Кредиты

К провалам фиаско государства не относятся. Государственное регулирование экономики: основные цели и инструменты. в) снижения налогов

Но важно подчеркнуть, что никто не утверждает, будто все проблемы заканчиваются тогда, когда государство компенсирует провалы рынка. Ведь существует и фиаско государства (фиаско ), под которым понимается неэффективное распределение ресурсов в результате государственного регулирования , и далее мы подробнее остановимся на рассмотрении этого явления.  


Сторонники теории общественного выбора приходят к выводу, что именно в силу экономических причин существует политическое неравенство между отдельными группами населения и возможно принятие неэффективных решений, т. е. фиаско государства. Проанализируем наиболее важные причины фиаско государственного регулирования.  

Прежде всего следует еще раз сказать о нарушении пропорций между предельными затратами и предельными выгодами , которое может привести к неэффективному, с общественной точки зрения , принятию экономического решения , т. е. к фиаско государства.  

Еще одна из причин фиаско государства - недобросовестность государственных чиновников (государственной бюрократии), которые, преследуя свой частный интерес, стремятся получить наибольшее количество голосов на следующих выборах и принимают такие решения, которые помогут им достичь этого (так называемые популистские решения), хотя они не соответствуют критерию экономической эффективности. Кроме того, политические деятели преследуют свои личные интересы, как и все обычные люди, и эти личные интересы могут в определенный момент превысить их чувство долга как государственных лиц.  

Следует также отметить несовместимость во времени принятия тех или иных решений, ведущую к фиаско государства. Например, перед выборами политик обещает увеличить социальные расходы, снизить налоги и провести многие другие аналогичные мероприятия, которые помогут ему получить поддержку избирателей. Однако популистские обещания провозглашаются сегодня, а их реализация после выборов нередко откладывается или принимаются прямо противоположные решения, ведущие к снижению материального благополучия населения. Таким образом, несовместимость во времени означает, что мероприятия, оптимальные с точки зрения правительства сегодня, могут оказаться неоптимальными в будущем периоде, особенно после того, как экономические агенты уже отреагировали на объявленные предвыборные обещания, т. е. сформировали свои ожидания.  

В связи с временными интервалами возникает проблема внутренних и внешних лагов, которая также может привести к фиаско государства. Речь идет об эффекте запаздывания, т. е. разрыве во времени между осознанием проблемы , принятием государственных решений и результатами воплощения правительственной программы в жизнь.  

Особо в связи с фиаско государства следует помнить о законе непредвиденных последствий . Суть его заключается в том, что в результате осуществления каких-либо мероприятий желаемый результат не достигается или достигается с большими издержками. Стремление улучшить работу рынка приводит нередко к противоположному результату. Например, государство устанавливает фиксированные цены на продовольственные товары с целью борьбы со спекуляцией. Однако результатом этих мер оказывается товарный дефицит, разрастание теневой экономики , очереди и т. п.  

Среди экономистов ведутся споры о том, справедливо ли эффективное рыночное распределение Ведь поляризация доходов в условиях рынка может быть огромной по сравнению с уравнительным распределением в командно-административной системе . Да, рыночное распределение равноправное, но неравное. Его участники имеют равные права на получение дохода пропорционально своему вкладу, который объективно неравен, так как от рождения все имеют различные силы, способности, стремление к труду и т. д. Под равенством следует понимать равенство возможностей (прав), а не равенство результатов. В командной же экономике под равенством в распределении понимается получение одинакового дохода, независимо от вклада сил, знаний, денежных средств и т. д. Какое распределение считать справедливым Этот вопрос будет подробно рассмотрен в гл. 24, 1, посвященной социальной политике государства . Однако следует помнить, что рынок справляется с теми задачами, на решение которых он рассчитан. Нельзя говорить о фиаско рынка в случаях, которые находятся за пределами действия рыночного механизма . Поэтому решение социальных проблем, прежде всего, обеспечение нетрудоспособной части населения правами на достойное существование, а именно, получение определенного дохода без соответствующих факторных затрат , - сфера действия другого, нерыночного механизма, которым обладает государство как инструмент общественного регулирования.  

Но только здоровое рукопожатие помогает придать устойчивость экономическому развитию страны. Существуют не только провалы, или фиаско рынка , но и провалы государственного регулирования . Самое печальное для общества - некомпетентное вмешательство государственных органов в ситуации, связанные с несостоятельностью рынка. Общество нуждается в государственном вмешательстве там и тогда, где и когда рынок не в состоянии эффективно распределить ресурсы. Об этом пойдет речь в гл. 17. Проблемы эффективного регулирования экономики - это уже сфера экономической политики государства , изучению которой всецело посвящен курс макроэкономики.  

Рынок, как было показано в предыдущих главах раздела Микроэкономика , представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой спонтанный характер, механизм, способный решать основные экономические задачи , стоящие перед обществом. Однако так бывает не всегда и не во всех случаях. Как известно, существуют экономические проблемы, которые принято называть фиаско (провалы, несостоятельность) рынка (см. гл. 15). Это такие ситуации, когда рыночный (ценовой) механизм не может эффективно распределить ресурсы. При этом не обеспечивается равенство МС = MR, или МС = Р. В таких ситуациях возможно и необходимо использование механизма государственного регулирования . В связи с этим основными сферами деятельности государства являются следующие производство общественных благ , минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий, пресечение асимметричной информации , защита конкуренции, сглаживание макроэкономических колебаний, политика поддержания доходов. Особую роль играет государство в правовом обеспечении функционирования рыночного механизма . Во всех указанных случаях государство способствует минимизации трансакционных издержек, с которыми связано действие рыночного механизма . Это положение не совсем ново для нас, поскольку, как отмечалось ранее (см. гл. 4, 5, 9), институты способствуют экономии трансакционных издержек, облегчая координацию действий экономических агентов . Важнейшим из институтов и является государство. Остановимся на рассмотрении указанных проблем подробнее.  

Это - особый пункт. Неравенство в распределении доходов , строго говоря, нельзя назвать фиаско рынка , и оно вполне сочетается с Парето - эффективностью, как это было показано в гл. 15. Но с нормативной точки зрения слишком большое неравенство считается несправедливым и ведет к социальной нестабильности. Поэтому государство перераспределяет национальный доход и осуществляет социальную политику поддержания наименее обеспеченных членов общества (см. подробнее гл. 24).  

Таким образом, государство приходит на помощь рынку в тех сферах, где рынок терпит фиаско. Но каков механизм принятия решений правительством Как выявляются общественные предпочтения и осуществляется коллективный выбор На эти вопросы отвечает теория общественного выбора.  

Третьим аспектом является необходимость компенсации фиаско, или провалов, рынка. Это заставляет государство заниматься некоторыми производственными функциями , а также финансировать социальную сферу , фундаментальную науку, охрану окружающей среды.  

Вместе с тем рынок иногда терпит фиаско, т.е. оказывается несостоятельным, и тогда требуется помощь государства. Так, например, только при активном вмешательстве государства удалось преодолеть мировой экономический кризис 30-х гг. XX в., известный как Великая депрессия . В современных условиях потребность в этом возникает все чаще.  

ФИАСКО (ПРОВАЛЫ) ГОСУДАРСТВА - случаи, когда государство не может обеспечить эффективное распределение и рациональное использование национальных ресурсов.  

Фиаско (провалы) государства 707  

Как будет показано в главе об экстерналиях, один из логически возможных способов коррекции работы рыночного механизма в ситуации с экстерналиями - различного рода налоги. Налоги используются также и для финансирования общественных благ в том случае, когда такие блага предоставляет государство. Однако, за исключением идеализированных ситуаций, такие способы коррекции фиаско рынка также приводят в неэффективному распределению ресурсов.  

Мы убедились, что монополии, в отличие от конкурентных рынков , терпят фиаско в эффективном распределении ресурсов . Объем выпуска монополий меньше желательного для общества, как следствие, они устанавливают цены, превышающие таможенных границ, в свою очередь, не видели причин для того, чтобы идти на односторонние уступки. Их торговая политика оставалась основанной на принципе взаимности , и до тех пор, пока развивающиеся страны не могли что-либо предложить, Запад не чувствовал себя обязанным идти на такие уступки. На тот момент радикализация позиции "Группы-77" оставалась устной угрозой. Единственным конкретным результатом второй конференции ЮНКТАД, проходившей в Нью-Дели в 1968 г., стало обещание индустриальных государств постараться переводить 1% своего ВНП как помощь развитию "третьего мира". Третья конференция ЮНКТАД, проходившая в Сантьяго в 1972 г., была не более плодотворной. Индустриальные государства отказались немедленно начать переговоры на базе радикальной программы "Группы-77". Они требовали внести в последнюю целый ряд поправок и продолжить обсуждение этого вопроса в рамках Генеральной Ассамблеи ООН. Конференция не потерпела окончательного фиаско лишь благодаря принятию соглашения о разработке Хартии прав и обязанностей государств в экономической сфере.  

Канкунский провал - исключительно тревожный, но и обнадеживающий симптом. Впервые более чем за полвека существования системы ГАТТ/ВТО конференция (раунд) переговоров на самом высоком уровне потерпела беспрецедентное фиаско. Впервые диктату США и их союзников противопоставлена была воля набирающих силу развивающихся государств, ранее так или иначе всегда уступавших силе богатого Севера и приводившихся в покорность. Во что выльется конфликт, трудно предсказывать, но нельзя забывать, что именно система ГАТТ/ВТО главный правовой плацдарм торгово-экономической глобализации.  

Смотреть страницы где упоминается термин Фиаско государства

:                        

Смотреть главы в:

Курс экономической теории Изд5 (2006) -- [

Неучастие в выборном процессе называется «рациональным неведением», если:

«Концепция экономического человека» подразумевает:

-рациональность поведения индивида

К провалам рынка можно отнести:

-наличие монополий

-внешние эффекты

-общественные блага

-несовершенная (асимметричная) информация

К провалам государства относятся:

-неспособность государства полностью предусмотреть и проконтролировать последствия принятых решений

+все ответы правильные

Политическая рента – это:

-экономическая выгода, полученная при использовании политического процесса

Лоббизм – это:

-процесс влияния групп с «особыми интересами» на принятие решений законодателями и чиновниками

Логроллинг – это:

-практика взаимной поддержки депутатов путем «торговли голосами»

В промежутке между выборами активность, скорее всего, снижается:

-к середине срока пребывания у власти

К несовершенствам политического процесса в условиях демократии можно отнести:

-лоббизм

-логроллинг

-поиск политической ренты

Бюрократический аппарат необходим для:

-для управления процессами, эффективность которых трудно определить рыночными методами

Власть бюрократии повышается при введении:

-контроля над максимальными ценами на разные группы товаров

-ограничений по экспорту

-ограничений по импорту

-увеличении роста штата сотрудников государственного аппарата

+все перечисленное выше

-финансирование банкиром – миллиардером выборов кандидата в президенты

-баллотирование банкира – миллиардера на президентских выборах

Кто из экономистов получил Нобелевскую премию за свою работу по теории общественного выбора:



-Джеймс Бьюкенен

Допустим, что в условиях прямой демократии налоги делятся строго пропорционально выгодам, получаемым от государственных программ. Тогда расходы на общественные программы будут:

-равны их эффективной величине

К медианным избирателям относятся те, кто:

-находится в середине существующей шкалы предпочтений

-увеличивает число принятых законов

Что из перечисленного относится к «провалам» правительства:

-несовершенство политического процесса

-ограниченность контроля над бюрократией

-неспособность государства полностью контролировать реакцию экономических субъектов на его действия

+верно все перечисленное

-ограниченность необходимой для принятия решений информации

К какому течению экономической мысли относится теория общественного выбора:

-классическому либерализму

Медианный избиратель – это избиратель, который:

-имеет среднюю степень заинтересованности в решении стоящих перед обществом проблем

Лидеры Крестьянской партии, чтобы добиться увеличения ассигнований на нужды фермеров, стремятся получить поддержку партии любителей пива, обещая в обмен поддержку их партии при голосовании о дотациях на предметы первой необходимости. Такое поведение называется:

-логроллинг

Искатели политической ренты, скорее всего, могут добиться наиболее выгодных для них решений в условиях:

-представительной демократии

Скорость роста бюрократического аппарата

-относительно независима от объема полезной работы

Модель конституции Ф. фон Хайека предполагает:

-усиление разделения власти

Теория общественного выбора предполагает, что действия и выбор людей, выполняющих государственные роли, определяются:

-их собственными интересами

В городе N. Издержки на содержание общественного транспорта делятся равномерно, а выгоды – нет. Теория общественного выбора утверждает, что в таком случае расходы будут:

-меньше эффективной величины

К получению политической ренты стремятся:

-все участники политического процесса

Теория общественного выбора предполагает, что представители будут

Предположим, что некоторые фермеры получат выгоду в результате ограничения импорта хлопка, а все потребители хлопковой одежды понесут убытки. В условиях прямой демократии вы бы ожидали:

-умеренного ограничения, который уравновешивает выгоды и издержки

Рынок экономических ресурсов. Труд. Капитал. Земля.

1. Увеличение реальной заработной платы приводит:

– к увеличению индивидуального предложения труда

– к уменьшению индивидуального предложения труда

– сначала к увеличению индивидуального предложения труда, затем к его уменьшению

– сначала к уменьшению индивидуального предложения труда, затем к его увеличению.

2. Если государство установит минимальную заработную плату на конкурентном рынке труда, превышающую равновесную ставку заработной платы, то:

– возникнет дефицит рабочей силы в отрасли

– возникнет избыток рабочей силы в отрасли

– спрос на труд увеличится

– предложение труда уменьшится.

3. К основному капиталу относятся:

– средства на счетах предприятий

– государственные облигации

– остатки денежных средств в кассе предприятия

– машины и оборудование.

4. В большинстве экономически развитых стран наблюдается следующая тенденция: площадь сельскохозяйственных земель:

– уменьшается

– увеличивается

– испытывает циклические колебания

– не меняется.

5. Предложение земли:

– эластично

– обладает единичной эластичностью

– может быть эластичным и неэластичным

– неэластично.

6. Уменьшение таможенных тарифов на ввоз продуктов питания скорее всего:

– увеличит сельскохозяйственный спрос на землю

– не изменит сельскохозяйственный спрос на землю

– изменит предложение земли

– уменьшит сельскохозяйственный спрос на землю.

7. При увеличении доходов покупателей продуктов питания земельная рента скорее всего:

– увеличится

– уменьшится

–не изменится

– может увеличиться или уменьшиться

8. При увеличении плодородия земли спрос строителей домов на землю:

– будет расти

– будет уменьшаться

– не изменится

– ответ зависит от сложившейся ситуации.

9. Гражданин снимает квартиру. Если расходы на ремонт квартиры и оплата коммунальных услуг включены в квартирную плату, то плата хозяину квартиры – это:

– арендная плата

– цена земли

– дифференциальная рента

– земельная рента.

«Провалы» (фиаско) государства (правительства) – это случаи, когда государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов.

Перечислим основные проблемы, связанные с несовершенством государственного регулирования.

· Возникновение дефицита и излишков . Устанавливая цены на уровне, отличном от равновесного, правительственное вмешательство приводит к созданию дефицита или излишков товаров и услуг.

· Недостаток рыночных стимулов . Когда государственное вмешательство нарушает рыночное равновесие или смягчает эффект рыночных отношений (используя субсидии, дотации на продукты питания, гарантированные цены и т.д.), это может привести к разрушению рыночных стимулов. Субсидии и дотации позволяют убыточным предприятиям выжить и могут породить иждивенческое отношение, нежелание повышать эффективность производства.

· Недостаток информации , необходимой для принятия эффективного решения. В ситуации, когда отсутствуют некоторые данные, а статистическая информация не полностью достоверна, правительство может предпринять ошибочные меры. Кроме этого, искажение информации происходит в результате воздействия групп с особыми интересами, бюрократического аппарата, а также активного лоб­бирования. Данное несовершенство схоже с асимметричностью информации на рынке товаров и услуг.

· Несовершенство политического процесса , проявляющееся в рациональном неведении, использовании практики лоббизма и логроллинга, манипулиро­вании порядком голосования, поиске политической ренты и т. д.

· Бюрократия и неэффективность . Правительственное вмешательство влечет за собой определенные административные затраты. Чем шире и детальнее вмешательство, тем большее количество людских и материальных ресурсов оно потребует. Использование этих ресурсов может иметь расточительный характер.

· Неспособность государства абсолютно точно предусматривать и соответственно кон­тролировать ближайшие и отдаленные последствия принимаемых им решений . Зачастую реакция экономических субъектов отличается от той, на которую рассчитывало правительство. Дальнейшее стремление исправить сложившуюся ситуацию приводит к последствиям, отличным от первоначальных целей. В итоге желаемый результат не достигается или достигается с большими издержками. Например, повышение цен на ликероводочные изделия с целью снижения покупательского спроса в рамках кампании борьбы с алкоголизмом способно привести к развитию теневого производства и торговли продукцией ненадлежащего качества, контрабандному ввозу спиртного из-за рубежа и ряду других последствий.

· Изменения правительственной политики . Экономическая эффективность функционирования отраслей может пострадать от частой смены направлений и приоритетов государственной политики. Это создаст определенные сложности для производителей в области планирования, если они не могут предсказать ставки налогов, рост уровня цен, размер субсидий и т.д.



· Отсутствие свободы выбора . Государственное вмешательство влечет за собой потерю свободы выбора рыночных субъектов в принятии экономических решений.

· Присутствие временных лагов в политических процессах . Иногда проходит большой интервал времени, начиная с осознания проблемы, принятия соответствующих государственных решений, их законодательного закрепления и заканчивая воплощением правительственной программы в жизнь. Выделяют внутренний и внешний лаги. Внутренний лаг представляет собой промежуток времени между моментом возникновения какого-либо экономического явления и моментом принятия ответных мер. Под внешним лагом понимается промежуток времени, который проходит между моментом принятия меры и моментом проявления ее результатов.

В качестве решения подобных проблем сторонники теории общественного выбора предлагают минимизацию вмешательства в развитие рыночных процессов, допуская при этом возможность корректировки, но в строго ограниченных пределах.

Под воздействием вышеописанных и некоторых других причин результаты государственной деятельности, направленные на регулирование рыночных несовершенств, могут оказаться ни чуть не лучше итога деятельности стихийных рыночных сил. Выделяют следующие типы «провалов» государства:

1) неэффективное государство (в основе лежит несовершенство информированности политиков об общественных потребностях);

2) слабое государство (политики неспособны осуществлять контроль за обратной реакцией частного сектора);

3) неограниченное государство (связано с чрезмерно сильным вмешательством государства в экономику, приводящему к ухудшению общественного благосостояния, особенно если при этом наблюдаются элементы коррупции или несовершенной информированности политиков). Образно говоря, если политики могут принимать любой закон, это означает, что они сами неподвластны закону.

Данные причины вызывают необходимость осторожного подхода к проблемам государственного вмешательства в экономические процессы. Любое решение в пользу усиления или ослабления степени государственного регулирования, а также относительно форм такого регулирования должно быть тщательно обосновано.

ВЫВОДЫ

1. Согласно теории общественного выбора, человек в любой области деятельности, в том числе и в политике, ведет себя рационально, т.е. преследует прежде всего личную выго­ду. Политики и политические партии рассматривают свои программы как средство остаться у власти или прийти к власти. Э. Даунс рассматривает потребителей и налогоплательщиков «рационально неосведомленными» относи­тельно правительственной политики, так как издержки на получение полной информации относительно результатов политики обычно перевешивают потенциальные выгоды.

2. Дж. Бьюкенен и Г. Таллок придерживаются концепции «экономического человека», при этом отрицают суще­ствование коллективной рациональности. К процессу принятия политических решений они подходят как к разновидности рыночного обме­на, который по аналогии с идеей «невидимой руки» должен приводить к эффективному распределению общественных благ.

3. Государственные решения призваны отражать интересы общества. Средством выражения общественных предпочтений в современном обществе являются различные формы прямой и представительной демократии, институтом принятия решений в которых выступает голосование по правилу большинства.

4. При голосовании по правилу большинства происходит ущемление интересов меньшинства и возможен выбор в пользу экономически неэффективного результата – не­допроизводства или перепроизводства общественных благ. Голосование может привести к «парадоксу голосования», если предпочтения избирателей относительно экономических благ не имеют единственного максимума. Резуль­таты выборов в этом случае определяет порядок голосования.

5. Теорема невозможности Эрроу демонстрирует, что единственной моделью, которая позволяет разрешить проблему голосования по принципу большинства, является диктаторс­кая. Только она га­рантирует достижение равновесия при всех возмож­ных формах выражения индивидуальных предпочтений (удовлетворяет некоторым условиям, которые были бы желательны при любом политическом механизме).

6. Равновесие, возникающее при голосовании по правилу большинства, отражает предпочтения срединного избирателя – избирателя, который делит электорат на две половины, одна из которых предпо­читает, чтобы государство тратило на реализацию опреде­ленной программы меньше, а другая хочет обратного.

7. Голосование по правилу единогласия позволяет достичь Парето-оптимального решения. Однако применение данного правила на практике может привести к ситуации, когда ни одно решение окончательно не будет принято.

8. В представительной демократии важную роль играют мотивы и поведение участников голосования, партий и законодателей. В рамках этой политической системы возможно принятие решений, не соответствующих интере­сам большинства, далеких от модели срединного избира­теля. Особенности выборного механизма создают предпосылки для принятия решений в ин­тересах узкой группы лиц.

9. Бюрократическая система не обеспечивает достижения эффективности, так как она осуществляет выбор инструментов и мер экономической политики не с точки зрения экономических ценностей лю­дей, а по иным критериям; порождает зависимые отно­шения между обладающими властью и подчиненными; борьба бюрократии за доступ к ресурсам ведет к их расточитель­ному использованию.

10. Государство не в состоянии создать эффективный механизм распределения и использования общественных благ в силу свойственных ему «провалов», проявляющихся в неполноте информации для принятия эффективного решения, несовершенстве политического процесса, ограниченности контроля над бюрократией, неспособности точного предугадывания и кон­троля последствий принимаемых решений, присутствии временных лагов в политических процессах.

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

«Бочонок с салом» («pork barrel») – законы, состоящие из пакета небольших локальных проектов.

«Провалы» (фиаско) государства (правительства) (government failure) – случаи, когда государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов.

Группы со специальными интересами (groups with special interests) – совокупность индивидов, для которых одни и те же мероприятия вызывают однонаправленные изменения полезности.

Лоббизм ( lobbying) – система контор, агентств, монополий или организованных групп при законодательных органах, оказывающих давление (вплоть до подкупа) на законодателей и чиновников в целях принятия решений (определенных законопроектов, получение правительственных заказов, субсидий) в интересах представляемых ими организаций.

Логроллинг ( logrolling) – практика взаимной поддержки путем «торговли го­лосами».

Модель медианного избирателя ( median voter model) – модель, описывающая складывающуюся при прямой демо­кратии ситуацию, когда принятие решений осущест­вляется в соответствии с интересами срединного избирателя.

Парадокс голосования (paradox of voting) – противоречие, возникающее при голосовании на основе принципа большинства, когда невозможно выявить действительные предпочтения общества относительно экономических благ.

Поиск политической ренты ( political rent seeking) – деятельность, связанная с использованием политических институтов для получения или сохранения каких-либо экономических выгод.

Правило большинства (majority rule) – правило политического выбора, согласно которому выбор осуществляется на основе предпочтений большинства голосующих.

Правило единогласия (unanimity rule) – правило политического выбора, согласно которому любое политическое решение (по­добно решению о рыночной сделке) должно приниматься с единогласного одобрения всех участников.

Представительная демократия (representative democracy) – политическая система, в условиях которой граждане периодически избирают представителей в выборные органы власти.

Прямая демократия (direct democracy) – политическая система, при которой каждый гражданин имеет право лично высказать свою точку зрения и голосовать по любому конкретному вопросу.

Рациональное неведенье (rational ignorance) – ситуация, когда избиратели не видят пользы от участия в политическом процессе.

Теория общественного выбора (public choice theory) – теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих целях.

Экономика бюрократии (economics of bureaucracy) – система организаций, удов­летворяющая как минимум двум критериям: во-первых, она не производит экономические блага, имеющие ценностную оценку, и, во-вторых, часть своих доходов она извлекает из источников, не связанных с продажей результатов своей деятельности.

Анализ эффективности государственного регулирования позволяет сделать вывод о том, что реальные последствия проводимой политики могут заметно отличатся от предполагаемых результатов и дает возможность говорить о провалах государственного вмешательства в экономику.

Фиаско государства или провалы государственного регулирования – это случаи неэффективного распределения и использования общественных ресурсов государством.

Существуют четыре основные причины систематической несостоятельности государственного регулирования экономики и не достижения поставленных целей:

Несовершенство политического процесса , прежде всего, связано с асимметричностью и ограниченностью в получении информации, необходимой для принятия решений: принимаемые правительством решения не всегда основываются на точных и полных данных. Асимметричность информации всегда дает преимущества тем, кто ею владеет в большей степени. Несовершенство политических процессов помимо этого можно объяснить лоббизмом, логроллингом, излишним популизмом, поиском политической ренты и отсутствием мотивации принятия эффективных политических решений.

Сюда так же можно отнести так называемое «рациональное игнорирование», что означает сознательное уклонение части общества от участия в выборах или других возможных политических голосованиях. Это связано с тем, что положительные эффекты и выгоды, которые получат избиратели в случае самого благоприятного исхода, незначительны и оцениваются ими ниже издержек, которые они понесут при участии в голосовании. Предположим, что правительством рассматривается возможность снижения субсидирования некой отрасли, что, по экспертным оценкам, принесет выгоду национальной экономике в целом. Большинство членов общества получат при положительном решении очень несущественную выгоду, так как общая выгода распределится среди всего населения, поэтому эта часть общества будет вести себя достаточно апатично, то есть рационально игнорировать данное политическое решение. В то время, как меньшинство избирателей, имеющее непосредственное отношение к отрасли, получающей субсидии, значительно пострадает при принятии решения об их ограничении. Это приведет к формированию групп давления и лоббированию отраслевых интересов.



Ограниченный контроль над бюрократией . Государственный бюрократический аппарат даже небольшой страны представляет собой сложную многоуровневую структуру. Решения, принимаемые на верхнем уровне, не всегда эффективно дорабатываются и претворяются в жизнь на нижних, административных уровнях, власти «на местах» могут значительно изменить смысл и направленность правительственных решений или законодательных актов. Предположим, что парламент страны в целях защиты окружающей среды ужесточает национальное экологическое законодательство. Технические детали и нормативы в этом случае будет дорабатывать специализирующееся на этом государственное агентство. Здесь возникает основная проблема – как добиться того, что бы администраторы, в обязанность которых входит выполнение принятых решений, сделали это безукоризненно и эффективно, так как затягивание процесса, предоставление излишних льгот и т.д. сведет на нет намерения парламента.

В рамках этого пункта так же можно выделить недобросовестность, нечистоплотность государственных чиновников, которые, преследуя свой личный интерес, нацелены на получение максимального количества голосов на предстоящих выборах и поэтому принимают популистские решения, не соответствующие критерию экономической эффективности. Кроме того, чиновники – представители бюрократического аппарата, являясь обыкновенными людьми, могут оказаться в ситуации, когда личные выгоды от принятия определенного решения столь велики, что превышают чувство долга и страх перед возможным наказанием.

Ограниченный контроль над ответной реакцией частного сектора . Кроме государственного сектора в любой стране существует частный сектор, на который труднее оказать влияние, что ведет к невозможности в полной мере предвидеть последствия государственных решений. С этой проблемой государство стакивается на протяжении всего времени своего существования. Стремление улучшить работу рынка приводит нередко к противоположному результату. Например, государство в целях борьбы со спекуляцией устанавливает фиксированные цены на ряд продовольственных товаров. Однако это приводит к возникновению товарного дефицита, очередей и формированию черного рынка.



Так, в Англии в 1696 г. был введен налог на окна. В то время было технически трудно определить величину дохода населения, что делало неосуществимым введение справедливого подоходного налога. Окна же, были предметом роскоши и богатые люди имели в домах больше окон, чем бедные, что делало их хорошим критерием в определении дохода. Таким образом, пооконная налоговая база была справедливой и при ее введении не ставилась задача оставить дома без солнечного света, однако, чтобы снизить налоговые выплаты население начало уменьшать количество окон.

Стиглиц Дж. Экономика государственного сектора/ Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1997. – С. 25.

Растянутость во времени процессов принятия и реализации политических решений . Временные интервалы, проходящие между принятием и реализацией тех или иных решений, достаточно часто являются причиной фиаско государства. Мероприятия, целесообразность которых продиктована сегодняшними условиями, могут не быть необходимыми в будущем из-за изменения экономической ситуации. Это связано с поведением экономических агентов, которые отреагировали на принимаемые решения, изменениями конъюнктуры на мировых рынках и другими факторами. Таким образом, можно говорить о запаздывании, временных лагах – внутреннем и внешнем – между осознанием проблемы, выбором инструментов и мер ее решения и воплощением принятой программы действий.

Внутренний лаг связан с временем, проходящим с момента возникновения проблемы до выработки конкретных мер ее решения. Его продолжительность определяется рядом факторов. Прежде всего, время необходимо на распознавание проблемы, анализ причин ее возникновения. Например, для формирования эффективной антиинфляционной политики нужно оценить уровень инфляции и причины ее возникновения. Еще больше времени проходит при разработке конкретных мер воздействия. Так, при реформировании налогового законодательства с целью увеличения деловой активности, необходимо провести массу консультаций с экспертами и согласований в различных инстанциях.

Внешний лаг определяется временным промежутком с момента принятия правительственной программы, включающей в себя направления и инструменты воздействия, до момента, когда объект государственного регулирования начинает изменяться вследствие принятых мер. Внешний лаг может представлять собой значительный временной интервал, например, при снижении налоговых ставок реальное оживление экономики начнется не сразу.

В заключение можно отметить, что государственное регулирование и рыночный механизм не противостоят, а дополняют друг друга. Рынок не может нормально функционировать без государства, устанавливающего «правила игры», грамотное государственное регулирование позволяет устранить те провалы и недочеты, которые невозможно восполнить, используя только рыночный механизм. Вместе с тем, существуют объективные пределы государственного вмешательства и провалы государства. Теория общественного выбора определяет взаимосвязь между политикой и экономикой и объясняет специфику принятия политических решений. Именно эти знания являются предпосылкой формирования успешной стратегии государственного воздействия на экономику.

Основные выводы

1. Теория общественного выбора – это раздел экономической науки, изучающий закономерности выбора путей деятельности правительства в области экономики и то, каким образом осуществляется этот выбор под давлением демократической системы. К числу основных предпосылок теории общественного выбора относятся: методологический индивидуализм; концепция экономического человека; политика как обмен.

2. В современных условиях актуальным является общественный выбор в условиях прямой и представительной демократии. Прямая демократия – это политическая система, при которой каждый гражданин имеет право лично голосовать за политический курс или программу. При возрастании числа избирателей и росте проблем, требующих постоянного решения, возникает необходимость в представительных учреждениях и отборе кандидатов для них. Представительная демократия – это политическая система, в условиях которой граждане периодически избирают представителей в выборные органы.

3. В числе применяемых процедур голосования и принятия решения можно выделить некоторые правила: правило единогласия, когда решение принимается только в том случае, если за него проголосуют все участвующие в голосовании. Для того, чтобы снизить издержки принятия решений, связанные с правилом единогласия, используют правило большинства. Правило Борда позволяет при однократном применении процедуры осуществить выбор между несколькими различными альтернативами, выигрывает альтернатива, сумма рангов которой по всем индивидуумам наименьшая. В соответствии с правилом Кондорсе варианты голосования сравниваются попарно. Правило выбора «по традиции» предполагает наличие некоторых заданных предпочтений, которые считаются традиционными.

4. В условиях прямой демократии, когда решения принимаются большинством голосов, возможен выбор в пользу экономически неэффективного результата, все решения имеют тенденцию соответствовать интересам медианного избирателя. Модель медианного избирателя – модель, характеризующая тенденцию, согласно которой принятие решений в рамках прямой демократии осуществляется в соответствии с интересами человека, занимающего место в середине шкалы интересов данного общества. Рационально действующий политик стремится обеспечить себе поддержку возможно большего числа избирателей, при этом ее удается найти, придерживаясь центральной части политического спектра.

5. Представители теории общественного выбора показывают, что нельзя полностью полагаться на результаты голосования. Ситуация, в которой устойчивый коллективный выбор неосуществим, описывается парадоксом голосования – противоречием, возникающее из-за того, что голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявления действительных общественных предпочтений. Требование рациональности несовместимо для него с требованием универсальности.Теорема о невозможности Эрроу показывает, что при любой процедуре выбора, если он является коллективным (отсутствует «диктатор»), могут найтись такие профили предпочтений, для которых не существует устойчивого, не подверженного манипулированию исхода голосования.

6. Лоббизм – это попытки влияния на представителей власти с целью принятия выгодного для ограниченной группы избирателей политического решения. В законодательной деятельности политики стремятся повысить свою популярность, используя систему логроллинга - практики взаимной поддержки политических решений путем торговли голосов. Поддержку по своим вопросам депутат покупает, отдавая взамен свой голос в защиту проектов и программ своих коллег.

7. Взаимодействие избирателей и политиков, а также решения представительных органов обычно определяют лишь общие стратегии развития общественного сектора. Ее конкретизация и реализация – задачи исполнительных органов власти. В теории общественного выбора государственный аппарат и его служащих называют бюрократией. Модели бюрократии Нисканена и Таллока рассматривают деятельность бюро с точки зрения расходов государства, модель Бретона-Бреннана-Бьюхенена модель подходит к ограничению деятельности бюро с точки зрения получаемых государством доходов. В этом случае законы о налогах выступают, как факторы, ограничивающие рост бюро.

8. Правительственные чиновники стремятся получить материальные выгоды за счет как общества в целом, так и отдельных лиц, добивающихся принятия определенных решений, что принято называть поиском политической ренты. Бюрократы, участвуя в политическом процессе, стремятся провести такие решения, чтобы гарантировать себе получение экономической ренты за счет общества.

9. Согласно теориям политико-экономического цикла причиной макроэкономических колебаний являются политические решения. Основная цель политиков – переизбрание, соответственно их действия направлены на завоевание симпатий электората. Поэтому правительство проводит жесткую политику после выборов и более мягкую, популистскую непосредственно перед выборами. Таким образом, периодичность делового цикла совпадает с политическим.

10. Реальные последствия проводимой государственной политики могут существенно отличатся от предполагаемых результатов, что дает возможность говорить о провалах, фиаско государственного вмешательства в экономику. Выделяют четыре основные причины несостоятельности государственного регулирования:

· несовершенство политического процесса;

· ограниченный контроль над бюрократией;

· ограниченный контроль над ответной реакцией частного сектора;

· растянутость во времени процессов принятия и реализации политических решений.

Основные понятия


Логроллинга

Модель медианного избирателя

Поиск политической ренты

Политико-экономический цикл

Представительная демократия

Прямая демократия

Теория общественного выбора

Фиаско государства


Вопросы для самопроверки

1. Что изучает теория общественного выбора?

2. В чем единство и в чем различие прямой и представительной демократии?

3. В чем состоит роль медианного избирателя? Почему на практике общественный выбор не полностью сводится к определению позиции медианного избирателя?

4. Какова роль лоббирования? Приведите примеры лоббирования правительственных решений.

5. Какие тенденции общественного выбора обусловлены влиянием бюрократии?

6. Что такое политико-экономический цикл? В чем отличия электорального политико-экономического цикла от поколенческого?

7. Выделите основные причины «провалов» государственного воздействия на экономическую ситуацию?

Вопросы для обсуждения

1. В какой роли выступает потребитель в процессах общественного выбора? Каким образом он проявляет свои предпочтения?

2. Какую роль в процессах общественного выбора играют политические деятели? Каков критерий рациональности их действий? Каковы критерии рационального поведения для бюрократии?

3. Предположим, что с целью увеличения поступления денежных средств в бюджет, государство принимает решение о существенном увеличении налоговых ставок. Дайте прогноз ответной реакции частного сектора в этом случае. Сможет ли это изменить запланированный государством результат.

Задачи и тесты

1. Методологический индивидуализм подразумевает:

а) способность разделять бизнес и политику;

б) способность определять приоритеты в общественных интересах;

в) использование политического процесса в личных целях;

г) раскол профсоюзного движения.

2. Концепция «экономического человека» подразумевает:

а) рациональность поведения индивида;

б) стремление избежать участия в политическом процессе любыми доступными способами;

в) верно a и б;

г) все ответы неверны.

3. Представительная демократия по отношению к прямой демократии обладает следующими преимуществами:

б) более простым правилом принятия решения;

в) отсутствием возможности принятия решений, выгодным узким группам лиц;

г) более низкими издержками процесса разработки и принятия законов.

4. Согласно модели политико-экономического цикла Нордхауса, правящая партия:

а) в первую половину срока всеми силами подавляет инфляцию, что сопровождается ростом безработицы;

б) в первую половину срока осуществляет меры, направленные на повышение занятости населения, не взирая на рост уровня цен;

в) проводит политику, учитывающую интересы общества в долгосрочном периоде;

г) все ответы неверны.

5. Правящая партия левой ориентации, в соответствии с моделью политического цикла Д. Гиббса, к моменту выборов будет добиваться:

а) минимизации темпов инфляции;

б) снижения уровня безработицы;

в) снижения налогов;

г) все ответы верны.

6. Несовершенство политического процесса, приводящее к провалам государственного регулирования, не связано;

а) асимметричностью и ограниченностью в получении информации, необходимой для принятия решений;

б) лоббизмом;

в) логроллингом;

г) ответной реакцией частного сектора.

7. Женщины были признаны полноправными гражданами довольно поздно. Например, в США они получили избирательные права лишь в 1920г. – раньше, чем «зеленая» молодежь с 18 лет (1971г.), но позже, чем негры-рабы (1863г.). Столь позднее признание женщин полноправными субъектами демократической политической жизни отнюдь не является американской спецификой. Впервые в мире женщин допустили к участию в общенациональных выборах в 1893г. в Новой Зеландии. В Европе в 1906г. впервые женщины были уравнены в избирательных правах с мужчинами в Финляндии, бывшей тогда частью Российской империи. Последними в Европе предоставили женщинам избирательные права Швейцария (1971г.), Португалия (1975г.), Испания (1977г.) и Лихтенштейн (1986г.). Любопытно, что их опередили такие не слишком демократичные страны, как, например, Турция (1934г.), Шри Ланка (1949г.), Колумбия (1957г.).

Почему же мужчины столь долго отказывали «прекрасной половине человечества» в политических правах? Попробуйте ответить на этот политологический вопрос с точки зрения экономической науки.

8. Верны ли следующие утверждения:

а) Медианный избиратель – это лицо, занимающее промежуточную позицию по данному вопросу.

б) Политико-экономический цикл присущ всем странам, независимо от уровня их экономического развития, однако, он наиболее заметен в странах с низким уровнем экономического развития.

в) Провалы государственного воздействия на экономику – это случаи, когда государство не в состоянии устранить фиаско рынка.

г) Чиновник, берущий взятки за определенное решение, – это пример ограниченного контроля над бюрократией.

Литература

1. Курс экономической теории / Под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: «АСА», 2005.

2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М.: Норма, 2004.

3. Нуреев Р.М. Теория общественного выбора.– М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005.

4. Стиглиц Дж. Экономика государственного сектора / Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1997.

5. Туманова Е.А., Шагас Н.Л. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода. – М.: ИНФРА-М, 2004.

6. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. – М.: Наука, 1995.


ГЛОССАРИЙ

Акции (stocks) – ценные бумаги, аккумулирующие разрозненные капиталы индивидуальных и институциональных инвесторов и взамен наделяющие их совокупностью прав: на получение текущего дохода в виде дивиденда, на участие в управлении делами компании и на получение доли капитала компании (в случае ликвидации).

Аллокация (allocation) – определенное распределение благ между потребителями или факторов производства между производителями.

Альтруизм (altruismе) – бескорыстная забота о благе других.

Амортизация (depreciation) – доля долгосрочного капитала, переносящего свою стоимость на конечный продукт в данном периоде.

Аннуитеты (annuity) – право на получение фиксированной суммы денег в течение ряда лет.

Антимонопольное регулирование (antitrust policy) – политика, направленная на ослабление рыночной власти, ее ограничение или предотвращение приобретения ее экономическими субъектами.

Асимметричная информация (asymmetric information) – ситуация на рынке, когда одни его участники (например, продавцы) знают о характеристиках товаров больше других (например, покупателей).

Барьеры на вхождение в отрасль (barriers to entry, entry restriction) – затруднения, встающие перед фирмами, при попытке организации производства и сбыта в определенной отрасли. Могут быть связаны с государственными действиями (патенты, лицензии).

Безубыточность фирм (breakeven point) – состояние устойчивого долгосрочного равновесия, когдаточка равновесия находится на кривой АТС, экономическая прибыль равна нулю, доход равен издержкам.

Бренд (brand) – это эмоциональный интуитивный образ товара, существующий в воображении покупателя.

Бюджетная линия (budget line) – это прямая, точки которой показывают наборы благ, при покупке которых доход потребителя тратится полностью.

Бюджетное ограничение (budget constraint) – все комбинации товаров, которые потребитель может купить на свой бюджет при условии полного его расходования.

Ведомый последователь (follower) – игрок (фирма), отвечающий на предшествующий ход лидера.

Внешние (побочные) эффекты, экстерналии (externalities, spillover effects) – не получившие отражение в ценах затраты (отрицательные экстерналии) или выгоды (положительные экстерналии) от рыночных сделок, которые несут или которыми пользуются лица, не участвующие в сделках.

Вторая теорема теории общественного благосостояния (the second of public welfare) утверждает, что для любого Парето-эффективного состояния экономики можно подобрать систему цен, при которой действия производителей и потребителей приведут к этому состоянию как к состоянию общего конкурентного равновесия.

Вход на рынок (entry into a market) – появление на рынке новых фирм, что приводит к расширению конкуренции.

Входные барьеры (barriers entry) – препятствия к вхождению на рынок, дающих возможность монополистам получать сверхприбыль и влияющих на размещение и использование ресурсов.

Граница производственных возможностей (production potentialities border) – линия, ограничивающая множество объемов выпуска двух товаров при всех вариантах использования для этого заданных объемов труда и капитала и показывающая максимально возможные объемы выпуска этих товаров.

Демпинг (dumping ) – продажа товара ниже бухгалтерских издержек.

Диаграмма («коробка») Эджоуорта (Edgeworth box) – графический способ представления результатов совместных действий двух потребителей или двух производителей, при котором распределение двух благ между субъектами задается точкой в прямоугольнике («коробке»), образованном координатными осями двух субъектов: начало координат одного субъекта находится в левом нижнем углу прямоугольника, а второго – в правом верхнем.

Дилемма заключенного (prisoner’s dilemma) – игра, в которой неэффективный исход стратегически доминирует над Парето-эффективным исходом. Существует возможность Парето-эффективного исхода, если игра повторяется неограниченное число раз.

Дисконт (discount) – разница между номиналом как конечной ценой погашения и ценой размещения (первоначальными инвестициями), доход инвестора.

Дисконтирование (discounting) – метод, с помощью которого рассчитывается сегодняшний аналог суммы, выплачиваемой через определенный срок при существующей ставке процента.

Дифференциация продукта (product differentiation) – представляет собой качественную разнородность однотипных продуктов, т.е. каждый товар в какой-то степени уникален и вместе с тем имеет массу более или менее похожих на него товаров-аналогов.

Долгосрочная кривая отраслевого предложения (long-run supply curve of industry) – показывает зависимость между ценой и количеством предлагаемого продукта в точках, где отрасль находится в равновесии. Для любой точки на долгосрочной кривой отраслевого предложения P = LRMC = LRAC min.

Долгосрочное равновесие совершенно конкурентной фирмы (long run equilibrium) – ситуация, при которой фирма имеет объем производства, обеспечивающий нормальную прибыль при ценах равных минимумам средних издержек производства MR=MC=AC=P.

Доля рынка (market share) – доля общего объема продаж на рынке, которая приходится на одну фирму.

Дуополия, дуопсония (duopoly, duopsony) – частный случай олигополии (олигопсонии), когда в отрасли взаимодействуют две фирмы.

Естественная монополия (natural monopoly) – фирма или отрасль, средние издержки которой снижаются на всем диапазоне выпуска, поэтому один производитель может удовлетворить весь спрос и производит более эффективно, чем множество фирм.

Естественное плодородие почвы (natural fertile soil) – это природное благо, которое удовлетворяет потребности растений в питательных веществах, влаге, воздухе, биотической и физико-химической среде.

Закон больших чисел (law of large numbers) – статистическое явление, на котором основана система распределения риска и само существование страхового рынка. Согласно этому закону, если событие является независимым с вероятностью р для каждого человека, входящего в состав большой группы людей, то пропорциональное число людей, с которыми данное событие происходит в какой-либо определенный год, почти никогда значительно не отличается от р.

Закон Вебера-Фехнера (psychophysical Weber-Fechner law) – закон психофизики, согласно которому люди воспринимают разницу в явлении (цене) соразмерно с величиной самого явления (цены).

Закон непредвиденных последствий (law of unforeseen consequences) представляет собой свойство политических действий иметь косвенные, непредвиденные последствия в дополнение к тем, которые были целью этих действий.

Закрытая монополия (closed monopoly) – отрасль или фирма, для которых существуют значительные барьеры входа, а монопольное положение является длительным и устойчивым.

Заработная плата (wage ) – вознаграждение за труд или цена труда признанная рынком.

Защита акционеров (protection of stockholders) – наличие в стране законов, правил и организаций, обеспечивающих акционерам возможность предотвратить или максимально снизить оппортунистические действия менеджеров.

Избыточная мощность (excess capacity ) – разница между количеством товара, соответствующим LAТCmin, и количеством, выпускаемым фирмой.

Изменение относительной цены блага (change of the relation price of the good) представляет собой изменение цены блага относительно к средней цене всех благ.

Изопрофитная кривая (isoprofit curve) – линия, показывающая все возможные комбинации объемов продаж обеих фирм, обеспечивающих одинаковый уровень прибыли одной из фирм.

Инвестирование (investment) – процесс создания и увеличения запаса капитальных благ.

Инвестиции (investment) – затраты на увеличение объема функционирующего капитала, осуществляемые с целью получения прибыли или социального эффекта.

Индекс Херфиндаля (Herfindahl index) – показатель уровня концентрации рынка. Рассчитывается как сумма квадратов долей каждой фирмы в общем объеме рыночных продаж.

Индекс Лернера (Lerner index) – один из показателей позволяющих оценить монополистическую власть. Рассчитывается как отношение разности между ценой и предельными издержками к цене.

Индекс Херфиндаля–Хиршмана (Herfindahl–Hirschman index) – сумма квадратов рыночных долей всех фирм определенной отрасли.

Индивидуальный спрос (individual demand) – зависимость между ценой товара и величиной спроса на него, предъявляемого со стороны отдельного потребителя.

Инфраструктура рынка труда (infrastructure market of labor ) – совокупность материально-технических, организационных и правовых условий обеспечивающих функционирование сферы товарного обращения рабочей силы, включает биржи труда, службу занятости, переподготовку кадров и т.п.

Исключаемые общественные блага (exclusion good) – блага, потребление которых неизбирательно, но затраты на устранение дополнительных потребителей достаточно малы, цена легко назначается.

Искусственное плодородие почвы (artificial fertile soil) – результат агротехнической деятельности человека, обеспечивающей повышение культуры земледелия.

Капитал (capital) – все ресурсы, используемые людьми, для производства новых товаров и услуг и приносящие доход.

Капитальные блага (capital goods) – долгосрочные материальные факторы производства.

Карта кривых безразличия (indifference curve map) - множество кривых безразличия, соответствующих всем возможным уровням полезности для данного потребителя.

Картель (cartel) – письменное соглашение между фирмами о разделе рынка и поддержании согласованной цены на выпускаемую продукцию.

Квазиобщественный (квазигосударственный) товар (quasi-public good) – товар или услуги социально-значимые или социально-вредные, потребление которых считается желательным исходя из политических или социальных целей общества, хотя принцип исключения легко распространим на данные блага.

Классическая теория (classical theory) – теория, основоположниками которой были Давид Риккардо, Джеймс Милль и их предшественники. Классическая теория рассматривает рыночную систему в качестве саморегулирующейся экономики, в которой действует закон Ж.-Б. Сэя.

Коллективное благо (collective good) – термин применяется в отношении благ, которые потребляются небольшой группой людей и имеют сравнительно узкие границы несоперничества и неисключаемости.

Конкурентная фирма (competitive firm) – фирма, продающая товары на рынке совершенной конкуренции.

Концентрация рынка (market concentration) – степень доминирования на рынке наиболее крупных фирм. Характеризуется такими показателями, как доля четырех (восьми) крупнейших фирм в общем объеме рыночных продаж, индекс Херфиндаля и др.

Концепция экономического рационализма (conception of economic rationalism) – концепции рационального поведения в рыночной экономике. Экономисты пытаются в своем анализе изобразить человека экономического как «эгоистическую особь», руководствующуюся только «погоней за прибылью».

– субсидия производителям или потребителям экономических благ с положительными внешними эффектами, позволяющая приблизить предельные частные затраты к предельным общественным.

Корректирующая субсидия (corrective subsidy) – платеж производителям или потребителям экономических благ с положительными внешними эффектами, позволяющий приблизить предельные частные затраты к предельным общественным; предназначена для интернализации внешнего эффекта посредством оказания понижающего давления на цену потребления данного товара для того, чтобы довести его рыночный выпуск и предложение до эффективного уровня.

Корректирующий налог (corrective tax) – налог на выпуск экономических благ, который повышает предельные частные затраты до уровня предельных общественных.

Коэффициент концентрации (concentration coefficient) – это выраженное в процентах отношение объема продаж определенного количества крупнейших фирм (например, трех, четырех, шести или восьми) к общему, отраслевому объему продаж.

Коэффициент Лернера (Lerner coefficient) – отношение разницы между ценой реализации продукции и предельными издержками ее производства к цене продукции

Краткосрочная кривая предложения (short-run supply curve) – часть кривой предельных издержек фирмы выше точки минимума на кривой ее средних переменных издержек.

Краткосрочное предложение совершенно конкурентной фирмы (short run supply) – предлагаемое фирмой количество продукции для каждого данного уровня цены.

Кривая безразличия (indifferent curve) – кривая постоянного уровня полезности от потребления различных наборов благ.

Кривая «доход-потребление» (income–consumption curve) – кривая, связывающая все точки равновесия потребителя при различном уровне и фиксированных ценах.

Кривая рыночного спроса (market demand curve) – сумма кривых спроса всех индивидуумов.

Кривая «цена-потребление» (price–consumption curve) – кривая, связывающая все точки равновесия потребителя при изменении в ценах.

Кривая Энгеля (Engel curve) – кривая, отражающая зависимость объема потребления от величины дохода потребителя.

Лидер (leader) – игрок (фирма), делающий первый ход в игре.

Лимитирующее ценообразование (limit pricing) – стратегия ценообразования, при которой господствующая на рынке фирма устанавливает цену на уровне меньше того, который дает возможность получать краткосрочную максимальную прибыль. Цель стратегии – уменьшении вероятности появления на рынке конкурентов.

Линия контрактов или кривая консенсуса (contract curve) – линия, состоящая из точек касания кривых безразличия двух потребителей в диаграмме Эджуорта и отражающая все Парето-эффективные состояния в обмене, при достижении которых дальнейший обмен нецелесообразен.

Лоббизм (lobbying) – это попытки влияния на представителей власти с целью принятия выгодного для ограниченной группы избирателей политического решения.

Логроллинг (logrolling) – это практика взаимной поддержки политических решений путем торговли голосов.

Максимизация прибыли (profit maximization) – одна из основных целей фирмы в теории фирмы и теории рынков. Фирма стремится установить такую комбинацию «цена – объем производства», которая принесет максимальную прибыль.

Методология (methodology) в научном плане означает учение о методе научного исследования. Это не есть механический набор общих и частных методов. В каждой конкретной науке это есть некое мировосприятие, мировоззрение на то или иное явление, которое предполагает использование совокупности общенаучных и частных методов исследования.

Микроэкономика (microeconomics) изучает выборы, которые совершают малые хозяйственные единицы в условиях ограниченности ресурсов.

Микроэкономическое регулирование рынков (microeconomic regulation of the market) – действия государства по снижению отрицательных воздействий на функционирование рынков таких явлений, как рыночная власть, неполная информация, внешние эффекты и общественные блага.

Модель медианного избирателя (median voter model) – модель, характеризующая тенденцию, согласно которой принятие решений в рамках прямой демократии осуществляется в соответствии с интересами человека, занимающего место в середине шкалы интересов данного общества.

Модель Эджуорта (Edgeworth model) – предполагается ограничение производственных мощностей олигополистов. Основной характеристикой модели является отсутствие устойчивого равновесия, когда ценовые войны сменяются циклами роста цен.

Модель экономическая (economic model) представляет собой теоретически установленные причинно-следственные связи с использованием эконометрических данных.

Модель Эрроу-Дебре (Errow-Debre model) – экономико-математическая модель, отражающая общее конкурентное равновесие, которая имеет математическое доказательство его существования при условиях: 1) технологические возможности производителей образуют замкнутое выпуклое ограниченное сверху множество векторов «затраты – выпуск»; 2) предпочтения потребителей не насыщаемы, соответствуют принципу убывающей предельной полезности на замкнутых выпуклых и ограниченных снизу допустимых множествах векторов потребления, включающих как потребляемые блага (со знаком плюс), так и затраты труда (со знаком минус).

Монополистическая конкуренция (monopolistic competition)

ФИАСКО ГОСУДАРСТВА И КОНСТИТУЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА

Заслугой теории общественного выбора является постановка вопроса о провалах государства (правительства). Провалы (фиаско) государства - это случаи, когда государство не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов.

Обычно к провалам государства относят:

1.Ограниченность необходимой для принятия решений информации . Подобно тому как на рынке возможно существование асимметричной информации, так и правительственные решения могут приниматься часто при отсутствии надежной статистики, учет которой позволил бы принять более правильное решение.

2.Несовершенство политического процесса . Напомним лишь основные моменты: рациональное неведение, лоббизм, манипулирование голосами вследствии несовершенства регламента, логроллинг, поиск политической ренты, политико-экономический цикл и т.д.

3.Ограниченность контроля над бюрократией . Стремительный рост государственного аппарата создает все новые и новые проблемы в этой области.

4.Неспособность государства полностью предусмотреть и контролировать ближайшие и отдаленные последствия принятых им решений . Дело в том, что экономические агенты часто реагируют отнюдь не так, как предполагало правительство. Их действия сильно изменяют смысл и направленность предпринятых правительством акций (или законов, одобренных законодательным собранием). Мероприятия, осуществляемые государством, вливаясь в общую структуру, часто приводят к отличным от первоначальных целей последствиям. Поэтому конечные результаты действий государства зависят не только, а нередко и не столько от него самого.

Деятельность государства, направленная на исправление провалов рынка, сама оказывается далекой от совершенства. К фиаско рынка добавляется фиаско правительства. Поэтому необходимо строго следить за последствиями его деятельности и корректировать ее в зависимости от социально-экономической и политической конъюнктуры. Экономические методы должны применяться таким образом, чтобы они не подменяли действия рыночных сил. Применяя те или иные регуляторы, правительство должно строго следить за негативными эффектами и заблаговременно предпринимать меры по ликвидации негативных последствий.

Исправить существующее положение, по мнению сторонников теории общественного выбора, возможно с помощью конституционной революции. В ее понимании существует несколько подходов. Ф. фон Хайек настаивает на ограничении парламентского суверенитета.

Модель конституции, предложенная Фридрихом фон Хайеком, исходит из необходимости кардинального преобразования существующих демократических институтов. Они были созданы, считает он, для нужд управления, а не законодательства. Первоначально под демократией понимали даже не содержание управления, а лишь форму (или процедуру) принятия решений. Эта форма ничего не говорила о целях управления и средствах их достижения. С течением времени, однако (и не без влияния английской традиции), представительное собрание (парламент) обретает не только высшую, но и неограниченную власть в обществе. "Если те, кто принимает решения по любым вопросам, - пишет Ф. Хайек, - могут издавать любой закон, то очевидно, что сами они не подвластны закону". 1 Это означает, что в обществе господствует принцип парламентского суверенитета.

Принятие законов и контроль за их исполнением - это разные функции. Если выборный орган будет иметь право изменять сами законы, то он рано или поздно сделает все возможное, чтобы укрепить и расширить свою власть. Бесплатные раздачи общественных средств отдельным категориям населения, поблажки различным группам с особыми интересами становятся условием переизбрания, средством покупки поддержки большинства, то есть политической необходимостью. Сохранение власти любой ценой превращается в цель, растрата общественных благ - в средство достижения этой цели. Такая тенденция объективно таит в себе опасность перерождения демократического идеала.

Поэтому Ф. Хайек считает, что в подлинно демократическом обществе необходимы три представительных органа:

"один - для занятия исключительно конституцией (он будет собираться с большими интервалами, лишь когда потребуются изменения в конституции);

другой - для постоянного совершенствования кодекса справедливости;

третий - для текущего правления, то есть для распоряжения общественными ресурсами". 2

Целью первого из них будет сдерживание произвола, то есть предотвращение "правления без правил". Конституция, которая должна быть одобрена высшим органом, сможет оградить частную сферу деятельности каждого от вмешательства государства, то есть сформулировать четкие пределы по использованию права государства на принуждение.

А. Хайек предлагает принципиально новый принцип формирования законодательного собрания. Для этого каждое поколение, достигшее 45 лет, выбирает из своей среды представителей сроком на 15 лет. Таким образом, в законодательном собрании будут представлены люди в возрасте от 45 до 60 лет, представительство будет ежегодно обновляться на 1/15. Общая структура власти по А. Хайеку будет выглядеть тогда как на рис. 9.

Высшей инстанцией является конституция, которая определяет функции всех органов власти. Законодательное собрание формирует правительственное собрание, оно, в свою очередь, - правительство, которое руководит административно-бюрократическим аппаратом.

Такая структура, по мнению Хайека, позволит избежать извращения демократического идеала, защитит от перерождения закона в произвол, создаст пределы для роста административной машины.

В отличие от Хайека, Бьюкенен исходит из первостепенной важности формирования не конституционных органов, а конституционных норм и правил. В этой связи важное значение имеет обоснованное в "Границах свободы" последовательное разграничение Бьюкененом двух разных функций государства:

1) "государства защищающего" и

2) "государства производящего".

Первое является результатом соглашения людей и своеобразным гарантом соблюдения ими конституционного договора. Обеспечение соблюдения прав в обществе означает прыжок от анархии к политической организации.

Второе характеризует государство как производителя общественных благ. Эта функция государства возникает на базе конституционных прав и свобод как своеобразный договор между гражданами по поводу удовлетворения их совместных потребностей в ряде товаров и услуг. Здесь и заложена угроза Левиафана. Дж.Бьюкенен и его сторонники предлагают целый набор правил, которые препятствовали бы развитию государства в направлении автократического режима.

В общем виде система правил поведения может быть представлена в интерпретации В. Ванберга следующим образом (см. рис.10). Правила поведения делятся на естественно наследуемые, данные, и благоприобретенные, передаваемые через культуру. Последние, в свою очередь, делятся на личные и социальные, а социальные правила - на неформальные (закрепленные традициями, обычаями и т.д.) и формальные (закрепленные в правовых нормах). Наконец, формальные социальные правила включают "частное" и "общественное" (публичное) право. "Частное" право регулирует поведение не только отдельных индивидов, но и негосударственных организаций; в рамках "общественного" права выделяются правила, ограничивающие деятельность правительства и государства.

Такая классификация, несомненно, полезна, так как помогает понять многообразие правил, о которых ведут речь теоретики общественного выбора. Однако, как и всякая созданная по формально-логическому (дихотомическому) принципу схема, она страдает недостатками, так как пытается отразить существующую структуру, а не процесс ее происхождения и дальнейшего развития. Существенным недостатком этой схемы является и то, что она не показывает взаимосвязи и взаимовлияния различных правил. Реальная жизнь богаче этой схемы, поскольку эти правила постоянно предполагают друг друга, отрицают друг друга, находятся в текучем, а не в застывшем состоянии. Например, неформальные социальные нормы формализуются, закрепляются в праве; не подкрепляемые санкциями формальные правила трансформируются в неформальные и т.д.

Для нарушителей правил должна быть предусмотрена система наказаний. Однако при их осуществлении возникает "дилемма наказания": "для обеспечения такого общественного блага как законопослушание, должно быть произведено такое общественное "антиблаго", как наказание". 3 Издержки наказания включают два элемента - издержки выявления нарушителей и издержки наказания нарушителей. Именно последние и рассматриваются Бьюкененом как "антиблаго". Наказание обязательно налагается ex post ("после"), хотя мера наказания должна быть выбрана ех ante ("до"). По мнению Быюкенена, никакое наказание не возмещает полностью ущерба, не восстановит status que ante. Однако наказания все же должны применяться, поскольку они предотвращают нарушения, которые могли бы быть совершены в будущем, если бы не было наказаний. Поэтому создание эффективного политического режима требует действенной правоохранительной системы - эффективной благодаря не столько тяжести наказаний, сколько их неотвратимости. Эта идея особенно актуальна для современной России.

Для формирования рыночной экономики в России необходимо создание институциональных условий, аналогичных "социальному рыночному хозяйству" в Германии. Методологические основы ее были созданы ордо-либеральной "теорией порядка" (В.Ойкен, Ф.Бем, В.Репке, А.Рюстов, Л.Микш, А.Мюллер-Армак). Несмотря на кажущиеся различия, между немецкой "теорией порядка" и американской конституционной экономикой много общего.

Концепция социального рыночного хозяйства формировалась в атмосфере всеобщего хаоса в стране, где старый тоталитарный режим - "централизованно-управляемое хозяйство" - рухнул, а "меновое хозяйство" уже успело предстать в форме анархии и "черного рынка". Германия потеряла 1/4 своей довоенной территории, была разделена на оккупационные зоны, производство в начале 1948 г. едва достигало половины уровня 1936 г. Огромные людские потери, деморализованное войной и разрухой население, 12 млн. беженцев, изношенный реальный капитал, разрушенная инфраструктура, карточная система и сохранение элементов нацистской системы управления - вот далеко не полный перечень бедствий послевоенной Германии. Произошла поистине "потеря старого мира без приобретения нового". Чувство апатии и безысходности толкало к пренебрежению установленными нормами. Порядок был настоятельно необходим. Без него было бы немыслимо никакое возрождение страны. Неудивительно поэтому, что появившаяся в 1930-40-е годы "теория порядка" послужила методологической основой социального рыночного хозяйства в ФРГ.

В США концепция конституционной экономики возникла в 1960-е годы в процветающем "обществе массового потребления" и воспринималась некоторыми оппонентами как консервативная утопия университетских профессоров, не согласных с практикой кейнсианского регулирования. Представители академических кругов сформулировали набор фундаментальных правил, регулирующих рыночное хозяйство (рыночные "правила игры"), и потребовали их конституционного закрепления. Реализация этих правил помогла бы обществу, как считали защитники конституционной экономики, избавиться от засилья бюрократов и многочисленных "искателей политической ренты" в разросшемся государственном аппарате. Даже в рамках теории общественного выбора концепция конституционной экономики занимает достаточно скромное место и как бы не замечается представителями экономико-математического направления.

Парадоксальное, на первый взгляд, сравнение этих двух теорий имеет глубокий смысл. Обе они направлены на совершенствование рыночного хозяйства путем не прямого вмешательства государства в экономику, а косвенного влияния на институциональную структуру общества. Либеральная природа обеих теорий очевидна, однако это не традиционный либерализм, а либерализм нового типа. В отличие от неоклассиков в центре внимания неолибералов стоят не оптимизационные микромодели с набором предельных величин, а равновесные макромодели. Сами условия равновесия трактуются не с количественной, а с качественной, институциональной точки зрения. Новые теории продолжают традиции классического либерализма, отстаивая принципы индивидуальной свободы и частной собственности, но в отличие от классического либерализма XVIII - XIX веков новые либералы ратуют за активное участие государства в экономической жизни, хотя понимают его активность совсем по-иному, чем кейнсианцы. Главное для них - не стимулирование "эффективного спроса" посредством экспансионистской политики государства, а создание институционального механизма стимулирования конкуренции и увеличения прибыли. Это достигается прежде всего путем установления жестких правовых рамок, ограничивающих монополизацию хозяйства, "нечестную конкуренцию" в целом. 4

"Теория порядка" и "конституционная экономика" в этом смысле предстают как учения, ориентированные на человека, его свободу, социальную защиту, как учения, открывающие путь к свободному, экономически эффективному, устойчиво саморазвивающемуся обществу.

Парадокс обеих теорий, однако, заключается в том, что они стремятся ослабить воздействие государства на рыночную экономику, опираясь на государство, достаточно сильное, чтобы навязать обществу "правила игры" и контролировать их соблюдение. Тем более роль государства значительно возрастает в переходный период, когда необходимо серьезное преобразование традиционных институтов, выработка принципиально новых "правил игры". Именно такая проблема стоит перед современной Россией.

Понимая это противоречие, Бьюкенен тем не менее настаивает на "минимальной политизации рыночного порядка" в переходной экономике, считая главными условиями успеха реформ, во-первых, "децентрализованное распределение возможностей производства экономических ценностей, равно как и четкое политическо-правовое признание такого распределения", и, во-вторых, создание системы добровольного обмена между частными собственниками "принадлежащими им правами на имущество", подкрепленное политическим и правовым строем. 5 Конечно, эти условия недостаточны для становления рыночной экономики, но они минимально необходимы.