Помощник

Порядок исчисления и уплаты взносов в фонд социального страхования. Порядок начисления страховых взносов. Как определить сумму к уплате

Работодатели - ключевые участники российской пенсионной системы. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, которые они начисляют и уплачивают в ПФР с выплат и иных вознаграждений в пользу работников, - это будущие пенсии их сотрудников и выплата пенсий нынешним пенсионерам.

Пенсионный фонд России является администратором страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.

Плательщиками страховых взносов являются:

  • лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
  • организации;
  • индивидуальные предприниматели (в том числе главы КФХ);
  • физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;
  • самозанятое население: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам и уплачивающие страховые взносы за себя.

ВАЖНО! Для самозанятого населения с 1 января 2016 года в целях раздельного учета страховых взносов внесены изменения в коды подвидов доходов бюджетов для КБК, применяемых для уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере:

Исчисленные с суммы дохода плательщика, не превышающие предельной величины дохода;

Исчисленные с суммы дохода плательщика, полученной сверх предельной величины дохода (1%).

Введены новые КБК для уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере.

ВАЖНО! Для всех категорий плательщиков с 1 января 2016 года внесены изменения в коды подвидов доходов КБК в целях раздельного учета пеней и процентов по соответствующему платежу.

Порядок уплаты страховых взносов

15 число каждого месяца - последний день уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование за предыдущий месяц. Уплачивать необходимо ежемесячно. Если последний день срока приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Начисленные, но неуплаченные в срок страховые взносы признаются недоимкой и подлежат взысканию.

22% - основной тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

+ 10% тарифа страховых взносов, если величина базы для начисления страховых взносов у работодателя больше установленной величины.

5,1% - тариф страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

796 000 рублей - предельная величина базы, с которой уплачиваются страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования в 2016 году (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 №1265).

ВАЖНО! С 2015 года уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование в бюджет ФОМС производится по установленным тарифам со всех без ограничения сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица за соответствующий финансовый год, за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами в соответствии со статьей 9 Федерального закона № 212-ФЗ.

База для начисления страховых взносов определяется отдельно в отношении каждого работника с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом. При исчислении страховых взносов по дополнительному тарифу для отдельных категорий работодателей, имеющих рабочие места на вредных и опасных производствах, положение по ограничению базы для начисления страховых взносов не применяется.

Уплачивать страховые взносы по каждому виду страхования необходимо отдельными расчетными документами, которые направляются в банк с указанием соответствующих счетов Федерального казначейства и кодов бюджетной классификации.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование необходимо уплачивать без деления на страховую и накопительную части.

При отсутствии банка плательщики страховых взносов - физические лица могут уплачивать страховые взносы бесплатно через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи.

Коды бюджетной классификации (КБК) для уплаты страховых взносов можно .

ВАЖНО! Сумму страховых взносов, подлежащую перечислению в соответствующие государственные внебюджетные фонды, работодатели должны определять точно - в рублях и копейках. До 2015 года сумму страховых взносов, подлежащую перечислению в соответствующие фонды, определяли в полных рублях.

Уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование, а также подготовка отчетности по уплаченным и начисленным платежам происходит по той же схеме, что и на обязательное пенсионное страхование. При перечислении страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования страхователь обязан указывать в платежных поручениях свой регистрационный номер.

ВАЖНО! С 2015 года банки обязаны выдавать органам контроля за уплатой страховых взносов справки о наличии счетов в банках и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей в банках в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса органа контроля за уплатой страховых взносов (Порядок представления банками информации о наличии счетов, об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах по запросам территориальных органов ПФР, а также соответствующих форм справок и выписки, утвержден Постановлением Правления ПФ РФ от 14.10.2015 № 377п).

ВАЖНО! С 2015 года с выплат иностранным гражданам и лицам без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающим на территории РФ, начисляются пенсионные взносы вне зависимости от срока действия заключенных трудовых договоров.

Исчерпывающую информацию и консультацию о порядке уплаты страховых взносов можно получить в территориальном органе Пенсионного фонда России по месту регистрации страхователя. Помимо этого, на сайте ПФР в «Кабинете страхователя» страхователь может посмотреть реестр платежей, получить справку по сверке расчетов, оформить платежное поручение, рассчитать взносы, выписать квитанции и многое другое в режиме реального времени. Кроме того, в разделе «Электронные сервисы» есть сервис «Формирование платежных документов» , с помощью которого можно подготовить платежное поручение.

Действующим законодательством установлены обязательные страховые платежи в различные фонды – пенсионный, социального и медицинского страхования. Это непреложная обязанность для всех компаний и предпринимателей. Иными словами, взносы уплачивают все – и ИП без нанятого персонала, и ООО со средними доходами, и огромная корпорация с немалым штатом сотрудников. Кроме того, даже по каким-то причинам не функционирующие организации, т. е. не получающие доход, но не заявившие о прекращении своей деятельности в официальном порядке, также производят эти платежи. Расчет сумм страховых взносов осуществляется в различных предприятиях по-разному, все зависит от многих причин: статуса предприятия, организационных особенностей и других условий. Попробуем разобраться в тонкостях начислений для разных категорий организаций, работников и узнаем порядок расчета страховых взносов для предприятий разных форм собственности.

Чем отличаются налоги работодателя и его сотрудников?

Сначала рассмотрим отличия в уплате налогов персоналом и работодателем, поскольку их часто путают, хотя понятия эти полярно противоположные. Расчет страховых взносов осуществляется на основе размера оплаты труда. Нельзя смешивать такие разные понятия, как платежи работодателя и сотрудника. Работник уплачивает НДФЛ с суммы начисленной ему лично зарплаты, а работодатель платит 30% от размера всего фонда зарплаты персонала в различные фонды. Кстати, выступая налоговым агентом, компания или ИП удерживает и перечисляет в бюджет полную сумму НДФЛ с ее работников. Такова разница между налогами, которые уплачивают наемные работники и руководители предприятий.

Страховые взносы: что это такое?

Взносы, уплачиваемые работодателем в социальные фонды, называются страховыми, или социальными отчислениями. Все платежи в них рассчитываются и перечисляются помесячно в установленные законодательным порядком сроки.
Подавляющая часть населения России является нанятыми работниками разных предприятий. Для компаний, находящихся на традиционной системе налогообложения, база для расчета страховых взносов строится исключительно на сумме начисленной им зарплаты и связанных с нею выплат, например премий или доплат за работу в праздничные и выходные дни, классность, территориальный коэффициент и др. Выплаты, характеризующиеся как социальные, в расчетную базу не входят. К ним относятся:

  • материальные компенсации;
  • помощь от компании для восстановления здоровья или приобретения лекарственных средств на основании коллективного договора или отраслевых тарифных соглашений;
  • пособия, начисленные при увольнении сотрудников, вызванном сокращением производства и ликвидацией рабочих мест;
  • затраты на командировки, носящие производственный характер, но не имеющие отношения к начислению заработной платы.

Итак, все начисления производятся на сумму начисленной зарплаты. Узнаем, в какие фонды перечисляют взносы предприятия, применяющие ОСНО, их размеры и особенности расчета, а также для каких компаний и в каких случаях применяются сниженные тарифы.

ФСС

Один из важнейших социальных фондов, куда отчисляются страховые взносы – ФСС. Он работает в двух направлениях: контролирует и оплачивает пособия по временной нетрудоспособности и возмещает ущерб, вызванный полученными производственными травмами.
В связи с этим взносы в ФСС исчисляются по следующим тарифам:

▪ 1-й – по временной потере трудоспособности и материнству – 2,9 % от зарплаты работников. На 2015 год установлен предельный уровень оплаты труда, с которого насчитываются взносы, в сумме 670 тыс. руб. На полученный свыше этого уровня доход тариф не начисляется.

▪ 2-й – страхование от производственных несчастных случаев. Величина взноса варьируется от 0,2% до 8,5 % и соответствует одному из 32 классов риска на производстве, законодательно установленных для компаний различной степени производственного травматизма. Для этого вида страхования не существует размера предельной базы, отчисления с заработной платы производятся независимо от суммы дохода по установленному для каждого предприятия классу риска. Только для бюджетных предприятий профессиональный риск ограничен первым классом.

ФФОМС

Отчисления по медицинскому страхованию составляют в 2015 году 5,1% от суммы оплаты труда. Максимальный уровень зарплаты, свыше которого взносы не насчитываются, равен 624 тыс. рублей.

ПФР

Для предприятий, работающих на общих основаниях, взносы составляют 22 %. Предельный доход для их начисления в текущем году равен 711 тыс. руб. В отличие от остальных фондов, в ПФР на суммы, превышающие норматив, отчисления производятся в размере 10 %. Но распределяются они уже не на отдельный счет работника, а на общий, консолидированный счет. В представленной таблице указаны размеры отчислений и предельные уровни дохода, на который они начисляются, для предприятий, применяющих ОСНО.

1. Пример расчета страховых взносов

Сотруднику предприятия за январь начислена зарплата – 68 тыс. руб. В нее входят выплаты:

Всего начислено: 68 000 руб.

Оплата листа нетрудоспособности не входят в базу для расчета, понижая сумму дохода для начисления взносов.

68 – 13 = 55 тыс. руб.

Начислено взносов за январь:
в ПФР:
55 000 * 22% = 12 100 руб.
в ФСС:
55 000 * 2,9% = 1595 руб.

В ФСС (от несч. сл.):

55 000 * 0,2% = 110 руб.
в ФФОМС:
55 000 * 5,1% = 2805 руб.
Всего начислено взносов за месяц - 16 610 руб.

Продолжим пример:

Зарплата этого сотрудника за 10 месяцев года составила 856 000 рублей. Размер начисленных за это время взносов:

В ПФР:
711 000 * 22% + (856 000 – 711 000) * 10% = 156 420 + 31 900 = 188 320 руб.
в ФСС:
670 000 * 2,9% = 19 430 руб.

ФСС (от несч/сл.):

856 000 * 0,2% = 1712 руб.
ФФОМС:
624 000 * 5,1% = 31 824 руб.
Начислено за 10 месяцев - 241 286 руб.

Страховые взносы: расчет для ИП

Часто предприниматели, организуя собственный бизнес, работают в единственном числе, не набирая штат персонала. Сам себе ИП зарплату не платит, он получает доход от предпринимательской деятельности. К этой категории относится и так называемое самозанятое население - частнопрактикующие юристы, врачи и другие специалисты, организовавшие собственный бизнес.

Для таких предпринимателей законодательно утвержден особый порядок начисления подобных платежей – фиксированные (обязательные) страховые взносы.

Осуществляется расчет обязательных страховых взносов исходя из размера МРОТ, индексирующегося ежегодно. Поэтому с каждым годом увеличивается и сумма фиксированных взносов, не считая эксперимента законодателей в 2013 году, когда за основу для расчета отчислений брали не один МРОТ, а два.

Эта сумма четко определена и рассчитывается как произведение 12-кратного МРОТ на тарифы, установленные для ПФР в размере 26 % и ФФОМС - 5,1%:

В текущем году обязательный взнос составил 18 610,80 руб. и 3650,58 руб. соответственно. Всего подлежит перечислению за год 22 261,38 руб.

Расчет страховых взносов в ФСС индивидуальные предприниматели не делают, поскольку для них не предусмотрены расчеты с фондом ни по оплате листов нетрудоспособности, ни по производственным травмам.

Законодательно установлена предельная планка получения дохода для возможности уплаты отчислений в фиксированной сумме – 300 тыс. руб. Превышение этого уровня доходов потребует доначисления размера взносов: на сумму, полученную сверх этого норматива, начисляется 1 %. Такое правило действует только для начисления взносов в ПФР. Оно не относится к отчислениям в ФФОМС. На размер взноса в этот фонд не влияет сумма доходов, он стабилен.

Порядок перечисления и расчет страховых взносов в ПФР предпринимателями

Алгоритм расчетов с пенсионным фондом следующий:

До окончания текущего года в обязательном порядке уплачивается фиксированный взнос. Это обязанность всех предпринимателей. Как уже упоминалось, при уплате этого взноса не играет роли ни финансовый результат деятельности, ни режим налогообложения, ни размеры дохода, ни его полное отсутствие. Этот взнос уплачивается, поскольку является обязательным.

До 1 апреля будущего года перечисляется полученная расчетным путем часть взносов – 1% от размера дохода, превысившего трехсоттысячный предел.

3. Рассмотрим пример расчета страховых взносов для ИП, работающего без персонала:

Годовой доход практикующего врача составил 278 тыс. руб. Составим расчет страховых взносов:

в ПФР = 5965 * 12 * 26 % = 18 610,80 руб.

в ФФОМС= 5965 * 12 * 5,1% = 3650,58 руб.

Платежи осуществляются одинаковыми долями поквартально или сразу полной суммой. Главное, чтобы они были внесены до конца года.

4. Рассмотрим следующий пример:

Доход ИП за год – 2 560 000 руб.

Взнос в ПФР = 18 610,80 + 1 % * (2 560 000 – 300 000)= 18 610,80 + 22600 = 41 210,80 руб.

В ФФОМС – 3650,58 руб.

Важно! Фиксированная сумма 22 261,38 руб. должна быть перечислена до конца налогового года, взнос с разницы 18 949,42 руб. уплачивается до 1 апреля.

Предельная сумма взноса в текущем году - 148 886,40 руб. Рассчитывается она по формуле: 8-кратный размер МРОТ за год, помноженный на установленный тариф ПФР.

Особенности расчета взносов ИП: как правильно рассчитать размер дохода ИП

Расчет страховых взносов ИП изменен радикально. И если раньше все расчеты строились на размере прибыли, сегодня за основу для их начисления берется размер полученного дохода. И следует различать эти понятия, поскольку неправильно подсчитанная сумма дохода и, следовательно, платежа может повлечь наложение штрафных санкций.


При совмещении нескольких налоговых режимов доходы от деятельности на каждом из них должны суммироваться. Если доход предпринимателя за год - не больше 300 тыс. рублей или отсутствует, то ИП обязан перечислить лишь фиксированный взнос.

Применение пониженных тарифов: кто может рассчитывать на льготы?

Российским законодательством регламентирована возможность применения сниженных тарифов для некоторых категорий предприятий-работодателей. Величины этих тарифов различны для разных компаний и зависят от деятельности, которой они занимаются. Размеры тарифов перечислены в 1-й части ст. 58 З-на № 212-ФЗ. Это весьма пространный реестр, который вмещает целый ряд плательщиков, имеющих право использования льгот. В таблице представлен список предприятий, деятельность которых позволяет применять льготные тарифы при расчете социальных отчислений.

Размеры пониженных ставок страховых взносов
Компании, имеющие право на применение льготных тарифов ПФР ФСС ФФОМ
Предприятия, работающие на ЕСХН, сельхозпроизводители, общественные представительства инвалидов 21 2,4 3,7
Партнерства, организованные бюджетными, некоммерческими учреждениями, IT-компании, др. 8 4 2
Компании и ИП, работающие на патенте и УСН по видам деятельности, перечисленным в законе, предприниматели-фармацевты на ЕНВД, некоммерческие организации на УСН, предприятия, работающие в сфере социального обеспечения, разработок НИОКР, здравоохранения, культуры, благотворительного направления 20 0 0
Предприятия-участники проекта "Сколково" 14 0 0

В пункте 8, ч. 1 ст. 58 опубликован список видов деятельности, по которым установлено применение льготных тарифов. Организациям и ИП, работающим с любым из них, дано право не насчитывать отчисления по социальному и медицинскому страхованию, а для взносов в ПФР установлена ставка 20%. Предельный доход для расчета отчислений – 711 тыс. руб. На полученные доходы, сверх этого размера, взносы не насчитываются. Законодателями установлены и некие ограничительные барьеры, которые должны быть применены для реализации предприятиями права на использование льготных тарифов.

Рассмотрим расчет страховых взносов по льготным тарифам на нескольких следующих примерах.

1. С годового дохода работника предприятия – сельхозтоваропроизводителя, имеющего право на льготный расчет в сумме 264 000 руб. отчисления составили:

В ПФР:
264 000 * 21% = 55 440 руб.
в ФСС:
264 000 * 2,4% = 6336 руб.

В ФФОМС:

264 000 * 3,7% = 9768 руб.

Итого: 71 544 руб.

2. С зарплаты работника предприятия сферы соцобеспечения, ведущего деятельность, подпадающую под применение льгот в сумме 210000 руб., должны быть насчитаны взносы:

В ПФР:
210 000 * 20% = 40 500 руб.
Итого: 40 500 руб.

3. С годового дохода сотрудника IT-компании в сумме 547 000 руб. сделаны отчисления:

В ПФР:
547 000 * 8% = 43 760 руб.
в ФСС:
547 000 * 4% = 21 880 руб.

В ФФОМС:

547 000 * 2% = 10 940 руб.

Итого: 76 580 руб.

Еще одно нововведение с начала текущего года – суммы взносов при уплате не округляются до рублей, как было принято раньше, а насчитываются и уплачиваются в рублях и копейках, не создавая при расчетах с фондами мизерных переплат.

Учет расчетов по страховым взносам: начисление, проводки, особенности

Начисление страховых взносов осуществляется предприятиями-работодателями в том же месяце, за который начисляется зарплата. Важно! Начисление-расчет страховых взносов на отпускные производится сразу же при расчете отпускных, причем на всю сумму, независимо от продолжительности периода отпуска. Зачастую начинается он в одном месяце, а заканчивается в другом. Тем не менее расчет по начисленным страховым взносам производится на всю сумму сразу.

Бухгалтерский учет страховых взносов осуществляется на счете № 69 «Расчеты по социальному страхованию» и его субсчетах для отдельного выделения видов отчислений и фондов. Корреспондируется он со счетами учета затрат производства, сумма начисленных взносов отражается по кредиту 69-го счета :

Д-т 20 (23, 26, 44 …) К-т 69 - начислены взносы в ПФР, ФСС и ФФОМС на соответствующие субсчета, утвержденные в компании.

Уплаченные взносы дебетуют субсчета 69 и отражаются в кредите счета 51 «Расчетный счет», подтверждая произведенный платеж и расчет по уплаченным страховым взносам.

Особенности применения льгот при уплате взносов для «упрощенцев»

Законодательно установлена возможность уменьшения налогооблагаемой базы предприятий, применяющих спецрежимы. Уплаченные страховые взносы в полном объеме рассчитанной суммы уменьшают базу по начисленному налогу, предусмотренному спецрежимом, в следующих случаях:

ИП применяет УСН и/или ЕНВД и функционирует без нанятого персонала;

Компания работает на упрощенном режиме «Доходы за минусом расходов».

1/2 суммы отчислений уменьшает базу для расчета налога, когда применяются следующие режимы:

УСН «Доходы * 6%»;

Обладателям патентов страховые взносы не уменьшают их стоимость.

Надо отметить, что право на применение указанных льгот осуществимо только в том периоде, за который начисляется налог, и уменьшена база может быть исключительно на сумму уплаченных (не начисленных!) в этом же отчетном периоде взносов.

Штрафные санкции

Страховые взносы, расчет по которым произведен, должны быть уплачены в фонды в установленные сроки. По закону при несвоевременном перечислении ежемесячных платежей контролирующие ведомства вправе предъявить организации пени за каждый день просрочки.

Неустойки, не предусмотренные законодательно, не могут быть применены в качестве санкций, но штрафы бывают весьма внушительными. Существует немало причин, которые могут вызвать неудовольствие внебюджетных фондов. Они вправе оштрафовать компанию за несвоевременную регистрацию в фондах либо за опоздание с предоставлением отчетности по взносам, а также за использование бланков неустановленной формы. Это далеко не полный перечень нарушений, внебюджетный фонд располагает немалой властью и лучше заранее готовить и представлять все необходимые отчетные формы, чтобы иметь возможность что-либо изменить и вовремя отчитаться.


С 1 января 2017 года все положения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов перенесены в НК РФ . При этом НК РФ дополнен новым разделом XI "Страховые взносы в Российской Федерации" и новой главой 34 "Страховые взносы".

В НК РФ страховые взносы выведены в отдельный обязательный платеж и их понятие, также, как и определение налога и сбора, закреплено в статье 8 НК РФ . Так, под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

Но следует отметить, что положения НК РФ не будут применяться к отношениям по установлению и взиманию страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, которые также, как и сейчас будут регулироваться отдельными законами.

Разграничение полномочий между ФНС России и государственными внебюджетными фондами при передаче полномочий по администрированию страховых взносов

К налоговым органам переходят полномочия по:

- контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в соответствии с положениями НК РФ ;

- приему от плательщиков страховых взносов расчетов по страховым взносам, начиная с представления расчета по страховым взносам за отчетный период - 1 квартал 2017 года;

- осуществлению зачета/возврата сумм страховых взносов, в том числе за периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по решениям ПФР и ФСС;

- предоставление отсрочки (рассрочки) по страховым взносам;

- взыскание недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, в том числе возникшей до 1 января 2017 года, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами ПФР и ФСС.

У ПФР и ФСС сохраняются полномочия по:

- приему от плательщиков страховых взносов расчетов (уточненных расчетов) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года;

- контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов за периоды до 1 января 2017 года (камеральные и выездные проверки);

- приему заявлений от плательщиков страховых взносов о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафов за отчетные периоды до 1 января 2017 года, принятию решений по данным заявлениям и направлению указанных решений в налоговые органы для исполнения.

Кроме того, у ПФР сохраняется обязанность ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а ФСС РФ остается администратором страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и, учитывая сохранение "зачетного" механизма в системе обязательного социального страхования, за ФСС РФ сохраняются полномочия по проведению проверок правильности заявленных расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и сообщению об итогах данных проверок в налоговые органы.

Особенности постановки на учет плательщиков страховых взносов

С 1 января 2017 года все плательщики страховых взносов должны будут встать на учет в налоговых органах.

При этом процедура постановки на учет (снятия с учета) в налоговых органах организаций и физических лиц не претерпела значительных изменений. Так, постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, иностранной некоммерческой неправительственной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации через отделение, а также индивидуального предпринимателя по месту его жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Вместе с тем в силу специфики страховых взносов появились некоторые особенности постановки на учет отдельных категорий плательщиков страховых взносов.

Например, постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе международной организации, признаваемой плательщиком страховых взносов, осуществляется налоговым органом на основании заявления такой международной организации о постановке на учет (снятии с учета) в качестве плательщика страховых взносов.

Постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе арбитражного управляющего, оценщика, медиатора осуществляется налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, оценщиков, медиаторов. Постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе патентного поверенного осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых Федеральной службой по интеллектуальной собственности.

Постановка на учет (снятие с учета) физического лица в качестве плательщика страховых взносов осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании заявления этого физического лица о постановке на учет (снятии с учета) в качестве плательщика страховых взносов, представляемого в любой налоговый орган по его выбору.

Плательщики страховых взносов

Пунктом 3.4 статьи 23 НК РФ отдельно выделены обязанности плательщиков страховых взносов, к которым относятся:

1. уплата страховых взносов, установленных НК РФ ;

2. ведение учета объектов обложения страховыми взносами, сумм исчисленных страховых взносов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты и иные вознаграждения;

3. представление в налоговый орган по месту учета расчетов по страховым взносам;

4. представление в налоговые органы документов, необходимых для исчисления и уплаты страховых взносов;

5. представление в налоговые органы в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ , сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета;

6. обеспечение в течение шести лет сохранности документов, необходимых для исчисления и уплаты страховых взносов;

7. сообщение в налоговый орган по месту нахождения российской организации - плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями;

8. иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В статье 419 НК РФ закреплены две категории плательщиков страховых взносов:

1. плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

- организации

- индивидуальные предприниматели

- физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями

2. плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, а именно индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, медиаторы, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Однако, если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, то он обязан исчислить и уплатить страховые взносы отдельно по каждому основанию. Например, если индивидуальный предприниматель, имеет работников, то он обязан заплатить страховые взносы как за себя, так и с выплат в пользу своих работников.

Объект обложения страховыми взносами

В соответствии со статьей 420 НК РФ для плательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц, объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам и т.п.):

1. в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг;

3. по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.

Для плательщиков физических лиц, производящих выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц, объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам (контрактам) и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг в пользу физических лиц (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателя, адвокатам, нотариусам и т.п.).

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признается минимальный размер оплаты труда, установленный на начало соответствующего расчетного периода, а в случае, если величина дохода такого плательщика за расчетный период превышает 300000 рублей, объектом обложения страховыми взносами также признается его доход.

База для исчисления страховых взносов

База для исчисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, являющихся объектом обложения, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами (например, пособия, компенсации, материальная помощь и др.).

При этом база для начисления страховых взносов определяется отдельно в отношении каждого физического лица по истечении каждого календарного месяца с начала расчетного периода нарастающим итогом.

База для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и база для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством имеет предельную величину, после которой страховые взносы не взимаются. Исключение составляют страховые взносы, уплачиваемые основной категорией плательщиков при применении тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 22%, в этом случае страховыми взносами также облагаются выплаты сверх установленной предельной величины базы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 10% сверх указанной величины.

Предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной индексации с 1 января соответствующего года исходя из роста средней заработной платы в Российской Федерации.

Кроме того, на период 2015-2021 годов предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное* ежегодно увеличивается установленные на соответствующий год повышающие коэффициенты:

________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

в 2017 году - 1,9;

в 2018 году - 2,0;

в 2019 году - 2,1;

в 2020 году - 2,2;

в 2021 году - 2,3.

База для начисления страховых взносов в части, касающейся авторских договоров уменьшается на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением таких доходов, а в случае если эти расходы не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету в определенных размерах (в процентах суммы начисленного дохода).

Тарифы страховых взносов

Для основной категории плательщиков страховых взносов на период до 2018 года включительно сохранен тариф страховых взносов в размере 30% (22% - на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной величины базы для исчисления страховых взносов, 2,9% - на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах взносооблагаемой базы и 5,1% на обязательное медицинское страхование). Кроме того, сверх вышеупомянутой величины базы для исчисления страховых взносов уплачиваются страховые взносы в ПФР исходя из тарифа 10%.

Тарифы в 2017-2018 годах (в %)

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС)

Страховые взносы на обязательное социальное страхование (ОСС) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование (ОМС)

В отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранцев и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ*

В отношении остальных выплат

В пределах установленной предельной величины базы

Свыше установленной предельной величины базы

________________
* За исключением иностранцев, признанных высококвалифицированными работниками.

** В целях исчисления страховых взносов на ОМС предельная величина базы не устанавливается, поэтому указанный тариф взимается с полной суммы выплат, подлежащих обложению страховыми взносами.


При этом основной тариф страховых взносов все также заявлен в размере 34% (26% - в ОПС в пределах установленной величины базы для исчисления страховых взносов, 2,9% - на ОСС в пределах установленной величины взносооблагаемой базы, 5,1% - на ОМС без установления указанной предельной величины), то есть после окончания действия вышеупомянутого тарифа 30% + 10% плательщики страховых взносов перейдут на уплату страховых взносов по тарифу 34%.

Для отдельных категорий плательщиков на определенный переходный период сохранены пониженные тарифы страховых взносов.

К таким плательщикам относятся:

- представители малого и среднего бизнеса, применяющие упрощенную систему налогообложения и осуществляющие деятельность в социальной и производственной сфере, аптеки, применяющие специальные режимы налогообложения, индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, благотворительные организации и социально ориентированные некоммерческие организации на УСН, которые применяют до 2018 года включительно пониженный тариф страховых взносов в размере 20%, который полностью идет на ОПС;

- организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий; хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности; плательщики, заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящие выплаты физическим лицам, работающим в технико-внедренческой особой экономической зоне или промышленно-производственной особой экономической зоне; плательщики, заключившие соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности и производящие выплаты физическим лицам, работающим в туристско-рекреационных особых экономических зонах, объединенных в кластер, которые до 2017 года включительно применяют тариф страховых взносов в размере 14%, в 2018 году - 21% и в 2019 - 28%;

- плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, которые до 2028 года применяют тариф 0%;

- участники проекта "Сколково", которые в течение 10 лет с момента получения ими статуса участника такого проекта применяют тариф страховых взносов в размере 14% который полностью идет на ОПС;

- плательщики, получившие статус участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, статус резидента территории опережающего социально-экономического развития, статус резидента свободного порта Владивосток, которые в течение 10 лет со дня получения ими такого статуса имеют право на применение пониженных тарифов в размере 7,6%.

Что касается дополнительных тарифов страховых взносов, то в отношении выплат в пользу физических лиц, занятых на видах работ указанных в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ), установлен дополнительный тариф страховых взносов на ОПС в размере 9%.

В отношении выплат в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 2 -18 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ , (например, занятых на работах с тяжелыми условиями труда, на подземных и открытых горных работах по добыче угля, сланца и других полезных ископаемых, на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью в текстильной промышленности и др.), установлен дополнительный тариф страховых взносов на ОПС в размере 6%.

Однако в случае, если у плательщика-работодателя проведена специальная оценка условий труда либо существуют рабочие места, по которым имеются актуальные результаты аттестации рабочих мест и условия труда на которых по результатам такой аттестации признаны вредными и (или) опасными, то взамен вышеуказанных тарифов плательщики в зависимости от класса условий труда, установленного по результатам специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест) применяются дифференцированные размеры дополнительных тарифов.

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Дополнительный тариф страхового взноса

Опасный

Вредный

Допустимый

Оптимальный

Тарифы взносов на дополнительное социальное обеспечение отдельных категорий работников составят:

- в отношении выплат в пользу членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации - 14%;

- в отношении выплат в пользу работников, непосредственно занятых полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт, и работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин - 6,7%.

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов

Для плательщиков-работодателей порядок исчисления и уплаты страховых взносов практически не изменился.

Они также ежемесячно должны производить исчисление и уплату страховых взносов. Срок уплаты страховых взносов остался прежним: не позднее 15-го следующего календарного месяца, в котором произведены выплаты в пользу физических лиц.

Сумма страховых взносов, как и в настоящее время, будет определяться в рублях и копейках и исчисляться отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Расчетным периодом, как и сейчас, признается календарный год, а отчетными периодами - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Кроме того, после 1 января 2017 года сохранится зачетный принцип расходования средств обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В связи с этим после 1 января 2017 года плательщик также сможет уменьшить сумму страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму произведенных им расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования.

При этом если по итогам расчетного (отчетного) периода сумма произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (за вычетом средств, выделенных страхователю ФСС в этом периоде) превысит общую сумму исчисленных страховых взносов по данному виду страхования, то с 1 января 2017 года полученная разница будет подлежать зачету налоговым органом в счет предстоящих платежей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на основании полученного от ФСС подтверждения заявленных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения за соответствующий расчетный (отчетный) период или возмещению ФСС в установленном порядке.

Следует отметить, что проверки правильности заявленных расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством сохраняются за ФСС. Для проведения указанных проверок данные расчетов по страховым взносам об исчисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и о суммах расходов плательщиков на выплаты страхового обеспечения будут направляться налоговым органом в ФСС.

С 1 января 2017 года уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями, имеющими обособленные подразделения, по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, за исключением организаций, имеющих обособленные подразделения за рубежом (в этом случае уплата страховых взносов и представление отчетности происходит централизовано по месту нахождения головной организации).

В связи со сменой администратора страховых взносов с 2017 года поменяются коды бюджетной классификации для перечисления страховых взносов.

Размер страховых взносов для самозанятой категории плательщиков

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

В случае, если доход плательщика не превышает 300000 руб. - 1 МРОТ х 26% х 12 мес.

В случае, если доход плательщика превышает 300000 руб. - 1 МРОТ х 26% х 12 мес. + 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающей 300000 руб., но не более 8 МРОТ х 26% х 12 мес.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование

1 МРОТ х 5,1% х 12

Главы крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - КФХ) уплачивают соответствующие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за себя и за каждого члена КФХ. При этом фиксированный размер страхового взноса по каждому соответствующему виду обязательного социального страхования определяется как произведение МРОТ и тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (26%) и на обязательное медицинское страхование (5,1%), увеличенное в 12 раз.

В случае, если КФХ состоит из нескольких членов, то сумма фиксированного размера страхового взноса подлежит умножению на количество членов КФХ, включая главу КФХ.

Таким образом, независимо от размера доходов глава КФХ уплачивает страховые взносы в фиксированном размере без взимания 1% от суммы дохода, превышающего 300000 руб.

В случае если предпринимательская или иная профессиональная деятельность самозанятых плательщиков осуществляется не с начала расчетного периода или прекратилась до его окончания, то в этом случае сумма страховых взносов определяется пропорционально отработанным месяцам.

НК РФ в статье 430 сохранил для самозанятых плательщиков освобождение от уплаты страховых взносов за периоды:

1. прохождения ими военной службы по призыву;

2. ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет;

3. ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

4. проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства;

5. проживания за границей супругов работников, направленных, в частности, в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

6. за периоды, в которых приостановлен статус адвоката, и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность.

При этом обязательного условия о представлении документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды, данная статья уже не содержит.

Вместе с тем в НК РФ закреплена норма о том, что в случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов самозанятыми плательщиками в установленный срок (31 декабря текущего календарного года - для фиксированного платежа и 1 апреля года, следующего за расчетным - для 1% с сумм дохода свыше 300000 рублей) налоговый орган в установленном порядке определяет сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет недоимку по страховым взносам и взыскивает ее в установленном порядке.

Представление отчетности

Плательщики, производящие выплаты в пользу физических лиц, представляют расчет по страховым взносам ежеквартально не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Главы крестьянских (фермерских) хозяйств представляют в налоговый орган по месту учета расчет по страховым взносам ежегодно до 30 января календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Форма расчета по страховым взносам утверждена приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@ (Зарегистрировано в Минюсте России 26.10.2016 N 44141).

Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт ФНС России
www.nalog.ru
по состоянию на 13.12.2016

1. Расчетным периодом для уплаты страховых взносов является календарный квартал года.

2. Расчетная база для исчисления страховых взносов (далее - расчетная база) определяется как среднее арифметическое за расчетный период ежедневных балансовых остатков на счетах по учету вкладов, за исключением денежных средств во вкладах, которые не подлежат страхованию в соответствии с настоящим Федеральным законом . Балансовые остатки на счетах по учету вкладов, размещенных малыми предприятиями или в их пользу, включаются в расчетную базу при условии, что сведения об указанных малых предприятиях содержатся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства на дату определения расчетной базы.

4. Базовая ставка страховых взносов не может превышать 0,15 процента расчетной базы за последний расчетный период.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, базовая ставка страхового взноса может быть увеличена до 0,3 процента расчетной базы, но не более чем на два расчетных периода в течение 18 месяцев.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Базовая ставка страховых взносов не может превышать 0,05 процента расчетной базы с расчетного периода, следующего за расчетным периодом, в котором сумма денежных средств фонда обязательного страхования вкладов, включая денежные средства, инвестированные Агентством в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, превысит 5 процентов общей суммы вкладов в банках.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Базовая, дополнительная и повышенная дополнительная ставки страховых взносов устанавливаются советом директоров Агентства и применяются к расчетной базе, установленной частью 2 настоящей статьи. При изменении ставок страховых взносов новые ставки страховых взносов вводятся не ранее 45 дней после принятия соответствующего решения.

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Базовая ставка страховых взносов устанавливается в едином для всех банков размере и уплачивается всеми банками. Дополнительная ставка страховых взносов устанавливается в едином для всех банков размере не более 50 процентов базовой ставки. Повышенная дополнительная ставка страховых взносов устанавливается в едином для всех банков размере не более 500 процентов базовой ставки.

7.2. Для целей установления банков, уплачивающих дополнительную ставку или повышенную дополнительную ставку страховых взносов, Банк России определяет базовый уровень доходности вкладов отдельно по вкладам, привлеченным в валюте Российской Федерации и иностранной валюте (за исключением вкладов, размещенных малыми предприятиями или в их пользу), путем расчета средней ставки из раскрываемых неограниченному кругу лиц максимальных процентных ставок по вкладам в банках, привлекших в совокупности две трети общего объема вкладов населения в банках Российской Федерации, в отношении вкладов, которые соответствуют условиям, определенным нормативным актом Банка России для целей расчета базового уровня доходности вкладов.

(см. текст в предыдущей редакции)

7.3. Базовый уровень доходности вкладов отдельно по вкладам в валюте Российской Федерации и иностранной валюте ежемесячно определяется в порядке, установленном нормативным актом Банка России, раскрывается Банком России неограниченному кругу лиц и доводится до банков не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала каждого месяца.

7.4. Дополнительная ставка страховых взносов уплачивается банками, которые привлекли в течение любого месяца квартала хотя бы один вклад (за исключением вкладов, размещенных малыми предприятиями или в их пользу) или заключили договор об изменении условий договора банковского вклада (за исключением договоров банковского вклада, заключенных малыми предприятиями или в их пользу) на условиях доходности вклада, включающего в себя процентные платежи и иную материальную выгоду, в размере, превышающем более чем на два, но не более чем на три процентных пункта годовых базовый уровень доходности вкладов, определенный Банком России для соответствующего месяца для вкладов в валюте Российской Федерации или иностранной валюте.

(см. текст в предыдущей редакции)

Они привлекли в течение любого месяца квартала хотя бы один вклад (за исключением вкладов, размещенных малыми предприятиями или в их пользу) или заключили договор об изменении условий договора банковского вклада (за исключением договоров банковского вклада, заключенных малыми предприятиями или в их пользу) на условиях доходности вклада, включающего в себя процентные платежи и иную материальную выгоду, в размере, превышающем более чем на три процентных пункта годовых базовый уровень доходности вкладов, определенный Банком России для соответствующего месяца для вкладов в валюте Российской Федерации или иностранной валюте;

(см. текст в предыдущей редакции)

Финансовое положение банков соответствует установленным нормативным актом Банка России критериям для уплаты повышенной дополнительной ставки.

7.6. Порядок определения размера иной материальной выгоды при определении доходности вклада устанавливается нормативным актом Банка России.

7.7. Финансовое положение банка оценивается Банком России на основании:

2) наличия действующих в отношении банка мер в виде ограничения на осуществление отдельных операций, и (или) ограничения на величину процентной ставки, которую банк определяет в договорах банковского вклада, и (или) запрета на осуществление отдельных банковских операций, предусмотренных лицензией на осуществление банковских операций, и (или) запрета на открытие филиалов.

7.8. Порядок признания финансового положения банка соответствующим критериям для уплаты повышенной дополнительной ставки страховых взносов, в том числе состав и методика расчета показателей, используемых для оценки финансового положения, устанавливается нормативным актом Банка России.

8. Решение об установлении ставок страховых взносов опубликовывается в "Вестнике Банка России" и "Российской газете" не позднее чем в течение пяти дней со дня его принятия.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Порядок исчисления расчетной базы устанавливается Агентством. В случае изменения указанного порядка новый порядок исчисления расчетной базы подлежит применению со следующего расчетного периода. При этом новый порядок исчисления расчетной базы должен быть доведен до сведения банков не позднее 30 дней до начала нового расчетного периода.

10. Установление дополнительных и повышенных дополнительных ставок страховых взносов в отношении банка осуществляется Агентством на основании сведений, предоставленных Банком России в соответствии с частью 8 статьи 27 настоящего Федерального закона. Информация об установлении и о размере дополнительной или повышенной дополнительной ставки страховых взносов доводится Агентством до банка не позднее 20-го числа второго месяца квартала, следующего за расчетным периодом, в форме электронного документа согласно форматам , установленным Агентством по согласованию с Банком России, с использованием информационных ресурсов Банка России в порядке , определенном Банком России по согласованию с Агентством.

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Уплата страховых взносов производится не позднее последнего рабочего дня второго месяца квартала, следующего за расчетным периодом, путем перевода денежных средств на счет Агентства в Банке России, на котором учитываются денежные средства фонда обязательного страхования вкладов.

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной банком с момента списания денежных средств с корреспондентского счета банка в Банке России.

13. В случае несогласия банка с установленной в отношении его дополнительной или повышенной дополнительной ставкой страховых взносов он в течение 15 дней с даты получения от Агентства информации, указанной в части 10 настоящей статьи, может обратиться в Банк России с ходатайством о неотнесении его к банкам, уплачивающим дополнительную или повышенную дополнительную ставку страховых взносов, в порядке , установленном нормативными актами Банка России. По итогам рассмотрения ходатайства банка Банк России в течение 15 дней с даты поступления указанного ходатайства направляет в Агентство изменения к ранее направленным сведениям о соответствии банка критериям для уплаты дополнительной или повышенной дополнительной ставки либо информирует банк и Агентство об отказе в удовлетворении ходатайства банка. Если полученные Агентством изменения к ранее направленным сведениям приводят к изменению размера страхового взноса, подлежащего уплате, Агентство информирует об этом соответствующий банк и Банк России в течение пяти рабочих дней с даты их получения от Банка России. Направление банком в Банк России ходатайства не освобождает банк от обязанности уплаты страхового взноса в сроки, установленные частью 11

16. Уплата страховых взносов автоматически возобновляется банками с расчетного периода, следующего за расчетным периодом, в котором сумма денежных средств фонда обязательного страхования вкладов, включая денежные средства, инвестированные Агентством в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, составит менее 10 процентов общей суммы вкладов в банках.

Согласно Законодательству РФ, работодатели обязаны каждый месяц уплачивать за своих работников страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Уплата работодателем страховых взносов в ПФР гарантирует гражданам, трудоустроенным официально и получающим так называемую «белую» зарплату, выплату . Кроме того, взносами на обязательное пенсионное страхование сейчас финансируются выплаты пенсий нынешним пенсионерам.

Порядок перечисления средств в Пенсионный фонд

Оплата производится через банк отдельными расчетными документами по каждому виду страхования. На этих документах необходимо указывать соответствующие счета Федерального казначейства и КБК. Сумма должна быть указана точно - в рублях и копейках . При уплате взносов на обязательное медицинское страхование, необходимо указывать регистрационный номер .

Если нет возможности оплачивать страховые взносы через банк, плательщики (физические лица) вправе оплачивать их в кассе местной администрации или в отделении почтовой связи.

Величина базы для начисления страховых взносов в отношении каждого сотрудника определяется отдельно . При этом для работодателей, у которых имеются рабочие места на вредных и опасных для здоровья производствах, при начислении взносов по дополнительному тарифу ограничения для базы не применяются, то есть предельная величина базы на них никак не влияет.

Срок оплаты пенсионных взносов

В соответствии с п. 3 ст. 431 НК РФ уплата страховых взносов производится за предыдущий месяц до 15 числа текущего месяца. Если 15 число приходится на выходной день или является нерабочим праздничным днем, то окончательный срок уплаты переносится на рабочий день, следующий за ним.

Просрочка по уплате страховых взносов в ПФР грозит работодателю значительными штрафами:

  • за неуплату начисленных сумм и грубые нарушения в учете доходов и расчетов, повлекшее занижение расчетной базы - штраф в размере 20% от недоплаченной суммы;
  • за умышленную неуплату и занижение базы - 40% от суммы.