Банки

Как закрывать финансовый год в бюджетном учреждении. Как формируется финансовый результат в бюджетной организации? Расчеты по НДС по уплаченным авансам

Формирование отчетности предприятия является завершающим этапом учетных работ. В ходе его выполнения подготавливается информация, необходимая как внутренним, так и внешним пользователям.

До формирования отчетных показателей бухгалтерской отчетности организации за отчетный год, составления отчетности, ее утверждения и представления по принадлежности, в каждой организации должны быть мероприятия по завершению финансового отчетного года (процедура закрытия отчетного года), которые включают в себя:

1. Обязательную годовую инвентаризацию имущества и обязательств.

2. Пересмотр положений учетной политики.

3. Проведение документальной проверки оформления хозяйственных операций.

4. Исправление ошибок.

5. Завершающие записи по счетам бухгалтерского учета и реформация баланса.

Для проведения завершающих мероприятий определяется их перечень, конкретные сроки проведения, ответственные исполнители, а также порядок внутреннего контроля за их выполнением.

Проведение итоговой инвентаризации имущества и обязательств в конце отчетного года перед составлением годовой бухгалтерской отчетности является обязательным в соответствии с п. 2 ст. 12 Закона о бухгалтерском учете и п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности.

Порядок и сроки проведения такой инвентаризации определяются руководителем организации и закрепляются в его распорядительном документе (приказе) по организации или в учетной политике.

При организации и проведении инвентаризации должностные лица организации, члены комиссии и материально ответственные лица (ответственные должностные лица) должны руководствоваться «Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», утвержденными приказом Минфина РФ от 13.06.1995 года N 49.

Задачи инвентаризации:

Выявление фактического наличия основных средств, товарноматериальных ценностей и денежных средств, а также объемов незавершенного производства в натуре;

Контроль за сохранностью материальных ценностей и денежных средств путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета;

Выявления товарно-материальных ценностей, частично потерявших свое первоначальное качество, и устаревших морально;

Выявление сверхнормативных и не используемых материальных ценностей (так называемых «неликвидов») с целью последующей реализации;

Реальности стоимости учтенных на балансе ТМЦ, сумм денежных средств в кассах, на расчетном и других счетах в учреждениях банков, денежных средств в пути, дебиторской и кредиторской задолженности, незавершенного производства, расходов будущих периодов, проверка соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей и денежных средств, а также правил содержания и эксплуатации машин, оборудования и других основных средств; проверка резерва предстоящих расходов и платежей и других статей баланса.

Проведение инвентаризации возлагается на постоянно действующую в организации инвентаризационную комиссию, персональный состав которой утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации в начале отчетного года. По объектам основным средств, незавершенному производству, материально-производственным запасам инвентаризация может проводиться и до окончания года. Инвентаризация же расчетов может осуществляться только на отчетную дату, а именно на 1 января, так как в противном случае не будут подтверждены соответствующие статьи баланса. Поэтому период итоговой инвентаризации, как правило, приходится на октябрь отчетного года - февраль следующего календарного года.

К имуществу организации , наличие которого должно быть проверено в ходе инвентаризации, относятся основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы.

Под финансовыми обязательствами понимаются кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы. В акте инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками, прочими дебиторами и кредиторами (типовая форма N ИНВ-17) отражаются сведения (данные) о расчетах с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами.

Следует учитывать, что до начала инвентаризации должны быть составлены акты сверки со всеми категориями поставщиков, покупателей, прочих дебиторов и кредиторов, а также по получателям сумм налогов и других обязательных отчислений, и направлены им.

По результатам проверок фактического наличия имущества и финансовых обязательств должны составляться сличительные ведомости. Они составляются только по имуществу, при инвентаризации которого были выявлены отклонения от учетных данных.

Обобщенные данные результатов проведенных инвентаризаций обобщаются в «Ведомости результатов, выявленных инвентаризацией» (форма № ИНВ-26).

По результатам рассмотрения представленных материалов руководитель организации принимает решение о взаимном зачете излишков и недостач в результате инвентаризации; о списании выявленных недостач в пределах норм естественной убыли; привлечении виновных лиц к ответственности за недостачи ценностей сверх норм естественной убыли (в том числе с передачей дел в следственные или судебные органы).

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета в следующем порядке:

а) излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату

проведения инвентаризации и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты:

Д 01,04,10,41 К 91 «Прочие доходы и расходы;

б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (Д 26,44 К 94), сверх норм - за счет виновных лиц (Д 73 К 94). Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты (Д 91 К 94).

В случае выявления организацией неправильного отражения хозяйственных операций текущего периода до окончания отчетного года или до даты утверждения бухгалтерской отчетности, исправления производятся записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного периода, когда искажения выявлены или в декабре текущего года.

При этом неправильная запись сторнируется и производится правильная запись по счетам бухгалтерского учета. При необходимости, на разницу в суммах может быть оформлена дополнительная запись по учету.

Реформация баланса организации – это итоговые проводки, которые распределяют полученную в течение отчетного года прибыль или списывают полученный за отчетный год убыток.

До проведения реформации по всем счетам бухгалтерского учета должны быть определены окончательные остатки по состоянию на отчетную дату, а именно на 1 января следующего года. Записями, оформляемыми за декабрь отчетного года до даты проведения реформации, могут быть записи, связанные с:

Отражением результатов инвентаризации и выявленных расхождений;

Начислением или списанием сумм резервов;

Исправлением ошибок;

Отражением отдельных доходов и расходов, не подтвержденных расчетными документами;

Отражением последствий событий после отчетной даты (регулируется ПБУ 7/98) и условных фактов хозяйственной деятельности (регулируется ПБУ 8/98).

Бухгалтерская отчетность – система показателей, отражающая имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые показатели ее деятельности за отчетный период.

Бухгалтерская отчетность должна удовлетворять следующим принципам:

Соблюдение единой учетной политики в течение отчетного периода;

Полнота отражения всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации;

Правильность отнесения доходов и расходов к отчетному периоду; четкое разграничение издержек производства и капитальных вложений;

Тождество данных аналитического и синтетического учета.

Бухгалтерскую отчетность составляют предприятия, являющиеся юридическими лицами независимо от форм собственности, включая предприятия с иностранными инвестициями. Бухгалтерская отчетность в зависимости от периода, за который она составляется, бывает промежуточной (квартальной) и годовой. К промежуточной (квартальной) относится бухгалтерская отчетность за 1 квартал, за 1 полугодие, за 9 месяцев.

Годовая бухгалтерская отчетность составляется по итогам истекшего года.

Предприятие представляет в обязательном порядке периодическую (квартальную) и годовую отчетность:

Собственникам, в соответствии с учредительными документами;

Инспекции Федеральной налоговой службы (годовую); территориальным органам государственной статистики.

Сроки, установленные для представления годовой отчетности – не позднее 1 апреля следующего за отчетным годом; квартальной – не позднее 30 дней по окончании отчетного периода.

В состав годовой бухгалтерской отчетности включается:

1. Бухгалтерский баланс – форма №1.

2. Отчет о прибылях и убытках – форма №2.

3. Отчет об изменениях капитала – форма №3.

4. Отчет о движении денежных средств – форма №4.

5. Отчет о целевом использовании полученных средств (для общественных организацией (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывающего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг)).

6. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

Субъекты малого предпринимательства, не применяющие в соответствии с законодательством упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, имеют право предоставлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном виде (формы №1 и 2).

Действующие формы отчётности утверждены приказом Минфина РФ от 2 июля 2010 г. № 66н (ред. от 04.12.2012).

Квартальная бухгалтерская отчетность включает бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. Бухгалтерская отчетность составляется на основании данных синтетического и аналитического учета.

Данные вступительного баланса должны соответствовать данным утвержденного заключительного баланса за предыдущий год. В случае изменения вступительного баланса на 1 января отчетного года в пояснительной записке должны быть объяснены причины.

Изменения бухгалтерской отчетности, относящиеся как к текущему, так и к прошлому году, производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных.

Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности. В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности предприятие объявляет изменения в своей учетной политике на следующий отчетный год.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером предприятия.

Пример промежуточной отчётности предсьтавлен в приложении 3.

Бухгалтерский баланс - это таблица, в которой имущество организации сгруппировано по составу и функциональной роли (актив) и по источникам образования и целевому назначению (пассив). Итог актива должен быть обязательно равен итогу пассива, так как в активе и пассиве сгруппируется одно и то же имущество по разным направлениям. Схема бухгалтерского баланса приведена ниже.

В данной схеме баланс представлен в виде двусторонней таблицы, которая является наиболее распространенной. Однако баланс можно представить и в форме односторонней таблицы, в которой вначале размещаются статьи актива, а затем пассива.

В России форма бухгалтерского баланса разрабатывается Минфином РФ и носит рекомендательный характер - организации могут дополнять, сокращать и видоизменять.

I. Внеоборотные активы; II. Оборотные активы.

В пассиве баланса источники формирования имущества сгруппированы в три раздела.

III. Капитал и резервы;

IV. Долгосрочные займы;

V. Краткосрочные обязательства.

В каждом из указанных пяти разделов в отдельных строках, называемых статьями баланса, отражены соответствующие виды имущества и источники их формирования, указанные в классификациях имущества пго составу и функциональной роли и по источникам образования и целевому назначению. Данные об имуществе и обязательствах в балансах отражаются обычно в тысячах рублей (тыс. руб.).

В зависимости от целевого назначения применяют различные виды бухгалтерских балансов - вступительный, текущий, разделительный, объединительный, сводный (консолидированный), ликвидационный и др.

Вступительный баланс отражает активы организации и ее обязательства в начале ее деятельности. Вступительные балансы вновь создаваемых организаций отражают уставный капитал организаций и внесенное учредителями имущество; вступительные балансы хозяйственных единиц, образованных на условиях правопреемности ранее действующих, могут соответствовать ликвидационным балансам организаций, правопреемником которых выступает вновь созданная организация.

Ликвидационные балансы составляются при ликвидации организации (на начало периода ликвидации, промежуточные ликвидационные балансы, заключительные ликвидационные балансы). В ликвидационных балансах имущество организации отражается не по учетной стоимости, а по цене возможной реализации каждого актива на момент ликвидации.

Текущие балансы составляются в течение всего времени функционирования организации и подразделяются на начальные, промежуточные и заключительные. Начальные и заключительные балансы составляются на начало и конец отчетного года, промежуточные - ежемесячно, а также итоговыми показателями за 1 квартал, за полугодие и за 9 месяцев. Заключительные балансы наиболее полно и достоверно отражают имущественное и финансовое состояние организации, поскольку перед их составлением организации осуществляют ряд мер по уточнению показателей учетных данных (проводят инвентаризацию имущества и обязательств, создают резервы по некоторым видам имущества и т.д.).

Разделительные балансы составляются в момент разделения организации на несколько более мелких, а объединительные - на момент объединения нескольких организаций в одну, более крупную организацию.

Сводные балансы , которые составляются министерствами и ведомствами, содержат агрегированные данные по всем организациям и предприятиям министерства и ведомства.

Консолидированные балансы составляются материнской организацией и содержат обобщенную информацию об имуществе и обязательствах материнской организации и ее дочерних организаций. В сводных и консолидированных балансах обобщение данных по организациям и предприятиям по многим показателям осуществляют с помощью корректировки.

В предлагаемом материале рассказывается о том, как правильно закрыть счета в конце года, как сформировать и определить финансовый результат для отражения его в годовом балансе учреждения и как провести анализ финансового результата.

По завершении отчетного года бухгалтерия учреждения должна в обязательном порядке:

  • провести инвентаризацию (ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) «О бухгалтерском учете», п. 20 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (в ред. от 12.10.2012; далее — Инструкция № 157н);
  • закрыть счета текущего финансового года;
  • определить финансовый результат.

Учет финансового результата учреждение ведет на аналитических счетах к счету 401.00 «Финансовый результат хозяйствующего субъекта». Счет предназначен для отражения результата финансовой деятельности учреждений, а также финансового результата публично-правового образования по результатам исполнения соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, сметы (плана финансово-хозяйственной деятельности) бюджетного учреждения, автономного учреждения за текущий финансовый год и за прошлые финансовые периоды (п. 293 Инструкции № 157н).

До закрытия счетов текущего финансового года необходимо произвести все расчеты по налогам и сборам, а также расчеты с дебиторами и кредиторами.

В конце года нужно закрыть счета по видам деятельности (видам финансового обеспечения), отражающие доходы и расходы отчетного периода. В нашем случае это бюджетный вид деятельности КФО 4 (за счет получения субсидий на выполнение государственного задания) и предпринимательский вид деятельности КФО 2 (оказание услуг юридическим и физическим лицам на платной основе).

При этом сальдо, сформированное на конец года на соответствующих счетах счета 401.20 «Расходы текущего финансового года» и счета 401.10 «Доходы текущего финансового года», списывается на счет 401.30 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» (пп. 297, 300 Инструкции № 157н).

Закрытие счетов согласно Методическим указаниям по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденным Приказом Минфина России от 15.12.2010 № 173н (далее — Методические указания), отражается в справке (ф. 0504833).

Порядок отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете операций по закрытию счетов доходов и расходов зависит от типа государственного (муниципальное или федеральное) учреждения.

В учете казенных учреждений закрытие счета 401.20 отражается следующими проводками:

Дебет счета гКБК 0.401.30.000 Кредит счета КРБ 0.401.20 (в разрезе КОСГУ) — отражено списание на финансовый результат расходов.

Закрытие счета 401.10 отражается проводкой:

Дебет счета КДБ (КИФ) 0.401.10 (в разрезе КОСГУ) Кредит счета гКБК 0.401.30.000 — отражено списание на финансовый результат доходов.

В соответствии с Инструкцией № 157н на счет 401.00 «Финансовый результат экономического субъекта» отражаются:

  • «Доходы текущего финансового года» — счет 0.401.10.000;
  • «Расходы текущего финансового года» — счет 0.401.20.000;
  • «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» — счет 0.401.30.000.

Бюджетные учреждения — получатели бюджетных средств операции по закрытию счетов доходов и расходов отражают в порядке, установленном для казенных учреждений. В учете бюджетного учреждения, которое получает субсидии из бюджета в соответствии с п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ, данные операции отражаются следующим образом:

  • закрытие счета 401.20:

Дебет счета 0.401.30.000 Кредит счета 0.401.20 (в разрезе КОСГУ) — отражено списание на финансовый результат расходов (на основании справки ф. 0504833);

  • закрытие счета 0.401.10 (в разрезе КОСГУ) Кредит 0.401.30.000 — отражено списание на финансовый результат доходов (на основании справки форма 0504833).

В учете автономных учреждений используются следующие проводки:

  • для закрытия счета 401.20:

Дебет счета 0.401.30.000 Кредит счета 0.401.20 (в разрезе кодов видов выбытий) — отражено списание на финансовый результат расходов (на основании справки ф. 0504833);

  • для закрытие счета 401.10:

Дебет счета 0.401.10 (в разрезе кодов видов поступлений) Кредит счета 0.401.30.000 — отражено списание на финансовый результат доходов (на основании справки ф. 0504833).

В 24-26 разрядах номера счета указывается код вида выбытий (поступлений), соответствующий структуре данных, утвержденных Планом финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения (пп. 3, 184 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 23.10.2010 № 183н (далее — Инструкция № 183н), Инструкцией № 157н).

Рассмотрим пример закрытия счетов в конце года.

Пример 1

Доходы учреждения за год составили 1 000 000 руб., расходы — 500 000 руб. Кроме этого, за год произведены расходы за счет прибыли в сумме 100 000 руб. В течение года авансовые платежи по налогу на прибыль составили 80 000 руб.

В течение года делаются следующие бухгалтерские записи:

Дебет счета КДБ.2.205.31.560 Кредит счета КДБ.2.401.10.130 — начислен доход за оказанные услуги в сумме 1 000 000 руб.;

Дебет счета КРБ.2.109.61.200 Кредит счета КРБ.2.302.00.730 — отражены затраты, связанные с оказанием услуг, в сумме 500 000 руб.;

Дебет счета КДБ.2.401.10.130 Кредит счета КРБ.2.109.61.200 — списаны затраты на формирование фактической стоимости оказанных услуг в сумме 500 000 руб.;

Дебет счета КРБ.2.401.20.290 Кредит счета КРБ 2.302.91.730 — произведены расходы за счет прибыли в сумме 100 000 руб.;

Дебет счета КДБ.2.401.10.130 Кредит счета КДБ.2.303.03.730 — начислены авансовые платежи по налогу на прибыль в сумме 80 000 руб.

В конце года делаются проводки:

Дебет счета КДБ.2.401.10.130 Кредит счета КДБ.2.303.03.730 — 20 000 руб. ((1 000 000 руб. - 500 000 руб.) × 20 % - 80 000 руб.) — начислен налог на прибыль;

Дебет счета КДБ.2.401.10.130 Кредит счета гКБК.2.401.30.000 — 400 000 руб. (1 000 000 руб. - 500 000 руб. - (80 000 руб. + 20 000 руб.)) — закрыт счет 2.401.10.130;

Дебет счета гКБК.2.401.30.000 Кредит счета КРБ.2.401.20.290 — 100 000 руб. — закрыт счет 2.401.20.290.

___________________

Показатели, собранные за текущий финансовый год на счете 304.04 «Внутриведомственные расчеты» (в части законченных расчетов), в конце года списываются на счет 401.30 (п. 300 Инструкции № 157н, п. 172 Инструкции № 183н).

Обратите внимание!

Получатели бюджетных средств при наличии неиспользованных средств на конец года должны перечислить эти средства главному распорядителю (распорядителю).

Рассмотрим пример закрытия счета 4.304.04.000 и перечисления остатка неизрасходованного финансирования главному распорядителю бюджетных средств.

Пример 2

Учреждение в течение года получило от главного распорядителя на оплату коммунальных услуг 300 000 руб. За год на оплату коммунальных услуг израсходовали 280 000 руб.

В течение года бухгалтер делает следующие проводки по счетам:

Дебет счета КИФ.4.201.11.510 Кредит счета КРБ.4.304.04.223 — 300 000 руб. — получено финансирование на оплату коммунальных услуг;

Дебет забалансового счета 17 (код бюджетной классификации расходов) — 300 000 руб. — отражено поступление средств на счет учреждения;

Дебет счета КРБ.4.401.20.223 Кредит счета КРБ.4.302.23.730 — 280 000 руб. — начислены расходы по коммунальным услугам;

Дебет счета КРБ.4.302.23.830 Кредит счета КИФ.4.201.11.610 — 280 000 руб. — оплачены коммунальные услуги согласно заключенным договорам;

Кредит забалансового счета 18 (код бюджетной классификации расходов) — 280 000 руб. — отражено выбытие средств со счета учреждения.

В конце года в учете оформляются следующие проводки:

Дебет КРБ.4.304.04.223 Кредит счета КИФ.4.201.11.610 — 20 000 руб. — перечислена сумма неиспользованных средств;

Кредит счета 18 (код бюджетной классификации расходов) — 20 000 руб. — отражено выбытие средств со счета учреждения;

Дебет счета гКБК.4.401.30.000 Кредит счета КРБ.4.401.20.223 — 280 000 руб. — закрыт счет 4.401.20.223 ;

Дебет счета КРБ.4.304.04.223 Кредит счета гКБК.4.401.30.000 — 280 000 руб. — закрыт счет 4.304.04.223.

__________________

Уточним, что такое КДБ, КРБ, КИФ в бюджетной классификации. В программе «1C: 8.2» используется справочник группы «Бюджетная классификация» для формирования 26-разрядных номеров счетов Рабочего плана счетов учреждения, оформления расчетно-платежных документов, а также для построения иерархической структуры бюджетной классификации в целях формирования бюджетной отчетности в структуре бюджета (сводной бюджетной росписи). Справочники поставляются заполненными и содержат соответствующие бюджетные классификаторы, утвержденные Приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (в ред. от 11.06.2014). Так, классификация доходов (КДБ) представлена четырьмя справочниками:

  • группы, подгруппы КДБ;
  • статьи, подстатьи КДБ;
  • подвиды доходов КДБ.

Классификация источников финансирования (КИФ) дефицита бюджетов представлена также четырьмя справочниками:

  • группы по бюджетной классификации;
  • группы, подгруппы КИФ;
  • статьи КИФ;
  • виды источников КИФ.

Классификация расходов бюджетов (КРБ) представлена семью справочниками:

  • главы по бюджетной классификации;
  • разделы, подразделы КРБ;
  • целевые статьи КРБ;
  • программы целевых статей КРБ;
  • подпрограммы целевых статей КРБ;
  • виды расходов КРБ;
  • КОСГУ.

Справочник «Коды экономической классификации (КЭК)» поставляется в программе 1С заполненным, содержит коды операций сектора государственного управления (КОСГУ).

КЭК задается в карточке счета и хранится в регистре сведений «КОСГУ счетов».

Учет по кодам КОСГУ реализован в виде субконто «КЭК», которое прикреплено ко всем балансовым счетам.

Подбор полного 26-разрядного счета в объектах конфигурации осуществляется на основании регистров сведений «Рабочие счета» и «КОСГУ счетов».

КОСГУ — это аналитический код номера счета в 24-26 разрядах номера счета в плане счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений.

Так, доходы от оказания платных услуг отражаются на счете 2.401.10.130, здесь мы видим КОСГУ 130. Прочие доходы отражаются на счете 2.401.10.180 (КОСГУ 180).

Расходы за счет себестоимости по предпринимательской деятельности отражаются на счете 2.109.61.000, где применяется в последних разрядах КОСГУ. Например, затраты на заработную плату в себестоимости готовой продукции, работ, услуг отражаются на счете 2.109.61.211 (КОСГУ 211).

Рассмотрим КОСГУ по видам затрат:

211. Заработная плата.

212. Прочие выплаты.

213. Начисления на выплаты по оплате труда.

220. Приобретение работ, услуг,

в том числе:

221. Услуги связи.

222. Транспортные услуги.

223. Коммунальные услуги.

224. Арендная плата за пользование имуществом.

225. Работы, услуги по содержанию имуществом.

226. Прочие работы, услуги.

260. Социальное обеспечение,

в том числе:

262. Пособия по социальной помощи населению.

263. Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления.

290. Прочие расходы.

270. Расходы по операциям с активами,

в том числе:

271. Амортизация основных средств и нематериальных активов.

272. Расходование материальных запасов.

273. Чрезвычайные расходы по операциям с активами.

Также счет 0.401.20.000 в разделе «Финансовый результат» имеет аналитический КОСГУ. Например «Прочие расходы» отражаются на счете 0.401.20.290 (КОСГУ 290).

В бюджетных учреждениях себестоимость готовой продукции работ, услуг отражается на счете 0.109.61.000 (в разрезе КОСГУ) по КФО 2 по предпринимательской деятельности и по КФО 4 по бюджетной деятельности. Расходы за счет прибыли по предпринимательской деятельности (материальная помощь, расходы на цветы, на подарки) относят сразу на финансовый результат счет 2.401.20.000.

Чтобы в конце года сделать закрытие счетов и определить финансовый результат нужно сначала в конце отчетного периода затраты по счету 0.109.61.000 (в разрезе КОСГУ) списать на счет 0.401.20.000 (в разрезе КОСГУ) (рис. 1).

СЧЕТ 401.20 КФО 2

Сальдо на начало

Обороты за период

Сальдо на конец

дебет

кредит

дебет

кредит

дебет

кредит

Виды затрат

211. Заработная плата

263. Пенсии,пособия,выплачиваемые организациями сектора государственного Управления

271. Аморизация основных средств

272. Расходование материальных запасов

290. Прочие расходы

Итого

1 218 071,12

1 218 071,12

Рис. 1. Расходы текущего года, отнесенные сразу на финансовый результат (руб.)

B программе «1С: Предприятие8.2» выбираем операцию «Услуги» → «Списание затрат». После этого выбираем режим заполнения «Заполнить по итогам» и нажимаем F5.

Подбираем услуги (зарплата, начисления на зарплату, коммунальные услуги, транспортные услуги, услуги по содержанию имущества, аренда, прочие услуги и т. д.), результат заполнения — в документ (все услуги в итоговой сумме по счету 0.109.61.00). Так формируется справка ф. 0504833, которая отражает «Списание затрат по услугам и работам» (рис. 2).

Номер счета

КОСГУ

Номер счета

КОСГУ

Наименование затрат

Сумма

Заработная плата

Компенсация за отпуск

Больничный 3 дня

Пособие до 3 лет

Спецжиры

Соц. страх 2,9 %

Пенсионный накопительный

Травматизм

Пенсионный страховой

Мед. страх. ФФОМС 5,1 %

Услуги связи

Прочие услуги

Налог на имущество

Транспортный налог

Коммунальные услуги

Списание материалов

Транспортные услуги

Вневедомственная охрана

Расходы на амортизацию

Зарплата по договорам

Мед. страх. ФФОМС 5,1 %

Пенсионный накопительный

Пенсионный страховой

Зарплата по договорам

Мед. страх. ФФОМС 5,1 %

Пенсионный страховой

Пенсионный накопительный

Итого

16 083 462,42

Рис. 2. Справка к документу «Списание затрат по услугам и работам» от 31.12.2013 (форма 0504833) по предпринимательской деятельности, руб.

Итак, мы сформировали справку ф. 0504833 «Списание затрат по услугам и работам» по завершению финансового отчетного года и можем перейти к формированию документа по закрытию балансовых счетов в конце года и определению финансового результата. Формируем форму 0504833 (рис. 3). Эта же форма используется для закрытия балансовых счетов в конце года.

Номер счета

КОСГУ

Номер счета

КОСГУ

Наименование затрат

Сумма

2.401.10

Заработная плата

Компенсация за отпуск

Больничный 3 дня

Пособие до 3 лет

Спецжиры

Соц. страх. 2,9 %

Пенсионный накопительный

Травматизм

Пенсионный страховой

Мед. страх. ФФОМС 5,1 %

Услуги связи

Прочие услуги

Налог на имущество

Транспортный налог

Коммунальные услуги

Списание материалов

Транспортные услуги

Вневедомственная охрана

Расходы на амортизацию

Зарплата по договорам

Мед. страх. ФФОМС 5,1 %

Пенсионный накопительный

Пенсионный страховой

Зарплата по договорам

Мед. страх. ФФОМС 5,1 %

Пенсионный страховой

Пенсионный накопительный

Прочие расходы

Пенсии, пособия

Итого

35 647 690,96

Рис. 3. Справка «Закрытие балансовых счетов в конце года» от 31.12.2013 года (форма 0504833) по предпринимательской деятельности, руб.

Из этой формы мы определяем финансовый результат по предпринимательской деятельности учреждения:

Дебет счета 2.401.10.130 Кредит счета 2.401.30.000 — 18 346 157,42 руб.;

Дебет счета 2.401.30.000 Кредит счета 2.401.20 (КОСГУ) — 17 301 533,54 руб.

Финансовый результат равен 1 044 623,88 руб. по предпринимательской деятельности. Налог на прибыль за отчетный год — 200 000 руб.

Значит, в годовой форме 0503721 «Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения» по коду строки 300 «Чистый операционный результат» будет отражена сумма 844 623,88 руб. (1 044 623,88 руб. - 200 000 руб.).

Как видим из справки «Закрытие балансовых счетов в конце года» от 31.12.2013 года (ф. 0504833) (рис. 4), бюджетное финансирование за счет субсидий, полученное от главного распорядители бюджетных средств, закрыто полностью, иначе говоря, израсходованы субсидии для выполнения государственного задания в полном объеме, финансовый результат равен 0:

Номер счета

КОСГУ

Номер счета

КОСГУ

Наименование затрат

Сумма

Заработная плата

Начисления на зарплату

Услуги связи

Коммунальные услуги

Прочие расходы

Итого

22 279 200,00

Рис. 4. Справка «Закрытие балансовых счетов в конце года» от 31.12.2013 года (ф. 0504833) по бюджетной деятельности

Как видим, бюджетное финансирование за счет субсидий, полученное от главного распорядителя бюджетных средств, закрыто полностью, иначе говоря, субсидии для выполнения государственного задания израсходованы в полном объеме, финансовый результат равен 0:

Дебет счета 4.401.30.000 Кредит счета 4.401.20(КОСГУ) — 11 139 600 руб.;

Дебет счета 4.304.04(КОСГУ) Кредит счета 4.401.30.000 — 11 139 600 руб.

Итак, мы рассмотрели бухгалтерские проводки по закрытию счетов в конце года казенных, бюджетных, автономных учреждений, проанализировали простые примеры закрытия счетов бюджетного учреждения, рассмотрели порядок формирования таблиц к справке 0504033 «Закрытие балансовых счетов в конце года» в двух вариантах — по предпринимательской и по бюджетной деятельности (за счет субсидий), и после закрытия счетов определили финансовый результат (он у нас положительный, это значит, что доходы превысили расходы).

С. С. Велижанская, заместитель главного бухгалтера

По завершении финансового года в бухгалтерском учете бюджетных учреждений необходимо закрыть ряд счетов и определить финансовый результат. До закрытия финансового года следует провести подготовительную работу, чтобы обеспечить достоверность годовой бухгалтерской отчетности. Основные вопросы, касающиеся финансирования и закрытия финансового года в бюджетном учреждении, рассмотрим в данной статье.

ОСОБЕННОСТИ ЗАКРЫТИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ

  1. Учреждение, финансируемое субсидиями на выполнение государственного задания, обязано до 31 декабря включительно рассчитаться по своим обязательствам:
  • начислить и выплатить зарплату по бюджетному виду деятельности и перечислить страховые взносы;
  • произвести все выплаты в пределах полученных годовых ассигнований по плану финансово-хозяйственной деятельности (ФХД), в разрезе статей КОСГУ;
  • закрыть кредиторскую и дебиторскую задолженность.

2. Объем бюджетных ассигнований, выделенных на финансовый год, и предельные объемы финансирования текущего года прекращают свое действие 31 декабря. Остаток неиспользованных субсидий не является переходящим на следующий финансовый год, не позднее двух последних рабочих дней подлежит перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета (ст. 24 Бюджетного кодекса РФ; далее — БК РФ).

Бухгалтерские записи по возврату неиспользованных субсидий:

Дебет счета 4.401.10.130 Кредит счета 4.303.05.730 — начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатков субсидии, предоставленной на финансовое обеспечение выполнения государственного задания;

Дебет счета 4.303.05.830 Кредит счета 4.201.11.61 — перечислены с лицевого счета учреждения остатки суммы субсидии в доход бюджета.

3. После 25 декабря получатели бюджетных средств утрачивают право на принятие денежных обязательств, определенное ст. 225 БК РФ. Сокращение срока принятия денежных обязательств по сравнению со сроком завершения финансового года вызвано необходимостью завершить в оставшееся время до окончания года остальные процедуры санкционирования и расходования бюджетных средств.

В срок до 28 декабря орган, исполняющий бюджет, должен завершить подтверждение денежных обязательств, принятых получателями бюджетных средств, а в срок до 31 декабря включительно — оплатить их.

4. Статьей 242 БК РФ установлены особенности закрытия счетов от предпринимательской деятельности, на которых по состоянию на 31 декабря числится остаток денежных средств. В отличие от остатков финансирования из бюджета, остаток средств, полученных бюджетным учреждением от предпринимательской деятельности, изъятию не подлежит и зачисляется в полном объеме на лицевом счете в федеральном казначействе на следующий год.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Рассмотрим подготовительные мероприятия, которые нужно последовательно провести в бюджетном учреждении перед закрытием финансового года.

Инвентаризация

1. Проводим инвентаризацию имущества организации, проверяем и корректируем данные об излишках и недостачах.

2. Проводим инвентаризацию расчетов с дебиторами и кредиторами, до конца года рассчитываемся по кредиторской задолженности, взыскиваем дебиторскую задолженность.

3. До закрытия счетов текущего финансового года проводим расчеты по налогам и сборам, проверяем корректность и правильность всех расчетов.

Результаты инвентаризации оформляют документально, изменения вносят в баланс на основании произведенных проводок по корректировке данных.

Определение доходов и расходов по предпринимательской деятельности

Информация о доходах от предпринимательской деятельности формируется на счете 2.401.10.130 «Доходы от оказания платных услуг ».

Начисление доходов от оказания платных услуг отражается следующей проводкой:

Дебет счета 2.205.31.560 Кредит счета 2.401.10.130 — на основании акта приема-сдачи выполненных работ (услуг) и договора.

По завершении отчетного периода (месяца) обобщающая информация о затратах на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг собирается на счете 0.109.00.000 . Этот счет детализирован следующим образом:

0.109.60.200 «Прямые затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг» (к прямым расходам относятся затраты, непосредственно связанные с оказанием конкретного вида государственных услуг);

0.109.70.200 «Накладные расходы»;

0.109.80.200 «Общехозяйственные расходы»;

0.109.90.200 «Издержки обращения».

По завершении месяца накладные и общехозяйственные расходы распределяют по видам услуг и относят на счет 0.109.60.200 (в разрезе КОСГУ):

Дебет счета 0.109.60.200 Кредит счета 0.109.70.200 (0.109.80.200).

Расходы, осуществленные за счет чистой прибыли по предпринимательской деятельности (материальная помощь, подарки и т. д.), сразу относят на финансовый результат — счет 2.401.20.000 (в разрезе КОСГУ).

Расходы формируются отдельно по источникам финансирования — за счет предпринимательской деятельности (КФО 2), субсидий на выполнение государственного задания (КФО 4).

Определение полученных субсидий и расходов по бюджетной деятельности

В учете бюджетных учреждений бухгалтерские операции по отнесению фактической себестоимости оказанных услуг, выполненных работ в рамках исполнения государственного задания отражаются на счете 4.109.60.200.

Следует отметить, что Приказом Минфина России от 01.12.2015 № 190н внесены изменения в порядок отнесения операций на соответствующие группы, статьи, подстатьи КОСГУ и в порядок применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н.

С 2016 года доходы учреждений от поступлений субсидий на выполнение государственного задания должны отражаться по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ (табл. 1). Раньше использовалась статья 180 «Прочие доходы» КОСГУ.

Поступление доходов в виде субсидий на государственное задание отражается проводками:

Дебет счета 4.205.31.560 Кредит счета 4.401.10.130 — начислены доходы в сумме субсидии, выделенной на выполнение задания учредителя;

Дебет счета 4.201.11.510 Кредит счета 4.205.31.660 — поступили денежные ассигнования на расчетный счет в виде субсидии.

Приказом Минфина России от 24.12.2015 № 209н внесены изменения в Инструкцию по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденную Приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н.

Проводки по субсидиям приведены в соответствие с кодом КОСГУ 130, по которому теперь отражается доход от субсидий на госзадание (вместо счета 4.401.10.180 применяется счет 4.401.10.130, вместо счета 4.205.80.000 — счет 4.205.31.000).

Расходы, произведенные за счет субсидий, формирующие себестоимость услуг (работ), отражаются на счете 4.109.60.200.

Исключением из этого правила является перечень расходов, которые не подлежат включению в фактическую себестоимость за счет средств субсидий. Такие расходы сразу списываются в Дебет счета 4.401.20.200 «Расходы текущего финансового года » и отражаются по кодам 262, 263, 273, 290 КОСГУ.

Кроме того, непосредственно в Дебет счета 4.401.20.271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов » списываются суммы амортизации, начисленной по основным средствам, так как суммы амортизации и расходы по приобретению ОС, кроме малоценных быстроизнашивающихся предметов, не учитываются при расчете размера субсидии на выполнение государственного задания.

С. С. Велижанская, заместитель главного бухгалтера

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале

При завершении финансового года бухгалтер отразит операции по закрытию счетов бюджетного учета и подготовит годовую отчетность. При этом бухгалтеру следует учитывать нововведения, внесенные в Бюджетный кодекс РФ, а также положения новой Инструкции о порядке составления и представления отчетности.

Завершаем финансовый год
Итак, по итогам года учреждения должны максимально завершить все обязательства, возникшие в течение этого перио-да. Это связано с тем, что даже если на последнее число года на лицевых счетах учреждения остаются бюджетные средст-ва, использовать их в дальнейшем будет невозможно. Ведь в конце года расчеты через органы Федерального казначейст-ва в определенный момент прекращаются.
Бюджетные учреждения получают, согласно утвержденной смете, в течение года финансирование расходов только текущего финансового года и переносить неиспользованные суммы на следующий период запрещено. Исключением в данной ситуации будут суммы, полученные учреждениями от предпринимательской деятельности и неиспользованные по состоянию на 31 декабря. Их зачисляют в тех же размерах на вновь открываемые лицевые счета.
До 31 декабря включительно Федеральное казначейство обязано оплатить принятые и подтвержденные бюджетные обязательства.
Такой порядок завершения финансового периода ежегодно уточняет Минфин России приказами об утверждении порядка завершения исполнения бюджета за год.

Особенности годовой отчетности

По окончании года бухгалтер составляет бюджетную отчетность об исполнении сметы доходов и расходов. Годовая отчетность отличается от отчетности за месяц и квартальной тем, что ее показатели всегда подтверждаются данными инвентаризации, проведенной в установленном порядке. Кроме того, до составления бюджетной отчетности сверяют обороты и остатки по аналитическим регистрам учета с оборотами и остатками по счетам бюджетного учета.
Новая Инструкция о порядке составления отчетности утверждена приказом Минфина России от 24 августа 2007 г. № 72н. Как мы уже упоминали, ее положения нужно применять и при составлении отчета за 2007 год.
В пункте 15 Инструкции сказано: в графах баланса исполнения бюджета (форма 0503130) «На конец отчетного периода» показывают стоимость активов и обязательств, финансовый результат на 1 января. Причем эти данные отражают с учетом проведенных 31 декабря заключительных записей по счетам по окончании финансового года. Это еще одна особенность составления отчетности за этот год. Получатель средств бюджета отражает в отчетности за месяц и квартальном балансе данные по финансовым результатам как текущего, так и прошлого периодов, а в годовом балансе только в строке 670 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».
Соответственно перед подготовкой отчетности в бухгалтерском учете выполняют специальные записи по счетам, подлежащим закрытию на 1 января. При этом обороты, образовавшиеся в ходе проведения заключительных операций, показывают в справке к балансу (форма 0503110).

Действия в конце года
Согласно статье 264 Бюджетного кодекса РФ:
— исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря;
— лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря;
— принятие бюджетных обязательств после 25 декабря не допускается (подтверждение бюджетных обязательств должно быть завершено Федеральным казначейством 28 декабря);
— счета, используемые для исполнения федерального бюджета (а также иных бюджетов бюджетной системы) завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.


Закрываем счета…

Согласно пункту 217 Инструкции по бюджетному учету, заключение счетов текущего финансового года отражают по дебету счетов, подлежащих закрытию, с кредитом счета 401 03 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».

…по бюджетным средствам

Пунктом 225 Инструкции № 25н определено, что счета санкционирования расходов (для ведения учета сумм лимитов бюджетных обязательств, принятых бюджетных обязательств, бюджетных ассигнований) ведут только в течение финансового года. Остатки по завершении финансового (бюджетного) года по счетам санкционирования расходов на следующий год также не переходят.
Исходя из указанного выше, операции по заключению счетов бюджетного учета будут такими:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Закрыты расчеты с органом казначейства (по платежам из бюджета) по исполненной смете, как финансовый результат уже прошлой деятельности

1304 05000

«Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов»

1401 03000

Списаны текущие расходы по исполненной смете, как результат уже прошлого года (по соответствующему коду КОСГУ)

1401 03000

«Финансовый результат прошлых отчетных периодов»

140101200

«Расходы учреждения»

Списаны принятые и исполненные (в пределах полученных лимитов) бюджетные обязательства (по соответствующему коду КОСГУ)

1502 01000

«Принятые бюджетные обязательства текущего года»

150105000

«Полученные лимиты бюджетных обязательств»

Главным распорядителем (распорядителем) списаны средства бюджета, использованные получателем на основании отчетности получателей (по соответствующему коду КОСГУ)

1401 03000

«Финансовый результат прошлых отчетных периодов»

1304 04000

«Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств»

Закрыты расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступившим в течение года в бюджет доходам

1401 03000

«Финансовый результат прошлых отчетных периодов»

1 210 02 100

«Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступившим в бюджет доходам»

Списаны получателем средства бюджета использованные в течение года (по соответствующему коду КОСГУ)

1304 04000

В бюджетном (бухгалтерском) учете государственных (муниципальных) учреждений есть ряд операций, которые должны отражаться в межотчетный период. Эксперты 1С рассказали БУХ.1С, что такое межотчетный период, зачем требуется выделять операции межотчетного периода в учете и отчетности и каким образом это реализовано в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 2.

Какие операции требуют обособления в учете и отчетности

Согласно приказу Федерального Казначейства от 04.12.2015 № 339 межотчетным периодом считается условный период, следующий за дополнительным периодом предыдущего финансового года и заключением счетов бюджетного (казначейского) учета, отражающий изменение входящих остатков на счетах бюджетного (казначейского) учета текущего финансового года и использующийся для отражения операций, необходимость проведения которых обусловлена внесением изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие порядок ведения бюджетного (казначейского) учета, или проведением реорганизационных мероприятий и в иных установленных законодательством РФ случаях.

В бюджетном (бухгалтерском) учете государст-венных (муниципальных) учреждений также есть ряд операций, которые должны отражаться в межотчетный период. Это:

l перенос остатков на счетах бухгалтерского (бюджетного) учета на начало финансового года при внесении изменений в приказ, регламентирующий порядок применения бюджетной классификации РФ, в части изменения кодов бюджетной классификации в номерах счетов. Например, в связи с применением с 01.01.2016 новой редакции Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н в части изменения структуры бюджетной классификации и, следовательно, номеров счетов бухгалтерского (бюджетного) учета, а также в части применения некоторых кодов КОСГУ письмом Минфина России от 14.03.2016 № 02-07-07/14989 был доведен Порядок формирования входящих остатков по счетам бюджетного (бухгалтерского) учета по состоянию на 01.01.2016 (далее - Порядок). В соответствии с Порядком: «Перенос исходящих остатков по соответствующим аналитическим счетам бюджетного учета, сформированных по состоянию на 01.01.2016 с учетом операций по завершению финансового года, осуществляемых согласно положений статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на входящие остатки по соответствующим аналитическим счетам бюджетного учета на 01.01.2016 осуществляется в межотчетный период. Остатки, отраженные на соответствующих счетах аналитического учета, сложившиеся в Главной книге (ф. 0504072) за 2015 год, подлежат переносу на соответствующие счета аналитического учета Рабочего плана счетов бюджетного учета 2016 года на основании Справки (ф. 0504833) с приложением таблицы соответствия кодов бюджетной классификации (далее - КБК) и аналитических счетов бюджетного учета, действующих в 2015 году и 2016 году». Также в Порядке приведены бухгалтерские записи по переносу остатков по счетам бюджетного (бухгалтерского) учета в связи с изменением порядка применения КОСГУ и видов расходов бюджетов бюджетной системы РФ;

  • перенос остатков на счетах бюджетного учета на начало финансового года при внесении изменений в план счетов бухгалтерского (бюджетного) учета в случае изменения кодов счетов бюджетного учета (письмо Казначейства России от 16.05.2011 № 42-7.4-05/8.1-333 «О направлении Методических рекомендаций по переходу на план счетов бюджетного учета, применяемый с 1 января 2011г.»);
  • перенос остатков на счетах бюджетного учета на начало финансового года при внесении изменений в структуру номера счета. Например, в связи с включением с 01.01.2017 в номера счетов Рабочего плана счетов бюджетных и автономных учреждений раздела и подраздела бюджетной классификации расходов письмом Минфина России № 02-07-07/21798, Казначейства России № 07-04-05/02-308 от 07.04.2017 доведены разъяснения по формированию разрядов 1-4 номеров счетов бухгалтерского учета;
  • переоценка стоимости нефинансовых активов (за исключением драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных и иных ценностей) (п. 28 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н));
  • изменение валюты баланса при изменении типа учреждения (письмо Минфина России от 25.04.2011 № 02-06-07/1546, письмо Минфина России № 02-07-07/5671, Казначейства России № 07-04-05/02-121 от 02.02.2017);
  • перенос остатков на счетах бюджетного учета на начало финансового года при передаче учреждения другому ГРБС (РБС) в части входящих остатков (письма Минфина России от 03.11.2016 № 02-06-10/64668, от 07.12.2016 № 02-07-10/72756, письмо Минфина России № 02-07-07/5671, Казначейства России № 07-04-05/02-121 от 02.02.2017);
  • корректировка данных бюджетного учета в связи с изменением порядка учета хозяйственных операций.

Под межотчетным периодом понимается период по факту отражения учреждением на счетах бюджетного (бухгалтерского) учета операций по закрытию показателей счетов в рамках завершения отчетного финансового года (2010) и до отражения на счетах операций текущего года (2011) (п. 1 ч. 1 письма Минфина России от 25.04.2011 № 02-06-07/1546).

Помимо операций межотчетного периода, есть еще ряд операций, изменяющих входящие остатки текущего финансового года, которые также требуется обособлять (далее - операции завершения финансового года):

  • при завершении финансового года суммы доходов и признанных расходов по методу начисления, отраженных на соответствующих счетах финансового результата текущего финансового года, закрываются на финансовый результат прошлых отчетных периодов (п. 297 Инструкции № 157н);
  • при завершении текущего финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, в регистры бухгалтерского учета очередного финансового года не переходят (п. 11 Инструкции № 157н);
  • по завершении текущего финансового года показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам учета бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, исполненных денежных обязательств и утвержденных сметных (плановых, прогнозных) назначений по доходам (поступлениям), расходам (выплатам) текущего финансового года на следующий год не переносятся (п. 312 Инструкции № 157н);
  • по завершении текущего финансового года показатели (остатки) счета 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» на следующий финансовый год не переносятся (п. 365 Инструкции № 157н) и т. д.

Согласно пункту 7 Инструкции № 157н основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы. Для данных операций первичным документом является Бухгалтерская справка (ф. 0504833).

Примеры оформления бухгалтерской справки (ф. 0504833) приведены в письме Минфина России от 14.03.2016 № 02-07-07/14989. Из них следует, что подобные операции должны отражаться в Журнале по прочим операциям (ф. 0504071) за межотчетный период.

Обособление операций в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» (ред. 2)

Программа «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 2 (далее - БГУ2) включает функционал, позволяющий обособить в учете и отчетности операции межотчетного периода и операции завершения финансового года.

Операции завершения финансового года и межотчетного периода разделены на три группы в зависимости от типа межотчетного периода:

l Заключение счетов - включают операции завершения финансового года (заключения счетов), отражаемые после формирования ф. 0503127 «Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета» (ф. 0503737 «Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности»), но до формирования баланса (ф. 0503130 «Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета», ф. 0503730 «Баланс государственного (муниципального) учреждения»).

  • Технологические операции - включают технологические операции закрытия счетов, остатки по которым на следующий год не переходят, - остатки по забалансовым счетам 17 «Поступления денежных средств» и 18 «Выбытия денежных средств», счетам санкционирования текущего периода закрываемого года и другим аналогичным.
  • Изменение валюты баланса - включают операции, отражаемые после формирования баланса, но до формирования входящих остатков следующего года, - переоценка нефинансовых активов (НФА), перенос исходящих остатков на аналитические счета следующего года и аналогичные операции.

Оформление документов по операциям завершения финансового года и межотченого периода

Оформление регламентных операций завершения финансового года и операций межотчетного периода производится специализированными документами программы с возможностью вывода на печать формализованных печатных форм (бухгалтерская справка ф. 0504833 и другие) - см. таблицу 1:

Таблица 1

Возможно оформление произвольных операций межотчетного периода универсальным документом Операция (бухгалтерская) с выводом на печать формы 0504833 «Бухгалтерская справка».

В документах регулярных операций межотчетного периода изменение типа периода, как правило, недоступно:

  • в документе Закрытие балансовых счетов в конце года (рис. 1) для каждой сформированной проводки устанавливается тип межотчетного периода Заклю-чение счетов ;
  • в документах Закрытие оборотных КЭК по счетам (рис. 2) и Закрытие счетов санкционирования завершаемого финансового года (рис. 3) для каждой сформированной проводки устанавливается тип межотчетного периода Технологические операции.


Рис. 1


Рис. 2


Рис. 3

В регламентном документе Перенос остатков по КПС на дату 31.12.ХХ можно указать, что операция должна быть отражена в межотчетном периоде (флаг ) и выбрать тип этого периода: Изменение валюты баланса или Технологические операции .

В случае формирования документа Перенос остатков по КПС в связи с изменением структуры плана счетов (новый вид КПС, перенос данных при изменении бюджетных классификаторов) операции следует отразить в периоде Изменение валюты баланса. В данном случае - это изменение входящих остатков следующего периода, и эти изменения должны отразиться в Журнале операций по прочим операциям (ф. 0504071) по межотчетному периоду.

Если документ не связан с формированием входящих остатков следующего года, тогда следует выбрать тип периода Технологические операции.

Формирование произвольных операций с отражением в межотчетном периоде

Помимо регламентных операций, оформляемых специализированными документами, в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» редакции 2 предусмотрено формирование произвольных операций с отражением их в межотчетном периоде. Для этого в документе Операция (бухгалтерская) реализована возможность отражения операции в межотчетном периоде, если дата операции конец года, т. е. 31.12.ХХ (рис. 4).


Рис. 4

На дату 31.12.ХХ в документе становится доступным флаг Отражать в межотчетном периоде и возможность выбора типа периода: Заключение счетов , Технологические операции или Изменение валюты баланса.

Следует отметить, что все документы межотчетного периода нельзя сторнировать.


Формирование отчетов и регистров с учетом и без операций межотчетного периода

Рассмотрим, каким образом в программе формируются отчеты и регламентированные регистры бухгалтерского учета.

Стандартные бухгалтерские отчеты

Стандартные бухгалтерские отчеты позволяют получить данные по операциям:

  • текущего периода без включения операций межотчетного периода;
  • текущего периода с включением операций межотчетного периода;
  • только межотчетного периода.

Во всех стандартных отчетах реализована возможность настроить вывод информации по типу периода (рис. 5):

  • Отчетный период ;
  • Заключение счетов ;
  • Технологические операции ;
  • Изменение валюты баланса.


Рис. 5

Для этого в настройках отчета на закладке Показатели следует установить переключатель в необходимую позицию.

Если переключатель типа периода установлен в позицию:

  • Отчетный период - отчет отражает информацию за выбранный отчетный период без учета закрытия балансовых счетов в конце года, иных технологических операций и операций по изменению валюты баланса;
  • Заключение счетов - отчет отражает информацию за выбранный отчетный период с учетом закрытия балансовых счетов в конце года, но не учитывает результаты иных технологических операций и операций по изменению валюты баланса. Т. е. в отчет будут выведены операции с типом периода Отчетный период и Заключение счетов ;
  • Технологические операции - отчет отражает информацию за выбранный отчетный период с учетом закрытия балансовых счетов в конце года (040100000, 030405000 и т. д.), при этом также учитываются результаты иных технологических операций, таких как закрытие счетов санкционирования текущего года, закрытие оборотных КЭК, но без учета операций по изменению валюты баланса. То есть в отчет будут выведены операции с типом периода Отчетный период , Заключение счетов и Технологические операции.
  • Изменение валюты баланса - отчет отражает информацию за выбранный отчетный период с учетом операций закрытия балансовых счетов, иных технологических операций (закрытие счетов санкционирования, закрытия оборотных КЭК), а также учитывает операции по изменению валюты баланса, таких как перенос остатков по КПС. То есть в отчет будут выведены операции с типом периода Отчетный период , Заключение счетов , Технологические операции и Изменение валюты баланса.

Кроме того, комбинируя флаг Только указанный период с различными позициями переключателя типа периода , можно получать вывод обособленных операций по заключению счетов, технологических операций или операций по изменению валюты баланса.

Регламентированные регистры бухгалтерского учета

Регламентированные регистры учета (Главная книга (ф. 0504072), Журнал операций (ф.0504071) и др.) включают данные межотчетного периода в соответствии с порядком их формирования, установленным нормативными документами. Таким образом, регламентированные регистры учета формируются по отчетному периоду с операциями заключения счетов.

Рассмотрим формирование данных в зависимости от установленного в регистре типа периода на примере отчета Главная книга (ф. 0504072).

К примеру, в 2016 году в учете бюджетного учреждения были отражены операции текущего (отчетного) периода, операции по закрытию балансовых счетов текущего периода (операции по заключению счетов), операции по закрытию оборотных КЭК (технологические операции) и операции по переносу остатков на новые КПС (операции по изменению валюты баланса). При формировании отчета Главная книга (ф. 0504072) за 2016 год в отчете будут отражены только операции отчетного периода и операции по заключению счетов.

Операция по переносу остатков на новые КПС является межотчетной и влияет только на входящие остатки следующего периода, поэтому в регламентированных отчетах текущего периода отражаться не должна. Следовательно, в Главной книге (ф. 0504072) за 2016 год отображаются операции только по КПС, действующим в 2016 году.

Согласно пункту 11 Инструкции № 157н при завершении текущего финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, в регистры бухгалтерского учета очередного финансового года не переходят. Следовательно, в 2016 году в регистрах бухгалтерского учета операции по закрытию оборотных КЭК также не отражаются.

При формировании Главной книги (ф. 0504072) за 2017 год выводятся суммы остатков на начало года и на начало периода (месяца, дня) в соответствии с заключительным балансом за истекший год. При этом обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, в 2017 год не перешли, и в Главную книгу (ф. 0504072) включены остатки уже по новым КПС, действующим в 2017 году.

Формирование «Журнала по прочим операциям (ф. 0504071)» за межотчетный период

Согласно письмам Минфина России от 14.03.2016 № 02-07-07/14989 и Федерального Казначейства от 26.12.2013 № 42-7.4-05/2.2-866 операции межотчетного периода по изменению остатков на начало года должны отражаться на основании первичных учетных документов в Журнале по прочим операциям (ф. 0504071) за межотчетный период. Для этого в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 2 реализован дополнительный Журнал операций формирования входящих остатков следующего финансового года № 8-мо. Данный журнал формируется по операциям изменения валюты баланса.

В отличие от других журналов, настройки Журнала № 8-мо не редактируются.

Журнал № 8-мо можно сформировать, перейдя в раздел Учет и отчетность (команда панели навигации Регистры учета и отчета , далее гиперссылка Журнал операции (ф. 0504071) ). В открывшейся форме в реквизите Номер журнала следует указать 8-мо Журнал операций формирования входящих остатков следующего финансового года. В реквизите Период по умолчанию будет уставлен последний день текущего года.

Форму Журнал операций формирования входящих остатков следующего финансового года № 8-мо необходимо утвердить в учетной политике учреждения.