Газпромбанк

Южный газовый коридор. На “Южный газовый коридор” Азербайджану может не хватить денег и газа

В конце июня в ходе азербайджано-польского бизнес-форума в Варшаве Президент Азербайджана Ильхам Алиев европейских и американских партнёров о том, что так называемый «Южный газовый коридор» (ЮГК) будет сооружен максимум через три года. Напомним, старт добычи на месторождении «Шах-Дениз-2» (основная ресурсная база ЮГК) запланирован на конец 2018 года, а поставка топлива в Европу начнется предположительно в конце 2020 года. Первоначально планируется экспортировать 16 млрд. кубометров газа в год, 6 млрд. из которых в Турцию и 10 млрд. – в Европу. В нынешнем варианте максимальная пропускная мощность газопровода должна составить к 2026 году немногим более 30 млрд. кубометров газа в год .

Заметим, азербайджанский лидер предусмотрительно не уточнил, какой конкретно объем газа будет поставляться по этой артерии. И такая предусмотрительность вовсе небезосновательна, особенно если мы вспомним слова заместителя министра энергетики Натига Аббасова, прокомментировавшего в октябре 2015 гола возможность увеличения поставок азербайджанского газа (вместо российского) в Турцию следующим образом: «Запасы, которые мы будем добывать, уже проданы до 2040 года. Если бы был лишний газ, мы бы брали его себе». «Доказанные запасы природного газа в Азербайджане равны 2,6 триллиона кубометров, и эти запасы позволят обеспечить газом как страны региона, так и Европы в ближайшие десятилетия», – заявил президент Азербайджана несколько дней назад в ходе XXII Всемирного нефтяного конгресса в Стамбуле.

Источник: caspianbarrel.org

Недавно из ЮГК вышли французская Total и норвежская Statoil , что вряд ли свидетельствует о блестящих перспективах этого изначально политизированного проекта. Напомним, газопровод общей протяжённостью более 3 тыс. км (Азербайджан – Грузия – Турция – Балканы с выходом на Италию), поддерживаемый Евросоюзом, США и разработанный их компаниями на рубеже 1990-х 2000-х годов, по-прежнему сооружается со значительным отставанием от графика. По данным энергетических ведомств Турции, Грузии и Греции, в полной готовности – не более 15% всей этой трассы. Задержки в строительстве обусловлены, прежде всего, высокими политическими и смежными рисками в регионе прохождения газопровода (например, курдские повстанцы в Восточной Турции; албанско-греческие пограничные споры, в т.ч. по морской границе; сейсмологическая нестабильность на большей части трассы ЮГК). Изначально заложенная в проект политизированная установка на обход России и на включение (хотя и условное) Украины не способствует повышению безопасности и усиливает противоречия. Односторонний подход Еврокомиссии де-факто дискриминирует одних поставщиков в пользу других, искажая основные принципы общего европейского права .

При этих обстоятельствах рассчитывать на растущие зарубежные инвестиции в реализацию проекта трудно (не считая, конечно, чисто «политических»). Напомним, в этой связи, что доля «западного» инвестирования в общей сумме капвложений по созданию ЮГК составляет свыше 65 %. Общая же инвестиционная стоимость проекта была оценена И. Алиевым примерно в 40 млрд. долларов (по ранее публиковавшимся данным Минэнерго Азербайджана – около 23 млрд.). Таким образом, речь идёт о самом капиталоёмком газопроводном проекте в Евразии за последние 30 лет.

Далее, максимальный объем поставок по ЮГК, по оценкам «Бритиш петролеум», Европейской комиссии и Экономической Комиссии ООН для Западной Азии (2016-2017 гг.), не превысит 10 млрд. кубометров в год. В то же время, мощность ЮГК первоначально планировалась минимум в 14 млрд. кубометров в год. Иными словами, реальная конкуренция ЮГК, например, с «Турецким потоком» годовой мощностью более чем в 20 млрд. кубометров газа, более чем сомнительна. Это, кстати, признают и азербайджанские авторы, обращающие внимание на неравнозначность предполагаемых поставок газа по ЮГК в сравнении с «Турецким Потоком», вследствие чего « …сам по себе азербайджанский газ не составит сильную конкуренцию российскому. Поэтому Евросоюз заинтересован в привлечении других поставщиков из Каспийского региона, в частности Туркменистана и Ирана, в проект «Южный газовый коридор»» . О Туркменистане речь впереди, а здесь обратим внимание на то, что последовательно антииранская позиция американской администрации делает перспективы вовлечения Тегерана в проект ЮКГ более чем призрачными. Равно как и , объемы некоторых месторождений которого переоцениваются в сторону уменьшения.

Наконец, в целях восполнения собственного внутреннего дефицита уже не первый год Азербайджан закупает «голубое топливо»… у России. По данным международного агентства нефтегазовой информации RСС (17 мая 2016 г.), госкомпания SOCAR заявила о планах примерно двукратного увеличения не позже 2018 года поставок российского газа. Речь идет о закупках 3-5 млрд куб. метров газа в год, в то время как действующий договор (2015 года) предусматривает импорт в 2 млрд куб. метров в год. Многие эксперты считают, что высокие объемы поставок азербайджанского газа в Грузию, Турцию и с использованием будущего ЮГК способны затруднить обеспечение растущего внутреннего спроса. Поэтому азербайджанская сторона и вынуждена запасаться газом из России в хранилищах для внутренних нужд.

По оценкам Европейской комиссии и Экономической Комиссии ООН для Европы (2017 г.), в газовом балансе ЕС объемы Южного газового коридора составят не более 2 % против «российских» 40-45 % с учетом «Турецкого потока» (его строительство началось, и трубы уже уходят под воду) и трансбалтийского «Северного потока-2». Какая уж тут конкуренция?..

Напомним, в конце 90-х ходов на авансцену вышел наделавший много шума «прозападный» газопроводный проект НАБУККО, трасса которого почти на 90% совпадала с современным проектом ЮГК. Сегодня уже не все помнят, что по дну Черного моря (из грузинских терминалов Кулеви или Супса) планировалось ответвление в Украину, далее в Молдову и Румынию (с возможным продлением в Венгрию и Австрию) – так называемый «Белый поток». Однако, вследствие сверхвысокой капиталоёмкости проекта и проблем с газонаполнением через несколько лет от него фактически отказались.


Источник: bgnews.bulgar-rus.ru

Дело ещё и в том, что НАБУККО планировали наполнять также газом из Туркменистана, но Ашхабад в тот период (как и сегодня) оспаривал в Баку принадлежность ряда нефтегазоносных участков Каспия. Поэтому прокладка морского сегмента трубы через каспийскую азербайджано-туркменскую границу стала, по крайней мере, проблематичной.

Кроме того, уже в тот период КНР законтрактовала более чем на 10 лет свыше 25 млрд. кубометров туркменского газа в год, причём это сопровождалось строительством газопроводной системы Туркменистан – Узбекистан – Казахстан – КНР с более чем 90-процентным китайским (государственным и коммерческим) финансированием. Преобладающая часть этой системы создана к 2011 году, и она продолжает расширяться (за счет новых ниток через Таджикистан и Киргизию). Так что проблемы с НАБУККО, в том числе с привлечением в проект газа с восточного берега Каспия, не могут не перейти к ЮГК, что называется, «по наследству»…


Проекты в «Южном газовом коридоре» Источник: Трубопроводный транспорт: теория и практика. 2012. № 5. С. 49.

Тем временем, в Азербайджане растущий объем газодобычи закачивается в пласты для поддержания высокого уровня нефтедобычи, требуемого в первую очередь для заполнения нефтепроводов из Азербайджана к портам Грузии и Турции. То есть, и по этой причине ЮГК рискует оказаться недозагруженным, включая его конечный – трансбалканский (греческо-албанский) сектор. В начале июня об этом напомнил заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Медведев: «Это не шуточный вопрос, это не вопрос выбора - вопрос необходимости. Нефть является основным бюджетным источником для экономики Азербайджана… И если в этой ситуации мощности TAP окажутся пустыми, это опять же выбор участников TAP, держать их пустыми или попробовать найти какое-то взаимопонимание. Например, с нами. Теория теорией, а практика практикой. Мы открыты для любых вариантов развития бизнеса в Европе и считаем, что сотрудничество было бы идеальным. Но никого заставлять мы не собираемся».

Согласно прогнозу Минэнерго Азербайджана, в 2017 году добыча газа снизится до 28,39 млрд куб. м против 29,24 млрд куб. м годом ранее. При этом в 2016 году производство товарного газа в стране составило всего 18,71 млрд куб., поскольку увеличились объемы закачки газа в пласт для поддержания добычи на Азери-Чираг-Гюнешли. Эта группа месторождений на шельфе Каспийского моря дает более 75% всей азербайджанской нефти . По оценкам некоторых российских специалистов ещё 2015 года, пик общей добычи газа в Азербайджане достигнут в ещё 2013 году, а производства товарного газа – в 2014 году. Пик добычи SOCAR был достигнут в 2014 году. Производство товарного газа с Азери-Чираг-Гюнешли в целом снижается с 2009 года (с отдельными исключениями). Одновременно, как упоминалось выше, растёт потребление газа, при том, что составить достоверный баланс (товарный газ, потребление, экспорт) не представляется возможным. Новые, помимо «Шах-Дениза-2», проекты газодобычи в Азербайджане («Апшерон», «Умид», «Бабак», «Шафаг-Асиман», «Нахичевань» и др.) вряд ли способны изменить наметившуюся тенденцию её снижения. Неспособность выполнять многочисленные взятые на себя обязательства перед третьими игроками (в частности, перед Турцией) делают Азербайджан в газовой сфере не конкурентом, но скорее союзником России, заинтересованным в конструктивных партнерских с нею отношениях.

Похоже, упомянутые обстоятельства понимают и в администрации США, однако при этом они стараются делать политические реверансы Баку и, в целом, хорошую мину при плохой игре. А именно: пристально следят за ходом реализации «Южного газового коридора», и его поддержка Вашингтоном остается устойчивой и продолжительной. Во всяком случае, именно в этом заверил в апреле посол США в Азербайджане Роберт Секута министра энергетики Натига Алиева, который, в свою очередь, выразил обеспокоенность в связи с некоторыми трудностями с реализацией проекта TAP на территории Италии, способные повлиять на время запуска проекта.

В рамках упомянутого в начале статьи XX Всемирного нефтяного конгресса в Стамбуле 12 июля состоялась встреча азербайджанского лидера с госсекретарём США Рексом Тиллерсоном, в ходе которой американская сторона была проинформирована о ходе реализации проекта.

Ранее известный эксперт США по кавказской проблематике и энергетической политике, экс-посол в Азербайджане Мэтью Брайза бодро отрапортовал, что «проект ЮГК уже реализуется, всё идет по графику .Единственная проблема – будет ли ЮГК расширен. И сможет ли Азербайджан нарастить такой объем газа?» Тем не менее, «…в письме Трампа президенту Алиеву США выражают полную поддержку реализации Южного газового коридора». И это – отнюдь не единственное высказывание, призванное поддержать амбиции официального Баку на роль ключевого производителя и транзитёра природного газа в Турцию и далее в Европу . Впрочем, в другом месте господин Брайза заметно нервничает, обвиняя Россию в попытке «ослабить» ЮГК либо вовсе растащить проект на части.

Впрочем, все эти заявления, включая активный лоббистский пиар в отношении ЮГК – это не более чем политико-конъюнктурная «демонстрация» перед Россией во многом эфемерной способности некоторых соседей по СНГ потеснить её на энергетическом рынке Евросоюза. А заодно – попытка продвинуть очередной геополитический блеф, основанный не на коммерческой эффективности, а на искусственно раздуваемых фобиях по поводу мифического российского «энергетического империализма».

Алексей Балиев, Андрей Арешев

Европа выбрала новый приоритетный проект газопровода — «Южный газовый коридор» (ЮГК), по которому в должен пойти газ из Каспийского региона. Об этом заявил во вторник еврокомиссар по делам Энергетического союза Марош Шефчович в ходе заседания Совета Евросоюза, которое было посвящено проблеме « ».

«Первый газ по «Южному газовому коридору» должен поступить в Европу к 2019 году», — пообещал Шефчович.

При этом европейский чиновник отметил, что министры энергетики стран ЕС в ходе заседания рассмотрели возможности упрощения политических и бюрократических проблем при реализации этого европейского энергетического проекта, а также оказания содействия в решении этих проблем между его участниками за пределами Евросоюза.

Мера актуальная, при том что российскому «Южному потоку» Брюссель облегчить политические и бюрократические проблемы не захотел, из-за чего в итоге Москва отказалась от проекта.

«Южный поток» никогда не был реальным приоритетом , — комментирует завсектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Агибалов. — Брюссель всегда старался снизить зависимость от « » и искал альтернативных поставщиков, так что торпедирование «Южного потока» было чисто политическим решением».

«Я считаю, что вопрос «почему «Южному потоку» не была оказана поддержка, которую Европа собирается оказать «Южному газовому коридору», должны были задать Еврокомиссии европейские стейкхолдеры (заинтересованные лица. — «Газета.Ru»), — говорит замглавы Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. — Однако они этого явно не сделали».

ЮГК объединяет несколько проектов газопроводов, предназначенных для поставок из Каспийского региона в Европу в обход России. Ранее в ЮГК входил даже проект Nabucco, на сегодняшний день фактически провалившийся. Сейчас можно говорить о проекте расширения Южно-Кавказского газопровода (Баку — Тбилиси — Эрзурум), по которому азербайджанский газ дойдет до Турции, и его продолжении — Трансанатолийском и Трансадриатическом газопроводах (TANAP и TAP соответственно). TAP станет последним звеном в цепи, выходя через Грецию, Албанию и Адриатическое море на юг Италии и далее в Западную Европу.

По словам Шефчовича, ЕС уже получил заверения Азербайджана и Турции в приверженности реализации проектов по ЮГК.

Также в рамках ЮГК рассматривается вариант Транскапийского газопровода, по которому в Европу должен пойти газ из Туркменистана.

«Однако реально какие-то действия проводятся только по TAP и TANAP, — комментирует Гривач. — Причем речь идет о поставках 10 млрд кубометров, и, учитывая сложность разработки азербайджанского месторождения «Шах-Дениз-2», на полную мощность труба выйдет не ранее 2022-2024 годов». Впрочем, обсуждается возможность расширения этого газопровода до 30 млрд кубометров.

«Теперь у Европы осталась одна проблема — как этот газ получить, потому что в Греции на сегодняшний день нет необходимой инфраструктуры», — разъясняет замглавы ФНЭБ.

По словам Шефчовича, ЕС намерен активизировать строительство газопроводов местного значения в Южной Европе для ее соединения с энергосистемой остальных стран ЕС. «Мы также должны изучить возможности дополнительных инвестиций в эту инфраструктуру», — сказал европейский чиновник. Российский «Южный поток» предполагал поставку 63 млрд кубометров (из них 14 млрд кубов будет получать сама Турция). Такой же должна быть мощность альтернативного российского газопровода, который после отказа от «Южного потока» Россия решила проложить через Турцию, создав там хаб для поставок в Европу. Алексей Гривач отмечает, что при таком соотношении объемов российский газ будет доминировать в турецком хабе.

Однако проблема инфраструктуры касается и российского проекта. Дело в том, что и у самой Турции нет мощностей для приема, хранения и транзита запланированных Россией объемов газа. Учитывая, что новый российский газопровод и ЮГК в Турции пересекутся, может возникнуть инфраструктурная конкуренция.

Кроме того, перед Россией может вновь встать вопрос Третьего энергопакета, от которого она, казалось, избавилась, отказавшись от «Южного потока» (Еврокомиссия тормозила проект именно из-за несоответствия «Южного потока» нормам антимонопольного законодательства, которые запрещают одной и той же компании заниматься поставками и транспортировкой газа). Дело в том, что Турция ведет переговоры о вступлении в Евросоюз, и если оно состоится, турецкие власти будут гармонизировать свое законодательство с европейским.

Проект Южного газового коридора (ЮГК), предусматривающий прокачку углеводородов из Каспийского региона в Европу, пользуется полной поддержкой США. В последний раз это подтвердила заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Бриджит Бринк во время недавнего визита в Баку. В конце марта усилия Азербайджана по реализации данного проекта всячески приветствовал госсекретарь США Джон Керри во время встречи с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым на полях саммита по ядерной безопасности в Вашингтоне. По мнению Керри, ЮГК отвечает долгосрочным стратегическим интересам Европы и диверсифицирует источники ее энергообеспечения. Алиев, в свою очередь, выразил признательность США за поддержку этого важного для Баку проекта. По его словам, работы идут по графику, и в течение 2–3 лет ЮГК станет реальностью.

Напомним, что Южный газовый коридор - это на сегодня, как минимум, три трубопровода - Южно-Кавказский, Транс-Анатолийскому (TANAP) и Транс-Адриатическому (TAP), предназначенные для транспортировки на европейский рынок азербайджанского газа, который будет добываться в рамках второй стадии разработки газоконденсатного месторождения «Шахдениз» на шельфе Каспия с подтвержденными запасами 1,2 триллиона кубометров. В начале 2020 года каспийский газ по Южному газовому коридору соединится в Италии с сетью европейских газопроводов. Предполагается, что Европа будет получать по ЮГК порядка 10 миллиардов кубометров газа в год. Кстати, сообщается, что проект строительства Южного газового коридора в последние месяцы заметно подешевел. В частности, вместо прогнозируемых 45 миллиардов долларов расходы, в связи с удешевлением материалов, оптимизации производственных процессов и других обстоятельств, составят 39 миллиардов долларов.

Итак, начиная с 2020 года, азербайджанский газ поступит в каждый европейский дом. В Баку этот факт не вызывает сомнения ни у политиков, ни у экспертов, ни у высокопоставленных чиновников Государственной нефтяной компании Азербайджана (SOCAR). Эту мысль можно считать лейтмотивом прошедшей в начале июня XXIII Международной выставки и конференции «Нефть и Газ Каспия» (Caspian Oil&Gas 2016). Говоря более конкретно, с конца 2019 года азербайджанское «голубое топливо» в первую очередь начнет поступать в балканские страны. Благо, серьезной конкуренции в связи с отказом Москвы от проектов «Южный поток» и «Турецкий поток» Азербайджан на этой территории не встретит. Кроме того, Азербайджан заявляет о разработке проектов новых месторождений, за счет которых собирается увеличить добычу природного газа с нынешних 29 миллиардов до 40 миллиардов кубометров в год. Тем самым, отпадают все сомнения в том, что Азербайджан выполнит взятые на себя обязательства не только по созданию соответствующей инфраструктуры по доставке своего газа в Европу, но и в полном объеме заполнит ее «голубым топливом». Впрочем, представители SOCAR не раз заявляли, что они не против новых поставщиков и конкуренции сырья в данном регионе: главное, чтобы не возникали препятствия азербайджанским планам по экспорту газа.

Реальное строительство Транс-Адриатического газопровода (ТАР) началось 17 мая нынешнего года. ТАР - составная часть Южного газового коридора - проходит от турецко-греческой границы через Грецию, Албанию на юг Италии. Его протяженность составляет 878 километров, включая 105-километровый участок под Адриатическим морем. Стоимость TAP оценивается примерно в 6 миллиардов евро. Отметим, что ранее газ из Азербайджана планировалось поставлять и по трубопроводу Nabucco (через Болгарию, Румынию, Венгрию до Австрии), но проект так и не был реализован из-за недостатка ресурсов и денег. Власти Евросоюза дали новому газопроводу яркий «зеленый свет»: Еврокомиссия еще в марте признала проект TAP полностью соответствующим европейскому законодательству. Акционеры ТАР следующие: по 20 процентов принадлежит SOCAR, британской ВР и итальянской Snam, 19 процентов - бельгийской Fluxus, 16 процентов - испанской Enagas и 5 процентов - швейцарской Axpo. Для Европы ТАР - это диверсификация и дополнительная балансировка рынка. По словам зампредседателя Еврокомиссии по энергетике Мароша Шефчовича, ТАР будет «главным инструментом в наборе европейской энергобезопасности».

США оказывали поддержку всем энергетическим и трубопроводным проектам Азербайджана, начиная с первой половины 90-х годов. Непосредственно для Вашингтона эти проекты не представляют особой значимости. Глава азербайджанского исследовательского центра «Атлас» Эльхан Шахиноглу считает, что «эти проекты интересны США, поскольку они нацелены на ослабление энергетической зависимости Европы от России. Если бы не поддержка американцев, то реализовать, скажем, проект строительства нефтепровода Баку - Джейхан не удалось бы».

Вместе с тем, Шахиноглу уверен, что сейчас Москва не противится строительству ЮГК. Россия в свое время была обеспокоена перспективой строительства трубопровода «Nabucco», поскольку он предусматривал доставку на европейский рынок крупных объемов газа. По поводу же ЮГК сильного давления со стороны Кремля нет, так как Азербайджан будет прокачивать по нему ограниченные собственные объемы. Другое дело, отмечает Шахиноглу, если в ЮГК будет поступать туркменский газ. Тогда Москва может начать активно противодействовать строительству трубопровода по дну Каспия.

Другие эксперты и политологи также полагают, что на реализацию проекта ЮГК у Москвы нет никакой нервной реакции. В начале нулевых годов Азербайджан, когда он был еще экономически слаб, построил нефтепровод Баку - Джейхан, газопровод Баку - Эрзурум, и Россия не препятствовала реализации этих проектов. И сейчас она не мешает строительству новых трубопроводов Азербайджана, так как с ними связаны интересы не только западных компаний и будущих покупателей газа, но и Баку как поставщика «голубого топлива».

Самое интересное, что официальные лица российского «Газпрома» никогда не считали Азербайджан своим прямым конкурентом на газовом рынке Европы. Наоборот, с прошлого года «Газпром» и азербайджанская SOCAR рассматривают возможность увеличения поставок российского газа с учетом перспективы роста потребления топлива в Азербайджане. Действительно, в настоящее время Азербайджан сам закупает определенные объемы газа у России. В сентябре прошлого года начались поставки по договору с российским газовым монополистом, согласно которому Азербайджан намерен закупать 2 миллиарда кубометров газа. А 11 мая 2016 года глава SOCAR Ровнаг Абдуллаев заявил, что Азербайджан готов закупать от 3 до 5 миллиардов кубометров газа и соответствующее предложение «Газпрому» уже направлено.

Объемы поставок газа из Азербайджана в Европу несопоставимы с теми, которые сегодня туда идут из России. Сейчас крупнейший поставщик газа на европейский континент именно российский «Газпром». В 2015 году он поставил в Европу (включая Турцию) 158,6 миллиарда кубометров, его доля рынка Старого Света - 30,9 процента. Так что 10 миллиардов кубометров азербайджанского газа в год - это гораздо меньше 10 процентов от поставок российского сырья. Конечно, когда открываются любые новые возможности, для такого амбициозного игрока энергетического рынка, как Азербайджан, право же, грех не воспользоваться благоприятной ситуацией. Но претензии Москвы к новым азербайджанским проектам означали бы вступление России в глобальное противостояние с Западом. Это ничего хорошего ни Баку, ни Москве не сулило бы. Поэтому Россия не против, она мудро занимает спокойную позицию…


Амбициозный проект доставки азербайджанского газа в Европу через Турцию и Балканы “Южный газовый коридор”, по идее, должен вступить в решающую фазу реализации. Однако у его главного концессионера – государства Азербайджан – может не хватить на осуществление замысла ни денег, ни газа, отмечает агентство ПРАЙМ . И если помочь материально может Европа, заинтересованная в ограничении роли “Газпрома” на своем рынке, то кто поможет с наполнением будущей газовой магистрали – неясно.

Европа, дай 10 миллиардов!

Нынешние финансовые затруднения Азербайджана неудивительны после двух с лишним лет низких цен на нефть. Экономика страны крепко привязана к экспорту углеводородов. Нефтегазовая отрасль до 2014 года обеспечивала 85% доходов госбюджета, до 78% ВВП и свыше 90% экспорта.

То, что Азербайджану нынче несладко, может наглядно подтвердить хотя бы статистика золотовалютных резервов (ЗВР) страны. Азербайджанский Центральный банк свидетельствует: в середине 2014 года ЗВР превышали 15 млрд долларов, а в конце 2016-го – уже недотягивали до 4 млрд. Как следствие, Баку был вынужден взять под жесткий контроль финансирование проектов за рубежом, в том числе и газопроводов, составляющих “Южный газовый коридор”.

Между тем инвестиционный вклад Азербайджана в этот проект оценивается специалистами примерно в 10,5 млрд долларов. Эта сумма была вычислена на основе сложения долей Государственной нефтяной компании Азербайджанской республики (SOCAR) в различных составных частях “Южного газового коридора”.

SOCAR владеет 16,7% акций газового месторождения «Шах-Дениз-2» – сырьевой базы будущей трубопроводной магистрали, 58% в Трансанатолийском (TANAP) и 20% в Трансадриатическом (TAP) газопроводах. Суммарный объем вложений в освоение второй очереди Шах-Дениза (вместе с расширением Южно-Кавказского трубопровода Баку – Тбилиси – Эрзурум), по данным , составляет 23 млрд долларов. Стоимость TANAP министр оценил в 9,3 млрд долларов, ТAP – в 6 млрд. Весь “Южный газовый коридор” раньше оценивался в 45 млрд долларов, однако Натиг Алиев полгода назад заявил, что на самом деле он стоит всего 39 млрд.

Конечно, из упомянутых 10,5 млрд долларов Азербайджан уже кое-что вложил. Так, по данным SOCAR на конец прошлого года, проект “Шах-Дениз-2” реализован уже на 87%. Хуже обстоит дело с продвижением TANAP и TAP.

Изыскать недостающие средства поможет Европа. Недаром в начале февраля президент страны , где встречался со всей верхушкой Евросовета и Еврокомиссии. От ведущих политиков ЕС Алиев получил заверения во всемерной поддержке “Южного газового коридора”. Теперь он закономерно ждет денег от Европейского инвестиционного банка и Европейского банка реконструкции и развития.

Разумеется, не оставят “Южный газовый коридор” без финансовой подпитки и другие акционеры, среди которых выделяется могучая британская BP. Их ряды, правда, в последнее время несколько поредели. Полтора года назад свои доли в Шах-Денизе, Южно-Кавказском газопроводе и TAP продал норвежский нефтегазовый гигант .

Откуда взять 16 млрд кубометров?

По “Южному газовому коридору” должно транспортироваться 16 млрд кубометров газа в год. Из них 6 млрд причитается Турции, остальные 10 млрд пойдут дальше, в Южную Европу. Согласно предварительным раскладам, 8 млрд кубометров в год будут экспортироваться в Италию, по 1 млрд получат Греция и Болгария.

Однако такого количества топлива у Азербайджана может не оказаться. Беда в том, что добыча газа в стране в последнее время падает. Ведь из-за снижения производства нефти (на 20% по сравнению с 2010 годом) растут объемы закачки метана в пласт.

В прошлом году добыча природного газа в стране составила 29,33 млрд кубометров – на 3,9% меньше, чем в позапрошлом. При этом на товарный газ пришлось только 18,71 млрд кубометров. Весь оставшийся объем пришлось закачать в пласт на блоке Азери-Чираг-Гюнешли, где добывается более 3/4 азербайджанской нефти.

По данным информационного ресурса Natural Gas World , совокупный экспорт газа из Азербайджана в 2016 году составил 7,78 млрд кубометров против 8,4 млрд в 2015-м. То есть газовый экспортный потенциал страны сейчас ограничен. Хотя глава Минэнерго Н.Алиев повелел увеличить добычу топлива в текущем году, но даже он скромно оценивает возможности Азербайджана. Согласно плану, прирост производства газа в стране должен составить всего 1%: извлечь из недр в 2017-м надлежит 29,561 млрд кубометров, включая 10 млрд – на Шах-Денизе.

Итак, кто поможет Азербайджану с наполнением “Южного газового коридора”? Изначально в Баку надеялись на соседей по Каспию Иран и Туркмению, но конкретных предложений оттуда пока не поступило. Примерно год назад желание влиться со своим топливом в будущую газовую магистраль выразил , имея в виду свое шельфовое суперместорождение “Левиафан”. Но с тех пор из Тель-Авива на эту тему ни слуху ни духу.

Впрочем, время у Азербайджана еще есть. Старт добычи на “Шах-Денизе-2” запланирован на конец 2018 года. Поставка топлива в Европу по “Южному газовому коридору” ориентировочно начнется в конце 2020-го. :///


Во время недавнего визита в Баку председатель Европейской Комиссии Жозе Мануэл Баррозу провел переговоры с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Во время итоговой пресс-конференции Баррозу сообщил, что стороны «затронули вопрос ускорения и расширения проекта Южного газового коридора и пришли к договоренности о том, что в предстоящие годы этот вопрос будет нашим общим приоритетом. Я имею в виду обсуждение дополнительных возможностей, связанных с развитием этого проекта».

По словам Мануэла Баррозу, Европейский Союз сделает все от него зависящее для успешного развития Южного газового коридора, так как: «это важный вопрос в деле диверсификации потребителей и источников. В то же время это составная часть представленной Еврокомиссией в Совет стратегии энергетической безопасности Европейского Союза».

Тема диверсификации энергопоставок в страны Евросоюза получила развитие на этой неделе.

Так, Владимир Путин в ходе официального визита в Вену заявил, что строительство газопровода «Южный поток» следует считать общеевропейским проектом, который «не направлен против кого бы то ни было… Это проект, который реализуется в интересах энергетической стабильности в Европе в целом и в интересах партнеров. Это проект не против кого-то, а за наши интересы», - отметил Путин.

Подключение Австрии к строительству «Южного потока» совпало по времени с проходившей в Будапеште международной конференции, приуроченной к завершению 12-месячного председательства Венгрии в Вышеградской группе. Здесь премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, в частности, заметил, что в Европе начинается экономическая эра, которая требует новых инструментов для достижения стабильности, создания новых рабочих мест и более дешевой энергии.

В этой связи председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу заметил: «Продолжающиеся споры между Россией и Украиной по энергопоставкам напомнили нам о необходимости иметь эффективную европейскую стратегию».

«Коридор» – не против «Потока»?

Директор Института политических исследований Академии государственного управления при Президенте Азербайджанской Республики, доктор политических наук Эльман Насиров указал, что для Баку залогом энергетической безопасности является диверсификация маршрутов поставок газа, а для Евросоюза – диверсификация источников. «В этом плане, – продолжает Насиров, – и Азербайджан очень нуждается в таких больших рынках сбыта, и Евросоюз нуждается в азербайджанских энергоресурсах».

Собеседник «Голоса Америки» отмечает, что, поскольку отношения между Москвой и Брюсселем заметно осложнились в последнее время, страны ЕС нуждаются в альтернативных поставщиках энергии. В данном случае речь, прежде всего, идет о государствах Центральной и Южной Европы, которые и предполагалось включить в линию «Южного потока».

В этой связи Эльман Насиров напомнил, что проект «Южный газовый коридор» предполагает строительство к 2019 году системы газопроводов TANAP-TAP от азербайджанского месторождения Шах-Дениз через Грузию, Турцию, Грецию и Албанию на юг Италии. После ввода проекта в эксплуатацию через «Южный газовый коридор» странам-покупателям на первых порах будет доставляться до 10 млрд кубометров «голубого топлива» в год. В дальнейшем объем поставок предполагается увеличить вдвое.

И это полностью отвечает экономическим интересам Азербайджана. «Я хочу отметить, что наши отношения с Евросоюзом в этом плане не направлены против интересов других государств, – подчеркивает эксперт. – У нас очень хорошие отношения с Россией, которой мы ежегодно выделяем по 2 млрд кубометров газа».

По мнению директора бакинского Института политических исследований, неверно говорить о том, что «Южный газовый коридор» направлен против «Южного потока», поскольку российский газопровод намечено ввести в строй раньше, и объемы поставок пор нему запланированы втрое больше.

«Мы – не конкуренты в этом плане с Россией, – настаивает Эльман Насиров, – а Европе просто нужны новые альтернативные источники (топлива), чтобы не ликвидировать зависимость от российского газа, а уменьшать ее». При этом азербайджанский эксперт считает, что в данном вопросе нет политической составляющей, а лишь нормальная экономическая конкуренция.

«Коридор» - угроза для «Газпрома»?

Генеральный директор Института энергетической политики Владимир Милов , напротив, считает, что «Южный газовый коридор» всегда беспокоил и руководство «Газпрома», и российские власти, которые воспринимали этот проект как конкурента в поставках топлива на сравнительно небольшой рынок. К тому же значительного роста спроса на газ в странах Южной Европы не предвидится, а значит, поставки из Азербайджана могут нанести ущерб российским интересам, считает эксперт.

«Сегодня рынок таких стран, как Венгрия, Болгария, бывшие югославские республики – полностью завязан на Россию. И если возникнут альтернативные источники, «Газпромом» это будет восприниматься как прямая опасность», – развивает свою мысль Милов, добавляя, что азербайджанский газ традиционно имеет конкурентные преимущества. Именно поэтому представители российского энергетического сектора всегда ядовито высказывались о проекте Nabucco и пытались выкупить значительную часть азербайджанского газа.

Вместе с тем, Милов сомневается, что газа из одного лишь месторождения Шах-Дениз хватит для того, чтобы обеспечить заполняемость труб «Южного газового коридора». Для этого, считает эксперт, нужно подключить другие газодобывающие страны Каспийского региона. В том случае, если «Южный газовый коридор» заработает на полную мощность, позиция российских представителей на политических переговорах с Европейским Союзом станет более податливой, полагает Владимир Милов.

«Ряд стран в регионе Центральной и Юго-Восточной Европы серьёзно зависят от российских поставок газа, и из-за этого существует мощная фракция пророссийских голосов внутри Европейского Союза. Если появится альтернатива (источников газа – А.П.), то необходимость слишком лебезить перед Путиным может исчезнуть. И, конечно, это может, в том числе, повлиять и на позиции российского руководства по внешнеполитическим проблемам на переговорах с Европейским Союзом», – заключает генеральный директор Института энергетической политики.

У «Коридора» и у «Потока» – общие проблемы

Доцент кафедры европейских исследований Санкт-Петербургского государственного университета Татьяна Романова отмечает, что она не склонна относиться к «Южному потоку» слишком оптимистично. И для этого есть несколько оснований.

«Во-первых, там есть некоторые проблемы с объемами поставок. Сейчас был озвучен размер в 16 млрд кубометров в год, из которых 6 миллиардов пойдут в Турцию, и около 10 миллиардов, соответственно, в Европейский Союз», – замечает Романова. И напоминает, что ранее были опубликованы расчеты, согласно которым указанные объемы делают данный проект нерентабельным.

Рентабельность проекта можно повысить за счет привлечения иранского газа. Но, хотя санкции против Исламской Республики и были ослаблены, они пока еще действуют, а значит, этот вариант не подходит.

Вторая проблема, одинаково актуальная и для «Южного потока», и для «Южного газового коридора», это – спрос на «голубое топливо» внутри Европейского Союза.

«Дело в том, – отмечает Татьяна Романова, – что экспертная группа России и Европейского Союза не первый год анализирует динамику спроса и пытается его спрогнозировать внутри ЕС. Но Европейский Союз на сегодняшний момент ставит своим приоритетом декарбонизацию своей экономики, то есть, фактический отказ от традиционных источников энергии». Поэтому, считает эксперт, существующие расчеты позволяют рассчитывать на высокий спрос газовых поставок до 2030 года, а затем ни российский, ни азербайджанский газ в нынешних объемах странам Евросоюза не понадобится.

Третья особенность, на которую указывает Татьяна Романова, это стыковка правового режима обоих обсуждаемых проектов с правовым режимом Третьего энергетического пакета Евросоюза.

Речь идет об утвержденном в 2009 году пакете реформ в области газа и электроэнергии, направленном на либерализацию рынка. Суть пакета в разделении бизнеса по продаже и транспортировке энергоносителей. По мнению Европейской комиссии, это будет способствовать повышению конкуренции, что позволит появиться на энергетическом рынке новым игрокам и снизить цены на энергию.

«В рамках энергетического диалога России и ЕС рассматриваются возможности того, каким образом Третий энергопакет будет действовать но не наносить ущерб внешним газопроводам. Пока же эта проблема не решена, и Азербайджан, и все другие участники "Южного газового коридора" столкнутся с той же самой проблемой», – отмечает эксперт.

И еще одна проблема, на которую обращает внимание Татьяна Романова. При том, что «Южный газовый коридор» снижает зависимость Евросоюза от России, он потенциально усиливает зависимость ЕС от Турции. «А это – тоже достаточно непростой партнер, со своими взглядами и с требованиями к Европейскому Союзу, и этот момент тоже нужно учитывать», – подытоживает доцент кафедры европейских исследований СПбГУ Татьяна Романова.