Банки

Нефть и нефтепродукты в рф. Основы работы биржи нефтепродуктов Основные нефтяные продукты и НПЗ России

Мировые цены на нефть подскочили в понедельник более чем на 15% после объявления Саудовской Аравии о сокращении добычи нефти в стране, что вызвано субботней атакой на ее нефтяные объекты. На рынок пришло осознание современной реальности, когда подобные события невозможно прогнозировать в принципе, однако к ним нужно всегда быть готовыми.

На российском рынке нефтепродуктов, в период с 9 по 16 сентября, наблюдается повышательная динамика мелкооптовых цен. Стоимость Регуляр-92 в среднем по стране выросла на 0,3% и составляет 50 459 руб./т, средняя цена Премиум-95 не изменилась - 52 485 руб./т, а цена ДТЛ выросла на 0,3%, до 51 391 руб./т.

Российской экономике предстоит пережить обвал цен на нефть и новый «сырьевой шок», заявил глава Сбербанка Герман Греф. Он считает, что стоимость барреля может упасть «заметно ниже» 40 долларов из-за «снижения потребления нефти в мире и фактически бесконтрольного увеличения» ее добычи.

На прошедшей неделе на битумном рынке цены не изменились на всех ключевых производствах у основных игроков. Стоимость ПБВ также не менялась ключевыми игроками, хотя спрос на продукцию продолжает расти.

Сокращение добычи нефти ОПЕК+ в ближайшее время усилится за счет стран, пока не выполняющих свои обязательства, а вопрос более глубокого снижения добычи всеми странами сделки может быть поднят только в декабре - таковы итоги прошедшего в четверг в Абу-Даби заседания министерского мониторингового комитета ОПЕК+. Мировые цены на нефть отреагировали на итог заседания снижением.

Цены на нефть обвалились на торгах в среду на сообщениях о том, что президент США Дональд Трамп рассматривает возможность смягчения санкций против Ирана, что может привести к увеличению предложения нефти на рынке. Как раз в это же время Управление энергетической информации США понизило прогноз добычи нефти в США в 2019 году на 30 тыс. барр./сут., и фактически это означает признание наличия серьезных проблем в сланцевой индустрии США.

В среду на мелкооптовом топливном рынке Московского региона продолжение ценового затишья, единственное изменение: дизтопливо подешевело у того же трейдера, что и во вторник. В соседних регионах цены не менялись. Судя по всему, игроки мелкооптового рынка посматривают на биржу, где в последние дни царит неопределенность, которая может обернуться самым неожиданным развитием событий.

Нефть дорожала в ходе торгов 10 сентября, однако закрытие показало снижение. Рынок нефти лихорадит. Стоит обратить внимание на характер торгов. Последние сессии проходят очень нервно, а накануне и вовсе творилось что-то необъяснимое, при этом объемы торгов были очень высокими. Котировки то уходят вниз, то резко растут. К чему готовятся трейдеры, и откуда такая нервозность? Начало масштабного падения уже близко?

Содержание Введение. Общая характеристика российского рынка нефти и нефтепродуктов.1. Рынок нефтепродуктов Московского региона. 1.1. Географические границы рынка. 1.2. Продуктовые границы товарного рынка.2. Основные характеристики розничного рынка автомобильного топлива в г. Москве и регионе.3. Основные характеристики оптового рынка автомобильного топлива в г. Москве и регионе.4. Обобщенные данные. Заключение. Дальнейший прогноз. Список использованной литературы. Введение. Общая характеристика российского рынка нефти и нефтепродуктов. В 2003 г. производство нефти в России составило примерно 300 млн. т,в 2006 г. оно достигло почти 400 млн. т. Около 3/4 российских нефтяныхзапасов расположены в Западной Сибири. Достаточно большие запасы обнаружены на севере Европейской части России. Крупнейшие российские нефтяные компании – ТНК, «ЛУКойл», ЮКОС, «Роснефть» и «Сургутнефтегаз» - располагают запасами нефти почти в 13 млрд. т Более чем 100 компаний добывают нефть в России, но подавляющая часть добычи фактически находится в руках 10 вертикально интегрированных компаний, их объем производства составляет приблизительно 350 млн. т – 90% производства нефти в России. Две самые крупные компании – «ЛУКойл» и ЮКОС производят около 40% нефти. Некоторые иностранные нефтяные корпорации также начали своюдеятельность на российском рынке. В 2000 году суммарный объем производства иностранных компаний достигал 6-7% российского. Прямые иностранные инвестиции в топливно-энергетический сектор российской экономики составляли около 10% их общей суммы. Главные зарубежные игроки в российском нефтяном бизнесе (в алфавитном порядке) – Agip, British Petroleum, BritishGas, ChevronTexaco, Conoco, ExxonMobil, NesteOy, NirskHidro, McDermott, Mitsubishi, Mitsui, RDShell, Statoil и TotalFinaElf. В 2006 г. 55% российской нефти экспортировалось морским путем, 40 – через трубопровод «Дружба» и приблизительно 5% - железнодорожным транспортом. Главный экспортный маршрут российской нефти на Запад – трубопровод «Дружба» с номинальной пропускной способностью 60 млн. т. Помимо этого Россия стремится развивать трубопроводную сеть на Востоке. ЮКОС строит трубопровод длиной 1700 км и пропускной способностью 25-30 млн. т. Порт Новороссийск на Черном море - крупнейший экспортный нефтяной терминал России. В 2006 г. через порт прошло 45 млн. т сырой нефти. Уже в ближайшем будущем его пропускная способность может быть увеличена. Нельзя забывать и про Петербургский нефтяной терминал. Примерно 9 млн. т нефтепродуктов прошли через этот порт в 2006 г., его пропускная способность, как ожидается, вырастет, если порт будет также пропускать сырую нефть. На севере России есть четыре нефтяных порта - Варандей, Архангельск,Витино и Мурманск. Россия при максимизации своих нефтяных экспортных доходов не должна ставить под угрозу экологическую безопасность Балтийского моря. Если Россия продолжит увеличивать масштабы транспортировки нефти через Балтийское море, миллионам людей, живущих на его берегах, останется надеяться, что российское правительство не позволит судовладельцам играть в "русскую рулетку", зарядив пистолет новыми пулями - однокорпусными танкерами.Увеличение масштабов транспортировки нефти через Балтийское море - намного более серьезная угроза интеграции России с ЕС, чем пресловутая проблема калининградского транзита.

1. Рынок нефтепродуктов Московского региона.

1.1. Географические границы рынка.

Географическими границами исследуемого оптового рынка нефтепродуктов определен Московский регион (Москва и Московская область) по причине отсутствия у некоторых вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) раздельного учета реализации автомобильного топлива в столице и Подмосковье.

1.2. Продуктовые границы товарного рынка.

Продуктовыми границами товарного рынка являются светлые нефтепродукты, а именно, автомобильные бензины и дизельное топливо (далее - автомобильное топливо).

2. Основные характеристики розничного рынка автомобильного топлива в г. Москве и регионе.

В настоящее время на территории г.Москвы работают 717 коммерческих и 123 ведомственных АЗС. Суммарный парк эксплуатируемых топливораздаточных колонок превышает 2400 единиц. Владеют коммерческими АЗС 130 фирм.

Интеграционные процессы на рынке розничной реализации автотоплива продолжаются. Еще на начало 2006 года в крупные сети с количеством АЗС более 20 были объединены около 63% Московских АЗС. Через год, на начало 2007 года сети с количеством АЗС более 20 составили 68,1%. Количество АЗС, собственниками которых являются фирмы, владеющие от 5 и выше АЗС составляли на начало 2006 года 75%, а на начало 2007 года - 76,5%. Вместе с тем, на столичном розничном рынке нефтепродуктов действуют 80 операторов, владеющих одной АЗС.

Нефтяные компании активно осваивают розничный рынок г.Москвы. К тому же известность их торговых марок позволяет получать дополнительные доходы за счет соглашений о коммерческой концессии с формально независимыми юридическими лицами.

В соответствии с представленными данными, 390 АЗС, т.е. 54% находящихся на территории Москвы коммерческих автозаправочных станций, являлись собственностью нефтяных компаний, работали с ними на условиях аренды, а также на основе договоров коммерческой концессии. Таким образом, остальные АЗС, составляющие значительную часть московских АЗС (46%), являются полностью самостоятельными. Такое деление рынка позволяет сохранить конкурентную среду и защитить потребителя от необоснованного повышения розничных цен на нефтепродукты.

3. Основные характеристики оптового рынка автомобильного топлива в г. Москве и регионе.

В настоящее время особенностью рынка нефтепродуктов Московского региона продолжает оставаться наличие нескольких крупных участников оптового рынка: ОАО «Московская нефтяная компания», ОАО «Лукойл», ОАО «НГК Славнефть», ОАО «Юкос», ОАО «Тюменская нефтяная компания», ОАО «Сибнефть», ОАО «Татнефть».

В оптовом секторе московского рынка нефтепродуктов за отчетный период наблюдалось сохранение отрицательной динамики. Снижение цен наблюдалось вплоть до 6 февраля, когда появилась информация об изменении цен на Уфимской группе НПЗ. Изменение «уфимских» цен традиционно оказывает существенное влияние на ценовую ситуацию в оптовом секторе рынка нефтепродуктов центральной части России. Именно рост цен на продукцию уфимских давальцев и стал сигналом для наиболее оперативных игроков столичного рынка, поспешивших скорректировать свои цены в сторону повышения. Таким образом, на 7 февраля картина московского топливного рынка характеризовалась разнонаправленным изменением оптовых цен. Несмотря на то, что некоторые компании уже отыграли уфимский рост, большинство компаний продолжает снижать цены, в результате чего средние значения сохранили отрицательную динамику. В дополнение к этому, стоит отметить, что некоторые компании полностью прекратили реализацию топлива, поскольку неоднозначная ситуация на рынке не позволяет четко прогнозировать дальнейшее изменение ситуации. Основной вопрос, занимающий участников рынка в настоящее время – это вопрос о том, является ли повышение цен на «Уфе» и «Салавате» сигналом к изменению тенденции с понижательной на повышательную, либо это лишь краткосрочная коррекция.

Однако, мнение о резком изменении направления движения цен, вероятнее всего, является преждевременным. Дело в том, что на рынке в настоящее время не наблюдается проблем с наличием свободной продукции, тогда как уровень спроса остается достаточно низким. Таким образом, наиболее вероятным в краткосрочной перспективе является небольшой рост цен в рамках коррекции.

Тем не менее, возможен и иной исход событий. Экспортная пошлина на февраль-март установлена на уровне 179,7 долл./т, что значительно ниже январского значения. Это может привести к увеличению объемов экспортируемой нефти, что негативно скажется на объеме производства нефтепродуктов на российских НПЗ. В дополнение к этому, пошлина на нефтепродукты также установлена на достаточно низком уровне (133,4 долл./т – светлые и 71,8 долл./т – темные нефтепродукты). В результате, при условии дальнейшего роста цен на европейском рынке нефтепродуктов, потоки экспорта российского мазута и дизтоплива существенно вырастут, несколько разгрузив внутренний рынок. Подтверждение этого варианта развития событий мы можем наблюдать уже сегодня, поскольку свободных объемов мазута у операторов московского рынка практически не наблюдается.

В результате, наиболее вероятным вариантом развития событий на ближайшую перспективу мы считаем некоторое укрепление цен в оптовом секторе московского рынка нефтепродуктов. Это укрепление будет носить скорее коррекционный, нежели фундаментальный характер, однако

увеличение экспорта нефти и нефтепродуктов из России позволит закрепить цены на достигнутых, более высоких отметках. Дальнейший же рост цен будет возможет в случае сохранения восходящей тенденции на европейском рынке нефтепродуктов (преимущественно дистиллятов), что обеспечит сохранение высоких объемов экспорта топлива из России.



4. Обобщенные данные.

1. Оптовый и розничный рынки автомобильного топлива в Московском регионе являются конкурентными. В Москве и Московской области продолжает сохраняться большое количество участников рынков оптовой и розничной торговли автомобильным топливом. Значения коэффициентов рыночной концентрации характеризуют эти рынки как низко-концентрированные. Барьеры для входа на данные рынки новых участников отсутствуют.

2. Основной тенденцией развития оптового рынка в Москве и Московской области является конкурентная борьба между ВИНК за усиление позиций на рынке.

3.На розничном рынке автомобильного топлива Москвы происходят интеграционные процессы, в том числе снижение общего количества участников рынка за счет поглощения АЗС мелких компаний более крупными компаниями. Так, только 19 фирм владеют 548 московскими автозаправками. Вместе с тем, 80 операторов розничного рынка бензина и дизельного топлива из 130, действующих на рынке Москвы, владеют одной автозаправкой.

4. В Москве более 46% операторов розничного рынка являются самостоятельными. Такое деление рынка позволяет сохранить конкурентную среду и защищает потребителя от необоснованного роста розничных цен.

5. Информирование Управления о ходатайствах и уведомлениях, поступающих в федеральный антимонопольный орган от хозсубъектов, занимающихся нефтепродуктообеспечением в Москве и Московской области, не является полным, что затрудняет работу по изучению данного рынка.

6. При переработке нефти выход светлых нефтепродуктов из перерабатываемой нефти, а также качество бензина и дизельного топлива не соответствует мировым стандартам. С целью выхода предприятий по переработке нефти на мировой уровень необходимо их техническое перевооружение и оснащение прогрессивными современными технологиями.

7. В связи с тем, что налог на добычу нефти единый, независимо от того, идет ли она на внутреннее потребление или на экспорт, представляется целесообразным дифференцировать данный налог, т.е. установить различные ставки налога для добываемой нефти, которая идет на переработку для внутреннего потребления и на экспорт.

Результаты анализа данного рынка приведены в сокращенном виде в связи с необходимостью соблюдения статьи 15 Закона «О конкуренции…».

Список использованной литературы: 1. Глазьев С.Ю. Нефтяная рента: плюсы и минусы опыта Аляски//Налоги в гражданском обществе. – СПб, 2003. 2. Кокурин Д., Мелкумов Г. Участники мирового рынка нефти//Российский Экономический Журнал. – 2003. - № 9. 3. Лиухто К. Российская нефть: производство и экспорт//Российский Экономический Журнал. – 2003. - № 9. 4. Стейнер Р. Налогообложение нефтедобычи и использование нефтяной ренты//Вопросы экономики. – 2003. - № 9. 5. Шмаров А.И. Нефтяной комплекс России и его роль в воспроизводственном процессе. – М., 2000.

Формирование в России организованного рынка нефтепродуктов становится сегодня одной из приоритетных экономических задач. Наша страна - один из крупнейших экспортеров топлива и в то же время потребитель значительных его объёмов. При этом в отличие от мирового рынка (где условия поставок и расчетов стандартизированы, а уровень цен формируется преимущественно на биржах, что обеспечивает выявление их экономически обоснованного уровня цен), степень организованности внутреннего российского топливного рынка остается крайне низкой. Условия поставок и расчетов требуют подробной детализации при заключении каждой отдельной сделки. Единые ценовые индикаторы практически отсутствуют, в большинстве вертикально - интегрированных компаний преобладает трансфертное ценообразование. Все это порождает дополнительные риски и издержки участников рынка, препятствует повышению прозрачности предприятий ТЭК, тормозит экономический рост.

ТЭК России является основой отечественной экономики, способствует увеличению спроса на продукцию других отраслей, таких как металлургия, станкостроение. Поэтому, неудивительно, что на современном этапе становления рыночной экономики благополучие страны зависит от состояния нефтяной отрасли. Топливно-энергетический комплекс является ведущей сферой экономики России, обеспечивающей более четверти промышленной продукции, формирующей до 40% доходной части бюджета и дающей почти половину валютных поступлений в страну. Помимо этого в течение большей части переходного периода ТЭК выступал донором других отраслей экономики и социальной сферы, кредитуя их искусственно заниженными ценами на продукцию естественных монополий (газ, электроэнергию и тепло) и в особенности массовыми неплатежами потребителей за поставленные им энергоносители.

Несмотря на эти объективные обстоятельства, доминирующей в обществе эмоцией является видение в ТЭК не локомотива, а главного деструктивного фактора российской экономики, чье доминирование ставит под угрозу как отдаленное, так и ближайшее будущее страны. В качестве главной угрозы при этом рассматривается объективно неизбежный отказ от искусственного сдерживания цен на продукцию естественных монополий.

Несовершенство официальной российской статистики по потреблению нефтепродуктов приводит к существенному разбросу данных, приводимых различными источниками при характеристике даже таких процессов, как производство, экспорт и импорт нефтепродуктов, а также их отгрузка с НПЗ на внутренний рынок. Так, данные, приводимые Минэнерго, Госкомстатом и нефтяными компаниями по этим позициям, могут существенно розниться. Частично этот факт объясняется тем, что производство нефтепродуктов в России и их сбыт, были в известной степени выведены отечественными производителями за пределы досягаемости официальной статистики. Для нефтяников это один из способов ухода от выплаты налогов в полном объеме, а также путь к устранению препятствий их форсирования экспорта.

Именно "нефтяное" лобби является одним из наиболее влиятельных в России, поэтому "серые" продажи дистиллятов и практика картельного ценообразования на данных рынках являются неотъемлемой частью современной российской экономики. Все это ведет к возникновению существенных пробелов в российской статистике потребления нефтепродуктов. Основными проблемами в этой связи являются:

  • - практика продаж нефтепродуктов внутри непрозрачной структуры вертикально-интегрированных нефтяных компаний;
  • - "серая" торговля нефтепродуктами, особенно в регионах России, граничащих с бывшими советскими республиками (это относится как к нелегальному экспорту нефтепродуктов на более рентабельные западные рынки через страны СНГ и Балтии, так и импорту дистиллятов из Беларуси, Азербайджана, Украины, Казахстана и Украины (цены на нефтепродукты в этих странах зачастую ниже, чем в России), который практически никак не отражается в официальной статистике);
  • - воровство нефтепродуктов, в том числе из государственной системы "Транснефтепродукта" (до 10% от общего объема прокачиваемых через систему дистиллятов).

Региональная статистика потребления нефтепродуктов содержит в себе еще больше пробелов, чем общефедеральная. В этой связи в качестве основной методики исследования было избрано сопоставление спроса на нефтепродукты в регионах на основании данных Минэнерго о поставках нефтепродуктов с НПЗ в регионы России. Вместе с тем необходимо отметить, что эти данные не отражают продажи нефтепродуктов, производимых малыми предприятиями, а также нелегальный экспорт нефтепродуктов из рассматриваемых регионов.

Тем не менее, с учетом перераспределения нефтепродуктов по регионам России уже после "первичной" поставки с НПЗ, точно оценить объемы потребления автомобильного бензина, дизельного топлива и топочного мазута в областях России не представляется возможным. По этой причине исследование рассматривает потребление нефтепродуктов не на уровне субъектов Российской Федерации, а на уровне федеральных округов, что представляется методически более оправданным. Отдельно выделяются только тенденции в развитии нефтепродуктового рынка Москвы, оказывающие большое влияние на общее потребление дистиллятов в Центральном федеральном округе и России в целом. Наиболее "непрозрачным" нефтепродуктом является авиационный керосин, данные по которому засекречены из соображений стратегической безопасности. В этой связи соответствующий раздел исследования в части статистики построен на данных информационного агентства "ИнфоТЭК".

Стержнем исследования стала диагностика нефтепродуктовых рынков федеральных округов России путем обобщения имеющейся информации о "вкладе" каждого из конечных потребителей в общую структуру спроса на нефтепродукты. Подспорьем послужила как имеющаяся официальная статистика, так и моделирование ситуации в случаях, когда в статистических данных имелись значительные пробелы. Моделирование ситуации проводилось путем расчета соответствующих коэффициентов для каждого из регионов. Например, на основании объемов грузооборота железнодорожного транспорта в федеральных округах России и региональных особенностях этого вида транспорта рассчитывались доли федеральных округов в общероссийской структуре потребления дизтоплива и топочного мазута, данные по которой имеются. Для каждого раздела исследования использовались одни и те же методы выбора источников статистики, моделирования ситуации и ситуационного анализа, поэтому полученные данные сопоставимы между собой.

Российские вертикально-интегрированные нефтяные компании, которые ориентированы прежде всего на экспорт своей продукции, не демонстрируют стратегического интереса на внутрироссийском рынке нефтепродуктов. Вместе с тем именно внутренний нефтепродуктовый рынок они рассматривают как "платформу" для компенсации своих потерь в случае падения мировой цены на сырую нефть. Чтобы получить как можно более высокую выручку на внутреннем рынке, российские нефтяники активно практикуют картельное ценообразование, фактически монополизировав большинство региональных рынков нефтепродуктов. В результате рентабельность российского рынка нефтепродуктов значительно возросла после того, как негативные последствия кризиса 1998 года были преодолены и тем самым платежеспособность большинства потребителей - восстановлена. Вместе с тем рост цен на дистилляты стал препятствием для увеличения физических объемов их сбыта. Одновременно рост цен на нефтепродукты только ограниченно способствовал повышению энергоэффективности российской экономики, так как большинство потребителей испытывает недостаток средств для модернизации своей технической базы.

Поскольку правительство пока не в состоянии противостоять мощному "нефтяному" лобби и пресечь практику картельного ценообразования на региональных рынках нефтепродуктов, физическая емкость рынков дизтоплива и топочного мазута, скорее всего, будет и далее сокращаться. Эта тенденция может усилиться в случае, если достигнутая в России макроэкономическая стабилизация будет поколеблена усилением негативных явлений (недостаточным темпом роста инвестиций по сравнению с темпом роста ВВП и реальных доходов граждан). В связи с продолжающимся ростом реальных доходов граждан объемы сбыта бензина и, в меньшей степени, керосина, вероятно, будут увеличиваться, так как число пассажирских авиарейсов и автомобилей в личной собственности граждан будет расти.

Рынок нефтепродуктов является довольно специфичным в плане того, что практически отсутствует дифференциация товара. По стране существует относительно небольшое количество нефтеперерабатывающих предприятий, у которых и закупают ГСМ оптовые и розничные продавцы. В такой ситуации на основное место в конкурентной борьбе в данной отрасли выходит именно ценовая политика фирмы. Для покупателей при достаточно низком уровне платежеспособного спроса приоритетным фактором при покупке является именно цена топлива. Качество обслуживания, уровень сервиса, предоставление дополнительных услуг отходят на второй план. В таких условиях необходим постоянный мониторинг цен конкурентов. Он дает возможность оценивать конкурентоспособность существующих собственных цен и принимать решения о ценовой политике.

Система нефтепродуктопроводов, в России объединенная в ОАО "Транснефтепродукт", поставляет бензин, дизельное топливо и авиационный керосин в шесть из семи федеральных округов России (за исключением Дальневосточного). Система "Транснефтепродукта" играет ключевую роль в обеспечение внутреннего рынка нефтепродуктами (в частности, в Москву топливо подается через нефтепродуктопроводное кольцо, опоясывающее столицу, в районе которого сосредоточено множество АЗС). Вместе с тем российские нефтяные компании видят в "Транснефтепродукте" прежде всего канал своего экспорта (система трубопроводов компании покрывает часть Восточной Европы). В частности, с подачи нефтяников в настоящее время строится ветка из Кстово-Ярославль-Кириши-Приморск, с пуском которой экспортные возможности производителей нефтепродуктов значительно расширятся. Тарифы на прокачку топлива по системе "Транснефтепродукта" на 30-40% ниже стоимости транспортировки тех же объемов нефтепродуктов железной дорогой. В то же время внутри России поставки дизеля конечным потребителям в России осуществляется несколькими видами транспорта, включая железнодорожный, водный, автомобильный и воздушный (на Крайнем Севере), поэтому для внутреннего рынка монополия "Транснефтепродукта" относительна.

Одной из пока еще нерешенных проблем "Транснефтепродукта" являются "несанкционированные" утечки топлива из системы. Хотя руководство компании продолжает борьбу с воровством нефтепродуктов, рост цен на них на внутреннем рынке является слишком сильным стимулом для попыток заработать на продаже ворованного топлива внутри России или за рубежом. По различным оценкам, до 10% прокачиваемых по системе дистиллятов разворовывается. Дизельное топливо и бензин, попадающие на рынок таким образом, не учитываются официальной статистикой, но на них приходится значительная доля потребляемого в России топлива.

Улучшение макроэкономической ситуации ведет к росту доходов населения, темпы которого только намного превышают прирост ВВП и промышленного выпуска. В ближайшие годы реальные доходы населения, скорее всего, будут продолжать увеличиваться на 6-8% в год, а у наиболее состоятельной прослойки - еще более высокими темпами. Кроме того, рост доходов населения распределяется крайне неравномерно на региональном уровне. В данном случае лидирует Москва, так как здесь сосредоточено более половины всех финансовых потоков страны, что прямо сказывается темпы изменения среднегодовых доходов населения, и, следовательно, спроса на автомобили. Относительно благополучная ситуация сложилась в остальной центрально-европейской части и на северо-западе.

Рост цен на нефть на мировом рынке в последние годы способствует тому, что российские нефтяные компании форсируют экспорт сырой нефти в ущерб ее переработке внутри России. Напротив, в случае падения цен на нефть на мировом рынке нефтяные компании, скорее всего, будут наращивать переработку нефти внутри страны, чтобы экспортировать более дорогую продукцию нефтепереработки в возрастающих объемах. Однако для этого российским нефтяникам необходимо будет повышать качество своей продукции, поэтому в среднесрочной перспективе они, скорее всего, смогут поставлять более качественную продукцию и на внутренний рынок, но повышение качества бензина позволит производителям еще больше поднять на него цены, что может привести к сокращению совокупного внутреннего спроса на бензин.

Антимонопольная политика государства на рынках нефтепродуктов остается неэффективной. Наиболее вероятно, что в ближайшие годы внутренние цены на бензин будут расти, поскольку российский рынок нефтепродуктов отличается высокой степенью монополизации, и ведущие нефтяные компании будут стремиться установить на свою продукцию более высокие цены.

Эта тенденция может усилиться в случае падения мировых цен на нефть, поскольку нефтяные компании попытаются компенсировать потери от экспорта за счет повышения внутренних цен на нефтепродукты. Динамика увеличения цен на бензин варьируется в зависимости от региона. В данном случае определяющим фактором является уровень дохода на душу населения, поэтому в городах федерального значения и областных центрах наблюдается более быстрый рост цен на бензин, чем в областях.

Вместе с тем сокращение объемов потребления бензина является естественных ограничителем роста цен на него. Так, цены на высокооктановый бензин, доля потребления которого максимально высока в мегаполисах, растут быстрее, чем на низкооктановый. Ведь спрос на низкооктановый бензин более эластичен.

Таким образом, актуальность исследования рынка нефтепродуктов очевидна, ещё и в условиях постоянного обсуждения переориентации экономики на наукоемкие технологии и сферу услуг. Поэтому необходима разработка эффективных методов организации и способов управления рынком нефтепродуктов в соответствии с его региональной спецификой.

В европейской части России середина августа прошла под знаком умеренного повышения цен на крупнооптовые партии бензина и дизельного топлива.

На заводах европейской части страны удалось избежать крупных распродаж остатков августовского ресурса: дизельное топливо массово пошло на экспорт на фоне привлекательной конъюнктуры мирового рынка в начале августа, а на бензин нашелся крупный покупатель (или покупатели), которые, особо не торгуясь, скупили все излишки.

Цены в европейской части могли вырасти еще сильнее, если бы не распродажа крупных партий нефтепродуктов на заводах Сибири.

«Голод» на сибирском рынке, наконец-то, завершился. В восточной части России, наконец-то, закончилось «дизельное безумие». Пошло на убыль и «безумие бензиновое». Правда, осталась «керосиновая аномалия» (про нее в следующий раз).

На графике на странице 2 видно, что цены на железнодорожные партии дизельного топлива на сибирских НПЗ вернулись к значениям начала апреля. Напомним, в это время стартовали одновременные масштабные ремонты на НПЗ Сибири и Дальнего Востока, которые сопровождались падением объемов продаж на СПбМТСБ до минимально разрешенных регуляторами и 20%-ным ростом цен. Следует обратить особое внимание на объемы продаж дизельного топлива «Роснефтью» с Ангарской НХК с середины апреля по начало августа.

Между тем цены на бензины не смогли вернуться на прежние уровни, поскольку при теку щих ценах железнодорожные партии омского бензина начинают проходить в западные регионы РФ. Это же утверждение верно и для омского дизельного топлива. В итоге, падение цен на Омском НПЗ оказало держивающее воздействие на рост крупнооптовых цен в европейской части страны.

Независимая розница терпит убытки. Каким образом события весны–лета 2017 года отразились на местных потребителях, проиллюстрируем следующими расчетами.

Предположим, что частная сеть АЗС покупает нефтепродукты крупным оптом на ближайшем НПЗ, везет их по железной дороге на нефтебазу в свой регион, а затем реализует на АЗС по средним ценам нефтяной компании, доминирующей на местном рынке.

Железнодорожный тариф берем по биржевому тарификатору, услуги нефтебазы по перевалке, хранению, наливу примем на уровне 700 руб./т, затраты на обслуживание кредита оценим в 1% от оборота, доставку бензовозом с нефтебазы до АЗС - в 400 руб./т. Эксплуатационные расходы АЗС оценим в 3 рубля на литр для заправок с хорошим проливом и в 4 рубля на литр для АЗС с неудачным расположением.

Картина получилась удручающая. АЗС с малым проливом являются хронически убыточными, а более удачно расположенные станции более трех месяцев генерировали серьезные убытки, особенно по дизельному топливу, выйти из которых удалось лишь повышением розничных цен на 1–2 рубля за литр дизтоплива. Благо основное внимание регуляторы уделяют ценам на бензин.

Выше были рассмотрены наиболее проблемные регионы, но и в остальных ситуация не радикально лучше. Эксперименты на топливном рынке Сибири
На этом фоне весьма впечатляет попытка удержать высокие цены на крупнооптовые партии дизельного топлива на Ачинском НПЗ и Ангарской НХК в конце июля–начале августа текущего года, ограничивая объемы продаж товара на СПбМТСБ, что видно на графиках. В этот период все НПЗ восточной части России работали на полную мощность, кроме Ангарской НХК, на некоторых установках которой проводился ремонт. Было интересно, каких покупателей ждали на откровенно завышенных ценовых уровнях.

В итоге в отсутствии спроса и при нормально работающих НПЗ, цены рухнули под собственной тяжестью, поскольку нефтепродукты по ценам мая–июля 2017 года были интересны, пожалуй, лишь самим производителям. Биржевые цены на сибирское дизельное топливо стали привлекательными для потребителей, однако их так долго отучали от покупок товара на СПбМТСБ - ведь это был прямой путь к банкротству - что потребуется какое-то время на возвращение покупателей.

Показательной может стать третья декада августа, когда начнется торговля сентябрьским ресурсом. Она даст ответ на вопрос: будет ли производитель продавать продукт в соответствии с реальным спросом, который находится на текущем ценовом уровне, что подтверждается объемами торгов - покупатели готовы брать все предлагаемые к реализации партии продукта.

Либо, получив время для маневра, производитель снова начнет ограничивать продажи, стараясь создать дефицит товара на бирже и загнать цены крупного опта на уровни, убийственные для независимых сетей АЗС.

Тревожным звонком, в частности, является появление на сайте «Роснефти» объявления об экспортном тендере на реализацию до 20 тыс. т ачинского дизельного топлива с отгрузкой в сентябре 2017 года. При экспорте этого продукта через порты Черного моря экспортный паритет составит порядка 30000–31000 руб./т, в то время как биржевая цена ачинского дизтоплива 18 августа была на уровне 34630 руб./т.

Здесь одно из двух: или менеджеры уважаемой компании ждут падения котировок еще на 4500 рублей и готовятся к цене ачинского ДТЛ на уровне 30000 руб./т, или они расценивают произошедшее снижение крупнооптовых цен как свою недоработку и полны решимости вернуть июльские цены, убрав с внутреннего рынка «лишние» объемы за счет их продажи на экспорт по заведомо невыгодным ценам.

Нормативная база нуждается в доработке. Описанная выше ситуация весны–лета 2017 года вызывает ряд вопросов. Мы не склонны верить в «теории заговора», скорее имела место близорукая политика отдельных менеджеров, которые пренебрегли интересами потребителей нефтепродуктов и использовали слабые места текущего формата биржевой торговли. Пока производитель продавал на СПбМТСБ минимально допустимые объемы нефтепродуктов, цены держались на высоком уровне. Как только объемы продаж увеличились до уровня начала весны, вернулись и прежние цены на нефтепродукты.

Поэтому надеемся, что регуляторы обратят внимание на этот «сибирский эксперимент», который был бы в принципе невозможен, если бы вступило в силу обсуждаемое в настоящее время предложение о многократном повышении нормативов реализации нефтепродуктов на СПбМТСБ (25% производимого дизельного топлива вместо текущих 5%, и 60% производимого автобензина вместо текущих 10%). Если не увеличить многократно нормативы продаж нефтепродуктов на бирже, то не исключено, что в будущем этот «эксперимент» с объемами продаж повторят в масштабе всей России.

Повышение нормативов биржевых продаж - это не единственная необходимая доработка нормативной базы. Потребители нефтепродуктов хронически страдают от недостатков планирования распределения отгрузок товара нефтяными компаниями на внутренний рынок и на экспорт, поэтому целесообразно перенести экспортные тендеры доминирующих ВИНК в специальные биржевые стаканы. Правила торгов должны позволять отгрузку купленного товара как на экспорт, так и на внутренний рынок, при этом к экспортным стаканам должны быть допущены все участники биржевого рынка нефтепродуктов.

Если какая-либо нефтяная компания вознамерится подсушить внутренний рынок экспортом дополнительной танкерной партии дизельного топлива, российские покупатели смогут выкупить этот товар и разнарядить его на внутренний рынок.

В 2017 году российский рынок нефтепродуктов полностью регулируют производители товара. Именно они определяют сколько нефтепродуктов нужно внутреннему рынку, и какая должна быть цена товара. Естественно, эту ситуацию нельзя назвать конкурентным рынком - в лучшем случае это олигополия.

И если мы хотим, чтобы рынок вернулся в то состояние, когда его действительно можно назвать рынком, придется менять нормативную базу - ограничивать рыночную власть производителей нефтепродуктов и улучшать положение потребителей.

Филькин Михаил Евгеньевич
Старший научный сотрудник
Россия, Центральный экономико-математический институт РАН
[email protected]

Аннотация

Статья посвящена исследованию последствий реформирования нефтяной отрасли России на уровне розничного рынка нефтепродуктов. Анализируется конкурентная ситуация на региональных рынках бензина. С помощью индекса Херфиндаля-Хиршмана рассчитывается рыночная концентрация и оценивается власть продавцов автомобильного топлива. Приводятся обоснования тезиса о том, что реформирование нефтяной отрасли в России в большой степени достигло поставленных 25 лет назад задач.

Ключевые слова

региональные рынки нефтепродуктов, конкуренция, концентрация рынка, розничный рынок нефтепродуктов, рыночная власть

Рекомендуемая ссылка

Филькин Михаил Евгеньевич

Региональные розничные рынки нефтепродуктов в России: предпосылки и особенности формирования// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал . ISSN 1999-2645 . — . Номер статьи: 5006. Дата публикации: 2017-04-12 . Режим доступа: https://сайт/article/5006/

Fil"kin Mihail Evgen"evich
Senior researcher
Russia, Central Economics and Mathematics Institute of the Russian Academy of Sciences
[email protected]

Abstract

The article is devoted to consideration of consequences of reforming the Russian oil industry on regional gasoline markets. Competition in the regional gas stations is analyzed. Market power and concentration is calculated by means of Herfindahl-Hirschman Index. We conclude that reforms in Russian oil industry have substantially succeeded in its goals proposed 25 years ago.

Keywords

Regional markets of petroleum products, competition, market concentration, retail market of petroleum products, market power

Suggested Citation

Fil"kin Mihail Evgen"evich

Regional retail markets of oil products in Russia: prerequisites and features of the formation. Regional economy and management: electronic scientific journal. . Art. #5006. Date issued: 2017-04-12. Available at: https://сайт/article/5006/


Введение

Реформирование российского энергетического сектора, начатое в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века, осуществлялось разными методами для разных отраслей энергетики. В газодобывающей отрасли путем преобразования Министерства газовой промышленности СССР был создан газодобывающий концерн «Газпром», главным акционером которого стало государство. «С самого начала реформирования российской экономики газовая отрасль России оказалась в особом положении по сравнению с другими отраслями не только промышленности, но и энергетического сектора – идеи либерализации в течение долгого времени к газовой отрасли не применялись» . Как было показано в , создание монополии в газовой отрасли было обусловлено стремлением к максимизации рентных доходов, поступающих в Россию от экспорта российского газа в Европу. Для достижения этой цели государственный концерн «Газпром», преобразованный в акционерную компанию со смешанным капиталом, получил эксклюзивное право экспортировать российский природный газ, с тем чтобы исключить на внешних рынках конкуренцию между собой российских газовых компаний. Газпром получил также право на разработку крупнейших российских газовых месторождений, всю трубопроводную систему транспорта газа, подземные газохранилища, а также право на диспетчирование газотранспортной сети. Благодаря этому у Газпрома остается значительная рыночная власть и на внутреннем рынке.

В электроэнергетике была сформирована федеральная компания РАО «ЕЭС России», в состав которой включили наиболее мощные и эффективные российские электростанции. Диспетчирование загрузки электростанций также осуществлялось РАО «ЕЭС России». Контрольный пакет акций компании остался в государственной собственности. Были сформированы 75 региональных компаний АО-энерго, подавляющая часть которых вскоре после приватизации стали дочерними компаниями федеральной компании. Таким образом, в электроэнергетике возник доминирующий холдинг, и конкуренция между производителями электроэнергии была сильно ограничена. Сохранение государственного регулирования цен электроэнергии и тепловой энергии, отпускаемой централизованными источниками, также послужило дополнительным фактором ограничения конкуренции. Только в 2008 г. холдинг РАО «ЕЭС России» был разделен на части, однако услуги по передаче электроэнергии остались в собственности и под управлением государственных органов.

В нефтяной промышленности государство изначально решило пойти иным путем. Постановления Совета Министров СССР (например, №18 от 25 ноября 1991 г.) и последующие указы Президента РФ (например, №1403 от 17 ноября 1992 г.) определили особый порядок приватизации нефтяной промышленности бывшего Советского Союза. Государственные нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие предприятия были акционированы, и преобразованы в одиннадцать нефтяных компаний: Лукойл, ЮКОС, Сургутнефтегаз, Сиданко, Тюменская нефтяная компания (ТНК), Роснефть, Славнефть, Башнефть, Татнефть, Сибнефть, Восточная нефтяная компания (ВНК). Формирование этих компаний осуществлялось с сохранением вертикальной интеграции, то есть нефтедобывающие предприятия и заводы, которые перерабатывали добытую этими предприятиями нефть в нефтепродукты, вошли в состав соответствующих акционерных нефтяных компаний. Нефтяным компаниям разрешалось также продавать свою продукцию на розничных рынках нефтепродуктов, в том числе и на автозаправочных станциях. Активы, созданные для транспортировки нефти по трубопроводам, вошли в состав государственной компании Транснефть, а активы, которые были задействованы в трубопроводном транспорте нефтепродуктов, – в состав государственной компании Транснефтепродукт.

Тем самым, на рынках нефти и нефтепродуктов были законодательно установлены предпосылки для конкуренции между вертикально-интегрированными нефтяными компаниями как на внешнем рынке нефти, так и на внутренних рынках нефтепродуктов. Создание условий для соперничества на рынке нефти и нефтепродуктов не в последнюю очередь объясняется стремлением поддержать ускоренную автомобилизацию населения, которая началась в начале 1990-х годов, и которой могли помешать высокие цены на бензин. Разница в подходах к реформированию с газовой индустрией была обусловлена, в том числе, тем, что на мировом рынке нефти (в отличие от европейского рынка природного газа) Россия не была ценоформирующей страной, и появление нескольких нефтяных российских компаний на внешнем рынке нефти не могло повлиять на масштаб извлечения ренты при экспорте российской нефти. В то же время на внутреннем конкурентном рынке нефтепродуктов можно было ожидать более низких цен на бензин, чем на рынке, где могла появиться рыночная власть поставщиков нефтепродуктов.

Исторически цены на бензин имеют тенденцию к постоянному росту, что закономерно вызывает вопрос о том, насколько эффективно достигаются цели реформ и действительно ли розничный рынок бензина является концентрированным? Актуальной задачей, таким образом, является мониторинг ситуации на региональных рынках. Сохраняется ли тенденция для достижения поставленных реформами целей? В каких регионах России концентрация игроков максимальна, а где состояние розничного рынка бензина близко к конкурентному? В дальнейшем мы попытаемся ответить на эти вопросы.

Анализ структуры региональных рынков нефтепродуктов

Изучение концентрации на розничном рынке бензина прямыми методами является непростой задачей. Основные статистические данные, по которым можно делать выводы о доминирующем или монопольном положении, а именно, объемы продаж и розничные цены, являются коммерческой тайной предприятий. Поэтому задачей исследователя является оценка степени концентрации и конкурентности на основании косвенных данных, которые содержатся в открытых источниках. В нашем случае таковыми являются данные о количестве автозаправочных станций (АЗС), принадлежащих той или иной нефтяной компании и объединенных под единым брендом. Стоит поэтому сразу сделать оговорку относительно выводов и дальнейших результатов. На основании данных о количестве автозаправочных станций, принадлежащих тому или иному бренду в определенном регионе, можно сделать вывод лишь о наличии признаков возможного доминирования или высокой концентрации рынка в данном регионе. Утверждение и доказательство наличия доминирующего положения компании – прерогатива государственных регулирующих и антимонопольных органов.

Строение рынков нефтепродуктов является предметом исследования многих российских и зарубежных экономистов. В отечественной науке можно отметить исследования , связанные с топливной промышленностью и методологией оценки конкуренции. В работе был проведен анализ динамики российской нефтеперерабатывающей отрасли и рынка автомобильных топлив за 2000–2010 гг., измерены ряд отраслевых показателей, и с помощью них исследована структура рынка автомобильных топлив России. С помощью компьютерных расчетов был построен прогноз для данного рынка, а также выявлены сценарии его развития на период до 2020 г.

Наше исследование охватывает 85 субъектов Российской Федерации, включая полуостров Крым и город Севастополь. Для каждого субъекта федерации было установлено количество автозаправочных станций (на февраль 2017 года), а также принадлежность станции тому или иному бренду. В случае если АЗС не принадлежит к какому-либо бренду, она формально считается независимым оператором. Хотя фактически такая компания может покупать нефтепродукты на оптовой базе, принадлежащей крупной вертикально-интегрированной нефтяной компании, тем не менее, мы считаем, что в формировании ценовой политики она имеет большую долю самостоятельности, что позволяет считать ее «независимым» игроком. В этом случае вопрос может стоять о конкуренции и концентрации на оптовом рынке поставки бензина.

Всего в стране на февраль 2017 года действовало более 25200 автозаправочных станций и небольшое количество автоматизированных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). Оказалось, что из 85 регионов России в 74 субъектах ни одному бренду не принадлежит наибольшее количество АЗС, иными словами, наибольшее число АЗС может рассматриваться как «независимые операторы». В 11 регионах РФ та или иная вертикально-интегрированная нефтяная компания владеет наибольшим (по отношению к другим участникам) количеством автозаправочных станций. Условно назовем такую компанию «главным» игроком, с учетом оговорки, что факт доминирования вовсе не обязательно следует из наличия наибольшей доли рынка и большого числа АЗС в регионе.

В таблице 1 приведены 11 регионов, имеющих в качестве «главного» игрока одну из российских вертикально-интегрированных нефтяных компаний. Приведено количество АЗС в регионе и доля рынка крупнейшего участника.

Таблица 1 — Регионы с «главным» игроком (по числу АЗС)

Регион АЗС в регионе «Главный» игрок АЗС у «главного» игрока Доля рынка
Ненецкий автономный округ 5 Лукойл 3 60.0%
Республика Коми 110 Лукойл 59 53.6%
Республика Башкортостан 619 Башнефть 316 51.1%
98 Роснефтегаз 40 40.8%
Псковская область 173 Сургутнефтегаз 66 38.2%
Республика Бурятия 147 Роснефть 56 38.1%
Кировская область 201 Движение 76 37.8%
Чувашская Республика 157 Татнефть 56 35.7%
Новгородская область 172 Сургутнефтегаз 61 35.5%
Удмуртская Республика 225 Лукойл 66 29.3%
Липецкая область 194 Роснефть 52 26.8%

Можно видеть, что компания Лукойл является крупнейшим игроком в 3 регионах, причем в Ненецком автономном округе ей принадлежит 60% розничного рынка бензина (по количеству АЗС). Компании Роснефть и Сургутнефтегаз имеют максимальное относительное присутствие в двух регионах (фактически, Роснефть даже в трех, поскольку с 2016 года она является основным акционером Башнефти, которой принадлежит 51.1% автозаправочных станций в республике Башкортостан). Татнефть, Движение и корпорация Роснефтегаз (государственная компания, управляющая нефтегазовыми активами России) имеют относительное максимальное присутствие соответственно в Чувашской республике, Кировской области и Ямало-Ненецком автономном округе.

Отдельно стоит рассмотреть ситуацию в Москве и Московской области, а также в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В Москве к настоящему моменту функционирует 758 автозаправочных станций, в области их 1470. На Санкт-Петербург и Ленинградскую область, соответственно, приходится 546 и 351 станция. В обоих городах федерального значения наибольшее количество АЗС приходится на Лукойл, однако его доля для Москвы составляет всего 16.4%, а в Санкт-Петербурге 21.4% (табл.2).

Таблица 2 — АЗС в Москве, Санкт-Петербурге и областях

Регион АЗС в регионе «Главный» игрок АЗС у «главного» игрока Доля рынка
г. Москва 758 Лукойл 124 16.4%
Московская область и новая Москва 1470 Независимые операторы 424 28.8%
г. Санкт-Петербург 546 Лукойл 117 21.4%
Ленинградская область 351 Независимые операторы 96 27.4%

Источник данных: база данных www.benzin-price.ru , расчеты автора

В областях страны доля ни одного из брендовых АЗС не превышает 12%, а главная часть приходится на независимых операторов (28.8% и 27.4% соответственно Московская и Ленинградская области).

Индексы Херфиндаля-Хиршмана для оценки концентрации рынков

Для оценки уровня концентрации в отрасли будем использовать индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI). В зависимости от его значения, различают следующие уровни концентрации на рынке.

  • Значения индекса H ниже 100 указывают на наличие высокой степени конкуренции на рынке.
  • Значения индекса H ниже 1500 указывают на низкую степень концентрации в отрасли.
  • Индекс в пределах от 1500 до 2500 характеризует рынок с умеренной концентрацией компаний-продавцов.
  • Если индекс выше 2500, то на рынке есть признаки высокой концентрации и низкого уровня конкуренции.

В табл.3 приведены данные по 10 регионам России с самыми низкими уровнями рыночной концентрации. Лидером по этому показателю является Республика Дагестан. Из 326 автозаправочных станций в регионе 7 приходится на топливную компанию «Экотек», 1 на Роснефть, 1 на Гарант и 317 на небрендовых операторов. Вся первая десятка регионов имеет индекс Херфиндаля-Хиршмана ниже 350, что указывает на низкую степень концентрации и высокий уровень конкуренции на розничном рынке бензина в этих регионах. Необходимо сделать оговорку, что это не означает автоматически высокую конкуренцию на нефтяном рынке в регионе в целом, поскольку на уровне оптовых поставщиков и, к примеру, рынке транспортировки нефтепродуктов, ситуация может быть совсем другой. Тем не менее, непосредственно в ритейловых продажах бензина можно отметить позитивный итог реформирования нефтегазового сектора и формирование рынка с низким уровнем концентрации и высокой самостоятельностью на уровне отдельных розничных игроков.

Таблица 3 — Регионы с самой низкой концентрацией игроков (по HHI)

Регион АЗС в регионе Индекс Херфиндаля-Хиршмана
Республика Дагестан 326 35
Республика Калмыкия 113 137
Чеченская республика 136 138
Республика Тыва 50 208
Республика Северная Осетия-Алания 115 268
Калужская область 225 304
Ханты-Мансийский автономный округ 329 308
Самарская область 635 316
Республика Адыгея 153 331
Тульская область 300 334

Приведем также 10 регионов с наивысшим показателем индекса Херфиндаля-Хиршмана. Данные табл.4, как можно было ожидать, во многом перекликаются с данными табл.1.

Таблица 4 — Регионы с самой высокой концентрацией игроков (по HHI)

Регион АЗС в регионе Индекс Херфиндаля-Хиршмана
Ненецкий автономный округ 5 4 400
Республика Коми 110 2 929
Республика Башкортостан 619 2 764
Ямало-Ненецкий автономный округ 98 2 193
Кировская область 201 2 125
Республика Бурятия 147 1 843
Чукотский автономный округ 6 1 667
Псковская область 173 1 615
Липецкая область 194 1 568
Костромская область 105 1 556

Регионом с самым высоким уровнем концентрации является Ненецкий автономный округ (индекс HHI равен 4400). Из пяти АЗС региона 3 принадлежат Лукойлу, 2 приходятся на независимых операторов. Наряду с данным регионом, Республика Коми и Республика Башкортостан имеют показатели индекса HHI выше 2500, что указывает на высокую концентрацию и низкий уровень конкуренции на данных региональных рынках. Остальные 7 регионов из табл.4 имеют индекс HHI в пределах от 1500 до 2500 пунктов, что означает умеренную концентрацию участников розничного рынка бензина.

В этой части также необходимо сделать оговорку. Наличие высокой концентрации в отрасли означает рыночную власть олигополистов, однако не определяет факт использования или злоупотребления этой властью. Для того, чтобы установить признаки недобросовестной конкуренции, необходимы исследования взаимодействия между игроками и определение методики и характеристик ценообразования на том или ином рынке (подробнее см. и ). Тем не менее, индекс Херфиндаля-Хиршмана выявляет потенциал рыночной власти продавцов и степень концентрированности рынка, что делает его подходящим инструментом для маркирования строения рынков.

Индекс HHI для Москвы, Санкт-Петербурга и соответствующих областей приведен в табл.5.

Таблица 5 — Концентрация рынков бензина в Москве, Санкт-Петербурге и областях

Как в самих городах, так и в соответствующих областях индекс показывает низкую степень концентрации. Следует отметить, что в среднем по России одна АЗС приходится на 5.8 тыс. человек населения. В Москве и Санкт-Петербурге этот показатель равен соответственно 16.3 тыс. и 9.7 тыс. человек на одну АЗС (данные Госкомстата РФ). Таким образом, два города федерального значения наряду с Чеченской республикой (10.4 тыс. на одну АЗС) имеют самую низкую насыщенность автозаправочными станциями в стране. В то же время в Московской области этот показатель равен 5.0 тыс. на АЗС, а в Ленинградской 5.1 тыс., что ниже среднего по стране. Можно сделать вывод, что низкая (по сравнению с другими регионами) насыщенность розничного рынка в пересчете на душу населения не обязательно определяет высокую концентрацию и рыночную власть продавцов.

Выводы

На текущий момент есть основания считать, что реформирование нефтяной отрасли в России в большой степени достигло поставленных 25 лет назад задач. Сформированный рынок имеет преимущественно низкую концентрацию продавцов и предпосылки для конкурентного взаимодействия. Тем не менее, ситуация неоднородна между различными регионами страны. В большинстве субъектов федерации значительное число АЗС управляется независимыми розничными операторами, что определяет высокую степень независимости в принятии решений о политике ценообразования и создает условия для высокой степени конкуренции. В то же время часть регионов России обладает высокой концентрацией продавцов с потенциалом рыночной власти и мотивацией для ее использования. Насколько эта власть реализуется и есть ли признаки неконкурентного ценообразования в регионах России, в том числе с низкой концентрацией продавцов, – актуальная задача для новых обширных исследований.

Список литературы :

  1. Брагинский О.Б., Куницына Н.Н., Лактионов В.В. Исследование, моделирование и прогнозирование российского рынка автомобильных топлив // Препринт # WP/2011/284. – М.: ЦЭМИ РАН, 2011.
  2. Брагинский О.Б., Лактионов В.В. О методах анализа и прогноза структуры рынка автомобильных топлив // Нефть, газ и бизнес. №9. С.38-41, 2008.
  3. Интернет-каталог российских АЗС // http://www.benzin-price.ru/
  4. Краснова М. И. Совершенствование методики оценки конкуренции на региональном рынке нефтепродуктов // Вестник Пермского университета. Выпуск № 2, 2012.
  5. Панфилов М.В. Есть ли сговор на российском рынке розничной продажи нефтепродуктов? // Магистерская диссертация РЭШ, 2008
  6. Филькин М.Е. Эмпирический анализ конкуренции на розничном рынке бензина // Экономическая наука современной России. №3 (50) С.78-92. 2010.
  7. Чернавский С.Я. Реформы регулируемых отраслей российской энергетики // Нестор-История, М.; СПб., 2013.

References

  1. Braginskij O.B., Kunicyna N.N., Laktionov V.V. Research, modeling and forecasting of Russian automotive fuels market // Preprint # WP/2011/284. – M.: CEMI RAS, 2011.
  2. Braginskij O.B., Laktionov V.V. Methods for analyzing and forecasting of automotive fuels market structure // Oil, gas and business. №9. С.38-41, 2008.
  3. Internet database of Russian gas stations // http://www.benzin-price.ru/
  4. Krasnova M. I. Improvement of the methodology of competition estimation in the regional gasoline market // Perm University Herald, Issue №2, 2012.
  5. Panfilov M.V. Is there collusion in the Russian retail gasoline market? // Master theses, NES, 2008.
  6. Fil’kin M.E. Empirical analysis of competition in the Russian retail gasoline market // Economics of Contemporary Russia. №3 (50), pp. 78-92. 2010.
  7. Chernavskij S.Ja. Industrial regulatory reforms in the Russian energy sector // Nestor-History, M., SPb., 2013.