Банки

Исследование экономики как целостной системы. Если исследуется экономика как целостная система, то это анализ. Экономические блага характеризуются

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ

?Что из перечисленного не относится к главным экономическим целям общества?

Экономический рост и повышениеэффективности производства

Полная занятость

Социально-экономическая стабильность

Преодоление редкости благ

?Что изучает микроэкономика?

Экономику как целостную систему

Наука о том, как делать деньги

Наука о деньгах, капитале, ценах, производстве и занятости

Наука о поведении людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг

Наука об экономических отношениях и законах, знание которых позволяет выбирать способ использования ограниченных ресурсов для производства различных товаров и их распределения в целях потребления

?Кривая производственных возможностей показывает различные комбинации двух продуктов при:

Полном использовании всех имеющихся ресурсов и неизменной технологии

Неполном использовании трудовых ресурсов

Изменении количества применяемых ресурсов

Полном использование трудовых ресурсов

?Вся совокупность произведенных продуктов труда распадается на:

Средства производства и предметы потребления

Предметы труда и средства труда

Предметы труда и продукты труда

Рабочую силу и средства труда

?Кривая производственных возможностей показывает:

Альтернативную комбинацию товаров при данном количестве ресурсов

Лучшую из возможных комбинаций двух товаров

Точные количества двух товаров, которые хозяйство намерено производить

Время, когда вступает в действие закон убывающей производительности факторов производства

?Выберите правильное определение термина «факторы производства»:

= факторы производства - это совокупность материальных и людских ресурсов

Факторы производства - это ресурсы, используемые для производства экономических благ

Факторы производства - это труд и капитал

?«Неэкономическими» благами являются:

Выпеченный хлеб

Деревья в лесу

Мебель в магазине

?Назовите общественные блага:

Пользование городским парком

Наем частного самолета

Использование приватизированной лодочной станции

Покупка дома

?К главным вопросам экономики не относится :

Какой способ производства использовать

Какой товар производить

В каком количестве производить данный товар

Нет правильного ответа

?Маржиналисты опираются в экономическом анализе на экономические величины

Предельные

Суммарные

Минимальные

?Если в экономике увеличивается количество даровых благ , то кривая производственных возможностей:

Сдвинется к началу координат

Сдвинется влево вверх

Не изменится

Сдвинется вправо вверх от начала координат

?Экономическим благом не является:

Гамбургер

Телевизор

Статья в журнале

?Ограниченность благ предполагает, что:

Блага недостаточны по своей физической природе

Блага недостаточны относительно потребностей

Количество благ мало при имеющихся природных ресурсах

Количество благ велико при имеющихся природных ресурсах

?Впервые идеи либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, были разработаны:

К. Марксом

А. Смитом

Дж. Кейнсом

?Если экономика изучается как целостная система, то это анализ:

Макроэкономический

Микроэкономический

Позитивный

Нормативный

?Ограниченность ресурсов - это проблема, которая:

Есть только у бедных людей

Существует только в бедных странах

Есть у всех людей и обществ

г) никогда не возникает у богатых людей

?Меркантилизм исходил из того, что:

Приносит богатство эффективное распределение продуктов труда

Богатство - это прежде всего золото и серебро

Богатство создается только в сельском хозяйстве

Приносит богатство производство материальных благ

?В чем главное содержание учения физиократов:

Источником богатства нации является труд в земледелии и его продукт

Главенство количественного анализа

Торговля есть лишь обмен созданными благами

Освобождение крестьян от многочисленных поборов

?Значение экономической теории в структуре экономического знания в том, что:

Выражает отношения между людьми в процессе общественного производства

Выявляет отношения людей к вещам

Показывает отношение к науке

Выражает отношение человека к окружающей природе

?В современной экономической теории кейнсианское направление обосновывает:

Дедукция

?Позитивная экономическая теория изучает:

Что есть в экономической жизни общества

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МИКРОЭКОНОМИКИ.

Тест 1.1

Методология экономической теории это учение:

а) о динамике развития экономики;

б) о научных методах и принципах познания общества;

в) о принципах и методах экономического познания;

г) ничего из вышеперечисленного не является методологией экономической теории.

Правильный ответ: в).

Любая методология – это наука о методах. Поскольку речь идет о методологии экономической теории, постольку ее методология будет представлять собой совокупность методов и принципов экономического познания. Динамика развития экономики (а) – это не столько метод, сколько отдельная область изучения (предмет) экономической теории. Определение методологии экономической теории как учения о научных методах и принципах познания общества (б) не является точным, направленным на изучение экономических явлений и процессов.

Тест 1.2

Позитивная экономическая теория изучает:

а) вопрос “что есть?”;

б) вопрос “что должно быть?”;

в) положительные тенденции в экономическом развитии;

г) оценочные суждения

Правильный ответ а).

Позитивная экономика описывает экономические явления и процессы такими, какими они бывают в реальной действительности. На вопрос “что должно быть?” отвечает нормативная экономика. Положительные тенденции в экономическом развитии являются лишь частью результата экономического анализа. Оценочные суждения – один из методов изучения экономики.

Тест 1.3

Если исследуется экономика, как целостная система, то этот анализ:

а) микроэкономический;

б) макроэкономический;

в) позитивный;

г) нормативный.

Правильный ответ б).

Именно макроэкономика изучает экономическую систему в целом. Микроэкономика изучает поведение отдельного экономического субъекта или состояние рынка отдельного товара. Позитивный и нормативный анализ – это другой уровень анализа, связанный не с широтой охвата, а характером экономических исследований.

Тест 1.4

Метод умозаключений, основанный на обобщении фактов, называется……….. (указать одним словом).

Правильный ответ: индукцией.

Следует помнить, что индукция (наведение) обеспечивает переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам, тогда как дедукция (выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к частным.

Тест 1.5

Часть теоретической экономики, которая исследует обособленные экономические единицы (экономические субъекты) и отдельные рынки, называется ………..(указать одним словом).

Правильный ответ: микроэкономикой.

Именно микроэкономика в отличие от макроэкономики изучает поведение отдельного экономического субъекта или рынки отдельных товаров, а не экономику в целом.

«Экономическая деятельность» - Россия произвела 130 миллионов тонн угля. Экономическая наука. Разделение труда, специализация, торговля. Внп - измеритель экономики как целого. Обмен. Номинальный ввп - объем в в текущих ценах. Обмен связывает потребление, производство, распределение. Экономика: наука и хозяйство. Реальный ввп – неизменные цены.

«Экономика в годы войны» - Источники послевоенного экон. роста. Ситуация к концу 1941г. http://www.pobediteli.ru./. Внешняя политика. североатлантический (в порты Мурманска, Североморска, Архангельска, Молотовска (с 1957г. Послевоенное развитие народного хозяйства 1945 – 1953гг. Послевоенное восстановление народного хозяйства.

«Региональная экономика» - Этапы становления науки. Основные понятия. Экономическое районирование. Понятие пространственного развития, факторы, отражающие влияние пространства. Региональная экономика и управление. Методы региональной экономики. Регион: содержание и функционирование. Главные задачи курса. Предмет и объект региональной экономики.

«Отношения в экономике» - Рыночные отношения в современной экономике. Рынок капитала: В качестве товара выступают ценные бумаги, валюта. В рыночном механизме действуют экономические законы спроса и предложения. Каждый товаропроизводитель старается выставить свой товар в самом лучшем виде с помощью рекламы. Распределительные отношения.

«Экономика и производство» - Труд (человеческие ресурсы). Что такое экономическая наука? Добыча сырья. Капитал. Три главных вопроса экономики. Рента. Экономика. Прибыль. Производство и переработка материалов и энергии. Земля (природные ресурсы). Воспроизводимые ресурсы. Отношения людей. Процент. Потребности. Основные понятия темы.

«Экономика 2 класс» - Транспорт. Какие машины используются в строительстве? Автобус. Тесты к разделу «Жизнь города и села». Какие виды транспорта ты знаешь? Грузовик. Какие части экономики ты знаешь? Панелевоз. Промышленность Сельское хозяйство Торговля Строительство Транспорт. Машина скорой помощи. Милиция. Что такое экономика?

2. Макроэкономика - это область экономической теории, изучающая:
а) роль государства в экономике;
б) глобальные тенденции экономического развития человечества;
+ / ответ на тест/ + в) процессы, происходящие в национальной экономике, взятой в целом;
г) экономическое поведение отдельных фирм;
д) отношение между отдельными представителями разных классов.

3. Такими категориями, как «совокупная добавленная стоимость», «среднедушевой доход», «потребление», «сбережение», оперирует раздел экономической науки под названием:
+ / ответ на тест/ + а) «макроэкономика»;
б) «мезоэкономика»;
в) «микроэкономика»;
г) «этноэкономика».

4. Макроэкономика изучает:
+ / ответ на тест/ + а) поведение агрегированных экономических агентов на агрегированных рынках;
б) ситуации в отдельных отраслях промышленности;
в) изменение цен и количеств на рынках взаимосвязанных товаров;
г) поведение отдельных экономических агентов;
д) экономическое поведение отдельных фирм.

5. Если исследуется экономика как целостная система, то это анализ:
а) микроэкономический;
+ / ответ на тест/ + б) макроэкономический;
в) позитивный;
г) нормативный;
д) дедуктивный.

6. Высказывание, относящееся к макроэкономике:
а) предприятие в связи с сокращением производства увольняет 10 работников;
+ / ответ на тест/ + б) ликвидация бюджетного дефицита является одним из средств снижения уровня инфляции;
в) в год хорошего урожая фермер может получить большую выручку от продажи пшеницы;
г) размер стипендии студента зависит от среднедушевого дохода его семьи;
д) фабрика продуктов для собак фирмы «Чаппи» уволила в прошлом месяце 15 рабочих.

7. Макроэкономика исследует:
а) долю затрат на зарплату фирмы «Альфа» в общем объеме затрат;
б) логику принятия решений экономическими субъектами;
+ / ответ на тест/ + в) экономическую динамику долгосрочных процессов;
г) экономическое поведение потребителей продукции фирмы «Альфа»;
д) рыночное ценообразование.

8. Предметом макроэкономики является:
+ / ответ на тест/ + а) рынок денег и ценных бумаг;
б) формирование цен на отдельные товары в масштабе всей страны;
в) антимонополистическая политика государства;
г) спрос и предложение на отдельном рынке.
д) поведение отдельных экономических агентов.

9. Макроэкономика изучает все из ниже перечисленного, кроме:
а) экономических циклов в России;
б) валютных систем;
+ / ответ на тест/ + в) роста мировых цен на кофе;
г) влияния инфляции на экономический рост;
д) денежного рынка и его равновесия.

10. Макроэкономика не изучает:
а) экономические циклы в России;
б) валютные системы;
+ / ответ на тест/ + в) установление цен на яблоки сорта «Джонатан»;
г) влияние инфляции на экономический рост;
д) номинальную и реальную ставку процента.

1. Что из ниже перечисленного не имеет отношения к определению предмета

экономической теории?

а) редкость блага;

б) эффективное использование ресурсов;

(+) в) неограниченные производственные ресурсы;

г) максимальное удовлетворение потребностей.

2. Экономическая теория :

(+) а) пригодна для изучения всех экономических систем;

б) пригодна для изучения лишь капиталистической системы

хозяйствования;

в) не может быть полезной при изучении экономических отношений,

свойственных социализму;

г) все предыдущие ответы неверны.

3. Что такое экономическое благо?

(+) а) это товар, обладающий относительной редкостью;

б) это все, что служит на пользу обществу;

в) это всякий продукт, который может удовлетворять какую-либо

потребность;

г) это всякий товар, произведенный в экономике.

4. Проблема редкости прямо относится:

а) только к социалистической системе хозяйствования;

б) только к периодам кризисов и разрушений;

(+) в) ко всем временам и всем экономическим формациям ;

г) только к странам третьего мира с низким уровнем благосостояния.

5. Что из перечисленного изучает микроэкономика?

б) численность занятых в экономике;

в) общий уровень цен;

(+) г) производство зерна и динамику его цены.

6. Экономическая теория:

а) не является наукой;

(+) б) не может предсказывать будущего, но может объяснить

последствия определенных явлений в развитии экономики;

в) занимается исключительно прогнозами развития экономических

г) включает положения, которые всегда принимаются всеми

экономистами.

7. Если исследуется экономика в целом, то это анализ:

а) нормативный;

б) микроэкономический;

в) позитивный

(+) г) макроэкономический;

8. Общий уровень цен изучается в курсе:

(+) а) макроэкономики;

б) микроэкономики;

в) менеджмента;

г) международных финансов.

в) рост ставки процента;

12. Что является преимуществом рыночной экономики?

(+) а) автоматическое приспособление производителей к спросу, а

потребителей к предложению;

б) отсутствие экологических проблем;

в) равное распределение ресурсов между отраслями;

г) нацеленность фирм, больше на рост, чем на прибыль.

13. Что из перечисленного не относится к характеристикам рыночной экономики?

а) частная собственность;

б) конкуренция;

(+) в) централизованное планирование;

г) свобода предпринимательского выбора.

14. Капитал – один из факторов производства. Можно ли отнести к капиталу:

(+) а) ни деньги, ни акции, ни облигации не относятся к капиталу;

в) только деньги;

г) только ценные бумаги.

15. Кривая производственных возможностей показывает:

а) время, когда вступает в действие закон убывающей

производительности;

б) лучшую из возможных комбинаций двух товаров;

в) точные количества двух товаров, которые экономика намерена

производить;

(+) г) альтернативную комбинацию товаров при наличии данного

количества ресурсов.

16. Какой из факторов прямо влияет на сдвиг кривой производственных возможностей вправо?

(+) а) рост населения трудоспособного возраста;

в) инфляция;

г) сокращение расходов на вооружение.

17. Альтернативные издержки нового магазина – это:

а) оплата его персонала;

(+) б) цена других товаров, производство которых принесено в

жертву строительству этого магазина;

в) изменение налоговой ставки, выплачиваемой из дохода магазина;

г) процент за кредит, взятый магазином в банке.

18. Рыночный механизм – это способ:

а) согласование этих решений;

(+) б) согласования и синхронизации решений потребителей,

Если цена товара ниже точки пересечения кривой спроса и кривой предложения, то возникнет:

а) избыток;

г) все варианты неверны.

В рыночной экономике проблема «для кого производить» решается следующим образом:

а) потребители предлагают цены на товары, которые больше всего

хотят купить и отказываются покупать (или соглашаются приобрести

по низким ценам) менее привлекательные для них товары;

(+) б) производители устанавливают цены на производственные

ресурсы (в соответствии полезностью), определяя, таким образом,

денежный доход собственника конкретного ресурса, который затем

может быть использован для покупки товаров и услуг;

в) на основе распределения доходов в соответствии с потребностями

потребителей;

г) на основе конкуренции, которая сдерживает рост прибыли,

сохраняя цены на уровне, доступном для потребителя.

34. Цена товара X составляет 1,5 руб. Цена товара Y составляет 1 руб. Если потребитель оценивает предельную полезность товара Y в 30 ютил и желает максимизировать удовлетворение от покупки товаров X и Y , тогда он должен принять предельную полезность товара X за:

а) 15 ютил;

б) 20 ютил;

в) 30 ютил;

(+) г) 45 ютил.

35. Какой из следующих рынков больше всего соответствует условиям совершенной конкуренции?

б) услуг парикмахерских;

в) автомобилей;

(+) г) акций и облигаций фирм.

36. Нормативная экономическая теория изучает:

а) «что есть»;

(+) б) что должно быть;

в) положительные тенденции в экономическом развитии;

г) оценочные суждения.

Анализ – это метод познания, который:

(+) а) предполагает разделение целого на отдельные составные части и

изучение каждой из этих частей;

б) основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в

процессе анализа;

в) базирующийся на умозаключениях от частного к общему;

г) предполагающий перенос свойств с известного явления или

процесса на неизвестные.

Прямая линия, показывающая все сочетания ресурсов, использование которых требует одинаковых затрат - это

а) гипербола;

б) кривая;

в) ломанная;

(+) г) изокоста.

39. Расположите в исторической последовательности их возникновения следующие экономические школы:

2. физиократы,

3. маржинализм,

4. классическая школа,

5. неоклассическое направление,

а) 1,2,3,4,5,6 б) 6,5,4,3,2,1 (+) в) 6,2,4,3,5,1 г) 6,2,1,3,5,4

40. «Положительная наука, - писал Дж. М. Кейнс, - может быть определена как совокупность систематических знаний, относящихся…» (продолжите):

а) к тому, что есть;

(+) б) к тому, что должно быть;

в) к положительным тенденциям в экономическом развитии;

г) к оценочным суждениям.

Спрос – это…

(+) а) потребности, подкрепленные платежеспособностью покупателей;

б) суждение о ценности того или иного блага;

в) приобретения дополнительных производственных ресурсов в целях

расширения производства;

г) производство отдельных товаров и динамику их цен.

Факторы изменения спроса:

а) денежные доходы покупателей;

б) потребительское ожидание;

в) цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары;

(+) г) все ответы верны.

Инфляция – это:

(+) а) повышение общего уровня цен;

Блага – это:

(+) а) средства, имеющиеся в ограниченном количестве, с помощью

б) средства, имеющиеся в неограниченном количестве, с помощью

которых удовлетворяются потребности;

в) совокупность всех товаров и услуг, представляющих какую-либо

ценность;

г) совокупность всех товаров и услуг, без которых человек не может

существовать.

60. Мысленное разложение явлений на составные части и выделение отдельных его сторон с целью выявить то специфическое в них, что отличает их друг от друга, есть:

а) экономический эксперимент;

б) синтез;

(+) в) анализ;

г) дедукция.

Переменные издержки:

а) издержки, зависящие от цены на производимый товар;

(+) б) издержки, зависящие от объема производства;

в) издержки, не связанные напрямую с тем или иным товаром;

г) издержки, которые не зависят от объема производства.

Экономическая теория включает в сферу своего изучения:

а) только рыночную экономику;

б) все системы кроме плановой экономики;

в) все системы, кроме переходной экономики;

(+) г) все экономические системы.

Термин «воспроизводство» впервые употребил:

г) П. Самуэльсон

В модели кругооборота доходов и расходов в национальном хозяйстве :

а) фигурирует производительный класс, бесплодный класс и класс

собственников;

б) все общественное производство делится на два подразделения:

производство средств производства и производство предметов

потребления;

в) основным звеном является государство;

(+) г) движение доходов и расходов опосредуется рынком ресурсов и минус текущие материальные затраты плюс, доля импорта во внутреннем

потреблении, доля внешних заимствований в покрытии

69. Трансфертные платежи – это:

(+) а) выплаты, не обусловленные производством товаров и услуг;

б) просроченные платежи;

в) часть произведенного продукта, не имеющая форму дохода;

г) рентные доходы.

70. Кейнсианский отрезок на кривой совокупного предложения:

а) имеет положительный наклон;

б) имеет отрицательный наклон;

в) представлен вертикальной линией;

(+) г) представлен горизонтальной линией.

объема ВНП.

Бюджет существует:

а) только у государства;

б) у государства и предприятий реального сектора экономики;

(+) в) у всех экономических субъектов;

г) у важных структур федерального уровня.

Если правительство предполагает увеличить налоги на 20, то, чтобы уровень выпуска остался неизменным, государственные закупки следует:

а) увеличить более, чем на 20;

б) увеличить на 20;

(+) в) увеличить менее, чем на 20;

г) уменьшить на 20.

Увеличение отношения «наличность – депозиты» приведет к:

(+) а) уменьшению предложения денег;

б) увеличению предложения денег;

в) уменьшению спроса на деньги;

г) увеличению спроса на деньги.

Модель, рассматривающая распределение доходов с позиции экономической эффективности ближе к:

(+) а) рыночной модели;

б) уравнительной модели;

в) смешанной модели;

г) теории социально-рыночной экономики.

Согласно модели сравнительных преимуществ Хекшера – Олина страны специализируются на выпуске продуктов исходя их сопоставления:

а) издержек производства;

(+) б) стоимости факторов производства;

в) предельных полезностей обмениваемых благ;

г) трудовых затрат.