Карты

Экономическая мысль древней греции связана с именем. Контрольная работа: Экономическая мысль Древней Греции. Аристотель. Научная мысль средневековья: основные представители

Экономическая мысль Древней Греции. Экономическая мысль Древней Греции представлена трудами выдающихся древнегреческих философов Ксенофонта (430-354 гг. до н.э.), Платона (428- 347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), представляющими собой лучшие достижения экономической мысли античного рабства.

Ксенофонт был ревностным защитником натурального хозяйства и рабовладения. Он возвеличивал земледелие, от которого зависит благополучие народа и благодаря которому «люди добывают себе все, что нужно для жизни». Свои экономические воззрения Ксенофонт изложил в трактате «Домострой» , в котором приводятся следующие положения:

    разделение труда на умственный и физический виды, а людей – на свободных и рабов имеет естественное (природное) происхождение;

    природному предначертанию отвечает преимущественное развитие земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей (ремесло осуждает человека на сидячий образ жизни, вредный для тела, и лишает людей солнца);

    производительно может выполняться «наиболее простая работа»;

    степень разделения труда обусловлена, как правило, размерами рынка сбыта;

    всякому товару присущи полезные свойства (потребительная стоимость) и способность обмениваться на другой товар (стоимость);

    деньги изобретены людьми для того, чтобы с их помощью осуществлять товарное обращение и накопление богатства, но не ростовщическое обогащение.

Платон

Платонв своих трудах большое внимание уделил модели идеального государства. Основной целью идеального государства он считал «изгнание страсти к наживе» , поскольку излишек порождает такие отвратительные качества, как лень и жадность. По мнению Платона, всякий прибавочный продукт следует рассматривать как подрыв общественного порядка, как кражу. Модель идеального государства, лишенного присущих Афинам противоречий, строилась Платоном на четком делении людей на классы, в связи с их общественными и хозяйственными функциями.

В своих произведениях «Государство» и «Законы» Платон охарактеризовал два проекта идеального государства. В первом сочинении он отметил, что аппарат управления идеального государства должен быть представлен двумя сословиями: аристократическим сословием (философами) и сословием воинов. Философы – это наиболее здравомыслящие люди, способные к познанию мира и управлению людьми. Главная задача философов - действовать от имени и на благо всего общества, отрекаясь то личных пристрастий. Главная обязанность воинов – защищать народ. Для успешного выполнения своих функций для воинов предусматривалась спартанская система физического воспитания, лагерный режим, строгая дисциплина, общий стол (уравнительное распределение). Стремление воинов к обогащению осуждалось. По мнению Платона эти два сословия не должны обладать собственностью и обременять себя хозяйством, их материальное обеспечение должно стать общественным. Остальная часть общества отнесена к третьему сословию, названному Платоном чернью (земледельцы, ремесленники, купцы, обладающие и распоряжающиеся собственностью), и к рабам. Главной обязанностью этого сословия является производство материальных благ, необходимых всему обществу. Данное сословие должно иметь личную заинтересованность в результатах своего труда и поэтому оно наделялось частной собственностью.

Во втором произведении («Законы») Платон выдвигает обновленную модель идеального государства, осуждает ростовщичество, обосновывает ведущую роль в хозяйстве земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей. В этой модели граждане высших сословий наделялись правом владения и пользования (неполное право собственности) предоставляемым по жребию государством домом и земельным наделом. Проектом оговаривалась возможность последующей передачи земли по наследству одному из детей. В предложенной Платоном модели идеального государства земельный надел являлся основой доходов свободного гражданства. Платон предложил законодательно ввести «пределы бедности и богатства». «Пределом бедности» считался один земельный надел, который нельзя потерять ни при каких обстоятельствах (он всегда сохранялся в семье). «Предел богатства» - четыре-пять земельных наделов (или стоимость их в деньгах). Имущество сверх «предела богатства», по мнению Платона, должно перераспределяется государством в пользу неимущих.

Аристотель

Огромный вклад в развитие экономической мысли античности внес Аристотель. Аристотеля часто называют первым экономистом в истории науки, поскольку он был первым, кто подверг анализу экономические явления и попытался выявить закономерности общественного развития.

Основные положения экономической концепции Аристотеля:

    человек – это общественное животное, которое может жить только в обществе и государстве;

    созданию государства способствует обмен между людьми;

    ни производство, ни жизнь не могут обойтись без рабов, так как орудия труда не могут сами работать;

    рабы - источник богатства;

    должен быть средний достаток (предлагал усилить «средний класс» для прекращения распрей, возникающих на почве неравенства);

    необходима частная собственность (корни частной собственности он нашел у животных);

    одну и ту же вещь можно использовать по-разному: по назначению (потребительная стоимость) и не по назначению (меновая стоимость);

    деньги - средство сравнивать разные блага, поэтому их нельзя давать в ссуду под % (утверждал, что деньги возникли по соглашению между людьми в результате неудобства перевозки многих вещей на далекие расстояния).

Особое значение в экономической концепции Аристотеля занимает теоретический анализ обмена и стоимости. Он был первым, кто поставил вопрос об определении пропорции обмена. Этот вопрос на протяжении многих веков был и до сих пор остается дискуссионным. Ответ на данный вопрос разделил всех экономистов в истории науки на сторонников трудовой теории стоимости и сторонников других теорий, определяющих стоимость вещи исходя из субъективной оценки ее полезности.

У самого Аристотеля существовало несколько точек зрения на решение проблемы определения пропорции обмена. Аристотель пытался искать справедливость обмена в арифметической пропорции. В его трудах можно найти и зачатки трудовой теории стоимости, и высказывания о том, что в основе пропорций обмена товаров лежит их полезность, и утверждение, что сравнимыми товары делают деньги, которые являются общей для всех потребностью.

Исследуя экономическую организацию современного ему общества Аристотель выдвинул оригинальную концепцию об экономике и хрематистике . Согласно данной концепции все виды хозяйства и деятельности людей он относил к одной из двух сфер – естественной (экономика) и неестественной (хрематистика). Первая из них представлена земледелием, ремеслом и мелкой торговлей и должна поддерживаться государством, т.к. ее звенья способствуют удовлетворению насущных жизненных потребностей населения. Вторая же основана на бесчестных крупных торговых, посреднических и ростовщических операциях, проводимых ради достижения корыстной цели – наживать состояние. Аристотель считал, что в искусстве наживать состояние никогда не бывает предела в достижении цели, поскольку самой целью является беспредельное богатство и обладание деньгами. По мнению Аристотеля хрематистика неизбежно вырастает из экономики. Разрушение экономики и превращение ее в хрематистику он связывал с изобретением денег.

Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира, базируются в основном на материалах дошедших до нас литературных источников. Но существенной особенностью идеологии рассматриваемого периода, в том числе и в области хозяйственной жизни, является ее сугубо богословский характер. По данной причине средневековым экономическим доктринам присущи многообразные хитросплетения схоластических и софистических суждений, причудливые нормы религиозно-этического и авторитарного свойства, с помощью которых предполагалось не допустить грядущего утверждения рыночных экономических отношений и демократических принципов общественного устройства.

Средневековый тип натурально-хозяйственных отношений, или феодализм, зародился, как известно, в Ш-VIII вв. в ряде государств Востока и V-XI вв. - в странах Европы. И с самого начала вся полнота политической власти и экономического могущества была в них достоянием светских и церковных феодалов, которые как явно, так и неявно осуждали тенденции расширения масштабов товарности экономики и ростовщичества.

В экономической литературе в числе наиболее значимых представителей средневековой экономической мысли на Востоке, как правило, упоминаются видный идеолог арабских государств Ибн Хальдун, а в Европе - лидер так называемой поздней школы канонизма Фома Аквинский. Об их творческом наследии и последует далее речь.

Ибн Хальдун (1332-1406). Его жизнь и творчество связаны с арабскими странами на севере Африки, где в духе, как принято говорить, азиатского способа производства государство традиционно сохраняло за собой право владения и распоряжения значительными земельными угодьями, сбора для нужд казны обременительных налогов с доходов населения. Причем с тех пор, как в начале VII в. на землю снизошли «откровения Бога» и услышавший их мекканский купец Мухаммед - первый проповедник Корана - возвестил мусульманский мир о новой (исламской) религиозной идеологии, ослабить «всесилие» антирыночных постулатов, казалось, ничто более не смогло бы.

Веру в незыблемость сословной дифференциации общества, т.е. в то, что «Аллах дал преимущество одним людям перед другими», а также в богоугодность бартерной по существу торговли, на всех этапах эволюции общества от «примитивности» к «цивилизации» попытался укрепить в душах всех правоверных и Ибн Хальдун, выдвинув с этой целью концепцию некой «социальной физики». Вместе с тем, последняя не лишена отдельных поучительных идей и историко-экономических обобщений, таких, например, как необходимость возвышенного отношения к труду, порицание скупости, жадности и расточительства, понимание объективного характера прогрессивных структурных изменений в сферах экономики, благодаря которым к давним хозяйственным заботам людей в земледелии и скотоводстве прибавились сравнительно новые занятия в ремесленном производстве и торговле.

Переход к цивилизации и соответственно избыточному производству материальных благ позволит, по мнению Ибн Хальдуна, многократно приумножить национальное богатство, и со временем каждый человек сможет обрести больший достаток вплоть до предметов роскоши, но при этом никогда не наступит всеобщее социальное и имущественное равенство и не исчезнет деление общества на «слои» (сословия) по имущественному признаку и принципу «предводительства».

Развивая тезис о проблеме достатка и недостатка в обществе материальных благ, мыслитель указывает на ее обусловленность прежде всего размерами городов, точнее, степенью их заселенности и делает следующие выводы.

С ростом города растет достаток в «необходимом» и «лишенном необходимости», приводя к снижению цен на первое и росту цен на второе и свидетельствуя одновременно о процветании города.

Малочисленность населения города является причиной дефицита и дороговизны всех необходимых его населению материальных благ.

Расцвет города (как и общества в целом) реален в условиях снижающихся размеров налогов, включая пошлины и поборы правителей на городских рынках.

Фома Аквинский (Аквинат) (1225-1474). Этот итальянский монах-доминиканец считается наиболее авторитетной фигурой упоминавшейся выше школы канонистов на позднем этапе ее развития. Его воззрения в области социально-экономического устройства общества существенно разнятся с положениями основателя канонизма, или, как еще говорят, ранней школы канонистов, Августина Блаженного (354-430). При этом, на первый взгляд, Ф.Аквинский, подобно Августину, опирается на те же принципы религиозно-этического свойства, на основе которых школа на протяжении ряда столетий трактовала правила хозяйственной жизни, установления справедливых цен и достижения эквивалентного и пропорционального обмена.

На самом же деле Ф.Аквинский, учитывая реалии своего времени, изыскивает сравнительно новые объяснения социального неравенства в условиях более дифференцированного, чем прежде, сословного деления общества. В частности, в работе «Сумма теологии» он оперирует уже не единичными, а массовыми проявлениями признаков утверждающих себя изо дня в день масштабных товарно-денежных отношений в возросших числом и своим могуществом городах. Иными словами, в отличие от ранних канонистов, прогрессирующий рост городского ремесленного производства, крупных торговых и ростовщических операций Ф.Аквинский не характеризует отныне как исключительно греховные явления и не требует их запрещения.

С точки зрения методологических позиций, внешне у автора «Суммы теологии» почти нет расхождений с ранними канонистами. Однако, если последние придерживались принципа неоспоримой авторитарности текстов священного писания и трудов церковных теоретиков, а также метода морально-этического обоснования сути экономических и явлений, то Ф.Аквинский наряду с названными инструментами исследования использует и так называемый принцип двойственности оценок, позволяющий средствами софистики диаметрально изменить суть первоначальной трактовки хозяйственного или экономической категории. 1

Понимание различий и совпадений в структуре исследовательского процесса и экономического явления заключается в рассмотрении принципа понимания, как расположены имущественные экономические отношения в процессе взаимодействия экономических субъектов. В данной ситуации важно проявление связи частей исследуемого экономического явления с целью организации, совпадения ее принципа с принципом ее исследования. При этом следует отметить, что наиболее полно проблема такого совпадения прослеживается в эволюции экономической мысли в период зарождения рыночной экономики и предпринимательства.

Вытеснение натурального хозяйства рыночными экономическими отношениями происходило на протяжении значительного промежутка времени, именуемого историками-экономистами не иначе как периодом (эпохой) меркантилизма. Широко распространена в экономической литературе и характеристика этого времени К.Марксом, назвавшим его периодом «первоначального накопления капитала». Кроме того, в марксистском толковании меркантилизм - это прежде всего один из последовавших за географическими открытиями моментов в процессе перехода от феодализма ж капитализму.

Между тем все экономисты современности единодушны как в том, что меркантилизм обозначил переходный период в зарождении экономической науки в качестве самостоятельной отрасли человеческих знаний в социально-экономической сфере, так и в том, что благодаря меркантилизму пришло понимание сдерживающих признаков научно-технического прогресса в доиндустриальной экономике. Латинские («mercari»- торговать), англофранцузские («mercantile» - торговый) и итальянские («mercante» - торговец, купец)в«меркантилизм», конечно же, не дают полного представления о сути меркантилистской системы, «принципы» научного мировоззрения которой господствовали на протяжении XVI--XVIII столетий.

В частности, идеологи меркантилизма были убеждены, что только деньги (золотые и серебряные) и сокровища олицетворяют богатство нации, государства. Приумножение богатства, полагали они, требует протекционистских мер по регулированию внешней торговли и того, чтобы поощрялся экспорт, сдерживался импорт и всемерно поддерживалась национальная промышленность. Наряду с этим из-за отсутствия должных теоретических познаний в области народонаселения меркантилисты считали возможным поддержание низкого уровня заработной платы благодаря росту населения (предложения рабочей силы).

По меркантилистской концепции достижение активного торгового баланса увязывается непременно с мерами государственного вмешательства, а источником богатства считается неэквивалентный обмен в результате торговых взаимоотношений с другими государствами. Причем не только меркантилисты, но и- подавляющая часть представителей вытеснившей их впоследствии классической политической экономии, безусловно, верили в абсолютную власть просвещенной деспотии, т.е. в монархию, и были весьма далеки от истинных принципов демократии.

К сказанному следует прибавить, что даже более 100 лет спустя после выхода в свет в 1664 г. книги английского меркантилиста Томаса Мена («Богатство Англии во внешней торговле, или Баланс нашей внешней торговли как принцип нашего богатства»), т.е. когда уже появилось «Исследование о природе и причинах богатства народов» великого Адама Смита (1776) и были опубликованы произведения крупнейших физиократов Ф.Кенэ и А.Тюрго, - еще тогда во Франции, например, сохранялись такие средневековые «традиции», как ремесленные цехи и феодальные привилегии (отменены в 1790 г.), а в Англии - Статут о ремесленниках и елизаветинский Закон о бедных (отменены соответственно в 1813-1814 и 1834 гг.). Другими словами, меркантилисты, ратуя за всеобщую коммерциализацию национального хозяйства, все же сдерживали этот процесс в отношении таких основных факторов производства, как труд и земля, без чего едва ли вообще возможна независимая рыночная экономическая система.

Характеризуя учение меркантилистов как систему практической политики, Н.Д. Кондратьев и другие современные экономисты прежде всего имеют в виду то обстоятельство, что промышленное производство в тот период контролировалось главным образом торговым капиталом, т.е. купцами. Благодаря последним эта сфера стала развиваться на коммерческой основе, и ее масштабы вышли далеко за пределы городов. Объяснялось это тем, что вплоть до конца XVIII в. преимущественно надомное производство не имело дорогого оборудования и поэтому, подключаясь к сфере промышленной деятельности, хорошо знавшие конъюнктуру рынка купцы мало чем рисковали, превратив ее в конечном счете в некий придаток торговли.

Таким образом, в ситуации доиндустриальной экономики меркантилистам не приходилось сталкиваться с проблемами регулярной занятости рабочей силы, организации неизвестного тогда еще фабрично-заводского производства. Основными их требованиями неизменно оставались превышение экспорта над импортом, стимулирование вывоза из страны капитала и ввоза в нее золота и роскоши из-за рубежа, недопущение в национальную экономику заграничных инвестиций.

Однако подобного рода теоретические установки, основанные на протекционистских настроениях в области государственного регулирования внешней торговли, наивное отождествление денег и богатства, всемерное одобрение общественных работ и другие постулаты меркантилистов в самом деле располагают к нелепым с позиций сегодняшней экономической науки выводам об «обязанности» государства обеспечивать население рабочими местами, придерживаться политики «разори соседа» ради обогащения собственного народа и т.п.

I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

39. Экономическая мысль Древнего Рима, Древней Греции, Средневековья

Выразители экономической мысли древнего мира – крупные мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств – стремились идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство.

Доказательства идеологов древнего мира основывались преимущественно на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-ростовщических операций, то есть против свободного функционирования денежного и торгового капитала.

Источники экономической мысли Древнего Востока :
– Вавилон - кодекс царя Хаммурапи;
– Китай – Конфуций;
– Индия - трактат "Артхашастра".

Свод законов царя Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н. э.) создан около 1760 г. до н. э. Он уделяет особое внимание укреплению власти рабовладельцев над рабами, частной собственности вообще и охране интересов царских служилых людей.

Конфуций (Кун-цзы) (551–479 гг. до н. э.) заложил основы конфуцианства – этико-политического учения, оказывавшего огромное влияние на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении более чем двух тысяч лет.

Индийский трактат "Артхашастра" (буквально – "наука о пользе, о практической жизни") – это собрание наставлений по вопросам управления государством.

Экономическая мысль Древней Греции связана с именами Ксенофонта, Платона и Аристотеля.

Ксенофонт (430–354 гг. до н. э.) в трактате "О домашнем хозяйстве" дал характеристику образцового, с его точки зрения, хозяйства и образцового гражданина. Его труд "О доходах" - попытка найти выход из экономических трудностей Афин.

Платон (428–347 гг. до н. э.) создал теорию идеального общественного устройства и изложил ее в своем труде "Государство". Коренной идеей такого устройства является идея справедливости; каждый занимается тем, к чему более приспособлен.

Аристотель (384–322 гг. до н. э.) основывал свое экономическое учение на предпосылке, что рабство – явление естественное и всегда должно быть основой производства. Ключевые положения его труда "Политика":
– обязательным является наличие частной собственности;
– все виды деятельности разделены на две группы: экономию и хремастику;
– деньги выступают в роли соизмерителя при обмене, и поэтому их нельзя ссужать (монета не может рождать монету). Аристотель считал, что деньги стали "всеобщим средством обмена" в результате соглашения;
– человек, по мнению Аристотеля, есть существо, которое не может жить вне общества и государства. Следовательно, государство важнее семьи и отдельной личности. Рассматривая воспитание как средство укрепления государственного строя, философ считал, что школы должны быть только государственными и в них все граждане, исключая рабов, должны получать одинаковое воспитание, приучающее их к государственному порядку.

Источники экономической мысли Средневековья:
– в арабских странах: Коран (610 - 632 гг.); учение Ибн-Халдуна (1332-1406);
– в Западной Европе: идеи Августина (354–430); идеи Фомы Аквинского (Аквината) (1225–1274);
– в России: "Русская правда" (XII - XIII вв.) – свод законов Киевского государства; И. С. Пересветов (конец XV - начало XVI в.): М. Башкин (XVI в.).

Изучение и толкование Корана – собрания проповедей, обрядовых и юридических установлений, заклинаний и молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммедом в форме пророческих откровений в Мекке и Медине – положили начало гражданскому и каноническому мусульманскому праву.

Ибн-Халдун (Ибн Халдун Абдуррахман Абу Зейд ибн Мухаммед) (1332 -1406) – арабский историк и философ. Его основной труд носит название "Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле". Выдвинул концепцию "социальной физики", которая призывала:
–к осознанному отношению к труду;
– борьбе с расточительством и жадностью;
– пониманию несбыточности имущественного и социального равенства.

Главные труды Блаженного Августина – «О граде Божием» и «Исповедь».

Экономические воззрения Августина:
1) вид труда (умственный или физический) не должен влиять ни положение человека в обществе, так как эти виды труда равноценны;
2) нетрудовое накопление золота и серебра, ростовщический процент и торговая прибыль являются грехами;
3) «справедливая цена» есть цена товара, которая соответствует затратам на его производство.

Идеи Августина соответствуют взглядам раннего феодализма.

Фома Аквинский (Фома Аквинат) (1225 - 1274) - монах-доминиканец. С 1257 г. доктор Парижского университета. Читал лекции в Париже, Кельне, Риме и Неаполе.

В своем основном произведении "Сумма теологии" дает оценку товарно-денежным отношениям.

Ключевые догмы Фомы Аквината:
– деньги не могут порождать деньги;
– необходимо сословное деление общества;
– богатство подразделяется на естественное (плоды земли и ремесла) и искусственное (золото и серебро);
– признание необходимости частной собственности.

«Справедливой ценой» Фома Аквинат считал:
– цену, которая сообразна издержкам;
– цену, которая обеспечивает блага людям соразмерно их сословию.

Догмы Фомы Аквинского являются характерными для позднего феодализма.

Экономическая мысль Древней Греции формировалась под влиянием особенностей социально-экономического развития греческих земель. Главной из них является сформировавшийся в 8-6 вв. до н. э. полис? город-государство, представляющий собой общину граждан-землевладельцев. Правом принимать участие в управлении государством, владеть землей на территории полиса обладали только граждане, лично свободные люди; не являвшиеся гражданами (метеки) этим правом не обладали.

В отличие от древневосточных государств в греческих полисах большого развития государствееное хозяйство не получило. Соответственно в Греции меньшим было вмешательство государства в экономику, большую роль играла частная инициатива, а потому активнее развивалось товарное производство, ставшее главной предпосылкой формирования классического рабства, при котором рабы становятся основными производителями материальных благ.

Первоначально греческая экономическая мысль нашла отражение в памятниках литературы (например, в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера), в законах (например, Драконта), в деятельности реформаторов (Солона, Клисфена), в различных хозяйственных документах. В 5 в. до н. э., когда греческие полисы достигли расцвета, экономические вопросы оказались в поле зрения философов (например, Демокрита, Сократа).Расцвет греческой экономической мысли пришелся на 4 в. до н. э., когда социально-экономический кризис, переживаемый полисами, поставил множество проблем, в том числе и хозяйственного характера.

Кризис полиса, разложение его традиционной структуры, был обусловлен активным развитием товарно-денежных отношений, приведшим к возрастанию роли торгово-ремесленных слоев населения, представленных в основном метеками, т. е. негражданами.

В этих условиях особенно важным стал вопрос о том, как воспрепятствовать распаду гражданской общины полиса, и поэтому внимание греческих мыслителей привлекли проблемы развития частного хозяйства, товарного производства, денежного обращения и т. п. Особенно активно экономические вопросы разрабатывали Ксенофонт, Платон и Аристотель.

Ксенофонт. Литературное наследие известного греческого историка Ксенофонта (430 ? 355 гг. до н. э.) достаточно велико: он писал исторические и политические сочинения, воспоминания о Сократе. Два его произведения посвящены экономическим вопросам. Это, во-первых, сочинение « О доходах », в котором рассматривается проблема улучшения финансового положения Афин, а во-вторых, «Экономикос » (обычно название переводят как «Домострой»), в котором даются советы по рациональному ведению домашнего хозяйства. Считается, что в названии этого произведения Ксенофонта слово «экономика», в переводе примерно означающее «управление домашним хозяйством», встречается впервые в истории экономической мысли. В своих трудах «Домострой», «О доходах», высказывал мысль, где главной отраслью экономики считал земледелие. Он давал рекомендации по управлению хозяйством и руководству рабами. Ксенофонт является идеологом натурального хозяйства, поэтому к ремёслам, физическому труду относился отрицательно, считая их пригодным только для рабов, недостойным видом деятельности считал и торговлю, но в интересах хозяйства допускал использование товарно-денежных отношений. В «Домострое» он указывал, что важно не только справиться с хозяйством, но и иметь излишек, здесь содержатся многочисленные советы рабовладельцам по ведению хозяйства, по руководству им и рабами, но ни в коем случае не занятие физическим трудом, поскольку физический труд считал уделом рабов.

Одной из важных экономических проблем, рассмотренных Ксенофонтом, является разделение труда. Он придерживался привычного для своего времени противопоставления умственного и физического труда. Гражданин полиса достоин прежде всего умственный труд, а из занятий, относящихся к физическому труду, ? земледелие, которое является ведущей отраслью экономики. Ремесло, торговля, ростовщичество в идеале недостойны свободного грека и должны быть уделом рабов. Впрочем, и в сельском хозяйстве рабский труд должен активно использоваться, а свободным гражданам надлежит осуществлять управление и контроль. Ксенофонт считал необходимым использовать рабский труд наиболее эффективно. Для этого он предлагал тщательно выбирать рабов при покупке, материально и морально поощрять тех, кто хорошо работает.

Ксенофонт отмечал, что разделение труда способствует росту его производительности: «тот, кто выполняет простую работу, выполняет ее наилучшим образом». Важным достижением Ксенофонта была мысль о том, что разделение труда зависит от объема рынка.

Основной целью хозяйственной деятельности Ксенофонт считал производство полезных вещей, т. е. того, «чем человек умеет пользоваться». Ксенофонт одним из первых выделил две стороны товара. Главной он считал полезность товара (потребительную стоимость), однако и способность товара к обмену (меновую стоимость) признавал достаточно важной, так как, по его мнению, торговля и денежное обращение положительно сказываются на развитии хозяйства, являются одним из источников обогащения.

Деньги Ксенофонт рассматривал прежде всего как богатство, т. е. важнейшей функцией денег для него была функция средства сбережения (деньги как сокровище). Он осуждал деньги как торговый и ростовщический капитал, но рекомендовал накапливать их в качестве сокровищ, признавал деньги как необходимое средство обращения и концентрированную форму богатства.

Платон . Экономические идеи античности выражены в наиболее известном сочинении Платона (жившим в 427-347 гг. до н. э.; был учеником Сократа) - «Политика или государство» , социально-экономическая концепция которого получила выражение в проекте идеального государства. Автор обосновывает прирожденное неравенство людей, а именно деление на свободных и рабов, и считает такое деление данное самой природой, где рабы рассматривались в качестве основной производительной силы, а их эксплуатация - как средство обогащения рабовладельцев. По мнению Платона, люди наделены от природы неодинаковыми способностями, и поэтому разделение труда, обязанностей? естественное явление. В идеальном государстве в соответствии со своими способностями и добродетелями жители должны разделяться на три сословия: 1)философы (правители), 2)воины, 3)ремесленники, к которым относятся те, кто занят в производственной сфере? в сельском хозяйстве (земледельцы), ремесле, торговле (торговцы); рабы находятся вне социальной структуры общества. Философы и воины составляли высшую часть общества, которой он предлагал обеспечить обобществленное потребление («аристократический коммунизм»).

По мнению Платона, чтобы исключить в идеальном государстве корыстолюбие и алчность, нужно ограничить частную собственность, разрешив ее только для третьего, низшего, сословия, которое обеспечивает всем необходимым остальных. Два высших сословия должны быть свободны от материальных забот, отвлекающих их от выполнения важнейших задач? управления государством и его защиты. У философов и воинов не должно быть собственности, денег, постоянных жен.

Принадлежность к сословию не является наследственной, все дети (и мальчики, и девочки) должны воспитываться государством и иметь равные образовательные возможности. В определенном возрасте они должны пройти физические, умственные и нравственные испытания, по результатам которых будут определены в то или иное сословие.

В произведении «Законы» проект идеального государственного устройства представлен Платоном в переработанном виде, приближенном к хозяйственной реальности, к социальной структуре полиса. Он считает, что среди семей граждан должны быть по жребию распределены равные, неделимые, неотчуждаемые земельные участки. Чтобы предотвратить рост экономического неравенства, нужно ограничить приобретение имущества: если его стоимость в четыре раза превышает стоимость одного земельного надела, излишек следует передать государству.

Как и Ксенофонт, Платон считал земледелие единственным видом хозяйственной деятельности, достойным граждан полиса. По мнению Платона, земледелие играет важную роль в экономике, но ремесло имеет существенное значение. В ремесленной деятельности должно четко соблюдаться разделение труда? государству нужно следить, чтобы один человек не занимался двумя ремеслами.

Что касается торговли, то отношение Платона к ней было неоднозначным. С одной стороны, главным условием стабильности государства он считал его самодостаточность, удаленность от моря, т.е. от важнейших торговых путей. К крупной торговле относился отрицательно, считая её уделом рабов и иностранцев, а для свободных греков - постыдной. С другой стороны, мелкую торговлю Платон считал полезной для экономического развития, отмечая, что именно в процессе торговли товары становятся соизмеримыми, и происходит это посредством денег. При этом цены на товары должны контролироваться государством, чтобы исключить возможность получения высокой торговой прибыли, что ведет к чрезмерному имущественному расслоению, росту социальных конфликтов, ослабляющих государство.

Денежное обращение, по мнению Платона, играет важную роль в экономике, но должно ограничиваться и контролироваться государством. Платон предлагал ввести обращение полноценных денег и неполноценных, которые могут иметь хождение только внутри страны. Полноценные деньги должны находиться в монопольном владении государства, частным лицам они могут выдаваться при выезде из родного полиса с условием их обмена на неполноценные по возвращении. Среди функций денег Платон выделял функции средства обращения и сокровища. К накоплению денег, в отличие от Ксенофонта, он относился резко отрицательно, считая, что оно может нарушить традиционную полисную структуру. Ростовщические операции он также считал вредными для социально-экономического развития. Есть основания полагать, что Платон выделял еще одну функцию денег? меру ценности (стоимости).

Аристотель . Наибольший вклад в развитие экономической мысли Древней Греции внёс Аристотель (384 -322 гг. до н. э.) - ученик Платона, который шёл к материализму и не разделял платоновского идеализма, он был противником аристократического строя, олигархической власти, являлся сторонником рабовладельческой демократии. Экономические вопросы Аристотель рассматривает в произведениях, посвященных этике и политике, т. е. сфере практической деятельности человека, его поведения. Основными сочинениями, в которых изложены экономические взгляды мыслителя, являются «Политика» и «Никомахова этика» . Аристотель являлся сторонником натурального хозяйства, основанного на эксплуатации рабов. Экономические явления рассматривал с точки зрения наибольшей пользы, поэтому все, что соответствовало интересам укрепления хозяйства, принималось как естественное и справедливое. Естественной стороной хозяйственной деятельности он считал производство необходимых для жизни продуктов и их справедливый обмен, именуемый «экономика». Это соответствовало поддержанию умеренных размеров богатства, им отвергалось чрезмерное накопление денег, обогащение за счет спекулятивной торговли и ростовщичества. Он допускал меновую торговлю, т.к. она не нарушала преобладающей роли потребительной стоимости, поэтому относил её к экономике. Все что расшатывало и разлагало хозяйство, он считал противодейственно и относил к хрематистике. Деятельность, направленную на обогащение (т.е. чрезмерное развитие сферы обращения или искусство «делать деньги») заслуживает осуждения и называет её «хрематистикой».

Важны его высказывания по поводу обмена и меновой стоимости. По его мнению, обмен не может иметь места без равенства, а равенство - без соизмеримости. Обмен он связывал с деньгами - соизмерителями неоднородной продукции, считал, что обмен должен происходить по «справедливой цене» в соответствии с разумным размером личных потребностей. Ростовщичество Аристотель считал « по преимуществу противным природе» и резко осуждал его. Он отмечал, что при ростовщичестве деньги начинают играть неестественную роль, поскольку сами денежные знаки становятся предметом собственности.

Особое место в экономических взглядах Аристотеля занимает рабство. Именно он рассмотрел проблему рабства наиболее полно, попытался обосновать общее для греков отношение к рабству как к естественному явлению. Рабы, по мнению Аристотеля, ? это некая «одушевленная собственность» и польза от них почти такая же, как от домашних животных. Рассматривая вопрос о справедливости рабства, Аристотель считал, что «одни люди по природе свободны, а другие? рабы, и этим последним быть рабами и полезно и справедливо». Однако он отмечал, что рабство может быть противным природе и несправедливым? если в рабов превращают греков.

Заслугой Аристотеля была попытка вникнуть в суть экономических явлений и вскрыть их закономерности, тем самым он положил начало экономическому анализу. И хотя он не смог объяснить происхождение и сущность денег, однако смог правильно связать их с развитием обмена, что положило начало рассмотрению функций денег как средство обращения и как мера стоимости. Заслуга Аристотеля в том, что он сумел наметить проблемы, которые позже оказались в центре внимания экономистов (одной из таких проблем являлась «справедливая цена»).

Тема: Экономическая мысль Древней Греции. Аристотель

Тип: Контрольная работа | Размер: 29.79K | Скачано: 56 | Добавлен 23.10.12 в 22:29 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Архангельск 2012


Введение 3

1 Экономика Древней Греции XI- VI вв. до н. э. 4

2 Экономика Греции в V—IV вв. до н. э. 6

3 Древняя Греция эпохи эллинизма (IV-I вв. до н.э.) 8

4 Экономические учения Древней Греции. Ксенофонт, Платон 9

5 Экономические учения Аристотеля 13

Заключение 17

Список литературы 18

ВВЕДЕНИЕ

Древняя Греция - уникальное государство, достигшее наивысшего уровня развития экономики и культуры. Эта страна играла особую роль на политической и экономической карте того времени. Её внутренняя экономическая система и внешние экономические связи заслуживают детального изучения и могут быть интересны с точки зрения современной экономики.

История Древней Греции уникальна и благодаря своим философам, которые внесли незаменимый вклад в развитие экономической мысли в виде учений и трудов. Чтобы разобраться в развитии экономической мысли в Древней Греции необходимо рассмотреть, прежде всего, экономическое развитие страны на различных исторических этапах, понять на какой основе формировались экономические учения и мировоззрения мыслителей. Поэтому задачами данной контрольной работы являются:

  1. Изучить экономическое развитие Древней Греции в XI-IX вв. до н.э., VIII-VI вв. до н. э., V—IV вв. до н. э., IV-I вв. до н.э.
  2. Рассмотреть экономические взгляды Ксенофонта и Платон
  3. Проанализировать учение Аристотеля

ЭКОНОМИКА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ XI- VI вв. до н. э.

История Древней Греции охватывает два этапа: темные века (XI-IX вв. до н. э.) и архаический период (VIII-VI вв. до н. э.).

Обычно XI-IX вв. до н. э. считают промежуточным этапом, на котором, с одной стороны, по сравнению с ахейской Грецией уровень развития снижается, но, с другой стороны, с началом производства железных орудий труда создаются предпосылки для дальнейшего расцвета греческих государств. В XI-IX вв. до н.э. в греческой экономике господствовал натуральный тип хозяйства, ремесло не было отделено от земледелия. В этот период произошло некоторое усовершенствование орудий труда, в частности, появился плуг с металлическим сошником. Животноводство также играло важную роль в сельском хозяйстве, скот считался одним из основных видов богатства. В ремесле XI-IX вв. до н. э. существовала некоторая дифференциация, особенно были развиты ткачество, металлургия, керамика, однако производство было ориентировано только на удовлетворение насущных потребностей людей. В связи с этим торговля развивалась очень медленно и имела в основном меновой характер.

Архаический период характеризуется двумя основными процессами, оказавшими определяющее влияние на развитие греческой цивилизации:

Великая колонизация - освоение греками побережий Средиземного, Черного, Азовского морей;

Оформление полиса как особого типа общины.

В VIII-VI вв. до н. э. экономическая ситуация в Древней Греции значительно изменилась. В этот период ремесло отделилось от сельского хозяйства, остающегося ведущей отраслью экономики. Слабое развитие сельскохозяйственного производства на предыдущем этапе, неспособность обеспечить питанием растущее население полисов стали одной из главных причин греческой колонизации. Важнейшей функцией колоний, расположенных в бассейне Черного моря, стало снабжение метрополий хлебом. Основное внимание уделяют культурам, возделывание которых более соответствует природным условиям Греции: винограду, оливам, всевозможным огородным и садовым культурам; в результате сельское хозяйство начинает все больше ориентироваться на рынок.

Ремесленное производство тоже приобретает товарный характер, причем, не последнюю роль в этом сыграла греческая колонизация, способствовавшая расширению сырьевой базы и развитию торговли. Многие греческие полисы становятся крупными ремесленными центрами.

Греческая торговля в эпоху Великой колонизации развивается очень активно. Налаживаются постоянные связи между метрополиями, вывозящими в основном ремесленную продукцию, и колониями, поставляющими различные виды сырья и сельскохозяйственную продукцию. В наиболее развитых греческих полисах морская торговля становится одной из важнейших отраслей экономики.

Основной отличительной особенностью греческого полиса являлось участие всех членов гражданской общины в управлении государством, и эта черта во многом определяла внутреннюю политику полисов. В частности, во многих греческих городах-государствах существовали законы, ограничивавшие приобретение и продажу земли и направленные на охрану земельной собственности отдельных граждан. Однако в большинстве районов Греции развитие товарного производства и нехватка земли приводили к росту крупного землевладения, усилению социальной дифференциации и обострению конфликта между аристократией и народом (демоса). Во многих полисах архаической эпохи социально-политические конфликты нередко оканчивались установлением режима личной власти. В большинстве случаев тираны стремились заручиться поддержкой демоса, заботились об улучшении его положения, содействовали развитию ремесел и торговли, благоустройству городов.

ЭКОНОМИКА ГРЕЦИИ в V—IV вв. до н. э.

Изгнание персов с северного побережья Эгейского моря, освобождение греческих полисов в черноморских проливах и западной Малой Азии привели к созданию довольно обширной хозяйственной зоны, включающей Эгейский бассейн, побережья Черного моря, Южную Италию и Сицилию, внутри которой сложились прочные экономические связи, питающие хозяйство отдельных полисов. В результате побед над персидскими войсками греки захватили богатую добычу, включающую материальные ценности и пленных. Так, например, после битвы при Платеях (479 г. до н. э.) греки, по сведениям Геродота, «нашли шатры, убранные золотом и серебром, позолоченные и посеребренные ложа, золотые сосуды для смешивания вина, чаши и другие питьевые сосуды. На повозках они отыскали мешки с золотыми и серебряными котлами. С павших врагов они снимали запястья, ожерелья и золотые мечи, а на пестрые вышитые одеяния варваров никто и не обращал внимания. Золота было взято так много, что его продавали так, как будто это была медь».

Рабские рынки Эллады были заполнены многочисленными пленными. В относительно короткий срок (50 лет) было продано свыше 150 тыс. человек. Часть рабов и богатой добычи были направлены в производство, пошли на устройство новых ремесленных мастерских, рабовладельческих поместий, новое строительство.

Война вызвала к жизни новые потребности и создала дополнительные стимулы для хозяйственного развития. Нужно было строить огромный флот (в несколько сотен кораблей), возводить мощные оборонительные сооружения (например, систему афинских укреплений, так называемые «длинные стены»), нужно было оснащать армии, которых греки никогда ранее не выставляли, оборонительным и наступательным оружием (панцири, щиты, мечи, копья и т. д.). Естественно, все это не могло не двигать вперед греческую металлургию и металлообработку, строительство, кожевенное дело и другие ремесла, не могло не способствовать общему техническому прогрессу.

Под влиянием этих факторов в Греции середины V в. до н. э. сформировалась экономическая система,. просуществовавшая без особых изменений до конца IV в. до н. э. Она основывалась на использовании рабского труда.

Греческая экономика в целом не была однородной. Среди многочисленных полисов можно выделить два основных типа, отличающихся по своей структуре. Один тип полиса — аграрный с абсолютным преобладанием сельского хозяйства, слабым развитием ремесла и торговли (наиболее яркий пример — Спарта, а также полисы Аркадии, Беотии, Фессалии и др.). И другой тип полиса, который можно условно определить как торгово-ремесленный, — в его структуре роль ремесленного производства и торговли была довольно значительной. В этих полисах была создана товарная рабовладельческая экономика, которая имела довольно сложную и динамичную структуру, а производительные силы развивались особенно быстро. Примером таких полисов были Афины, Коринф, Мегары, Милет, Родос, Сиракузы, ряд других, как правило, расположенных на морском побережье, иногда имеющих небольшую хору (сельскохозяйственную территорию), но вместе с тем и многочисленное население, которое нужно было кормить, занять производительным трудом. Полисы этого типа задавали тон экономическому развитию, были ведущими хозяйственными центрами Греции V—IV вв. до н. э.

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ ЭПОХИЭЛЛИНИЗМА (IV-I вв. до н.э.)

Утрата тесного полисного единства стала одной из важных причин потери Грецией независимости и подчинения ее в 338 г. до н. э. Филиппу Македонскому, сын и наследник которого, Александр, создал в 30-20-е годы IVв. до н. э. крупнейшую мировую державу древности. С этого времени полисы перестали быть ведущей силой в греческом мире, на смену им пришли эллинистические монархии.

Как известно, государство Александра Македонского после его смерти распалась на ряд государств: Греко-македонское царство; Египет, в котором правила династия Птолемеев; государство Селевкидов, центральным ядром которого являлись Сирия и Месопотамия; Пергамское и Понтийское царства в Малой Азии и т. д. В этих, эллинистических, государствах происходит синтез греческих (эллинских) и восточных элементов; это касается и экономической, и социально-политической, и культурной сфер.

Также важную роль в экономическом развитии сыграл обмен опытом между древними греками и восточными народами, способствовавший совершенствованию агротехнических приемов, возделыванию новых сельскохозяйственных культур, а также развитию техники и дальнейшей специализации в ремесле.

В этот период значительное развитие получили наука и техника: знаменитый ученый Архимед открыл гидравлический закон, закон рычага, изобрел болт, винтовую водочерпательную машину и многое другое.

В эпоху эллинизма центр экономической жизни переместился из материковой Греции и Эгейского моря на юг и восток, где на побережьях морей и на караванных путях основывается множество новых городов. Крупными торговыми и ремесленными центрами были Александрия, Пергам на северо-западе Малой Азии, Аитиохия на реке Оронт в Сирии, Селевкия на реке Тигр в Месопотамии и др. В III- II вв. до н. э. эллинистические полисы переживали эпоху расцвета.

Города являлись административными единицами, в большинстве случаев в них сохранялись органы самоуправления, к ним приписывались земли, находящиеся в собственности города и частных лиц. Остальной земельный фонд считался государственным: существовали собственно царские земли, а также земли, пожалованные приближенным царя, храмам, переданные в держание воинам.

В эллинистических государствах постепенно распространялось классическое рабство, однако наряду с ним существовало характерное для восточной экономики долговое рабство. В сельском хозяйстве количество рабов увеличилось, но в основном земля обрабатывалась членами сельских общин, находящимися в той или иной степени зависимости от государства. В ремесле наряду с частными существовали мастерские, работники которых также зависели от государства.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. КСЕНОФОНТ, ПЛАТОН

В начале первого этапа в истории экономической мысли экономические воззрения находили свое отражение лишь в произведениях и материалах, мало связанных с экономикой. Это относится к греческому эпосу, в частности представленного в "Илиаде" и "Одиссее". Своеобразный культ войны, защита натурального хозяйства (торговля еще развита слабо, и не затрагивает основ экономики).

Более зрелый этап (VII-VI вв. до н.э.) представил Гесиод "Труды и дни". Оно полно воспоминаний о тех временах, когда земля была плодородней, свобод было больше. Гесиод воспевает "систему двух детей" для ограничения дробления земельных наделов. На первом плане - постройка дома, покупка вола. Защищая крестьянские идеалы, Геосид считает покупку рабыни в качестве погонщицы волов - обычным правомерным делом.

В IV в. до н.э. экономическая мысль Греции развивается в новых условиях. Начинается кризис рабовладения.

В V в. до н.э. своё учение выдвигает мыслитель Ксенофонт. Он родился в Афинах в 430 г. до н.э.. (умер в 355 г. до н.э.), принадлежал к богатой рабовладельческой аристократии. Он — ученик известного древнегреческого философа Сократа. По своим политическим взглядам выступал как сторонник аристократической Спарты и противник афинской демократии.

Экономические взгляды Ксенофонта изложены в работе "Домострой", подготовленной как руководство для ведения рабовладельческого хозяйства. Определяя предмет домоводства, он характеризовал его как науку о ведении и обогащении хозяйства. Основной отраслью рабовладельческой экономики Ксенофонт считал земледелие, которое он квалифицировал как наиболее достойный вид занятия. По словам Ксенофонта, "земледелие— мать и кормилица всех искусств" Основную цель хозяйственной деятельности он видел в обеспечении производства полезных вещей, т.е. потребительных стоимостей. К ремеслам Ксенофонт относился отрицательно, считал их занятием, пригодным только для рабов. Не включалась в разряд достойных видов деятельности свободного грека и торговля. Вместе с тем в интересах рабовладельческого хозяйства Ксенофонт допускал использование товарно-денежных отношений.

"Домострой" содержал многочисленные советы рабовладельцам в области хозяйственной деятельности. Их уделом являлось руководство хозяйством, эксплуатация рабов, но ни в коем случае не физический труд Ксенофонт выражал презрение к физическому труду, квалифицируя его как занятие, пригодное только для рабов. Давая советы по рациональному ведению хозяйства и эксплуатации рабов, он учил обращаться с рабами как с животными.

Ксенофонт одним из первых среди мыслителей древности уделил большое внимание вопросам разделения труда, рассматривая его как естественное явление, как важное условие увеличения производства потребительных стоимостей. Он близко подошёл к принципу мануфактурного разделения труда. Ксенофонт впервые указал на взаимосвязь между развитием разделения труда и рынком. По его мнению, от объема рынка зависело расчленение профессий.

Ксенофонт — идеолог прежде всего натурального рабовладельческого хозяйства. Вместе с тем он считал полезным для этого хозяйства развитие торговли, денежного обращения. В них видел один из источников обогащения и советовал использовать в своих интересах Ксенофонт признавал деньги как необходимое средство обращения и концентрированную форму богатства. Осуждая деньги как торговый и ростовщический капитал, он рекомендовал накапливать их в качестве сокровищ.

У Ксенофонта наметилось понимание двоякого назначения вещи: как потребительной стоимости, с одной стороны, и меновой стоимости — с другой. Будучи идеологом натурального хозяйства, он не придавал особого значения меновой стоимости. Ценность вещи ставилась в зависимость от полезности, а цена непосредственно объяснялась движением спроса и предложения.

Экономические идеи занимали значительное место в сочинениях древнегреческого философа Платона (427-347 гг. до н.э.). Наиболее известна его работа "Политика или государство". Социально-экономическая концепция Платона получила концентрированное выражение в проекте идеального государства. Платон рассматривал государство как сообщество людей, порожденное самой природой, впервые высказав мысль о неизбежности деления государства (города) на две части: на богатых и бедных.

Платон уделял большое внимание проблеме разделения труда, рассматривая его как естественное явление. В его концепции обосновывалось прирожденное неравенство людей. Деление на свободных и рабов он толковал как нормальное состояние, данное самой природой. Рабы рассматривались в качестве основной производительной силы, а их эксплуатация — как средство обогащения рабовладельцев. Свободными гражданами могли быть только греки. В рабов превращались варвары, иностранцы.

Главной отраслью хозяйства Платон считал земледелие, но одобрительно относился и к ремёслам. Экономическую основу государства он видел в натуральном хозяйстве, базирующемся на эксплуатации рабов. С естественным разделением труда Платон связывал необходимость обмена Он допускал мелкую торговлю, которая призвана была обслуживать разделение труда. Однако в целом к торговле, особенно крупной, к торговой прибыли Платон относился весьма отрицательно. По его мнению, торговлей должны заниматься в основном иностранцы, рабы. Для свободного грека занятие торговлей он считал недостойным и даже постыдным.

В идеальном государстве Платона свободные люди делились на три сословия: 1) философов, призванных управлять государством; 2) воинов; 3) землевладельцев, ремесленников и мелких торговцев. Рабы не включались ни в одно из этих сословий. Они приравнивались к инвентарю, рассматривались как говорящие орудия производства. Философы и воины составляли высшую часть общества, о которой Платон проявлял особую заботу.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ

Наиболее крупной фигурой, представляющей экономическую мысль античного мира, является Аристотель. Он смог значительно больше своих современников углубиться в конкретный экономические проблемы.

Он родился в 384 г. до н.э. в семье врача (умер в 322 г. до н.э.). Будучи учеником Платона по Академии, Аристотель не разделял, однако, платоновского идеализма. Проявляя колебания между материализмом и идеализмом, он шел к материализму. Аристотель известен как воспитатель наследника престола в Македонии знаменитого Александра Македонского. В дальнейшем он основал философскую школу Ликей в Афинах, занимался научной и педагогической деятельностью, явился автором многочисленных произведений по естественнонаучной тематике, философии, логике, экономике, литературе, истории и т.д. Его политические взгляды изложены в работе "Политика" и других произведениях. Он — противник аристократического строя, олигархической власти, сторонник рабовладельческой демократии.

Аристотель оправдывал деление людей на рабов и свободных, воспринимая его как естественное. По его мнению, свобода была уделом лишь эллинов. Что касается иностранцев (варваров), то они по своей природе могли быть только рабами. Граждан Греции он делил на пять групп (классов): 1) земледельческий класс, 2) класс ремесленников, 3) торговый класс, 4) наёмные рабочие, 5) военные. Рабы составляли отдельную группу, не включавшуюся в гражданскую общину. Рабство Аристотель связывал с естественным разделением труда, считая, что рабы по своей природе являются таковыми и способны только к физическому труду. Раб приравнивался к другим вещам, принадлежавшим свободным, включался в их имущество. Рабы, по мнению Аристотеля, должны были обеспечивать все виды физического труда.

Выдающейся заслугой Аристотеля в развитии экономической мысли является его попытка проникнуть в сущность экономических явлений, вскрыть их закономерности. В этом Аристотель существенно отличался от своих предшественников (Ксенофонта, Платона), положив начало экономическому анализу, что проявилось в подходе к определению предмета экономической науки, в изучении обмена, форм стоимости и т.д.

Являясь сторонником натурального хозяйства, основанного на эксплуатации рабов, Аристотель рассматривал экономические явления с точки зрения наибольшей пользы. Всё, что соответствовало интересам укрепления хозяйства, принималось как естественное и справедливое. Напротив, всё, что расшатывало и разлагало хозяйство, относилось к разряду явлений противоестественных. С этой точки зрения оценивалось богатство и его источники, средства удовлетворения потребностей общества. Естественные явления Аристотель относил к экономике, которая раскрывала источники "истинного богатства", состоящего из потребительных стоимостей. Экономика обеспечивала изучение путей укрепления натурального хозяйства; возможности расширения производства потребительных стоимостей. Это соответствовало поддержанию умеренных размеров богатства, сторонником которых был Аристотель, отвергавший чрезмерное накопление денег, обогащение за счёт формы обращения, спекулятивной торговли, ростовщичества и т.п. Он допускал меновую торговлю, поскольку она не нарушала преобладающей роли потребительной стоимости, и относил её к экономике.

Противоестественные явления Аристотель связывал с чрезмерным развитием сферы обращения и включал в хрематистику, которая рассматривалась как искусство "делать деньги", создавать богатство, не имеющее границ. Он отвергал крупную, спекулятивную торговлю, преследующую цель накопления денежных богатств, осуждал ростовщичество. Являясь сторонником ведения хозяйства на основе экономики, великий мыслитель древности решительно выступал против того, что относилось к хрематистике.

Гениальные догадки высказал Аристотель по поводу обмена, меновой стоимости. Он понимал, что обмениваемые товары без тождества их сущностей не могли бы относиться друг к другу как соизмеримые величины. По его мнению, обмен не может иметь места без равенства, а равенство — без соизмеримости. В обмене приравниваются все ремёсла и искусства, а участвующие в нём потребительные стоимости обладают чем-то общим, хотя такое приравнивание Аристотель не мог объяснить. Гений Аристотеля проявился в том, что в выражении стоимости товара он открывает отношение равенства. Лишь исторические границы общества, в котором он жил, помешали ему раскрыть, в чём же состоит "в действительности" это отношение равенства.

Представляет интерес и то, как Аристотель рассматривал форму стоимости. Денежная форма товара принималась как развитие простой формы стоимости. Хотя он не мог научно объяснить происхождение и сущность денег, однако важно то, что он связывал их с развитием обмена, положил начало рассмотрению функций денег в качестве меры стоимости и средства обращения. «В истории экономических учений древнегреческие мыслители обнаруживают такую же гениальность и оригинальность, — отмечал К. Маркс, — как и во всех других областях. Исторически их воззрения образуют поэтому теоретические исходные пункты современной науки».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Само слово «экономика» имеет древнегреческое происхождение, что ещё в большей степени усиливает роль Древней Греции в становлении и развитии этой науки.

В заключение необходимо выделить особенность развития экономической мысли Античной Греции: экономическая политика ориентировалась на широкую эксплуатацию рабов, развитие торговли и денежного хозяйства. В условиях кризиса рабовладельческого способа производства экономическая мысль Древней Греции становиться более реакционной, что выражается в ее ориентации на натуральное хозяйство и на защиту аристократических форм государственного устройства. Эти тенденции наиболее ярко проявлялись в экономической мысли Ксенофонта, Платона, в меньшей степени в учении Аристотеля.

Аристотель первым подверг анализу экономические явления и попытался выявить закономерности. Его можно назвать первым экономистом в истории науки. Экономические воззрения Аристотеля получили развитие в экономической мысли средневековья. Аристотель поставил проблему, которая стала центральной для экономистов на протяжении столетий и до сих пор является предметом дискуссий, которая формулируется так: «Чем определяются пропорции обмена товаров» (что делает товары сравнимыми). Он разработал проект идеального государства, в котором он рассматривает и признает необходимость деление общества на свободных и рабов. Подводя итог, Аристотель сформировал сферу экономики как важную и почетную деятельность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. История мировой экономики: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М.: Юнити, 2000. - 386с.

2. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики. - М.: Акад. проект, 2000. - 403с.

3. Золоева Л. А., Порьяз А. Г. Мировая культура: Древняя Греция. Древний Рим. - М.: Олма-пресс, 2001. - 324с.

4. Бор М.З. История мировой экономики. - М.: Дело и сервис, 1998. - 427с.

5. Камерон Р. Краткая экономическая история мира от палеолита до наших дней. - М.: Россмэн, 2001. - 298с.

6. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. - М.: Высшая школа, 2005. - 356с.

7. История экономических учений: Учебно-практическое пособие / Под ред. И.П. Гуровой, С.Л. Сазановой. - Ульяновск: Мозаика, 2001. - 100с.

8. Курс экономической теории:Учебник / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. - Киров: «АСА», 2002. - 468с.

9. Экономическая теория: Учебник / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2007. - 454с.

10. Фишер С. Экономика. - М.: Дело, 1998. - 278с.

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно , а нам приятно ).

Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.