Дебетовые

Валютное регулирование и валютный контроль вэд. Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности россии Роль Центрального банка Российской Федерации в валютном регулировании

Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется в соответствии с Законом РФ от 9 октября 1992 г. "О валютном регулировании и валютном контроле" (с изменениями и дополнениями).

Названный Закон определяет статус субъектов валютных правоотношений и делит их на две группы: резиденты и нерезиденты. Законом определены правовой режим объектов валютных правоотношений, под которыми понимаются валюта РФ, ценные бумаги в валюте РФ, иностранная валюта и валютные ценности. Большое внимание законодательством уделено порядку осуществления валютных операций, которыми являются:

  • операции, связанные с переходом прав собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;
  • ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из РФ валютных ценностей;
  • осуществление международных денежных переводов;
  • расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте РФ. Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте делятся на операции, связанные с движением капитала, и текущие.

К валютным операциям, связанным с движением капитала, в частности, относятся прямые инвестиции, портфельные инвестиции, переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость; предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг; предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней. Совершение текущих валютных операций связано с переводом в Россию и из России иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, а также для проведения расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней; с получением и предоставлением финансовых кредитов на срок не более 180 дней и др.

Законодательством определены особенности порядка осуществления в РФ валютных операций резидентами и нерезидентами. В частности, для резидентов установлено право на осуществление текущих валютных операций без ограничения, а валютных операций, связанных с движением капитала, в порядке, устанавливаемом ЦБ РФ; право без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в РФ при соблюдении таможенных правил; обязанность зачисления всей иностранной валюты на счета в уполномоченные банки (т.е. банки, получившие лицензии ЦБ РФ на валютные операции); обязанность продажи 50 процентов валютной выручки от экспорта через уполномоченные банки по рыночному курсу иностранных валют к валюте РФ на внутреннем валютном рынке России не позднее чем через семь календарных дней со дня поступления выручки.

Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля (Правительство РФ, ЦБ РФ, Государственный таможенный комитет, Министерство финансов РФ, Министерство РФ по налогам и сборам) и агентами валютного контроля (уполномоченные банки и др.)

Особое значение для национальной экономики России имеет использование валютного контроля во внешнеторговой деятельности страны. Поэтому более подробно рассмотрим организацию валютного контроля в торговом и неторго­вом обороте страны.

Валютный контроль за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров

Валютный контроль за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров ведется с 1 января 1994 г. в отношении товаров стратегического назначения, с 1 марта 1994 г. - в отношении всех товаров, вы­возимых с территории РФ в режиме экспорта. Валютный контроль действует на основе разработанной Банком России и ГТК России автоматизированной технологии ТБВК за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта това­ров. Цель введения ТБВК за экспортом - обеспечение полного и своевременно­го поступления экспортной валютной выручки в Россию. Основная идея систе­мы ТБВК заключалась в объединении контролирующих действий двух агентов валютного контроля: таможенного органа (таможни) и уполномоченного бан­ка. Благодаря данной системе таможенный орган может проконтролировать срок экспортной поставки и фактурную стоимость экспортируемого товара, а уполномоченный банк - фактическую дату, сумму поступления экспортной валютной выручки и факт ее обязательной продажи на внутреннем валютном рынке.

В настоящее время валютным контролем охвачено около 80% экспортных операций в общем объеме экспорта товаров. Одним из показателей, свидетель­ствующих о действенности системы ТБВК, стало снижение процента непоступление экспортной валютной выручки в Россию. Согласно банковской статисти­ке, этот показатель составил: в 1995 г. - 9%, 1996 - 7, 1^997 - 6, 1998 - 5, 1999 - около 3, 2000 г. - менее 3% (до введения валютного контроля за экс­портными операциями непоступление валюты доходило до 70% от общего объ­ема экспорта). В мировой практике нормальным считается непоступление ва­лютной выручки от экспорта товаров на уровне 12%.

Однако целый ряд операций, связанных с вывозом товаров, не был охва­чен системой ТБВК. К их числу относились: сделки с расчетами в рублях;

помещение вывозимых товаров под иные (кроме экспорта) таможенные ре­жимы; сделки, проводимые в соответствии с контрактами, отличными от купли-продажи.

Следующим этапом в развитии ТБВК за экспортом стало введение в дейст­вие с 01.01.2000 г. принятой совместной инструкции Банка России и ГТК РФ от 13.10.99 г. «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров» (далее - Инструкция 86-И), распространившей систему ТБВК на рублевые расчеты по экспорту това­ров. Целесообразность ее введения была обусловлена не только проблемами, связанными с таможенным контролем вывозимых товаров, но и изменениями в валютном и банковском законодательстве. В частности, изменения, внесен­ные в закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», предусма­тривали:

Обязательную продажу за рубли 75% валютной выручки резидентов от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятель­ности) на внутреннем валютном рынке РФ через уполномоченные бан­ки, а также сокращение сроков осуществления текущих валютных опе­раций со 180 до 90 дней;

Отнесение расчетов в валюте России к валютным операциям.

Кроме этого, были введены в действие новые положения о работе Центрального банка России, определенные федеральным законом от 02.12.90 г.

«О Цен­тральном банке Российской Федерации (Банке России)», с последующими до­полнениями, сделанными в 1995-1999 гг. В 1995-1999 гг. внесены изменения в Таможенный кодекс Российской Федерации.

Инструкция 86-И определила порядок контроля за полнотой и своевремен­ностью поступления выручки (рублевой и/или валютной) от экспорта товаров на открытые в уполномоченных банках счета резидентов, осуществляющих экспорт товаров.

Новая технология валютного контроля за экспортом предусматривала ряд основных этапов.

1. Заключение контракта между резидентом и нерезидентом об экспорте товаров и их оплате в иностранной валюте и/или российских рублях (далее - контракт).

2. Оформление экспортером и обслуживающим его коммерческим банком паспорта сделки (ПС) в двух экземплярах, содержащего необходимые для ва­лютного контроля сведения из контракта: реквизиты экспортера и его иност­ранного контрагента, реквизиты обслуживающих их банков, номер, дату и сумму контракта, валюту цены и форма расчетов, особые условия контракта. С момента подписания ПС банк ведет расчетное обслуживание контракта и вы­полняет функции агента валютного контроля за поступлением выручки по контракту.

3. Таможенный контроль за экспортируемыми товарами. В таможенный орган, осуществляющий таможенный контроль за экспортируемыми това­рами, экспортер представляет грузовую таможенную декларацию (ГТД) и ксе­рокопию с хранящегося у него второго экземпляра ПС.

4. Банковский контроль за поступлением выручки. Банк в течение 5 кален­дарных дней, следующих за датой подписания ПС, формирует электронную ко­пию ПС и на ее основании - ведомость банковского контроля (далее - ведо­мость) с использованием программного комплекса, разработанного ГТК Рос­сии. Ведомость является документом валютного контроля и содержит сведения об операциях по контракту, связанных с поступлением средств в пользу экс­портера или переводом в ряде случаев экспортером нерезиденту денежных средств в иностранной и/или российской валюте.

При поступлении денежных средств (в иностранной и/или российской валюте) на счет экспортера от нерезидента банк не позднее следующего рабо­чего дня должен сообщить экспортеру о факте поступления. Экспортер при поступлении денежных средств по контракту не позднее 7 календарных дней, следующих за датой зачисления денежных средств на его рублевый и/или транзитный валютный счет, представляет в банк сведения о реквизи­тах ПС, контракта и др. Кроме того, банк должен выполнить требования ва­лютного законодательства об обязательной продаже части валютной выруч­ки от экспорта.

Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации осуществляется на основании Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. и Указа Президента РФ от 21 ноября 1995 г. «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации».

Виды валютных операций по экспорту и импорту товаров, работ, услуг, которые могут осуществлять индивидуальные предприниматели и юридические лица - резиденты без разрешения Центрального банка России в соответствии с заключенными ими договорами перечислены в Положении Центробанка «Об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций». К ним относятся:

  • перевод резидентом иностранной валюты из РФ, а также на валютный счет, открытый на имя нерезидента в уполномоченном банке, в счет оплаты импортируемых товаров в случае после их ввоза в РФ (таможенного оформления товаров) независимо от срока, прошедшего с момента таможенного оформления (ввоза в РФ) до даты платежа;
  • перевод резидентом иностранной валюты из РФ, а также перевод иностранной валюты на валютный счет, открытый на имя нерезидента в уполномоченном банке, в счет оплаты произведенных импортируемых работ, оказанных импортируемых услуг в случае после приема резидентом указанных выполненных работ (соответствующего этапа работы), оказанных услуг независимо от срока, прошедшего с момента их приема до даты осуществляемого резидентом платежа;
  • зачисление резидентом на свой валютный счет, открытый в уполномоченном банке в РФ, сумм в оплату экспортируемых им товаров (работ, услуг) до таможенного оформления этих товаров на экспорт, прием нерезидентом выполненных работ, оказанных услуг независимо от срока с даты получения резидентом платежа до таможенного оформления товаров, приема нерезидентом выполненных работ, оказанных услуг.

По действующему порядку субъекты внешнеэкономической деятельности независимо от форм собственности обязаны продавать половину валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) на внутреннем валютном рынке РФ через уполномоченные банки. Для этих целей уполномоченные банки открывают предприятиям и учреждениям два валютных счета: транзитный и текущий. Транзитный счет предназначен для зачисления всех валютных поступлений в полном объеме, включая выручку от реализации товаров, работ и услуг за иностранную валюту на территории РФ. На текущем счете учитываются валютные средства, остающиеся в распоряжении предприятия после обязательной продажи части валютной выручки.

По поручению предприятия уполномоченные банки производят обязательную продажу части валютной выручки предприятий с их транзитных счетов. Обязательная продажа осуществляется от всей суммы поступлений в иностранной валюте, в том числе в виде авансов или предварительной оплаты. Оставшаяся часть валютной выручки переводится на текущие валютные счета предприятий.

Обязательной продаже подлежат следующие виды валютных поступлений:

  • валютные средства, поступающие от резидентов в качестве платежей, производимых с их текущих счетов, за счет средств, оставшихся в их распоряжении после осуществления обязательной продажи части валютной выручки;
  • валютные средства, купленные на внутреннем валютном рынке РФ;
  • валютные средства, поступающие от резидентов на транзитные валютные счета посреднических организаций в оплату стоимости импортируемых по их поручению товаров с текущих валютных счетов (включая комиссионное вознаграждение);
  • валютные средства, поступающие от нерезидентов в качестве: вкладов в уставные фонды; доходов (дивидендов) от участия в капитале; доходов от продажи ценных бумаг; доходов (дивидендов) по ценным бумагам: привлеченных кредитов (депозитов, вкладов); сумм в погашение предоставленных кредитов (депозитов, вкладов); процентов по кредитам, депозитам и вкладам; пожертвований на благотворительные цели.

До осуществления обязательной продажи части экспортной валютной выручки предприятия могут производить со своих транзитных валютных счетов следующие расходы (за исключением расходов, которые подлежат отнесению на счет прибылей и убытков): оплату в пользу нерезидентов транспортировки, страхования и экспедирования грузов; оплату в пользу резидентов (на их транзитные валютные счета в уполномоченных банках) транспортировки, страхования и экспедирования грузов по территории иностранных государств и в международном транзитном сообщении; оплату экспортных пошлин (по разрешению МФ РФ) и таможенных процедур: иные расходы в случаях, разрешенных ЦБ РФ.

Режим зачисления на счета валюты, полученной от операций на внутреннем валютном рынке, отличается от порядка зачисления валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг). Валютная выручка, полученная от продажи товаров (работ, услуг) на внутреннем рынке; валюта, купленная на бирже и в банке; валютные пожертвования и другие виды валютных операций на внутреннем валютном рынке прямо зачисляются на текущий валютный счет.

Находящиеся на текущем валютном счете хозяйствующего субъекта валютные средства образуют его валютный фонд.

Важными направлениями валютного регулирования внешнеэкономической деятельности являются валютный контроль и ограничение обращения иностранной валюты на территории Российской Федерации. В целях ограничения вывоза капитала из страны, который чаще всего осуществляется путем сокрытия валютной выручки за рубежом, предусматриваются следующие меры валютного контроля за импортными операциями:

  • осуществление расчетов по внешнеэкономическим сделкам резидентов, предусматривающим ввоз товаров на таможенную территорию РФ, только через счета резидентов, заключивших или от имени которых заключены сделки с нерезидентами;
  • импортеры-резиденты, заключившие или от имени которых заключены сделки, предусматривающие перевод из РФ иностранной валюты в целях приобретения товаров, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в сумме не менее ранее переведенной, в течение 180 календарных дней с даты оплаты товаров (если иное не установлено ЦБ РФ);
  • импортеры-резиденты в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения указанного положения несут ответственность в виде штрафа в размере суммы, эквивалентной сумме иностранной валюты, ранее переведенной в оплату товаров. Штраф не налагается в подтвержденных соответствующими документами случаях, если товары в момент, когда риски несла российская сторона, оказались уничтоженными, безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы, недостачи, произошедшей в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, либо товары выбыли из владения российской стороны вследствие неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства, либо возврат переведенной в оплату товаров суммы оказался невозможным вследствие действия непреодолимой силы или неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства. Взыскание штрафа, налагаемого на импортера-резидента, производится в рублях по курсу рубля к иностранным валютам, установленному ЦБ РФ на дату списания средств, и осуществляется Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю.

Реализация товаров, работ и услуг за наличную иностранную валюту запрещена на территории РФ с 1 января 1994 г. (за исключением торговли в магазинах беспошлинной торговли). В определенных случаях разрешается реализация товаров (работ, услуг) за иностранную валюту с использованием других видов расчетов, принятых в международной практике, в том числе с применением кредитных карт, а также в безналичном порядке. Гражданам (как резидентам, так и нерезидентам) за иностранную валюту могут реализовываться:

  • товары зарубежного производства, закупаемые в безналичном порядке за иностранную валюту либо непосредственно у нерезидентов, либо у российской посреднической организации, закупившей их у нерезидента;
  • услуги гостиниц;
  • услуги баров и ресторанов;
  • услуги по страхованию жизни и здоровья граждан, выезжающих за рубеж, их багажа и транспортных средств, а также гражданской ответственности выезжающих за рубеж владельцев транспортных средств;
  • услуги по страхованию гражданами приобретенных ими товаров зарубежного производства;
  • услуги по перевозке по территории РФ пассажиров-нерезидентов и их багажа;
  • услуги по перевозке в международном сообщении пассажиров (резидентов и нерезидентов) и их багажа;
  • услуги по международной связи;
  • услуги по международному туризму;
  • услуги по организации обучения (стажировок) граждан-резидентов за границей;
  • услуги по организации обучения (стажировок) граждан-нерезидентов в РФ.

Реализация товаров, работ и услуг за иностранную валюту возможна при условии получения соответствующего разрешения ЦБ РФ, в котором указываются места, где может производиться такая реализация.

Контроль за соблюдением установленного порядка осуществления валютных операций возложен на ЦБ РФ и Федеральную службу РФ по валютному и экспортному контролю, являющимися органами валютного контроля на территории РФ.

Валютное регулирование — это деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка совершения валютных операций.
Валютное регулирование в РФ осуществляется на основании следующих законодательных актов:

  • Закон РФ от 9.10.1992 «О валютном регулировании и валютном контроле»; в настоящее время 173-ФЗ от 2003 г.
  • Указ Президента N 213 от 15.11.1991 «О либерализации ВЭД».
  • Закон РФ N 157-ФЗ от 13.10.1995 «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»; N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
  • Инструкция Банка России N 30, ГТК РФ N 01-20/10538 от 26.07.1995 «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары».
  • Инструкция Банка России N 19, ГТК РФ N 01-20/10283 от 12.10.1993 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров» и др.


Элементы валютного регулирования:

  • регулирование валютных операций
  • формирования валютного резерва страны и валютных фондов хозяйствующих субъектов;
  • валютный контроль.

Органами валютного контроля являются Банк России и Правительство РФ.
К агентам валютного контроля относятся уполномоченные на то банки и таможенные налоговые органы.
Целью валютного контроля международных валютных операций является обеспечение соблюдения валютного законодательства при выполнении валютных операций и отслеживания движения денежных средств между резидентами и нерезидентами РФ.

Валютный контроль осуществляется на всех этапах ведения сделки с момента первой оплаты за товар, при таможенном оформлении груза, а также после выпуска товаров в свободное обращение (для внутреннего потребления) на территории РФ в случае импорта или же в случае экспорта - после помещения товара под таможенную процедуру «экспорта» (когда груз фактически был вывезен за пределы РФ и / или уже получен иностранным покупателем).

Валютный контроль начинается уже с момента первого платежа за товар, здесь нужно обратить внимание на общую стоимость контракта. Все расчеты по сделкам, стоимость которых превышает 50.000 Долларов США, осуществляются только по наличию паспорта сделки (ПС), таким образом, уже при совершении первого платежа по такой сделке вам понадобится сначала открыть паспорт сделки.

Паспорт сделки

Паспорт сделки - это базовый документ валютного контроля, оформленный импортером или экспортером в своем банке и содержащий сведения о контракте по установленной форме.

Для открытия паспорта сделки необходимо предоставить в банк контракт и два экземпляра заполненной формы паспорта сделки. Один экземпляр остается в банке, второй возвращают.

Внимание! Без паспорта сделки ни один банк оплату произвести / принять не сможет. При таможенном оформлении у вас также потребуют паспорт сделки, так как номер паспорта сделки вносится в таможенную декларацию на товары.
Задача банков - отслеживать суммы денежных переводов и их соответствие реальной стоимости сделок. Таким образом, импортеры, заключившие сделки и выполнившие перевод иностранной валюты из России за импортируемые товары, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалентна уплаченной сумме или же возвратить уплаченные средства. При невыполнении указанных требований импортеры несут ответственность в виде штрафа в размере перечисленной иностранной валюты. Штраф производится в рублях по курсу иностранной валюты.

Те же требования относятся и к экспортным операциям. Денежные средства, полученные от иностранной компании должны соответствовать стоимости товара, заявленной в экспортной декларации. Федеральная таможенная служба (ФТС) на основании экспортной декларации составляет учетную карточку (УК), которая является основанием для ожидаемого поступления валютной выручки; а банк в соответствии с разработанной системой прохождения экспортных документов осуществляет контроль за поступлением валютной выручки.

Санкции за наружения при совешении валютных операций

Очень важно! Необходимо отслеживать сроки ввоза товаров на территорию РФ. Поступление в Россию импортируемых товаров должно осуществляться в полном объеме и в сроки поставки не должно превышать 90 дней со дня первого авансового платежа, если иное не указано в контракте. Таким образом, при предъявлении таможенной декларации на импортированные товары банк импортера отмечает у себя в системе момент поступления товаров в РФ и отслеживает тем самым, были ли нарушены сроки импортной поставки.

По завершению таможенного оформления на импорт / экспорт таможенная декларация на импортированные товары должна быть предоставлена в уполномоченный банк в течение 15 рабочих дней со дня выпуска товаров таможенными органами. Если сроки ввоза товара / поступления денежных средств были нарушены, то на плательщика налагается административная ответственность в форме санкций в размере от ¾ до 100% суммы перечислено за импортируемые товары.
Если импортер не получил товар от иностранного партнера в установленные сроки ввоза, то санкций можно избежать вернув в полном объеме все уплаченные ранее валютные средства за товар. Сроки возврата денежных средств в иностранной валюте банки также отслеживают, нарушение данных сроков тоже влечет за собой санкции в размере ¾ от стоимости внешнеэкономической сделки. Все об административной ответственности при совершении валютных операций вы можете посмотреть в Кодексе РФ об административных правонарушениях, глава 15, статья 25.

Подробнее о составлении внешнеэкономического контракта

Консультации по вопросам организации внешнеэкономической деятельности

Лекция 17

Составной частью государственного регулирования внешнеэкономической деятельности выступает валютное регулирование и валютный контроль. Развитие валютного регулирования в России шло в направлении поэтапной либерализации внешнеэкономической деятельности предприятий и фирм. Изменения в области валютного регулирования РФ подготавливали почву для превращения рубля в конвертируемую валюту.

Международные расчетные и валютно-кредитные отношения России с зарубежными странами, порядок и сферы применения иностранных валют российскими предприятиями, организациями и гражданами регулируются на основе принятого Верховным Советом РФ 9 октября 1992 г. № 3615-1 законом Российской Федерации "0 валютном регулировании и валютном контроле".

Согласно данному закону целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Основными направлениями валютного контроля являются: определение соответствия проводимых валютных операций действующему валютному законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений; проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации; проверка обоснованности платежей в иностранной валюте, а также проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям; а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органами валютного контроля в свою очередь являются Центральный Банк Российской Федерации, а также Правительство Российской Федерации. Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля.

Применительно к регулированию внешнеторговой деятельности валютные операции носят характер текущих валютных операций, включающих в себя: переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежей по экспорту и импорту товаров, работ, услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней; получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней; переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала; переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.



Система валютного контроля направлена на предотвращение нелегальной утечки валютных средств за рубеж через каналы внешней торговли. В своем развитии эволюция системы валютного контроля прошла несколько этапов. Прежде всего эволюция системы валютного контроля характеризуется модификацией методов валютного контроля, включая расширение сферы применения валютного контроля по видам внешнеторговых сделок (экспортные, импортные, товарообменные операции) и степени охвата валютным контролем объектов названных сделок (товары, работы, услуги, результаты интеллектуальной собственности).

Прямой валютный контроль был введен путем издания Инструкции Центрального Банка Российской Федерации и Государственного таможенного комитета Российской Федерации "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров" № 19 и № 01-20/10283 от 12.10.93 года и введенной в действие в 1994 году. Первоначально данная Инструкция распространяла свое действие на стратегически важные сырьевые товары, а затем распространила свое действие на всю товарную номенклатуру ТН ВЭД в форме таможенно-банковского контроля под эгидой Центрального Банка Российской Федерации и Государственного таможенного комитета Российской Федерации. Система позволила увязать в одну цепочку субъектов российских экспортных сделок: экспортер-уполномоченные банки-таможня. Основой системы валютного контроля является паспорт сделки. В связи с принятием настоящей Инструкции возникло два подхода к реализации функции валютного контроля: 1. Уполномоченный банк и таможенный орган осуществляют сквозной мониторинг за своевременным и полным возвратом валютной выручки в Российскую Федерацию за поставленные на экспорт товары; 2. Контроль за своевременным и полным поступлением товаров из-за рубежа по стоимости, эквивалентной сумме переведенной за рубеж валюты (180 дней с даты выпуска товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации). Названная выше Инструкция ЦБ РФ и ГТК России определила, что экспортеры обязаны обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта товаров на свои валютные счета в уполномоченных банках Российской Федерации.

С целью осуществления контроля за выполнением данного требования экспортер обязан оформить паспорт сделки - базовый документ валютного контроля, содержащий сведения о внешнеторговой сделки. Паспорт сделки оформляется, согласно оригиналу или контракта или его копии уполномоченным банком, на транзитный валютный счет, на который должна поступить валютная выручка от экспорта товаров по данному контракту. С момента подписания паспорта сделки экспортер принимает на себя ответственность за полное соответствие сведений, приведенных в паспорте сделки, условиям контракта, на основании которого был составлен паспорт сделки, за зачисление в полном объеме, и в установленные сроки выручки от экспорта товаров по контракту, на основании которого был составлен данный паспорт сделки, на транзитный счет экспортера в уполномоченном банке, в который представляется паспорт сделки для оформления. С целью оформления паспорта сделки экспортер обязан предоставить оригинал или заверенную копию, паспорт сделки, в результате чего после рассмотрения данных документов, уполномоченный банк подписывает экземпляры сделки.

Паспорт сделки служит основанием для принятия контракта на расчетное обслуживание уполномоченным банком, что рассматривается как выражение согласия на выполнение функции по контролю за поступлением валютной выручки от экспорта товаров по представленному экспортером контракту. В случае несоответствия данных в контракте, сведениям, указанным в паспорте сделки, несоответствия предусмотренных контрактом валютных операций требованиям валютного законодательства, оформления паспорта сделки с нарушениями установленных требований, наличия в контракте условий, предусматривающих зачисление валютной выручки на счета предприятий или лиц, не являющихся экспортерами по данному контракту, отсутствия в контракте условий, предусматривающих зачисление валютной выручки на счет экспортера в уполномоченном банке, отсутствия в контракте каких-либо сведений, необходимых для составления паспорта сделки уполномоченный банк обязан отказать оформлении паспорта сделки.

Паспорт сделки оформляется в двух экземплярах, один из которых находится в уполномоченном банке, а другой передается экспортеру вместе с оригиналом контракта.

Таможенные органы принимают для таможенного оформления ксерокопию паспорта сделки, снятую с оригинала в уполномоченном банке, а также копии ГТД на оформляемый груз, предварительно снятые с оригинала ГТД на экспортируемые товары, а также другие документы, предусмотренные таможенным законодательством. При этом таможенные органы сверяют соответствие данных паспорта сделки с данными ГТД и представленных документов, включая подписи ответственных лиц уполномоченного банка. С момента выпуска товаров таможенными органами экспортер предоставляет в течение 10 дней в уполномоченный банк копию ГТД, полученную от таможенного органа, оформившего выпуск товаров. ГТД является основой для выписки реестра со стороны ГТК РФ. Реестр предполагает наличие календарной последовательности ожидаемого поступления валютной выручки на транзитный счет в уполномоченном банке, а также отгрузок товаров за пределы таможенной территории. Данный реестр в копии направляется экспортеру с целью предоставления им данного реестра в последующем в ГТК РФ. Реестр предоставляется экспортеру для идентификации сумм, которые направляются на транзитный счет в уполномоченном банке, по отношению к конкретным отгрузкам, указанным в Реестре. С момента поступления денежных средств в иностранной валюте на транзитный валютный счет экспортер дает поручение уполномоченному банку о продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке, а также переводе оставшейся после продажи валютной выручки на свой текущий валютный счет. В данном поручении экспортер указывает реквизиты паспорта сделки и учетной карточки таможенно-банковского контроля, являющейся основой реестра, выписываемого ГТК РФ, и которая направляется уполномоченным банком в ГТК РФ. Уполномоченный банк в свою очередь заполняет оригинал реестра независимо от полноты и своевременности поступления валютной выручки от экспорта товаров, предварительно проверив правильность отнесения экспортером поступивших сумм, согласно учетной карточки таможенно-банковского контроля, а также даты, указанные экспортером в копии ГТД, и датами поступления валютной выручки на транзитный валютный счет экспортера в данном банке. После данной проверки заполненный оригинал реестр направляется в ГТК РФ.

Надо учесть, что уполномоченный банк имеет право взимать комиссию за выполнение функций валютного контроля, но не свыше 0.15% от суммы контракта. Выполняя функцию валютного контроля уполномоченный банк обязан предоставить образцы карточек с подписями ответственных за оформление паспортов сделки лиц, включая их списки, в Центральный Банк Российской Федерации.

В целях развития валютного контроля, связанного с зачислением валютной выручки, и регулирующего таможенный режим экспорта, Центральный Банк Российской Федерации и Государственный таможенный комитет издали Инструкцию "0 порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары № 30 и № 01-20/10538 от 26.07.95 года. Согласно данной инструкции, под действие валютного контроля подпадают валютные операции в отношении товаров, которые ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с таможенными режимами "выпуск для свободного обращения" и "реимпорт", сделки, по которым расчеты полностью или частично предусмотрены в иностранной валюте. Действие системы валютного контроля не распространяется на сделки по импорту работ, услуг, расчеты по которым осуществляются только в российской валюте, согласно российскому законодательству, на сделки, по которым не предусмотрено проведение расчетов в денежной форме (бартерные поставки, поставки гуманитарной помощи), на сделки, осуществляемые по импорту товаров в счет государственных кредитов в соответствии с международными договорами с участием нашей страны, на сделки, в отношении импорта товаров из стран членов СНГ.

Импортер, заключивший сделку, предусматривающую перевод из Российской Федерации иностранной валюты для приобретения товаров, обязан ввезти их на указанную в сделке сумму, либо обеспечить полный возврат валюты в сроки, предусмотренные в контракте, но не позднее 180 календарных дней с даты перевода денежных средств, если иное не разрешено Центральном Банком Российской Федерации. В случае невыполнения условий поставок товаров или возврата валюты импортер несет ответственность в виде штрафа в размере суммы, эквивалентной сумме иностранной валюты, переведенной в оплату товаров. При этом штраф не налагается в случаях документально подтвержденных форс мажорных обстоятельств.

Расчеты по импортной сделке осуществляются только через уполномоченный банк, оформивший паспорт сделки. Уполномоченный банк производит платежи по импортному контракту, открытие импортных аккредитивов только при наличии подписанного им паспорта сделки. Оплата импортируемого товара по контракту импортера может осуществляться только со счета импортера в уполномоченном банке и только этим банком или банком-корреспондентом, действующим по его поручению.

В случае заключения импортером сделки, предусматривающей превышение срока в 180 календарных дней между днем оплаты импортируемого товара и датой его таможенного оформления, то импортер в данном случае обязан получить лицензию на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала со стороны Центрального Банка Российской Федерации.

Распространение валютного контроля в отношении таможенных режимов экспорта и импорта товаров, связано также и с применением государственного регулирования в отношении бартерных сделок. Указ Президента Российской Федерации "0 государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок" от 18.08.96 года № 1209 определил, что внешнеторговой бартерной сделкой является сделка, предусматривающая обмен эквивалентными по стоимости товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности.

Рассматриваемый Указ Президента Российской Федерации определил, что российские лица, заключившие или от имени которых заключены бартерные сделки, обязаны в сроки, установленные законодательством Российской Федерации для исполнения текущих валютных операций, исчисляемые, с даты выпуска экспортируемых товаров таможенными органами Российской Федерации либо с момента выполнения работ, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности, обеспечить ввоз на таможенную территорию Российской Федерации эквивалентных по стоимости товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности с подтверждением факта ввоза соответствующими документами. В случае превышения указанных сроков и выполнение иностранным лицом встречного обязательства способом, не предусматривающим ввоза на таможенную территорию нашей страны товаров, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, допускается только на основании разрешения МВЭС России. Если же произошло изменение условий договора, устанавливающего обмен товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, на условия, предусматривающие осуществление расчетов в денежных или иных платежных средствах, российские лица обязаны обеспечить возврат этих средств в сумме, эквивалентной стоимости экспортированных товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности на свои счета в уполномоченных банках с соблюдением требований валютного регулирования и валютного контроля.

Настоящий Указ Президента Российской Федерации ввел понятие паспорта бартерной сделки, на основании которого осуществляется таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу в счет исполнения бартерных сделок. При совершении бартерной сделки российскими лицами необходимо представлять экспортируемые товары для экспертной оценки количества, качества и цены. Указ Президента Российской Федерации установил, что таможенный режим экспорта распространяется на исполнение бартерных сделок в части эквивалентного ввоза товаров, услуг, работ, результатов интеллектуальной деятельности, так и в части зачисления валютной выручки на счета в уполномоченных банках. При этом контроль за исполнением бартерных сделок осуществляется таможенными органами.
В развитие вышеупомянутого Указа Президента Российской Федерации
Правительство Российской Федерации издало постановление "О мерах по
государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок" от 31.10.96 № 1300, предусмотрев в нем введение сертификата учета внешнеторгового контракта. Сертификат представляется по требованию органов и агентов валютного контроля в связи с выполнением ими своей функций по реализации валютного контроля, а также для предоставления в МВЭС России для подготовки экспертных заключений, выполняемых в целях валютного контроля.

С целью получения такого сертификата субъекту внешнеторговой деятельности необходимо подать заявление Уполномоченному МВЭС России по соответствующему региону в соответствующей форме с оригиналом экспортного или импортного контракта, его копию, заверенную руководителем организации экспортера или импортера, копию договора комиссии или купли продажи, если субъект внешнеторговых связей не является владельцем товара, копию справки Госкомстата России, а также заявление на сертификат учета контракта. Срок рассмотрения заявления и прилагаемых к нему документов составляет 21 день. Рассмотрение контрактов Уполномоченными МВЭС России в соответствующих регионах имеет своим результатом не только получение сертификата учета контракта, но и получение рекомендации в письменной форме, направленные на улучшение контрактов, согласно Рекомендациям по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов.

Данные рекомендации заверяются подписью и печатью Уполномоченного МВЭС России в соответствующем регионе. При этом такие рекомендации должны быть учтены во внешнеторговом контракте непосредственно заявителем на получение сертификата учета контракта.

Вмешательство государства путем применения вышеописанных элементов, составляющих систему валютного контроля, в регулирование внешнеторговой деятельности на территории Российской Федерации, не может являться полностью завершенным, без существования такого элемента валютного регулирования как система обязательной экспертной оценки количества, качества и цены экспортируемых товаров. Постановление Правительства Российской Федерации "О введении единой системы экспертной оценки количества, качества и цены экспортируемых товаров" от 28.12.95 года № 1267 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.96 года № 298), принятое на основе четвертого соглашения Правительства Российской Федерации и Международного Валютного Фонда в рамках расширенной программы финансирования для нашей страны сроком на три года и размером в 10.2 млрд. долларов в целях либерализации российской экспертной политики, которое предусматривает введение с 01.01.96 года единую систему экспертной оценки количества, качества и цены экспортируемых товаров.

Данное постановление утвердило Положение о порядке допуска российских и иностранных организаций к проведению экспертной оценки количества, качества и цены экспортируемых товаров. Рассматриваемое положение ориентировано на осуществление валютного контроля, т.е. своевременного поступления выручки от экспорта товаров в уполномоченный банк- агент валютного контроля. Валютная выручка зачисляется в уполномоченный банк после осуществления отгрузки и оплаты товара с учетом проверки количества, качества и цены экспортируемых товаров. Цена контролируется с учетом индивидуальности экспортной сделки на базе отгрузочных документов. Оценка цены в сочетании с оценкой количества и качества является доказательством того, что декларируемые данные элементы экспортного контракта соответствуют действительности. Экспортер самостоятельно принимает решение проводить или нет указанную экспертную оценку, но в случае не зачисления или неполного зачисления валютной выручки на счет в уполномоченном банке-агенте валютного контроля, экспортер обязан предоставить сертификат о пред таможенной (пред отгрузочной) экспертной оценке количества, качества и цены экспортируемых товаров.

Таможенная стоимость товара, являющаяся основой цены экспортируемого товара, есть основа расчета за поставленный иностранному покупателю товар. При этом в случае наличия предварительной цены товара, и ее последующем отклонении, согласно формуле расчета окончательной цены, приведенной в экспортном контракте, может быть заявлена временная (условная) цена, разрешенная таможенным органом корректировать предварительную цену. При этом окончательная корректировка экспортной цены устанавливается таможенным органом с учетом заявленной таможенной (условной) цены и товара, а также реальной ценой контракта на дату платежа.

С целью установления окончательной цены экспортного контракта проводится экспертная оценка цены, количества и качества. Экспертная оценка окончательной цены, количества и качества предоставляется в таможенный орган, осуществляющий таможенное оформление экспортируемого товара для заявления полученной оценки в грузовой таможенной декларации при выпуске товаров с таможенной территории нашей страны. Надо учесть, что временная цена базируется на фактурной стоимости, заявляемой на дату таможенного оформления экспортируемого товара.

В законодательстве не урегулирован вопрос о корректировке таможенной стоимости экспортируемого товара, что приводит к отсутствию алгоритмов у таможенных органов корректировки окончательной таможенной стоимости экспортируемого товара. Следовательно, необходим документ о корректировке таможенной стоимости, выдаваемый таможенным органом, осуществляющим таможенное оформление экспортируемого товара. В связи с изложенным, валютная выручка от экспорта товаров представляет собой доход от продажи товаров, возникающий по факту оплаты ее иностранным покупателем, которая должна быть зачислена в уполномоченный банк-агент валютного контроля на территории Российской Федерации. Что же касается оформления результатов экспертной оценки количества, качества, цены экспортируемого товара, то экспертная оценка оформляется сертификатом о проведении пред таможенной экспертной оценки количества, качества, цены экспортируемого товара. Данный документ является основанием для физической характеристики экспортируемого товара, а также заключением по ценовым условиям внешнеторговой сделки, в случае отсутствия в контракте окончательной цены такого товара. Экспертная оценка применяется в отношении таких товаров как нефть, нефтепродукты, лес, газ и другие, а это в свою очередь заставляет проводить корректировку таможенной стоимости экспортируемых товаров.

Экспертная оценка количества, качества, цены товара осуществляется российскими и иностранными организациями, имеющими договор с Федеральной службой по валютному и экспортному контролю, удостоверяемый свидетельством о допуске к проведению экспертной оценки, выданным соответствующим государственным органом. Решение о допуске российских и иностранных организаций к проведению экспертной оценки количества, качества, цены товара принимается Комиссией Правительства Российской Федерации по вопросам количества, качества и цены экспортируемых товаров. Главным критерием принятия такого решения является наличие опыта и ресурсов, позволяющих создать своевременную систему обработки и передачи данных, характер предоставляемых услуг, их стоимость, сроки исполнения и условия расчетов, гарантия выполнения предоставляемых услуг, их качества и цены.

В случае неполного и несвоевременного получения валютной выручки от экспорта товаров, в отношении которых была проведена экспертная оценка количества, качества и цены, рассмотрение обоснованности заявления российского экспортера по данному факту со стороны МВЭС России, производится только при наличии сертификата о проведении пред таможенной экспертной оценки, оформленным указанными выше экспертными организациями.

Важным компонентом валютного регулирования является режим курса рубля по отношению к иностранным валютам. Режим валютного курса несколько раз менялся за годы реформ.

В целом сложившийся к настоящему времени в России валютный режим можно охарактеризовать как довольно либеральный.
Однако, одновременно обратимость рубля до сих пор во многих отношениях имеет ограниченный характер, поскольку:

1. сохраняются внешнеторговые ограничения (тарифные и количественные);

2. не создана экономическая и монетарная основа для формирования равновесного курса с точки зрения соотношения внутренних и внешнеторговых цен.