Курсы валют

Системе обязательного социального страхования застрахованные. Система социального страхования. Отчисления в доход Фонда ОМС

Обязательное социальное страхование на территории Российской Федерации базируется на положениях Федерального закона N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" от 16.07.1999 года.

Обязательное социальное страхование в России представляет собой систему организационных, экономических и правовых мер, которые направляются на минимизацию или компенсацию последствий по изменению социального и материального положения работающей части населения, а также в иных случаях, предусмотренных нормативными законодательными актами РФ:

    при достижении соответствующей категории граждан пенсионного возраста;

    наступление инвалидности;

    потери кормильца;

    заболевание, несчастный случай на производстве (профессиональное заболевание), травмы, беременность и роды, рождение ребенка, уход за ребенком;

    прочие события, установленные законодательной базой Российской Федерации по обязательному социальному страхованию.

Законодательная база Российской Федерации по обязательному социальному страхованию состоит из федеральных законов, нормативных правовых актов и законов субъектов РФ.

Главные принципы осуществления осс

К главным принципам по осуществлению обязательного социального страхования (ОСС) относятся:

    устойчивая финансовая система по обязательному социальному страхованию, которая обеспечивается за счет эквивалентности социального страхового обеспечения к возмещениям по ОСС;

    обязательный всеобщий характер по социальному страхованию, доступность реализации социальных гарантий застрахованными лицами;

    гарантии государства по соблюдению прав для застрахованных лиц, направленных на защиту от возможных социальных рисков;

    гарантии государства по исполнению обязательств застрахованным гражданам по обязательному социальному страхованию вне зависимости от финансового состояния страховщика;

    государственное управление системой обязательного социального страхования;

    равноправие участников-представителей субъектов в управленческих органах системы по обязательному социальному страхованию;

    обязательная уплата страхователями необходимых страховых взносов;

    правовая ответственность за нецелевое расходование денежных средств по обязательному социальному страхованию;

    налаженность системы надзора и всеобщего общественного контроля;

    независимость финансовой системы в обязательном социальном страховании.

Субъекты в системе осс

К субъектам по обязательному социальному страхованию относятся участники возникающих отношений в системе ОСС. К субъектам обязательного социального страхования относятся:

    страховщики;

    страхователи (работодатели);

    застрахованные лица;

    иные органы (граждане или организации), определяемые федеральными законами РФ.

К страховщикам в обязательном социальном страховании относятся некоммерческие организации, созданные в соответствии с законодательством РФ для обеспечения гарантированного права застрахованных лиц по наступлению страховых случаев, связанных с условиями обязательного социального страхования.

К страхователям относится любая организационно-правовая форма организации, а также граждане (в соответствии с нормами федеральных законов РФ), обязанные уплачивать начисленные страховые взносы по ОСС. В отдельных случаях, которые устанавливаются нормами федерального закона, страхователи обязаны осуществлять выплаты по отдельным видам страхового обеспечения. К страхователям также относятся органы местного самоуправления и исполнительной власти, которые в соответствие с законодательством обязаны уплачивать страховые взносы в конкретных случаях.

К застрахованным лицам относятся граждане Российской Федерации, лица без гражданства и иностранные граждане (работающие по трудовым договорам, индивидуально обеспечивающие себя работой), а также иная категория граждан, у которых возникают отношения в системе обязательного социального страхования.

Важно!

В системе обязательного социального страхования посредническая деятельность не допускается.

Обязательное социальное страхование в России

Часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Социальное страхование - это особая система защиты работающих граждан и находящихся на их иждивении членов семей от потери трудового дохода при наступлении нетрудоспособности вследствие старости, инвалидности, болезни, безработицы, материнства, смерти кормильца.

Обязательное социальное страхование в России состоит из 4 частей:

  1. Обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности (болезни) или материнства;
  2. Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  3. Обязательное медицинское страхование;
  4. Обязательное пенсионное страхование.

Доходы и расходы системы обязательного социального страхования

Финансовые средства аккумулируются и распределяются тремя фондами:

Доходы фондов

Фонды имеют собственные бюджеты, независимые от бюджетной системы России. Поэтому они также называются внебюджетными фондами . Источник денежных средств - страховые взносы , которые предприятия (страхователи) перечисляют в соответствующие фонды. В случае дефицита бюджетов фондов недостаток средств покрывается трансфертными платежами из федерального бюджета России .

Страховые взносы не являются налогом , поскольку они возмездны , то есть возвращаются застрахованным лицам в виде социальных пособий, медицинских услуг и пенсий (при наступлении страхового случая).

Размер страховых взносов рассчитывается исходя из размеров оплаты труда работников предприятий, а также иных вознаграждений и выплат работникам предприятий. Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы определяют суммы взносов в особом порядке.

Случаи, когда взносы не уплачиваются

Взносы не уплачиваются со следующих выплат работникам:

  • суточные - при условии, что в локальном акте организации установлен предельный размер необлагаемых взносами выплат
  • материальная помощь в любом размере:
    • в связи со смертью члена семьи (в соответствии с Гражданским кодексом РФ членами семьи считаются муж, жена, дети и родители)
    • в случае стихийного бедствия, теракта
    • в случае произошедшего у работника чрезвычайного обстоятельства (ограбление, потоп в квартире, и тому подобное), подтвержденного справкой компетентных органов (полиция, ЖЭК и так далее)
  • рождение, усыновление, удочерение детей - не более 50 000 рублей на одного ребёнка, при условии, что выплата совершена в течение первого года после наступления события
  • на любые цели 4 000 рублей на работника в год (можно выплачивать не единовременно)

Также взносы не уплачиваются со следующих расходов предприятия (страхователя):

  • при медицинском страховании работника более года :
    • взносы по договору добровольного медицинского страхования (ДМС)
    • взносы на обслуживание работников в поликлинике напрямую
  • страхование жизни работников
  • страхование вреда здоровью работников
  • платежи по негосударственному пенсионному страхованию.

Основные расходы фондов

  • Выплаты пособий по больничным листам
  • Выплаты пособий в связи с материнством:
    • по беременности и родам
    • при рождении ребенка
    • по уходу за ребенком до полутора лет
  • Финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха
  • Выплаты в связи с инвалидностью
  • Обеспечение заявок инвалидов на технические средства реабилитации и протезно-ортопедические изделия
  • Расходы на поликлиники, больницы, медицинскую помощь
  • Выплаты пенсий пенсионерам

Администрирование страховых взносов

Начисление страховых взносов - расчёт сумм страховых взносов, которые нужно уплатить в фонды. Начислением страховых взносов занимается бухгалтерия предприятия (страхователя). Страховые взносы уплачиваются в фонды в день выдачи зарплаты, но не позднее 15 числа месяца следующего за расчетным.

Администрирование - это отслеживание правильности исчисления и своевременной уплаты страховых взносов в фонды, приём отчетности от предприятий (страхователей), учет платежей, зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов, взыскание задолженности по платежам. Администрированием занимаются два фонда:

  • Фонд социального страхования (ФСС) - администрирует страховые взносы на
    • обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности или в связи с материнством
    • обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  • Пенсионный фонд России (ПФР) - администрирует страховые взносы на
    • обязательное пенсионное страхование
      • страховая часть
      • накопительная часть
    • обязательное медицинское страхование
      • в ФФОМС - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
      • в ТФОМС - Территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

Отчётность

Предприятия (страхователи) ежеквартально сдают отчётность в фонды. Если на предприятии работает больше 50 сотрудников, то отчётность в обязательном порядке сдаётся в электронном виде с электронной цифровой подписью через Интернет.

  • В ФСС сдаётся отчёт «4-ФСС» не позднее 15 числа месяца, следующего за отчётным кварталом. То есть на составление и сдачу отчётности даётся 15 дней. В этом отчёте отображается информация о начисленных и уплаченных взносах, о выплаченных пособиях, оставшейся задолженности.
  • В ПФР сдаются отчёт «РСВ-1» и «Персонифицированная отчетность» не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчётным кварталом. То есть на составление и сдачу отчетности даётся полтора месяца. В отчёте «РСВ-1» отображается информация о начисленных и уплаченных страховых взносах, оставшейся задолженности. В «Персонифицированной отчетности» на каждого сотрудника подаётся следующая информация:
    • фамилия, имя, отчество
    • страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС)
    • почтовый адрес (для ежегодного информирования о состоянии индивидуального лицевого счета)
    • размеры страховой и накопительной части взносов в ПФР.

История

Социальное страхование возникло в XIX веке в Германии. В настоящее время национальные системы социального страхования созданы во всех без исключения экономически развитых странах мира.

См. также

Примечания

Ссылки

Федеральный закон № 212-ФЗ от 24.07.2009 Закон N 200-ФЗ от 11.07.2011 .


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Обязательное социальное страхование в России" в других словарях:

    Эта статья в данный момент активно редактируется участником Анна Н. Павлова 08:58, 24 декабря 2012 (UTC). Пожалуйста, не вносите в неё никаких изменений до тех пор, пока не исчезнет это объявление. В противном случае могут возникнуть конфликты… … Википедия

    СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ - СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ. Содержание: Социальное страхование в царской России. . 194 Социальное страхование в СССР........ 196 Социальное страхование в капиталистических странах...................... 204 Социальное страхование в царской России.… … Большая медицинская энциклопедия

    СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ - (англ. social insurance) – форма социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба. Особенность С.с. –… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    В СССР государственная система материального обеспечения трудящихся в старости, в случае болезни и потери трудоспособности и в иных предусмотренных законом случаях (санаторно курортное лечение, организация отдыха и др. оздоровительных… … Большая советская энциклопедия

    Форма страхования, при которой страховые отношения между страховщиком и страхователем возникают в силу закона. Для обязательных видов государство законодательно или нормативными актами устанавливает правила страхования, страховые суммы и тарифы,… … Википедия

    Социальное обеспечение форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления… … Википедия

    Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний вид страхования, имеющий целью защиту имущественных интересов как работников, так и работодателей в связи с возможными несчастными случаями на производстве и… … Википедия

Обеспечение безопасности труда и выплата компенсаций за несчастные случаи на производстве осуществляется по различным направлениям, в том числе через систему обязательного социального страхования (ОСС). Обязанность перечислять возложена Законом № 125-ФЗ на всех , использующих наемный труд.

Что такое обязательное социальное страхование

Система соцстраха включается в себя обязательное социальное страхование от несчастных случаев в период производственной деятельности и от профессиональных заболеваний. Направления и цели указанного вида страхования регламентированы в ст. 1 Закона № 125-ФЗ :

  • обеспечение соцзащиты граждан;
  • экономическое стимулирование страхователей в уменьшении профессионального риска;
  • возмещение вреда здоровью и жизни граждан, причиненного в процессе трудовой деятельности;
  • профилактика на производстве и профзаболеваний.

Если сотрудник получил травму в результате несчастного случая в период трудовой деятельности, он сможет рассчитывать на возмещение вреда здоровью, оплату затрат на различные виды реабилитации и т.д. Профессиональное страхование подразумевает возмещение вреда при наступлении хронических или острых заболеваниях, непосредственно связанных с влиянием вредных производственных факторов.

Для возмещения по системе соцстраха указанные заболевания должны повлечь временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности, либо летальный исход.

Что такое обязательное социальное страхование, расскажет видео ниже:

Взносы на него

Выплаты при наступлении несчастных случаев, которые смогут получить пострадавшие граждане, финансируются за счет обязательных взносов, которые состоят из тарифа и надбавки (скидки) к .

Нормативное закрепление

Условия, порядок и уплаты взносов на соцстрах регламентируются следующими нормативными актами:

  • Закон № 125-ФЗ;
  • Закон № 419-ФЗ;
  • Закон № 179-ФЗ.

Помимо перечисленных документов важное значение имеет Постановление Правительства РФ № 713, в котором зафиксированы условия классификации видов хозяйственной деятельности по определенным группам профессионального риска. От указанных групп риска будет зависеть установление страховых тарифов на ОСС, а основные виды хозяйственной и производственной деятельности подлежат ежегодному подтверждению.

Кто обязан платить

Обязанность по расчету и уплаты страховых взносов на соцстрах возложена на , и физлиц, использующих в своей деятельности труд наемного персонала по трудовым контрактам или договорам подряда. Каждый из перечисленных субъектов подлежит обязательной регистрации в ФСС (Фонд социального страхования), который выступает в роли страховщика.

По состоянию на 2017 год в отношении указанных субъектов действует 32 класса профессионального риска, которые будут влиять на показатели страховых тарифов. Максимальный тариф будут уплачивать работодатели, которые заявили 32 класс профриска (размер удержания составит 8.5%).

На что взимаются

Страховые взносы, перечисленные работодателями, аккумулируются в Фонде соцстраха и подлежат направлению на следующие виды выплат:

  • пособие по временной нетрудоспособности, если доказано наступление страхового случая;
  • единовременные или регулярные (ежемесячные) платежи пострадавшему лицу или иным гражданам, после смерти застрахованного сотрудника;
  • , социальную и иные виды реабилитации (медпомощь и лечебные услуги, санаторно-курортное восстановление, приобретение лекарственных средств и т.д.).

Нужно учитывать, что возмещение вреда здоровью по линии соцстраха не включает в себя моральный вред, который компенсируется только в судебном порядке.

Учет ОСС

Начиная с января 2017 года, страховые взносы в соцстрах приравнены к налоговым обязательствам. Одновременно учреждениям ФНС переданы функции по администрированию и учету обязательного соцстрахования – и правильность уплаты взносов, представления отчетных и расчетных документов, порядка учета несчастных случаев для возмещения ущерба.

На уровне ФСС сохранились полномочия по администрированию взносов, направляемых на компенсации при несчастных случаях на производстве и профзаболеваний. Отчетность по указанному направлению представляется работодателями в учреждения ФСС в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом (если количество сотрудников на предприятии превышает 25 человек, отчетность направляется по каналам электронной связи до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом)..

Уплата

Базовый размер страховых взносов на соцстрах составляет 2.9% от размера ежемесячной выплаты работнику. Для отдельных категорий работодателей сумма взноса может быть уменьшена или полностью исключена. Например, для предприятий, работающих по налоговой схеме

Страхование - одна из древнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложения первобытнообщинного строя, оно постепенно стало непременным спутником общественного производства. Первоначальный смысл рассматриваемого понятия связан со словом “страх”. Владельцы имущества, вступая между собой в производственные отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможность уничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами и другими непредвиденными опасностями экономической жизни.

Рискованный характер общественного производства - главная причина беспокойства каждого собственника имущества и товаропроизводителя за свое материальное благополучие. На этой почве закономерно возникла идея возмещения материального ущерба путем солидарной его раскладки между заинтересованными владельцами имущества. Если бы каждый отдельно взятый собственник попытался возместить ущерб за свой счет, то он был бы вынужден создавать материальные или денежные резервы, равные по величине стоимости своего имущества, что естественно, разорительно.

Одна из основных черт рыночных отношений – наличие развитых систем защиты граждан: социального страхования и социальной помощи. При этом главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период социально-экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области организации социального страхования в условиях рыночной экономики. В этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования, а также концептуальных подходов и формирующейся законодательной базы.

Система социального страхования хоть и медленно, но начинает меняться. На смену единой государственной форме социального страхования приходит разветвленная система автономных внебюджетных видов социального страхования: пенсионного, социального, медицинского, занятости.

Социальное страхование – это один из важнейших механизмов регулирования социально – трудовой сферы. В последние годы резко понизился уровень социальной защиты населения, отчетливо обозначилась неготовность системы погасить и компенсировать неминуемые издержки структурной перестройки, резко ухудшается демографическая ситуация, растет заболеваемость. В этих условиях нет четкого понимания роли социального страхования не только у населения, но и у многих специалистов.

Предметом исследования в данной курсовой работе является система социального страхования.

Объектом исследования – история развития и становления социального страхования в современных условиях экономическом и социальном развитии России.

Цель курсовой работы – показать место и роль социального страхования в обществе.

Актуальность этой темы заключается в том, что социальное страхование является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Работая на предприятиях, пользуясь медицинскими услугами, отдыхая на курорте и т.д., каждый из нас сталкивается с этой формой социальной защиты, будь то обязательное социальное страхование или же добровольное. Любой человек должен быть уверен, что при наступлении страхового случая его жизнь и имущество защищены, и, что он или его семья смогут получить некую компенсацию.

Глава 1. СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

1.1. Сущность, предмет, объекты и принципы социального страхования.

Социальное страхование занимает ведущее место в системе защиты населения. На его долю в развитых странах приходится 60-70% всех расходов, приходящихся на социальную защиту и 15-20% ВВП. В России, по данным В. Д. Роика, доля обязательного социального страхования, осуществляемого через внебюджетные фонды, составляет около 45% затрат на социальную защиту и 8% ВВП. Это обусловлено тем, что обязательное социальное страхование охватывает все население (обязательное медицинское страхование) или большие по численности категории граждан.

Что следует понимать под социальным страхованием?

В Законе от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ (в ред. от 05.03.04 г. № 10-ФЗ) «Об основах обязательного социального страхования» (ч. 3 ст. 1) дано определение социального страхования. Оно сформулировано следующим образом: «Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством РФ социальных страховых рисков, подлежащих обязательному страхованию».

Данное определение обязательного социального страхования заключает в себе два важных положительных свойства в сравнении с рассмотренными выше трактованиями этого понятия. Во-первых, оно распространяет социальное страхование и на неработающих граждан. Во-вторых, четко определена целевая направленность этой формы социального страхования . Сущность социального страхования выражается в определенных общественных отношениях, регулирующихся нормами права .

Социальное страхование представляет собой совокупность регулируемых законодательством и договорами страхования отношений между гражданами – застрахованными лицами (выгодоприобретателями), страхователями (физическими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями) и страховщиками (государственными организациями, коммерческими страховыми компаниями, обществами взаимного страхования) по поводу страховой защиты имущественных интересов застрахованных лиц, сохранения, восстановления или улучшения их материального и социального положения, которые могут ухудшаться в связи с наступлением определенных законом и / или договором страхования событий (страховых случаев) за счет фондов денежных средств, формируемых страховщиками из уплачиваемых страхователями страховых взносов (страховых премий).

Предметом социального страхования является социальное положение, материальный уровень и качество жизни граждан . Предмет социального страхования включает комплекс трудовых и социальных отно­шений по поводу социальной защиты работников и членов их семей в случае наступле­ния для них массовых социальных рисков утраты трудоспособности и/или места работы. Являясь наукой, социальное страхование разрабатывает категории (понятийный аппа­рат) и принципы построения своих экономических, социальных и правовых механизмов.

В круг задач научной дисциплины «социальное страхование» входят:

1. получение объективных знаний о способах, качестве и уровне социальной защиты работников и членов их семей;

2. формирование ценностных ориентиров в области организации солидарной взаимо­помощи людей труда, т.е. знаний о механизмах социальной поддержки друг друга в трудных жизненных обстоятельствах .

Целью социального страхования является защита имущественных интересов, сохранение, восстановление или улучшение социального положения и / или материального уровня и качества жизни граждан, ухудшающихся вследствие страховых случаев как проявившихся в действительности социальных рисков.

Объектами социального страхования являются имущественные интересы граждан – застрахованных лиц, которые защищаются в связи я наступлением страховых случаев, в том числе путем возмещения или компенсации им причиненного таким случаем вреда либо оплаты или предоставления разного рода услуг в натуральной форме, обеспечивающих сохранение, восстановление или улучшение социального положения, материального уровня и качества жизни .

В основе социального страхования лежат следующие принципы, которые определяют его эффективность, возможность адаптации к экономическим изменениям и подконтрольность:

1. социальное страхование является обязательным для всех граждан и регулируется государством;

2. обязанность по уплате взносов на социальное страхование несут совместно работники и работодатели с привлечением при необходимости финансовых средств государства;

3. размер фондов социального страхования соответствует той степени защиты, которая необходима населению, исходя из установленных общественных стандартов уровня и качества жизни;

4. социальные выплаты определяются размерами, сроками и другими условиями уплаты страховых взносов;

5. право на получение социальных выплат определяется фактами уплаты взносов и наступления социального риска без дополнительной проверки нуждаемости в доходе .

Обязательное социальное страхование включает:

1) Централизованно организованную, осуществляемую и контролируемую государством форму обязательного социального страхования;

2) Децентрализованную форму обязательного социального страхования, организованную и осуществляемую в соответствии с федеральными законами указанными в них в качестве страхователей лицами.

Рассматриваемые организационно-правовые формы социального страхования имеют не только указанные выше общие свойства, но и свои особенности.

Во-первых, централизованной формой обязательного социального страхования охватывается все население или очень большие массы населения. По видам децентрализованной формы подлежит обязательному социальному страхованию жизнь и здоровье значительных по численности категорий лиц в основном опасных профессий, а также пассажиров на междугородных перевозках всеми видами транспорта.

Во-вторых, при обязательных видах социального страхования страхователи, категории подлежащих страхованию граждан, социальные риски, страховые суммы, условия и сроки социально-страховой защиты, страховые тарифы и размеры социально-страхового обеспечения устанавливаются законом.

Кроме того, при централизованной форме обязательного социального страхования государством учреждаются специальные организации-страховщики (ПФ РФ, фонды ОМС, ФСС РФ), которые контролируются им, а денежные социально-страховые фонды находятся в федеральной собственности.


Рисунок 1.1 Состав форм и видов обязательного социального страхования

Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:

· устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;

· всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

· государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

· государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

· паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

· обязательность уплаты страхователями страховых взносов и (или) налогов;

· ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

· обеспечение надзора и общественного контроля;

· автономность финансовой системы обязательного социального страхования .

Финансовую основу социального страхования составляют страховые отношения, условия которых являются всеобщими в рамках данного государства и носят строго обязательный характер. В отличие от других типов страхования социальное страхование является некоммерческим, т.е. не преследует цели получения прибыли.

В социальном страховании в определенной, но не в полной мере используется принцип эквивалентности между взносами и выплатами. Чем меньше нарушается принцип эквивалентности страховых взносов и социальных выплат, тем ближе финансовый механизм социального страхования к сугубо «страховому» механизму. Чем больше используется принцип солидарности в противовес эквивалентности, тем ближе механизм социального страхования к государственному социальному обеспечению.

1.2. Виды социального страхования

В настоящее время в России существует 5 видов государственных пенсий:

4 трудовых:

2. по инвалидности

3. по случаю потери кормильца

4. пенсия за выслугу лет

5. социальная пенсия - лицам, не имеющим права на получение трудовой пенсии.

1. По старости

Лица, достигшие пенсионного возраста (ж-55, м-60 лет) и имеющие трудовой стаж (ж-20, м-25 лет) получают пенсии по старости. В размере 55% от размера заработной платы, принимаемого для исчисления пенсии + 1% за каждый год трудового стажа (превышающего требуемый), но не более 75% заработка.

Для исчисления пенсии на усмотрение работника может быть взят заработок за последние 2 года (с премиальными и доплатами), либо средний за любые 5 лет подряд в течение трудового стажа.

Для большинства пенсионеров пенсия не представляет среднюю за 2 года, так как существует максимальный размер пенсии - 3 минимальных заработных платы. Минимальный размер пенсии - 1 минимальная заработная плата.

2. По инвалидности

Пенсии по инвалидности выплачивается инвалидам I и II группы в размере 75% заработной платы, получаемой до пенсии, III группы - 30%. Существует min и max размеры пенсий. Для I и II min размер равен min размеру пенсии по старости. Мax для I и II группы = max размеру пенсии по старости. Для III группы min = 2/3 min пенсии по старости, max = min пенсии по старости. Инвалиды должны проходить освидетельствование каждые 2 года.

3. По случаю потери кормильца

Пенсии по потери кормильца получают нетрудоспособные члены семьи, находившиеся на его иждивении (дети, жена, родители). Размер равен 30% заработной платы кормильца на каждого иждивенца (до 18 лет?). Существует max предел пенсии, он равен min пенсии по старости на каждого иждивенца.

4. Пенсия за выслугу лет

Пенсию за выслугу лет получают лица, работавшие по специальности, связанные с повышенными требованиями к трудоспособности (летчики, циркачи, педагогические работники). Размеры те же, что и у пенсий по старости. Военнослужащие получают пенсию за выслугу лет по специальному закону.

5. Социальные пенсии

Социальные пенсии получают инвалиды с детства и престарелые граждане, не имеющие право на получение трудовых пенсий. Инвалиды с детства получают пенсию в размере минимальной пенсии по старости. Не работавшие имеют право получать 2/3 минимальной пенсии по старости по достижении ими 60-65 лет.

Для большинства пенсионеров потеряна связь пенсии с трудовым заработком. Пенсионное обеспечение лежит на плечах предприятий, работодателей.

Государственные пособия:

Эти пособия выплачиваются по линии социального страхования и по линии социального обеспечения за счет средств бюджета.

1. Пособие по временной нетрудоспособности.

Основание для выплаты пособия - больничный лист, который получают больные и родители больных детей. Размер пособия зависят от стажа:

при стаже до 5 лет пособие составляет 60% от заработной платы,

свыше 8 лет - 100%.

2. Пособия, связанные с материнством и рождением детей:

3. Пособие по беременности и родам. Выплачивается женщине в полном размере заработка.

4. Пособие беременным при своевременной регистрации (до 12 недель) в размере 100% min заработной платы. Единовременная выплата.

5. Пособие по рождению ребенка равно 15 min заработанным платам.

6. Пособие на период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет. Равно 2 min оклада, выплачивается ежемесячно.

7. Пособие по уходу за ребенком до 3 лет без сохранения оплаты отпуска. Равно 50% min оклада.

8. Ежемесячные пособия на ребенка до 16 лет (а учащимся в общеобразовательных школах - до окончания учебного заведения). 70% min оплаты труда.

9. Пособие на погребение.

10 min заработных плат.

10. Пособие по безработице.

Выплачивается в течение 12 месяцев:

первые 3 месяца - 75% средней заработной платы на последней работе,

следующие 4 месяца - 60%,

последние 5 месяцев - 45%.

Минимальный размер равен минимальной оплате труда, максимальный равен средней заработной плате в данном регионе. Если в течение года человек не нашел работу, то платится ежемесячно 1 минимальная заработная плата.

11. Пособие беженцам и вынужденным переселенцам.

На каждого члена семьи беженцам в городе выплачивается 1 min заработная плата, в селе - 2.

1.3. Государственные и негосударственные формы социального страхования в России

Принципиально важно видеть различия между социальной помощью и различными видами страхования. При этом социальное страхование (в отличие от просто страхования) страхует только от одного вида рисков - потери заработка и охватывает в первую очередь социально-трудовую сферу, где главное - взаимоотношения работодателя и застрахованного лица. Государство лишь определяет правила игры. В отношениях работодателя (страхователя) и застрахованного лица посредником является страховщик. У нас же сложилась ситуация, когда между страховщиком, страхователем и застрахованным лицом есть некий посредник в лице налоговых органов. Иными словами, нарушается вся конструкция нормальных взаимоотношений застрахованного лица, страхователя и страховщика. Отсюда и все коллизии, связанные с определением тарифной политики. Ею никто всерьез не занимался и не занимается. Между тем в любой западной системе обязательно присутствуют правительственные или независимые актуарии, которые, прежде чем обсуждать и принимать бюджет того или иного фонда, докладывают свои соображения о тарифной политике. И у нас тарифную политику нужно обязательно восстанавливать.

Большинство видов социальных рисков успешно поддаются страхованию через систему негосударственного страхования, функционирующей на основе объединения частных рисков отдельных индивидов общества, и их раскладе во времени и пространстве. В то же время, социальные риски, с которыми сталкивается не отдельный индивид, а общество в целом, гораздо сложнее застраховать отдельно взятой (даже достаточно крупной) негосударственной страховой компании. В связи с чем страхование социальных рисков относится, в основном, к компетенции государственной системы социального страхования.

Для частной страховой компании социальный риск означает возможность одновременного возникновения страхового случая у очень значительной части страхователей. В отличие от частных страховщиков, государство способно справиться с социальными рисками благодаря недоступному для частных компаний всеобщему охвату страхованием.

Преимущества осуществления социального страхования в государственной форме над негосударственной:

1. Наличие государственных гарантий осуществления выплаты страхового возмещения, которые провозглашены в Конституции РФ и обеспечиваются достаточно обширными финансовыми ресурсами.

2. Экономия на расходах по ведению страхового процесса в связи с широтой расклада страховой суммы между всеми участниками обязательного страхования, то есть всем населением страны и соответствующем снижении размера страхового риска, а так же экономия на административных расходах в связи с единой системой управления страховым процессом.

3. Наличие у государства права принудительного изменения условий страхования в целях сохранения стабильности страхового процесса в условиях экономического кризиса - отмена отдельных видов государственных пособий, снижение их размера.

4. Ликвидация эффекта неблагоприятного отбора, состоящего в различиях предпочтений страхователей при неоднородности совокупности страхующихся с позиций их отношения к уровню риска. Уровень риска в обществе существенно различается для каждого индивида (напр. очень различна вероятность заболевания у разных людей в зависимости от возраста, пола, профессии), который вполне оценивается каждым человеком денежной суммой, которую он готов оплатить для ликвидации неблагоприятных последствий страхового случая, либо полностью отказаться от страхования вообще, или от не устраивающих его общих условий. Тогда как обязательный характер государственного социального страхования ликвидирует возможность возникновения эффекта неблагоприятного отбора в процессе социального страхования, а так же устанавливает для всех членов общества равные условия и права социальной защиты, обеспечивая поддержание социального статуса всех членов общества, как обязательных элементов сложившихся общественных отношений.

Процесс социального страхования функционирует через систему социальных внебюджетных фондов, являющихся в основном самостоятельными финансово-кредитными учреждениями и оказывающими социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом.

Глава 2. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

2.1. Сущность, понятие, классификация

ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ – денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включаемые в государственный бюджет.

Особенности ВФ:

1. ВФ запланированы органами власти и имеют строго целевую направленность.

2. Денежные средства ВФ используются для финансирования государственных расходов, не включенных в государственный бюджет.

3. ВФ в основном формируются за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц.

4. Страховые взносы во ВФ и взаимоотношения, возникающие при их уплате имеют налоговую природу, тарифы устанавливаются государством и являются обязательными.

5. Денежные ресурсы являются государственной собственностью.

6. Расходование средств осуществляется либо по распоряжению правительства, либо специально уполномоченного органа.

ВФ могут создаваться двумя путями:

1. Выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особое значение.

2. Создание ВФ с собственными источниками доходов на определенные цели.

ВФ классифицируют:

1. Экономические ВФ (решение экономических задач)

2. Социальные ВФ (решение социальных задач)

2.2. Социальные внебюджетные фонды

Пенсионный фонд РФ создан в соответствии со ст. 8 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г. Его правовой режим определен Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. Пенсионный фонд РФ образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения РФ. Обеспечивает страхование и выплату пенсий по старости, инвалидности и по потере кормильца .

Страховые взносы в этот фонд предприятия начисляют на все виды выплат, начисленных работникам.

Начиная с 1 января 1996 г. взносы в ПФ РФ предприятия начисляют не только с сумм начисленной оплаты труда, но и с ряда выплат, произведенных работникам из чистой прибыли предприятия, не имеющих отношения к оплате труда, а также сумм, выплачиваемых в возмещение расходов и иных компенсаций сверх установленных законодательством РФ в связи со служебными командировками, переводом, приемом или направлением в другую местность, а также с сумм, выплачиваемых в возмещение дополнительных расходов, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей.
Кроме того, все члены трудового коллектива (включая работающих пенсионеров) являются плательщиками обязательных взносов в ПФ РФ в размере 1% к суммам, начисленным работникам в виде оплаты труда по всем основаниям, включая выполнение работ по договорам подряда и поручения.
За счет средств ПФ предприятие выплачивает ежемесячные пособия на детей в возрасте от полутора до шести лет. Порядок уплаты страховых взносов в ПФ определяется Инструкцией о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в ПФ РФ № 258 от 11 ноября 1994 г.

Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС)

Федеральный и территориальные фонды обяза­тельного медицинского страхования созданы во ис­полнение Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991г. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования созданы для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования . ФОМС выполняет функции по финансированию медицинских услуг, предоставляемых региональными и муниципальными органами здравоохранения .

Суммы взносов рассчитываются от оплаты труда, начисленной по всем основаниям, в том числе по договорам подряда и поручения.
Льготы при отчислениях в государственные внебюджетные социальные фонды: полностью от уплаты страховых взносов в ПФ, ФСС, ФОМС и Фонд занятости населения освобождаются общественные организации инвалидов и пенсионеров, а также находящееся в собственности этих организаций предприятия, созданные для достижения уставных целей указанных общественных организаций .

Фонд занятости (просуществовал до 2000 года) и Государственная служба занятости представляют собой сеть региональных и местных подразделений, управляемых Министерством труда и социального развития РФ, и выполняют функции по выплате пособий по безработице и трудоустройству безработных .

Фонд социального страхования РФ является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. (Фонд создан Указом Президента РФ «О фонде социального страхования Российской Федерации» от 7 августа 1992 г.).

Деятельность Фонда социального страхования регламентируется Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации». Фонд социального страхования Российской Федерации (далее именуется - Фонд) управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации.
Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других
фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.
В Фонд социального страхования Российской Федерации входят следующие исполнительные органы:

1. региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации; центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;

2. филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем.
Для обеспечения деятельности Фонда создается центральный аппарат Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах - аппараты органов управления. При Фонде образуется правление, а при региональных и центральных отраслевых отделениях – координационные советы, являющиеся коллегиальными совещательными органами.

Задачи фонда:

1. обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством;

2. участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

3. осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;
4. разработка совместно с Министерством труда Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
5. организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;

6. сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

Средства Фонда образуются за счет:

1. страховых взносов работодателей;

2. страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством; страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

3. доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;

4. добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

5. прочих доходов (сумм, полученных в установленном порядке за путевки, оплаченные за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям и других).

Управление Фондом: Председатель Фонда и его заместители назначаются Правительством Российской Федерации. Председатель Фонда имеет четырех заместителей.

Глава 3. ПОЗИЦИЯ БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА

В своем нынешнем виде система страхования социальных рисков превратилась в тормоз решения общенациональных задач, связанных с демографическим развитием, укреплением здоровья населения, повышением уровня доходов граждан. По большому счету не удалось создать адекватных рыночной среде инструментов социальной защиты граждан, добиться финансовой устойчивости системы обязательного социального страхования, сбалансировать ее доходы и расходы, увязать размеры платежей на социальное страхование и величину возмещаемого заработка.

В целях выработки консолидированной позиции бизнеса по модернизации системы обязательного социального страхования КСОРР и Общероссийская общественная организация ”Деловая Россия” провели в конце мая ”круглый стол” на тему ”Реформа системы социального страхования: позиция бизнес-сообщества”, собравший авторитетных представителей деловых и научных кругов. Предлагаем читателям ”ЧТ” изложение фрагментов наиболее ярких выступлений.

3.1. Андрей ИСАЕВ, председатель Комитета ГД по труду и социальной политике, заместитель председателя рабочей группы ГД по реформированию системы социального страхования.

Хотел бы начать несколько с другой темы: российским социальным партнерам удалось одержать очень крупную политическую победу - Госдума проголосовала за принятие поправок к Трудовому кодексу.

Конечно же, стороны профсоюзов и работодателей по ряду вопросов оппонируют друг другу. Тем не менее удалось согласовать позицию, за которую однозначно выступили и профсоюзы, и работодатели, и правительство. Это подтверждает то, что в рамках данного треугольника можно договариваться, вырабатывать решения, серьезно продвигающие нас вперед.

То, что сегодня система социального страхования переживает кризис, очевидно всем. Эта система не вызывает удовлетворения ни у государства (потому что работает плохо и со скрипом), ни у трудящихся (потому что не обеспечивает надлежащего уровня социальной защиты), ни у бизнеса (потому что посулы серьезного снижения налоговой нагрузки не оправдались).

Комитет ГД по труду и социальной политике как в третьей, так и в четвертой Думе последовательно выступал против замены системы социального страхования ЕСН. Считаем крайне непродуманными и решения о снижении его размера. Об этом уже говорилось здесь: в первую очередь крупный бизнес сохранил порядка 270 млрд.руб., однако не произошло ни адекватного роста зарплаты, ни создания рабочих мест, ни какого-либо подтверждения того, что все эти деньги пошли на благие цели (а именно это утверждало Министерство финансов, когда принимало соответствующее решение). Налицо явная разбалансировка проводимых реформ: ведь снижение налоговой нагрузки на ФОТ в первую очередь через снижение ЕСН совпало с пенсионной реформой...

Напомню, что основной идеей пенсионной реформы было создание у наемных работников прямой заинтересованности в формировании накоплений, способных обеспечить им в дальнейшем достойные пенсии. Снижение ЕСН привело к тому, что Пенсионный фонд стал дефицитным (причем этот процесс продолжается), и сегодня каждый наемный работник прекрасно понимает, что уровень его пенсионного обеспечения будет зависеть не от размеров отчислений, а от финансового состояния государства и готовности федерального бюджета покрывать дефицит ПФР. Таким образом, идеология пенсионной реформы окончательно подорвана. Пенсионная система не стала автономной от государства и не зависит от страховых взносов. В этом смысле результаты мер, принятых в 2002-2003 гг., во многом девальвированы. Причем если раньше работодатель, исправно плативший взносы и снижавший уровень заболеваемости, мог иметь заинтересованность в виде возможности использовать часть этих средств, будем говорить прямо, на дополнительные выплаты своим наемным работникам в виде путевок и системы оздоровления, то теперь такая прямая зависимость утрачена. Работодатель четко понимает, что сколько бы он ни заплатил, все уходит в неизвестном направлении.

От этой системы, очевидно, придется отказываться. В Госдуме сформирована рабочая группа (которую возглавил первый вице-спикер О.Морозов, в ее состав вошли мы с О.Еремеевым). Работа еще не началась и так же, как в ситуации с ТК, мы можем сказать, что нашим самым ненадежным социальным партнером остается правительство, как всегда запаздывающее с соответствующими предложениями, но без участия которого мы не можем принимать решения.

Нам безусловно нужно разделить налоговую и страховую части в рамках ЕСН. Есть выплаты, которые сегодня не зависят от размера заработной платы работника и от того, получал ли работник заработную плату в принципе. Скажем, единовременное пособие по рождению ребенка или пособие по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет. Также от трудового стажа и внесенных средств практически не зависит базовая часть пенсии. Это те аспекты, которые необходимо оставить в рамках налога. И здесь действительно надо обсуждать, должен ли это быть налог на ФОТ либо его следует взимать с каких-то иных источников, направляя на указанные цели...

Во всех случаях, когда размеры выплат напрямую зависят от заработка работника и выплаченных взносов, необходимо возвращаться к нормальной системе страхования, которая должна реально управляться сторонами социального партнерства. Тогда РТК совокупно определяла бы пакет услуг, получаемых работником. А именно: определенный уровень пенсии (с нормальным коэффициентом замещения заработка), оплата больничного листа (дифференцированно, может быть, по стажу, но это уже вопрос для согласования между профсоюзами и работодателями), санаторно-курортное лечение для нуждающихся работников (из расчета количества путевок на определенное число работающих), детское оздоровление.

Полагаю, за полноценную социальную и медицинскую защиту своих работников работодателей необходимо экономически стимулировать, предоставив им право использовать часть неизрасходованных средств по социальному страхованию в собственных целях. Речь идет о возможности вернуться к практике приобретения дополнительных путевок, направлении части средств социального страхования на диспансеризацию, проведение мероприятий, связанных с оздоровлением работников, чтобы у работодателей была прямая заинтересованность в снижении заболеваемости на своих предприятиях. Тогда бы возникло понимание, что эти деньги могут быть израсходованы не только на больничные листы, но и целевым образом на другие мероприятия, повышающие привлекательность данных рабочих мест в глазах наемных работников, улучшающие социальный климат на предприятии и т.д.

3.2. Федор ПРОКОПОВ, руководитель Департамента социальной политики РСПП.

Хотел бы выделить четыре пункта, которые, как мне кажется, важны для бизнеса.

Первое. Нас беспокоит не размер сегодняшнего ЕСН; РСПП (основная часть его членов) выступает за стабильность, а не за его сокращение. Мы понимаем, что ставить вопрос о снижении ЕСН можно в сочетании с эффективным реформированием государственной системы социального страхования: поочередно эти две задачи решать нельзя.

Прежде всего мы заинтересованы в стабильности налоговой базы, ее предсказуемости. Сегодня есть риск, который связан с нарастающим дефицитом ПФР. Данной теме, по моему мнению, уделяется недостаточное внимание. На пороге 2010 г. мы можем столкнуться с проблемой серьезного увеличения налогообложения бизнеса. Сегодня она пока не озвучивается, но этот скрываемый, однако почти очевидный для нас факт необходимо выносить на публичное обсуждение.

Скорее всего, мы бы выступили за то, чтобы на протяжении ближайших семи лет ставка ЕСН была заморожена. Это позволило бы эффективно просчитывать потребность в средствах государственных внебюджетных социальных фондов и одновременно служило бы неким импульсом к тому, чтобы приступить к реформированию государственного социального страхования.

Второе. Вопрос, который волнует предпринимателей, - разумная социальная защита своего работника. Инструментов несколько: наиболее дорогой и масштабный - государственная система обязательного страхования; собственные средства предприятия, которые могут относиться на себестоимость либо расходоваться из прибыли; негосударственное социальное страхование, добровольное медицинское и пр. Итак, у работодателя есть три инструмента, которыми он может оперировать для достижения эффективной и разумной социальной защиты работников. Когда мы говорим о социальной защите работников, то очень часто последние два инструмента, а именно собственные средства предприятия и коммерческое страхование остаются в тени, что представляется неразумным.

Необходимо, как нам кажется, обратить внимание на расширение возможностей использования инструментов добровольного страхования от несчастных случаев на производстве, добровольного медицинского страхования и снять те барьеры, которые ограничивают работодателя в использовании собственных средств на дополнительную защиту своих работников. Если эти препятствия будут эффективно сняты, то тогда, возможно, потребность в увеличении ставки ЕСН, дополнительном налогообложении бизнеса, что связано с дефицитом ПФР, частично отпадет.

Третье. Для предпринимательского сообщества социальная сфера, включая социальное страхование, - область бизнес-интереса. Мне кажется, что те функции, которые сегодня выполняет государство, более эффективно может выполнять бизнес. Это относится и к обязательному страхованию от несчастных случаев, и реформированию системы ОМС, и расширению рынка пенсионного страхования, долгосрочного страхования жизни и добровольного медицинского страхования. Роль частного сектора в этих областях должна быть, как мне думается, расширена, и это, скорее всего, будет служить еще одним дополнительным средством снижения возможности увеличения налогообложения, связанного с социальными рисками.

Четвертое. Социальная инфраструктура для бизнеса всегда будет оставаться потенциальным объектом для инвестирования. Национальные проекты сегодня уже упоминались. Полагаю, в первую очередь имелся в виду нацпроект по здравоохранению. На мой взгляд, ни один масштабный проект (именно как проект в классическом понимании этого слова) проблемы здравоохранения решить не сможет; бюджетных средств, в первую очередь федеральных, всегда будет не хватать. Это аксиома в любой стране: бюджетные ограничения существуют и всегда будут существовать. Тем не менее судьба здравоохранения, судьба лечебной базы - это критический фактор стабильности государства, решения демографических проблем и пр. Выход видится в создании преференций для частного капитала, чтобы у него возникла заинтересованность во вложении денег именно в развитие социальной инфраструктуры, медицинской базы.

Итак, вопросы, которые мне представляются ключевыми: неувеличение налогового бремени на предприятие; разумная социальная защита, предполагающая наличие негосударственных альтернатив защиты работников; расширение возможности для частных лиц и компаний использовать негосударственные системы страхования; создание благоприятных условий для инвестирования в социальную инфраструктуру, включая здравоохранение.

Глава 4. РАБОТА ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

4.1. В декрет может уйти даже дедушка

Госдума РФ планирует до конца года принять новый закон о пособиях по уходу за детьми до полутора лет. Согласно ему, с января 2007 года размер этого пособия будет увеличен вдвое: на первого ребенка - с 700 рублей до 1500, на второго и последующих - с 1500 до 3 тысяч. Но главное новшество, как считает глава комитета Госдумы по делам женщин, семьи и молодежи Екатерина Лахова, документ значительно расширяет список получателей этих пособий.

Например, сейчас женщины, которые до рождения ребенка нигде не работали, лишены финансовой поддержки государства. И таких в стране - почти полмиллиона. Теперь они будут иметь такие же права на пособия из Фонда социального страхования, как и работающие мамы. Правда, у последних верхняя планка этого пособия выше - в размере 40 процентов от заработка (но не больше 6 тысяч рублей в месяц).

На днях президент Владимир Путин поддержал идею "откорректировать" круг лиц, получающих пособие по уходу за детьми, включив в него других членов семьи. И с 1 января любой российский папа, а также бабушка или дедушка смогут уйти в "декретный" отпуск на тех же условиях, что и мама. Допустим, молодая женщина учится, а работающая бабушка готова взять на себя уход за маленьким внуком. Она тоже на полтора года может претендовать на 40 процентов от заработка. И это здорово, потому что многие женщины предпенсионного возраста с удовольствием предпочли бы заниматься внуками.

Еще одна новая категория получателей пособий - усыновители, опекуны и другие граждане, взявшие ребенка на воспитание в семью. Им положено такое же единовременное пособие в размере 8 тысяч рублей, как при рождении ребенка. На все "детские" выплаты (включая по беременности и родам) бюджетом Фонда соцстраха предусмотрено 74,2 миллиарда рублей. Будем рожать?

4.2. Медпросмотры в России прошли за девять месяцев более 500 тыс. работников вредных производств

За девять месяцев 2006 года в России дополнительные медосмотры в рамках нацпроекта "Здоровье" прошли уже 561 тыс 410 работников опасных и вредных производств. Об этом корр.ИТАР-ТАСС сообщили в пресс-центре нацпроекта.

На диспансеризацию каждого такого работника лечебно-профилактические учреждения получают 535 рублей из Фонда социального страхования. Эти средства направляются на повышение заработной платы врачам-специалистам и работающим с ними медсестрам. Как рассказала главный врач поликлиники 2 города Мытищи Московской области Любовь Кикоть, "в пяти поликлиниках города для медосмотров в рамках нацпроекта выделены два дня в неделю, чтобы не создавать дополнительных очередей". "Врачи проверяют работников метро и теплосети, высотников, монтажников, маляров, штукатуров, связистов", - уточнила главврач.

По словам специалиста, "вредные факторы сказываются, прежде всего, на работе нервной системы, вызывают бронхо-легочные заболевания и нарушения опорно-двигательного аппарата". В случае выявления заболевания, обусловленного профессиональными факторами, составляется специальный акт, который направляется в Роспотребнадзор, работодателю и в поликлинику по месту жительства. В соответствии с этим документом должно быть назначено необходимое лечение. Кроме того, работник имеет право потребовать изменения условий труда.

Как рассказала куратор нацпроекта по Мытищинскому району Элина Лапина, "из 4 тыс человек, работающих на вредных и опасных производствах, 2410 уже прошли дополнительные медосмотры в рамках нацпроекта".

4.3. В Белгороде открылся ортопедический центр

Белгородский филиал Центрального института травматологии и ортопедии Росздрава открылся сегодня по адресу: ул. Костюкова, 77а.

Белгородский филиала ФГУП «ЦИТО» Росздрава уже существовал в городе около двух лет, в несколько усеченном варианте. По словам директора филиала М.В. Абраменко, в Белгороде снимали размеры, делали слепки и отправляли в Москву, а также в курские и воронежские филиалы для изготовления различных протезов. За это время помощь получили свыше 5000 человек.

Сейчас в одном здании будут размещаться и пункт приема пациентов, и цеха по изготовлению различных ортопедических приспособлений по индивидуальным заказам. Также центр предлагает и большой ассортимент готовых товаров – от протезов до предметов ухода за инвалидами. Центр будет обслуживать взрослых и детей. Коллектив филиала составляет 10 человек, прошедших специальную подготовку в Москве.

При необходимости центр будет способствовать в получении консультаций у ведущих специалистов ЦИТО, один из которых – профессор, доктор медицинских наук С.Е. Никитин – присутствовал на сегодняшнем открытии. Также в церемонии приняли участие генеральный директор Центрального института травматологии и ортопедии Росздрава Г.Н. Булгаков, заместитель управления социальной защиты населения области В.И. Сушкова, представители Фонда социального страхования и филиалов ЦИТО из других регионов России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Система социального страхования в РФ является неэффективной и нуждается в реформировании.

Чем же плох отечественный соцстрах? Во-первых, бизнес по-прежнему недоволен тем, что внебюджетные страховые фонды выполняют некоторые функции, никак не связанные со cтpaхoвaниeм. По данным Координационного совета объединений работодателей России (КСОРР), на такие задачи тратится чуть ли не каждый четвертый рубль из средств фoндoв. Под "нестраховыми задaчaми" имеется в виду социальное обеспечение незастрахованных (читай - неработающих) гpaждaн. Заботиться о них, считают работодатели, обязано государство за счет бюджета, а вовсе не за счет платежей предприятий в страховые фонды.

В условиях коренной ломки экономической модели хозяйствования реформу системы социального страхования проводить трудно вдвойне. Сложившиеся в сознании населения стереотипы по поводу социального страхования как не требующего усилий самих трудящихся объекта забот государства и профсоюзов затрудняют выработку новых подходов и, тем более, их реализацию. Требуется широкая разъяснительная работа в обществе (с охватом и управленческого аппарата всех уровней), показывающая природу и формы социального страхования, мобилизующая на повышение ответственности работников, на осознание того факта, что успешное осуществление всех социально-экономических реформ возможно лишь при достижении общественного согласия по уровню и способам социальной защиты работников и членов их семей.

Отвечающее современным условиям России социальное страхование должно стать одним из важнейших механизмов развития и регулирования социальных процессов, предназначенным не только для компенсации издержек перехода к рыночной экономике, но и для ее укрепления, придания ей социально ориентированного характера.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Березин С. Социальное страхование в России: проблемы и пути становления // Страховое дело. – 2003. -№5.- С. 8-9

3. О формах и видах обязательного и добровольного социального страхования // Страховое дело. – 2004. -№10.- С. 13-15

4. О формах и видах обязательного и добровольного социального страхования // Страховое дело. – 2004. -№10.- С. 15-17

5. О формах и видах обязательного и добровольного социального страхования // Страховое дело. – 2004. -№10.- С. 17

6. О формах и видах обязательного и добровольного социального страхования // Страховое дело. – 2004. -№10.- С. 19-25

7. Об основах обязательного социального страхования: Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»

8. Оптимизация затрат на лекарственное обеспечение в ОМС // Страховое дело. – 2005. -№6.- С. 19

9. Роик В. Социальное страхование: теоретические и методологические основы // Человек и труд. – 2005.-№2.- С. 23

10. Российское социальное страхование // Страховое дело. – 2004. -№3.- С. 16-18

11. Федотов Д. Ю. "Внебюджетные фонды России. Курс лекций" (редакция 2005) Изд-во БГУЭП

12. Финансы / Под ред. А.К. Соловьева. – М.: Юрайт, 2003.- С. 562

13. Формирование национальной системы социального страхования в России // Страховое дело. – 2004. -№12.- С. 25

14. Бел.Ру 31.10.2006

16. www.finansy.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ

Фонд социального страхования Российской Федерации

(млн. руб.)


I квартал 2006 года

I квартал 2005 года

Остаток средств на начало года

Поступило средств



налоги, страховые взносы



единый социальный налог

страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

единый сельскохозяйственный налог

доходы от размещения временно свободных средств Фонда

капитализированные платежи предприятий

субвенции из федерального бюджета

средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования, передаваемые Фонду социального страхования Российской Федерации на оплату дополнительной диспансеризации работающих граждан и оказание им первичной медико-санитарной помощи, а также на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности и родов

Израсходовано средств

из них на:



обязательное социальное страхование

мероприятия в области социальной политики

выплату пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний

реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно

обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий

оплата услуг по дополнительной диспансеризации работающих граждан и оказания им первичной медико-санитарной помощи, а также оплата медицинской помощи женщинам в период беременности и родов

финансирование расходов по созданию и совершенствованию информационной системы Фонда

финансирование расходов на содержание исполнительного органа Фонда


О формах и видах обязательного и добровольного социального страхования // Страховое дело. – 2004. -№10. – С.13-15.

Формирование национальной системы социального страхования в России // Страховое дело. – 2004. -№12. – С.25.

О формах и видах обязательного и добровольного социального страхования // Страховое дело. – 2004. -№10. – С.15 -17.

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем про страхование работников.

Сегодня вы узнаете:

  • Зачем организации страховать своих работников;
  • Все о договоре страхования;
  • Выгодно ли это работнику и работодателю.

Страхование работников в компании – это не то, о чем следует забывать хорошему работодателю. Со стороны государства это способ защиты населения и предоставления им каких-либо гарантий, от несчастных случаев, болезней, беременности и прочих ситуаций, в которых работа невозможна. Работник должен знать, на что он может рассчитывать и какие гарантии должен получать, а работодатель обязан понимать, почему он должен их предоставить.

Общая информация о страховании работников

Согласно официальным источникам, страхование в России является гарантией того, что работники и их иждивенцы не останутся без получения стабильного дохода вследствие старости, инвалидности, материнства или смерти кормильца.

Все обязательное страхование работников можно разделить на шесть направлений:

  • Обязательное медицинское страхование;
  • Страхование в связи с материнством;
  • Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • Страхование на случай временной нетрудоспособности;
  • Пенсионное страхование;
  • Страхование жизни.

В России деятельность по этим направлениям ведется 3-мя различными фондами:

  • Фонд социального страхования – ФСС;
  • Фонд обязательного медицинского страхования – ФОМС;
  • Пенсионный фонд Российской Федерации – ПФ.

Все вопросы об уплате страховых взносов должны решаться бухгалтерией. Страховые взносы начисляются по истечении месяца и уплачиваются не позднее 15 числа следующего за отчетным месяца.

Теперь о процентной ставке. В ПФ работодатель должен начислить 22% от заработной платы работника, в ФСС – 2.9% и в ФОМС – 5.1%. С 2017 года эти взносы перечисляются и ИФНС.

Также существуют льготы, благодаря которым работодатель сможет сократить величину расходов на уплату страховых взносов.

На территории РФ используется 2 типа страховых взносов:

  • Пенсии;
  • Пособия.

Помимо обязательного страхования, есть и добровольное страхование работников.

Осуществление операции по добровольному страхованию работников компании проходит таким образом:

  • Заключается договор добровольного страхования;
  • Оплачиваются страховые взносы. Либо полностью одним платежом, либо несколькими;
  • Организацией признается факт получения услуг страхования;
  • Организация принимает дополнительные расходы по страхованию.

Отражение деятельности по добровольному страхованию имеет свои особенности. Налоговый кодекс предоставляет особый порядок расходов, который регулируется на основе срока действия договора страхования.

Но помимо обязательного, существует и добровольное страхование.

  • Работники высшего звена и руководящего аппарата;
  • Непосредственно работники, занятые на производстве;
  • Помощники и стажеры на производстве.

Первая категория страхуется по той причине, что выплаты по страховым случаям сильно ударяют бюджету компании, а также отражаются на текущей деятельности, поэтому страхование позволяет в той или иной мере компенсировать данную потерю. Вторая и третья категории – работники, находящиеся в условиях, более тяжелых, чем другие, и нуждающиеся в дополнительных гарантиях выплат в случае ЧП и болезни.

Дополнительное страхование используется как метод конкурентоспособности при поиске новых сотрудников. Такие социальные гарантии, как дополнительное страхование повышают авторитет в глазах новых сотрудников. Также это работает и с банками, которые могут выдавать кредиты как работникам, так и компании.

Но основная причина все же не в этом. Дополнительная страховка нужна предприятиям с высокой опасностью производства, ведь зачастую страховых выплат редко хватает на то, чтобы покрыть расходы при ЧП и других происшествиях. Также дополнительное страхование позволяет компенсировать расходы, в полном объеме, связанные с болезнями, родами, а также иными несчастными случаями, которые могут произойти с сотрудниками.

В целом же, добровольное страхование – процедура, которая позволяет полностью обезопасить компанию от дополнительных рисков, связанных с непредвиденной потерей трудоспособности работников.

На Западе, и в Америке в частности, практика добровольного страхования больше распространена, чем где-либо. Это связано с тем, что там компании оценивают риски, притом что страховой бизнес там развит значительно лучше.

На территории РФ пока существует много мошенничества в сфере страхования, но сейчас со стороны органов государственного регулирования идет полномасштабная чистка в рядах страховых, и остается надеяться на то, что она сделает страховой бизнес прозрачнее и выгоднее для всех категорий граждан.

Посмотреть всю актуальную информацию о взносах в систему обязательного страхования сейчас можно в Налоговом Кодексе.

Социальное страхование работников

Социальное страхование работников – одна из составляющих процедуры обязательного страхования.

Она обеспечивает социальные гарантии сотрудников по следующим направлениям:

  • Пособия по беременности и родам;
  • Страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
  • Обеспечение мер по предотвращению травматизма и профессиональных заболеваний.

Страхование ФСС подразумевает под собой компенсацию за счет средств фонда расходов работодателя на выплаты больничных, пособий и пр.

Процедура компенсации следующая: ежемесячно происходит перечисление денежных средств в ФСС; работодатель перечисляет денежные средства, вычитая из этого сумму выплаченных пособий; при этом с 2017-го года, если сумма пособий выше платежа, работодатель может как уменьшить сумму платежа за следующий отчетный период, так и запросить с ФСС денежные средства.

С начала 2017-го года процедура уплаты страховых взносов несколько изменилась. Раньше на плечи Фонда социального страхования ложилось социальное страхование и страхование от несчастных случаев на производстве. Сейчас же социальное страхование перешло в ведение ФНС, благодаря чему изменились некоторые формы отчетности. Но сроки и порядок уплаты остались такими же.

За несвоевременную выплату пособий, работодателю начисляется пеня.

Страхование от несчастных случаев на производстве

Страхование от несчастных случаев на производстве – комплекс мероприятий, проводимых компанией для того, чтобы сократить потери от несчастных случаев и компенсировать работникам возникновение профессиональных болезней.

Как и в случае с другими обязательными видами страхования, его можно разделить на обязательное и добровольное. Обязательное страхование – выплаты в ФСС, за счет которых потом можно будет компенсировать затраты при ЧС и прочих страховых случаях, а добровольное – заключение договора со страховой компанией.

Внештатные работники также подлежат страхованию. Даже если работник осуществляет свою деятельность неофициально, при возникновении страхового случая за него также будет отвечать работодатель. Родственники сотрудника прописываются в его договоре чаще всего как выгодоприобретатели.

Работники страхуются от:

  • Временной утраты трудоспособности, которая возникла из-за ЧП на предприятии;
  • Постоянной утраты трудоспособности, которая возникла из-за ЧП на предприятии;
  • Летального исхода на предприятии, который возник вследствие ЧП.

Договоры различаются по срочности на:

  • 1 год – предприятия с повышенным уровнем риска;
  • 3 года – накопительные договоры со страховыми выплатами;
  • 5 и более – долгосрочные контракты.

Самый частый срок заключения – 1 год, вне зависимости от рисков предприятия. Это позволяет контролировать расходы и перезаключать договоры на страхование при изменениях законодательства.

Теперь немного о размерах оплаты страхования от несчастных случаев. Размер взносов регулируется 825-Н «Об утверждении Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска». В нем написано, что величина страховых взносов зависит от категории работников и варьируется от 0.2% от ЗП работника до 8.5%.

Это зависит от «опасности» работы. Так, под последнюю – 32-ую категорию, попадают шахтеры каменного угля, которые добывают его подземным способом. К первой категории относится акклиматизация морских биоресурсов.

Добровольное страхование базируется почти на таком же принципе, но нюансы зависят от страховой компании, с которой заключается контракт. Средние проценты по страхованию сотрудников от несчастных случаев на производстве – от 0.1% до 10% в зависимости от степени риска самого предприятия.

Страховые компании оценивают реальные риски, согласно своим классификациям и на основе этого выносят решение. В большинстве случаев такая страховка обойдется дороже, нежели обязательная.

Еще несколько слов о времени страхования. Работника можно застраховать на все 24 часа, даже во внерабочее время. Но чаще всего применяется производственная страховка. Она включает в себя весь рабочий день, перерывы, а также время в пути до рабочего места + командировки. Второй вариант обходится для предприятия дешевле.

Если произойдет страховой случай, то плательщиком по нему будет выступать ФСС.

Срок выплат может быть разным:

  • Один раз в день;
  • Один раз в месяц;
  • В форме единовременного платежа;
  • Как пособие.

Тарифы по выплатам определяются законодательством РФ. Также выплаты зависят от категории гражданина (лицам с иждивенцами и инвалидам предусмотрены большие по размеру выплаты) и региона, в котором зарегистрирован работник.

В случае смерти работника или тяжелой болезни, выплаты предусматриваются его родственникам. Из суммы зарплаты сумма на страховку не вычитается, она начисляется сверху.

Но сумма страховых взносов считается не по официальной зарплате. Она начисляется согласно всему полученному доходу, в т. ч. премиям, материальной помощи сверх лимита и другим отчислениям, которые используются для формирования налоговой базы.

Размер страховых премий по работникам, утратившим работоспособность в связи с профессиональной травмой или несчастным случаем, учитывает степень потери трудоспособности. Сумма выплаты по страхованию в связи с несчастным случаем также учитывает вину работника. Платежи формируются на основании медицинских документов, которые подтверждают потерю трудоспособности.

Следует оговориться, что зачастую обязательного страхования бывает недостаточно для того, чтобы полностью оплатить лечение от полученных на производстве травм, так как оно четко регламентируется законом, зависит от зарплаты и имеет свой максимум. При этом дополнительное добровольное страхование будет для работника намного предпочтительнее, ведь так он получает возможность на сумму до 3-х месячных зарплат.

Особенности договора страхования

Является недействительным без данных о страховании работников. При этом в договоре необязательно должно быть указано на то, какие выплаты и тарифы начисляются по конкретному работнику. Достаточно общих сведений о том, что работник застрахован в ФСС, ФОМС, и ПФР.

С 2014-го года действует общее правило – в трудовой договор должны вписывать условия труда и класс (подкласс) работника по классификатору 825-Н. Это может сделать только специальная комиссия, которая по результатам экспертизы присваивает каждой должности и сотруднику определенную классификацию, по которой работодатель должен выплачивать работнику необходимые суммы.

Следовательно, начиная с 01.01.2014, в договоры включаются сведения о классах и подклассах условий труда на рабочем месте. Эти данные должно быть действительны на момент заключения договора, в противном случае такое соглашение будет недействительным.

Также обязательным к указанию в трудовом договоре является пункт о гарантиях и компенсациях за работу в тяжелых условиях труда. Обычно это все указывается в 4-ом разделе трудового договора – «Оплата труда и соц. гарантии». Шестой раздел зачастую полностью посвящен социальному страхованию.

Преимущества для сотрудника и работодателя

Теперь поговорим о том, какое преимущество несет страхование для работников и работодателей. Сначала коснемся сотрудников.

Плюсы:

  • Достойная пенсия . Все перечисленные взносы за работников отражаются на их личных лицевых счетах, таким образом, формируя персонифицированный учет в компании. В последующем данные будут учитываться при формировании будущей пенсии.
  • Возможность уйти в декрет и получать достойные пособия . Декретные формируются исходя из доходов матери, а соответственно, чем ниже доходы, и страховые взносы, тем ниже будет сумма пособий.
  • Выплаты при ЧП . Они начисляются работникам предприятия, при возникновении чрезвычайных ситуаций, исходя из их заработной платы.
  • Выплаты в случае болезни . Больничный лист полностью оплачивается.
  • Осознание важности работником . Если работодатель берет на себя ответственность за работника, обеспечивая ему достойное и стабильное будущее, то работник будет осознавать собственную важность в компании.

Мы можем говорить о том, что для работника социальное страхование – один из самых важных аспектов, сравнимый с заработной платой, видом работы и рабочим временем.

Обязательное страхование дает гарантию того, что работодатель будет обязан выплатить денежные средства своему работнику в случае его временной нетрудоспособности. Также рабочие на опасном производстве получают страховку от чрезвычайных ситуаций и профессиональных заболеваний, благодаря которой они смогут получать дополнительные денежные средства, по окончании работы или форс-мажорных случаев.

Еще, можно сказать, что благодаря страхованию, работник понимает свою важность для работодателя. Если руководитель согласен выплачивать белую зарплату, отчисляя все нужные выплаты в различные фонды страхования, это означает, что он заботится о будущем своих сотрудников.

Забота о пенсиях, декретах, болезнях и несчастных случаях на производстве – обеспечение руководителем комфортной работы для своих сотрудников.

А есть ли плюсы в страховании своих работников для работодателя?

Несколько плюсов есть, и самый существенный из них – привлекательность для работника. Одним из основных факторов, которые гарантируют работнику уверенное будущее является соблюдение работодателем всех норм и государственных требований по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию. А это значит, что никаких мыслей и тревог по этому поводу у работников не будет.

Кто-то может сказать, что это весьма незначительный плюс для работодателя. Но, с точки зрения мотивационного механизма, предоставить работникам гарантии – заручиться их поддержкой и лояльностью, а следовательно, и повысить их работоспособность.

Вдобавок к этому можно отметить и прозрачную систему выдачи зарплаты, отсутствие задолженностей, а следовательно, и претензий к компании со стороны налоговых органов и фондов страхования.

Помимо этого, организация, осуществляющая как обязательное, так и добровольное страхование, может предложить своим работникам лучшие условия, нежели компании-конкуренты. Такая возможность позволяет удерживать ценные кадры или дополнительно привлекать новые. Выигрывать в конкурентной борьбе за специалистов – одна из задач грамотной компании.

Страхование медицинских работников

Согласно представленному выше классификатору, все медицинские работники имеют высокую угрозу жизни и здоровью в связи со своей работой. Они постоянно рискуют своими жизнями и здоровьем для того, чтобы спасти других людей. Именно поэтому, функция их страхования полностью ложится на плечи государства.

Для них существуют два вида страхования:

  • Страхование жизни/здоровья;
  • Профессиональное страхование.

Список должностей, которые подлежат обязательному государственному страхованию утвержден постановлением №191. При этом размер выплат при наступлении страхового случая определяется властями путем установления вины сотрудника и его профессиональной квалификации.

Ярким примером страхового случая будет заражение болезнью от своего пациента. Если это будет неизлечимое заболевание вроде инфекции СПИД или ВИЧ, то компенсация будет выплачиваться пожизненно. Если нет, то до выздоровления работника. Но в любом случае учитывается вина и профессионализм работника, которые привели к этому несчастному случаю.

Страхование врачебной ошибки – один из важнейших инструментов на Западе, который переходит в Россию. Он позволяет компенсировать родственникам или пациенту потери в случае ошибки. Застраховать себя от такого случаях может как сам врач, так и медицинское учреждение.

При этом четкой нормативной базы, которая регулировала бы обязательное страхование медицинских работников в России еще нет. Именно поэтому в государственных поликлиниках и больницах персонал редко страхуется, а сами врачи также нечасто прибегают к услугам страховых.

Частные же клиники, наоборот, для повышения своей репутации стараются застраховать как своих работников, так и пациентов. Это позволит предоставить гарантии того, что в случае возникновения происшествия виновное лицо понесет ответственность, а пострадавший получит денежную компенсацию.

Социальное страхование – один из методов государственного регулирования и защиты прав работников. Оно позволяет быть уверенным сотруднику и его родственникам (иждивенцам) в том, что в случае потери трудоспособности они будут получать выплаты, которых хватит на лечение и содержание семьи в период восстановления (или постоянно, в случае полной утраты работоспособности). Получение таких гарантий положительно скажется как на работнике, так и на имидже компании, которая сможет дополнительно привлекать и удерживать работников.

Остается надеяться, что процедура обязательного страхования и её важность как для работников, так и работодателей позволит уйти от серых и черных зарплат в пользу заботы о будущем своих сотрудников. Ведь благодаря этим процедурам страхования сокращается пропасть между работающим населением и нетрудоспособным.