Сбербанк России

Проблема функционирования конкурентного рынка. Пути решения проблемы рыночной конкуренции. Три основные экономические проблемы общества. Механизм функционирования конкурентного рынка

В ходе экономических реформ в России созданы необходимые предпосылки для развития конкуренции на товарных рынках. В результате объективно происходящих экономических процессов и принятых государством мер по снижению доли государственного сектора в экономике, сокращению сферы государственного регулирования и административного управления предприятиями, демонополизации экономики и развитию конкуренции в рамках отраслевых и региональных программ, либерализации цен и внешнеэкономической деятельности появились определенные условия для формирования конкурентной среды на товарных рынках. Становление многих из них уже не требует постоянного и прямого вмешательства государственных органов в деятельность хозяйствующих субъектов.

Вместе с тем состояние конкурентной среды на различных региональных и отраслевых рынках крайне неоднородно. В наиболее важных для экономики структурообразующих секторах рынок является монопольным, олигопольным или находится в состоянии монополистической конкуренции. На многих рынках сохраняются существенные структурные и административные барьеры, защищающие действующие на них предприятия-доминанты от здоровых сил конкуренции (горизонтальное доминирование, вертикальная интеграция, региональная сегментация, исключительные, в том числе неформальные, отношения продавцов и покупателей, институционально-регламентационные ограничения на вход новых субъектов).

Разумеется, такая структура рынка неизбежно приводит к монополистическим действиям со стороны отдельных его участников в форме как индивидуальных злоупотреблений доминирующим положением, так и антиконкурентных соглашений. Например, рынки продукции нефтяной промышленности имеют различную степень развитости конкурентных отношений: от субъектов естественной монополии в области транспортировки нефти до рынка сырой нефти; который в национальном (и даже в мировом) масштабе можно оценивать как рынок с развитой конкуренцией. Однако наибольшую долю в объеме деятельности отрасли занимают переработка нефти и реализация нефтепродуктов. Если рассматривать этот рынок как национальный, его можно считать олигопольным, так как основными субъектами на нем являются вертикально-интегрированные нефтяные компании.

К категории олигопольных и монопольных рынков можно отнести также рынки металлов (особенно цветных), электроэнергии, услуг связи, газа, железнодорожных перевозок. На рынках услуг связи и электроэнергии имеет место своеобразный региональный структурный монополизм, поскольку они организованы по принципу “один субъект Российской Федерации -- один оператор”, а ценообразование осуществляется с участием органов власти субъектов Федерации.

Стратегические задачи государственной антимонопольной политики в наиболее систематизированном виде были отражены в среднесрочной программе социально-экономического развития страны, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1997 г. № 360. Программа определила конкретные задачи антимонопольных органов Российской Федерации:

совершенствование системы конкурентного права, форм и методов антимонопольного контроля и регулирования:

противодействие созданию новых монопольных структур, усиление контролю за отраслевой экономической концентрацией:

распространение требований антимонопольного регулирования и контроля на финансовые рынки, в том числе рынки банковских и страховых услуг, и рынок ценных бумаг:

усиление антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий:

разработка и реализация государственной политики демонополизации:

преодоление ведомственно-бюрократического характера монополизма:

применение защитных мер во внешней торговле и поддержка отечественных товаропроизводителей:

охрана объектов интеллектуальной собственности и предотвращение недобросовестной конкуренции в данной области:

усиление интеграции деятельности национальных и международных антимонопольных органов:

Многие из этих направлений антимонопольной политики уже в той или иной степени реализованы, однако это не означает, что в России создана полноценная конкурентная среда и высокоэффективная правоприменительная система. Для дальнейшего поддержания курса на развитие конкуренции необходимы как усиление собственно антимонопольной политики и системы антимонопольных органов, так и реализация мер общеэкономической политики, способствующей созданию условий для развития конкуренции, облегчения входа новых субъектов на рынки и устранения структурного доминирования. Прежде всего речь идет о дальнейшей либерализации хозяйственной жизни в целом, будь то правила доступа к объектам недвижимости или земле, законодательство и практика лицензирования, система налогообложения или режим внешнеторговой деятельности. В существенном улучшении нуждается судебная система, чтобы она эффективно защищала права частной собственности и помогала разрешению хозяйственных споров. Требуется надлежащее государственное регулирование транспортных тарифов, поскольку оно способствует преодолению территориальной разобщенности хозяйствующих субъектов и регионализации рынков. Признаком конкурентной экономики является полнота информации о рынке, конкурентах, ценах, доступной хозяйствующему субъекту и необходимой ему для принятия экономических решений, поэтому важной составляющей государственной конкурентной политики становится создание (содействие созданию) соответствующих информационных систем. Наконец, необходима постоянная деятельность государства по устранению административных барьеров в предпринимательской деятельности, искоренению коррупции, и протекционизма” т.е. факторов, существенно искажающих ситуацию на рынке.

Пути решения проблемы:

Способность более эффективному использованью ресурсов;

Вызывать необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;

Создать условия по оптимальному использованью научно - технических достижений в области создания новых видов товаров и т.д.;

Обеспечивать свободу выбора и действий потребителей и производителей;

Нацеливать производителей на удовлетворение разнообразных потребностей потребителей и на повышение качества товаров и услуг.

Рынок- это упорядоченная структура, посредством которой взаимодействуют продавцы и покупатели товара, чтобы определить его цену и количество.

Первоначально рынок существовал как особое место, где купля – продажа товаров осуществлялась в определённое время. То есть рынок в этот период своего развития имел пространственную и временную определённость.

Постепенно, по мере того как товарное производство становилось господствующим, количество товаров возрастало, расширялся их ассортимент, увеличивалась и численность участников актов купли – продажи. Акты обмена начинают осуществлять в любое время и в любом месте, становятся неотъемлемым элементом экономической деятельности. Пространственная и временная определённость рынка исчезает.

Товаром становится всё, и все становятся продавцами и покупателями. Акты купли – продажи связываются информационными потоками. Возникает рыночная экономика.

Рыночная экономика основана на товарном производстве. Поэтому её существование обусловлено общественным разделением труда, специализацией, наличием свободных независимых хозяйствующих субъектов, экономически ответственных за принимаемые решения.

Неотъемлемым институтом рыночной экономики является частная собственность, обеспечивающая свободу предпринимательства и свободу выбора.

Свобода предпринимательства и выбора означает, что каждый хозяйствующий субъект сам решает, как использовать имеющиеся у него ресурсы: производить, продавать, выполнять работы или оказывать услуги; что, как и для кого производить; сам приобретает недостающие ресурсы; сам продаёт произведенную продукцию.

Самой широкой свободой обладает потребитель. Именно его желание приобрести тот или иной товар определяет возможность производителей организовать производство этого товара.

Рыночная экономика – это экономика индивидуумов, где главной движущей силой является личный интерес. Именно он определяет, какие действия должен осуществить каждый хозяйствующий субъект, чтобы обеспечить максимум дохода. Предприниматель стремится производить наиболее прибыльные товары; владелец рабочей силы – подороже сдать её в аренду; покупатель – купить больше товаров по более низкой цене и т. д.

1.1. Рыночная структура. Виды рынков

Стремление каждого хозяйствующего субъекта к максимуму дохода неизбежно ведёт к конкуренции.

Конкуренция – это особый тип взаимоотношений, в основе которых лежит стремление обеспечить только себе возможность достижения наилучших

результатов. Конкуренция существует внутри каждой из сторон рыночных отношений.

Конкуренция между производителями – это взаимоотношения по поводу установления цен и объёмов предложения на рынке.

Конкуренция между потребителями – это взаимоотношения по поводу формирования цен и объёмов спроса на рынке.

В рыночной экономике на рынках различных продуктов, услуг и ресурсов могут существовать различные виды и разновидности конкурентных структур.

Они отличаются друг от друга количеством производителей (продавцов) и количеством потребителей (покупателей), степенью сопоставимости и заменяемости выпускаемой продукции, степенью трудности входа на рынок и выхода из рынка, мобильностью факторов производства, уровнем информированности участников актов купли – продажи о цене, количестве продукта, затратах и спросе на рынке, возможностью воздействия на спрос, предложение и цену.

В зависимости от наличия и характера каждого из этих условий можно говорить о совершенной, несовершенной конкуренции и чистой монополии.

Совершенная конкуренция существует в условиях большого количества продавцов и покупателей, не имеющих возможности влиять на рыночную цену и количество производимых продуктов. Это обусловлено тем, что производимая продукция качественно однородна, все продавцы и покупатели имеют равный доступ к информации о состоянии рынка и равные возможности входа на рынок и выхода из него. На реальном рынке обеспечить такую структуру взаимодействия всех его элементов и всех участников практически невозможно. Поэтому совершенная конкуренция служит скорее теоретическим эталоном, чем реальным фактором. Особенности других конкурентных структур можно вывести из сравнения с этим эталоном.

Несовершенная конкуренция представлена трёмя разновидностями: монополистической и олигополистической конкуренцией среди продавцов и олигопсонической конкуренцией среди покупателей.

Монополистическая конкуренция существует на рынке, где множество продавцов и покупателей. Но продавцы способны предложить покупателю разные варианты товара (по качеству, свойствам, внешнему виду, количеству и качеству сопутствующих услуг). Продавцу для того, чтобы повысить цену, нужно выделиться среди других продавцов.

Олигополистическая конкуренция существует на рынке, где несколько продавцов одного продукта или несколько продавцов различных моделей одного вида продукта. Каждый продавец очень чувствителен к цене и чутко реагирует на действие конкурентов. Победить конкурента можно либо снижением цены, либо предложением большего числа или объёма услуг.

Олигопсоническая конкуренция существует в том случае, если множеству продавцов противостоит несколько покупателей.

Чистая монополия – это вид рыночной структуры, где существуют один продавец однородного продукта, не имеющего близких заменителей.

Монопсония – это вид рыночной структуры, где существует один покупатель однородного продукта, не имеющего близких заменителей.

Чистая монополия и монопсония не являются конкурентными структурами.

Конкуренция выступает невидимым регулятором и контролёром экономики. Она стимулирует заинтересованность в снижении затрат, улучшении качества, расширении ассортимента, в перемещении из отрасли в отрасль.

Конкуренция устанавливает пределы для реализации покупателями и продавцами их личного интереса.

Конкуренция – это регулирующий механизм. Координирующей и организующей силой рыночной экономики является система рынков и цен.

Цены служат ориентиром, используя который владельцы ресурсов, предприниматели и потребители осуществляют свободный выбор, обеспечивающий личный интерес.

Система рынков и цен учитывает, суммирует и взаимно уравновешивает свободно выбираемые хозяйствующими субъектами решения. В рыночной экономике всё множество производимых продуктов и оказываемых услуг по своему функциональному назначению может быть распределено на три группы:

Конечные продукты и услуги;

Факторы производства;

Соответственно этому система рынков включает рынок конечных продуктов и услуг, рынок факторов производства и финансовый рынок.

На рынке конечных продуктов и услуг осуществляется купля – продажа продуктов и услуг, удовлетворяющих личные и общественные потребности населения.

Покупателями на этом рынке выступают домашние хозяйства (семьи) или правительство. Продавцами – организации бизнеса.

Рынок факторов производства включает рынок труда, рынок земли и землепользования и рынок капиталов (средства производства).

Финансовый рынок – это рынок, на котором продавцы и покупатели взаимодействуют по поводу особого товара – денег. На этом рынке деньги могут передаваться на время в виде ссуд и займов под обязательства или навсегда – под акции. Этот рынок наиболее точно позволяет судить о состоянии экономики.

Рыночная экономика – это экономика сделок с равноправными партнёрами, развитой системой горизонтальных связей, опирающихся на рыночную инфраструктуру (банки, биржи, страховые фирмы и т. д.), сильное и уважаемое людьми законодательство, регулирующее взаимоотношения хозяйствующих субъектов.

Теоретически рыночная экономика стремится к обеспечению равенства всех людей в реализации своих возможностей. В то же время это экономика, в которой нормой является неравенство богатства и доходов. Богатство, по П. Самуэльсону, это имеющийся денежный запас, а доход есть прирост денег за определённый период времени.

Причина этого неравенства заключается в различиях в способностях, в профессиональной неоднородности, в уровне образования, в продолжительности работы, в неравенстве исходного богатства (полученного по наследству) и т. д.

Свобода выбора и конкуренция, дающие возможность и требующие полного и эффективного использования всех пригодных для производства ресурсов, стимулируют создание новых продуктов, совершенствование технологии производства, изменение структуры поставляемых ресурсов. Это говорит о том, что рыночная экономика обладает способностью адаптироваться к неизбежным изменениям.

Для этого рыночная экономика использует не только внутренне присущие ей механизмы саморегулирования, но внешние регуляторы, находящиеся в руках государства.

Способность к саморегулированию характеризует преимущества рыночной экономики. Необходимость государственного вмешательства в экономику обусловлена её недостатками.

Остановимся на этом подробнее.

  1. Экономическое мышление в условиях социально-ориентированной рыночной экономики

    Курсовая работа >> Экономика

    ... рынку , создание его инфраструктуры, запуск его механизмов ... проблемами общества становятся проблемы ... действовать в условиях конкуренции . Вместе с... создания конкурентной среды , ... началось становление объективных условий ... , Центр проблем рыноч . экономики. – ...

  2. Проблемы экономической теории

    Шпаргалка >> Экономика

    ... создание условий для эффективной кооперации труда. Условия , в которых протекает рыночная конкуренция ... механизма . ... становлению ... проблемой ... рынке , где эту продукцию предполагается продавать. Прогнозировать конкурентоспособность товара в конкурентной среде ...

  3. Формы и методы государственного регулирования экономики (2)

    Курсовая работа >> Государство и право

    ... механизм , а создать условия его свободного функ-ционирования: конкуренция ... условием создания конкурентной среды является наличие достоверной информации о ситуации на рынке ... -становление ... к рыноч -ным... криминальный 2. Проблемы ВПК 3. Проблемы мелкого предпринима- ...

  4. История становления социального партнерства

    Реферат >> Социология

    ... конкуренция на рынках ... Проблемы становления объединений работодателейОбъективн условиями становлен ... механизмы ... конкурентного преимущества государства в борьбе за человеческие ресурсы выступают качество жизни и условия ... условий труда, создание комфортной среды ... рыноч ...

  5. Возникновение и развитие экономической теории (6)

    Реферат >> Экономическая теория

    ... механизм или сп-б координации действий хозяйствующих субъектов(традиц, рыноч ... создан условий для равноправ функционир-я на внутрирегион-х рынках ... -ти.Становление различн... Ограниченность ресурсов и проблема выбора в экономике. ... и капитал;среду обитания и труда...

Конкуренция – одна из самых главных черт рыночного хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для ее самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг. В современных условиях усиливающегося процесса глобализации и интернационализации проблемы международной конкуренции выходят на первый план. Показателем признания ведущей роли конкуренции для успешного функционирования рыночного хозяйства является тот факт, что в большинстве стран мира, включая страны с переходной экономикой, к настоящему времени приняты законы о конкуренции и созданы национальные органы, занимающиеся этими вопросами.

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. РЫНОК - ПРИМЕНЕНИЕ И ГРАНИЦЫ
1.1. Сущность и условия возникновения рынка
1.2. Функции и механизм рынка
1.3. Черты рынка
1.4. Рынок и конкуренция
Глава 2. СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ

2.2. Совершенная и несовершенная конкуренция, виды монополий

2.4. Формирование конкуренции на российском рынке и задачи государственного регулирования

Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ И НЕКОНКУРЕНЦИИ В РОССИИ
3.1 Поиск эффективных направлений антимонопольной политики России
3.2 Пути развития конкурентной политики в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. РЫНОК - ПРИМЕНЕНИЕ И ГРАНИЦЫ

1.1. Сущность и условия возникновения рынка

1.2. Функции и механизм рынка

1.3. Черты рынка

1.4. Рынок и конкуренция

Глава 2. СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ

2.1. Условия возникновения и функции конкуренции

2.2. Совершенная и несовершенная конкуренция, виды монополий

2.3. Факторы, влияющие на конкуренцию

2.4. Формирование конкуренции на российском рынке и задачи государственного регулирования

2.5 Защита конкуренции в России. ФАС

Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ И НЕКОНКУРЕНЦИИ В РОССИИ

3.1 Поиск эффективных направлений антимонопольной политики России

3.2 Пути развития конкурентной политики в России

3.3. Неконкурентный рынок в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ.

Конкуренция – одна из самых главных черт рыночного хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для ее самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг. В современных условиях усиливающегося процесса глобализации и интернационализации проблемы международной конкуренции выходят на первый план. Показателем признания ведущей роли конкуренции для успешного функционирования рыночного хозяйства является тот факт, что в большинстве стран мира, включая страны с переходной экономикой, к настоящему времени приняты законы о конкуренции и созданы национальные органы, занимающиеся этими вопросами. Конкурентоспособность – многоплановая экономическая категория, которая может рассматриваться на нескольких уровнях:
конкурентоспособность страны; конкурентоспособность отрасли;
конкурентоспособность товаропроизводителя; конкурентоспособность товара. Конкуренция (от латинского – сталкиваться) – это экономическое состязание за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности, борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования. Она обеспечивает координацию действий всех участников общественного производства через спрос, предложение, цену, издержки. Конкуренция представляет собой определенную форму развития производственных сил, форму развития факторов производства, экономических ресурсов общества. Конкурентные отношения складываются между всеми субъектами рыночной экономики (домашними хозяйствами, предприятиями, государством), между производителями и потребителями. Эти отношения пронизывают главные сферы экономической жизни: производство, распределение и потребление. Конкуренция играет роль соединительной ткани, благодаря наличию которой, рыночная экономика функционирует в качестве слаженной и многозвенной системы. В условиях конкуренции личный экономический интерес одного субъекта сталкивается с не менее сильным стремлением другого субъекта получить наибольшую выгоду. Для достижения победы в конкурентной борьбе происходит снижение издержек и цен на продукцию, повышение её качества, производство товаров, отвечающих требованиям покупателей. Конкуренция направляет деятельность экономических субъектов в интересах всего общества.

РЫНОК - ПРИМЕНЕНИЕ И ГРАНИЦЫ В МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.

1.1Сущность и условия возникновения рынка.

В научной литературе имеются различные определения рынка: с точки зрения его субъектов, функций, операций, информации и др. Со временем слово «рынок» стало обобщенным понятием. Оно означает всякую группу людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих торговые сделки по поводу любого товара. Рынок рассматривается как совокупность социально-экономических отношений, которые пронизывают всю жизнедеятельность современного общества: поведение домохозяйств, предпринимателей, государственных органов, общественных организаций, наем и использование рабочей силы, развитие промышленности, науки, образования, культуры, медицины, системы информации и т.д. Эти отношения складываются, прежде всего, вокруг разнообразных благ – предметов поведения и услуг, удовлетворяющих потребности людей, а также вокруг ресурсов (факторов производства) – рабочей силы, средств производства, информации, технологии, научных знаний, капиталов. Все рыночные отношения выступают как товарно-денежные.

Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление. Для производства рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует его продукцию, а также определяет спрос на нее. Для обмена рынок является главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг. Для распределения он является тем механизмом, который определяет размеры доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Для потребления рынок - это тот канал, через который потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ. Наконец, рынок - это то место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики.

Рассмотрим основные условия возникновения рынка. (Рис.1)


Рисунок 1

Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда.

Второе условие - самостоятельность экономических агентов, или, как часто говорят экономисты, обособленность хозяйственных субъектов. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к взаимовыгодности. Никто не хочет проиграть, т.е. все хотят получить взамен своего товара желаемое количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической самостоятельности, выражающейся в экономической ограниченности, обособленности интересов. Для эффективного функционирования рыночного хозяйства необходимо и третье условие - свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства имеет место в любой системе. Институциональная система дополняет рынок. Институты - это законы, нормы, традиции, организационные структуры. Именно институты создают ту среду, в которой функционируют рынки, и определяют систему сдержек и противовесов, противодействующих произволу и деформации рыночных отношений. Но в целом, чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

1.2Функции и механизм рынка.

Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функции (Рис.2).


Рисунок 2

Главной функцией является ценообразующая. Именно цены или вознаграждением за результат деятельности, или беспощадным наказанием за неудачные решения, просчет или неэффективное хозяйствование. Цены стимулируют производство и потребление, они определяют издержки производства, влияют на бюджет хозяйствующих субъектов, а также на ставки заработной платы наемных работников и прибыль фирм. Цены уравновешивают спрос и предложение на рынке.

Следующей функцией рынка является информационная. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются. Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка. Одной из важных функций является регулирующая. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Растет цена - это сигнал к расширению производства, падает - это сигнал к сокращению. В современных условиях экономика управляется не только «невидимой рукой», о которой писал еще А.Смит, но и государственными рычагами. Однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность экономики. Рынок выступает регулятором производства, спроса и предложения. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения он устанавливает необходимые воспроизводственные пропорции в экономике. Рынок выполняет стимулирующую функцию. Посредством цен он стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг. Посредническая функция рынка заключается в том, что в нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя. Рынок выполняет санирующую функцию. Он очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм. Рынок позволяет решать такие центральные проблемы экономики, как уровень жизни, структура и эффективность производства. Механизм рынка осуществляет взаимодействие покупателей и продавцов через взаимосвязь спроса и предложения, он позволяет реализовать экономические интересы участников рынка, направленные на достижения определенных материальных результатов: максимизации полезности приобретаемых благ или максимизации извлекаемой из обмена прибыли. Рыночный механизм есть способ использования людьми объективных законов товарного хозяйства, и важнейшим элементом его является конкуренция, благодаря которой эффективно действуют законы спроса, предложения и цен. Главные элементы рыночного механизма представлены на (рис.3)


Рисунок 3

1.3 Черты рынка.

Рынок в принципе является эффективной системой развития экономики. Однако рыночные отношения не являются полностью совершенными, так на рынке действуют хозяйствующие субъекты с различными целями и интересами. Это порождает противоречия, которые могут носить острый характер.

Мы понимаем, что рыночный механизм несовершенен и имеет как преимущества, так и недостатки. Выделим позитивные и негативные черты рынка.

Позитивные:

1) способствует эффективному распределению ресурсов, направляя их в те отрасли, где они в данный момент более всего необходимы, т.е.объективно формирует структуру производства;

2) стимулирует научно-технический прогресс и тем самым способствует ресурсосбережению в обществе;

3) направляет всю экономическую деятельность на удовлетворение потребностей человека и общества, т.е. создает материальную заинтересованность производить то, в чем есть потребность;

Негативные:

1) не гарантирует решение таких социально-экономических проблем, как безработица, инфляция, защита окружающей среды, обеспечение экономической безопасности, развитие фундаментальной науки;

2) распределяет продукты по результатам конкуренции, что приводит к социальному неравенству;

3) порождает тенденцию монополизации производства, поскольку защита от конкурентов приводит к сговорам и слияниям; научно-технический прогресс вызывает необходимость концентрации и накопления капитала;

4) не решает проблему внешних издержек (эффектов), то есть, издержек, не отраженных в целях рынка, которые ложатся на плечи общества;

5) не может решить все региональные проблемы, которые связаны, прежде всего, с неравномерностью распределения природных, инвестиционных и человеческих ресурсов;

6) способствует циклическому развитию, в основе которого лежит необходимость обновления капитала.

Итак, рынок не является идеальным механизмом регулирования, но все-таки он обеспечивает эффективное распределение ресурсов и экономический прогресс.

1.4 Рынок и конкуренция.

Конкуренция является важнейшим элементом рыночной экономики и вместе с механизмом цен служит необходимым ее регулятором. Разумеется, для конкуренции требуется наличие на рынке множества производителей однородных товаров, причем каждый из этих производителей не мог бы выбросить на рынок такое количество товаров, которое бы заметно повлияло на установившуюся рыночную цену. Иными словами, свободный рынок должен исключить господство монополий и максимально способствовать конкуренции. Такую конкуренцию называют совершенной или свободной, хотя на реальном рынке она в действительности нигде не наблюдается. На современном рынке все большую роль играют монополистические объединения, которые, пользуясь своим могуществом в производстве товаров, могут устанавливать на них более высокие, монопольные цены и тем самым препятствовать конкуренции и установлению равновесной цены. Таким образом конкуренция может способствовать возникновению порядка и равновесия между спросом и предложением товаров на рынке.

На первый взгляд кажется, что поскольку каждый стремится продать подороже и побольше, а купить подешевле, то никакого порядка и равновесия на рынке возникнуть не может. Ведь никакого согласования о ценах и количестве товаров между производителями не происходит, а потому на рынке может возникнуть либо дефицит одних товаров, либо избыток других. Но здесь вступает в игру конкуренция, или соперничество, многочисленных продавцов, их борьба за покупателя. Хотя каждый из них преследует свои цели и интересы, тем не менее, силой обстоятельств они вынуждены считаться с некоторой средней, равновесной или, как писал А.Смит, естественной ценой. Этот результат действия конкуренции А.Смит сравнивал с действием «невидимой руки» по регулированию рыночных цен. Роль конкуренции состоит как раз в том, что благодаря ей на рынке возникает и поддерживается спонтанный порядок, который не зависит от чьей-либо воли, желания и намерения. Каждый стремится осуществить на рынке свою цель или выгоду, но эти стремления, сталкиваясь друг с другом в ходе конкуренции, независимо от желания участников рынка. Объективно координируются и корректируются друг с другом, и в результате бессознательно, за их «спиной» возникает спонтанный, самопроизвольный, никем не предусмотренный порядок, который находит выражение в установлении равновесия между спросом и предложением. Однако рынок нельзя считать полностью самоорганизующейся системой, которую можно запустить и дальше она будет работать без перебоев. Напротив, после Великой депрессии 1929-1933 гг. экономисты признали необходимость государственного регулирования рынка в период спадов и кризисов. Эта необходимость вытекает из самой природы социально-экономических систем, где действуют люди, одаренные сознанием и поэтому способные корректировать недостатки самоорганизации внешней организацией, т.е. действием таких факторов, целью которых является сознательное управление и регулирование системой. Все дело заключается в том, чтобы, во-первых, самоорганизацию не противопоставлять организации, а рассматривать их как взаимодополняющие факторы; во-вторых, внешняя организация, управление и регулирование должны находиться в соответствии с требованиями и внутренними возможностями самоорганизации системы. Говоря о достоинствах конкуренции и рынка в целом, не следует забывать об их негативных сторонах, а также, разумеется, о тех проблемах, которые они не могут решить по своей природе. Что касается первого, то ясно, что конкуренция иногда приводит к диспропорциям между спросом и предложением, замедлению технического прогресса, а следовательно, нерациональному использованию ограниченных ресурсов общества. Конкурирующие предприятия и фирмы ревниво охраняют секреты производства, ибо технические новшества и изобретения снижают издержки производства, а тем самым помогают победить в конкурентной борьбе. Относительно второго утверждения следует еще раз подчеркнуть, что конкуренция и рынок возникли не для решения таких социальных проблем, как обеспечение социальной справедливости и тем более равного распределения дохода, а исключительно для рационального управления экономикой путем использования ограниченных ресурсов общества. Рыночное управление применимо как к частной, так и к общественной собственности. Справедливая социальная политика может заметно исправить недостатки рыночного распределения и помочь пенсионерам, инвалидам и малообеспеченным гражданам. Что касается конкуренции, то в условиях существования монополий она не может быть свободной и совершенной, а это оказывает отрицательное воздействие на механизм формирования рыночных цен. Все это показывает, что понятие о свободном рынке и совершенной, ничем не ограниченной конкуренции, дает упрощенное, идеализированное представление о реальном рынке. Но, как и всякое научное понятие, оно выделяет, абстрагирует только наиболее существенные, характерные признаки рынка. Именно в силу этого оно все же оказывается применимым к реальному рынку. Очевидно, что чем совершеннее реальный рынок и чем свободнее в нем конкуренция, тем ближе он подходит к идеальному рынку. И наоборот, чем не совершеннее рынок, тем больше он отстает от идеального. Поскольку отношения между людьми в рыночном хозяйстве определяются через спрос и предложение, постольку этот механизм чутко реагирует на возникающие потребности людей и лучше способствует их удовлетворению. Как показал печальный опыт нашей страны, никакая командно-административная или подобная ей система не в состоянии точно учесть разнообразные запросы людей и, главное, своевременно и эффективно удовлетворить их из-за громоздкости самой системы, обилия различных согласований и разрешений, сильнейшей инерции производственного механизма, ориентированного на выполнение планов и директив сверху. Преимущество рынка как раз и состоит в том, что он обращен к человеку, его нуждам и запросам.


Содержание

Введение

Практика развитых индустриальных и развивающихся стран свидетельствует, что не все функции, необходимые для естественного протекания воспроизводственных процессов и обеспечения полноценной жизни общества, реализуются посредством рыночных отношений.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что механизм свободного рынка оказывается несовершенным с точки зрения обеспечения макроэкономической устойчивости, а рыночные отношения не обеспечивают социальных гарантий населению. Рынок оказывается неспособным решить проблему обеспечения экономической и национальной безопасности, социальной стабильности в обществе.
Негативные последствия вышеперечисленных факторов и многих других аспектов экономического развития привели к осознанию недостаточности «самонастройки» рыночной среды.
При всей своей огромной позитивной роли рынок не в состоянии обеспечить эффективное решение ряда стратегических задач развития экономики, социальных проблем. Рынку, предоставленному самому себе, присущи анархичность и стихийность, приводящие к экономическим потерям и снижению эффективности хозяйствования. Рынок обостряет проблему социального неравенства, порождает значительную дифференциацию доходов, имущественное расслоение населения.
Первые попытки обосновать несовершенство рынка и его неспособность производить достаточно благ определенного рода предпринимали такие экономисты как А.Смит, А.Маршалл и А.Пигу. А.Смит сформулировал экономические функции государства, А.Маршалл и А.Пигу ввели в научный оборот понятие «внешний эффект». А.Пигу оправдывал вмешательство государства в экономику (налог Пигу) как следствие несовпадения частных и общественных затрат и выгод, которые приводят к недостижимости общественного оптимума.
В российской экономической теории проблема несовершенства рынка практически не освещается в разделах курса микроэкономики или в рамках экономики общественного сектора, так как не вполне вписывается в классическую тематику теории рыночного хозяйства.
Целью курсовой работы является изучение несовершенство рынка и проблем функционирования современной экономики. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

    рассмотреть понятие «несовершенства» рынка, его проявления и причины появления; изучить методы государственного воздействия на рынок, а также функции государства в экономике;
    рассмотреть глобальные экономические проблемы; проанализировать состояние современной российской экономики, выявить проблемы ее функционирования.
Предметом исследования являются экономические процессы несовершенства рынка, а также основные проблемы современной экономики.

Глава 1. Понятие несовершенства рынка и роль государства в рыночной экономике

      Несовершенство рынка. Проявления и причины несовершенства рынка

Несовершенства рынка – это отклонения от условий, обеспечивающих совершенную конкуренцию.

Функции рынка делают его в принципе весьма эффективной системой. Однако это не означает, что рыночные отношения являются полностью совершенными и обеспечивают прогрессивное развитие экономики. Обособление экономических агентов, неполное совпадение их интересов, а зачастую и антагонизм неизбежно ведут к обострению многих противоречий.

Следует отличать несостоятельность рынка от его несовершенства 1 . Рынок - это институт для сделок, который может принимать различные формы, далекие от совершенной конкуренции. Если несостоятельность служит проявлением недостаточной эффективности конкурентного рынка при соблюдении всех условий свободной конкуренции, то несовершенство рынка возникает в результате изменения формы рынка одним или несколькими продавцами или покупателями (монополистическая, монопосоническая и другие формы несовершенства рынка).
В основном несовершенства рынка связаны с отклонением от условий, обеспечивающих совершенную конкуренцию. К тому же рыночная экономика оказывается неспособной обеспечить производство важных благ или создает их в недостаточных объемах.
В чем же проявляются несовершенства, или, как их нередко называют, «провалы» рынка?
1. Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям. В условиях рыночной стихии неизбежно возникают монополистические структуры, ограничивающие свободу конкуренции. При бесконтрольности рыночной среды формируются и укрепляются монополии. Создаются неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.
Чтобы поддержать чрезвычайно высокие цены, монополисты искусственно сокращают производство. Это вызывает необходимость регулирования цен, скажем, на продукцию сырьевых монополий, электроэнергию, транспорт.
2. Рынок не заинтересован и не способен производить общественные блага («общественные товары»). Эти товары либо вообще не производятся рынком, либо поставляются им в недостаточном количестве.
Особенность общественных товаров состоит в том, что ими может пользоваться каждый, но не обязан за них платить. К тому же обычно нельзя ограничить их использование.
Дорожными знаками, регулирующими правила движения, обязаны пользоваться все во избежание нежелательных последствий. Вакцинация должна охватывать всех жителей, иначе не удастся исключить инфекционных заболеваний. Общественные блага - это неконкурентные товары и услуги, доступные практически каждому.
Общественные блага бесплатны для потребителя, но не бесплатны для общества. Производство «бесплатных» благ связано с издержками, которые не способен нести рынок.
Рынок не может решить проблему производства благ для общественного пользования, ибо нельзя ограничить их потребление, согласовать издержки с «полезностью», устранить неизбежные коллизии (например, проблему «безбилетника», определение категорий пользователей). Удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом, предполагает создание соответствующей институциональной структуры, непосредственное участие государства.
3. Рыночный механизм непригоден для устранения внешних (побочных) эффектов. Экономическая деятельность в условиях рынка затрагивает интересы не только непосредственных его участников, но и других людей. Ее последствия нередко носят негативный характер.
По мере роста общественного богатства проблема внешних эффектов становится все более острой. Увеличение количества автомобилей в пользовании сопровождается загрязнением воздуха. Целлюлозно-бумажные комбинаты отравляют водные источники. Широкое применение химических удобрений делает продукты питания непригодными для употребления.
Сам рынок не способен устранить или компенсировать ущерб, наносимый внешними эффектами. Соглашение между заинтересованными сторонами без внешнего вмешательства может быть достигнуто лишь в редких случаях, когда отрицательный эффект незначителен. На практике при возникновении серьезных проблем необходимо вмешательство государства. Оно вводит жесткие нормативы, ограничения, использует систему штрафов, определяет границы, которые не вправе переступить участники хозяйственной деятельности.
4. Рынок не обладает способностью обеспечивать социальные гарантии, нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов. Рынок по своей природе игнорирует социальные и этические критерии, т.е. справедливость при распределении ресурсов и доходов. Он не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения. Каждый должен самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, усиливает социальную напряженность.
«Нормальный» рынок порождает ненормальные пропорции распределения созидаемого богатства. Рыночные отношения создают благоприятные условия для проявления узкокорыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками, другие антиобщественные явления.
5. Рыночный механизм порождает неполную и недостаточно совершенную информацию. Только в условиях полностью конкурентной экономики участники рынка обладают достаточно исчерпывающей информацией о ценах и перспективах развития производства. Но сама конкуренция заставляет фирмы скрывать реальные данные о положении дел. Информация стоит денег, и экономические агенты - производители и потребители - обладают ею в различной степени.
Отсутствие совершенной информации, неполнота и неравномерность ее распределения создают преимущества для одних и подрывают способность принятия оптимальных решений у других. Продавцы и покупатели, предприниматели и рабочие не обладают равнозначной информацией. Между тем информация является в некоторых отношениях общественным товаром. Наиболее полную и надежную информацию предоставляет не частный рынок, а государственные институты. Итак, рынок не является идеальным механизмом регулирования экономической деятельности.
Причинами несовершенства рынков являются 2: наличие частной информации (которой располагают только фирмы), внешние шоки (воздействие которых на экономическую систему невозможно предугадать) и отдельные непредвиденные инновации (которые могут изменить направления развития производства самым непредсказуемым образом).
Несовершенства («провалы») рынка могут быть смягчены созданием соответствующих институциональных структур, участием государства в распределении ресурсов, решении проблем, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными инструментами.
      Функции государства в экономике
Несовершенства ("провалы") рынка смягчаются созданием соответствующих институциональных структур, участием государства в распределении ресурсов, решении проблем, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными инструментами.
Государство обеспечивает защиту прав производителей и потребителей; принимает законы, обеспечивающие право собственности; оказывает противодействие неограниченной власти монополий, разрабатывает антимонопольное законодательство; принимает санкции против продажи некачественных товаров, ложной информации о деятельности фирм; улучшает функционирование рынка путем создания стабильной обстановки в стране.
Государство берет на себя расходы на оборону, содержание правоохранительных органов, дорог и т.д. Оно производит затраты на некоторые виды страхования, связанное, например, с производственной деятельностью: на случай безработицы, по старости и т.д.
Государство осуществляет контроль за состоянием окружающей среды и утилизацией отходов производства и делает для этого определенные затраты.
Государство субсидирует здравоохранение, образование, различные благотворительные программы.
Сам рыночный механизм порождает ряд проблем, требующих вмешательства государства 3 . К ним относится проблема справедливого распределения доходов. Для рынка наиболее характерным является распределение, соответствующее вложениям в факторы производства. За пределами такого распределения остаются инвалиды, больные, другие нетрудоспособные граждане. Государство необходимо для обеспечения права на труд тех, кто может и хочет работать. Рыночная экономика неизбежно связана с безработицей.
Вмешательство государства в экономику преследует определенные функции. Как правило, оно корректирует те "несовершенства", которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции:
- создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;
- стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;
-социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т. д.;
- обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т. д.

1.3. Методы государственного воздействия на рынок

Известны следующие направления государственного вмешательства в экономику: микро-, макро- и интеррегулирование 4 .
Основными инструментами микрорегулирования выступают налогообложение, ускоренная амортизация, воздействие на цены, антимонопольное регулирование.
Например, в соответствии с антимонопольной политикой определяются монополии, регулируются процессы образования монополистических объединений, уголовно-правовые санкции против виновных лиц. В практике государств с развитой рыночной экономикой антимонопольное регулирование реализуется следующим образом. Чтобы ограничить рост масштабов производства и продаж, фирмы законодательно лимитируют размеры ее рыночной квоты. В странах Европейского союза, чтобы уменьшить число слияний и поглощений одной фирмы другой, практикуется обязательная регистрация всех соглашений об объединении фирм.
Что же касается налогов, то они тоже используются для стимулирования или сдерживания развития предприятий. Льготное налогообложение дает возможность возмещать издержки при низких рыночных ценах. Наиболее распространены следующие виды итоговых льгот: необлагаемый минимум дохода, налоговые скидки, полное освобождение от уплаты некоторых налогов, снижение налоговых ставок.
Макрорегулирующими инструментами являются финансовое и налоговое регулирование уровня производства, безработицы и инфляции; создание правовой основы для принятия экономических решений, стабилизация экономики; программирование и прогнозирование экономики, фискальная и денежная политика; политика регулирования доходов; социальная политика, государственное предпринимательство.
Интеррегулирование включает в себя торговую политику государства, управление обменным курсом, систему внешнеторговых тарифов и льгот, лицензирование внешней торговли и т.д.
Государственное регулирование может быть прямым, т.е. осуществляемым посредством законодательных актов и основанных на них действий исполнительной власти, и косвенным, т.е. опирающимся на использование различных финансовых (бюджетно-налоговых и кредитно-денежных) рычагов, с помощью которых правительство имеет возможность с определенной степенью эффективности воздействовать на поведение частных фирм, предприятий.
Прямое вмешательство выражается в том, что государство, обладая капиталами, в самых разнообразных формах предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятий.
Среди методов государственного регулирования не существует совершенно непригодных и абсолютно неэффективных. Нужны все, и вопрос лишь в том, чтобы определить для каждого те ситуации, где его применение наиболее целесообразно. Хозяйственные потери начинаются тогда, когда власти выходят за границы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам.
Надо иметь в виду, что среди экономических регуляторов нет ни одного идеального. Любой из них, принося положительный эффект в одной сфере экономики, непременно дает негативные последствия в других. Здесь ничего нельзя изменить. Государство, использующее экономические инструменты регулирования, обязано их контролировать и своевременно останавливать.
Итак, в данной главе были рассмотрены понятие несовершенства рынка, его проявления и причины. Изучены функции государства в экономике, а также методы государственного воздействия на рынок, которые подразделяются на микро-, макро- и интеррегулирование. В свою очередь основными инструментами микрорегулирования выступают налогообложение, ускоренная амортизация, воздействие на цены, антимонопольное регулирование. Макрорегулирующими инструментами являются финансовое и налоговое регулирование уровня производства, безработицы и инфляции; создание правовой основы для принятия экономических решений, стабилизация экономики; программирование и прогнозирование экономики, фискальная и денежная политика; политика регулирования доходов; социальная политика, государственное предпринимательство. Интеррегулирование включает в себя торговую политику государства, управление обменным курсом, систему внешнеторговых тарифов и льгот, лицензирование внешней торговли

Глава 2. Проблемы функционирования современной экономики
2.1. Глобальные проблемы мировой экономики и их признаки

Глобальные проблемы мировой экономики – это проблемы, касающиеся всех стран мира и требующие разрешения только в результате совместных усилий членов мирового сообщества.
Все глобальные проблемы имеют ряд общих признаков:

    носят общемировой характер, т.е. затрагивают интересы и судьбы всего (или, по крайней мере, большинства) человечества;
    угрожают человечеству серьезным регрессом в условиях жизни и дальнейшем развитии производительных сил (или даже гибелью человечества как такового);
    нуждаются в срочном и неотложном решении;
    взаимосвязаны между собой;
    требуют для своего решения совместных действий всего мирового сообщества.
    Рассмотрим ряд проблем.

Глобализация сегодня является, пожалуй, наиболее актуальной проблемой в функционировании современной экономики, и поэтому требует особенно тонкого и адекватного к себе отношения, оценки, восприятия и применения для практической деятельности 5 . Многие известнейшие исследователи как за рубежом, так и в нашей стране относятся к ней в большей степени настороженно и негативно, чем позитивно.
Глобализация это механизм, который опирается на процессы сугубо либерального характера, что приводит, как правило, к резким перекосам в структуре и порядке функционирования мирового хозяйства в целом, в отдельных его сферах и пространственных ареалах. Это проявляется, в частности, в усилении и ужесточении конкуренции между подавляющим большинством хозяйствующих субъектов вследствие интенсификации потока инноваций и быстрой утраты конкурентных преимуществ. Также возрастает опасность агрессивной монополизации целых рынков и отраслей со стороны ТНК, что, в свою очередь, приводит к их конкурированию в более широких сегментах и территориях мирового хозяйства - с другими ТНК, национальными государствами и их союзами, а также всех вместе - на мировых финансовых рынках 6 .
В целом такое положение дел ведет, наряду с получением материальных, финансовых и геополитических дивидендов наиболее обеспеченным меньшинством в основном из развитых государств, к катастрофическому расслоению населения по уровню и качеству жизни как в отдельных странах, так и между богатыми и бедными странами, к культурной деградации - в различных аспектах по всем странам, к экономико-финансовой нестабильности и кризисам, подрыву государственных институтов, этническим, политическим, военным конфликтам и т. д.
Глобальная продовольственная проблема. Если рассматривать в широком смысле – это производство, распределение, обмен и потребление продовольствия в мире и в отдельных странах (политэкономия продовольствия) . В узком смысле – это обеспечение продуктами питания населения мира и отдельных стран и регионов.
Прежде всего, продовольственная проблема напрямую связана с сохранением окружающей среды. Развитие аграрной сферы зависит от заботы государства о сельскохозяйственном производстве и рациональности использования имеющихся в обществе ресурсов – материальных, финансовых, природных и трудовых.
Решение производственной проблемы зависит от социальной политики государства. Обеспечение населения продовольствием в значительной мере определяется наличием и деятельностью профсоюзов и общественных организаций в стране. Снабжение продуктами питания населения определяется степенью экономического развития общества, в частности уровнем производительности труда общества в сельскохозяйственном производстве. По мере роста производительности труда возрастают возможности увеличения производства продуктов питания и возможно снижение остроты продовольственной проблемы.
На продовольственную проблему влияет множество экономических взаимозависимостей, такие как зависимость между: доходами и расходами, отдельными секторами экономики, различными странами, макроэкономической стабильностью и продовольственной стабильностью, экономическими возможностями и равенством в процессе распределения, наделением женщин правами и снижением рождаемости, политическими стимулами и государственной политикой, войнами и экономическим обнищанием.
В последнее столетие широко эволюционировали экологические проблемы. Важнейшими признаками этого кризиса являются: глобальные изменения климата и возникновение парникового эффекта.
В результате беспрецедентных масштабов воздействия человека на окружающую среду, выхода человеческой деятельности за пределы планеты в космическое пространство, втягивания в процесс производства всех элементов биосферы озоновый слой планеты уменьшается, что может привести к всемирному потеплению, таянию ледников Арктики, затоплению значительной части заселенных районов Земли, к усилению разрушительной силы ураганов, тропических циклонов, штормов.
Ежегодно на нашей планете происходит около 10 тыс. наводнений, оползней, ураганов, тысячи землетрясений, сотни извержений вулканов, тропических циклонов. За последние 20 лет вследствие этих природных катаклизмов погибло около 3 млн чел. В условиях дальнейшего углубления экологического кризиса количество жертв от природных катастроф будет нарастать.
Результатом проведения неоколониальной политики в развивающихся странах, в частности, политики «ножниц цен» на сырьевые ресурсы, является массовое уничтожение лесов, прежде всего тропических, что делает невозможным их воспроизводство и приводит к расширению пустынь. По данным института мировых ресурсов, наводнения периодически разрушают налаженную жизнь более 1 млрд чел. Нехватка древесного топлива, истощение грунтов и водных источников, падение сельскохозяйственного производства прямо или косвенно вызваныуничтожением тропических лесов.
Топливно-энергетическая и сырьевая проблемы. Использование топливно-энергетических и сырьевых ресурсов на нашей планете растет значительными темпами. На каждого жителя планеты производитсяоколо 2 кВт энергии, а для обеспечения общепризнанных норм качества жизни необходимо 10 кВт. Такой показатель достигнут только в некоторых наиболее развитых странах мира. В связи с этим, а также ввиду дальнейшего роста населения планеты, нерациональное использование энергии, сырья, неравномерное распределение топливно-энергетических ресурсов среди различных регионов стран мира, их производство и потребление и дальше будут увеличиваться.
Однако энергетические ресурсы планеты не безграничны. При запланированных темпах развития ядерной энергетики суммарные запасы урана будут исчерпаны в первом десятилетии XXI в., но если расход энергии будет происходить на уровне энергетики теплового барьера, то все запасы невосстанавливаемых источников энергии сгорят за 80 лет. Поэтому с точки зрения вещественного содержания основной причиной обострения топливно-энергетической проблемы является увеличение масштабов вовлечения природных ресурсов в хозяйственное обращение и их ограниченное количество на нашей планете. С точки зрения общественной формы такой причиной являются отношения монополистической собственности, которые обусловливают хищническую эксплуатацию природных ресурсов.
Нерациональное использование энергоресурсов в значительной мере вызвано неоколониальной политикой империалистических государств, в частности, «политикой дешевого сырья», которая обескровливает экономику развивающихся стран.
Место и роль развивающихся стран в мировом хозяйстве. Одной из самых острых глобальных проблем является преодоление отсталости развивающимися странами 7 . Эти страны образовались вследствие распада колониальной системы. К ним относятся бывшие колониальные, полуколониальные и зависимые страны Азии, Африки и Латинской Америки. В настоящее время их насчитывается около 150 из 230 стран мира. В этих странах проживает более 50 % населения планеты.
К общим экономическим чертам их народного хозяйства относятся, во-первых, низкий уровень развития производительных сил; во-вторых, монокультурный характер сельского хозяйства и гипертрофированное развитие отдельных отраслей, работающих на экспорт; в-третьих, многоукладность экономики с преобладанием тех укладов, которые основываются на натуральной форме хозяйствования; в-четвертых, господство докапиталистических форм собственности; в-пятых, наличие отдельных форм государственного вмешательства в экономику; в-шестых, чрезвычайно низкий жизненный уровень большинства населения.
Применение оружия массового поражения носит глобальный характер. Гонка вооружений - огромная опасность человечеству не только как угроза ядерной войны. На нее ежегодно расходуется около 700 млрд дол., что равняется затратам труда в сумме приблизительно 100 млн чел.- лет. Под военные базы отведена значительная часть территорий, только в регулярных войсках занято около 25 млн чел. Изготовление и наращивание огромных арсеналов оружия наносит непоправимый вред окружающей среде.
Особенно опасными являются хранение и захоронение ядерных отходов, отходов химического и бактериологического производства, аварии на военных заводах, боевых самолетах с ядерными и водородными бомбами.
Наряду с угрозой термоядерного оружия реальной становится угроза экологического оружия (провоцирование землетрясений, цунами, нарушение озонового слоя над территорией противника), милитаризация космоса.
Наиболее общей причиной обострения глобальных проблем, связанной с развитием технологического способа производства, является интенсивный рост в последние десятилетия народонаселения планеты, или так называемый демографический взрыв, который к тому же сопровождается неравномерностью роста населения в различных странах и регионах. Если за 1 млн. лет существования человеческой цивилизации население планеты достигло 1 млрд. чел., то увеличение его численности до 2 млрд. произошло через 120 лет, 3 млрд. - через 32 года (1960). В марте 1976 г. население Земли достигало уже 4 млрд. чел., а в начале 1989 г. был преодолен 5-миллиардный рубеж. Согласно прогнозам экспертов ООН, в начале 2000 г. население нашей планеты достигло 6 млрд., а к 2100 г. будет 12-13 млрд. чел.
Прежде всего, она неблагоприятно отражается на экономическом развитии мира и отдельных стран и регионов. Чтобы прокормить, одеть, обеспечить жильем постоянно растущее число людей, необходимо все время наращивать производство промышленной и сельскохозяйственной продукции, увеличивать объем добычи полезных ископаемых и т.д. Вследствие этого постепенно исчерпываются природные ресурсы, повышается средняя температура на Земле, загрязняется окружающая среда и др. Демографический взрыв сопровождается неравномерностью роста населения в различных странах и регионах, причем наивысший прирост населения наблюдается в странах, где производительные силы развиты слабо, вследствие чего господствует массовый голод, нищета. Демографический взрыв вызывает обострение таких глобальных проблем, как продовольственная, экологическая, сырьевая, энергетическая.
Также причиной обострения глобальных проблем является также быстрая урбанизация населения, увеличение гигантских мегаполисов, что сопровождается бурной автомобилизацией и сокращением сельскохозяйственных угодий. В целом на 0,3 % территории планеты сконцентрировано 40 % населения.

2.2.Основные проблемы современной экономики России

Российская экономика за восемь последних лет существенно превысила показатели конца 1990-х годов, а в 2007 году Россия вошла в мировую семерку лидеров по размеру ВВП по паритету покупательной способности, опередив такие страны, как Италия и Франция 8 .
За восемь лет объемы ВВП выросли на 72%, достигнув 1 триллиона 330 миллиардов рублей. Чистый приток капитала в РФ в 2007 году составил 82,3 миллиардов долларов, что является рекордом. В 2006 году приток капитала был почти вдвое меньше - 42 миллиарда долларов.
Накопленный объем иностранных инвестиций вырос в 7 раз за последние 8 лет. Внешний долг России снизился до 3% ВВП (это один из самых низких показателей в мире).
Основные экономические индикаторы уровня жизни населения представлены в приложении 1.
Зарплаты и пенсии увеличивались быстрее инфляции, что позволяет говорить о росте реальных доходов населения. Однако, пока не удалось решить одну весьма важную задачу - это сокращения разрыва между бедными и богатыми.
Анализ распределения населения по величине среднедушевых доходов показал (см. приложение 1), что в 2007 г. по сравнению с 2004 г. на 9,7% сократилась доля населения с ежемесячным доходом до 2000 руб.
Наибольший удельный вес в структуре доходов 2007 г., а именно 19,1% занимают граждане с доходом от 10000 до 15000 руб. Возросло количество граждан с уровнем дохода выше 25000 руб., к примеру, в 2006 г. их удельный вес составлял 3,1%, когда в 2007 г. – 10,1%.
Однако, так называемый "коэффициент фондов", это соотношение доходов 10% наиболее богатых и наиболее бедных слоев населения, даже несколько вырос. Если целевой уровень был 14,4 раза, то в 2007 г. этот коэффициент достиг величины 15,3.
Программа социально-экономического развития страны до 2020 года предполагает переход на инновационный путь развития. Этот путь должен обеспечить повышение эффективности российской экономики за счет четырехкратного повышения производительности труда. Этот сценарий предполагает развитие высокотехнологичных отраслей экономики - авиа- и судостроения, транспортной системы, энергетики, а также финансовой системы.
Однако, несмотря на все вышеперечисленное, существуют системные проблемы функционирования современной российской экономики, прежде всего это инфляция , монополизация, бюрократия и коррупция 9 .
Обеспечение макроэкономической стабильности и снижение инфляции являются основными условиями экономического развития России 10 .
Основной проблемой является все-таки высокая инфляция, однако ее причины проистекают от комплекса факторов:

    увеличение бюджетных расходов;
    производительность труда заметно отстает от динамики реальных зарплат;
    рост цен на энергоресурсы на мировых площадках;
    приток иностранных инвестиций;
    низкий уровень конкуренции в отдельных сферах.
Во многих важных сферах цены растут намного быстрее темпов базовой инфляции: в 2007 году квартиры подорожали на 35%, детские сады – на 28,5%, ЖКХ – на 18%, электричество – на 16,7%, бензин – на 16% 11 .
Кроме того, логичным следствием «искаженной» политики ЦБ является отрицательный уровень реальных процентных ставок, способствующих быстрому росту кредитования и, в конечном счете, потребления, что толкает инфляцию вверх. Также в таких условиях возникает риски неэффективности инвестиций, особенно при столь внушительной поддержке государства.
и т.д.................