Банки

Применение федеральных стандартов бухгалтерского учета. Новый закон «О бухгалтерском учете»: система регулирующих практику документов. Будущее за фсбу

Отличительной особенностью бухгалтерского учета в России является его строгая регламентация. Государство регулирует национальную учетную систему с помощью ряда нормативно-правовых актов, обязательных для исполнения. В свою очередь, организации, руководствуясь требованиями регулятора, формируют пакет локальных актов по регламентации внутреннего учетного процесса, исходя из отраслевой специфики, условий хозяйствования, структуры, нужд управления и иных факторов. Все документы, так или иначе регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в отдельно взятой компании, в зависимости от убывания их юридического статуса можно условно представить в виде четырехуровневой иерархической системы.

Основополагающий документ первого уровня – это Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ О бухгалтерском учете (далее Закон №402-ФЗ). Закон устанавливает:

круг лиц, обязанных вести бухгалтерский учет;
состав объектов бухгалтерского учета;
способы организации бухгалтерского учета на предприятии;
требования к главному бухгалтеру для отдельных категорий экономических субъектов;
основные элементы учетной политики;
порядок оформления первичных учетных документов и бухгалтерских регистров;
общие требования к финансовой отчетности и ее составу;
необходимость проведения инвентаризаций и организации внутреннего контроля;
сроки хранения бухгалтерских документов.

Также закон подробно освещает вопросы регулирования бухгалтерского учета, в том числе соответствующие принципы, документы, субъекты, функции регулирующих органов. Отдельные статьи Закона №402-ФЗ посвящены федеральным и отраслевым учетным стандартам.

Регулирование бухгалтерского учета в РФ на государственном уровне осуществляют Министерство финансов РФ (Минфин РФ) и Центральный банк РФ (ЦБ РФ). Минфин РФ утверждает программу разработки федеральных стандартов, федеральные стандарты и в пределах его компетенции – отраслевые стандарты, организует экспертизу проектов стандартов бухгалтерского учета и осуществляет иные функции, предусмотренные Законом №402-ФЗ и иными законодательными актами. В ведении второго регулятора – ЦБ РФ – находится нормативно-правовое и методическое регулирование правоотношений по бухгалтерскому учету в отношении банков и некредитных финансовых организаций.

Что касается разработки самих стандартов, то Законом №402-ФЗ это право делегировано субъектам негосударственного регулирования бухгалтерского учета, в числе которых профессиональные объединения, ассоциации, союзы и иные некоммерческие организации, нацеленные на развитие бухгалтерского учета. В свою очередь, за Минфином РФ закрепляется обязанность разработки федеральных стандартов, предназначенных для предприятий государственного сектора, и прочих федеральных стандартов в случае, если ни один субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета не реализовал свое право на подготовку соответствующего проекта.

На практике разработчиком федерального стандарта по бухгалтерскому учету (ФСБУ) может стать любой субъект, упомянутый выше и выступивший с надлежащей инициативой. После подготовки проекта разработчик направляет уведомление в Минфин РФ и размещает предварительный вариант стандарта на своем официальном сайте в сети Интернет для общественного обсуждения. После завершения обсуждения, срок которого составляет не менее трех месяцев, доработанный проект стандарта и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц публикуются на сайте разработчика для всеобщего ознакомления, после чего эти документы направляются в Минфин РФ для проведения экспертизы в установленном порядке. По окончании экспертизы проект стандарта принимается Минфином РФ к утверждению или отклоняется с приложением мотивированного решения.

В настоящее время только один документ прошел полностью описанную процедуру утверждения – это ФСБУ 25/2018 Бухгалтерский учет аренды . Завершено публичное обсуждение трех проектов – ФСБУ Основные средства , ФСБУ Запасы и ФСБУ Незавершенные капитальные вложения . Разработчиком ФСБУ является Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (БМЦ).

До утверждения федеральных стандартов применяются правила ведения учета и составления отчетности, источниками которых являются положения по бухгалтерскому учету – документы второго уровня в системе иерархии бухгалтерских нормативно-правовых актов.

Среди положений по бухгалтерскому учету центральное место занимает Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, регулирующее общие вопросы бухгалтерского учета и отчетности. Положение раскрывает требования к организации и ведению бухгалтерского учета, составлению и представлению отчетности, документированию хозяйственных операций и проведению инвентаризаций. Кроме того, Положение содержит правила оценки отдельных видов активов и обязательств экономического субъекта.

Следует отметить, что Положение во многом дублирует и развивает нормы Федерального закона от 21.11.1996 «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ, утратившего силу, вследствие чего ряд его предписаний не соответствует требованиям Закона №402-ФЗ. Это касается применения унифицированных форм первичных документов, сроков составления промежуточной финансовой отчетности, отражения фактов хозяйственной деятельности до момента государственной регистрации компании, проверки состояния и оценки активов и обязательств при инвентаризации и т.д. Поэтому Положение применяется в части, не противоречащей Закону №402-ФЗ. То же самое относится и к Положениям по бухгалтерскому учету (ПБУ), рассматривающих вопросы частного порядка по учету и раскрытию хозяйственных операций.

В зависимости от цели применения ПБУ классифицируются на положения:

регламентирующие общие вопросы организации учетного процесса и составления бухгалтерской отчетности ;

определяющие правила учета отдельных видов имущества и обязательств;

устанавливающие особенности формирования финансового результата;

применяемые в отдельных отраслях народного хозяйства;

Третий уровень представляют методические указания и рекомендации, инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и иных министерств и ведомств, причастных к регулированию учетного процесса в РФ. Эти документы носят уточняющий и рекомендательный характер по отдельным вопросам бухгалтерского учета и отчетности, недостаточно полно рассмотренным или неурегулированным вышестоящими документами.

Особый документ этого уровня – План счетов бухгалтерского учета , представляющий собой перечень синтетических счетов и субсчетов, применяемых бухгалтерами для отражения хозяйственных операций в учете. В прилагаемой к плану инструкции дается их краткая характеристика по структуре, назначению и экономическому содержанию, рассматривается порядок отражения наиболее распространенных фактов хозяйственной деятельности, приводятся корреспонденции счетов.

В состав документов четвертого уровня входят локальные акты и внутренние регламенты, формирующие учетную политику организации в методическом, техническом и организационном аспектах.

В целях снижения учетной нагрузки и сокращения трудозатрат отечественные законодатели для отдельных хозяйствующих субъектов предусмотрели некоторые преференции. Так, в соответствии с Законом №402-ФЗ вправе полностью отказаться от ведения бухгалтерского учета индивидуальные предприниматели (ИП), в случае, если они осуществляют учет объектов налогообложения в порядке, установленном налоговым законодательством. Для организаций каких-либо возможностей освобождения от ведения бухгалтерского учета не предусмотрено. Все юридические лица независимо от их формы собственности, размера, отраслевой принадлежности, строения бизнеса и применяемого налогового режима, обязаны вести бухгалтерский учет и составлять финансовую отчетность. Однако некоторые из них вправе осуществлять эти процедуры по упрощенной схеме. К таким предприятиям относятся некоммерческие организации, участники проекта «Сколково» и большая часть представителей малого бизнеса. Эти хозяйствующим субъектам разрешено применять упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета, в том числе: использовать сокращенный план счетов; не учитывать отдельные требования ПБУ и не применять некоторые ПБУ в целом; формировать бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме, представляя соответствующую информацию по группам статей без их детализации.

Стандарт – это определенная норма, закрепленная документально. Что касается бухучета, к нему существуют определенные требования, декларирующие минимальные нюансы и допустимые способы ведения. Их и называют стандартами.

Познакомимся подробнее с отраслевыми стандартами бухучета, в отличие от федеральных и внутренних.

Виды стандартов для ведения учета

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 06 декабря 2011 года в ч. 1 ст. 21 выделяет такие виды стандартов для учета:

  • федеральные – установленные законодательством страны, актуальны для любых организаций, действующих на территории Российской Федерации;
  • отраслевые – принятые нормативными документами по соответствующей области деятельности;
  • внутренние – принимаемые локальными актами каждого отдельного предприятия.

ВАЖНО! Федеральные и отраслевые стандарты являются обязательными к применению. Разрабатывая внутрифирменные стандарты, организация должна позаботиться о том, чтобы они не противоречили отраслевым и федеральным.

Особенности отраслевых стандартов

Отраслевые стандарты – это правила, регулирующие применение федеральных стандартов бухучета в разных отраслях функционирования, создающиеся с учетом нюансов отдельных видов деятельности (отраслей) или их направлений.

Принципы составления отраслевых, как и иных стандартов бухучета, направлены на его регулирование:

  • приведение требований в соответствие с потребностями людей и организаций, составляющих и получающих бухгалтерскую отчетность;
  • достижение современного уровня развития практики и научных методов финансового учета;
  • организация единства правил для различных систем бухгалтерского учета;
  • упрощение учета и отчетности (для тех категорий, имеющих право применять упрощенные методы бухгалтерии).

Общее между федеральными и отраслевыми стандартами

  1. Регулируют способы бухгалтерского учета в организации.
  2. Безоговорочно обязательны к применению.
  3. Устанавливают:

Отличия отраслевых стандартов от федеральных

  1. Отраслевые стандарты конкретизируют федеральные.
  2. Имеют более элементарный механизм использования.
  3. Принимается во внимание вид деятельности, для которого они создаются.
  4. Могут быть утверждены только по результатам экспертизы в Совете по стандартам.

Отраслевые стандарты могут быть универсальными для отдельных направлений деятельности, детализировать специальные правила к бухучету или же раскрывать особенности его ведения в конкретных сферах.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В свете постепенного перехода к международным стандартам учета (МСФО) разработка и использование отраслевых стандартов являются весьма целесообразными. Центробанк РФ, регулирующий отечественный рынок, активно занимается разработкой и внедрением стандартов для всех основных отраслей, действующих сегодня в различных экономических секторах.

Поводы для разработки отраслевых стандартов

Помимо необходимости приближения требований учета к международным, Банк РФ руководствуется следующими соображениями, диктующими появление разнообразных отраслевых стандартов:

  • стремлением к универсальности бухгалтерской отчетности;
  • желанием повысить информативность подаваемых форм;
  • планируемым в ближайшем будущем переходом на план бухгалтерских счетов, единый для кредитных и некредитных финансовых организаций.

Отраслевые стандарты постоянно пополняются и внедряются в жизнь организаций постепенно, по мере их принятия и утверждения в Совете по Стандартам.

Что входит в отраслевые стандарты

Отраслевые требования к способам и методом бухучета конкретизируют особенности применения федеральных, поэтому содержат ту же информацию, но имеющую специфичный характер:

  • сведения об объектах бухучета, их определении и классификации;
  • правила их принятия к учету и списания;
  • методы, по которым устанавливается их стоимость;
  • применяемый план бухгалтерских счетов;
  • требования к финансовой отчетности и др.

Примеры отраслевых стандартов

Выпуская новый отраслевой стандарт, Банк РФ размещает его на своем официальном сайте. Кроме уже утвержденных, там содержатся проекты стандартов, готовящихся к экспертизе. Относительно каждого из опубликованных Положений Банк России публикует специальные разъяснения и инструкции. Приведем примеры самых «свежих» новинок отраслевых стандартов от Банка РФ.

  1. Отраслевые стандарты для некредитных финансовых организаций (НФО):
  2. Отраслевые стандарты для страховых организаций:
    • порядок составления документов для отчетов бухгалтерии (№526-п от 28 декабря 2015 года);
    • операций по ведению страховой деятельности (№502-п от 05 ноября 2015 года);
    • бухучет в российских страховых организациях и обществах взаимного страхования (№491-П 04 сентября 2015 года) и др.
  3. Отраслевые стандарты для кредитных финансовых организаций (КФО):
    • правила начисления и выплаты вознаграждений персоналу КФО (№465-п от 15 апреля 2015 года);
    • особенности выполнения требований по резервам (№554-п от 20 октября 2016 года);
    • учет основных средств, недвижимости, активов, которые временно не эксплуатируются, запасов, предназначенных на продажу и полученных в качестве залога или отступного (№448-п от 22 декабря 2014 года);
    • требования по осуществлению хеджирования (№525-п от 28 декабря 2015 года) и др.

Новшества 2018 года

Банк России стал исполнять новые, дополнительные функции: по регулированию отраслевых требований к бухгалтерскому учету отдельных видов деятельности. Например, ранее контроль для некредитных финансовых организаций выполняли Финансовая служба по финансовым рынкам и Федеральная служба страхового надзора, а сами требования разрабатывал Минфин РФ. Для НФО с 1 января 2018 года начинают действовать отраслевые стандарты, принятые Банком России: эти организации должны перейти на новый ПБУ.

Для создания Положений относительно бухучета в НФО Банк России использовал базу, ранее разработанную им относительно КФО. Многие пункты остались аналогичными, но есть и новшества, связанные с повсеместным сближением с МСФО.

СПРАВКА! Если в положениях, принятых Банком РФ как главным регулятором рынка, какие-либо вопросы не нашли урегулирования в соответствующих нормативных актах, рекомендуется пользоваться требованиями МСФО.

Специализированные организации готовы помочь руководству предприятий оперативно перейти на новые способы ведения учета, оказав содействие в:

  • формулировании учетной политики;
  • соотнесении имеющихся ПБУ с отраслевыми и федеральными стандартами;
  • нумерации новых лицевых счетов;
  • разработке методики оценки активов и обязательств;
  • автоматизации бухучета по новым требованиям.

Специалисты готовы обучать и консультировать работников бухгалтерской сферы по любым вопросам, связанным с переходом на новый уровень учета финансовой деятельности.

Национальные бухгалтерские стандарты

В большинстве странах, в том числе и в России, национальные бухгалтерские стандарты разрабатываются на основе МСФО. К тому же ориентация на исторически сложившиеся стандарты ведения учета сомнительна, поскольку отечественная учетная практика в условиях рынка прервалась на несколько десятилетий. За это время принципы организации рыночной экономики претерпели существенные изменения. Текущий опыт зарубежных стран в организации бухгалтерского учета будет весьма полезен.

Необходимость и логичность комплексного подхода к реформированию системы бухгалтерского учета и отчетности диктуется не только причинами методологического характера, но и чисто прикладными аспектами бухгалтерской деятельности. С обретением хозяйственной самостоятельности все большее число предприятий включается в международный бизнес. Поэтому методологические основы международных стандартов учета и отчетности легли в основу подготовки отечественных стандартов бухгалтерского учета. Однако такой подход не предполагает полный демонтаж существующей системы учета. Речь идет о серьезных изменениях, связанных с естественным расширением круга объектов учета, приданием гибкости в применении существующих и введением принципиально новых методик учета, изменением места бухгалтера в управлении хозяйственными процессами.

Стандарты бухгалтерского учета России (ПБУ) определяют основные правила, устанавливающие порядок учета и оценки определенных объектов бухгалтерского учета. ПБУ конкретизируют Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". В настоящее время в России разработаны и утверждены 24 стандарта по бухгалтерскому учету и отчетности. В 2014 г. ожидается принятие двух новых ПБУ – "Аренда", "Вознаграждения работников" и еще три ПБУ, предусматривающими внесение существенных изменений в действующие ПБУ, главным образом, направленные на сближение этих ПБУ с МСФО – "Основные средства", "Запасы" и "Доходы и расходы".

Положение по бухгалтерскому учету обычно включает следующие элементы:

  • – название и номер ПБУ;
  • общие положения (указывается сфера применения соответствующего ПБУ и условия признания соответствующего объекта учета);
  • – определения (основные определения и понятия по соответствующему объекту учета);
  • – оценка (указываются различные виды применяемых оценок по объекту);
  • – порядок учета (описывается порядок учета наличия и изменения соответствующего объекта учета);
  • – раскрытие информации (указывается состав информации, подлежащей раскрытию в составе информации по учетной политике и в бухгалтерской отчетности).

Отечественные ПБУ, в отличие от международных стандартов, носят не рекомендательный, а обязательный характер. Большинством ПБУ предусмотрены различные варианты учета соответствующих объектов.

В 2013–2014 гг. принимается ряд ПБУ, которые позволят максимально сблизить отечественные стандарты в соответствии с МСФО.

Рассмотрим сравнительную характеристику действующих в настоящее время МСФО и РСБУ1 (табл. 1.1).

Основные задачи, объекты и принципы бухгалтерского учета (правила, допущения и требования)

Бухгалтерский учет – формирование документизированной систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета.

Главная цель бухгалтерского учета-.

  • – формирование полной и достоверной информации для обеспечения внутренних и внешних пользователей;
  • – анализ информации для выявления тенденций развития предприятия, принятие управленческих решений.

Таблица 1.1

Сравнительная характеристика международных и отечественных стандартов учета и отчетности

Стандарт

Наименование

Стандарт

Наименование

Стандарты, устанавливающие структуру отчетов

"Представление финансовой отчетности"

  • 2. Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н

"Отчет о движении денежных средств"

"Промежуточная финансовая отчетность"

  • 1. "Бухгалтерская отчетность организации".
  • 2. Проект Федерального закона "Об официальном бухгалтерском учете"

"Учетная политика, изменения в расчетных оценках и ошибках"

  • 1. ПБУ 1/2008.
  • 2. ПБУ 22/2010
  • 1. "Учетная политика организации".
  • 2. "Исправления ошибок в бухгалтерском учете и отчетности"

Стандарты, устанавливающие порядок учета активов и их обесценение

"Основные средства"

  • 1. "Учет основных средств".
  • 2. Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)"

" Нематериальные активы"

"Учет нематериальных активов"

"Обесценение активов"

Отдельные

  • 1. 11БУ6/01.
  • 2. ПБУ 14/2007

"Учет основных средств".

"Учет нематериальных активов"

"Учет материально-производственных запасов"

  • 1. Глава 34 ГК.
  • 2. Федеральный закон "О финансовой аренде (лизинге)"

Стандарты, связанные с финансовыми результатами компании. Налоги на прибыль

"Выручка"

"Доходы организации"

"Налоги на прибыль"

"Учет расчетов по налогу на прибыль"

"Прибыль на акцию"

Приказ Минфина России от 21 марта 2000 г. № 29н "Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию"

Стандарты, связанные с объединением бизнеса и участием в совместной деятельности

"Объединение предприятий"

  • 1. "Учет нематериальных активов".
  • 2. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности".
  • 3. Часть первая ГК

"Консолидированная

отчетность"

  • 1. Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.
  • 2. Федеральный закон "О консолидированной финансовой отчетности"

"Операционные сегменты"

"Информация по сегментам"

Прочие стандарты

"Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции"

"Первое применение МСФО"

В России отсутствует аналог данного стандарта

"События после отчетной даты"

"События после отчетной даты"

"Вознаграждения работникам"

Следует руководствоваться нормами "ГК и НК

"Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи"

"Учет государственной помощи"

"Влияние изменений обменных курсов валют"

"Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте"

"Затраты по займам"

"Учет расходов по займам и кредитам"

"Раскрытие информации о связанных сторонах"

"Информация о связанных сторонах"

"Учет и отчетность по пенсионным планам"

В России отсутствует аналог данного стандарта. Порядок реализации права граждан России на трудовые пенсии устанавливается Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

"Инвестиции в ассоциированные предприятия"

В России отсутствует аналог данного стандарта. Данный учетный вопрос затронут лишь в приказе Минфина России от 30 декабря 1996 г. .К" 112 "Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности"

"Финансовые инструменты: представление информации"

В России отсутствует аналог данного стандарта. Данный учетный вопрос затронут в Положении ЦБ РФ от 14 ноября 2007 г. № 313-П "О порядке расчета кредитными организациями величины рыночного риска"

"Резервы, условные обязательства и условные активы"

"Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы"

"Финансовые инструменты: признание и оценка"

В России отсутствует аналог данного стандарта. Данный учетный вопрос затронут в приказе ФСФР России от 10 октября 2006 г. № 06-117/пз "Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг", а также в НК

"Инвестиционное имущество"

  • 1. ПБУ6/01.
  • 2. ПБУ 2/2008

"Учет основных средств".

"Учет договоров строительного подряда"

"Сельское хозяйство"

В России отсутствует аналог данного стандарта. В российском учете биологические активы включаются в состав основных средств

"Платеж, основанный на акциях"

В России отсутствует аналог данного стандарта. Данный учетный вопрос частично затрагивается в приказе Минфина России от 21 марта 2000 г. № 29н "Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию", а также в НК

"Договоры страхования"

В России отсутствует аналог данного стандарта. Вопросы по договорам страхования затрагиваются в ГК и НК

"Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность"

В России отсутствует аналог данного стандарта. Данные вопросы частично рассматриваются в ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности"

"Разведка и оценка запасов полезных ископаемых"

"Учет затрат на освоение природных ресурсов"

"Финансовые инструменты: раскрытие информации".

"Финансовые инструменты"

В России отсутствует аналог данного стандарта. Основные правила ведения учета в банках" содержатся в Положении ЦБ РФ от 16 июля 2012 г.

№ 385-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации"

"Совместная деятельность" (с 2013 г. отменяет МСФО (IAS) 31 "Участие в совместном предпринимательстве")

В России отсутствует аналог данного стандарта.

Вопросы, связанные с совместной деятельностью содержатся в гл. 55 ГК, порядок ведения учета результатов совместной деятельности частично регламентируется ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений"

"Раскрытие информации об участии в других организациях" (с 2013 г. сводит воедино и совершенствует требования к раскрытию информации, необходимые для дочерних предприятий, совместных предприятий и ассоциированных компаний, прежде содержащиеся в МСФО (IAS) 27, 28 и 31)

В России отсутствует аналог данного стандарта.

Частично информация об участии в других организациях раскрывается:

  • 1) в приказе Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н;
  • 2) федеральном законе от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности"

"Определение справедливой стоимости"

В России отсутствует аналог данного стандарта

Для достижения вышеуказанных целей необходимо выполнение следующих задач:

  • формирование полной, достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия;
  • – контроль за соблюдением законодательства РФ;
  • – контроль за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с нормами, нормативами и сметами;
  • – выявление внутрипроизводственных резервов и их эффективное использование;
  • – контроль оплаты труда работникам предприятия;
  • – своевременное и точное определение фактических затрат на производство продукции (работ, услуг);
  • – точный и своевременный учет финансовых результатов (прибылей, убытков);
  • правильное исчисление и своевременное перечисление в бюджет налоговых платежей;
  • – своевременное выполнение обязательств предприятия перед органами социального страхования, перед банком, поставщиками и подрядчиками, заказчиками и покупателями, учредителями и другими контрагентами;
  • – своевременное истребование дебиторской задолженности;
  • – получение необходимых данных для составления балансов и отчетов и своевременное их предоставление в соответствующие органы.

Объектом бухгалтерского учета выступает финансово-хозяйственная деятельность организации, состоящая из:

К объектам, составляющим хозяйственную деятельность организации, относят: факты хозяйственной жизни; активы; обязательства; источники финансирования его деятельности; доходы; расходы; иные объекты, например капитал организации.

Рассмотрим объекты, составляющие хозяйственную деятельность. Их можно объединить в две основные группы.

Источники хозяйственных средств также делятся на две группы.

Хозяйственные процессы делятся:

  • 1) на процесс заготовления (приобретения), в ходе которого приобретаются материально-производственные запасы, необходимые для обеспечения производственного процесса;
  • 2) процесс производства, в ходе которого производится продукция, выполняются работы, оказываются услуги;
  • 3) процесс реализации, в ходе которого формируется конечный финансовый результат организации (прибыль или убыток).

Результатом заготовления и производства является экономия или перерасход.

Результатом реализации является прибыль или убыток.

Под методом бухгалтерского учета понимают совокупность способов и приемов ведения бухгалтерского учета с использованием основополагающих элементов. Основными элементами метода бухгалтерского учета выступают:

  • 1) счета и двойная запись. Бухгалтерские счета – специальные регистры, предназначенные для учета хозяйственных средств и источников их формирования. Метод двойной записи – способ взаимосвязанного отражения хозяйственной операции на двух различных счетах в одной и той же сумме;
  • 2) документация – письменное свидетельство о совершении хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета. Надлежаще оформленные и принятые к учету документы сдаются в архив. Путь прохождения документа от даты выписки до даты сдачи в архив называют документооборотом. Документооборот организации определяется в соответствии с графиком документооборота, утверждаемым руководителем предприятия;
  • 3) оценка имущества и обязательств – денежное выражение всех средств предприятия с помощью цен. Активы организации, как правило, отражаются по себестоимости их приобретения и заготовления, а обязательства – в сумме фактически образовавшейся дебиторской и кредиторской задолженности, величина которой подтверждена документально и вытекает из соглашений между сторонами сделки;
  • 4) инвентаризация – проверка фактического наличия материально-производственных запасов, внеоборотных активов, финансовых обязательств и денежных средств и сравнение полученных результатов с учетными данными. С помощью инвентаризации обеспечивается достоверность данных бухгалтерского учета. Также с помощью инвентаризации обеспечивается тождество данных аналитического и синтетического учета, так как при отсутствии инвентаризации возникли бы существенные различия между данными бухгалтерского учета и отчетности с фактическим состоянием дел на предприятии. Обязательность проведения инвентаризации дисциплинирует материально-ответственных лиц, ответственных за хранение и выдачу материально-товарных ценностей и денежных средств. Поэтому имеет огромное контрольное значение для предприятия и способствует сбережению его ресурсов;
  • 5) калькуляция – способ исчисления в денежном выражении фактической себестоимости продукции (работ, услуг). Одним из важнейших показателей деятельности организации является себестоимость. Исчисление себестоимости единицы продукции и всей товарной продукции называют калькулированием. Различают плановую, нормативную и фактическую калькуляцию. Бухгалтерией, как правило, рассчитывается фактическая себестоимость продукции. Но при этом в учетных регистрах используют также и нормативную, и плановую себестоимость. Использование нормативной и плановой себестоимости, как правило, используется бухгалтерией для целей анализа и управления;
  • 6) баланс и отчетность. Бухгалтерский баланс – способ обобщения и группировки хозяйственных средств предприятия и источников их образования. Бухгалтерская (финансовая) отчетность – способ получения сводных показателей деятельности предприятия за отчетный (истекший) период. С помощью финансовой отчетности предприятие отчитывается перед заинтересованными пользователями о результатах работы за истекший период.

Использование организацией каждого из этих элементов осуществляется в соответствии с установленными в законодательном порядке положениями и инструкциями.

Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) устанавливают принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составление и представление бухгалтерской отчетности и являются важнейшими нормативными документами второго уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России, установленной ФЗ «О б/у».

Разработка положений (стандартов) по б/у базируется на общепринятых методологических принципах, предусмотренных международными стандартами и в целом структура каждого стандарта включает:

введение (общие положения);

определение;

необходимые пояснения (предписания), регулирующие процедуру практического применения отдельных требований, составляющих основу того или иного положения (стандарта);

дату вступления в действие.

Принципы: 1. Принцип имущественной обособленности. Имущество и обязательства предприятия существуют отдельно от имущества и обязательств его собственников и др. предприятий и в отчетности организации отражается только то имущество, которое законодательно признается ее собственностью.

2. Принцип непрерывности деятельности предприятия. Предприятие будет продолжать свою деятельность (в обозримом будущем) и не планируется существенно сокращать масштабы деятельности или самоликвидироваться, и обязательства будут погашаться в установленный срок.

3. Принцип последовательность применения учетной политики. Принятые организацией способы и приёмы ведения учета будут применяться последовательно из года в год. Постоянство обеспечивается соблюдением одних и тех же процедур составления отчетности от одного отчетного периода до др.

4. Принцип начисления и соответствия фундаментальный принцип . Доходы и расходы признаются предприятием по мере производственного и иного использования хозяйственных ресурсов, но не на дату фактического получения доходов и выплаты денежных средств или иных эквивалентов.

5. Принцип осмотрительности осторожности экономических субъектов. Этот принцип определяет тактику поведения организации по отношению к возможному риску; прибыли должны быть приняты к б/у тогда, когда они фактически получены.

6. Принцип двойной записи.

7. Принцип объективности. Каждый факт хозяйственной деятельности регистрируется в б/у только в том случае, если есть документ, подтверждающий его совершение и только тогда бухгалтерская информация может считаться объективной.

8. Принцип существенности (значимости). Бухгалтерская информация признается существенной, если она может повлиять на принятие экономических решений пользователями.

9. Принцип периодичности . Жизненный цикл действующего предприятия разбивается на условные отрезки времени (месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев, год).

10. Принцип стоимостной оценки. В б/у регистрируются только те факты хозяйственной деятельности, которым можно дать денежную оценку. Все показатели бухгалтерской отчетности представлены в денежном измерителе.

Во введении указывается, что данное Положение (стандарт) устанавливает методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о конкретном объекте учета, явившемся основой этого Положения. Само Положение представляет собой элемент системы нормативного регулирования б/у в РФ и должно применяться с учетом других Положений по б/у в соответствии с действующим Законодательством. Указываются условия, на которых используется объект в учете организации (на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, договора аренды и пр.). Приводится организация учета отдельных объектов, перечень которых регулируется данным Положением в связи с тем, что их деятельность определена другими нормативными документами. Такое ограничение предусматривается и в отношении отдельных объектов применительно к тому месту, которое они занимают в процессе расширения производства совокупного общественного продукта. Таким образом, во введении наряду с раскрытием общего содержания Положения, указываются также его цели и задачи.

Во второй части Положения даются основные понятия, позволяющие однозначно понимать термины и содержание соответствующих объектов учета и их показатели.

Каждое Положение посвящено одной теме бухгалтерского учета.

ПБУ обязательны к применению.

Разработка ПБУ осуществляется Минфином России в соответствии с «Планом внедрения положений (стандартов) бухгалтерского учета в практику», утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 22 мая 1998 года № 587-р в рамках исполнения постановления Правительства РФ от б марта 1998 г. № 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО».

Стандарты (положения) по б/у– это свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта, они призваны конкретизировать закон о б/у и отчетности. В настоящее время в РФ разработано и утверждено 24 ПБУ: (везде кроме кредитных организаций, государственных (муниципальных) учреждений)

    ПБУ 1/2008 УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ- устанавливает правила форм-ния (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики орг-ций, являющихся юр.лицами по зак-ву РФ.

    ПБУ 2/2008 УЧЕТ ДОГОВОРОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА- устанавливает особенности порядка формирования в бу и раскрытия в бух.отчетности информации о дох-дах, расх-ах и фин.рез-тах орг.-ями, являющ-мися юр.лицами по зак-ву РФ и выступающими в кач-ве подрядчиков либо в кач-ве субподрядчиков в договорах строительного подряда, длительность вып-я кот. составляет более 1 отч.года (долгосрочный хар-р) или сроки начала и окончания кот.приходятся на разные отч.годы.

    ПБУ 3/2006 УЧЕТ АКТИВОВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, СТОИМОСТЬ КОТОРЫХ ВЫРАЖЕНА В ИНОСТР.ВАЛЮТЕ- устанавливает особенности формирования в б/у и бух.отч-ти информации об активах и обязательствах, стоимость которых выражена в иностр. валюте, в том числе подлежащих оплате в рублях, организациями, явл-ся юр.лицами по зак-ву РФ.

    ПБУ 4/99 БУХ.ОТЧЕТНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ- устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бух.отч-ти орг-ций.

    ПБУ 5/01 УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ- устанавливает правила форм-ния в бух.учете информации о МПЗ орг-ции.

    ПБУ 6/01 УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ- устанавливает правила формирования в б/у информации об ОС орг-ции.

    ПБУ 7/98 СОБЫТИЯ ПОСЛЕ ОТЧЕТНОЙ ДАТЫ - устанавливает порядок отражения в бух.отчетности коммерческих орг-ций (кроме кредитных орг-ий), явл-ся юр.лицами по зак-ву РФ, событий после отчетной даты.

    ПБУ 8/2010 ОЦЕНОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА, УСЛОВНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И УСЛОВНЫЕ АКТИВЫ устанавливает порядок отражения оценочных обязательств, условных обязательств и условных активов в бух. учете и отчетности организаций.

    ПБУ 9/99 ДОХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ- устанавливает правила формирования в б/у инф-ции о доходах коммерческих орг-ции (кроме кредитных и страховых орг-ий).

    ПБУ 10/99 РАСХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ- устанавливает правила формирования в б/у информации о расходах коммерческих орг-ий (кроме кредитных и страховых орг-ий).

    ПБУ 11/2008 ИНФОРМАЦИЯ О СВЯЗАННЫХ СТОРОНАХ - устанавливает порядок раскрытия инф-ции о связанных сторонах в бух.отчетности комер-ких орг-ий (за искл-ем кредитных).

    ПБУ 12/2010 ИНФОРМАЦИЯ ПО СЕГМЕНТАМ – устан-ет правила формирования и предоставления информации по сегментам в бух.отчетности комм-ких орг-ций (кроме кредитных орг-ций).

    ПБУ 13/2000 УЧЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ - устанавливает правила формирования в б/у информации о получении и использовании гос.помощи, предоставляемой коммерческим орг-ям (кроме кредитных) и признаваемой как увеличение экономической выгоды конкретной орг-ии в рез-те поступления активов (ден.средств, иного имущества).

    ПБУ 14/2007 УЧЕТ НМА- устанавливает правила формирования в б/у и бух.отчетности информации о НМА орг-ций, явл-ся юр.лицами по зак-ву РФ

    ПБУ 15/2008 УЧЕТ РАСХОДОВ ПО ЗАЙМАМ И КРЕДИТАМ - устанавливает особенности формирования в б/у и бух.отчетности информации о расходах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам (включая привлечение земных средств путем выдачи векселей, выпуска и продажи облигаций) и кредитам (в т.ч. товарным и коммерческим), орг-ций. .

    ПБУ 16/2002 ИНФОРМАЦИЯ ПО ПРЕКРАЩАЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - устанавливает порядок раскрытия инф-ции по прекращаемой деят-ти в бух.отчетности комм-ких орг-ций (кроме кредитных орг-ий). При составлении сводной бух.отчетности.

    ПБУ 17/2002 УЧЕТ РАСХОДОВ НА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ, ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РАБОТЫ - устанавливает правила форм-ния в б/у и бух.отч-ти комм-их орг-ий (за искл-ем кредитных) информации о расходах, связанных с выполнением НИ, ОК и Технологических работ.

    ПБУ 18/2002 УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ - устанавливает правила форм-ния в б/у и порядок раскрытия в бух.отч-ти инф-ции о расчетах по налогу на прибыль орг-ций, для орг-ций, признаваемых в установленном зак-вом РФ порядке налогоплательщиками налога на прибыль, а также определяет взаимосвязь показателя, отражающего прибыль (убыток), исчисленного в порядке, устан-ом нормативно-правовыми актами по б/у РФ, и нал-ой базы по налогу на прибыль за отч.период, рассчитанной в порядке, устан-ом зак-вом РФ о налогах и сборах.

    ПБУ 19/2002 УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ - устанавливает правила форм-ния в б/у и бух.отч-ти инф-ции о финансовых вложениях орг-ции.

    ПБУ 20/03 ИНФОМАЦИЯ ОБ УЧАСТИИ В СВОМЕСТНОЙ ДЕЯТ-ТИ – устан-ет правила и порядок раскрытия инф-ции об участии в совместной деят-ти в бух.отчетности коммерческих орг-ий (кроме кредитных).

    ПБУ 21/2008 ИЗМЕНЕНИЯ ОЦЕНОЧНЫХ ЗНАЧЕНИЙ – устан-ет правила признания и раскрытия в бух.отчетности организаций, явл-ся юр.лицами по зак-ву РФ, инф-ции об изменениях оценочных значений

    ПБУ 22/2010 ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБОК В БУХ. УЧЕТЕ И ОТЧЕТНОСТИ – устан-ет правила исправления ошибок и порядок раскрытия информации об ошибках в бух. учете и отчетности организаций.

    ПБУ 23/2011 ОТЧЕТ О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ – устан-ет правила составления отчета о движении денежных средств коммер-ими орг-ями (за искл-ем кредитных орг-ий), явл-ся юр.лицами по зак-ву РФ.

    ПБУ 24/2011 УЧЕТ ЗАТРАТ НА ОСВОЕНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ – устан-ет порядок формирования в б/у и раскрытия в бух.отчетности орг-ий, явл-ся юр.лицами по зак-ву РФ, пользователей недр инфор-ии о затратах на освоение природных ресурсов.

О системе нормативного регулирования бухгалтерского учета мы рассказывали в . В этом материале подробнее остановимся на стандартах бухгалтерского учета.

Что такое стандарты бухучета

Стандарт бухгалтерского учета - это документ, который устанавливает минимально необходимые , а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Выделяют следующие виды учетных стандартов (ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  • федеральные стандарты бухгалтерского учета;
  • отраслевые стандарты бухгалтерского учета;
  • стандарты учета, установленные самой организацией.

При этом федеральные стандарты бухучета и отраслевые стандарты обязательны к применению, если иное не установлено такими стандартами (ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Отличие отраслевых стандартов бухучета от федеральных в том, что отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.

Ниже рассмотрим, какие вопросы регламентируются федеральными стандартами.

Федеральные учетные стандарты

Федеральные бухгалтерские стандарты применяются независимо от вида экономической деятельности и устанавливают, в частности (ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  • определения и признаки , порядок их классификации, условия принятия их к бухучету и списания;
  • допустимые способы оценки учетных объектов;
  • порядок пересчета стоимости объектов бухучета, выраженной в иностранной валюте, в рубли;
  • требования к учетной политике;
  • план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения;
  • состав, содержание и порядок формирования бухгалтерской отчетности;
  • упрощенные способы ведения бухучета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность;

Порядок разработки и утверждения федеральных стандартов предусмотрен ст. 27 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ .

Федеральные стандарты утверждаются Минфином (ст. 23 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ , п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства от 30.06.2004 № 329).

До утверждения федеральных стандартов основными российскими стандартами бухгалтерского учета являются Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) (ст. 30 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

В настоящее время национальные стандарты бухгалтерского учета насчитывают 24 ПБУ. К национальным учетным стандартам можно также отнести Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина от 29.07.1998 №34н), а также Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (