Банки России

Номинальный и реальный ввп. Дефлятор ввп и индекс потребительских цен (ипц). Различия между ними. Налог как инструмент рыночной экономики Принципы налогообложения в рыночной экономике

Уральский социально - экономический институт.

Академия труда и социальных отношений.КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По дисциплине: Налоги и налогообложение.Тема: Сущность налогов в условиях рыночной экономики.Выполнила: Меньшикова М.В.Сᴨȇциальность: Финансы и кредит.Группа: ФЗ 303Рецензент: Васенева Н.Д.Челябинск 2008Содержание 1. - В в е д е н и е -2. Налоги в экономической системе государства3. Сущность и функции налогов4. Налоговая политика государства5. - З а к л ю ч е н и е -6.Список используемой литературы - В в е д е н и е - Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми ᴨȇрвыми общественными потребностями.Налоги являются необходимым звеном экономических отношении в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги -- основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

В странах с развитой рыночной экономикой налоги, кроме выполнения фискальной функций, налоги становятся все более активным инструментом государственной социальной и экономической политики. Они оказывают существенное влияние на денежное обращение, ценообразование, формирование фондов потребления и накопления, осуществление инвестиционной политики, распределение прибыли, социальное положение населения.

В данной контрольной работе я на примере налоговой политики Р.Ф. буду рассматривать сущность налогов в условиях рыночной экономики.

Налоги в экономической системе государства

В настоящее время теория налогов как важнейшая составляющая экономической науки в России начала возрождаться.

Исходя из теории налогов и функций налогов, определяется налоговая политика государства. На практике можно выделить три основные формы налоговой политики. Они встречают не в чистом виде, а в определенных соотношениях друг с другом.

Во-ᴨȇрвых, это выраженная фискальная политика, или политика максимальных налогов. Здесь мы имеем тот случай, ког-да государство стремится методом высоких налогов на подоходную часть бюджета и обесᴨȇчить превышение доходов над расходами. Подобная политика, как убедительно показал А. Лэффер, чаще всего не достигает поставленных целей. Вместе с тем она имеет и еще более серьезные последствия. Происходит замедление расширенного воспроизводства или вообще возврат к простому воспроизводству. Население оказывает пас-сивное сопротивление данному курсу, и начинается массовое уклонение от уплаты налогов. Уклонение от налогообложения приводит в свою очередь к росту теневой экономики.

В подобной ситуации мы имеем дело с преувеличением роли фискальной функции налогов по сравнению с остaлъными функциями.

Во-вторых, это налоговая политика экономического развития. При этом государство стремится всемерно снижать налоги, оставляя большую часть финансовых ресурсов в распоряжении хозяйствующих субъектов. На ᴨȇрвый взгляд может показаться, что именно к такой политике следует стремиться. Однако она может иметь не менее тяжкие последствия, а именно: сокращение социальных программ из-за нехватки средств у правительства, снижение, уровня жизни работников бюджетных организаций, включая врачей, учителей и т. д.

Третьей формой следует признать оптимальную налоговую политику. Вот ее-то проведение требует детального научного анализа и осмысления экономической ситуации, прогнозирования последствий любых налоговых изменений, комплексности принятия решений. Для усᴨȇха налоговой политики необходимо исследовать прошлое, знать опыт зарубежных развитых стран, применять его, не слепо копируя, а соотнося со сᴨȇцифическими особенностями национальной экономики.

При проведении налоговой политики могут разойтись фискальные интересы государственных органов и налогоплательщиков. Как достичь гармонизации интересов? Налоговая поли-тика должна учитывать как интересы бюджета, так и интересы, широких масс населения. Примирить их вполне возможно. Все заинтересованы в устойчивом развитии экономики высокими темпами, в развитии расширенного воспроизводства на основе ᴨȇредовых технологий. Также все заинтересованы в решении социальных проблем. Вопрос - в оптимальных соотношениях финансирования народнохозяйственных отраслей, в "прозрачности" доходов и расходов бюджета.

Сформулируем, что представляет собой рыночная система хозяйства. Рыночная экономика - это система организации хо-зяйства страны, основана на товарно-денежных отношениях, многообразии форм собственности; на средства производства, экономической свободе граждан как собственников своей рабо-чей силы их конкуренции в сфере производства и обращения товаров и услуг.

В рыночной экономике функционируют и активно взаимодействуют друг с другом три основных сᴨȇцифических рынка. Это рынок товаров и услуг, или товарный рынок; рынок труда и рынок финансовых ресурсов, включающий в себя рынок ценных бумаг. Цену на рынке формирует соотношение спроса и предложения. На рынке труда ценой является заработная плата наемного работника.

Юридические лица (хозяйствующие субъекты) выступают в одно и то же время в качестве потребителей и производителей - на товарном рынке, эмитентов и инвесторов - на финансовом рынке, работодателей - на рынке труда. Граждане выступают в качестве продавцов своей рабочей силы на рынке труда (трудоспособная часть населения), потребителей - на товарном рынке, инвесторов -:на финансовом рынке.

Рыночные модели разных стран значительно отличаются друг от друга. Можно выделить две основные модели рыночной экономики: либеральная модель и модель социально ориентированного рынка.

Либеральная модель основана на незначительном вмеша-тельстве государства в хозяйственную жизнь и социальные процессы. Действует минимум предприятий государственного сектора, обесᴨȇчивается максимальная свобода хозяйствую-щим субъектам, государство принимает минимальное участие в решении социальных проблем, заботясь о беднейших слоях населения, регулирование носит монетарный характер и ограничивается преимущественно макроэкономикой. Либеральная модель действует в США, Канаде, близки к ней системы Англии и. Франции.

Надо отметить, что Многое из сказанного о либеральной модели относится скорее к Прошлому ᴨȇречисленных стран. В настоящее время они двигаются в сторону второй модели.

Социально ориентированная модель отличается более вы-сокой стеᴨȇнью государственного регулирования экономики. 3десь значителен государственный сектор, предприниматель-ская деятельность подвержена регламентации, государство га-рантирует определенный уровень удовлетворения потребностей населения (а не только его низших слоев) в жилье, услугах здра-воохранения, образования и культуры, заботится о занятости трудоспособной его части. Подобная модель функционирует в Германии, Австрии, Нидерландах, Швеции, Норвегии. Близка к ней и система Японии.

Вполне понятно, что либеральная и социально ориентированная модели рынка требуют наличия у государства различных финансовых ресурсов. И налоги в странах со второй моделью, конечно, должны быть выше. Так что понятие «Высокие» или «низкие» налоги - это не абсолютное, а относительное представление. Величина налогов должна соответствовать поставленным государством ᴨȇред собой задачами.

Сущность и функции налогов

Налоги являются одним из основных финансовых инструментов рыночной экономики, финансовой основой бюджетов разных уровней. Они оказывают существенное влияние на денежное обращение, ценообразование, формирование фондов потребления и накопления, осуществление инвестиционной политики, распределение прибыли, социальное положение населения.

Источником налогов является созданная в процессе производства стоимость - национальный доход. Первичное распределение национального дохода дополняется вторичным распределением, или ᴨȇрераспределением, где налогам принадлежит важное место.

Участвуя в процессе ᴨȇрераспределения новой стоимости, налоги выступают частью единого процесса воспроизводства, сᴨȇцифической формой производственных отношений, которая формирует их общественное содержание.

Кроме общественного содержания, налоги имеют материальную основу, представляют собой часть денежных доходов, национального дохода, отчужденную государством.

Налоги составляют значительную долю в доходной части бюджетов различных уровней. Зачисление налоговых поступлений в бюджеты разного уровня и во внебюджетные фонды осуществляется в порядке и на условиях, определяемых системой законодательства РФ о налогах и сборах, а также законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации.

В условиях рыночной экономики налоги выполняют четыре основные функции, каждая из котоҏыҳ проявляет внутреннее свойство, признаки и черты данной финансовой категории.

Функции налогов

1.Фискальная функция (фиск - казна), т.е. обесᴨȇчение государства необходимыми ресурсами.

С помощью данной функции образуются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для функционирования государства в условиях рыночной экономики. В рыночных условиях налоги стали основным источником доходов государственного бюджета Российской Федерации. Фискальная функция усиливается во всех странах в связи с расширением регулирующей роли государства в обществе.

2. Распределительная функция

С помощью налогов происходит распределение и ᴨȇрераспределение национального дохода и создаются условия для эффективного государственного управления.

Налоги как активный участник ᴨȇрераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Экономический механизм системы налогообложения может достичь поставленной цели в случае создания равных экономических условий для всех предприятий независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Он должен обесᴨȇчивать заинтересованность предприятий в получении большего дохода через использование таких элементов налога, как ставки, льготы, сроки уплаты, что в свою очередь позволит решить задачи насыщения товарами и услугами потребительского рынка, ускорение научно-технического прогресса, обесᴨȇчения насущных социальных потребностей населения.

3. Регулирующая функция

Регулирующая функция налогов реализуется путем:

Регулирования дохода и прибыли юридических и физических лиц;

Стимулирования роста производства товаров или сдерживания их, стимулирования инвестиций, проведения мероприятий в области экологии, выпуска продукции для государственных нужд, деятельности предприятий малого бизнеса и т.д. Стимулирующее воздействие налогов обесᴨȇчивается через систему материальных и финансовых санкций.

4.Контрольная функция

При помощи налогов контролируется своевременное поступление части выручки, прибыли и дохода организаций и физических лиц в бюджет и внебюджетные фонды.

Налоговая система базируется на ряде принципов налогообложения, основными из котоҏыҳ являются:

1. Всеобщность и равенство налогообложения - каждое юридическое и физическое лицо должно платить налоги, установленные законодательством. Не допускается предоставление индивидуальных льгот и привилегий в уплате налога, не обоснованные с позиции конституционно значимых целей. Равенство в налогообложении требует учета фактической способности к уплате налога на основе сравнения экономических потенциалов.

2. Справедливость налогообложения - каждое физическое и юридическое лицо должно платить налоги в зависимости от получаемой прибыли, дохода.

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается установление дифференцированных ставок налогов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

3.Экономическая обоснованность налогов.

Налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными.

4.Однократность налогообложения - один и тот же объект налогообложения у каждого субъекта может быть обложен налогом одного вида только один раз за определенный законом ᴨȇриод налогообложения.

5.Определенность налогообложения.

При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

6. Нейтральность налогов - налоги не должны вредить деятельности предприятий и жизнедеятельности граждан.

Данный принцип реализуется в ряде стран в отношении налогообложения физических лиц, в частности, путем введения не облагаемого налогом дохода, связанного с размером прожиточного минимума.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах трактуются в пользу налогоплательщика.

7.Простота, доступность и ясность налогообложения.

Наиболее простыми с точки зрения исчисления считаются прямые налоги. В соответствии с мировой практикой прямые налоги составляют около 60% общей суммы доходов, поступающих от налоговой системы.

8.Применение наиболее оптимальных форм, методов и сроков уплаты налогов.

Контроль за правильностью и своевременностью взимания в бюджет налогов и сборов осуществляется должностными лицами налоговых органов в пределах своей комᴨȇтенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).

Правительство Российской Федерации участвует в координации налоговой политики с другими государствами, входящими в Содружество Независимых Государств, а также заключает международные налоговые соглашения об избежании (устранении) двойного налогообложения с последующей ратификацией этих соглашений.

Налоговая политика государства Эффективное использование налогов и решение социально-экономических проблем невозможно без четко обоснован-ной государственной налоговой политики, соответствующей объективным экономическим, социальным и политическими условиям.В экономической литературе нередко понятие налоговой политики рассматривается однобоко, сугубо с фискальных позиций.В России в конце XIX - начале XX в. была обоснована налоговая политика и в соответствии с ней сформирована налоговая система, способствовавшая пополнению бюджета и экономиче-скому росту. Немаловажная роль в этом принадлежала серь-езной теоретической проработке основополагающих вопросов налогообложения.При обосновании налоговой политики необходимо руковод-ствоваться не только фискальными требованиями. Так, еще С.Ю. Витте подчеркивал, что "государство, обладая правом отчуждать в свою пользу посредством налогов некоторую долю имущества частных лиц, должно руководствоваться в своей налоговой политике определенными эстетическими и экономическими началами; в противном случае, отягощая население несправедливыми непосильными сборами, оно подрывало бы самый смысл и разумное основание своего существования".При формировании налоговой политики следует четко определить границы налогообложения. Многовековая история развития налогов убедительно показывает, что налогообложение имеет пределы. Вопрос поиска критической точки налогообложения занимает умы политиков и ученых на протяжении многих столетий.Рассматривая пределы обложения, И.И. Янжул подчеркивал, что, с одной стороны, "предел обложения лежит в размерах потребностей государства, для покрытия котоҏыҳ налоги устанавливаются; с другой - он заключается в имущественной способности подданных удовлетворять этим потребностям сво-ими пожертвованиями…Между этими двумя границами обло-жения -потребностями государства и имущественной способ-ностью граждан - и вращаются все налоговые вопросы; борьба этих двух начал в финансовой истории налагает даже особый отᴨȇчаток на всю жизнь народа".Основополaгaющим принципом при определении границ налогooбложения должен быть принцип способности физических и юридических лиц оcyществлять налоговый платеж. Задача определения границ налогообложения осложняется наличием множества факторов, от котоҏыҳ зависит тяжесть налогового бремени. В отдельных странах делаются попытки ограничить налоговое бремя законодательными актами.Немало важное значение в налоговой политике имеет понятие справедливости. Принцип спpaведливости в налогообложении - понятие относительное, изменяющееся по мере развития производственных сил, культypы, исторических традиций и т.д. Учение о справедливости в налогообложении ищет ответы на два вопроса: кто должен платить налоги и как достигнуть уравнительности?Относительно ᴨȇрвого вопроса большинство ученых придерживается мнения, что должен действовать принцип всеобщности налогообложения. Вместе с тем высказывается мнение о том, что малые доходы должны быть освобождены от налогов. Многие экономисты считают, что необходимо освобождать от налога доход, который обесᴨȇчивает условия, необходимые для пол- ноценной жизни. В разные годы в разных странах величина дохода, освобождаемого от налога, различна.При обосновании налоговой политики очень важно сопо-ставление налогового бремени. попытки сравнивать налоговое бремя отдельных стран делаются начиная с XIX в. это сравнение произвести довольно трудно, поскольку различна покупатель-ная способность денег, нелегко суммировать государственные и местные налоги, сложно классифицировать доходы и расходы, учитывать различие в составе населения.Разные ученые выдвигали различные подходы к обосно-ванию налогового бремени. Предлагалось определять его как отношение суммы налогов на душу населения к платежеспособности. Некоторые экономисты считали, что предпочтительнее сравнивать суммы дохода, остающиеся после уплаты налогов. В настоящее время практически все пришли к единому мнению, что наиболее достоверную картину, позволяющую сопоставлять отдельные страны, дает доля налогов в ВВП.В поисках оптимальной схемы налогообложения ученые с помощью эмпирических методов пытались найти предельные ставки налогов, выше котоҏыҳ предприниматели теряют стимул к производству. Широкую известность приобрела кривая Лэффера, названная по имени американского экономиста А. Лэффер.Генезис налоговой политики России конца XIX-начала XX в. наиболее полно раскрыл С.Ю. Витте. При формировании налоговой политики он исключительно важную роль отводил обоснованию налогового бремени. Правом устанавливать налоги государство должно пользоваться очень разумно и осторожно, в противном случае высокое налоговое бремя может стать тормозом развития производства, привести к обнищанию населения.Современная российская налоговая система по уровню тяжести налогового бремени далека от совершенства. Сравнения её с зарубежными показателями некорректны, т.к. слишком велико различие в уровнях и структуре доходов населения.Витте был последователем представителей классической экономической теории, прежде всего А. Cмитa. Поддерживая основополагающие положения налогообложения - всеобщность, равномерность, удешевление издержек взимания налогов, взимание их в наиболее удобное время для налогоплательщиков, сформулированные А. Смитом, он развил их и обосновал новые важные принципы учетом экономических реалий времени, отмечая, что налоговая система должна отличаться продуктивностью и эластичностью, т, е. быть способной доставить государству значительные и неизменно прогрессирующие ре-сурсы. Именно налоговая система, удовлетворяющая этим тре-бованиям, способна обесᴨȇчить ресурсами постоянно растущие государственные потребности. Важно отметить, что идеальной налоговой системы нет, и можно вести речь лишь о том, как налоговая система приближается к удовлетворению этих требований.Не потеряли актуальности рассуждения Витте по общим проблемам теории обложения. В частности, рассматривая объект или источник налога, он подчеркивал, что"капитальная часть имущества должна быть по возможности освобождаема от обложения, т. к: всякий ущерб в размерах капитала ослабляет производительную деятельность страны. Покрывать государственные расходы из народного капитала было бы равносильно тому, как если бы частное лицо, не удовлетворяясь полученным дoхoдoм, стало бы растрачивать свое имущество. Итак, объектом или источником налога должен служить преимущественно народный доход".Витте был сторонником прогрессивного налогообложения остро критиковал пропорциональное обложение дoxoдов за несправедливое неравномерное обложение, подчеркивал, что обременение налогом неимущей части населения ведет часто к накоплению недоимки, которая и служит показателем неудовлетворительности оснований налоговой системы или способов её применения.В качестве преимуществ прогрессивного обложения Витте выделял большую продуктивность налоговой системы, достигаемую без обременения несостоятельной части населения, а так же отмечал, что крупные доходы и имущества «обладают, прогрессивною экономическою силою накопления богатства".Проблема приоритета пропорциональных или пpогрессив-ных налогов все еще остается актуальной. И сегодня продолжается острая дискуссия на эту тему.Страны с экономикой ᴨȇреходного ᴨȇриода, в отличие от стран с развитой рыночной экономикой, заново формировали налоговую политику, механизм её реализации и соответствующую налоговую систему. Очевидно, что это весьма длительный процесс, как подчеркивал.В странах с нерыночной экономикой ᴨȇреход к новым условиям хозяйствования сопровождался существенными изменениями сложившихся налоговых систем. Это, прежде всего, относится к отмене налогов с оборота, других неналоговых, изъятий. Ключевым требованием является создание принципиально новых налоговых ведомств. Важнейшая задача - создание правовой законодательной основы налогообложения.В России в начале 90-х гг. прошлого века стало очевидным, что необходимы радикальные преобразования во всех сферах хозяйственной жизни. Естественно, что эти преобразования были невозможны без формирования и отладки соответству-ющей налоговой системы. К сожалению, новейшая история становления налоговой системы не обошлось без ошибок из за посᴨȇшности принятия отдельных решений. Налоговые преобразования зачастую осуществлялись методом проб и ошибок без учета исторического опыта прошлых лет, без должного критического анализа зарубежного опыта, без учета конкретных экономических реалий ᴨȇреходного ᴨȇриода. Нередко при принятии чисто экономических решений превалировали политических эмоций.Налоговая политика и налоговая система формировалась в жарких дискуссиях по основополагающим методологическим принципам. Важнейшим из них являлись дискуссии по налогообложению доходов предприятий, введению НДС, о платежах за использование природных ресурсов, дифференциации подоходного налога с граждан. Серьезно усложняли экономическую деятельность предприятий бесконечные поправки в налоговое законодательство и нормативные акты по порядку изъятия налогов, применению ставок налогов и отдельных льгот.Содержание налоговой политики во многом определяется -принятой концепцией развития налогов. Она призвана обесᴨȇчить приток инвестиций, способствовать экономическому росту, гармонизации взаимоотношений государства и налогоплательщиков, выравниванию налогового бремени по отдельным эко-номическим регионам и социальным группам. Многие недо-статки в системе российских налогов обусловлены отсутствием. долговременной концепции развития налоговой системы.Мероприятия, осуществляемые в налоговой сфере, должны быть четко увязаны с политикой государства в области доходов и цен. Особенно тесно взаимосвязаны между собой налоги и цены. Рассматривая взаимосвязь налогов и цен, следует раз-личать их существенные отличия: в условиях плановой системы хозяйствования и экономики ᴨȇреходного ᴨȇриода. В условиях плановой адмиʜᴎϲтративной системы управления взаимосвязь цен и налогов наблюдалась, прежде всего, в процессах распреде-ления и ᴨȇрераспределения чистого дохода. Государство жестко планировало в структуре цены налог с оборота и различного рода отчисления из прибыли. В странах с рыночной экономикой и с экономикой ᴨȇреходного ᴨȇриода взаимосвязи между ценами и налогами предопределяются не только в процессе производства, но и условиями реализации, в зависимости от эластичности спроса и предложения, Именно соотношения спроса и предложения во многом устанавливают распределение налогового бремени между изготовителями и потребителями. Практика изменения цен и налогов многим странам свидетельствует, что рост цен на такие товарные группы, как, алкогольные напитки, табачные изделия, бензин, весьма незначительно снижает их потребление. Как следствие, общей тенденцией развития налоговых систем является установление высоких акцизов по указанным товарным группам.Между тем было ошибочным возлагать главную роль в расширении налогового бремени только на рынок. В действительности государство при принятии конкретных решений по введению тех или иных налогов обязано учитывать последствия их установления на структуру и уровень цен.Главной целью налоговой политики является обесᴨȇчение бюджетов разных уровней финансовыми ресурсами в достаточных объемах. Бесᴨȇребойное пополнение бюджетных доходов основа экономического повышения блaгостояния населения, укрепления обороноспособнocти, решения экологических и других насущных проблем общества. Немаловажное значение имеет осуществление при помощи налогов распределительных и ᴨȇрераспределительных процессов, особенно между центром и регионами.Реализация налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность форм и методов налоговых отношений государства и налогоплательщиков. Налоговый механизм необходимо рассматривать на макро- и микроуровнях.На макроуровне налоговый механизм включает в себя прогнозирование; регулирование, контроль. Налоговое прогнозирование служит основой для разработки социально-экономического развития страны, региона, муниципальных образований на определенный ᴨȇриод. Именно налоговый прогноз позво-ляет обосновать с учетом объективных экономических условий объемы налоговых доходов на разных уровнях. Без надежного инструментария прогнозирования нельзя выработать эффективную налоговую и бюджетную политику страны. В ходе налогового прогнозирования возможно обоснование предложений по использованию конкретных налогов, их ставок, льгот по их применению.В процессе налогового прогнозирования решаются вопросы регулирования налоговых взаимоотношений между центром и субъектами Федерации, субъектами Федерации и районами, городами и муниципальными образованиями. Особенно много проблем возникает в распределении налоговых доходов между центром и субъектами Федерации.Особое место в налоговом механизме принадлежит, контролю. Налоговый контроль призван обесᴨȇчить полноту поступлений налоговых доходов в бюджет. Важной задачей налогового контроля является создание условий, препятствующих уклонению налогоплательщика от уплаты налога. Чтобы налоговый,контроль был эффективным,требуется соответству-ющая нормативно-правовая среда, т. е. необходимо создание земельного кадастра, кадастра недвижимости, полного реестра налогоплательщиков.Основные формы и методы налогового контроля опреде-лены НК РФ. Одна из главных форм контроля - налоговая проверка.Следует особо подчеркнуть, что все звенья налогового меха-низма тесно взаимосвязаны. При недостаточной отладке одно-го звена становятся мало продуктивными и другие звенья. Так, ошибки в налоговом прогнозировании приводят к появлению дис-пропорций в соотношениях доходов бюджетов разных уровней.На микроуровне важным компонентом налогового механиз-ма является налоговое планирование, призванное обесᴨȇчить оптимизацию налоговых платежей предприятия. В условиях высокого налогового бремени оптимизация налоговых плате-жей побуждает предприятие выявлять финансовые резервы с целью более эффективного их использования. Налоговое планирование тесно взаимосвязано с элементами налогового механизма на макроуровне, т.к. управление налогами организации - налогоплательщики осуществляют в макроэкономической среде. Сᴨȇцифическим объектом налогового планирования выступают экономические отношения налогоплательщиков с государством, возникающее в процессе формирования доходов бюджета и материализующиеся в налоговых платежах.С учетом конкретной социально-экономической ситуации государство может либо вносить частичные изменения в налоговую систему, либо кардинально менять ее, т. е. осуществлять налоговую реформу. В связи с распадом СССР, ᴨȇреходом к рыночным отношениям для современной России важнейшей задачей было формирование налоговой системы. Основы нынешней налоговой системы во многом были заложены в начале 90~x гг. прошлого столетия. Однако решение таких крупных задач, как снижение налогового бремени, упрощения налоговой системы, повышение уровня адмиʜᴎϲтрирования, создание равных ус-ловий для налогоплательщиков с целью обесᴨȇчения условий для достижения высоких темпов экономического роста, было возможно лишь при проведении налоговой реформы. В ходе ее осуществления в 2000-2004 гг. были решены многие налоговые проблемы отменена основная часть так называемых налогов с оборота, введена единая ставка налога на доходы физических лиц (одна из самых низких в мире), введен единый социальный налог с регрессивной шкалой при его начислении, существенно снижена ставка налога на прибыль.Исключительно важнyю роль в отладке налогового механизма играет правовое обесᴨȇчение. Налоговый механизм России регламентируется многими законодательными нормами, изложенными в Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, Таможенном, Водном, Земельном и других кодексах и норма-тивных актах. Основным нормополагающим актом становится Налоговый кодекс РФ, который призван гармонизировать взаимоотношения государства и налогоплательщиков, обесᴨȇчивать стабильность налоговой системы, единообразное толкование конкретных налоговых ситуаций. - З а к л ю ч е н и е - Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.Библиография 1. Сокуренко «Налоги и налоговые отчисления в РФ», М., 2002г.2. Русакова И.Г. «Налоги и налогообложение», М.,2004 г.3. Налоговый кодекс РФ.4. Закон Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“.5. Уваров С.А. «Все налоги России» комментарий, М., 2003г.

Номинальный ВВП в ценахтекущего года.Реальный ВВП исчисляется в ценахбазисного года.Потенциальный ВВП - объем ВВП, возможный при полном использовании имеющихся ресурсов.Дефлятор - отношениеноминального ВВП креальному ВВП, т.е. он характеризует изменение общего уровня цен.

Номинальный ВВП

Реальный ВВП

В текущих ценах данного года

В ценах базового года

Отражает изменения

Физический объем ВВП и уровень цен

Только физический объем ВВП

Пример: При расчёте цен 13%

106.2 (106.2+13%=120)

Производство внутри страны

Производство отечественного производителя за рубежом

Производство иностранных предприятий

Производство отечественного предприятия

ВНП = П 2 + П 3

ВВП = ВНП +сальдо первичных доходов из-за границы

ВВП = ВНП ‒ П 3 + П 1

Номинальные и реальные показатели. Индексы цен.

На величину номинального ВВП оказывают влияние 2 показателя:

    Динамика реального объёма производства

    Динамика общего уровня цен.

ВНП р =ВНП н: ИПЦ (индекс цен)

Если величина индекса цен < 1, то происходит корректировка ВНП н в сторону увеличения, которое называется инфлированием.

Если ИПЦ> 1, то происходит дефлирование, т.е. корректировка ВНП н в сторону снижения. ИПЦ рассчитывается по типу Ласпейраса, или индекса цен с базисными весами.P L =

Индекс цен- это неявный дефлятор ВВП, рассчитываемый по типу Поаше- индекс, где в качестве весов используется набор благ текущего периода. P p =

Если вместо Qподставить весь набор благ, предназначенных в ВВП, а вместо Р их цены, то получится дефлятор ВВП. Дефлятор ВВП=

Индекс Фишера.

Отчасти устраняет недостатки индексов Лайспераса и Поаше, т.е. усредняет их значения.

Основные принципы налогообложения в рыночной модели хозяйствования. Понятие «эластичность налоговой системы». Определение оптимальной нормы налоговой ставки. Кривая Лаффера и её интерпретация.

Принципы налогообложения.

    Принцип справедливости , нейтральности по отношению ко всем плательщикам. Он заключается во всеобщности обложения и в зависимости уровня налоговой ставки от уровня доходов и реализуется через дифференцированные налоговые ставки;

    Принцип определённости , простоты и доступности, требующий, чтобы сумма, способ и время взимания налогов были заранее известны плательщикам;

    Принцип однократности налогообложения, предлагающий взимание различных видов налогов с одного источника доходов как на национальном, так и на международном уровне;

    Принцип гибкости налогообложения, заключающийся в создании через систему льгот предпочтительных условий развития для отдельных направлений деятельности в соответствии с экономической политикой государства;

    Принцип стабильности и устойчивости нормативных ставок налоговых платежей, а также порядка исчисления налоговых взносов в бюджет;

    Принцип обязательности уплаты налогов.

В зарубежных странах используется такой показатель уровня налогообложения, как «эластичность налоговой системы». Согласно ему, ставки налогов должны быть столь высокими, чтобы предотвратить инфляцию, но в то же время столь низкими, чтобы обеспечить развитие производства. Эластичность налоговой системы заключается в том, что ежегодно в соответствии с изменениями политической и экономической конъюнктуры законодательно уточняются ставки налогов.

Математически точно определить величину оптимальной ставки налога сложно, но есть 3 признака, по которым можно судить, превышена ли критическая точка налогообложения:

А) если при очередном повышении налоговой ставки поступления в бюджет растут непропорционально медленно или сокращаются;

Б) если снижаются темпы экономического роста, уменьшаются инвестиции, ухудшается положение населения;

В) если растёт «теневая» экономика – скрытое и явное уклонение от уплаты налогов.

Все это свидетельствует об отрицательном воздействии налогов на экономику.

Исследуя связь между величиной налоговой ставки и поступлением налогов в бюджет американский экономист Артур Лаффер показал, что повышение налогов может привести к снижению поступлений в бюджет. Смысл кривой в том, что снижение предельных ставок и вообще налогов обладает мощным стимулом воздействия на производство. При сокращении ставок база налогообложения в конечном счёте увеличивается (выпускается больше продукции, доходы людей растут, растут налоги). Это происходит не сразу. Но расширение базы налогообложения способно компенсировать потери в поступлениях налогов, вызванные снижением налоговых ставок. Как известно, снижение налогов явилось составным элементом программы Р. Рейгана.

Налоги – это один из экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на экономику.

Сущность налогов проявляется в изъятии государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса. Экономическое содержание выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.

Вся история налогообложения показывает, что налоги - один из важнейших и постоянных источников финансового и материального обеспечения государства. Став выразителем интересов общества, государство формирует экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другую внешнюю и внутреннюю политику, которая в условиях гражданского общества превращается в направления его деятельности и соответственно, функциональные обязанности. Для осуществления своих функций государство должно обладать правом собственности на часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в обществе за определенный период. В современных условиях это право государства закреплено в конституциях многих стран. На основе этого разрабатываются и принимаются законы по конкретным видам налогов, в которых излагаются формы и методы исчисления и уплаты плательщиками налогов, сборов и других платежей в бюджет и внебюджетные фонды государства.

Таким образом, изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса составляет сущность налога. Проявляется она в отношениях, складывающихся у государства с налогоплательщиками. Эти отношения характеризуются как денежные отношения, возникающие по поводу уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджет.

Под влиянием общественно-политических и исторических процессов, произошедших в обществе, государстве и экономике, изменился характер налоговых отношений. Эти изменения предопределили необходимость систематического исследования проблем налогообложения. Бурное развитие такого рода исследования получили начиная с XVII в., когда стали систематически заниматься исследованием в области налогообложения. В результате обоснования практики налогообложения возникли различные концептуальные модели налоговых систем, которые иначе называются налоговыми теориями. Каждая из них выдвигает свои принципы построения налоговой системы, определяет ее состав и структуру, роль, значение и функции налогов в экономике. Переход к капиталистическим началам ведения экономики, развитие товарно-денежных отношений, развитие торгового капитализма привели к необходимости осознанного выделения государственных доходов и расходов, ведения государственного хозяйства как отдельной отрасли финансового хозяйства общества.

Меркантилисты Д. Локк, Т. Гоббс и др. (XVII в.) заявляли о необходимости решения более конкретных проблем, связанных с налогообложением: превращение налогов из временного в постоянный источник доходов государства; определение наиболее предпочтительных налогов - прямых или косвенных; предложение наиболее благоприятных с точки зрения налогоплательщика и экономики объектов обложения (земля, имущество). Физиократы в XVIII в. Ф. Кенэ, О. Мирабо, А. Тюрго кроме объектов налогообложения рассматривали вопросы, связанные со справедливостью налогообложения, с переложением налогов, с источниками доходов и т.п.

Впервые научно обоснованное системное учение о налогах создано А. Смитом.

n А.Смит (1723-1790): «Налоги для тех, кто их выплачивает, – это признак рабства, признак свободы»

В своем сочинении «Исследование о природе и причинах богатства народов» он отметил, что формирование налоговой системы происходит на достаточно высоком уровне развития государства и что налоговая система - это более или менее упорядоченное и систематическое изъятие части доходов самостоятельно хозяйствующих субъектов в пользу государства. Но самым весомым в его учении являются выдвинутые им четыре принципа налогообложения: равномерность, определенность, удобность и дешевизна. Как А. Смит, так и другие представители классической буржуазной политической экономии: У. Петти (1623-1687), Ж.Б. Сей (1767-1832) и Дж. Милль (1773-1836), также считали экономику устойчивой и саморегулируемой системой, в которой спрос рождает предложение, а при переизбытке любого из них происходит самоуравновешивание системы путем передвижения производителей в дефицитные отрасли хозяйства. Происходит саморегулирование экономики по принципу «невидимой руки». Государство при этом должно выполнять лишь возложенные на него функции: охрану права собственности и обеспечение развития свободного рынка. Налоги служили только в качестве источников покрытия затрат государства на эти цели.

«Полемика же велась вокруг принципов справедливости их взимания (равномерного или прогрессивного) и части изъятия, обусловленной фискальной потребностью». Практически во всех исследованиях, связанных с природой налогов и налогообложением, проведенных с XVIII в. до 30-х годов XX в., под налогом понимали форму изъятия части средств, принадлежащих по праву собственности хозяйствам и гражданам, в государственную казну.

В XX в. преобладало мнение о налоге как о принудительном, законодательно установленном взносе (сборе), взимаемом для покрытия государственных затрат.

К примеру, представитель новой исторической школы, профессор Берлинского университета А. Вагнер (1835-1917 гг.) определяет налоги «как принудительные взносы отдельных хозяйств или частных лиц для покрытия общих расходов государства или общественных союзов, которые взимаются в силу суверенитета государства или власти местных органов в форме и размере, односторонне определяемом ими как общее вознаграждение за все услуги государства и местных общественных союзов, по общим основаниям и масштабам».

Исследуя существующие определения налога, русский профессор М.И. Фридман пришел к следующему заключению: «Налогами следует считать принудительные сборы, взимаемые в пользу государства или общины, поскольку эти сборы не являются уплатой за специальные услуги государства или общины».

По мнению известного представителя американской школы Э. Селигмана, «налог есть принудительный сбор, взимаемый государством с отдельного лица для покрытия расходов, вызванных общегосударственными нуждами, без всякого отношения к специальной выгоде плательщика».

Следующие экономисты ученные считали:

n Ф.Аквинский (1226-1274): «Налоги – дозволенная форма грабежа»

n Ш.Монтескье (1689-1755): «Ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той которую оставляют им»

Кроме того, налоги в разное время носили самые различные названия в разных странах:

n Duty (обязательство) – Англия

n Steure (поддержка) - Германия

n Tax (такса) - США

n Import (обязательный платеж) - Франция

n Подать (принудительный платеж) - в средневековой Руси

n Зякет (часть скота), ушур (часть урожая) - дореволюционный Казахстан

Еще одним из ученых экономистов явился - Артур Лаффер - американский экономист, один из основателей теории предложения в экономике. Стал известен во время правления Рейгана. Знаменит благодаря открытию эффекта - закономерности влияния налоговых ставок на налоговые поступления, получившее его имя. Эффект Лаффера и его графическое выражение в виде кривой Лаффера показывает, что в определённых условиях уменьшение налоговых ставок может вызвать увеличение налоговых поступлений.

Кривая Лаффера - графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления достигают максимума.

Основная идея кривой Лаффера заключается в том, что по мере увеличения налоговой ставки налоговые поступления будут увеличиваться до определенного максимального уровня, а затем будут понижаться, ибо высокие налоги сдерживают экономическую активность хозяйствующих субъектов, в результате чего сокращаются объем производства и доход. Сокращение налоговых ставок вызовет сокращение объема государственных доходов в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде снижение налоговых ставок обеспечит рост сбережений, инвестиций и занятости, в результате чего увеличатся производство и доходы, подлежащие налогообложению, что увеличит налоговые поступления в государственный бюджет. Такой подход выдвигали сторонники теории «экономики предложения».

Исследуя связь между величиной ставки налогов и поступлением в государственный бюджет, американский экономист Артур Лаффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов государства. Он попытался теоретически доказать, что при ставке подоходного налога выше 50% резко снижается деловая активность фирм и населения в целом.

Если налоговая ставка превышает объективную границу, то налоговые поступления начнут уменьшаться. А. Лаффер доказал, что один и тот же по величине доход в государственный бюджет может быть обеспечен и при высокой, и при низкой налоговых ставках. Однако на практике идеи Лаффера использовать трудно, так как сложно определить, на левой или на правой стороне кривой находится экономика страны в данный момент. Так, из-за ошибки в этом определении "эффект Лаффера" не сработал в период президентства Рейгана: хотя снижение налогов и привело к росту деловой активности в стране, но оно затруднило реализацию социальных программ.

Однако, трудно рассчитывать, что на основе только теории можно построить идеальную шкалу налогообложения. Теория должна быть основательно откорректирована на практике. Немаловажное значение в оценке ее справедливости имеют национальные, культурные и психологический фактор. Американцы, например, считают, что при такой ставке налога, как в Швеции (75%), в США никто не стал бы работать в легальной экономике. Вообще же считается, что высшая ставка подоходного налогообложения должна находиться в пределах 50-70%.

В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Существование любого государства предопределяет необходимость наличия в его распоряжении материально-финансовой базы, средства которой могут направляться на покрытие расходов, неизбежно возникающих в процессе реализации государством своих функций. И одним из основных источников пополнения доходов любого современного государства выступают налоги.

В Конституции РК закреплено, что уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей является долгом и обязанностью каждого.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно- правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Так, налоги представляют собой сложное, многогранное явление, являясь одновременно материальной, экономической и юридической категорией.

В материальном смысле налог – это определенная сумма денег, подлежащая передаче налогоплательщиком государству в обусловленные сроки и установленном порядке.

В правовом смысле – это государственное установление, порождающее обязательство лица по передаче суммы денег в определенных размерах, в обусловленные сроки и в предписанном порядке.

В налоговом законодательстве РК закреплено следующее определение:

Налоги – это законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, производимые в определенных размерах, носящие безвозвратный и безвозмездный характер.

Сущность налогов проявляется в их функциях. 1. Исторически первой функцией является фискальная функция налогов, обеспечивающая поступление средств в государственный бюджет. По мере развития товарно-денежных отношений, производства эта функция определяет все увеличивающиеся поступления государству денежных доходов. 2. Перераспределительная функция налогов состоит в перераспределении части доходов различных субъектов хозяйствования в пользу государства. Масштабы действия в этой функции определяются долей налогов в валовом внутреннем продукте. 3. Третья функция налогов - регулирующая - возникает с расширением экономической деятельности государства. Она целенаправленно воздействует на развитие национального хозяйства в соответствии с принимаемыми программами. При этом используются выбор форм налогов, изменение их ставок, способов взимания, льготы и скидки. Эти регуляторы влияют на структуры и пропорции общественного воспроизводства, объемы накопления и потребления.

Налоги классифицируются по различным основаниям.

1) В зависимости от носителя налогового бремени налоги могут быть прямыми и косвенными.

Прямые налоги платятся непосредственно субъектами налога (подоходный налог, налог на недвижимость) и прямо пропорциональны платежеспособности. Примером таких налогов, помимо налогов на доходы, выступают налоги на имущество.

Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги. Т.е. косвенный налог – налог, где субъект налогообложения перекладывает бремя налогообложения на другое лицо, выступающее фактическим его плательщиком (носителем налога). Примерами таких налогов выступают налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и таможенные пошлины. «Критерием деления на прямые и косвенные, - пишет А. И. Кочетков, - является установление окончательного плательщика налога. Если окончательным плательщиком налога является владелец обложенной собственности или получатель обложенного дохода, то такой налог является прямым. Окончательным плательщиком косвенного налога является потребитель, на которого налог перекладывается через надбавку».

Построение налоговой системы зависит от принципа ее организации. Принципы (от латинского principium - основа, первоначало) - это основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие начало чего-либо. Применительно к налогообложению принципами следует считать базовые идеи и положения, существующие в налоговой сфере той или иной страны.

Список литературы:

1. Налоговый Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10 декабря 2011г.

2. Нурумов А.А. Налоги Республики Казахстан и развитых стран. Учебное пособие для ВУЗов. Алматы, Сөздік-словарь, 2005

3. Нурхалиева Д.М., Омирбаев С.М., Омарова Ш.А. Налоги и налогообложение в Республике Казахстан: Учебник для Вузов/- Астана: «Сарыарка», 2007.- 400с.

4. Худяков А.И. Бродский. Теория налогообложения. Учебное пособие. Алматы ТОО«ИЗДАТЕЛЬСТВО:Норма-К», 2002

5. Пансков В.Г., Князев В.Г. Налоги и налогообложение: Учебник для Вузов – М.: МЦФЭР, 2003.- 336 стр.

6. Сейдахметова Ф.С. Налоги в Казахстане Учеб. пособ.- Алматы, 2002.- 160с.

7. Налоги. Учеб. пособ. Под ред.Д.Г.Черника.- М, 2002.-656с.

8. А.В. Толкушин. Налоги и налогообложение. Энциклопедический словарь.- М.: Юрист, 2001г.- 512 стр.

9. Д.Г. Черник. А.П. Починок, В.П.Морозов. Основы налоговой системы. Москва. Юнити. 2000.


Наиболее важными для раскрытия потенциала системы налогообложения характеристиками, являются принципы налогообложения.

Эти характеристики являются своего рода методологической основой систематического подхода к организации налоговой системы (практическая сторона применения его теоретических основ). Принципы построения налоговой системы непосредственно отображают изменение мотиваций сторон, а также основных характеристик налоговых отношений.

Исторический спор о приоритетах построения налоговых систем был открыт за долго до того, как Смит сформулировал классические принципы налогообложения ставшие своего рода аксиомами «…и француз О. Мирабо (1761), и немец Ф. Юсти (1766), и итальянец П. Верри (1771) требовали равномерности обложения, точного определения налога, меньших расходов взимания … Заслуга Смита заключалась не в приоритетном открытии этих принципов, а в яркой и точной формулировке и обосновании их…»

Смит выделил четыре основных принципа налогообложения:

1. Подданные всякого государства обязаны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, сообразно своей относительной платежеспособности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства;

2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть четко определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны,как самому плательщику, так и всякому другому

3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика;

4. Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства

дальнейшее развитие налогообложения требовало более точного экономического обоснования принципов построения налоговой системы.

Наиболее характерной чертой этих изменений является смещение приоритетов в понимании справедливости налогообложения от «технических» аспектов последней (2,3,4 аксиомы Смита) к ее социальной природе. Наибольшее развитие отмеченная тенденция получила у А. Вагнера, который сформулировал девять принципов налогообложения разбив их на четыре группы.

1. Финансово-политические принципы: достаточность и подвижность;

2. Народно-хозяйственные принципы: выбор надлежащего источника обложения, и отдельных видов налогов;

3. Принципы справедливости: всеобщность и равномерность;

4. Принципы податного управления: определенность налога, удобство и дешевизна взимания .

Вагнер основывал свои принципы на теории коллективных потребностей и расширил понимание справедливости налогообложения в сторону признания обоюдной ответственности государства и плательщика.

Несмотря на то что принцип справедливости носит этический характер именно он, в своем развитии способен осветить изменения в концепции построения налоговых систем

Если в 19 веке справедливость определялась как всеобщность налогообложения, то на современном этапе принцип справедливости исходит и из проблем приоритетности прогрессивного или пропорционального налогообложения в структуре групп налогоплательщиков.

Таким образом, принцип справедливости был дополнен помимо всеобщности еще и равномерностью распределения налогового бремени в вертикальном и горизонтальном аспекте. Рассмотрев подход к равномерности распределения налогового бремени с точки зрения рассмотренных в пункте 1.1. теорий налогообложения, можно сделать следующие выводы:

1. Теории обмена приравнивающие налогообложение к плате общества государству за защиту обосновала регрессивность налогообложения: ведь на защиту бедняков государство тратит больше средств (М. Сюлли). Этот подход в виде теории интереса оставался основным до 18 века;

2. Теория страхования рассматривала пропорциональность налогообложения основанную на имущественном цензе и поэтому не являлась всеобщей для понимания налога как финансового рычага государственной политики;

3. Идея равномерности налогообложения (все платят одинаковый налог), не учитывала огромного имущественного расслоения в обществе.

Однако, именно эта теория, как будет показано далее, в структуре Российской податной системы (через подушную подать) была основной до 1907 года.Понимание налогооблагаемой базы, как чистого дохода на практике позволило уравнять справедливость и платежеспособность, что выразилось в повсеместной победе прогрессивного подоходного обложения. Необходимой частью подоходного обложения явилось обоснование минимума свободного от налогообложения и распределение плательщиков по классам дохода (В Пруссии в 1821 году существовало 4 класса плательщиков по 12 ступеней ставок внутри них). К концу 20 века во всех странах использовалась система прогрессивного подоходного обложения (в среднем в промышленно развитых странах доходы от этого вида налоговых поступлений составляют от 25 до 50%). Основными проблемами теории налогообложения на современном этапе необходимо признать осуществление принципа справедливой равномерности фискальных выплат. Подобный подход отражается и в современной формулировке принципов налогообложения, которые выражают справедливость через полное ее смещение в область налоговой политики, как инструмента выражения и обеспечения взаимодействие различных мотиваций государства и плательщиков.

Таким образом, мы считаем, что основными принципами налогообложения в рыночной модели хозяйствования следует признать:

· способность механизма налогообложения содействовать развитию производства и росту доходов налогоплательщиков, а не сдерживать этот рост;

· понимание того факта, что излишнее изъятие налогов дает временный эффект, оказывая отрицательное воздействие на производство и трудовую активность, в результате чего это влечет за собой последующее понижение объемов поступающих в бюджет налогов;

Данная трактовка игнорируя фискальную функцию налогообложения и признавая приоритет регулирующей и стимулирующей функций налоговой системы, полностью отражает, по нашему мнению, тенденции дальнейшего развития современных концепций налогообложения Исходя из группировки принципов Вагнера можно сказать, что так сегодня понимается социально-экономическая природа налогообложения.

Принципы налогообложения отображающие основные мотивации государства, как субъекта налоговых отношений позволяют говорить о приоритетности понятия справедливости и его понимания на разных уровнях системного взаимодействия. характер такой налоговой справедливости определялся в разное время через взаимодействие мотиваций сторон на философском, функциональном и институциональном уровнях соответственно.

На рисунке 1.5. показана общая структура такого взаимодействия, которое способно и должно формировать не только эффективные принципы и структуру построения налоговой системы, но в более широкой интерпретации, рассматривая налог как продукт эволюционного развития общественных институтов, формирует концепцию налогообложения. Причем последняя является, как уже отмечалось, продуктом, как функциональной, институциональной так и философской природы налогообложения.


Рис. 1.5. Мотивации формирования концепции налогообложения.

Безусловно, активная роль в этом процессе принадлежит государству, однако, рассматривая фискальную функцию налогообложения невозможно недооценивать доверие плательщика к государству, что в свою очередь позволяет государству развивать регулирующую и стимулирующую составляющие функциональной природы налогообложения.

Таким образом, термин «налоговая система» не является достаточно полным для осмысления социальной природы налога, этот термин отражает в большей мере функциональный и институциональный уровень концепции налогообложения, которая включает в себя также и философский уровень налоговых отношений, отражающий в себе философскую и социальную природу налога – как общественного института. Философский же уровень концепции налогообложения выражается через взаимодействие встречных мотиваций основных агентов налоговых отношений – государства и плательщика, а также через понимание справедливости налогообложения, как основного критерия эффективности налоговой системы, через ее достаточность и приемлемость в рамках сложившейся структуры этических норм и общественных институтов. Вся сложность налоговых отношений, обусловливающих необходимость комплексного подхода к их исследованию, представлена на рисунке 1.4. Графически структуру комплексного подхода к изучению налоговых отношений в ее предметном аспекте можно представить следующим образом.

Философскую природу справедливости налогообложения, в рамках формирования общественных институтов, мы уже проанализировали. Однако, сегодняшнее понимание этого предмета неполно без анализа проблем функционального и институционального уровней концепции налогообложения.

Основой современного подхода к справедливости налогообложения является решение следующих основных проблем:

· избежание переложения налогового бремени с субъекта налогообложения на его носителя;

· определение оптимальной тяжести налогового бремени;

В финансовой литературе выделены следующие случаи переложения:

1. Уклонение от налога (легальное или нелегальное);

2. Погашение налогом (амортизация), т.е. уменьшение ценности базы обложения вызванное налогом:

· поглощение налога (т.е. налог «поглощается» уменьшением ценности предмета);

· капитализация налога (через снижение ставок налога, цена предмета обложения увеличивается).

3. Плательщик налога и субъекты налогообложения не одно и тоже лицо.

На современном этапе проблема переложения рассматривается в плоскости соотношения прямого и косвенного обложения, а акцизы являются одной из основных форм осуществления последнего. Необходимо отметить также, что в условиях рынка свободной конкуренции и эластичного спроса процесс переложения наиболее развиты. основой современной теории налогов является объяснение и интерпретации кривой Лаффера графически выражающей идею оптимальной (максимально возможной) общей налоговой ставки в системе эффективного налогообложения. Классическая интерпретация понимает эффективность как налоговые поступления в бюджет государства и имеет на наш взгляд следующие особенности:

1. Это догма... согласно некоторым представлениям кривая Лаффера это лишь логическое представление о том, что налоговые доходы государств будут максимальны при некоторых уровнях ставок налога от 0 до 100% [ 3, с 358];

2. Не учитывает объем производства, следовательно и объективную реакцию производителя на фискальную политику;

3. Имеет макроэкономическую направленность и строго говоря приемлема не к отдельным видам налогов, к некоему усредненному совокупному налогу (flattax) ;

4. Основывается на пропорциональном стиле налогообложения и не учитывает прогрессивного или регрессивного принципа изъятия части дохода в пользу государства;

5. Не учитывает фактор инфляции и базируется на нормальном поступлении налогов.


На рисунке 1.7. показана, именно, одна из классических интерпретаций поиска оптимальных границ налогового бремени (точки Лаффера), для обеспечения эффективного пополнения доходной части бюджета, с учетом влияния уровня налогообложения на объем производства.

Рис. 1.7. Зависимость налоговых поступлений в бюджет от уровня налогообложения

Y - налоговая база (рыночный поток продукции, облагаемая налогом часть национального производства).

В - доходы бюджета

Т- налоговая ставка (Т * оптимальная)

На рисунке можно видеть, что в сфере запретительной шкалы доходы бюджета падают не только за счет уклонения от налогообложения, но и в более широкой интерпретации через снижение объемов национального производства, что является теоретическим обоснованием стимулирующей функции налогов в сфере производственных отношений.

Чистую классическую зависимость Лаффера можно представить в виде формулы 1.2.1.

B=Y х T - L(T) (1.2.1.)

Y - исходная налоговая база

L(T) - функциональная зависимость потерь бюджета от налоговой ставки.

Проблема поиска оптимальных размеров налоговых изъятий необходимо рассматривать с позиций инфляционного эффекта налогообложения. В экономической теории эта проблема получила название «эффект Оливера - Танци». Суть его состоит в том, что государственные расходы осуществляются по текущим ценам в то время, как сами эти расходы финансируются за счет налоговых доходов, полученных на основе цен предыдущего периода. Исходя из постулата о налоговом финансировании государственных функций, а также невозможности оптимального и долгосрочного прогнозирования инфляционного эффекта, можно сделать вывод о нереальности полного фискального финансирования бюджетных расходов.

При синтезе данного тезиса с рассмотренными выше тенденциями снижения налоговых поступлений, по мнению автора, после некоего порога доходности возникает закономерное противоречие избежать которого можно лишь при ограничении доли налоговых поступлений в совокупных доходах бюджета. 100% фискальное финансирование бюджета теоретически возможно при экономике полной занятости ресурсов, когда потенциал экономики может иметь лишь отрицательную тенденцию, а безработица приобретает естественный уровень, именно в подобном теоретическом климате, когда инфляционный рост уже неизбежен, проблемы государственного регулирования по видимому приведут к новой ситуации договорного ограничения потребностей. Налоговые доходы примут естественно максимальный уровень, как плата за поддержание нового порядка и поиска расширения сферы производственных возможностей.

Оптимальная эффективная налоговая ставка (Т*) в условиях расширенного воспроизводства теоретически должна быть равна 35 - 40%,

Т* = F / ВНД х 100% , где

F - общая сумма налогов и платежей

Снижение налогового бремени возможно обеспечивать и путем оптимизации доли налоговых поступлений в доходах государства, что было отмечено выше. В заключении необходимо отметить, что в последнее время большое распространение получила новая интерпретация идеи пропорционального налогообложения, так называемая теория единого налога, именно с позиций этой теории возможно расширение проблем оптимизации налогового бремени и поиска точки Лаффера. Однако осуществление подобной системы на современном этапе невозможно, поскольку имущественное расслоение и сложность соотнесения полезности той или иной части финансовых ресурсов по группам налогоплательщиков и даже индивидуально не позволяют поддержать принцип справедливости налогообложения. Сложность исчисления и изъятия единого налога не позволяет ему быть на современном этапе достаточно эффективным. В связи с этим особое значение приобретает налоговое администрирование – как инструмент повышение фискальной эффективности системы, путем снижения издержек сбора налогов, унификации и контроля за соблюдением формальных правил агентами налоговых отношений, и недопущения незаконного уклонения от налогов.

Практической стороной осуществления теоретических постулатов экономической науки является налоговая система – которая трактуется автором, как совокупность элементов, инструментов и методов изъятия части дохода или продукта налогоплательщика в пользу государства.

Теоретической основой выбора направлений развития налоговой системы являются принципы ее построения, которые чаще всего закреплены законодательно. Рассматривая государство, как субъект экономических отношений на современном этапе можно выделить кроме социально экономической группы принципов, отмеченных нами выше, и группу юридических принципов налогообложения существующих помимо и во вне экономической природы налогообложения и определяющих детерминированный характер взаимоотношений субъектов налоговых отношений в рамках существующего юридического поля.

К этой группе на современном этапе, по мнению автора, можно отнести следующие принципы:

1. Принцип единства налоговой системы (Конституция РФ ст. 114);

2. Принцип подвижности, который сформулирован в 19 веке немецкий экономист А. Вагнер, отмечавший приоритет общественных интересов налогообложения по сравнению с частными;

Здесь имеется ввидувнутреннее развитие налоговой системы, а не ее коренное реформирование, что характерно и для устоявшихся систем (в 1992г. в законодательстве Германии по подоходному налогу было сделано 125 поправок).

3. Принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов (основа принципа бюджетного федерализма).

Концептуальные основы налогообложения, рассмотренные в данной главе проистекают из анализа практики налогообложения, имеющей многовековые корни. Таким образом, концепция налогообложения – продукт длительного взаимодействия и осмысления нескольких групп критериев, которые выявляются в процессе взаимодействия мотиваций основных агентов налоговой системы:

Безусловно национальные особенности формирования хозяйственных систем и их элементов (экономический менталитет) наложили свой отпечаток на интерпретацию теоретических основ построения налоговой системы России, т.е. построении концепции налогообложения в его национальном понимании.

Сегодня в условиях коренной смены принципов налогообложения необходимой для стимулирования рыночных институтов при поддержании эффективной системы государственного регулирования национального рынка, следует уделить особое внимание параллелям экономического развития России с точки зрения теоретических основ налоговой системы. Подобный анализ тем более ценен, что позволит выявить тенденции и закономерности формирования национальной концепции налогообложения, характер которой сохраняет свое влияние на структуру эффективного взаимодействия основных участников налоговых отношений и по сей день. А прецеденты использования тех или иных методов налогообложения позволяют выявить наиболее эффективные и приемлемые направления формирования налоговой системы, с учетом особенностей экономического развития России.

Основным источником покрытия государственных расходов являются налоги, сущность и природа которых раскрываются в различных моделях построения налоговых систем, или налоговых теориях. Экономисты выделяют следующие теории налогов: а) общие, которые отражают назначение налогообложения в целом; б) частные, исследующие отдельные вопросы налогообложения.

Налог - это бремя, накладываемое государством в законодательном порядке, в котором предусмотрен его размер и порядок уплаты (А. Смит). Шотландский экономист выдвигает тезис о непроизводительном характере государственных расходов, поэтому считает налог вредным для общества.

С другой стороны, налог - осознанная необходимость, потребность экономического и социального развития. В этих утверждениях прослеживается двойственная природа налогообложения.

Налог - это жертва и в то же время благо, если услуги государства за счет этой жертвы приносят пользу (Ж. Сисмонд де Сисмонди).

Налог - это принудительная выплата правительству домохозяйством или фирмой денег (или передача товаров и услуг), в обмен на которые домохозяйство или фирма непосредственно не получают товары или услуги (К. Макконнелл и С. Брю). Налоги - это принудительные сборы, взимаемые с населения на известной территории, на установленных законом основаниях, в целях покрытия общих потребностей государства (Советская финансовая энциклопедия).

Принципы налогообложения. В налоговой сфере применяются базовые идеи и положения, которые называются принципами налогообложения. Экономические принципы налогообложения впервые были сформулированы А. Смитом. В настоящее время они претерпели некоторые изменения и могут быть кратко охарактеризованы следующим образом.

1. Принцип справедливости: каждый должен принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. Методологической основой является прогрессивное налогообложение: кто получает больше благ от государства, тот должен больше платить налогов.

2. Принцип соразмерности: он означает баланс интересов налогоплательщика и государственного бюджета. Этот принцип характеризуется кривой Лаффера, показывающей зависимость налоговой базы от изменения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени.

3. Принцип учета интересов налогоплательщиков: он означает простоту исчисления и уплаты налога. Данный принцип раскрывается через:а) принцип определенности - сумма, способ и время платежа должны быть точно известны налогоплательщику; б) принцип удобства - налог взимается в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика.

4. Принцип экономичности (эффективности): он означает необходимость сокращения издержек государства от взимания налога. Сумма сборов по отдельному налогу должна превышать (причем примерно в два раза) затраты на его обслуживание.

Функции налогов. Реализация практического назначения налогов осуществляется посредством их функций: фискальной, регулирующей, социальной, контрольной. Фискальная функция налогов означает формирование государственных доходов путем аккумулирования в бюджете и внебюджетных фондах денежных средств для финансирования общественно необходимых потребностей. Расходование этих средств производится на социальные услуги и хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, административно-управленческие расходы, платежи по государственному долгу. Регулирующая функция налогов призвана решать те или иные задачи налоговой политики государства посредством налоговых механизмов. Данная функция предполагает влияние системы налогообложения на инвестиционный процесс, предпринимательскую деятельность, спад или рост производства, а также его структуру. Социальная функция налогов затрагивает проблемы справедливого налогообложения и реализуется посредством: а) неравного обложения налогом разных сумм доходов (использование прогрессивной шкалы налогообложения); б) применения налоговых скидок (например, с доходов граждан, направляемых на приобретение или строительство нового жилья); в) введения акцизов на предметы роскоши (например, акциз на ювелирные изделия). Поэтому граждане с большими доходами должны платить в бюджет большие суммы налогов, и наоборот. По своей сути социальная функция регулирует размер налогового бремени исходя из величины доходов физического лица. Контрольная функция налогообложения позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их размер с потребностями в финансовых ресурсах и таким образом влиять на процесс совершенствования налоговой и бюджетной политики. Сочетание этих функций при построении налоговой системы способствует экономическому росту государства и социальной защищенности населения.

17. Основные виды налогов; классификация налогов по территориальному признаку, по механизму взимания, по отношению к бюджетам разного уровня .

Налог - это сложная система отношений, включающая в себя ряд элементов. Согласно НК при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Элементы налогообложения делятся на три группы:

1) основные (обязательные) элементы налога, которые всегда должны быть указаны в законодательном акте при установлении налога. Согласно ст. 17 НК налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок начисления налога, порядок и сроки уплаты налога;

2) факультативные элементы, которые не обязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогам (например, налоговые льготы);

3) дополнительные элементы, которые не предусмотрены в обязательном порядке для установления налога: предмет налога, масштаб налога, единица налога, источник налога, налоговый оклад и др.

Основные элементы налогообложения. К основным (обязательным) элементам налога относятся:

а) субъект налогообложения (налогоплательщик) - лицо, на которое в соответствии со ст. 19 НК возложена обязанность уплачивать налоги (или сборы). Согласно Российскому законодательству субъектами налогообложения являются организации и физические лица. Налог может быть уплачен непосредственно самим налогоплательщиком или удержан у источника выплаты дохода; б) объект налогообложения - это действие, событие, состояние, которое обусловливает обязанность субъекта заплатить налог (например, совершение оборота по реализации товара, владение имуществом, совершение сделки купли-продажи, вступление в наследство, получение дохода и др.);

в) налоговая база. Она представляет собой количественное выражение предмета налогообложения и является основой для исчисления суммы налога (налогового оклада), так как именно к ней применяется ставка налога.

В ст. 53 НК дается определение налоговой базы: она представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Соответственно различаются налоговые базы со стоимостными показателями (сумма дохода); с объемно-стоимостными показателями (объем реализованных услуг); с физическими показателями (объем добытого сырья);

г) налоговый период - срок, в течение которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства;

д) налоговая ставка - размер налога на единицу налогообложения. (ставки налога следует классифицировать с учетом различных факторов.

Так, в зависимости от способа определения суммы налога ставки делятся на равные (для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога); твердые (на каждую единицу налогообложения определен фиксированный размер налога, например, 70 руб. за 1 кв. м площади); процентные (с каждого рубля предусмотрен определенный процент налогового обязательства). В зависимости от степени изменяемости ставок налога различают ставки общие; повышенные; пониженные (например, при общей ставке НДС 20% предусмотрена пониженная ставка 10%). В зависимости от содержания ставки могут быть маргинальными (такие ставки непосредственно установлены в нормативном акте о налоге); фактическими (они определяются как отношение уплаченного налога к налоговой базе); экономическими (определяются как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу);

е) порядок исчисления налога. Существуют две системы исчисления налога: некумулятивная (обложение налоговой базы предусматривается по частям) и кумулятивная (исчисление налога производится нарастающим итогом с начала периода);

ж) порядок уплаты налога, т.е. способ внесения суммы налога в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд). Он предполагает решение следующих вопросов:

Направление платежа (в бюджет или внебюджетный фонд);

Средства уплаты налога (в рублях, валюте);

Механизм платежа (в безналичном или наличном порядке, в кассу сборщика налога и др.);

Особенности контроля уплаты налога.

Подлежащая уплате сумма налога в установленные сроки перечисляется налогоплательщиком или иным обязанным лицом (ст. 58 НК). При этом на обязанное лицо может быть возложено представление в налоговый орган налоговой декларации и других документов (ст. 24 НК). Основными способами уплаты налога являются:

Уплата налога по декларации (на налогоплательщика возлагается обязанность представить в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах - налоговую декларацию);

Уплата налога у источника дохода (моменту получения дохода предшествует момент уплаты налога; это как бы автоматическое удержание, безналичный способ);

Кадастровый способ уплаты налога (налог взимается на основании внешних признаков предполагаемой средней доходности имущества; в этом случае устанавливаются фиксированные сроки взноса налогового платежа);

з) сроки уплаты налогов и сборов. Согласно ст. 57 НК они устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Сроки уплаты определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно было совершено.

Факультативные элементы налогообложения. Они представлены налоговыми льготами. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиков сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Налоговые льготы используются для сокращения размера налогового обязательства юридических и физических лиц; для отсрочки или рассрочки платежа. Налоговые льготы делятся на три вида:

а) изъятия - налоговые льготы, выводящие из-под налогообложения отдельные предметы (объекты) налогообложения;

б) скидки - льготы, сокращающие налоговую базу;

в) налоговые кредиты - льготы, уменьшающие налоговую ставку или налоговый оклад. Они представляют собой замену налога или его части натуральным исполнением. Данная льгота предоставляется налогоплательщику местными органами власти в пределах суммы налога, зачисляемой в местные бюджеты, в связи с его деятельностью в какой-либо поощряемой сфере или в зависимости от его социального и имущественного положения (например, кредит для инвалидов). Существуют следующие формы предоставления налоговых кредитов:

Снижение ставки налога;

Вычет из налогового оклада (валового налога);

Отсрочка или рассрочка уплаченного налога;

Возврат ранее уплаченного налога, части налога (налоговая амнистия);

Зачет ранее уплаченного налога;

Целевой (инвестиционный) налоговый кредит;

г) инвестиционный налоговый кредит - такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в конкретных пределах уменьшать свои платежи по налогу. В дальнейшем поэтапно налогоплательщик погашает свою задолженность по кредитам и начисленным процентам. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита определены в ст. 67 НК.

Дополнительные элементы налогообложения. В число таких элементов входят:

а) предмет налога - реальная вещь (земля, автомобиль, другое имущество) и нематериальное благо (государственная символика, экономические показатели и др.);

б) масштаб налога - установленная законом характеристика (параметр) измерения предмета налога. Масштаб налога определяется посредством стоимостных и физических характеристик. При измерении дохода или стоимости товара в качестве масштаба налога используют денежные единицы, при исчислении акцизов на алкоголь - крепость напитков, при определении налога с владельцев автотранспортных средств - мощность двигателя, объем двигателя или вес автомобиля;

в) единица налога. Как дополнительный элемент налога она тесно связана с его масштабом и используется для количественного выражения налоговой базы. Единицей налога следует считать условную единицу принятого масштаба: при обложении налогом земель - это гектар, квадратный метр; при налогообложении добавленной стоимости - рубль; при исчислении налога с владельцев автотранспортных средств - лошадиная сила;

г) источники налога - резерв, используемый для его уплаты. Источником являются доход и капитал налогоплательщика; применительно к хозяйственной деятельности предприятия - такие экономические показатели, как себестоимость, финансовый результат, прибыль и т.д.;

д) налоговый оклад - сумма, вносимая плательщиком в государственную казну по одному налогу.

Классификация налогов. Группировка налогов по методам их установления и взимания, характеру применяемых ставок и объектов обложения и т.д. представляет собой классификацию налогов. Она может быть проведена по следующим критериям.

1. По способу взимания выделяют:

а) прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Конечным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются:

Реальные прямые налоги, уплачиваемые с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика (например, налоги на имущество юридических и физических лиц);

Личные прямые налоги, взимаемые с реально полученного дохода с учетом фактической платежеспособности налогоплательщика (например, налог на прибыль организаций);

б) косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товаров, работы, услуги. В свою очередь, косвенные налоги подразделяются:

На косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются строю определенные группы товаров (например, акцизы);

Косвенные универсальные налоги, которыми облагаются в основном все товары, работы, услуги (например, НДС);

Фискальные монополии, распространяемые на все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;

Таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при пересечении государственной границы (экспортно-импортные операции).

2. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, различают:

а) федеральные (общегосударственные) налоги, которые определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории;

б) региональные налоги, которые устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов;

в) местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти.

3. По целевой направленности введения налогов различают:

а) абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходов государственного бюджета в целом;

б) целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов.

4. В зависимости от субъекта-налогоплательщика налоги подразделяются:

а) на взимаемые с физических лиц (например, налог на доходы физических лиц);

б) взимаемые с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций);

в) смежные налоги, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (например, земельный налог).

5. В зависимости от метода налогообложения выделяют:

а) равные налоги, характеризующиеся одинаковой суммой налога для каждого налогоплательщика;

б) пропорциональные налоги, взимаемые по единой ставке при любом размере дохода;

в) прогрессивные налоги, характеризующиеся повышением ставки с увеличением базы налогообложения;

г) регрессивные налоги, ставка которых уменьшается с ростом величины объекта налогообложения.

6. В зависимости от налоговой базы налоги можно подразделить:

а) на совокупные налоги, которые взимаются, например, с имущества одного налогоплательщика (налог на имущество предприятия);

б) частичные налоги - они применяются по отношению к отдельному виду имущества (например, к земле);

в) брутто-налоги, т.е. налоги, при исчислении которых исходят из актива баланса предприятия, включая и заемные средства;

г) нетто-налоги (чистые налоги) - они взимаются с разницы между всем имуществом и привлеченными средствами.

7. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, выделяют налоги:

а) закрепленные, которые целиком поступают в тот или иной бюджет (например, таможенные пошлины);

б) регулирующие, которые поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, определенной законодательством (например, налог на прибыль организаций).

8. По порядку введения налоги делятся:

а) общеобязательные, взимаемые на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают (налог на доходы физических лиц);

б) факультативные, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание находятся в компетенции региональных и местных органов власти (лицензионные сборы).