Страховые

Пеньковые склады. Буяны. Здесь могла быть Олимпиада

Словарь Брокгауза и Ефрона давал такое объяснение слову «буян»: «складочное место, обыкновенно островки на Неве, в Санкт-Петербурге, с городскими амбарами для выгрузки пеньки, льна, сала, соли и др.». Как известно, эти товары издавна были одними из основных статей экспорта из России. А когда в XVIII в. Северная столица стала крупнейшим портом, откуда шел экспорт за границу, по берегам Васильевского и Петровского островов для хранения грузов были построены городские амбары, позже названные буянами. Ведь когда-то древнерусское слово «буян» обозначало «речная пристань».

Буянов в Петербурге было несколько: на Гутуевском острове – Сельдяной, на Галерном, у впадения Фонтанки в Неву, – Сальный, в юго-восточной части нынешнего Петроградского острова – Гагаринский пеньковый. Существовали также Масляный, Винный и Ватный. Местности вблизи них получали в народе соответствующие названия.

Сохранились сведения, что в сентябре 1895 г. Петербургская городская ревизионная комиссия произвела тщательный осмотр и строгую ревизию городских буянов. И вот что выявилось.

Результат осмотра Гагаринского буяна на Петербургской стороне привел к заключению, что этот буян потерял всякое значение как «складочное место грузов», так что не следует на него тратить деньги для улучшения, а лучше снести все амбары и сараи, местность разбить на участки и продать их под постройки. «В том, что найдутся охотники для приобретения этих участков, не может быть сомнения, – отмечал обозреватель „Петербургского листка“, – так как климатические и санитарные условия этой местности не оставляют желать ничего лучшего; к тому же с постройкой постоянного Троицкого моста сообщение с ней улучшится».

В полном порядке оказался Тучков буян, несколько уступал ему в исправности Масляный буян. Оказалось, что около него сильно засорен обходной канал. В прекрасном состоянии оказался и Сельдяной буян. Правда, комиссия особо обратила внимание на то, что один ледник американской системы недостаточен для деятельности буяна, поэтому здесь необходимо построить еще один такой же ледник.

Что же касается Сального буяна, то несколькими годами ранее Городская дума предоставила здесь на самых выгодных условиях место для склада и продажи товара поморам. Однако при ревизии выяснилось, что никаких поморов тут нет, а вместо них действуют обыкновенные «кулаки-скупщики» с Крайнего Севера…

Шло время, и старинные буяны уже переставали удовлетворять насущные потребности города в складских помещениях. Постепенно острова, на которых находились буяны, перестали быть островами: протоки засыпали, а сами амбары разобрали.

Так буяны исчезли с карты Петербурга, осталось лишь здание Тучкова буяна, в начале ХХ в. горожане называли его «дворцом Бирона».

Сальный буян, находившийся на левом берегу Невы, напротив Горного института. Он построен в начале ХIX в. по проекту Тома де Томона. В 1914 г. амбары Сального буяна, предназначавшиеся для хранения сала, разобрали, несмотря на протесты общественности. Гранитные блоки этих амбаров использовали спустя несколько лет для создания памятника Жертвам революции на Марсовом поле

Правда, следы других буянов можно отыскать и сегодня в названиях некоторых улиц. Например, неподалеку от Горного института, на Васильевском острове, проходит набережная Масляного канала, хотя самого канала давно уже нет. Название его связано с существовавшим тут Масляным буяном, где находились склады масла. Сегодня на его месте – производственные корпуса Балтийского завода.

А на Петроградской стороне есть Пеньковая улица, чье название произошло от Гагаринского пенькового буяна.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Буян - это речная пристань; место для выгрузки товаров с судов.
После наводнения 1726 года территория на которой сейчас находится Тучков буян стала обособленным островом. Этот остров посчитали удобным с точки зрения пожарной безопасности, здесь решили хранить пеньку (материал для изготовления корабельных канатов). В 1735 году на острове были выстроены деревянные амбары. Название буяна связано с постройкой в 1759 году рядом деревянного моста через Малую Неву. Этот мост и сегодня называется Тучковым, то-ли по фамилии инженера А. В. Тучкова, строившего мост в XVIII веке, а то-ли по фамилии подрядчика Авраама Тучкова.

Тучков мост
В 1761 году амбары сгорели. Было решено построить каменные здания, проект поручили Антонио Ринальди . С 1763 по 1772 года архитектор работал над Тучковым буяном, утилитарное здание он превратил в подобие дворца. Видимо именно по этому в народе стали называть Тучков буян дворцом Бирона, хотя жилым зданием дом никогда не был.

Комплекс пеньковых амбаров состоял из центрального двухэтажного здания важни (помещения для взвешивания пеньки) и двух симметричных, прямоугольных в плане корпусов по его сторонам.

 Здание складов сохранило в основном свои архитектурные формы, но утратило отдельные элементы, игравшие значительную роль в восприятии их внешнего облика.
Внутри склады разделены капитальными стенами на секции. Столбы в центре этих секций служат опорой для арок и крестовых сводов перекрытий. Превосходна кованая железная решетка балкона важни, исполненная в 1772 году по проекту А. Ринальди.

В 1931–1935 годах здание было перепланировано и перестроено внутри. Открытые галереи со стороны двора превращены при реконструкции в закрытые помещения.

Пеньковые амбары на Тучковом буяне - пример того, как мастерски решали зодчие XVIII века задачи строительства зданий утилитарного назначения.

В 1967 году здания включены в спортивный комплекс Малой крытой арены.


В начале XX века проток отделяющий здание от Петроградского острова был засыпан. Ещё в 1900-е годы здесь собирались построить набережную Европы. Район планировалось отдать под элитную жилую застройку. Кроме того Академия наук имела виды на эту территорию, планировала организовать здесь свой научный комплекс. Однако городская дума запросила за землю такую цену, что все претенденты отказались от претензий на Тучков буян.


В 1931-1935 годах здание перестраивалось изнутри для Государственного Института Прикладной Химии. Сейчас здесь размещается Военно-Космический кадетский корпус. А набережную Европы строят и сейчас...


Иванов-Голубой. Вид Тучкова моста с окрестностями

За Тучковым буяном расположен Дворец спорта Юбилейный.

Градостроительное окружение

Современное конкурсам окружение местности начало формироваться уже после первых урегулирований юго-запада Петербургской стороны и прокладки Александровского проспекта. Многие здания, в особенности со стороны Мытнинской наб. и в части, примыкающей к дамбе Тучкова моста и скверу Князь-Владимирского собора, датированы 1870-1880 гг. На рубеже веков застройка претерпела стилистические изменения, но масштаб ее сохранился. Тем не менее “строительный бум“ и открытие в 1903 г. Троицкого моста сказались и на этой местности . В 1900-е гг. в застройке Александровского проспекта складывается уникальный даже по петербургским понятиям “мини-ансамбль” из нескольких зданий в стиле модерн (илл. 8) . На эти годы пришлась большая часть недолгой отечественной истории стиля. И в постройках последовательно отразилась смена отношения к нему в профессиональной среде – от повального увлечения до разочарования.

Ранние здания – “проходные”, “поисковые”. Стремление к обновлению формы, к новым декоративным решениям преобладает в них над цельностью облика. Таковы, например, работы К.В.Бальди – 1901 г. (д. 15) и 1902 г. (д. 13). В первой из них декор в стиле модерн маскирует привычный фасад эклектического здания конца XIX века – фасад, монотонность которого нарушают только два эркера. Эти же архитектурные элементы формируют более выразительную пластику второй постройки: пара трехгранных по краям и открытый – полукруглого плана – в центре; интересны и скульптурные завершения флангов. Однако равномерная сетка окон и симметрия также сообщают всем этим приемам роль декорации, наложенной на “основание” здания предшествующей эпохи. Аналогично воспринимаются замыкающие “ансамбль” доходные дома N23 и N25 ; последний вообще можно было бы отнести к эклектике – не будь в оформлении фасада доли стилизирующего гротеска, который характерен уже для модерна. Равномерную сетку окон мы видим и на фасаде дома N9, построенного по проекту владельца В.П.Кондратьева в 1905 г – но здесь пластическое разнообразие вносят различное оформление флангов и центральный эркер.
Наиболее интересную и стилистически цельную часть ансамбля представляют собой дома N21 и 21а (илл. 9) – единственные постройки арх. Н.Я.Порубиновского. Облик возведенного в 1905 г. дома N21 менее выразителен, хотя фасад его – асимметричный, со сложным ритмом окон – насыщен “знаковыми” элементами стиля: здесь и два эркера – полукруглый (с окнами-бойницами и шлемовидным завершением) и прямоугольный в плане, и глазурованная плитка, и балконные решетки, и стрельчатое венчание флангов. Второй же дом, 1908 года, может быть отнесен к числу лучших построек петербургского модерна – благодаря выразительности асимметричной композиции, богатству пластического решения и цельности облика. Набор приемов аналогичен предыдущей постройке, однако характер их использования отличается большим единством – композиционным и образным. В здании 1908 г. уже встречаются элементы классического толка – например, гирлянды или лучковый фронтон (впрочем, мало удачный). И, наконец, завершает ансамбль возведенный в 1912-1915 гг. по проекту Я.Г.Гевирца доходный дом общества “Строитель” (N19) – хрестоматийный пример петербургской неоклассики (илл. 10) . Этой работе было уделено немало места на страницах профессиональных изданий. Усложненная пластика фасада органично связывает здание – принадлежащее отчасти архитектуре последующей, “современной” эпохи, предвосхищающее ее – с соседними постройками в стиле модерн.

Таким образом, стилистически разнообразное градостроительное окружение представляется выигрышным для классицистического ансамбля, соответствующим ему масштабно и предлагающим различные варианты стилевого взаимодействия – контрастное дополнение (здания 1900-х гг.), соответствие (связывающий два ансамбля дом общества “Строитель”) – и нейтральный контекст (эклектические постройки 1880-х гг.).

Пеньковые склады на Тучковом буяне классицизм

1772 - арх. Ринальди Антонио

Пам. арх. (федер)

Ныне здание принадлежит

Военно-космическому Петра Великого кадетскому корпусу.

Тучков буян, как указывает Д. А. Кючарианц, "возник на Малой Неве после наводнения 1726 г.", В то время он назывался просто Буян, а потом Пеньковый буян, а современное название приобрел, когда неподалеку от него был построен деревянный плашкоутный мост через Малую Неву, строителем которого был подрядчик Тучков.

В 1735 г. построили деревянные склады для пеньки, из которой в то время изготавливали корабельные канаты. Расположение склада на острове было удобно с точки зрения пожарной безопасности. Но в 1761 г. склады все же сгорели. В 1763 г. военный инженер А. А. Дьяков начал на их месте строительство каменного здания по проекту А. А. Деденева. Этот проект был полностью переработан в 1764 г. А. Ринальди. Строительство завершилось в 1772 г.

По сторонам центрального двухэтажного здания важни (помещения для взвешивания пеньки) симметрично располагаются прямоугольные в плане корпуса амбаров. По первоначальному проекту они должны были быть двухэтажными. Однако в процессе строительства каждый из этажей, в сугубо утилитарных целях, был разделен дополнительно на два низких этажа. Амбары соединяются с важней крытыми галереями. В комплекс входил еще здание шофа, которое предназначалось для переборки льна и пеньки, скрытое за протяженным невским фасадом. Внутри склады разделены капитальными стенами на секции. Столбы в центре этих секций служат опорой для арок и крестовых сводов перекрытий. Балкон важни украшен кованной железной решеткой, выполненной в 1772 г. по проекту Ринальди.

В какой момент и почему здание стали именовать “дворцом Бирона” неизвестно. Это название фигурирует в официальных документах вплоть до начала XX в. В 1908 г. И. А.Фоминым при подготовке Исторической выставки были найдены чертежи пеньковых амбаров, а "романтическая" версия истории Буяна опровергнута в статье “Мнимый дворец Бирона”: "Из подписей на чертеже явствует, что здание специально построено было для пеньковых амбаров, шофной и важни... и, следовательно, никогда “Дворцом Бирона” не было”.

    С левой стороны видно
    здание шофа

    Из книги Г. К. Лукомского
    "Старый Петербург"

    Из книги Г. К.
    Лукомского
    "Старый
    Петербург"

    Журнал "Зодчий" 1907 г. № 45

    А. П. Остроумова-Лебедева
    "Дворец Бирона" 1916 г.

    Иванов-Голубой. Вид Тучкова
    моста с окрестностями

    Проект И. А. Фомина 1913 г.

    Проект И. А. Фомина

    План Шуберта. 1828.

    Фрагмент "Плана
    СПб 1882 г.

    Фрагмент карты
    1913 г.

    Фрагмент карты
    1956 г.

    Из книги: "Решетки Ленинграда
    и его окрестностей.
    "Гермонт Г.Н. 1938
    Добавил - .

* Траверс Балтазар де ла 1780-е Тучков буян в Петербурге = Бумага, акварель 27,1х51,5 = Собрание И.С. Зильберштейна, Москва

В 1902 -1905 гг. город расширил дамбу Тучкова моста, соединив Тучков буян с Петроградским островом. В 1908 г. Император утвердил второй официальный проект расширения Петроградского острова. К 1911 г. протоки между Тучковым буяном, примыкавшими к нему с востока островками и Петроградским островом были засыпаны Обособленным остался лишь Ватный остров с расположенным на нем складом Главного управления неокладных сборов и казенной продажи питей. В этот период здание еще использовался по первоначальному назначению - в качестве складов. Кроме того, в помещение важни была переведена часть документов городского архива.

В 1910-е гг. Тучков буян оказался под угрозой сноса. В 1912 г. Санкт-Петербургское общество архитекторов при участии Городской думы провело конкурс на застройку территории Тучкова буяна зданиями для выставок и съездов. Программа конкурса предусматривала создание здесь постоянного выставочного комплекса на площади почти в 25 гектаров. В 1913 г. Городская дума вновь вернулась к этому вопросу. Программа конкурса была расширена и дополнена зданиями музеев - истории города, благоустройства и городского хозяйства, художественной промышленности.В требования программы не входило сохранение Тучкова буяна. И. А. Фомин единственный из всех поставил задачу сохранить Тучков буян. Он включил здание в состав запланированного комплекса и предполагал разместить в нем Музей города. Говорят, Оскар Мунц заметил: "Это всего лишь амбар"...

В 1931-1938 гг. по проекту инженера Боровика была проведена реконструкция левого корпуса в связи с его приспособлением для Государственного научно-исследовательского института высоких давлений. В 1945-1948 гг. произвели реконструкцию правого корпуса, в котором разместилось Речное училище.

В 1967 г. здания включены в спортивный комплекс Малой крытой арены (?). Сейчас здесь размещается Военно-Космический кадетский корпус.

К устройству прогулочной зоны на этой территории возвращались и в советское время, но тоже не сложилось. Широко обсуждаемый проект строительства "Набережной Европы", похоже тоже повис в воздухе.

Это загадочное здание, называемое дворцом Бирона, было построено в 1762 году для складов, может быть, на месте какого-нибудь из сооружений Бироновского времени. Размеры его, расположение лестниц и разбивка фасада указывают на руку большого мастера. Боковые флигели, вероятно, надстроены. Расположение лестницы и переходы на арках к среднему флигелю поразительно живописны, и жаль, если их уничтожат, как уничтожили проток Малой Невы, окружавшей здание, которое, как мрачный замок, возвышалось на острове.

(Курбатов В. 1913 Петербург. Художественно-исторический очерк и обзор художественного богатства столицы, (Переходная эпоха А. Ринальди))

Тучков буян. Так называемый Бироновский дворец построен для складов пеньки по проекту Ринальди на острове посредине реки. Теперь, к сожалению, многочисленные каналы вдоль реки засыпаны, и само здание желают уничтожить, между тем не только на редкость живописно его положение на острове, но главное очень красива его средняя часть - «важня».

(Курбатов В. 1913 Петербург. Художественно-исторический очерк и обзор художественного богатства столицы,

(Обзор художественного достояния Петербурга. Суша. Александровский проспект)

1933: Государственный институт высоких давлений; 527-я приписная касса при Опытном заводе прикладной химии, Ватный о-в, 2 . ("Весь Ленинград - 1933". С. 279, 434)

Федеральный памятник. "Тучков буян" (склады пеньки) 1763-1772, арх. Ринальди А., инж. Деденев М.А., инж. Дьяков А.А.; 1931-1933 Большой проспект П.С., дом 1а, литера А Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001

На берегу Малой Невы красуется элегантное здание в традиционной желто-белой классической окраске (пр. Добролюбова, 14). В народе его зовут "Дворец Бирона", и глядя на него, нетрудно поверить, что это действительно дворец - так строго и внушительно оно выглядит. Однако, на самом деле это не дворец, а бывший склад пеньки, известный под названием Тучков буян.

Первоначально на этом месте находились деревянные склады для пеньки, построенные в 1735-м году. Однако, в 1761-м году они сгорели и было принято решение строить новые склады из камня. Строительство было начато по проекту военного инженера М. А. Деденева (предполагалось, что склады будут иметь один этаж). Но в 1764-м году А. Ринальди создает новый проект комплекса ("во избежание лишних затрат" он согласуется с уже начатой постройкой):

Строительство складов завершилось в 1772 году.

В центре композиции находится важня - здание, где взвешивали пеньку:

а по бокам от нее располагались два корпуса амбаров

По первоначальному проекту они должны были иметь два этажа, но в ходе строительства каждый из этажей дополнительно разделили на два этажа, что придало фасадам некоторую измельченность.

К сожалению, часть архитектурно-декоративных элементов здания утрачена. Если мы взглянем на план здания, разработанный Ринальди, мы увидим, что важню венчало сложное завершение со статуей, а боковые части были акцентированы аттиками, завершающими фасад.

К счастью, здание сохранило кованную решетку балкона. Правда, подобраться к зданию близко мне не удалось, поэтому мы можем судить о ней по этому обмерному чертежу 1948-го года:

В 1910-е годы Тучков буян оказался под угрозой сноса. В 1912-м году Санкт-Петербургское общество архитекторов при участии Городской думы провело конкурс имени В. А. Шретера на застройку территории Тучкова буяна зданиями для выставок и съездов. Программа конкурса предусматривала создание здесь постоянного выставочного комплекса на площади почти в 25 гектаров. В состав комплекса должны были входить многофункциональное выставочное здание обзей площадью до 40000 кв.м., здание для съездов с несколькими залами (в том числе на 1000 и 500 человек), испытательная станция, ресторан, жилой дом для администрации и служащих, котельная.
А в 1913-м году Городская дума вновь вернулась к этому вопросу. Специальная комиссия при Думе объявила закрытый конкурс, к участию в котором были приглашены М. Х. Дубинский (бывший победителем предыдущего конкурса), О. Р. Мунц и И. А. Фомин. Программа конкурса была расширена и дополнена зданиями музеев - истории города, благоустройства и городского хозяйства, художественной промышленности, - с библиотекой, аудиториями и т.д. Однако, при всех достоинствах программы, в ее требования не входило сохранение Тучкова буяна, поэтому каждый из трех архитекторов решал этот вопрос по разному.
И. А. Фомин единственный из всех поставил задачу сохранить Тучков буян. Он включил здание в состав запланированного комплекса и предполагал разместить в нем Музей города:



А так в соответствии с проектом должен был выглядеть главный корпус: