Автокредиты

Разрешение нацбанка. Приобретаете акции либо долю в уставном фонде иностранной организации? а в вашем случае требуется разрешение нацбанка? Обзор основных изменений

Большинству белорусов вполне хватает счетов в белорусских же банках. Но если вы часто ездите в другую страну или зарабатываете какие-то деньги за границей, иметь счет и привязанную к нему карточку в иностранном банке может быть удобнее - так можно избежать комиссий за снятие или перечисление денег. Правда, для того чтобы обзавестись счетом в иностранном банке, нужно получить разрешение Нацбанка. «Комсомолка» собрала ответы на наивные вопросы о счетах за границей.

Могу ли открыть счет в заграничном банке, если живу в другой стране?

В этом случае никаких ограничений нет и разрешение от Нацбанка тоже не нужно. Главное - доказать в случае необходимости, что вы действительно долгое время находитесь за границей. В качестве таких доказательств могут подойти вид на жительство, разрешение на временное пребывание за границей или долгосрочная виза. Если вы приезжаете в Беларусь погостить, чтобы потом снова уехать за рубеж, ничего делать со счетом не нужно. А вот если вы возвращаетесь домой насовсем, а счет в заграничном банке не закрыли, он станет уже нелегальным.

По окончании нахождения за границей физическое лицо обязано закрыть счет и перевести остаток средств в Беларусь, либо ввезти с соблюдением таможенных правил все полученные за границей валютные ценности в Беларусь, либо получить разрешение Национального банка на открытие счета в банке-нерезиденте, - перечисляют варианты в главном управлении валютного регулирования и валютного контроля Нацбанка.

А если я просто часто езжу за границу по многоразовой шенгенской визе?

Специалисты объясняют, что здесь решающим фактором будет являться не столько виза (в конце концов, вы можете вообще ни разу никуда по ней не съездить), сколько доказательство вашего непрерывного пребывания за границей. Но при этом виза может быть любой: и рабочей, и учебной, и обычной туристической. Получается, если вы проводите много времени в той же Европе , то на время вашего пребывания за границей счет в иностранном банке открыть можно.

Я не живу за границей, но все равно хочу счет в иностранном банке. Как мне получить разрешение?

В этом случае нужно обратиться в Нацбанк с копией паспорта и специальным заявлением.

В заявлении должны быть указаны ваши личные и контактные данные, данные паспорта (серия, номер, кем и когда выдан), а также обоснование необходимости открытия счета, местонахождение и наименование банка-нерезидента, в котором предполагается его открытие, - объясняют в главном управлении валютного регулирования и валютного контроля Нацбанка.

Помимо заявления также понадобятся любые другие документы, которые помогут вам доказать, что вам на самом деле нужен счет за границей. Если у вас, к примеру, есть родственники в России , которых вы регулярно навещаете, и во время этих поездок вам было бы удобно пользоваться счетом в российском банке и привязанной к нему карточкой, можете попробовать представить в Нацбанк сведения об этих родственниках и билеты от предыдущих поездок к ним. Однако четкой схемы действий или конкретного списка требуемых документов все равно нет, и результат предсказать тоже невозможно. В каждом случае Нацбанк будет принимать решение индивидуально.

Кстати, если вам удастся получить разрешение на счет за границей, имейте в виду: его копию Нацбанк отправит в налоговые органы по месту вашей регистрации.

А в российских банках белорусы могут открывать счета и карточки?

Мы живем в Евразийском экономическом союзе, границы с Россией нет, учиться-работать и работать можно в России без проблем… А вот пользоваться российскими банками так же, как белорусскими, мы все-таки не можем. Закон говорит, что получать разрешение в Нацбанке нужно в том случае, если вы хотите открыть счет в банке-нерезиденте. То есть в любом, который не зарегистрирован в Беларуси.

Как меня накажут, если обнаружат нелегальный счет за границей?

Однозначных правил на этот случай нет. Например, главный банк страны искать вас вообще не будет.

Вопросы применения мер ответственности к физическим лицам не входят в компетенцию Национального банка, - подтверждают в главном управлении валютного регулирования и валютного контроля Нацбанка.

Зато заинтересоваться вашими заграничными счетами может налоговая. Правда, как именно можно обнаружить счет белоруса в иностранном банке, налоговики не признаются.

При установлении факта получения доходов за границей, в том числе размещенных на счетах в иностранных банках, налоговые органы могут поинтересоваться, откуда у гражданина эти деньги, - объясняют в Министерстве по налогам и сборам. - В таком случае гражданину нужно будет представить декларацию о доходах и имуществе и указать в ней свои источники дохода. Если, например, на таком счете в банке были размещены денежные средства, полученные в виде зарплаты или от близких родственников, то у налоговых органов не будет к нему претензий. Но если объяснить происхождение этих денег гражданин не сможет, то ему придется уплатить с этого дохода подоходный налог в размере 13%.

КСТАТИ

Чтобы открыть счет за границей, достаточно только паспорта

В иностранном банке у вас не будут спрашивать, получили ли вы разрешение Нацбанка на открытие счета за границей. Однако это не означает, что там белорусов примут с распростертыми объятиями.

Для нерезидентов Российской Федерации каждое решение будет приниматься индивидуально. Скорее всего, вам придется дополнительно обосновать необходимость открытия счета, - сообщили в одном из крупнейших российских банков.

В другом банке, впрочем, были не столь категоричны.

Вам нужно прийти в отделение банка с паспортом и выбрать любой из имеющихся пакетов услуг. Никаких ограничений нет, - сообщили в контакт-центре еще одного российского банка.

В литовских и польских банках ситуация в целом такая же. Где-то вам легко откроют счет по одному паспорту, а где-то попросят принести доказательства того, что вы живете, работаете или учитесь в их стране. Кстати, условия открытия счета в иностранных банках примерно такие же, как и в белорусских. Его обслуживание будет обходиться примерно в 10 - 25 евро в год (в пересчете), а при открытии могут попросить положить на него сумму в среднем от 100 до 500 евро. И не забудьте, что за снятие налички с карточки иностранного банка в Беларуси будут брать комиссию. А вот расплачиваться в кафе, магазинах и интернете можно без дополнительных платежей.

ЕСТЬ ВОПРОС

Можно ли взять кредит в иностранном банке?

На то, чтобы взять деньги в долг у иностранного банка, разрешение Нацбанка не требуется. Так что, если вы найдете банк, где согласятся дать кредит иностранцу, можете смело обращаться в него за деньгами. Правда, сделать это непросто даже у соседей. «Комсомолка» обзвонила несколько российских банков, однако в каждом из них российское гражданство - обязательное условие для получения кредита. Лишь в одном удалось найти предложение для белорусов, но при этом весьма специфическое.

Вы можете взять у нас ипотечный кредит, но только в том случае, если вы получаете зарплату на карточку нашего банка, - рассказали в контакт-центре одного из российских банков.


Порядок выдачи разрешений на проведение операций, связанных с движением капитала

Национальным банком Республики Беларусь принято постановление от 11.06.2004 № 90, которым утверждена <<< Инструкция о порядке выдачи разрешений (свидетельств о регистрации) на проведение валютных операций и на открытие счетов за пределами Республики Беларусь >>> , а также представления в банк уведомлений при совершении валютных операций (далее - Инструкция).

Принятая Инструкция - достаточно объемный, сложно читаемый нормативный акт, третья глава которого состоит практически из одних ссылок на другие пункты Инструкции. Да и по тексту новый документ очень сильно пересекается с <<< постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72 >>> (далее - Постановление № 72). Причина, по которой нельзя было все вместить в один документ, не ясна.

В то же время по сравнению с <<< Правилами проведения операций, связанных с движением капитала >>> , утвержденными постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.04.2001 № 100 (далее - Правила № 100), Инструкция является более совершенным, более конкретным документом. Она устанавливает порядок выдачи разрешений и для физических, и для юридических лиц. Для индивидуальных предпринимателей действуют те же условия получения разрешений, что и для юридических лиц. Рассмотрим основные положения принятой Инструкции.

Физические лица

Физическим лицам разрешения на проведение операций, связанных с движением капитала, Нацбанк выдает в случаях, определенных <<< Законом Республики Беларусь "О валютном регулировании и валютном контроле" >>> (далее -Закон). Таких случаев несколько, и перечислены они и в Законе, и в Инструкции.

Так, разрешения физическим лицам выдаются на проведение валютных операций, связанных с движением капитала:

· по приобретению акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидента;

· приобретению ценных бумаг, выпущенных нерезидентами, за исключением приобретения акций при их распределении среди учредителей;

· приобретению в собственность имущества, находящегося за пределами Республики Беларусь и относимого по законодательству Республики Беларусь к недвижимому имуществу;

· размещению денежных средств в банках-нерезидентах;

· предоставлению займов на срок более 180 дней.

Выдается разрешение, как и ранее, на основании заявления физического лица с той лишь разницей, что в принятом постановлении отсутствует норма, дающая право Нацбанку дополнительно запрашивать другие документы. Аналогично и при получении физическими лицами разрешений на открытие счетов за пределами Беларуси.

Согласно Постановление № 72 физические лица имеют право открывать счета в банках-нерезидентах и в иностранной валюте, и в белорусских рублях. Разрешение необходимо получать в любом случае. Если физическое лицо - резидент проживает за границей, то разрешение не требуется.

На свой счет, открытый в банке-нерезиденте, физическое лицо может перечислить денежные средства также в безналичном порядке в соответствии с Постановлением № 72.

Движение денежных средств физических лиц в наличной форме регулируется отдельным нормативным актом, а именно постановлением Правления Национального банка и Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 30.04.2004 № 73/38, утвердившем <<< Инструкцию о порядке ввоза, вывоза и пересылки иностранной валюты, белорусских рублей, платежных документов в иностранной валюте, документарных ценных бумаг в белорусских рублях и иностранной валюте физическими лицами через таможенную границу Республики Беларусь >>> .

Юридические лица и индивидуальные предприниматели

Субъекты хозяйствования проводят операции, связанные с движением капитала, на основании разрешения Национального банка в регистрационном либо в уведомительном порядке. В <<< Инструкции >>> (как, впрочем, и в Постановлении № 72) содержится конкретный перечень операций, для проведения которых требуется или разрешение, или свидетельство о регистрации. Несколько сложнее для субъектов хозяйствования определиться с перечнем операций уведомительного характера.

Так, в уведомительном порядке осуществляются операции, связанные с движением капитала, за исключением тех, которые проводятся при наличии разрешения или свидетельства о регистрации Нацбанка, а также тех, которые в соответствии с Законом не требуют получения разрешения. То есть, чтобы субъекту хозяйствования определиться все-таки с тем, надо ли представлять в банк уведомление по какой-либо операции, ему потребуется затратить немало времени на сопоставление нескольких нормативных актов.

Форма уведомления прилагается к принятой Инструкции и представляется в банки до проведения платежа (если это платеж по импорту) и в течение 5 рабочих дней с даты поступления денежных средств на счет (если это экспортная сделка), т.е. в пределах срока установленного для представления в банк документов, подтверждающих экспортную сделку. В дальнейшем банки на основании представленных уведомлений направляют в Национальный банк соответствующую отчетность, которая, естественно, используется контролирующими органами.

Регистрационный порядок

В регистрационном порядке проводятся следующие операции:

· расчеты по сделкам, предусматривающим экспорт товаров (работ, услуг), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, с предоставлением отсрочки на оплату товара (выполнения работ, оказания услуг), передачу охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности на срок, превышающий 180 дней между датой отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и датой поступления денежных средств, включая осуществление таких расчетов с использованием ценных бумаг, выполняющих функции расчетных документов, если срок платежа по ценной бумаге обеспечивает поступление денежных средств в срок, превышающий 180 дней с даты отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;

· расчеты по сделкам, предусматривающим импорт товаров (работ, услуг), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, с предоставлением отсрочки на поставку товара (выполнения работ, оказания услуг), передачу охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности на срок, превышающий 180 дней между датой платежа нерезиденту и датой поступления товара (выполнения работ, оказания услуг), передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Для рассмотрения вопроса о регистрации данных операций субъект валютной операции должен обратиться в Нацбанк до истечения 180 дней с начала проведения операции, в противном случае в выдаче свидетельства о регистрации будет отказано. Кроме того, на момент подачи заявления о регистрации операции предприятие должно получить разрешение Министерства торговли на продление срока внешнеторговой операции. Наличие данного документа является обязательным условием получения свидетельства, поскольку отсутствие его наряду с другими обязательными документами, которые требуется представлять в Национальный банк для получения свидетельства, может послужить причиной для отказа в регистрации операции.

Необходимость наличия разрешения Министерства торговли вытекает из норм Указа Президента Республики Беларусь от 04.01.2000 № 7 "О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций" (далее - Указ № 7), в соответствии с которым экспортеры обеспечивают поступление экспортной выручки в течение 90 дней с даты отгрузки товара, а товар по импорту должен поступить в течение 60 календарных дней с даты проведения платежа. Если указанные сроки не превышают 180 дней, то согласно Указу № 7 достаточно разрешения Министерства торговли на продление срока внешнеторговой операции, если превышают, то их продление осуществляется данным министерством при наличии согласования с Национальным банком. Нормативными документами Национального банка процедура согласования не была определена.

Со вступлением в силу Инструкции № 90 согласование заменяется на регистрацию. В связи с этим было бы логично внести изменения в Указ № 7.

Одной из причин, по которой субъекту хозяйствования могут отказать в выдаче свидетельства о регистрации, является несоответствие проводимой валютной операции законодательству. В этом случае клиенты вообще могут оказаться в крайне безвыходной ситуации, учитывая, что оснований для того, чтобы признать факт несоответствия операции законодательству, довольно много. Причем это может быть даже совсем незначительное нарушение, которое не влияет на результат сделки. В связи с этим субъектам хозяйствования придется максимум внимания уделять оформлению контрактов, поскольку законность сделки, обусловлена, в первую очередь, условиями контракта.

Разрешительный порядок

Перечень валютных операций, проведение которых возможно при наличии разрешения Нацбанка, опять-таки содержится и в Постановлении № 72, и в Инструкции. Перечень документов представляемых для получения разрешения Национального банка, практически не изменился. Копии представляемых документов пронумеровываются, прошнуровываются, заверяются подписью руководителя субъекта валютных операций и его печатью, чего ранее не предусматривалось. Кроме того, порядок получения разрешений конкретизирован, определена процедура приостановления и возобновления действия разрешения с установлением сроков для принятия Национальным банком того или иного решения.

Выдача разрешений осуществляется Главным управлением валютного регулирования и валютного контроля Национального банка (далее - Главное управление) за подписью Председателя Правления Национального банка либо его заместителя, направляющего деятельность этого управления.

Выдача разрешений на осуществление розничной торговли, оказание туристических, страховых услуг может осуществляться также Главными управлениями по областям по месту государственной регистрации субъекта валютных операций. В этом случае разрешения подписываются начальником Главного управления по области либо его заместителем.

Расчеты по разрешению производятся только тем субъектом валютных операций, которым получено разрешение. Передача права по разрешению не допускается.

Обособленные подразделения, филиалы юридических лиц, страховые агенты - физические лица осуществляют расчеты в иностранной валюте по видам разрешенных валютных операций на основании разрешения, выданного юридическому лицу.

Национальный банк в течение 30 дней обязан рассмотреть представленные предприятием документы и выдать разрешение или дать отказ.

Существенным образом изменены основания для отказа в выдаче разрешения. Если ранее Национальный банк мог отказать в выдаче разрешения лишь в трех случаях, то в настоящее время перечень таких случаев расширен.

Основаниями для отказа в выдаче или продлении срока действия разрешения являются:

· представление заявителем ненадлежащим образом оформленных документов и (или) непредставления заявителем документов, необходимых для получения разрешения;

· представление им недостоверной информации;

· имеющаяся на момент представления документов информации налоговых и других государственных органов о невыполненных обязательствах, возникших в результате нарушения заявителем законодательства Республики Беларусь в области банковского, налогового, таможенного, валютного регулирования, в том числе нарушения условий ранее выданных лицензий, разрешений Национального банка *;

· проведение на момент обращения в Национальный банк валютной операции с просьбой о выдаче разрешения на осуществление которой обращается заявитель;

· имеющаяся на дату обращения в Национальный банк у заявителя задолженность по платежам в бюджет и (или) государственные внебюджетные и бюджетные целевые фонды;

· неустойчивое финансовое положение заявителя согласно представленным финансовым документам;

· обращение за получением разрешения до истечения одного года со дня вынесения решения о прекращении действия разрешения по причине нарушения законодательства;

· непрохождение должностными лицами субъекта валютных операций тестирования для работы с иностранной валютой (для случаев, когда требуется прохождение тестирования);

· неисполнение предписаний Национального банка (Главного управления по области) по ранее выданным разрешениям;

· в иных случаях, установленных Инструкцией.

Следует отметить, что по причине неустойчивого финансового положения и недостаточной профессиональной подготовки кадров ранее предприятие могло не получить разрешения на розничную торговлю. Как очевидно, с принятием новой <<< Инструкции выдача разрешений на проведение любого вида операции поставлена в зависимость от финансового благосостояния предприятия >>> . Введение данной нормы вполне обоснованно, поскольку это дает возможность избежать определенного риска в нанесении финансового ущерба не только для предприятия, но и для белорусского рынка.

Для получения разрешения на проведение операций между субъектом валютных операций и физическим лицом руководитель и главный бухгалтер должны пройти тестирование в Главном управлении. Несколько изменены условия тестирования. Так, с 94 до 80% руководителю и до 84% главному бухгалтеру сокращен удельный вес правильных ответов. Количество вопросов не ограничено. Прежде был установлен минимум в размере 50 вопросов. Не допускается тестирование на бумажных носителях.

Принятой Инструкцией также предусмотрен порядок выдачи разрешений на открытие юридическим лицами счетов и в банках нерезидентах. Прежде на открытие счета Национальный банк выдавал лицензию. Разрешается открытие счетов на те же цели, что и ранее. В частности:

· для содержания за пределами Республики Беларусь представительства (за исключением дипломатических и других официальных представительств Республики Беларусь), филиала, торгового дома;

· содержания санаториев и иных оздоровительных учреждений за пределами Республики Беларусь;

· финансирования строительно-монтажных, строительно-ремонтных, геолого-изыскательских и других работ разъездного характера, выполняемых за пределами Республики Беларусь;

· осуществления расчетов по сделкам, связанным с осуществлением производственно-хозяйственной деятельности на территории иностранного государства;

· привлечения кредита, займа от банка-нерезидента, если условиями договора предусматривается открытие контокоррентного счета;

· размещения денежных средств (за исключением средств, полученных из бюджета) на депозитном счете, залоговом счете в банке-нерезиденте.

Перечень документов для открытия счета и порядок выдачи разрешений остались прежними. В то же время изменены полномочия Нацбанка в части контроля за соблюдением условий разрешений. Отменена необходимость проверок предприятий по данному вопросу со стороны Главных управлений, как это было предусмотрено Правилами № 100. Кроме того, сейчас Нацбанк не имеет права требовать перевода средств на счета в уполномоченные банки ни по каким причинам, что допускалось ранее. Контроль осуществляется на основании представляемой отчетности либо другой информации, представляемой по требованию Национального банка.

Андрей Слабко, юрист

Для проведения отдельных валютных операций физическим лицам-резидентам Беларуси требуется получить разрешения Национального банка Республики Беларусь (далее - Нацбанк).

Кому и для каких операций необходимо разрешения Нацбанка?
Закон Республики Беларусь от 22.07.2003 N 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» требует от физических лиц-резидентов получения разрешения Нацбанка для проведения следующих валютных операций:
1)приобретение акций при создании иностранного акционерного общества, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе иностранной компании;
2)приобретение у нерезидента ценных бумаг, выпущенных нерезидентами. Разрешение Нацбанка нужно, например, также и в случае приобретения акций иностранных компаний, когда речь не идет о распределении акций при учреждении акционерного общества;
3)приобретение в собственность недвижимого имущества, находящегося за пределами Беларуси;
Имущество должно признаваться недвижимым по законодательству Беларуси, а не государства, на территории которого оно находится;
4)открытие счетов в иностранных банках;
Данное ограничение не распространяется на время, в течение которого физическое лицо проживает (находится) за границей и имеет вид на жительство, визу, разрешение на временное пребывание в стране либо иной документ, подтверждающий факт нахождения за пределами Беларуси на законных основаниях. По окончании срока проживания (нахождения) счет должен быть закрыт, а остаток по счету переведен в Республику Беларусь, либо ввезен с соблюдением таможенных правил. Либо физическое лицо может получить разрешение Нацбанка на открытие счета.
5)размещение денежных средств в банках и иных кредитных организациях иностранных государств;
6)выдача займов на срок более 180 дней;
7)перевода денежных средств при доверительном управлении валютными ценностями.
Физические лица-резиденты не должны получать разрешений Нацбанка для проведения иных валютных операций.
Разрешение Нацбанка также не требуется гражданам Беларуси, иностранным гражданам и лицам без гражданства с видом на жительство, непрерывно проживающими (находящимися) за пределами Республики Беларусь более одного года, если проведение таких операций не связано с осуществлением ими предпринимательской деятельности на территории Республики Беларусь.

Какие документы подавать?
Перечень документов определяется в зависимости от валютной операции, для которой необходимо разрешение.
Например, для открытия расчетного счета в иностранном банке необходимо подать:


- согласие заявителя на представление документов, а также иной информации о проводимых операциях в рамках выданного Нацбанком разрешения;
- цель открытия счета, планируемый режим счета, а также местонахождение и наименование банка-нерезидента, в котором планируется открытие счета (для получения разрешения на открытие счета);

Для приобретения доли в уставном фонде иностранной организации необходимо представить:
1) письменное ходатайство произвольной формы, содержащее:
- экономическое обоснование необходимости открытия счета в иностранном банке;
- согласие заявителя на представление документов, а также иной информации о проводимых операциях в рамках выданного Национальным банком разрешения;
- оценку эффективности инвестирования валютных ценностей;
2) копию документа, удостоверяющего личность (паспорта, вида на жительство);
3) копию документа, оформляющего проведение сделки по приобретению доли в уставном фонде;
4) копию выписки из торгового регистра из страны, где находится иностранная организация, если эта организация уже зарегистрирована, либо иное эквивалентное доказательство юридического статуса. При этом дата выписки не должна превышать трех месяцев до даты обращения в Нацбанк;
5) копии учредительных документов иностранной организации, на основании которых она действует, а для вновь создаваемой организации - проекты учредительных документов.
Для приобретения недвижимости заграницей необходимо подготовить:
1) письменное ходатайство в произвольной форме, содержащее:
- экономическое обоснование необходимости проведения испрашиваемой операции;
- согласие физического лица либо субъекта валютных операций на представление документов, а также иной информации о проводимых операциях в рамках выданного Нацбанком разрешения;
- оценку эффективности инвестирования валютных ценностей (при проведении валютной операции, связанной с движением капитала);
2) копию документа, удостоверяющего личность (паспорта, вида на жительство).
3) копию документа, оформляющего проведение соответствующей гражданско-правовой сделки;
4) копии документов, подтверждающих права нерезидента на приобретаемое у него недвижимое имущество, и (или) договоров создания объектов долевого строительства.
Документы, исходящие из иных государств, должны быть или заверены апостилем, или легализованы, или исходить из государств, с которыми Беларусь заключила договор о правовой помощи, и иметь гербовую печать.

Куда обращаться?
За выдачей разрешения необходимо обращаться в Нацбанк по адресу: г. Минск, пр-т Независимости, 20 (время работы: понедельник - четверг 8:30 - 17:30; пятница 8:30 - 16:15).

Сколько нужно ждать?
Срок рассмотрения документов составляет 15 календарных дней с даты регистрации письменного ходатайства заявителя в Нацбанке. В случае запроса дополнительной информации срок увеличивается не более чем на 10 календарных дней с даты поступления в Нацбанк запрошенной информации и документов.
Разрешение на открытие счета действует 1 год, который может быть продлен. Срок действия разрешений на проведение иных операций не установлен.

Нужно ли платить за разрешение?
Разрешения Нацбанка на проведение валютных операций выдаются без уплаты госпошлины или иных сборов.

Мы можем проконсультировать вас по вопросам получения разрешения, а также помочь в подготовке необходимых документов.

С 29 ноября 2015 года вступило в силу Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 26 августа 2015 г. № 514 «О некоторых вопросах выдачи разрешений и представления уведомлений, необходимых для целей валютного регулирования».

Указанным постановлением утверждена Инструкция о порядке выдачи разрешений и представления уведомлений, необходимых для целей валютного регулирования (далее - Инструкция) вместо действовавшей до этого Инструкции о порядке выдачи разрешений на проведение валютных операций и на открытие счетов за пределами Республики Беларусь, а также представления в банк уведомлений при совершении валютных операций.

Инструкция устанавливает единые требования по получению разрешений Национального банка на совершение валютных операций, связанных с движением капитала, и на открытие счетов в банках-нерезидентах, нормативно закрепляет наработанную практику выдачи таких разрешений, а также определяет порядок предоставления уведомлений, необходимых для целей валютного регулирования.

Обзор основных изменений

1. Лица, на которых распространяет свое действие Инструкция, объединены понятием «заявитель»

Заявителями названы:

Субъекты валютных операций* (включая банки);

Физические лица (резиденты*).

При этом к индивидуальным предпринимателям, нотариусам, осуществляющим деятельность в нотариальных бюро, адвокатам, осуществляющим адвокатскую деятельность индивидуально, применяются положения Инструкции, установленные для субъектов валютных операций.

* Термины используются в значениях, указанных в статье 1 Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003 года «О валютном регулировании и валютном контроле» и части первой пункта 2 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2004 г. № 72

2. Устранено ограничение по целям выдачи разрешений на открытие счета за пределами Республики Беларусь

Если ранее законодательство ограничивало выдачу разрешений на открытие счетов целями, открытия таких счетов, то в настоящее время Инструкция не имеет ограничений по целям. Т.е. теоретически разрешение на открытие счета в банке-нерезиденте может быть получено на любые законные цели при условии экономического обоснования необходимости открытия счета.

3. Уточнены сроки выдачи, продления разрешений и отказа в их выдаче, а также порядок их исчисления

Выдача разрешения, продление срока его действия, а также направление письменного отказа в его выдаче или продлении с указанием причин осуществляется Национальным банком в течение 15 календарных дней с даты регистрации письменного ходатайства заявителя в Национальном банке.

В случае, если Национальным банком запрашивается дополнительная информация, общий срок может быть увеличен на 10 календарных дней, исчисляемых с даты поступления в Национальный банк всей дополнительно запрошенной информации и документов.

При этом если ранее для продления разрешения документы необходимо было подать не менее чем за 30 календарных дней до истечения срока действия данного разрешения, то сейчас конкретный срок не установлен: заявитель должен обратиться в Национальный банк до истечения срока действия выданного разрешения.

Исчисление сроков, установленных Инструкцией, производится в порядке, определенном Гражданским кодексом Республики Беларусь.

4. Отказ в выдаче разрешения, приостановление действия разрешения, прекращение действия ранее выданного разрешения

Внесены изменения в перечни оснований для отказа в выдаче разрешения и для прекращения действия разрешения.

Так, теперь в выдаче разрешения дополнительно может быть отказано в случае:

Нарушения заявителем условий ранее выданных Национальным банком разрешений (при их наличии) за последние 6 месяцев, предшествующих дате обращения заявителя, в том числе обращения за продлением срока действия разрешения по истечении срока его действия;

Несоответствия планируемых к проведению заявителем на основании испрашиваемого разрешения валютных и иных операций целям денежно-кредитной политики Республики Беларусь;

Создания угрозы нанесения ущерба национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности.

Новыми основаниями для прекращения действия разрешения являются:

Изменение законодательства, регулирующего порядок осуществления валютных и иных операций, на проведение которых было выдано соответствующее разрешение;

Создание угрозы нанесения ущерба национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности.

Со вступлением в силу Инструкции такое понятие как «приостановление действия разрешения» , а также связанные с этим правовые последствия больше не применяются .

5. Реорганизация больше не является абсолютным основанием для прекращения действия разрешений

Инструкцией установлено, что в случае реорганизации заявитель в месячный срок с даты реорганизации обязан обратиться в Национальный банк с ходатайством о внесении соответствующих изменений в разрешение либо выдаче нового разрешения.

Разрешение не может быть использовано до внесения изменений в разрешение либо до выдачи нового разрешения:

С даты государственной регистрации вновь созданного в результате реорганизации юридического лица (применимо в случае реорганизации в форме выделения, разделения и слияния);

С даты внесения записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица в ЕГР.

6. Изменены требования к некоторым документам и порядку их предоставления

Справка из ИМНС: если ранее субъект валютных операций был вправе по своему усмотрению определить предоставлять ли справку ИМНС об отсутствии либо наличии задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), иным обязательным платежам в бюджет […], когда предоставление такой справки требовалось для рассмотрения вопроса о выдаче разрешения, то в настоящее время, если в перечне предоставляемых документов указана такая справка, заявитель должен ее предоставить.

Согласие на представление документов/ информации о проводимых операциях : заявитель отражает в ходатайстве свое согласие на представление документов, а также иной информации о проводимых операциях в рамках выданного Национальным банком разрешения.

Требования к документам исходящим из заграницы и составленным на иностранном языке : при представлении копий документов на иностранном языке такие копии должны сопровождаться удостоверенным в установленном порядке переводом на белорусский или русский язык. Копии отдельных документов (перечень содержится в п. 9 Инструкции) могут быть запрошены в виде легализованных в установленном порядке документов, если иное не предусмотрено международными обязательствами Республики Беларусь.

Таким образом, порядок обращения за разрешениями и их выдачи с принятием Инструкции существенно не меняется, но становится более урегулированным (в хорошем смысле этого слова), что снижает влияние «человеческого фактора» при рассмотрении вопросов о выдаче таких разрешений.

При этом, как поясняют в Национальном банке, при совершении валютных операций, не связанных с открытием счетов, в отношении которых Законом о валютном регулировании и валютном контроле, а также Правилами проведения валютных операций, предусмотрено получение разрешения, в Национальный банк представляются документы, предусмотренные п. 4 Инструкции. Для отдельных операций, перечисленных в п. 5, 6 Инструкции также представляются дополнительные документы.

Чем мы можем помочь

Специалисты REVERA готовы проконсультировать по вопросам, возникающим в связи с получением разрешений Национального банка, а также сопроводить процедуры по получению таких разрешений.

Перечень операций, которые относятся к валютным операциям, определен в ст. 4 Закона о валюте. Можно сказать, что любое использование иностранной валюты (сделки, ввоз, вывоз, банковские переводы и т.д.) является валютной операцией.

Внимание!

Валютными операциями также признаются сделки между резидентами и нерезидентами, предусматривающие использование белорусских рублей.

Классификация валютных операций, проводимых между резидентами и нерезидентами, на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала, установлена ст. 4 Закона о валюте. К текущим валютным операциям относятся расчеты в рамках экспортно-импортных сделок, аренды (лизинга), перевод и получение дивидендов и иных доходов по инвестициям, а также операции неторгового характера (перечень операций неторгового характера установлен в ст. 6 Закона о валюте). Перечень текущих валютных операций на сегодняшний день закрытый, т.е. все они перечислены в ст. 5 и 6 Закона о валюте. Валютными операциями, связанными с движением капитала, являются проводимые между резидентами и нерезидентами валютные операции, не относимые к текущим (ст. 7 Закона о валюте).

Документ:

Закон Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон о валюте).

Для чего же так подробно описывать приведенную в Законе о валюте классификацию валютных операций? Ответ следующий: данная классификация имеет самое прямое отношение к проведению валютной операции без ограничений либо с разрешения Нацбанка. Если юридическое лицо - резидент совершает валютную операцию с юридическим лицом - нерезидентом, то необходимо четко установить, подпадает ли совершаемая валютная операция под понятие текущей валютной операции. Иными словами, находим ли мы совершаемую валютную операцию среди операций, перечисленных в ст. 5 или 6 Закона о валюте. Если находим, то имеет место текущая валютная операция. Если не находим - имеет место валютная операция, связанная с движением капитала.

Важное правило!

Текущие валютные операции осуществляются между резидентами и нерезидентами в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Нацбанка, без ограничений (ст. 10 Закона о валюте). Текущие валютные операции осуществляются между резидентами и нерезидентами без ограничений (п. 15 Правил № 72). Это означает, что если совершаемая валютная операция является текущей валютной операцией, то по общему правилу она проводится без ограничений.

Документ:

Правила проведения валютных операций, утвержденные постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72 (далее - Правила № 72).

Однако необходимо учитывать нормы Указа № 240, который в целях оперативного регулирования отношений на внутреннем валютном рынке, обеспечения стабильности курса национальной валюты, ограничения оттока капитала из страны предоставил право Нацбанку устанавливать для резидентов в соответствии с Законом о валюте ограничения по осуществлению отдельных текущих валютных операций. Используя это право, Нацбанк в п. 15 Правил № 72 определил, что для проведения текущих валютных операций разрешений (лицензий) Нацбанка не требуется, за исключением валютных операций, предусматривающих перевод субъектом валютных операций - резидентом (кроме банка) нерезиденту денежных средств по договорам дарения (в т.ч. в виде пожертвований), которые проводятся на основании разрешения Нацбанка.

Документ:

Указ Президента Республики Беларусь от 12.05.2009 № 240 «О некоторых вопросах в области валютного регулирования» (далее - Указ № 240).

Если совершаемую нами валютную операцию мы не нашли в ст. 5 и 6 Закона о валюте, т.е. если она относится к операциям, связанным с движением капитала, то мы опять должны обратиться к нормам этого Закона. Резиденты осуществляют валютные операции, связанные с движением капитала, на основании разрешений Нацбанка, если иное не установлено Законом о валюте или Президентом Республики Беларусь (ст. 10 Закона о валюте). Не требуется получения разрешения Нацбанка на проведение юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами валютных операций, связанных с движением капитала, которые перечислены в части пятой ст. 10 Закона о валюте.

Субъекты валютных операций (кроме банков) осуществляют валютные операции, связанные с движением капитала (п. 17 Правил № 72):

1) на основании разрешений Нацбанка - валютные операции, указанные в п. 18 Правил № 72;

2) без разрешений Нацбанка - валютные операции, указанные в ст. 10 Закона о валюте;

3) в уведомительном порядке - валютные операции, указанные в п. 20 Правил № 72 (в данном порядке осуществляются валютные операции, связанные с движением капитала, не указанные в п. 18 Правил № 72 и ст. 10 Закона о валюте).

Итак, мы вплотную подошли к валютным операциям, связанным с движением капитала, осуществляемым на основании разрешений Нацбанка.

Субъекты валютных операций - резиденты (кроме банков) осуществляют на основании разрешений Нацбанка следующие валютные операции, связанные с движением капитала (п. 18 Правил № 72):

Приобретение акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидента;

Приобретение у нерезидента ценных бумаг, выпущенных нерезидентами, за исключением приобретения акций при их распределении среди учредителей;

Приобретение в собственность имущества, находящегося за пределами страны и относимого по законодательству Республики Беларусь к недвижимому имуществу;

Размещение денежных средств в банках-нерезидентах либо передачу денежных средств нерезидентам (кроме банков-нерезиден-
тов) на условиях доверительного управления;

Предоставление займов;

Расчеты по обязательствам, возникшим у субъекта валютных операций - резидента (кроме банка), являющегося поручителем, гарантом, перед нерезидентом на основании заключенного между ними договора поручительства, гарантии;

Получение кредитов и (или) займов при наличии хотя бы одного из следующих условий:

процентная ставка за пользование кредитом и (или) займом превышает следующие уровни: при проведении операций в долларах США, евро - 14 % годовых; при проведении операций в иных иностранных валютах, белорусских рублях - увеличенный на 5 процентных пунктов размер ставки рефинансирования соответствующего центрального (национального) банка, действующей на дату получения кредита и (или) займа субъектом валютной операции - резидентом;

процентная ставка за пользование кредитом и (или) займом в случае просрочки возврата кредита и (или) займа (в сумме увеличения размера процентов в связи с просрочкой возврата кредита и (или) займа) и размер неустойки (штрафа, пени) в совокупности превышают 0,01 % за каждый день просрочки (3,65 % годовых). Для расчета данного уровня в случае, если в договоре размер неустойки (штрафа, пени) выражен фиксированной суммой, осуществляется ее пересчет в процентное выражение;

в договоре между субъектом валютных операций - резидентом (кроме банка) и нерезидентом (кроме банка-нерезидента) наряду с процентной ставкой за пользование кредитом и (или) займом установлена обязанность осуществлять иные дополнительные платежи (кроме платежей за пользование кредитом и (или) займом в случае просрочки возврата кредита и (или) займа (в сумме увеличения размера процентов в связи с просрочкой возврата кредита и (или) займа), а также платежей по уплате неустойки (штрафа, пени));

сумма кредита и (или) займа направляется на оплату денежных обязательств резидента (кредитополучателя, заемщика), минуя его счет в банке;

исполнение обязательств по возврату кредита и (или) займа осуществляется не со счета кредитополучателя, заемщика;

кредитодатель или займодавец зарегистрирован в государстве (на территории), в котором действует льготный налоговый режим и (или) не предусматриваются раскрытие и предоставление информации о финансовых операциях (оффшорные зоны);

Расчеты по обязательствам, возникшим у субъекта валютных операций - резидента (кроме банка) перед нерезидентом на основании заключенного между ними договора перевода долга или уступки требования.

Таким образом, если мы, проанализировав совершаемую валютную операцию, приходим к выводу, что эта валютная операция связана с движением капитала, то следующее, что мы должны сделать, - обратиться к п. 18 Правил № 72: если совершаемая валютная операция содержится в этом пункте, то имеет место валютная операция, осуществляемая на основании разрешения Нацбанка.

Важное правило!

Основной документ, регламентирующий порядок получения разрешения Нацбанка, - Инструкция № 15, которая предусматривает порядок выдачи разрешений Нацбанка на проведение физическими лицами - резидентами и юридическими лицами - резидентами валютных операций, связанных с движением капитала, в частности, документы, которые необходимо представить в Нацбанк для получения разрешения, срок их рассмотрения, основания для отказа.

Документ:

Инструкция о порядке выдачи разрешений на проведение валютных операций и на открытие счетов за пределами Республики Беларусь, а также представления в банк уведомлений при совершении валютных операций, связанных с движением капитала, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.01.2008 № 15 (далее - Инструкция № 15).

На проведение валютных операций, перечисленных в п. 18 Правил № 72, Нацбанк выдает разрешения до момента проведения резидентом расчетов с нерезидентом по данным валютным операциям (п. 30 Инструкции № 15). Момент проведения резидентом расчетов с нерезидентом, исходя из п. 2 Правил № 72, это момент осуществления платежа через банк нерезиденту. Это означает, что резидент может, например, получить заем от нерезидента, который требует разрешения Нацбанка, фактически без разрешения на момент получения. Но до совершения платежа нерезиденту, т.е. до возврата займа и процентов (до проведения расчетов с нерезидентом), разрешение Нацбанка должно быть получено.

При этом необходимо учитывать убедительную просьбу Нацбанка, содержащуюся в письме № 31-14/12: обращаться за разрешением следует до момента исполнения нерезидентом своих обязательств перед резидентом (поскольку обязанности выдать разрешение любому обратившемуся у Нацбанка нет, может последовать и отказ в выдаче разрешения).

Документ:

Письмо Национального банка Республики Беларусь от 11.01.2010 № 31-14/12 «О применении норм Правил проведения валютных операций» (далее - письмо № 31-14/12).

Разрешение Нацбанка также потребуется юридическому лицу - резиденту для расчетов в иностранной валюте на территории Республики Беларусь:

С юридическим лицом - резидентом в случаях, прямо не разрешенных валютным законодательством;

Физическим лицом при проведении расчетов, связанных:

с реализацией товаров в розницу и (или) оказанием услуг на автомобильных дорогах с нумерацией «М», «М/Е» и на пограничных переходах;

осуществлением страховой деятельности;

осуществлением туристической деятельности;

реализацией топлива, нефтепродуктов, сжиженного газа.

Разрешение Нацбанка юридическому лицу - резиденту потребуется и при внесении наличной иностранной валюты на счет и снятии ее со счета юридического лица - резидента в случаях, не предусмотренных Инструкцией № 1.

Документ:

Инструкция о порядке проведения валютных операций с использованием наличной иностранной валюты и наличных белорусских рублей, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 17.01.2007 № 1 (далее - Инструкция № 1).

Разрешение Нацбанка юридическому лицу - резиденту потребуется для приобретения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, если цель покупки не соответствует ни одной из целей, указанных в Инструкции № 112.

Документ:

Инструкция о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.07.2005 № 112 (далее - Инструкция № 112).

В рамках расчетов по внешнеторговым договорам разрешение Нацбанка потребуется в следующих случаях:

На проведение импортером авансовых платежей (см. постановление № 165);

Проведение расчетов в рамках внешнеторгового договора, предусматривающего импорт товаров без их поступления на территорию Республики Беларусь (Указ № 178);

Продление сроков завершения внешнеторговых операций (Указ № 178).

Документ:

постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 11.11.2008 № 165 «О порядке осуществления расчетов по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт» (далее - постановление № 165).

Документ:

Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее - Указ № 178).

Банк как агент валютного контроля, исходя из пп. 6 и 8 Инструкции № 46, обязан осуществлять контроль за представлением клиентами документов по валютным операциям и, в частности, за наличием разрешения Нацбанка на проведение валютной операции, связанной с движением капитала (если необходимость оформления разрешения предусмотрена валютным законодательством), и иных разрешений Нацбанка, предусмотренных Инструкцией № 46. При отсутствии данных разрешений (при необходимости их оформления) банк обязан отказать в проведении валютной операции.

Документ:

Инструкция о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 16.04.2009 № 46 (далее - Инструкция № 46).

Валютные операции, осуществляемые без разрешения Нацбанка

Использование иностранной валюты, а также платежных документов в иностранной валюте при осуществлении расчетов на территории Республики Беларусь по обязательствам допускается в случаях, порядке и на условиях, определенных законодательством (п. 2 ст. 298 ГК) (аналогичная по смыслу норма продублирована в ст. 11 БК).

Документ:

Документ:

Законом о валюте установлено следующее правило в сфере валютного регулирования: запрещено все, что прямо не разрешено. Так, запрещается использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте и (или) платежных документов в иностранной валюте при проведении валютных операций между резидентами, за исключением случаев, установленных Законом о валюте и иными актами валютного законодательства (ст. 11 Закона о валюте).

Важное правило!

Случаи использования иностранной валюты между субъектами валютных операций - резидентами установлены:

1) в ст. 11 Закона о валюте: в отношениях между юридическими лицами - резидентами при осуществлении валютных операций разрешается использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте в случаях:

Привлечения на временной основе средств в бюджет, возврата этих средств и процентов за пользование ими в соответствии с законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и решениями областных и Минского городского Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год;

Осуществления платежей из бюджета на цели, определенные законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и решениями областных и Минского городского Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год;

2) в гл. 5 Правил № 72, где определены 14 разрешенных Нацбанком случаев использования иностранной валюты (исходя из объема данного материала нет возможности их процитировать);

3) разрешениями Нацбанка. Так, юридические лица - резиденты вправе использовать иностранную валюту при расчетах, осуществляемых между ними на основании разрешений (лицензий) Нацбанка (подп. 25.13 п. 25 Правил № 72).

Юридические лица должны учитывать, что покупка и использование иностранной валюты для расчетов по договорам финансовой аренды (лизинга), заключенным между юридическими лицами - резидентами, по общему правилу запрещены. Однако в данной сфере правоотношений необходимо учитывать целый ряд правовых норм, содержащихся в постановлениях и письмах Правления Нацбанка. Не будем подробно на них останавливаться, лишь перечислим, на какие из них необходимо обратить внимание:

Подп. 25.2 п. 25 Правил № 72 (банки вправе использовать между собой иностранную валюту по договорам финансовой аренды (лизинга));

П. 2 постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 25.08.2009 № 138 «О внесении изменений и дополнения в Правила проведения валютных операций»;

Письмо Национального банка Республики Беларусь от 04.05.2012 № 31-15/112 «Разрешение на проведение расчетов в иностранной валюте»;

П. 2 постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 18.11.2009 № 186 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

Письмо Национального банка Республики Беларусь от 21.06.2012 № 31-12/164 «Разрешение на приобретение иностранной валюты»;

Письмо Национального банка Республики Беларусь от 21.06.2012 № 31-12/165 «Разрешение на проведение валютных операций по договорам финансовой аренды (лизинга)»;

Письмо Национального банка Республики Беларусь от 09.12.2013 № 31-15/322 «О проведении валютных операций по договорам финансовой аренды (лизинга)»;

Письмо Национального банка Республики Беларусь от 06.06.2013 № 31-12/136 «Разрешение на проведение валютных операций по договорам финансовой аренды (лизинга)»;

Письмо Национального банка Республики Беларусь от 17 июля 2013 № 31-15/177 «О проведении валютных операций по договорам финансовой аренды (лизинга)»;

Письмо Национального банка Республики Беларусь от 30.12.2013 № 31-15/339 «Разрешение на проведение валютных операций по договорам финансовой аренды (лизинга)».

Разрешено использование иностранной валюты между субъектами валютных операций - резидентами, являющимися подрядчиками и субподрядчиками, при расчетах по договорам на выполнение строительных работ (услуг) за пределами Республики Беларусь (см. письмо № 53-14/13972).

Документ:

Письмо Национального банка Республики Беларусь от 21.12.2011 № 53-14/13972 «Разрешение на проведение валютных операций» (далее - письмо № 53-14/13972).

Разрешено использование иностранной валюты при расчетах, осуществляемых между страховыми организациями - резидентами, между страховыми организациями - резидентами и Белорусским бюро по транспортному страхованию по исполнению ими обязательств по возврату сумм страхового возмещения, выплаченного потерпевшему - нерезиденту Республики Беларусь в иностранной валюте, в рамках договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (см. письмо № 31-12/33).

Документ:

Письмо Национального банка Республики Беларусь от 03.02.2012 № 31-12/33 «Разрешение на проведение расчетов в иностранной валюте» (далее - письмо № 31-12/33).

Существуют еще 2 разрешения Нацбанка. Одно из них касается экспорта услуг и расчетов с физическими лицами - нерезидентами (см. письмо № 31-13/608), а второе разрешает получение иностранной валюты безналичным переводом из-за пределов Республики Беларусь по ряду сделок, в частности, между субъектами валютных операций - резидентами и физическими лицами - нерезидентами (см. письмо № 31-13/803).

Документ:

Письмо Национального банка Республики Беларусь от 13.09.2011 № 31-13/608 «Разрешение на проведение расчетов в иностранной валюте с физическими лицами-нерезидентами при экспорте услуг» (далее - письмо № 31-13/608).

Документ:

Письмо Национального банка Республики Беларусь от 28.12.2011 № 31-13/803 «Разрешение на получение иностранной валюты при проведении валютных операций» (далее - письмо № 31-13/803).

4) в иных случаях, установленных актами валютного законодательства. Такими случаями, например, являются:

Разрешение Белорусской нефтяной компании производить расчеты в иностранной валюте с юридическими лицами - резидентами Республики Беларусь в соответствии с Законом о валюте за нефтепродукты, произведенные из нефти, добытой на территории Республики Беларусь (п. 3 Указа № 681);

Документ:

Указ Президента Республики Беларусь от 28.12.2007 № 681 «О некоторых вопросах торговли нефтепродуктами» (далее - Указ № 681).

Разрешение производить расчеты между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями - резидентами Республики Беларусь в иностранной валюте за природный газ, нефть, другое углеводородное сырье, нефтепродукты, уголь, сжиженный газ, электрическую энергию, импортируемые в Республику Беларусь, а также за нефтепродукты и сжиженный газ, произведенные (в т.ч. на белорусских предприятиях из давальческого сырья) из импортируемых в Республику Беларусь нефти и другого углеводородного сырья, за электрическую и тепловую энергию, выработанную с использованием природного газа и топочного мазута, за калийные удобрения (п. 8 Порядка расчетов);

Документ:

Порядок расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 29.06.2000 № 359 (далее - Порядок расчетов).

Разрешение юридическим лицам - резидентам и индивидуальным предпринимателям - резидентам оказывать организациям, индивидуальным предпринимателям, иным физическим лицам республики безвозмездную (спонсорскую) помощь в виде денежных средств, в т.ч. в иностранной валюте, товаров (имущества), работ, услуг, имущественных прав, включая исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, на условиях, определяемых Указом № 300 (п. 1 Указа № 300).

Документ:

Указ Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» (далее - Указ № 300).

Таким образом, юридическому лицу - резиденту для совершения валютной операции с юридическим лицом - резидентом при определении, необходимо ли получать разрешение Нацбанка на проводимую валютную операцию или нет, всегда нужно обращаться к ст. 11 Закона о валюте, гл. 5 Правил № 72, а также к перечисленным актам Нацбанка. Если среди них нет анализируемой валютной операции, значит, ее проведение без отдельного разрешения Нацбанка запрещено.

Денис Сафаревич , юрист