Карты

Налоговый контроль за физическими лицами в россии. Налоговую тайну все-таки раскрыли. Но узнать ее не так просто Взаимозависимость и лицензия

Таблица 1

Количество зарегистрированных налогоплательщиков в 2007-2009 года

По данным таблицы можно сделать вывод, что темпы роста в 2009 ниже темпов роста 2008 года. Факторы, оказавшие влияние на это, перечислим ниже. Кроме того, видно, что количество зарегистрированных юридических лиц меньше, чем количество индивидуальных предпринимателей.

Для анализа динамики изменения количества налогоплательщиков построим следующий рисунок 1 в виде диаграммы.

Рис.1. Динамика количества зарегистрированных и поставленных на учет по РТ налогоплательщиков за 2007-2009 года

Факторами, оказавшими влияние на положительную динамику, могут быть различными:

а. Благоприятные макроэкономические условия для создания и ведения бизнеса

б. Рост уровня жизни и следовательно наличие у хозяйствующих субъектов свободных денежных средств для вложения их в новый бизнес

в. Достаточный уровень правового регулирования процедур регистрации и постановки на учет налогоплательщиков; снижение бюрократизации данных процессов и много другое.

3. Утверждение эскиза печати и ее изготовление, получение справки о присвоении кодов Госкомстата.

Помимо регистрации учредительных документов вновь образуемого юридического лица государственной регистрации подлежат также печати и штампы этого юридического лица.

Кроме того, вновь созданное предприятие должно пройти этап оформления кодов статистики в Государственном комитете по статистике. Для того налогоплательщику необходимо обратиться в региональный комитет государственной статистики.

На основании представленных налогоплательщиком подлинных свидетельства о государственной регистрации юридического лица, учредительных документов юридического лица, а также протокола учредительного собрания (или решения учредителя) специалист комитета статистики:

Включает налогоплательщика в состав Единого государственного регистра предприятий и организаций всех форм собственности хозяйствования (ЕГРПО) и выдает соответствующее письмо;

Выдает регистрационное удостоверение коммерческого предприятия присваивает налогоплательщику в соответствии с действующими классификаторами коды: ОКПО (Общероссийский классификатор предприятий и организаций); КОПФ (Классификатор организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов); КФС (Классификатор форм собственности); ОКОГУ (Общероссийский классификатор органов власти и государственного управления); ОКАТО (Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления); ОКОНХ (Общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства); ОКДП (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продуктов и услуг); ОКП (Общероссийский классификатор продукции).

5. Предоставление необходимых документов во внебюджетные фонды в целях постановки на учет налогоплательщика (пенсионный фонд, фонд медицинского страхования, фонде социального страхования).

После получения из налоговой инспекции Свидетельства о постановке на налоговый учет налогоплательщик должен встать на учет в Отделении Пенсионного Фонда РФ, Фонде обязательного медицинского страхования, Фонде Социального страхования.

Для постановки на учет налогоплательщику необходимо представить в соответствующий фонд:

Копии учредительных документов организации;

Копию свидетельства о государственной регистрации;

Протокол учредительного собрания (или решение учредителя о создании юридического лица);

Документ (протокол общего собрания учредителей или соответствующее решение учредителя) о назначении директора (или иного исполнительного органа Вашей организации);

Копию информационного письма об учете ЕГРПО (коды статистики);

Копию свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции;

Доверенность на лицо, которое осуществляет постановку на учет в Фонде;

Заявление установленной формы о постановке на учет (бланк заявления можно получить в Фонде).

6. Открытие расчетного счета в банке.

7. Регистрация расчетного счета в инспекции МНС.

Налогоплательщик может (но не обязан) открыть расчетный счет в банке.

Если налогоплательщик собирается открыть расчетный счет, то ему необходимо следует заблаговременно заказать в ИФНС, в котором зарегистрирован, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц. Так как без этой выписки нотариус не заверит налогоплательщику подпись руководителя организации на банковской карточке.

При подаче в заявления также необходимо приложить и другие дополнительные документы, а именно:

Подлинник информационного письма об учете в ЕГРПО;

Протокол (решение, приказ) о назначении директора;

Протокол (решение, приказ) о назначении главного бухгалтера и т.п.

После открытия расчетного счета в банке налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговую инспекцию, в которой состоит на учете.

Налогоплательщику дается 10-дневный срок для уведомления налоговой инспекции об открытом счете. Нарушение налогоплательщиком установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии счета влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей (ст. 118 Налогового кодекса РФ).

8. Для юридических лиц, создаваемых в форме акционерного общества, регистрация выпуска акций (проспекта эмиссии) в соответствии с действующим законодательством.

Документы на регистрацию первичной эмиссии должны предоставляться не позднее одного месяца с момента государственной регистрации акционерного общества.

Следует помнить о том, что превышение 10-дневного срока с момента получения свидетельства о государственной регистрации до постановки на учет в Фонде социального страхования повлечет наложение штрафа в размере 5000 руб. в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.


Несмотря на неблагоприятную экономическую обстановку, отечественное предпринимательство потихоньку развивается. Мы решили провести анализ и определить, сколько в России предприятий. По данным Единого реестра малого и среднего предпринимательства (на 10.09.2016), который только в этом году начал свою работу, общее количество предприятий в России (включая юридически лица и индивидуальных предпринимателей) сегодня составляет 5 671 909, из них микропредприятий – 5 380 768 (94,87%), малых – 270 540 (4,77%), средних – 20 601 (0,36%).

Тем не менее, здесь стоит учитывать, что в рамках данного реестра понимается под малыми, средними и микропредприятием. Сегодня критерии следующие:

Категория субъектов МСП Количество сотрудников Доход предприятия (за год)
Микропредприятие < 15 человек < 120 млн. руб.
Малое предприятие 16 – 100 человек < 800 млн. руб.
Среднее предприятие 101 – 250 человек < 2 млрд. руб.
Должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:
  1. Суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не превышает 25%, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 49%.
  2. Акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики.
  3. Деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнёрств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности Получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».
  4. Учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнёрств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности.

Когда только вводился реестр, мы уже отмечали, что данные критерии не позволяют учесть все особенности малых и средних предприятий. Например, что делать, если предприятия по этим критериям подходят по классификацию «малое», но одно имеет доход 10 млн. руб. в год, а другое – 100 млн. руб.? Они оба будут микропредприятиями при соответствии остальным критериям, несмотря на 10-кратную разницу в доходе. Поэтому ещё есть над чем работать. При всем при этом, данный реестр полезен и имеет большое значение, например, при отборе отечественных предприятий во избежание мошенничества для осуществления госзаказа или предоставления государственного финансирования.

Стоит отметить, что в структуре ВВП развитых стран, таких как США, Китай, Германия, Франция, Великобритания, Япония, Южная Корея доля малых и средних предприятий составляет 50-60%, а в России всего 21% (данные 2015 года). Иными словами, развитие предпринимательства, особенно малых и средних предприятий, является ключевым фактором экономического роста. Именно здесь в большей степени рождаются инновации, изменяющие мир и нашу жизнь.

Ведение дел юридических лиц при статусе крупнейшего налогоплательщика проходит на федеральном либо региональном уровне.

Организации, причисленные к крупнейшим налогоплательщикам (в дальнейшем – КН), встают на учет в зависимости от федерального (регионального) уровня в межрегиональную (межрайонную) инспекцию ФНС РФ. Эти налоговые структуры контролируют выполнение КН налоговых законов без непосредственного участия.

Федеральной налоговой службой России определен перечень критериев , наличие которых позволяет отнести организацию (юридическое лицо) к понятию крупнейший налогоплательщик.

Что представляют собой эти критерии:

  1. Маркеры финансово-экономической деятельности (ФЭД). Рассматривается организации (налоговая, бухгалтерская) за год.
  2. Наличие взаимозависимости. Налогоплательщик непосредственно влияет на функционирование взаимозависимых лиц, их экономические результаты.
  3. Наличие у юридического лица лицензии или другим разрешением, позволяющим вести определенный род деятельности.
  4. Осуществление постоянных наблюдений за налоговой деятельностью.

Показатели финансово-экономической деятельности

Временные периоды, в рамках которых организация может быть отнесена к КН, следующие: расчет по маркерам ФЭД ведется по любому из трех предшествующих годов, за исключением отчетного .

Статус КН удерживается еще в течение двух лет после того года, когда организация стала не соответствовать принятым критериям.

В случае реорганизации КН этот статус остается за вновь образованным юридическим лицом еще на срок в три года, считая тот из них, когда произошла реорганизация.

Юридические лица-должники, признанные в судебном порядке банкротами, теряют статус КН. Эта норма не касается кредитных структур. Те из них, что администрируются как КН на федеральном уровне, сохраняют этот статус вплоть до того момента, пока не будут принудительно ликвидированы.

Статус КН может быть присвоен даже , если они имеют какие-либо доходы, соответствующие нижеуказанным критериям.

Федеральный уровень

Этот уровень налогового администрирования подразумевает, что рассматриваемая организация соответствует ряду обязательных условий , прямо связанных с маркерами (финансовыми, экономическими) ее деятельности.

  1. Совокупность налоговых начислений должна превышать 1 млрд рублей. Эта цифра значительно уменьшена (свыше 300 млн рублей) для организаций, работающих в сфере услуг связи и транспорта.
  2. Общая сумма поступивших доходов (отчетная форма №2, коды 2110, 2310, 2320, 2340) больше 20 млрд рублей.
  3. Общий размер активов организации равен более 20 млрд рублей.

Помимо этих универсальных условий федеральное администрирование налогов может применяться к ряду организаций в определенных сферах экономики страны.

В частности, подобные нормы распространяются на структуры и организации военно-промышленного комплекса со следующими показателями (достаточно превышения одного из них):

  • экспортные контракты по продукции стратегического назначения, суммарно превышающие отметку в 27 млн рублей;
  • общий объем выручки, по данным контрактам, более 20% от всей суммы;
  • наличие более 100 служащих в среднесписочной численности персонала;
  • государственный вклад, превышающий 50 %.

Представленные цифры справедливы также для организаций, которые находятся в списке предприятий, организаций, обществ, имеющих статус стратегических.

Региональный уровень

На этом уровне ведение дел юридических лиц упрощено. При сопоставлении установленным показателям не учитывается то, чем компания занимается.

Компании, претендующие на статус региональных КН, должны соответствовать всем следующим условиям одновременно:

  • иметь суммарный достигнутый доход (отчетная форма №2) в диапазоне 2-20 млрд рублей;
  • среднесписочный штат в более чем 50 сотрудников;
  • обладать активами от 100 млн рублей и не превышающими 20 млрд рублей;
  • иметь начисленную сумму налогов в диапазоне 75-1000 млн рублей.

Взаимозависимость и лицензия

Понятие взаимозависимости учитывается, когда очевидно влияние конкретного налогоплательщика на итоги или условия работы организации со статусом КН. В соответствии с законодательно установленными критериями, такой налогоплательщик и его ФЭД будут расцениваться налоговыми органами на уровне КН, взаимосвязанного с ним.

Существует и особая «каста» налогоплательщиков, чья ФЭД подлежит ведению в федеральных масштабах. При этом совершенно неважны размеры налогов, подлежащих уплате, величины активов, объем выручки, штат служащих и наличие факта взаимозависимости.

Речь идет об организациях, получивших от государства лицензию на ведение ряда видов деятельности :

  • банковских операций;
  • различных видов страхования, перестрахования, посреднических услуг брокера;
  • профессионального участия в работе фондового рынка;
  • пенсионного страхования, обеспечения (НПФ).

Обязанности юридических лиц

О любых изменениях в своей организационной структуре налогоплательщики представляют информацию в представительства налоговых органов в регионе нахождения.

Срок в один месяц предоставляется для уведомления налоговых органов, если налогоплательщик начинает участвовать в российских или иностранных организациях (кроме хозяйственных обществ и ООО).

Такой же срок дается в случаях создания юридическим лицом, имеющим регистрацию РФ, обособленных подразделений в пределах страны (не ). Это касается и вновь возникших изменений тех сведений о созданных подразделениях, которые были предоставлены ранее.

Срок в три дня предоставляется юридическим лицам на уведомление о закрытии тех обособленных структур, через которые велась деятельность организации в пределах РФ. Это норма распространяется на филиалы, представительства, иные формы обособленных подразделений.

Учет

В полном соответствии со статьей 55 ГК РФ – местонахождения юридического лица и его обособленных подразделений не совпадают.

Налоговый кодекс () предписывает юридическим лицам, имеющим в своей организационной структуре обособленные части, обязательную постановку на налоговый учет во всех регионах и муниципалитетах, где находятся эти подразделения.

Деятельность в России

Несмотря на падающие год от года цены на газ и нефть, а также снижение добычи углеводородов, крупнейшими налогоплательщиками РФ остаются компании «Газпром» и «Роснефть» .

Газовый монополист перечислит около 2 трлн рублей налогов по итогам 2018 года, включая сборы со всех пятидесяти шести «дочек» компании. Налоговые отчисления «Роснефти», главного налогоплательщика страны последних лет, составят около 2 трлн рублей.

В число основных налоговых «доноров» государственного бюджета входят и другие гиганты нефтяного и нефтегазового сектора: «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Татнефть», «ТАИФ-НК», «Новатэк», «Сибур».

Этот перечень дополняют «монстры» розничной торговли – «Магнит», X5 Retail Group, «Мегаполис». В лидирующую двадцатку также входят металлургические компании – УГМК, ММК, «Северсталь», НЛМК, «Норильский Никель», Evraz, UC Rusal.

В списке важнейших налогоплательщиков присутствуют и крупнейшие телекоммуникационные компании страны – МТС, «Мегафон» и Vimpelcom.

Большинство ключевых налогоплательщиков в РФ, так или иначе, связаны с , переработкой и транспортировкой полезных ископаемых.

Каждая из перечисленных компаний имеет суммарный размер активов, превышающий 500 млрд рублей. (По данным Forbes за 2018 год). Штаб-квартиры ровно половины из них находятся в Москве. Две компании из этого списка зарегистрированы за рубежом: Evraz, Vimpelcom. Оставшиеся восемь компаний зарегистрированы в регионах РФ, причем только один регион, Республика Татарстан, может «похвастать» сразу двумя из них («Татнефть» и «ТАИФ-НК»).

Лидерами по среднесписочной численности персонала ожидаемо являются сырьевые гиганты – «Роснефть» (порядка 261 тыс. служащих) и «Газпром» (около 500 тыс. по данным на 2018 год).

Среди ведущих по этому показателю и компании розничной торговли «Магнит» (около 310 тыс. сотрудников на 2018 год), X5 Retail Group (около 200 тыс.).

Сравнение налоговых доноров России со списком крупнейших налогоплательщиков в США имеет лишь одну общую деталь. И там, и там в тройке лидеров сплошь нефтяные компании. В Америке это – ExxonMobil, Chevron, ConocoPhillips.

В остальном же, на фоне горнодобывающих, нефтеперерабатывающих компаний России, в США среди основных налогоплательщиков выделяются компании, производящие интеллектуальные продукты: Microsoft, Apple, IBM, Intel. В список ключевых налогоплательщиков входят также: банки, страховые компании, фармацевтические и косметические производители (Pfizer, Procter&Gamble). В этом списке есть даже McDonald’s, ежегодно уплачивающий около 2 млрд долларов налогов.

Больше информации про передовые технологии налогового администрирования можно найти на данном видео.