Сбербанк России

Налоговое планирование в коммерческом банке – важная составляющая корпоративного налогового менеджмента. Организационный механизм налогового планирования корпорации. Методы корпоративного налогового планирования и прогнозирования

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Корпоративный налоговый менеджмент как совокупность общественно-экономических отношений, его отличительные признаки и структурные элементы. Общие и специальные методы корпоративного налогового менеджмента. Методы налогового регулирования и планирования.

    реферат , добавлен 22.12.2010

    курсовая работа , добавлен 10.12.2014

    Теоретические основы построения общей системы налогового менеджмента. Организация корпоративного налогового менеджмента на российских предприятиях. Анализ менджмента, разработка рекомендаций по организации системы налогового менеджмента на предприятии.

    дипломная работа , добавлен 18.06.2008

    Система налогового менеджмента на предприятии. Сущность метода графо-аналитической зависимости в налоговом менеджменте. Балансовый метод анализа хозяйственной деятельности и прогнозирования финансового результата. Корпоративный налоговый менеджмент.

    контрольная работа , добавлен 09.01.2010

    Понятие финансового менеджмента и его роль в системе управления предприятием. Функции процесса управления денежными потоками в системе управления организацией: планирование финансов, прогнозирование, организационная и контрольная функция, регулирование.

    курсовая работа , добавлен 06.11.2014

    Воздействие налога на принятие предпринимательских решений. Исторические аспекты налогового планирования в условиях развития финансового менеджмента. Специфика налогового сегмента управления финансами субъектов хозяйств. Участники налогового планирования.

    реферат , добавлен 27.12.2010

    Система подходов, форм, методов и механизмов организации корпоративного налогового менеджмента, рекомендации по повышению эффективности налогового менеджмента. Деятельность налогоплательщиков по корпоративному налоговому планированию организации.

    дипломная работа , добавлен 18.06.2008

В экономической литературе встречаются различные определения налогового планирования. Все они сводятся к тому, что под налоговым планированием (налоговой оптимизацией, или корпоративным налоговым менеджментом) понимается уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика , включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов.

Корпоративное налоговое планирование предусматривает выработку и оценку управленческих решений, исходя из целевых установок организации и учета величины возможных налоговых последствий. Организации стремятся максимизировать свой доход и прибыль . С этих позиций основной задачей налогового планирования является выбор варианта уплаты налогов, позволяющего оптимизировать систему налогов. А это означает не только снижение налогового бремени по отдельным налогам и в целом по организации, но также и оптимальное распределение налоговых платежей во времени.

Целями налогового планирования являются:

1) соблюдение налогового законодательства;

2) сведение до минимума излишних налоговых выплат;

3) максимальное увеличение прибыли;

4) разработка структуры взаимовыгодных сделок;

5) управление потоками денежных средств;

6) эффективное сотрудничество с участниками налогового планирования;

7) влияние на законодательные органы власти, налоговые и финансовые органы, суды.

Особое внимание к налоговому планированию связано с тем, что в организациях большая часть финансово-хозяйственных операций подвержена, прямо или косвенно, влиянию налогового законодательства. Налоговые платежи составляют весомую долю в финансовых потоках хозяйствующих субъектов и ложатся на них существенным бременем. Хотя фактический уровень налоговой нагрузки (по уплаченным налогам) в России, рассчитываемый официальными органами, на протяжении последних лет остается в пределах 3334% (что весьма близко к показателям стран с либеральной налоговой системой), уровень номинального налогового бремени (по начисленным налогам) является высоким. Это связано с тем, что собираемость налогов в России обусловлена разными мнениями налогоплательщиков и государства по поводу системы налогообложения : налогоплательщики за счет вывода бизнеса в тень и сокрытия базы налогообложения ограничивают фактическое перечисление налогов в бюджет в пределах 3334% от ВВП.

Поэтому от грамотного профессионального решения, принятого с учетом налоговых последствий, зачастую зависит судьба организаций, являющихся законопослушными налогоплательщиками. По мере роста качественных и количественных параметров бизнеса, решения, связанные с учетом налоговых обязательств, становятся все более сложными и ответственными. Недоучет этой стороны финансовой деятельности, допущенные ошибки в расчетах по налогам с бюджетом, оборачиваются тяжелыми финансовыми потерями. Управление налогообложением, как вид специфической деятельности в организации, все больше входит в практику хозяйственной жизни России, а налоговый менеджер, или эксперт (консультант) по налогам, становится все более значительной фигурой.

Следует отметить, что значительным препятствием для осуществления налогового планирования в России является отсутствие стабильного налогового законодательства . В настоящее время данная отрасль права является наиболее активно развивающейся. Доказательством пристального внимания государства к регулированию правоотношений в сфере налогообложения является то, что в нормативные документы данной отрасли права (в том числе и в основной закон  Налоговый кодекс РФ) изменения и дополнения вносятся в среднем чуть ли не ежемесячно. В таких условиях возможности и эффективность налогового менеджмента ограничены, но все же существуют. Более того, при высокой динамичности изменений налогового законодательства особенно важно своевременно и адекватно на них реагировать.

Ведение налогоплательщиком налогового планирования означает выполнение следующих основных функций.

1. Оптимизация налогообложения: в рамках этой функции налогоплательщик постоянно изыскивает возможности по уменьшению налогового бремени; каждая новая сделка, новый вид деятельности подвергаются анализу на предмет налоговой оптимизации.

2. Планирование сумм налогов (по видам налогов), подлежащих уплате. В рамках этой функции налогоплательщик, путем составления бюджета налогов или иным образом, планирует суммы и сроки уплаты налогов.

3. Отслеживание сроков уплаты налогов. Данная функция тесно связана с предыдущей. Ее выполнение позволит налогоплательщику избежать преждевременной уплаты налогов (а с учетом концепции стоимости денег во времени  извлечения излишней суммы денежных средств из хозяйственного оборота) или просрочки, т. е. пени и штрафов .

4. Выявление и анализ налоговых рисков, т. е. рисков возникновения споров с налоговыми органами .

5. Прогнозирование изменений налогового законодательства и использование их в своих интересах.

При построении и проведении политики снижения налогового бремени организации следует иметь в виду, что уменьшение налоговых платежей не является главной целью организации. Одним из основных принципов налогового планирования является минимальное вмешательство в условия деятельности налогоплательщика. При принятии решения о налоговом планировании большую роль играют неналоговые факторы. Например, существует много видов деятельности, освобожденных от налогообложения. В то же время конкретный налогоплательщик, принимая решение о начале осуществления постоянной предпринимательской деятельности , учитывает не столько налоговые льготы , сколько иные факторы (спрос на продукцию, опыт работы, наличие производственной базы и т. д.).

Налоговая оптимизация  это лишь одна из задач финансового менеджера (рис. 8.1).

Рис. 8.1. Функции финансового отдела

Вместе с тем фактор налогообложения следует учитывать при решении многих финансовых задач.

Так, налоги влияют на показатели финансово-хозяйственной деятельности и, если в процессе анализа и оценки финансового состояния предприятия выявлено, что некоторые коэффициенты отклоняются от оптимальных значений, и улучшить ситуацию можно посредством изменения налоговых платежей предприятия, то это сигнал о необходимости проведения организацией дополнительных мероприятий по налоговому планированию.

Кроме того, одним из элементов налогового планирования является составление налогового бюджета, который содержит информацию о начислении налогов, планируемых налоговых платежах, прогнозе задолженности перед бюджетом . Эти данные затем отражаются в бюджете доходов и расходов , бюджете движения денежных средств, прогнозной финансовой отчетности. Таким образом, налоговое планирование является одним из этапов бюджетирования и способствует реализации финансовой стратегии компании.

Фактор налогообложения следует учитывать при анализе и оценке эффективности вложений в основные средства. В этом случае, в качестве мероприятий по налоговому планированию, будет выступать недопущение приобретения, а также реализация и ликвидация (в случае наличия) неэффективной части основных средств .

Еще одной задачей, при решении которой задействовано налоговое планирование, является управление оборотным капиталом : очень важно правильно определить пик платежей, особенно налоговых, так как сроки их уплаты для организации изменить трудно. Так, отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

3) угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты налога;

4) если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер.

При наличии первых трех из вышеуказанных оснований организации может быть предоставлен также налоговый кредит .

По налогу на прибыль , региональным и местным налогам организации может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит в случае:

1) проведения этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;

2) осуществления этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

3) выполнения этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

Таким образом, далеко не каждая организация имеет право на изменение срока уплаты налога путем отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита. Однако налоговое планирование позволяет изменять момент формирования налоговой базы , а, следовательно,  момент возникновения обязанности по уплате налогов. Налоговое планирование позволяет определить, в какой момент на счете организации необходимо наличие средств во избежание пени и штрафов .

Следует также отметить, что чем выше уровень налогообложения, тем дешевле заемный капитал как источник финансирования. Поэтому, воздействуя на уровень налоговой нагрузки посредством осуществления мероприятий по налоговому планированию, можно влиять на решения по структуре капитала.

Таким образом, налоговое планирование задействовано при решении всех задач управления финансами организации, хотя большинство теорий финансового менеджмента исходит либо из предпосылки нулевого налогообложения, либо использует ее очень упрощенную модель (это связано со сложностью и динамичностью изменений налогового законодательства ). Поэтому, применяя их на практике, важно вводить в рассмотрение фактор налогообложения, т. е. оценивать дополнительные выплаты, связанные с принятием данного финансового решения; а также анализировать возможности использования налоговых льгот или изменения срока уплаты налога.

Государство поощряет действия по налоговому планированию (хотя налоговые платежи являются основным источником доходов бюджетов всех уровней), так как они позволяют улучшить финансовое состояние предприятий, повысить эффективность деятельности и, в конечном итоге, расширить налоговую базу, что должно привести к увеличению налоговых платежей.

Это проявляется в том, что своим появлением налоговое планирование обязано провозглашению Конституцией РФ социальной направленности государства, поддержки государством конкуренции (в том числе формирования слоя среднего и малого предпринимательства) и объективной невозможности императивного установления законодателем для каждой категории налогоплательщиков с учетом условий их хозяйствования отдельных систем налогообложения. В ст. 3 Налогового кодекса РФ сформулированы следующие принципы налогообложения.

1. Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы (то же продекларировано в ст. 57 Конституции РФ). Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения . При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться, исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

5. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ, налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Следует обратить внимание именно на добровольный порядок применения льгот, особо отмеченный в п. 2 ст. 56 НК РФ: налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов . Иными словами, именно право выбора, законодательно предоставленное налогоплательщику государством, обусловливает возможность налогового планирования на уровне хозяйствующего субъекта . Стремление налогоплательщика к оптимизации налоговых платежей всеми законными способами правомерно и оправданно в силу первичности права собственности перед налоговыми обязательствами. К тому же это закреплено ч. 2 ст. 209 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой собственник вправе по своему усмотрению совершать, в отношении принадлежащего ему имущества, любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Таким образом, законодательство РФ признает права налогоплательщика и предоставляет ему возможность для реализации мер защиты его собственности, в том числе направленных на уменьшение налоговых обязательств, но только при условии, что эти действия не приводят к нарушению законодательства .

Однако, признав на законодательном уровне право налогоплательщика на осуществление мероприятий по налоговому планированию, государство поставило перед собой задачу четко разделить границу между добросовестными и недобросовестными методами снижения налоговой нагрузки.

Последние носят название уклонения от уплаты налогов и проявляются в:

 уклонении от постановки на учет в налоговых органах ;

 сокрытии объектов налогообложения ;

 грубом нарушении правил бухгалтерского и налогового учета ;

 фальсификации учетных данных;

 непредставлении или несвоевременном представлении документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, или их уничтожение;

 неуплате налогов;

 незаконного использования налоговых льгот и т. д.

При уклонении от уплаты налогов, действия налогоплательщика всегда носят противоправный характер.

В правоприменительной практике большинства государств, в том числе и Российской Федерации, сложились специальные методы, позволяющие предотвращать уклонение от уплаты налогов. Это:

 законодательные ограничения;

 меры административного и финансового воздействия, применяемые при нарушении налогоплательщиком налогового законодательства;

 специальные судебные доктрины.

Законодательные ограничения устанавливаются налоговым законодательством и представляют собой, по сути, совокупность обязанностей налогоплательщика, составляющих, наряду с его правами и гарантиями их осуществления, налоговый кодекс поведения налогоплательщика. К таким ограничениям можно отнести обязанность субъекта зарегистрироваться в налоговом органе в качестве налогоплательщика, представлять сведения и документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, удерживать налоги у источника отдельных категорий доходов (например, при выплате дивидендов , заработной платы , доходов иностранным юридическим лицам ), а также установление мер ответственности за нарушения налогового законодательства.

К мерам административного и финансового воздействия, применяемым при нарушении налогоплательщиком налогового законодательства, можно отнести право налогового органа на переквалификацию сделки в судебном порядке, которое является одним из основных способов борьбы с недобросовестными налогоплательщиками, уклоняющимися от уплаты налогов. В общем случае, согласно ст. 45 НК РФ, взыскание налога с организаций производится налоговыми органами в бесспорном порядке.

Метод специальных судебных доктрин пока еще не получил в Российской Федерации законодательного признания. В мировой практике налоговые органы имеют большие возможности при использовании судебного механизма борьбы с уклонением от уплаты налогов в случае, если налогоплательщик совершает сделки или действия исключительно в целях приобретения прав на налоговые льготы или для структурирования каких-либо отношений между различными предприятиями, с целью получения преимуществ, связанных только с налоговыми аспектами таких отношений.

Налоговое планирование на предприятии осуществляется в несколько этапов. Безусловно, планировать налоги надо уже на этапе организации бизнеса при выборе расположения предприятия, филиалов и дочерних компаний, организационно-правовой формы и т. д. Затем необходимо сформировать налоговую политику организации.

Должны быть детально изучены и проанализированы налоговые проблемы организации. Необходимо поставить задачу, в соответствии с которой затем будут подбираться инструменты и разрабатываться схемы налогового планирования. Налоговый анализ включает, в частности, определение особенностей организации финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта , формирование налогового поля (перечень основных налогов, которые надлежит уплачивать, их ставки, размеры, распределение между бюджетами различных уровней и налоговые льготы ), анализ системы договорных отношений и типичных хозяйственных ситуаций (в том числе бухгалтерских записей), оценку суммы налоговых обязательств в текущих условиях хозяйствования и др.

В качестве задачи налогового планирования может выступать минимизация налоговых потерь организации по какому-либо конкретному налогу или сбору; по совокупности налогов, исчисляемых на базе одного и того же объекта налогообложения (например, оборотных налогов с выручки ); по всей совокупности налогов и сборов, плательщиком которых является организация, и т. д.

Следующим этапом налогового планирования является выбор инструментов его осуществления.

Инструменты налогового планирования  налоговые льготы, специальные налоговые режимы , зоны льготного налогообложения на территории РФ и за рубежом, соглашения об избежание двойного налогообложения и т. д., позволяющие практически реализовать предусмотренные законодательством наиболее выгодные с позиций возникающих налоговых последствий условия хозяйствования.

В качестве основных инструментов налогового планирования можно выделить следующие.

1. Налоговые льготы, предусмотренные налоговым законодательством.

2. Договорная политика, т. е. оптимальная с позиций налоговых последствий форма договорных отношений (например, реализация продукции самостоятельно или через комиссионера ; производство готовой продукции из собственного сырья или из давальческого сырья).

3. Элементы бухгалтерского учета в целях налогообложения, учетная политика в целях налогообложения (например, метод определения выручки от реализации «по оплате» или «по отгрузке», оценка материально-производственных запасов и расчет их фактической себестоимости при списании в производство, порядок переоценки основных средств, наличие или отсутствие резервов предстоящих расходов и платежей).

4. Цены сделок (например, увеличение покупных или снижение продажных цен по сделкам с контрагентами ).

5. Отдельные элементы налогообложения (например, дифференциация налоговых ставок по прибыли (доходу) у индивидуальных предпринимателей и у юридических лиц ).

6. Специальные налоговые режимы и особые системы налогообложения (например, упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства , единый налог на вмененный доход и пр.).

7. Льготы, предусмотренные соглашениями об избежании двойного налогообложения и иными международными договорами и соглашениями (например, взаимодействие в своей коммерческой деятельности фирм, зарегистрированных в иностранных государствах и имеющих режим льготного налогообложения).

При осуществлении налогового планирования, с целью оптимизации налоговых платежей, необходим постоянный мониторинг законодательства и корректировка процедуры налогового планирования , с целью учета в кратчайшие сроки всех изменений.

Итак, сущность налогового планирования заключается в том, что каждый налогоплательщик имеет право использовать допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств.

С увеличением налогового бремени (налоговой нагрузки) на хозяйствующие субъекты потребность в налоговом планировании возрастает (табл. 8.1).

5. Корпоративное налоговое планирование

Современная организация налогового планирования на российских предприятиях, помимо своей узкопрактической направленности на снижение налоговых поступлений, отличается чрезмерно высокой ролью бухгалтерии предприятия в данной области планирования и некоторой толерантностью и индифферентностью экономических и финансовых служб. Последние либо вовсе не принимают участия в планировании налогов, либо занимаются сбором статистической информации, причем постфактум.

Термин «налоговое планирование» достаточно часто встречается в специальной литературе, посвященной налоговой проблематике, однако понимают его по-разному: «минимизация налогового бремени через финансовое планирование, включая инвестиции с отсрочкой уплаты налогов, покупку не облагаемых налогами ценных бумаг и использование различных налоговых убежищ»; «систематический анализ различных налоговых альтернатив, направленный на минимизацию налоговых обязательств в текущем и будущих периодах». ; «…деятельность налогоплательщика, направленная на минимизацию его налоговых обязательств»; «…создание системы договоров и комбинации различных форм налогообложения с целью максимально снизить налоги и минимизировать в рамках действующего законодательства возможную ответственность, а также сохранить заработанные капиталы»; «целенаправленные правовые действия налогоплательщика, направленные на минимизацию налоговых платежей».

Таким образом, как зарубежные, так и отечественные исследователи под налоговым планированием понимают, прежде всего, деятельность, направленную на уменьшение налоговых платежей, воспринимая его через призму противостояния налогоплательщика, с одной стороны, и фискальных органов, с другой. В то же время, налоговое планирование призвано не только уменьшать налоговые платежи предприятия, а оптимизировать налоговые потоки, стать регулятором, наряду с планом маркетинга и производства, процесса управления предприятием. Оптимизация налогового бремени организацией закладывает основу для роста массы налоговых поступлений в бюджетную систему в перспективе.

Корпоративное налоговое планирование представляет собой интеграционный процесс, заключающийся в упорядочивании хозяйственно-финансовой деятельности в соответствии с действующим налоговым законодательством и стратегией развития предприятия. Этот процесс можно также определить как предварительное рассмотрение, оценка решений в области финансово-хозяйственной деятельности организации с учетом величины возможных налоговых платежей и выбор из них наилучших решений с позиций целевых установок организации. Такая трактовка корпоративного налогового планирования предполагает, что любое решение, например инвестирование средств, реорганизация предприятия, создание филиала, выход на новый рынок, увеличение объема производства, выбор делового партнера и т. п., должно быть оценено с учетом налоговых последствий. Следует отметить, что на уровне предприятия такие функциональные элементы корпоративного налогового менеджмента как налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль неразрывно связаны и происходят как единый процесс, вследствие чего складывается впечатление, что на предприятии имеет место только налоговое планирование, хотя налоговое регулирование и контроль сохраняют свою относительную самостоятельность в составе корпоративного налогового менеджмента.

Для успешного налогового планирования важнейшее значение имеет стабильность налогового законодательства. в странах с развитой рыночной экономикой существенные изменения в налоговую систему вносятся не чаще, чем раз в десять лет, а многие налоговые законы действуют без значимых изменений в течение десятилетий. В России существенные поправки к налоговым законам принимаются ежегодно. Очевидно, в таких условиях строить какие-либо перспективные схемы довольно рискованно, хотя и необходимо.

Налоговое планирование, как и любую управленческую деятельность, можно представить в виде системы, включающей оперативный, тактический и стратегический элементы, в зависимости от которых видоизменяются мероприятия по планированию налогов.

Фундаментальным звеном в процессе налогового планирования выступает оперативный уровень , также часто именуемый в литературе текущим внутренним налоговым контролем.

На тактическом уровне налоговое планирование становится частью общей системы финансового управления и контроля, производится специальная подготовка (планирование) контрактных схем типовых, крупных и долгосрочных хозяйственных договоров, в частности: составляются прогнозы налоговых обязательств организации и последствий планируемых схем сделок, которые учитываются при формировании прогнозов финансовых потоков предприятий, являющихся базовым критерием принятия инвестиционных решений; разрабатывается график соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения финансовых ресурсов организации; прогнозируются и исследуются возможные причины резких отклонений от среднестатистических показателей деятельности организации и налоговых последствий инноваций или проводимой сделки; разрабатываются текущие и среднесрочные инвестиционные планы, включая экономию на налогах как один из источников финансирования.

Стратегическое налоговое планирование – заключительный, наивысший уровень налогового планирования. Это деятельность, связана с выработкой способов оптимизации налоговых потоков предприятия; результатом этого процесса выступает налоговый план, направленный на достижение стратегических интересов предприятия. Таким образом, налоговое планирование начинается с определения стратегических целей предприятия, именно они формируют потребность в принятии тех или иных управленческих решений, в зависимости от них строится структура предприятия и связи внутри нее.

Основной целью стратегического налогового планирования является разработка на основании прогнозов и тенденций развития налоговой системы России, эволюции финансовых рынков таких моделей и вариантов ведения хозяйственных операций хозяйствующими субъектами, которые бы в наибольшей мере отвечали поставленным стратегическим целям предприятия, с учетом возможных изменений во внешней среде. Деятельность по стратегическому налоговому планированию требует не только знания современного налогового законодательства, анализа современной рыночной конъюнктуры, но и способности прогнозирования изменений в налоговом законодательстве в весьма отдаленной перспективе, видоизменений и появлений новых экономических институтов, так или иначе способных оказать воздействие на налоговую систему; что, в свою очередь, требует знаний в области юриспруденции, экономики, менеджмента, финансов, понимания экономической сущности налогообложения, изучения основных научных теорий по налогообложению как российских, так и зарубежных исследователей.

При налоговом планировании не следует ориентироваться только на налоговые ставки. Напротив, их размеры с точки зрения налогообложения хозяйственной деятельности имеют второстепенное значение. Иначе трудно бы было понять, почему в условиях полной свободы движения капитала компании продолжают действовать в странах с уровнем налога на прибыль корпораций по ставкам в 44–50 % и не перебираются в «налоговые гавани», где ставки этого налога 2–5% или он вовсе не взимается. На самом деле, и в странах с «нормальными» (оптимизированной) ставками налогов компании с хорошо поставленным налоговым планированием платят налоги по «эффективной» (т. е. пониженной) налоговой ставке, которая не превышает 20–25 %. А эти ставки уже сравнимы с уровнем налогообложения в странах с более низкими налоговыми ставками. Поэтому выбор между странами с нормальным налоговым режимом и “налоговыми гаванями” далеко не всегда предопределен в пользу последних; во многих ситуациях и те, и другие играют на равных.

Из книги Эссе об инвестициях, корпоративных финансах и управлении компаниями автора Баффетт Уоррен

КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Для Баффетта руководители компании являются своего рода распорядителями капитала акционеров. Самые лучшие управляющие - те, кто, принимая деловые решения, мыслят с позиций владельца. Прежде всего, их заботят интересы акционеров. Но даже

Из книги Налоговый менеджмент автора Барулин С В

КОРПОРАТИВНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ И ИНВЕСТИРОВАНИЕ За последние 35 лет самыми революционными инвестиционными идеями стали те, которые получили название современной финансовой теории. Этот тщательно продуманный набор идей сводится к одному простому и обманчивому

Из книги Оптимизация налогообложения: рекомендации по и уплате налогов автора Лермонтов Ю М

Часть I. Корпоративное управление Многие годовые собрания акционеров не более чем пустая трата времени как для самих акционеров, так и для руководства компании. Иногда это происходит потому, что руководители неохотно раскрывают сущность деловых вопросов, но чаще всего

Из книги Оффшоры: инструменты налогового планирования автора Шевчук Денис Александрович

4.2. Налоговое планирование Налоговое планирование – это важный функциональный элемент налогового менеджмента. С помощью планирования устанавливаются основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечивают достижение целей. В ходе реализации этой функции

Из книги Эпоха потрясений. Проблемы и перспективы мировой финансовой системы автора Гринспен Алан

6. Государственное налоговое планирование и прогнозирование 6.1. Содержание государственного налогового планирования Государственное налоговое планирование призвано обеспечить выполнение установленных законом количественных и качественных показателей в процессе

Из книги Крутое пике [Америка и новый экономический порядок после глобального кризиса] автора Стиглиц Джозеф Юджин

1.2. Понятие «налоговое планирование» Под стратегическим налоговым планированием понимаются:– ознакомление с проектами нормативных правовых актов и прогноз возможных изменений в законодательстве;– анализ судебной практики;– составление прогнозов налоговых

Из книги Управляя рисками. Клиринг с участием центральных контрагентов на глобальных финансовых рынках автора Норман Питер

1.6. Международное налоговое планирование С целью оптимизации налогообложения налогоплательщики часто используют возможности международного налогового планирования. Иными словами, они применяют схемы и инструменты, снижающие налоговые потери при проведении

Из книги Настольная книга венчурного предпринимателя [Секреты лидеров стартапов] автора Романс Эндрю

Налоговое планирование с участием нерезидентных структур В любом государстве вопросы налогового планирования с участием нерезидентных структур и эффективного ведения бизнеса тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому они обязательно возникают в процессе

Из книги Бизнес-план на 100%. Стратегия и тактика эффективного бизнеса автора Абрамс Ронда

Из книги Как сэкономить на маркетинге и не потерять его автора Монин Антон Алексеевич

Корпоративное управление Схемы стимулирования, порождавшие несогласованную мотивацию разных участников, в конечном счете не принесли пользы ни акционерам, ни обществу в целом. Чистая прибыль многих крупных банков за 5–летний период, с 2004 по 2008 год, была отрицательной10.

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

10.4. Корпоративное маневрирование во Франции Биржи DTB и MATIF договорились приступить к осуществлению своего соглашения о сотрудничестве до конца 1993 года. Срок прошел, но дискуссии продолжались.Такие сроки часто не соблюдались, поэтому новость никого не удивила. MATIF

Из книги Управление бизнес-процессами. Практическое руководство по успешной реализации проектов автора Джестон Джон

6. Корпоративное управление: кто здесь главный? Когда занимаешься привлечением денег, обнаруживаешь, что вместе с деньгами приходит и необходимость уступить определенную степень контроля и голос в системе корпоративного управления. Некоторые из историй, описанных в

Из книги автора

Корпоративное «гражданство» Основной компонент социальной ответственности – активная гражданская позиция, корпоративное «гражданство». Исходным пунктом его формирования являются внутренняя политика компании и принятые в ней методы управления. Корпоративное

Из книги автора

Корпоративное поведение Корпоративное поведение, так же как и поведение человека, может быть пассивным или активным, спокойным и рассудительным, а может – нервным и беспокойным. Компания может занимать на рынке наступательную или оборонительную позицию.Все элементы

Из книги автора

ПЛАНИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ И ПЛАНИРОВАНИЕ БИЗНЕСА Планирование человеческих ресурсов должно составлять неотъемлемую часть планирования бизнеса. Стратегическое планирование необходимо для определения того, какие изменения будут произведены в объемах и видах

Из книги автора

Корпоративное руководство Корпоративное руководство BPM устанавливает адекватные и прозрачные процессы подотчетности, принятия решений и вознаграждения, направляющие действия. В традициях корпоративного и ИТ-руководства внимание в разрезе BPM сосредоточено на

Ключевые слова: НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ; УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ; ПРИНЦИПЫ; ЭТАПЫ; TAX PLANNING; ENTERPRISE MANAGEMENT; PRINCIPLES; STAGES.

Аннотация: Для определения места и роли налогового планирования в системе управления предприятия необходимо дать определение данному понятию, что и было представлено в данной статье. В данной статье рассматривались такие ключевые моменты планирования, как: важность корпоративного планирования, основополагающие принципы подхода определения целей для достижения поставленных задач, взаимосвязь этапов системы налогового планирования.

Государственный налоговый менеджмент начал формироваться в Российской Федерации после перехода экономики к рыночным отношениям, вследствие чего были созданы системы налогов, а также налогового администрирования. Параллельно с этим начал свое развитие и другой вид налогового менеджмента – корпоративный, основными целями которого является решение финансовых и налоговых отношений государства с предприятиями и организациями, которые возникают при выплате сборов и налогов. Корпоративный менеджмент является самой важной составляющей во всей системе управления организацией. Важность корпоративного планирования измеряется степенью тяжести налогов. Так, например, налог, составляющий более 50% затрат хозяйствующего субъекта, вынуждает применять методы корпоративного планирования, которые приобретают глобальный масштаб. В данном случае контроль производится руководством высшего уровня. В фирмах меньшего масштаба обязательно должны присутствовать свои группы или же отделы планирования налогов. Проекты внедряются только после тщательной экспертизы, которая проводится специалистами в данной области. Для новых же проектов привлекаются квалифицированные консультанты налогового планирования .

Само планирование не является одноразовым планированием, а представляет собой непрерывные процессы, которые связаны с постановкой определенных целей и мероприятий, с помощью которых будут достигнуты данные цели.

Несмотря на то, что для различных предприятий существуют различные цели, проблемы и способы их решения можно выделить следующие основополагающие принципы подхода определения целей для достижения поставленных задач :
1. Законность, то есть данные цели должны соответствовать законодательству РФ;
2. Знание всех аспектов, относящихся к налоговому планированию;
3. Перспективность, то есть прогнозирование того, как применение методов оптимизации налогов повлияют на предприятие в целом.

Одним из важнейших элементов, который способствует грамотному планированию, по праву можно считать организацию налогового и бухгалтерского учетов.

При качественном и количественном увеличении показателей предприятия становится все труднее решать проблемы, которые связаны с налогами.

При недостаточном учете финансовой деятельности предприятия могут быть такие последствия, как издержки, банкротство и ликвидация самой организации .

Налоговое планирование представляет собой несколько этапов, которые, так или иначе, взаимосвязаны между собой. Эти этапы не стоит рассматривать как некий однозначный алгоритм, который гарантирует уменьшение объема налоговых обязательств. Это объясняется тем, что при планировании идет взаимодополнение аналитики и элементов науки .

I. Этап появления идеи бизнеса и связанные с этим организационные вопросы. На данном этапе идет процесс формулировки целей и задач. Решается вопрос о предоставленных законодателями налоговых льготах.

Не стоит забывать о важности готовности администрации к осуществлению налогового планирования, которое строится на основах стратегий и тактик, а также к четкому формулированию принципов по управлению подразделениями организации, которые преследуют цели налогового планирования.

Основными факторами здесь выступают координирование действий, дифференциация полномочий, а также контроль за выполнением предписаний вышестоящих органов.

II. Этап выбора наиболее выгодной локации с учетом соблюдения требований налогового планирования. Локация выбирается при учете расположений различных помещений организации, что включает в себя филиалы, дочерние компании и руководящие органы, организационно-правовые формы этих подразделений.

Транснациональные компании выбирают оптимальную юрисдикцию базовых компаний и их месторасположений.

III. Этап выбора организационно-правовых форм юридических лиц. На данном этапе определяется ее соотношение с возникающими налоговыми режимами.

Последующие этапы стоит отнести к нынешнему налоговому планированию.

IV. Этап, предусматривающий формирование “налогового поля организации”, целью которого является анализ льгот налогов. На базе проведенных анализов идет формирование планов эксплуатации по выбранным налогам.
V. Этап разработки систем договорных отношений организации (при учете вышеупомянутого налогового поля). Происходит прогнозирование последствий и потенциальных сделок аренды, подрядов, купли-продажи, возмездные оказания услуг и т.д. Результатом данной деятельности является образование договорного поля хозяйствующих субъектов.
VI. Этап, на котором составляется журнал хозяйственных операций, исполняющий роль основы ведения налогового и финансового учетов.

Впоследствии производятся анализы разнообразных налоговых положений с потенциальными потерями, которые обуславливаются штрафами или иными видами санкций.

VII. Этап, который напрямую взаимосвязан с организацией надежных учетов и контроля правильности выплаты налогов.

Внутренний контроль налогового расчета считается главной технологией уменьшения рисков и ошибок.

Также стоит отметить несколько пределов налогового планирования :
1) Законодательное ограничение. Под этим подразумевается необходимость регистрации в налоговых органах экономических субъектов, предоставление документации и т.д. Сюда также можно отнести и определенные меры наказания за нарушение НК РФ.
2) Меры административного воздействия. Они сводятся к тому, что органы налогов имеют право на требование своевременной выплаты налогов. Могут проводиться проверки и приниматься решения об использовании определенных санкций.
3) Специальные судебные доктрины. Данные доктрины используются и осуществляются непосредственно судами для признания тех или иных сделок несоответствующими определенным требованиям НК РФ и законодательства. Применяются в основном при уклонениях от уплаты налогов.

К ним можно отнести доктрины «существо над формой», «деловая цель».

Так же могут быть выделены и иные способы, с помощью которых органы государственной власти могут ограничивать сферу применения налогового планирования. К этому можно отнести заполнения пробелов в налоговом законодательстве, презумпцию облагаемости, право на обжалование сделок налоговыми и другими органами.

Основным ограничением налогового планирования стоит считать то, что налогоплательщики имеют права только на законные способы уменьшения обязательств, связанных с налогами. Иначе же вместо ожидаемой налоговой экономии можно ожидать лишь колоссальные потери финансов, банкротство или даже лишение свободы на определенный срок .

Список литературы

  1. Митюкова, Э.С. Налоговое планирование: более 60 законных схем / Э.С. Митюкова. — М.: АйСи Групп, 2016. — 352 c.
  2. Урман, Н.А. Эффективное налоговое планирование / Н.А. Урман. — М.: Налог. вестник, 2010. — 304 c.
  3. Евстигнеев, Е.Н. Налоговый менеджмент и налоговое планирование в России: Монография / Е.Н. Евстигнеев, Н.Г. Викторова. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 270 c.
  4. Вылкова, Е.С. Налоговое планирование в 2 т. Том 2: Учебник для вузов / Е.С. Вылкова. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 440 c.
  5. Сазанов О.В. Роль местных налогов в формировании местного бюджета / О.В. Сазанов, Д.О. Соловьева, Е.П. Максимова // Электронное научно-практическое периодическое издание «Экономика и социум». — 2015. — №2. — С. 139-144.