1. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах:
Наименование объекта налогообложения | Налоговая ставка (в рублях) |
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
2,5 | |
3,5 | |
5 | |
7,5 | |
15 | |
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно | 1 |
свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно | 2 |
свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт) | 5 |
Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно | 5 |
свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) | 10 |
Автомобили грузовые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 2,5 |
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно | 4 |
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно | 5 |
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно | 6,5 |
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) | 8,5 |
Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) | 2,5 |
Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно | 2,5 |
свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт) | 5 |
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 10 |
20 | |
Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 20 |
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) | 40 |
Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 25 |
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) | 50 |
Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны или единицы валовой вместимости в случае, если валовая вместимость определена без указания размерности) | 20 |
Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы) | 25 |
Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги) | 20 |
Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства) | 200 |
2. Налоговые ставки, указанные в пункте настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.
Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.
3. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.
Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.
4. В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте настоящей статьи.
1 - 2. Утратили силу с 1 января 2019 года. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 249-ФЗ (ред. 30.09.2017).
3. Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы , подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу. Указанные заявление и документы могут быть представлены в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае, если документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговом органе отсутствуют, в том числе не представлены налогоплательщиком самостоятельно, налоговый орган по информации, указанной в заявлении налогоплательщика о предоставлении налоговой льготы, запрашивает сведения, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, у органов и иных лиц, у которых имеются эти сведения.
(см. текст в предыдущей редакции)
Орган или иное лицо, получившие запрос налогового органа о представлении сведений, подтверждающих право налогоплательщика на налоговую льготу, исполняет его в течение семи дней со дня получения или в тот же срок сообщает в налоговый орган о причинах неисполнения запроса.
(см. текст в предыдущей редакции)
Налоговый орган в течение трех дней со дня получения указанного сообщения обязан проинформировать налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, подтверждающих право этого налогоплательщика на налоговую льготу, и о необходимости представления налогоплательщиком подтверждающих документов в налоговый орган.
Заявление о предоставлении налоговой льготы рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. В случае направления налоговым органом запроса, предусмотренного настоящим пунктом, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы не более чем на 30 дней, уведомив об этом налогоплательщика.
По результатам рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы налоговый орган направляет налогоплательщику способом, указанным в этом заявлении, уведомление о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы.
В уведомлении о предоставлении налоговой льготы должны быть указаны основания предоставления налоговой льготы, объекты налогообложения и периоды, применительно к которым предоставляется налоговая льгота. В сообщении об отказе от предоставления налоговой льготы должны быть указаны основания отказа от предоставления налоговой льготы, объекты налогообложения, а также период, начиная с которого налоговая льгота не предоставляется.
Статья 361. Налоговые ставки
1. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах:
Наименование объекта налогообложения |
Налоговая ставка (в рублях) |
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): |
|
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): |
|
до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно |
|
свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно |
|
свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт) |
|
Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): |
|
до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно |
|
свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) |
|
Автомобили грузовые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): |
|
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно |
|
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно |
|
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно |
|
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно |
|
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) |
|
Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) |
|
Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): |
|
до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно |
|
свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт) |
|
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): |
|
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно |
|
Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): |
|
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно |
|
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) |
|
Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): |
|
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно |
|
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) |
|
Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости) |
|
Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы) |
|
Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги) |
|
Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства) |
2. Налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.
Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.
3. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.
Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.
4. В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.
Предыдущая |
Налоговый кодекс, N 117-ФЗ | ст. 361 НК РФ
Статья 361 НК РФ. Налоговые ставки (действующая редакция)
1. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах:
Наименование объекта налогообложения | Налоговая ставка (в рублях) | Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | 2,5 | 3,5 | 5 | 7,5 | 15 | Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно | 1 | свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно | 2 | свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт) | 5 | Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно | 5 | свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) | 10 | Автомобили грузовые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 2,5 | свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно | 4 | свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно | 5 | свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно | 6,5 | свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) | 8,5 | Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) | 2,5 | Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно | 2,5 | свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт) | 5 | Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 10 | 20 | Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 20 | свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) | 40 | Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 25 | свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) | 50 | Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны или единицы валовой вместимости в случае, если валовая вместимость определена без указания размерности) | 20 | Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы) | 25 | Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги) | 20 | Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства) | 200 |
2. Налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.
Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.
3. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.
Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.
4. В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.
- BB-код
- Текст
URL документа [скопировать ]
Комментарий к ст. 361 НК РФ
1. В соответствии с п. 1 ст. 53 НК РФ налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Налоговые ставки, как правило, устанавливаются в процентах от величины налоговой базы (адвалорные ставки). Однако в некоторых случаях возможно установление твердых ставок в денежном выражении на единицу измерения налоговой базы.
Статьей 359 НК РФ предусмотрено, что по транспортному налогу налоговая база определяется в зависимости от мощности двигателя в лошадиных силах, от тяги реактивного двигателя в килограммах силы, от валовой вместимости в регистровых тоннах, от единицы транспортного средства.
При расчете транспортного налога применяются твердые ставки, устанавливаемые в зависимости:
От мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу в отношении транспортных средств (наземных, водных и воздушных), имеющих двигатели;
От тяги реактивного двигателя на взлетном режиме в земных условиях в расчете на один килограмм силы;
От валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну регистровую тонну в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость;
От количества единиц транспортного средства в отношении других водных и воздушных транспортных средств, не имеющих двигателей, и для которых не определяется валовая вместимость.
В связи с тем, что транспортный налог является региональным налогом, налоговые ставки по нему устанавливаются законами субъектов РФ, причем законодательные органы субъектов РФ могут определять налоговые ставки только в пределах, установленных НК РФ (п. 2 ст. 53 НК РФ).
При этом налоговые ставки в законе субъекта РФ должны быть установлены по каждому виду транспортных средств исходя из его налоговой базы, порядок определения которой предусмотрен в НК РФ, акте федерального законодательства.
Аналогичная норма предусмотрена и гл. 28 НК РФ: в соответствии с п. 1 комментируемой статьи налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ. В этом же пункте приведены и базовые ставки транспортного налога в зависимости от мощности двигателя, от тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну или единицу транспортного средства.
2. Следует отметить, что указанные в комментируемой статье базовые ставки транспортного налога в отношении наземных транспортных средств намного выше ранее действовавших ставок налога с владельцев транспортных средств, предусмотренных в прежней редакции п. 1 ст. 6 Закона о дорожных фондах в РФ. При сравнении старых и новых ставок налога можно заметить, что:
в среднем в 2 раза увеличены налоговые ставки по грузовым автомобилям и другим самоходным транспортным средствам, машинам и механизмам на пневматическом и гусеничном ходу;
по автобусам с мощностью двигателя до 200 л.с. налоговые ставки увеличены в 5 раз, а по автобусам с мощностью двигателя свыше 200 л.с. - в 10 раз;
по мотоциклам и мотороллерам налоговые ставки увеличены в среднем в 10 раз (в зависимости от мощности);
по легковым автомобилям прослеживается такая тенденция: чем выше мощность автомобиля, тем в большее количество раз увеличены налоговые ставки. Так, по автомобилям с мощностью до 100 л.с. ставки увеличены в 10 раз, по автомобилям с мощностью свыше 100 л.с. до 150 л.с. ставки увеличены в 5 раз, по автомобилям с мощностью свыше 150 л.с. до 200 л.с. ставки увеличены в 7,8 раза, по автомобилям с мощностью свыше 200 л.с. до 250 л.с. ставки увеличены в 11 раз, а по автомобилям с мощностью свыше 250 л.с. ставки увеличены даже в 23 раза.
Столь значительное увеличение базовых ставок объясняется следующим. В пункте 5 ст. 6 Закона о дорожных фондах в РФ была предусмотрена норма, согласно которой увеличение (уменьшение) ставок налога относительно ставок, указанных в этой статье, или полное освобождение отдельных категорий физических лиц и организаций от уплаты налога является прерогативой законодательных органов власти субъектов РФ и устанавливается ими в законах, действующих в отдельных регионах. Используя свое право на установление собственных налоговых ставок без каких-либо ограничений, регионы произвольно повышали ставки налога по сравнению со ставками, предусмотренными федеральным законодательством.
Согласно Определениям Конституционного Суда РФ от 10 апреля 2002 г. N 104-О и N 107-О было признано неконституционным и не подлежащим применению положение п. 5 ст. 6 Закона о дорожных фондах в РФ о возможности установления законами субъектов России ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих ставки, установленные Законом о дорожных фондах в РФ. Кроме того, Конституционным Судом был сделан вывод о том, что применительно к налогам субъектов РФ "законно установленными" могут считаться только такие налоги, которые вводятся законодательными органами субъектов РФ в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов, определенными федеральным законодательством, причем существенные элементы каждого регионального налога, в том числе и предельная ставка, должны регулироваться федеральным законодательством.
Возникшее противоречие устранено гл. 28 НК РФ, установившей как минимальные, так и максимальные ставки транспортного налога. Так, п. 2 комментируемой статьи установлено, что базовые ставки, определенные НК РФ, могут быть увеличены либо уменьшены законами субъектов РФ, но не более чем в пять раз. В случае же установления в законе субъекта РФ налоговой ставки в размерах, превышающих указанные пределы или меньших указанных пределов, применяется налоговая ставка в размере, предельно допустимом НК РФ (п. 26 Методических рекомендаций МНС России по применению гл. 28 НК РФ).
Федеральным законом № 307-ФЗ «О внесении изменений в статьи 342 и 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» с 1 января 2011г. ставки транспортного налога для легковых автомобилей снижены в два раза, при этом право субъектов Российской 3 Федерации увеличивать (уменьшать) ставку транспортного налога, но не более чем в десять раз, сохранено...
Дата публикации: 11.08.2016 16:08 (архив)
Федеральный закон от 03.07.2016 №249-ФЗ вступил в силу со дня его официального опубликования.
Глава 28 части второй НК РФ была дополнена статьей 361.1 , в соответствии с положениями которой, освобождаются от налогообложения физические лица в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре транспортных средств системы взимания платы (далее в настоящей главе - реестр), если сумма платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (далее в настоящей главе - плата), уплаченная в налоговом периоде в отношении такого транспортного средства, превышает или равна сумме исчисленного налога за данный налоговый период.
Если сумма исчисленного налога в отношении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре, превышает сумму платы, уплаченную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде, налоговая льгота предоставляется в размере суммы платы путем уменьшения суммы налога на сумму платы.
Физическое лицо, имеющее право на налоговую льготу, представляет в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.
Действие положений статьи 361.1 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 №249-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года.
Согласно пункту 2 статьи 362 НК РФ, сумма налога, исчисленная по итогам налогового периода налогоплательщиками-организациями в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре, уменьшается на сумму платы, уплаченную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде.
В случае, если при применении налогового вычета, предусмотренного настоящим пунктом, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, принимает отрицательное значение, сумма налога принимается равной нулю.
Указанные положения