового баланса в ближайшие годы приведет к изменению фундаментальных условий формирования обменного курса рубля. Операции по эмиссии денег посредством скупки валютной выручки на валютном рынке, позволяющие наращивать валютные резервы ЦБ РФ, носят спонтанный характер, не проводится подробной анализ достаточности обеспечения экономики деньгами, не анализируется и не обосновывается рост резервов.

В целом, при более последовательном и разумном поведении Банка России, диверсификации им валютного портфеля и методов регулирования валютного режима, перспективы валютной политики на данном этапе развития экономики являются значительными. Для укрепления курса рубля имеются все предпосылки и созданы все условия, накоплена теоретическая база. Остается пережить кризис с минимальными потерями и приняться за совершенствование действующей системы.