Банки

Национальное хозяйство и его структура кратко. Экономическое развитие национального хозяйства россии. Типы и сущность хозяйственных систем

16 См.: Moore G.E. Cramming More Components onto Integrated Circuits // Electronics. 1965. № 38(8), April 19. P. 114-117.

17 См.: Gilder G.F. Telecosm: How Infinite Bandwidth Will Revolutionize our World. N.Y.: Free Press, 2000. P. 12, 70.

18 Сакайя Т. Указ. соч. С. 351.

19 На графике точка ^ соответствует предельным из-УДК 330.34

держкам производства лицензионной копии информационного продукта, Ск - контрафактной (пиратской) копии.

20 Стрелец И.А. Указ. соч. С. 22-23.

21 Там же. С. 23.

22 Стюарт Т. Указ. соч. С. 391.

23 Бузгалин А.В. Указ.соч. С. 33.

НАЦИОНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО КАК ОБЪЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Е.А. Орехова

Саратовский государственный университет,

кафедра экономической теории и национальной экономики

E-mail: [email protected]

Раскрыто понятие системы национального хозяйства, выделены ее общие и особенные свойства. Обосновано, что экономическое развитие национального хозяйства отличает неравномерность, импульсивность. Дано определение и охарактеризованы основные типы динамики экономического развития.

National Facilities (Economy) as Object of Economic Development E.A. Orekhova

In the article idea about system of a National Economy and her general and especial properties are discused. Also definition of the moving forses and trends of economic development is given its basic types are characterized. It is established, that moving forses and trends of economic development of a National Economy is characterized by non-uniformity, impulsiveness and discontinuty.

Система национального хозяйства представляет собой совокупность хозяйственных ресурсов и хозяйствующих субъектов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в сфере общественного воспроизводства. Ей присущи определенные свойства: общесистемные (характерные для всех систем) и особенные (характерные только для системы национального хозяйства). К общесистемным свойствам национального хозяйства относятся его целостность, иерархичность и интегративность.

Целостность национального хозяйства проявляется в том, что изменение структуры, связей и поведения отдельных хозяйствующих субъектов оказывает воздействие на все другие хозяйствующие субъекты и изменяет систему в целом, равно как и изменение национального хозяйства в целом вызывает преобразование его структуры, связей и поведения хозяйствующих субъектов.

Иерархичность национального хозяйства означает, что оно включено подсистемой в систему более высокого порядка - мировое хозяйство, а каждый его компонент тоже является системой. Декомпозиция системы национального хозяйства с

выделением ее подсистем вплоть до элементарного уровня получила отражение в рис.11. Структура системы национального хозяйства сложная, имеет несколько уровней и внешне напоминает разветвленное дерево. На первом уровне находится достаточно большое число подсистем (компонентов) национального хозяйства - таких экономических институтов, как государство, территориальные образования, отрасли, домашние хозяйства. Далее подсистемы предыдущего уровня распадаются на совокупность нескольких подсистем низшего уровня и т.д. Основу структурирующего фактора системы национального хозяйства составляют экономические интересы хозяйствующих субъектов (индивидуальные, коллективные, национальные). Совокупность экономических интересов реализуется в процессе, объединяющем все части системы национального хозяйства воедино, в системообразующем (структурирующем) процессе общественного воспроизводства.

Согласно правилу иерархии система национального хозяйства и ее подсистемы, а также подсистемы подсистем имеют разный уровень сложности, принадлежат к разным классам и не могут иметь один уровень иерархии. Системы низшего уровня могут быть описаны более точно, имеют меньшую неопределенность в экономическом развитии. Иерархия в системе национального хозяйства относительна: любой ее уровень обладает известной степенью автономии. Первоэлементом системы национального хозяйства выступает индивид с его потребностями, причем не сам по себе, а во всей совокупности его социальных связей и отношений, как социально обусловленное существо. Поскольку индивид реализует себя не в одиночестве, а в обществе, являясь «продуктом» всей предыдущей истории человечества, его можно рассматривать не только как субъект, но и как объект экономического развития.

Интегративность национального хозяйства представляет собой обладание свойствами,

© Е.А. Орехова, 2007

Система национального хозяйства

Рис. 1. Компоненты системы национального хозяйства и соответствующие им субъекты хозяйствования

отсутствующими у его компонентов. Единичное хозяйство (фирмы, предприятия) является категорией преимущественно технической и технологической, его законы - это законы техники и технологии. Перенесение на национальное хозяйство свойств единичного хозяйства означало бы его подчиненность именно этим законам и отрицание его социального характера2. Главное «интегративное» качество системы национального хозяйства

Целостность - не свойственно образующим ее частям. Оно обеспечивает обособленность системы национального хозяйства, функционирование ее как единого целого организма. Интеграция частей системы национального хозяйства возникает в процессе становления этой системы.

Среди особенных свойств системы национального хозяйства целесообразно выделить следующие.

1. Подсистемы национального хозяйства имеют нечеткие границы: один и тот же субъект хозяйствования может одновременно принимать участие в различных процессах самоорганизации системы национального хозяйства, может быть одновременно компонентом и самоорганизующейся системы национального хозяйства, и ее среды. В частности, государство, с одной стороны, выступает частью среды национального хозяйства, осуществляя административное регулирование, социальный контроль, законодательное оформление экономической жизни общества, защиту отечественных производителей от конкуренции извне, а с другой - государство является компонентом национального хозяйства, выступая в роли собственника, предпринимателя или партнера частного бизнеса.

2. Отдельные компоненты и элементы системы национального хозяйства объединены между собой гибкими вероятностными бюрократическими, рыночными, этическими и агрессивными связями3, характерными для разных сфер экономической жизни и дополняющими друг друга. Характер этих связей определяют сами компоненты и элементы системы национального хозяйства. Бюрократические связи носят вертикальный, регламентированный характер, осуществляются между компонентами многих уровней, основаны на принуждении, подчинении и не всегда опосредованы деньгами. Они характерны для государственных структур и тоталитарных национальных хозяйств. Рыночные связи имеют горизонтальный характер и складываются на основании соглашения между юридически равноправными субъектами хозяйствования. Они, как правило, опосредуются деньгами и устанавливаются, прежде всего, между производителями и потребителями благ и услуг. Этические связи могут носить как горизонтальный, так и вертикальный характер. Они осуществляются и между равноправными субъектами хозяйственной деятельности, и между субъектами разных уровней (к примеру, между государством и фирмой). Эти связи основаны либо на ожидании взаимной помощи, либо на одностороннем альтруизме и могут быть как опосредованы, так и не опосредованы деньгами. Возникают такие связи в домашних хозяйствах и общинах. Агрессивные связи носят вертикальный характер и осуществляются посредством силы принуждения между сильными и подчиняющимися этой силе субъектами хозяйствования, могут опосредоваться деньгами, а могут и не опосредоваться ими.

Такие связи характерны для теневой экономики и тоталитарных государств.

3. Структура системы национального хозяйства переменна, подвижна, носит нелинейный характер. В разных фазах экономического развития структура национального хозяйства играет разную роль: если в период эволюционных изменений она обеспечивает стабильность, устойчивость системы, погашая возникающие внутри нее и происходящие из среды флуктуации, то в точке бифуркации, напротив, она преобразуется одной из первых, а за нею следуют изменения связей и поведения компонентов и самой системы. Изменяя свою структуру, система национального хозяйства приспосабливается к условиям внутренней и внешней среды своего существования.

4. Структура системы национального хозяйства связана с сознательно выдвигаемой целью экономического развития и управляющими механизмами, посредством которых структура целого активно воздействует на части, их функционирование и развитие. Конечный итог стремлений национального хозяйства - достижение максимальной стабильности во взаимоотношениях между хозяйствующими субъектами и внешней средой - вынуждает национальное хозяйство приспосабливаться к меняющимся условиям существования, циклически проходить в своем развитии этапы становления, расцвета, хаоса и разрушения. В ходе этого движения национальное хозяйство постоянно увеличивает степень детерминированности в своем «поведении», оставляя единственно возможные и безальтернативные варианты реагирования на «вызовы» внешней среды. Достигнув оптимального на данный момент соотношения детерминированности и свободы, оно рано или поздно сталкивается с необходимостью корректировки идеала в соответствии с новыми потребностями и условиями. С крушением старого идеала начинается следующий цикл, в начале которого прослеживается несколько вариантов дальнейшего развития национального хозяйства. И опять решающую роль в этом выборе играют идеалы, «предлагаемые» национальному хозяйству, причем старый идеал не всегда отбрасывается, а зачастую рассматривается как предпочтительный.

5. Системе национального хозяйства свойственна когерентность, означающая, что для составляющих ее компонентов, элементов характерно совместное, кооперативное действие, в результате которого они усиливают или ослабляют друг друга. Следовательно, скорость протекания экономических процессов в системе национального хозяйства зависит от уровня ее экономического развития, типа системы. Постоянное нарушение состояния равновесия, отсутствие равновесия как такового в системе национального хозяйства служит той непреодолимой побудительной силой, которая вызывает ее развитие. Возможно введение нового компонента, элемента или качественное

перерождение имеющегося, что вызовет изменение характера совместного действия компонентов, элементов системы национального хозяйства. Напротив, устойчивое равновесие системы национального хозяйства означает игнорирование ею всевозможных изменений и воздействий, направляемых на нее, ее полную индифферентность по отношению к ним.

6. Национальное хозяйство может быть как открытой, так и закрытой системой. С одной стороны, любая система национального хозяйства является открытой, поскольку активно взаимодействует со своей естественной внешней природной средой: движение вещества, энергии и информации происходит совершенно беспрепятственно. Система национального хозяйства испытывает активное действие природной среды и в то же время сама воздействует на природную среду в порядке обратной связи. Кроме того, ближайшей и непосредственной внешней средой для национального хозяйства является социальная система общества и ее подсистемы (культура, религия, этика, идеология, право, политика, наука, образование, управление, технология и пр.), с которыми она неразрывно взаимосвязана (рис. 2). Система национального хозяйства всегда открыта по отношению к собственной социальной системе. Для нее это - естественная среда, вне которой она не может ни существовать, ни развиваться, с подсистемами которой она имеет общие элементы. Национальное хозяйство погружено в информационное поле собственной социальной системы, это - ее поверхностный слой непосредственной внешней среды, благодаря которому взаимодействуют все подсистемы социальной системы и осуществляется процесс самоорганизации, их совместное развитие.

С другой стороны, система национального хозяйства, будучи открытой по отношению к собственной социальной системе и ее подсистемам, одновременно может быть закрытой для других социальных систем, систем национального хозяйства и мировой хозяйственной системы в целом, выступающих вторым, поверхностным слоем ее внешней среды (рис. 3).

С учетом выделения мировой внешней среды, системы национального хозяйства могут быть разделены на системы, нуждающиеся во взаимодействии с этой средой для привлечения дополнительного вещества, энергии, информации, и самостоятельные, саморазвивающиеся системы, не нуждающиеся во взаимоотношениях с этой средой. С точки зрения мирового рынка, глобальной системы связей национальное хозяйство может быть закрытым без особого ущерба лишь в том случае, если оно является самодостаточным в плане материальных и духовных ресурсов.

7. Источником экономического развития системы национального хозяйства выступают противоречия: между процессами функционирования и развития национального хозяйства;

Рис. 2. Выделение системы национального хозяйства из ближайшей и непосредственной внешней среды

Мировая социально-хозяйственная система

Рис. 3. Выделение системы национального хозяйства из мировой внешней среды

между стремлением национального хозяйства к порядку и хаосом; между целями национального хозяйства и целями хозяйствующих в нем субъектов; между стремлением национального хозяйства к устойчивому состоянию и средствами его достижения; между функционированием национального хозяйства и его структурой и др.4. В эволюционный период экономического развития большинство названных противоречий лишь сглаживается: экзогенным энтропийным тенденциям и противоречиям здесь противостоит адаптация, а эндогенным - функционирование национального хозяйства; даже самое идеальное управление способно в лучшем случае лишь смягчить эти противоречия. Разрешаются же назревшие противоречия в момент катастрофы (качественных, скачкообразных, внезапных изменений в экономическом развитии), после чего они вновь накапливаются, требуя своего разрешения.

8. Экономическое развитие системы национального хозяйства во многом определяется интенсивностью ее взаимодействия с неоднородной и весьма сложной средой. Внутренняя среда национального хозяйства включает: государство (как силу, действующую над экономическими субъектами), внутреннюю социальную среду (собственную социальную систему и ее подсистемы), внутреннюю природную среду (состояние природы данной страны). К внешней среде национального хозяйства относятся: внешняя хозяйственная среда (национальные хозяйства других стран и мировое хозяйство в целом), внешняя социальная среда (социальные системы других стран и их подсистемы), внешняя природная среда (состояние природной среды других стран).

Среда оказывает сложное и многостороннее воздействие на состояние и экономическое развитие национального хозяйства. С одной стороны, нарушение порядка, дезорганизация среды ведет к усилению воздействий на систему национального хозяйства и ее переходу в неустойчивое состояние. К примеру, скудность природных ресурсов может стать серьезной проблемой развития национального производства; проведение государством неадекватной экономической политики, отсутствие должных правовых и социальных норм, культуры бизнеса способны затормозить экономическое развитие национального хозяйства; враждебное внешнее окружение может послужить причиной увеличения доли военных расходов, снизив при этом эффективность национального хозяйства; мировая внешняя среда способна составить серьезную конкуренцию отечественным производителям, в результате чего национальное хозяйство недополучит налоги, отечественные производители - прибыль, а наемные работники

Заработную плату. С другой стороны, воздействия среды, расцениваемые как управляющие воздействия, приводят вначале к нарушению устойчивости системы национального хозяйства, а затем (при условии нелинейной зависимости

между ее параметрами) к возникновению нового хозяйственного порядка.

Итак, опираясь на выделенные общие и особенные свойства национального хозяйства, его можно охарактеризовать как органичную, открытую (закрытую), динамично развивающуюся систему. При этом национальному хозяйству свойственно неровное экономическое развитие, отличающееся неравномерностью, импульсивностью, относительной прерывностью. Оно испытывает подъемы и спады, скачки и флуктуации, толчки и инерции, что во многом обусловлено потребностью в динамизме хозяйственной жизни и заложенной в самом национальном хозяйстве возможностью такого динамизма.

Динамика экономического развития представляет собой своеобразный способ этого развития, означающий процесс смены состояний движения его параметров. Это - процесс непрерывного изменения объемов и структуры национального производства, расширения или сокращения возможностей национального хозяйства удовлетворять меняющиеся общественные потребности и обеспечивать накопление в необходимых размерах. В трактовке динамики экономического развития присутствуют количественная и качественная стороны данного понятия. Первая отражается в динамике изменения объемов производимого национального продукта, вторая - в способности национального хозяйства удовлетворять меняющиеся потребности и обеспечивать накопление. Эти две стороны находятся между собой во взаимной связи. И связь эта сложная, ведь сама по себе динамика выпускаемого продукта не обязательно влечет за собой новое качество и улучшение или ухудшение жизни общества.

Динамика экономического развития национального хозяйства есть динамика воспроизводственная и динамика структурная. Под воспроизводственной динамикой понимается динамика следующих друг за другом стадий движения общественного продукта (производства, распределения, обмена и потребления) в их единстве, взаимосвязи и взаимодействии. В своем развитии национальное хозяйство постоянно возобновляется, воспроизводится. Оно движется в ходе кругооборота, находясь в процессе постоянного повторения, в результате чего удовлетворяются потребности людей и возобновляются материальные блага, факторы производства, экономические отношения, организационно-управленческие связи.

Будучи по своей сути результатом развития национального производства, воспроизводственная динамика не является атрибутом лишь непосредственного национального производства. Зародившись в недрах производственного процесса, воспроизводственная динамика обретает свое настоящее содержание и сущность только в конце воспроизводственной цепочки, когда произведенный продукт становится и реализованным, и

потребленным. Реализуется воспроизводственная динамика через постоянные количественные и качественные изменения воспроизводственных элементов, которые, в свою очередь, выступают результатом взаимовлияния и взаимодействия производства, распределения, обмена и потребления на основе механизма конкуренции5.

Под структурной динамикой понимается и преобразование всей структуры национального хозяйства, качественно изменяющее национальное хозяйство, и текущая вариабельность, выражающаяся во взаимном приспособлении частей структуры друг к другу, в постоянных изменениях их взаимных соотношений, в поиске тех или иных структурных пропорций и величин. Структурная динамика бывает разной. С одной стороны, это динамика явно динамичных в структурном отношении компонентов национального хозяйства, к примеру, рыночных предложений и спросов, текущих потоков экспорта и импорта. Здесь структура национального хозяйства изменяется постоянно, и изменения эти нередко бывают значительными. С другой стороны, структурная динамика - это динамика не слишком динамичных компонентов национального хозяйства, таких как отраслевые распределения производства и долговременные капвложения. В этом случае структура национального хозяйства долгое время может оставаться неизменной, но у нее появляется способность к резким и весьма разрушительным перестройкам6.

Доказывать необходимость структурных изменений для экономического развития вряд ли имеет смысл: и так ясно, что без них устойчивое развитие национального хозяйства невозможно, поскольку при его стабильной структуре резервы экономического развития рано или поздно исчерпываются. Но это вовсе не означает, что чем больше структурных перемен в национальном хозяйстве, тем выше темпы его развития. Бывает и наоборот: структурные перемены могут стать серьезным препятствием на пути экономического развития. Резкие изменения структуры национального хозяйства могут приводить к глубоким и достаточно острым последствиям, охватывающим как национальные, так и международные экономические отношения.

В динамике экономического развития сложно и многообразно проявляет себя противоречивый характер изменений национального хозяйства. Противоположная динамика отдельных индикаторов экономического развития объективно обусловлена и вполне закономерна: росту национального производства в интенсивной форме противостоит его сокращение в экстенсивной форме; повышение производительности труда предполагает снижение совокупных затрат труда на производство единицы продукции; рост органического строения капитала сопряжен со снижением доли «человеческого капитала» в его общей массе. Кроме того, в ходе экономического

развития на фоне роста национального производства в высокотехнологичных отраслях постоянно наблюдается существенное его снижение в отраслях, не имеющих перспективы при переходе к новому технологическому укладу.

Так или иначе, но экономическое развитие системы национального хозяйства обязательно проявляется в изменении ее элементов (их количества, свойств) и структуры, а изменение структуры обязательно влечет за собой экономическое развитие или деградацию системы национального хозяйства, изменение количества и свойств ее элементов. Можно сказать, что между качеством и, следовательно, свойствами системы национального хозяйства и ее структурой существует взаимно-однозначное соответствие. На этом основании возникает техническая возможность перенесения свойств системы национального хозяйства одной страны на систему национального хозяйства другой страны или даже свойств системы национального хозяйства одного типа на систему национального хозяйства другого типа на основании изоморфизма их структур.

Изменение структуры национального хозяйства при сохранении числа составляющих ее элементов влечет изменение ее сложности (совокупности связей элементов). Упрощение структуры означает увеличение степеней свободы и меньшую упорядоченность, тогда как повышение сложности структуры, наоборот, означает уменьшение числа степеней свободы и большую упорядоченность. Для характеристики упорядоченности системы применяется понятие энтропии как меры неопределенности, порядка состояния или поведения системы. Чем больше упорядоченность системы, тем меньше соответственно энтропия.

Прямой зависимости между увеличением количества связей в системе и изменением ее качества нет. На энтропию, качество структуры влияет лишь появление существенных связей элементов системы национального хозяйства (например, связи между отраслями и подразделениями общественного воспроизводства, или связи между товарным или денежным рынками). Эти связи, усиливая зависимость между элементами системы и значительно сокращая опосредованные связи, снижают энтропию системы. Возникновение же несущественных связей, касающихся лишь тех элементов, к которым они относятся непосредственно, почти не влияет на величину энтропии. Качество системы национального хозяйства сохраняется в определенных границах изменения количества и конкретных фиксированных свойств ее элементов, структуры. И лишь достижение некоторых пороговых значений этих характеристик системы национального хозяйства ведет к ее переходу на новый уровень развития, к новому качеству, следующему этапу ее экономического развития. Характеристики системы национального хозяйства на каждом этапе отличаются как на-

личием иных свойств составляющих ее элементов, структуры, так и возникновением специфических особенностей системы национального хозяйства в целом, изменением структурирующего процесса. Следовательно, отличие одной системы национального хозяйства от другой выражается в количестве и свойствах их элементов, особенностях структур, структурирующего фактора и систематизирующего процесса.

Трудно не согласиться с С.В. Любимцевой в том, что характеристиками экономического развития системы национального хозяйства могут служить и количественные показатели: изменение числа элементов системы, изменение взаимосвязей между ними и изменение энтропии. Так, для прогрессирующей системы национального хозяйства характерны увеличение числа ее элементов и рост связей между ними. Регрессирующая система национального хозяйства сопровождается сокращением числа ее элементов и связей между ними. С помощью этих показателей может быть описано репродуктивное и инновационное экономическое развитие национального хозяйства. Репродуктивное развитие выражается в увеличении числа элементов системы национального хозяйства, несущественных связей, энтропии. При таком развитии упорядоченность системы ослабевает, она становится менее способной реагировать на всякого рода возмущения. При инновационном развитии энтропия системы национального хозяйства снижается и возрастает упорядоченность, система становится способной к большей адаптации во внешней среде.

Если экономическое развитие системы национального хозяйства сопровождается ростом числа

В таблице приведены и охарактеризованы рассмотренные типы динамики экономического развития национального хозяйства. Прогрессирующие по числу элементов системы национального хозяйства типы динамики расположены от менее прогрессивного к более прогрессивному, регрессирующие расположены в обратном порядке. В ходе экономического развития возможно движение

ее элементов и ростом энтропии (как в случае экстенсивного развития), но при этом сокращаются взаимосвязи между элементами системы, то такое развитие национального хозяйства является его деградацией. В этом случае система национального хозяйства превращается из потребителя необходимых для ее существования вещества, энергии, информации, поступающих из внешней среды, в донора внешней среды, то есть выбрасывает вещество, энергию, информацию во внешнюю среду. Возникает дисбаланс взаимосвязей системы национального хозяйства, система внешне растет в объеме, но этот рост означает ее гибель.

Наряду с типами динамики, характеризующимися увеличением числа элементов в системе национального хозяйства, возможны и такие, которые связаны с сокращением числа ее элементов. К ним относятся коллапс, диссипация и распад. Коллапс означает реорганизацию несущественных связей системы национального хозяйства в связи существенные. Это - процесс, обратный деградации, означающий обновление и усиление интегративных свойств системы национального хозяйства. Диссипация, как и коллапс, сопровождается уменьшением энтропии, то есть ведет к большей упорядоченности системы национального хозяйства. Потеря числа элементов системы национального хозяйства в этом случае означает ее освобождение от менее «организованных элементов», утративших свои функции. Распад системы национального хозяйства предполагает сокращение числа ее элементов, связей и снижение упорядоченности, что означает разрушение существенных связей, в первую очередь потерю самых организованных элементов.

не только в направлении к более прогрессивным формам, но и переход от репродуктивного и даже инновационного развития к деградации, распаду системы национального хозяйства. Без этого нет и не может быть самого экономического развития его организации, роста, поиска, приспособления. Без этого экономическое развитие прекращается, а национальное хозяйство мертвеет.

Характеристика динамики экономического развития системы национального хозяйства

Типы динамики экономического развития Изменение параметров системы национального хозяйства

числа элементов системы взаимосвязей (упорядоченности) элементов системы энтропии системы

Прогрессирующие (по числу элементов системы) типы динамики

Деградация Рост (>0) Ослабление (<0) Усиление (>0)

Репродуктивное развитие Рост (>0) Усиление(>0) Усиление (>0)

Инновационное развитие Рост (>0) Усиление (>0) Ослабление (< 0)

Регрессирующие (по числу элементов системы) типы динамики

Коллапс Сокращение (< 0) Усиление (>0) Ослабление (< 0)

Диссипация Сокращение (< 0) Ослабление (< 0) Ослабление (< 0)

Распад Сокращение (< 0) Ослабление (< 0) Усиление (>0)

Примечание. Сост. по: Любимцева С.В. Трансформация экономических систем. М.: Экономистъ, 2003. С. 59-61.

См.: Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статики и динамики: Предварительный эскиз. М.: Наука, 1991. С. 84.

Мы выделяем эти виды связей по аналогии с предложенной Я.Корнаи классификацией «форм координации» (см.: Корнаи Я. Бюрократия и рынок // Вопр. экономики. 1989. № 12. С. 69-74).

См.: Ерохина Е.А. Теория экономического развития: системно-самоорганизационный подход. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1999. С. 90.

Подробнее о воспроизводственной динамике см.: Орехова Е.А. Воспроизводственная динамика переходной экономики. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000.

См.: Осипов Ю.М. Теория хозяйства: В 3 т. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. Т. 3. С. 14-15, 139.

УДК 334.012.23

СПЕЦИФИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФИРМ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

Е.В. Порезанова

Саратовский государственный университет, кафедра экономической теории и национальной экономики E-mail: [email protected]

В статье раскрываются виды взаимодействий фирм в современной экономике, анализируются факторы, которые влияют на взаимодействия, как общие, так и специфические. Исследуются «скрытые монопольные эффекты» в экономике на примере доминирующих фирм. Рассматриваются кооперативные взаимодействия фирм, факторы их стабильности, выделены основные черты российской модели рынка.

Specificity of Interactions of Firms in Transitive Economy of Russia

In article reveal kinds of interactions of firms in modern economy, factors which influence on general and specific interactions. «The latent exclusive effects» in economy on an example of dominating firms are investigated. Cooperative interactions of firms, factors of their stability are considered, the basic features of the Russian market model are allocated.

Взаимодействия фирм представляют собой определенную систему отношений. Прежде чем анализировать механизм взаимодействия фирм в переходной экономике, необходимо исследовать, что такое взаимодействия фирм и каковы их роль и место в экономической системе современного общества.

Взаимодействия фирм предполагают определенную систему отношений микроуровня, которая включает в себя отношения: между действующими продавцами на рынке, между продавцами и покупателями, между реальными и потенциальными продавцами. Взаимодействия фирм выражаются в установлении фирмами рыночной цены, определении объемов выпуска и продаж, в качественных характеристиках товара, а также величиной затрат, требуемых для создания барьеров для конкурентов при их выходе на рынок. Следовательно, взаи-

модействия фирм отражают весь комплекс мер, позволяющих фирме воздействовать и на спрос, и на предложение.

Можно выделить следующие виды взаимодействий фирм. По степени согласованности стратегий фирм на рынке выделяют конкурентные (несогласованные) взаимодействия, когда фирмы конкурируют друг с другом и в большей степени проводят самостоятельную политику на рынке, и кооперативные (согласованные) взаимодействия, когда фирмы предварительно договариваются о совместных действиях и выступают на рынке «единым фронтом». В зависимости от степени институциональности межфирменных отношений можно выделить четко оформленные взаимодействия, когда отношения между фирмами строго и однозначно определены, при этом эффективно действует механизм обеспечения добросовестного исполнения контрактов между партнерами. Такие типы отношений характерны для развитой рыночной экономики. Вместе с тем выделяют аморфные взаимодействия, когда отношения между фирмами базируются в большей степени на неформальных договоренностях, чем на институционально оформленных контрактах, так что высокой остается степень риска морального ущерба и оппортунистического поведения. При аморфных взаимодействиях большое распространение получает «серый», полулегальный рынок. Такой тип отношений характерен для переходной экономики1.

Основными факторами, влияющими на взаимодействия фирм в переходной экономике, выступают: величина трансакционных издержек, неопределенность прав собственности, тонкая грань между финансовыми и реальными трансакциями, а также концентрация покупателей. Рассмотрим их подробнее.

© Е.В. Порезанова, 2007

Муниципальный сектор формируется как структурное подразделение национального хозяйства - единого комплекса взаимосвязей производства, распределения, обмена и потребления. На-циональное хозяйство обеспечивает производственное, социальное и духовное развитие общества с учетом исторических, геополитических условий, местных традиций, природных и других факторов. Стержнем национального хозяйства является экономика, которая дает методы его рационального ведения.
Национальное хозяйство характеризуется сложным внутренним строением, пропорциями, соотношением частей, т.е. определенной структурой. Количественное выражение структуры на макроуровне весьма устойчиво, хотя и изменяется в результате действия дифференциации и интеграции, международного сотрудничества, развития научно-технического прогресса, изменения темпов экономического роста. Структурные изменения осуществляются или стихийно, или под воздействием государственного регулирования. Стихия процветает тогда, когда общество не осознает перспективных потребностей и не знает методов их удовлетворения; она приводит к структурным деформациям. Государственное регулирование пропорций направлено на усиление (ослабление) рыночных (стихийных) регуляторов; государственных рычагов воздействия (инвестиций, субсидий, налоговых льгот и т.д.).
Использование того или иного направления определяется избранной высшими органами власти моделью экономического развития.
Для национального хозяйства характерно структурное многообразие. Каждый классификационный признак раскрывает одну из сущностных основ содержания понятия «национальное хозяйство». Можно выделить, как минимум, следующие виды структур:
материально-вещественную;
стоимостную;
экономическую;
социальную;
территориальную.
Материально-вещественная структура вскрывает пропорции между видами продукции национального хозяйства в натуральном выражении. Она включает разделение его на производство средств производства (I подразделение) и производство предметов потребления (II подразделение); на производственную и непроизводственную сферы; на производство товаров и услуг; на гражданское и военное производство; на отрасли производства.
Первичной ячейкой материально-вещественной структуры является предприятие по производству продукции и оказанию услуг. Оно может быть узкоспециализированным, многоотраслевым, комбинатом. Тем не менее, в любом случае производство каждого вида продукции и услуг обособляется организационно и технологически. Специализируясь, предприятия становятся основой формирования отраслевой структуры. Отрасль представляет собой совокупность производств с однотипными функциями, фондами, технологиями, конечными продуктами.
Согласно Классификатору отраслей (ОКОНХ) выделяются отрасли материального, нематериального производства, производящие товары и услуги.
К материальному производству отнесены промышленность, сельское и лесное хозяйство, грузовой транспорт, связь по обслуживанию производства, строительство, торговля и общественное питание, материально-техническое обеспечение и сбыт, заготовки, информационно-вычислительное обслуживание, операции с недвижимостью, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая служба.
Услуги оказывают отрасли как производственной, так и непроизводственной сферы. К первым относятся транспорт, связь, торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки и некоторые другие. Ко вторым - жилищное и коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения, здравоохранение, физическая культура, социальное обеспечение, образование, культура, искусство, наука и научное обслуживание, финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение, управление, общественные объединения. В структуре валового внутреннего продукта на долю услуг приходится 60%, производимых товаров - 40%.
На основе общности отрасли подразделяются на подотрасли по большему числу признаков. В промышленности выделяется 350 подотраслей. И наоборот, по общности меньшего количества мри знаков отрасли образуют межотраслевые комплексы. Общими
признаками могут быть единство технологии (машиностроительный комплекс), исходного сырья (лесотехнический комплекс), предназначение конечного продукта (транспортный комплекс, жилищно- коммунальный комплекс) и другие критерии. Важное экономическое значение имеет деление отраслей на добывающие (недропользование, сельское хозяйство) и обрабатывающие (металлообработка, легкая промышленность и т.д.), а также промышленности на группу А (производство средств производства) и группу Б (производство предметов потребления).
Деление общественного производства на I и II подразделения служит инструментом для регулирования источников и темпов эко-номического роста. При равномерных темпах научно-технического прогресса долговременный рост возможен лишь при преимущественном росте производства средств производства, обеспечивающем материальную базу экономического роста в обоих подразделениях. Для расширения производства необходимо увеличивать выпуск станков, оборудования, производство сырья и т.д. Объективно это создает предпосылки для отставания потребления от производства. Но чрезмерный рост средств производства может сменяться спадами в период кризисов, что устраняет диспропорцию. Тем не менее, опережающий рост тяжелой промышленности является непременным условием устойчивого развития других отраслей, в том числе сельского хозяйства, легкой, пищевой промышленности.
Стоимостная структура выявляет соотношение разных видов труда, расходуемого на производство общественного продукта. Весь общественный труд подразделяется на овеществленный (прошлый) и живой (вновь созданная, добавленная стоимость). Овеществленный труд переносится на продукт, образуя фонд возмещения израсходованных за данный период средств производства. Вновь затраченный труд создает национальный доход, который является наиболее обобщающим показателем развития национального хозяйства. Национальный доход служит источником потребления и накопления. Следовательно, стоимость общественного продукта есть сумма фондов возмещения, потребления и накопления.
Фонд потребления расходуется на личное и общественное потребление. Он распадается на фонд оплаты труда, общественные фонды потребления, фонд государственного потребления. Фонд накопления используется для расширения производства, создания резервов и запасов.
На микроуровне анализ масштабов и динамики добавленной стоимости позволяет выявить вклад каждого предприятия в производство общественного продукта.
Социальная структура национального хозяйства отражает характер общественного строя страны, который прежде всего определяется формой собственности на основные средства производства, а
от нее, в свою очередь, зависит, кому принадлежат производимый продукт и прибавочная стоимость Формы собственности подразделяются на государственную, муниципальную, негосударственную. Государственная собственность бывает федеральной и региональной (субъектов федерации). К негосударственной собственности относятся разные виды частной собственности (индивидуальная частная, акционерная, кооперативная, общественных организаций и др.). Собственники - это учредители предприятий и организаций, поэтому они могут быть государственными, муниципальными, частными.
Территориальная структура указывает на размещение национального хозяйства по административно-территориальным единицам и природно-экономическим зонам, районам, территориально- производственным комплексам. Она позволяет выявлять пропорции размещения по регионам между трудовыми ресурсами, сырьевой базой, производственными мощностями, реализуемыми доходами. Особенно важны сопоставления европейской и азиатской частей страны, северных и южных территорий, быстро развивающихся и депрессивных, крупных городов и пригородных зон.
Территориально-производственные комплексы могут выходить за пределы границ административно-территориальных единиц, так как представляют собой совокупность отраслей, связанных между собой использованием общих природных и экономических ресурсов, системой расселения.
Для характеристики масштабов национального хозяйства стати-стические органы исчисляют показатели «валовой внутренний продукт» (стоимость конечных товаров и услуг в рыночных ценах) и «валовой региональный продукт» (по субъектам РФ).
В 2003 г. валовой общественный продукт составил 24,7 трлн руб., из них промежуточный продукт - 11,4 трлн, валовой внутренний продукт - 13,3 трлн руб., т.е. доля ВВП в общественном продукте составила 54%. В структуре ВВП на долю произведенных товаров приходится 40%, а на услуги - 60%. При первичном распределении ВВП доля оплаты труда составила 53%, валовой прибыли - 47 (норма прибавочной стоимости 90%, а норма прибыли - 30). В результате перераспределения конечное использование ВВП (национального дохода) составило: фонд потребления - 70%, фонд сбережений (накопления) - 30%
Поскольку совместные производства базируются на частном капитале, национальное хозяйство России из общенародного в подавляющей мере превратилось в частное, его доля более 90% Такой низкой доли общественного хозяйства (государственного и муниципального) нет ни в одной стране мира (табл. 1.1). В СССР доля производства государственных предприятий составляла 90%,
кооперативных - 10%. Следовательно, проведение органами власти массовой приватизации государственного и муниципального имущества заменило монополию на государственную собственность монополией на частную собственность на средства производства и результаты труда.
Таблица 1.1. Распределение показателей национального хозяйства по формам собственности, %\r\nФорма собственности Производство Численность\r\nорганизаций продукции занятых\r\n и услуг \r\nГосударственные 7,9 12,5\r\nМуниципальные 1,4 2,2\r\nЧастные 45,2 51,3\r\nСовместные с российским капиталом 22,4 22,1\r\nСовместные с иностранным капиталом 22,8 11,3\r\nПрочие 0,3 0,6\r\nИТОГО 100,0 100,0\r\nРассмотренные виды структур национального хозяйства отражают его экономическое, социальное и территориальное деление, что имеет важное значение для выбора направлений государственной политики. Вместе с ним входящие в национальное хозяйство подразделения специфичны по целям деятельности, выполняемым функциям и другим признакам. Совокупность единиц, имеющих равнозначные целевые и функциональные признаки, может занимать большую часть в структуре национального хозяйства. Такие четко выраженные составные части называются секторами национального хозяйства.
Принято прежде всего выделять рыночный и нерыночный секторы. Первый обеспечивает внешний спрос на товары и услуги, второй - внутренние потребности производителей, производство не для обмена, без расчета на цену спроса. По форме собственности различают обобществленный и частный, государственный и негосударственный секторы; их соотношение характеризует социаль-но-экономический уклад в обществе. В России в настоящее время утвердилась многоукладная экономика с преобладанием негосударственного частного сектора.
В зарубежной практике на основании национальных счетов выделяют секторы предприятий (производственных и финансовых), государственных учреждений, домашних хозяйств, внешних связей. Производственные предприятия и организации (всех форм собственности) производят товары и услуги в целях получения прибыли или преследуют некоммерческие цели. Финансовые
предприятия обеспечивают финансовое посредничество. В сектор государственных учреждений входят органы власти разных уровней и ветвей и контролируемые ими некоммерческие организации. Сектор домашних хозяйств выполняет функции концентрированного потребительского спроса. Внешний сектор включает международные организации, нерезидентов (расположены за пределами страны), посольства и другие организации, обеспечивающие внешнеэкономические и другие связи (рис. 1.1).




Необходимость выделения муниципального сектора обусловлена наличием и спецификой местного хозяйства и управления. Местное хозяйство является составным элементом национального, оно обслуживает сообщество людей на определенной территории или в каком-либо населенном пункте. Всякий объект базируется на местности, т.е. части территории с общностью каких-либо признаков (природных, исторических и т.д.). Организация и ведение хозяйства всегда в большей или меньшей степени опосредуются местными условиями. Промышленность и другие отрасли перво-
начально зарождаются как местные, т.е. для обслуживания местного населения, с использованием местного сырья.
Впоследствии рынок того или иного товара может расшириться вплоть до общенационального, но при этом принадлежность к конкретной местности не теряется со всеми вытекающими последствиями. Одновременно с местной промышленностью формируется и форма управления.
Предприятия и организации, обслуживающие преимущественно местное население, передаются в ведение местных властных и хозяйственных органов независимо от наличия центра координации развития местного хозяйства. В СССР к местной промышленности относились предприятия, подведомственные министерствам местной промышленности союзных республик. В то же время из бюджетов местных органов государственной власти расходовались средства на местное хозяйство, образование, здравоохранение и т.д.
Для населения безразлично, какая организационная форма используется, важно, чтобы обслуживание было на должном уровне. Тем не менее, местное хозяйство стало объектом прежде всего местного самоуправления.

Еще по теме 1.1. Общая характеристика национального хозяйства:

  1. § 3. СМЕШАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
  2. Лекция 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  3. 2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА
  4. I. Общая характеристика национальной платежной системы
  5. Тема 5. Общая характеристика товарного /рыночного/ хозяйства
  6. 30. Центральные банки: общая характеристика,цели, задачи и функции
  7. 36. Западноевропейский абсолютизм: его типологизация и общая характеристика.
  8. Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс -

Технологический и социально-экономические подходы к определения значения термина «национальная экономика» позволяют представить её как сложное системное явление, заключающее в себе несколько относительно самостоятельных элементов.

Другими словами, структура национального хозяйства (экономики) представляет собой совокупность пропорций и отношений всех элементов экономической системы страны при данных условиях и в данный момент времени . Результатом изменения экономической структуры является структурный эффект. Он отражает связь между индексом изменения структуры и ростом важнейших показателей динамики экономической системы.

В структуре национальной экономики, как правило, выделяют следующие ее элементы:

Воспроизводственную структуру;

Социальную структуру;

Отраслевую структуру;

Региональную (территориальную) структуру;

Внешнеторговую структуру

Инфраструктуру рыночной экономики.

Все виды пропорций неразрывно связаны, находятся в тесном единстве и взаимосвязи.

Воспроизводственная структура определяет совокупность пропорций и отношений, характеризующих возможности роста экономической системы и её эффективность. Наиболее важными воспроизводственными пропорциями являются соотношения между подразделениями общественного воспроизводства.

Можно выделить три подразделения общественного воспроизводства.

Первое подразделение - часть общественного производства, продукция которой являются средства производства.

Второе подразделение - часть общественного производства, продукция которой реализуется исключительно населению.

Третье подразделение общественного производства - часть общественного производства, продукция которой не реализуется за деньги, а распределяется или просто попадает потребителям «бесплатно» (армия, органы государственного управления, правоохранительные органы, фундаментальная наука, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и все прочие предприятия и учреждения, деятельность которых оплачивает государственный бюджет, получая для этого средства от первого и второго подразделений в форме налогов, и, во-вторых, регулирует денежное обращение в стране.

Население также является частью воспроизводственной структуры , вкладывающая свой труд в трех подразделениях общественного производства и получающая за это денежную оплату и другие денежные доходы.

Социальная структура . В основу характеристики социальной структуры национальной экономики положены отношения собственности. В соответствии с этим критерием в странах с развитой рыночной экономикой можно выделить два крупных сектора: государственный и частный (сюда включается индивидуальная, акционерная, трудовая и другие формы собственности).

Отраслевая структура национальной экономики представляет собой соотношение отраслей, т.е. качественно однородных хозяйственных единиц, в производственной деятельности. Здесь могут быть выделены отрасли материального производства (промышленность, сельское хозяйство) и непроизводственной сферы . Группа предприятий, которые выпускают продукцию, предназначенную для одной цели, используют похожие или одинаковые ресурсы и технологии, образует соответствующую отрасль в рамках национальной экономики. Например, в рамках лёгкой промышленности выделяются пищевая, обувная, текстильная и т.п.

Территориальная (региональная) структура обусловливает деление национальной экономики на экономические районы. Например, в нашем государстве можно выделить элементы данной структуры в соответствии с принятым административным делением на области, районы и т.д. (а в США территориальная структура представляет собой деление на штаты).

Региональная структура предполагает определённую связь отраслей и предприятий с источниками сырья, энергии, рынками сбыта, наличием трудовых ресурсов. Данная структура должна быть так, чтобы существовала постоянные связи между отраслями по выпуску продукции, производительные силы были рационально размещены по районам, транспортные издержки были минимальны, что вкупе повышает эффективность производства.

Внешнеторговая структура определяется уровнем развития производительных сил общества, состоянием экономики и её структурой. Так, экспорт высокоразвитых государств (США, страны Европы) ориентирован на наукоемкую и технологичную продукцию, в импорте же преобладает сырьё, энергоносители, продукты экологически вредных производств. Что касается развивающихся государств то экспорт их связан с сырьём и материалами, а в импорте преобладают продукты обрабатывающей промышленности, машины, оборудование и т.д.

Инфраструктуру образует совокупность пропорций и отношений связанных между собой институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определённые функции. Инфраструктуру рынков товаров и услуг составляют товарные биржи, оптовая и розничная торговля, ярмарки и аукционы, рекламные и маркетинговые компании и т.д. Рынок капиталов, включающий кредитный рынок, а также рынок ценных бумаг, представляют коммерческие банки, страховые компании, инвестиционные фонды, государственные финансы, фондовая биржа и т.д. Рынок труда организован в виде биржи труда.

Теперь, разобравшись в структуре национального хозяйства, мы можем приступить к рассмотрению структурной политики.

Национальное хозяйство (национальная экономика) – это единая система национального и общественного воспроизводства государства, в которой между собой взаимосвязаны отрасли, виды и формы общественного труда, сложившиеся в результате длительного исторического эволюционного развития конкретной страны.

Национальная экономика – сложное системное явление, состоящее из самостоятельных элементов, определяемых по различным критериям. В соответствии с определяемыми критериями формируется структура национальной экономики.

  • Воспроизводственная структура национальной экономики . Классифицируется по критерию наличия различных фаз хозяйственных процессов. При таком подходе выделяют макроэкономические связи между производством и потреблением, накоплением и потреблением, производством и обращением.

  • Социальная структура национальной экономики . Характеризуется таким критерием, как отношения собственности. В соответствии с этим критерием в странах с развитой рыночной экономикой выделяют два крупных сектора: государственный и частный (включая, индивидуальную, акционерную и другие формы собственности).

  • Отраслевая структура национальной экономики . Классифицируется по совокупности отраслей экономики и определению характера и сущности взаимосвязи между ними. Отрасли национальной экономики – это единицы национальной экономики, которые в процессе общественного производства выполняют схожие функциональные задачи.

  • Секторальная структура национальной экономики . Ее основным критерием является институциональная единица - единица, которая самостоятельно принимает решения, распоряжается материальными и финансовыми ресурсами, берет на себя обязательства, осуществляет экономическую деятельность и операции с другими единицами.
    В данную группировку входят следующие сектора: нефинансовые предприятия; финансовые учреждения; государственные учреждения; некоммерческие организаций, обслуживающих домашние хозяйства; сектор домашних хозяйств; сектор предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность («остальной мир»).

  • Территориальная структура национальной экономики . Характеризуется критерием географического распределения производительных сил в рамках национальной экономики. В России можно выделить элементы данной структуры в соответствии с принятым административным делением на федеральные округа, области, районы и т.п.

Структура национальной экономики предполагает наличие макроэкономических пропорций - количественное и качественное соотношение отдельных частей и сфер общественного производства. Пропорциональность – основа сбалансированного (равновесного) состояния национальной экономики . Здесь речь идет о совпадении величин совокупного спроса с аналогичными параметрами совокупного предложения - доходов и расходов, которые в рамках хозяйственного оборота отражают государственный бюджет как совокупность бюджетов экономических субъектов в их взаимосвязи.

Поскольку в рыночной экономике расход одного субъекта становится доходом другого, и наоборот, то все бюджеты оказываются взаимосвязанными, и в экономической системе образуется кругооборот денежных средств. Народнохозяйственный кругооборот есть совокупность бюджетов экономических субъектов в их взаимосвязи . Представление народнохозяйственного кругооборота посредством бухгалтерских счетов составляет суть системы национального счетоводства.

Система национальных счетов (СНС) - применяемая в развитых странах система национального учета, статистики в масштабе страны, основанная на обобщении и систематизации макроэкономических показателей и балансовых таблиц. В основу СНС положены следующие принципы : балансирования доходов и расходов по методу двойной запаси, стоимостной оценки всех товаров и услуг, раздельного учета на специальных счетах финансовых и перераспределительных потоков.

Анализ в системе национальных счетов проводится на основе использования ряда показателей. Перечислим основные показатели системы национальных счетов .

  • Валовый национальный продукт (ВНП) – учитывает суммарную стоимость произведенной продукции за счет факторов производства, находящихся в собственности граждан данной страны (не зависимо от того в какой стране получены доходы). Существует три метода расчета валового национального продукта:
    Потенциальный выпуск ВНП – это уровень выпуска продукции, предполагающий вовлечение в экономический оборот всех экономических ресурсов, то есть при полной занятости и полном объеме производства. Фактический выпуск может быть больше или меньше потенциального. Оценку производят с помощью определения «разрыва» между ними, который обычно определяется за экономический цикл.
    Для кратковременного периода (год) определяют номинальный и реальный ВНП. Номинальный ВНП – это стоимость готовых товаров и услуг, произведенных в экономике страны в течение года по текущим ценам. Реальный ВНП – стоимость всех произведенных готовых товаров и услуг в данном году с учетом цен базового года.
    Отношение номинального ВНП к реальному ВНП называют индексом цен или дефлятором ВНП .

  • Валовой внутренний продукт (ВВП) – охватывает готовую стоимость всей конечной продукции, созданной внутри страны (т. е. учитывает доходы поставщиков ресурсов не зависимо от гражданства: резидент, нерезидент). Соотношение между ВНП и ВВП: ВНП = ВВП + Сальдо первичных доходов, полученных из-за границы или переданных за границу (к таким первичным доходам обычно относят оплату труда, доходы от собственности в виде дивидендов).

  • Чистый национальный продукт (ЧНП) – это созданный ВНП за вычетом той части продукта, которая необходима для замещения средств производства, изношенных в процессе выпуска продукции (амортизационные отчисления).

  • Национальный доход (НД) – это сумма доходов всех владельцев, участвующих в производстве факторов - это сумма заработной платы, прибыли, процента и ренты. НД определяется как ЧНП за вычетом косвенных налогов на бизнес.

  • Личный доход (ЛД) – доход домохозяйств - получается путем вычитания из НД взносов на социальное страхование, нераспределенной прибыли корпораций, налогов на прибыль корпораций и добавления суммы трансфертных платежей. Необходимо также вычесть чистый процент и прибавить личные доходы, полученные в виде процента, в том числе и процент по государственному долгу.

  • Располагаемый доход исчисляется уменьшением личного дохода на сумму подоходного налога с граждан и некоторых неналоговых платежей государству. Располагаемый доход используется на потребление и сбережения.

Национальное хозяйство

Национальное хозяйство - исторически сложившаяся в определенных территориальных (национальных) границах система общественного воспроизводства.
Национальную экономику формируют государственный, частный и иностранный секторы экономики.

По-английски: National economy

Синонимы: Национальная экономика, Народное хозяйство, Экономика страны

См. также: Национальное хозяйство Мировое хозяйство Государство

  • - отражение в искусстве особенностей культуры, быта, языка, нравов и обычаев, характера, экономический и политической жизни какого-либо народа, нации...

    Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • - совокупность природных ресурсов, созданных средств производства, материальных благ, ценностей, которыми располагает государство...

    Пограничный словарь

  • - англ. national wealth; нем. Nationalreichtum. richesse nationale; Совокупность наличных материальных ценностей, представленная в денежном выражении...

    Энциклопедия социологии

  • - Обычно складывается там, где начало становления нации шло одновременно с образованием государства, в связи с чем политические границы государства практически совпадают с этническими...

    Словарь социолингвистических терминов

  • - один из важнейших принципов организации современной государственности, возникший в результате распада традиционных социальных связей и резкого повышения мобильности населения в процессе развития...

    Политология. Словарь.

  • - важнейшая характеристика экономического потенциала государства - совокупность материальных благ, созданных трудом поколений, которыми располагает общество...

    Словарь бизнес терминов

  • - запас материальных благ, которым общество располагает в данный момент и может использовать для собственного развития...

    Словарь бизнес терминов

  • - показатель экономического состояния страны, представляющий в денежном выражении совокупность потребительных стоимостей, созданных и накопленных обществом...

    Финансовый словарь

  • - совокупность материальных благ, созданных трудом предшествовавших и нынешних поколений и вовлеченных в процесс воспроизводства природных ресурсов, которыми располагает общество...

    Большой экономический словарь

  • - ...
  • - важнейший показатель экономического состояния государства, представляющий в денежном выражении совокупность потребительных стоимостей, созданных и накопленных обществом за все время его производительности...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - народное богатство, один из наиболее важных показателей экономической мощи страны, который представляет в денежном выражении всю совокупность потребительных стоимостей, накопленных обществом за весь...

    Большая Советская энциклопедия

  • - важнейший показатель экономического состояния страны, характеризующий экономический потенциал общества. В составе национального богатства выделяются 2 основные части: общественное и естественное богатство...

    Современная энциклопедия

  • - важнейший показатель экономического состояния страны, представляющий в денежном выражении совокупность благ, созданных и накопленных обществом за все время его производственной деятельности...

    Большой энциклопедический словарь

  • - собрание 1) наименование ряда представительных собраний во время буржуазных революций во Франции, Германии, Австрии...
  • - Войско, состоящее исключительно из природных жителей...

    Словарь иностранных слов русского языка

"Национальное хозяйство" в книгах

«Да-да, это национальное бедствие!»

Из книги Чуковский автора Лукьянова Ирина

«Да-да, это национальное бедствие!» Рядом с «низкопоклонством перед Западом» очень скоро возник «сионизм». В прессе все чаще стали появляться статьи о сионистском заговоре в интересах американского империализма. Роль заговорщиков, которые занимаются подрывной

НАЦИОНАЛЬНОЕ В ЛЕНИНЕ

Из книги О Ленине автора Троцкий Лев Давидович

НАЦИОНАЛЬНОЕ В ЛЕНИНЕ Интернационализм Ленина не нуждается в рекомендации. Он лучше всего характеризуется непримиримым разрывом - в первые дни мировой войны - с той подделкой под интернационализм, которая господствовала во II Интернационале. Официальные вожди

Национальное величие

Из книги Великий де Голль. «Франция – это я!» автора Арзаканян Марина Цолаковна

Национальное величие 8 января де Голль вступил в должность президента республики и назначил премьер-министром Мишеля Дебре. Генерал сразу сказал ему: «Я не собираюсь вдаваться в детали правительственной деятельности. Я ограничусь лишь тем, что определю основные

Национальное хозяйство

Из книги Хроники разрушенного берега автора Кречмар Михаил Арсеньевич

Национальное хозяйство – А это что за коврижка в море болтается? – ткнул Вадим пальцем в круглую блямбу, торчащую под горизонтом на фоне дальних заснеженных гор. – Остров или мыс какой?– Да трудно сказать… – задумался Василич. – Иногда – остров. Иногда – мыс. В

II. Национальное движение

Из книги Русский коммунизм [сборник] автора Сталин Иосиф Виссарионович

II. Национальное движение Нация является не просто исторической категорией, а исторической категорией определенной эпохи, эпохи подымающегося капитализма. Процесс ликвидации феодализма и развития капитализма является в то же время процессом складывания людей в нации.

НАЦИОНАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

Из книги История одного преступления автора Гюго Виктор

Национальное телевидение

Из книги Богатый инвестор – быстрый инвестор автора Кийосаки Роберт Тору

Национальное телевидение Будучи в Нью-Йорке, я участвовал в целой серии программ национального телевидения на тему финансов. Известный финансовый обозреватель тут же подошел ко мне с просьбой, чтобы я представил в виде ответов на вопросы свою инвестиционную

4.5. Плановое хозяйство большевиков - хозяйство социалистическое

Из книги Форд и Сталин: О том, как жить по-человечески автора СССР Внутренний Предиктор

4.5. Плановое хозяйство большевиков - хозяйство социалистическое Дав приведённое нами в конце раздела 4.4 определение основного экономического закона социализма, И.В.Сталин далее поясняет его, ясно разграничивая цели и средства их достижения.«Говорят, что основным

10. Национальное богатство

Из книги Мировая экономика. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

10. Национальное богатство Национальное богатство– это совокупность ресурсов и иного имущества страны, создающая возможность производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизни людей. В его состав входят:– невоспроизводимое имущество: сельскохозяйственные и

Глава V. Рыночное хозяйство преодолевает плановое хозяйство

Из книги Благосостояние для всех автора Эрхард Людвиг

Глава V. Рыночное хозяйство преодолевает плановое хозяйство «Экономическая политика началась под лозунгом „свободного рыночного хозяйства“ и „либерализации“. Весной она закончилась введением импортных ограничений, олицетворяющих собой провал всей политики

6. Национальное богатство

Из книги Макроэкономика: конспект лекций автора Тюрина Анна

6. Национальное богатство Национальным богатством принято называть совокупность материальных благ, которыми располагает на определенный момент времени общество и которые создавались трудом людей за предшествующий период его развития.Национальное богатство в системе

Национальное похмелье

Из книги Мировой финансовый кризис [=Глобальная авантюра] автора Авантюрист

Национальное похмелье Судя по всему, силы у стратегических инвесторов закончились - все пузыри активов, какие можно было надуть, надуты до пределов и для дальнейшего их раздувания уже не хватит никаких денег даже у всех богатейших семей планеты. Сегодня пошел обратный

НАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Из книги Осознание автора Мелло Энтони Де

НАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ Еще немного о словах. Я говорил, что их возможности весьма ограничены. Следует добавить, что некоторые слова не обозначают вообще ничего. Например, я индиец. Предположим, идет война и пакистанские солдаты взяли меня в плен. Однажды они мне говорят:

Национальное возрождение

Из книги Шри Ауробиндо. Духовное возрождение. Сочинения на Бенгали автора Ауробиндо Шри

Национальное возрождение Наши оппоненты – британцы с самого начала считали, что возникшее сегодня мощное и всеобъемлющее освободительное движение является результатом ненавистнических чувств и настроений. И некоторые индийцы, которые любят подражать англичанам,

60. Историческое (буржуазное) национальное государство и политическое национальное государство

Из книги Национальная доктрина автора Заднепровский Богдан

60. Историческое (буржуазное) национальное государство и политическое национальное государство Со своими десятью веками ужасов, сумерек и обещаний Россия оказалась более кого бы то ни было способной к гармонии с ночной стороной исторического момента, который мы