Помощник

43 виды ответственности за нарушение налогового законодательства. Понятие налогового правонарушения

Налоги шуток не любят. Это всегда стоит помнить, если вы задумали осуществить нарушение налогового законодательства РФ. Для начала стоит уяснить, что видов ответственности очень и очень много. Они будут подразделяться не только на те, что прописаны в Налоговом кодексе РФ, но также и на те, что указаны в Уголовном кодексе. Конечно, санкции за нарушение налогового законодательства, как правило, будут бить по вашему карману. Но есть и иные меры, которые мы рассмотрим далее.

Для начала стоит сказать, что налоговые органы недолго будут терпеть ваши нарушения. Чуть что не так - сразу могут обратиться в суд. Попытка скрыться от них обернется возбуждением уголовного дела и привлечением органов полиции к вашему поиску.

Многие витают в мечтах, что можно не платить налоги, копить деньги и потом быстренько уехать куда-нибудь за границу (как история с кредитами), но на самом деле вас просто не выпустят из страны, если будет обнаружена подобная задолженность. Помните это и тогда, когда собираетесь с семьей (или сами) на отдых за рубеж.

Для налогоплательщиков

Сразу отметим, что ответственность за нарушение налогового законодательства существует для физических и юридических лиц (она будет разной лишь по сумме) и для должностных лиц (различные механизмы действия). Подобные санкции могут выражаться в процентах (к примеру, если вы объявили себя индивидуальным предпринимателем или открыли свою фирму, а зарегистрировать ее в налоговой забыли - это по 10% от всей вашей выручки за каждый день) или твердой сумме. Минимальная сумма - 200 рублей, максимальная же - 80 тысяч рублей (подробности можно посмотреть в Налоговом кодексе или системах типа "Гарант"). Если не считать того, что санкции, выражаемые в процентном соотношении, могут перевалить за 100 тысяч, то все верно. Для должностных лиц нет процентных санкций, а суммы колеблются от 100 рублей до 5 тысяч.

Для экспертов, свидетелей и иных лиц

Тут все просто - неявки, отказы и прочее. Ответственность за нарушение налогового законодательства в этом случае выражается в денежном штрафе в размере от 500 рублей до 20 тыс. (для должностных лиц - от 500 до 1000 рублей за несообщение факта по делу и пр.)

Банки

Вот тут все намного серьезнее, ведь банки в РФ - крупные организации, осуществляющие различного рода финансовые операции (часть института финансов). Ответственность за нарушение налогового законодательства для банков также выражена либо в процентах, либо в твердой сумме. Минимальная сумма - 10 тыс., максимальная - 40 тыс. А вот в процентах ответственность за нарушение налогового законодательства может сильно ударить по "карману" банка (свыше 500 тыс. - не новость, потому как налоги, накладываемые на банк, высоки, а проценты взимаются с них).

Уголовная ответственность

Ответственность за нарушение налогового законодательства может быть и уголовной. Здесь дела обстоят совсем плохо. Правда, чтобы "добиться" таких санкций, придется неплохо постараться. Здесь у нас только самые злостные неплательщики, которые ни в какую не идут на переговоры с налоговыми органами, да еще и должны круглую сумму. В этом случае дело направляется в суд, и тогда можно ждать гостей из полиции у себя дома, которые сами (если это необходимо) вручат вам повестку.

Всего 4 статьи предусматривают наказание за нарушения налогового законодательства - ст. 198, 199, 199.1, 199.2 (подробнее с содержанием статей можете ознакомиться в УК РФ). Здесь можно не только не отделаться штрафами, но еще и получить исправительные работы или реальный срок (лишение свободы). Все виды санкций делятся на два вида: нарушение в крупном размере (свыше 600 тыс. рублей) и нарушение в особо крупном размере (свыше 3 миллионов рублей). Минимальная сумма штрафа здесь - 100 тысяч рублей, максимальная - 300 тысяч. А вот для тех же деяний, но в особо крупном размере - до 500 тысяч рублей (срок лишения свободы и иных санкций за такие правонарушения также намного выше).

Кстати, уголовная ответственность должностных лиц не предусмотрена. Дело в том, что должностное лицо в принципе со своим нарушениями не может попасть под влияние данных статей. Но еще стоит помнить, что уголовное законодательство выделяет таких лиц в отдельную категорию, так что к ним будет применён особый порядок производства.

1. В соответствии с п. 2 ст. 13 Закона об основах налоговой системы должностные лица и граждане, виновные в нарушении налогового законодательства, привлекаются в установленном законом порядке к административной, уголовной и дисциплинарной ответственности.

Административная ответственность - разновидность юридической ответственности, поэтому для нее характерны все присущие последней признаки, а именно: - это мера государственного воздействия (принуждения); - она наступает при совершении правонарушения и наличии вины;

Она применяется компетентными органами; - она состоит в применении к правонарушителю определенных санкций;

Эти санкции строго определены законом. Однако наряду с перечисленными признаками административная ответственность имеет и некоторые специфические особенности. Во-первых, основанием для административной ответственности является административное правонарушение (проступок). Во-вторых, она проявляется в применении к правонарушителям административных взысканий (за нарушение налогового законодательства - штраф). В-третьих, административная ответственность налагается государственными органами, строго определенными законодательством.

Таким образом, можно дать следующее определение. Административная ответственность - это предусмотренная законодательством мера государственного принуждения, которая наступает при совершении административного правонарушения и влечет за собой применение к виновному лицу административных взысканий, налагаемых компетентным государственным органом.

Хотелось бы отметить, что в соответствии со ст. 23 Кодекса об административных правонарушениях (КоАЛ) РСФСР" административная ответственность применяется в целях воспитания лица, совершившего правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Иначе говоря, административная ответственность по своей сути не является карательной мерой, а призвана оказать определенное воздействие на правонарушителей и других лиц с целью их исправления или предупреждения новых правонарушений.

Одним из главных элементов наступления административной ответственности является совершение определенным лицом правонарушения.

Определение административного правонарушения содержится в ст. 10 КоАЛ РСФСР, которая определяет его как посягающее на государственный и общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

На основании этого можно выделить ряд характерных признаков административного правонарушения. Во-первых, проступок характеризуется как действие или бездействие, т. е- административная ответственность может наступать не только за совершение каких-либо определенных действий (сокрытие дохода), но в предусмотренных законом случаях и за отсутствие таковых (непредоставление документов, необходимых для исчисления налогов).

Во-вторых, это действие (бездействие) всегда аятиобще-ственно и автисоциально, т. е. направлено против интересов государства в целом, чем наносит вред сложившимся общественным отношениям.

В-третьих, это противоправное действие, т. е. действие, которое нарушает нормы административного и иных отраслей права, охраняемые административными взысканиями.

В-четвертых, это виновное действие (бездействие), т. е. совершенное под контролем собственной воли и сознания. Необходимо отметить, что для налоговых правонарушений, за которые следует административная ответственность, данный признак является основным, поскольку налоговое законодательство выделяет только его. Хотя, на наш взгляд, рассматривать его отдельно от других признаков и считать единственным элементом налогового проступка не представляется возможным, так как разрушается само понятие административного правонарушения, за совершение которого должна следовать ответственность.

И, в-пятых, обязательным признаком любого административного правонарушения является предусмотренная законом адмивистративняя ответственность.

Таким образом, большинство налоговых правонарушений - административные нарушения, так как соответствуют указанным выше признакам. Действительно, эти нарушения могут совершаться посредством определенных действий или бездействия, они всегда идут вразрез с интересами общества и государства, они противоправны и виновны, за многие из них предусмотрена административная ответственность. Исключения составляют только те правонарушения, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Каждый административный проступок имеет свой состав правонарушения, под которым понимается установленная законодательством совокупность признаков, характеризующая данное деяние как административное правонарушение. Установление этих признаков в конкретном деянии и будет являться основанием для административной ответственности, в то время как отсутствие одного из них освобождает лицо от наказания.

Состав административного правонарушения имеет как объективные признаки (существующие объективно, вне сознания человека), так и субъективные признаки (непосредственно связанные с человеком, его сознанием). Отсюда выделяют объективную сторону и объект правонарушения и соответственно субъективную сторону и субъект правонарушения.

Объектом административного проступка (на что направлен административный проступок) в налоговой сфере является установленный порядок уплаты налогов и исполнения налогоплательщиками и иными лицами своих обязанностей. Это отношения регулируются налоговым законодательством. Следовательно, меры административной ответственности применяются к правонарушителю в том случае, если его действия нанесли или неизбежно могут нанести вред в виде неуплаты налогов.

Объективную сторону состава административного правонарушения составляют установленные законодательством признаки, характеризующие внешнюю сторону проступка, его последствия. Объективная сторона может выражаться как в действии, так и в бездействии. Конкретное содержание объективной стороны каждого состава содержится в налоговых законах.

Субъективную сторону состава административного проступка составляют психические процессы в сознании правонарушителя, происходившие в момент совершения им проступка, а также по отношению к его последствиям. Обязательный признак субъективной стороны - вина. Под виной подразумевается психическое отношение правонарушителя к содеянному и наступившим последствиям. Вина - ядро субъективной стороны состава правонарушения.

Необходимо отметить, что финансовая ответственность за нарушение налогового правонарушения может наступать вообще без наличия вины, т. е. в тех случаях, когда налогоплательщик не мог и не должен был предвидеть наступление вредных последствий (в результате счетной ошибки и т. д.). Для применения же административной ответственности наличие вины является обязательным. В противном случае к правонарушителю административная ответственность не применяется.

Субъектом, т. е. лицом, которое может нести ответственность за совершение административного проступка, может быть только физическое лицо (гражданин, индивидуальный предприниматель, должностное лицо предприятия). В связи с этим представляются неправомерными действия налоговых органов по взысканию административных штрафов, наложенных на руководителей предприятий, посредством выставления на счет предприятия инкассовых поручений.

В соответствии со ст. 13и ст. 20 КоАП РСФСР привлечению к административной ответственности подлежат лица, которые к моменту совершения административного правонарушения достигли шестнадцати лет и во время его совершения были вменяемы. Это два основных условия, при которых применение административной ответственности правомерно.

В некоторых случаях в качестве субъекта закон указывает руководителей и должностных лиц предприятий. Закон не устанавливает понятия должностного лица, однако следует иметь в виду, что под ним понимаются сотрудники не только государственных организаций, но и организаций иных форм собственности. При привлечении к административной ответственности должностных лиц хозяйствующих субъектов необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете»^ и п. 19 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, утверждено Приказом Минфина РФ от 26 декабря 1994 г. № 170^ ответственность за состояние бухгалтерского учета несет в первую очередь руководитель организации, предприятия или учреждения. Данной точки зрения придерживается и Госналогслужба РФ в своем письме от 6 октября 1993 г. № ВГ-6-14/344^

Кроме того, ст. 17 КоАП РСФСР предусматривает возможность привлечения к административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства за совершение административных правонарушений на территории России, что в последнее время становится весьма актуально в связи с их широкой деятельностью в нашей стране. Согласно данной статье, они подлежат привлечению к ответственности на общих основаниях с гражданами России.

При привлечении физических лиц к административной ответственности необходимо обратить внимание на значение правильного соблюдения процессуального порядка наложения административного взыскания. Его нарушения со стороны налоговых органов в отличие от налоговой ответственности являются основанием для отмены постановления о наложении взыскания (п. 4 ст. 306, 308, 330 Гражданского процессуального кодекса РСФСР от II июня 1964 г^).

В соответствии со ст. 14 Закона «О Государственной налоговой службе» обжалование действий должностных лиц государственных налоговых инспекций, связанных с наложением административного взыскания, производится в соответствии с административным законодательством. Согласно ст. 20 Закона «О федеральных органах налоговой полиции», действия сотрудников налоговой полиции также могут быть обжалованы в вышестоящие органы налоговой полиции, в прокуратуру или в суд.

Обжалование может произойти в течение десяти дней с момента вынесения постановления о привлечении к административной ответственности. Основаниями для него могут быть:

Несоблюдение правил и порядка составления протокола об административном правонарушении;

Рассмотрение дела о нарушении налогового законодательства в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности;

Наложение административного взыскания лицом, не имеющим на это права; в соответствии с Законом РФ от 21 марта 1991 г. «О государственной службе РСФСР»^ и Законом РФ «О федеральных органах налоговой полиции»^ право налагать административные штрафы предоставлено только начальникам государственных налоговых инспекций, начальникам федеральных органов налоговой полиции и их заместителям;

Несоблюдение порядка составления и вынесения постановления о наложении административного взыскания;

Несоблюдение сроков применения административного взыскания; согласно ст. 38 КоАП РСФСР, административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - не позднее двух месяцев со дня его обнаружения;

В обзоре практики разрешения споров, возникающих при применении налогового законодательства (письмо Государственной налоговой инспекции по Ленинградской области от 3 августа 1994 г. № 09-10/1866) содержится пример обжалования гражданами административного взыскания в связи с пропуском ГНИ срока наложения административного взыскания.

По двум заявлениям граждан об обжаловании административных взысканий за нарушения налогового законодательства КиришскиЙ суд (дело № 2-708/93) и Бокситогорский суд (дело № 2-17-94) приняли решения об удовлетворении их заявлений только на том основании, что ГНИ были пропущены сроки наложения административного взыскания. Факты нарушения налогового законодательства подтвердились. Заявления граждан были удовлетворены.

Другие нарушения, ущемляющие права и интересы граждан.

Необходимо также иметь в виду, что в соответствии со ст. 338 Гражданского процессуального кодекса РСФСР исполнению судебным исполнителем подлежат постановления административных органов или должностных лиц, которым законом предоставлено право производить взыскания с граждан в бесспорном порядке. Налоговым органам это право не предоставлено, поэтому взыскание административных штрафов с граж-ден возможно только в судебном порядке.

Письмо Госналогелужбы РФ от 25 сентября 1992 г. № ИЛ-4-08/638 «О порядке обеспечения взыскания административных штрафов за нарушения налогового законодательства» содержит аналогичное положение: «По разъяснению, полученному в Министерстве юстиции РФ, постановления о наложении административного штрафа на должностных и иных физических лиц госналогинспекциям следует направлять в районный (городской) народный суд с сопроводительным письмом на имя председателя суда, содержащим просьбу об удержании суммы штрафа в принудительном порядке из заработной платы или иного заработка виновного лица в соответствии с правилами, установленными гл. 38 и 39 ГПК РСФСР».

2. Порядок привлечения к административной ответственности установлен КоДП и Законом РСФСР «О государственной налоговой службе РСФСР». Общие принципы, условия применения административной ответственности и порядок наложения административных взысканий изложены в КоАЛ. Должностные лица налоговых инспекций должны строго соблюдать установленные кодексом требования.

Составы налоговых правонарушений, за которые следует административная ответственность, содержатся в КоАП РСФСР, Законе «Об основах налоговой системы в РФ», Законе «О Государственной налоговой службе» и Законе «О федеральных органах налоговой полиции».

В соответствии с данными нормативными актами число налоговых правонарушений, за которые следует административная ответственность, достаточно велико. Однако можно выделить несколько видов административных проступков, имеющих самостоятельный состав, и разделить их на четыре основные группы в зависимости от субъекта применения ответственности.

Первую группу составляют правонарушения, за совершение которых к административной ответственности привлекаются только должностные лица предприятий, организаций, учреждений виновные: - в сокрытии (занижении) прибыли (дохода); - в сокрытии (неучтении) иных объектов налогообложения; ~- в отсутствии бухгалтерского учета; - в ведении бухгалтерского учета с нарушением установленного порядка; - в искажении бухгалтерских отчетов; - в непредоставлении бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;

В несвоевременном предоставлении бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет; - в предоставлении не по установленной форме бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет.

Эти правонарушения, в свою очередь, можно объединить в три подгруппы:

Правонарушения, повлекшие недоплату налогов; - правонарушения, связанные с ведением бухгалтерского учета;

Правонарушения, связанные с предоставлением документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов.

Во вторую группу входят налоговые правонарушения, административная ответственность за совершение которых наступает только для граждан, виновных:

В нарушении законодательства о предпринимательской деятельности;

В осуществлении предпринимательской деятельностью, в отношении которой имеется специальное запрещение; - в отсутствии учета доходов;

В ведении учета доходов с нарушением установленного порядка;

В непредоставлении деклараций о доходах; - в несвоевременном предоставлении деклараций о доходах;

Во включении в декларации искаженных данных. Здесь также можно выделить три подгруппы правонарушений:

Правонарушения в области предпринимательской деятельности;

Правонарушения, связанные с нарушением учета доходов;

Правонарушения, связанные с предоставлением деклараций о доходах;

Третью группу правонарушений составляют налоговые проступки, за которые административная ответственность наступает для налоговых агентов, а именно, для руководителей банков и кредитных учреждений, виновных: - в открытии расчетного и иного счетов налогоплательщикам без предъявления ими документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе;

В несообщении (сообщении после установленного срока) налоговому органу об открытии указанных счетов;

В задержке исполнения поручений налогоплательщиков по перечислению налогов в бюджет или во внебюджетные фонды и в использовании неперечисленных сумм налогов в качестве кредитных ресурсов.

Четвертая группа включает в себя правонарушения, к административной ответственности за которые привлекаются как граждане, так и должностные лица предприятий. Кроме того, данная группа правонарушений характеризуется не только общим субъектом (физическое лицо), но и отличными от вышеуказанных основаниями для административной ответственности.

Так, если в первых трех группах правонарушения связаны прежде всего с порядком уплаты налога, ведения бухгалтерского учета, предоставлением отчетности, то данная группа налоговых проступков связана с нарушением порядка управления в сфере налоговых отношений, нарушением предоставленных органам налоговой полиции и налоговым инспекциям прав по осуществлению ими своих функций, например таких прав, как:

Беспрепятственно входить в любые производственные, складские, торговые и иные помещения независимо от форм собственности и места их нахождения, используемые налогоплательщиками для извлечения доходов (прибыли), и обследовать их;

Проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения;

Вызывать с целью получения объяснений, справок, сведений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства по вопросам, относящимся к компетенции федеральных органов налоговой полиции;

Обследовать с соблюдением соответствующих правил при осуществлении своих полномочий любые используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, учреждений) организаций и граждан;

Требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых предприятий, учреждений, организаций, а также от граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и других обязательных платежах в бюджет и законодательства о предпринимательской деятельности и контролировать их выполнение и др.

За совершение различных указанных выше правонарушений предусмотрены различные меры ответственности. За совершение правонарушений первых трех групп в первый раз ответственность в основном наступает в виде штрафа в размере от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда на каждого виновного. За те же действия) совершенные повторно, т. е. в течение года после административного взыскания, штраф составляет от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.

Последнее положение требует некоторых разъяснений. Взыскание штрафов в указанных размерах возможно при наличии двух оснований:

Лицо, подвергшееся такому взысканию, должно совершить два аналогичных по своему составу правонарушения, т. е. совершить, например, два нарушения, выразившиеся в отсутствии ведения учета доходов, или два нарушения, выразившиеся в ведении учета доходов с нарушением установленного порядка;

Эти правонарушения должны быть совершены в течение года после наложения административного взыскания.

За совершение правонарушений, составляющих четвертую группу, ответственность предусмотрена в основном до ста минимальных размеров оплаты труда. Повторность на размеры штрафа в данном случае не влияет.

За нарушение налогового законодательства существуют следующие виды юридической ответственности: финансовая (налоговая), административная, уголовная, дисциплинарная.

Налоговая ответственность - это санкция (штрафов,принудительная мера) за налоговое правонарушение, предусмотренная главой 16 НК РФ. Неисполнение налогоплательщиками своих обязанностей обеспечивается мерами государственного принуждения. За налоговое правонарушение применяют налоговые санкции, меры к принудительному взысканию недоимок по налогам. Исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пени, приостановлением операций по счетам налогоплательщика - организации, индивидуального предпринимателя, плательщика сборов - организации или налогового агента - организации, наложением ареста на имущество налогоплательщика (ст. 72 НК РФ).

Административная ответственность согласно п. 12 ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» заключается в том, что на руководителей предприятий, учреждений и организаций налагаются административные штрафы в размере минимальных размеров оплаты труда.

Дисциплинарная ответственность. За однократное нарушение трудовых обязанностей руководитель предприятия и его заместители могут быть уволены с предприятия (с ними расторгается контракт; п. 1 ст. 254 КЗоТ). При найме руководитель подписывает договор (контракт), в котором определяются его права, обязанности и ответственность, в том числе за создание условий и организацию бухгалтерского учета.

Уголовная ответственность. Уклонение от уплаты налогов с организаций путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо путем сокрытия других объектов налогообложения, совершенное в крупном размере, - наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет (ст. 199 УК РФ).

31.Налог на добавленную стоимость: налогоплательщики, объект обложения, налоговая база.

Налог на добавленную стоимость (НДС) относится к косвенным налогам. Это означает, что при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю и сумму уплаченного НДС. Тем самым налогоплательщик имеет возможность переложить свои расходы по уплате НДС на покупателя, который в свою очередь при перепродаже товара обязан исчислить НДС, переложив бремя по его уплате на «своего» покупателя, и так далее – вплоть до конечного потребителя. Таким образом, в результате процесса перепродажи товаров реальное налоговое бремя уплаты НДС в конечном итоге несут не налогоплательщики, а конечный потребитель товаров (работ, услуг).



Налогоплательщиками НДС признаются: 1) организации; 2) индивидуальные предприниматели; 3) лица, перемещающие товары через таможенную границу РФ.

Объект налогообложения. Представляет собой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе на безвозмездной основе. Кроме того, к объектам обложения НДС относятся: 1) передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций; 2) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; 3) ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

НК предусматривает многочисленные изъятия из перечня операций, которые являются объектом обложения НДС. Так, не облагаются НДС операции, не признаваемые налоговым законодательством реализацией товаров, работ или услуг: операции, связанные с обращением российской или иностранной валюты; передача имущества правопреемникам при реорганизации; передача имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательством; передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного (муниципального) жилищного фонда при проведении приватизации; изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества и т.д.

Налоговая база – стоимость реализованных товаров (работ, услуг) с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС. При применении различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам, при применении одинаковых ставок – суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.

При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации налоговая база определяется как сумма: 1) таможенной стоимости этих товаров; 2) подлежащей уплате таможенной пошлины; 3) подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).

Налоговый период устанавливается как квартал.

Л.В. Сальникова,
г. Саратов

В настоящее время в российском законодательстве существуют следующие виды ответственности за нарушение налогового законодательства:

1) уголовная;

2) административная;

3) налоговая;

4) дисциплинарная.

1. Уголовная ответственность

Уголовная ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства является самым тяжким видом ответственности по основаниям и по последствиям. Уголовная ответственность наступает исключительно за совершение преступления, под которым понимается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ) под угрозой наказания. Таким образом, для привлечения налогоплательщика к уголовной ответственности необходимо доказать вину конкретного физического лица в совершении преступления. Виновным по российскому законодательству признается лицо, которое совершило преступление как умышленно, так и по неосторожности. Однако для налоговых преступлений характерен приоритет умышленной формы вины. Например, для того чтобы уголовная ответственность наступила по ст. 199 УК РФ за уклонение от уплаты налогов путем включения в налоговую декларацию заведомо ложных сведений, необходимо, чтобы бухгалтер знал, что сведения, включаемые им в декларацию, ложны. Если должностное лицо добросовестно заблуждается, например из-за плохого знания налогового законодательства, то оно не совершает уголовного преступления. Налоговое преступление может быть совершено в крупном или особо крупном размере. Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 100 000 руб. - для физических лиц (500 000 руб. - для юридических лиц), при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 300 000 руб. - для физических лиц (1 500 000 руб. - для юридических лиц). Особо крупным размером считается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 000 руб. - для физических лиц (2 500 000 руб. - для юридических лиц), при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1 500 000 руб. - для физических лиц (7 500 000 руб. - для юридических лиц).

Уголовное наказание может быть наложено только судом.

2. Административная ответственность

Административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. При этом административная ответственность имеет ряд особенностей:

1) в отличие от уголовной, административная ответственность установлена не только для физических лиц - нарушителей налогового закона, но и для организаций. В некоторых случаях административное взыскание может накладываться и на организацию, и непосредственно на работника этой организации, допустившего нарушение закона;

2) субъективная сторона большинства административных правонарушений может быть выражена не только умышленной формой вины, но и неосторожностью. В административном праве в полной мере действует принцип - "незнание закона не освобождает от ответственности". Поэтому даже если должностное лицо организации, например ее руководитель, не знает сроков представления налоговой декларации, то он все же должен заплатить штраф за нарушение срока представления декларации;

3) все административные правонарушения, так же как и уголовные преступления, перечислены в одном нормативно-правовом акте - КоАП РФ. Если же какое-либо деяние, которое, по мнению налоговых органов, является противозаконным, в КоАП РФ правонарушением не названо, то и административная ответственность за его совершение налагаться не может. Административные правонарушения в области налогов и сборов предусмотрены главой 15 КоАП РФ;

4) рассматривать дела об административных правонарушениях вправе не только суды, но в некоторых случаях сами налоговые органы (так, в соответствии со ст. 23.5 КоАП РФ налоговые органы рассматривают дела по ст. 14.5 , 15.1, 15.2 настоящего Кодекса).

3. Налоговая ответственность

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) установлена ответственность.

Составы и санкции правонарушений в сфере налогообложения

Нарушение налогового законодательства

Квалифицирующий признак

Наказание

Основание

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо

Крупный размер

Штраф в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет; арест на срок от 4 до 6 месяцев; лишение свободы на срок до 1 года

ч. 1 ст. 198 УК РФ

ложных сведений

Особо крупный размер

Штраф в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет; лишение свободы на срок до 3 лет

ч. 2 ст. 198 УК РФ

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений

Крупный размер


ч. 1 ст. 199 УК РФ

Особо крупный размер

Штраф в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;

ч. 2 ст. 199 УК РФ

Группой лиц по предварительному сговору

лишение свободы на срок до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового

Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд)

Крупный размер

Штраф в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет; арест на срок от 4 до 6 месяцев; лишение свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового

ч. 1 ст. 199.1 УК РФ

Особо крупный размер

Штраф в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 лет; лишение свободы на срок до б лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового

ч. 2 ст. 199.1 УК РФ

Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем

Крупный размер

Штраф в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет; лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового

ст. 199. 2 УК РФ

Нарушение порядка ведения кассовых, банковских операций и бухгалтерского учета

Нарушение порядка работы с денежной на личностью и порядка ведения кассовых операций

Штраф в размере от 40 до 50 МРОТ (на должностных лиц); штраф в размере от 400 до 500 МРОТ (на юридических лиц)

ст. 15.1 КоАП РФ

Невыполнение должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций


ст. 15.2 КоАП РФ

Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов

Штраф в размере от 20 до 30 МРОТ

ст. 15.11 КоАП РФ

Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения

Штраф в размере 5000 руб.

п. 1 ст. 120 НК РФ

Те же деяния, если они совершены в течение более чем одного налогового периода

Штраф в размере 15 000 руб.

п. 2 ст. 120 НК РФ

Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы

Штраф в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб.

п. З ст. 120 НК РФ

Открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе


п. 1 ст. 15.7 КоАП РФ

Открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового органа либо таможенного органа о приостановлении операций по счетам этого лица

Штраф в размере от 20 до 30 МРОТ

п. 2 ст. 15.7 КоАП РФ

Нарушение сроков

Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда


п. 1 ст. 15.3 КоАП РФ

Штраф в размере 5000 руб.

п.1 ст. 116 НК РФ

То же деяние, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет

Штраф в размере от 20 до 30 МРОТ

п. 2 ст. 15.3 КоАП РФ

Штраф в размере 10% от доходов, но не менее 20 000 руб. (при ведении деятельности более трех месяцев - 20% от доходов, полученных начиная с 91-го дня)

ст. 117 НК РФ

То же деяние с нарушением срока свыше чем на 90 дней

Штраф в размере 10 000 руб.

п. 2 ст. 116 НК РФ

Нарушение установленного срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации Нарушение установленного срока представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета
Нарушение банком или иной кредитной организацией установленного срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора (взноса), а равно инкассового поручения (распоряжения) налогового органа, таможенного органа или органа государственного внебюджетного фонда о перечислении налога или сбора (взноса), соответствующих пеней и (или) штрафов в бюджет (государственный внебюджетный фонд)

Штраф в размере от 10 до 20 МРОТ

ст. 15.4 КоАП РФ

Штраф в размере 5 000 руб.

ст. 118 НК РФ

Штраф в размере от 3 до 5 МРОТ

ст. 15.5 КоАП РФ

Штраф в размере от 40 до 50 МРОТ

ст. 15.8 КоАП РФ

Непредставление иформации

Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок или отказ от

Штраф в размере от 1 до 3 МРОТ (на граждан)

п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ

представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде

Штраф в размере от 3 до 5 МРОТ (для должностных лиц) 50 руб. за каждый документ

ст. 126 НК РФ

Непредставление налоговой декларации

Штраф в размере 5% суммы налога по декларации за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более 30% и не менее 100 руб.

п. 1ст. 119 НК РФ

Те же деяния, но с просрочкой более чем на 180 дней

Штраф в размере 30% суммы налога по декларации и 10% суммы налога по декларации за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня

п. 2 ст. 119 НК РФ

Непредставление должностным лицом органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, регистрацию лиц по месту жительства, регистрацию актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним, либо нотариусом или должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия, в установленный срок в налоговые органы сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде

Штраф в размере от 5 до 10 МРОТ

п. 2 ст. 15.6 КоАП РФ

Неисполнение законных решений внебюджетных фондов

Неисполнение банком или иной кредитной организацией поручения органа государственного внебюджетного фонда о зачислении во вклады граждан сумм государственных пенсий и (или) других выплат

Штраф в размере от 40 до 50 МРОТ (на должностных лиц) Штраф в размере от 400 до 500 МРОТ (для юридических лиц)

ст. 15.10 КоАП РФ

Неуплата налогов

Неуплата или неполная уплата налогов в результате занижения налоговой базы

Штраф в размере 20% от неуплаченных сумм налога

п. 1 ст. 122 НК РФ

Те же деяния, совершенные умышленно

Штраф в размере 40% от неуплаченных сумм налога

п. З ст. 122 НК РФ

Неисполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налога

20% от суммы, подлежащей перечислению

ст. 123 НК РФ

4. Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарная ответственность - это ответственность работника перед своим работодателем. Меры дисциплинарного взыскания установлены ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ): замечание, выговор, увольнение по соответствующему основанию. Помимо нарушений дисциплины (например, прогул), дисциплинарная ответственность может наступить и за ненадлежащее выполнение работником своих прямых должностных обязанностей (например, за нарушение бухгалтером сроков сдачи налоговой отчетности).

Однако для применения одной из мер дисциплинарной ответственности работодатель должен соблюсти соответствующую процедуру, предусмотренную ст. 193 ТК РФ (затребовать от работника объяснение, в случае отказа от дачи объяснений составить акт, вынести приказ о наложении взыскания, объявить этот приказ работнику под расписку).

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению различных исследовательских подходов к вопросу о правовой природе налоговой и административной ответственности, а также анализу правовых норм, регламентирующих привлечение виновных лиц к ответственности за совершение правонарушений в сфере налогов и сборов.

Ключевые слова : налог, налогообложение, система юридической ответственности; обязанности; административная ответственность; налоговая ответственность.

ADMINISTRATIVE OFFENCES IN TAX FIELD

Abstract. The article is devoted to consideration of various research approaches to the question of the legal nature of the tax and administrative responsibility, as well as analysis of legal rules governing the involvement of perpetrators to responsibility for offences in the sphere of taxes and fees.

Key words: tax, taxation, system of legal liability; charge; administrative liability; tax liability.

Формирование налогового законодательства породило вопрос о ха- рактере юридической ответственности, установленной Налоговым кодексом: является ли она разновидностью административной ответственности или в российском праве появилась самостоятельная финансовая (налоговая) ответственность. В теории нашли место обоснования в пользу той и другой концепции. Анализу основных аргументов сторонников этих концепций посвящена данная статья.

С практической точки зрения вопрос о характере ответственности за нарушения налогового законодательства сводится к следующей дилемме: как и какой нормативный правовой акт должен регулировать основания ответственности за нарушение налогового законодательства, виды и размер взысканий и их назначение?

Теория права на сегодняшний день однозначно выделяет пять видов юридической ответственности в зависимости от характера правонарушения:

Уголовную - за совершение преступлений, предусмотренных уго- ловным кодексом;

Административную - за совершение административных правона- рушений, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой уголовной ответственности в соответствии с действующим законода- тельством;

Гражданскую (гражданско-правовую) - за неисполнение, ненадле- жащее исполнение гражданско-правовых обязанностей;

Дисциплинарную - за совершение дисциплинарного проступка, связанного с нарушением трудовой дисциплины;

Материальную - за причинение ущерба стороне трудового договора.

В приведенной классификации прослеживается закономерность вы- деления видов ответственности в зависимости от отраслевой принадлежности юридических норм. Поэтому в связи со становлением налогового права как самостоятельной подотрасли финансового права стал обсуждаться вопрос о необходимости выделения самостоятельного вида юридической ответственности - финансовой или налоговой, т.е. ответственности за налоговые правонарушения.

Сторонники данного подхода обосновывают свою позицию тем, что, исходя из теории юридической ответственности, она применяется за финансовые проступки (т.е. финансовые отношения, деликты) и выражается в особых, финансовых по характеру мерах принуждения . В качестве одного из аргументов приводится тот факт, что самостоятельное регулирование ответственности за налоговые правонарушения предусмотрено в разделе VI «Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение» Налогового кодекса Российской Федерации. Более того, в нем законодательно закреплено понятие налогового правонарушения. Таким образом, закрепление законодателем в Налоговом кодексе общих положений о привлечении к ответственности, составов правонарушений и соответствующих взысканий является для сторонников наличия финансовой ответственности решающим фактором.

В подобной аргументации сомнения вызывают по крайней мере три момента. Первое - выделение законодателем отдельной главы, а также закрепление понятия «налогового правонарушения» представляют собой, на наш взгляд, проявление законодательной техники. Самостоятельное регулирование вопроса об ответственности за налоговые правонарушения в период формирования налогового законодательства обуславливалось тем, в первую очередь, что законодательство об административных правонарушениях по смыслу ст. 2 КоАП РСФСР состояло из действовавшего в тот период КоАП и иных законодательных актов РСФСР и постановлений Совета Министров РСФСР об административных правонарушениях. В тоже время действовавшее законодательство допускало самостоятельное регулирование административной ответственности другими актами: законодательные акты РСФСР и по становления Совета Министров РСФСР об административных правонарушениях до включения их в установленном порядке в Кодекс приме- няются на территории РСФСР непосредственно (п. 2 ст. 2 КоАП РСФСР). Кроме того, отсутствие в КоАП РСФСР такого субъекта ответственности, как юридическое лицо, и неспособность Кодекса распространить свое действие на нового субъекта вынуждали законодателя принимать самостоятельные акты в отношении административной ответственности юридических лиц.

В силу вышеизложенного аргументы сторонников самостоятельности налоговой ответственности легко можно перечеркнуть, внеся изменения в Кодекс, что в свое время пытались сделать разработчики действующего Кодекса Российской Федерации об административной ответственности. Выделяя ответственность, на наш взгляд, следует анализировать не статьи закона, а характер и сущность возникающих отношений.

Довод об обособленности налоговых санкций также является не- обоснованным. Как отмечает С.Г.Пепеляев, специфических мер воздей- ствия за нарушения налогового законодательства Налоговым кодексом РФ не предусмотрено. Эти меры сводятся к применению типично адми- нистративного взыскания - штрафа. Выделяемые иногда особенности финансовых санкций характеризуют не сам штраф, а порядок его при- менения. Специфических черт «финансового» штрафа, не позволяющих отождествлять его с административным, нет .

Вопрос о правовой природе штрафных санкций, налагаемых налого- выми органами за нарушение норм налогового законодательства, был предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации и в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации. В своем определении от 5 июля 2001 г. № 130-О «По запросу Омского областного суда о проверке конституционности положения пункта 12 статьи 7 Закона Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» Конституционный Суд Российской Федерации указал, что различного рода штрафы, взимаемые налоговыми органами с физических лиц за нарушение ими требований налогового законодательства, выходят за рамки налогового обязательства как такового и этим отличаются от недоимок и налоговой пени. Полномочие же налогового органа, действуя властно-обязывающим образом, налагать штрафы за нарушение требований налогового законодательства, означает, что им применяются санкции, по сути являющиеся административно-правовыми, а не уголовно-правовыми или гражданско-правовыми, т.е. имеет место административно-правовая ответственность за налоговые правонарушения. Штрафные санкции, применяемые налоговыми органами за нарушение норм законодательства, направленного на обеспечение фискальных интересов государства, относятся к мерам взыскания административно-правового характера (за административные правонарушения) и осуществляются в рамках административной юрисдикции, а потому правосудие по такого рода делам, по смыслу статьи 118 (ч. 2) и 126 Конституции Российской Федерации осуществляется посредством административного судопроизводства .

Еще раньше Высший Арбитражный Суд РФ в п. 3 Обзора практики разрешения арбитражными судами споров, касающихся общих вопросов применения ответственности за нарушения налогового законодательства, разъяснил, что ответственность, предусмотренная статьей 13 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», по своей правовой природе сходна с административной ответственностью . Таким образом, Конституционный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ признают административно-правовую природу налоговых санкций и отсутствие налоговой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности.

Аргумент об особом характере налоговых правонарушений в свете принятия Кодекса об административных правонарушениях также утрачивает свою весомость: за аналогичные «налоговым» правонарушения ответственность должностных лиц организаций наступает по КоАП РФ(ст. 15.3 - 15.9, 15.11). На сегодняшний день ответственность за на- рушения налогового законодательства предусмотрена в разделе VI «На- логовые правонарушения и ответственность за их совершение» Налогового кодекса Российской Федерации и в главе 15 «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом ответственность налогоплательщиков наступает по Налоговому кодексу РФ, а КоАП РФ предусматривает за аналогичные правонарушения ответственность должностных лиц, т.е. руководителей и других работников организаций, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций. Тем не менее, остается непонятным, в чем состоит принципиальное отличие субъектов этих правонарушений, которое не позволило регламентировать ответственность в одном кодексе.

Важным для понимания сути административной ответственности за налоговые правонарушения является также возможность регулирования данной ответственности Налоговым кодексом. В ч.1 ст. 1.1 КоАП РФ определено, что законодательство об административных правонаруше- ниях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. В этой связи закономерен вопрос: если КоАП определен в ч. 1 ст. 1.1 в качестве фактически единственного федерального законодательного акта, могут ли существовать другие федеральные законы, устанавливающие административную ответственность?

Прежде чем дать ответ на поставленный вопрос, необходимо отметить следующее. Принцип полного сосредоточения правонарушений в кодификационном акте впервые был сформулирован в Уголовном кодексе Российской Федерации. Статья 1 УК содержит категорически вы- раженное правовое предписание: новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в Кодекс. Кроме того, кодификация по своей природе предполагает систематизацию законодательства в вопросе регулирования определенной совокупности общественных отношений. Данное понимание вопроса кодификации административных правонарушений четко было выражено в вето Президента РФ на проект КоАП, а именно - «в Кодексе должны быть сосредоточены все виды правонарушений, влекущих за собой ответственность в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами». Тем не менее, КоАП не содержит нормы, предписывающей включение в него всех видов административных правонарушений, которые могут быть установлены федеральными законами.

В результате складывается следующая ситуация: КоАП систематизирует только административные правонарушения, под которыми пони- маются противоправные, виновные действия (бездействия) физического или юридического лица, за которые настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. В основе кодификации лежит не административная ответственность, в пользу которой звучат аргументы Конституционного Суда, а правонарушения. Поскольку Налоговый кодекс вводит самостоятельное понятие «налоговое правонарушение», ответственность за их совершение по смыслу КоАП РФ может быть предусмотрена в отдельном акте. В этом и заключается опасность установления административной ответственности в различных законах, что в перспективе может вновь подрывать юридический «авторитет» кодификации, превратить его во второстепенный инструмент правового регулирования .

Выводы. Таким образом, в силу того, что ответственность за нарушения налогового законодательства является по сути административной ответст- венностью, в целях упорядочения законодательства об административных правонарушениях становится целесообразным внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях, объединив в КоАП РФ все правонарушения в области налогов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2; Омега-Л - Москва, 2011. - 640 c.
  2. Ульянова В.Н. О правовой природе финансовых санкций //Актуальные проблемы конституционного и муниципального права. - 2012. - № 9. - С. 30.
  3. Налоговое право /Под ред. С.Г.Пепеляева. - М., 2015. - С. 405
  4. Российская газета. - 2011. - 22 августа.
  5. Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 2014. - № 8.