ВТБ 24

Как определяется налоговая база по транспортному налогу? Налоговая инспекция Определение налоговой базы при получении предоплаты комиссионером или агентом

Федеральная налоговая служба (ФНС России ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а кроме того, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрациююридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

ФНС осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам. Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы составляют единую централизованную систему налоговых органов.

Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель , назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ. Руководитель Федеральной налоговой службы несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу задач (рис. 5).

Руководитель Федеральной налоговой службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром финансов РФ по представлению руководителя Службы.

Основные задачи Федеральной налоговой службы:

    Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и дургих обязательных платежей;

    Разработка и осуществление налоговой политики для обеспечения своевременного поступления в бюджет налогов и сборов;

    Валютный контроль в пределах компетенции налоговых органов;

Главной задачей данной службы является осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Федеральная налоговая служба, осуществляя свою главную задачу, выполняет следующие функции:

    проводит непосредственно и организует работу государственных налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;

    производит в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, и у граждан проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;

    организует работу государственных налоговых инспекций по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, кладов;

    осуществляет возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через кредитные организации;

    анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения о разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налогах и иных платежах в бюджет и другие функции.

1. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.

(см. текст в предыдущей редакции)

Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), определяется по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю). При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

П. 1.1 ст. 391 (в ред. ФЗ от 03.08.2018 N 334-ФЗ) в части установления порядка применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости применяется к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 01.01.2019.

1.1. Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.

В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

2. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

3. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к одной из следующих категорий:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

2) инвалидов I и II групп инвалидности;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) инвалидов с детства, детей-инвалидов;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";

6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

8) пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;

9) физических лиц, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года;

Налоговая база по транспортному налогу определяется как мощность двигателя транспорта (в лошадиных силах) на основании данных регистрации транспортного средства. Но иногда при расчете налоговой базы действуют и другие правила. Подробнее об этом и некоторых других вопросах, связанных с расчетом транспортного налога, вы узнаете из этой статьи.

Плательщики налога на транспорт и основные принципы его расчета

Данный налог является региональным. Оплачивать его должны физлица и предприятия, у которых в собственности имеется транспорт (ст. 357 НК РФ).

Предприятия рассчитывают данный налог и причитающиеся авансовые платежи по нему самостоятельно. Физлицам сумму налога необходимо оплатить по уведомлению из ФНС, которое формируется, исходя из сведений, предоставляемых органами, регистрирующими транспортные средства.

Основные принципы расчета и уплаты налога:

  • налог рассчитывается как произведение базы по налогу и ставки (если другое не отражено в НК РФ);
  • авансы к уплате по налогу определяются за каждый отчетный период как ¼ налоговой базы, помноженной на налоговую ставку (ст. 362 НК РФ);
  • предприятия налог к уплате исчисляют как разницу между суммой, начисленной за год, и авансовыми платежами, которые были уплачены в течение года, для физлиц авансовые платежи по налогу не предусмотрены;
  • предприятия в отношении транспортного средства с максимально разрешенной массой свыше 12 тонн (зарегистрированного в реестре) исчисленные авансовые платежи по налогу не уплачивают (абз.2 п.2 ст.363 НК РФ);
  • итоговая сумма налога и сумма авансов по дорогим авто определяется с учетом повышающего коэффициента (от 1,1 до 3), устанавливаемого в зависимости от стоимости автомобиля и числа лет, прошедших с момента его выпуска (п. 2 ст. 362 НК РФ).

Мнение налоговиков о применении повышающих коэффициентов узнайте .

Налоговая база по транспортному налогу

Налоговая база транспортного налога в 2017-2018 годах рассчитывается по-разному для отдельных видов транспортных средств (ст. 359 НК РФ, раздел V Методических рекомендаций по применению гл. 28 НК РФ, утв. приказом МНС от 09.04.2003 № БГ-3-21/177).

Вид транспортного средства (ТС)

Налоговая база для расчета транспортного налога

Источник информации о налоговой базе

Комментарии

ТС, имеющие двигатели

Мощность двигателя(Nд) в лошадиных силах (л. с.)

Показатель для расчета:

  • определяется исходя из техдокументации;
  • отражается в регистрационных документах

Если Nд или Nдс указан в кВт, необходимо перевести этот показатель в л. с. по формуле:

Nд (л. с.) = Nд (кВт) × К,

где К = 1,35962 - переводной коэффициент из кВт в л. с.

Результат вычислений округляется с точностью до 2 знаков после запятой

Водные ТС

Мощность двигателей судна, зарегистрированных за водным ТС (Nдс)

Водные, несамоходные (буксируемые) ТС, для которых определяется валовая вместимость

Валовая вместимость в регистровых тоннах (р. т.)

Мерительное свидетельство судна, выдаваемое органами технадзора

Показатель устанавливается путем обмера внутреннего объема судна

1 р. т. = 100 куб. футов = 2,83 м 3

Воздушные ТС, для которых определяется тяга реактивного двигателя

Статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного ТС на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы (кгс)

Паспорт воздушного ТС

В ст. 361 НК РФ для самолетов, имеющих реактивные двигатели, установлена ставка налога 20 руб. за каждый кгс - перевод в л. с. для определения налога не требуется

Иные водные и воздушные ТС, не имеющие двигателей или в отношении которых не определяется валовая вместимость

ЕТС (единица транспортного средства)

К подобным ТС относятся:

  • плавучая землечерпательная техника;
  • плавучие краны;
  • дебаркадеры;
  • иные плавучие сооружения, не имеющие двигателей для самостоятельного передвижения

Если данные о мощности двигателя (валовой вместимости) отсутствуют, в расчете могут быть использованы (п. 22 Методических указаний, утв. приказом МНС от 09.04.2003 № БГ-3-21/177):

  • предоставленное налогоплательщиком экспертное заключение;
  • результаты экспертизы, проведенной в соответствии со ст. 95 НК РФ.

В каких еще ситуациях может понадобиться экспертиза, расскажут сообщения и материалы:

  • ;
  • .

Объект и ставка по налогу

Объектом обложения налогом является весь транспорт, который зарегистрирован с соблюдением законов РФ (ст. 358 НК РФ). К примеру, если у вас имеется автомобиль, но он зарегистрирован не на вас, а на тестя, уплачивать налог за него будет тесть. Если же предприятие в собственности имеет автомобиль, а использует его в личных целях директор, уплачивать налог в данном случае будет предприятие.

Ставки налога утверждаются на местах субъектами РФ, которые могут дифференцировать их в зависимости от следующих показателей:

  • категория единицы транспорта;
  • мощность двигателя;
  • валовая вместимость;
  • срок эксплуатации, год выпуска единицы транспорта.

Субъекты РФ не имеют права изменять ставку налога более чем в 10 раз по сравнению со ставкой, отраженной в НК РФ (п. 2 ст. 361 НК РФ).

Обратите внимание: существует арбитражная практика, которая говорит о том, что отсутствие регистрации на транспорт не освобождает от уплаты налога.

Подробнее об этом читайте в статье «Отсутствие регистрации транспортного средства не освободит от транспортного налога» .

Итоги

Налоговая база по транспортному налогу для имеющих двигатель транспортных средств - это выраженная в лошадиных силах мощность двигателя. Для водных несамоходных транспортных средств налог исчисляется исходя из валовой вместимости в регистровых тоннах, а для воздушных судов - из выраженной в килограммах силы статической тяги реактивного двигателя.

Для иных водных и воздушных судов за налоговую базу принимается единица транспортного средства.

Понятие, виды и функции налогов

Бюджетно-налоговая политика

1. Понятие, виды и функции налогов

2. Налоговая система: понятие и основные элементы (субъект и объект налогообложения, налоговые ставки, налогооблагаемая база). Принципы налогообложения

3. Понятие и уровни государственного бюджета РФ

4. Бюджетный дефицит и бюджетный профицит. Способы преодоления бюджетного дефицита

5. Понятие и инструменты бюджетно-налоговой (фискальной) политики

6. Виды бюджетно-налоговой политики.

Налог – обязательный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства.

В расширенном смысле к налогам относят также сборы и пошлины , то есть обязательные платежи домохозяйств и фирм государству за предоставление прав, разрешений и выполнение других юридически значимых действий (например, таможенные, лицензионные сборы, государственные пошлины за выполнение нотариальных действий, действий по записи актов гражданского состояния, за рассмотрение дел в судах и т. д.).

Налоги появились одновременно с возникновением государства и составляют основной источник государственных доходов.

Налоги классифицируются по следующим основаниям.

1. По методу взимания налоги делятся на прямые икосвенные .

Прямые налоги взимаются с доходов или имущества налогоплательщика (физических или юридических лиц).

К прямым налогам в России относятся:

· подоходный налог (13 %),

· налог на прибыль организаций (20 %),

· налог на добычу полезных ископаемых,

· транспортный налог,

· налог на имущество организаций и физических лиц.

Особенностью прямого налога является то, что налогоплательщиком (кто уплачивает налог) и налогоносителем (кто выплачивает налог государству) выступает один и тот же агент.

Косвенные налоги взимаются с товаров и услуг, включаются в цену продукции и оплачивается ее потребителями.

Косвенные налоги:

· акцизы на отдельные виды товаров (сигареты, алкоголь, нефтепродукты, автомобили)

· налог на добавленную стоимость (НДС)

· таможенные пошлины.

Особенностью косвенного налога является то, что налогоплательщиком и налогоносителем являются разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (он оплачивает налог при его покупке), а налогоносителем – фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству).

В развитых странах 2/3 налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся и странах с переходной экономикой, – наоборот, 2/3 косвенные налоги, поскольку их легче собирать и объем налоговых поступлений зависит от цен, а не от доходов. По этой же причине государству в период инфляции выгоднее использовать косвенные, а не прямые налоги.



2. По характеру налоговых ставок налоги делятся на: прогрессивные, пропорциональные и регрессивные.

Прогрессивные налоги – это налоги, ставки которых возрастают по мере роста величины объекта налогообложения. Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, поскольку более богатые граждане платят в виде налогов большую часть своих доходов, чем менее обеспеченные.

Пропорциональные налоги – это налоги, ставки которых являются неизменными вне зависимости от величины объекта налогообложения. Примером пропорционального налога (или налога «с плоской шкалой») в современной России является налог на прибыль организаций.

Регрессивные налоги – это налоги, ставки которых уменьшаются по мере роста величины объекта налогообложения. Использование регрессивной системы налогообложения преследует, в первую очередь, цели вывода «из тени» доходов состоятельных граждан.

3. По уровню налоговой системы выделяют налоги федеральные, региональные (субъектов РФ) и местные.

Федеральные налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории России. К ним относятся:

1. налог на добавленную стоимость

3. налог на доходы физических лиц

4. налог на прибыль организаций

5. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

6. водный налог

7. налог на добычу полезных ископаемых

8. государственная пошлина

Региональные налоги вводятся субъектами РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ.

К региональным налогам в настоящее время относятся три налога:

· налог на имущество организаций

· транспортный налог.

· налог на игорный бизнес

Под местными налогами понимаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях соответствующих местных образований.

К местным налогам относят:

1. земельный налог

2. налог на имущество физических лиц.

4. по субъекту уплаты известны налоги с юридических лиц, физических лиц, тех и других.

5. по объекту налогообложения различают налоги на прибыль, доходы, имущество и др.

Функции налогов:

1. фискальная – финансирование государственных расходов;

2. социальная – поддержание социального равновесия путем сглаживания неравенства в доходах; для чего государство использует прогрессивное налогообложение, освобождение от некоторых налогов отдельных категорий населения; льготное налогообложение социально значимых товаров и услуг и, напротив, повышенное налогообложение предметов роскоши;

3. регулирующая – сглаживание циклических колебаний и стимулирование экономического роста;

4. распределительная – распределение аккумулированных средств между экономическими агентами: государством, отраслями экономики, регионами, муниципальными образованиями, юридическими и физическими лицами

5. контрольная – налоговая система позволяет государству контролировать финансово-хозяйственную деятельность и доходы организаций и граждан.

Помните шекспировского Гамлета и его известную фразу: «Быть или не быть»? Бухгалтер, когда определяется налоговая база для исчисления НДС, часто похож на этого литературного героя.

Только вопрос звучит по-другому: «Включать или не включать сумму по операции в налоговую базу»? Но в отличие от Гамлета у бухгалтера есть Налоговый кодекс, в котором можно найти ответы на вопросы. К сожалению, чаще всего эти ответы бывают в зашифрованном виде.

Давайте вместе разбираться с налоговой базой по НДС: что, когда, в какой сумме.

2. Момент начисления НДС

4. Момент определения налоговой базы при отгрузке без перехода права собственности

5. Переход права собственности без отгрузки

8. Определение налоговой базы при получении предоплаты комиссионером или агентом

12. Пример налоговой базы в декларации по НДС

Итак, идем по порядку. Если у вас нет времени читать длинную статью, посмотрите короткое видео ниже, из которого вы узнаете все самое важное по теме статьи.

(если видео видно нечетко, внизу видео есть шестеренка, нажмите ее и выберите Качество 720р)

Более подробно, чем в видео, разберем тему дальше в статье.

1. Объект налогообложения НДС

Нужно понимать, что объект налогообложения НДС ― это еще не налоговая база для исчисления НДС, а всего лишь один из факторов, который участвует в ее определении.

Объект налогообложения НДС ― это хозяйственные операции, стоимостная величина которых при определенных условиях войдет или не войдет в налогооблагаемую базу.

Какие операции облагаются НДС ? Все они перечислены в п.1 ст.146 НК:

  • продажа товаров (работ, услуг), получение предоплаты также объект налогообложения
  • передача имущественных прав
  • передача товаров (работ, услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации
  • продажа предметов залога
  • передача товаров, работ, услуг для собственных нужд, если расходы по таким товарам (работам, услугам) не принимаются к вычету по налогу на прибыль.
  • строительно-монтажные работы для собственного потребления
  • ввоз товаров на территорию РФ и на другие территории, которые находятся под юрисдикцией РФ.

Местом проведения операции должна быть РФ . Что понимать под этим, а что нет ― подробно написано в ст.147, 148 НК.

В п.2 ст.146 перечислены те хозяйственные операции, которые не относятся к объектам налогообложения НДС. Если вы убедились, что хозяйственная операция не является объектом налогообложения, то ее стоимость не надо включать в налоговую базу по НДС.

2. Момент начисления НДС

Когда стало понятно, что проводимая операция ― объект налогообложения НДС, нужно учитывать такой фактор, как момент начисления налога . Это значит понять: будет включать налоговая база для исчисления НДС суммовую величину операции именно в этом отчетном периоде (квартале) или в следующем.

НК, в ст.167 для разных операций предусмотрел разные моменты определения налоговой базы.

Про тонкости определения момента начисления НДС, которые относятся к реализации товаров, работ, услуг, будет рассказано в соответствующих разделах.

3. Налоговая база по НДС при реализации товара

Хозяйственные операции, которые связаны с реализацией продукции или товаров, как уже было написано выше, ― объекты налогообложения по НДС.

Согласно ст.154 НК в налогооблагаемую базу нужно включать стоимость товаров . Если товары облагаются акцизами, то стоимость считается вместе с ними. Другими словами, налогооблагаемая база по НДС ― это выручка от продажи товаров.

Не забывайте, что безвозмездная передача приравнивается к реализации с точки зрения НДС.

Важный фактор при определении налоговой базы НДС при реализации товара ― момент начисления налога . Именно здесь можно совершить ошибку и включить выручку в налогооблагаемую базу не того налогового периода.

Если договор с переходом права собственности на территории продавца , в момент отгрузки, то тогда все понятно: выручка в учете отражается сразу, в день отгрузки и сразу начисляется НДС.

Проводки:

4. Момент определения налоговой базы при отгрузке без перехода права собственности

Когда договором предусмотрен отложенный переход права собственности : отгрузка в один день, а отражение выручки ― в другой день, позднее, когда покупатель получит товар или товар будет передан перевозчику, то в этом случае:

  • в день отгрузки начисляется НДС к уплате в бюджет
  • в день, когда произойдет переход права собственности, в учете отражается выручка, НДС к уплате в бюджет повторно не начисляется

Например , отгрузка товара произошла в марте, а переход права собственности ― в апреле.

Проводки в марте

Проводки в апреле

Если в марте не сделать проводку по начислению НДС, то сумма налога по этой операции не попадет в налоговую декларацию за первый квартал.

5. Переход права собственности без отгрузки

На практике часто встречается ситуация, когда товар продан, право собственности перешло, а отгрузка товара не производится.

В этом случае нужно руководствоваться п.3 ст.167 НК. Согласно этого пункта, день перехода права собственности приравнивается к моменту определения и включения выручки по таким операциям в налогооблагаемую базу по НДС.

Например , по условиям договора, в марте происходит продажа товара и переход права собственности от продавца к покупателю. После чего продавец принимает товар на ответственное хранение. В апреле товар физически отгружается покупателю.

Проводки в марте

В марте выручку от продажи товара нужно включить в налогооблагаемую базу по НДС за первый квартал.

Проводки в апреле

Дебет Кредит Операция
002 Отгрузка товаров, готовой продукции с ответхранения

6. Налоговая база по НДС при реализации работ, услуг

Объект налогообложения НДС ― операции по реализации работ, услуг. Как и с товарами, согласно ст.154 НК в налогооблагаемую базу включается стоимостная оценка таких операций, то есть выручка.

В отличие от реализации товаров, момент реализации работ, услуг ― дата подписания акта со стороны покупателя .

Это связано с тем, что подтвердить факт передачи работы или услуги можно только тем, что покупатель ее принял.

Что такое приемка работы написано в ст. 720 ГК РФ: «заказчик обязан» принять работу «в сроки и порядке, которые предусмотрены договором». Это значит, что договором устанавливается порядок, в том числе и документ, который должен быть подписан по окончании работ.

Например , подрядчик закончил ремонт 28 марта, по договору срок приемки работ ― 5 дней. Заказчик принял работу 1 апреля. Поэтому днем передачи работ будет считаться 1 апреля, а значит, стоимость работ попадает в налоговую базу второго квартала.

При реализации работ (услуг) есть исключения , когда дата передачи работ подтверждается не датой подписания акта выполненных работ со стороны заказчика, а другими способами.

Так, при продаже электроэнергии, воды и других услуг, объем которых определяется приборами учета (и это прописано в договоре), факт оказания услуг подтверждается именно показаниями счетчиков. В такой ситуации днем включения в налогооблагаемую базу будет день снятия показаний.

Например , организация, которая продает холодную воду, сняла показания счетчиков у своих потребителей 31 марта, составила акт выполненных работ. Акт в организацию — потребитель попал только 2 апреля, был подписан 3 апреля. Несмотря на это, выручка от продажи холодной воды включается в налогооблагаемую базу по НДС первого квартала.

Также определяется момент передачи транспортных услуг, когда представитель заказчика подписывает путевой лист. Выручку нужно включать в налогооблагаемую базу того квартала, который соответствует дате подписания путевого листа.

7. Определение налоговой базы по НДС при поступлении полной или частичной предоплаты

Если организация — продавец работает по предоплате, то сумма предоплаты должна быть включена в налогооблагаемую базу . Об этом прямо сказано в абз.2 ст.154 НК. Подробно про это мы уже говорили , но здесь кратко повторим еще раз.

В случае получения денег в счет будущей отгрузки товаров или выполнения работ, услуг, нужно включить эту сумму в налогооблагаемую базу того квартала, в котором прошла оплата (ст.167 НК).

В учете это отражается следующим образом:

Не нужно включать в налогооблагаемую базу предоплату по таким товарам, работам, услугам, которые:

  • не облагаются НДС (например, по ст.149 НК)
  • облагаются по ставке НДС 0%
  • изготавливаются более шести месяцев, и связано это именно с технологическим процессом

После того, как пройдет реализация предоплаченного товара, НДС начисляется второй раз, обычным порядком:

Но НДС дважды платить не нужно.

В декларации по НДС «второе» начисление нужно отразить в разделе 3, в части «Налогооблагаемые объекты». А ранее уплаченный НДС с авансов в этом же разделе 3, в части «Вычеты».

8. Определение налоговой базы при получении предоплаты комиссионером или агентом

Когда товар продается по договору комиссии или агентскому договору, моментом определения налогооблагаемой базы становится день, когда частичная или полная предоплата поступили на счет комитента (агента) . Именно такой точки зрения придерживаются налоговые органы, что подтверждается письмом ФНС от 28.02.2006 № ММ-6-03/202@.

В вопросе по моменту определения налогооблагаемой базы для НДС продавцу, который передает товар комитенту (агенту), существовала и другая точка зрения.

Так, ФАС СЗО своим Постановлением от 13.12.2006 по делу № Ф04-8319/2006(29331-А27-42) вставал на сторону налогоплательщика. И устанавливал, что если у комитента нет информации о том, когда выручка поступила комиссионеру, то он не может учесть ее в налоговой базе. И это не нарушение НК.

Но позднее арбитражные суды изменили свою точку зрения . Она стала совпадать с мнением ФНС.

Так в п.16 Пленума ВАС от 30.05.2014 № 33 принято окончательное решение о том, что комитент (принципал) должен определять налогооблагаемую базу на основании ст.167 НК. При этом ему нужно организовать своевременное поступление документов от комиссионера (агента).

9. Налоговая база по НДС при ввозе товаров

Этот вопрос регулируется ст.151, 160 НК. Налоговая база по НДС при ввозе товаров определяется по формуле:

10. Налоговая база НДС и налога на прибыль

На первый взгляд налоговая база НДС и налога на прибыль похожи. И там, и там основную долю налогооблагаемой базы составляет выручка от реализации товаров, работ, услуг.

Только это и делает налоги похожими, на самом деле у НДС и налога на прибыль больше различий, чем сходства.

Характеристика НДС Налог на прибыль
Налоговый период квартал год (отчетный период — квартал)
Объект налогообложения Подробно было написано выше Доходы за минусом расходов
Что включается в налогооблагаемую базу при реализации товаров (работ, услуг)

Стоимость безвозмездно переданных товаров (работ, услуг)

Выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав

Внереализационные доходы (ст.250 НК) в части доходов от сдачи в аренду имущества

Документ Счет-фактура Первичный документ, который составляется во время хозяйственной операции (например, накладная, акт выполненных работ)
Момент определения налоговой базы Более ранняя из дат:
  • отгрузка товара
  • поступление оплаты
Дата перехода права собственности, никак не связано с оплатой

11. Налоговая база для исчисления НДС: пример расчета

Кроме таких факторов, как объект, место и момент, которые определяют правила расчета налоговой базы по НДС, есть еще и ставка НДС.

Когда проводимые операции подпадают под разные ставки НДС , они должны сразу включаться в разные налогооблагаемые базы (абз.4 п.1 ст.153 НК).

Это важно для заполнения налоговой декларации.

Пример

ООО «Мотылек» продает продукты питания, часть из них облагается НДС по ставке 10% (мука и сахар), часть по ставке — 18% (шоколадные конфеты, пастила).

Хозяйственные операции, которые были проведены в учете ООО «Мотылек» в первом квартале 2017 года:

Операция Кол-во Цена, руб. Стоимость, без НДС, руб. НДС (ставка/сумма, руб)
Реализация сахара 100 т 40 000 4 000 000 10% / 400 000
Реализация муки 50 т 20 000 1 000 000 10% / 100 000
Реализация шоколадных конфет, дата отгрузки совпадает с датой перехода права собственности 10 т 200 000 2 000 000 18% / 360 000
Получена предоплата за поставку сахара в апреле 50 т 40 000 2 200 000 10%/110% / 200 000
Отгружены конфеты покупателю, переход права собственности произойдет в апреле 2017 20 т 150 000 3 000 000 18% / 540 000

— налоговая база по ставке 18 % ― 5 000 000 рублей

— налоговая база по ставке 10% ― 5 000 000 рублей

— предоплата, в которую включен НДС по ставке 10% ― 2 200 000 рублей.

12. Пример налоговой базы в декларации по НДС

Пример налоговой базы в декларации по НДС составлен на основании операций ООО «Мотылек» за первый квартал.


Давайте подводить итоги. Чтобы знать, какая налоговая база для исчисления НДС у вас получается, важно установить:

  • является ли операция объектом налогообложения?
  • проводится операция на территории РФ или нет?
  • в какой момент нужно включить хозяйственную операцию в налоговой базы?
  • стоимостную оценку операции

Если вы ответите на эти вопросы, то не сделаете ошибок, правильно составите декларацию и заплатите НДС в бюджет в нужном объеме.

В статье были рассмотрены наиболее типичные ситуации.

Что-то осталось непонятным? У вас «сложный случай»? Спрашивайте в комментариях: ответим, поможем.

Как определяется налоговая база для исчисления НДС