Страховые

Проблемы и перспективы развития сельскохозяйственного страхования. Система агрострахования с государственной поддержкой

Проблемы развития страхования сельскохозяйственных культур

Наиболее важными проблемами современного сельскохозяйственного страхования являются:

1. Отсутствие ясных целей и стратегии развития сельскохозяйственного страхования. Это проблема законодательного уровня, которая выражается, прежде всего, в том, что нет специального закона, который регулировал бы все вопросы сельскохозяйственного страхования, а именно:

Формы его проведения. В настоящий момент активно обсуждаются проблемы сельскохозяйственного страхования с участием государства. Но почему-то совсем ничего не говорится о возможности осуществлять этот вид страхования без участия государства в лице бюджетов различного уровня. И хотя опыт зарубежных стран, да и собственный тоже, касающийся массового разорения после отмены обязательного страхования вновь созданных на рынке агрострахования компаний, свидетельствуют о необходимости государственного участия, доминировании именно такой формы страховой защиты сельскохозяйственного производства, тем не менее, законодательно должен быть закреплен и бескомпенсационный подход и порядок его проведения. В реальной практике такой подход существует и некоторые отечественные компании, особенно те, которые смогли наладить механизм перестрахования с западными перестраховщиками, его вполне успешно реализовывают;

Способы участия государства в сельскохозяйственном страховании. У различных участников страхования сельскохозяйственных рисков существует различное мнение об участии государства. Одни считают, что средства федерального и региональных бюджетов должны направляться на компенсацию части страховых взносов сельскохозяйственных товаропроизводителей, другие видят роль государства в компенсации убытков, а третьи убеждены в том, что государственные средства должны использоваться на всех стадиях страхования. Эта проблема связана с существовавшей практикой компенсации государством убытков сельскохозяйственным товаропроизводителям в результате чрезвычайных ситуаций, которая не была связана с темой страхования. В частности, ежегодно по линии МЧС расходовались не один млрд. руб. на компенсацию убытков в сельском хозяйстве вследствие чрезвычайных ситуаций, в то время как на компенсацию страховых взносов сельскохозяйственным предприятиям государство расходовало несколько сотен миллионов рублей. Такой подход государства не являлся эффективным для развития сельскохозяйственного страхования, а также для планирования бюджетных расходов на компенсацию убытков в сельском хозяйстве.

Виды сельскохозяйственного страхования. Последнее время в средствах массовой информации много внимания уделяется вопросам сельскохозяйственного страхования, однако за этим емким понятием стоит всего лишь страхование урожая сельскохозяйственных культур. Практически ничего не говорится о страховании животных, движимого и недвижимого имущества (сельскохозяйственной техники, производственных зданий и помещений, элеваторов, хлебоприемных пунктов и т.п.). Государственные чиновники и ведомства, предлагающие новую модель сельскохозяйственного страхования, также, как правило, делают акцент только на страхование урожая, забывая при этом, что другие виды страхования, актуальные и востребованные в АПК, нуждаются как в законодательном регулировании, так и в государственной поддержке. Кроме того, создавшуюся однобокость понимания сельскохозяйственного страхования подкрепляет действующая законодательная база, которая касается только порядка проведения страхования урожая сельскохозяйственных культур с субсидированием страховых взносов из федерального бюджета, ничего другого она не затрагивает. В этой связи необходимый закон о сельскохозяйственном страховании должен будет устранить этот серьезный недостаток путем определения видов сельскохозяйственного страхования, места сельскохозяйственного страхования как такового в общей системе классификации видов страхования и, наконец, перечень тех видов сельскохозяйственного страхования, которые будут охвачены государственной поддержкой.

Данный закон будет призван решить и ряд других основополагающих моментов, например, вопросы перестрахования, налогообложения, порядок создания централизованного страхового резерва и прочее, но именно решение перечисленных выше проблем позволит создать ясную стратегию развития сельскохозяйственного страхования.

2. Недостатки действующего законодательства. После отмены обязательной системы страхования имущества предприятий АПК основными документами нормативно-правового характера, регулирующими систему страхового обеспечения АПК, являлись:

Федеральный Закон РФ от 14 июля 1997 года №100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства»;

Постановление Правительства РФ от 27 ноября 1998 г. №1399 «О государственном регулировании страхования в сфере агропромышленного производства»;

758 «О государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства».

Проект Федерального Закона РФ «О развитии сельского хозяйства и агропродовольственного рынка в Российской Федерации», который закладывает основы развития сельскохозяйственного страхования, так и не принят. Вся система страхования сельскохозяйственных рисков в настоящее время (начиная с 2004 г.) регулируется всего лишь ежегодно издающимся Приказом Министерства сельского хозяйства РФ.

3. Несовершенство методической базы действующего порядка сельскохозяйственного страхования. Эта группа проблем является следствием предыдущей, т.е. также относится к недостаткам законодательства, которое поставило в определенные рамки и сельскохозяйственные предприятия, страхующие урожай, и страховые компании. В частности, проблемными моментами являются:

Фиксированные страховые тарифы.

Отсутствие разграничения в страховых случаях. Согласно действующему законодательству урожай считается застрахованным на случай гибели и повреждения сельскохозяйственных культур в результате определенного перечня рисков природно-климатического характера, причем с пометкой - «по совокупности событий». Таким образом, действующие тарифы спроектированы на один вид ущерба, возникающий как в случае полной гибели урожая в результате строго определенного перечня страховых обстоятельств, так и вследствие повреждения (снижения урожайности) сельскохозяйственных культур, благодаря тем же обстоятельствам, носящим совокупный характер. Вместе с тем в основу расчетов тарифов на случай снижения урожайности сельскохозяйственных культур должен быть положен подход, основанный на анализе колебаний урожайности от среднего значения по отдельным сельскохозяйственным культурам, в разрезе регионов, за последние 10-15 лет. Причем по каждому году и отдельно взятому региону должен использоваться так называемый «колхозный счет», т.е. расчет отклонений фактической урожайности по каждому хозяйству от среднего значения этого показателя по региону в целом.

Перспективы развития страхования сельскохозяйственных культур

О перспективах. Стратегия - это общее направление государственной политики в сфере развития страхования, и каждый вид страхования, несомненно, имеет отношение к этому направлению тоже. Другой вопрос, что в Стратегию трудно вписать перспективы развития каждого вида. Но все же, можно отметить, что развитие страхования в сельском Хозяйстве проходит достаточно динамично, хотя это скорее вопрос бюджета, а не страхового рынка в целом. В Стратегии будет рассматриваться, например, вопрос по созданию досудебных комиссий, которые будут разрешать страховые споры. Предусматривается, что решение такой комиссии будет являться альтернативным вариантом судебному решению. Но при этом выводы такой комиссии можно будет оспаривать в суде по аналогии с комиссией по трудовым спорам.

В целом же тенденцию развития страхования в сельском хозяйстве можно оценить как благоприятную. Здесь надо просто отрабатывать практику, решать существующие проблемы с возмещением ущерба, со статистической отчетностью, которую составляют сельхозтоваропроизводители и которая очень активно используется страховыми компаниями для определения размера убытков. Надо рассматривать вопросы о совершенствовании методик проведения экспертиз в рамках этого вида страхования, которые позволили бы привлекать специалистов и определять размеры убытков непосредственно на местах. Эти технические проблемы выливаются в недовольство сельхозтоваропроизводителей теми объемами выплат, которые осуществляют страховщики.

Из кардинальных проблем - на первом месте стоят методики расчетов тарифов. Необходимо пересмотреть методики, здесь большую роль должно сыграть Федеральное агентство по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства Министерства сельского хозяйства РФ. Развитие государственного регулирования

Механизм государственного регулирования позволяет разрешить выявленные противоречия действующей системы аграрного страхования, предусматривающий выделение бюджетных средств на возмещение части ущерба, полученного сельхозтоваропроизводителями вследствие реализации страхового события.

На первом этапе предусматривается государственная поддержка на страхование сельскохозяйственных культур от засухи. Анализ свидетельствует, что наибольшие ущербы сельскохозяйственная отрасль терпит именно от этого опасного природного явления;

Страховые компании формируют свои страховые фонды за счет взносов сельхозтоваропроизводителей. При этом государственные средства не участвуют в создании страховых резервов страховщиков. Таким образом, сельхозтоваропроизводители уплачивают полностью страховые взносы за счет собственных средств.

Государство предоставляет средства (субсидии) Федеральному агентству по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства на формирование Федерального сельскохозяйственного страхового резерва (ФССР). Субсидии предоставляются в размере, предусмотренном на эти цели в соответствующей статье бюджета.

Районные управления сельского хозяйства в установленный срок осуществляют сбор информации, подтверждающей заключение сельхозтоваропроизводителем договора страхования с государственной поддержкой. В случае если хозяйствующий субъект аграрной сферы не участвует в страховании с господдержкой, то им, в обязательном порядке, представляется документ, в котором он отказывается от участия в субсидированном механизме страхования. Затем эти данные передаются в Департамент экономики и финансов Министерства сельского хозяйства субъекта Российской Федерации. После чего формируются сводные реестры, которые, в свою очередь, отправляются в Департамент экономики и финансов Министерства сельского хозяйства России, для передачи их в Федеральное агентство по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства.

Такой механизм предусматривает обязательное законодательное закрепление даты представления данных от сельхозтоваропроизводителей о заключении ими договора со страховой компанией. Так, сельские товаропроизводители должны предоставлять данные о заключение ими договора страхования в течение 14 дней до начала сева культуры, заявленной на страхование, но не позднее дня окончания сева, установленного для данной природно-сельскохозяйственной зоны. Такой подход обеспечивает условие, при котором сельхозтоваропроизводители заключают договора страхования за две недели до начала сева. Это, в свою очередь, обуславливает соответствие предпосевных и посевных работ технологическим требованиям к производству сельскохозяйственных культур. Так как страховые компании ведут жесткий контроль над соблюдением технологии производства продукции растениеводства, что обеспечивает использование качественных семян, проведение всех необходимых мелиоративных и других предпосевных работ, выбор наиболее оптимального способа обработки почвы и даты сева. Таким образом, если сельхозтоваропроизводители не выполняют данное условие, то они не могут участвовать в субсидированном страховании. Данное требование является обязательным, что обеспечивает объективность аграрного страхования и не оставляет для страховщика возможности отказать в выплате страхового возмещения по причине несоответствия сева требованиям агротехники. В связи с тем, что ему предоставляется возможность проведения мониторинга агротехники производства урожая сельскохозяйственных культур с самого начала технологического цикла.

Таким образом, разрешается противоречие между сельскохозяйственным страхованием и системой чрезвычайных ситуаций. Так, в первую очередь, используются инструменты страхования, и только их реализация подразумевает введение в действие механизма защиты от чрезвычайных ситуаций.

В силу государственного участия в возмещении части ущербов сельхозтоваропроизводителей обязательным условием является регистрация стихийных бедствий, которая обеспечивает решение следующих задач:

Первая-защита государственных интересов через признание необъективности рискового обстоятельства, что означает нецелевое использование бюджетных средств и их возврат. Это позволяет предотвращать мошенничество в сфере аграрного страхования.

Вторая-защита экономических интересов сельхозтоваропроизводителей (в случае необъективности экспертизы страховой компании).

Регистрация стихийных бедствий не противоречит многосторонним правилам ВТО, что актуально в связи с предстоящим вступлением России в ее состав. Система регистрации стихийных бедствий предусматривает взаимодействие Федерального агентства по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства (Агентство), Росгидромета и страховых компаний.

Федеральное агентство выступает поручителем от имени Правительства РФ в проведении экспертизы, подтверждающей проявление опасных природных явлений.

Организацией, подтверждающей наступление опасных природных явлений выступает Гидромет России, который кроме того определяет критерии этих явлений и дает прогнозную оценку их влияния на сельскохозяйственное производство. Достоверность данных Росгидромета основана на обобщении сведений, полученных из различных источников. В качестве которых выступают местные метеостанции, где произошло стихийное бедствие, разработки научно-исследовательских институтов гидрометеорологии; аэросъемки и др.

В случае, когда страховая компания, по мнению сельхозтоваропроизводителя неправомерно отказывает в предоставлении страхового возмещения для определения ее объективности при экспертизе страхового случая, привлекаются различные научно-исследовательские учреждения и эксперты в области сельского хозяйства и из других областей науки.

Природные риски проявляются в различные моменты созревания посевов.

Так, засуха может наступить в вегетационный период «посев-кущение» или «колошение - восковая спелость», что означает различное ее влияние на урожайность сельскохозяйственной культуры.

Как правило, компании производят выплату страхового возмещения только после уборки урожая, когда можно определить недобор. В этом случае сельхозтоваропроизводитель вынужден дожидаться проведения экспертизы страховщиком в период уборки урожая сельскохозяйственных культур. Для разрешения такой ситуации предусмотрено привлечение экспертов, что делает возможным оценить размер экономического ущерба в момент гибели культуры. Это, в свою очередь, служит основанием выплаты страхового возмещения сельхозтоваропроизводителям и обеспечивает непрерывность производственного процесса хозяйствующего субъекта аграрной отрасли экономики.

Взаимодействие Росгидромета, системы защиты от чрезвычайных ситуаций, Федерального агентства по государственной поддержке и других учреждений позволяет создать эффективную систему предупреждения природных рисков, что осуществляется посредством формирования резерва превентивных мероприятий от ущербов в сельскохозяйственной отрасли экономики.

В настоящее время проблемой является своевременная уплата страховых взносов. Если на счет страховой компании поступила только часть страховой премии, независимо от того, кто не выполнил обязательство - государство или сельхозтоваропроизводитель, при наступлении страхового случая выплачивается сумма возмещения кратная размеру оплаченного страхового взноса. Данная практика имеет место, и договор с частичной оплатой страхового взноса является действующим. Учитывая специфику страхового бизнеса, возникают вопросы, почему страховые компании продолжают работать по данной схеме. Механизм государственной поддержки позволяет страховым компаниям использовать различные условия реализации своих продуктов и получать всю сумму страховых взносов, что, в свою очередь, обеспечивает создание реального страхового фонда и перестрахование обязательств страховщика перед сельхозтоваропроизводителем. Таким образом, обосновано предполагать интерес различных перестраховочных институтов к рынку сельскохозяйственного страхования.

Введение

Сельское хозяйство - отрасль, наиболее подверженная воздействию стихийных сил природы. Поэтому не случайно значительная доля заключаемых страховщиками договоров приходится на страхование интересов сельскохозяйственных предприятий, фермеров и граждан, являющихся собственниками (арендаторами и т.д.) объектов сельского хозяйства. В так называемое сельскохозяйственное страхование включаются страхование сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений, страхование поголовья животных, страхование машин, инвентаря и оборудования сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств, страхование урожая и многое другое. Рассмотрим наиболее распространенные виды сельскохозяйственного страхования, проводимого на условиях акционерного общества «Росгосстрах».

Цель данной работы является изучения сельскохозяйственного страхования. Задачами данной работы являются:

История сельскохозяйственного страхования России

Проблемы и перспективы развития сельскохозяйственного страхование.

Сельскохозяйственное страхование на современном этапе (Хабаровский край)

1. История сельскохозяйственного страхования России

Государственная монополия страхования была провозглашена Декретом «Об организации страхового дела в Российской Республике» от 28 ноября 1918 г. Основным видом страхования стало обязательное окладное страхование на селе. К 1930 г. в СССР было застраховано 96,7% всего количества сельских дворов, 80% поголовья крупного рогатого скота и 81% посевной площади. Серьезные ошибки в работе страховых организаций были допущены в 1930-1934-ые гг. Вскрылись различного рода отклонения и их причины. В Постановлении «Об извращениях в работе по страхованию в деревне» от 6 марта 1933 г. было отмечено «отсутствие классовой бдительности у страховых работников». В результате страхование на селе превратилось в легальную форму обмана государства, в страховом деле имели место бесхозяйственность, мошенничество и прямое вредительство. С целью привлечения страхователей и заключения договора в 1936 г. был введен институт страховых агентов. Согласно Закону об обязательном окладном страховании от 4 апреля 1940 г. были повышены нормы обеспечения по страхованию животных и сельскохозяйственных культур в колхозах (крупного скота - вдвое, сельскохозяйственных культур - на 20%). В период Великой Отечественной войны страхование использовалось в колхозах с целью бесперебойного производства сельскохозяйственной продукции и сырья для удовлетворения потребностей Советской Армии, промышленности, населения. С увеличением норм платежей страхование превратилось в особый метод привлечения денег в государственную казну.

Постановлением Правительства с 1 января 1956 г. сфера распространения государственного страхования была ограничена рамками колхозно-кооперативной собственности и личной собственности граждан. В 1958 г. общая сумма обеспечения по обязательному окладному страхованию всех сельскохозяйственных культур в колхозах составляла 14,6% стоимости урожая. Недостаточными были и нормы обеспечения по обязательному окладному страхованию сельскохозяйственных животных. Постановлением Совета Министров СССР от 11 декабря 1959 г. «О добровольном страховании имущества колхозов и населения» было введено добровольное страхование сельскохозяйственной техники и механизированных средств транспорта колхозов. Добровольное страхование сельскохозяйственных культур и животных стало проводиться исходя из их стоимости по закупочным, а не по розничным ценам. В колхозах объектами окладного страхования были строения, инвентарь, транспортные средства. Однако согласно Указу Верховного Совета СССР от 7 декабря 1959 г. размер обеспечения по обязательному окладному страхованию сельскохозяйственных культур был повышен до 40% от средней стоимости урожая. На 23% были понижены тарифные ставки по обязательному страхованию имущества колхозов. С 1960 по 1980 год государственное страхование в СССР способствовало охране сельскохозяйственного производства от последствий стихийных бедствий и повышению материального благосостояния советских людей.

Правопреемником «Госгосстраха» РСФСР в 1992 г. стала компания ОАО «Росгосстрах». Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в Российской Федерации» принятый Государственной Думой с изменениями в 1994-2007 гг. установил правовую основу сельскохозяйственного страхования. В целом современное страхование представляет собой многомерную, сложную систему, состоящую из различных подсистем, каждая из которых, в свою очередь, является самостоятельной системой с набором входящих в нее компонентов. В системе страхования в зависимости от формы проведения выделяют подсистемы обязательного и добровольного страхования. Отдельное место во всей классификационной совокупности форм страхования принадлежит сельскохозяйственному страхованию. В настоящее время сельскохозяйственное страхование является добровольным. Условия страхования, осуществляемого в добровольной форме, определяются рамками договора между страхователем и страховщиком и регулируются положениями Гражданского кодекса РФ и Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

В январе 2012 года вступил в силу закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства». Закон установил правовые основы оказания господдержки при осуществлении страховой защиты имущественных интересов агропредприятий, связанных с риском утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур и животных.

Согласно новому закону, страхование с господдержкой сегодня осуществляется только по риску утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур, животных и посадок многолетних насаждений. Под утратой понимается снижение фактического урожая сельхозкультур по сравнению с запланированным на 30% и более, а многолетних насаждений - потеря жизнеспособности более чем на 40% посадочных площадей.

По новой схеме, прописанной в законе, сельхозпроизводители выплачивают 50% от общего страхового взноса, остальные 50% от начисленной страховой премии государство по заявлению сельхозпроизводителя перечисляет страховщику.

2. Сельскохозяйственное страхование на современном этапе (Хабаровский край)

марта вице-губернатор Сергей Виниаминович Щетнев провел расширенное заседание Правительства края. Первым вопросом участники заседания обсудили ситуацию о ходе подготовки сельскохозяйственных товаропроизводителей Хабаровского края к весенним полевым работам, заготовке кормов и переводу скота на летнее пастбищное содержание КРС в 2014 году.

С основным докладом выступил заместитель Председателя Правительства края - министр сельского хозяйства и продовольствия края Александр Яц.

По его словам, прошлый сельскохозяйственный год оказался напряженным и непростым. Последствия, вызванные широкомасштабным наводнением и сильным переувлажнением почвы при которых сельскохозяйственные товаропроизводители не смогли в необходимых объемах поднять зябь, конечно же, усложняют ситуацию по проведению весенних полевых работ в 2014 году.

В связи с этим, подготовка к севу в 2014 году в сельскохозяйственных организациях началась еще в декабре с установкой на вопросы своевременного и качественного ремонта имеющейся техники, полной обеспеченности механизаторами, четкой и продуманной схемы проведения всех циклов сельскохозяйственных работ.

Прогнозом развития отрасли в 2014 году предусмотрено провести посев сельскохозяйственных культур на площади 78,2 тыс. га (104% к 2013 г., +2,7 тыс. га), в том числе: - в сельхозорганизациях - на площади 50,4 тыс. га;

в крестьянских (фермерских) хозяйствах - 8,4 тыс. га;

в личных хозяйствах граждан на площади 19,4 тыс. га.

Обеспеченность семенами зерновых и сельскохозяйственных культур в крае составляет 100%.

Для своевременного проведения весенних полевых работ сельскохозяйственным товаропроизводителям края в соответствии с заключенными договорами поставлены 3,6 тыс. тонн минеральных удобрений, что позволит внести на 1 га посевной площади 41 кг действующего вещества (в 2013 году внесен 40,5 кг/га д.в.).

В предстоящем году сельскохозяйственным организациям всех форм собственности для обеспечения кормовой базы, соответствующей содержанию высокопродуктивного стада предстоит заготовить:

грубых кормов - 46,5 тыс. тонн,

в том числе сена - 20,8 тыс. тонн;

сочных кормов - 63,8 тыс. тонн;

зернофуража - 11,5 тыс. тонн.

Для выполнения намеченных объемов заготовки кормов имеются необходимые условия. Наличие 25 комплексов по заготовке сенажа в упаковке и техники для заготовки сенажа в траншею.

Для ремонта сельскохозяйственной техники и подготовки её к весенним полевым работам 2014 года в сельскохозяйственных организациях используется 16 ремонтных мастерских и помещений, приспособленных для ремонта.

НаименованиеПлан, ед.Факт, ед.Выполнение, %Тракторы21420192Плуги797696Сеялки857993Культиваторы564682Бороны333333100

По сравнению с 2013 годом темпы ремонта выше: по тракторам на 7%, по культиваторам на 5%; по плугам, по сеялкам и по боронам на уровне 2013 года.

Завершить подготовку сельскохозяйственной техники, участвующей в сезонных полевых работах планируется:

В настоящее время сельскохозяйственными организациями сделан запас дизельного топлива в количестве 540 тонн, что составляет 40% от потребности на проведение весенних полевых работ (1390 тонн на апрель-июнь), на сумму 16,5 млн. руб.

За 2013 год повысилась энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций до 204 л.с. на 100 га посевной площади, что на 8 процентов выше уровня прошлого года (справочно: 2011 г. - 196,4 л.с., 2012 г. - 188,6 л.с., в среднем по России в 2013 году - 167 л.с. на 100 га).

Учитывая то, что одним из главных направлений успешной подготовки к весне является своевременная финансовая поддержка, в текущем году министерство приступило к выплате субсидий на гектар посевной площади 21 января 2014 года.

Своевременно полученные субсидии позволили отсрочить обращения сельхозпроизводителей в банки за кредитами на проведение сезонных работ.

Для предотвращения ущерба ежегодно наносимого сельхозтоваропроизводителям края опасными природными явлениями планируется страхование урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой в объеме не менее 7,0 тыс. га или 12% от посевной площади.

Работа по заключению договоров агрострахования проводится со страховыми компаниями, входящими в объединение страховщиков Российской Федерации (ОАО СК «Альянс», СОАО «ВСК», ОСАО «Ингосстрах», ОАО «Региональная страховая компания «Стерх»).

Министерством принято решения о безусловном страховании посевов, расположенных на участках, попавших в зону затопления в 2013 году.

В рамках оказания государственной поддержки на уплату 50% страховой премии в 2014 году в краевом бюджете заложено всего 3,5 млн. рублей, в том числе 2,4 млн. рублей - на растениеводство и 1,1 млн. рублей на животноводство.

В отрасли животноводства наступает период завершения зимне-стойлового содержания скота. Поэтому наряду с подготовкой к весеннему севу, ведется подготовка к летне-пастбищному периоду содержания в животноводстве.

В сельскохозяйственных организациях края на летне-пастбищное содержание будет переведено 9,6 тыс. голов крупного рогатого скота.

Запланировано к 15 маю 2014 года полностью завершить ремонтные работы на 31 летнем животноводческом лагере, из них 19 - для дойного стада и 12 - для молодняка, с обеспечением бесперебойной работы технологического оборудования, автономного электроснабжения, оборудования для обработки скота от гнуса.

Министерством проводится работа с сельскохозяйственными организациями края, направленная на активизацию страхования животных, с государственной поддержкой, в первую очередь в сельскохозяйственных организациях края, попавших под наводнение в 2013 году.

Для этих целей, на 2014 год, выделено средств на сумму 3980,7 тыс. руб., в том числе: из краевого бюджета - 1113,6 тыс. руб. из федерального - 2867,1 тыс. руб.

В 2014 году планируется застраховать 8,4 тыс. голов крупного рогатого скота, свиней - 44,4 тыс. голов и 1,6 млн. голов птицы.

Индекс производства продукции сельского хозяйства по итогам 2014 года по прогнозу министерства сельского хозяйства и продовольствия края составит 102,4%, в том числе по продукции растениеводства 100,0%, продукции животноводства 107%.

3. Проблемы и перспективы развития страхования сельскохозяйственных культур

Проблемы развития страхования сельскохозяйственных культур

Наиболее важными проблемами современного сельскохозяйственного страхования являются:

Отсутствие ясных целей и стратегии развития сельскохозяйственного страхования. Это проблема законодательного уровня, которая выражается, прежде всего, в том, что нет специального закона, который регулировал бы все вопросы сельскохозяйственного страхования, а именно:

формы его проведения. В настоящий момент активно обсуждаются проблемы сельскохозяйственного страхования с участием государства. Но почему-то совсем ничего не говорится о возможности осуществлять этот вид страхования без участия государства в лице бюджетов различного уровня. И хотя опыт зарубежных стран, да и собственный тоже, касающийся массового разорения после отмены обязательного страхования вновь созданных на рынке агрострахования компаний, свидетельствуют о необходимости государственного участия, доминировании именно такой формы страховой защиты сельскохозяйственного производства, тем не менее, законодательно должен быть закреплен и бескомпенсационный подход и порядок его проведения. В реальной практике такой подход существует и некоторые отечественные компании, особенно те, которые смогли наладить механизм перестрахования с западными перестраховщиками, его вполне успешно реализовывают;

способы участия государства в сельскохозяйственном страховании. У различных участников страхования сельскохозяйственных рисков существует различное мнение об участии государства. Одни считают, что средства федерального и региональных бюджетов должны направляться на компенсацию части страховых взносов сельскохозяйственных товаропроизводителей, другие видят роль государства в компенсации убытков, а третьи убеждены в том, что государственные средства должны использоваться на всех стадиях страхования. Эта проблема связана с существовавшей практикой компенсации государством убытков сельскохозяйственным товаропроизводителям в результате чрезвычайных ситуаций, которая не была связана с темой страхования. В частности, ежегодно по линии МЧС расходовались не один млрд. руб. на компенсацию убытков в сельском хозяйстве вследствие чрезвычайных ситуаций, в то время как на компенсацию страховых взносов сельскохозяйственным предприятиям государство расходовало несколько сотен миллионов рублей. Такой подход государства не являлся эффективным для развития сельскохозяйственного страхования, а также для планирования бюджетных расходов на компенсацию убытков в сельском хозяйстве.

виды сельскохозяйственного страхования. Последнее время в средствах массовой информации много внимания уделяется вопросам сельскохозяйственного страхования, однако за этим емким понятием стоит всего лишь страхование урожая сельскохозяйственных культур. Практически ничего не говорится о страховании животных, движимого и недвижимого имущества (сельскохозяйственной техники, производственных зданий и помещений, элеваторов, хлебоприемных пунктов и т.п.). Государственные чиновники и ведомства, предлагающие новую модель сельскохозяйственного страхования, также, как правило, делают акцент только на страхование урожая, забывая при этом, что другие виды страхования, актуальные и востребованные в АПК, нуждаются как в законодательном регулировании, так и в государственной поддержке. Кроме того, создавшуюся однобокость понимания сельскохозяйственного страхования подкрепляет действующая законодательная база, которая касается только порядка проведения страхования урожая сельскохозяйственных культур с субсидированием страховых взносов из федерального бюджета, ничего другого она не затрагивает. В этой связи необходимый закон о сельскохозяйственном страховании должен будет устранить этот серьезный недостаток путем определения видов сельскохозяйственного страхования, места сельскохозяйственного страхования как такового в общей системе классификации видов страхования и, наконец, перечень тех видов сельскохозяйственного страхования, которые будут охвачены государственной поддержкой.

Данный закон будет призван решить и ряд других основополагающих моментов, например, вопросы перестрахования, налогообложения, порядок создания централизованного страхового резерва и прочее, но именно решение перечисленных выше проблем позволит создать ясную стратегию развития сельскохозяйственного страхования.

Недостатки действующего законодательства. После отмены обязательной системы страхования имущества предприятий АПК основными документами нормативно-правового характера, регулирующими систему страхового обеспечения АПК, являлись:

Федеральный Закон РФ от 14 июля 1997 года №100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства»;

Постановление Правительства РФ от 27 ноября 1998 г. №1399 «О государственном регулировании страхования в сфере агропромышленного производства»;

«О государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства».

Проект Федерального Закона РФ «О развитии сельского хозяйства и агропродовольственного рынка в Российской Федерации», который закладывает основы развития сельскохозяйственного страхования, так и не принят. Вся система страхования сельскохозяйственных рисков в настоящее время (начиная с 2004 г.) регулируется всего лишь ежегодно издающимся Приказом Министерства сельского хозяйства РФ.

Несовершенство методической базы действующего порядка сельскохозяйственного страхования. Эта группа проблем является следствием предыдущей, т.е. также относится к недостаткам законодательства, которое поставило в определенные рамки и сельскохозяйственные предприятия, страхующие урожай, и страховые компании. В частности, проблемными моментами являются:

фиксированные страховые тарифы.

Перспективы развития страхования сельскохозяйственных культур

О перспективах. Стратегия - это общее направление государственной политики в сфере развития страхования, и каждый вид страхования, несомненно, имеет отношение к этому направлению тоже. Другой вопрос, что в Стратегию трудно вписать перспективы развития каждого вида. Но все же, можно отметить, что развитие страхования в сельском Хозяйстве проходит достаточно динамично, хотя это скорее вопрос бюджета, а не страхового рынка в целом. В Стратегии будет рассматриваться, например, вопрос по созданию досудебных комиссий, которые будут разрешать страховые споры. Предусматривается, что решение такой комиссии будет являться альтернативным вариантом судебному решению. Но при этом выводы такой комиссии можно будет оспаривать в суде по аналогии с комиссией по трудовым спорам.

В целом же тенденцию развития страхования в сельском хозяйстве можно оценить как благоприятную. Здесь надо просто отрабатывать практику, решать существующие проблемы с возмещением ущерба, со статистической отчетностью, которую составляют сельхозтоваропроизводители и которая очень активно используется страховыми компаниями для определения размера убытков. Надо рассматривать вопросы о совершенствовании методик проведения экспертиз в рамках этого вида страхования, которые позволили бы привлекать специалистов и определять размеры убытков непосредственно на местах. Эти технические проблемы выливаются в недовольство сельхозтоваропроизводителей теми объемами выплат, которые осуществляют страховщики.

Из кардинальных проблем - на первом месте стоят методики расчетов тарифов. Необходимо пересмотреть методики, здесь большую роль должно сыграть Федеральное агентство по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства Министерства сельского хозяйства РФ. Развитие государственного регулирования

Механизм государственного регулирования позволяет разрешить выявленные противоречия действующей системы аграрного страхования, предусматривающий выделение бюджетных средств на возмещение части ущерба, полученного сельхозтоваропроизводителями вследствие реализации страхового события.

На первом этапе предусматривается государственная поддержка на страхование сельскохозяйственных культур от засухи. Анализ свидетельствует, что наибольшие ущербы сельскохозяйственная отрасль терпит именно от этого опасного природного явления;

Страховые компании формируют свои страховые фонды за счет взносов сельхозтоваропроизводителей. При этом государственные средства не участвуют в создании страховых резервов страховщиков. Таким образом, сельхозтоваропроизводители уплачивают полностью страховые взносы за счет собственных средств.

Государство предоставляет средства (субсидии) Федеральному агентству по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства на формирование Федерального сельскохозяйственного страхового резерва (ФССР). Субсидии предоставляются в размере, предусмотренном на эти цели в соответствующей статье бюджета.

Районные управления сельского хозяйства в установленный срок осуществляют сбор информации, подтверждающей заключение сельхозтоваропроизводителем договора страхования с государственной поддержкой. В случае если хозяйствующий субъект аграрной сферы не участвует в страховании с господдержкой, то им, в обязательном порядке, представляется документ, в котором он отказывается от участия в субсидированном механизме страхования. Затем эти данные передаются в Департамент экономики и финансов Министерства сельского хозяйства субъекта Российской Федерации. После чего формируются сводные реестры, которые, в свою очередь, отправляются в Департамент экономики и финансов Министерства сельского хозяйства России, для передачи их в Федеральное агентство по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства.

Такой механизм предусматривает обязательное законодательное закрепление даты представления данных от сельхозтоваропроизводителей о заключении ими договора со страховой компанией. Так, сельские товаропроизводители должны предоставлять данные о заключение ими договора страхования в течение 14 дней до начала сева культуры, заявленной на страхование, но не позднее дня окончания сева, установленного для данной природно-сельскохозяйственной зоны. Такой подход обеспечивает условие, при котором сельхозтоваропроизводители заключают договора страхования за две недели до начала сева. Это, в свою очередь, обуславливает соответствие предпосевных и посевных работ технологическим требованиям к производству сельскохозяйственных культур. Так как страховые компании ведут жесткий контроль над соблюдением технологии производства продукции растениеводства, что обеспечивает использование качественных семян, проведение всех необходимых мелиоративных и других предпосевных работ, выбор наиболее оптимального способа обработки почвы и даты сева. Таким образом, если сельхозтоваропроизводители не выполняют данное условие, то они не могут участвовать в субсидированном страховании. Данное требование является обязательным, что обеспечивает объективность аграрного страхования и не оставляет для страховщика возможности отказать в выплате страхового возмещения по причине несоответствия сева требованиям агротехники. В связи с тем, что ему предоставляется возможность проведения мониторинга агротехники производства урожая сельскохозяйственных культур с самого начала технологического цикла.

Таким образом, разрешается противоречие между сельскохозяйственным страхованием и системой чрезвычайных ситуаций. Так, в первую очередь, используются инструменты страхования, и только их реализация подразумевает введение в действие механизма защиты от чрезвычайных ситуаций.

В силу государственного участия в возмещении части ущербов сельхозтоваропроизводителей обязательным условием является регистрация стихийных бедствий, которая обеспечивает решение следующих задач:

Первая-защита государственных интересов через признание необъективности рискового обстоятельства, что означает нецелевое использование бюджетных средств и их возврат. Это позволяет предотвращать мошенничество в сфере аграрного страхования.

Вторая-защита экономических интересов сельхозтоваропроизводителей (в случае необъективности экспертизы страховой компании).

Регистрация стихийных бедствий не противоречит многосторонним правилам ВТО, что актуально в связи с предстоящим вступлением России в ее состав. Система регистрации стихийных бедствий предусматривает взаимодействие Федерального агентства по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства (Агентство), Росгидромета и страховых компаний.

Федеральное агентство выступает поручителем от имени Правительства РФ в проведении экспертизы, подтверждающей проявление опасных природных явлений.

Организацией, подтверждающей наступление опасных природных явлений выступает Гидромет России, который кроме того определяет критерии этих явлений и дает прогнозную оценку их влияния на сельскохозяйственное производство. Достоверность данных Росгидромета основана на обобщении сведений, полученных из различных источников. В качестве которых выступают местные метеостанции, где произошло стихийное бедствие, разработки научно-исследовательских институтов гидрометеорологии; аэросъемки и др.

В случае, когда страховая компания, по мнению сельхозтоваропроизводителя неправомерно отказывает в предоставлении страхового возмещения для определения ее объективности при экспертизе страхового случая, привлекаются различные научно-исследовательские учреждения и эксперты в области сельского хозяйства и из других областей науки.

Природные риски проявляются в различные моменты созревания посевов.

Так, засуха может наступить в вегетационный период «посев-кущение» или «колошение - восковая спелость», что означает различное ее влияние на урожайность сельскохозяйственной культуры.

Как правило, компании производят выплату страхового возмещения только после уборки урожая, когда можно определить недобор. В этом случае сельхозтоваропроизводитель вынужден дожидаться проведения экспертизы страховщиком в период уборки урожая сельскохозяйственных культур. Для разрешения такой ситуации предусмотрено привлечение экспертов, что делает возможным оценить размер экономического ущерба в момент гибели культуры. Это, в свою очередь, служит основанием выплаты страхового возмещения сельхозтоваропроизводителям и обеспечивает непрерывность производственного процесса хозяйствующего субъекта аграрной отрасли экономики.

Взаимодействие Росгидромета, системы защиты от чрезвычайных ситуаций, Федерального агентства по государственной поддержке и других учреждений позволяет создать эффективную систему предупреждения природных рисков, что осуществляется посредством формирования резерва превентивных мероприятий от ущербов в сельскохозяйственной отрасли экономики.

В настоящее время проблемой является своевременная уплата страховых взносов. Если на счет страховой компании поступила только часть страховой премии, независимо от того, кто не выполнил обязательство - государство или сельхозтоваропроизводитель, при наступлении страхового случая выплачивается сумма возмещения кратная размеру оплаченного страхового взноса. Данная практика имеет место, и договор с частичной оплатой страхового взноса является действующим. Учитывая специфику страхового бизнеса, возникают вопросы, почему страховые компании продолжают работать по данной схеме. Механизм государственной поддержки позволяет страховым компаниям использовать различные условия реализации своих продуктов и получать всю сумму страховых взносов, что, в свою очередь, обеспечивает создание реального страхового фонда и перестрахование обязательств страховщика перед сельхозтоваропроизводителем. Таким образом, обосновано предполагать интерес различных перестраховочных институтов к рынку сельскохозяйственного страхования.

Заключение

сельскохозяйственный культура страхование

Ущербы, причиняемые сельскохозяйственному производству природно-климатическими рисками, значительно снижают его устойчивость, лишают весомых резервов его финансовой стабилизации, а также отрицательно сказываются на сельском развитии в целом. При этом роль страхования в компенсации убытков вследствие неблагоприятных погодных условий невелика, что требует развития этого достаточно надежного инструмента сохранения финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Динамика начисления страховых взносов по страхованию сельскохозяйственных культур в последние годы свидетельствует, правда, о заметном их росте. Наблюдается в течение последних лет и рост фактической оплаты страховой премии, однако весьма низкими остаются выплаты страхового возмещения. Причина кроется в отсутствии механизма реальной страховой защиты имущественных интересов предприятий АПК в процессе производства продукции растениеводства, а также в обороте на рынке так называемых «серых» финансово-страховых схем.

В результате анализа множества проблем, накопившихся в сельскохозяйственном страховании, были выявлены направления их решения. Можно обоснованно надеяться, исходя из первых результатов деятельности ФГУ «Федеральное агентство по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства», созданного при Министерстве сельского хозяйства РФ, что именно оно станет главным механизмом их решения.

Важной составляющей современной практики страхования сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой является его информационное обеспечение, которое немыслимо в настоящее время без улучшения системы управления погодными рисками.

Еще одним существенным недостатком принятой системы информационного обеспечения является также отсутствие экспертного сопровождения договоров страхования, гарантирующего объективную оценку страховых случаев. Правильно организованная система экспертного сопровождения позволит осуществлять объективную оценку страховых случаев с разделением технологических и агрометеорологических причин снижения урожая.

Современная российская практика сельскохозяйственного страхования, претерпевающая существенные организационно-правовые и финансовые изменения, требует обязательного учета зарубежного опыта защиты сельскохозяйственных производителей. Он демонстрирует новый этап развития взаимоотношений государства и страховых компаний, которые выражаются в создании совместных структур и систем, направленных на решение объективно необходимых и социально значимых государственных задач. Практически во всех странах мира создаются специальные фонды катастроф или осуществляется перестрахование рисков с участием государства.

Действующая методология страхования сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений имеет ряд недостатков, которые не позволяют выстроить эффективную систему защиты имущественных интересов сельскохозяйственных предприятий. Поэтому важнейшей задачей по-прежнему является разработка концепции развития страхования сельскохозяйственных рисков и на ее основе закона «О сельскохозяйственном страховании».


Построение системы агрострахования, обеспечивающей защиту и финансовую устойчивость агропромышленного комплекса России, - задача государственного значения, считает директор Департамента экономики и государственной поддержки АПК Минсельхоза России Наталия Чернецова. По ее мнению, потенциал для роста этого сегмента страхования в России просто огромен.

Построение системы агрострахования, обеспечивающей защиту и финансовую устойчивость агропромышленного комплекса России, — задача государственного значения, считает директор Департамента экономики и государственной поддержки АПК Минсельхоза России Наталия Чернецова. По ее мнению, потенциал для роста этого сегмента страхования в России просто огромен.

Современные страховые технологии: Какова роль агрострахования, в том числе — с господдержкой, в реализации стратегии импортозамещения и продовольственной безопасности России?

Наталия Чернецова: Агрострахование с господдержкой должно играть одну из ключевых ролей в обеспечении развития национального агропромышленного производства, в реализации стратегии импортозамещения.

Сельское хозяйство — отрасль, наиболее подверженная влиянию чрезвычайных ситуаций природного характера, которые могут нанести ущерб не только отдельным хозяйствам, но и продовольственной безопасности всей страны.

Вспомните жаркое сухое лето 2010 года — тогда в регионах от засухи пострадали более 20 тыс. сельхозпредприятий. Ущерб для отрасли оценивался в десятки миллиардов рублей. Сельхозпредприятиям были выплачены компенсации из бюджета, часть средств — в виде кредитов. Страхование от потери урожая могло бы помочь производителям сельскохозяйственной продукции минимизировать финансовые потери. Однако большинство хозяйств не имели договоров о страховании.

Несмотря на все усилия, к российским аграриям еще не пришло понимание особой важности современного механизма компенсации убытков в сложных климатических условиях. Государство продолжает компенсировать потери пострадавших от чрезвычайных ситуаций сельхозпроизводителей из средств федерального бюджета.

По итогам прошлого года доля застрахованной посевной площади с государственной поддержкой снизилась на 35 % по сравнению с 2014 годом и составила 11 % от всего объема посевных площадей в России. В текущем году эта тенденция сохраняется: объем застрахованных с государственной поддержкой посевных площадей на 40 % ниже показателей аналогичной даты прошлого года. В ряде регионов России вообще не представлены страховые компании, осуществляющие страхование в АПК.

Построение системы агрострахования, обеспечивающей защиту и финансовую устойчивость агропромышленного комплекса России, — задача государственного значения, и нам необходимо достичь ее эффективного решения. Потенциал для роста этого сегмента страхования в России просто огромен.

Российским аграриям еще не пришло

Понимание особой важности современного

Механизма компенсации убытков в

Сложных климатических условиях.

ССТ: Основными болевыми точками агрострахования участники этого рынка считают недостаточность ставок и объемов субсидирования, непрозрачность и недостаточную гибкость процессов субсидирования, отсутствие баланса между объемом и ставками субсидирования, с одной стороны, и уровнем рисков для сельского хозяйства в субъектах РФ с другой. Согласны ли вы с такой точкой зрения? Как преодолеть эти трудности, какие меры по развитию агрострахования следует принимать государству, а также самим страховщикам — участникам рынка?

Н. Ч.: Действующая сейчас система сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой была введена в 2012 году с вступлением в силу федерального закона № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"». В 2014 году в нее внесены изменения, однако практика последних лет показывает необходимость дальнейшего совершенствования.

Минсельхоз России совместно с отраслевым и страховым сообществом ведет работу по формированию единой согласованной позиции по изменениям в систему агрострахования с государственной поддержкой.

Одной из основных проблем являются сложности, возникающие при урегулировании убытков по страховым случаям. Связано это, в первую очередь, с отсутствием единых подходов в определении факта их наступления и расчете количественных потерь урожая.

Это приводит к отказам страховых компаний в выплате страховых возмещений, сокращению их сумм и возмещению ущерба сельскохозяйственным товаропроизводителям не в полном объеме.

За последние четыре года наблюдается снижение уровня выплат: 22,7 % в 2012 году, 13,7 % в 2013 году, 12,6 % в 2014 году, 11,4 % в 2015 году.

Необходимо обратить особое внимание страховщиков на улучшение процессов урегулирования убытков и выплаты страхового возмещения.

В сентябре 2015 года Национальному союзу агростраховщиков (НСА) был присвоен статус единого объединения агростраховщиков.

Минсельхоз России и ранее выступал за создание единого профобъединения агростраховщиков. Это позволяет сделать систему сельхозстрахования на условиях господдержки более понятной и прозрачной для всех участников страхового рынка.

В прошлом году Банк России проделал большую работу по освобождению рынка от неблагонадежных страховых компаний (частично отозвал, частично приостановил лицензии у ряда компаний, на долю которых в сумме приходилось 62 % застрахованной площади в 2014 году).

С одной стороны, это привело к снижению доли застрахованных площадей до 11 % (в 2014 году — 18 %, снижение относительно 2014 года на 35 %, что почти вдвое меньше, чем доля застрахованной площади страховых компаний, чья деятельность приостановлена — в сумме 62 %). С другой стороны, это важное достижение с точки зрения восстановления доверия сельхозпроизводителей к инструменту страхования рисков.

Одной из основных проблем

Являются сложности, возникающие

При урегулировании убытков

По страховым случаям.

ССТ: Будут ли вводиться минимальные стандарты агротехнологий, используемых при возделывании сельхозкультур? В чем необходимость такого шага? Будут ли эти стандарты иметь общий положительный эффект для всего АПК России?

Н. Ч.: Действительно, такие стандарты необходимы, и положительный эффект от них очевиден. Минсельхоз России совместно с Национальным союзом агростраховщиков прорабатывает вопрос о введении минимальных стандартов агротехнологий для производства растениеводческой продукции. Это, в свою очередь, окажет влияние на эффективность страхования и его развитие, так как обеспечит базу для стабилизации сельхозпроизводства, получения запланированных объемов растениеводческой продукции, поможет исключить случаи недостаточно добросовестного отношения производителей к процессу сельскохозяйственного производства.

Разработка стандартов требует серьезного научно-обоснованного подхода с учетом почвенного, климатического и биологического разнообразия наших территорий. Потребуется время для определения зональных технологий и приведения в соответствие нормативно-правового поля.

Минсельхозом России на текущий год подготовлен план мероприятий по решению проблем агрострахования, предусматривающий построение трехуровневой системы страховой защиты сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Система включает в себя 3 варианта агрострахования:

  • страхование «суперкатастрофических» рисков (1 уровень)
  • добровольное страхование с государственной поддержкой (2 уровень)
  • «коммерческое» страхование (3 уровень)

Мера позволит расширить варианты осуществления агрострахования, в том числе даст возможность оказания дополнительной поддержки застрахованным сельхозтоваропроизводителям за счет региональных программ.

  • Предусмотрено создание института аварийных комиссаров и андеррайтеров, которые обеспечат объективность расчета и оперативность осуществления страховых выплат.
  • Совместно с Росгидрометом планируется создание дополнительной системы метеонаблюдения для целей страхования и подтверждения факта наступления страхового случая.
  • В числе первоочередных мероприятий — разработка и утверждение специализированных критериев опасных природных явлений для целей агрострахования и методик расчета размера страхового возмещения для обеспечения прозрачнсти выплат.

Мы надеемся, что и руководители органов управления АПК субъектов РФ активно подключатся к этой работе. Важно обратить внимание сельхозтоваропроизводителей на необходимость применения агротехнических, химических и технологических приемов в производственном процессе и рассмотреть вопросы о внесении соответствующих изменений в региональные нормативно-правовые акты.

Государственный аграрный университет, студентка специальности «Финансы и кредит», экономический факультет *****@***ru

В данной статье мы рассмотрели состояние агрострахования, недостатки и проблемы, связанные с регулирование агрострахования, сроками и видами оплат, выявили необходимость поддержки крестьян в виде государственной помощи, законодательной поддержки, регулирование выплат. Мы выявили, необходимость развития страхования в сельском хозяйстве .

Перед сельхозтоваропроизводителями всегда стоит проблема финансовой защиты своих имущественных интересов ввиду высокой зависимости аграрной отрасли экономики от стихийных сил природы, когда в стране более 90 процентов земель сельхозназначения относится к зонам рискованного земледелия, полагаться на капризы природы неразумно.

Одним из эффективных инструментов управления рисками в сельском хозяйстве выступает страхование, позволяющее обеспечить стабильные условия производственной деятельности хозяйствующих субъектов на селе вне зависимости от природных аномалий. Эффективность такой защиты в рыночных условиях хозяйствования зависит от уровня, развития экономической системы в целом и системы аграрного страхования, в частности.

При этом данная отрасль имеет массу проблем в России, в числе которых – низкая платёжеспособность агросектора, отсутствие закона «О сельскохозяйственном страховании» и активно начавшийся в ущерб рынку лоббизм крупных страховых компаний.

На сегодняшний день страхование – необходимый признак цивилизованной, современной и эффективной системы хозяйствования.

Сущность страхования, в том числе и в хозяйстве, заключается в аккумуляции части средств организаций и использовании их на возмещение потерь от неблагоприятных погодных условий и иных рисков. При страховании урожая сельскохозяйственных культур за счет страховых выплат возмещаются в неблагоприятные годы затраты по выращиванию сельскохозяйственных культур, обеспечивается возврат кредитов банков, таким образом, приобретается устойчивость всего цикла сельскохозяйственного производства.

Сегодняшний незначительный уровень развития сельскохозяйственного страхования не позволяет назвать его системным институтом АПК. Одна из главных причин – неподъемные затраты крестьян на страхование даже с учетом господдержки. Эта система, к сожалению, на практике доказала свою неэффективность. Если в развитых странах страхованием охвачено до 80% посевных площадей, то в России в 2009 г., по разным оценкам – всего 25%.

Несовершенная нормативно-правовая база, отсутствие специализированного закона о сельскохозяйственном страховании, высокая стоимость страхования, условия оплаты, сложность получения субсидии и несвоевременность ее выплаты, распространение «схемного» страхования, недобросовестная конкуренция страховщиков дискредитировали институт страхования в глазах сельхозтоваропроизводителей. Еще один большой недостаток – с господдержкой можно застраховать только урожай сельхозкультур, многолетних насаждений и их посадок. На животноводство и рыбоводство эта программа не распространяется. Доля добровольного сельхозстрахования ничтожно мала. Государство должно быть в первую очередь заинтересовано в развитии сельхозстрахования, так как отсутствие действенной системы страхования сельхозрисков не способствует обеспечению продовольственной безопасности страны.

В целях повышения эффективности использования механизмов обеспечения продовольственной безопасности России считаем необходимым организовать четкую координацию усилий законодательной и исполнительной власти, Агропромышленного союза России, региональных органов управления АПК с банковскими, кредитными, страховыми, торговыми и другими заинтересованными структурами и организациями. Сложившаяся ситуация в области сельскохозяйственного страхования, безусловно, требует комплексного решения.

Другим важнейшим направлением совершенствования страхования является создание такой страховой услуги, которая бы больше отвечала потребностям малых предприятий, крестьянско-фермерских и личных подсобных хозяйств, в настоящее время ими страхование фактически не используется.

Большую проблему для сельхозпроизводителя представляют сроки платежа, который нужно внести до окончания посевных работ. Можно воспользоваться разрешенной отсрочкой платежа: 50% страховой премии сельхозпроизводитель оплачивает сразу при заключении договора страхования , вторые 50% он обязан оплатить до окончания сева, но это не смягчает ситуацию.

Страховые компании понимают всю сложность ситуации и, стремясь привлечь клиентов, пытаются помочь клиенту в поиске средств. До недавнего времени это был вариант целевого банковского кредита , а страховая компания оказывала консультационные услуги и подыскивала более благоприятный вариант займа. В настоящее время страховые компании внедряют практику «одного окна», когда страховая компания выдает кредит на страхование и сама же этот риск страхует. Этот способ применяется за рубежом и облегчает мелким и средним производителям как процедуру получения кредита, так и страхования. На начальном этапе страховые компании России при таком варианте обслуживания оказывают брокерские услуги бесплатно.

Совершенствование агрострахования должно привести к росту числа страхователей, а число страховщиков сократится. Это сокращение произойдет в результате нескольких процессов:

Зачистка "схемных" компаний, осуществляемая регулятором рынка;

Добровольное прекращение деятельности из-за невысокой эффективности операций по какому-либо виду страхования;

Финансовая несостоятельность из-за превышения допустимого уровня страховых выплат и высоких расходов на ведение дела;

Отзыв лицензий у страховщиков из-за недостаточной капитализации.

Сокращению числа страховщиков также может способствовать:

Переход ряда страховщиков, особенно региональных дочерних компаний, на положение филиалов компаний федерального уровня;

Присоединение мелких участников рынка к более крупным.

Как ни в какой другой отрасли предпринимательской деятельности в страховой деятельности велика роль государственного воздействия. Государство само осуществляет страхование и ведет государственный надзор в области страхования. Такое внимание к этому виду предпринимательства связано с социальной значимостью функции страхования, ибо страховой случай означает для страхователя катастрофу, что в свою очередь приводит к страховому случаю в экономике страны, к разрыву в цепочке производства. Несчастье одного страхователя является социально значимым для всего народного хозяйства. Страхование позволяет достаточно быстро восстановить нарушенное страховым случаем имущественное положение страхователя, восстановить разрушенные связи в хозяйственных правоотношениях воспроизводства. В функционировании страхового механизма, в страховой деятельности заинтересованы каждый из страхователей и государство.

Из вышесказанного хотелось бы отметить необходимость страхования, как экономическую, социальную и психологическую поддержку населения. Но, как мы знаем, страхование сельского хозяйства в России не применяется в полной мере. И это, по нашему мнению, одна из важнейших причин; мы обвиняем страховые компании в «плохих», неэффективных условиях предоставления страхования, но мы не задумываемся, что если бы было больше страхователей, то страховом рынке образовались бы надёжные, конкурентные страховые компании, которые из-за конкуренции и предоставляли бы лучшие условия и «боролись бы» за каждого страхователя. Лето 2010 г. показало, что возможны разные природные катаклизмы, надеемся, что производители сельскохозяйственной продукции поймут эффективность агрострахования и будут страховать урожай или страховые риски. Но, конечно же, им необходима и государственная поддержка и помощь.

Список литературы

1. О методике субсидирования ущерба при страховании в сельском хозяйстве // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. №8.

2. Никитин А. Конвергенция программ сельскохозяйственного страхования.// Агрострахование и кредитование. 2008. №4.

3. Потенциал рынка агрострахования.// Агрострахование и кредитование. 2008. №4.

4. Терешенко Д. Совершенствование системы страхования в сельском хозяйстве.// АПК: экономика, управление. 2006. №5.

5. Перспективы развития рынка агрострахования. http://www. *****/img/konferenc/62.doc

Modern state of agrostrakhovaniya: problems and ways of development

SALIMGAREEVA OF ALBINA ALIKOVNA

Student of Bashkir State Agrarian University

Annotation: In this article we considered the state of agrostrakhovaniya, failings and problems, related to adjusting of agrostrakhovaniya, by terms and types of payments, exposed the necessity of support of peasants, as a state help, legislative support, adjusting of payments. We exposed, necessity of development of insurance for agriculture.

на статью

«Современное состояние агрострахования: проблемы и пути развития»

В данной статье затронута достаточно актуальная тема финансовой сферы. Автор исследования достаточно широко раскрыла заявленную тему, показала умение конструктивно мыслить и логически излагать материал. Работа носит законченный характер.

Результаты исследования говорят о том, что провела исследование на достаточно высоком уровне, и данная статья заслуживает публикации.

С уважением,

заведующий кафедрой финансов и кредита

ФГОУ ВПО «Башкирский ГАУ

Ильвир Ильдусович Фазрахманов

С учетом сложившейся ситуации в мире и началом введения санкций, возрастает роль «отечественного производителя», агропромышленного комплекса в целом и небольших фермерских хозяйств в частности, в вопросе продовольственной безопасности нашей страны.

Однако, в России сельское хозяйство зачастую ведется в неблагоприятных природно-климатических условиях: более половины земель под пашню находится в холодных районах. Огромные территории располагаются в так называемой зоне рискованного земледелия.

Хватает проблем и у животноводческих хозяйств. Взять к примеру риски возникновения и распространения разного рода эпидемий. Свиная чума, коровье бешенство и птичий грипп, широкого освещаемые СМИ, вот далеко не полный перечень серьезных заболеваний, которым подвержены сельскохозяйственные животные.

Аграрный и животноводческий сектора, как никакие другие, нуждаются в защите — страховании.

История страхования

Основными производителями сельскохозяйственной продукции долгое время были колхозы и совхозы .
После распада Союза в условиях рынка они, не рассчитанные на конкуренцию, не выжили.

Им на смену пришли совершенно иные –крестьянские хозяйства, производящие, перерабатывающие, перевозящие, хранящие и реализующие различную сельскохозяйственную продукцию, или фермерские .

Фермерское хозяйство сопряжено с огромным количеством факторов риска. Но главным, а порой решающим является природный . От него зависит итог многонедельных трудов сельхозпроизводителей.

Человек воздействует на природу, испытывая также на себе ее влияние. Недостаточные знания ее закономерностей могут сыграть с аграрием плохую шутку. Природа выходит из-под контроля, внося катастрофические коррективы в результаты труда. Агропроизводители ежегодно несут огромные убытки от стихии . Засухи случаются чуть ли не ежегодно.

Страхованием сельского хозяйства на Руси занимались еще в эпоху Ярослава Мудрого. Большое распространение оно получило в связи с отменой крепостничества и развитием земского и взаимного крестьянского страхования. Объектом подобных действий являлись сельские общины.

Широко распространено было страхование пожитков от пожара, полей от града, животных от падежа, виноградников от филлоксеры.

Сегодня существует несколько моделей страхования:

  • долевое (50-процентное) участие государства в страховых премиях через специальных правительственных агентов и создание государственного страхового резерва. В прошлом году страховые премии по таким договорам составили почти четырнадцать миллионов рублей;
  • объединения страховщиков;
  • сельскохозяйственные страховые кооперативы.

Виды страхования фермерского хозяйства

Основные из них охватывают такие объекты как:


Некоторые страховые компании предлагают программы комплексного страхования фермерских хозяйств:

  • страхование домов;
  • страхование сельхозживотных;
  • лошадей;
  • от града и огня;
  • мультирисковое страхование урожая либо озимых;
  • страхование посевов на базе индекса урожайности, устанавливающегося в процентах от средней за 15 лет урожайности в данном районе;
  • страхование на период полного аграрного цикла: покрытие (не франшиза!) рассчитывается по таблице полей индивидуально;
  • страхование многолетних плодово-ягодных культур;
  • страхование сельскохозяйственной техники.

При заключении договоров сельхозстрахования необходимо детально изучить их условия.

Особое внимание следует обратить на то:

  • что нужно предоставить при наступлении страхового случая;
  • как будет рассчитываться размер возмещения;
  • какова стоимость страхования (низкая стоимость зачастую связана с неполным покрытием рисков, с высокой франшизой);
  • каков порядок выплаты возмещения.

Для выплаты возмещения застрахованный должен выполнить ряд требований, предусмотренных соответствующими договорами:

  • своевременно сообщать о факте страхового случая;
  • предоставлять статистическую документацию, подтверждающую недобор продукции;
  • в срок уведомлять страховые организации о проведении контрольных проверок, обследований застрахованных объектов;
  • предоставлять справку из Росгидрометцентра о наступлении опасного стихийного явления в период производства застрахованной продукции.

В настоящее время страхование при своей безусловной необходимости еще не получило должного распространения. Лишь около пятнадцати процентов сельхозпроизводителей страхуют свои риски в растениеводстве.

Проблемы сельхозстрахования и методы их решения

Слабость системы сельхоз страхования – в следующем:

Для широкого распространения агрострахования и снижения этим рисков в ведении хозяйства аграриями необходимо развитие разных конкурирующих его форм.

Хорошее решение данной проблемы – сельскохозяйственные страховые кооперативы (ССК). В этих структурах формируется резервный (гарантийный) фонд , помогающий обеспечить платежеспособность кооперативов.

При крупном ущербе и недостаточности таких фондов государство пополняет их через бюджетные субсидии или же выделение льготных кредитов .

Действенный рычаг увеличения плавучести таких организаций – инвестиционная деятельность , доходы от которой направляются на снижение страховых тарифов или же полное освобождение отдельных хозяйств от очередных взносов.

Такие ССК существуют уже в Самарской и Астраханской областях, а также в Якутии. Они объединяют еще немного фермерских хозяйств и лишь нарабатывают опыт в данной сфере. Однако за ними будущее.

Успешность производства в фермерских хозяйствах зависит в немалой степени от сюрпризов природы. Снизить их риски помогает страхование построек, урожая, техники, скота, инвентаря и пр.

При значительном ущербе большую помощь оказывают госпрограммы поддержки фермеров .

Сельскохозяйственные страховые кооперативы (ССК) также являются действенной формой некоммерческого страхования и средством для увеличения доступности такой защиты.

Виды страхования фермерства постоянно увеличиваются и совершенствуются.

Видеосюжет о государственной поддержке страхования в сфере сельского хозяйства