Автокредиты

Бюджетная система государства. Построение бюджетной системы Бюджетная система Российской Федерации

Бюджет необходим государству для реализации их политических, экономических и социальных функций. Слово «бюджет» (англ. public budget) заимствовано из Англии, где канц­лер казначейства приносил ежедневно в парламент мешок с день­гами и произносил речь, которая и называлась «бюджет», то есть «ко­жаный мешок». С помощью бюджета осуществляется главная задача - сопо­ставление фактических потребностей государства и средств для их удовлетворения.

Бюджет - это центральное звено системы финансов. Посколь­ку финансы - система денежных отношений, в процессе которых формируются и расходуются денежные фонды, постольку бюджет - это система денежных отношений, в процессе которых образует­ся и используется централизованный бюджетный фонд.

В статье 6 Бюджетного кодекса дается следующее определе­ние бюджета: «Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправ­ления».

В данном определении выделяются следующие признаки:

1. Бюджет - это общегосударственный, централизованный фонд денеж­ных средств, создаваемый для покрытия государственных расходов.

1. Бюджет - это финансовый план государства, в котором указаны его доходы и расходы в предстоящем году.

3. Бюджет - это основной финансовый план государства, на основании и во исполнение которого принимаются остальные финансовые планы.

Бюджетное законодательство и бюджетная практика различа­ют бюджет государства и государственный бюджет .

На основании Конституции Российской Федерации начиная с 1994 г. государ­ственный бюджет носит название «федеральный бюджет».

Бюджет государ­ства - это консолидированный бюджет России.



Рис. 3.1. Подходы к понятию «бюджет» и его функциям

Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации . Потому бюджет государства - это фе­деральный бюджет плюс бюджеты всех субъектов Федерации. По объему консолидированный бюджет России представляет собой сумму, превышающую федеральный бюджет в два раза.

По экономическому содержанию бюджет государства - часть созданного валового внутреннего продукта (ВВП). Бюджет форми­руется в процессе распределения ВВП на различные фонды, которые полностью или частично могут направляться в бюджет.

Бюджет выполняет три функции: формирования, использования и контроля.

Функцию формирования выполняют бюджетные доходы, включающие налоги, займы, доходы от государственной собственности (предприятий), доходы от эмиссии бумажных денег.

Основной ис­точник бюджетных доходов - полученные в результате первично­го распределения чистого национального продукта доходы хозяйствующих субъектов, а именно: заработная плата работников; до­ход лиц, работающих по найму; предпринимательская прибыль (промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отрас­лей); рента; процент (прибыль банков и вкладчиков).

Функция распределения принадлежит конкретным целе­вым бюджетным расходам. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы других участников воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные расходы охватывают всю экономику. Структура бюджетных расходов подвержена еще более частым изменениям, чем структура бюджетных доходов.

Функция регулирования заключается в стимулирования и/или сдерживании социально-экономического развития как страны в целом, так и отдельных территорий, хозяйственных комплексов, хозяйствующих субъектов посредством бюджетного механизма.

Бюджетный механизм - составная часть финансового механизма, представленная совокупностью видов и форм органи­зации бюджетных отношений, специфических методов мобилиза­ции и использования бюджетных средств, принципов планирования и финансирования, условий и методов осуществления финансово­го контроля.

В зависимо­сти от экономического содержания разных групп бюджетных от­ношений в структуре бюджетного механизма выделяют три звена:

· мобилизация денежных средств в федеральный, региональ­ные и местные бюджеты;

· расходование бюджетных средств путем их предоставления
юридическим и физическим лицам;

· межбюджетное распределение и перераспределение финан­совых ресурсов.

Контрольная функция позволяет выявить финансо­вое положение конкретных экономических субъектов, отраслей на­родного хозяйства, территориальных образований (субъектов РФ, муниципальных образований), хотя далеко не все их финансовые ресурсы проходят через бюджет.

Организацию госу­дарственного бюджета и бюджетной системы страны определяет бюджетное устройство .

Бюджетное устройство – это структура и принципы построения бюджетной системы, взаимоот­ношения между ее отдельными звеньями, правовые основы фун­кционирования бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств .

Основы бюджетного устройства обуславливаются формой государственного устройства страны. Составной частью бюд­жетного устройства является бюджетная система.

Бюджетная система - это совокупность бюджетов государ­ства, административно-территориальных образований, самосто­ятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государствен­ном устройстве и правовых нормах.

Построение бюджетной системы зависит от формы госу­дарственного и административного устройства страны.

По степе­ни распределения власти между центром и административно-тер­риториальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные .

Унитарное (единое) государство - это форма государствен­ного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или авто­номии.

Бюджетная система унитарного государства со­стоит из двух звеньев - государственного бюджета и местных бюджетов .

Федеративное (объединенное) государство - это форма го­сударственного устройства, при которой государственные обра­зования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической состоятельностью в пре­делах распределенной между ними и центром компетенции.

Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и со­стоит из федеративного бюджета , бюджетов членов федерации и местных бюджетов .

Конфедеративное (союзное) государство - это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения полити­ческих или военных целей. У государств - членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые сис­темы .

Российская Федерация имеет федеративное государственное устройство, где каждый уровень управления имеет свой бюджет.

Бюджетная система Российской Федерации – трехзвенная, и представляет собой совокупность бюджетов трех уровней:

Первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

Второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюд­жеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

Третий уровень - местные бюджеты.

Бюджетная система Российской Федерации построена на основе следующих прин­ципов:

1. Принцип единства бюджетной системы , который обеспечи­вается единством бюджетного законодательства, денежной сис­темы, бюджетной классификации, форм бюджетных документов и бюджетной отчетности, бюджетной политики и т.п.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровня­ми бюджетной системы.

3. Самостоятельность бюджетов всех уровней выражается в наличии у каждого бюджета своих источников доходов, в праве каждого бюджета самостоятельно расходовать их по своему ус­мотрению, определять источники финансирования дефицита бюджета.

4. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем расходов должен быть равен объему доходов плюс источники финансирования дефицита бюджета (размер дефицита бюджетов всех уровней ограничен Бюджетным кодексом).

5. Принцип эффективного и экономного использования бюд­жетных средств.

6. Принцип достоверности бюджета означает надежность всех показателей бюджетов, их адекватность существующему эконо­мическому положению.

7. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает необходимость их отражения в бюджетах в полном объе­ме и в обязательном порядке.

8. Принцип гласности , то есть необходимость публикации зако­нов о бюджетах и отчетов об их исполнении в открытой печати.

9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей с обозначением цели их использования.

Бюджетная система — это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

Построение бюджетной системы зависит от формы государственного устройства страны. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные .

Унитарное (единое) государство — это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление экономическими и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев — государственного и местных бюджетов.

Федеративное (объединенное) государство — это форма государственного устройства, при котором государственные и административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из федеративного бюджета, бюджетов членов Федерации и местных бюджетов.

Конфедеративное (союзное) государство — это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств — членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.

Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и ее государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.

В соответствии с Конституцией РФ (статьи 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (статья 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

— федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

— бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

— местных бюджетов.

Схема консолидированного бюджета Российской Федерации представлена на рис. 6.1.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т. е. бюджеты субъектов

Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты. К основным принципам функционирования бюджетной системы Российской Федерации относятся:

· единство бюджетной системы — означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы; разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации — означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств

· общее (совокупное) покрытие расходов бюджета — означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;

· самостоятельность бюджетов разных уровней право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы осуществлять бюджетный процесс; наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня; законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов; право органов государственной власти и местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств.

· сбалансированность бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;

Рисунок 6.1 – Схема консолидированного бюджета Российской Федерации

· эффективность и экономичность использования бюджетных средств — означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств;

· равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований — означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных

трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными законодательством;

· полнота отражения доходов и расходов бюджетов разных уровней, государственных внебюджетных фондов, означающая то, что все доходы и расходы бюджетов разных уровней, государственных внебюджетных фондов подлежат отражению в бюджетах в полном объеме в обязательном порядке;

· гласность – обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении;

· достоверность означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;

· адресность и целевой характер бюджетных средств — означает, что бюджетные средства выделяются в

распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Федеративное устройство России, разграничение прав и полномочий между центром и субъектами Федерации являются предпосылкой финансово-бюджетного федерализма.

Финансово-бюджетный федерализм – это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, в частности в бюджетной сфере.

Организационное построение бюджетной системы всецело зависит от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных государств включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты. У государств с федеративным устройством наряду с федеральным и местными бюджетами выделяются бюджеты субъектов федерации (штатов в США, Бразилии, Индии; земель в Германии; республик, краёв, областей и автономных округов в России). Однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней. Таким образом, бюджетная система России, как федеративного государства состоит из трёх уровней:

первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов: 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, городские бюджеты Москвы и Санкт - Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

Бюджетным кодексом РФ законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:

  • - единства бюджетной системы Российской Федерации;
  • - разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
  • - самостоятельности бюджетов;
  • - полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных
  • - сбалансированности бюджета;
  • - эффективности и экономности использования бюджетных средств;
  • - общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  • - гласности;
  • - достоверности бюджета;
  • - адресности и целевого характера бюджетных средств.

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Материальной основой доходов бюджета является национальный доход. В периоды чрезвычайных обстоятельств, когда национального дохода не хватает для покрытия финансовых нужд, государство привлекает национальное богатство. Это означает реализацию отдельных видов государственной собственности, например, иностранных ценных бумаг, золотого запаса, государственных предприятий, других видов имущества, что в итоге приводит к сокращению материальных ценностей, принадлежащих государству; уменьшению золотовалютных резервов, капиталовложений за границей, а в отдельных случаях -- и основного капитала.

Виды доходов бюджета:

  • 1) налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также штрафы и пени);
  • 2) неналоговые; а также доходы целевых бюджетных фондов.

Методы хозяйствования. Если преобладают рыночные методы, то меньшая доля финансовых ресурсов концентрируется в бюджете, при административно-командных методах – наоборот. В СССР, например, около 80% финансовых ресурсов перераспределялось через государственный бюджет ;

Специфические условия, характерные для определенного исторического этапа развития страны. В СССР после “военного коммунизма” в 1923-26 гг. уровень концентрации финансовых ресурсов в бюджете достигал 90%. Тогда в концепции сущности советских финансов финансовые ресурсы отождествлялись только с бюджетными ресурсами);

Цели и задачи бюджетной политики, определяющие приоритетные направления распределения бюджетных средств в пользу отдельных отраслей экономики, территорий, определенных категорий граждан. При проведении пенсионной реформы, реформы образования и здравоохранения, реформы по замене натуральных льгот денежными компенсациями, при реформировании вооруженных сил и т. п., необходимы значительные финансовые ресурсы. После проведения реформ объемы финансирования из бюджетов реформированным отраслям должны снижаться, а следовательно и уровень концентрации финансовых ресурсов в бюджете должен снизиться, но на момент проведения реформ уровень концентрации повышается;

Исторические традиции, присущие соответствующему государству. В России был силён уклад государственного начала в управлении, поэтому имеется более высокая степень концентрации финансовых ресурсов в бюджетных фондах по сравнению с другими странами.

Сочетание вышеуказанных факторов определяет конкретный объем бюджетного фонда. Это происходит в процессе бюджетного планирования, что предъявляет высокие требования к обоснованности бюджетных расчетов на основе составления многовариантных расчетов бюджета с учетом научно-обоснованной потребности в средствах субъектов хозяйствования, определению эффективности и целесообразности заложенных в бюджете расходов.

2. Маневренность бюджетного фонда достигается (схема 1.7):

Соблюдением принципа общего (совокупного) покрытия расходов,

Использованием бюджетных кредитов,

Возможностью внесения изменений в утвержденные бюджетные назначения,

Образованием и использованием различных видов бюджетных резервов.

Принцип совокупного покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из его дефицита. Доходы бюджета не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов и в других случаях, определенных законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Соблюдение этого принципа обеспечивает возможность свободного распределения бюджетных средств по любым направлениям расходов в ходе формирования бюджета, а также бесперебойное финансирование расходов, предусмотренных законом о соответствующем бюджете.

Принцип единства кассы , предусмотренный Бюджетным кодексом РФ как основной принцип исполнения бюджетов , означает, что все доходы и поступления из источников финансирования дефицита бюджета зачисляются на единый счет бюджета и с него же осуществляются все расходы, предусмотренные по бюджету. Соблюдение этого принципа позволяет консолидировать все доходы и поступления на счете и направлять их бюджетополучателям исходя из утвержденных бюджетных назначений.

Бюджетные кредиты используются для покрытия внутригодовых кассовых разрывов между расходами и доходами бюджета в случае недостаточности средств оборотной кассовой наличности . Они предоставляются на срок не более шести месяцев и обязательно должны быть погашены в пределах текущего финансового года.

Предусмотренная бюджетным законодательством возможность внесения изменений в утвержденные бюджетные назначения позволяет обеспечить финансирование мероприятий, предусмотренных бюджетом, в рамках фактически поступивших бюджетных доходов, создать правовые основания для осуществления дополнительных расходов, не предусмотренных бюджетом, а также обеспечить перераспределение бюджетных средств в ходе исполнения бюджета. Решение этих задач достигается путем сокращения расходов бюджета при невыполнении плана доходов или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета; использования дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета доходов либо на уменьшение размера дефицита бюджета и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, либо на осуществление дополнительных расходов сверх утвержденных бюджетом, а также путем перемещения бюджетных средств распорядителями бюджетных средств между бюджетополучателями.

Бюджетные резервы обеспечивают устойчивость и мобильность бюджетного фонда. Под ними понимается обособленная в ходе бюджетного планирования часть средств бюджетов, предназначенных для обеспечения бесперебойного финансирования как запланированных, так и непредвиденных расходов , возникших внезапно и имеющих чрезвычайный или случайный характер (схема 1.9). Бюджетные резервы являются частью финансовых резервов, однако, в отличие от других видов финансовых резервов бюджетные обладают большей маневренностью и универсальностью, т. к. могут использоваться в любой отрасли и сфере экономики, глобальны по масштабам, охватывая все уровни управления - федеральный, региональный и местный.

Необходимость создания бюджетных резервов связана (схема 1.9) с:

Возможными ошибками и просчетами, допущенными в ходе бюджетного планирования, особенно в части планирования трудно предсказуемых основных показателей социально-экономического развития (темпы экономического роста, динамика валютного курса , уровень инфляции, уровень цен на энергоносители и др.);

Необходимостью ликвидации возникающих диспропорций в процессе исполнения бюджета,

Дополнительными непредвиденными расходами.

Бюджетные резервы используются в следующих случаях (схема 1.10):

При невыполнении доходной части бюджета в том случае, если невозможно сбалансировать доходы и расходы посредством планового сокращения расходов;

Для возмещения ущерба, причиненного стихийными бедствиями;

Для покрытия внутригодовых кассовых разрывов.

Бюджетные резервы создаются в бюджетах всех уровней и видов. Основными их видами являются (схема 1.11):

Резервный фонд Президента Российской Федерации;

Резервный фонд Правительства Российской Федерации;

Резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий;

Фонды непредвиденных расходов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

Оборотная кассовая наличность;

Свободный остаток бюджетных средств на начало текущего финансового года.

Законодательному утверждению подлежат:

Размер резервных фондов (в рамках законов или решений о бюджете на очередной финансовый год);

Ограничения по направлениям использования резервных фондов.

Нормативными актами органов исполнительной власти регламентируется порядок расходования средств резервных фондов. Финансирование мероприятий из резервных фондов осуществляется на основании письменного распоряжения органа исполнительной власти.

Законодательством запрещено создание резервных фондов законодательных (представительных) органов (ст. 81 п.2, ст.153 п.2 Бюджетного кодекса РФ).

Общий размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3 процента утвержденных расходов федерального бюджета.

Размер резервных фондов в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах устанавливается органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при утверждении собственных бюджетов на очередной финансовый год.

Маневренность бюджетного фонда проявляется как в процессе его формирования, так и использования (схема 1.7). Так, маневренность в ходе формирования бюджетного фонда проявляется в отсутствии закрепленности определенных доходов за соответствующими расходами бюджета, что позволяет уже при формировании бюджета маневрировать доходами, направляя их на осуществление расходов, определенных приоритетными, в соответствии с целями и задачами бюджетной политики. Другими инструментами обеспечения маневренности бюджетного фонда в ходе бюджетного планирования является использование оборотной кассовой наличности, а также бюджетных кредитов.

Необходимость обеспечения маневренности бюджетного фонда в ходе его использования связана с тем, что фактически достигнутые в течение бюджетного года показатели (темпы экономического роста, уровень инфляции, показатели доходов и поступлений из источников финансирования дефицита) отклоняются от предусмотренных в бюджете. В ходе исполнения бюджета маневренность обеспечивается соблюдением принципа единства кассы, использованием всех видов резервов, включая оборотную кассовую наличность, бюджетных кредитов, внесением изменений в бюджетные назначения. Тем самым отдельные инструменты (например, бюджетные кредиты и оборотная кассовая наличность) обеспечивают мобильность бюджетного фонда и при его формировании, и при его использовании.

Для управления средствами государственных внебюджетных фондов созданы одноименные организации, являющиеся финансово - кредитными учреждениями, деятельность которых регулируется утвержденными положениями (или уставами), в которых определяются задачи и функции этих организаций по управлению средствами фондов. Для уяснения этого вопроса необходимо понимать, что под одним и тем же термином понимается и государственный внебюджетный фонд (как фонд денежных средств) и организация, на которую возложены функции управления средствами фонда (схема 1.17).

2. Бюджетная система Российской Федерации

В бюджетном законодательстве понятия «бюджетное устройство » и «бюджетная система» используются как синонимы. Между тем в российской и зарубежной экономической литературе данные понятия различаются, при этом понятие «бюджетное устройство» трактуется как более широкое, нежели понятие «бюджетная система».

Бюджетное устройство любой страны - организационное построение бюдже­та, отражающее как его структуру, так и формы взаимодействия (схема 1.18). Бюджетная система как наиболее важный элемент бюджетного устройства представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве страны совокупность бюджетов всех ее государственных и административно-территориальных образований, объединенных на основе определенных принципов и имеющих между собою установленные законом взаимоотношения (схема 1.19). Тем самым бюджетное устройство - понятие более широкое, чем бюджетная система, включающее помимо самой бюджетной системы:

Бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления;

В составе факторов, определяющих построение бюджетной системы государства, следует выделить:

Форму государственного устройства (федеративная либо унитарная);

Политический режим (демократический, тоталитарный, либерально-демократический и т. д.);

Исторические и национальные особенности развития государства;

Цели и задачи экономической и финансовой политики.

Первичным элементом бюджетной системы выступают виды бюджетов. Вид бюджета - форма организации бюджетных ресурсов конкретного органа государственной власти или органа местного самоуправления, финансовой базой деятельности которого он является (схема 1.20). Совокупность видов бюджетов, соответствующих определенному уровню государственной власти или местного самоуправления, образуют уровень бюджетной системы государства (схема 1.20).

Таким образом, число уровней бюджетной системы прямо производно от числа уровней системы государственной власти и местного самоуправления в государстве. Бюджетная система унитарного государства включает два уровня - центральный и уровень местных бюджетов; в свою очередь, бюджетная система федеративного государства трехуровневая и объединяет наряду с федеральным бюджетом (бюджетом центрального звена) уровень региональных бюджетов и уровень местных бюджетов (схема 1.21).

Верхний уровень бюджетной системы и в унитарных, и в федеративных государствах представлен всегда одним бюджетом – бюджетом центрального правительства в унитарных государствах или федеральным бюджетом в федеративных государствах. Второй уровень бюджетной системы, как и третий, представлен разными видами бюджетов.

В государствах с федеративным устройством бюджеты среднего звена бюджетной системы могут соотноситься с федеральным бюджетом по-разному. Если взаимоотношения бюджетов субъектов федерации с федеральным бюджетом строятся в соответствии с принципом равенства – это симметричная федерация с симметричными бюджетными правами субъектов федерации. Если же взаимоотношения субъектов федерации с федеральным центром характеризуются неравенством – это асимметричная модель бюджетной системы федеративного государства с неравными бюджетными правами субъектов федерации.

Существенные различия в организации и характере функционирования бюджетных систем имеются в государствах с либерально-демократической и административно-командной системами управления . В первых важнейшим принципом построения бюджетной системы является самостоятельность каждого бюджета, обусловленная широкими демократическими правами каждого органа власти; в государствах с административно-командной системой управления бюджетная система строится на принципе единства , когда каждый бюджет выступает как часть единого государственного бюджета страны и принципе централизма , означающем не только высокую степень централизации бюджетных средств на верхнем уровне бюджетной системы, но и почти безграничные возможности перераспределения средств между звеньями бюджетной системы и видами бюджетов на основе централизованно принимаемых решений (например, бюджетная система бывшего Советского Союза).

В демократических государствах, характеризующихся рыночными методами хозяйствования, бюджетные системы могут различаться степенью самостоятельности каждого бюджета, входящего в бюджетную систему страны. В зависимости от этого различаются бюджетные системы американского и западно-европейского типа .

Бюджеты внутри системы американского типа являются не только самостоятельными, но и автономными; здесь принцип «один налог – один бюджет» реализуется, как правило, полностью.

В бюджетных системах западно-европейского типа самостоятельность каждого бюджета органично сочетается с возможностью получения субфедеральными и муниципальными органами стабильной финансовой помощи из других бюджетов при наличии резких колебаний в уровне социальной обеспеченности граждан по территории страны. В таких бюджетных системах используются методы бюджетного выравнивания социальной обеспеченности граждан разных территорий, что обусловлено социально-ориентированной моделью экономики (например, бюджетная система ФРГ).

Бюджетная система страны может быть представлена в расширенном варианте – тогда в нее входит не только совокупность бюджетов всех уровней, но и свод внебюджетных фондов. Понятие расширенной бюджетной системы используется в практике международных сопоставлений, когда наряду с только бюджетными показателями важно учесть количественные параметры внебюджетных фондов.

Основой для построения бюджетных систем федеративных (а нередко и унитарных) государств является бюджетный федерализм. Бюджетный федерализм - это такая организация бюджетных отношений, которая позволяет в условиях самостоятельности каждого бюджета предоставлять на территории всей страны ее жителям равный и гарантированный государством перечень общественных услуг (безопасность, социальная защита , образование и т. п.), а для этого - органично сочетать фискальные интересы федерации с интересами ее субъектов; разграничивать бюджетные полномочия, бюджетные расходы и доходы; распределять и перераспределять бюджетные ресурсы между федеральным бюджетом и консолидированными бюджетами субъектов федерации, выравнивая бюджетную обеспеченность территорий, оказавшихся в разных социально-экономических, географических, климатических и пр. условиях.

Федерализм, влияя на бюджетную систему страны, предопределяет наличие следующих принципов ее построения:

· равенство бюджетных прав субъектов федерации и муниципальных образований ;

· разграничение бюджетных полномочий между органами государственной власти разного уровня и органами местного самоуправления в соответствии с возложенными на них задачами и функциями;

· разграничение бюджетных расходов и доходов между уровнями бюджетной системы в соответствии с бюджетными полномочиями органов государственной власти разного уровня и органами местного самоуправления;

· прозрачность межбюджетного перераспределения средств.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов федерации (муниципальных образований) означает установление государством (субъектом федерации) единых и обязательных для всех субъектов федерации (муниципальных образований) норм и правил, определяющих компетенцию региональных органов государственной власти (органов местного самоуправления) в области регулирования бюджетных отношений и осуществления бюджетного процесса .

Принцип разграничения бюджетных полномочий между органами государственной власти разного уровня и органами местного самоуправления означает разграничение предметов ведения, прав и обязанностей в области бюджетных отношений между органами государственной власти федерации, органами государственной власти субъектов федерации и органами местного самоуправления.

Принцип разграничения расходов и доходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление на долговременной основе расходов (в соответствии с возложенными на органы власти и управления полномочиями), соответствующих видов доходов (полностью или частично) за органами государственной власти федерации, органами государственной власти субъектов федерации, органами местного самоуправления.

Прозрачность межбюджетного перераспределения средств означает установление такой системы перераспределения бюджетных средств между уровнями бюджетной системы, которая была бы ясной и понятной для всех субъектов федерации, строилась бы на принципах справедливости и предоставляла бы всем территориям равные возможности для выравнивания своей бюджетной обеспеченности.

Ключевым положением в содержании бюджетного федерализма является единство интересов, основанное на сочетании интересов бюджетов всех уровней. Такое сочетание не ущемит интересы федерального бюджета, если в бюджетной системе будут четко разграничены полномочия между органами государственной власти разных уровней и органами местного самоуправления. От того, как складываются отношения между федеральным центром и субъектами Федерации, во многом зависят и взаимоотношения внутри субъектов Федерации, то есть между региональными органами власти и органами местного самоуправления.

Современная бюджетная система Российской Федерации складывалась под воздействием исторических условий формирования российской государственности. До 1991 года бюджетная система СССР (одной из союзных республик которой была РСФСР) объединяла союзный бюджет, государственные бюджеты 15 союзных республик (включавшие республиканские бюджеты союзных республик, государственные бюджеты автономных республик и местные бюджеты) и бюджет государственного социального страхования . Единый Государственный бюджет СССР, который консолидировал все вышеперечисленные бюджеты, когда каждый нижестоящий бюджет включался в качестве составной части в вышестоящий бюджет, утверждался высшим законодательным органом страны - Верховным Советом СССР. Тем самым при утверждении Государственного бюджета СССР утверждался объем доходов и расходов всех нижестоящих бюджетов. Вместе с тем после принятия единого бюджета страны каждый представительный орган власти (республиканский, краевой, областной и т. д.) принимал своими законами или решениями соответствующий консолидированный бюджет (бюджет республики, бюджет края, бюджет области).

Таким образом, бюджетная система страны до образования Российской Федерации как суверенного государства, строилась на двух основных принципах - единства и демократического централизма, которые были провозглашены в законах, регулирующих бюджетные права Союза СССР, союзных и автономных республик, местных Советов народных депутатов. Единство бюджетной системы предполагало, прежде всего, составление и утверждение единого (консолидированного) государственного бюджета законодательным актом высшего представительного органа власти страны – Верховного Совета СССР. Единство бюджетной системы было обусловлено единством доходной базы, единым планом экономического и социального развития страны, едиными принципами и правилами бюджетного планирования и бюджетного финансирования .

Принцип демократического централизма заключался в сочетании централизованного руководства всей бюджетной системой из единого центра с предоставлением определенных бюджетных прав республиканским и местным органам власти. Централизм выражался в наличии единых для всех бюджетов общегосударственных налогов и доходов, высокой степени концентрации бюджетных средств в союзном бюджете (она достигала в отдельные годы 70%) и соответственно финансовой зависимости республиканских и местных органов власти от союзного центра, а также в широком использовании системы бюджетного регулирования (путем ежегодного перераспределения бюджетных средств, в основном через нормативы отчислений от общегосударственных налогов и доходов и дотации, предоставляемые вышестоящими органами власти нижестоящим). При такой системе распределения бюджетных средств демократизм как принцип построения бюджетной системы, заключался только в необходимости составления и утверждения соответствующим органом власти консолидированного бюджета своей территории. Однако при этом не могли быть нарушены основные параметры, заложенные в едином Государственном бюджете СССР – уменьшена сумма доходов, установленная вышестоящим органом власти конкретному бюджету, и изменен индивидуальный норматив отчислений от регулирующих доходов, определенный для соответствующего бюджета.

Образование Российской Федерации как самостоятельного государства предопределило радикальные изменения в составе и принципах построения бюджетной системы, что нашло отражение первоначально в принятии Закона РСФСР от 10.10.91 г. № 000-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР". В данном законе впервые был сформулирован принцип самостоятельности бюджетов, входящих в бюджетную систему РСФСР. В соответствии с этим законом бюджетная система определялась как совокупность республиканского бюджета РСФСР, республиканских бюджетов республик в составе РСФСР, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований РСФСР. После принятия в 1993 году Конституции РФ понятие бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований РФ было конкретизировано в Законе РФ от 15.04.93 № 000-1 «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления», в соответствии с которым они были представлены:

Республиканскими бюджетами республик в составе РФ;

Областным бюджетом автономной области;

Окружными бюджетами автономных округов;

Краевыми бюджетами краев;

Областными бюджетами областей;

Городскими бюджетами городов Москвы и Санкт-Петербург;

Местными бюджетами.

7) результативности и эффективности использования бюджетных средств;

8) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

9) прозрачности (открытости);

10) достоверности бюджета;

11) адресности и целевого характера бюджетных средств

12) подведомственности расходов бюджета

13) единства кассы.

Следует отметить, что первые четыре принципа относятся к построению бюджетной системы РФ; принципы «результативности и эффективности использования бюджетных средств» и «адресности и целевого характера бюджетных средств» - к организации системы бюджетного финансирования, а остальные принципы – к организации бюджетного процесса. Таким образом, в ст. 28 Бюджетного кодекса РФ говорится о разнородных принципах, одни из которых определяют собственно построение бюджетной системы, другие – характер ее функционирования.

Принцип единства бюджетной системы РФ означает (схемы 1.26), (тест 1.6):

Единство бюджетного законодательства РФ;

Единство принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ;

Единство форм бюджетной документации и отчетности;

Единство бюджетной классификации бюджетной системы РФ;

Единство санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ;

Единый порядок установления и исполнения расходных обязательств;

Единый порядок формирования доходов и осуществления расходов бюджетов разных уровней бюджетной системы РФ;

Ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов разных уровней бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений .

Содержание принципа единства современной бюджетной системы РФ радикально отличается от принципа единства бюджетной системы в условиях административно-командной системы управления экономикой, который означал консолидацию всех бюджетов в едином бюджете и утверждение его в форме закона. В отличие от такой модели современная бюджетная система РФ может быть представлена в виде «разобранной матрешки», все составные части которой находятся в распоряжении разных органов государственной власти и органов местного самоуправления и утверждаются отдельными законами (решениями) о соответствующем бюджете. Поэтому принцип единства означает лишь создание единых правовых и организационных основ функционирования бюджетной системы и предполагает единство правовой базы, денежной системы , форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, а также ведения бухгалтерского учета средств бюджетов всех уровней.

Принцип самостоятельности бюджетов означает (схемы 1.27), (тест 1.8):

Право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

Право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ;

Право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ;

Право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ);

Недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;

Бюджетная система государства, её сущность. Модели построения бюджетной системы в федеративных и унитарных государствах. Бюджетное устройство Российской Федерации. Бюджетное законодательство РФ.

Бюджет как финансовая основа деятельности органов государственного управления и местного самоуправления. Бюджетная система РФ, её структура. Принципы построения бюджетной системы РФ, их содержание. Современные тенденции развития бюджетной системы РФ.

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА - основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех бюджетов государства, взаимосвязанных между собой установленными законом отношениями. Бюджетная система страны основывается на политическом строе общества, экономической системе государства и его административно-территориальном делении.

От формы государственного и административного устройства страны зависит построение бюджетной системы. По сте­пени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделя­ются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государство - это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные обра­зования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действуют единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев - государственного и местных бюджетов.

Федеративное (объединенное) государство - это форма госу­дарственного устройства, при которой государственные образо­вания или административно-территориальные образования, вхо­дящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенции. Бюджетная система федеративных государств трехзвенна и со­стоит из федеративного бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.



В госу­дарствах с федеративным устройством бюджеты среднего зве­на бюджетной системы могут соотноситься с федеральным бюджетом по-разному. Если бюджетная система федератив­ного государства строится на принципе равенства бюджетов субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, то такая модель бюджетной системы называется симметричной; и наоборот, если взаимоотношения субъектов Федерации с федеральным центром характеризуются неравенством, то такая модель бюджетной системы называется асимметричной.

Конфедеративное (союзное) государство - это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения поли­тических или военных целей. Бюджет такого государства фор­мируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств-членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.

Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы, которая включает 3 важных характеристики: структуру бюджетной системы; организационные принципы построения бюджетной системы; взаимосвязи бюджетов, объединенных в бюджетной системе. Бюджетное устройство определяется государственным устройством.

Бюджетное устройство РФ определяется бюджетным федерализмом – форма автономного функционирования бюджетов различных уровней, основанная на четко сформулированных и закрепленных в законодательстве нормах и положениях. Бюджетный федерализм предполагает:1. самостоятельность бюджетов БС РФ; 2. законодательное закрепление расходных функций бюджетов различных уровней; 3. разграничение доходных источников бюджетов по уровням; 4. бюджетное выравнивание путем предоставления финансовой помощи

Правовой базой бюджетной системы РФ является:

Конституция РФ

ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

Законы субъектов о бюджетном процессе

Правовые акты органов МСУ о бюджетном процессе

Фед. Законы о федеральном бюджете

Законы субъектов РФ о бюджете

Правовые акты МСУ

Кроме того, применяются такие документы как специальные законы и нормативные акты о финансировании тех или иных отраслей, закон о бюджетной классификации, документы, регламентирующие планирование распределения бюджетных средств и т.д.

Бюджет – универсальная форма образования и расходования денежных средств (общественных фондов) для финансового обеспечения задач и функций государства, регулирования секторов экономики и социальной сферы.

Бюджету государства как экономической категории присущи две функции :

1. распределительная (перераспределение денежных доходов ме­жду разными сферами деятельности, подразделениями обще­ственного производства, уровнями государственного управ­ления, социальными слоями общества и т.д.);

2. контрольная (сигнализация обо всех отклонениях в движе­нии бюджетных средств и контроль результатов расходования бюджетных средств).

Бюджет выполняет следующие задачи :

ПерераспределениеВВП;

Государственное регулирование и стимулирование эконо­мики;

Финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществ­ления социальной политики государства;

Контроль за образованием и использованием централизо­ванных фондов денежных средств.

Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев:

ü федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

ü региональных бюджетов, или бюджетов субъектов Федерации.

ü местных бюджетов, или бюджетов муниципальных образований.(бюджеты ГО и муниципальных районов, бюджеты городских и сельских поселений)

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах :

- единства бюджетной системы Российской Федерации . Означает единство бюджетного законодательства России, принципов организации и функционирования бюджетной системы, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности и пр.

- разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации . Означает закрепление доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за различными уровнями бюджетов;

- самостоятельности бюджетов . Принцип самостоятельности бюджетов означает:

* право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

* право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

* право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты, самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов,

* недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;

* право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;

- равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований . Означает определение бюджетных полномочий, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК.

- полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов . Означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

- сбалансированности бюджета . Означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

- результативности и эффективности использования бюджетных средств . Означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов . Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета.

- достоверности бюджета . Означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;

- адресности и целевого характера бюджетных средств . Означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

- подведомственности расходов бюджетов . Означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

- единства кассы . Означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета.

- Принцип прозрачности (открытости) означает:

обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;