Газпромбанк

Сколько стоит утилизационный сбор в белоруссии. Как уплатить утильсбор за автомобиль, пригнанный из России? Как рассчитывается сбор для физических лиц

Утилизационный сбор подлежит уплате в отношении транспортных средств, виды и категории которых определены согласно приложению к Указу Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2014 № 64 «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств» с применением ставок, установленных приложением 2 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 1 июля 2019 г. № 437 «Об утилизации транспортных средств».

Ставки утилизационного сбора в отношении транспортных средств, с даты выпуска которых прошло (рублей)

не более 3 лет

свыше 3 лет

1. Транспортные средства категории M l , в том числе повышенной проходимости категории M 1 G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанных категорий:

1.1. с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой и транспортных средств, указанных в подпунктах 1.3 и 1.4 настоящего пункта

1.2. с рабочим объемом двигателя, в том числе транспортные средства с гибридной силовой установкой, за исключением транспортных средств, указанных в подпунктах 1.3 и 1.4 настоящего пункта:

не более 1000 куб. см

свыше 1000 куб. см, но не более 2000 куб. см

свыше 2000 куб. см, но не более 3000 куб. см

свыше 3000 куб. см, но не более 3500 куб. см

свыше 3500 куб. см

1.3. ввозимые (ввезенные) физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от рабочего объема двигателя, за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.4 настоящего пункта

1.4. ввозимые (ввезенные) с территорий государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, вне зависимости от рабочего объема двигателя

2. Транспортные средства категорий N 1 , N 2 , N 3 , в том числе повышенной проходимости категорий N 1 G, N 2 G, N 3 G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанных категорий полной массой:

не более 2,5 тонны

свыше 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны

свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн

свыше 5 тонн, но не более 8 тонн

свыше 8 тонн, но не более 12 тонн

свыше 12 тонн, но не более 20 тонн

свыше 20 тонн, но не более 50 тонн

3. Транспортные средства категорий M 2 , M 3 , в том числе повышенной проходимости категорий M 2 G, M 3 G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанных категорий:

3.1. с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой

3.2. с рабочим объемом двигателя, в том числе транспортные средства с гибридной силовой установкой:

не более 2500 куб. см

свыше 2500 куб. см, но не более 5000 куб. см

свыше 5000 куб. см, но не более 10 000 куб. см

свыше 10 000 куб. см

4. Самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья, полной массой:

свыше 50 тонн, но не более 80 тонн

свыше 80 тонн, но не более 350 тонн

свыше 350 тонн

5. Прицепы (полуприцепы) категории O 4 , а также специальные и специализированные прицепы (полуприцепы) указанной категории:

5.1. прицепы полной массой свыше 10 тонн

5.2. полуприцепы полной массой свыше 10 тонн

Категории транспортных средств соответствуют классификации, предусмотренной техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), принятым Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».

Таблица ставок дорожного налога в Беларуси в 2020 году. Размер утилизационного сбора и какие автомобили попадают под этот налог.

Выплачивая транспортный налог в Беларуси, автовладелец получает право стать участником дорожного движения страны. Ни физические, ни юридические лица государства не вправе выезжать на транспортных средствах, если не был уплачен дорожный сбор. В зависимости от особенностей автомобиля, отчисляемая сумма может разниться. В некоторых ситуациях предусмотрены льготы.

Панорамный вечерний вид на площадь Независимости в Минске

Платить дорожный налог в Беларуси обязаны все, кто использует транспортные средства. Этот вид налогообложения создан для того, чтобы содержать трассы страны в хорошем состоянии. Не заплатив налог на авто, вы не сможете пройти ещё один обязательный этап допуска к передвижению по трассам государства - государственный технический осмотр. Проведут его только после предъявления документа об уплате налога.

Регионы вводят новые ставки единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физлиц.

До 2016 года в категорию льготников входили и пенсионеры. Им, как и инвалидам, нужно было платить всего 50% от назначенной суммы. На сегодняшний день эта преференция осталась закреплённой только за ветеранами Великой Отечественной войны. Водить ТС они имеют право лишь, если есть разрешающий медицинский документ.

Предусмотрены правила внесения налога на автомобили.

Когда и каким образом платить?

В 2020 году налог на дороги в Республике Беларусь следует уплачивать вместе с техосмотром. Это означает, что его можно перечислять 1 или 2 раза в год, в зависимости от того, как часто нужно подвергать техосмотру транспортное средство. Если машина проверяется 1 раз в 2 года, налог платится также, но в двойном размере за оба года.

Сколько нужно платить в 2020 году?

С 1 января 2018 года базовая ставка равна 24.50 белорусским рублям, а в 2019 году — 25.50. Предыдущая ставка равнялась 23.00 рублям. Количество ставок для физических и юридических лиц отличается, что видно в приведённой ниже таблице:

Для легковых авто юр. лиц Для легковых авто физ. лиц
Масса ТС Количество базовых величин Годовая стоимость Масса ТС Количество базовых величин Годовая стоимость
до 1 тонны 7 178.5 до 1,5 т. 3 76.50
1–2 т. 9 229.5 1,5 - 2 т. 6 153.00
2–3 т. 11 280.5 2–3 т. 8 204.00
сверх 3-х т. 14 357.00 сверх 3-х т. 11 280.50
Для прицепа (0,75 т.) 5 127.5 Для прицепа (0,75 т.) 2 51.00
Для прицепа (больше 0,75 т.) 12 306.00 Для прицепа (больше 0,75 т.) 11 280.50
Караван 7 178.5 Караван 5 127.50

Как отмечалось выше, при применении ставки к общественному транспорту, за основу берётся количество посадочных мест.

За мотоцикл юридические лица обязаны в год заплатить размер 3-х базовых ставок, то есть 76,50 руб., физические лица - 2 базовые ставки, то есть 51.00 рублей. За тягач и физические, и юридические лица платят ежегодно 20 базовых ставок, то есть 510.00 рублей.

Несмотря на то что утилизационный сбор для белорусов введен почти год назад, этот платеж по-прежнему таит в себе много подводных камней. Так, летом сайт , когда один и тот же автомобиль Dodge Ram Van одним и тем же сотрудником таможенных органов для взимания ввозных таможенных пошлин был классифицирован как легковой, а для уплаты утилизационного сбора - как грузовой.

Как следовало из ответа ГТК, их сотрудник поступил правильно, поскольку товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, а для уплаты утилизационного сбора применяется классификация, предусмотренная Межгосударственным стандартом ГОСТ 31286-2005 "Транспорт дорожный. Основные термины и определения. Классификация" (ГОСТ 31286-2005).

В итоге автовладелец дважды заплатил по максимуму. Позже оказалось, что в аналогичную историю попал еще один наш читатель, результат был таким же.

Впрочем, проблема заключается не только в несогласованности двух нормативно-правовых актов (ТН ВЭД ТС и ГОСТ 31286-2005), но и в коварстве самого ГОСТ 31286-2005, в соответствии с нормами которого формируется размер утилизационного сбора. В документе есть два условия, "благодаря" которым легковые автомобили при ввозе на территорию Беларуси расцениваются таможенными органами как грузовые.

А белорусские покупатели, лавиной хлынувшие на российский автомобильный рынок, даже не подозревают, что их итоговые расходы из-за этого вырастут еще на пару тысяч долларов.

Давайте разбираться

Порядок уплаты утилизационного сбора в Республике Беларусь определен Указом Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2014 г. №64 "Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств", ставки и коэффициенты - согласно Постановлению Совета Министров №172 от 27.02.2014 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2014 г. №64».

Для физических лиц, ввозящих ТС категории М1 (независимо от объема двигателя), применяется и невысокая ставка (20.000 рос. руб.), и пониженный коэффициент. В итоге размер утильсбора составляет 2000 или 3000 (для авто старше трех лет) рос. рублей.

Для транспортных средств категории N ставка иная - 150.000 рос. рублей. Поскольку такой транспорт по умолчанию предполагает коммерческое использование, никаких поблажек для физлиц здесь не предусмотрено. Коэффициенты разнятся только в зависимости от возраста и массы автомобиля. Получается, что утильсбор для транспортных средств полной массой не более 2,5 тонны составит 75.000 или 132.000 (для авто старше трех лет) рос. рублей. То есть 1600-2800 долларов.

Упомянутый ГОСТ 31286-2005 говорит, что М1 - это транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя не более восьми мест для сидения. А N1 - это транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых не превышает 3,5 т.

Но как быть с автомобилями, отвечающими одновременно двум характеристикам, - грузопассажирскими?

Мы выбрали наиболее популярные у белорусов модели, которые имеют полноценные возможности для перевозки как грузов, так и людей.

Условно их можно разделить на три группы:

  • минивэны (VW Caravelle, VW Transporter);
  • "каблуки" (например, Peugeot Partner);
  • пикапы (Toyota Hilux).

Разделом 6 ГОСТ 31286-2005 установлено, что грузопассажирские транспортные средства категории М1 относятся к категории N в случае выполнения следующих требований:
1. Число мест для сидения кроме места водителя не превышает шести.
2. P-(M+N*68)>N*68 , где
P - технически допустимая максимальная масса, кг,
M - масса транспортного средства в снаряженном состоянии, кг,
N - количество мест для сидения, кроме места водителя.

Снаряженная масса автомобиля - это масса автомобиля без водителя и пассажиров, но включающая его стандартное оборудование, расходные материалы, например, моторное масло, охлаждающую жидкость двигателя, а также в нее включается полный бак топлива.

Допустимая максимальная масса автомобиля - это предусматриваемая производителями масса максимально загруженного авто. Ее еще часто называют разрешенной максимальной массой. Если хотите, чтобы ваш автомобиль вам долго служил, то данный показатель лучше не превышать, поскольку излишняя перегрузка отрицательным образом сказывается на кузове автомобиля и деталях подвески.

"Грузовой" - это практически наверняка

С микроавтобусом VW Transporter T5 все понятно - при его 11 местах он изначально относится к категории M2.

Назначение VW Transporter T5 Kasten тоже очевидно. Здесь 3 места (2 пассажирских), полная масса - 4800 кг, снаряженная - 1762 кг.
Несложно догадаться, что формула будет работать:
4800-(1762+2*68)>2*68,
2902>136.

Гораздо интереснее ситуация с грузопассажирскими автомобилями.

К примеру, Volkswagen Caravelle T5 2.0 может иметь 7 мест (6 пассажирских), полную массу 2850 кг, снаряженную - 1976 кг.
Получается, что 2850-(1976+6*68)>6*68, то есть 466>408.

Mercedes-Benz Vito kombi 116 CDI имеет 5 мест (4 для пассажиров), полную массу - 2800 кг, снаряженную - 1930 кг.
В итоге 2800-(1930+4*68)>4*68, неравенство 598>272 выполняется.

Получается, что даже при сокращенном количестве посадочных мест утильсбор за такие авто будет уплачен по полной.

Учитывая, что для "каблуков" модификация Kasten, как в случае и с минивэнами, практически однозначная, мы намеренно изучили для этой группы автомобилей варианты "комби".

Peugeot Partner , как это следует из технических характеристик, при семи местах (читай - 6 пассажиров) имеет полную массу 2025 кг и снаряженную 1420 кг. Рассчитаем по формуле:
2025-(1420+6*68)>6*68,

Заданное условие не выполняется, а значит, утилизационный сбор за ввоз такого автомобиля будет уплачен как для категории M1.

Схожая ситуация и с Renault Kangoo 1.6 . При 5 местах (4 для пассажиров), полной массе 1924 кг и снаряженной массе 1473 кг заданное неравенство тоже не выполняется:
1924-(1473+4*68)>4*68,
179>272.

То есть утильсбор будет уплачен как для категории M1.

А вот с Citroёn Berlingo картина другая. В нем 5 мест (4 пассажирских), полная масса - 2025 кг, снаряженная - 1400 кг.

Неравенство выполняется:
2025-(1400+4*68)>4*68,
353>272.

Наконец, утилизационный сбор и для Fiat Doblo будет немаленьким. В этой машине 5 мест (4 пассажирских), полная масса - 1830 кг, снаряженная - 1235 кг.

1830-(1235+4*68)>4*68,
323>272.

Что это значит? Мы бы посоветовали в каждом конкретном случае тщательно просчитывать все наперед, потому что вполне пассажирский вид "каблука" с точки зрения уплаты УС ничего не значит.

Пикап - неожиданно, но тоже "грузовой"

Наконец, пикап Toyta Hilux тоже отправился в категорию N1. Здесь 5 (4) мест, полная масса - 2690 кг, снаряженная -1885 кг.

2690-(1885+4*68)>4*68,
533>272.

Важно знать, что согласно Постановлению ГТК РБ №4 от 13.02.2014 в таможенные органы вместе с документом, отражающим исчисление и уплату утилизационного сбора (далее - РС), представляются следующие документы или их копии:

1. Документы, подтверждающие соответствие вида и категории транспортных средств классификации, предусмотренной Международным стандартом ГОСТ 31286-2005 "Транспорт дорожный. Основные термины и определения. Классификация".
К таким документам относятся:
- для подтверждения классификации транспортных средств в категорию М1 - свидетельство о регистрации (технические паспорта, технические талоны), иные документы, подтверждающие регистрацию транспортного средства в государстве предыдущей регистрации, транспортные (перевозочные), коммерческие документы;
- для подтверждения классификации транспортных средств в категорию, отличную от М1, - одобрения типа транспортных средств, сертификаты соответствия и (или) декларации о соответствии.

2. Документы, подтверждающие момент выпуска и объем двигателя транспортного средства.

3. Оригинал платежной инструкции с отметкой банка, небанковской кредитно-финансовой организации об уплате утилизационного сбора в отношении транспортного средства (при отсутствии у таможни в электронном виде информации банка, небанковской кредитно-финансовой организации об уплате плательщиком утилизационного сбора).

4. Документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае, если РС представляется от имени плательщика его уполномоченным представителем.

Как видим, отнесение некоторых автомобилей, даже если они в техпаспорте числятся как легковые, к категории грузовых при уплате утилизационного сбора может очень удивить. Поэтому мы настоятельно рекомендуем все рассчитать заранее и тщательно взвешивать предстоящие расходы.

При возникновении спорных вопросов по отнесению автомобилей к категории М или N рекомендуется обратиться в БелТПП и получить официальное заключение об отнесении к этой категории.

Следует также отметить, что понижающие коэффициенты 0,1 и 0,15 применяются к базовой ставке утилизационного сбора в отношении только тех транспортных средств, которые ввозятся физическими лицами для личного пользования . Подлежащая уплате сумма утилизационного сбора в таком случае не является критичной и составляет не более 3000 рос. рублей (примерно 870.000 бел. руб.).

Если лицо самостоятельно не ввозило для личного пользования на территорию Республики Беларусь транспортное средство, а приобрело такое транспортное средство на территории Республики Беларусь , что, например, подтверждается представлением документов, свидетельствующих о совершенной сделке, для уплаты утилизационного сбора применяются коэффициенты от 5,3 до 35,01. Подлежащая уплате сумма утилизационного сбора в таком случае для физического лица становится значительной и составляет от 30 млн до 200 млн бел. рублей.

Вторая проблема связана с автомобилями, ввезенными на территорию Республики Беларусь лицами, получившими разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь и освобождаемыми от уплаты утилизационного сбора . Как показывает практика, лица, переселяющиеся в Республики Беларусь, ввозят в страну автомобили в соответствии с законодательством без уплаты утилизационного сбора, а затем в силу разных причин отчуждают (продают, дарят и т.д.) ввезенные автомобили иным лицам. Вместе с тем указом определено, что в случае отчуждения (за исключением отчуждения за пределы Республики Беларусь) таких транспортных средств утилизационный сбор подлежит уплате лицом, приобретшим транспортное средство. В связи с тем что в данном случае автомобили приобретаются в собственность на территории Республики Беларусь, коэффициенты к базовой ставке утилизационного сбора в размере 0,01 и 0,15 не могут быть применены . В итоге приобретатели, сами того не ведая, обязаны уплатить утилизационный сбор по повышенным ставкам, то есть в размере от 30 млн до 200 млн бел. рублей.

В свою очередь, таможенными органами подготовлены и направлены на обсуждение заинтересованным органам государственного управления соответствующие предложения о корректировке норм указа, позволяющие в будущем регулировать проблемные вопросы уплаты утилизационного сбора исходя из практики его администрирования.

Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ
сайт

Все, что "ровно", засчитывается в пользу автовладельцев

При расчете утилизационного сбора порой принципиально важное значение может иметь 1 кг или 1 день. Как решается вопрос отнесения ТС к той или иной категории, если речь идет о "ровных" показателях?

Совет Министров разъяснил отдельные вопросы взимания утилизационного сбора в Республике Беларусь, сообщили агентству "Интерфакс-Запад" в пресс-службе Министерства по налогам и сборам.

При градации транспортных средств в соответствии с приложением к постановлению Совмина от 27.02.2014 №172 "О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2014 г. №64" формулировки "от" и "до" следует отождествлять с формулировками "свыше" и "не более" соответственно, используемыми в приложении к указу от 4.02.2014 №64 "Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств".

Например:

  1. Транспортное средство с рабочим объемом двигателя 2000 куб. см ровно относить к группе "от 1000 до 2000 куб. см".
  2. Транспортное средство массой 3,5 тонны ровно относить к группе "от 2.5 до 3,5 тонны".
  3. Транспортное средство, с момента выпуска которого прошло 3 года ровно, относить к группе "до 3 лет".

С 4 февраля в Беларуси вступает в силу постановление Совета Министров №74 от 30 января 2016 года, согласно которому размеры ставок утилизационного сбора в отношении транспортных средств для юридических лиц возрастут в 1,65 раза, а для физических лиц - в 8,25 раза.

Таким образом, отныне физлицу, собирающемуся провезти автомобиль для своего личного пользования, нужно будет заплатить 4 950 000 рублей утильсбора за машину, чей возраст не превышает 3-х лет, и 7 425 000 - за авто старше указанного возраста.

Как сообщили БЕЛТА в пресс-службе белорусского правительства, подобное решение является мерой по урегулированию ввоза транспортных средств из государств - членов Евразийского экономического союза.


Размер утилизационного сбора (тыс. рублей) в отношении транспортных средств, с даты выпуска которых прошло:
Виды и категории колесных
транспортных средств
не более 3-х лет свыше 3-х лет
транспортные средства категории M1, в том числе повышенной проходимости
категории M1G, а также специальные и специализированные транспортные
средства указанной категории
8514 52 470
с рабочим объемом двигателя не более 1000 см3, в том числе ТС с гибридной силовой установкой 8514 52 470
с рабочим объемом двигателя
свыше 1000 см3, но не более 2000 см3, в том числе ТС с гибридной силовой установкой
13 266 81 774
с рабочим объемом двигателя
свыше 2000 см3, но не более 3000 см3, в том числе ТС с гибридной силовой установкой
25 344 159 588
с рабочим объемом двигателя
свыше 3000 см3, но не более 3500 см3
34 353 282 150
с рабочим объемом двигателя
свыше 3500 см3, в том числе ТС с гибридной силовой установкой
54 450 346 599
ввозимые физическими лицами для личного пользования вне зависимости от объема двигателя 4950 7425
ввозимые (ввезенные) с территории государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением ТС, находящихся под таможенным контролем, вне зависимости от рабочего объема двигателя 4950 7425
транспортные средства категорий N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории N1G, N2G, N3G, а также специализированные ТС указанных категорий
транспортные средства полной массой не более 2,5 тонны 37 125 65 340
транспортные средства полной массой свыше 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны 59 400 92 813
транспортные средства полной массой свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн 74 250 118 800
транспортные средства полной массой свыше 5 тонн, но не более 8 тонн 81 675
транспортные средства полной массой свыше 8 тонн, но не более 12 тонн 99 495 513 068
транспортные средства полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн 109 148 746 955
транспортные средства полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн 215 325 876 150
автосамосвалы, автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн 109 148 746 955
автосамосвалы, автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн 215 325 876 150
специальные транспортные средства категорий М2, М3, N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категорий М2G, М3G, N1G, N2G, N3G
специальные транспортные средства, кроме автобетоносмесителей 74 250 742 500
автобетоносмесители 222 750 965 250
транспортные средства категорий М2, М3, в том числе повышенной проходимости категорий М2G, М3G, а также специализированные ТС указанных категорий
с электродвигателями, за исключением ТС с гибридной силовой установкой 44 550 74 250
с объемом двигателя не более 2500 см3 44 550 74 250
с объемом двигателя свыше 2500 см3, но не более 5000 см3 89 100 222 750
с объемом двигателя свыше 5000 см3, но не более 10 000 см3 118 800 326 700
с объемом двигателя свыше 10 000 см3 148 500 386 100
самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья, полной массой:
свыше 50 тонн, но не более 80 тонн 1 009 800 2 300 265
свыше 80 тонн, но не более 350 тонн 1 856 250 2 376 000
свыше 350 тонн 2 747 250 2 970 000

Дабы упростить порядок исчисления и уплаты утилизационного сбора, постановлением Совмина предусмотрено указывать его размер в белорусских рублях, а не в российских - с применением повышающих либо понижающих коэффициентов.

Из-за отсутствия таможенного контроля на белорусско-российском участке государственной границы Беларуси в принятом постановлении уточняется способ применения ставок утилизационного сбора для транспорта, ввозимого (ввезенного) с территории государств - членов Таможенного союза (ЕАЭС). Это сделано для защиты экономических интересов физических лиц и дилерских центров Беларуси при приобретении транспортных средств, ввозимых из Российской Федерации, а также - для уменьшения скрытого оттока валюты за пределы страны.

Стоит отметить, что в отдельных ситуациях уплата утилизационного сбора по ввезенным транспортным средствам не производится. это происходит в случае ввоза транспортных средств, являющихся иностранной безвозмездной (гуманитарной) или международной технической помощью и обращенных в доход государства. В результате составлялись отдельные нормативные правовые акты по освобождению данных транспортных средств от утилизационного сбора.

Отныне же сия процедура будет упрощена. Для этого был изменен список документов, подтверждающих уплату сбора или освобождение от него. А при предоставлении определенных документов будет применяться освобождение от уплаты утилизационного сбора.

В виду отсутствия случаев ввоза физическими лицами транспорта в качестве иностранной безвозмездной помощи, освобождение от утилизационного сбора актуально лишь для юрлиц и индивидуальных предпринимателей. Освобождать от сбора сможет удостоверение, которое выдается по форме, установленной Управлением делами Президента Республики Беларусь.