Газпромбанк

Порядок проведения валютных операций в коммерческом банке. Правила ведения валютных операций. Валютные ограничения и формирование валютных резервов. Классификация валютных операций

7. Валютные операции, предусмотренные настоящим Положением, осуществляются путем безналичных расчетов через валютные счета резидентов, открытые в уполномоченных банках.

Переводы иностранной валюты, предусмотренные настоящим Положением, могут осуществляться с валютных счетов резидентов, открытых в уполномоченных банках, на валютные счета нерезидентов, открытые как в уполномоченных банках, так и в банках за пределами Российской Федерации.

Переводы иностранной валюты, предусмотренные настоящим Положением, могут осуществляться на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках, с валютных счетов нерезидентов, открытых как в уполномоченных банках, так и в банках за пределами Российской Федерации.

(п. 7 в ред. Положения, утв. ЦБ РФ 17.09.2001 N 152-П)

8. При осуществлении указанных в настоящем Положении валютных операций юридические и физические лица - резиденты представляют в уполномоченный банк, обслуживающий счет, через который проводится соответствующая операция, документы, подтверждающие наличие оснований для осуществления валютных операций в порядке, установленном настоящим Положением (далее - подтверждающие документы).

(см. текст в предыдущей редакции)

Указанные в настоящем пункте подтверждающие документы могут быть предоставлены юридическими и физическими лицами - резидентами в уполномоченный банк путем электронного обмена документами. В этом случае между юридическим или физическим лицом - резидентом, с одной стороны, и уполномоченным банком, с другой стороны, устанавливается процедура признания аналога собственноручной подписи, а также заключается договор о порядке и условиях его использования.

(в ред. Указания ЦБ РФ от 20.08.2002 N 1188-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.2. В случае перевода иностранной валюты со счета подтверждающие документы представляются до проведения валютной операции, а в случае поступления иностранной валюты на счет - в течение семи календарных дней со дня зачисления иностранной валюты на счет.

8.3. При осуществлении валютных операций, указанных в подпункте 1.1.11 пункта 1 настоящего Положения (кроме переводов физических лиц - резидентов иностранной валюты из Российской Федерации на их счета, открытые за пределами Российской Федерации в порядке, установленном Банком России), физические лица - резиденты представляют в уполномоченный банк, обслуживающий счет, через который проводится соответствующая операция, помимо подтверждающих документов, заявление физического лица - резидента или его представителя (далее - Заявление).

При осуществлении переводов физических лиц - резидентов иностранной валюты из Российской Федерации на их счета, открытые за пределами Российской Федерации в порядке, установленном Банком России, предусмотренных пунктом 1.1.11 пункта 1 настоящего Положения, а также валютных операций, указанных в подпункте 1.1.25 пункта 1 настоящего Положения, физические лица - резиденты представляют в уполномоченный банк, обслуживающий счет, через который проводится соответствующая операция, только Заявление.

Форма Заявления устанавливается уполномоченным банком самостоятельно с учетом обязательных требований по содержанию Заявления, указанных в Приложении 3 к настоящему Положению.

8.4. При осуществлении валютных операций, указанных в подпункте 1.1.28 настоящего Положения, физические лица - резиденты представляют в уполномоченный банк, обслуживающий счет, через который проводится валютная операция, заявление, оформленное в соответствии с пунктом 3 Порядка осуществления переводов иностранной валюты из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия текущих валютных счетов от 27 августа 1997 г. N 508, утвержденного Приказом Банка России от 27 августа 1997 г. N 02-371, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 сентября 1997 г. рег. N 1389 ("Вестник Банка России" от 30 сентября 1997 г. N 63), и подтверждающие документы, если в соответствии с законодательством сделка должна быть совершена в письменной форме.

(пп. 8.4 введен Указанием ЦБ РФ от 20.08.2002 N 1188-У)

8.5. Уполномоченный банк отказывает в списании иностранной валюты со счета резидента в целях проведения валютной операции, указанной в настоящем Положении, при непредставлении подтверждающих документов или Заявления, а также в иных случаях, установленных Банком России.

(в ред. Указания ЦБ РФ от 20.08.2002 N 1188-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.6. Допускается осуществление уполномоченными банками расчетов по указанным в настоящем Положении валютным операциям на сумму, не превышающую в эквиваленте 2 000 долларов США по одной валютной операции, без представления подтверждающих документов. В этом случае указание на соответствующую валютную операцию, предусмотренную настоящим Положением, должно содержаться (при переводе со счета) в расчетном документе или (в случае поступления иностранной валюты на счет) в документе (свободной формы), представляемом клиентом в течение семи календарных дней со дня зачисления иностранной валюты на счет.

8.7. При осуществлении физическими лицами - резидентами указанных в настоящем Положении валютных операций на сумму, превышающую в эквиваленте 10 000 долларов США по одной валютной операции, а также при осуществлении валютных операций, указанных в подпунктах 1.1.1, 1.1.2, 1.1.11 и 1.1.25 пункта 1.1 настоящего Положения, физические лица - резиденты представляют в уполномоченный банк свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

Правила проведения валютных операций утверждены постановлением Правления Национального Банка Республики Беларусь 30.04.2004 № 72, которые разработаны в соответствии со статьями 26, 33, 277 Банковского кодекса Республики Беларусь, статьей 21 Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003 года «О валютном регулировании и валютном контроле» и определяют единый порядок осуществления юридическими лицами, в том числе банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами валютных операций.

Валютные операции банков Беларуси включают расчетные операции, операции по покупке, продаже и конверсии иностранной валюты, кредитные и депозитные операции, операции с ценными бумагами, операции по инвестиционной деятельности и другие банковские операции, совершаемые в валюте, между резидентами и нерезидентами, а также между нерезидентами на территории Беларуси.

Валютные операции, которые происходят между резидентами и нерезидентами, делятся на текущие валютные операции и операции, связанные с движением капитала.

К текущим валютным операциям относятся: расчеты по сделкам, если срок между датой поступления денежных средств и датой отпуска товара не превышает 180 дней; предоставление и получение кредита или займа на срок до 180 дней; перевод и получение процентов, дивидендов; операции неторгового характера. Последние включают выплату заработной платы, пособий, наследства, компенсации и другие платежи, не отражающие движения товаров.

К валютным операциям, связанным с движением капитала, относятся операции по приобретению акций и других ценных бумаг, расчеты по сделкам, если срок между датой поступления денежных средств и датой отпуска товара превышает 180 дней, переводы для расчетов за передаваемое недвижимое имущество, а также предоставление и получение кредита или займа на срок свыше 180 дней.

Законодательством регулируются порядок получения разрешения на проведение валютных операций и их проведения.

Для осуществления валютных операций требуется получить лицензию либо разрешение в Национальном банке Республики Беларусь. В ряде случаев действует регистрационный порядок, работа с уведомлением, без разрешения. Банки проводят валютные операции на основании лицензии.

Основными среди валютных операций являются расчетные операции, связанные с внешней торговлей. Между резидентами запрещается проведение расчетов за товары и услуги, а также нетоварных платежей в иностранной валюте, кроме случаев, определенных законодательством.

Расчеты между резидентами и нерезидентами могут совершаться как в иностранной валюте, так и в белорусских рублях, что определяется заключенными договорами. Для осуществления банком валютного контроля, экспортер или импортер при проведении ПИИ или поступлении платежа, проведения зачета встречных требований представляет в банк приложение к паспорту сделки. Это приложение должно содержать информацию о факте и условиях проведения внешнеторговых операций, а также о прекращении обязательств по проведенным операциям.

Расчетное и кассовое обслуживание при проведении платежей по импорту осуществляется после представления необходимых для контроля банка документов. Совершаемые платежи банк отражает во внесистемном учете.

30 % выручки в иностранной валюте, поступающей юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, подлежат обязательной продаже в течение семи дней со дня поступления на их счета на основании расчетных документов, представленных собственником средств. В определенных законодательством случаях клиент может освобождаться от обязательной продажи. Если от клиента не поступают в срок необходимые документы для продажи валюты или он не представляет обоснование того, что ее можно не продавать, банк осуществляет продажу самостоятельно.

Операции по купле-продаже и конверсии иностранной валюты проводятся юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в банке или на бирже через исполняющий банк с использованием курса покупки банка или биржи. Покупка валюты осуществляется на определенные цели с условием направления ее по назначению в течение семи рабочих дней.

Кредиты в валюте предоставляются как резидентам - юридическим и физическим лицам, так и нерезидентам на условиях, определенных локальными актами банков-резидентов. Для получения кредита резидентом в банке-нерезиденте разрешение Национального банка не требуется, если срок кредита не превышает 180 дней. Более длительный срок предполагает иной подход, особенно если кредитодатель зарегистрирован в государстве с льготным налоговым режимом, сумма кредита или займа направляется на оплату денежных обязательств кредитополучателя-резидента, минуя его счет в банке или исполнение обязательств по возврату кредита осуществляется не со счета кредитополучателя. В этих случаях необходимо получить разрешение Национального банка.

Валютные операции, связанные с движением капитала, как правило, осуществляются с разрешения Национального банка.

сделка валютный внешнеторговый

» Виды валютных операций и общий порядок их совершения

А. С. Cеливановский

Виды валютных операций и общий порядок их совершения

Основные понятия

Статьей 140 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации, является рубль. Случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на территории РФ определяются законом или в установленном им порядке. В ст. 141 ГК РФ указано, что виды имущества, признаваемого валютными ценностями, и порядок совершения сделок с ним определяются законом о валютном регулировании и валютном контроле.

Рассмотрим общие правила осуществления валютных операций резидентами.

Закон РФ от 09.10.92 No 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон) различает два понятия: «иностранная валюта» и «валютные ценности».

К понятию «иностранная валюта» Закон относит:

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки;

б) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Под термином «валютные ценности » Закон понимает:

а) иностранную валюту;

б) ценные бумаги в иностранной валюте - платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и другие), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте;

в) драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий;

г) природные драгоценные камни - алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий.

Закон относит к валютным операциям :

а) операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

б) ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей;

в) осуществление международных денежных переводов;

г) расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации.

Закон, помимо права собственности, употребляет термин «иные права на валютные ценности », однако не раскрывает его. Рассмотрим некоторые возможные «иные права», которые могут быть использованы как критерий отнесения сделки к валютной операции.

В настоящее время высказываются различные мнения специалистов по вопросу об отнесении той или иной сделки к «иным правам на валютные ценности». Чаще всего выделяют следующие «иные права»: право владения, право пользования, право распоряжения, право требования передачи (получения) валютных ценностей.

Сделки по передаче права владения валютными ценностями возможно отнести к валютным операциям (например, передачу золотых слитков на хранение или в доверительное управление).

Сложнее выглядит задача отнесения сделок по передаче права пользования или распоряжения валютными ценностями к валютным операциям.

Непростые вопросы возникают при квалификации сделок, объектом которых является право требования по передаче (получению) валютных ценностей. К сожалению, в настоящее время нет четкой позиции Банка России по данному вопросу.

С одной стороны, п. 1.14 Положения об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций, утвержденного приказом ЦБ РФ от 24.04.96 No 39 (далее – Положение No 39), определяет сделки по передаче прав требования от резидента уполномоченному банку как валютную операцию, осуществляемую без разрешения (лицензии) Банка России.

С другой стороны, в Обобщении практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования "Иные вопросы по применению валютного законодательства", опубликованном 26 мая 2000 г., Банк России разъяснил, что:

«По своей природе сделка уступки требования, выраженного в иностранной валюте, не является валютной операцией . Валютной операцией будут являться расчеты в иностранной валюте по этой сделке.

Если иное не установлено нормативными актами Банка России, получение разрешения Банка России на осуществление такой валютной операции необходимо для исполнения денежного обязательства в пользу лица, которому уступается требование, при условии осуществления таких выплат в иностранной валюте.»

Нельзя не учитывать позицию Высшего Арбитражного суда РФ (далее – ВАС РФ) по данному вопросу. В информационном письме Президиума ВАС РФ от 31.05.2000 No 52 "Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с применением законодательства о валютном регулировании и валютном контроле" приведено одно дело, связанное с квалификацией договора (сделки) по поводу исполнения обязательств в иностранной валюте как валютной операции. Суть дела заключалась в том, что резидент А заключил с резидентом Б договор, в соответствии с которым резидент Б обязался совершить платеж в иностранной валюте нерезиденту за резидента А . Орган валютного контроля оштрафовал резидента А за совершение капитальной валютной операции, совершенной без лицензии Банка России. Рассматривая данное дело, ВАС РФ указал, что «возложение исполнения обязательства в иностранной валюте на третье лицо предоставляет третьему лицу соответствующие полномочия, но не создает обязанности последнего произвести исполнение помимо его воли и не тождественно исполнению обязательства в иностранной валюте. Такое возложение не обязывает его адресата действовать с нарушением законодательства и в том случае, когда оно содержится в гражданско-правовом договоре…. В приведенном примере валютной операцией является перевод иностранной валюты нерезиденту со стороны третьего лица, а не договор последнего с контрактодержателем . На совершенную же третьим лицом валютную операцию требовалось получение разрешения Банка России по следующим основаниям…. В рассматриваемом случае нарушением валютного законодательства является осуществление третьим лицом - резидентом без получения последним разрешения Банка России расчетов в иностранной валюте по внешнеэкономическому контракту, предусматривающему импорт товаров в Российскую Федерацию, заключенному другим резидентом с нерезидентом.»

Таким образом, в настоящее время неясно, относятся ли к валютным операциям сделки с валютными ценностями, по условиям которых право собственности на валютные ценности не переходит.

Валютные операции можно разбить на следующие группы :

  1. операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте;
  2. операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями, жемчугом;
  3. операции, связанные с расчетами в валюте РФ, между резидентами и нерезидентами.

Первую группу валютных операций Законом подразделяет на текущие операции и валютные операции, связанные с движением капитала (далее – капитальные операции). В отношении второй и третьей групп операций такое деление неприменимо, и Закон устанавливает специальные правила осуществления таких операций.

Квалификация валютной операции является важной задачей, так как неправильное отнесение операции к какой-либо группе влечет за собой применение санкций со стороны органов валютного контроля. Как свидетельствует судебно-арбитражная практика, большинство споров, связанных с применением валютного законодательства, возникает по поводу определения валютной операции как текущей или капитальной и сводится к применению ответственности к лицу за совершение капитальной операции без соответствующего разрешения Банка России.

Текущие операции

Закон приводит закрытый (исчерпывающий) перечень текущих операций:

а) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней;

б) получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

в) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

г) переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.

Остановимся подробнее на каждом виде текущих операций.

Операции по экспорту или импорту с оплатой до 90 дней . Условием отнесения платежей по внешнеторговой деятельности к текущим валютным операциям является отсутствие условий об отсрочке платежа по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) на срок, превышающий 90 дней (До 30 декабря 1998 г. данный срок составлял 180 дней).

Кредитные операции со сроком до 180 дней . Закон относит к текущим операциям получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней. Данное определение было введено в 1992 г. и с тех пор не претерпевало изменений. Однако отсутствие в Законе определения “финансовый кредит” длительное время усложняло применение данного положения.

Глава 42 части второй ГК РФ, введенной в действие с 1 марта 1996 г., проводит четкую границу между договором займа и кредитным договором. В связи с этим возникла неясность в классификации операций по привлечению (предоставлению) кредитов от резидентов и нерезидентов.

Эта проблема была разрешена в «Обобщении практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования "Иные вопросы по применению валютного законодательства", опубликованном 10 августа 2000 г. Банк России разъяснил, что:

«Поскольку финансовые кредиты и займы по своей сущности имеют единую экономическую природу, резиденты (юридические и физические лица) вправе без ограничений предоставлять займы в иностранной валюте резидентам и нерезидентам (юридическим и физическим лицам) на срок не более 180 дней, а также получать займы от резидентов и нерезидентов (юридических и физических лиц) в иностранной валюте на срок не более 180 дней. При этом расчеты должны осуществляться в безналичном порядке

Таким образом, для целей валютного законодательства понятие «финансовый кредит» включает как кредиты, так и займы.

При получении кредита расчет указанного срока ведется с даты зачисления средств в иностранной валюте на валютный счет до даты списания средств, направляемых в виде возврата кредита (займа). Аналогично рассчитывается срок при предоставлении кредита (займа).

Получение дохода по инвестициям . Закон относит к текущим операциям переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала.

Следует отметить, что условием отнесения переводов в РФ и из РФ денежных средств в качестве процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим капитальным операциям к текущим операциям, является факт ранее осуществленной капитальной операции. В противном случае валютная операция по переводу процентов, дивидендов и иных доходов по инвестициям должна квалифицироваться как капитальная операция.

Неторговые операции. Закон относит к текущим операциям переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из нее, включая переводы сумм заработной платы, пенсий, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.

Понятие “переводы неторгового характера” определено с помощью перечисления возможных случаев: переводы сумм заработной платы, алиментов, наследства, при этом Закон оставляет данный перечень открытым. В связи с этим возникают вопросы о критерии отнесения тех или иных операций к разряду неторговых.

Банк России высказал свою позицию по данному вопросу в разъяснении, Департамента валютного регулирования и валютного контроля Банка России, опубликованном 19 августа 1997 г. в «Вестнике Банка России» :

«Исчерпывающего перечня неторговых операций действующим законодательством не установлено. К неторговым операциям относятся валютные операции, которые указаны в подпункте "г" пункта 9 статьи 1 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле". Кроме того, перечни неторговых операций содержатся в межправительственных соглашениях о неторговых платежах, заключенных Российской Федерации с рядом иностранных государств».

Необходимо также отметить, что некоторые виды валютных операций неторгового характера, осуществляемые без разрешения Банка России, выделены Банком России в Положении No 39:

  • оплата вступительных и членских взносов в пользу международных (правительственных и неправительственных) организаций;
  • оплата участия в международных симпозиумах, конференциях, других международных встречах, а также международных выставках, ярмарках, спортивных соревнованиях, иных культурных мероприятиях, проводимых на территории иностранных государств;
  • зачисление резидентами, не являющимися коммерческими организациями, в безналичном порядке на их валютные счета, открытые в уполномоченных банках, иностранной валюты, поступившей от нерезидентов в качестве добровольных и безвозмездных пожертвований; переводы резидентами из РФ иностранной валюты в пользу нерезидентов в оплату за обучение и лечение физических лиц;
  • переводы резидентами из РФ пенсий, алиментов, государственных пособий, доплат и компенсаций, сумм, выплачиваемых на основании приговоров, решений и определений судебных и других правомочных органов, наследственных сумм и сумм, полученных от реализации наследственного имущества, а также платежей по возмещению расходов судебных, арбитражных, нотариальных и иных административных органов (в том числе оплата налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей за выполнение указанными органами своих функций) в соответствии с законодательством иностранных государств и др.
  • Капитальные операции

    В отличие от текущих операций Закон перечисляет операции, связанные с движением капитала, в следующем открытом перечне:

    а) прямые инвестиции, то есть вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;

    б) портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг;

    в) переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;

    г) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности);

    д) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

    е) все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

    Принцип такой квалификации: все валютные операции, которые не попадают в разряд текущих операций, Законом признаются капитальными операциями.

    Остановимся подробнее на двух видах капитальных операций, которые Закон выделяет в данном перечне отдельно.

    Прямые инвестиции . Под прямыми инвестициями Закон понимает вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием. Необходимо отметить, что данное правило применяется как при вложениях в уставный капитал предприятий-нерезидентов, так и при инвестициях в уставный капитал российских юридических лиц. К сожалению, Закон нечетко формулирует и не раскрывает понятие «вложения в уставный капитал». В связи с этим, можно по-разному толковать данную норму.

    Возможно «широкое» толкование, в соответствие с которым любое получение прав на участие в управлении юридическим лицом является капитальной операцией. В соответствии с «узким» толкование данной нормы капитальной операцией является только перевод средств в иностранной валюте в оплату уставного капитала юридического лица с целью извлечения дохода и, одновременно, получения прав на участие в управлении данным юридическим лицом.

    На наш взгляд, при решении данной проблемы следует основываться на понятиях «валютная операция» и «валютные ценности», определенных Законом. Для отнесения валютных операций к разряду связанных с «вложением в уставный капитал», целесообразно рассматривать только операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, а также осуществление международных денежных переводов. Капитальными операциями в этом случае будут:

  • платеж в иностранной валюте в оплату уставного капитала юридического лица при первичной эмиссии;
  • внесение оплаты участия в капитале юридического лица-нерезидента путем внесения валютных ценностей (ценных бумаг в иностранной валюте или драгоценных металлов или камней);
  • приобретение права собственности (и/или иных прав) на ценные бумаги юридического лица, удостоверяющие участие в уставном капитале и выраженные в иностранной валюте, на вторичном рынке.
  • Операции по приобретению недвижимого имущества. К таким операциям закон относит переводы в оплату права собственности и иных прав на недвижимое имущество (здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу). Из-за отсутствия четкого определения сферы действия Закона и понятия “иные права на недвижимое имущество” нередко возникают споры не только о квалификации той или иной валютной операции, но и о правомерности применения Закона. Приведем две ситуации, которые наглядно демонстрируют несовершенство действующего законодательства.

    Ситуация первая . Физическое лицо - резидент выезжает за границу Российской Федерации и перевозит некоторую сумму средств в иностранной валюте, с соблюдением российского законодательства. В период пребывания за рубежом данное лицо заключает договор о приобретении дома вне пределов Российской Федерации и расплачивается за недвижимость наличными средствами в иностранной валюте. В данном случае отсутствует перевод, служащий критерием для отнесения операции к капитальной.

    Ситуация вторая . Физическое лицо - резидент при соблюдении действующего российского законодательства выезжает за границу Российской Федерации на курорт. Данное лицо бронирует номер в гостинице и осуществляет соответствующий перевод в оплату номера. Очевидно, что номер в гостинице, являясь помещением, относится к недвижимому имуществу, и данное лицо заключает договор об аренде недвижимого имущества. Эта операция согласно букве Закона должна рассматриваться как капитальная, следовательно, для ее осуществления необходимо получение разрешения (лицензии) Банка России, что в данной ситуации выглядит абсурдным.

    Следует отметить, что понятие «недвижимое имущество» регламентируется законодательством каждого независимого государства. Поэтому возникают коллизии при правовой квалификации переводов в оплату таких объектов в качестве текущих или капитальных валютных операций.

    Порядок осуществления валютных операций резидентами

    Особенность валютных операций заключается в том, что они должны осуществляться не только с соблюдением гражданского законодательства, но и в строго определенных рамках валютного законодательства, т.е. с учетом запретов и ограничений, установленных законом, целью которого является обеспечение экономической безопасности государства, устойчивость его денежной системы как одной из основ общественных отношений.

    Закон в статье 6 установил следующие общие правила:

    • текущие операции осуществляются резидентами без ограничений, т.е. получения специального разрешения (лицензии) Банка России;
    • капитальные операции осуществляются резидентами в порядке, установленном Банком России.

    В настоящее время Банком России установлены три процедуры (порядка) осуществления капитальных операций:

  1. Операции, перечисленные в законодательстве (например, в Федеральном законе «О лизинге», нормативных актах Банка России, например, в Положении No 39, осуществляются без получения разрешения Банка России). Условно назовем этот порядок «нелицензируемым» ;
  • Операции осуществляются в регистрационном порядке (например, получение кредитов от нерезидентов на срок более 180 дней). Условно назовем этот порядок «смешанным» ;
  • Остальные операции осуществляются только в разрешительном порядке, т.е. проведение таких операций возможно только после получения резидентом персонального разрешения Банка России на осуществление конкретной операции. Условно назовем этот порядок «лицензируемым» .
  • Различие между текущими операциями и нелицензируемыми капитальными операциями заключается в том, что Банк России в рамках своей компетенции вправе изменить порядок их проведения, в том числе ввести лицензионный порядок, в то время как порядок осуществления текущих операций определен Законом. При этом необходимо отметить, что Банк России обладает широкими полномочиями и в его силах установить строгие правила проведения текущих операций. Примером может служить совместная с ГТК РФ инструкция от 04.10.2000 No 01-11/28644, 91-И "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров" (далее – Инструкция No 91-И).

    Следует отметить, что для некоторых групп организаций установлены особые правила проведения капитальных операций (уполномоченные банки, страховые организации, физические лица).

    Необходимо также учитывать, что на территории Российской Федерации законным средством платежа является рубль, а использование иностранной валюты возможно только в случаях, определенных законом или в установленном им порядке. Поэтому некоторые текущие операции, осуществляемые на территории Российской Федерации, должны проводиться на основании разрешения (лицензии) Банка России, если иное им не установлено.

    Валютное законодательство устанавливает порядок осуществления валютных операций резидентами. При этом все операции, совершаемые резидентами должны осуществляться через уполномоченные банки, которые, в свою очередь, обязаны выполнять функции агентов валютного контроля за совершением данных операций.

    Юридические лица осуществляют все валютные операции на основании заключенных договоров (контрактов, соглашений). В соответствии с действующим законодательством сделки, заключаемые юридическими лицами, должны совершаться в письменной форме. Письменная форма сделки считается соблюденной как при составлении единого документа (например, договора), так и в некоторых других случаях, например, при обмене письмами, из которых следует, что сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

    Письмом от 15.07.96 No 300 Банк России довел до сведения уполномоченных банков «Рекомендации по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов». Уполномоченным банкам было предписано ознакомить с этим документом своих клиентов - участников внешнеторговой деятельности и рекомендовать руководствоваться им при заключении экспортно-импортных сделок.


    Аналогичная позиция была высказана в Письме Банка России от 1 февраля 1996 г. № 12-1-0-3/6369.

    Бухгалтерский учет № 4, 2001 г.

    Банки проводят широкий круг операций и сделок на валютном рынке: обслуживают валютные счета клиентов (резидентов и нерезидентов), выдают валютные кредиты, заключают сделки по покупке и продаже валюты на межбанковском рынке, а также с другими юридическими лицами, являются агентами государственного валютного контроля .

    Принципы осуществления валютных операций в РФ, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушения валютного законодательства в настоящее время регулируется Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ. .

    Банк России - основной орган валютного регулирования в РФ. Он определяет сферу и порядок обращения в России иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, проводит все виды валютных операций, устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в России операций с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ.

    Банки, проводящие валютные операции, в целях снижения валютных рисков должны соблюдать лимит открытой валютной позиции (ОВП), т. е. поддерживать на определенном уровне разрыв между суммами своих требований и обязательств в валюте.

    1) Особенности операции «спот»

    Базой для проведения операций «спот», оказывающих исключительное влияние на валютную позицию, служат корреспондентские отношения между банками. Валютные операции «спот» составляют примерно 90% всех валютных сделок. Главными целями их проведения являются:

    ь обеспечение потребностей клиентов банка в иностранной валюте;

    ь перевод средств из одной валюты в другую;

    проведение спекулятивных операций .

    Банки используют операции «спот» для поддержания минимально необходимых рабочих остатков в иностранных банках на счетах «Ностро» для уменьшения излишков в одной валюте и покрытия потребности в другой валюте. С помощью этого банки регулируют свою валютную позицию в целях избежания образования непокрытых остатков на счетах.

    Проведение валютных сделок и минимизация рисков требует определенной подготовки (см. таблицу 1).

    Таблица 1 - Стадии проведения валютных сделок

    При сделках «спот», день, в который завершаются расчеты по той или иной валютной сделке, называется «дата валютирования» и используется как защита от риска. Международные платежи не могут совершаться в воскресенье, праздник или нерабочий день. То есть расчеты должны производиться в рабочий день обеих стран. В российских банках по каждой иностранной валюте открытая валютная позиция определяется отдельно (см. таблицу 2).

    Таблица 2 - Определение валютной позиции

    Последовательность действий

    Валютные позиции уполномоченного банка переводятся в рублевый эквивалент по действующим на отчетную дату официальным обменным курсам рубля, которые устанавливаются ЦБ РФ

    Пассивное сальдо указывается со знаком минус, обозначая короткую открытую валютную позицию; активное сальдо указывается со знаком плюс, обозначая длинную открытую валютную позицию

    Для подсчета открытой валютной позиции в рублях определяется разность между абсолютной величиной суммы всех длинных открытых валютных позиций в рублях и абсолютной величиной суммы всех коротких открытых валютных позиций в рублях

    Сравнение суммарных величин, они должны быть равны.

    С целью ограничения валютного риска уполномоченных банков ЦБ РФ устанавливаются следующие лимиты открытых валютных позиций:

    ь по состоянию на конец каждого операционного дня суммарная величина всех длинных (коротких) открытых валютных позиций не должна превышать 30% от собственных средств (капитала) уполномоченного банка;

    ь по состоянию на конец каждого операционного дня длинные (короткие) открытые валютные позиции по отдельным иностранным валютам и российским рублям не должны превышать 15% от собственных средств (капитала) уполномоченного банка.

    Уполномоченными банками, имеющими филиалы, самостоятельно устанавливаются сублимиты на открытые валютные позиции головного банка и филиалов .

    • 1) Текущие валютные операции (см. приложение 2) .
    • 2) Валютные операции, связанные с движением капитала (см. приложение 2) .

    Умение различать валютные операции, классифицировать их, а также владение принципами и методами их проведения, являются неотъемлемой частью знаний для деятельности на валютном рынке, но без правовых основ проведения валютных операций в РФ, которые будут рассмотрены в следующей главе, будет сложно грамотно и рационально организовывать и проводить валютные операции.

    Валютные операции (лат. operatio - действие) представляют собой дей­ствия по организации и управлению денежными отношениями, возни­кающими при движении валюты и ценных бумаг в валюте.

    Валютные операции осуществляют банки, имеющие статус уполно­моченного банка. Уполномоченный банк - это банк, получивший от Центрального банка Российской Федерации лицензию на право прове­дения операций с иностранной валютой.

    Юридические и физические лица, осуществляющие операции с ино­странной валютой, подразделяются на резидентов (лат. residens (resi - dentis) - сидящий, пребывающий) и нерезидентов.

    В соответствии с Законом РФ от 9 декабря 1992 г. № 3615-1 «О ва­лютном регулировании и валютном контроле» к резидентам относятся:

    1. Физические лица, имеющие постоянное место жительства в Рос - сийской Федерации, в том числе временно находящиеся за пре­делами РФ.

    2. Юридические лица, созданные в соответствии с законодатель­ством РФ, с местонахождением в РФ.

    3. Предприятия и организации, не являющиеся юридическими ли­цами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с мес­тонахождением в РФ.

    4. Дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами РФ.

    5. Находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства резидентов, указанных в п. 2 и 3.

    Нерезидентами являются:

    1. Физические лица, имеющие постоянное место жительства за пределами Российской Федерации, в том числе временно нахо­дящиеся в РФ.

    2. Юридические лица, созданные в соответствии с законодатель­ством иностранных государств, с местонахождением за предела­ми РФ.

    3. Предприятия и организации, не являющиеся юридическими ли­цами, созданные в соответствии с законодательством иностран­ных государств, с местонахождением за пределами РФ.

    4. Находящиеся в РФ иностранные дипломатические и иные офи­циальные представительства, а также международные организа­ции, их филиалы и представительства.

    5. Находящиеся в РФ филиалы и представительства нерезидентов, указанных в п. 2 и 3.

    Валютные операции могут быть связаны как с денежными платежа­ми (расчеты, трансферт и т. п.), так и с движением капитала (лизинг, кредит и др.). Капитал - это , пущенные в оборот и приносящие доход от этого оборота. Движение валютного капитала означает вложе­ние инвестором валюты в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли.

    К валютным операциям относятся:

    ♦ операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валю­ты и платежных документов в иностранной валюте;

    ♦ ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пе­ресылка из РФ валютных ценностей;

    ♦ осуществление международных денежных переводов.

    Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностран­ной валюте можно разделить на две группы:

    1. Текущие валютные операции.

    2. Валютные операции, связанные с движением капитала.

    К текущим валютным операциям относятся:

    А) переводы в РФ и из РФ валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров (работ, услуг), а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней;

    Б) получение и предоставление финансовых кредитов на срок не бо­лее 180 дней;

    В) переводы в РФ и из РФ процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, свя­занным с движением капитала;

    Г) переводы нетоварного характера в РФ и из РФ, включая перево­ды сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства, а так­же другие аналогичные операции.

    К валютным операциям, связанным с движением капитала, относят­ся:

    А) прямые инвестиции, т. е. вложения в уставной капитал предприя­тия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;

    Б) портфельные инвестиции, т. е. приобретение ценных бумаг;

    В) переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по зако­нодательству страны его местонахождения к недвижимому иму­ществу, а также иных прав на недвижимость;

    Г) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг);

    Д) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

    Е) все другие валютные операции, не являющиеся текущими валют­ными операциями.

    Текущие валютные операции осуществляются без ограничения.

    Банк России регулирует текущие операции двумя способами:

    1. Путем ограничения применения таких форм расчетов, как чеки, векселя, а также требованием предоставления гарантий в форме аванса или предоплаты.

    2. Жестким контролем за соблюдением периода времени по сдел­кам в 180 дней. При просрочке по текущим операциям срока в 180 дней применяются штрафные санкции.

    При импорте товаров начальной датой сделки является дата отгруз­ки. Датой отгрузки (погрузки на борт, отправки или принятия к пере­возке) считается дата транспортного документа или дата на штемпеле, удостоверяющем принятие к перевозке, или дата отметки о погрузке на борт в зависимости от того, какая из них более поздняя. При этом сле­дует учитывать, что в случае выдачи нескольких транспортных доку­ментов (от разных дат и / или из разных портов отгрузки) при отгрузке товаров на одном и том же судне одним и тем же рейсом датой отгрузки считается дата последнего транспортного документа.

    При экспорте товаров начальной датой сделки является дата тамо­женного оформления каждой отдельной отгрузки. При этом срок учи­тывается по каждой отдельной отгрузке.

    Моментом исполнения обязательства по сделке является день по­ступления валютных средства на счет экспортера.

    Валютные операции, связанные с движением капитала, осуществля­ются в соответствии с инструкциями, письмами и другими норматив­ными актами и оперативными документами Банка России.

    ЦБ РФ письмом от 14 октября 1999 г. № 93-П утвердил Положение «О порядке проведения отдельных валютных операций», согласно кото­рому резиденты осуществляют исключительно в рублях такие опера­ции, как:

    ♦ возврат нерезиденту кредита (займа), ранее предоставленного ре­зиденту нерезидентом в рублях;

    ♦ возврат нерезиденту авансового платежа (предоплаты), ранее уплаченного по сделке резиденту нерезидентом в рублях;

    ♦ возврат нерезиденту денежных средств из общего имущества по договору простого товарищества (договору о совместной дея­тельности), одним из участников которого является резидент, если вклад по договору простого товарищества (договору о со­вместной деятельности) был внесен нерезидентом в рублях;

    ♦ возврат нерезиденту из доверительного управления денежных средств, переданных нерезидентом в доверительное управление резиденту в рублях;

    ♦ уплата нерезиденту процентов, неустойки, комиссионных и иных платежей, предусмотренных условиями вышеуказанных сделок.

    Указанные выше операции в рублях осуществляются нерезидентами через рублевые счета, открытые нерезидентам уполномоченными банками.

    Нерезиденты осуществляют исключительно в иностранной валюте следующие валютные операции:

    ♦ возврат резиденту кредита (займа), ранее предоставленного не­резиденту резидентом в валюте;

    ♦ возврат резиденту авансового платежа (предоплаты), ранее упла­ченного по сделке нерезиденту резидентом в валюте;

    ♦ возврат резиденту денежных средств из общего имущества по договору простого товарищества (договору о совместной дея­тельности), одним из участников которого является нерезидент, если вклад по договору простого товарищества (договору о со­вместной деятельности) был внесен резидентом в валюте;

    ♦ возврат резиденту из доверительного управления денежных средств, переданных резидентом в доверительное управление нерезиденту в валюте;

    ♦ уплату резиденту процентов, неустойки, комиссионных и иных платежей, предусмотренных условиями вышеуказанных сделок.

    Основным органом валютного регулирования в Российской Феде­рации является Банк России, который:

    ♦ определяет сферу и порядок обращения в РФ иностранной валю­ты и ценных бумаг в валюте;

    ♦ издает нормативные акты для исполнения их резидентами и не­резидентами;

    ♦ проводит все виды валютных операций;

    ♦ устанавливает все правила проведения резидентами и нерезиден­тами валютных операций, а для нерезидентов - операций с руб­лем и ценными бумагами в рублях;

    ♦ устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересыл­ки в РФ валюты и ценных бумаг в валюте, принадлежащих рези­дентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в валюте в банках за пределами Российской Федерации;

    ♦ устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и кре­дитным организациям на осуществление валютных операций и выдает лицензии;

    ♦ устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления;

    ♦ готовит и публикует статистику валютных операций РФ по при­нятым международным стандартам.

    Уполномоченные банки, подотчетные банку России, выполняют фун­кции агента валютного контроля .

    Основными направлениями валютного контроля являются:

    1. Определение соответствия проводимых валютных операций дей­ствующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений.

    2. Проверка выполнения резидентами обязательств в валюте перед государством, а также обязательств по продаже валюты не внутреннем валютном рынке России

    3. Проверка обоснованности платежей в валюте.

    4. Проверка полноты и объективности учета и отчетности по валют­ным операциям, а также по операциям нерезидентов в рублях (т. е. в валюте Российской Федерации).