Кредиты

Процентная ставка пени по несвоевременно уплаченным налогам. Энциклопедия решений. Пеня за несвоевременную уплату налога. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеня - установленная денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов и налоговый агент должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Под сроками, установленными законодательством о налогах и сборах, понимаются также сроки, измененные уполномоченным на то органом вследствие предоставления заинтересованному лицу отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита.

"По смыслу статьи 75 НК РФ и согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 17.12.1996 N 20-П и Определении от 04.07.2002 N 202-О, начисление пеней направлено на компенсацию потерь бюджета, вызванных поступлением причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки. Поскольку статья 75 НК РФ гарантирует обеспечение потерь бюджета, суд, применяя названную норму, должен установить, имелись ли такие потери в конкретном бюджете вследствие неуплаты налогоплательщиком одного налога, но при условии, что у налогоплательщика имелась переплата по другим налогам, зачисленным в тот же бюджет" (Постановление ФАС СЗО от 18.01.2006 N А42-5398/04-22).

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 04.07.2002 N 200-О указывал следующее: "Уплата пеней связывается законодателем не с налоговым или отчетным периодом, а с днем уплаты налога, установленным законодательным актом об этом налоге: обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, в случае, если налоговый период состоит из нескольких отчетных периодов, по итогам этих отчетных периодов вносятся авансовые платежи. Закрепление обязанности налогоплательщика вносить налоговые платежи авансом, т.е. до истечения налогового периода, обусловлено необходимостью равномерного, в течение бюджетного года, поступления в государственную казну средств, необходимых для покрытия расходных статей бюджета, и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод. Следовательно, начисление пени в связи с неуплатой авансовых платежей является правомерным".

Пленум ВАС РФ в п. 20 Постановления от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой НК РФ" указал, что "при рассмотрении споров, связанных с взысканием с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, судам необходимо исходить из того, что пени, предусмотренные статьей 75 НК РФ, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 Кодекса".

"Учитывая, что сумма авансового платежа по налогу на имущество исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. ст. 53 и 54 НК РФ, и уплачивается по истечении отчетного периода, неуплата данного платежа по итогам отчетного периода является недоимкой по налогу. Следовательно, пени за просрочку уплаты авансовых платежей по налогу на имущество организаций могут быть взысканы с налогоплательщика" (Постановление ФАС ВСО от 26.12.2005 N А78-5918/05-С2-21/533-Ф02-6540/05-С1).

Со ссылкой на Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 284-О, которым платежи за загрязнение окружающей природной среды отнесены к категории фискальных сборов, не упомянутых в ст. 8 НК РФ, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к заключению, что налоговые органы не вправе на основании ст. 75 НК РФ взыскивать пени за неуплату названных платежей, поскольку данные платежи не входят в систему налогов и сборов Российской Федерации и действие Налогового кодекса РФ на них не распространяется (Постановление ФАС СКО от 28.09.2005 N Ф08-4563/2005-1803А).

Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика. "Из содержания п. 3 ст. 75 НК РФ следует, что единственным основанием освобождения налогоплательщика от начисления пеней является наличие причинной связи между невозможностью погасить недоимку и решением налогового органа о приостановлении операций налогоплательщика в банке или наложении ареста на его имущество. В соответствии с нормами ст. 65 АПК РФ указанное обстоятельство доказывает заявитель (налогоплательщик). Следовательно, сам по себе факт вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика не является основанием для не начисления пени. Налогоплательщик должен представить доказательства, свидетельствующие о том, что приостановление операций по счету в банке препятствовало исполнению им налоговых обязательств" (Постановление ФАС СЗО от 17.10.2005 N А26-7007/04-210).

Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисление пеней на сумму налога, подлежащую уплате.

Несмотря на то что срок уплаты пени законодательно не установлен, требование об уплате пени подлежит направлению налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, а не в пределах разумного срока, определяемого налоговым органом. Сроки, установленные ст. ст. 46, 47 НК РФ на бесспорное взыскание налога, распространяются также на взыскание пени. Следовательно, решение о взыскании пени в бесспорном порядке может быть принято не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требований об уплате пени. При нарушении налоговым органом указанного срока пени могут быть взысканы только в судебном порядке (Постановление ФАС ЗСО от 05.04.2006 N Ф04-743/2006(19916-А81-26)).

В силу ст. 75 НК РФ пени неразрывно следуют за неуплаченной суммой налога (сбора), поэтому способ принудительного взыскания пеней аналогичен порядку, установленному для взыскания налога (сбора). В случае несоблюдения налоговым органом порядка и сроков взыскания задолженности по налогу (сбору), установленных ст. ст. 45 - 47, 69, 70 НК РФ, налоговый орган утрачивает право на ее взыскание, а следовательно, и на взыскание пеней. Это подтверждается решениями арбитражных судов, в частности Постановлением ФАС Уральского округа от 11.04.2006 N Ф09-2525/06-С7.

В п. 6 ст. 75 НК РФ определено, что принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей в случаях, предусмотренных пп. 1 - 3 п. 2 ст. 45 НК РФ, производится исключительно в судебном порядке. То есть если недоимка взыскивается в судебном порядке, то и пени, начисленные на эту недоимку, подлежат взысканию только в судебном порядке.

Правила, предусмотренные ст. 75 НК РФ, распространяются также на плательщиков сборов и налоговых агентов. Согласно положениям п. 3 ст. 24 НК РФ налоговые агенты удерживают законодательно установленные налоги только из денежных сумм, выплачиваемых налогоплательщикам.

Как указал Федеральный арбитражный суд СЗО в Постановлении от 12.04.2005 N А56-28195/04: "Налоговый агент обязан уплатить пени только в том случае, если своевременно не перечислены в бюджет удержанные у налогоплательщика суммы налога. В том случае, если налоговый агент неправомерно не удержал суммы налога, он может быть привлечен к ответственности, установленной статьей 123 НК РФ, однако в данном случае пени начислены быть не могут, поскольку у самого налогового агента отсутствовала сумма налога, подлежащая перечислению в бюджет".

Противоположная позиция была заявлена Федеральными судами Западно-Сибирского и Уральского округов. Так, в Постановлении ФАС ЗСО от 11.09.2006 N Ф04-2812/2006(25955-А27-33), Постановлении ФАС УО от 07.09.2006 N Ф09-7889/06-С2 указано, "пени за несвоевременную уплату не удержанного с налогоплательщика налога могут быть взысканы с налогового агента за счет его денежных средств и иного имущества".

По вопросу привлечения налоговых агентов к уплате пени и не взысканных налогов следует учитывать положения, изложенные в Постановлении Президиума ВАС РФ от 16.05.2006 N 16058/05: "В силу гл. 11 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Поскольку статьей 226 НК РФ обязанность по уплате в бюджет налога на доходы физических лиц возложена на налоговых агентов, то пени являются способом обеспечения исполнения обязанностей по уплате данного налога именно налоговым агентом. Кроме того, пени являются правовосстановительной мерой государственного принуждения, носящей компенсационный характер, за несвоевременную уплату налога в бюджет и должны взыскиваться с того субъекта налоговых правоотношений, на которого возложена такая обязанность. При этом следует иметь в виду, что обязанность по уплате в бюджет налога на доходы физических лиц налоговым агентом возникает по общему правилу ранее, чем аналогичная обязанность возникает у налогоплательщика. Следовательно, взыскание пеней не с налогового агента, а с налогоплательщика (в случае не удержания с него налога налоговым агентом) не обеспечивало бы в полной мере возмещение ущерба государству от несвоевременной и неполной уплаты налога. Ссылка на пункт 9 статьи 226 НК РФ, согласно которому уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается, не может быть признана обоснованной, поскольку в настоящем случае имеет место не уплата налога налоговым агентом, а принудительное взыскание пеней. Кроме того, согласно пункту 6 статьи 75 НК РФ пени могут быть взысканы принудительно в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 НК РФ. Согласно статье 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогового агента на счетах в банках. Следовательно, пени за несвоевременную уплату, не удержанную с налогоплательщика налога, могут быть взысканы с налогового агента за счет его денежных средств и иного имущества".

Порядок исчисления пеней не ставится в зависимость от того, уплачиваются ли соответствующие авансовые платежи в течение или по итогам отчетного периода, исчисляются ли они на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. ст. 53 и 54 Налогового кодекса РФ и отражающей реальные финансовые результаты деятельности налогоплательщика.

Пени за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по налогам подлежат исчислению до даты их фактической уплаты или в случае их неуплаты - до момента наступления срока уплаты соответствующего налога.

Если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежащих уплате в течение этого налогового периода, судам необходимо исходить из того, что пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.

Данный порядок надлежит применять и в случае, если сумма авансовых платежей по налогу, исчисленных по итогам отчетного периода, меньше суммы авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого отчетного периода.

В отличие от регулирования, установленного Налоговым кодексом РФ, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не предусматривает нормы, распространяющей на ежемесячные авансовые платежи порядок начисления пеней, установленный для страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Пункт 1 ст. 26 Закона о пенсионном страховании определяет, что пенями обеспечивается исполнение обязанности по уплате страховых взносов. В силу ст. 24 Закона о пенсионном страховании страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это суммы, подлежащие уплате за отчетный (расчетный) период на основе расчета (декларации).

Таким образом, в рамках отношений по обязательному пенсионному страхованию пени подлежат уплате только в случае неисполнения в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов (Постановление Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 N 47).

Ведущий специалист-эксперт
юридического отдела Мирошникова А.М.

Под налогом следует понимать безвозмездный платеж, который взимается с физлиц и предприятий в пользу государства. Соответствующая обязанность устанавливается ст. 57 Конституции. В РФ используются различные системы обложения предприятий (ОСНО, ЕНВД, УСН). Для физлиц также предусмотрены разные налоги и сборы. У работодателей существует обязанность осуществлять отчисления во внебюджетные фонды.

НДФЛ

Данный налог считается федеральным. Он отчисляется со всех доходов, которые получают граждане РФ в прошедшем году. При этом уплата может осуществляться как в натуральной, так и в денежной форме. К доходам, с которых взимается НДФЛ, относят:

  • Зарплату.
  • Подарки.
  • Премиальные.
  • Доход от сдачи в аренду или продажи имущества.
  • Выигрыш.
  • Оплату обучения/питания сотрудника предприятием и так далее.

По действующему НК, ставка НДФЛ – 13% для резидентов. Налогооблагаемая база может быть уменьшена на сумму предусмотренных в законодательстве вычетов.

Собственность

Если гражданин выступает в качестве законного владельца недвижимого имущества, ежегодно по почте ФНС будет направлять уведомление с квитанциями по земельному налогу и сбору с имущества. В качестве объектов обложения выступают:

  • Квартира.
  • Дача.
  • Доля в праве (при общей собственности).
  • Гараж.
  • Сооружение.
  • Помещение.
  • Строение, здание.

Налог на имущество относится к категории местных сборов. Он, соответственно, поступает в бюджет МО. Земельный налог также считается местным. Ставка по нему устанавливается администрацией МО. Однако она не может быть выше 1.5%. Расчет осуществляется в соответствии с кадастровой стоимостью земли. Как и в предыдущем случае, ФНС присылает квитанции. Предельный срок для уплаты земельного налога перенесен на 1 декабря. То есть, с 2016 года отчисление нужно делать до 1.12 года, который следует за прошедшим отчетным периодом. Еще одним налогом является сбор за использование объектов водного и животного мира. Он отчисляется в федеральный бюджет. Такой налог уплачивают граждане, которые охотятся на животных или отлавливают обитателей акваторий.

Транспортные средства

Налог с ТС считается региональным. Он поступает в бюджет того субъекта РФ, в котором транспорт стоит на учете. К объектам обложения следует относить:

  • Автомобили.
  • Мотоциклы.
  • Автобусы.
  • Мотороллеры.
  • Катера.
  • Суда.
  • Яхты.
  • Снегоходы.
  • Воздушные суда и пр.

Не взимается налог с маломощных автомобилей, лодок (весельных, а также моторных, двигатель которых не более 5 л. с.), авто для инвалидов, купленные через органы соцзащиты. Расчет суммы налога осуществляется в ФНС в соответствии со сведениями, поступающими из органов, регистрирующих ТС. Обязательство по отчислению должно исполняться ежегодно. Как и с земельным налогом, предельная дата выплаты перенесена на 1 декабря.

Ответственность

В НК РФ установлены пени и штрафы за несвоевременную уплату налогов. Эти меры применяются для обеспечения выполнения обязательств, вмененных законом, а также в качестве наказания за нарушения предписаний. Рассмотрим далее подробно, что собой представляют пени по налогам и сборам.

Общие сведения

Уплата налогов физических лиц имеет особое практическое значение для экономики. Эти поступления составляют определенную долю доходов бюджета. Законодательство устанавливает четкие сроки уплаты налогов. В случае отчисления положенной суммы в более поздний период, с субъекта взимается дополнительная денежная сумма. При полной или частичной неуплате налога при его неправильном расчете в законодательстве предусматривается штраф. Он составляет 20 % от неотчисленной суммы. Штраф выступает как наказание за нарушение налогового предписания. В качестве основания для применения этой санкции выступает ст. 122 НК. Пени устанавливаются в случае несвоевременной уплаты вмененной суммы (просрочки). Таким образом, по НК к субъекту, который нарушил установленный период для отчисления, могут быть применены обе эти санкции.

Исключения

Сроки уплаты налогов могут быть пропущены по разным причинам. В законодательстве оговариваются случаи, когда к субъекту санкции не применяются. К ним, в частности, относят:

  1. Наложение ареста или приостановление операций по счетам в банке. В этом случае уплата налогов физических лиц не может осуществляться практически. Такие меры к средствам на счетах могут применить суд или ФНС. При этом пени за несвоевременную уплату налога не начисляются в течение всего периода заморозки р/с.
  2. Случаи, когда субъект действовал согласно разъяснениям по нормам НК, данным ФНС либо Минфином. В результате у него сформировалась недоимка.

Никакие иные случаи не могут приостановить начисление пени за просрочку налогов.

Важный момент

Следует отметить, что во втором случае пени за несвоевременную уплату налога начисляться не будут только в том случае, если указанные разъяснения были даны уполномоченными органами на личный запрос субъекта либо они распространяются на неопределенный круг лиц (массовые письма). В различных источниках можно найти большое количество различных документов. Например, часто попадаются письма Минфина, которыми разъясняется позиция финансового ведомства относительно того либо иного вопроса. Однако большая часть таких пояснений имеют частный характер, то есть, они адресуются конкретным лицам. Если такими разъяснениями будет пользоваться другой субъект, а в результате контрольных мероприятий будет выявлена недоимка, то ему придется уплатить налог, пени и штраф. Это означает, что при возникновении спорной ситуации целесообразно направлять собственный запрос в ФНС либо Минфин.

Общий порядок

Расчет пени по налогам осуществляется в соответствии со ст. 75 НК. Начисление начинается за каждый день (календарный) пропуска установленного периода для погашения обязательства. Сумма, подлежащая к взысканию, определяется в процентах. Расчет пени по налогам осуществляется с использованием одной трехсотой от ставки рефинансирования Центробанка, действующей в соответствующий период. Сумма взимается одновременно с основным долгом либо после его полного погашения.

Пени по налогам

Они начисляются кроме сумм, подлежащих отчислению в бюджет. В данном случае значения не будет иметь, применены ли к субъекту другие меры обеспечения выполнения обязательства или санкции, если им было нарушено требование об уплате налога. Начисление начинается с дня, следующего после установленной даты погашения задолженности перед бюджетом. Размер пени за несвоевременную уплату налогов определяется по формуле:

П = З х Д х СР х 1/300, где:

  • сумма налога, срок уплаты которой истек – З;
  • число пропущенных дней – Д;
  • ставка рефинансирования Центробанка – СР.

Пример

Допустим, ООО не отчислило до 1-го февраля 2012 г. сумму земельного налога в 6 тыс. руб. Данная задолженность была погашена только 30-го марта указанного 2012. Ставка рефинансирования Центробанка в течение 58-ми дней (со 2-го февраля по 30-е марта) составляла 8 %. ООО рассчитало пени за несвоевременную уплату налога: 6000 р. х 58 х 8 % х 1/300 = 92.8 руб.

Изменение ставки

Оно может иметь место в течение расчетного периода несколько раз. В этой связи могут возникнуть вопросы относительно того, какое именно ее значение нужно брать при исчислении. В данном случае необходимо иметь в виду следующее положение. Если ставка рефинансирования изменялась на протяжении периода в большую либо меньшую сторону, при исчислении применяются все ее значения относительно каждого периода действия того или иного показателя. Например, предприятие не погасило вовремя бюджетное обязательство в размере 10 тыс. р. за 2011 г. Дата совершения платежа установлена 1 февраля 2012 г. Задолженность погашалась фирмой по следующей схеме:

  • 15-го февраля было перечислено 4 тыс. руб.
  • 2 марта – 6 тыс. руб.

Сумма недоимки, таким образом, составила:

  • За 13 дн. со 2 по 14 февраля – 10 тыс. руб.
  • За 17 дн. с 15 февраля по 1 марта – 6 тыс. руб.

Условно примем следующую ставку рефинансирования:

  • с 2.02 по 10.02 – 8 % (9 дн.);
  • с 11.02 по 20.02 – 8.25 % (10 дн);
  • с 21.02 по 29.02 – 8.5 % (9 дн.);
  • с 1.03 по 2.03 – 8.25 % (2 дня).

Предприятие определило пени за несвоевременную уплату налога:

(10 тыс. руб. х 9 дней х 8 % х 1/300) + (10 тыс. руб. х 4 дн. х 8,25 % х 1/300) + (6 тыс. руб. х 6 дн. х 8,25 % х 1/300) + (6 тыс. руб. х 9 дн. х 8,5 % х 1/300) + (6 тыс. руб. х 2 дня х 8,25 % х 1/300) = 63.5 руб.

Просроченные авансы

Некоторым предприятиям вменяется уплата налоговых авансов в течение отчетного периода. Обязательство будет считаться исполненным в том же порядке, который устанавливается для бюджетного отчисления в целом. Это означает, что если суммы будут направлены после определенной в законодательстве даты, то сверху будут начисляться дополнительные проценты. Например, предприятию могут вменяться:

  1. Пени по налогу на прибыль. По окончании каждого периода предприятия обычно начисляют авансовую сумму исходя из ставки и дохода. Она исчисляется нарастающим итогом с первого числа года до последнего.
  2. Пени по налогу на имущество. Сумма аванса определяется по окончании каждого периода. Ее величина – 1/4 произведения ставки и средней цены имущества, установленной за соответствующий временной промежуток.
  3. Пени за несвоевременную уплату налога на транспорт. Предприятие исчисляет сумму аванса по окончании каждого периода величиной в одну четвертую произведения ставки и соответствующей базы. Региональным нормативным актом может отменяться такая обязанность.
  4. Пени по земельному налогу. Авансовые суммы исчисляют те субъекты, для которых в качестве отчетного периода определен квартал. Платежи ими рассчитываются по окончании 1, 2 и 3 кварт. текущего года как 1/4 ставки % доли от кадастровой стоимости участка. Распоряжениями местных властей обязанность по отчислению авансов может отменяться.

Если по окончании периода размер начисленного налога меньше, чем суммы платежей, то пени должны быть соразмерно уменьшены.

Страховые взносы

Как и с налогами, пени за несвоевременное отчисление указанных платежей начисляют дополнительно к штрафам и основному долгу. Следует отметить, что в соответствии с ФЗ № 212 авансовых отчислений по страховым взносам не предусматривается. На протяжении расчетного года (календарного) субъект выплачивает вмененные суммы в фонды в качестве обязательных платежей. Отчисления должны осуществляться не позже 15 числа того месяца, который идет за тем, в который была определена сумма. В случае если дата попадает на нерабочий/выходной день, окончательным числом будет считаться следующий ближайший рабочий день. Пени начисляются за каждый просроченный день. Отсчет начинают от даты, следующей за установленным в законодательстве числом исполнения обязательств. Пени за каждый просроченный день определяются в процентах и рассчитываются от общей неотчисленной суммы взносов в страховой фонд. Вычисления осуществляют по схеме, аналогичной приведенной выше. В качестве процентной ставки принимается также 1/300 от установленной Центробанком и действующей на момент задолженности.

Отражение сумм в отчетности

При определении обязательных отчислений с дохода затраты в виде пеней и штрафов, а также прочих санкций, вмененных субъекту и перечисляемых в бюджетные и внебюджетные фонды, учитываются при установлении налоговой базы. В бухгалтерской отчетности должны быть сделаны следующие записи:

  • Дб 99 Кд 68 – начислены пени за просроченную уплату налогов (авансовых сумм).

При пропуске установленной даты погашения задолженности по страховым взносам в учете делают запись:

  • Дб 99 Кд 69 – начисление пеней за несвоевременную оплату ежемесячных обязательных платежей.

Суммы взыскания не оказывают влияния ни на величину базы, ни финансового результата. В этой связи разниц по ним по ПБУ 18/02 не возникает.

"Ваш бюджетный учет", 2006, N 5

Перечисление налоговых платежей в бюджет позже установленного срока - довольно часто встречается в налоговой практике. Неотвратимость начисления пеней известна: инспекция начисляет дополнительный платеж, компенсируя потери казны в результате недополученных в срок налоговых сумм. Вместе с тем многие моменты применения пени остаются спорными. Правила расчета пеней, порядок взыскания и другие вопросы - тема настоящей статьи.

Налоговый кодекс РФ определяет пеню как установленную Кодексом денежную сумму, которую налогоплательщик, плательщик сбора или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки (ст. 75 НК РФ). Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной им в Постановлении от 17.10.1996 N 20-П и Определении от 04.07.2002 N 202-О, пеня является дополнительным платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в результате недополученных налоговых сумм в срок. Пени - не штрафная санкция, а способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Сумма пеней уплачивается помимо задолженности по налогам и независимо от применения мер ответственности за нарушение налогового законодательства. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки начиная со следующего дня после установленного срока уплаты. Ставка пеней определяется в процентах от неуплаченной суммы налога и равняется одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России. Пени перечисляются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом (п. 6 ст. 75 НК РФ).

Принцип расчета пени

Сумма пени зависит от суммы недоимки, количества дней просрочки и действующей ставки рефинансирования.

Формула расчета в общем виде следующая:

SP = N х K х SR х 1/300 х 1/100,

где: SP - сумма пени;

N - недоимка;

K - количество дней просрочки исполнения обязанности по уплате налога (сбора);

SR - действующая ставка рефинансирования Банка России, %.

При определении дней задержки, если установленный срок уплаты налога совпадает с выходным или праздничным днем, пени начисляются начиная со второго рабочего дня после дня отдыха.

За последние 3 года Банком России установлены следующие ставки рефинансирования:

1 января - 16 февраля 2003 г. - 21%; 17 февраля - 20 июня 2003 г. - 18%; 21 июня 2003 г. - 14 января 2004 г. - 16%; 15 января - 14 июня 2004 г. - 14%; 15 июня 2004 г. - 25 декабря 2005 г. - 13%; 26 декабря 2005 г. - 12%.

Ставка пени как 1/300 рассчитывается с точностью до одной десятитысячной (0,0001) отдельно за каждый период действия ставки рефинансирования. Сумма пеней округляется до целых копеек.

На каждого налогоплательщика в инспекции ведется Карточка расчета с бюджетом (РСБ), в которую вносится информация об исчисленных и уплаченных налоговых платежах по соответствующему бюджету, зачету и возврату налогов, суммах начисленных пеней и другая учетная информация. Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом" утверждены Приказом ФНС России от 12.05.2001 N ШС-3-10/211 (далее - Рекомендации).

По налогам, перечисление которых осуществляется отдельными документами (например, налог на прибыль), пени на сумму недоимки по одному бюджету начисляются независимо от переплаты по другому бюджету. Такой порядок установлен п. 3 Рекомендаций.

В случае предоставления организацией уточненных расчетов "к уменьшению" суммы налога по первоначальным декларациям за соответствующий отчетный (налоговый) период начисленная ранее пеня подлежит перерасчету, а сумма пеней сложению.

Если налогоплательщик сдает уточненную декларацию "к доплате" за соответствующий отчетный период, в карточке производится доначисление пеней с учетом новой суммы налога. При перерасчете сумм пеней по уточненным расчетам должны применяться ставки пеней, действующие в соответствующих отчетных периодах (в т.ч. за предыдущие годы). Поступившие в бюджет суммы пеней зачисляются на тот же код бюджетной классификации доходов РФ (группа, подгруппа, статья, подстатья), на которые зачисляются основные платежи. Уточним при этом структуру кода программы (14 - 17 разряды кода классификации доходов бюджетов РФ) - 2000 "Пени и проценты по соответствующему платежу".

Заслуживает внимания Письмо Минфина России от 17.03.2006 N 03-02-07/1-57 о порядке начисления пени при ликвидации организации. Сообщено, что согласно пп. 4 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами). По мнению финансового ведомства, начисление пеней прекращается после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о ликвидации организации.

Выявление недоимки и применение пени

Основанием для начисления и взыскания пени является факт просрочки уплаты налогов и сборов. Применение пени происходит по различным сценариям.

Первый - организация правильно исчислила налог, но уплатила его с нарушением срока. Налоговый орган в автоматическом режиме получает информацию от Федерального казначейства о проведенном платеже и отклонении в сроке уплаты от установленного законодательством.

Второй - в ходе камеральной проверки доначислен налог. Проверка проводится в течение 3-х месяцев после сдачи налоговой декларации, поэтому погасить задолженность в установленный срок практически невозможно, просрочка компенсируется пеней.

Третий - выездной налоговой проверкой установлено занижение налога. Эти суммы квалифицируются как недоимка, а "недоимка без пеней не бывает". Важно, что Кодексом (ст. 87 НК РФ) установлено ограничение по глубине контрольного мероприятия - только 3 календарных года, предшествовавшие году проведения проверки. В решении по результатам рассмотрения материалов проверки должен быть сделан расчет пеней и указана дата, по которую они начислены.

На что следует обратить внимание налогоплательщику? Прежде всего проверить правильность подсчета дней просрочки, процентную ставку, формулу расчета и наличие излишне уплаченного налога. По требованию организации налоговый орган обязан документально обосновать начисление пеней и представить расчет с указанием ставок пени, суммы недоимки и дней просрочки. Как ни странно, для инспекции это становится проблемой. ФАС Московского округа в Постановлении от 12.09.2002 N КА-А40/6065-02 указал, что применение программы расчета пени нарастающим итогом за каждый календарный год не освобождает налоговый орган от обязанности предоставлять соответствующий расчет на бумажном носителе в целях обоснования правильности расчета начисленных пеней.

Известно также одно из постановлений ФАС Северо-Западного округа, где отмечено, что, несмотря на неоднократные требования суда обосновать сумму пеней (по периодам и основаниям их начисления) и представить суду его расчет, инспекция не смогла это выполнить. Она указала, что расчет произведен по компьютерной программе, в силу чего невозможно обосновать данный расчет иным способом. Кассационная инстанция сделала вывод, что предъявленная в требовании к уплате предприятию сумма пеней никак не обоснована налоговым органом, т.е. не доказана правомерность ее начисления, следовательно, является правильным вывод суда о нарушении инспекцией прав налогоплательщика, гарантированных ему законодательством о налогах и сборах.

Пеня по "старым" долгам

Принципиальным является вопрос правомерности начисления дополнительных сумм на задолженность "прошлых лет". В частности, на недоимку, возникшую за пределами трехлетнего периода деятельности налогоплательщика, охваченного выездной налоговой проверкой.

Если установлен трехлетний срок давности на взыскание на выявление недоимки, в равной степени это ограничение должно применяться и к дополнительному платежу. Кроме того, у налогового органа отсутствует законное право подтвердить задолженность первичными учетными документами, т.к. эти документы уже нельзя запросить у налогоплательщика. Срок 3 года для выездной проверки является пресекательным и не подлежит восстановлению.

Федеральный арбитражный суд Московского округа в Постановлении от 3 марта 2003 г. N КА-А41/618-03 указал, что исходя из положений п. 5 ст. 75 НК РФ недопустимо самостоятельное взыскание суммы пени по недоимке, которая не была взыскана налоговым органом с налогоплательщика в установленные сроки.

Тем не менее у налогового органа есть возможность начисления пеней на задолженность прошлых лет в том случае, когда размер недоимки подтверждается актом предыдущей выездной налоговой проверки, а сам налог в течение проверяемого периода не был уплачен.

Добровольная уплата и взыскание пени

Анализ ст. 75 НК РФ показывает, что обязанность по исчислению и уплате пени возложена на налогоплательщика. Налоговый кодекс РФ предусматривает добровольный и принудительный порядок уплаты пени. Чаще всего добровольная уплата инициируется самим налогоплательщиком при подаче корректирующей декларации и доплате налога.

Согласно п. 4 ст. 81 НК РФ налогоплательщик сдает исправленную налоговую декларацию после истечения срока ее подачи и срока уплаты налога. Однако освобождается от ответственности он при условии, что до подачи нового расчета уплатил недостающую сумму налога и соответствующие пени.

Кроме того, налогоплательщик имеет возможность уплатить пени в добровольном порядке и при направлении в его адрес налоговым органом требования об уплате налога и пени (или только пени) в установленный в требовании срок. Согласно ст. ст. 69 и 70 НК РФ требование об уплате налога и пени должно содержать информацию о сумме задолженности по конкретному налогу и период, за который возникла недоимка. Из приведенной нормы следует, что налоговый орган должен доказать правомерность направления налогоплательщику требования в части суммы начисленных пеней.

Требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3-х месяцев после наступления срока уплаты налога. Если недоимка выявлена в результате выездной налоговой проверки, требование направляется в 10-дневный срок с даты вынесения решения по акту проверки.

Если пени не уплачиваются добровольно, налоговые органы вправе взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ (пп. 9 ст. 31). Согласно п. 6 ст. 75 Кодекса пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика.

Процедура принудительного взыскания задолженности по пеням, также как и по налогам и сборам, может быть начата только после направления налогоплательщику или налоговому агенту требования о добровольной уплате задолженности.

Применение пени к налоговому агенту

Обязанность налоговых агентов перечислять удержанные налоги установлена п. 4 ст. 24 НК РФ. В случае несвоевременного перечисления сумм налога пени начисляются в общем порядке (п. 1 ст. 75 НК РФ). Важно, что дополнительный платеж можно взыскать только в том случае, когда налоговый агент реально удержал налог, но не перечислил в бюджет или перечислил с нарушением установленного срока. Уплата налога за счет организации - налогового агента действующим законодательством не предусмотрена.

Наличие успешной судебной практики подтверждает правильность такого вывода. Однако многие инспекции начисляют пеню на суммы, не удержанные из доходов работника, и, как правило, выявленные на выездных проверках. Между тем за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов установлена специальная ответственность ст. 123 НК РФ в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

При перечислении налога на доходы физических лиц бухгалтеру организации, имеющей обособленные подразделения, стоит быть особенно внимательным. Так, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 23.08.2005 N 645/05 освободил организацию, перечислившую налог не в тот бюджет, от штрафа. А заплатить пени и перечислить налог в нужный бюджет все-таки придется.

Начисление пени по авансовым платежам

До настоящего времени существует неопределенность в вопросе о том, должна ли начисляться пеня в случаях, когда налогоплательщик обязан уплачивать авансовые платежи, но сделал это несвоевременно. Президиум ВАС РФ в п. 16 Информационного письма от 17.03.2003 N 71 пояснил, что на авансовые платежи эта норма не распространяется. Пленум ВАС РФ в п. 20 Постановления от 28.02.2001 N 5 подтвердил, что пени можно начислять лишь на те авансовые платежи, которые рассчитываются по итогам отчетных периодов.

Пени по отдельным налогам

В связи с тем что уплата разных налогов имеет разную периодичность, особенности в исчислении и уплате авансовых платежей, отличия в распределении по бюджетам и другие характерные признаки целесообразно рассмотреть применение пени на отдельных примерах.

Налог на прибыль. Организация, имеющая в своем составе филиалы, расположенные на территории в одном и том же регионе, что и головная организация, в 2004 г. не рассчитала суммы налога на прибыль по обособленным подразделениям и заплатила налог в бюджет региона по месту своего учета. Минфин России в Письме от 16.05.2005 N 03-03-01-04/259 разъяснил, что в данном случае пени на сумму налога, зачисляемую в бюджет региона, по месту нахождения подразделений не начисляются.

Такой вывод сделан только в отношении обособленных подразделений, расположенных в одном субъекте РФ с организацией, и в отношении регионального бюджета.

Транспортный налог. С этим налогом сложилась уникальная ситуация. До 1 января 2006 г. положениями гл. 28 НК РФ был установлен только налоговый период - календарный год. Отчетные периоды, а также обязанность по уплате авансовых платежей и предоставлению расчетов на налогоплательщика не была возложена. У субъектов РФ также не было права самостоятельно установить эти элементы налогообложения.

Новая редакция ст. 360 НК РФ с этого года определила в качестве отчетного периода квартал. Законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ имеют право не устанавливать на своих территориях отчетные периоды в течение года. Но если отчетные периоды будут введены, то организации в течение квартала будут обязаны уплачивать авансовые платежи не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Минфин России в Письме от 13.02.2006 N 03-06-04-02/02 указал, что до внесения изменений в гл. 28 НК РФ, предусматривающих отчетные периоды и авансовые платежи по транспортному налогу, отсутствовали правовые основания для начисления и взыскания с налогоплательщиков пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному налогу. Начиная с 2006 г. в случае нарушения сроков уплаты авансовых платежей пеня начисляется в общеустановленном порядке.

Причинами несвоевременной уплаты налога могут быть различные факторы, а следствием — обязанность вместе с недоимкой уплатить в бюджет пени. Рассмотрим основные правила начисления пеней, применяемые в текущем году.

Один из способов обеспечить исполнение обязанности по уплате налогов и сборов — начислить пени. Об этом говорится в п. 1 ст. 72 Налогового кодекса.

Пени — денежная сумма, которую налогоплательщик выплачивает в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленными налоговым законодательством сроки. Такое определение содержится в п. 1 ст. 75 НК РФ. Пени не являются мерой ответственности. Это компенсация потерь бюджета за несвоевременную или неполную уплату начисленных сумм налога. Пени уплачиваются помимо сумм налога или сбора независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога (сбора), а также мер ответственности за нарушение налогового законодательства. Уплачивать пени должны не только налогоплательщики, которые не выполнили или несвоевременно исполнили обязанности по уплате налога в бюджет, но также налоговые агенты и плательщики сборов. Таково требование п. 7 ст. 75 НК РФ.

Правила расчета пеней прописаны в п. п. 3 и 4 ст. 75 НК РФ. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (сбора) начиная со дня, следующего за установленным законодательством сроком их уплаты. Пени рассчитываются исходя из 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в период просрочки исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Сумма пеней, подлежащих уплате, определяется следующим образом. Величина недоимки умножается на количество дней неисполнения обязанности по уплате налога (сбора). Полученное значение умножается на ставку рефинансирования Банка России (в процентах), затем на 1/300 и на 1/100. В результате получается сумма пеней в рублях и копейках, которую необходимо перечислить в бюджет.

Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке или иного его имущества. Порядок принудительного взыскания пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей установлен в ст. ст. 46 и 47 НК РФ, а с физических лиц, не являющихся предпринимателями, — в ст. 48 Кодекса.

Начисление пеней на авансовые платежи

Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ (далее — Закон N 137-ФЗ) внес поправки в ст.

58 НК РФ. Согласно п. 3 этой статьи с 2007 г. обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном порядку уплаты налога. Если авансовый платеж уплачен в более поздние сроки по сравнению с теми, которые установлены налоговым законодательством, то на сумму авансовых платежей начисляются пени. Порядок их начисления установлен в ст. 75 Кодекса.

До 2007 г. пени на суммы неуплаченных авансовых платежей начисляли только по истечении отчетного (налогового) периода на основе реальной налоговой базы, указанной в декларации. Определение и общие вопросы исчисления налоговой базы прописаны в ст. ст. 53 и 54 Кодекса. Если авансовые платежи рассчитывались исходя из других показателей (например, исходя из налога, начисленного в предыдущих кварталах), то до 1 января 2007 г. пени по ним не начислялись до представления декларации.

С этого года положения п. 3 ст. 58 НК РФ позволяют налоговым органам начислять пени не только на суммы несвоевременно уплаченных авансовых платежей, рассчитанных по итогам истекшего отчетного периода на основе налоговой базы, но и на суммы авансовых платежей, исчисленных в ином предусмотренном законодательством порядке.

Таким образом, с 2007 г. пени на несвоевременно уплаченные авансовые платежи по отдельным налогам, в том числе на ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль, начисляются до окончания отчетного (налогового) периода и представления соответствующей декларации начиная со дня, следующего за сроком их уплаты, установленным законодательством о налогах и сборах.

Ежемесячные авансовые платежи по ЕСН исчисляются исходя из сумм выплат и вознаграждений, являющихся объектом налогообложения, за прошедший месяц. Если эти платежи уплачены несвоевременно или не полностью, пени по ним начисляются после представления расчета по авансовым платежам. Пени начисляются со дня, следующего за установленным сроком их уплаты, то есть с 16-го числа месяца, в котором авансовый платеж подлежал уплате. Такой вывод следует из положений п. 3 ст. 75 и п. 3 ст. 243 НК РФ.

В п. 2 Письма Минфина России от 28.05.2007 N 03-04-07-02/18 указано, что пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование начисляются в порядке, аналогичном порядку начисления пеней по единому социальному налогу. Основание — п. 2 ст. 24 и п. п. 2 и 4 ст. 26 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Пересчет пеней

Закон N 137-ФЗ внес изменения в ст. 45 Кодекса. Так, с 1 января 2007 г. налоговые органы вправе пересчитывать пени, начисленные ранее (п. 7 ст. 45 НК РФ). Пересчет осуществляется, только если налоговый орган принял решение об уточнении платежа.

Напомним, что с этого года налогоплательщик, обнаружив ошибку в платежном поручении на перечисление налога, вправе подать в налоговую инспекцию по месту своего учета заявление с просьбой уточнить неверно указанные данные. В абз. 2 п. 7 ст. 45 НК РФ перечислены данные, которые налогоплательщик может исправить в платежном поручении на уплату налога. Это основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус налогоплательщика. К заявлению надо приложить копию самого платежного документа.

После того как необходимые формы и документы представлены, по предложению налоговой инспекции или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка уплаченных налогов. Результаты сверки отражаются в акте, на котором ставят подписи налогоплательщик и уполномоченное должностное лицо налогового органа.

На основании заявления и акта совместной сверки (если она проводилась) налоговая инспекция принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. Форма указанного решения утверждена Приказом ФНС России от 02.04.2007 N ММ-3-10/187@.

Обратите внимание: если налогоплательщик в платежном поручении на перечисление суммы налога неправильно указал счет Федерального казначейства или наименование банка получателя, что повлекло неперечисление этой суммы в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, обязанность по уплате налога не признается исполненной (пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ). В этом случае уточнение платежа и пересчет пеней не производятся.

Когда решение об уточнении платежа принято, налоговая инспекция пересчитывает пени, начисленные на сумму налога, за период со дня фактической уплаты в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия решения об уточнении платежа.

Минфин России в Письмах от 19.12.2006 N 03-02-07/2-122 и от 15.01.2007 N 03-02-07/2-3 разъяснил, в каких случаях в 2007 г.

пересчитываются пени.

С 1 января 2007 до 1 января 2008 г. возврат (зачет) сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов производится за счет сумм поступлений, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации согласно Бюджетному кодексу. Это предусмотрено в п. п. 9 и 10 ст. 7 Закона N 137-ФЗ. В соответствии с указанными Письмами в 2007 г. эти положения применяются и в отношении уточнения платежа. Когда в результате ошибки в платежном документе сумма налога перечислена не в тот бюджет, в который следовало, уточнение платежа и пересчет пеней не осуществляются.

Когда пени не начисляются и не уплачиваются

Законом N 137-ФЗ в порядок исчисления пеней введено еще одно новшество. Теперь пени не начисляются на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика в результате выполнения им письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства. Правда, если разъяснения даны конкретному налогоплательщику или неопределенному кругу лиц уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции. Так сказано в п. 8 ст. 75 НК РФ. Если разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, пени на возникшую в результате этого недоимку начисляются.

Кроме того, налогоплательщик освобождается от уплаты пеней в случаях, предусмотренных в п. 3 ст. 75 НК РФ. Пени не начисляются на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить из-за того, что его операции в банке были приостановлены или наложен арест на его имущество. Правом приостановить все операции в банке или арестовать имущество должника обладают только налоговые и судебные органы.

Как сказано в п. 1 ст. 78 НК РФ, сумму излишне уплаченного налога можно зачесть в счет погашения задолженности налогоплательщика по пеням. Причем исходя из норм Закона N 137-ФЗ с 1 января 2007 до 1 января 2008 г. зачет переплаты налога в счет задолженности по пеням возможен, если и налог, и пени зачисляются в один бюджет.

Л.В.Бручеева

Советник государственной

гражданской службы РФ 2-го класса

Управление ввода данных,

учета и отчетности

ФНС России

Расчет пени по налогам

1. Пени по налогам.

Понятие пени дано в НК РФ: пеня — сумма, которую налогоплательщик должен заплатить в бюджет государству в случае просрочки уплаты налога в бюджет, в том числе налогов, уплачиваемых при ввозе товаров в Россию.

Пени по налогам платятся в дополнение к суммам, которые должны быть уплачены (налог). При этом, если налогоплательщика оштрафовали, то пени все равно придется заплатить.

Пени по налогам начисляются за каждый день просрочки в размере 1/300 от ставки рефинансирования. Начало отсчета — день, следующий за датой наступления обязанности по уплате налога. Размер ставки рефинансирования публикуется на официальном сайте ЦБ РФ.

С 14.09.2012 действует ставка в размере 8.25%. Вы можете рассчитать пени самостоятельно, но гораздо проще сделать это через калькулятор пеней по налогам.

2. Расчет пеней по налогам с помощью калькулятора пени по налогам.

Перейдя по ссылке, вы увидите два календаря: на крайнем левом вам предлагается выбрать дату начала исчисления пени по налогу, на крайнем правом — дату фактической или планируемой оплаты налога. Ниже расположено окошко, в которое следует ввести сумму задолженности.

Например, транспортный налог нужно было оплатить до 5 ноября 2013 года в размере 1000 рублей. Фактически вы, как физическое лицо, оплатили 15 ноября 2013. Пени начисляются со дня, следующего за последним днем уплаты налога, в данном случае — 06.11.2013. Итак, дату 06.11.2013 выбираете в календаре, расположенном слева, дату 15.11.2013 — в календаре, расположенном справа. Для того, чтобы выбрать месяц ноябрь, следует нажать на декабрь, произойдет смещение месяцев, и ноябрь станет доступен для выбора.

Ниже в окошко вводите сумму налога — 1000 рублей.

Ниже окошка с суммой находится кнопка «рассчитать». Нажав на нее, вы получите сумму пени, которую необходимо заплатить за просрочку уплаты налога. В данном случае пени по налогу составляет 2,75 руб.

Для расчета пени по налогам доступен другой калькулятор, разработанный ФНС России.

В предлагаемом калькуляторе пеней по налогам также следует выбрать дату начала исчисления пеней. Напоминаем, что пени по налогам начинают начисляться со дня, следующего за последним днем уплаты.

К примеру, налог на добавленную стоимость за 4 квартал 2013 года нужно оплачивать 20 января, 20 февраля, 20 марта. Сумма налога к уплате составила 30 000 рублей. Вы просрочили уплату — 20 января и заплатили 31 января.

Соответственно, дату 21.01.2014 выбираем в окошке «дата начала исчисления пеней». В окошке «дата окончания начисления пеней» вводите дату уплаты налога. Вводим, 31.01.2014. В окошко «сумма задолженности по налогу» вводите сумму задолженности 30 000 рублей. При нажатии на кнопку «рассчитать» программа произведет расчет пени по налогу. Результат в нашем случае 90.75 руб.

Следует отметить, что калькулятор пеней по налогам действует в отношении всех налогов.

3. Самостоятельный расчет пени по налогам.

Если калькулятор пеней по налогам вам недоступен либо вы хотите его проверить, можете рассчитать пени по налогам самостоятельно.

Формула для расчета пени по налогам следующая:

Пени = неуплаченный налог * дни просрочки * ставка рефинансирования * 1/300.

Например, ООО «Рога и копыта» не перечислило земельный налог до 03 февраля 2014 года. Размер налога составляет 10 000 рублей. Уплачен налог был 13 февраля 2014 г.

Итого срок просрочки составляет 10 дней. Ставка рефинансирования 8.25%.

Пени = 27.50 рублей.

Пени должны уплачиваться вместе с налогом. Если пени вы не заплатите, то в вашей карточке в налоговой пени будут числиться в качестве задолженности.

4. Когда пени не начисляются?

Напомним, обязанность по уплате налога считается исполненной в тот момент, когда в банк направлено поручение о перечислении денежных средств (при наличии на расчётном счете денег).

Однако, если вы налог не заплатили, то пеня может и не начисляться. Происходит это в следующих случаях:

    • Если причина неуплаты налога в том, что расчетный счет был заблокирован налоговой либо судом или же в случае ареста имущества. Начисленные пени с высокой долей вероятности могут быть отменены в суде.
    • Если недоимка является следствием выполнения письменных разъяснений налоговой. Разъяснения могут быть даны как непосредственно налогоплательщику, так и неопределенному кругу лиц. Разъяснения должны относится к отчетному периоду, в котором налогоплательщик намерен их применять. Дата издания разъяснений значения не имеет.

Рассматриваемый случай не применяется, если разъяснения имеют неполный или недостоверный характер. В налоговом планировании и исчислении налога следует пользоваться материалами, расположенными на официальном сайте ФНС России. Иные разъяснения, содержащиеся в информационно-правовых базах, используются налогоплательщиками на свой страх и риск и не освобождают от уплаты пени.

  • Если в поданной декларации обнаружена ошибка, которая привела к занижению налога. В этом случае нужно до истечения срока камеральной проверки заплатить недостающую сумму и подать уточненную декларацию. Сделать это необходимо, поскольку налоговая тоже может обнаружить ошибки и составить акт. Либо, если вы сдаете «уточненку», но не платите налог или платите позже сдачи уточненной декларации, то вас также привлекут к ответственности за неуплату налога.

При уклонении от уплаты пени она может быть взыскана принудительно за счет денег, находящихся на счете или имущества.

5. Пени при просрочке налоговых авансов.

Налоговые авансы установлены по следующим налогам, исчисляемым и уплачиваемым организациями:

  • Налог на прибыль. Отчетные периоды этого налога — 1-ый квартал, полгода, девять месяцев. В указанные сроки организация сдает расчет налога на прибыль и уплачивает авансовые платежи, исходя из ставок и прибыли, рассчитанной нарастающим итогом.
  • Налог на имущество.

    Сумма аванса уплачивается каждый отчетный период. Размер рассчитывается так: 1/4ставки налога*среднюю стоимость имущества. Отчетные периоды этого налога — 1-ый квартал, полгода, девять месяцев.

  • Транспортный налог. Рассчитывается по формуле: 1/4ставки налога*налоговую базу. Отчетные периоды — первый, второй, третий кварталы.
  • Земельный налог. Считается только теми плательщиками, для которых отчетный период — квартал. 1/4ставку налога*кадастровую стоимость.

Если уплата аванса пропущена, то на неуплаченную сумму также будут насчитаны пени по налогам.

6. Пени по страховым взносам.

В отличие от налогов, авансов по страховым взносам не предусмотрено. В течение года плательщик ежемесячно перечисляет сумму в соответствующие фонды.

Срок уплаты — 15 число следующего месяца.

Пени начисляют по той же схеме, что и пени по налогам: количество дней просрочки*1/300*ставку рефинансирования*сумму страхового взноса.

Пени не начисляются, если:

  1. Имущество было арестовано.
  2. Счета организации блокированы.

Несвоевременная уплата налога: вопросы применения пеней

Перечисление налоговых платежей в бюджет позже установленного срока — довольно часто встречается в налоговой практике. Неотвратимость начисления пеней известна: инспекция начисляет дополнительный платеж, компенсируя потери казны в результате недополученных в срок налоговых сумм.

Вместе с тем многие моменты применения пени остаются спорными. Правила расчета пеней, порядок взыскания и другие вопросы — тема настоящей статьи.

Налоговый кодекс РФ определяет пеню как установленную Кодексом денежную сумму, которую налогоплательщик, плательщик сбора или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки (ст. 75 НК РФ). Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной им в Постановлении от 17.10.1996 N 20-П и Определении от 04.07.2002 N 202-О, пеня является дополнительным платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в результате недополученных налоговых сумм в срок. Пени — не штрафная санкция, а способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Сумма пеней уплачивается помимо задолженности по налогам и независимо от применения мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки начиная со следующего дня после установленного срока уплаты. Ставка пеней определяется в процентах от неуплаченной суммы налога и равняется одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России. Пени перечисляются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом (п. 6 ст. 75 НК РФ).

Принцип расчета пени

Сумма пени зависит от суммы недоимки, количества дней просрочки и действующей ставки рефинансирования.

Формула расчета в общем виде следующая:

S P = N х K х SR х 1/300 х 1/100,

где: SP — сумма пени;

N — недоимка;

K — количество дней просрочки исполнения обязанности по уплате налога (сбора);

SR — действующая ставка рефинансирования Банка России, %.

При определении дней задержки, если установленный срок уплаты налога совпадает с выходным или праздничным днем, пени начисляются начиная со второго рабочего дня после дня отдыха.

За последние 3 года Банком России установлены следующие ставки рефинансирования:

1 января — 16 февраля 2003 г. — 21%; 17 февраля — 20 июня 2003 г. — 18%; 21 июня 2003 г. — 14 января 2004 г. — 16%; 15 января — 14 июня 2004 г. — 14%; 15 июня 2004 г. — 25 декабря 2005 г. — 13%; 26 декабря 2005 г. — 12%.

Ставка пени как 1/300 рассчитывается с точностью до одной десятитысячной (0,0001) отдельно за каждый период действия ставки рефинансирования. Сумма пеней округляется до целых копеек.

На каждого налогоплательщика в инспекции ведется Карточка расчета с бюджетом (РСБ), в которую вносится информация об исчисленных и уплаченных налоговых платежах по соответствующему бюджету, зачету и возврату налогов, суммах начисленных пеней и другая учетная информация. Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом" утверждены Приказом ФНС России от 12.05.2001 N ШС-3-10/211 (далее — Рекомендации).

По налогам, перечисление которых осуществляется отдельными документами (например, налог на прибыль), пени на сумму недоимки по одному бюджету начисляются независимо от переплаты по другому бюджету. Такой порядок установлен п. 3 Рекомендаций.

В случае предоставления организацией уточненных расчетов "к уменьшению" суммы налога по первоначальным декларациям за соответствующий отчетный (налоговый) период начисленная ранее пеня подлежит перерасчету, а сумма пеней сложению.

Если налогоплательщик сдает уточненную декларацию "к доплате" за соответствующий отчетный период, в карточке производится доначисление пеней с учетом новой суммы налога. При перерасчете сумм пеней по уточненным расчетам должны применяться ставки пеней, действующие в соответствующих отчетных периодах (в т.ч. за предыдущие годы). Поступившие в бюджет суммы пеней зачисляются на тот же код бюджетной классификации доходов РФ (группа, подгруппа, статья, подстатья), на которые зачисляются основные платежи. Уточним при этом структуру кода программы (14 — 17 разряды кода классификации доходов бюджетов РФ) — 2000 "Пени и проценты по соответствующему платежу".

Заслуживает внимания Письмо Минфина России от 17.03.2006 N 03-02-07/1-57 о порядке начисления пени при ликвидации организации. Сообщено, что согласно пп. 4 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами). По мнению финансового ведомства, начисление пеней прекращается после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о ликвидации организации.

Выявление недоимки и применение пени

Основанием для начисления и взыскания пени является факт просрочки уплаты налогов и сборов. Применение пени происходит по различным сценариям.

Первый — организация правильно исчислила налог, но уплатила его с нарушением срока. Налоговый орган в автоматическом режиме получает информацию от Федерального казначейства о проведенном платеже и отклонении в сроке уплаты от установленного законодательством.

Второй — в ходе камеральной проверки доначислен налог. Проверка проводится в течение 3-х месяцев после сдачи налоговой декларации, поэтому погасить задолженность в установленный срок практически невозможно, просрочка компенсируется пеней.

Третий — выездной налоговой проверкой установлено занижение налога. Эти суммы квалифицируются как недоимка, а "недоимка без пеней не бывает". Важно, что Кодексом (ст. 87 НК РФ) установлено ограничение по глубине контрольного мероприятия — только 3 календарных года, предшествовавшие году проведения проверки. В решении по результатам рассмотрения материалов проверки должен быть сделан расчет пеней и указана дата, по которую они начислены.

На что следует обратить внимание налогоплательщику? Прежде всего проверить правильность подсчета дней просрочки, процентную ставку, формулу расчета и наличие излишне уплаченного налога. По требованию организации налоговый орган обязан документально обосновать начисление пеней и представить расчет с указанием ставок пени, суммы недоимки и дней просрочки. Как ни странно, для инспекции это становится проблемой. ФАС Московского округа в Постановлении от 12.09.2002 N КА-А40/6065-02 указал, что применение программы расчета пени нарастающим итогом за каждый календарный год не освобождает налоговый орган от обязанности предоставлять соответствующий расчет на бумажном носителе в целях обоснования правильности расчета начисленных пеней.

Известно также одно из постановлений ФАС Северо-Западного округа, где отмечено, что, несмотря на неоднократные требования суда обосновать сумму пеней (по периодам и основаниям их начисления) и представить суду его расчет, инспекция не смогла это выполнить. Она указала, что расчет произведен по компьютерной программе, в силу чего невозможно обосновать данный расчет иным способом.

Кассационная инстанция сделала вывод, что предъявленная в требовании к уплате предприятию сумма пеней никак не обоснована налоговым органом, т.е. не доказана правомерность ее начисления, следовательно, является правильным вывод суда о нарушении инспекцией прав налогоплательщика, гарантированных ему законодательством о налогах и сборах.

Пеня по "старым" долгам

Принципиальным является вопрос правомерности начисления дополнительных сумм на задолженность "прошлых лет".

В частности, на недоимку, возникшую за пределами трехлетнего периода деятельности налогоплательщика, охваченного выездной налоговой проверкой.

Если установлен трехлетний срок давности на взыскание на выявление недоимки, в равной степени это ограничение должно применяться и к дополнительному платежу. Кроме того, у налогового органа отсутствует законное право подтвердить задолженность первичными учетными документами, т.к. эти документы уже нельзя запросить у налогоплательщика. Срок 3 года для выездной проверки является пресекательным и не подлежит восстановлению.

Федеральный арбитражный суд Московского округа в Постановлении от 3 марта 2003 г. N КА-А41/618-03 указал, что исходя из положений п. 5 ст. 75 НК РФ недопустимо самостоятельное взыскание суммы пени по недоимке, которая не была взыскана налоговым органом с налогоплательщика в установленные сроки.

Тем не менее у налогового органа есть возможность начисления пеней на задолженность прошлых лет в том случае, когда размер недоимки подтверждается актом предыдущей выездной налоговой проверки, а сам налог в течение проверяемого периода не был уплачен.

Добровольная уплата и взыскание пени

Анализ ст.

75 НК РФ показывает, что обязанность по исчислению и уплате пени возложена на налогоплательщика. Налоговый кодекс РФ предусматривает добровольный и принудительный порядок уплаты пени. Чаще всего добровольная уплата инициируется самим налогоплательщиком при подаче корректирующей декларации и доплате налога.

Согласно п. 4 ст. 81 НК РФ налогоплательщик сдает исправленную налоговую декларацию после истечения срока ее подачи и срока уплаты налога. Однако освобождается от ответственности он при условии, что до подачи нового расчета уплатил недостающую сумму налога и соответствующие пени.

Кроме того, налогоплательщик имеет возможность уплатить пени в добровольном порядке и при направлении в его адрес налоговым органом требования об уплате налога и пени (или только пени) в установленный в требовании срок. Согласно ст. ст. 69 и 70 НК РФ требование об уплате налога и пени должно содержать информацию о сумме задолженности по конкретному налогу и период, за который возникла недоимка. Из приведенной нормы следует, что налоговый орган должен доказать правомерность направления налогоплательщику требования в части суммы начисленных пеней.

Требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3-х месяцев после наступления срока уплаты налога. Если недоимка выявлена в результате выездной налоговой проверки, требование направляется в 10-дневный срок с даты вынесения решения по акту проверки.

Если пени не уплачиваются добровольно, налоговые органы вправе взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ (пп. 9 ст. 31). Согласно п. 6 ст. 75 Кодекса пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика.

Процедура принудительного взыскания задолженности по пеням, также как и по налогам и сборам, может быть начата только после направления налогоплательщику или налоговому агенту требования о добровольной уплате задолженности.

Применение пени к налоговому агенту

Обязанность налоговых агентов перечислять удержанные налоги установлена п.

4 ст. 24 НК РФ. В случае несвоевременного перечисления сумм налога пени начисляются в общем порядке (п. 1 ст. 75 НК РФ). Важно, что дополнительный платеж можно взыскать только в том случае, когда налоговый агент реально удержал налог, но не перечислил в бюджет или перечислил с нарушением установленного срока. Уплата налога за счет организации — налогового агента действующим законодательством не предусмотрена.

Наличие успешной судебной практики подтверждает правильность такого вывода. Однако многие инспекции начисляют пеню на суммы, не удержанные из доходов работника, и, как правило, выявленные на выездных проверках. Между тем за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов установлена специальная ответственность ст. 123 НК РФ в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

При перечислении налога на доходы физических лиц бухгалтеру организации, имеющей обособленные подразделения, стоит быть особенно внимательным. Так, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 23.08.2005 N 645/05 освободил организацию, перечислившую налог не в тот бюджет, от штрафа. А заплатить пени и перечислить налог в нужный бюджет все-таки придется.

Начисление пени по авансовым платежам

До настоящего времени существует неопределенность в вопросе о том, должна ли начисляться пеня в случаях, когда налогоплательщик обязан уплачивать авансовые платежи, но сделал это несвоевременно. Президиум ВАС РФ в п. 16 Информационного письма от 17.03.2003 N 71 пояснил, что на авансовые платежи эта норма не распространяется. Пленум ВАС РФ в п. 20 Постановления от 28.02.2001 N 5 подтвердил, что пени можно начислять лишь на те авансовые платежи, которые рассчитываются по итогам отчетных периодов.

Пени по отдельным налогам

В связи с тем что уплата разных налогов имеет разную периодичность, особенности в исчислении и уплате авансовых платежей, отличия в распределении по бюджетам и другие характерные признаки целесообразно рассмотреть применение пени на отдельных примерах.

Налог на прибыль. Организация, имеющая в своем составе филиалы, расположенные на территории в одном и том же регионе, что и головная организация, в 2004 г. не рассчитала суммы налога на прибыль по обособленным подразделениям и заплатила налог в бюджет региона по месту своего учета. Минфин России в Письме от 16.05.2005 N 03-03-01-04/259 разъяснил, что в данном случае пени на сумму налога, зачисляемую в бюджет региона, по месту нахождения подразделений не начисляются.

Такой вывод сделан только в отношении обособленных подразделений, расположенных в одном субъекте РФ с организацией, и в отношении регионального бюджета.

Транспортный налог. С этим налогом сложилась уникальная ситуация. До 1 января 2006 г. положениями гл. 28 НК РФ был установлен только налоговый период — календарный год. Отчетные периоды, а также обязанность по уплате авансовых платежей и предоставлению расчетов на налогоплательщика не была возложена. У субъектов РФ также не было права самостоятельно установить эти элементы налогообложения.

Новая редакция ст. 360 НК РФ с этого года определила в качестве отчетного периода квартал. Законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ имеют право не устанавливать на своих территориях отчетные периоды в течение года. Но если отчетные периоды будут введены, то организации в течение квартала будут обязаны уплачивать авансовые платежи не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Минфин России в Письме от 13.02.2006 N 03-06-04-02/02 указал, что до внесения изменений в гл. 28 НК РФ, предусматривающих отчетные периоды и авансовые платежи по транспортному налогу, отсутствовали правовые основания для начисления и взыскания с налогоплательщиков пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному налогу. Начиная с 2006 г. в случае нарушения сроков уплаты авансовых платежей пеня начисляется в общеустановленном порядке.

Начисление пени по налогам , кредиту, а также сборов выполняется в случае невыполнения плательщиков своих обязанностей. Уплата пени является прямой обязанностью плательщика, а не его правом. Выполним расчет пени на конкретных примерах. В статье приведен калькулятор пеней.

Согласно ст. 72 НК РФ исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов обеспечивается следующими способами:

Залогом имущества;

Поручительством;

Приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика;

Банковской гарантией.

Статья 75 НК РФ дает подробное представление о пени по кредиту, вопросах, связанных с порядком ее уплаты и случаях использования. А также разъясняет вопросы, связанные с обеспечением исполнения плательщиками и иными лицами своих обязанностей по уплате или перечислению налогов, пени по кредиту и сборов.

Пени: определение, важные правила.

Пени - определяется как рассчитываемая денежная сумма, возлагаемая на налогоплательщика в случае неуплаты установленных сумм налогов или сборов, в том числе налогов связанных с перемещением через границу Таможенного союза, в срок более поздний установленного. В связи с вышесказанным формируются следующие положения:

1. Пени - прямая обязанность, а не право плательщика.

2. Начисление пени по налогам выполняется в случае несвоевременного выполнения своих обязанностей плательщиком.

3. Пени не зависят от санкций за налоговые правонарушения и применяются всякий раз при несвоевременной оплате платежей.

4. Начисление пени возлагается не только по платежам внутреннего рынка, но и в случаях перемещения товаров через границу Таможенного союза.

Пример 2. Введем дополнительные условия, к примеру, выше. Допустим, что уплата налогов налогоплательщиком была произведена 7 мая того же года. Вопрос: будет ли день оплаты включен в период, за который начисляется, пеня за нарушение периода уплаты или крайний день начисления 6 мая?? На этот вопрос существует два ответа.

Согласно ФНС России, начисление пени выполняется до дня уплаты включительно (Разъяснения ФНС России от 28.12.2009). Тем не менее, судебная практика гласит о том, что день уплаты не подлежит включению в период начисления пени. Следовательно, в нашем примере начисление пени согласно ФНС России, выполняется за 9-дневный период, однако согласно судебной практике оплата выполняется за 8 дней.

Заключение: период начисления пеней по налогам не есть строго определённым, и зависит от решения контролирующих органов и решения судов.

Подобная ситуация наблюдалась в вопросах по обязательным страховым взносам. Однако с 1 января 2015 г. регламент начисления пеней стал четко определен. Согласно п.3 ст. 25 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ: «Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно». Из этого постановления следует, что дата погашения недоимки по страховым взносам входит в количество дней, за которое начисляются пени. Следует отметить, что днем погашения задолженности считается день подачи платежного поручения в банк.