Кредиты

Реализация лома ндс учет у продавца. Новый порядок обложения операций по реализации лома и отходов черных и цветных металлов

С 2018 года изменились правила ведения раздельного учета НДС. Поправка касается организаций, которые применяют "правило 5 процентов". Покажем раздельный учет НДС с 2018 года с примерами.

Организации, которые проводят облагаемые и не облагаемые НДС операции, ведут раздельный учет НДС. В этом случае принимают к вычету налог по товарам, работам и услугам, относящимся к облагаемой деятельности. До сих пор были споры, как делить НДС, но с 2018 года все поменялось.

С 1 января 2018 года компании должны вести раздельный учет НДС по новым правилам. Заявить к вычету НДС можно по покупкам, которые относятся одновременно к облагаемым и необлагаемым операциям, если доля расходов на необлагаемые операции не больше 5 процентов (п. 4 ст. 170 НК). Кроме того, компании не смогут принять к вычету входной НДС с покупок только для необлагаемых операций вне зависимости от доли расходов на эти сделки. В 2017 году, если расходы на необлагаемые операции были меньше 5 процентов расходов за квартал, компания вправе была не вести раздельный учет. Входной НДС компании могли принять к вычету, а НДС по покупкам для необлагаемых операций - нет.

Такие изменения в НК РФ внес Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ.

Кроме того, с 1 января 2019 года ставка НДС выросла с 18% до 20%. См. все изменения по НДС c 2019 года>>

Важно: насколько опасна неверная ставка НДС (18%) в документах

С 1 января 2019 года ставка НДС выросла с 18% до 20%. У главбухов возникают проблемы из-за того, что контрагенты в 2019 году стали ошибаться в ставке НДС. Например, старая ставка 18 процентов по налогу попадает в платежки или счета-фактуры. Редакция «УНП» выяснила у налоговиков, как повлияет неверная ставка НДС в документах на результаты налоговых проверок.

Раздельный учет НДС с 2018 года: новые правила

В кодексе закрепили правило: если расходы по необлагаемой деятельности менее 5 процентов, то НДС по смешанным расходам можно полностью принимать к вычету (Федеральный закон от 27.11.17 № 335-ФЗ). Если же траты относятся только к необлагаемой деятельности, то НДС надо учитывать в расходах компании (п. 4 ст. 170 НК). Споров больше не будет.

Если расходы на необлагаемый бизнес больше 5 процентов, то НДС по общим тратам можно принять к вычету пропорционально доле выручки от облагаемых операций за квартал. Такое правило действовало и раньше (см. схему).

Пример: Раздельный учет НДС при наличии операций, необлагаемых НДС

Компания ведет облагаемую и не облагаемую НДС деятельность. Данные для раздельного учета:

Расходы по облагаемой деятельности - 4 000 000 руб.

НДС с расходов по облагаемой деятельности (ставка НДС 20%) - 800 000 руб.

Расходы по необлагаемой деятельности - 118 000 руб.

НДС с расходов по необлагаемой деятельности (ставка НДС 20%) - 23 600 руб.

Общие расходы - 400 000 руб.

НДС с общих расходов - 80 000 руб.

Выручка от облагаемой деятельности (без НДС) - 5 500 000 руб.

Выручка от необлагаемой деятельности - 650 000 руб.

Сумма общих расходов, которые приходятся на необлагаемую деятельность, - 42 276,42 руб. (400 000 × (650 000: (5 500 000 + 650 000)).

Общая сумма расходов по необлагаемой деятельности - 160 276,42 руб. (42 276,42 + 118 000).

Доля расходов по необлагаемой деятельности - 3,55% (160 276,42: (4 000 000 + 118 000 + 400 000) × 100%).

"Правило 5 процентов" выполняется. Это значит, что компания вправе полностью принять НДС в общих расходах к вычету. Сумма НДС к вычету составит 880 000 руб. (800 000 + 80 000).

Как закрепить правила раздельного учета НДС в 2019 году

Внесите изменения в учетную политику для целей налогообложения, чтобы делить НДС по новым правилам. Измените пункт, в котором вы закрепили «правило 5 процентов». Запишите условие, чтобы принять к вычету НДС по смешанным тратам.

Например, подойдет такая формулировка:

"…Если расходы на необлагаемые операции не превышают 5 процентов от общей суммы расходов ООО „Компания“ за квартал, суммы НДС, предъявленные продавцами по товарам, работам и услугам, одновременно используемым для облагаемых и необлагаемых операций, принимаются к вычету полностью".

Раздельный учет НДС: риски

В НК РФ закреплено "правило 5 процентов". Если расходы по необлагаемой деятельности менее 5 процентов от всех расходов компании, то она вправе принимать весь НДС к вычету. Но было неясно, можно ли принимать налог к вычету по расходам, которые относятся только к необлагаемой деятельности.

Сначала налоговики считали, что налог к вычету можно принять по всем товарам, в том числе и тем, которые относятся только к необлагаемой деятельности (письмо ФНС от 13.11.08 № ШС-6-3/827). Но потом чиновники и налоговики передумали - они посчитали, что учитывать можно только те траты, которые одновременно относятся к облагаемым и необлагаемым реализациям (письма ФНС от 23.12.16 № СА-4-7/24825@, Минфина от 05.10.17 № 03-07-11/65098).

В спорах судьи поддерживали контролеров (определение Верховного суда от 12.10.16 № 305-КГ16-9537). Ведь в кодексе есть общее правило о том, что входной НДС по необлагаемым операциям нельзя заявить к вычету. Учитывая мнение чиновников и судей, безопаснее заявлять вычеты только по общим покупкам.

В 2017 году законодателями были внесены изменения по налогу на добавленную стоимость, которые будут действовать и в 2018 году. О том, кого коснутся корректировки по части НДС и что необходимо знать налогоплательщикам, каков новый порядок уплаты НДС в 2018 году - читайте в этой статье.

Кого еще признали налоговыми агентами по НДС в 2018 году?

Законом №355-ФЗ от 27 ноября 2017 года внесены корректировки, которые вступают в силу с 01.01.2018 года. Поправки касаются покупателей товаров, которые, начиная с вышеуказанной даты должны выполнять обязанности налоговых агентов по налогу на добавленную стоимость.

В частности, изменения по НДС введены относительно:

  • лома металлов;
  • отходов металлов (цветных и черных);
  • вторичного алюминия (в том числе - его сплавов);
  • шкур животных (сырых).

Продажа этих товаров в РФ теперь облагается НДС, что означает появление у покупателя обязанности по исчислению налога на добавленную стоимость. Не платить НДС могут физические лица, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя. Налоговые агенты, применяющие ОСНО, могут наряду с начислением НДС заявить о получении вычета.

Кто не признается налоговым агентом по НДС в 2018 году?

В соответствии с поправками в законодательстве РФ, которые актуальны в 2018 году, некоторые категории посредников не являются налоговыми агентами по НДС.

Пункт 10, статьи 174.2 НК РФ (в редакции № 335-ФЗ) определяет, какие именно посредники не признаются налоговыми агентами по налогу на добавленную стоимость:

  • субъекты общероссийской платежной системы;
  • операторы связи, которые перечислены в ФЗ «О национальной платежной системе» (Закон№161 от 27 июня 2011 года).
Кто утратил право на вычет входного НДС в 2018 году?

Изменения, внесенные законодателями, которые действуют в 2018 году, коснулись и тех, кто получает инвестиции, а также субсидии из государственного бюджета.

В новом пункте 2.1 статьи 170 Налогового кодекса указано, что плательщики налога на добавленную стоимость не вправе принимать к вычету входной НДС (по услугам, работам, товарам), которые были куплены за государственный счет. То же самое касается и ситуации, когда государственное субсидирование поступает в уставный капитал организации.

В правило «5 процентов» по НДС внесли уточнения в 2018 году

В 2018 году уточнены правила «5 процентов» по НДС (внесены №335-ФЗ), позволяющему принимать входной НДС к вычету полностью. Корректировки касаются организаций, ведущих операции, как облагаемые, так и не облагаемые налогом на добавленную стоимость. Изменения сводятся к следующему:

  • необходимо вести раздельный учет для принятия входного НДС к вычету в полном объеме;
  • правило не действует, если организация ведет операции, которые НДС не облагаются.

Напомним, как выглядит формула расчета по правилу 5%:

Расходы, которые связаны с реализацией, не облагаемой НДС (за квартал) / Общий размер расходов, которые связаны с реализацией (за квартал) X 100% ≤ 5%.

Указывать НДС на чеке стало обязательным

В пункт 6 статьи 168 российского Налогового кодекса внесены изменения (№ 349-ФЗ от 27 ноября 2017 года), в соответствии с которыми с 1 января 2018 года, при розничной торговле услугами, товарами или работами нужно в обязательном порядке указывать НДС.

На товарных ценниках, а также ярлыках этого можно, как это было ранее, не делать.

В каких ситуациях НДС полностью отсутствует?

1. В случае выпуска из Государственного резерва материальных ценностей, начиная с 1 января 2018 года (на основании № 316-ФЗ от 14 ноября 2017 года).

Таким образом, заемщики и ответственные хранители могут выпускать материальные ценности из Госрезерва для их заимствования, освоения или замены. НДС при этом удерживаться не должен. Помимо этого установлены особые правила для расчета налоговой базы, а также порядок определения процентной ставки по налогу на добавленную стоимость при продаже материальных ценностей заемщиками и лицами, ответственными за их хранение.

2. В случае передачи целевого имущества в ОЭЗ.

С 1 января 2018 года, при передаче имущества властям в регионах (и в муниципалитетах), которое создано для претворения в жизнь договоров о создании особых экономических зон (статьи 146 и 170 НК) на безвозмездной основе НДС отсутствует (на основании № 351-ФЗ от 27.11.2017 года).

Помимо этого Управляющие компании ОЭЗ и Акционерные общества с 2018 года не обязаны в 2018 году восстанавливать суммы налога на добавленную стоимость, которые раньше были приняты к вычету по вышеупомянутому имуществу.

НДС 0% при реэкспорте продукции в 2018 году

Изменения также коснулись ставки по НДС по отношению к операциям по реализации реэкспортируемых товаров. С 2018 года ставка по НДС изменена на 0% на основании №350-ФЗ от 27 ноября 2017 года. Но есть определенные условия для нулевой ставки.

В подпункте 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ перечислены таможенные процедуры, которые должны пройти такие товары (в том числе - отходы, остатки, продукты переработки):

  • переработку на таможенной территории;
  • свободную таможенную зону и свободный склад.

В соответствии с действующим российским законодательством, с целью подтверждения НДС 0% при реэкспорте, обязательно предоставление следующих документов в налоговую инспекцию:

  • Таможенная декларация (копия или оригинал).
  • Внешнеторговый контракт (копия или оригинал).
  • Товаросопроводительные справки и транспортные справки (копии).
  • НДС 0% и отказ от нулевой ставки при экспорте продукции в 2018 году

    В 2018 году расширен порядок уплаты налога на добавленную стоимость по отношению к экспортным товарам. Напомним, что ранее владельцы налогоплательщики НДС, поставляющие подвижные железнодорожные составы, а также контейнеры с целью перевозки продукции на экспорт имели право применять нулевую ставку только в двух случаях, если составы и контейнеры:

    • арендованы;
    • в собственности.

    С 2018 года это ограничение снято.

    В новой редакции статьи 164 НК РФ, в которую внесены поправки № 350-ФЗ, говорится о том, что с 2018 года вводится возможность отказаться от ставки 0% по НДС при экспорте (в том числе - и по смежным услугам).

    Теперь экспортеры продукции смогут отказаться от нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость:

    • при перевозке экспортируемых товаров;
    • при их экспорте.

    Вернуться к нулевой ставке экспортеры смогут не раньше, чем через год после отказа от ее применения.

    Чтобы отказаться от ставки 0%, нужно подать заявление в ИФНС до 1 числа квартала, начиная с которого предприятие будет отчислять НДС по ставкам:

    Обратите внимание, что в этом случае использовать различные ставки к продукции (даже если его покупают разные лица) запрещено. Кроме того, недопустимо отказываться от ставки 0% по НДС в отношении какой-либо определенной сделки.

    Если организация отправляет товары по почте, то в 2018 году она должна подтверждать ставку 0% по НДС, в соответствии с изменениями, при помощи таких документов (оригиналов и копий):

    • платежные поручения;
    • декларация (форма CN 23).

    Напомним, что до этого перечень подтверждающих документов при отправке посылок заграницу не был четко регламентирован Налоговым кодексом.

    С актуальным бланком декларации по форме CN 23 можно ознакомиться тут:

    Стоит учитывать, что при отправке в другие государства посылок по почте, для подтверждения нулевой ставки по НДС, в соответствии с №350-ФЗ организациям не потребуется внешнеторговый контракт.

    НДС 0% для услуг аэропортов в 2018 году

    В 2018 году список услуг, освобожденных от НДС, которые предоставляют аэропорты, определяется документом, изданным российским правительством. Это следует из закона № 305-ФЗ (от 30 октября 2017 года), который вносит изменения в НК (подпункт 22 пункта 2 статьи 149).

    Новым подпунктом 4.2 пункта 1 статьи 164 НК РФ на основании № 353-ФЗ от 27 ноября 2017 года с 01.01.2018 года вводится НДС 0% по Калининградской области в отношении внутренних воздушных перевозок пассажиров (включая багаж).

    Введение taxfree с 1 января 2018 года

    Taxfree - это право на возврат НДС с покупок, которые иностранные граждане (за исключением ЕАЭС), совершили в России. Система вводится № 341-ФЗ от 27 ноября 2017 года с 01.01.2018 года. При этом taxfree действует не на все товары (к примеру, за подакцизные товары НДС нельзя вернуть).

    Новая статья Налогового кодекса РФ, 169.1, регулирует порядок возврата НДС для иностранцев, совершавших покупки в России.

    Для возврата иностранцу необходимо соблюдать такие условия:

  • Купить товаров с учетом налога на добавленную стоимость на сумму от 10 000 рублей в течение календарного дня (с 00 часов до 24 часов).
  • Показать паспорт.
  • Попросить чек у продавца товара (он необходим как подтверждение для компенсации налога)
  • Не позднее чем через три месяца после совершения покупок вывезти их через пункты пропуска.
  • В течение года со дня совершения покупки обратиться за компенсацией.
  • Немаловажно и то, что продавцы, принимающие участие в taxfree, получают право принимать НДС к вычету, который они вернули иностранным гражданам.

    Продавец, в свою очередь, должен соответствовать ряду требований, а именно:

    • заниматься розничной торговлей (не только сама организация, но и ее обособленные подразделения);
    • входить в специальный реестр Министерства промышленности и торговли РФ;
    • быть плательщиком НДС;
    • находиться в определенном Правительством РФ месте (определяется отдельным постановлением).

    Продавцу будет необходимо оформить чек о возврате НДС иностранцу в одном экземпляре на основании чека, предоставленного иностранным физическим лицом. Особой формы такого чека нет, но обязательные реквизиты к его оформлению есть. Таким образом, продавцу на основании чека taxfree(с отметкой таможни о вывозе товара) вернут НДС, если НДС был возвращен иностранцу.

    Экономический кризис и снижение экспортных поступлений вынуждают чиновников искать дополнительные источники финансирования бюджетных расходов. В том числе власти рассматривают различные варианты повышения НДФЛ и НДС с 2018 года. Эксперты считают, что потребность в налоговой реформе назрела давно.

    Отечественная экономика уже преодолела последствия кризиса. В текущем году возобновится положительная динамика ВВП, уверены в правительстве. Однако сохраняется угроза стагнации, которая замедлит развитие экономики на длительный период.

    Основные цели грядущей налоговой реформы – увеличение темпов экономического роста и стабилизация бюджетных поступлений. Кроме того, чиновники планируют снизить долю «серых» схем, направленных на минимизацию налогообложения. Согласно оценкам Минэкономразвития, объемы теневого сектора достигают 5 трлн руб.

    В Минфине не планируют увеличивать налоговую нагрузку для представителей бизнеса. При этом эксперты ведомства считают, что существующая налоговая нагрузка на оплату труда является завышенной. В свою очередь существует потенциал для увеличения ставок по НДФЛ и НДС.

    Эксперты считают, что подобный налоговый маневр укрепит конкурентные позиции представителей сельского хозяйства. Кроме того, снижается нагрузка на бюджетный сектор и госуправление.

    Основным риском данной модели является разбалансированность пенсионной системы. Кроме того, любое изменение в налоговой сфере чревато увеличением объема теневого сектора, предупреждают эксперты. В том числе повышается вероятность неправомерного использования специальных режимов налогообложения.

    Еще один фактор, который может повлиять на масштабы использования «серых» схем – переход на прогрессивную шкалу ставок НДФЛ в 2018 году. В результате увеличится соблазн скрывать высокие доходы, что негативно отразится на налоговых поступлениях.

    Учитывая значимость данного вопроса для развития экономики, власти продолжают обсуждать параметры будущей налоговой реформы.

    Налоговые дискуссии

    Экономический блок правительства обсуждает налоговую реформу, которая позволит увеличить бюджетные поступления и ускорить темпы экономического роста. Кроме того, НДФЛ обеспечивает львиную долю поступлений в региональные бюджеты (по итогам 2016 года до 38%). Повышение ставки налога позволит улучшить финансовое положение регионов. Помимо инициатив чиновников, собственную программу изменений готовит Центр стратегических разработок.

    При этом чиновники рассматривают несколько вариантов возможных нововведений:

  • Повышение базовой ставки.
  • Запуск прогрессивной шкалы.
  • Введение минимального уровня доходов, который не облагается налогом.
  • Какие из изменений по НДФЛ будут запущены в 2018 году, зависит от развития экономической ситуации. Кроме того, могут измениться и другие составляющие налоговых платежей, в том числе сумма страховых взносов. Налоговая реформа обсуждается с осени прошлого года, итоговые предложения будут готовы к декабрю 2017 года.

    Согласно оценкам главы ФНС Михаила Мишустина, общие поступления по НДФЛ за прошлый год увеличились на 7,5%, что свидетельствует о восстановлении российской экономики.

    Представители Минфина рассматривают вариант повышения ставки НДФЛ до 15%. Практически половина данной суммы (6-8%) предлагается направлять в федеральный бюджет. Несмотря на повышение НДФЛ, чиновники не намерены увеличивать суммарную налоговую нагрузку на работодателей. В качество компенсатора выступает снижение страховых взносов до 21%.

    В Минэкономразвития предлагают другой способ компенсации – добавить специальный налоговый вычет. При этом представители МЭР согласны на снижение взносов до 21%, однако предлагают увеличить НДС до 21%.

    Еще один вопрос, который предстоит решить чиновникам – полномочия регионов при определении ставки НДФЛ. Один из вариантов реформы предполагает право регионов самостоятельно утверждать уровень ставки.

    Представители Центра стратегических разработок предлагают увеличить ставку НДФЛ до 17%. При этом эксперты организации рассматривают два варианта вычетов – всем категориям граждан или только для наиболее социально необеспеченных категорий. В результате эффект для бюджета будет нейтральным.

    Проблемный вопрос

    Эксперты отмечают актуальность налоговой реформы для развития отечественной экономики. Базовая ставка НДФЛ сохраняется на низком уровне, что негативно отражается на финансовом положении регионов. На данный момент ставка налога в России существенно ниже соответствующих показателей европейских стран.

    Повышение ставки НДФЛ позволит решить часть проблем. Однако намерение чиновников компенсировать данную меру за счет страховых взносов нанесет удар по бюджету Пенсионного фонда. Без дополнительных мер (повышение пенсионного возраста, сокращение льгот и т.д.) проблемы отечественного бюджета только усугубятся.

    Кроме того, чиновникам предстоит определиться с дальнейшей судьбой спецрежимов налогообложения. Ранее законодатели неоднократно высказывались по поводу возможной отмены УСН, ЕНВД и других форм упрощенки. Эксперты скептически относятся к подобному подходу, подчеркивая значимость малого и среднего бизнеса для восстановления экономики. На данный момент власти еще не определились с вариантами функционирования спецрежимов в 2018 году.

    В 2018 году власти планируют запустить масштабную налоговую реформу. Нововведения направлены на ускорение темпов экономического роста и стабилизацию бюджетных поступлений. Помимо чиновников, свои предложения готовят представители Центра стратегических разработок.

    Экономический блок правительства планирует пересмотреть базовую ставку НДФЛ и допускает переход к прогрессивной шкале. Кроме того, чиновники рассматривают варианты снижения страховых взносов и увеличения НДС. Окончательный вариант реформы будет согласован до декабря текущего года. Также правительство должно определиться с дальнейшей судьбой упрощенки.

    Налог на прибыль и НДС являются, пожалуй, самыми сложными и самыми часто меняющихся. И понятно, что к изменениям законодательства всегда нужно готовиться заранее.

    Изменения НДС

    В начале 2018 года все ожидали достаточно серьезные изменения, которые касаются НДС, - так называемый налоговый маневр, который предполагал повышение НДС до 22% и одновременное снижение страховых взносов до 22%. Данная идея обоснована тем, что налоговый орган научился эффективно отслеживать «цепочки поставщиков», а также разрывы в уплате НДС, доначислять налоги. А вот отслеживать «серые заработные платы» в конвертах ранее Пенсионному фонду, а с 2017 года ИФНС гораздо сложнее. В этой связи и появилась идея повысить тот налог, который государство умеет администрировать и отслеживать более эффективно.

    В 2018 году как и в 2017 году можно также ожидать усиление налоговых проверок. Источником выборки является программное обеспечение АСК НДС, в котором плательщики разбираются по цветам риска, используются коды ошибок, а плательщикам направляются требования о предоставлении пояснений. В 2018 году также можно ожидать развитие программных продуктов: автомаризированная система данных ФНС и ФТС, объединение данных ЗАГС и банков в отношении контролируемых сделок и сведений о бенефициарах. Кроме того, с 2017 года была введена контрольно-кассовая техника с передачей информации по каналам в ИФНС, а следовательно, появятся новые судебные споры, которые касаются НДС и налога на прибыль.

    При проведении налоговых проверок в 2018 году налоговые органы будут обращать внимание на письма и разъяснения в отношении проверок, примером такого письма является ФНС России от 13.07.2017 N ЕД-4-2/13650@ "О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)" (вместе с "Методическими рекомендациями "Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)", утв. СК России, ФНС России).

    Налоговым и следственным органам необходимо учитывать, что неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) может быть результатом как виновных деяний (умышленных и по неосторожности), так и деяний, которые могут быть квалифицированы как невиновные.

    Например, непреднамеренная арифметическая (техническая) ошибка при исчислении налога не имеет признака виновности.

    Примером умышленности совершения налогового правонарушения, влекущей применение налоговой ответственности в виде штрафа 40% от неуплаченных сумм, предусмотренную пунктом 3 статьи 122 Налогового Кодекса, является совокупность действий налогоплательщика, направленных на построение искаженных, искусственных договорных отношений, имитация реальной экономической деятельности подставных лиц (фирмы-однодневки). Использование подставных лиц (фирмы-однодневки) происходит, как правило, умышленно, и задача налоговых и следственных органов это выявить и доказать. Например, между поставщиком и покупателем есть несколько посредников, и один из них имеет яркие и однозначные признаки фирмы-однодневки, в том числе не уплачивает налоги.

    С 1 октября 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 161-ФЗ "О внесении изменений в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Этот закон предусматривает льготы для:

      океанариумов;

      услуг по финансовой аренде (лизингу) медицинских изделий.

    Такие услуги отнесены к освобождаемым от НДС.

    Для того, чтобы воспользоваться льготой нужно предусмотреть в договоре финансовой аренды (лизинга) право выкупа.

    По мысли законодателя это позволит снизить стоимость медицинских изделий, в том числе иностранных производителей, например, томографов.

    Соответственно, судебные споры могут быть связаны с правомерностью применения льгот.

    Существуют и менее заметные изменения. Например, в последнее десятилетие постоянно вводятся и отменяются меры поддержки различных отраслей. Так, достаточно долгое время существовали льготы для авиакомпаний, в том числе по перевозке багажа, предоставлялись субсидии для перелетов внутри страны, но вот с 2018 года перевозка самолетом багажа и пассажиров внутри страны будет облагаться по общему правилу.

    Аналогичные меры поддержки существовали и в отношении сельского хозяйства. Так, до 01.01.2018 передача племенного скота и птицы в лизинг с правом выкупа облагается по ставке НДС 10% (ФЗ от 05.08.2000 N 118-ФЗ), но соответственно эта мера не будет применяться в 2018 году.

    Напомним, что в 2018 году будут действовать специальные нормы, направленные на поддержку чемпионата мира по футболу. Согласно статье 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации: товаров (работ, услуг) и имущественных прав при реализации FIFA (Federation Internationale de Football Association), дочерним организациям FIFA, а также товаров (работ, услуг) и имущественных прав в связи с осуществлением мероприятий конфедерациям, Организационному комитету "Россия-2018", дочерним организациям Организационного комитета "Россия-2018", национальным футбольным ассоциациям, Российскому футбольному союзу, производителям медиаинформации FIFA, поставщикам товаров (работ, услуг) FIFA, указанным в Федеральном законе "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Но соответственно после проведения чемпионата мира по футболу данная норма будет не актуальна и применяться не будет.

    Некоторые поправки только будут приняты в 2018 году. Так, законопроект № 249505-7 предполагает следующие изменения:

      исключение нормы в отношении применения нулевой ставки НДС только если покупатель экспортируемых товаров – иностранное лицо;

      исключение товаросопроводительных документов из списка документов, которые обосновывают право на применение 0% НДС при экспорте товаров за рубеж;

      введение в статью 165 НК РФ положений, согласно которым документы в налоговую предоставляются один раз.

    В целом, поправки имеют положительный характер.

    Изменения по налогу на прибыль

    В отношении налога на прибыль с 2018 года вводится электронный обмен информацией в отношении иностранных контрагентов.

    Еще в 2015 году вступила в силу Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25.11.1988. Соответственно, с 01.07.2015 по запросам налогового органа осуществляется электронный обмен информацией. Но именно в 2018 году электронный обмен информацией будет осуществляться в онлайн режиме.

    Важные поправки касаются учета доходов.

    Так, не включаются в состав доходов стоимость имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выявленные в ходе инвентаризации (Ст.251 НК РФ). Кроме того из статьи 251 НК РФ исключен пункт о не обложении налогом на прибыль финансовой поддержки на проведение капитального ремонта домов, переселение граждан из аварийных домов и модернизацию коммунальных систем. Соответствующие нормы исключены из статьи 270 НК РФ.

    Есть ряд поправок, связанных с учетом расходов.

    В состав расходов на НИОКР включены и расходы на приобретение исключительных прав на изобретения образцы. Отчет о выполненном НИОКР можно не представлять в налоговый орган, если он размещен в государственной информационной системе по установленному формату. Нужно отметить, что единая государственная информационная система только формируется (Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 N 2769-р (ред. от 03.03.2017) ).

    Предполагается, что операторы региональных и муниципальных информационных систем:

    организуют уведомление пользователей о предстоящем прекращении поддержки их учетных записей и информируют их о необходимости пройти регистрацию в Единой системе идентификации и аутентификации;

    обеспечат регистрацию государственных и муниципальных служащих в Единой системе идентификации и аутентификации и использование ее учетных записей при доступе государственных и муниципальных служащих к федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)", Единому порталу и региональным порталам, иным информационным системам, используемым для предоставления государственных и муниципальных услуг и требующим авторизованного доступа.

    Регистрация в Единой системе идентификации и аутентификации может осуществляться на базе многофункциональных центров по заявлениям граждан.

    В состав расходов на обучение включены новые расходы на обучение по сетевой форме, а также расходы на содержание тех помещений, которые используются для обучения. Для того, чтобы понять, что же представляет сетевая форма обучения, обратимся к статье 15 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации". Сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

    В договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:

    1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;

    2) статус обучающихся в организациях,

    3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями,

    4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;

    5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

    Следовательно, представляется, что можно учесть расходы, если договор составлен правильно в соответствии с законодательством.

    Еще одно изменение касается признания доходов в виде положительных курсовых разниц. Такие доходы не учитываются при определении налоговой базы участников региональных инвестиционных проектов. Напомним, что для того, чтобы стать участником региональных инвестиционных проектов не достаточно быть просто инвестором. Согласно внесенным в НК РФ дополнениям для получения статуса участника регионального инвестиционного проекта организация представляет уполномоченному органу государственной власти субъекта Российской Федерации заявление с приложением соответствующих документов, в том числе инвестиционной декларации.

    Организация получает статус участника проекта на основании решения уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации со дня включения ее в реестр участников региональных инвестиционных проектов.

    Порядок ведения реестра, состав сведений, содержащихся в нем, и форма инвестиционной декларации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, то есть издаются приказы ФНС России ФНС России от 26.12.2013 N ГД-4-3/23489 "О налоговых льготах для участников региональных инвестиционных проектов").

    Некоторые правки будут иметь технический характер, так законодатели скорректировали перечень доходов, не включаемых в облагаемую базу по налогу на прибыль. В облагаемую базу не будут включаться вклады в имущество, переданные учредителями с любой целью, а не только для увеличения чистых активов. В настоящее время по факту также учредители передают имущество для увеличения уставного капитала. Ранее существовала аналогичная практика. Но существовала особенность в отношении принятия НДС к вычету. Например, вы приобрели основное средство и как учредитель внесли его в . В этом случае Минфин говорил о том, что НДС к вычету принять нельзя, даже если передающая сторона выставит вам счет-фактуру на стоимость переданного имущества (Письма Минфина от 13.12.2016 N 03-03-05/74496, от 27.07.2012 N 03-07-11/197, ФНС от 26.05.2015 N ГД-4-3/8827@).

    Ряд поправок касается концессионных соглашений. Эта специальная форма управления имуществом. Сторонами концессионного соглашения являются концессионер и концедент. Концессионер обязуется за свой счет создать или реконструировать некое имущество, которое принадлежит концеденту. При этом концессионер на протяжении определенного срока вправе использовать данное имущество в своей деятельности. Иногда концедент берет на себя часть расходов по созданию или реконструкции. Так, вот в 2017 году был урегулирован вопрос мониторинга подобных соглашений, было принято Постановление Правительства РФ от 4 марта 2017 г. № 259 “Об утверждении Правил проведения мониторинга заключения и реализации заключенных концессионных соглашений, в том числе на предмет соблюдения сторонами концессионного соглашения взятых на себя обязательств по достижению целевых показателей, содержащихся в концессионном соглашении, сроков их реализации, объема привлекаемых инвестиций и иных существенных условий концессионного соглашения”.

    Мониторинг проводится посредством сбора, анализа, обобщения, систематизации и учета предоставленных концедентами сведений о планируемых, реализуемых и реализованных за отчетный период на территории Российской Федерации концессионных соглашениях.

    Концедент в течение 10 рабочих дней после принятия решения о заключении концессионного соглашения размещает в электронном виде с использованием государственной автоматизированной информационной системы "Управление" (далее - информационная система) сведения о проекте концессионного соглашения, в том числе о содержащихся в проекте концессионного соглашения целевых показателях, сроках их реализации, планируемом объеме привлекаемых инвестиций и об иных существенных условиях концессионного соглашения.

    Уполномоченный орган формирует начиная с 2018 года ежегодно, до 15 марта года, следующего за отчетным годом, результаты мониторинга за отчетный год по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным годом, и размещает их на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" .

    Продолжится действие мер, направленных на поддержку отдельных регионов страны. Это в основном, наши рубежи. Так сохранятся меры поддержки для Крыма и Дальневосточного округа. В соответствии с федеральным законом от 18.07.2017 № 168-ФЗ будут продлены налоговые льготы до 2022 года. Организации Дальневосточного федерального округа смогут воспользоваться правом применять нулевую налоговую ставку по налогу на прибыль организаций за налоговые периоды с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года.

    Ряд поправок только планируется к принятию в 2018 году.

    Например, законопроект № 1119655-6 об изменениях в Трудовой кодекс предполагает установить, что работодатель не реже 1 раза в год обязан повысить заработную плату. Аналогичная норма существует и сейчас в статье 134 НК РФ

    Индексация заработной платы проводится для целей соответствия заработной платы рыночным ценам, а также является важным условием лояльности сотрудников. Ведь очевидно, что работник не готов осуществлять трудовую деятельность 10 лет подряд без повышения заработной платы. Если ниже установленной официально по региону или даже ниже рыночного уровня, это повлечет «текучку» кадров.

    Но при этом коммерческие организации устанавливают размер заработной платы самостоятельно с учетом:

      коллективного договора;

      локальных нормативных актов;

      трудового договора.

    Обратите внимание!

    Был установлен мораторий на индексацию окладов госслужащих, военнослужащих. С 1 января 2018 года заработная плата будет снова индексироваться.

    С принятием поправок компании должны будут в обязательном порядке индексировать заработную плату, а размер заработной платы будет отражаться в расходах организации.

    Также скорее всего будут приняты поправки в декларацию по налогу на прибыль. Основные изменения будут состоять в следующем:

    Заполнение строки 150 приложения 4 к листу 02 декларации (убыток, уменьшающий налоговую базу, нужно указывать с учетом 50% ограничения для переноса убытков)

    Напомним, что с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2020 г. убытки от операций с необращающимися ценными бумагами и необращающимися производными финансовыми инструментами за предыдущие налоговые периоды не могут уменьшать текущую налоговую базу по указанным операциям более чем на 50%. При этом ограничений по сроку переноса убытков не установлено. Но эта норма не нашла отражения в декларации.

    Основанием для симметричной корректировки в этом случае является информация, направленная стороной сделки, осуществившей корректировку налоговой базы и суммы налога (убытка), с приложением подтверждающих документов об уплате налогов (п. 10 ст. 105.18 НК РФ). Срок для направления информации не установлен.

    Симметричные корректировки осуществляются другой стороной сделки на основе информации, содержащейся в уведомлении о возможности симметричных корректировок, направляемом ей федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

    Форма уведомления о возможности симметричных корректировок и порядок его выдачи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

    Симметричная корректировка отражается в налоговой декларации по итогам налогового периода, в котором налогоплательщик самостоятельно произвел корректировку налоговой базы и суммы налога (убытка) (пп. 2 п. 3 ст. 105.18 НК РФ).

    Налоговые санкции за доначисления, произведенные ФНС России, предусмотрены ст. 129.3 НК РФ (штраф грозит в размере 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб.). На переходный период до 2017 г. налоговая санкция применяется в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

    Но в настоящее время порядок проведения симметричных корректировок в декларации по налогу на прибыль не установлен.

    В заключение необходимо отметить, что некоторые поправки являются существенными, и на них стоит обратить внимание при налоговом планировании. Другие же носят технический характер, а третьи, такие как внесение изменений в декларации нужно отслеживать более внимательно.

    В 2019 году раздельный учет должны вести организации, которые проводят операции как облагаемые, так и необлагаемые налогом на добавленную стоимость (ст. 170 НК РФ). Используя правило 5 процентов по НДС, компания сможет принять в вычету входной НДС полностью по расходам, которые относятся одновременно к облагаемым и необлагаемым НДС операциям. Как рассчитать 5 процентов при раздельном учете, читайте в нашей статье.

    Как вести раздельный учет по НДС в 2019 году

    Организация может совершать операции, облагаемые и необлагаемые НДС. В этом случае необходимо вести раздельный учет. Цель такого учета - правильно рассчитать НДС к уплате в бюджет. Так как принять к вычету входной НДС можно только в части облагаемых НДС операций. По необлагаемым операциям, входной НДС нужно включить в стоимость имущества (работ, услуг). Пример расчета по правилу 5 процентов вы найдете ниже в статье или сразу скачайте файл с примером.

    В налоговом кодексе не прописана методика ведения раздельного учета в компании, поэтому ведите учет в любом порядке, который позволит разграничить операции по НДС. Например, учет облагаемых и необлагаемых операций по НДС можно вести на субсчетах, специально открытых к счетам реализации. Пример учетной политики в части ведения раздельного учета можно посмотреть здесь:

    Обязанность вести раздельный учет обоснована тем, что по таким операциям НДС нужно учитывать по-разному. Входной НДС по товарам (работам, услугам), которые используются для облагаемых операций, принимается к вычету. Входной НДС по товарам (работам, услугам), которые используются для необлагаемых операции, нужно включить в стоимость приобретенного товара (работ, услуг). Кроме того, существует третья категория, если организация одновременно совершает как облагаемые, так и необлагаемые операции по товару (работам, услугам), то такой НДС нужно распределять.

    Правило 5 процентов по НДС: пример расчета в 2019 году

    Не распределять НДС можно только в том случае, если за квартал доля расходов на покупку, производство или продажу объектов, освобожденных от НДС, не превышает 5 процентов. Это и называется правилом 5 процентов. Если данное правило соблюдается, то входной НДС можно полностью принять к вычету, не распределяя.

    Данное правило применяется только для тех покупок, которые предназначены одновременно для облагаемых и необлагаемых операций по НДС. Если имущество приобретается сразу для необлагаемых НДС операций, то входной налог принять к вычету нельзя, даже если доля расходов по необлагаемым операциям меньше 5 процентов от совокупных расходов. Такую сумму налога включите в стоимость покупки.

    Важно! Правило 5 процентов не освобождает организацию от ведения раздельного учета, лимит в 5 процентов дает лишь право принимать к вычету весь входной НДС, не распределяя. Вести раздельный учет организация должна независимо от того, какой процент составляет доля расходов на приобретение, производство или реализацию, освобожденных от НДС.

    Долю расходов определите по формуле:

    Разберем на примере правило 5 процентов по НДС:

    У компания ООО «Омега» есть операции облагаемые и необлагаемые по НДС.

    Прямые расходы компании на облагаемые операции за 3 квартал составляют 20 000 000 руб., на необлагаемые - 700 000 руб. Общехозяйственные расходы составляют 3 500 000 руб. Согласно учетной политике компания распределяет общехозяйственные расходы пропорционально выручке от облагаемых и необлагаемых сделок. Выручка от облагаемых операций равна 21 000 000 руб., от необлагаемых - 970 000 руб.

    Общехозяйственные расходы, относящиеся к необлагаемым операциям, равны 154 528,90 руб. (3 500 000. х (970 000: (21 000 000 + 970 000))).

    Доля расходов на необлагаемые сделки составляет 3,5 процента ((700 000 + 154 528,90) : (20 000 000 + 700 000 + 3 500 000)). Так как этот показатель не превышает 5 процентов, компания вправе принять к вычету весь входной НДС, предъявленный поставщиками, за 3 квартал.

    Раздельный учет НДС: безвозмездная передача

    Компании часто осуществляют операции по безвозмездной передаче имущества. Нужно ли в данном случае вести раздельный учет по НДС?

    Безвозмездная передача признается реализацией. Поэтому с нее нужно начислить НДС. Значит, в общем случае, раздельный учет по таким операциям вести не нужно, так как НДС начисляется в общем порядке.

    Однако, в некоторых случаях безвозмездная передача НДС не облагается:

    В таком случае, раздельный учет ведите.

    Раздельный учет НДС: при экспорте

    Нужно ли вести раздельный учет зависит от того, какие товары экспортирует организация. Если реализуете несырьевые товары, то входной НДС приминайте в обычном порядке при соблюдении всех условий.

    Если организация реализует сырьевые товары как на экспорт, так и внутри России, то необходимо вести раздельный учет. Это связано с тем, что
    предъявленный поставщиками НДС, который относится к сырьевым товарам, реализованным на экспорт, принимается к вычету на дату, когда определили налоговую базу по экспортной операции. Если такой налог по ошибке принят к вычету раньше срока, то его необходимо восстановить.

    Раздельный учет НДС при наличии операций НДС 0%

    Раздельный учет входного НДС предусмотрен НК РФ только в случае, когда организация проводит операции, как облагаемые НДС, так и освобождаемые от этого налога. Ставка 0% не является освобождением от налога.

    Однако, и в этой ситуации организации нужно вести раздельный учет. Это связано с тем, что порядок принятия НДС к вычету по операциям, облагаемым по ставке 18% и по операциям, облагаемым по ставке 0%, различен. Так, по товарам (работам, услугам), использованным для реализации, облагаемой по ставке 18 процентов, принимается к вычету в момент принятия активов к учету. НДС по товарам (работам, услугам), использованным для операции, облагаемой по ставке 0 процентов, принимается к вычету последний день квартала, в котором собран пакет документов, подтверждающих правомерность использования нулевой ставки НДС. Входной НДС, принятый к вычету раньше указанного срока, восстанавливается