ЮниКредит Банк

Первые упоминания о социальном туризме появились. Cоциальный туризм. Методы исследования в истории туризма

В большинстве стран мира туризм является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики, играет важную роль в стимулировании социальной культуры, политической и физической среды, способствует наращиванию экономического благосостояния граждан своей страны, подчиняя этой цели выделение ресурсов на привлечение различных сегментов туристского рынка. На сферу туризма приходится около 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений. Попова Р.Ю. Региональные маркетинговые исследования как основа выработки стратегии становления индустрии туризма в РФ/ Р.Ю. Попова //Маркетинг и маркетинговые исследования в РФ. - 1998. - № 1. - С. 28.

Эта статистика характеризует прямой экономический эффект функционирования мировой индустрии туризма. Передвижение людей, как в международном, так и в национальном масштабах вносит значительный вклад в решение вопросов занятости, приносит доход национальным и региональным сторонам, предприятиям и т. п. Развитая туристская индустрия способствует увеличению поступлений валюты в страну, а также поступлению доходов через налоги.

В то же время в любом виде туризма можно выделить не только коммерческое начало, но и его социальную сторону, где главным объектом является человек и удовлетворение его потребностей в отдыхе, в поддержании и восстановлении сил и здоровья, в развитии духовном и физическом. Увеличивается роль туризма в рациональном использовании свободного времени, организации отдыха. Важное значение имеет его познавательная и воспитательная функции.

Все это говорит о том, что туризм, как отрасль рыночной экономики, должен иметь социальную направленность. А рынок туристских услуг должен быть социально ориентированным. В этом смысле туризм в целом можно назвать социальным туризмом.

Вместе с тем выделяется и социальный туризм в узком смысле слова как разновидность туризма. Поскольку в литературе (в том числе в законодательстве) нет единого определения социального туризма, его категория требует исследования и уточнения. Можно выделить несколько определений.

Согласно выводам Декларации Всемирной Конференции по туризму в Маниле (1990 год) «Социальный туризм - это цель, к которой общество должно стремиться в интересах менее обеспеченных граждан при использовании их права на отдых». Туризм во многих странах перестал быть роскошью, достоянием лишь элитной, богатой прослойки населения, превратился в необходимую социальную потребность людей, составляющую образа их жизни. Квартальнов В.А. Иностранный туризм/ В.А. Квартальнов - М.: Финансы и статистика, 1999. - 270 с.

В Законе «Об основах туристской деятельности в РФ», принятом Государственной Думой 4 октября 1996 года, социальный туризм определяется как «путешествия, субсидированные из средств, выделяемых государством на социальные нужды». Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерацию»// Российская газета. - 1996. -3 дек.- С.7 Такая трактовка является неполной. И, несмотря на то, что в статье 8 Закона сделано уточнение о том, что «отдельным категориям российских туристов государство в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, предоставляет льготы социального характера», все-таки здесь конкретно не определены категории туристов, как потенциальных участников социального туризма. Также не уточнено что относится к «льготам социального характера». Важно отметить недооценку значения социального туризма, который, при рассмотрении в Законе приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности, стоит по значимости после внутреннего и въездного туризма. . http://www.nauka-shop.com/mod/shop/productID/13178/

В проекте Федерального закона «О социальном туризме», разработанном Комитетом Государственной Думы РФ по туризму и спорту, приводится следующее определение: «Социальный туризм - сфера создания, продвижения и реализации социального туристского продукта для удовлетворения потребностей в путешествиях, других видах туристского отдыха слабозащищенных в социальном отношении граждан». Данное определение также не является полным, так как непонятно из каких средств субсидируется социальный туристский продукт, и какие категории относятся к «слабозащищенным в социальном отношении гражданам». Дополнением к этому определению может служить определение, данное в другом проекте Федерального Закона «О социальном туризме», предложенным Российской Ассоциацией социального туризма и Московским центром Академии туризма: «Социальный туризм - путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды, и других источников финансирования в целях удовлетворения прав и потребностей граждан Российской Федерации». http://www.nauka-shop.com/mod/shop/productID/13178/

Следует согласиться с определением, сформулированным М.Б. Биржаковым и др.: «Социальный туризм - это разновидность туризма, субсидирующаяся из средств, выделяемых на социальные нужды, в целях создания условий для путешествий школьникам, молодежи, пенсионерам, ветеранам войны и труда и иным гражданам, которым государство, государственные и негосударственные фонды и иные благотворительные организации оказывают социальную поддержку». Авторы этого определения выделяют основные категории лиц, участвующих в процессе социального туризма, к которым относятся люди с ограниченными средствами.

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать определение социального туризма: Социальный туризм представляет собой разновидность туризма, охватывающую все социальные слои и возрастные группы населения, поездки которых субсидируются из различных бюджетов исходя из социальной категории гражданина. http://www.nauka-shop.com/mod/shop/productID/13178/

Социальный туризм, как разновидность туризма, имеет свои особенности, характерные черты.

1. Главная особенность социального туризма - его забота о малообеспеченных людях с учетом их возраста, здоровья, социального положения. Это реальное воплощение обязанности общества предоставить своим гражданам эффективные и не ущемляющие их достоинства возможности доступа к туризму.

2. Сфера социального туризма охватывает различные категории граждан - от учащихся, студентов до пенсионеров, инвалидов, ветеранов войны и труда. Особую группу участников туризма составляют малообеспеченные семьи. Однако льготы здесь предоставляются не только по возрастному цензу и по материальной несостоятельности. Как показывает опыт, преимущества, предусмотренные социальным туризмом, могут служить поощрением наиболее активных работников за личный вклад в успех предприятия, организации, учреждения, стимулированием эффективного труда.

3. Источники финансирования социального туризма складываются из государственных и муниципальных средств на социальные нужды, такие, как фонды социального страхования и социального обеспечения, фонд обязательного медицинского страхования, а также из банковских туристских вкладов накопительного характера, из соответствующих средств частных, корпоративных, государственных, смешанных предприятий и организаций, благотворительных фондов.

4. Несмотря на то, что социальный туризм может осуществляться на основе индивидуального подхода, все же в нем преобладают коллективные и организованные формы. В числе его главных задач - не только восстановление сил и здоровья, но и пополнение культурного багажа отдыхающих, расширение их познаний в истории, краеведении, жизни природы.

5. На уровне конкретного потребителя турпродукта социальный туризм представляет собой бесплатные и льготные путевки в дома отдыха, санатории, турбазы, бесплатные и льготные путешествия, специальные транспортные тарифы, налоговые и таможенные льготы.

6. Развитие социального туризма способствует созданию инфраструктуры на неосвоенных территориях, т.е. развитию территорий и их устойчивому развитию.

7. Исторически социальный туризм в РФ реализовывался через санаторно-курортный комплекс и был неразрывно связан с рекреационной деятельностью людей, которая представляется как деятельность человека в свободное время, осуществляемая с целью восстановления физических сил, а также для его всестороннего развития и характеризующаяся по сравнению с другими направлениями деятельности относительным разнообразием поведения людей. http://andrewefimov2.narod.ru/23.htm

Основными формами социального туризма традиционно называют следующие: детский туризм, семейный туризм, туризм для инвалидов, для пожилых (пенсионеров), спортивный туризм. Кроме того, выделяют следующие виды социального туризма: детско-юношеский, лечебно-оздоровительный, самодеятельный, экологический, культурно-познавательный.

В странах Европейского союза социальный туризм ассоциируется с клиентурой с низкими доходами, которые не позволяют получать высококачественные туристские услуги. Эта категория граждан нуждается в льготах социального характера. К ней относятся в первую очередь многодетные семьи, дети-сироты, воспитанники детских домов и школ-интернатов, учащаяся и работающая молодежь, пенсионеры, инвалиды и малоимущие граждане. По оценкам отечественных экспертов, в Российской Федерации насчитывается около 35 млн. пенсионеров и инвалидов. Основными источниками средств для оказания целевой помощи наиболее уязвимым слоям населения являются федеральный и местный бюджеты. По некоторым экспертным данным, в 1996 г. в России социальную помощь на проведение отдыха и лечения получили около 160 тыс. пенсионеров и инвалидов. Сергиенко Л.В. Организационно-экономический механизм функционирования социального туризма, автореферат канд.дисс./ Л.В. Сергиенко. - М.: МГУ, 1999. - 10 с.

Во Всеобщей декларации прав человека отмечается, что все люди имеют право на отдых, свободное время, ограничение часов работы и оплачиваемый отпуск. Учитывая, что это право признано далеко не везде, необходимо бороться за использование отдыха и туризма для удовлетворения человеческих потребностей на основе, уже заложенной социальным туризмом. Его главной целью всегда было обеспечение возможностей для всех путешествовать и отдыхать. Таким образом, в соответствии с Монреальской декларацией, принятой Генеральной ассамблеей Международного бюро социального туризма 12 сентября 1996 года, все инициативы по развитию туризма должны быть нацелены на полную реализацию потенциала каждого человека, как личности, так и гражданина. Обеспечение доступности туристского отдыха для всех, включая семьи, молодежь и пожилых лиц, обязательно означает участие в борьбе против неравенства и против исключения лиц с ограниченными средствами или возможностями.

С этой целью следует разработать и осуществить конкретные меры: определение социально-туристской политики, создание надлежащей инфраструктуры, обеспечение систем поддержки малообеспеченных слоев населения, подготовку кадров, информационную работу и т. д. Отпуска и путешествия предоставляются также для повышения культурного уровня туриста через открытие новых мест; благодаря физическим, художественным, спортивным и рекреационным видам деятельности. Организаторы социального туризма желают внести свой вклад в совершенствование человеческих взаимоотношений благодаря их профессиональной подготовке и культурно-развлекательной деятельности. Следовательно, социальный туризм является средством социального единения. http://www.nauka-shop.com/mod/shop/productID/13178/

В настоящее время единого определения понятия «социальный туризм» пока не существует. Социальный туризм - это тот вид туризма, который создает возможность использовать туризм максимальному большинству населения страны. Основными формами социального туризма традиционно называют следующие: детский туризм, семейный туризм, туризм для инвалидов, для пожилых (пенсионеров), спортивный туризм. Роль социального туризма в обществе - реализуется потребность практически всех категорий населения в отдыхе, восстановлении сил. Необходимо отметить значимость социального туризма, поскольку благодаря нему происходит восстановление общества в физическом и духовном смысле.

Введение


Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет социальный туризм как «путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды», при этом отдельным категориям российских туристов государство в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, предоставляет льготы социального характера.

В странах Европейского союза социальный туризм ассоциируется с клиентурой с низкими доходами, которые не позволяют получать высококачественные туристские услуги. Эта категория граждан нуждается в льготах социального характера. К ней относятся в первую очередь многодетные семьи, дети-сироты, воспитанники детских домов и школ-интернатов, учащаяся и работающая молодежь, пенсионеры, инвалиды и малоимущие граждане. По оценкам отечественных экспертов, в Российской Федерации насчитывается около 35 млн. пенсионеров и инвалидов. Основными источниками средств для оказания целевой помощи наиболее уязвимым слоям населения являются федеральный и местный бюджеты. По некоторым экспертным данным, в 1996 г. в России социальную помощь на проведение отдыха и лечения получили около 160 тыс. пенсионеров и инвалидов.

Социальный туризм понимается как сектор туристского рынка, где покупатели получают субсидии из средств, выделяемых государством на социальные нужды, или иных источников покрытия, в целях создания условий для путешествий и отдыха школьникам, работающей и учащейся молодежи из малообеспеченных семей, пенсионерам, ветеранам и инвалидам, т.е. лицам, которым государственные и иные организации оказывают социальную поддержку.

Таким образом, центральная проблема социального туризма, наиболее сложная и трудноразрешимая, состоит в поиске источников его финансирования, а при наличии таковых - в системе добросовестного распределения финансовых средств среди малоимущих категорий лиц, имеющих по тем или иным критериям предпочтительное право на льготы в нем. Можно предположить, что при отсутствии надлежащих правовых норм, законодательной базы, финансовых и кадровых документов социальный туризм может превратиться в кормушку для недобросовестных лиц.


1. Основные понятия и виды социального туризма


В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. №132-ФЗ сказано: «туризм социальный - туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей».

Другими словами, социальный туризм - это любой вид туризма (познавательный, курортный, экологический, сельский и т.д.), расходы на который полностью или частично оплачиваются туристу из финансовых источников, предназначенных на социальные нужды.

В целом социальный туризм рассматривается как экономическая категория и в большинстве законов различных государств этот вид туризма причисляется к приоритетным. Российский закон дает социальному туризму третью степень приоритета после внутреннего и въездного направлений туризма.

Процитированная из федерального закона формулировка - пока единственная в отношении именно социального туризма. Но до сих пор в нашей стране не разработан регламентирующий документ, который бы определял механизм получения от государства полагающееся по закону вспомоществование из бюджетных средств, предусматриваемых на социальные нужды. Нет и конкретного определения, кто из туристов, на какие свои путешествия, где и когда может получить финансовую поддержку от государства на эти цели.

Главная цель социального туризма - создание условий для путешествий пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны и труда, школьникам, молодежи и любым иным гражданам, которым государство, государственные и негосударственные фонды, иные организации оказывают социальную поддержку.

На примере ряда цивилизованных стран мы видим, что социальный туризм развивается в виде «ассоциативного туризма», организаторами которого являются профессиональные союзы туристских компаний и ассоциации социального туризма. Основной задачей социального туризма стала организация дешевых поездок для людей с низкими доходами. Немалую роль в развитии социального туризма сыграли и муниципальные органы власти, создавая для этого не только экономические условия (предоставление социально ориентированному турбизнесу льгот на землю, льгот в части налогообложения и др. преференции), но и инфраструктурные, в первую очередь, ориентированные на людей с ограниченными физическими возможностями. Именно поэтому в странах Европы туризм для этой категории граждан - обыденное явление. Свои услуги в этой сфере предлагают множество турфирм, имеющих разнообразные специализированные туристские программы и экскурсии для инвалидов. Экономически выгодному развитию социального туризма способствует не наличие отдельных единичных инфраструктурных элементов, а созданная целеполагающая система, обеспечивающая доступ людей к полноценному отдыху, а значит и эффективному восстановлению физических и духовных сил.

Так, например, в Германии в целях развития культурно-познавательного туризма все места досуга обустроены с учётом потребностей маломобильных граждан. В музеях и театрах, как правило, имеются кресла-коляски, которыми могут воспользоваться инвалиды. Большое внимание «доступному» культурно-познавательному туризму уделяется и в Испании. Британские турфирмы, предлагающие социальные туры провели инспекцию в Барселоне и признали ее одним из лучших туристских направлений в мире с этой точки зрения. Недавно был создан специальный сайт «Доступный туризм», содержащий все сведения о соответствующих поездках в Каталонию. Там можно найти подробную информацию о 19 турмаршрутах, на которых созданы необходимые условия для приема инвалидов и людей пожилого возраста.

В Финляндии находится целая «гроздь» малых фирм, предлагающих услуги по организации водного туризма для инвалидов на прогулочных судах, куда могут подняться люди на инвалидных креслах.

Во Франции, наибольшее распространение получила такая форма социального туризма, как сельский туризм . Ассоциация социального туризма, развивающая это направление, владеет объектами отдыха и, предлагает их за небольшую плату своим пайщикам. Недорогой отдых на природе востребован круглый год, в том числе и молодёжью.

В Австрии наибольшее развитие получил спортивно-развлекательный туризм . Горный курорт Тироль вошел в число самых приспособленных для инвалидных колясок районов Европы. Люди, нуждающиеся в специальных средствах передвижения, получили возможность не просто беспрепятственно гулять по улицам Тироля и осматривать достопримечательности, но и подниматься на определенные горные высоты и, что самое ценное, заниматься всеми, доступными для них активными видами спорта на базах отдыха. Те, кто уже опробовал новую технику, утверждают, что инфраструктура Тироля действительно стала доступной и благоприятной для всех категорий туристов.

Мировой опыт убеждает - массовость общедоступного социального туризма перекрывает его дешевизну суммарным притоком и быстрой оборачиваемостью живых денег, что увеличивает занятость населения, привлекает инвестиции в туризм непосредственно на местах, а заодно и налоговые поступления. Благодаря туризму повсюду в мире государства богатеют, поддерживая эту сферу законодательно выверенной политикой.

В современной России развитие социального туризма возможно пока только через государственное регулирование, поставив во главу угла общедоступность туризма внутри страны. Социальные туры сегодня предлагаются за счет бюджетных средств для детей-сирот, детей из малообеспеченных семей, инвалидов и ветеранов. С учетом имеющихся возможностей организуются экскурсии и 2-х дневные туры по направлениям культурно-исторического и водного туризма.

В настоящее время также активизировалось направление санаторно-курортного отдыха. Часть предприятий (пансионаты, предприятия санаторно-курортного типа, туристские базы, детские оздоровительные лагеря) вновь возвратилась к практике дотаций на организованный отдых работников и членов их семей. Лечебно-оздоровительные учреждения представлены санаториями, домами отдыха и детскими оздоровительными лагерями. В перспективе - создание условий для социально адаптированного пляжного отдыха, отдыха на селе и участия в экологических турах.


2. Туризм для инвалидов и пожилых людей. Его роль и значение

социальный транспортный туризм инвалид

Одним из сегментов социального туризма является инвалидный туризм. Это самая крупная из неохваченных ниш российского туристского рынка. Широкий информационный доступ (СМИ, Интернет, реклама) сформировали у людей с физическими и сенсорными нарушениями устойчивый спрос к путешествиям по доступным ценам. Об этом свидетельствуют результаты зарубежного исследования, проведенного Open Doors Organization.

Так, в 2006 г. инвалиды совершили 32 млн. туристских поездок, потратив на путешествия более $13,6 млрд. ($4,2 млрд. на проживание в гостиницах, $3,3 млрд. на авиаперелеты, $2,7 млрд. на еду и напитки и $3,4 млрд. на покупки, транспорт и прочее). Такие показатели достигнуты не только благодаря созданным инфраструктурным возможностям, но и финансовой доступности социальных туров, в частности инвалидного туризма.

Также мировая практика показывает, что созданные инфраструктурные условия для инвалидов-туристов, пользуются популярностью и у людей пожилого возраста. Так, за последние 20 лет число туристов среди граждан пенсионного возраста заметно увеличилось. Сегодня наиболее активными туристами в европейских странах являются лица старше 60 лет. Это лишь подтверждает правило - наличие изобилия разнообразных туристских услуг по доступным ценам, сразу повышает платежеспособность населения при тех же его скромных, малых доходах.

В этой связи субъектам российской туриндустрии следует обратить внимание на туристов-инвалидов, направляя инвестиции в создание комфортных условий для путешествия и отдыха этой категории граждан: специально оборудовать номера в гостиницах, подготовить соответствующий персонал, организовать услугу сопровождения, создать условия для свободного передвижения (пандусы, лифты, эскалаторы) и пользования комнатами гигиены, приобрести специализированный транспорт. А самое главное разнообразить туристские предложения, применив мягкую ценовую политику.

Социальная реабилитация инвалидов является важнейшей задачей Международной Конвенции по правам инвалидов (принята на 61-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 13 декабря 2006 г.), к которой Россия присоединилась в 2008 году. Ее цель - подготовка инвалидов к эффективному участию в стандартных социокультурных ситуациях, к расширению сферы самостоятельности в отношениях с окружающими.

В этой связи сегодня социокультурная реабилитация инвалидов и людей пожилого возраста рассматривается, как комплекс мероприятий, направленных на оказание помощи этой категории граждан в достижении и поддержании оптимальной степени их участия во взаимодействии и коммуникации с обществом. Это наиболее полно интегрирует их в общество, обеспечивая тем самым позитивные изменения в образе жизни.

Одним из востребованных сегодня направлений социокультурной реабилитации инвалидов является туротерапия - социокультурная реабилитационная технология, в основу которой положены туристские и экскурсионные виды деятельности.

Развитие социального туризма, разработка туристских программ с учетом их доступности для людей со специальными нуждами - все это позволит создать равные возможности для осуществления права ограничено дееспособных граждан на отдых и приобщения их к культурным ценностям.


3. Основные аспекты в формировании социального туризма


На рынке туристских услуг потребителям предлагается так называемый туристский продукт (турпродукт). Комплексное понятие турпродукта включает услуги, необходимые для полного удовлетворения потребностей туристов, возникающих во время их путешествия.

Турпродукт имеет цену и, по сути, является товаром, имеющим потребительскую стоимость, т.е. полезность или способность удовлетворять определенные рекреационные потребности людей. Полезность турпродукта определяется его ценностью для субъекта.

Формируя социально ориентированный турпродукт, туроператор должен создать такой турпродукт, который был бы ценен для максимально большого числа людей, т.е. привлекать массового потребителя. Принцип формирования такого турпродукта практически не отличается от формирования любого другого турпродукта. Его основу составляют: выбор туристского центра, услуги по перевозке и трансферу, услуги по размещению и питанию, экскурсионному обслуживанию. Это те условия, которые туроператор должен выполнить обязательно.

В то же время в процессе подготовки тура учитывается ряд дополнительных факторов в соответствии с пожеланиями и уровнем дееспособности людей. При организации туров для инвалидов во внимание принимаются факторы, относящиеся к их субкультуре, а именно - совокупность стереотипов поведения и ценностных ориентаций инвалидов, формы и способы их коммуникации. Важным является и степень тяжести заболевания, уровень физического состояния этих людей, что также должно учитывается и при работе с лицами пожилого возраста.

Особое внимание необходимо проявить к инвалидам с поражением опорно-двигательного аппарата, использующим различные ортопедические механизмы и технические приспособления для передвижения (кресла-коляски). Собственную специфику имеют и методы работы с инвалидами по зрению и слуху.

Рассмотрим основные аспекты, которые необходимо учитывать при формировании турпродукта.

Выбор туристского центра - является необходимым условием при формировании турпродукта. Выбор туристского центра, как правило, обусловлен либо потребительским спросом, имеющимся на рынке туруслуг, либо индивидуальным пожеланием клиента. Это обязательный элемент турпакета, так как без объекта интереса невозможно организовать путешествие.

При выборе туристского центра для лиц с ограниченной физической способностью, особенно для инвалидов, необходимо предусмотреть рекомендации врачей (обычно это указывается в медицинском заключении или санаторно-курортной карте), учесть климатические условия и наличие медицинских учреждений в случае необходимости оказания им экстренной медпомощи. Также необходимо учитывать протяженность маршрута, если это однодневная экскурсионная программа, или протяженность и условия переезда, если это полноценный тур. Предлагая клиенту или группе клиентов выбрать тот или иной турцентр, обязательно следует обращать его или их внимание на все вышеперечисленные факторы.

Услуги по перевозке - составляют большую часть затрат, обусловливающих стоимость турпакета. Чем более комфортабельный и скоростной вид транспорта используется, тем выше стоимость путешествия и наоборот. В случае формирования социально ориентированного турпродукта средство передвижения должно не только отвечать правилам (требованиям) безопасности и удобства туристов, но гарантировано предоставлять льготы по стоимости перевозки.

В соответствии с Правилами организации пассажирских перевозок различают перевозки общего назначения, специального назначения и туристско-экскурсионные перевозки. К туристско-экскурсионным перевозкам относятся перевозки, осуществляемые в целях туристического и экскурсионного обслуживания населения при обязательном сопровождении пассажиров экскурсоводом или руководителем туристской группы. Туристско-экскурсионные перевозки могут осуществляться по определенным маршрутам, а также вне их.

Трансфер - доставка туриста от места прибытия, расположенного в туристском центре (аэропорт, гавань, вокзал), к месту размещения (гостиница), где он будет проживать, и обратно. Трансферы могут осуществляться автобусами, иногда такси, если такие услуги включены в турпакет. Поездки из гостиницы, например, в театр, в музей и обратно обычно не включаются в турпакет, если только это не предусмотрено договором обслуживания.

Услуги размещения - это услуги по обеспечению проживания в конкретном коллективном средстве размещения, которое предлагается туристским центром на время путешествия. К коллективным средствам размещения относятся гостиницы, мотели, кемпинги, турбазы, пансионаты, санатории и т.д.

Услуги питания чаще не являются отдельным элементом туристского пакета, так как в основном представляют собой часть услуг размещения. Общепринятые комбинации размещения и питания таковы:

  • размещение + завтрак (ВВ);
  • полупансион: размещение + завтрак + ужин (НВ);
  • полный пансион: размещение + завтрак + обед + ужин (FP).

В обычной практике туристу предоставляется возможность выбрать и заказать любую из этих комбинаций. Подробнее рекомендации по предоставлению услуг питания и размещения будут рассмотрены ниже.

Экскурсионное обслуживание - комплекс услуг, которые входят либо в обязательную составляющую, либо являются частью дополнительных услуг на маршруте. Это так называемая вторая составляющая тура, включающая обзорные экскурсии, посещение музеев и достопримечательностей туристского центра, прогулки на теплоходе и т.д. Если экскурсионное обслуживание является обязательной программой тура, то оно оформляется в виде туристической путевки (или ваучера) - документа, в котором гарантированы все обязательные для турфирмы и клиента услуги.

Здесь уместно напомнить, что экскурсантом является лицо, временно посетившее туристский центр на период менее 24 часов без ночевки, используя услуги экскурсовода (гида).

Безопасность туристов и экскурсантов - это важный аспект, который необходимо предусмотреть при формировании турпродукта или организации экскурсии. В туризме под безопасностью туристов понимается, прежде всего, сохранность их имущества и не нанесение ущерба окружающей природной среде при совершении путешествий.

В соответствии с российским законодательством Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма информирует об угрозе безопасности туристов в стране или месте их временного пребывания. В то же время туроператорам и турагентам, а также организациям, осуществляющим экскурсионное обслуживание, рекомендуется предварительно выяснять, какие могут возникнуть угрозы безопасности туристов и экскурсантов во время тура или экскурсии (эпидемия, существенные повреждения трассы, угроза террористических актов, неблагоприятный прогноз синоптиков, например, штормовое предупреждение и т.п.).

Важным моментом является вопрос страхования . Несмотря на то, что в России страхование носит добровольный характер, рекомендуется в обязательные туристские услуги включать страхование туристов, прежде всего, страхование жизни. Любой вид страхования оформляется страховым агентством.

В случае чрезвычайных происшествий , которые произошли с туристами (экскурсантами) во время прохождения маршрутов по территории Российской Федерации, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья туристов (экскурсантов), туроператоры и турагенты, а также организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание, обязаны незамедлительно проинформировать заинтересованные лица (членов семьи туриста или экскурсанта) и следующие организации:

  • федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма;
  • органы исполнительной власти субъектов РФ;
  • органы местного самоуправления;
  • специализированные службы по обеспечению безопасности туризма.

Для соблюдения этого требования, предусмотренного Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», организатору тура (экскурсии), рекомендуется иметь номера телефонов вышеперечисленных организаций и контактные телефоны родственников туристов (экскурсантов).


4. Транспортное обслуживание в сфере социального туризма


В целом для социального туризма может применяться любой вид транспорта, отвечающий требованиям комфортности и безопасности. В зависимости от программы тура, используются различные его виды: автобусы туристского класса, железнодорожные и авиационные средства передвижения, речные и морские виды пассажирского транспорта, а также виды легкового автотранспорта.

В соответствии с гражданским законодательством перевозки пассажиров транспортом, предоставляемым организациям и гражданам, осуществляются по договорам или отдельным заказам. Туроператоры осуществляют перевозки по договорам.

Автобусы экскурсионного класса должны быть оснащены системой кондиционирования воздуха, аудио- и видеосистемой, анатомическими сидениями с регулируемой спинкой и отвечать самым строгим требованиям для комфортного и безопасного путешествия.

При этом необходимо учитывать, что инвалиды, которые имеют явно выраженные физические ограничения (нарушения функций опоры и передвижения, ориентации, координации), порой не могут самостоятельно пользоваться средствами технического оснащения. В этой связи рекомендуется водителю или экскурсоводу перед началом маршрута в обязательном порядке провести инструктаж о правилах безопасности во время движения автобуса, проинформировать о наличии средств его технического оснащения и проинструктировать по их применению и использованию. В случае если турист (экскурсант) не может самостоятельно использовать техническое средство, например, отрегулировать спинку пассажирского сидения или включить / выключить систему кондиционирования, его следует предупредить о том, что он может обратиться за помощью к соседу или к лицу, сопровождающему группу инвалидов.

Водитель обязан иметь аптечку, о чем также необходимо проинформировать туристов (экскурсантов).

Другую проблему составляют высокие подножки транспортных средств, узкие двери, а также отсутствие дополнительных средств безопасности и конструкций - пандусов, поручней и подъемников, что создает антикомфортные условия путешествия для лиц с ограниченной физической способностью (инвалидов и людей пожилого возраста). При посадке в автобус, выходе из него, а также при ускорении и замедлении движения транспорта, отсутствие таких средств или ограничение в оснащении ими автобуса, может привести к несчастному случаю.

Помня об этом, организаторам тура (экскурсии) при выборе автобуса следует обращать внимание на его конструкцию и оснащенность средствами безопасности.

В России на выпуске транспортных средств специального назначения для перевозки инвалидов с нарушениями опорно-двигательных функций, в том числе инвалидов в креслах-колясках, специализируются предприятия ООО «Самотлор - НН» и Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ).

Маршрут автобуса во время проведения тура (экскурсии) должен соответствовать заранее разработанной и утвержденной схеме движения транспортного средства. Схема маршрута - это графическое изображение маршрута посредством условных обозначений, согласованное с местным или региональным (областным) отделом ГИБДД УВД.

Схема проезда по маршруту разрабатывается организатором тура (экскурсии). При этом необходимо учесть и также согласовать с ГИБДД УВД остановки автобуса вблизи объектов показа и санитарных зон, что в соответствии с Федеральным законом «Об инвалидах» является обязательным требованием.

Водитель, отправляясь по маршруту, обязан иметь путевой лист - документ, служащий для учета и контроля работы его транспортного средства.

Теплоходные экскурсии очень популярны в летний период времени и в отличие от автобусных и пешеходных, не вызывают особых проблем. Ровный, неторопливый темп движения, даёт достаточно времени и возможности для хорошей атмосферы общения, в том числе возможность для разнообразия программы тура, дополнив ее культурным мероприятием с участием самих инвалидов (самодеятельный концерт или кукольный спектакль, конкурс на лучшее исполнение стихотворения или рассказа и т.п.).

Для людей с ограниченными возможностями передвижения проблему на пассажирском судне могут составлять крутые трапы, тесные гальюны (туалеты), узкие проходы. Во избежание экстремальных ситуаций не рекомендуется участвовать в теплоходных экскурсиях лицам с серьезными нарушениями ориентации, инвалидам по зрению.

При осуществлению водных прогулок и круизов следует предусмотреть, чтобы посадка на теплоход и схождение с него осуществлялись при помощи трапа, оборудованного поручнями как для левой, так и для правой рук.

Перед началом путешествия необходимо для туристов (экскурсантов) провести инструктаж по технике безопасности и ознакомить с правилами нахождения пассажиров на борту судна. Также следует проинформировать о расположении мест общего пользования и наличии дополнительных услуг.

Путешествия инвалидов на борту пассажирского судна должны проходить не только при участии экскурсовода (гида), но и в обязательном порядке при участии сопровождающих лиц.


Заключение


В представленном материале акцентировано внимание туроператоров на специфику организации туров для инвалидов и лиц пожилого возраста, с учетом особенностей туристов с ограниченными возможностями по слуху, зрению, общим заболеваниям, с нарушением опорно-двигательного аппарата. В то же время, следует понимать, что этой категорией людей состав туристов социальных туров не ограничивается.

Социальная значимость любого вида туризма проявляется в духовном и физическом развитии личности через знакомство с культурой, краеведением и оздоровительном влиянии природных факторов на организм человека.

Удовлетворение потребностей человека в отдыхе, духовном развитии и восстановлении физических сил являются базовыми функциями туризма, а значит, имеют чёткую социальную направленность, поэтому к понятию «социальный», можно отнести многие виды туризма, включающие в свою сферу все социальные и возрастные группы населения. Опыт организации и проведения социальных туров необходимо распространять среди профессионалов турбизнеса, вовлекая в этот процесс как можно большее количество специалистов сферы туризма и сервисных услуг.


Список литературы

  1. Федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы».
  2. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
  3. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
  4. II Всероссийская конференция «Государственная политика в области развития культурно-познавательного туризма в России».
  5. Беспрепятственный туризм; Инватуризм: что это такое?/Социальный информационно-аналитический журнал «Страна и мы вместе», №3 2008 г.
  6. Зуева Г.Л. Социокультурная реабилитация инвалидов. Методические рекомендации. Управление культуры администрации Белгородской области. - М.: ООО «Издательство ИМХО» 2006.
  7. Ломакин В.И. Социокультурная реабилитация инвалидов: Методические рекомендации. Министерство труда и социального развития РФ, Российский институт культурологии - М., 2008.
  8. Монреальская декларация «К гуманному и социальному ведению туризма».
  9. Практическое руководство по организации сельского туризма: Методическое пособие для хозяйствующих субъектов (на примере Подольского района Московской области). - М.: Международная Туристская Академия, 2009.
  10. Чурбанова Т. Интеграция инвалидов в общество: Опыт Великобритании и США. Кубанская государственная академия физической культуры. 2008.
  11. Бастрыкина А.В. Туризм в системе реабилитации и социальной интеграции пожилых и людей с ограниченными возможностями. М., 2008. - 132.
  12. Андреева Е.Б. Социальный туризм в современной России: проблемы и перспективы развития // Вестник С
  13. ГТУ/ №2 (13) 2006. С. 120-124.
  14. Ганапольский В.И., Безносиков Е.Я., Булатов В.Г. Туризм и спортивное ориентирование, М.: Физкультура и спорт, 2007 - 240 с.
  15. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. М.: Финансы и статистика, 2008.
  16. Юркина Н.А. Введение в специальность «Социально - культурный сервис и туризм». - М.: Инфо, 2001.
  17. Биржаков М.Б. Введение в туризм. - М., СПб.: Невский фонд, 2006.
Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Туризм в экономике России пока занимает еще скромное место. На его долю приходится около 4% валового внутреннего продукта (ВВП). В 2012 году объем внутреннего турпотока составил около 33,5 млн. человек.

В 2013 году по данным Всемирного экономического форума, Россия заняла лишь 59 место из 139 государств мира в международном рейтинге конкурентоспособности стран в туристском секторе. Однако, последние годы отмечается положительная динамика развития туризма, в частности, внутреннего. Среди видов туризма важное место занимает социальный туризм.

Исторически социальный туризм в РФ реализовывался через санаторно-курортный комплекс и был неразрывно связан с рекреационной деятельностью людей, которая представляется как деятельность человека в свободное время, осуществляемая с целью восстановления физических сил, а также для его всестороннего развития и характеризующаяся по сравнению с другими направлениями деятельности относительным разнообразием поведения людей.

В России туризм стабильно развивался до 90-х годов XX века. В то время он представлял собой впечатляющую по масштабам деятельности картину. В стране действовали 96 тысяч туристских секций и клубов туристских коллективов, 927 городских и районных клубов и советов по туризму и экскурсиям. Профсоюзными организациями было открыто более 3 тысяч турклубов, в мероприятиях выходного дня принимали участие более 30 миллионов человек. К началу 90-х годов мероприятиями социального туризма было охвачено почти 300 миллионов туристов и экскурсантов. Организации Центрального совета по туризму и экскурсиям обслуживали ежегодно до 45 миллионов человек. В этой системе работали свыше 960 туристских гостиниц, кемпингов и баз на 477 тысяч мест. Тогда было разработано более 20 тысяч маршрутов-походов по родному краю.

В самодеятельном туризме принимали участие до 27,5 миллиона туристов. Работали 925 бюро путешествий и экскурсий. В межнациональное общение через туризм было вовлечено более 40 миллионов юношей и девушек. Из них 1,5 миллиона выполнили нормативы туристских экспедиций.

В Советском Союзе организацией социального туризма занимались Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС (ЦСТЭ) и Бюро международного молодежного туризма (БММТ «Спутник») ЦК ВЛКСМ. Объем обслуживания ЦСТЭ на 1989 г. составлял 42 млн. туристов и 226,1 млн. экскурсантов, а объем оказанных услуг за тот же период достиг 3 млрд. руб. при численности работающих в системе 170 тыс. человек.

Объем обслуживания туристов БММТ «Спутник» в том же году составил 6,2 млн. человек, а объем услуг -365 млн. руб. (в ценах 1989 г.) при численности работающих около 7 тыс. человек. Различного рода скидки и льготы на предоставляемые туристские путевки превышали в ряде случаев 50-70% их стоимости и дотировались профсоюзами и другими общественными организациями.

При рыночных отношениях указанные выше системы социального туризма распались, а их элементы превратились в коммерческие структуры, занимающиеся в основном международным туризмом. О своей приверженности к социальному туризму заявила лишь Российская ассоциация социального туризма (PACT), являющаяся членом Международного бюро социального туризма (БИТС), организованного 7 июня 1963 г. в Брюсселе.

Нерешенные проблемы показывают актуальность данной темы для современной России. В такой ситуации важную регулирующую и контролирующую роль должно играть государство, что требует анализа приоритетных форм и методов государственного регулирования социального туризма в РФ.

Социальный туризм в России сегодня выходит на новый этап развития в условиях рыночной экономики, в государственном регулировании которого необходимо сочетать применение зарубежного опыта с особенностями российского развития. Важно восстанавливать и создавать социальный туризм, разработка которого требует новых подходов в организации государственного регулирования, соответствующих развитию рыночных отношений и новых форм собственности .

Современное самостоятельное развитие отрасли без государственной поддержки привело к выживанию преимущественно коммерческих форм и видов туризма. В этих условиях доля социального туризма как явления советского периода значительно уменьшилась. Постоянно растущие тарифы на транспорт, продукты питания, различные услуги, а также прекращение дотаций туристским учреждениям и их недостаточное финансирование со стороны различных ведомств и фондов сокращает число потенциальных туристов.

Социальному туризму, как фактору развития общества, не уделяется должного внимания, что несет в себе массу негативных социальных моментов. Прежде всего, она резко увеличивает социальную напряженность в обществе. Рост доходов населения не поспевает не только за ростом стоимости услуг в сфере туризма, но и за ростом стоимости других элементов, характеризующих жизненный уровень населения. В результате потребность людей в отдыхе является наименее удовлетворенной среди основного круга социальных потребностей. Около 80% населения являются потенциальными клиентами социальных форм туризма, но на практике реализуют свой отдых только каким-либо самодеятельным способом, даже не задумываясь об услугах туристских фирм .

Общая неудовлетворенность в отдыхе влечет за собой и другие проблемы. Это вопросы сохранения и профилактики здоровья населения, рационального использования свободного времени, удовлетворения образовательных и культурных потребностей, общее проблемы снижения жизненной активности и межличностных контактов и многие другие.

Состояние современного российского общества требует развития социального туризма, которое позволило бы вовлечь в туристские путешествия миллионы россиян, открыло бы широкие возможности оздоровления, познания, приобщения к культурным ценностям средствами туризма, способствовало бы переориентации большинства населения на иные социальные и политические ценности, то есть в сторону здорового образа жизни и духовности. Об этом говорилось в докладе «О развитии курортно-рекреационного комплекса РФ» на заседании президиума Государственного совета РФ 23 июля 2004 года в Геленджике. А сегодня проблема стоит только еще острее, актуальнее. Очевидно, без привлечения крупного бизнеса в развитие отечественного туризма нам не решить вопросы развития социального и самодеятельного туризма.

Для того чтобы в нашей стране успешно функционировал и реализовывался социальный туризм во всех его проявлениях, необходимо совершенствование существующего механизма государственного регулирования данной сферы.

До сих пор не разработан регламентирующий документ, который конкретизировал бы, кто из туристов, на какие свои путешествия, где и когда может получить от государства полагающееся по закону вспомоществование из бюджетных средств, предусматриваемых на социальные нужды. Иными словами, даже на бумаге и тем паче на деле упомянутый закон в этой своей части изначально превратился лишь в декларацию, стал благим желанием, но не более. Связанные с ним ожидания граждан на поверку оказались напрасными. Дело не только в том, что у государства на это нет денег и не предвидится, а в том, что такие бюджетные траты почти не нужны. Ошибочно взваливать финансирование социального туризма целиком на плечи государства. Во всем мире он самофинансируется да еще и существенно пополняет государственную казну. Законодательное отлучение в России туризма от рынка обернулось на практике тем, что сфера коммерческих туристских услуг оказалась в руках не социального, а полностью коммерческого туризма, лишенного каких бы то ни было социальных ориентиров, социальных озабоченностей, социальных целей.

В итоге исчез дешевый туристский продукт. Для 90 миллионов российских граждан, для большинства желающих из бывших республик СССР возможность посетить Россию, путешествуя по ней, перестала быть доступной. Это относится не только к дальнему, среднему, но и к ближнему туризму, даже к туризму выходного дня.

Тем самым лишились массовой посещаемости российские музеи, памятники природы, истории и культуры, объекты размещения, особенно недорогие турбазы и гостиницы. Стационарные (в прошлом - пионерские) летние и зимние лагеря, общедоступные точки питания, транспортные средства и многое другое. Не будучи востребованной, утратив денежные поступления, вся эта материальная база омертвлена, более чем на три четверти пришла в негодность.

Проблемы в социальном туризме в России начинаются с того, что в законодательстве нет регламентирующих документов, которые определяют, кто из туристов, на какие путешествия, где и когда может получить полагающиеся ему бюджетные средства. Призванный внести конкретику закон «О социальном туризме» разрабатывается с середины 1990-х годов, но до сих пор не принят, а значит, большинство вопросов, касающихся выделения бюджетных ассигнований льготным категориям путешественников, не урегулированы.

Тем не менее государство не отказывается от финансирования этой сферы. Регионы получают деньги из федеральной казны на организацию социальных туров. Например, на Камчатке на эти цели ежегодно выделяется до 5 млн рублей. Деньги перечисляются туристическим фирмам, а сами социальные туры распределяются министерствами, связанными с социальным обеспечением.

Программы, в рамках которых внебюджетные фонды и некоммерческие организации, а также крупные предприятия создают условия для недорогого отдыха своих сотрудников. Сюда же можно отнести благотворительные программы и программы корпоративной социальной ответственности, реализуемые в области туризма.

Государственное финансирование санаторно-курортного комплекса осуществляется через федеральный бюджет и фонд социального страхования (ФСС). Практически все федеральные органы власти, имеющие на балансе пансионаты и дома отдыха, будут финансироваться с ежегодным ростом в размере 7-12%.

К сожалению, проблемы социального туризма в России не исчерпываются неопределенностями процедур поддержки льготных категорий путешественников и недостатком бюджетных средств на эти цели. Сложности возникают и с инфраструктурой.

Доступность в социальном туризме подразумевает, что маломобильный гражданин может самостоятельно сесть в экскурсионный автобус, в поезд, в самолет, воспользоваться приспособленным для инвалидов-колясочников номером в гостинице и так далее.

Вот почему законопроект «О социальном туризме» нацелен на то, чтобы заложить надежный правовой фундамент для возрождения в России общедоступного, социально-ориентированного туризма. Имеется в виду необходимость законодательно снова сделать экономически выгодной для отечественных туроператоров их работу на внутреннем рынке туристских услуг и системой льгот заинтересовать, поощрить предпринимателей в том, чтобы формировали, реализовывали дешевые туры по России. Если появятся в изобилии разнообразные туристские услуги по доступным ценам, платежеспособность населения при тех же его скромных, малых доходах сразу возрастет. Люди стремятся увидеть, узнать родной край, свою страну, хотят, чтобы это стало доступно детям, чтобы путешествия по России духовно обогащали, радовали, наполняли яркими впечатлениями. Это нормальная, стойкая, всеобщая потребность, и она должна быть социально удовлетворена.

Данный закон на данном этапе находится в рассмотрении.

Принятие этого закона - это прежде всего, выиграют слабозащищенные слои населения. Иного шанса у них в этом смысле нет. Возрождение социального туризма - фактор сближения людей и народов наших стран.

Опорные моменты законопроекта:

  • - это действенный механизм самофинансирования, включая базовый стандарт доступности социального тура, фонды развития социального туризма, социальную туристскую ренту и т.д;
  • - это механизм самоуправления, координации и партнерства посредством межведомственных комиссий с участием представителей туристской общественности и другие.

В соответствии с социальными реформами, проводимыми в настоящее время в Российской Федерации, происходит монетизация социальных льгот населения, базирующаяся на введении понятия единого социального пакета. Наряду с льготированными медицинскими, транспортными и другими услугами, в единый социальный пакет в качестве меры социальной поддержки, установленной федеральным законодательством с 1 января 2005г. включены услуги санаторно-курортного лечения. В число пользователей единого социального пакета попало около 32 млн. российских граждан, в т.ч. инвалиды и участники Великой Отечественной войны, бывшие несовершеннолетние узники фашизма, ветераны боевых действий, ряд категорий военнослужащих, проходивших военную службу в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, инвалиды 1-3 гр., дети-инвалиды и др., что явится составной частью их материального жизнеобеспечения.

По некоторым оценкам потребность в санаторно-курортном лечении имеют 60% взрослого населения и 40% детей. Оно особенно важно для больных, нуждающихся в реабилитационно-восстановительном периоде.

Совершенно очевидно, что решить все социально-демографические проблемы только с помощью санаторно-курортной и туристской сферы невозможно. Однако обдуманная государственная политика финансирования этой сферы является одним из элементов реализации приоритетного национального проекта «Здоровье».

В эпоху глобализации оздоровление нации является одной из важных задач современного общества. Одним из перспективных направлений индустрии туризма выступает лечебно-оздоровительное, особенностью которого является комплексный подход к человеку, предусматривающий возможность лечения различных видов заболеваний, в том числе в санатории.

В последнее время рынок лечебно-оздоровительного туризма претерпевает изменения. Традиционные санаторные курорты перестают быть местом лечения и отдыха пожилых людей и превращаются в полифункциональные оздоровительные центры, рассчитанные на широкий круг потребителей. Такая трансформация курортных центров обусловлено двумя причинами. Первая кроется в изменении характера спроса на лечебно-оздоровительные услуги. Модным становится здоровый образ жизни, в мире становится больше людей, которые хотят поддерживать хорошую физическую форму и нуждаются в восстановительных антистрессовых программах. Преимущественно это люди среднего возраста, предпочитающих активный отдых и часто ограничены во времени. По мнению многих экспертов, потребители такого типа будут главными клиентами санаторных курортов и гарантией процветания лечебно-оздоровительного туризма XXI века.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Современное развитие делового туризма в России и за рубежом. Проблемы в области обеспечения безопасности туров и правовое регулирование вопроса. Анализ развития делового туризма в Москве и Санкт-Петербурге, меры по усовершенствование безопасности туров.

    дипломная работа , добавлен 09.03.2013

    Особенности развития социального туризма в РФ - туризма, расходы на который полностью или частично оплачиваются из финансовых источников, предназначенных на социальные нужды. Регулирование социального туризма на региональном и муниципальном уровнях.

    курсовая работа , добавлен 06.05.2011

    Рекреационный потенциал и социально-экономические предпосылки развития туризма в Полесско-Туровской культурно-туристской зоне. Агро-эко- и фольклорно-этнографический туризм. Центры активизации спортивного туризма. Объекты санаторно-курортной индустрии.

    дипломная работа , добавлен 28.05.2015

    Правовое регулирование сферы туризма. Характеристика рынка туризма наиболее развитых регионов России. Реализация курортно-рекреационного потенциала Дагестана. Анализ продвижения туристского продукта России на международном и внутреннем туристских рынках.

    дипломная работа , добавлен 16.11.2010

    Развлекательный, познавательный, оздоровительный и спортивный туризм, его познавательно-развлекательные элементы. Основные этапы в истории развития туризма. Зависимость туризма от уровня развития цивилизации и сервиса, существующих средств передвижения.

    реферат , добавлен 01.03.2010

    Туристские ресурсы Украины и их классификация. Природно-географические, культурно-исторические и социально-экономические факторы развития туризма в Украине. Украинские туроператоры и турагенты на международном туристском рынке. Туризм в Приморских зонах.

    курсовая работа , добавлен 15.04.2013

    Социально-экономические основы туризма, классификация, функции. Анализ и оценка туристских ресурсов, инфраструктуры и индустрии туризма в России, их состояние: кадастры аттрактивных туристских зон. Разработка прогнозов развития отрасли, факторы риска.

    дипломная работа , добавлен 06.07.2011

    Проблемы и перспективы развития туризма в Беларуси. Создание туристических комплексов в Новогрудской культурно-исторической зоне: географическое положение, природные и познавательные ресурсы, инфраструктура. Формирование тура "Замки Новогрудчины".

    курсовая работа , добавлен 27.09.2011