Кредиты

Юридическая ответственность за нарушение налогового законодательства рф

Налоги и государство - явления взаимосвязанные: государство не может существовать без системы налогообложения, в то же время существование налогов без государства также является невозможным.

Роль налогов в современном государстве так же велика, они составляют основу доходной части государства, что позволяет ему осуществлять свои функции в полном объеме

Налоговый метод стал главным в формировании доходов государственной казны. Более 80% доходов бюджетной системы составляют платежи, входящие в налоговую систему. Налоги и иные обязательные платежи активно используются государством и местным самоуправлением при управлении различными сферами общественной жизни.

Следует подчеркнуть, во всех странах с рыночной экономикой налоги признаются основным источником доходной части бюджетов.

Каждый налогоплательщик согласно Закону обязан своевременно и в полном размере уплачивать налоги, вести бухгалтерский учет, составлять отчеты, предоставлять налоговым органам необходимые документы и сведения для контроля правильности уплаты налогов. Если налогоплательщик нарушает налоговое законодательство, то налоговые органы вправе наложить на него санкции.


Административная ответственность - наступает за посягательство субъектами права на общественные отношения, связанные с государственным управлением, основанные на отношениях власти и подчинения.

По определению, Административная ответственность - это “...вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение”..

Основные характеристики административной ответственности:

Устанавливается как законами, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях.

Субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования.

Административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц.

Административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей.

Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы.

Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.


Основанием административной ответственности является административное правонарушение, т.е. “...посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность”.

В Налоговом Кодексе РФ “Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность”.

Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

Наказуемость подразумевает что административным правонарушением признается только такое деяние за которое предусмотрена административная ответственность. В данном случае такая ответственность должна быть предусмотрена Налоговым Кодексом.

Налоговый Кодекс РФ предусматривает одну форму неосторожности - небрежность. Небрежное поведение субъекта имеет место в том случае, если он не сознавал противоправный характер своих действий/(бездействия) либо не предвидел наступление вредных последствий, хотя должен был и мог это осознавать и предвидеть.

Поскольку организация - это искусственная правовая конструкция, она не обладает собственным сознанием и психикой. Для организации субъективная сторона определяется в зависимости от отношения ее должностных лиц, либо ее представителей. То есть виной организации признается вина гражданина, являющегося должностным лицом или представителем этой организации, действие/(бездействие) которого обусловили совершение правонарушения.

Только при наличии состава административного правонарушения, налогоплательщик может быть привлечен к административной ответственности.

Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК) и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 22.06.2007 N 116-ФЗ) установлены следующие виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение:

Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (статья 116 НК, статья 15.3 КоАП)

Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 ст. 116 НК - штраф в размере 5000 рублей

Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 календарных дней - штраф в размере 10000 рублей

Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда штраф на должностных лиц в размере от 500 до 1000 рублей

Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда - штраф на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 рублей

2. Уклонение от постановки на учет в налоговом органе (статья 117 НК)

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе - штраф в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20000 рублей

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более 90 календарных дней - штраф в размере 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 календарных дней, но не менее 40000 рублей

3. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (статья 118 НК, статья 15.4 КоАП)

Нарушение налогоплательщиком установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке - штраф в размере 5000 рублей.

Нарушение установленного срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации - штраф на должностных лиц в размере от 1000 до 2000 рублей

4. Непредставление налоговой декларации (статья 119 НК, статья 15.5 КоАП)

Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в п.2 ст.119 НК - штраф в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 рублей

Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации - штраф в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня

Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета - штраф на должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей

5.Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (статья 120 НК)

Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 ст.120 НК - штраф в размере 5000 рублей

Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода - штраф в размере 15000 рублей

Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, если они повлекли занижение налоговой базы - штраф в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15000 рублей

6.Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) (статья 122 НК)

Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) - штраф в размере 20% от неуплаченных сумм налога (сбора)

Деяния, предусмотренные пунктом 1 ст. 122 НК, совершенные умышленно - штраф в размере 40% от неуплаченных сумм налога (сбора)

7.Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (статья 126 НК, 15.6 КоАП)

В соответствии с НК РФ соблюдение порядка уплаты налогов обеспечивается применением финансовой, административной, уголовной ответственности, то есть приме­няются различные виды юридической ответственности за нарушения налогового законодательства.

Предупреждение налоговых правонарушений не всегда достигает желаемых целей. Поэтому Налоговый кодекс РФ изменил нормы ранее принятого законодательства по вопросам ответственности за нарушения в данной сфере. Согласно ст. 114 НК РФ мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является санкция. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями главы 16 НК РФ. Штраф - это денежное взыскание имущественного характера, которое выражается в получении с налогового правонарушителя в доход государства определенной законом суммы денежных средств. Следовательно, по характеру воздействия эти санкции носят опосредственное наказание, т.е. не приносят имущественного вреда налогоплательщику, лишь уменьшают его доходы на перспективу или в какой-то степени ограничивают его предпринимательскую деятельность (арест счетов, приостановление деятельности организации и т.п.).

Налоговая ответственность - это санкция (принудительная мера) за налоговое правонарушение, предусмотренная главой 16 НК РФ. Неисполнение налогоплательщиками своих обязанностей обеспечивается мерами государственного принуждения. За налоговое правонарушение применяют налоговые санкции, меры к принудительному взысканию недоимок по налогам. Исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пени, приостановлением операций по счетам налогоплательщика - организации, индивидуального предпринимателя, плательщика сборов - организации или налогового агента - организации, наложением ареста на имущество налогоплательщика (ст. 72 НК РФ).

Административная ответственность - разновидность юридической ответственности, поэтому для нее характерны все присущие последней признаки, а именно: это мера государственного воздействия (принуждения); она наступает при совершении правонарушения и наличии вины; она применяется компетентными органами; она состоит в применении к правонарушителю определенных санкций; эти санкции строго определены законом. Однако наряду с перечисленными признаками административная ответственность имеет и некоторые специфические особенности. Во-первых, основанием для административной ответственности является административное правонарушение (проступок). Во-вторых, она проявляется в применении к правонарушителям административных взысканий (за нарушение налогового законодательства - штраф). В-третьих, административная ответственность налагается государственными органами, строго определенными законодательством.



Таким образом, можно дать следующее определение для административной ответственности за нарушение налогового законодательства. Административная ответственность - это предусмотренная законодательством мера государственного принуждения, которая наступает при совершении административного правонарушения и влечет за собой применение к виновному лицу административных взысканий, налагаемых компетентным государственным органом.

Одним из главных элементов наступления административной ответственности является совершение определенным лицом налогового правонарушения.

Большинство налоговых правонарушений - административные нарушения. Действительно, эти нарушения могут совершаться посредством определенных действий или бездействия, они всегда идут вразрез с интересами общества и государства, они противоправны и виновны, за многие из них предусмотрена административная ответственность. Исключения составляют только те правонарушения, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Каждый административный проступок имеет свой состав правонарушения, под которым понимается установленная законодательством совокупность признаков, характеризующая данное деяние как административное правонарушение. Установление этих признаков в конкретном деянии и будет являться основанием для административной ответственности, в то время как отсутствие одного из них освобождает лицо от наказания.

Состав административного правонарушения имеет как объективные признаки (существующие объективно, вне сознания человека), так и субъективные признаки (непосредственно связанные с человеком, его сознанием). Отсюда выделяют объективную сторону и объект правонарушения и соответственно субъективную сторону и субъект правонарушения.

Объектом административного проступка (на что направлен административный проступок) в налоговой сфере является установленный порядок уплаты налогов и исполнения налогоплательщиками и иными лицами своих обязанностей. Это отношения регулируются налоговым законодательством. Следовательно, меры административной ответственности применяются к правонарушителю в том случае, если его действия нанесли или неизбежно могут нанести вред в виде неуплаты налогов.

Объективную сторону состава административного правонарушения составляют установленные законодательством признаки, характеризующие внешнюю сторону проступка, его последствия. Объективная сторона может выражаться как в действии, так и в бездействии. Конкретное содержание объективной стороны каждого состава содержится в налоговых законах.

Субъективную сторону состава административного проступка составляют психические процессы в сознании правонарушителя, происходившие в момент совершения им проступка, а также по отношению к его последствиям. Обязательный признак субъективной стороны - вина. Под виной подразумевается психическое отношение правонарушителя к содеянному и наступившим последствиям. Вина - ядро субъективной стороны состава правонарушения.

Необходимо отметить, что финансовая ответственность за нарушение налогового правонарушения может наступать вообще без наличия вины, т. е. в тех случаях, когда налогоплательщик не мог и не должен был предвидеть наступление вредных последствий (в результате счетной ошибки и т. д.). Для применения же административной ответственности наличие вины является обязательным. В противном случае к правонарушителю административная ответственность не применяется.

Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198 УК РФ) и за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК РФ).

Под уклонением от уплаты налогов и (или) сборов, ответственность за которое предусмотрена статьями 198 и 199 УК РФ, следует понимать умышленные деяния, направленные на их неуплату в крупном или особо крупном размере и повлекшие полное или частичное не поступление соответствующих налогов и сборов в бюджетную систему РФ.

Способами уклонения от уплаты налогов и (или) сборов могут быть как действия в виде умышленного включения в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений, так и бездействие, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных указанных документов.

Субъектом преступления, предусмотренного статьей 198 УК РФ, является достигшее шестнадцатилетнего возраста физическое лицо (гражданин РФ, иностранный гражданин, лицо без гражданства), на которое в соответствии с законодательством о налогах и сборах возложена обязанность по исчислению и уплате в соответствующий бюджет налогов и (или) сборов, а также по представлению в налоговые органы налоговой декларации и иных документов, необходимых для осуществления налогового контроля, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным. В частности, в силу статьи 11 НК РФ им может быть индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в установленном порядке и осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частный нотариус, адвокат, учредивший адвокатский кабинет.

Субъектом преступления, ответственность за которое предусмотрена статьей 198 УК РФ, может быть и иное физическое лицо, осуществляющее представительство в совершении действий, регулируемых законодательством о налогах и сборах, поскольку в соответствии со статьями 26, 27 и 29 НК РФ налогоплательщик (плательщик сборов) вправе участвовать в таких отношениях через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.

К субъектам преступления, предусмотренного ст.199 УК РФ, могут быть отнесены руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий. К числу субъектов данного преступления могут относиться также лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера). Содеянное надлежит квалифицировать по п. «а» ч.2 ст.199 УК РФ.

Иные служащие организации-налогоплательщика (плательщика сборов), оформляющие, например, первичные документы бухгалтерского учета, могут быть при наличии к тому оснований привлечены к уголовной ответственности по соответствующей части статьи 199 УК РФ как пособники данного преступления, умышленно содействовавшие его совершению.

Необходимо отметить, что обязательным признаком составов преступлений, предусмотренных статьями 198 и 199 УК РФ, является крупный или особо крупный размер неуплаченных налогов и (или) сборов, определяемый согласно примечаниям к статьям 198 и 199 УК РФ. При этом крупный или особо крупный размер неуплаченных налогов и (или) сборов определяется за период в пределах трех финансовых лет подряд.

В основу разграничения ответственности налогоплательщиков положен соответствующий вид нарушения законодательства о налогах и сборах. Все нарушения законодательства о налогах и сборах подразделяются на три вида: собственно налоговые правонарушения (как разновидность финансовых правонарушений); нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административного правонарушения (налоговые проступки); нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки преступления (налоговые преступления). При такой классификации позволительно говорить о трех видах юридической ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах, соответственно налоговой (как разновидности финансовой), административной и уголовной.также можно выделить такой вид ответственности как дисциплинарная.

1. Уголовная ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства является самым тяжким видом ответственности по основаниям и по последствиям. Уголовная ответственность наступает исключительно за совершение преступления, под которым понимается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ (УК РФ) под угрозой наказания. Таким образом, для привлечения налогоплательщика к уголовной ответственности необходимо доказать вину конкретного физического лица в совершении преступления. Виновным по российскому законодательству признается лицо, которое совершило преступление как умышленно, так и по неосторожности. Однако для налоговых преступлений характерен приоритет умышленной формы вины. Например, для того чтобы уголовная ответственность наступила по ст. 199 УК РФ за уклонение от уплаты налогов путем включения в налоговую декларацию заведомо ложных сведений, необходимо, чтобы бухгалтер знал, что сведения, включаемые им в декларацию, ложны. Если должностное лицо добросовестно заблуждается, например из-за плохого знания налогового законодательства, то оно не совершает уголовного преступления. Налоговое преступление может быть совершено в крупном или особо крупном размере. Уголовное наказание может быть наложено только судом.



2. Административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. При этом административная ответственность имеет ряд особенностей:

1) в отличие от уголовной, административная ответственность установлена не только для физических лиц - нарушителей налогового закона, но и для организаций. В некоторых случаях административное взыскание может накладываться и на организацию, и непосредственно на работника этой организации, допустившего нарушение закона;

2) субъективная сторона большинства административных правонарушений может быть выражена не только умышленной формой вины, но и неосторожностью. В административном праве в полной мере действует принцип - "незнание закона не освобождает от ответственности". Поэтому даже если должностное лицо организации, например ее руководитель, не знает сроков представления налоговой декларации, то он все же должен заплатить штраф за нарушение срока представления декларации;

3) все административные правонарушения, так же как и уголовные преступления, перечислены в одном нормативно-правовом акте - КоАП РФ. Если же какое-либо деяние, которое, по мнению налоговых органов, является противозаконным, в КоАП РФ правонарушением не названо, то и административная ответственность за его совершение налагаться не может. Административные правонарушения в области налогов и сборов предусмотрены гл. 15 КоАП РФ;

4) рассматривать дела об административных правонарушениях вправе не только суды, но в некоторых случаях сами налоговые органы.

3. Налоговая ответственность . Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) установлена ответственность. Налоговая ответ-ть налогоплат-ков регулируется разд.6 первой части НК. При выявлении нарушений налогового законодательства налоговые органы применяют меры финансовой ответственности в виде штрафных санкций и административные штрафы НК РФ определяется понятие налогового правонарушения в виде совершенного умышленно или по неосторожности или бездействия в нарушении налогового законодательства, за которое кодексом предусмотрена ответственность. В соответствии со ст114 НК РФ мерой ответственности за налоговые правонарушения явл-ся санкция, установленная в виде денежных штрафов, размеры которых указаны в НК РФ. Ответственность в виде штрафных санкций наступает за следующие нарушения: нарушение срока постановки на учет в нологовом органе; уклонение от постановки на учет в налоговом органе; нарушение срока предоставления сведений об открытии и закрытии счета в банке; непредставление налоговой декларации; неуплата или неполная уплата сумм налогов; невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налогов; отказ от предоставления документов и предметов по запросу налогового органа; грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения и т.д. НК РФ предусматривает штрафные санкции за каждое из перечисленных налоговых нарушений. При совершении одним лицом более одного правонарушения налоговые санкции взыскиваются отдельно за каждое из них. НК РФ устанавливает презумпцию налоговой невиновности. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу решением суда. Налоговое законодательство предусматривает наличие обстоятельств, исключающих вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения и смягчающих и отягочающих ответственность за совершение налогового правонарушения. Имеет место давность взыскания налоговых санкций. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течении которого было совершено это правонарушение истекло три года.

4. Дисциплинарная ответственность - это ответственность работника перед своим работодателем. Меры дисциплинарного взыскания установлены ТК РФ: замечание, выговор, увольнение по соответствующему основанию. Помимо нарушений дисциплины (например, прогул), дисциплинарная ответственность может наступить и за ненадлежащее выполнение работником своих прямых должностных обязанностей (например, за нарушение бухгалтером сроков сдачи налоговой отчетности).

Однако для применения одной из мер дисциплинарной ответственности работодатель должен соблюсти соответствующую процедуру, предусмотренную ТК РФ (затребовать от работника объяснение, в случае отказа от дачи объяснений составить акт, вынести приказ о наложении взыскания, объявить этот приказ работнику под расписку).

Ответственность за нарушение налогового законодательства напрямую зависит от формы вины. Умышленными признаются те деяния, которые были совершены налогоплательщиком с осознанием их противоправного характера и с целью наступления негативных последствий (несдача декларации для сокрытия налогов; неправомерное применение вычетов и др.) Неосторожным считается нарушение, совершенное налогоплательщиком без осознания противоправности действий, хотя он мог и должен был ее осознавать (пропуск по незнанию; ошибочное применение вычетов и др.).

Согласно НК, ответственность за нарушение налогового законодательства может быть смягчена при наличии определенных обстоятельств: неблагоприятной жизненной ситуации (болезнь, потеря кормильца и т.п.); принуждения либо материальной, служебной или другой зависимости; тяжелого финансового положения. Стоит подчеркнуть, что приведенный перечень является открытым и наказание может быть смягчено и в других случаях, например, при незначительном размере вреда. Если в процессе рассмотрения дела выявлено хотя бы одно обстоятельство, смягчающее вину, размер штрафа должен быть сокращен, как минимум, на 50%. Ответственность за нарушение налогового законодательства не может быть применена к налогоплательщикам, нарушившим закон в силу следующих обстоятельств: болезни, вследствие которой лицо не могло осознавать своих действий; стихийного бедствия; добросовестного исполнения письменных разъяснений, полученных от ИФНС либо иных компетентных органов.

Какая именно ответственность за нарушение налогового законодательства применяется к физическим лицам?

В отношении выделяются только два вида нарушений: непредоставление декларации.

Четко регламентированы НК (ст.119) и их незнание не освобождает налогоплательщиков от ответственности. Непредоставление отчетности в период, не превышающий 180 дней после истечения сроков, определенных законодательством, влечет наложение штрафа. Его размер равен 5% от суммы налогов, подлежащих перечислению, за каждый месяц (полный и неполный), прошедший со дня, установленного для подачи отчетности, но не больше 30% совокупной суммы налоговых платежей и не меньше ста рублей. Если же со дня, в который декларация должна была быть предоставлена, истекло более 180 дней, то с налогоплательщика взимается: 30% от совокупной суммы налогов; 10% за каждый месяц (полный и неполный), прошедший с 181-го дня.

Возникновение по причине ошибочного их исчисления подразумевает взыскание штрафа, размер которого - 20% от суммы задолженности. Умышленная неуплата карается штрафом в 40%. При этом санкции занарушение налогового законодательства не освобождают налогоплательщика от перечисления налоговых платежей. Необходимо отметить, то взыскание штрафов с лиц, не являющихся предпринимателями, возможно только через суд.

Налогоплательщиков возможна только в следующих случаях:

1. Уклонение от налоговых выплат в крупных размерах - более 600 тыс. руб. за З года подряд, если доля неперечисленных налогов составляет не меньше 10% от их совокупной суммы или же превышает 1,8 млн. руб. За данные преступления могут быть назначены следующие меры ответственности: штраф в сумме от 100 до 300 тыс. руб. или же в пределах доходов налогоплательщика за период от года до 2-х лет; содержание под арестом от 4-х месяцев до полугода; лишение свободы до З-х лет.

2. Уклонение от налоговых выплат в особо крупных размерах - более З млн руб. за три года подряд при условии, что доля не перечисленных налогов составляет не меньше 20% от их совокупной суммы или же превышает 9 млн руб. Эта категория преступлений подразумевает следующую ответственность: лишение свободы до З-х лет; штраф в сумме от 200 до 500 тыс. руб. или же в пределах доходов налогоплательщика за период от 1,5 до З-х лет.

Уголовнаяответственность за нарушение налогового законодательства не применяется к тем налогоплательщикам, которые совершили противоправные деяния впервые и полностью выплатили недоимку по налогам, а также штрафы и пени.

Л.В. Сальникова,
г. Саратов

В настоящее время в российском законодательстве существуют следующие виды ответственности за нарушение налогового законодательства:

1) уголовная;

2) административная;

3) налоговая;

4) дисциплинарная.

1. Уголовная ответственность

Уголовная ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства является самым тяжким видом ответственности по основаниям и по последствиям. Уголовная ответственность наступает исключительно за совершение преступления, под которым понимается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ) под угрозой наказания. Таким образом, для привлечения налогоплательщика к уголовной ответственности необходимо доказать вину конкретного физического лица в совершении преступления. Виновным по российскому законодательству признается лицо, которое совершило преступление как умышленно, так и по неосторожности. Однако для налоговых преступлений характерен приоритет умышленной формы вины. Например, для того чтобы уголовная ответственность наступила по ст. 199 УК РФ за уклонение от уплаты налогов путем включения в налоговую декларацию заведомо ложных сведений, необходимо, чтобы бухгалтер знал, что сведения, включаемые им в декларацию, ложны. Если должностное лицо добросовестно заблуждается, например из-за плохого знания налогового законодательства, то оно не совершает уголовного преступления. Налоговое преступление может быть совершено в крупном или особо крупном размере. Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 100 000 руб. - для физических лиц (500 000 руб. - для юридических лиц), при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 300 000 руб. - для физических лиц (1 500 000 руб. - для юридических лиц). Особо крупным размером считается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 000 руб. - для физических лиц (2 500 000 руб. - для юридических лиц), при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1 500 000 руб. - для физических лиц (7 500 000 руб. - для юридических лиц).

Уголовное наказание может быть наложено только судом.

2. Административная ответственность

Административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. При этом административная ответственность имеет ряд особенностей:

1) в отличие от уголовной, административная ответственность установлена не только для физических лиц - нарушителей налогового закона, но и для организаций. В некоторых случаях административное взыскание может накладываться и на организацию, и непосредственно на работника этой организации, допустившего нарушение закона;

2) субъективная сторона большинства административных правонарушений может быть выражена не только умышленной формой вины, но и неосторожностью. В административном праве в полной мере действует принцип - "незнание закона не освобождает от ответственности". Поэтому даже если должностное лицо организации, например ее руководитель, не знает сроков представления налоговой декларации, то он все же должен заплатить штраф за нарушение срока представления декларации;

3) все административные правонарушения, так же как и уголовные преступления, перечислены в одном нормативно-правовом акте - КоАП РФ. Если же какое-либо деяние, которое, по мнению налоговых органов, является противозаконным, в КоАП РФ правонарушением не названо, то и административная ответственность за его совершение налагаться не может. Административные правонарушения в области налогов и сборов предусмотрены главой 15 КоАП РФ;

4) рассматривать дела об административных правонарушениях вправе не только суды, но в некоторых случаях сами налоговые органы (так, в соответствии со ст. 23.5 КоАП РФ налоговые органы рассматривают дела по ст. 14.5 , 15.1, 15.2 настоящего Кодекса).

3. Налоговая ответственность

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) установлена ответственность.

Составы и санкции правонарушений в сфере налогообложения

Нарушение налогового законодательства

Квалифицирующий признак

Наказание

Основание

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо

Крупный размер

Штраф в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет; арест на срок от 4 до 6 месяцев; лишение свободы на срок до 1 года

ч. 1 ст. 198 УК РФ

ложных сведений

Особо крупный размер

Штраф в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет; лишение свободы на срок до 3 лет

ч. 2 ст. 198 УК РФ

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений

Крупный размер


ч. 1 ст. 199 УК РФ

Особо крупный размер

Штраф в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;

ч. 2 ст. 199 УК РФ

Группой лиц по предварительному сговору

лишение свободы на срок до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового

Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд)

Крупный размер

Штраф в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет; арест на срок от 4 до 6 месяцев; лишение свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового

ч. 1 ст. 199.1 УК РФ

Особо крупный размер

Штраф в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 лет; лишение свободы на срок до б лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового

ч. 2 ст. 199.1 УК РФ

Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем

Крупный размер

Штраф в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет; лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового

ст. 199. 2 УК РФ

Нарушение порядка ведения кассовых, банковских операций и бухгалтерского учета

Нарушение порядка работы с денежной на личностью и порядка ведения кассовых операций

Штраф в размере от 40 до 50 МРОТ (на должностных лиц); штраф в размере от 400 до 500 МРОТ (на юридических лиц)

ст. 15.1 КоАП РФ

Невыполнение должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций


ст. 15.2 КоАП РФ

Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов

Штраф в размере от 20 до 30 МРОТ

ст. 15.11 КоАП РФ

Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения

Штраф в размере 5000 руб.

п. 1 ст. 120 НК РФ

Те же деяния, если они совершены в течение более чем одного налогового периода

Штраф в размере 15 000 руб.

п. 2 ст. 120 НК РФ

Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы

Штраф в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб.

п. З ст. 120 НК РФ

Открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе


п. 1 ст. 15.7 КоАП РФ

Открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового органа либо таможенного органа о приостановлении операций по счетам этого лица

Штраф в размере от 20 до 30 МРОТ

п. 2 ст. 15.7 КоАП РФ

Нарушение сроков

Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда


п. 1 ст. 15.3 КоАП РФ

Штраф в размере 5000 руб.

п.1 ст. 116 НК РФ

То же деяние, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет

Штраф в размере от 20 до 30 МРОТ

п. 2 ст. 15.3 КоАП РФ

Штраф в размере 10% от доходов, но не менее 20 000 руб. (при ведении деятельности более трех месяцев - 20% от доходов, полученных начиная с 91-го дня)

ст. 117 НК РФ

То же деяние с нарушением срока свыше чем на 90 дней

Штраф в размере 10 000 руб.

п. 2 ст. 116 НК РФ

Нарушение установленного срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации Нарушение установленного срока представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета
Нарушение банком или иной кредитной организацией установленного срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора (взноса), а равно инкассового поручения (распоряжения) налогового органа, таможенного органа или органа государственного внебюджетного фонда о перечислении налога или сбора (взноса), соответствующих пеней и (или) штрафов в бюджет (государственный внебюджетный фонд)

Штраф в размере от 10 до 20 МРОТ

ст. 15.4 КоАП РФ

Штраф в размере 5 000 руб.

ст. 118 НК РФ

Штраф в размере от 3 до 5 МРОТ

ст. 15.5 КоАП РФ

Штраф в размере от 40 до 50 МРОТ

ст. 15.8 КоАП РФ

Непредставление иформации

Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок или отказ от

Штраф в размере от 1 до 3 МРОТ (на граждан)

п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ

представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде

Штраф в размере от 3 до 5 МРОТ (для должностных лиц) 50 руб. за каждый документ

ст. 126 НК РФ

Непредставление налоговой декларации

Штраф в размере 5% суммы налога по декларации за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более 30% и не менее 100 руб.

п. 1ст. 119 НК РФ

Те же деяния, но с просрочкой более чем на 180 дней

Штраф в размере 30% суммы налога по декларации и 10% суммы налога по декларации за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня

п. 2 ст. 119 НК РФ

Непредставление должностным лицом органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, регистрацию лиц по месту жительства, регистрацию актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним, либо нотариусом или должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия, в установленный срок в налоговые органы сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде

Штраф в размере от 5 до 10 МРОТ

п. 2 ст. 15.6 КоАП РФ

Неисполнение законных решений внебюджетных фондов

Неисполнение банком или иной кредитной организацией поручения органа государственного внебюджетного фонда о зачислении во вклады граждан сумм государственных пенсий и (или) других выплат

Штраф в размере от 40 до 50 МРОТ (на должностных лиц) Штраф в размере от 400 до 500 МРОТ (для юридических лиц)

ст. 15.10 КоАП РФ

Неуплата налогов

Неуплата или неполная уплата налогов в результате занижения налоговой базы

Штраф в размере 20% от неуплаченных сумм налога

п. 1 ст. 122 НК РФ

Те же деяния, совершенные умышленно

Штраф в размере 40% от неуплаченных сумм налога

п. З ст. 122 НК РФ

Неисполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налога

20% от суммы, подлежащей перечислению

ст. 123 НК РФ

4. Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарная ответственность - это ответственность работника перед своим работодателем. Меры дисциплинарного взыскания установлены ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ): замечание, выговор, увольнение по соответствующему основанию. Помимо нарушений дисциплины (например, прогул), дисциплинарная ответственность может наступить и за ненадлежащее выполнение работником своих прямых должностных обязанностей (например, за нарушение бухгалтером сроков сдачи налоговой отчетности).

Однако для применения одной из мер дисциплинарной ответственности работодатель должен соблюсти соответствующую процедуру, предусмотренную ст. 193 ТК РФ (затребовать от работника объяснение, в случае отказа от дачи объяснений составить акт, вынести приказ о наложении взыскания, объявить этот приказ работнику под расписку).