Автокредиты

Импортозамещение поддержка отечественных производителей. Импортозамещение - это что такое? Значение, стратегия, программа. Промышленность: зависимые сферы

МИНПРОМТОРГ ОБЪЯВИЛ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЕКТОВ

ПОЛОЖЕНИЙ РЕГУЛИРУЮЩИХ ПРОЦЕССЫ УСЛОВИЙ, ОЦЕНКИ, ОТБОРА И ФИНАСИРОВАНИЯ ПРОЕКТОВ ФОНДА

На сайте Фонда и на нашем портале выложены проекты документов Фонда, определяющие:

Фонд интересует мнение экспертного сообщества. Ваши комментарии и предложения вы можете направить нам по электронному адресу [email protected] или на адрес Фонда: [email protected]

Предлагаем компаниям, занимающимся производством оборудования, товаров, оказанием услуг, разработкой программного обеспечения, которые замещают импортные аналоги или не имеют импортных аналогов - подавать заявки на включение в список импортозамещающей продукции, товаров, работ. Информацию можно направить на нашу электронную почту . При возникновении сложностей при заполнении паспортов инвестиционных проектов или при необходимости разработки бизнес-плана по стандартам федеральных министерств - обращайтесь.

Направления финансового обеспечения Фонда - заемное финансирование проектов, направленных на:

  • импортозамещение и производство конкурентоспособной продукции гражданского назначения;
  • завершение разработки нового продукта гражданского назначения и разработки технико-экономического обоснования проектов, планируемых к реализации при поддержке коммерческих банков; частных инвесторов, институтов развития.

Фонд осуществляет финансовое обеспечение проектов, направленных на:

  • разработку и внедрение на предприятиях перспективных технологий (в том числе базовых отраслевых технологий), учитывающих принципы наилучших доступных технологий;
  • создание, завершение разработки и внедрение в производство новой высокотехнологичной конкурентоспособной промышленной продукции;
  • разработку финансово-экономического, технико-экономического, проектно-инженерного и других видов анализа, экспертиз и обоснований, необходимых для дальнейшей реализации производственно-технологических проектов с привлечением банковского кредитования и средств частных инвесторов;
  • реализацию технологических и промышленных проектов, осуществляемых по приоритетным направлениям российской промышленности и направленных на испортозамещение.

Финансовое обеспечение проектов Фонда должно соответствовать следующим требованиям:

  • сумма займа - от 50 до 700 млн. руб.;
  • срок займа - от 5 до 7 лет;
  • ставка % (анонсирована) 5-6% годовых;
  • общий бюджет проекта - от 100 млн. руб.;
  • целевой объем продаж новой продукции - не менее 500 млн. руб. в год, начиная со 2 года серийного производства;
  • наличие софинансирования проекта со стороны заявителя, частных инвесторов или банковских кредитов в объеме не менее 30 % бюджета проекта;
  • доля финансирования опытно-конструкторских работ и инжиниринговых услуг в общей сумме займа должна составлять не менее 50%.

Расширение числовых значений требований к проекту, претендующему на финансовое обеспечение возможно по решению Наблюдательного Совета Фонда.

Критерии отбора проектов для финансового обеспечения (осуществляется оценка проектов на соответствие следующим критериям):

  • рыночная перспективность и потенциал импортозамещения продукта;
  • научно-техническая перспективность продукта и проекта, включая соответствие принципам наилучших доступных технологий;
  • производственная обоснованность проекта и стратегическая заинтересованность компании в его реализации;
  • финансово-экономическая эффективность и устойчивость проекта;
  • финансовая состоятельность заемщика и достаточное обеспечение займа;
  • юридическая состоятельность

Для оценки соответствия проекта критерию «Рыночная перспективность и потенциал импортозамещения продукта» осуществляется, в частности, экспертиза по следующим параметрам:

  • наличие рынка для продукта;
  • положительная динамика развития рынка;
  • наличие конкурентных преимуществ относительно российских аналогов и зарубежных аналогов, представленных на российском рынке;
  • отнесение продукта к категории импортозамещающих.

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации подготовило перечень приоритетных видов продукции для формирования инвестиционных проектов, способствующих импортозамещению, увеличению экспорта и технологическому развитию.

Предприятия, планирующие организацию производства продукции из данного перечня могут предоставить информацию о планируемом инвестиционном проекте для передачи их в Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан для целей включения информации в бюджет и последующего получения государственной поддержки на конкурсной основе.

Первую информацию Минпромторг РФ собирал до 01.02.2015г. Этот список постоянно расширяется.

Предлагаем компаниям, занимающимся производством оборудования, товаров, оказанием услуг, разработкой программного обеспечения, которые замещают импортные аналоги или не имеют импортных аналогов подавать заявки на включение в список импортозамещающей продукции, товаров, работ .

Информацию можно направить на нашу электронную почту . При возникновении сложностей при заполнении паспортов инвестиционных проектов - обращайтесь.

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших вопросов.

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения проектов, разрабатывают стратегии и программы развития, планы - программы мероприятий (дорожные карты) развития, другую необходимую документацию, проводят исследования консультируют по вопросам бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Министерств, ведомств, фондов, иных организаций РТ и РФ,
  • разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) - поиск ниш, оценка рынка
  • привлечение стратегических и финансовых партнеров, инвесторов в проект, бизнес

Санкции, введенные против России в 2014 году, поставили под вопрос экономическое состояние страны. Стратегия импортозамещения, выбранная властями, предполагает сокращение зависимости производства и промышленности от ввозимых зарубежных товаров.

10. Машиностроение и обработка металла


Эта отрасль является фундаментом всей экономики, и очень печально, что именно в машиностроении у нас импортной продукции более 80%, а значит и вся экономика увязана на товарах из других стран и прямо от этого зависит. Сейчас уже можно констатировать, что расширяется имеющаяся база машиностроения, возобновляют свою работу заводы, которые не работали до этого.

Так, например, в Саратове откроют завод, производящий тяжелые зуборезные станки. ООО «Черновские центральные электромеханические мастерские » стали производить кузова и ковши для горной техники, а «» запускает выпуск новейших гидравлических экскаваторов.

9. Легкая промышленность


В легкой промышленности импорт колеблется в районе 30-50% на разных группах производств. Основная проблема : мало заводов, которые бы вырабатывали ткани и шили одежду, и слишком мало предложений на первичную продукцию типа льна и хлопка.

В рамках импортозамещения открываются новые производства: в Тульской области открылась модернизированная трикотажная фабрика «БТК Трикотаж », в Кабардино-Балкарской Республике построили одно из крупнейших предприятий в России по производству текстильного полотна «Текстиль Индустрия ».

Идут поиски новых сортов хлопка, которые можно выращивать в более холодных российских регионах, так в Волгоградской области уже дважды собрали урожай, и тем самым расширили первичный хлопковый рынок.

8. Производство и переработка рыбной продукции


Несмотря на то, что рынок рыбной продукции был импортным в меньших объемах, чем другие отрасли, но и в этой сфере наметился существенный прогресс с участием большого количество инвестиций. В Мурманске начала свое действие новая рыбообрабатывающая фабрика «Полярное море+ » проектной мощностью в 10 тысяч тонн в год, компания производит замороженную треску, с помощью технологий суперохлаждения.

В Астраханской области запустят завод по выращиванию рыбы тилапии, полностью ввозимой из-за рубежа в Россию. Объем продукции должен быть в районе 1 тысячи тонн в год. А в Хабаровском крае на базе старых цехов строят рыбоперерабатывающее производство.

7. Туристическая индустрия


В туризме началось активное развитие во многих регионах России, которые раньше никак не привлекали отдыхающих из-за отсутствия сервиса, маршрутов или природных достопримечательностей. Власти и инвесторы ищут выходы в брендировании регионов, историческом туризме, разработкой таких туров и маршрутов, которые направлены не только на созерцание и активный отдых, но и на развитие интеллекта, расширении знаний, новых методик лечения, создают рукотворные памятники и достопримечательности.

6. Нефтяная и газовая промышленность


В РФ именно нефть и газ являются главными поставщиками денежных поступлений. «Газпром » в числе первых начал активное содействие стратегии импортозамещения и заключил договор с заводом «Трубодеталь » для производства специальных шаровых кранов, использующихся в газовой промышленности.

Завод «Промприбор », благодаря большой инвестиционной программе в рамках импортозамещения, на своей базе выпускает оборудование, которое используется от скважины до перерабатывающего производства, а ОАО «Буланашский машиностроительный завод » изготавливает новейшие буровые установки, не имеющие аналогов в мире.

5. Медицинская и фармацевтическая промышленность


Эта отрасль активно занимается изобретением принципиально новых препаратов и медицинского оборудования, а также изготовлением русских аналогов зарубежных лекарств. В Казани уже начали выпуск дженериков, которые были в основном импортными.

В Архангельской области развивается производство интеллектуальных детских протезов, а в Иркутской области изобрели новейшие препараты от атеросклероза и туберкулеза. Во многих регионах развивается кластерная фармацевтическая , которая помогает объединить научные разработки и широкое производство.

4. Транспортная промышленность


В производстве основных деталей и узлов в транспортной сфере велика роль импорта. Благодаря стратегии импортозамещения, некоторые транспортные комплексы перешли уже на 93% отечественных комплектующих. Это происходит, благодаря расширению наших производств.

Так, например, на базе ОАО «Транспневматика » будет производится новейшие тормозные системы для поездов, в Кургане выпустили в эксплуатацию офшорные танк-контейнеры для «Газпрома », Улан-Удэнский ЛВРЗ расширяет производство комплектующих для тепловозов, которые импортировались из Украины.

3. Компьютерное программное обеспечение


Основной проблемой в России является активное использование зарубежного софта в больших компаниях, корпорациях, а также в системе государственного управления. Одной из задач импортозамещения является содействие переходу ключевых компаний и госорганов на отечественное программное обеспечение.

Была образована интеграционная платформа «Циркон », на базе которой возможно создание различных автоматизированных защищенных систем для множества отраслей. Заработал Единый реестр отечественного программного обеспечения. Начались разработки в области мобильных операционных систем. Многие российские компании, такие как «РЖД », «Сбербанк », «Ростелеком » уже отказались от зарубежного ПО.

2. Химическая промышленность


Для российских химиков стоит задача найти такие материалы, которые продвинут промышленность в целом вперед. В Татарстане открылся завод современной упаковки, который пока единственный в России. В Омске на «Омском каучуке » возрождают производство латекса. В Нижнекамске производят полиэтилен для производства оболочки кабелей, который заменит импортные материалы.

1. Сельскохозяйственное производство


Под санкции попало в большей мере продукция сельского хозяйства. Отечественные аграрии за несколько лет импортозамещения провели колоссальную работу по поиску альтернативных вариантов производства сыров, овощей, фруктов, элитных семян и многое другое. Примеров в этой отрасли огромное количество : в Алтайском крае расширяют производство мраморной говядины.

В Дагестане заложили более 1500 га земли под садовые культуры, в Липецкой области открылся новый птицеводческий комплекс, в Тюмени построили тепличный комбинат и так далее. ведется во всех направлениях сельского хозяйства.

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Экономика России и всего мира в последние несколько лет испытывает серьезные колебания и связаны они в большинстве своем с нестабильной политической ситуацией в ряде стран и сильной взаимосвязью многих отраслевых хозяйств. В данной статье я попытался раскрыть суть понятия “импортозамещение”. Надеюсь, что представленная информация поможет “пролить свет” на существующую ситуацию в нашей стране и в мире в целом.

1. Что такое импортозамещение? Импортозамещение в России

С недавних пор, а именно с марта 2014 года с того момента, как США начали активные действия по введению санкций против России, часто в СМИ стало звучать такое понятие, как “импортозамещение”. Вроде бы абсолютно ясное, даже исходя из этимологии слова. Но до сих пор многие задаются вопросом, что ж это такое и какими нормативно-правовыми актами регулируется данный процесс.

Во времена существования СССР острого вопроса импортозамещения не существовало, так как в той стране было все свое: и сырье для производства, и заводы, и многое-многое другое. Конечно, была проблема дефицита, но люди жили, никто не голодал.

После начала приватизации и открытия “железного занавеса” в страну хлынул поток иностранной продукции, причем этот поток был ничем не сдерживаемый. Впоследствии для регулирования товарооборота ввели ряд законодательных таможенных актов, пошлин и так далее. После того, как, практически, 60% потребляемого товара в России стало иностранным, а Российские производители ушли с рынка в связи с невозможностью конкурировать с иностранными игроками, появилось понятие “импортозамещение”.

Итак, импортозамещение — это процесс в национальной экономике, в ходе которого в стране производится необходимая продукция силами производителей данного государства. Простыми словами, российские производители из российского сырья производят продукты, как общего назначения, так и специализированные, пытаясь, таким образом, вытеснить иностранных игроков рынка или возместить растущий спрос на товары, которые раньше поставлялись из-за границы.

Давайте рассмотрим сущность импортозамещения как экономического процесса на простом реальном примере. Мы все привыкли, что на прилавках всегда можно купить итальянские сыры, французское вино, греческие маслины и так далее.

После начала целой череды введения санкций против России, наше правительство остро отреагировало и запретило ввоз ряда иностранных продуктов. Потребитель, привыкший данные продукты закупать в открытом доступе, стал недоволен, спрос на них возрос, и этот спрос нужно было удовлетворять. Таким образом, “наши” российские производители очень быстро, хотя пока и не совсем качественно (возможно, проблема в недоработанной технологии), начали данные товары производить.

Следствием стало возобновление работы ряда заводов и фабрик, увеличение количества рабочих мест, а значит роста ВВП и устойчивости экономики России. Казалось бы, санкции — это проблема, но благодаря этой проблеме, решился ряд других очень острых вопросов.

Таким образом, исходя из логических умозаключений, импортозамещение может двигаться по двум сценариям.

Первый — это естественный, когда национальные производители в тяжелой конкурентной борьбе выигрывают у иностранных, что приводит к своеобразному естественному отбору, а, точнее, выбору своего народного продукта.

Второй — это искусственный, когда в условиях каких-либо меж политических неурядиц, страна закрывает ввоз иностранных товаров, а, соответственно, национальный производитель должен покрыть имеющийся спрос на них своими силами.

На данный момент политика импортозамещения в России такова, что всячески поддерживается российский производитель, вводятся различные льготы, субсидии и послабления в виде заниженных процентных ставок по кредитам.

2. Импортозамещение в сельском хозяйстве

В 2014 году в ответ на введенные санкции против нашей страны Россия ввела эмбарго, то есть запрет на ввоз «отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению» (Указ о применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации от 6 августа 2014 года).

Данное решение стало огромным стимулом для развития отечественных сельхозпредприятий. Аграрная отрасль России получила возможность импортозамещения огромного перечня товаров и сырья, так как список “запретных” продуктов очень широк и даже, несмотря на то, что страны Южной Америки, Азии и Африки не попали под данное регулирование, все равно ввозимого ими товара не хватит на удовлетворение спроса.

На сегодняшний день импортозамещение в сельском хозяйстве — одно из самых приоритетных направлений развития в России.

Так в 2015 году Министерство сельского хозяйства увеличило бюджет на предоставление субсидий для крестьянско-фермерских и семейных хозяйств. Данные средства помогли покрыть расходы на приобретение поголовья, оборудования, строительство хранилищ и так далее. Сельскохозяйственные регионы нашей страны также получили дополнительное финансирование.

Одним из наиболее острых вопросов на сегодняшний день остается эффективное взаимодействие фермеров с конечными точками продажи. Сумеют ли продавцы реализовать поставленный товар.

3. Импортозамещение в промышленной сфере

Если с сельскохозяйственной сферой более менее ситуация понятна, то с промышленной немного сложнее. Проблема импортозамещения в промышленности главным образом возникла из-за падения курса рубля, что значительно увеличило цены на импортные товары, а, соответственно, стало предпосылкой для удорожания производимой продукции в России.

В процессе импорта различных станков, деталей и сырья, значительно возросли издержки самого производителя, от которых напрямую зависит цена на конечный продукт.

Если говорить о сценарии импортозамещения в данной ситуации, то оно не носит вынужденный характер. Эксперты считают, что падение рубля сыграло положительную роль для экономики в целом. Из-за того, что российская валюта обесценилась, а производственные затраты в основном идут за счет иностранных денег, так же как и зарплата работников (в основном это долларовое выражение), соответственно очень снизились издержки. Российская промышленность стала притягательной с точки зрения вливания инвестиций.

Что же касается импортозамещения в машиностроении, то здесь нет жестких запретов. В конце 2015 года по инициативе Министерства промышленности и торговли было утверждено три документа, регламентирующих эту сферу — Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2015 г. № 2744-р, Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2015 г. № 2781-р и Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2015 г. № 1485. Импортозамещение в условиях санкций на данную отрасль экономики особо не повлияло.

Наиболее остро зависимой от внешних поставок отраслью промышленности остается станкостроение. Доля импорта составляет около 90%. Также острая зависимость от импорта имеется и у легкой промышленности и фармацевтике.

По мнению экспертов, чтобы выровнять ситуацию в этих направлениях, нужна хорошая программа импортозамещения, которая будет поддержана и инициирована органами государственной власти. Если грамотно ее проработать и реализовать, зависимости указанных сфер от импорта снизится, по мнению экспертов, как минимум на 30-35 %.

4. Импортозамещение в сфере IT-технологий

IT-индустрия в России быстро и динамично растет. Многие отечественные ИТ-продукты хорошо известны за пределами нашей страны. Но не все так радужно, как кажется на первый взгляд. Более 70% софта, используемого в России, является импортным, причем во многих сегментах имеется альтернативное Российское программное обеспечение ничуть не уступающее по качеству импортным аналогам.

Одним из важнейших факторов развития использования российских IT-технологий — это информационная безопасность. На данный момент сложившаяся экономическая ситуация внутри страны требует оперативного решения вопроса импортозамещения в этой сфере. Но это не так легко осуществить.

5. 44-фз и импортозамещение

Хочется немного остановиться на вопросе существования импортозамещения в рамках 44-го Федерального закона. Существует общее правило, согласно которому при осуществлении государственных и муниципальных закупок к товарам, произведенным за границей, применим так называемый “национальный режим”, который имеет одинаковые условия с российскими продуктами в случаях и на условиях, предусмотренных международными договорами (ч.1 ст.14 44-ФЗ). Такое же правило существует и по отношению к иностранным гражданам, выполняющим работы или услуги.

Однако, в той же ст.14 44-ФЗ сказано о том, что Правительство Российской Федерации имеет право устанавливать ограничения допуска или полный запрет на поставку иностранных товаров или осуществление работ, оказания услуг иностранными гражданами. Такого рода запреты и ограничения могут устанавливаться для того, чтобы защитить российский рынок, оказать содействие развитию внутренней экономике, поддержать отечественных товаропроизводителей (ч.3 ст.14 44-ФЗ). В свою очередь Министерство экономического развития Российской Федерации вправе регулировать указанные условия (ч. 4 ст.14 44-ФЗ).

В рамках реализации представленных условий Правительство РФ и Министерство экономического развития РФ установили запреты и ограничения на закупку следующих категорий товаров: оборудования для нужд обороны и безопасности, продуктов питания, товаров машиностроения, легкой промышленности, медицинских изделий и лекарств, программного обеспечения.

Каждая категория, регламентирована подзаконными актами, которые представляют исчерпывающий перечень продукции, закупка и поставка которых ограничена. В любом случае, участие в государственных закупках всегда требует вдумчивого подхода, поэтому советую вам внимательно отнестись и ознакомится с перечнем запрещенных к ввозу товаров (оказываемых услуг, выполняемых работ) иностранными гражданами.

6. Выводы

Подводя итоги, представленной в данной статье информации, хочется вспомнить знаменитую русскую поговорку “нет худа без добра”. Сложившаяся внешнеполитическая ситуация в нашей стране, казалось бы, должна была повлечь за собой неотвратимые губительные последствия для экономики. Что же мы видим на деле? Рост производства, внедрение новых технологий. Да, есть негативные последствия, но они существовали всегда.

Как таковой до недавнего времени программы импортозамещения в России до 2020 года не существовало. Данная сфера была лишь частью “госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013-2020 гг.” Введенные санкции заставили наше государство значительно шире увидеть всю суть проблемы. Вопрос импортозамещения 2017 года также остается одним из самых актуальных.

Нам с вам остается лишь следить за развитием событий, а также постараться извлечь выгоду из сложившейся ситуации. Многие предприниматели и начинающие бизнесмены до сих пор не знают, что существуют государственные программы поддержки начинающих предпринимателей. Если вам интересна эта тема, пишите комментарии, и я обязательно напишу статью с обзором существующих мер поддержки бизнеса.

На этом сегодня все. Надеюсь, что мне удалось ответить на большинство ваших вопросов касательно импортозамещения. Любые вопросы и дополнения по данной теме вы можете оставлять ниже в комментариях к этой статье.

P.S.: Жмите на социальные кнопки и делитесь данной статьей со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.


24.05.2016


По общему правилу при осуществлении государственных и муниципальных закупок к товарам, происходящим из иностранного государства, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Закона № 44-ФЗ). Аналогичное правило установлено для работ и услуг, выполняемых и оказываемых иностранными лицами.

Однако в той же ст. 14 Закона № 44-ФЗ предусматривается право Правительства РФ и уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти устанавливать ограничения допуска иностранной продукции. Правительство РФ имеет право устанавливать соответствующие ограничения допуска или даже запет на допуск в тех случаях, когда это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей (ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ). Минэкономразвития России по поручению Правительства РФ имеет право устанавливать условия допуска иностранной продукции (ч. 4 ст. 14 Закона № 44-ФЗ), в том числе и заградительные условия.

Для реализации вышеописанных полномочий Правительство и Министерство экономического развития установили запреты и ограничения при закупке следующих категорий товаров:

  1. оборудование для нужд обороны и безопасности;
  2. продукты питания;
  3. товары машиностроения;
  4. товары лёгкой промышленности;
  5. медицинские изделия и лекарственные средства;
  6. программное обеспечение.

По каждой из названных категорий подзаконными актами были установлены исчерпывающие перечни номенклатуры продукции, закупка которой для государственных и муниципальных нужд ограничена или запрещена, для того, чтобы обеспечить её поставку из стран ЕАЭС - ведь в настоящее время импортозамещение реализуется в России не на национальном, а именно на союзном уровне. При этом стоит отметить, что в отдельных из рассмотренных ниже постановлений Правительства РФ указаны не все страны ЕАЭС.

В контрактной системе специфика нормативного регулирования оставляет возможность для применения различных ограничительных и запретительных мер для гибкого стимулирования импортозамещения. Кроме того, особая важность приобретения качественных товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд обуславливает необходимость особенно вдумчивого подхода к реализации политики импортозамещения в рамках контрактной системы: ведь невозможность приобрести качественную продукцию в этом случае может сделать невозможным полноценное выполнение той или иной государственной функции.

Сегодня в контрактной системе используются следующие меры по стимулированию импортозамещения:

  1. Преференции производителям ЕАЭС при осуществлении закупок.
  2. Запрет на импорт определённой в соответствии с нормативным правовым актом Правительства РФ продукции, если из стран ЕАЭС поступили по крайней мере два предложения о поставке такой продукции.
  3. Полный запрет на импорт определённой продукции из стран, не входящих в ЕАЭС, если эта продукция производится в ЕАЭС.
  4. Полный запрет на импорт определённой продукции из стран, не входящих в ЕАЭС.
  5. Полный запрет на импорт определённой продукции, если она производится в России.

Как видно, первые из названных мер являются самыми мягкими по отношению к иностранным поставщикам, тогда как последние предусматривают наиболее жёсткие ограничения. Кроме того, по кругу субъектов соответствующие запреты могут распространяться как только на федеральном уровне контрактной системы, так и на все закупки за бюджетный счёт. Заказчик, на которого распространяется соответствующая норма, обязан отразить это ограничение в своей закупочной документации. Если же его эта норма не касается, то по собственной инициативе устанавливать в документации запрет на импорт он не имеет права.

При грамотном использовании названный инструментарий позволяет по мере реализации политики импортозамещения учитывать степень развитости и объём национальных производств, дабы производить исключительно на внутреннем рынке закупки лишь тех товаров, которые этот рынок в данный момент может произвести. Это позволит плавно и с минимальными издержками для экономики увеличивать долю закупки отечественной продукции за бюджетный счёт. Ниже в логике приведённого перечня мы рассмотрим, как именно инструментарий импортозамещения реализован в действующих российских нормативных актах, регулирующих контрактную систему.

Преференции отечественным производителям при рассмотрении их заявок на участие в закупке предусмотрены в случае закупок широкой номенклатуры продукции - от продуктов питания до ядерных реакторов - в качестве обязанности и государственных, и муниципальных заказчиков Приказом Министерства экономического развития РФ от 25 марта 2014 года № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Приказ Минэкономразвития). Этим приказом не предусмотрен запрет на участие в такой закупке иностранных поставщиков, однако при одинаковом качестве продукции закупку будет проще выиграть производителю из ЕАЭС, даже если его продукция немного дороже. Эти преференции касаются в том числе поставщиков овощей и фруктов, посуды, металлопроката, лекарственных средств, компьютеров и периферийных устройств к ним, литейных машин и прессов, труб и уже упомянутых ядерных реакторов, а также иных товаров, включенных в Приказ Минэкономразвития.

Пунктом 3 Приказа Минэкономразвития предусмотрено, что при осуществлении закупок участникам из стран ЕАЭС предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15%: при осуществлении закупок путем проведения конкурса, запроса предложений или запроса котировок рассмотрение и оценка заявок по критерию «цена контракта» производятся с применением к предложенной в указанных заявках цене контракта понижающего 15-процентного коэффициента; при осуществлении закупок путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приказе Минэкономразвития, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из ЕАЭС, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 % от предложенной цены контракта.

Согласно п. 6 этого же Приказа в случае, если несколькими участниками закупки представлены одинаковые условия исполнения контракта с учетом предоставления преференции, контракт заключается именно с участником закупки, имеющим право на предоставление преференции, т.е. опять же с союзным поставщиком. Таким образом, импортные продукты могут быть приобретены за бюджетные деньги лишь в том случае, если они не уступают по качеству отечественным, но при этом дешевле более чем на 15%, либо если в соответствии с условиями закупочной документации условиях их поставки несравненно выгоднее, чем у поставщиков ЕАЭС.

В п. 9 Приказа Минэкономразвития для его целей реализации заказчику рекомендуется устанавливать в документации о закупке:

  • требование об указании (декларировании) участником конкурса, аукциона или запроса предложений в заявке на участие в закупке страны происхождения поставляемого товара;
  • требование об указании в заявке на участие в конкурсе, запросе предложений цены за единицу товара по каждой предлагаемой участником закупки позиции;
  • положение о том, что ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в конкурсе, аукционе, запросе предложений, несет участник закупки.

Такой либеральный подход к импортозамещению подходит в первую очередь для отраслей, в который уже имеются развитые отечественные производства, которые при минимальном стимулировании уже способны успешно конкурировать с зарубежными поставщиками. Остальные нормативные акты, направленные на стимулирование импортозамещения в рамках контрактной системы, предусматривают более жесткие запреты для импортных товаров.

Запрет на импорт продукции, если из стран ЕАЭС поступили по крайней мере два предложения о поставке такой продукции , установлен в случае закупки медицинских изделий - например, медицинской одежды, электрокардиографов, томографов, некоторых хирургических инструментов, а также реагентов. Полный перечень попавшей под это ограничение продукции установлен Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2015 года № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановление № 102).

Пунктом 2 Постановления № 102 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в утверждённый данным Постановлением перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, за исключением Республики Армения, Республики Белоруссия и Республики Казахстан (членство Киргизии в этом документе ещё не отражено и каждая из стран поименована отдельно), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее двух удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок, которые одновременно:

  • содержат предложения о поставке одного или нескольких видов медицинских изделий, включенных в перечень, страной происхождения которых является Российская Федерация, Республика Армения, Республика Белоруссия или Республика Казахстан;
  • не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя.

Схожие правила установлены Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для закупки лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов 1 . Заказчик отклоняет все иностранные заявки, если на участие в закупке подано не менее 2 заявок от поставщиков из ЕАЭС. При этом такие заявки от союзных поставщиков должны быть поданы независимыми поставщиками и удовлетворять требованиям заказчика.

Подтверждением страны происхождения лекарственного препарата, как и стран происхождения медизделий, является сертификат, выдаваемый по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года. Положения о порядке выдачи сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1 утв. приказами ТПП России от 25.08.2014 № 64 и от 10.04.2015 № 29.

Полный запрет на импорт продукции из стран, не входящих в ЕАЭС , если эта продукция производится в ЕАЭС, предусмотрен для товаров лёгкой промышленности Постановлением Правительства РФ от 11 августа 2014 года № 791 «Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд» (далее - Постановление № 791). В перечень запрещенных к импорту товаров, утверждённый этим документом, попали, в частности:

  1. ткани;
  2. канаты, веревки, шпагат и сети;
  3. материалы нетканые и изделия из нетканых материалов;
  4. полотна кулирные и основовязаные трикотажные;
  5. изделия трикотажные чулочно-носочные;
  6. пуловеры, кардиганы и аналогичные изделия;
  7. одежда из кожи;
  8. спецодежда;
  9. одежда верхняя;
  10. белье нательное;
  11. меха и изделия меховые;
  12. кожа;
  13. чемоданы, сумки дамские и аналогичные изделия;
  14. обувь.

Согласно п. 1 Постановления № 791 запрещается закупка для федеральных нужд товаров, включенных в данный перечень, если они происходят из иностранных государств, за исключением государств ЕАЭС. Данный запрет не применяется лишь в том случае, если производство этих товаров на территории ЕАЭС отсутствует. Правила выдачи заключения об отсутствии на территории Российской Федерации производства товаров утверждены приказом Минпромторга России от 10 сентября 2014 г. № 1776.

Полный запрет на импорт определённой продукции из стран, не входящих в ЕАЭС установлен при закупке за счёт бюджетов всех уровней товаров машиностроения. Этот запрет касается импортных бульдозеров, автобусов, троллейбусов, вагонов, грузовиков, экскаваторов, тракторов снегоочистителей и других машин, включенных в перечень Постановления Правительства РФ от 14 июля 2014 г. № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Подтверждением страны происхождения является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом Российской Федерации, Республики Белоруссия, Республики Армения или Республики Казахстан по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г.

1 Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2016 год утверждён Распоряжением Правительства РФ от 26.12.2015 № 2724-р.

Полный запрет на импорт продукции, если она производится в России был установлен ещё в конце 2013 года при закупке товаров, работ и услуг для нужд обороны страны и безопасности государства Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2013 года № 1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее - Постановление № 1224). Этим документом запрещён допуск продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Российской Федерации отсутствуют (п. 1 Постановления № 1224).

Подтверждением отсутствия производства на территории России является включение товаров в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. № 372 «Об утверждении перечня технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость». Альтернативным вариантом подтверждением отсутствия производства данного товара на территории России является заключение по результатам экспертизы, проводимой Министерством промышленности и торговли России.

Действующей редакцией Постановления № 1224 сделано традиционное исключение для поставщиков из стран ЕАЭС, но лишь в отношении некоторых категорий продукции. Так, они могут поставлять даже для нужд обороны и безопасности России следующие товары:

  1. машины литейные, используемые в металлургии или литейном производстве;
  2. станки для обработки любых материалов путем удаления материала с помощью лазерного или другого светового или фотонного луча, ультразвуковых, электроразрядных, электрохимических, электронно-лучевых, ионно-лучевых или плазменно-дуговых процессов;
  3. водоструйные резательные машины;
  4. центры обрабатывающие, станки агрегатные однопозиционные и многопозиционные для обработки металла;
  5. станки токарные металлорежущие;
  6. станки металлорежущие для сверления, растачивания, фрезерования, нарезания наружной или внутренней резьбы посредством удаления металла;
  7. станки обдирочно-шлифовальные, заточные, шлифовальные, хонинговальные, притирочные, полировальные и для выполнения других операций чистовой обработки металлов или металлокерамики при помощи шлифовальных камней, абразивов или полирующих средств;
  8. станки продольно-строгальные, поперечно-строгальные, долбежные, протяжные, зуборезные, зубошлифовальные или зубоотделочные, пильные, отрезные и другие станки для обработки металлов или металлокерамики посредством удаления материала;
  9. станки для обработки металлов объемной штамповкой, ковкой или штамповкой, станки для обработки металлов гибочные, кромкогибочные, правильные, отрезные, пробивные или вырубные, прессы для обработки металлов или карбидов металлов;
  10. станки для обработки металлов или металлокерамики без удаления материала;
  11. станки для обработки дерева, пробки, кости, эбонита, твердых пластмасс или аналогичных твердых материалов;
  12. измерительные или контрольные приборы, устройства и машины для измерения или контроля геометрических величин.

Схожий тотальный запрет установлен для импортного софта Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановление № 1236).

Исключение из этого запрета предусмотрено лишь для следующих случаев:

а) в реестре российского ПО отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу, что и ПО, планируемое к закупке;

б) ПО, сведения о котором включены в реестр, по своим функциональным, техническим или эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к закупаемому ПО.

Правила ведения реестра российского ПО установлены тем же Постановлением № 1236.

Санкции, введенные против России рядом западных стран, и ответные действия российского правительства оказали стимулирующее действие на импортозамещение в экономике. Все прекрасно понимают, почему западные санкции и падение цен на нефть так отразились на экономике России.

Импортозамещение в 2019 году находится в пределах 30%, а это означает что все товары, продукты, а также услуги, производимые в России, составляют всего 30%, остальное приходится закупать за рубежом. К концу года эта цифра может уменьшиться, но не за счет увеличения производства отечественных товаров, а по причине снижения импорта, который приведет к образованию дефицита в стране.
По прогнозам аналитиков, самыми перспективными отраслями для импортозамещения на данный момент являются:

  1. Станкостроение. По предварительным оценкам, его импорт составляет более 90%.
  2. Тяжелое машиностроение.
  3. Текстильное производство.
  4. Электронная промышленность.
  5. Медицинское производство.
  6. Фармацевтическое производство.

Импортозамещение в вышеперечисленном списке возможно при условии хороших производительных мощностей и создании предприятий, обладающих способностью к конкуренции, способных выпускать качественный продукт по соответствующим ценам. В дальнейшем снижение импорта возможно, если произойдет развитие и стимуляция новых технологий и дополнительно созданное производство.

По убеждению Минпромторга России, при реализации политики импортозамещения к двадцатому году можно рассчитывать на снижение импорта в разных отраслях с 90% до 50%, а в некоторых отраслях возможно добиться более существенных показателей.

В условиях прямой зависимости от импорта, последствия санкций стали скорее возможностью для быстрого развития отечественного производства, а не угрозой.

Правительство России в качестве реакции на иностранные санкции ввело запрет на некоторые продукты, поставляемых из США, а также стран ЕС. В список запрещенных продуктов попало мясо коров и другого крупного скота, птица, свинина, рыба и некоторые ракообразные, а также колбасы, сыр, овощи и фрукты.

В результате этого у аграриев появилась дополнительная возможность для успешного развития. Главными направлениями импортозамещения в сельском хозяйстве стало производство семян, селекция коров (на основе метода трансплантации эмбрионов), переработка рыбы, садоводство, а также овощеводство. Шанс реализовать свои возможности появился у среднего и малого бизнеса. В условиях отсутствия зарубежной конкуренции у предпринимателей появились неограниченные возможности.

Эксперты возлагают надежды на малый и средний бизнес, который в данных обстоятельствах сможет реализовать себя на территориях с минимальной конкуренцией. Например, производители продуктовой линии полны энтузиазма, так как теперь владельцы супермаркетов стали сговорчивей с отечественным производителем. А готовы ли мелкие компании обеспечить необходимые объем и качество продукции?

Руководитель стратегического консультирования без особого восторга рассматривает быструю реализацию предстоящей программы. Предполагается, что крупный бизнес захочет сотрудничать с малыми компаниями. Но на вещи стоит смотреть реально. В секторе малого и среднего предпринимательства более низкая производительность труда, и не всегда качество соответствует стандартам, а также незначительные объемы производства.

Более 80% действующих предприятий представляют собой небольшие компании, которым до статуса малого бизнеса еще расти и расти. Необходимо в кратчайшие сроки создать благоприятные условия для роста некрупных предприятий и помогать им в развитии на федеральном уровне.

По традиции, все проекты в России ориентированы на сбыт сырья, торговлю и строительство. Хотя процесс импортозамещения в сельском хозяйстве был начат давно, на прилавках так и не появилось изобилие колбасы и ананасов. Существуют ли конкретные примеры импортозамещения?

Тульская область

Сельскохозяйственное угодье «ЖАК» поставляет на сегодняшний рынок существенное количество своей продукции, такой как картофель, свекла, капуста. На протяжении одиннадцати лет плодотворной работы обрабатываемые земли увеличены с 40 до 11000 га.

Фермерское хозяйство достигло большого объема производства: более 90 тыс. тонн картофеля, до 200 тонн продуктов из мяса и в пределах 6 тысяч тонн молочных продуктов. Хранилища оборудованы по европейскому стандарту, что позволяет качественно сохранять полученные результаты. Эксперты отмечают повышение урожайности зерновых культур в этом хозяйстве, она превышает все среднестатистические показатели.

Московская область

Недавно на территории Московской области появилась новая сыроварня по названием «Русский пармезан», созданная на основе российского оборудования. За год своего существования цех по производству сыра преуспел и готов предложить российскому рынку йогурты и пармезан, соответствующий европейскому качеству. Килограмм готового сыра планируется продавать по цене от 650 рублей. Главная цель создателя сыроваренного цеха – конкуренция с лучшими производителями Италии и Швейцарии и вернуть на родину традиции сыроварения, утраченные много лет назад.

Пензенская область

Прославилась производством голландских роз в России. На данный момент компания «Тепличный комплекс» обладает сетью теплиц и готова поставлять на российский рынок 23 млн. роз семидесяти разных сортов. Создание организации произошло задолго до санкций около 10 лет назад.

Для повышения производительности своей организации, компании отправляла на стажировку своих специалистов в Голландию. В планах предприятия освоить выращивание других цветов, которые будут украшать праздники российских покупателей.

Краснодарский край

Основанная еще при СССР компания «Адлерский чай» выращивает и перерабатывает собственное сырье. Помимо чая, компания выращивает баклажаны, хурму, фундук и другие культуры, выращиваемые в условиях климата Краснодарского края.

Несмотря на активную деятельность во многих направлениях, компания не может продемонстрировать большую прибыль, доход компании примерно составляет 21,2 млн. рублей. В ближайшее время планируется увеличить площадь выращиваемых субтропических культур до 100 гектаров и построить новый тепличный комбинат.

Ленинградская область

Компания «Велле» – хороший пример того, как западные технологии работают в российской экономике, принося достойные плоды. Компания занимается производством и продажей продукции для здорового образа жизни на основе овсянки. В ассортименте, предлагаемом потребителю, есть йогурты, десерты, коктейли, готовые завтраки и т. д. Компания проработала на рынке 9 лет с выручкой в 43,8 млн. рублей за год, что составляет 100%-ный прирост капитала.

Также в Ленинградской области появилась ферма по выращиванию страусов, которая занимается выращиванием и продажей страусиных яиц, мясом птицы, кожей, перьями и сувенирами, изготовленными на территории фермы. О популярности страусиного мяса в России говорит тот факт, что на приобретение мяса страуса устанавливается предварительная запись. В среднем стоимость одного килограмма мяса доходит до 1 690 рублей, а яйцо – примерно 1 500 руб. за штуку. Несмотря на суровые условия для выращивания страусов, их популяция растет. Мясо страуса широко востребовано в России, благодаря чему ферма преуспевает.

Пензенская область

Агрофирма «Раздолье» выбрала такой проект по импортозамещению, как производство клубники. На российском рынке появилось 4 новых сорта по цене от 160 рублей, что намного дешевле иностранных аналогов. Потребителям понравилось соотношение цены и качества производимого продукта. Несмотря на то что на выращивание ягод отведено всего 1,5 гектара земли, аграрная компания «Раздолье» получает около полумиллиона чистой прибыли.