Банки

Статья распад ссср. Последствия распада ссср - международный журнал. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Распад СССР (также развал СССР) – процессы системной дезинтеграции в народном хозяйстве, социальной структуре, общественной и политической сфере Советского Союза, которые привели к прекращению его существования как государства в 1991 году.

Предыстория

В 1922 году, на момент своего создания, Советский Союз унаследовал бо́льшую часть территории, многонациональную структуру и мульти-конфессиональную среду Российской империи. В 1917–1921 годах Финляндия и Польша обрели независимость, провозгласили суверенитет: Литва, Латвия, Эстония и Тыва. Некоторые территории бывшей Российской империи удалось присоединить в 1939–1946 годах.

В состав СССР были включены: Западная Украина и Западная Белоруссия, Прибалтика, Бессарабия и Северная Буковина, Тувинская Народная Республика, Закарпатье, а также ряд других территорий.

Как один из победителей во Второй мировой войне, Советский Союз, по её итогам и на основании международных договоров закрепил за собой право владеть и распоряжаться огромными территориями в Европе и Азии, доступ к морям и океанам, колоссальным природным и людским ресурсам. Страна вышла из кровопролитной войны с довольно развитой для того времени экономикой социалистического типа, основанной на региональной специализации и межрегиональных экономических связях, большая часть которой работала на оборону страны.

В сфере влияния СССР находились страны так называемого социалистического лагеря. В 1949 году был создан Совет экономической взаимопомощи, позднее введена в оборот коллективная валюта переводный рубль, имевшая хождение в социалистических странах. Благодаря жёсткому контролю за этно-национальными группами, внедрению в массовое сознание лозунга нерушимой дружбы и братства народов СССР удалось свести к минимуму количество межнациональных (этнических) конфликтов сепаратистского или антисоветского толка.

Отдельные выступления трудящихся, имевшие место в 1960–1970-х годах, в большинстве своём носили характер протестов против неудовлетворительного обеспечения (снабжения) социально значимыми товарами, услугами, низкой заработной платы и недовольством работой властей «на местах».

В Конституции СССР 1977 года провозглашается единая, новая историческая общность людей – советский народ. В середине и конце 1980-х годов, с началом перестройки, гласности и демократизации характер протестов и массовых выступлений несколько меняется.

Составлявшие Союз ССР союзные республики, по Конституции, считались суверенными государствами; за каждой из которых Конституцией закреплялось право выхода из состава СССР, но в законодательстве отсутствовали правовые нормы, регулировавшие процедуру этого выхода. Лишь в апреле 1990 года был принят соответствующий закон, предусматривавший возможность выхода союзной республики из состава СССР, но после реализации довольно сложных и трудно выполнимых процедур.

Формально, союзные республики имели право вступать в сношения с иностранными государствами, заключать с ними договоры и обмениваться

дипломатическими и консульскими представителями, участвовать в деятельности международных организаций; к примеру, Белорусская и Украинская ССР, по результатам достигнутых на Ялтинской конференции договорённостей, имели своих представителей в ООН с момента её основания.

В реальности же, подобные «инициативы снизу» требовали детального согласования в Москве. Все назначения на ключевые партийные и хозяйственные должности в союзных республиках и автономиях предварительно рассматривались и утверждались в центре, решающую роль при однопартийной системе играло руководство и Политбюро ЦК КПСС.

Причины исчезновения огромной державы

Среди историков нет единого мнения на причины распада СССР. Вернее, их было несколько. Вот самые основные.

Деградация власти

СССР был образован фанатиками идеи. К власти приходили ярые революционеры. Основная их цель – построить коммунистическую державу, где все были бы равны. Все люди – братья. Работают и живут одинаково.

К власти допускались только фундаменталисты коммунизма. А таких с каждым годом становилось все меньше и меньше. Высший чиновничий аппарат старел. Страна хоронила Генсеков. После смерти Брежнева к власти приходит Андропов. А через два года – его похороны. Пост Генерального Секретаря занимает Черненко. Через год его хоронят. Генсеком становится Горбачёв. Для страны он был слишком молодым. На момент избрания ему было 54 года. До Горбачёва средний возраст руководителей составлял 75 лет.

Новое руководство оказалось некомпетентным. Не было уже того фанатизма и той идейности. Горбачёв стал катализатором развала СССР. Его знаменитые перестройки привели к ослаблению моноцентризма власти. И союзные республики воспользовались этим моментом.

Каждый хотел независимости

Руководители республик стремились избавиться от централизованной власти. Как было сказано выше, с приходом Горбачева они не преминули воспользоваться демократическими реформами. У региональных властей была масса причин для недовольства:

  • централизованность принятия решений тормозила деятельность союзных республик;
  • терялось время;
  • отдельные регионы многонациональной страны хотели самостоятельно развиваться, ведь у них была своя культура, своя история;
  • некий национализм свойственен каждой республике;
  • многочисленные конфликты, протесты, путчи только подливали масла в огонь; а катализатором многие историки считают разрушение берлинской стены и создание Объединенной Германии.

Кризис во всех сферах жизни

Что-что, а кризисные явления в СССР были характерны для всех областей:

  • на прилавках катастрофически не хватало товаров первой необходимости;
  • выпускалась продукция ненадлежащего качества (погоня за сроками, удешевление сырья привело к падению качества товаров народного потребления);
  • неравномерность развития отдельных республик в союзе; слабость сырьевой экономики СССР (это стало особо ощутимым после снижения мировых цен на нефть);
  • жесточайшая цензура в средствах массовой информации; активный рост теневой экономики.

Ситуацию усугубили техногенные катастрофы. Особенно народ взбунтовался после аварии на Чернобыльской АЭС. Плановая экономика в этой ситуации стала причиной многих смертей. Реакторы сдавались в эксплуатацию вовремя, но не в надлежащем виде. А всю информацию скрывали от людей.

С приходом Горбачёва приоткрылась завеса на Запад. И народ увидел, как другие живут. Советские граждане почувствовали запах свободы. Им захотелось большего.

СССР оказался проблематичным и в плане нравственности. Советские люди и сексом занимались, и пили, и наркотиками баловались, и с криминалом сталкивались. Многолетнее умалчивание и отрицание сделали признание слишком резким.

Крах идеологии

Огромная страна держалась на сильнейшей идее: построить светлое коммунистическое будущее. Идеалы коммунизма прививались с рождения. Садик, школа, работа – человек срастался с идеей равенства и братства. Любые попытки думать по-другому или даже намеки на попытку жестко пресекались.

Но главные идеологи страны старели и уходили из жизни. Молодому поколению не нужен был коммунизм. Зачем? Если нечего есть, ничего невозможно купить, сказать, сложно куда-то уехать. Да еще и люди гибнут из-за перестроек.

Не последняя роль в крахе СССР отводится деятельности США. Огромные державы претендовали на мировое господство. И Штаты планомерно «стирали» союзное государство с карты Европы (Холодная война, инициирование падения цен на нефть).

Все эти факторы не оставляли даже шанса на сохранение СССР. Великая держава распалась на отдельные государства.

Фатальные даты

Распад СССР начался с 1985 года. Михаил Горбачев, Генеральный секретарь ЦК КПСС, объявил о начале перестройки. Если вкратце, суть ее обозначала полное реформирование советской системы власти и экономики. Что касается последней, то здесь пробуется переход на частное предпринимательство в форме кооперативов. Если брать идеологическую сторону вопроса, то декларировалось смягчение цензуры и улучшение отношений с Западом. Перестройка вызывает эйфорию у населения, которое получает невиданную, по меркам Советского Союза, свободу.

И что тогда пошло не так?

Почти все. Дело в том, что в стране началось ухудшение экономического положения. Плюс, обостряются национальные конфликты – например, конфликт в Карабахе. В 1989–1991 годах в СССР начинается тотальный дефицит продуктов. На внешнем поле ситуация не лучше – Советский Союз сдает свои позиции в Восточной Европе. Просоветские коммунистические режимы свергаются в Польше, Чехословакии, Румынии.

Тем временем, население уже не в эйфории из-за дефицита продуктов. В 1990 году разочарование советской властью достигает предела. В это время легализуется

частная собственность, образуются фондовый и валютный рынки, кооперация начинает принимать форму бизнеса западного типа. На внешней арене СССР окончательно теряет статус сверхдержавы. В союзных республиках зреют сепаратистские настроения. Массово объявляется о приоритете республиканского законодательства над союзным. В общем, всем ясно, что Советский Союз доживает последние дни.

Подождите, там же еще какой-то путч был, танки?

Все верно. Сначала 12 июня 1991 года президентом РСФСР стал Борис Ельцин. Михаил Горбачев пока еще оставался президентом СССР. В августе того же года был опубликован Договор о союзе суверенных государств. К тому времени все союзные республики объявили о своем суверенитете. Таким образом, СССР прекращал существование в своем привычном виде, предлагая мягкую форму конфедерации. Войти туда должно было 9 из 15 республик.

Но подписание договора было сорвано старыми заядлыми коммунистами. Они создали Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) и объявили о неподчинении Горбачеву. Вкратце, их цель – не допустить развала Союза.

А затем случился знаменитый августовский путч, который также знаменито провалился. В Москву вели те самые танки, защитники Ельцина блокируют технику троллейбусами. 21 августа колонну танков выводят из Москвы. Позже членов ГКЧП арестовывают. А союзные республики массово заявляют о независимости. 1 декабря в Украине проходит референдум, где провозглашается независимость от 24 августа 1991 года.

А 8 декабря что было?

Последний гвоздь в гроб СССР. Россия, Беларусь и Украина как учредители СССР констатировали, что «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». И объявили о создании СНГ. 25−26 декабря органы власти СССР как субъекта международного права прекратили свое существование. 25 декабря о сложении своих полномочий заявил Михаил Горбачев.

Еще 3 причины, которые послужили причиной распада СССР

Экономика страны и война в Афганистане стали не единственными причинами, которые «помогли» развалить Советский Союз. Назовем еще 3 события, которые произошли в середине-конце 90-х годов прошлого века, и стали у многих ассоциироваться с распадом СССР:

  1. Падение «железного занавеса». Пропаганда советского руководства о «ужасном» уровне жизни в США и демократических стран Европы, разрушилась после падения железного занавеса.
  2. Техногенные катастрофы. С середины 80-х годов, по все стране прошли техногенные катастрофы. Апогеем стала авария на Чернобыльской АЭС.
  3. Мораль. Низкая мораль людей занимающих государственные должности, помогла развитию в стране воровства и беззакония.
  1. Если говорить об основных геополитических последствиях распада Советского Союза, то в первую очередь следует сказать, что только с этого момента смогла начаться глобализация. До этого мир был разделён. Причём часто эти границы были непроходимы. И когда Советский Союз распался, мир стал единой информационной, экономической, политической системой. Биполярная конфронтация ушла в прошлое, и глобализация состоялась.
  2. Второе важнейшее последствие – это серьёзнейшая реструктуризация всего евразийского пространства. Это появление 15 государств на месте бывшего Советского Союза. Затем последовавший распад Югославии, Чехословакии. Появление огромного количества не только новых государств, но и непризнанных республик, которые вели порой между собой кровопролитные войны.
  3. Третье последствие – это появление однополярного момента на мировой политической сцене. В течение какого-то времени Соединённые Штаты остались единственной в мире сверхдержавой, которая в принципе имела возможность решать любые проблемы по собственному усмотрению. В это время произошло резкое увеличение американского присутствия не только в тех регионах, которые отпали от Советского Союза. Я имею в виду и Восточную Европу, и бывшие республики Советского Союза, но и в других регионах земного шара.
  4. Четвёртое последствие – это серьёзное расширение Запада. Если раньше восточноевропейские государства, как Запад, не рассматривались, то теперь они не только стали рассматриваться, но и фактически институционально стали частью западных альянсов. Я имею в виду членами Евросоюза и НАТО.
  5. Следующее важнейшее последствие – это превращение Китая во второй крупнейший центр мирового развития. Китай после того, как Советский Союз сошёл с исторической арены, напротив, начал набирать силы, применив прямо противоположную схему развития. Противоположную той, которую предложил Михаил Горбачёв. Если Горбачёв предлагал демократию без рыночной экономики, то Китай предложил рыночную экономику при сохранении старого политического режима и добился потрясающих успехов. Если в момент распада Советского Союза экономика РСФСР втрое превышала китайскую, то сейчас китайская экономика вчетверо превышает размеры экономики Российской Федерации.
  6. И, наконец, последнее крупное последствие – это то, что развивающиеся страны, прежде всего африканские, были брошены на произвол судьбы. Потому что если во времена биполярной конфронтации каждый из полюсов так или иначе пытался оказать помощь содействие своим союзникам за пределами своей непосредственной зоны влияния или за пределами своих стран, то после окончания холодной войны всё это прекратилось. И все потоки помощи, которые шли на развитие в разных регионах земного шара, как со стороны Советского Союза, так и со стороны Запада, резко оборвались. А это привело к серьёзным экономическим проблемам фактически во всех развивающихся странах в 90-е годы.

Выводы

Советский Союз был крупномасштабным проектом, но ему суждено было потерпеть крах, так как этому способствовала внутренняя и внешняя политика государств. Многие исследователи считают, что судьба СССР была предопределена с приходом власти в 1985 году Михаила Горбачёва. Официальной датой распада Советского Союза стал 1991 год.

Возможных причин, почему распался СССР, великое множество и основными принято считать следующие:

  • экономические;
  • идеологические;
  • социальные;
  • политические.

Экономические трудности в странах привели к тому, что союз республик потерпел крах. В 1989 году правительство официально признало экономический кризис. Данный период характеризовался главной проблемой Советского Союза – товарным дефицитом. В свободной продаже не было никаких товаров, кроме хлеба. Население переводят на специальные талоны, по которым можно было получить необходимую еду.

После снижения мировых цен на нефть союз республик столкнулся с большой проблемой. Это привело к тому, что за два года внешнеторговые обороты снизились на 14 млрд. рублей. Начала выпускаться продукция низкого качества, что спровоцировало общий экономический спад страны. Чернобыльская трагедия по убыткам составила 1,5% национального дохода и привела к массовым беспорядкам. Многие были возмущены политикой государства. Население страдало от голода и бедности. Основным фактором, почему распался СССР, стала необдуманная экономическая политика М. Горбачева. Запуск машиностроения, сокращение зарубежных закупок товаров массового потребления, увеличение зарплат и пенсий и другие причины подорвали экономику страны. Политические реформы опережали экономические процессы и вели к неизбежному расшатыванию устоявшейся системы. В первые годы правления Михаил Горбачев пользовался бешеной популярностью у населения, так как вводил новшества и менял стереотипы. Однако после эры перестройки страна вступила в годы экономического и политического беспросвета. Началась безработица, нехватка еды и товаров первой необходимости, голод, повысилась преступность.

Политическим фактором развала союза выступило желание руководителей республик избавиться от централизованной власти. Многие регионы хотели развиваться самостоятельно, без указов централизованной власти, у каждого была своя культура и история. Со временем население республик начинает разжигать митинги и восстания на национальной почве, что заставляло руководителей принимать радикальные решения. Демократическая направленность политики М. Горбачева помогла им создать свои внутренние законы и план выхода из Советского Союза.

Историки выделяют еще одну причину, почему распался СССР. Руководство и внешняя политика США сыграло далеко не последнюю роль в окончании деятельности союза. США и Советский Союз всегда вели борьбу за мировое господство. В интересах Америки было на первом месте стереть СССР с карты. Свидетельство этому проводимая политика «холодного занавеса», искусственное занижение цены на нефть. Многие исследователи считают, что именно США способствовали становлению Михаила Горбачева у руля великой державы. Год за годом он планировал и реализовал падение Советского Союза.

26 декабря 1991 года Советский Союз официально прекратил свое существование. Некоторые политические партии и организации не захотели признать распад СССР, считая, что страна подверглась нападению и влиянию со стороны западных держав.

"Прежде всего, следует признать, что крушение Советского Союза было крупнейшей геополитической катастрофой века" (В.В. Путин). Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ 25 апреля 2005 года.

Главы трех республик, основателей СССР: Белоруссии (С. Шушкевич), России (Б. Ельцин) и Украины (Л. Кравчук) собрались в Беловежской пуще для подписания договора о создании Союза Суверенных Государств ССГ. Однако, ранние договоренности были отвергнуты Украиной и 8 декабря 1991 года они констатировали, что СССР прекращает своё существование, объявили о невозможности образования ССГ и подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).

Органы власти СССР как субъект международного права прекратили существование 25-26 декабря 1991 года.

Россия объявила себя правопреемником и государством-продолжателем СССР, что было признано почти всеми остальными государствами. Остальные постсоветские государства (за исключением прибалтийских) стали правопреемниками СССР (в частности, обязательств СССР по международным договорам) и соответствующих союзных республик. Латвия, Литва и Эстония объявили себя продолжателями соответствующих государств, существовавших в 1918-1940 гг.

В рамках ООН все 15 государств считаются продолжателями соответствующих союзных республик, в связи с чем не признаются территориальные претензии этих стран друг к другу.

Единой точки зрения на то, что явилось основной причиной распада СССР, а также на то, возможно ли было предотвратить процесс распада СССР среди историков нет и в настоящее время. Причины и последствия распада СССР называются разные: политические, экономические, социальные и другие. Весь перечень невозможно охватить, они историчны, обширны и глубоки. Среди возможных причин называют следующие:

авторитарный характер советского общества, в частности гонения на церковь, преследование КГБ диссидентов, принудительный коллективизм, господство одной идеологии, запрет на общение с заграницей, цензура, отсутствие свободного обсуждения альтернатив;

центробежные националистические тенденции, присущие каждой многонациональной стране и проявляющиеся в виде межнациональных противоречий и желания отдельных народов самостоятельно развивать свою культуру и экономику;

растущее недовольство населения из-за перебоев с продовольствием, особенно в эпоху застоя и Перестройку, и самыми необходимыми товарами (холодильники, телевизоры, туалетная бумага и т.д.), запреты и ограничения (на размер садового участка и т.д.), постоянное отставание в уровне жизни от развитых стран Запада;

диспропорции экстенсивной экономики (характерные для всего времени существования СССР), следствием которых становилась постоянная нехватка товаров народного потребления, растущее техническое отставание во всех сферах обрабатывающей промышленности;

кризис доверия к экономической системе: в 1960-1970-е гг. главным способом борьбы с неизбежным при плановой экономике дефицитом товаров народного потребления была выбрана ставка на массовость, простоту и дешевизну материалов, большинство предприятий работали в три смены, производили сходную продукцию из материалов невысокого качества. Количественный план был единственным способом оценки эффективности предприятий, контроль качества был минимизирован. Результатом этого стало падение качества производимых в СССР товаров народного потребления. Кризис доверия к качеству товаров становился кризисом доверия ко всей экономической системе в целом;

распад советский союз мировой

ряд техногенных катастроф (авиакатастрофы, чернобыльская авария, крушение "Адмирала Нахимова", взрывы газа и др.) и сокрытие информации о них;

неудачные попытки реформирования советской системы, приведшие к стагнации, а затем развалу экономики, что повлекло за собой развал политической системы (экономическая реформа 1965 года);

инициированное американским правительством снижение мировых цен на нефть, пошатнувшее экономику СССР (Е. Гайдар считал этот фактор определяющим);

моноцентризм принятия решений (только в Москве), что приводило к неэффективности и потере времени;

афганская война, холодная война, непрекращающаяся финансовая помощь странам соцлагеря, развитие ВПК в ущерб другим сферам экономики разоряли бюджет.

Распад такой великой державы не мог пройти незаметно. Поскольку Советский Союз, жил и развивался как единый организм, отделившиеся части уносили с собой жизненно важные для страны объекты. Макаркин А. Геополитические последствия распада СССР / А. Макаркин // Голос России. - 12. 12.2011. - [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //rus.ruvr.ru/2011/12/12/62080167.html

Можно назвать лишь некоторые последствия распада для СССР:

утрачено более 5 млн. км 2 территории (СССР);

потеряны крупные порты на Балтийском и Черном морях;

в ресурсном отношении потеряны шельфы морей: Черного, Каспийского, Балтийского;

потеряны прямые сухопутные выходы к Центральной и Западной Европе;

появление на новых рубежах России ряда экономически слабых стран - бывших советских республик, для которых она, как в свое время СССР, вынуждена в тяжелых условиях оставаться "донором";

на юге Россия практически выполняет роль защитника Европы от исламского фундаментализма, что привело к ее участию, например, в военной конфронтации в Таджикистане;

на востоке Россия имеет крайне малочисленное население (всего 8 млн. человек живет на Дальнем Востоке) при экономической слабости региона, что способствует китайской и вьетнамской эмиграции, оцениваемой специалистами цифрами от 150-200 тыс. до 500 тыс. чел. и даже 2 млн.;

российская территория оказалась "отодвинутой" на север и восток.

Прибалтийским государствам (Литва, Латвия, Эстония) отошли самые современные порты, атомная станция, многие высокотехнологичные производства.

Самостоятельными стали Украина и Молдавия и были разорваны веками устоявшиеся хозяйственные связи, объединявшую: угольную, промышленную, металлургическую, транспортную и продовольственную систему.

Остались заграницей традиционные места отдыха в Крыму и Закавказье (Грузия, Армения, Азербайджан).

Гордость Советского Союза - космодром "Байконур" стал принадлежать Казахстану.

Получили независимость хлопковые плантации и месторождения стратегического сырья в средней Азии (Туркмения, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия), но вместе с тем все границы страны были открыты настежь.

Таким образом, распад (развал) СССР и образование СНГ - событие, которое сравнимо с природной катастрофой, но которое по своим последствиям сложилось куда трагичнее.

Распад Советского Союза кардинально изменил не только Россию и пост советское пространство, но и конфигурацию всего мирового сообщества.

9 декабря 1991 года, мы проснулись в другой стране, разломы шли не только по земле, но и по судьбам нации и народов, каждая отделившаяся страна должна была выживать в одиночку, и Россия тоже. В результате подписания Беловежских соглашений были разорваны все существовавшие связи. Для российского же народа оно стало настоящей драмой. Разрыв этих связей сказался на жизни людей в постсоветском пространстве. Десятки миллионов наших сограждан и соотечественников оказались за пределами российской территории. Резко обострились национальные отношения, что привело к межэтническим столкновениям почти во всех союзных республиках.

История образования СССР

В ходе гражданской войны сложились 2 формы национальной государственности: 1-я, федерация, основанная на автономии, и 2-я, федерация, основанная на конфедерации. Другая форма федерации начала складываться на основе сплочения других наций. Объединение начало происходить сперва на военной основе. В зародыше это была форма конфедерации. Но на практике же, эта конфедерация была под диктатом СССР. Сохранялась единая Коммунистическая партия, оставалась четкая централизация, через коммунистическую партию происходило полное подчинение.

Решающим политическим условия объединения было единство их политического строя - в результате революции во всех республиках была установлена диктатура пролетариата. Переход к нэпу усилил объективную потребность к объединению республик. Сталин в это время был Наркомом по делам национальностей, и он был сторонником объединения на основе автономий, т.к. при этом была возможность полного контролирования всей территории. На 10-ом съезде партии Сталин выступил с докладом. Он говорил о потребности преодолеть социально - культурное и экономическое неравенство народов. Он считал, что шовинизм и местный национализм представляет собой одинаковую опасность для коммунистического интернационализма. Доклад сильно критиковался. На этом же 10 - м съезде, Сталин предложил покончить с национальным вопросом навсегда и предложил административный передел России.

Изменение границ происходило не очень гладко. При рассмотрении вопросов экономического районирования страны, национальные вопросы в расчет не брались. Часть партийных деятелей, в том числе и И.В.Сталин, изначально считали создание независимых национальных республик решением чисто временных, политических задач.

В образовании СССР большую роль сыграла ЗСФСР. Для всех россиян было важно хозяйственное объединение всех трёх закавказских республик. Это объединение вызвало горячий спор. Основной вопрос спора был - принципы нэпа и создание (объединение) государств. Спор был еще и в том, что применимы ли принципы нэпа к объединению всех республик. Нэп требовал воссоздания государственного единства на основе конфедерации. Было организованно единое управление железными дорогами Закавказья.

Но большевики недооценили национальный вопрос. Началась политика форсированного сближения, объединения национальностей. В июле 1922 года был предложен проект ФСССРЗ. При этом основные полномочия оставались в руках республик. Это был союз на основе конфедераций. Этим был очень недоволен Орджоникидзе. Сталин, как и Орджоникидзе, был сторонником жесткой централизации.

В конце августа Сталин предложил проект, в котором предлагал "...приспособить форму взаимоотношений между центрами и окраинами к фактическим взаимоотношениям, в силу которых окраины во всем безусловно должны подчиняться центру...".

Но поддержка сталинского проекта была весьма относительной. Только ЦК Армении и Азербайджана высказались за него без особых оговорок. ЦК КП Белоруссии отдавал предпочтение сохранению договорных отношений. ЦК КП Грузии 15 сентября вообще отверг сталинский план. Из-за этого (и не только) в октябре 1922 года произошел так называемый "грузинский инцидент", когда ЦК КП Грузии коллективно подал в отставку.

Большевики редко считались с национальным вопросом и мнением людей, не согласных с генеральным курсом партии. В результате на не очень добровольной основе СССР стал состоять из 6-ти республик - РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР.

    Распад СССР

Процесс распада СССР, по сути, начинался с выхода республиканских компартий из состава КПСС. Этот процесс повлек за собой дробление ранее единой и централизованной союзной номенклатуры и сопровождался стремительным отходом от московских верхов республиканской политической элиты. Правящая национальная верхушка стремилась ликвидировать все формы подчинения центру, который не мог остановить сепаратистские тенденции. Поэтому руководство республик взяло курс на выход из СССР. Начался период "парада суверенитетов" и "войны законов".

Весной и летом 1991 г. РСФСР и другие союзные республики приняли декларацию о государственном суверенитете. На фоне общей дезинтеграции вспыхнули кровавые межнациональные конфликты в Нагорном Карабахе, Южной Осетии и других регионах Советского Союза.

К августу 1991 г. переговоры Президента СССР и представителей 9 (из 15) союзных республик закончились подготовкой компромиссного договора о создании Содружества Суверенных Государств (конфедерации с институтом весьма ограниченной президентской власти). По сути, это была последняя попытка центра предотвратить распад СССР. Однако события развивались по-другому.

В ночь на 19 августа власть попытался взять в свои руки Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в лице вице-президента СССР Г. И. Янаева, премьер-министра В. С. Павлова, министра обороны Д. Т. Язова, министра внутренних дел Б. К. Пуго и др. ГКЧП объявил о введении чрезвычайного положения, расформировании структур власти, действовавших вопреки Конституции 1977 г., приостановлении деятельности оппозиционных партий, нерушимости СССР, контроле над средствами массовой информации. Однако Президенту РСФСР Б. Н. Ельцину удалось организовать сопротивление, и 22 августа члены ГКЧП были арестованы. Ельцин приостановил деятельность КПСС на территории РСФСР, а в ноябре 1991 г. Коммунистическая партия была распущена.

После этих событий распад СССР был неизбежным. Первыми из СССР вышли Латвия, Литва и Эстония. В начале декабря 1991 г. лидеры России (Б. Н. Ельцин), Украины (Л. М. Кравчук) и Белоруссии (С. С. Шушкевич) подписали так называемые Беловежские соглашения, объявлявшие о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств, к которому 21 декабря присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан. Через четыре дня в связи с распадом СССР М. С. Горбачев подал в отставку с поста Президента.

  1. Причины распада СССР

Одним из самых значительных событий последних десяти лет был распад Советского Союза и образование на его территории 15 независимых государств. Распад такой великой державы не мог пройти незаметно для населения. В результате подписания Беловежских соглашений были разорваны все существовавшие связи между союзными республиками. Прежде всего разрыв этих связей сказался на жизни людей в постсоветском пространстве. Резко обострились национальные отношения, что привело к межэтническим столкновеним почти во всех союзных республиках. Также идёт обострение социальных последствий политического и экономического кризиса, наблюдается резкий рост национализма, дискриминации русскоязычного населения и русского языка в республиках бывшего Советского Союза. Все эти последствия распада СССР повергли в отчаяние миллионы людей и привели к резкой дифференциации общества на бедных и богатых, беспрецедентному росту потока беженцев.

Все это породило острейшую кризисную ситуацию, привело к резкому усилению социальной и политической напряженности в обществе и представляет собой своего рода “бомбу замедленного действия”.

С сентября 1991 г. прежнего Советского Союза уже не существовало. Латвия, Литва и Эстония стали полностью независимыми государствами, их официально признали Россия и некоторые другие стра­ны. Грузия, Армения, Украина и Молдова также стреми­лись проводить полностью независимый курс.

В отличие от Западной Европы, где нарастали интег­рационные процессы, восточноевропейские государства оказались подвержены влиянию центробежных сил. Кру­шение коммунистической системы вызвало взрыв сепара­тистских тенденций в агонизировавшем Советском Союзе. Повторилась, только в еще более ярко выраженном вари­анте, ситуация 1917 года, когда крах центральных политиче­ских институтов, властных структур, господствовавшей идеологии привел к возникновению новых центров влас­ти, формировавшихся на окраинах империи на национа­листической основе. В 1991 г. для распада коммунисти­ческой «империи» оказались гораздо более благоприятные условия, объективно подготовленные самими боль­шевиками еще при создании СССР: в советской идеологии была заложена идея о праве наций на самооп­ределение вплоть до отделения; государственное устрой­ство основывалось на формально добровольном, но за­фиксированном в Конституции договорном объединении «союзных» государств, созданных на базе крупных наций; территориально-государственное размежевание, хотя про­водилось волевыми решениями и не следовало строго на­циональному принципу, но имело в своей основе имен­но его; республиканские органы управления, мало отли­чавшиеся по своим реальным полномочиям от органов управления крупными областями РСФСР, имели, тем не менее, все атрибуты государственных органов власти, включая выборные органы - Советы, исполнительную власть в лице министерских структур и т. д. С крушени­ем КПСС, запретом ее структур, бывших в СССР реаль­ными носителями государственной власти, которым под­чинялись все остальные институты государства, исчез по­литический центр, объединявший властные структуры СССР. Съезд народных депутатов СССР, формировав­шийся преимущественно на базе того же номенклатурно-партийного механизма, не мог выполнить той цемен­тирующей роли для Советского Союза, которую выпол­няла Коммунистическая партия: в отличие от нее съезд был лишь надстройкой, у которой не было рычагов влас­ти на местах. Не мог выполнить этой роли и президент СССР, избранный все тем же съездом. К тому же оба властных института оказались полностью дискредитиро­ванными как ходом перестройки и бесконечными прова­лами во всех сферах жизни, так и конкретной политиче­ской ситуацией, связанной с путчем ГКЧП, продемонст­рировав свою беспомощность либо сочувствие путчистам. Мина замедленного - на десятилетия - действия, за­ложенная под российскую государственность при созда­нии СССР, должна была взорваться. И она взорвалась, как только исчез скрепляющий каркас - безраздельная власть коммунистической идеологии с ее «пролетар­ским», «советским интернационализмом», - и несущая конструкция этой идеологии - властные структуры в лице Коммунистической партии. Вакуум, образовавшийся с ослаблением влияния коммунистических идей в по­следние годы перестройки, был уже существенно запол­нен националистическими идеями, облекавшимися сна­чала в форму экономического суверенитета и перерастав­шими в лозунги государственной независимости.

Центростремительные силы, объективно основанные на многовековой общности большинства территорий бывшей Российской империи, закрепленной мощными интеграционными процессами в советское время, в кон­кретной общественно-политической и экономической ситуации рубежа 80-90-х гг. оказались крайне ослаблены. Распад в условиях кризиса экономических связей, круше­ние властных структур, единой государственной идеоло­гии, утрата общегосударственных ценностей, утрата обще­ственным сознанием четких ориентиров, растерянность широких слоев населения в критической ситуации - все это стало благодатной почвой для действий политических сил, заинтересованных в крушении СССР как единого государства.

В обществе не оказалось влиятельных сил, способных сохранить СССР. К тому же сама идея была дискредити­рована провалившимся выступлением ГКЧП. После его поражения распад СССР, начавшийся еще в конце 80-х гг., принял лавинообразный характер. Республикан­ские органы власти были заинтересованы в кардиналь­ном перераспределении властных полномочий в свою пользу еще задолго до осени 1991 г. За ними стояли ин­тересы местных политических элит как новых, подняв­шихся на волне перестройки, так и старых, партийно-но­менклатурных. После подавления путча и те и другие ис­пользовали лозунг национальной независимости, одни - чтобы получить власть, другие - чтобы сохранить ее. Ни тех, ни других не интересовали объективные интере­сы народов своих республик, опасность резкого обостре­ния экономического кризиса с распадом СССР, падение уровня жизни населения, неизбежность обострения на­циональных конфликтов вплоть до гражданской воины и региональных войн из-за взаимных территориальных претензий в связи с искусственно проведенными границами. В устранении центральных политических институ­тов, в том числе Съезда народных депутатов СССР (и Верховного Совета), президента СССР, были заин­тересованы и соответствующие республиканские струк­туры.

Последним актом политической драмы распада СССР стали события конца 1991 г. 1 декабря 1991 г. состоялся референдум о будущем Украины. В отличие от ранее про­веденного референдума, на котором большинство жителей Украины высказались за сохранение Союза ССР, резуль­татом данного референдума стала поддержка идеи незави­симости. Тем самым позиция украинского руководства получила правовую основу, а выход из СССР крупнейшей республики стал толчком к его окончательному распаду. Лихорадочные попытки президента М. С. Горбачева со­хранить объединение советских республик в какой-либо государственной форме оказались безрезультатными: вре­мя было упущено, влияние центральных органов власти оказалось утраченным. Президент Украины Л. Кравчук за­явил, что Украина будет заключать политические союзы с республиками-государствами, но не войдет в союз, где над государствами будет еще центральный управляющий орган. Союзный договор 1922 г. был денонсирован пар­ламентом Украины. Позиция других республик не была единой. Развал Союза ССР довершили Беловежские со­ глашения. 8 декабря 1991 г. руководители трех славян­ских республик - России, Украины и Белоруссии, яв­лявшихся государствами-учредителями СССР, конста­тировали, что Союз ССР как «субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое су­ществование». Одновременно было согласовано совмест­ное заявление об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ). Уже через несколько дней руководите­ли Казахстана и других республик Средней Азии заявили о своей готовности присоединиться к новому Содружеству на основах, разработанных тремя славянскими республи­ками. Президент СССР Горбачев выступил с предложени­ем участвовать в формировании нового межгосударствен­ного объединения, но главы бывших союзных республик практически единогласно отказались от этого предложения. 21 декабря 1991 г. на встрече в Алма-Ате 11 бывших республик СССР заявили о создании Содружества Неза­ висимых Государств с координирующими функциями и без каких-либо совместных законодательных, исполни­тельных или судебных органов. От участия в СНГ уклони­лись республики Прибалтики, а также Грузия. 25 декабря М. С. Горбачев в качестве президента уже не существую­щего государства выступил по телевидению, заявив о сло­жении своих полномочий.

Распад Советского Союза фактически был предопре­делен с самого начала политики перестройки и гласнос­ти. Порожденные политической демократизацией и широ­ким плюрализмом мнений могучие центробежные силы набирали обороты с каждым новым шагом на пути к обре­тению национальной независимости. Кризис коммунис­тической идеологии и КПСС как стержня единого много­национального советского государства породил жестко нигилистическое отношение к «имперскому» центру, все более усиливал размежевание в сфере экономики, кото­рая, подвергаясь горбачевским реформаторским экспе­риментам, все более погружалась в пропасть всеобъем­лющего структурного кризиса.

Значение распада СССР. Значение столь масштабных событий определяется временем. С момента распада СССР прошло всего 10 лет, историки и политики, граждане государств, возникших на месте СССР, находятся во власти эмоций и еще не готовы к взвешенным, обоснованным выводам. Отметим поэтому очевидное: распад СССР привел к возникновению независимых суверенных государств; коренным образом изменилась геополитическая ситуация в Европе и во всем мире; разрыв хозяйственных связей стал одной из главных причин глубокого экономического кризиса в России и других странах - наследниках СССР; возникли серьезные проблемы, связанные с судьбой русских, оставшихся за пределами России, национальных меньшинств в целом.

Становление новой российской государственности. Процесс становления новой российской государственности начался принятием Верховным Советом РСФСР Декларации о суверенитете России (1990) и выборами первого российского президента (12 июня 1991). С распадом СССР (декабрь 1991) статус Российской Федерации как независимого суверенного государства стал юридической и фактической реальностью. Период становления российской государственности завершился 12 декабря 1993 г., когда на всенародном референдуме была принята Конституция Российской Федерации и окончательно демонтирована советская политическая система. Рождение современного Российского государства было драматическим, крайне болезненным и сложным процессом.

Таким образом, российская государственность в начале 90-х гг. начала приобретать все более определенные формы, однако предстоит еще весьма длительный процесс завершения становления нового государства. С другой стороны, по-видимому, происшедшие с момента начала перестройки преобразования столь глубоки, что приобрели необратимый характер. Тем самым, в конце ХХ в. Россия вступила в новый этап развития государственности.

  1. Последствия распада СССР

Анализировать их крайне сложно. Объективных данных - экономических, демографических, социологических и т. п. - мало, либо они неполны. Дискуссия носит преимущественно эмоциональный и политизированный характер. Любая попытка сколько-нибудь объективного анализа немедленно получает ярлык "империализма", "национализма", "шовинизма", "предательства национальных интересов" и т. д. Ситуация усугубляется тем, что у власти в большинстве новых независимых государств, созданных на территории бывшего СССР, стоят представители политических группировок, способствовавших распаду СССР и, следовательно, заинтересованных в оправдании своих действий.

Тем не менее, попытаемся обозначить некоторые последствия распада СССР. Они, с одной стороны, неоднозначны, а с другой - не всегда очевидны, имеют долгосрочный и латентный характер.

    1. Экономические последствия

В экономической области распад СССР привел к развалу большей части традиционных связей между хозяйственными субъектами в бывших республиках и резкому сокращению производства. Разрушение этих связей было также предопределено различиями в сроках, глубине и масштабности рыночных преобразований, изменении структуры цен и т. п. в постсоветских государствах. Резко возросла экономическая и социальная цена реформ в экономике для всех государств.

Отделение среднеазиатских республик устранило один из традиционных рисков ускоренной модернизации: аграрное перенаселение на фоне постиндустриальной невозможности использования избыточных трудовых ресурсов.

Распад СССР значительно уменьшил как в России, так и в других государствах СНГ возможности для экономического маневра финансовыми, производственными, природными и другими ресурсами вследствие обособления экономик и повсеместного экономического кризиса.

В этой ситуации Россия проиграла меньше других в силу сравнительной мощи и диверсифицированности своей экономики, а главное - относительной самодостаточности ее экономического потенциала. "Освобождение" России от, как правило, менее подготовленных к введению рыночных отношений республик, возможно, несколько облегчило ее переход к этим отношениям (мы не даем оценок стратегии этого перехода).

Россия в ряде отношений выиграла как от того, что постепенно отпала необходимость субсидировать бывшие советские республики, так и от изменения структуры цен.

Вместе с тем накопление крупного - и имеющего тенденцию к безвозмездности - долга за российские энергоресурсы и иную продукцию со стороны Украины и некоторых других республик показывает, что Россия в ряде отношений продолжает играть роль донора на бывшем советском пространстве без особых экономических или политических выгод для себя.

Менее гарантированным стал доступ России к внешним рынкам потребителей ее энергоресурсов. Осложнилась ситуация с доступом к морским портам.

Государственная территория сократилась на четверть, население - на половину. Обострилась проблема неразвитости инфраструктуры, в особенности в новых приграничных областях страны. Увеличилась разность ресурсного и воспроизводственного потенциалов. Первый оценивается в 27 трлн. долларов, в несколько раз превосходя потенциал США. Второй - на 87% ниже американского (по объему ВВП 1995 г.).

На несколько лет стал затрудненным доступ на рынки сопредельных государств (часть из них утрачена безвозвратно), что стоило России значительных потерь в виде недополученных доходов, а также имело серьезную социальную цену из-за временной утраты возможности снабжать внутренний российский рынок относительно более дешевыми потребительскими товарами из стран бывшего СССР (например, некоторыми продовольственными товарами, в особенности сезонными овощами, фруктами и т. п.).

Большую роль сыграл и внешний фактор. Политика Запада, как это подтверждают сегодня сами его лидеры, поощряла процессы, ведущие к дезинтеграции СССР, краху его социально-политической системы.

Не вызывает сомнений, что предпосылки дезинтеграции такого сложного государственного и общественного образования, каким являлся СССР, имелись и вызревали с момента его возникновения, но объективно механизм кризиса был приведен в действие политикой перестройки. Поставленная задача преобразования унитарного государства в подлинную федерацию решалась лишь в первой ее части - разрушительной.

С первых шагов перестройки не выдержали испытания новыми условиями несущие конструкции государства: партия и ее аппарат, армия, КГБ, МВД. Все эти институты, на которых держалось унитарное, идеократическое государство, в ходе вызванной гласностью тотальной критики были парализованы, а затем и исчезли вместе с государством, которое призваны были защищать.

    1. Политические последствия

В политической сфере распад СССР положил начало долговременному процессу изменения мирового и региональных балансов сил: экономических, политических, военных. Вся система международных отношений стала менее стабильной и менее предсказуемой. Отодвинулась угроза возникновения мировой, в том числе ядерной войны, однако повысилась вероятность локальных войн и вооруженных конфликтов.

Резко уменьшились политический потенциал и влияние России по сравнению с СССР, ее способность отстаивать свои интересы. Сохранив 4/5 территории СССР, она имеет немногим более половины населения бывшего Союза, контролирует не более половины союзного валового национального продукта 1990 г. и сохранила около 60% его оборонной промышленности.

Возникла проблема меньшинств, живущих вне своих национальных отечеств. Их численность в результате процессов миграции последних десяти лет составляет около 50-55 млн. человек, в т. ч. 20-25 млн. русских. Защита их интересов методами традиционной дипломатии в долгосрочном плане практически невозможна и требует иных, комплексных стратегий.

Разорваны миллионы человеческих связей. У многих россиян и граждан стран СНГ сформировался комплекс "разделенной нации". Если начнутся процессы ужесточения режима границ между государствами, ныне официально отвергаемого Содружеством, то это может качественно усугубить чувство разделенности людей, довести его до кризисного уровня.

Распад СССР не стал законченным актом, а лишь инициировал длительный - на несколько десятилетий - процесс строительства новых независимых государств. Этот процесс неизбежно будет характеризоваться значительной нестабильностью. Некоторые государства могут оказаться нежизнеспособными и распадутся, создадут новые формирования. Нестабильность придется регулировать - желательно политическими методами.

Возникла проблема новых границ, способная вызывать обострения в отношениях между государствами, создавшимися на территории бывшего Советского Союза, где такой проблемы не существовало. Новые государства столкнулись с рядом сложных приграничных вопросов.

В международном плане распад СССР сопровождался и некоторыми позитивными переменами. Внешний мир стал меньше опасаться России по сравнению с СССР. Потенциальная возможность создания враждебного по отношению к ней окружения относительно уменьшилась.






2.Литература

    «Пособие по истории СССР» Изд. Москва 1987.

    Н. Верт «История Советского Государства».

    Ш. Мунчаев «Политическая история России».

    «Историки спорят. Тринадцать бесед» - Изд. Политиздат 1988.

  1. Колубев А.В. «Россия, век ХХ…Отечественная история» – 1992 - №4.

  2. Щетинов Ю.А. «История России XX век». Учебное пособие - М.: Агентство ФАИР, 2002

    причины и последствие его распада . Мы отмечали, что в основу регулирования межнациональных отношений в СССР был...

  3. Распад СССР (7)

    Реферат >> История

    Как начать рассматривать возможные и невозможные причины распада СССР , мне кажется, стоит обозначить события... сложить свои полномочия. 4. Последствия распада СССР :Экономические последствия : 1. В экономической области распад СССР привел к развалу большей...

"Экономические последствия распада СССР"

империя экономический распад политика


Введение


Распад СССР, оформленный в Беловежской Пуще лидерами трех республик, является одним из важнейших событий конца XX века, результатом которого стало возникновение независимых суверенных государств. Более того, изменилась коренным образом геополитическая ситуация как в Европе, так и во всем мире. Здесь же стоит отметить экономический кризис, настигнувший в связи с разрывом хозяйственных связей Россию и другие государства бывшего Союза ССР.

СССР - это могущественная империя и процесс ее распада является ни чем иным, как крушением крупной империи.

В связи с этим существует противоположное утверждение или скорее предположение о том, что все империи рушились, распадались, гибли из-за невозможности совместить сущность империи, как одновременно самораспадающейся и саморазрушающейся системы. На современном уровне это следует принимать, как исчерпанность страной своих пространственных рамок, и не понимание государством необходимости изменения направленности внешней и, прежде всего внутренней политики. По принципу аналогий здесь усматривается едва ли не главная причина распада СССР и естественно, его внутриэкономических связей, то есть всего социалистического народнохозяйственного комплекса.

В период с 1917 по 1991 гг. происходила не иначе как Великая революция, и все существование Советского государства лишь переходный период к новой российской государственности. Именно развал армии привел к развалу СССР. Есть мнение о несовпадении этнополитики и геополитики СССР.

Актуальность темы состоит в том, что многие вопросы, связанные с анализом причин и последствий распада Союза ССР, по сей день являются предметом острых дискуссий.

Целью исследования является рассмотрение глубинных предпосылок и причин распада Союза ССР, а так же экономические последствия.

Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие поставленные задачи:

Изучить события, непосредственно предшествовавшие распаду СССР;

Выявить основные предпосылки и причины падения мировой сверхдержавы;

Рассмотреть сам процесс распада СССР;

Проанализировать экономические последствия распада СССР;

Сделать выводы.

Более того необходимо уделить особое внимание международным аспектам распада СССР, поскольку международная конъюнктура сыграла довольно важную роль в событиях, являющихся предметом исследования.

Предметом реферата является совокупность теоретических и практических аспектов механизма распада СССР.


1. Социально-экономическое состояние страны


После смерти Л.И. Брежнева Генеральным секретарем ЦК КПСС в ноябре 1982 года стал Ю.В. Андропов, возглавлявший до этого Комитет государственной безопасности. С его именем связаны административные меры, меры по укреплению трудовой дисциплины, разоблачению коррупции. Однако политическая и экономическая системы оставались неизменными. Не стремился к проведению каких-либо реформ и сменивший Андропова К.У. Черненко, занимавший пост Генерального секретаря ЦК КПСС с февраля 1984 года в течение тринадцати месяцев.

После избрания в 1985 году Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачева в СССР наступает новый период, период «перестройки» и смены социально-экономической системы.

В апреле 1985 года на пленуме ЦК КПСС был провозглашен курс на «ускорение социально-экономического развития» за счет более полного использования потенциала социалистической системы - укрепления трудовой дисциплины и интенсивной эксплуатации производственных мощностей и внедрения достижений научно-технического прогресса.

В мае 1986 года было опубликовано постановление ЦК КПСС и Совета министров «О мерах по усилению борьбы с «нетрудовыми доходами». Началась кампания борьбы с «нетрудовыми доходами». Формально она направлялась против крупных дельцов теневой экономики; на практике же главными его жертвами стали кустари, мелкие торговцы, колхозники и горожане, выращивавшие фрукты и овощи на продажу.

Серьезный ущерб экономике и финансовой системе нанесла антиалкогольная кампания 1985 года, которая привела к катастрофическому росту самогоноварения и токсикомании и выбытию из товарооборота за четыре года этой кампании более 63 миллиардов рублей. Были вырублены многие виноградники, разрушены винодельческие предприятия.

В 1986 году стало ясно, что курс на ускорение оказался неэффективным и что без серьезных политических, экономических и социальных преобразований ситуацию исправить не удастся. В феврале - марте 1986 года состоялся XXVII съезд КПСС, на котором был принят ряд экономических и социальных программ, предусматривающих новую инвестиционную и структурную политику. Предусматривалось также выполнение многих долгосрочных программ, например, «Жилье - 2000» и другие.

На XXVII съезде КПСС М.С. Горбачев заявил, что принципиальным вопросом на данном этапе является вопрос о расширении гласности; без гласности нет и не может быть демократизма, политического творчества масс, их участия в употреблении.Средства массовой информации стали получать больше свободы в описании существовавших на тот момент проблем. С конца 1986 года стали публиковаться запрещенные прежде книги, на экраны выходили ранее лежавшие годами на полках фильмы.

Реформа политической системы.

Процесс «суверенизация России» привел 1 ноября 1990 года к принятию постановления об экономическом суверенитете России.

В этот период происходило образование различных партий, не имевших значительного влияния. Все они находились в оппозиции к КПСС, которая все продолжала контролировать союзные структуры власти. Однако и КПСС переживала довольно серьезный кризис. XXVIII съезд партии в июле 1990 года привел выходу из нее наиболее радикальных членов во главе с Борисом Ельциным. Численности партии в 1990 году резко снизилась - с 20 до 15 миллионов человек. Политическая обстановка в стране вышла из-под контроля. Развернулась борьба с коммунистической идеологией; особым нападкам подвергались такие понятия, как интернационализм, классовая борьба, пролетарская солидарность, дружба народов. При этом националисты во всех республиках СССР на основе исторических построений и искажений экономических расчетов стремились к сепаратизму, доказать, что они нации живут за счет других.

В условиях такого многонационального государства, как СССР, эта пропаганда носила деструктивный характер, способствовала формированию в обществе сознания необходимости и неизбежности развала государства. Главную роль в этом пропаганде играла националистически настроенная интеллигенция, которая, по сути, была идеологом и рупором националистической партийной элиты и представителем уголовно - теневой экономики. Все они стремились к власти, к достижению своих узкогрупповых интересов и были против крепкой центральной власти, которая мешала им в достижении их целей. Разжигались межнациональные конфликты, которые в конце 1980-х - начале 1990-х годов прокатились по стране (в Казахстане, Азербайджане, Армении, Узбекистане, Киргизии, Грузии, Молдавии, Крыму и других республиках). Именно эти конфликты способствовали развалу государства, и из партийных функционеров и представителей националистической интеллигенции вышли лидеры, впоследствии ставшие главами новых государств, созданных на развалинах СССР.

В течение 1990-1991 годов прошел так называемый «парад суверенитетов», в ходе которого все союзные (в том числе и РСФСР) и многие из автономных республик приняли декларации о суверенитете, в которых оспаривали приоритет общесоюзных законов над республиками, что начало так называемую «войну законов».

Руководство союзных республик, краев и областей видело путь к улучшению в децентрализации управления, в предоставлении еще больших прав и экономических возможностей регионам в решении на местах экономических и социальных проблем. При этом их требования выразились в движении за оставление в распоряжении регионов большей по сравнению с прежним периодом доли созданного там национального дохода. Естественно, это вело к уменьшению доли, поступающий в централизованные фонды государства.

Все вышеперечисленное нашло отражение и в борьбе союзного и республиканских парламентов. Пришедшие на гребне волны демократического движения в Верховный Совет экономически неквалифицированные депутаты вместо поиска путей выхода их кризисной ситуации, создания законодательной базы для улучшения экономической обстановки в стране, усиления депутатского контроля за формированием и использованием правительством бюджетных средств занимались разрушительной политической деятельностью, направленной на противостояние центра и регионов.

Таким образом, призывы к более быстрым, радикальным реформам в политике и экономике способствовали усилению кризисных явлений в экономике и политическом кризисе в Азербайджане, Армении, Грузии, Литве, сопровождавшимися массовыми выступлениями населения и кровавыми столкновениями. Народные фронты прибалтийских республик поставили вопрос о выходе из состава Союза ССР и начали процесс преобразования их в независимые государства. К 1991 году о независимости объявил Верховный Совет Грузии.


2. Некоторые особенности внутренней и внешней политики СССР в конце 1980-х- начале 1990-х годов - содержание и важнейшие результаты


марта 1991 года по решению IV съезда Советов народных депутатов СССР было проведено всенародное голосование - референдум - о сохранении СССР. 76,43% проголосовавших высказывались за сохранение СССР. В этих условиях руководство СССР приняло решение о подготовке нового союзного договора, в котором должно было найти свое отражение расширение прав союзных республик. На основе концепции референдума предполагалось заключение нового союза - Союза Суверенных государств.

Однако в августе 1991 года, накануне подписания нового договора, группа лиц из высшего состава руководства страны - Г. Янаев, О. Бакланов, В. Крючков, В. Павлов, Д. Язов и другие - воспользовавшись отсутствие М.С. Горбачева, пребывавшего в отпуске, ввела в стране чрезвычайное положение и объявила о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению, пытаясь отстранить от власти Президента СССР М.С. Горбачева и тем самым не допустить, по их мнению, развала СССР путем подписания нового союзного договора. Сопротивление ГКЧП возглавило политическое руководство РСФСР - Б.Н. Ельцин, А.В. Руцкой, Р.И. Хасбулатов.

Провал путча ускорил сам процесс развала СССР. В начале сентября руководство СССР призвало независимость Латвии, Литвы и Эстонии.

ноября 1991 года указом президента Б.Н. Ельцина деятельность КПСС и Коммунистической партии РСФСР была прекращена.

декабря 1991 года в Беловежской Пуще президенты России, Украины и Белоруссии Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук и С.С. Шушкевич подписали Соглашение о прекращении существования СССР («Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование») Соглашение о создании Содружества Независимых Государств / Ведомости СНД и ВС РСФСР. 19.12.1991. № 51. ст. 1798. и образовали Содружество Независимых Государств. Это соглашение было ратифицировано Верховным советом РСФСР 12 декабря 1991 года.

На основе бывших союзных республик были образованы самостоятельные независимые государства. 25 декабря 1991 года М.С. Горбачев сложил с себя полномочия президента. Советский союз прекратил свое более чем 70-летнее существование. Распад СССР привел к ликвидации баланса сил двух мировых сверхдержав - СССР и США.

Международные аспекты распада СССР

Большинство отечественных и западных исследователей рассматривают причины и последствия распада СССР в контексте «холодной войны». Отметим, что этот термин был впервые употреблен Б.Барухом - американским финансистом, советником президента США - в ходе дебатов на конгрессе в 1947 году.

Именно противостояние двух мировых сверхдержав и определяло все развитие мира после 1945 года.

Здесь нельзя не напомнить, что Россия, а затем СССР, в двух мировых войнах понесли колоссальные людские, экономические и территориальные потери. Что же касается США, то они из Второй, как и из Первой мировой войны, вышли с наименьшими из всех участвующих стран потерями; более того, за счет поставок того же оружия сумели неплохо заработать во время Второй мировой. Это вызвало немыслимый подъем их экономики и помогло преодолеть последствия «великой депрессии» 1929 - 1933 годов Наумов Н.В. Международные аспекты распада СССР.

Экономические и социальные последствия, вызванные «холодной войной», в СССР и США значительно различались. Если на военные цели в этот период США израсходовали в среднем около 6 процентов их национального дохода, на поддержание необходимого военного потенциала НАТО - около 30%, то доля СССР в военных расходах стран Варшавского договора - ОВД - составляла 80% Там же.. Таким образом, США, более богатая держава, израсходовала средств на военные цели меньше, чем СССР.

СССР выдерживал противостояние с экономически мощным США в течение более 40 лет, главным образом, за счет милитаризации своей экономики и поддержанию низкого жизненного уровня населения (по сравнению со стандартами развитых индустриальных стран). В конечном счете, к концу семидесятых общая экономическая отсталость СССР привела к качественному ухудшению советского военно-технического потенциала, а это в свою очередь привело к ослаблению уже международных позиций СССР.

Экономическое отставание отрицательно сказывалось и на внутреннем социально-экономическом развитии СССР и его союзников.

В ходе «перестройки» руководство СССР, предпринявшее попытку применить методы повышения эффективности экономики («ускорение социально - экономического развития»), пришло к выводу, что выход на мировой уровень невозможен без ее интеграции в мировую экономику, а это, в свою очередь, требовало радикальных изменений, причем не только форм хозяйствования, но и всей государственно-политической системы СССР. Советское руководство это понимало и в 1987 - 1991 годах предприняло попытку сохранить СССР как великую мировую державу посредством проведения политики нового мышления. Но возможным это могло бы стать только при глобальной перестройке всей системы международных отношений, что, само по себе, практически нереально.

Международные последствия распада СССР также рассматриваются по-разному. Большинство исследователей оценивают эти последствия как глобальные. По мнению одних, крушение СССР есть геополитическая катастрофа, выходящая за пределы понятия «система международных отношений»; другие считают, что развал СССР можно рассматривать как конец системы международных отношений, сложившихся после Второй мировой войны, как перевод от биполярного к многополюсному миру.

Территория бывшего СССР стала районом нестабильности и локальных вооруженных конфликтов. Распад СССР можно квалифицировать как развал некогда существовавшего единого международного правового пространства.

Что же касается современности, то независимые государства, которые возникли на территории бывшего Советского Союза, до сих пор не нашли формы эффективного политического и экономического сотрудничества, хотя СНГ существует, но нет никакой уверенности в том, что дезинтеграция остановится. Именно по этой причине для бывших республик СССР остро стоит вопрос о своем месте в новом мире, перед ними задача суметь занять свою нишу в системе новых международных отношений.

Последствия распада СССР

В 1987 году принята экономическая реформа. Главная ее идея переход от административных методов к экономическим. Упразднялись министерства и ведомства, расширялась самостоятельность предприятий, усилилась нехватка продовольствия и товаров, плановые задания в народном хозяйстве не выполнялись, из чего следовал бюджетный дефицит и сокращение экспорта нефти, принимались законодательные акты, цель которого - совершенствование управления экономикой. Политика, начало которой положил этот съезд, получила название «перестройка«. Она означала осуществляемый сверху переход к демократизации политического строя и допуску рыночных отношений в экономике. Это выражалось, прежде всего, в снижении роли КПСС в общественной жизни, в возрождении парламентаризма, гласности, в ослаблении централизованного руководства экономикой, в повышении прав и ответственности региональных органов власти. Все эти действия руководства страны имели положительную направленность, и в этом несомненная историческая заслуга М.С. Горбачева. По сути это означало, что осуществлялся вариант реформирования экономики, когда при регулирующей роли государства должно было происходить постепенное разгосударствление части общественной собственности и внедрение в экономику рыночных отношений.

В ноябре 1986 года был принял Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», разрешающий индивидуальное предпринимательство в сфере производства товаров народного потребления и бытового обслуживания. В 1987 году Совет министров СССР принял постановление «О создании кооперативов по производству товаров народного потребления», разрешившее создание совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран.

С 1987 года началась разработка глубокой экономической реформы. В этой работе участвовали видные советские экономисты.

В этом же году был принят Закон «О государственном предприятии (объединении)», который предусматривал переход предприятий на хозрасчет и самофинансирование. Продукция, произведенная после выполнения госзаказа, могла реализовываться по свободных ценам. Сокращалось количество министерств и ведомств, хозрасчет внедрялся во все отрасли народного хозяйства. Однако предоставление трудовым коллективам государственных предприятий права выбора директоров и предоставление предприятиям полномочий регулировать заработную плату привели к зависимости директоров предприятий от решений трудовых коллективов и повышении заработной платы, не обеспеченной наличием на потребительском рынке соответствующего объема товаров.

Наметившаяся децентрализация производства дала определенные положительные результаты. В 1986 году показатели советской экономики несколько возросли, в том числе в сельском хозяйстве. В значительной степени это определялось ростом инвестиций, что, однако, сопровождалось увеличением бюджетного дефицита, который в 1985 году составил 18 миллиардов рублей, а уже в 1986 году увеличился почти втрое Там же. - с. 565. Дефицит отчасти был вызван сокращением валютных поступлений, продолжавшейся Афганской войной, чернобыльской трагедией 1986 года и потерями от антиалкогольной кампании. Так как бюджетный дефицит финансировался за счет денежной эмиссии, то его рост приводил к увеличению дефицита на потребительском рынке. С прилавков исчезало самое необходимое, в магазины не поступали даже мыло, сахар и табачные изделия. Повсюду вновь вводились талоны и карточки покупателя.

В мае 1988 года был принят Закон СССР «О кооперации в СССР», разрешивший кооперативам заниматься любыми, не запрещенными законом видами деятельности, в том числе торговлей, и существенно расширивший возможности кооперации.

В 1989 - 1990 годах экономическая ситуация быстро ухудшалась. Старая административная система управления рушилась, новая, рыночная, не создавалась из-за нерешительности властей. Правительство было вынуждено прибегнуть к иностранным займам. Государственный долг к 1990 году более чем вдвое превысил уровень 1985 года. Летом 1990 года было принято постановление «О концепции перехода к регулируемой экономике». Разрабатывались антикризисные программы. Одна из них - «Программа 500 дней», разработанная С.С. Шаталиным и Г.А. Явлинским, которая предусматривала перевод предприятий на аренду и приватизацию. Для реализации была выбрана программа, разработанная под руководством директора Института экономики АН СССР Л.И. Абалкина, которая предусматривала сохранение государственного сектора в экономике более длительное время.

В январе 1991 года правительство в трехдневный срок осуществило обмен 100- и 50-рублевых купюр на купюры нового образца. Суммы обмена были жестко ограниченны. Формально это мера направлялась против дельцов теневого бизнеса, на практике из обращения было изъято всего лишь 5% той суммы, которая считалась избыточной. В апреле 1991 года были вдвое повышены все государственные цены (в торговле, на транспорте, бытовом обслуживании и т.д.). Механическое повышение цен, не сопровождавшееся реформой ценообразования, также не оздоровило экономику, а лишь усилило инфляцию.

На пути к расширению рынка:

Реорганизация банковской системы;

Принят Закон «Об общих началах предпринимательства СССР»;

Произошли изменения в сельскохозяйственном производстве. Сельскохозяйственное производство разделилось на фермерские и крестьянские хозяйства. В 1990 г. в фермерском хозяйстве производился 1% всей продукции сельского хозяйства.

Негосударственный сектор получал все большее распространение в экономике.

Экономическая реформа не улучшила положение дел в народном хозяйстве. В 1989-90 гг. Резко падают темпы роста производства промышленной продукции, зато поднялся дефицит госбюджета, росла безработица. В 1990 г. Было 6 млн. безработных человек.Не меньшую угрозу таили экономические составляющие Беловежского акта. Внезапная, без какой-либо предварительной подготовки, ликвидация Союза привела к дезинтеграции единой и слаженно функционировавшей экономики. Это не только послужило толчком к разрушению государства, но и стало главной причиной резкого падения производства на всех бывших советских территориях, которое в 1990-е годы сократилось почти вдвое, что в свою очередь способствовало обнищанию населения и распространению сопутствующих бедности социальных патологий, оставшихся «главным фактом» российской жизни и в начале XXI века.

Ещё более важные последствия имела экономическая мотивация, лежавшая в основе поведения элит, поддержавших в 1991 году Ельцина. Как писал тринадцать лет спустя одни из бывших сторонников Ельцина, «почти все происходившее в России после 1991 года в значительной мере бывшего СССР». У этого явления также были печальные исторические прецеденты. Дважды в российской истории ХХ века основные богатства нации подвергались крупномасштабной конфискации: в 1917-1918 годах, когда в ходе революции была национализирована земельная, промышленная и прочая собственность помещиков и буржуазии, и в 1929-1933 годах, когда сталинская коллективизация лишила собственности 25 миллионов крестьян. И в обоих случаях последствия продолжали терзать страну ещё долгие годы.

Советские элиты присвоили себе огромные богатства страны, которые десятилетиями определялись законом и идеологией как «собственность всего народа», нимало не заботясь при этом ни о формальной процедуре, ни об общественном мнении. Для того чтобы сохранить господствующее положение, а также в целях личного обогащения, они нуждались в самых ценных кусках государственной собственности, которые распределялись бы «сверху», без участия законодательных органов или представителей общественности. И они получили желаемое - сначала самостоятельно, путем «стихийной приватизации», а затем, после 1991 года, приватизации», а затем, после 1991 года, с помощью президентских указов Ельцина. В итоге над приватизацией также с самого начала нависла тень двойной не легитимности: в глазах закона, и в глазах населения.


Заключение


В заключении можно сделать следующие выводы.

Конец XX века ознаменован таким событием, как падение мировой сверхдержавы - Союза ССР. Причин и предпосылок этого события было предостаточно.

С середины восьмидесятых годов началась «перестройка» не столько политической системы, но и как экономической жизни советского общества, были проведены некоторые демократические преобразования, результатом которых стала ликвидация монополии Коммунистической партии Советского союза на власть, переход к многопартийности.

Все понимали, что нужно переходить к расширению рыночных отношений.

На пути к расширению рынка:

Разрешена индивидуальная трудовая деятельность;

Создание кооперативов по производству нескольких видов товаров;

Предприятия могут продавать самостоятельно сверхплановую продукцию;

Реорганизация банковской системы.

На сегодняшний день, спустя уже более 20 лет после вышеописанных событий, не утихают споры о причинах и последствия прекращения существования данного государства, о возможных путях решения существовавших проблем и о иной возможной судьбе Союза ССР. Эта тема сохраняет свою актуальность и по сей день, поскольку многие материалы и акты советской власти были засекречены и только сейчас, в последние 2-3 года, стали доступны для ознакомления обычным гражданам, и только сейчас появляется возможность ответить на ряд вопросов, на которые, как казалось, ответа уже не найти.

Список использованной литературы


Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики / Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 2. Ст. 22.

Соглашение о создании Содружества Независимых Государств / Ведомости СНД и ВС РСФСР. 19.12.1991. № 51. Ст. 1798.

Актуальные проблемы новейшей истории России. -Армавир, 2010.

Баталов Э. Перестройка и судьба России. //ОНС. - 2012. - №2.

Исаев И.А. История государства и права России: учеб. -М.: Проспект, 2010. - 800с.

Колубев А.В. Россия, век ХХ. //Отечественная история. -1992. - №4.

Коэн Стивен. Можно ли было реформировать советскую систему // Свобода мысли. -2012. -№1. С. 136-162.

Коэн Стивен. Почему распался СССР? // Свободная мысль. -2011. -№9-10. С. 179-189

Наумов Н.В. Международные аспекты распада СССР. Выборы в России. // Научный журнал. Выпуск 1, 2000.

Саква Р. Конец эпохи революций 1989-1991 годов. //Полис. - 2010. - №5.

Стельмах В.Г. продуктивный взгляд на причины распада СССР // ОНС. -2011. -№1. С. 106-125.

Тихонов А.И. История отечественного государства и права. -М., 2013.

Торутин У.К. Развал Союза. Был ли неизбежен распад СССР? // Свободная мысль.-2012. -№1.С.163-177

Фортунатов В.В. История отечественного государства и права (документы, таблицы, словарь). Учебное пособие. - М., 2010.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Как происходил распад СССР? Причины и последствия этого события до сих пор интересуют историков и политологов. Интересно оно тем, что до сих пор не все понятно о ситуации, которая сложилась в начале 1990-х годов. Сейчас многие жители СНГ хотели бы вернуть те времена и снова объединиться в одно из самых могущественных государств мира. Так почему же тогда люди перестали верить в счастливое будущее вместе? Это один из самых важных вопросов, который сегодня интересует многих

Событие, которое произошло в конце декабря 1991 года, повлекло за собой создание 15 самостоятельных государств. Причины заключаются в экономическом кризисе страны и в недоверии простого советского народа к власти, какую бы партию она ни представляла. Исходя из этого, распад СССР, причины и последствия данного события связывают с тем, что Верховный Совет после самоотвода президента государства Горбачева М.С. принял решение прекратить существование страны, которая победила в двух войнах.

В настоящее время историки выделяют лишь несколько причин развала СССР. Среди основных версий можно выделить следующие:

Слишком жесткий политический строй в стране, который запрещал многие вольности народу в сфере религии, цензуры, коммерции и т.д.;

Не совсем удачные попытки правительства Горбачева перестроить политическую систему Советского Союза за счет реформ, которые привели к экономическому и ;

Отсутствие власти у регионов, потому что практически все важные решения принимала Москва (даже касаемо тех вопросов, которые входили целиком и полностью в компетенцию регионов);

Война в Афганистане, холодная война против США, постоянная финансовая поддержка других социалистических государств, несмотря на то, что некоторые сферы жизни требовали существенных реконструкций.

Причины и последствия привлекли к тому, что того времени перенесся и на новые 15 государств. Так что, может быть, и не стоило спешить с распадом. Ведь данная декларация существенно не изменила ситуацию у народа. Может, через несколько лет и Советский Союз мог бы выровняться и спокойно продолжить свое развитие?

Возможно, причины и последствия распада СССР также связаны с тем, что некоторые государства испугались новой формы власти, когда в парламент прошло много либералов и националистов, и сами вышли из Среди этих стран были следующие: Латвия, Литва, Эстония, Грузия, Армения и Молдавия. Скорее всего, именно они подали отличный пример остальным республикам, и те еще больше стали желать отсоединения. А если бы эти шесть государств немного подождали? Может быть, тогда получилось бы сохранить целостность границ и политического строя Советского Союза.

Распад СССР, причины и последствия данного события сопровождались различными политическими съездами и референдумами, которые, к сожалению, не принесли желаемого результата. Поэтому в конце 1991 года уже практически никто не верил в будущее самой большой страны во всем мире.

Наиболее известными последствиями развала Советского Союза считают такие:

Моментальное преобразование Российской Федерации, где Ельцин сразу же провел несколько экономических и политических реформ;

Произошло множество межнациональных войн (в основном эти события происходили на Кавказских территориях);

Разделение Черноморского флота, распад Вооруженных сил государства и деление территорий, которое происходило между еще недавно дружескими нациями.

Каждый должен сам решить для себя, правильно ли поступили мы в 1991 году, или нужно было немного подождать и позволить стране оправиться от многочисленных проблем и продолжить свое счастливое существование.