Помощник

Карточка счета – предназначение, образец, заполнение. Учетные регистры бухгалтерского учета (формы, образцы) Карточка бухгалтерских счетов по контрагенту образец

Правомерно ли требование налогового органа? Какая установлена ответственность за непредставление данных документов?

Пунктом 12 ст. 89 НК РФ предусмотрено, что при проведении выездной налоговой проверки налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих указанную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

Необходимые для проверки документы могут быть истребованы у налогоплательщика в порядке, ст. 93 НК РФ, путем направления требования о представлении документов (информации), форма которого утверждена приказом от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.

В соответствии с п. 3 ст. 93 НК РФ документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней (20 дней - при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения соответствующего требования. В случае если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного п. 3 ст. 93 НК РФ срока, оно, в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.

Отказ проверяемого лица от их представления или непредставление их в установленные сроки влечет ответственность по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

При этом НК РФ не определен перечень документов, которые могут быть истребованы у налогоплательщика должностными лицами налогового органа, проводящими выездную налоговую проверку.

Книги учета доходов и расходов, книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций;

Иные документы, относящиеся к налоговому учету;

Организации;

Регистры бухгалтерского учета (главные книги, журналы учета хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости и др.);

Договоры (контракты), приложения и дополнительные соглашения к ним;

И кассовые документы;

Накладные, акты приема-передачи, акты выполненных работ;

Путевые листы;

Перевозочные документы;

Другие первичные учетные документы, подтверждающие факты совершения налогоплательщиком хозяйственных операций (осуществление деятельности), а также иные документы и информация, необходимые для исчисления (удержания) и уплаты (перечисления) налогов (сборов, взносов);

Иные документы и сведения, в том числе указанные в рекомендациях ФНС России по вопросам проведения предпроверочного анализа налогоплательщика.

Степень охвата проверкой документов и информации самостоятельно определяется должностными лицами, проводящими проверку, исходя из:

Объема данных, подлежащих проверке;

Состояния бухгалтерского (налогового) учета налогоплательщика;

Степени вероятности обнаружения налоговых правонарушений, оцениваемой проверяющими исходя из данных анализа информации о налогоплательщике, с учетом предпроверочного анализа, а также результатов ранее проведенных мероприятий налогового контроля (п. 5.7 Рекомендаций).

То есть перечень документов, которые вправе истребовать налоговый орган, является открытым.

Что касается регистров бухгалтерского учета, то хотелось бы обратить внимание на следующее.

Данные, содержащиеся в первичных (сводных) учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), смотрите также п. 19 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение N 34н)). На основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность (ч. 1 ст. 13 Закона N 402-ФЗ).

Формы регистров бухгалтерского учета утверждает экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 5 ст. 10 Закона N 402-ФЗ). Формы регистров бухгалтерского учета утверждаются учетной политикой (четвертый абзац п. 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации"). Они должны содержать обязательные реквизиты, установленные ч. 4 ст. 10 Закона N 402-ФЗ.

Так, с 1 января 2013 года рекомендованный Минфином России перечень типовых регистров единой журнально-ордерной формы, приведенный в письме от 24.07.1992 N 59 "О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях", не является обязательным к применению (смотрите информацию Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012). Однако ранее утвержденные регистры можно использовать или брать за основу при разработке собственных форм.

Регистр бухгалтерского учета составляется на и (или) в виде подписанного (ч. 6 ст. 10 Закона N 402-ФЗ). При этом в случае, если законодательством РФ или договором предусмотрено представление регистра бухгалтерского учета другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа изготавливать за свой счет на бумажном носителе копии регистра бухгалтерского учета, составленного в виде электронного документа (ч. 7 ст. 10 Закона N 402-ФЗ).

Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения (ст. 314 НК РФ).

Таким образом, можно сделать вывод, что в целях проверки правильности исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов налоговый орган вправе требовать от налогоплательщика (организации) регистры бухгалтерского и налогового учета, утвержденные руководителем организации в учетной политике по бухгалтерскому и налоговому учету соответственно.

В письме Минфина России от 11.05.2010 N 03-02-07/1-228 орган выразил мнение, что при проведении выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверить регистры бухгалтерского и налогового учета, которые ведутся в установленном порядке и с учетом учетной политики, которая для целей налогообложения определена как выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Что касается регистра бухгалтерского учета - карточки счета, заметим, по мнению Минфина России, выраженному в письме от 25.01.2012 N 07-02-06/10, в случае, если в соответствии с установленными правилами ведения бухгалтерского учета и учетной политикой организацией не утверждаются и не ведутся регистры бухгалтерского учета, в частности, в форме карточек, отсутствуют основания для привлечения этой организации к ответственности за непредставление в налоговый орган таких карточек.

Из данных разъяснений можно заключить, что налоговый орган вправе требовать от налогоплательщика только те регистры бухгалтерского и (или) налогового учета, которые ведутся налогоплательщиком и утверждены учетной политикой проверяемого.

Судебные органы приходят к выводу, что истребование карточек счетов, относящихся к регистрам бухгалтерского учета, является незаконным, так как они не относятся к категории "документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов". Отсюда суды считают необоснованным привлечение к налоговой ответственности по ст. 126 НК РФ за непредставление карточек бухгалтерских счетов, поскольку законодательством о налогах и сборах и иными актами не предусмотрена обязанность налогоплательщика составлять и вести указанные документы (смотрите постановления ФАС Поволжского округа от 19.09.2013 N А55-31523/2012, от 26.01.2012 N Ф06-12023/11 по делу N А55-10829/2011, решением АС от 05.03.2013 N А10-2526/2012, а также постановления Верховного Суда РФ от 21.08.2013 N 73-АД13-3, от 09.07.2014 N 46-АД14-15).

В других решениях суды исходят из того, что если у налогоплательщика не имелось возможности представить в затребуемые документы (в том числе карточки счета), то он не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, так как отсутствует его вина (смотрите, например, постановление Двенадцатого апелляционного суда от 15.08.2014 N 12АП-6648/14, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014 N 04АП-4610/13).

Как разъясняют судебные органы, при принятии решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности налоговый орган должен установить обстоятельства, свидетельствующие, что истребуемые документы имелись у налогоплательщика либо он должен был их оформлять в силу прямого указания закона или иных нормативно-правовых актов (смотрите, например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 02.02.2011 N Ф03-10008/2010, ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.11.2008 N А33-9732/07-Ф02-5626/08). Так, в постановлении ФАС Центрального округа от 30.07.2013 N Ф10-2109/13 по делу N А64-5847/2012 рассмотрена ситуация, когда учетной политикой Общества в проверяемый период не предусматривалось ведение таких регистров, как карточки аналитического учета счетов. Именно по этой причине указанные документы не были представлены налогоплательщиком налоговому органу при проверке. В то же время Обществом были представлены иные документы, содержащие необходимую информацию для проведения налогового контроля, а именно регистры бухгалтерского учета и первичные учетные документы, имеющиеся на предприятии. В результате суд поддержал налогоплательщика и освободил от ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ.

При этом в постановлении АС Восточно-Сибирского округа от 25.05.2015 N Ф02-1603/15 по делу N А19-13257/2014 суд поддержал требование налогового органа представить карточки счетов по субконто как документы, необходимые для проведения проверки достоверности учета изменений в налоговой декларации, с учетом того, что они могут быть сформированы с использованием программы 1С "Бухгалтерия 8" (смотрите также постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.06.2012 N 02АП-2872/12).

Таким образом, определить, насколько правомерно требование налогового органа, может только суд. В случае возникновения судебного спора суд будет принимать решение исходя из конкретной ситуации с учетом всех обстоятельств дела. Принимая во внимание сложившуюся арбитражную практику, у организации есть возможность отстоять свое право в суде. В то же время полагаем, если налоговый орган сможет доказать, что карточки счетов формируются в организации при использовании бухгалтерской программы и, соответственно, организация могла их представить по требованию налогового органа (даже если данные регистры не предусмотрены учетной политикой организации), а также если информация, содержащаяся в карточках, связана с исчислением и уплатой налогов, то суд может поддержать налоговый орган.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член Российской коллегии Федорова Лилия

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член МоАП Мельникова Елена

Ни для кого не секрет, что главной мотивацией для персонала в каждой компании выступает вознаграждение за труд в достойном размере. На плечи бухгалтерских сотрудников ложится важность осуществления правильного учета оплаты труда каждого из сотрудников предприятия. Нижеследующая статья раскроет главные аспекты такого учета, а также процедуру формирования специального регистра – карточки счета.

Ключевые понятия

Рассмотрим ключевые понятия, понимание которых необходимо при изучении данной статьи.

Персонал – совокупность штатных сотрудников компании.

Оплата труда – вознаграждение персонала компании за выполненную работу. Величина заработной платы сотрудников обуславливается их компетентностью, квалификацией, производительностью, стажем, количеством выполняемой работы, степенью ответственности, сложностью, напряженностью и рядом иных факторов.

В совокупность таких вознаграждений входят следующие составляющие:

  • Установленный оклад;
  • Выплаты стимулирующего вида;
  • Премии.

Начисляется заработная плата по нижеприведенным формам:

  • Повременная (ее суть состоит в том, что плата сотрудникам производится на основании количества отработанного ими времени);
  • Сдельная (суть данной формы состоит в том, что плата сотрудникам производится за объем реально выполненных ими работ).

Бухгалтерский учет расчетов по оплате труда

Для сбора сведений и учета оплаты труда в системе счетов имеется отдельный счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Он является активно-пассивным, то есть остаток на момент окончания периода может отражаться как по дебету, так и по кредиту. Для исчисления сальдо по активно-пассивному счету требуется выполнить следующие арифметические действия:

  • Суммировать сальдо начальное и обороты отдельно по дебету и отдельно по кредиту;
  • Далее из большей части вычесть меньшую часть;
  • Полученный результат – сальдо конечное записать в ту часть, где сумма в результате первого действия оказалась больше.

Учет по настоящему счету выполняется в нижеследующем порядке:

  • По дебету фиксируется процесс выплаты сотрудникам, удержания налогов и других сумм, депонирование зарплаты;
  • По кредиту учитывается начисление заработной платы, пособий по нетрудоспособности.

Аналитика по счету выполняется конкретно по каждому сотруднику фирмы.

Выплата заработной платы выполняется как наличным, так и безналичным способами. При первом способе – деньги сотрудниками получаются из кассы фирмы. При этом составляется расчетно — платежная ведомость на всех сотрудников, а каждый сотрудник получает расчетный листок (полный перечень всех начисленных и удержанных сумм, касающихся его личного заработка). Кроме того, на всю сумму выданных для оплаты средств кассир создает расходный кассовый ордер. В случае если сотрудник не смог в трехдневный период получить деньги, они депонируются и возвращаются на банковский счет. Поэтому, сейчас, все чаще компании используют другой способ выплаты — безналичный, при котором сотрудники получают денежные средства на пластиковые карты. При таком способе бухгалтеру достаточно с помощью компьютерной программы направить платежное поручение и списки сотрудников в банк.

Порядок формирования карточки

Для удобства осуществления учетных функций и оформления отчетности сотрудники бухгалтерии, ведущие учет оплаты труда, составляют разнообразные аналитические регистры:

  • Оборотно — сальдовую ведомость по счету;
  • Расчетно — платежные ведомости;
  • Журнал — ордер и ведомость к нему;
  • Карточка счета;
  • Иные регистры.

Рассмотрим более подробно карточку счета 70. Такой регистр становится все более популярным среди сотрудников бухгалтерии, он позволяет отследить следующие данные:

  • Остаток по счету 70 на начало и конец периода;
  • Дату совершения каждой операции;
  • Первичный документ, составленный в момент совершения операции;
  • Аналитические данные (структурное подразделение, фамилию, имя, отчество работника и другое);
  • Итоговые обороты за период;
  • Счет в корреспонденции;
  • Сумму операции.

Приведем пример карточки по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» в нижеследующей таблице:

Для облегчения работы карточку счета удобнее составлять в специальных бухгалтерских программах, например, 1С:Бухгалтерия. В подобных программах данный регистр формируется автоматически, и бухгалтер может оперативно изучить необходимые ему сведения.

Данный регистр — карточка по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» помогает избежать бухгалтеру ошибок в учете, отследить все произведенные факты хозяйственной деятельности в разрезе оплаты труда отдельного сотрудника.

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Ярославский филиал

Колесов Р.В.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Методические указания

(очная форма обучения)

Ярославль 2016

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Ярославский филиал

Кафедра «Экономика и финансы»

Утверждаю

Директор

Ярославского филиала Финуниверситета

Г.А. Родина

«__» __________ 2016 г.

Колесов Р.В.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

по выполнению домашнего творческого задания для студентов, обучающихся

по направлениям 38.03.01 «Экономика» (профиль «Финансы и кредит»),

38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»

(очная форма обучения)

Квалификация (степень) бакалавр

(Протокол от ________________ г. № _____)

Одобрено кафедрой «Экономика и финансы»

(Протокол от ________________ г. № ______)

Ярославль 2016

Рецензент

доктор экономических наук, профессор,

профессор кафедры «Экономика и финансы» И.А. Долматович

Колесов Р.В. Бухгалтерский учет: Методические указания по выполнению домашнего творческого задания для студентов, обучающихся по направлениям 38.03.01 «Экономика» (профиль «Финансы и кредит» и 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», квалификация (степень) бакалавр. – Ярославль: Ярославский филиал Финуниверситета, 2016. – 45 с.



© Колесов Р.В., 2016

© Финансовый университет, 2016


Общие положения

Методические указания по выполнению контрольной работы разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Бухгалтерский учет» для студентов, обучающихся по направлениям «Экономика» (профиль «Финансы и кредит» и «Государственное и муниципальное управление», квалификация (степень) бакалавр.

Целью выполнения контрольной работы является мониторинг усвоения студентами теоретических знаний в области ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Выполнение контрольной работы направлено на закрепление у студентов глубокого понимания и твердого знания:

– принципов, цели и задач бухгалтерского учета;

– приёмов ведения учета на предприятиях;

– методов идентификации, регистрации, обработки, обобщения данных бухгалтерского учета с выходом на формирование сальдовой оборотной ведомости и бухгалтерского баланса;

– приемов самостоятельного применения теоретических основ и принципов бухгалтерского учета на практике.

2. Указания по выполнению контрольной работы

Выполнение контрольной работы направлено на закрепление практических навыков формирования информации в системе бухгалтерского учета.

В процессе решения заданий контрольной работы, основанной на примере условной организации – общества с ограниченной ответственностью (далее по тексту – ООО), необходимо:

1. На основе приведенных в табл. 2 данных об активах, капитале и обязательствах ООО по состоянию на 01.12.20ХX г. провести группировку объектов бухгалтерского учета по их составу и размещению и по источникам их образования. Результаты группировки представить в табл. 3 и 4.

2. Установить, как повлияют на изменение валюты бухгалтерского баланса общества операции, приведенные в табл. 5.

Следует иметь в виду, что существует четыре типа изменений статей бухгалтерского баланса под влиянием хозяйственных операций:

В графе (9) табл. 5 необходимо указать номер соответствующего типа изменений, в графах (6) и (8) табл. 5 проставить знаки (+) и/или (−) в зависимости от характера влияния, оказываемого каждой хозяйственной операцией на величину статей бухгалтерского баланса.

Составить бухгалтерские проводки по операциям, приведенным в задании в табл. 7, в зависимости от варианта задания.

3. Заполнить карточки счетов бухгалтерского учета (Приложение 1). При составлении карточек счетов остатки на начало месяца берутся из табл. 6.

4. Открыть счета аналитического учета к синтетическому счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами», отразить в них хозяйственные операции, подсчитать обороты и остатки, составить оборотно-сальдовую ведомость по счетам аналитического учета и сверить итоги оборотной ведомости с оборотами и остатком по синтетическому счету. Расшифровка остатка по синтетическому счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами», формы счетов аналитического учета и оборотно-сальдовая ведомость приведены в Приложении 3. Хозяйственные операции по счету 71 следует выбрать из табл. 7.

5. На основе карточек счетов (Приложение 1) составить оборотно- сальдовую ведомость (Приложение 2), а затем баланс по форме, приведенной в Приложении 5.

Контрольная работа представлена в форме сквозной задачи. Решение предложенной задачи предусматривает учетную регистра- цию основных финансово-хозяйственных операций, их группировку и обобщение на счетах и составление бухгалтерского баланса.

Все операции в задаче соответствуют декабрю 20ХX г. При решении задачи следует исходить из следующих особенностей ООО:

Основной деятельностью организации являются производство промышленной продукции и ее продажа на внутреннем рынке;

Изготовление товарной продукции производится в цехах основного производства. Накладные расходы основного производства (ремонт основных средств, содержание и эксплуатация оборудования и хозяйственные нужды цехов) в учете отражаются обособленно;

Особенности учета отдельных операций и применяемых методов раскрываются в учетной политике общества. Некоторые положения учетной политики организации приведены ниже:

Учет материальных ценностей ведется по фактической себестоимости приобретения на счете 10 «Материалы»;

Затраты на производство учитываются по общей схеме счетов бухгалтерского учета. Для обобщения затрат применяются следующие счета: счет 20 «Основное производство», счет 25 «Общепроизводственные расходы», счет 26 «Общехозяйственные расходы»;

Общепроизводственные расходы включаются в себестоимость отдельных видов продукции пропорционально прямой заработной плате производственных рабочих. Общехозяйственные расходы включаются в полной сумме по окончании месяца в себестоимость проданной продукции и списываются на счет 90 «Продажи»;

Расходы, связанные со сбытом продукции, учитываются на счете 44 «Расходы на продажу» и в конце отчетного периода в полной сумме включаются в себестоимость продаж;

Движение готовой продукции на счете 43 «Готовая продукция» отражается по фактической производственной себестоимости;

Продукция считается проданной с момента ее отгрузки и предъявления счетов покупателю;

Страховые взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования установлены в следующих размерах (в %) от начисленной заработной платы:

Страховой взнос на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлен в размере 0,2%.

При подготовке контрольной работы студентам рекомендуется воспользоваться справочно-правовой системой «КонсультантПлюс». При решении задачи необходимо руководствоваться Рабочим планом счетов бухгалтерского учета (табл. 1).

Вариант контрольной работы соответствует последней цифре номера зачетной книжки бакалавра:

Таблица 1

Рабочий план счетов ООО на 20ХХ год

Номер счета Номер суб- счета Анали- тика Наименование синтетического счета / субсчета / счета аналитического учета
Основные средства
01-1 Основные средства в организации
01-2 Выбытие основных средств
Нематериальные активы
Оборудование к установке
08-4 Приобретение объектов основных средств
08-8 Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ
Материалы
Основное производство
Общепроизводственные расходы
Общехозяйственные расходы
Готовая продукция
Расходы на продажу
Касса
Расчетные счета
Финансовые вложения
Расчеты с поставщиками и подрядчиками
Расчеты с покупателями и заказчиками
Расчеты по краткосрочным кредитам и займам
Расчеты по долгосрочным кредитам и займам
Расчеты по налогам и сборам
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению
Расчеты с подотчетным лицом Федченко А.С.
Расчеты с подотчетным лицом Резцовой Е.А.
Расчеты с подотчетным лицом Ахатовой А.Р.
76-1 Расчеты с разными дебиторами
76-2 Расчеты с разными кредиторами
Уставный капитал
Добавочный капитал
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
Продажи
Прочие доходы и расходы
Недостачи и потери от порчи ценностей
Прибыли и убытки

Таблица 2

(основные средства и нематериальные активы приведены

по остаточной стоимости)

Активы и обязательства Сумма, руб.
1. Авансы у подотчетных лиц
2. Административное здание1 6 620 000
3. Готовая продукция на складе 1 291 700
4. Денежные средства в кассе 51 500
5. Денежные средства на расчетном счету 6 599 000
6. Добавочный капитал 500 000
7. Долгосрочные кредиты банков 1 000 000
8. Задолженность бюджету по налогам 395 800
9. Задолженность персонала по прочим операциям 1 200
10. Задолженность по оплате труда 306 100
11. Задолженность по отчислениям на социальное страхование и обеспечение 127 300
12. Задолженность покупателей за отгруженную про- дукцию 2 170 700
13. Задолженность поставщикам за приобретенные материальные ценности и услуги 1 005 000
14. Здание и оборудование складов 2 442 300
15. Здание цехов 1 650 500
16. Краткосрочные кредиты банков 305 000
17. Краткосрочные финансовые вложения 1 080 500
18. Налог на добавленную стоимость по приобретен- ным ценностям 153 300
19. Незавершенное производство 25 100
20. Незавершенные капитальные вложения 1 650 000
21. Нераспределенная прибыль 795 000
22. Оборудование к установке 740 000
23. Основные материалы 1 800 500
24. Патенты 1 375 000
25. Покупные комплектующие изделия и полуфа- брикаты 200 000
26. Прибыль отчетного периода 2 498 400 (2501700)
27. Производственное оборудование в цехах 2 010 000
28. Прочие дебиторы 15 000
29. Прочие кредиторы 3 800
30. Прочие материалы 102 500
31. Топливо 160 000
32. Уставный капитал 23 200 000

Таблица 3

Группировка активов ООО по их составу и размещению

№ п/п Группа активов № по табл. 2 Подгруппа или отдельные виды активов Сумма, руб.
I Внеоборотные активы Основные средства В том числе
Нематериальные активы
Незавершенное стро- ительство и оборудо- вание к установке
Долгосрочные финан- совые вложения
Итого по группе I
II Оборотные активы Запасы В том числе
Дебиторская задол- женность В том числе
Денежные средства В том числе
Краткосрочные финансовые вложения
Итого по группе II
ВСЕГО

Таблица 4

Группировка пассивов ООО по источникам их формирования

№ п/п Группа источников образования активов № по табл. 2 Подгруппа или виды источников Сумма, руб.
I Собственные Капитал В том числе
Итого по группе I
II Заемные Долгосрочные В том числе
Краткосрочные В том числе
Итого по группе II
· ВСЕГО

Изменения бухгалтерского баланса ООО

под влиянием отдельных хозяйственных операций за декабрь 20ХХ г.


Таблица 5


Содержание операции Вариант Характер изменения (увеличение (+) или уменьшение (−)) статей баланса Тип изме- нений
Актив баланса Пассив баланса
Сумма, руб. Сумма, руб. Сумма, руб. код строки баланса измене- ние (+) или (–) код строки баланса измене- ние (+) или (−)
1. Акцептованы счета поставщиков за посту- пившие в организацию материальные ценно- сти, включая НДС 424 800 554 600 613 600
2. Внесена из кассы на расчетный счет денеж- ная наличность сверх установленного лимита 35 200 38 400 37 500

Продолжение табл.5

3. Выданы работни- кам суммы наличных денежных средств под отчет 14 800 11 600 12 500
4. Выплачены из кассы 245 000 250 000 255 000
организации:
а) заработная плата,
пособия по временной
нетрудоспособности за
ноябрь 20ХХ г.
б) под отчет на коман-
дировочные и хозяй-
ственные расходы 14 800 11 600 12 500
ИТОГО 259 800 261 600 267 500
5. Депонирована невыданная заработ- ная плата 61 100 56 100 51 100
6. Из начисленной зара- ботной платы удержан НДФЛ 34 200 35 400 37 100

Продолжение табл.5


Окончание табл.5


Таблица 6

№ счета Наименование счета Сумма, руб.
Дебет Кредит
Основные средства 24 950 000
Амортизация основных средств 12 230 500
Нематериальные активы 1 670 000
Амортизация нематериальных активов 295 000
Оборудование к установке 740 000
Вложения во внеоборотные активы 1 650 000
Материалы 2 263 000
НДС по приобретенным ценностям 153 300
Основное производство 25 100
Готовая продукция 1 291 700
Касса 51 500
Расчетные счета 6 599 000
Финансовые вложения 1 080 500
Расчеты с поставщиками и подряд- чиками 1 005 000
Расчеты с покупателями и заказ- чиками 2 170 700
Расчеты по краткосрочным креди- там и займам 305 000
Расчеты по долгосрочным креди- там и займам 1 000 000

№ счета Наименование счета Сумма, руб.
Дебет Кредит
Расчеты по налогам и сборам 395 800
Расчеты по социальному страхова- нию и обеспечению 127 300
Расчеты с персоналом по оплате труда 306 100
Расчеты с подотчетными лицами
Расчеты с персоналом по прочим операциям 1 200
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами 15 000 3 800
Уставный капитал 23 200 000
Добавочный капитал 500 000
Нераспределенная прибыль (непо- крытый убыток) 795 000
Прибыли и убытки 2 498 400
ИТОГО 42 661 900 42 661 900

Перечень хозяйственных операций

за декабрь 20ХX г.


Таблица 7


№ опе- ра- ции Дата опе- ра- ции Содержание операции Вариант Коррес- пон- денция счетов
Сумма, руб. Сумма, руб. Сумма, руб. Де- бет Кре- дит
01.12 Акцептованы счета поставщиков за 360 000 470 000 520 000
поступившие на склады материальные
ценности:
а) покупная стоимость, включая транс-
портные расходы (по фактической себе-
стоимости заготовления)
б) налог на добавленную стоимость 64 800 84 600 93 600
ИТОГО 424 800 554 600 613 600
01.12 Стоимость погрузочных работ, опла- ченная из подотчетных сумм кладов- щиком Резцовой Е.А., включена в себе- стоимость материалов
01.12 Передано в монтаж оборудование для строящегося цеха 150 000 740 000 420 000

02.12 Акцептован счет подрядной органи- зации за выполненные строительно- монтажные работы по возведению зда- ния цеха: а) стоимость работ б) налог на добавленную стоимость 100 000 18 000 190 000 34 200 175 000 31 500
03.12 Списано морально устаревшее обору- 760 000 760 000 760 000
дование:
а) первоначальная стоимость
б) сумма начисленной амортизации на
дату списания 710 000 760 000 710 000
в) списана остаточная стоимость обо-
рудования (сумму определить и отраз-
ить на счетах )
г) стоимость оприходованных матери-
алов (запасных частей, лома) от демон-
тированного оборудования по цене их
возможного использования 60 000 15 000 37 000

04.12 Акцептован счет специализированной монтажной организации за принятые по акту работы по монтажу производ- ственного оборудования: а) стоимость оказанных услуг по мон- тажу оборудования б) налог на добавленную стоимость − – 66 000 11 880 100 000 18 000
04.12 Израсходованы материалы в процессе эксперимента по разработке нового способа получения высокопрочной ткани 85 000 85 000 85 000
05.12 Приняты в эксплуатацию законченные 1 100 000 850 000 1 600 000
объекты основных средств:
а) здание цеха
б) производственное оборудование 198 000 153 000 400 000
ИТОГО 1 298 000 1 003 000 2 000 000

08.12 Отпущены со склада и израсходованы 340 000 300 000 320 000
материальные ценности (по фактиче-
ской себестоимости):
а) на изготовление продукции в основ-
ном производстве
б) на ремонт основных средств, содер-
жание и эксплуатацию оборудования
и хозяйственные нужды цехов 60 000 85 000 70 000
в) на ремонт и обслуживание основ-
ных средств общехозяйственного назна-
чения 50 000 97 800 40 000
г) на упаковку продаваемой продукции 15 000 8 000 10 000
ИТОГО 465 000 490 800 440 000
09.12 Акцептованы счета поставщиков и сто- ронних организаций: а) за текущий ремонт административ- ного здания 194 000 30 000

б) за коммунальные услуги (освещение, 140 000 160 000 155 000
отопление, газ), потребленные основ-
ным производственным цехом
в) за коммунальные услуги и услуги
связи подразделений общехозяйствен-
ного назначения 42 000 37 000 35 000
г) за транспортно-экспедиторские
услуги по доставке готовой продукции
до железнодорожной станции 28 000 5 500 10 000
д) налог на добавленную стоимость
по ремонтным работам и потреблен-
ным услугам 37 800 71 370 41 400
ИТОГО 247 800 467 870 271 400
10.12 Оприходованы по цене возможного использования возвратные материалы из основного производства 17 000 19 000 18 000
11.12 Начислена пошлина за регистрацию патента на новый способ получения высокопрочной ткани

12.12 Оплачены с расчетного счета органи- 1 149 000 1 206 000 1 276 000
зации:
а) счета поставщиков и подрядчиков за
поставленное оборудование, матери-
алы, коммунальные услуги и пр.
б) проценты за краткосрочные кре-
диты банка 13 000 14 000 15 000
в)пошлиназарегистрациюпатентанановый
способ получения высокопрочной ткани
г) штраф налогового органа за наруше-
ние сроков представления декларации
по налогу на прибыль 34 000 32 000
д) налог на доходы физических лиц 38 600 40 400 42 600
е) взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд
социального страхования РФ, Фонд
обязательного медицинского страхова-
ния РФ за ноябрь 20ХХ г. 108 000 111 500 115 000
з) алименты, удержанные по исполни-
тельным листам 4 150 1 900 3 050
и) в погашение краткосрочных креди-
тов банка 130 000 140 000 150 000
ИТОГО 1 477 250 1 514 300 1 634 150
12.12 Получены с расчетного счета налич- ные деньги в кассу организации для выплаты заработной платы, на коман- дировки, хозяйственные расходы 295 000 300 000 305 000

12.12 Выплачены из кассы организации: а) заработная плата, пособия по вре- менной нетрудоспособности за ноябрь 20ХХ г. б) под отчет на командировочные и хозяйственные расходы: экспедитору Федченко А.С. технологу Ахатовой А.Р. ИТОГО 245 000 2 800 12 000 259 800 250 000 2 600 9 000 261 600 255 000 4 000 8 500 267 500
14.12 Депонирована невыданная заработ- ная плата 61 100 56 100 51 100
14.12 Внесена из кассы на расчетный счет денежная наличность сверх установ- ленного лимита 35 200 38 400 37 500
17.12 Поступили деньги на расчетный счет 2 000 000 1 900 000 2 100 000
организации:
а) от покупателя за проданную про-
дукцию
б) в погашение дебиторской задолжен-
ности (прочей) 10 000 10 000 10 000
ИТОГО 2 010 000 1 910 000 2 110 000

ИФНС в ходе камеральной проверки запросила карточки бухгалтерских счетов не имеющих отношение к проверяемому факту. Как отказать?

Основания для отказа могут быть следующие.

В ходе камеральной проверки инспекция вправе потребовать у организации документы, перечень которых строго ограничен (ст. 88 НК РФ).

При проведении камеральной проверки у организации не могут быть затребованы карточки (регистры) бухучета (постановление Президиума ВАС РФ от 18 сентября 2012 г. № 4517/12, подп. 1 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309).

В ходе проверки проверяющие могут запросить у организации любые документы, которые непосредственно касаются деятельности контрагентов. При этом по запросам налоговых инспекций контрагенты обязаны представлять только те документы (сведения), которые непосредственно касаются деятельности проверяемой организации.

Карточки бухгалтерских счетов являются регистрами бухгалтерского учета, которые в силу п. 1 ст.10 Закона № 402-ФЗ, предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах.

Карточки бухгалтерских счетов не относятся к деятельности контрагента организации и не могут свидетельствовать о факте совершения хозяйственных операций (сделок) между организацией и ее контрагентом. Они не являются документами (информацией), служащими основанием для исчисления и уплаты налогов, или документами, подтверждающими правильность их исчисления и своевременность уплаты. Они не относятся к деятельности контрагента организации, а также не могут свидетельствовать о факте совершения хозяйственных операций (сделок) между организацией и ее контрагентом. Кроме этого, карточки счетов не являются документами (информацией), служащими основанием для исчисления и уплаты налогов, а также документами, подтверждающими правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Таким образом, карточки счетов не являются теми документами, которые организация обязана представить налоговому органу в целях осуществления мероприятий налогового контроля в отношении ее контрагента. Поэтому непредставление налоговому органу карточек бухгалтерских счетов не может являться основанием для привлечения организации к ответственности. Такой позиции придерживаются суды (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.08.2013 по делу № А10-2526/2012, от 25.02.2013 по делу № А10-2227/2012, ФАС Северо-Западного округа от 29.11.2011 по делу № А42-1789/2011).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».

Истребование документов

Потребовать у проверяемой организации представить документы налоговая инспекция может только в исключительных случаях:*

Если организация применяет льготы по налогам, то инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие обоснованность использования этих льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ). Например, если организация применяет льготы по НДС, то инспекция может потребовать лицензию на ведение операций, освобожденных от НДС (при условии их лицензирования) (п. 6 ст. 149 НК РФ), документы, подтверждающие ведение раздельного учета операций, облагаемых НДС и освобожденных от налогообложения (п. 4 ст. 149 НК РФ);
если организация подала налоговую отчетность без обязательных сопутствующих документов, то инспекция вправе потребовать эти документы (п. 7 ст. 88 НК РФ). Например, это могут быть документы, подтверждающие обоснованность применения организацией нулевой ставки НДС (ст. 165 НК РФ);
если организация подала декларацию по НДС с суммой налога к возмещению, то инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие правильность применения налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ). Например, это могут быть счета-фактуры поставщиков проверяемой организации (п. 1 ст. 172 НК РФ);
если организация подала отчетность по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, то инспекция вправе потребовать документы, которые являются основанием для начисления и уплаты этих налогов. Такими налогами являются налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ), водный налог (гл. 25.2 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ).

Требовать в ходе камеральной проверки другие документы или указанные документы в иных случаях, не предусмотренных налоговым законодательством, инспекция не вправе (п. 7 ст. 88 НК РФ). В частности, при проведении камеральной проверки не могут быть затребованы:

Первичные документы (например, договоры, заключенные с покупателями и поставщиками, выписки банка и платежные поручения, подтверждающие оплату поставщикам, акты выполненных работ) (письмо Минфина России от 25 июля 2012 г № 03-02-08/65, постановления Президиума ВАС РФ от 18 сентября 2012 г. № 4517/12 и от 11 ноября 2008 г. № 7307/08, подп. 1и 3 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309);
регистры бухучета, бухгалтерская отчетность, расшифровки отдельных строк декларации (постановление Президиума ВАС РФ от 18 сентября 2012 г. № 4517/12, подп. 1 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309);*
неофициальные отчеты, аналитические справки (обобщения) и другие материалы, которые не являются первичными бухгалтерскими документами (подп. 4 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309).

Ситуация: может ли налоговая инспекция оштрафовать организацию за неисполнение требования о представлении документов, если запрошены документы, не относящиеся к камеральной проверке*

Нет, не может.

В ходе камеральной проверки инспекция вправе потребовать у организации документы, перечень которых строго ограничен (ст. 88 НК РФ). Исходя из положений статьи 88 Налогового кодекса РФ, все эти документы должны иметь непосредственное отношение к предмету камеральной проверки. То есть они должны подтверждать те или иные положения проверяемой декларации (расчета). Требовать у организации какие-либо дополнительные документы или сведения инспекция не может (п. 7 ст. 88 НК РФ).

Если в требовании запрошены документы, которые не имеют отношения к конкретной камеральной проверке, то привлечь организацию к ответственности за неисполнение требования инспекция не может.

Подтверждает правомерность такого подхода многочисленная арбитражная практика* (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 8 апреля 2008 г. № 15333/07, ФАС Волго-Вятского округа от 24 августа 2009 г. № А82-15261/2008-27, Дальневосточного округа от 1 июня 2009 г. № Ф03-2283/2009, от 13 марта 2008 г. № Ф03-А24/08-2/433,Уральского округа от 28 апреля 2009 г. № Ф09-8988/08-С2, Московского округа от 16 июля 2008 г. № КА-А41/5556-08).

Запрос информации у контрагентов

В рамках камеральной проверки инспекция также вправе запросить документы (информацию) о проверяемой организации у ее контрагентов или иных лиц, которые располагают такими сведениями* (например, у банков) (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). Конкретный перечень документов (информации) отражается в поручении об истребовании документов, форма которого утверждена приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338.*

Ситуация: какие документы инспекция вправе запрашивать у контрагентов проверяемой организации в ходе ее камеральной налоговой проверки*

В ходе камеральной проверки организации налоговая инспекция вправе запрашивать у ее контрагентов любые документы по своему усмотрению.

Налоговое законодательство не устанавливает ограничений по документам, которые инспекция вправе запросить у контрагентов проверяемой организации. Это подтверждается письмами Минфина России от 23 ноября 2009 г. № 03-02-07/1-519, от 2 мая 2007 г. № 03-02-07/1-209. Правомерность такого подхода подтверждают некоторые арбитражные суды* (см., например, постановления ФАС Московского округа от 3 августа 2009 г. № КА-А40/7052-09, Северо-Западного округа от 23 июня 2009 г. № А42-6216/2008).

За непредставление сведений по требованию инспекции контрагент может быть привлечен к налоговой и административной ответственности.

В поручении об истребовании документов должно быть указано, в рамках какой проверки и по какой организации возникла необходимость в их получении* (приложение 6 к приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338).

В течение пяти рабочих дней со дня получения поручения налоговая инспекция по месту учета контрагента (иного лица), у которого истребуются документы, направляет ему требование о представлении документов (информации). К указанному требованию должна быть приложена копия поручения об истребовании документов. Такой порядок установлен в пункте 4статьи 93.1 и пункте 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

Внимание: неисполнение (несвоевременное исполнение) требования о представлении документов контрагентом является правонарушением (п. 6 ст. 93.1 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.*

Размер штрафа по статье 129.1 Налогового кодекса РФ составляет 5000 руб. за каждый факт неисполнения (несвоевременного исполнения) требования. Если в течение календарного года организацию уже привлекали к ответственности за аналогичное правонарушение, то размер штрафа составит 20 000 руб. (п. 2 ст. 129.1 НК РФ).

Кроме того, за неисполнение (несвоевременное исполнение) требования о представлении документов по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга

2.Закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

«Статья 10. Регистры бухгалтерского учета

1. Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.*»

В связи с проведением налоговой проверки у контрагента организации направлено требование о представлении документов, в том числе карточек бухгалтерских счетов по расчетам с контрагентом. Организация представила все истребованные документы, за исключением карточек бухгалтерских счетов. За непредставление последних налоговая инспекция оштрафовала организацию по ст. 129.1 НК РФ. Правомерны ли действия налоговой инспекции?

Ответ: Карточки бухгалтерских счетов не относятся к деятельности контрагента организации и не могут свидетельствовать о факте совершения хозяйственных операций (сделок) между организацией и ее контрагентом. Также они не являются документами (информацией), служащими основанием для исчисления и уплаты налогов, или документами, подтверждающими правильность их исчисления и своевременность уплаты. Поэтому непредставление налоговому органу карточек бухгалтерских счетов не может являться основанием для штрафа по ст. 129.1 Налогового кодекса РФ. Такой позиции придерживаются суды.

Обоснование: В соответствии с пп. 1 п.

1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика документы, которые служат основанием для исчисления и уплаты налогов или подтверждают правильность их исчисления и своевременность уплаты.

В частности, проверяющие вправе истребовать у организации:

— документы (информацию), касающиеся деятельности ее контрагента, — в рамках проводимой в отношении его налоговой проверки (п. 1 ст. 93.1 НК РФ);

— документы (информацию) относительно конкретной сделки с контрагентом — в случае если вне рамок налоговой проверки возникает обоснованная необходимость получения этих документов (информации) (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Требование о представлении указанных документов (информации) направляется организации через налоговый орган, в котором она состоит на учете (п. п. 3, 4 ст. 93.1 НК РФ).

В соответствии с п. 5 ст. 93.1 НК РФ организация, получившая такое требование, в течение 5 рабочих дней обязана либо представить истребуемые документы (информацию), либо сообщить инспекции о том, что не располагает ими. За отказ от представления запрашиваемых документов или за непредставление их в установленные сроки организация, располагающая указанными документами (информацией), может быть привлечена к ответственности по ст. 129.1 НК РФ (п. 6 ст. 93.1 НК РФ). Данная статья предусматривает наказание в виде штрафа в размере 5000 руб. или 20 000 руб., если правонарушение совершено повторно в течение года.

Из смысла и содержания положений указанных норм следует, что налоговому органу даны полномочия по истребованию у лица, обладающего соответствующей информацией, только тех документов (информации), которые непосредственно касаются деятельности проверяемого контрагента либо конкретной индивидуально-определенной сделки.

Карточки бухгалтерских счетов являются регистрами бухгалтерского учета, которые в силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах. Они не относятся к деятельности контрагента организации, а также не могут свидетельствовать о факте совершения хозяйственных операций (сделок) между организацией и ее контрагентом. Кроме этого, карточки счетов не являются документами (информацией), служащими основанием для исчисления и уплаты налогов, а также документами, подтверждающими правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Следовательно, карточки счетов не являются теми документами, которые организация обязана представить налоговому органу в целях осуществления мероприятий налогового контроля в отношении ее контрагента.

Таким образом, непредставление карточек счетов бухгалтерского учета не образует состав правонарушения, установленный ст. 129.1 НК РФ. Это подтверждает сложившаяся к настоящему времени арбитражная практика (см., например, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.08.2013 по делу N А10-2526/2012, от 25.02.2013 по делу N А10-2227/2012, ФАС Северо-Западного округа от 29.11.2011 по делу N А42-1789/2011).

Следовательно, решение налоговых органов о привлечении организации к ответственности по ст. 129.1 НК РФ за непредставление карточек бухгалтерских счетов может быть успешно оспорено в суде.

Е. М.Сигаева

Группа компаний

"Аналитический Центр"

М. Н.Озерова

Группа компаний

"Аналитический Центр"

——————————————————————

План счетов бухгалтерского учета 2018-2019

Карточки счетов бухгалтерского учета

Учетные регистры бухгалтерского учета (формы, образцы)

Читай всё полезное и впитывай, а нападки игнорируй. Здесь так принято. aka AMIGO

ВНИМАНИЕ! Ctrl-F5 или Ctrl-R


2000 человек.

(0)не верю что налоговая такое может требовать

TurboConf 5 — расширение возможностей Конфигуратора 1С

ВНИМАНИЕ! Если вы потеряли окно ввода сообщения, нажмите Ctrl-F5 или Ctrl-R или кнопку "Обновить" в браузере.

Тема не обновлялась длительное время, и была помечена как архивная. Добавление сообщений невозможно.
Но вы можете создать новую ветку и вам обязательно ответят!
Каждый час на Волшебном форуме бывает более 2000 человек.